Зинаида Волконская: певица, музыкальный деятель, композитор тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Иванова, Екатерина Валентиновна

  • Иванова, Екатерина Валентиновна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 268
Иванова, Екатерина Валентиновна. Зинаида Волконская: певица, музыкальный деятель, композитор: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2008. 268 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Иванова, Екатерина Валентиновна

Введение.

Творческое наследие З.А. Волконской: судьба и проблемы его изучения.

Глава Первая-.

Салон З.А. Волконской: музыкально-театральные представления, концерты, круг участников, репертуар.

§ 1. Салон З.А. Волконской.

Круг участников музыкально-театральных постановок на сцене салона княгини З.А. Волконской.

§ 2. 3. А. Волконская-певица и ее репертуар.

Музыкально-театральные постановки и концерты на сцене салона

З.А. Волконской.

Глава Вторая.

Музыкальные произведения З.Волконской.

§ 1. Опера «Жанна д'Арк».

§ 2. Романсы.

§ 3. Кантата «Памяти Александра Первого».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Зинаида Волконская: певица, музыкальный деятель, композитор»

Творческое наследие З.А. Волконской: судьба и проблемы его изучения.

Зинаида Александровна Волконская (1789 - 1862) - одно из замечательных имен в, истории русской культуры'первой половины XIX века. Блистательная предводительница муз, великосветская хозяйка аристократического салона, где бывали В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, М.И. Глинка, А. Мицкевич, A.C. Пушкин; обладательница уникального голоса, участвовавшая в постановках опер «Прекрасная Мельничиха» Дж. Паизиелло, «Итальянка в Алжире» и «Танкред» Дж. Россини, «Горации и Куриации» Д. Чимароза; ученицаА. Буальдье и друг Дж. Россини, поэтесса, сама возделывавшая литературную.ниву, и женщина-композитор, оставившая музыкальное наследие, представляющее определенный интерес.

В современной литературе существует довольно много сведений о З.А. Волконской, но во всех них рассматривается ее литературное творчество. При этом следует отметить, что авторы-исследователи гораздо более полно рассматривают творческие связи Волконской с поэтами и писателями пушкинской эпохи, чем ее собственные литературные опыты. Работы, основанные на изучении музыкальных материалов, сохранившиеся в гораздо меньшем' объеме; чем1 литературные, отсутствуют. Исследований, посвященных изучению московского салона княгини Волконской, достаточно много. Среди, прочих можно упомянуть работы В.Б. Муравьева1, И.А. Желваковой2,

1 Муравьев Вл. «Среди рассеянной Москвы.» - В царстве муз. Московский литературный салон 3. Волконской. М. 1987.

2 Желвакова И.А. Улица Горького, 14. М. 1987.

M.ULI. Файнштейна3, P.E. Теребениной4, Т.А. Щербаковой5, Н.М. Волович6, В.М. Фридкина7. И'. Канторович8. В большинстве упомянутых исследований (статьи В. Муравьева, М.Ш. Файнштейна, P.E. Теребениной, Н.М. Волович, В.М. Фридкина) большое внимание уделяется взаимоотношениям З.А. Волконской и A.C. Пушкина. В, статье Т.А. Щербаковой подробно рассказана история раздробления архива З.А. Волконской.

Ситуация, описанная И.С. Зил ьберштейном в статье «Новонайденное письмо М.И. Глинки к З.А. Волконской» за 50 лет почти не изменилась: «Ни одной научно-монографической работы,о З.А. Волконской нет»9. География исследователей-жизни, творчества, архива Волконской охватывает многие страны: Россию, Польшу, Италию, Францию, Великобританию, США. Однако все исследователи невольно ограничены материалами, которые имеются в их распоряжении, то есть тем, что принадлежит их стране. Несложно заметить, что российские исследователи в основном опираются на воспоминания современников, а также статьи в периодической печати того времени. Итальянские ученые (среди которых П.Каццола, М. Коладжованни) располагают в большей, степени материалами, относящимися к религиозной деятельности княгини. Американские же историки обладают настоящим сокровищем - архивом княгини Зинаиды Александровны Волконской.

Поистине, список статей, выпущенных о Волконской в разных частях света, может показаться огромным, но, тем не менее, ни одна из работ не охватывает полностью все сферы деятельности княгини. И лишь немногим исследователям удалось более или менее полно описать жизнь З.А. Волконской10.

3 Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры. Историко-литературные очерки. Л. 1989. С. 63-83.

4 Теребенина P.E. Пушкин и Волконская // Русская литература. 1975. № 2.

5 Щербакова Т.А. «Среди рассеянной Москвы .» // Советская музыка. 1984. № 1. С. 94-98.

6 Волович Н.М. Пушкин и Москва. М. 1994. I. С. 38 - 86.

7 Фридкин В.М. Пропавший дневник Пушкина. М. 1991.

8 Канторович И. «Самый нежный звук Москвы.». Салон Зинаиды Волконской // Новое литературное обозрение. 1996. № 20.

Зильберштейн И.С. Новонайденное письмо М.И. Глинки к З.А. Волконской // Памяти

Глинки: Исследования и материалы. М. 1958. С. 451 - 456.

10 См. работы: H.A. Белозерской, М.А. Гаррис. Б. Арутюновой, И. Канторович.

Таким образом, изучение биографических данных о княгине Волконской убеждает в том, что возможно более полная реконструкция ее жизненного и творческого пути еще впереди.

В настоящей работе впервые осуществляется попытка создать возможно более полный творческий портрет Волконской на основе изучения всех сохранившихся до настоящего времени историко-биографических и музыкальных материалов.

Сложно складывалась и судьба творческого, особенно музыкального наследия княгини.

Многие исследователи отмечают, что Волконская, уезжая навсегда, из России, естественно, забрала и свою библиотеку, коллекцию картин, письма- к ней- и пр'. Здесь следует уточнить: княгиня, естественно, увезла< наиболее ценные для нее книги, ноты, письма, картины, различные сувениры. Однако крупицы оставшегося хранятся в архивах.в разных уголках нашей страны: в РГАЛИ, РГИА, некоторые из рукописей - в РНБ и РГБ, а также в Отделе Рукописей Научной музыкальной библиотеки* Санкт-Петербургской' консерватории.

После смерти княгини основное собрание книг, нот, картин оставалось в Италии. Как сообщает газета «Музыкальное обозрение», «на протяжении долгих десятилетий русские исследователи безрезультатно пытались выяснить его судьбу. Незадолго до Первой Мировой войны, после настойчивых хлопот пушкиниста-литературоведа П.Е. Щеголева, министерство иностранных дел поручило русскому послу в Риме выяснить возможность-приобретения архива для Пушкинского Дома. Но попытка оказалась безрезультатной»11.

Весь архив, собрание картин и- библиотека З.А. Волконской; сохранялись в неприкосновенности на. римской вилле вплоть до 1921 года. Затем начался процесс раздробления архива. Известно, что последняя владелица виллы княгини Волконской - ее приемная внучка Н.В. Волконская, по мужу маркиза Кампанари, жила здесь до 1921 года, а затем продала ее германскому посольству. До смерти

11 "Музыкальное обозрение". 1992. № 84, статья "Памятные даты".

Волконской-Кампанари в 1923 году архив, по-видимому, не дробился, но при переезде вполне могло что-то из коллекции бесследно исчезнуть. Затем архив был поделен между наследниками (муж маркизы и четверо детей) на пять частей, причем полностью сохраненная маркизой коллекция Зинаиды Александровны -рукописи, картины, книги - заколоченная, в ящики, была, распределена безотносительно к их содержанию - ящики даже не вскрывались при разделе между пятью наследниками. Большая часть коллекции, по свидетельству Я.Б. Полонского, в течение последующих лет распродавалась на аукционах Рима. У антикваров* можно было приобрести книги с экслибрисами Зинаиды Волконской, картины русских художников из ее собрания, альбомы, с > автографами, отдельные документы. По некоторым легендарным данными во время Второй Мировой войны итальянские солдаты обогревались у костров, в которых горела мебель княгини. Таким образом, найти хоть какие-то следы большей (4/5) части архива Волконской представляется маловероятным.

И лишь пятая часть, принадлежащая Владимиру Кампанари, мужу Н.В. Волконской - Кампанари, была им целиком продана незадолго до смерти в 1931 году одному русскому антиквару в Риме - Василию Лиммерману12. Новому владельцу удалось также приобрести некоторые вещи из других частей архива Волконской, тем самым, увеличив свою коллекцию.

В 1966 году, под псевдонимом Андре Трофимов он издал в Риме на французском языке книгу «Княгиня Волконская. Из императорской России в папский Рим»13. В ней Лиммерман описал, свою часть коллекции. Вскоре он продал почти весь имеющийся у него архив княгини, американцу Килгуру (КМдоиг), оставив» у себя несколько картин и книг. Картины сохранялись у него до конца жизни, а после его смерти были распроданы в 1976 году с аукциона

12 В.М. Фридкин пишет фамилию коллекционера так: Леммерман. С чем связано такое написание - установить не удалось. Не менее часто встречается и другое имя антиквара: Владимир Лиммерман.

13 Trofimoff A. La princesse Z. Wolkonsky. De la Russie imperiale a la Rome des Papes. Roma, 1966. в Риме14. Судьба книг, оставшихся в коллекции Лиммермана, неизвестна. Среди принадлежавшей антиквару библиотеки Волконской, как указывает Б. Арутюнова, была, например, поэма В.А. Жуковского «Ундина», собственноручно подписанная автором: «Княгине Зинаиде Александровне Волконской на память о нашей дружбе. Январь, 18/30, 1839, Рим»15. А последний владелец коллекции - Килгур - 14 февраля 1967 года подарил это собрание библиотеке Гарвардского Университета в связи с 25-летним юбилеем библиотеки16.

Таким образом, большая часть сохранившегося архива Волконской принадлежит теперь Houghton Library, которая находится в Гарвардском^Университете.

Любопытен факт, приводимый В.М. Фридкиным в книге «Пропавший дневник Пушкина» о том, что «раньше [до 1981 года -Ек. И.] никто из советских исследователей не знакомился с архивом воочию, не держал его документов в руках»17. Таким образом, описание, сделанное И.С. Зильберштейном и относящееся не позднее, чем к 1958 году, произведено, скорей всего, со слов владельца коллекцией. Важно отметить, что этот документ относится к тому времени, когда архив З.Волконской находился^ в частной коллекции В. Лиммермана.

Кроме того, В.М. Фридкин отмечает, что опись имущества Волконской и, в частности, каталог ее библиотеки никогда не публиковались18. Безусловно, и Зильберштейн, и Фридкин сделали попытку описания альбомов, хранящихся в архиве, но даже число описываемых ценностей у двух исследователей расходятся: Зильберштейн говорит о 9 альбомах, а Фридкин - о 15!

4Прожогин Н.П. Судьба одной коллекции // Правда, 1976, 1 февраля.

15Aroutunova В. Lives in letters. Princess Zinaida Volkonskaya and her correspondence. Columbus. Ohio. 1994. P. 89.

16 При описании истории раздробления архива использованы материалы: "Музыкальное обозрение". 1992. № 84. Статья "Памятные даты"; Зильберштейн И.С. Новонайденное письмо М.И. Глинки к 3.A. Волконской // Памяти Глинки- Исследования и материалы. М. 1958.; Фридкин В.М. Пропавший дневник Пушкина. Рассказы о поисках в зарубежных архивах. М. 1991.

17 Фридкин В.М. Пропавший дневник Пушкина. Рассказы о поисках в зарубежных архивах. М. 1991. С. 116.

18Там же. С. 122.

Что касается подробного описания содержания альбомов, то, как заметил, Фридкин, к тому времени оно еще не было сделано.

Собственно, первый каталог библиотеки З.А. Волконской, включающий в себя описание нот, книг и писем, был сделан Houghton Library, библиотекой Гарвардского Университета. Нам удалось связаться с рукописным отделом Houghton Library и заведующая отделом рукописей Jennie Rathbun любезно предоставила описание нот, книг и рукописей, хранящихся в фондах Гарвардской библиотеки19.

Судьба архива З.А. Волконской странным образом перекликается с судьбой самой княгини: коллекция русской аристократки, распылившись по крупицам, хранится во многих частных собраниях, в различных библиотеках мира, но нигде она не может сфокусироваться в единое целое, чтобы, дать полное представление исследователю о своей знаменитой хозяйке. Именно с этим странным, почти мистическим свойством коллекции Волконской приходится сталкиваться чаще всего. Зачастую мы имеем некоторую информацию, проверить подлинность которой представляется невозможным. А отсутствие точных данных ведет к возникновению легендарных историй. Впрочем, легенды о Волконской появлялись еще при жизни Зинаиды Александровны.

Сложилось так, что имя княгини традиционно связывалось со всевозможными пересудами, легендами и так далее. Соответственно, и в тех сведениях, которые удавалось и удается собрать исследователям из многочисленных источников, существует большая доля недостоверной информации. Подчас определить, что является подлинными данными, а что искажением, практически невозможно. В некоторых случаях, точная датировка пребывания княгини Волконской в том или ином месте, воссоздавалась по сохранившимся письмам современников к самой Зинаиде Александровне20, а также и к другим адресатам. Так, например, о

19 См. Приложение.

20 Книга Б. Арутюновой: "Lives in letters. Princess Zinaida Volkonskaya and her correspondence", основанная на собрании писем, хранящихся в рукописном отделе библиотеки Гарвардского Университета, в данном случае является наиболее полно аргументированной. московском периоде существования салона княгини можно найти информацию в письмах А.Я Булгакова к брату21. Однако следует учитывать, что упомянутые письма подчас могли содержать неточности, поскольку и человеческая память несовершенна, а восприятие одних и тех же событий неоднозначно.

Самым запутанным несложным периодом жизни княгини можно считать 1840 - 1862 годы. По-видимому, сама З.А. Волконская не желала* публичного обсуждения своих действий; так, ее сын в предисловии к 2-томному изданиюСочинений'княгини22 писал: «У нас имеется под руками много страниц, относящихся к этому периоду ея жизни, которые не подлежат опубликовыванию. Это лучи* света, которые могут вполне осветить ее и сделать до концам понятной лишь для тех, которые знали эту великую душу»23.

Остается лишь сожалеть, что А.Н. Волконский так и не опубликовал те страницы, и они, по-видимому, для нас бесследно исчезли.

Доступные нам источники позволяют в какой-то мере реконструировать образ княгини Волконской. Безусловно, многие факты так и остаются неподтвержденными. Так, например, существует версия, что, уже живя в Риме, Волконская продолжала сочинять музыку, в частности, ею написаны мессы, хоралы* на католические тексты24. Но подтвердить эту информацию невозможно, поскольку ни нот (в лучшем случае), ни даже воспоминаний современников мы не имеем. В данном контексте представляется большой удачей подтверждение существования написанной в 1821 году З.А. Волконской оперы «Жанна д'Арк», найденной в архиве Гарвардской библиотеки а также получение автором диссертации копии рукописи партитуры этой оперы.

21 Булгаков А.Я. Письма к брату // Русский архив. 1901. T. II. Кн. 5. T. II. Кн. 6. Т. III. Кн. 7. Т. III. Кн. 9

22 Euvres choisies de la princesse Znide Volkonsky, nee princesse Beloselsky-Belozersky. Paris et Karlsruhe: W. Hasper, 1865, I. В РНБ хранится второй том сочинений, изданный на русском языке.

23 Гаррис M .А. Зинаида Волконская и ее время. М. 1916. С. 105.

24Aroutunova В. Lives in letters. Princess Zinaida Volkonskaya and her correspondence. Columbus. Ohio. 1994. P. 35. А также Светлана Макаренко. Сайт: People's History, статья: "Волшебный скипетр царицы муз или неоконченный роман о "famme fatale". «Пачка писем с римской мансарды».

Работая с копиями архивных документов, а также с описанием коллекции Волконской, находящейся в Houghton Library, мы можем с уверенностью указывать на подтвержденные факты и легендарные данные. Всю информацию, встречающуюся в любом из источников и подтверждающуюся в письмах, фотографиях, в нотах или книгах архива княгини в Гарвардской библиотеке, автор считает подтвержденной, истинной и с подобного рода фактами работает как с неопровержимыми доказательствами. Та информация, которая встречается в литературе о Волконской только один раз, в настоящее время, безусловно может подвергаться сомнению.

Таким образом, весьма условная степень изученности музыкального творческого наследия З.А. Волконской, а также децентрализованное нахождение известной части архивных хранений, настоятельно располагают к включению в диссертацию «Зинаида Волконская: певица, музыкальный деятель, композитор» таких разделов, как:

1. Изучение музыкально-общественной деятельности княгини.

2. Описание и музыкально-теоретическое исследование возможно большего числа сохранившихся ее музыкальных произведений.

Особо отметим, что в 1805 - 1808 гг. З.А. Волконская регулярно брала уроки композиции у мэтра французской композиторской школы А. Буальдьё25. Становится понятным, как формировались композиторские навыки Волконской, ее общая ориентация на «общеевропейские нормы» музыкального языка и исполнительские принципы. Разумеется, как увидим, они получили определенную национальную русскую окраску и интерпретацию. Также нельзя не сказать, что несколько позднее, с середины 1810-х гг до начала 1820-х гг. Волконская« имела возможность консультироваться по проблемам композиции и вокальной техники у самого Дж. Россини.

25 См. об этом. Азадовский М.К. Из материалов Строгановской Академии. Неопубликованные произведения Ксавье де Местра и Зинаиды Волконской // Литературное наследство. М. 1939. Т. 33 - 34.

Вследствие данных обстоятельств актуальность изучения музыкального творчества З.А. Волконской - певицы-и композитора очевидна. В настоящей работе впервые осуществляется попытка создать возможно более полный творческий портрет Волконской на основе изучения всех сохранившихся до настоящего времени историко-биографических и музыкальных материалов. Все перечисленные обстоятельства, вполне закономерно, располагают к особой оценке состояния дел в сфере изучения биографических данных о жизни и творчестве Волконской. Наиболее актуальным сегодня направлением в развитии данной^ исследовательской линии является^ также научно-аргументированная, реконструкция ее жизненного и творческого пути. Ибо отсутствие академически выверенной информации препятствует не только формированию обширной и географически разбросанной базы исследовательских данных по теме, но и процессамосвоения ее творческого наследия.

Целью диссертационного исследования является целостная культурологическая, историко-культурная и музыкально-историческая оценка музыкального наследия Волконской и ее музыкальной деятельности, что позволит восполнить пробелы в, современном научном знании истории отечественного музыкального искусства первой половины XIX века.

В соответствии с основной целью в диссертационном исследовании реализуются следующие задачи:

1. Выявить местонахождение существующих (известных сегодня) частей архива княгини Волконской, установить.их состав.

2. Провести источниковедческое изучение музыкальных рукописей; нотных изданий и> эпистолярных документов, относящихся к ее творческому наследию.

3. Изучить композиторское творчество З.А. Волконской.

4. Исследовать сферу деятельности З.А. Волконской как незаурядной певицы своего времени, исполнительницы произведений других авторов, хозяйки великосветского музыкального салона.

5. Попутно, на основании архивных документов, а также воспоминаний и писем современников, реконструировать возможно более полную биографию, воссоздать творческий облик княгини З.А. Волконской. В работе впервые собран воедино материал, характеризующий* творческую личность Волконской и ее музыкальное наследие. Наиболее очевидные научные открытия данного исследования.-доказательство существования и выявление музыкальных текстов неизвестной ранее оперы Волконской «Жанна д'Арк», романсов^ и Кантаты «Памяти Александра Первого», а также текстологическое и музыкально-аналитическое изучение этих произведений княгини, вследствие чего творчество,Волконской-композитора представлено в-контексте эпохи. В частности, высказано предположение, что творчество Волконской принадлежит к так называемому «переходному стилю», в котором уже проявляется русская самобытность, но еще сильны влияния французского и итальянского стилей.

Научную базу диссертационного исследования составили труды российских ученых, в первую очередь, Б.В. Асафьева, Е.М. Орловой,

• 4 •

М.С. Друскина, Ю.В. Келдыша, A.C. Рабиновича, а также Т.Н. Ливановой, И.Ф. Петровской, Т.А. Щербаковой, H.A. Огарковой, Н.Ф. Финдейзена и др.

В работе использован комплексный метод исследования, учитывающий и историко-биографический ракурс, и культурологический, и изучение рукописей, и анализ музыкального текста произведений княгини Волконской.

Автор данной работы - композитор, и потому в диссертации сделаны гипотетические попытки реконструкции отдельных t фрагментов партитур оперы «Жанна д'Арк» и Кантаты «Памяти Александра Первого».

Диссертация состоит из: Введения, название которого -Творческое наследие З.А. Волконской: судьба и проблемы его изучения; Первой главы, посвященной салону З.А. Волконской, музыкально-театральным представлениям и концертам на сцене салона княгини, а также репертуару Волконской-певицы; Второй главы, в которой анализируются все сохранившиеся музыкальные произведения княгини Волконской; Заключения, Списка литературы и Приложений. В Приложения вошли: описание рукописей архива З.А. Волконской, хранящегося в Гарвардской библиотеке (на английском языке), перевод либретто оперы «Жанна д'Арк», а также иллюстрации - портреты, титульные листы нотных изданий, ноты романсов З.А. Волконской.

Общий объем диссертации составляет 265 страниц. и

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Иванова, Екатерина Валентиновна

Заключение:

Княгиня Зинаида Александровна Волконская - певица, музыкально-общественный деятель, композитор, имя которой возможно вписать не только в музыкальную историю России, но и в историю литературы, и в историю салона. Учитывая, что жизнь княгини была связана не только с Россией, но и с Италией и Францией, важно отметить взаимовлияние культурных традиций этих стран, в творчестве и музыкальной деятельности Волконской. Так, например, на ее римской вилле частыми гостями- были русские художники (Ф.А. Бруни, К.П. и А.П. Брюлловы, К. Тон), русские писатели (Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский), русские композиторы.(М.И. Глинка) - ее римский салон был неким островком русской культуры в Италии: А в московском салоне Волконская принимала польскую пианистку М. Шимановскую, польского поэта А. Мицкевича, итальянских музыкантов - Паини и Перуккини. Известен факт общения русских писателей с Гёте в Веймаре,, куда они были, приглашены по инициативе З.А. Волконской. Благодаря помощи княгини русские художники получали заказы на портреты итальянской аристократии в Риме. Стараниями княгини - певицы была поставлена опера Дж. Россини «Итальянка в Алжире» на сцене частного парижского театра, что положило начало популярности итальянского маэстро в Париже. Именно1 княгиня Волконская' попросила Фердинандо Паера не препятствовать появлению опер Россини на парижских театральных сценах. А русские темы, появившиеся в финале I акта оперы «Севильский цирюльник» были напеты опять-таки княгиней Волконской.

З.А. Волконскую можно назвать «проводником» русской культуры в европейской среде, и одной из тех,, кто, черпая все лучшее от европейских традиций, привносила это на русскую почву. Продвигая русское искусство на Запад, она олицетворяла некое культурное единение с Европой.

Следует отметить, что творческие увлечения княгини весьма разносторонни: в юные годы она увлекалась живописью и сочинительством стихов на французском языке; молодые годы княгини были посвящены карьере певицы - среди спетых ею ролей особенно выделяются партии Мельничихи из оперы Дж. Паизиелло «Прекрасная Мельничиха» и Танкреда из одноименной оперы Дж. Россини. 1824-1829 годы княгиня отдала изучению родного языка и истории России: в эти же годы появляются ее стихотворения и проза на русском языке. Помимо этого З.А. Волконская занималась издательством журнала «Bulletin de Nord», была одной из первых женщин, ставших Почетным Членом Исторического Общества.

Безусловно, одним из постоянных видов деятельности княгини Волконской были салонные собрания, которые она проводила сначала в Одессе, затем в Риме, Париже, Москве и снова в Риме. Все пять периодов существования салона Волконской отличаются по наполнению, смыслу, который вкладывала в^них княгиня. Салонные собрания как вид культурно-общественной, деятельности красной нитью проходят через всю жизнь княгини Волконской;

Но, пожалуй, самым интересными для нас являются композиторские опыты княгини. Во-первых, потому, что эта сторона творчества Волконской до сих пор не была изучена. Во-вторых, творчество З.А. Волконской-композитора относится к тому культурному пласту российской музыкальной, действительности, который смело можно назвать началом дальнейшего развития композиторской школы. Безусловно, композитор Волконская принадлежит к числу дилетантов, занимающихся сочинительством ради реализации своих творческих возможностей, так сказать, для* себя. Возможно, если бы З.А. Волконская из множества интересующих ее видов деятельности выбрала бы только композицию, и смогла бы заниматься сочинением профессионально, то есть постоянно, систематически, то композиторское творчество княгини было бы и полнее, и значительнее. Однако даже те сочинения княгини, которые

198 известны-на сегодняшний день, вполне незаурядны и характеризуют творчество Волконской как сочетающее в себе признаки западноевропейского и русского стилей.

Безусловно, творчество княгини Зинаиды Александровны Волконской - композитора не столь разносторонне и по жанрам, и по формам. Но в ряду композиторов конца XVII1 - начала XIX веков -среди таких выдающихся личностей как O.A. Козловский, Д.С. Бортнянский, М.С. Березовский или И.Е. Хандошкин - место Волконской-композитора определено общими тенденциями поиска русского стиля в рамках общеевропейских традиций.

Учитывая историческое влияние западноевропейской музыкальной« культуры^ на национальные основы творчества, важно отметить, что подражательство какому-либо европейскому стилю -будь то итальянский, французский, немецкий стиль - не являлось для русских композиторов потерей собственной индивидуальности. Например, еще в- XVII в. «церковное пение стало воспринимать западные модные течения в виде кантов, псалмов и нового "концертного" стиля, почти совершенно отказавшись от русификации их внутренних форм. Последние были заимствованы из Польши (а туда пришли из Германии и Италии) I.]»1. Уже через полстолетия кантовая традиция настолько ассимилировалась, что приобрела «статус» русского жанра. За кантом на российскую музыкальную сцену пришла итальянская опера, занявшая главенствующую роль на театральных подмостках придворных театров. На рубеже XVIII - XIX вв. музыкальная действительность была охвачена новой модой, -французоманией.

Однако все двухвековое влияние общеевропейской культуры с неизбежным* подражательством4 и заимствованиями подготовило прочную основу, получило «ясно выраженные основные формы»2, по

1 Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России. М.-Л. 1929. Т. И. Вып. 7. С. 374.

2 Там же. С. 376. которым русское музыкальное творчество могло развиваться по пути национальной школы.

Безусловно, влияние различных европейских стилей, моды накладывало свой отпечаток на русские музыкальные произведения различных авторов. Композиторская школа рубежа XVIII - XIX вв. уже выходила из стадии ученичества: итальянцами, французами, работающими в России, уже были воспитаны многие выдающиеся русские сочинители. Однако самобытность и своеобразие русского стиля в произведениях первых воспитанников иностранных мастеров находилась еще на первоначальной ступени развития. Таким образом, проявился так называемый «переходный стиль» - русско-итальянский, русско-французский; русско-европейский: У многих русских композиторов этого периода наряду« с потрясающими находками русской самобытной интонации, гармонии, формы, использованы общеевропейские, стереотипные ходы, формы движения, жанры и т.д.

В русле сложившихся общеевропейских правил сочиняла^музыку и княгиня З.А. Волконская. Однако ее музыкальные опусы отнюдь не являются простым подражательством оперной, романсовой или кантатной европейской традиции. В каждом из найденных произведений Волконской проявляется влияние зарождающегося русского стиля: редкие, но все же встречающиеся интонации русской песни в опере; традиционные для русского погребального обряда формы и интонации в Кантате; типовые для бытования русского романса гармонические обороты, формульные типы фортепианной фактуры в вокальных произведениях.

Ее музыкальные опусы относятся к сфере домашнего музицирования; непредназначенность произведений Волконской для широкой публики, подтверждается* их исполнительской жизнью. Биография княгини полна примеров ее появления на придворной сцене в качестве певицы, но свои композиторские опыты Волконская показывала только на своей домашней сцене римской виллы или московского особняка.

Следует отметить, что сочинения княгини не лишены композиторской выдумки, интереснейшие композиторские находки, «зерна» целых композиторских открытий имеют место быть наряду с расхожими, общими приемами. Немаловажным в данном контексте является тот факт, что дилетантское сочинительство среди дворянства на рубеже XVIII - XIX вв. стало чрезвычайно популярным. Но, «подражая профессионалу в изготовлении собственного произведения [.] дилетант и не стремится постичь все тонкости мастерства. Он хочет создать нечто похожее на профессиональное искусство, особо- не заботясь об отточенности, правильности, изобретательности своего творения. И трудится, конечно»же, не ради заработка, а скорее для «забавы», для удовольствия, для пробы, для себя, друзей, детей, подарка. А может быть, для того, чтобы потешить свое самолюбие»3. Отличие дилетанта от профессионала не в том, что творение первого «хуже» произведения второго, а в том, что дилетант не ставит своей задачей сделать творчество ремеслом, за которое он сможет получать доход. Творчество дилетанта имеет массу иных причин, главная из которых, на наш взгляд - прикоснуться к «вечному искусству».

Конечно, княгиня Волконская-композитор не могла не попасть под влияние идей и интонаций, форм и жанров итальянской и французской оперы. Однако и она находилась в русле поиска русского стиля, что видно по, возможно, случайным русским интонациям в опере, по явно намеренной опоре на традиционный русский погребальный обряд в Кантате. Характерно, что сознательные или случайные поиски Волконской совпадают с исканиями Д.С. Бортнянского в традиции opera-seria, O.A. Козловского в традиции погребальной музыки - Requiem'a.

3 Огаркова H.A. Церемонии, празднества, музыка русского двора. XVIII - начало XIX века. СПб., 2004. 180.

Рассматривая музыкальную деятельность княгини Волконской, с точки зрения профессионализма следует выделить один - пение. Участие в различных придворных и частных спектаклях Волконской-певицы охватывает период с 1815 по 1822 годы, то есть с 26 до 33 лет княгини. Этот возраст для певицы является самым пиковым: голос уже зрелый, но еще не имеет признаков усталости: Следует также отметить, что Волконская выступала на тех же сценах, где играли и профессиональные певицы, зачастую даже в одном спектакле с княгиней. Случаи же исполнения композиторских сочинений З.А. Волконской на одной сцене (но не домашней сцене самой княгини), в один вечер с произведениями» других композиторов неизвестны. Фактьь исполнительской жизни Волконской-певицы и Волконской-композитора позволяют поставить первую в ряд профессиональных певиц, а вторую - в ряд композиторов-дилетантов.

Музыкальные произведения З.А. Волконской интересны в первую очередь именно тем, что они являются «контекстом» эпохи начала XIX века. Романсы княгини - это тот музыкальный материал, который звучал^ на сценах салонов дворянства. В этот музыкальный пласт вписаны имена многих композиторов: H.A. Мельгунов, И.И. Геништа, М.Ю. Виельгорский, В.Н. Головина, Н.И. Куракина - все они отдали дань сочинительству модных французских романсов, затем русских романсов. Но среди них только И.И. Геништа и М.Ю. Виельгорский кроме романсов писали еще оперы-водевили, инструментальную музыку. Однако наиболее известными становились именно их произведения камерно-вокальных жанров. Из произведений Волконской наибольшей популярностью пользовался романс «Дубрава шумит.» и Кантата «памяти Александра Первого», то есть произведение крупного ораториального вокального жанра. Самобытность Волконской-композитора проявляется и в том, что, в эпоху увлечения комическими сюжетами, водевильной тематикой, она обращается к жанру орега-5епа, с героическим сюжетом, который не был использован ранее в композиторской практике4.

Безусловно, значение творчества Волконской-композитора могло бы быть намного весомее, если бы кроме обнаруженных рукописных фрагментов оперы, издания Кантаты и романсов, удалось бы найти партитуры гипотетически существующих месс и псалмов, написанных княгиней после 1829 года. Но и имеющиеся ноты произведений Волконской тем более ценны, что они составляют музыкальную картину эпохи начала XIX века.

Но каковы бы ни были причины, побудившие княгиню Волконскую сочинять не только вокальные миниатюры, но и целую оперу, важно то, что, находясь в рамках европейско-русских тенденций композиторского творчества, ее произведения вошли в целый культурный пласт эпохи, завершившийся творчеством М.И. Глинки. Хотя, действительно, настоящее «возрождение национальной русской музыки началось только с Глинки»5, до него происходило постепенное обновление музыкального творчества элементами русской народной интонации в произведениях целого поколения «русских итальянцев», «русских французов», к которым и относится творчество княгини Волконской.

4 Дж. Россини написал кантату на сюжет о Жанне д'Арк после 1829 года.

5Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России. М.-Л. 1929. T. II. Вып. 6. С. 185.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Иванова, Екатерина Валентиновна, 2008 год

1. Азадовский М.К. Из материалов «Строгановской Академии». Неопубликованные произведения Ксавье де Местра и Зинаиды Волконской / М.К. Азадовский. -. М.: Академия, 1939. Литературное наследство, ТТ. 33 - 34.

2. Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки,и салоны. / М. Аронсон, С. Рейсер, Л.: Прибой, 1929. - 400 е.: илл.

3. Асафьев Б. В. Русская музыка. XIX и начало XX века / Б.В. Асафьев. Л.: Музыка, 1979. - 344 с.

4. БатюшковК.Н. Сочинения / К.Н. Батюшков. М. - Л:, Academia, 1934. -748 е.: илл.

5. Безелянский Ю. Северная Коринна / Ю. Безелянский // Вера Надежда, Любовь. Женские портреты / М.: Радуга, 2000. 480 е.: портр. - С. 9 -39.

6. Бронфин Е.Ф. Французская опера в России XVIII в. / Е.Ф. Бронфин. Л.: ЛОЛГК, 1984. - 40 с.

7. Бэлза И.Ф. Мария Шимановская. / И.Ф. Бэлза. М.: СССР Академия наук, 1956. - 186 с.

8. Бэлза И.Ф. Царица звуков. Жизнь и творчество Марии Шимановской / И.Ф: Бэлза. М.: Музыка, 1989. - 191 е.: илл., нот.

9. Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс XIX века / В.А. Васина-Гроссман. М.: Аадемия Наук, 1956. - 352 е.: илл.

10. Ю.Веневитинов Д.В. Полное Собрание Сочинений / Под редакцией А.П. Пятковского. СПб.: типография 0:И. Бакста, 1862. - 229 с.

11. Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II / Г.В. Вернадский. СПб.: Издательство имени Н.И. Новикова, 2001. - 400 с.

12. Волконская З.А. Сочинения / З.А. Волконская. Париж и Карлсруэ.: типография Л. Гейзендорфера, 1865. - 170 с.

13. Вольпер H.A. Музыка в русском драматическом театре конца XVIII -начала XIX века: дисс. Канд. Иск: 17.00.02 / H.A. Вольпер; Свердловск, 1975.

14. Гаррис М.А. Зинаида Волконская и ее время / М.А. Гаррис. М.: Типография Ф. Некрасова, 1916. - 256 с.

15. Глинка М.И. Полное Собрание Сочинений / М.И. Глинка. Под редакцией A.C. Ляпуновой. М.: Музыка, 1973. - Т. I., 494 е.: илл.

16. Глинка М.И.* Литературное наследие. Письма и документы / М.И'. Глинка. Под редакцией В. Богданова-Березовского. Л. 1953. - Т. II., 890 е.: илл.

17. Глинка М.И. Записки / М.И. Глинка. М. 2004. - 444 е.: илл.

18. Голицын H.H. Биографический словарь русских писательниц / H.H. Голицын. СПб., 1889. - 129 с.

19. Гуревич Л.И. История оркестровых стилей: учебное пособие для музыкальных вузов / Л.И. Гуревич. СПб. 1997. - 206 с.

20. Друскин Я. С. О риторических приемах в музыке И.С. Баха. СПб.: Композитор, 2005. 136 с, нот.

21. Дурылин С. Мадам де Сталь и ее русские отношения / С. Дурылин. -М.: Академия, 1939. Литературное наследство. ТТ. 33 - 34.

22. Ивановский А.Д. Иван Михайлович Снегирев. Биографический очерк / А.Д. Ивановский. СПб. 1871. - 440 с.

23. Кара-Мурза А. Знаменитые русские о Риме / А. Кара-Мурза. М.: Независимая газета, 2001. - 364 с.

24. Карасиньская И. Дневник Елены Шимановской // Русско-польские музыкальные связи / Под ред И.Ф. Бэлзы М.: Музгиз, 1963. - С. 83 -118.

25. Каре А. История оркестровки / А. Каре. М.: Музыка, 1989. - 304 е.: илл., нот.

26. Келдыш Ю.В. Русская музыка XVIII века / Ю.В. Келдыш. М.: Наука, 1965. - 464 е.: илл.

27. Колюпанов Н. Биография Александра Ивановича Кошелева / Н. Колюпанов. М. 1889. - Т. I. Кн. 2. - 265 с.

28. Конен В. Д. Театр и симфония / В.Д. Конен. М.: Музыка, 1975. - 376 е.: нот.

29. Конен В.Д. История зарубежной музыки / В.Д. Конен. М.: Музыка, Вып. 3. 1972. - 528 е.: нот.

30. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года:учебник для студентов теоретико-композиторских факультетов205музыкальных вузов. В 2-х томах / Т.Н. Ливанова. М.: Музыка, 1982 Т. 2. - 669 е.: нот.

31. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества / Д.С. Лихачев. СПб.: РАН истории русской литературы (Пушкинский Дом), 1999. - 2-е изд. - 192 с.

32. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века) / Ю.М. Лотман.,- СПб.: Искусство, 1997. - 399 е.: илл;„ .

33. Мицкевич А. Собрание сочинений: в переводе русских писателей. В 4-х томах / А. Мицкевич. Под редакцией П.Н. Полевого. СПб.: изд-во тов-ва М.О. Вольф, 1902. - 508 с.

34. Морошкин М.Я. Иезуиты в России в царствование Екатерины II и до нашего времени / М.Я. Морошкин. СПб., 1888. - Ч. I. - 580 с.

35. Муравьев А.Н. Знакомство с русскими поэтами / А.Н. Муравьев. -Киев., 1871. 393 с.

36. Пружанский A.M. Отечественные певцы 1750 1917: Словарь / A.M. Пружанский. - М.: Советский композитор, 1991. - 424 е.: илл.

37. Пушкин A.C. Полное Собрание Сочинений / A.C. Пушкин. М.-Л.: Академия, 1937. - Т. XIII. 740 е.

38. Пушкин A.C. в воспоминаниях современников: в 2-х тт. / Составитель В.Э. Вацуро и др. СПб.: Академический проект, 1998. Т. 2. - 656 с.

39. Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга / М.И. Пыляев.- СПб.: Лига, 1994. 550 с.

40. Рабинович A.C. Русская опера до Глинки / A.C. Рабинович. М.: Музгиз, 1948. - 270 е.: нот.

41. Розанов A.C. Полина Виардо-Гарсиа / А.С7 Розанов. Л.: Музыка, 1982.- 238 е.: илл.

42. Ручьевская Е.А. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу / Е.А. Ручьевская. СПб.: Композитор, 1998. - 268 с.

43. Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры. Историко-литературные очерки / М.Ш. Файнштейн. Л.: Музыка, 1989. - 256 с.

44. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века / Н.Ф. Финдейзен. М.-Л.: Музсектор, 1929, Т. II, вып. VI. - 346 е.: илл.

45. Фридкин В.М. Пропавший дневник Пушкина. Рассказы о поисках в зарубежных архивах / В.М. Фридкин. М.: Музыка, 1991. - 404 с.

46. Шишков A.C. Краткие записки / Шишков A.C. СПб., 1831. - 134 с.

47. Штейнпресс B.C. Зинаида Волконская певица и композитор / B.C. Штейнпресс // Очерки и этюды / М.: Советский композитор, 1980. -349 с.

48. Щедрин С.Ф. Письма из Италии / С.Ф. Щедрин. М:, 1932. - 540 с.: илл.

49. Щербакова Т.А. Музыка быта и русская профессиональная культура XIX в.: автореферат дис. Канд. Иск / Т.А. Щербакова; ВНИИ искусствознания. М., 1989. - 48 с.

50. Щербакова Т.А'. Михаил и Матвей Виельгорские / Т.А. Щербакова. М.: Музыка, 1990. - 128 с.1. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

51. A.B. Архив княгини Зинаиды Волконской / A.B. // Возрождение. Париж. 1936. 21 мая. С. 2.

52. Бартенев П.И. О княгине З.А. Волконской / П.И. Бартенев // Русский архив. 1867. № 2. С. 311 313.

53. Барсуков Н. Альбом автографов Н.Д. Иванчина-Писарева / Н. Барсуков // Старина и новизна. СПб. 1905. Кн. 10. С. 538.

54. Белозерская H.A. Княгиня З.А. Волконская / H.A. Белозерская // Исторический вестник. 1897. Т. III. С. 939 969. 1898. Т. IV. С. 131 -164.

55. Богаевская К.П. Первые чтения «Бориса Годунова» / К.П. Богаевская // Наука и жизнь. 1972. № 11. С. 46 47.

56. Бочаров И., Глушакова Ю. Первый памятник Пушкину / И. Бочаров, Ю. Глушакова // Неделя. 1982. № 22.

57. Булгаков А.Я. Письма к брату / А.Я. Булгаков // Русский архив. 1901. Т. II. Кн. 5, кн. 6. Т. III. Кн. 7, кн. 9.

58. Буслаев Ф.И. Римская вилла кн. З.А. Волконской / Ф.И. Буслаев // Вестник Европы. 1896. № 1. С. 5 32.

59. Бутурлин М.Д. Записки / М.Д. Бутурлин // Русский архив. 1897. Т. I. С. 640 643.

60. Ю.Бутурлин М.Д. Воспоминания / М.Д. Бутурлин // Русский архив. 1897. Кн. 2.

61. Веневитинов М.А. К биографии поэта Веневитинова / М.А. Веневитинов // Русский архив. 1885. № 1. С. 118 128, 132.

62. Веневитинов М.А. О чтениях Пушкиным «Бориса Годунова» в 1826 году в Москве / М.А. Веневитинов // Русские ведомости^ 1899. № 143.

63. Веневитинов М.А. Вечер у княгини Зинаиды Волконской (Из бумаг A.B. Веневитинова) / М.А. Веневитинов // Русская старина. 1875. № 4. С. 823 824.

64. Верещагин В.А. Московский Аполлон. Альбом князя A.M. Белосельского-Белозерского / В.А. Верещагин // Русский библиофил. 1916. № 1.

65. Волконская» З.А. Последние дни жизни Александра I. Рассказы очевидцев, записанные З.А. Волконской / З.А. Волконская // Русская старина. 1878. № 1. С. 139 150.

66. Волконская З.А*. Ольга (отрывок) / З.А. Волконская // Московский наблюдатель. 1836. Т. IX. С. 308 338.

67. Волконская З.А. Добродушие / З.А. Волконская // Московский вестник. 1827. Ч. V. № 20.

68. Волконский А.Н. Шесть писем Императора Александра 1-ого к княгине З.А. Волконской / А.Н. Волконский // Сборник русского исторического вестника. 1868. Т. III. С. 310 314.

69. Вяземский П.А. Воспоминания о Мицкевиче / П.А. Вяземский // Русский архив. 1873. № 6. С. 1085.

70. Голенищев-Кутузов М.И. Письмо к Е.М. Тизенхаузен / М.И. Голенищев-Кутузов // Старина'и новизна. 1874. Т. X. С. 377.

71. Джунковский Ст. Русский, семь лет иезуит / Ст. Джунковский // Русский инвалид. 1866. № 289.

72. Записка аббата Николя о воспитании князя А.Н. Волконского //

73. Русский архив. 1896. Т. I. № 4. С. 486 496. 23.И.Я. К истории французского театра в России / И.Я. // Исторический вестник. 1897. Т. 70.

74. Канторович И. «Самый нежный звук Москвы.» Салон Зинаиды Волконской / И. Канторович // Новое литературное обозрение. 1996. № 20. С. 178-219.

75. Козлов И.И. Дневник / И.И. Козлов // Старина и новизна. СПб. 1906. Кн. 11. С. 46-47.

76. Музыкальное обозрение. 1992. № 84. Статья «Памятные даты».

77. Погодин М.П. Из воспоминаний о Пушкине / М.П. Погодин // Русский архив. 1865. С. 1254.

78. Прожогин Н.П. Судьба одной коллекции / Н.П. Прожогин // Правда. 1976. 1 февраля.

79. Репнина В.Н. Записки / В.Н. Репнина // Русский архив. 1897. Т. II. Кн. 7. С. 489.

80. Сайкина Н. Из истории взаимоотношений З.А, Волконской и «Архивных юношей» / Н. Сайкина // Новое литературное обозрение. 1994. № 20. С. 220 238.

81. Свистунов М. Грибоедовская Москва в письмах М.А. Волковой к В.И. Ланской / М. Свистунов // Вестник Европы. 1875. Т. 8. С. 679.

82. Снегирев И.М. Дневник: июнь декабрь 1825 / И.М. Снегирев // Русская старина. 1914. № 12.

83. Теребенина P.E. Пушкин и Волконская / P.E. Теребенина // Русская литература. 1975. № 2.

84. Фридкин В.М. Пушкинская Одесса в рисунках З.Волконской / В.М. Фридкин // Наука и жизнь. 1991. № 2.

85. Цветаев И. Памяти княгини З.А. Волконской / И. Цветаев // Московские ведомости. 1898. 24 марта.

86. Частные письма 1812 года // Русский архив. 1872. С. 2397.

87. Шенрок В. Н.В, Гоголь, пять лет жизни за границей / В. Шенрок // Вестник Европы. 1894. Август. С. 630.

88. Щербакова Т.А. «Среди рассеянной Москвы.» / Т.А. Щербакова // Советская музыка. 1984. № 1. С. 94 98.

89. ЗЭ.Эвальд В.Ф. Скульптор С.И, Гальберг в его заграничных письмах и записках 181 1823 / В.Ф. Эвальд // Вестник изящных искусств. СПб. 1884. Приложение ко 11-му тому. С. 9 - 183.1. АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

90. Архив З.А. Волконской. Houghton Library. Kilgour MS. Russian 46.

91. Архив Дирекции Императорских театров. СПб. 1892. Вып. I. Отд. II. С. 481.

92. ОР ИРЛИ. Ф. 5. Оп. 4, № 165. Л. 1-2.

93. ОР РНБ. Ф. 539. Оп. 2. № 615. Л. 1.

94. ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

95. Aroutunova В. Lives in letters. Princess Zinaida Volkonskaya and her correspondence. Columbus, Ohio. 1994.

96. Correspondence of Henry Beyle (Stendhal). Paris. 1933. V. V. P. 299.

97. Euvres choisies de la princesse Zén ide Volkonsky, nee princesse Beloselsky-Belozersky. Paris et Karlsruhe. 1865. V. I.

98. Extracts of the journals and Correspondence of Miss Berry. London. 1863. V. III. P. 330 331.

99. Fairweather M. The piligrim princess. A life of princess Zinaida Volkonsky. London. 1999.

100. Jakobson R., Aroutunova B. An unknown album page by Nikolaj Gogol // Harvard Library Bulletin. 1972. V. XX. № 3.

101. Memories de la comtesse de Boigne nee D'Osmond. Paris. 1971.

102. Revue Encyclopédique. Paris. 1824. V. XXII.

103. Sosthene de la Rochefoucauld. Memoires. Paris. 1837. V. I. P. 347 349.

104. Trofimoff A. La princesse Z. Wolkonsky. De la Russie imperiale a la Rome des Papes. Roma. 1966.

105. Troyat Henri. Alexander I. Le sphinx du Nord. Paris. 1990.

106. Volkonskaya Z.A. Tableau slave du cinquième siele. Paris. 1824.

107. Volkonskaya Z.A. Les quatre nouvelles. M. 1820.

108. Volkonskaya Z.A. Sainte Catherine de Sienne // Bulletin du Nord. M. 1828. Septembre. P. 61 64.

109. Перевод второго действия и двух арий Агнессы-из оперы «Жанна д'Арк» княгини Зинаиды Волконской. (Перевод Д.А. Митрофановой).1. Raoul:1. Ella s'avanza Cario:1. Oh strano evento1. Donzella eletta

110. Dunque tu la vittoria ora mi ?1. Giovanna*

111. De' guardi l'umiltánel ciel risplende Iddio sente pietá del popol tuo Salvo sarai ? i tuoi voti a Dio.1. Giovanna^

112. Cielo il mió labbro ispira Veggi il mió cor costante Dammi virtü bastante Tanteabbi drlor pietá Cario:

113. Cielo il mió labbro ispira Vedi mía fé costante Veggi il mió cor tremante Abbi di me pietá1. Dunois

114. Ah se del cielo l'ira calmassi1. quest'istante1. Veggi il tuo cor costante1. Abbi di lui pietá1. Cielo1. Raoul:tu che la gioia ispira in quel felice istante veggi l'onorcostante abbi di noi pietá cielo1. Dunois

115. Spiega dunque un tal mistero Svelar devi il tuo destino1. Рауль1. Она подходит Карл1. О, странное дело,1. Избранная дева,

116. Значит, ты теперь мне победу ?1. Жанна

117. Ах, смотри, в небесах сияет смирение Бог чувствует жалость к твоемународу Спасен ты будешь ? твои обеты Богу1. Жанна

118. Небо, вдохнови мои уста, Ты видишь постоянство моего сердца Дай мне достаточно доблести Много1. Смилуйся над ними Карл

119. Небо, вдохнови мои уста, Ты видишь постоянство моей веры Ты видишь, как дрожит мое сердце Смилуйся надо мной1. Дюнуа

120. Ах, если б небо смирило свой гнев в это мгновениеты видишь постоянство его сердцасмилуйся над нимнебо1. Рауль

121. Ты радостью дышишь в это счастливое мгновение.

122. Ты видишь постоянство чести Смилуйся над нами-небо1. Дюнуа

123. Объясни такую тайну Раскрыть должна ты свою судьбу

124. Carlo: donde vieni ove nascestida quai terra il ciel il ciel ti manda1. Dunois1. Svela1. Parla1. Carlo: Svela Parla1. Giovanna1. nome mio è Giovanna

125. Non son io che la figlia d'un pastor

126. Del nemico le stragi orrende raccontar iospesso udiva

127. Per la patria mi sentiva l'aima oppressa dal dolor

128. Sotto ? e antica pianta per la Francia il ciel pregava ?voce mi gridava per tre volte e ripeteva salverai la patria amata va' da me sarai guidataed allor tutto lasciai per servire al mio signor1. Carlo:

129. Quai prodigio inaspettato M'ha salvato e trono e onor1. Dunois1.suoi detti ed il suo volto Tutto in lei L'anima invola libero e ?esser guida a noi dovrà Giovanna

130. A tuoi piedi avrai la Francia Nuovo fuoco in me già sento Che mi spinge al gran cimento1. A me giuda il ciel sarà1. Карл1. Откуда ты Где родилась

131. Из какой земли небо тебя послало1. Дюнуа Открой Говори1. Карл1. Открой Говори1. Жанна

132. Имя мое Жанна Я всего лишь дочь пастуха Я много слышала рассказов о страшных злодеяниях врага

133. Я чувствовала, как душа сжимается от боли за родину

134. Под старым деревом за Францию небо просила

135. Голос прокричал мне трижды и повторил мне:спасешь ты любимую родину, иди, я буду тебе помогать» и тогда я все бросила, чтобы послужить моему господину1. Карл

136. Какое неожиданное чудо Спасло мне и трон, и честь1. Дюнуа

137. Ее слова и ее лицо Все в ней

138. Душу воспламеняет Освободила и ? Вести нас она должна1. Жанна.

139. У твоих ног будет Франция Я чувствую в себе уже новый огонь, Который подталкивает меня к трудным деяниям,1. Небо будет вести меняbMS Russ 46.15

140. Volkonskaia, Zinaida Aleksandrovna, kniaginia, 1792-1862, collector. Music manuscripts: Guide.

141. Houghton Library, Harvard College Library

142. Harvard University, Cambridge, MA 02138 © 2002 The President and Fellows of Harvard College Descriptive Summary

143. Repository: Houghton Library, Harvard College Library, Harvard University Location: b1. Call No.: MS Russ 46.15

144. Creator: Volkonskaia, Zinaida Aleksandrovna, kniaginia, 1792-1862, collector.1. Title: Music manuscripts,1. Date(s): ca. 180--184-.

145. Quantity: 4 boxes and 15 v. (3.2 linear ft.)

146. Abstract: Personal collection of music of the Russian princess and amateur singer, containing full and vocal scores of entire operas, of arias and duets, and music albums of the Volkonsky family.

147. Administrative Information

148. Processed by: Barbara Wolff. Acquisition Information: *66M-201

149. Purchased from Barone Basilio Lemmerman, Rome, Italy, received: 1967 Feb. 14. Purchased with the Kilgour Fund and the funds of the Friends of the Harvard College Library.1. Historical Note

150. Organized into the following series:• I. Single compositions• II. Single compositions by unidentified authors• III. Copybooks and albums1. Scope and Content

151. Series: I. Single compositions

152. Aimon, Leopold, 1779-1866. Michel et Christine. Ariette Francese nro. 8 : Ms with corrections and revisions, [18—] 4 leaves of music in 1 folder.

153. Ballet music for piano, with the character's names indicated as Stanislaus and Christine.

154. Anfossi, Pasquale., 1727-1797. Cavatina : Ms (by copyist), [18—] 1 score in 1 folder.г

155. For S (Donna Flavia) and orchestra, from the opera II geloso in cimento. Incipit: Se ho perduta.

156. Carafa, Michele, 1787-1872. Ne Susanna ne il mio bene. Duetto : Ms (by copyist), 18—. 1 score in 1 folder.

157. For 2 S (Inez, Suzanne), and orchestra, from the opera Nei due Figaro. Incomplete MS, last leaves wanting.

158. Hand identical with copyist of the Ms by Pietro Alessandro Guglielmi (item no. 14).

159. MS (4) Cecchini, Giuseppe. Cantata : Ms, 18—. 1 score in 1 v. For SATB and pianoforte. Incipit: Oh qual propizia aurora. Ms possibly autograph.

160. Bound in maroon morocco with gilt edges, and with decoration and initials on. binding (abbreviations of the dedication), tooled in red and gold.

161. Dedicated and inscribed to ZV on t.p.

162. Cherubini, Luigi, 1760-1842. Terzetto nell' Italiana in Londra. Atto 2do : Ms (by copyist) with additions, 18—. 1 score in 1 folder.

163. For 2 S, В (Livia, Madama, D. Polidoro), and orchestra. Incipit: Son tre sei nove.

164. MS (6) Cimarosa, Domenico, 1749-1801. Orazi e 1. Curiazi: Ms (by copyist), early 19th cent. 1 score in 2 v.

165. Title taken from spine of vols.; bound in green morocco, with stamped and gilt decorations, also Z.V.'s initials. Each vol. has t.p. with engraved decorative borders, left blank.

166. Vol. 1 contains act I, vol. 2 has acts II and III of the opera. Recit. Lascia, lascia almen from act I is copied in another hand and sewn into score.

167. Cimarosa, Domenico, 1749-1801. Scena ed aria Frenar, vorrei le lagrime : Ms, 18—. 1 score in 1 folder.

168. Recit. Lascia, lascia almen and aria, for S and strings. Identical with the recit. for B, from the previous item, transposed.

169. Cimarosa, Domenico, 1749-1801. Quest'e quel fonte limpido. Introduzione : Ms (by copyist), 18—. 1 score in 1 folder.

170. For S (Artemisia), chorus (SSB), and strings. From the opera Artemisia.

171. Crescentini, Girolamo, 1762-1846. Orche la notte invita. Arietta con accompagnamento di piano forte : Ms (by copyist) with annotations in another hand, 18—. 1 score in 1 folder.

172. Manuscript title on t.p. with engraved decorative blue borders, from the Copisteria e Magazzino di Musica, Toledo.

173. MS (10) Dumouchel, L. D. F. Nocturne a quatre voix: Ms, 1826 Dec. 3. 1 score in 1 folder.

174. For S,A,T,B, and harp or piano. Incipit: Torni ridente ognora.

175. Dedicated and inscribed to Z.V. on the occasion of her birthday. Ms, including the inscription in French, possibly autograph.

176. Bound in red boards, with stamped and gilt decorations, and the initials P.Z.V. on front cover.

177. Fioravanti, Valentino., 1764-1837. Dov'e mai dov'e lo sposo. Quintetto : Ms (by copyist), [18—] 1 score in 1 folder.

178. For 2 S (Lindora, Ciulia), T (Valerio), 2 В (Barone, Simone), and orchestra, from the opera La capricciosa pentita.

179. Opera, first performed in 1802, was subsequently performed also under the titles La capricciosa ravveduta, La sposa corretta, and Capriccio e pentimento.

180. Copyist identical with hand of item no.12.

181. Fioravanti, Valentino., 1764-1837. Sorgi pure о viso beilo. Quartetto : Ms (by copyist), [18—] 1 score in 1 folder.

182. For S (Lindora), T(Valerio), 2 В (Barone, Simone), and orchestra, from the opera La capricciosa pentita, see also previous item.

183. According to a note on the t.p., Ms was copied at . Rubbi, (a voice teacher), Paris.

184. Gluck, Christoph Willibald Ritter von, 1714-1787. Deh volgi a me lo squardo, con rec.vo : Ms (in 2 hands with corrections in a 3rd hand), 18—. 1 score in 1 folder.

185. Recit. Padre signore and aria for S (Noema), В (Geste), and strings.

186. Guglielmi, Pietro Alessandro., 1728-1804. Al mio contento in seno. Duetto : Ms (by copyist), [18—] 1 score in 1 folder.

187. For T (Alcimo), В (Visara), and orchestra.

188. From the opera Debora e Sisara.

189. Hand identical with copyist of the Ms by Michele Carafa (item no. 3).

190. MS (15) Mayr, Giovanni Simone, 1763-1845. Ginevra di Scozia. Melodramma eroico : Ms (by 2 copyists, with Ms corrections), 18—. 1 score in 2 v.

191. Title taken from t.p. Vols, bound in contemporary pink boards; title labels in manuscript, with printed borders and address of Giacomo Zamboni, music dealer (and copyshop?) in Venice.

192. Vol. 1 contains act I, vol. 2 has act II of the opera.

193. MS (16) Mayr, Giovanni. Simone, 1763-1845. La Medea in Corinto. Dramma serio : Ms (by copyist) with annotations, [18—] 1 score in 2 v.

194. Vols, bound in blue-green marbled boards.

195. Vol. 1 contains Act I, vol. 2 has act II. of the opera.

196. T. p. has address of the music dealer Gaetano Rosati, Rome.

197. Mengozzi, Bernardo., 1758-1801. Terzetto nell' Italiana in Londra / atto primo : Ms (by copyist) with correction, [18—] 1 score in 1 folder.

198. For S (Livia), 2 A (Milord, Summers), and orchestra. Incipit: Gelida mano in scena.

199. Mercadante, Saverio, 1795-1870. II giuramento. Duettino Dolce conforto al misero : Ms (by copyist), 18—. 1 vocal score in 1 folder.

200. For 2 S and pianoforte, from the opera II giuramento.

201. Meyerbeer, Giacomo, 1791-1864. Romanze e terzetto. Ciovinetto cavalier : Ms (by copyist), 1824. 1 vocal score in 1 folder.

202. For 3 S (Palmide, Irmando, Felicia) and pianoforte. Incipit of terzetto: Cloe d'eta nel bell' april.

203. Note on t.p.: "Eseguito dalle Sig:re Lalande, Lorenzani, e dal Sig:r Velluti, al Gran Teatro della Fenice nel Carnovale 1824, Venezia."

204. Hand identical with copyist of the Mss by Morlacchi, and Pavesi (items no. 22, 24, 36).1. With signature of ZV.

205. Micheroux, Alessandro, d.1846. Canzonetta No mia. bella поп voler: Ms, [18—] 1 score in 1 folder.1. For S and pianoforte.21.'Morlacchi, Francesco., 1784-1841. Fido a voi le mie vendette. Scena, e aria : Ms (by copyist), [18—] 1 score in 1 folder.

206. Recit. Si vincerem con voi and aria for T (Boemondo), chorus (TTB), and orchestra, from the opera Tebaldo e Isolina.

207. Note "In Mosca presso Giuseppe Miniati" at foot of t.p.

208. Morlacchi, Francesco, 1784-1841. Rec:vo в cavatina lo primier ti rendo omaggio : Ms (by copyist) with annotations in another hand, 1824. 1 vocal score in 1 folder.

209. Recit. Ilda trionfa and aria for T (Riccardo), chorus (TTB), and pianoforte, from the opera Ilda.

210. Note on t.p. "Esequita dal Sig:r Velluti, in Venezia nel Gran Teatro La Fenice il Carnovale 1824."

211. Hand identical with copyist of the Mss by Meyerbeer, Morlacchi, and Pavesi (items no. 19, 24, 36).1. Signature of ZV.

212. Morlacchi, Francesco., 1784-1841. Recitativo e romance Caro suono I и sing hi его : Ms (by copyisyt), [18—] 1 vocal score in 1 folder.

213. Recit. Notte tremenda and romance for S and pianoforte, from the opera Tebaldo e Isolina.

214. Morlacchi, Francesco, 1784-1841. Scena e duetto Se talor ne sguardi tuoi : Ms (by copyist), 1824. 1 vocal score in 1 folder.

215. Recit. Tu mi fuggisti and duet for S (Ilda), T (Ricardo), and pianoforte.

216. Note on t.p.:" Eseguito da Sig:r Velluti, e la Sig:ra Lalande in Venezia nel Gran Teatro La Fenice il Carnovale 1824."

217. Hand identical with copyist of the Mss by Meyerbeer, Morlacchi, and Pavesi (items no. 19, 22, 36).1. With signature of ZV.

218. Mosca, Giuseppe, 1772-1839. Scena e rondd Mentre guardo : Ms (by copyist) with Ms annotations, 18—. 1 score in 1 folder.

219. Recit. Si andro senz'altro and aria for S (Alcina) and orchestra, from the opera Bestie in Uomini.

220. Many alterations in text, and several cuts (with pasteover blank leaves). Horn part on last page possibly an ossia.

221. Ownership stamp of ZV on t.p.

222. Mozart, Wolfgang Amadeus, 1756-1791. Duetto Deh! prendi un dolce amplesso: Ms, [18—] 1 score in 1 folder.

223. For 2 S (Sesto, Annio) and orchestra, from the opera La Clemenza di Tito, К 621/3.

224. Mozart, Wolfgang Amadeus, 1756-1791. Duetto del Sig: Mozart nel opera della Clemenza di Tito : Ms (by copyist), 18—. 1 vocal score in 1 folder.

225. Ah perdona al primo affetto K 621/7., for 2 S (Servilia, Annio) and harpsichord.

226. Note "a Madelaine" on t.p., in another hand.

227. Mozart, Wolfgang Amadeus, 1756-1791. lo ti lascio, addio : Ms (by copyist), 18—. 1 vocal score in 1 folder.

228. Aria lo ti lascio, о сага, addio К 621a., for A and pianoforte.

229. Nicolini, Giuseppe., 1762-1842. Corn marziale : Ms (by copyist), [18—] 1 score in 1 folder.

230. March Ramingo ed esule for chorus (Coro di popolo, TTB) and orchestra, from the opera Coriolano.

231. Nicolini, Giuseppe, 1762-1842. Preghiera Per questo amoro pianto : Ms (by copyist), 18—. 1 vocal score in 1 folder.

232. For S (Manlio) and pianoforte.

233. Раёг, Ferdinando, 1771-1839. Oh momento fortunato. Rondo : Ms (by copyist) with annotations, 18—. 1 score in 1 folder.

234. Recit. Dunque mio figlio and aria for S (Camilla) and orchestra, from the opera Camilla.

235. Paini, Ferdinando, fl. 1820. Gran scena con coro Voglio perire anch'io ; Ms (by copyist) with annotations, 18—. 1 score-in 1 folder.

236. Recit. lo. поп lo vedo and aria for S (Semira), with 2 В (Menone, Timoteo), chorus (TTB), and orchestra, from the opera La figlia dell' aria.

237. Paisiello, Giovanni., 1740-1816. Aria Placa I'amor lo sdegno : Ms (by copyist), [18—] 1 score in 1 folder.

238. Aria for S (Lucinda) and orchestra, from the opera Lucinda ed Armidoro.

239. Pavesi, Stefano, 1779-1850. Dolce ё de bardi il canto : Ms (by copyist) with alterations, 18—. 1 vocal score in 1 folder.1. For S and pianoforte.

240. Pavesi, Stefano, 1779-1850. Duetto No' поп morrd : Ms (by copyist) with ' alterations, 18—. 1 vocal score in 1 folder.

241. Recit. Sciolse pietosa man and duet for 2 S (Amaide, Teodoro) and pianoforte, from the opera Teodoro.

242. Pavesi, Stefano, 1779-1850. Scena e cavatina. Recit.vo Bella luce del giorno io te riveggo : Ms (by copyist) with alterations, 18—. 1 vocal score in 1 folder.

243. Recit. and cavatina Forse ¡1 del che mi, for.S (Teodoro) and pianoforte, from the opera Teodoro.

244. Pavesi, Stefano, 1779-1850. Scena e duetto Apri ¡1 ciglio о fida amante : Ms (by copyist), 1824. 1 vocal score in 1 folder.

245. Recit. Coraggio о core e a ricever and duet for 2 S (Egilda, Fernando) and pianoforte, from the opera Egilda di Provenza.

246. Note on t.p.:" Eseguito dal Sig:r Velluti, e la Sig:ra Lalande. In Venezia nel Cran Teatro La Fenice il Carnovale 1824."

247. Hand identical with copyist of the Mss by Meyerbeer, Morlacchi, and Pavesi (items no. 19, 22, 24).1. With signature of ZV.

248. Perucchini, Giovanni Battista, b. 1790. Romance Senza di lui che adoro : Ms (in 2 hands) with corrections and annotations, 18—. 1 score in 1 folder.1. For S and orchestra.

249. Fortepiano part in another hand as voice and orchestra parts, possibly autograph.

250. Dedicated and inscribed to ZV. With her signature (initials).

251. Righini, Vincenzo., 1756-1812. Armida. Lode al buglion si renda : Ms (by copyist), [18—] 1 vocal score in 1 folder.

252. For chorus (SATB) and pianoforte.

253. Manuscript title on t.p. with engraved decorative blue borders, from the Copisteria e Magazzino di Musica, Toledo.

254. Romberg, Heinrich, 1802-1859. Collection of vocal music : AMsS, 18231825. 1 score in 1 folder.

255. Contains songs for S and piano in French, Italian, and German; includes also AMssS of three other composers.

256. Song and duets by HR: Duo Français (for S,T, and* pianoforte); Die Schwalbe (for 2 S and'piano); Zum neuen Jahr 1824 (for S, guitar, and-piano); Intermedio-di T. Tasso (for S, T, and piano).

257. Moscheles, Ignaz, 1794-1870. Mein Esel sicherlich (Canon for SATB).

258. Neukomm, Sigismund Ritter von, 1778-1858. Die Huldigung (song for S and piano).

259. Reissiger, C.G. (Carl Gottlieb), 1798-1859. О fa che m'ami (song for S and piano).

260. With note, dated 1825, by Ferdinand Ries, 1784-1838.

261. Most songs dedicated and inscribed toHenriette. Valentini ,1795-1857.

262. Ronconi, Domenico. Pollacca Sgombra dall'anima : AMs, 18—. 1 score in. 1 folder.

263. Song for S and pianoforte.

264. Rossini, Cioacchino, 1792-1868. Cavatina Elena oh tu ch'io chiamo : Ms (by copyist) with alterations, 18—. 1 vocal score in 1 folder.

265. For S (Malcom) and pianoforte, from the opera Donna del lago.

266. T.p. has address of the dealer Corde Armoniche e Música, Rome.

267. Rossini, Gioacchino., 1792-1868. Duettino Perché mi guardi e piangi : Ms with corrections, [18—] 1 vocal score in 1 folder.

268. For 2 S (Emma, and unnamed character), violoncello (or bassoon), and piano, from La gazza ladra.

269. Rossini, Gioacchino, 1792-1868. Duetto Ai capricci délia sorte : Ms (by copyist) with corrections, 18—. 1 score in 1 folder.

270. For S (Isabella), В (Taddeo), and orchestra, from the opera L'Italiana.

271. Manuscript title on t.p.with lithographed decorative borders, of the dealer Archivio di Música di Gio: Batta: Concetti, Rome.

272. Rossini, Gioacchino, 1792-1868. Duetto Sappi che un dio crudele : Ms (by copyist), 18—. 1 score in 1 folder.

273. Recit. Divisi noi and duet for 2 S (Bianca, Falliero) and orchestra, from the opera Bianca e Falliero.

274. Manuscript title on t.p. with engraved decorative borders, of the dealer Giovanni Ricordi, Milan.

275. MS (46) Rossini, Gioacchino, 1792-1868. Tancredi : Ms (by several copyists) with corrections, alterations, annotations, and performance markings, 18—. 1 score in 2 v.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.