Московский литературный салон кн. Зинаиды Волконской тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Сайкина, Наталья Владимировна

  • Сайкина, Наталья Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 271
Сайкина, Наталья Владимировна. Московский литературный салон кн. Зинаиды Волконской: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2002. 271 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Сайкина, Наталья Владимировна

Вступление

Глава I. Волконская и Мериан

Глава II. Первые литературные успехи в Москве

Глава III. "Романтическая Пери"

Глава IV. Коринна

Глава V. Становление литературной репутации

Глава VI. Салон: постоянные посетители

Глава VII. Климена. Анонимные эпиграммы

Глава VIII. "Московский Вестник"

Глава IX. Пушкин

Глава X. Мицкевич

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Московский литературный салон кн. Зинаиды Волконской»

Исследование С.Н.Дурылина "Любомудры у Гете в Веймаре" [18] заставляет обратить внимание на ближайшего друга Дм.Веневитинова, Н.М.Рожалина, переводчика «Вертера» и единственного, кто вызвал симпатии Гете во время визита Волконской. Рожалин у Волконской бывал, это следует из писем к нему Веневитинова [36]. Несколько освещает этот персонаж и взаимоотношения его с Волконской публикация «Из истории взаимоотношений З.А.Волконской и "архивных юношей"» [37]. Благодаря Рожалину и его трепетному отношению к А.П.Елагиной удается в какой-то степени сопоставить два одновременно существующих, но не соприкасающихся между собой явления московской культурной жизни - салон Волконской и салон Елагиной, посредниками между которыми выступают любомудры (в главе VI данной работы предпринята попытка по возможности точно указать имена представителей "архивной компании", ставших постоянными посетителями Волконской).

4.3. Волконская и Гоголь. Интересными документами дополняет эту тему новейшее исследование Е.И.Ляминой и Н.В.Самовер "Бедный Жозеф", посвященное жизни Иосифа Виельгорского (М., 1999), однако тема "Волконская и Гоголь" хронологически выходит за пределы данного исследования.

4.4. Волконская и Шаликов. Важную роль в сочинительской судьбе княгини сыграл кн. П.И.Шаликов и его русский перевод "Славянской картины" ("Дамский Журнал", 1825, №№ 1-4; отдельные издания, М., 1825 и 1826 гг.). Широкое распространение "Славянской Картины", предпринятое Шаликовым, сделало возможным членство княгини в научных обществах - OJIPC и ОИиДР. Связав свою литературную судьбу с Шаликовым, Волконская обрела поддержку и других московских карамзинистов - Н.Д.Иванчина-Писарева (в отличие от Шаликова, далеко не сразу решившегося воспеть княгиню), М.Н.Макарова (в "Дамском Журнале" №1 1826 года посвятившего Волконской публикацию исторической повести). Посвящения Шаликова на страницах "Дамского Журнала" могли выступить своего рода моральным поощрением и стимулировать появление опытов Волконской на русском языке. Количество поэтических посвящений (не учитывая описаний музыкальных мероприятий) с 1825 по 1827 год довольно велико, включая и одно (отмеченное значком "*") анонимное: "Творение Твое Тебе же посвящает.", "Под небом счастливым Авзонии прелестной." [№1, 1825, С.3,36]; "К княгине Зинаиде Волконской, приславшей мне предыдущие стихи", "На избрание Княгини Зенеиды Александровны Волконской в Почетные Члены исторического Общества" ("Блестящих дожили времен.") [№23, 1825, С. 182-183]; "Княгине Зинаиде Александровне Волконской" на сочинение оды "Александру Iй) [№2, 1826, С.75], "К ней же. При посылке стихотворений А.С.Пушкина", "Корине. При посылке книги: Калужские вечера, или сочинения и переводы в стихах и в прозе военных Литтераторов"* [№4, 1826, С. 163]; "Княгине Зенеиде Александровне Волконской (которая пела ею положенные на музыку с хором свое известное стихотворение: Александру Первому)" [№8, 1826, С.70-71], "Княгине Зенеиде Александровне Волконской (При посылке вновь Дамского журнала)"[№2, 1827, С.77]. Появление психологического этюда Волконской "Добродушие" в "Московском Вестнике", а также напечатанные там знаменитые стихи А.С.Пушкина о "Царице муз", вероятно, тяжело отразились на отношении Шаликова к княгине, обидели его: своим творчеством она, оказывается, вовсе не намерена украшать страницы его журнала, да и какие-либо посвящения известных поэтов ей также вряд ли покажутся здесь. "Замечание на статью К.З.А.Волконской, под заглавием: Добродушие, напечатанную в 20м номере Московского Вестника", помещенное в №22 за 1827 год, стало последней статьей, связанной с именем Волконской в этом журнале. До января 1829 года Шаликов ничего для нее не создал, пренебрег даже "случаем" отъезда в Италию, но все же простил "неверную" - будучи в Риме в 1831 году, посетил Волконскую и даже сочинил для нее стихи [2, 215, прим.110].

Некоторые публикации в "Дамском журнале" (анонимные эпиграммы, объектом которых стала Волконская [№6, 1826; №9, 1827]) свидетельствуют о том, что экспансивное проникновение имени Волконской на страницы московских печатных изданий не осталось незамеченным; избрав объектом эпиграммы Волконскую, их авторы старались уязвить иных персонажей литературной жизни Москвы, тех, кто протежировал княгине. На момент написания первой эпиграммы, в апреле 1826 года, такой фигурой мог быть кн. П.А.Вяземский, все еще тесно связанный с "Московским Телеграфом", где относительно недавно была напечатала ода "Александру I". Об этом рассказывается в главе VII.

4.5. Волконская и аббат Андре Мериан. Имя Андре Мериана фигурирует во всех исследованиях, посвященных Волконской: он был научным руководителем ее изысканий; Мериану удалось вдохновить Волконскую на создание "Славянской Картины" и "Ольги". Смерть его, весной 1828 года, если и не положила конец последней повести (количество глав ее впоследствии не увеличилось, появился лишь русский их эквивалент), то в значительной степени лишила Волконскую стимула для дальнейшего творчества. Переписка Мериана и Волконской рассматривается в главе I данной работы.

5. Литература об архиве Волконской

Несмотря на то, что о римской вилле Волконской и об архиве говорится так или иначе во многих работах, необходимо упомянуть наиболее важные исследования: Буслаев Ф.И. Римская вилла кн. Волконской // Вестник Европы. 1896. №1; Полонский Я.Б. Литературный архив и усадьба кн. Волконской в Риме // Временник общества друзей русской книги. Вып.4. Париж. 1938; Trofimoff А. La princesse Zeneide Wolkonsky. De la Russie imperiale a la Roma des papes. Rome. 1966; Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры. Историко-литературные очерки. Л. Наука. 1989; указанные работы Р.Е.Теребениной; И.Н.Бочарова и Ю.П.Глушаковой; В.М.Фридкина; И.р.Канторович.

Попытке воссоздания литературной позиции салона кн. З.А.Волконской (намеченной в работах Дурылина, Азадовского, Лотмана, Вацуро, Охотина) предназначена эта работа; задача выполняется на основе критического анализа документальных источников "московского периода" Зинаиды Волконской. Прилагаемая к данному исследованию летопись московского салона, с октября 1824 по январь 1829 года, по возможности учитывает максимально широкий круг посетителей, время и обстоятельства вхождения их в салон, предысторию общения с хозяйкой (например, начавшееся журнальными путями ее знакомство с Шаликовым), появление литературных текстов (разной степени известности), ставших результатом деятельности салона или оказавшихся в сфере этой деятельности, созданных хозяйкой или же ее посетителями. Все это позволяет охарактеризовать литературную позицию салона Волконской.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Сайкина, Наталья Владимировна

Заключение

30 января 1829 года Волконская выехала из Москвы в

Петербург и спустя месяц, "оттуда в Дрезден, а там и во Флоренцию" [220]. Переезд, вызванный причинами нездоровья, обозначил конец блестящего московского периода, породившего много легенд. Однако рубежом следующего периода жизни Волконской следует считать 1832 год, год тяжелой болезни, послужившей, по собственным словам княгини, "связующей нитью между <нею> и Господом" [228]. В эти тяжелые минуты рядом с ней снова были представители "архивной" компании - Шевырев, Рожалин и "отчасти" Соболевский [37]. "Наш ангел был готов отлететь на небеса, но друзья удержали его за крылья и Господь нам его оставил, оттого что пребывание добрых необходимо здесь" [229], - писал Мицкевичу Шевырев после всех событий, в которых ему пришлось участвовать. В 1829 году Шевырев единственный сочинил на отъезд княгини очень бодрые стихи, отнюдь не напоминающие "эпитафии" остальных и подчеркивающие ее посредническую межкультурную миссию. Оптимизм этого посвящения был продиктован не в последнюю очередь его собственным отъездом в Рим при сыне княгини, Александре Никитиче. Благодарность Волконской Шевырев сохранил в душе на всю жизнь, несмотря на несходство некоторых их жизненно важных взглядов [230].

В Россию после своего отъезда в начале 1829 года княгиня приезжала трижды. Первый раз - в конце июня 1836 года, пробыла здесь до конца сентября и посетила Петербург и Москву [231, 266], потом в 1838 году [48, 165] и, наконец, весной 1840 года [231, 273].

Организуя свой салон в конце 1824 - начале 1825 года, Зинаида

Волконская прежде всего поспешила зарекомендовать себя в Москве как талантливая исполнительница европейского музыкального репертуара, обладательница уникального голоса. Первым общемосковским мероприятием с участием Волконской стал концерт 8 декабря "в пользу наводненных", послуживший ее знакомству с московскими "аматерами", которые впоследствии принимали участие в музыкальных мероприятиях салона Волконской -"Танкред", "Итальянка в Алжире"; водевиль Веневитинова "Нежданный праздник", концерты, - становившихся событиями столичного значения. После отъезда из Москвы в феврале 1826 года итальянской оперной труппы (находившейся здесь стараниями С.С.Апраксина) [224, 15] спектакли Волконской заполнили лакуну отсутствующего театра, в репертуар которого входили и оперы Россини. Музыкальная основа салона Волконской отражена в определении Вяземского, самом поэтичном из всех существующих: "музыкальный замок волшебной феи, где все пропитано, пресыщено было музыкой, до чего ни дотронешься, раздаются созвучия, где стены пели." [11, 223]. Салон Волконской за годы ее пребывания в Москве становится "центральным литературно-артистическим салоном" столицы [198, 150], "изящным сборным местом всех замечательных и отборных личностей современного общества". Здесь "соединялись представители большого света, сановники и красавицы, молодежь и возраст зрелый, люди умственного труда, профессора, писатели, журналисты, поэты, художники", все "носило отпечаток служения искусству и мысли", бывали "чтения, концерты, дилетантами и любительницами представления итальянских опер", и "посреди артистов" "во главе их стояла сама хозяйка дома" [149].

Количество имен-"знаков, <.> обозначающих художественную элиту" [198, 147], столь велико, что культурные мероприятия салона Волконской впоследствии мифологизируются в сознании и современников [131,11; 170], и следующих поколений (подтверждение этому - картина Г.Г.Мясоедова, изображающая Мицкевича, импровизирующего перед Пушкиным, заодно и перед Дм.Веневитиновым, или, например, поэма Н.А.Некрасова "Русские женщины", отразившая "устное предание" о салоне).

Параллельно развиваются и укрепляются ее литературные отношения, новые и прежние. Здесь следует указать на две ключевые фигуры, благодаря которым формируется литературный круг салона Волконской. Это кн. П.А.Вяземский и Дмитрий Веневитинов.

С Вяземским Волконскую связывают давние (не позднее, чем с 1819 года [45, 318]) приятельские отношения, также и с Тургеневыми (не позднее, чем с 1817 [79, 232; 45, 87]). Тургеневы вхожи в круг общения дипломата и лингвиста Андре Мериана [225], в 1820-1826 году интенсивно общавшегося с Волконской (с 1824 по 1826 год -эпистолярно, см.: РГАЛИ. Ф.172. Оп.1. Ед.хр. 55-60). В лице Вяземского Волконская обретает дружественного представителя круга московских младших карамзинистов. Вяземский, не будучи в центре внимания в салоне Волконской, тем не менее, вносит в его существование огромный вклад: как мы можем предположить, через Вяземского происходят важные или интересные для Волконской литературные знакомства - с Шаликовым, Николаем Полевым, Пушкиным, Мицкевичем, Боратынским.

Знакомство с Шаликовым, относящееся судя по всему к первой половине декабря 1824 года (основание для этого - набранный петитом в сноске к повести "Эвелина" анонс "Славянской картины" в №24 ДЖ), открывает перед ней возможности публиковаться в

Дамском журнале". Для Шаликова Волконская является воплощением его чаяний: она выбрала темой своей исторической повести древнюю историю славян и воплотила замысел, используя "Историю Государства Российского" Карамзина, ссылки на которую составляли пятую часть книги. Повесть, однако, была написана по-французски, и чтобы адаптировать ее к русскому литературному процессу как исторический труд россиянки-писательницы, требовалось осуществить русский перевод, что и было сделано издателем "Дамского Журнала". "Известная в Европе писательница наша" - так называет Волконскую на страницах журнала М.Н.Макаров (№7 1827, С.4), посвятивший княгине публикацию одного из разысканных им исторических происшествий (№1 1826, С.З). В мадригалах и панегирических стихах Волконской Шаликов использовал мотив иноземного таланта, русского по происхождению, а значит, не вполне потерянного для отечества: "Ты наших дщерь небес./ Их суд судил и произнес:/ Будь славой Севера, надеждой, красотою, / И благодарные, гордимся мы Тобою!" (№1 1825, С.З). Но Шаликов не был здесь "первооткрывателем": незадолго перед тем этот же мотив в скрытом виде присутствовал в статье Г<реча> [66]; эта же мысль еще в 1813 году прозвучала в письме А.Я.Булгакова И.П.Оденталю при пересылке одной из злободневных французских пародий Волконской [226] (и, наконец, о том, что Волконская - талант, Россией утраченный, написал в своей статье "О русских писательницах" в 1831 году И.В.Киреевский, как бы подводя итог все этим мыслям и высказываниям [160]). Таким образом, этот мотив не был нов для Волконской, но именно он сопровождал все ее пребывание в Москве. Благодаря популяризаторским усилиям Шаликова Волконская получает членство в ОИиДР и ОЛРС. У нее возникает своего рода сотрудничество с Шаликовым, возлагающим особые надежды на этот литературный союз, и отчасти его надежды, действительно, осуществляются: ода Волконской "Александру I" - ее первое поэтическое произведение на русском языке - напечатана в "Дамском Журнале" (помимо "Московского Телеграфа" и отдельного издания); в журнале Шаликова опубликованы и два стихотворения И.И. Козлова, посвященные Волконской. Но к середине 1827 года ситуация меняется. Осенью 1826 года организован "Московский Вестник"; около этого времени в салоне у Волконской появляются Пушкин и Мицкевич (который пишет А.Э.Одынцу, что журнал Шаликова - "предмет насмешек и эпиграмм" в Москве [196]), и, по-видимому, к весне 1827 года княгиня понимает, что сотрудничать с такими изданиями, как "Дамский Журнал", непрестижно, к тому же теперь перед ней открыты новые возможности (к примеру "Московский Телеграф", с которым связан Вяземский; "Московский Вестник"). Она нисколько не хочет посодействовать, чтобы посвященные ей стихи, как прежде случилось со стихами Козлова, оказались на страницах "Дамского Журнала", а в дальнейшем отдает свои (пусть немногочисленные) произведения в "Московский Вестник". Несомненно, Шаликов был обижен, поскольку не написал ни строчки на отъезд Волконской и с середины 1827 года практически изгнал ее имя со страниц своего журнала. Интересно однако, что в 1826 году в панегирической брошюре "Узнанная", автором которой Шаликов, по всей вероятности, все же был, он определил Волконской роль "покровительницы русского слова" (С.8), а не сочинительницы. Шаликов, помимо большого количества мадригалов, написанных и опубликованных им для княгини с 1825 по 1827 год, сыграл еще одну важную роль в судьбе Волконской -именно в его журнале, в одном из его мадригалов, княгиня впервые печатно была названа Коринной (№23 1825, С.182). Впервые же это имя прозвучало в письме С.Д.Нечаева А.А.Бестужеву от 9 ноября 1825 года [227], письмо это указывало также на образование круга "постоянных посетителей" [82, 525] во главе с Дм.Веневитиновым.

Формирование этого круга заканчивается к осени 1825 года, после возвращения Волконской из Воронцова. В конце 1824 - начале 1825 года Веневитинов и любомудры особенно сплачиваются [146, 99] и всем философствующим составом осенью 1825 года оказываются у Волконской - во главе с влюбленным в нее Веневитиновым. Весной 1826 года интенсивно идут репетиции концерта памяти императора. Вместе с Дмитрием Веневитиновым и Вл.Одоевским в них участвуют Алексей Веневитинов, Платон и Александр Мещерские. Другое "мероприятие", в котором доводится участвовать Волконской вместе с этой компанией, относится к разряду салонных игр, не чуждых молодым "архивским" служащим -это сочинение сказок-импровизаций, "обессмертившее" имя С.П.Шевырева - его поправками оказались "испещрены" написанные княгиней на русском языке листы одной из таких сказок [152]. Редко, но бывает у Волконской близкий друг Веневитинова Н.М.Рожалин и лишь осенью 1828 года знакомится с ней Иван Киреевский.

Неожиданно для самой Волконской создаются условия, при которых она не только имеет особые права на напечатание своих произведений в новообразованном журнале, но и мнение ее, по-видимому, обретает вес в этой среде [198, 154]. Этот факт, равно как и "сотрудничество" с Шаликовым (своеобразным Хвостовым карамзинистов), "шлейфом" тянущееся за ней, возможно, сказывается на ее взаимоотношениях с Пушкиным, не являвшимся поклонником салона княгини, несмотря на блестящий мадригал, несомненно прославивший Волконскую.

За время своего пребывания в Москве имя Волконской было задействовано в трех литературных полемиках. Это полемика о "Славянской Картине" (апрель 1825 года) - полемика о "галлицизмах", для которой "Славянская картина" Волконской послужила поводом как новое творение ультра-карамзиниста Шаликова, замеченное "неприятелем" его Ф.В.Булгариным. Это полемика между издателем "Бахчисарайского Фонтана" и "классиком" "с Васильевского острова" - не имевшая к Волконской никакого отношения, но затронувшая ее через Вяземского. В 1826 - 1827 гг. в "Дамском Журнале" (некогда поле "битвы" при "Бахчисарайском Фонтане") появляются три анонимные эпиграммы в адрес Волконской и одно стихотворение, пародирующее ее одическое творчество. Эти произведения могут быть отнесены к кругу М.А.Дмитриева, нашедшего (если это предположение верно) удобный повод досадить Вяземскому, заметно протежировавшему Волконской. Третья полемика связана с обострившимися разногласиями Пушкина и круга "Московского Вестника"; ей посвящена работа В.Э.Вацуро "Эпиграмма Пушкина на А.Н.Муравьева"). В результате этого скрытого конфликта, один из эпизодов которого (отломанная А.Н.Муравьевым рука огромного гипсового Аполлона) разыгрался на парадной лестнице салона Волконской и был многократно описан современниками, появился ряд эпиграмм. Как убедительно доказывает В.Э.Вацуро, с этим же эпизодом московской литературной жизни первой половины 1827 года связан рассказ В.Горчакова - апокрифический эпизод истории салона Волконской, связанный с историей двух или даже трех стихотворений: "Есть роза дивная." и "Послание Волконской" A.C.

Пушкина и "Три розы" Дм.Веневитинова, в апокрифической памяти современников превратившихся в один мадригал Пушкина, будто бы датированный самим поэтом (в рукописи С.А.Соболевского) 1м апреля. История с гипсовым Аполлоном, проанализированная В.Э.Вацуро, указывает на одну из функций салона - создание репутации автора, в роли которого выступил в данном случае А.Н.Муравьев.

Таким образом, литературный круг салона Волконской в значительной степени формируется благодаря Вяземскому и Дм.Веневитинову; в устроении литературной судьбы Волконской ведущее место принадлежит аббату Андре Мериану и Шаликову. Литературные пристрастия Волконской в 1824 году согласуются с пристрастиями московских младших карамзинистов (в "диапазоне" от Вяземского до Шаликова), но в 1826 году тяготеют к позиции литературного круга "Московского Вестника". Однако противостояние московских журналов - "Московского Телеграфа" и "Московского Вестника" - не отражается ни на ней самой , ни на ее салоне: ей равно открыты возможности печататься на страницах и одного, и другого изданий, а она принимает у себя представителей любых литературных направлений, преуспевая в этом настолько, что ее московский салон мифологизируется в глазах современников и, впоследствии, биографов и литературоведов, обращавшихся к русской литературной жизни середины 1820-х гг.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Сайкина, Наталья Владимировна, 2002 год

1. Строгановской академии". Неопубликованные стихотворения Ксавье де Местра и Зинаиды Волконской // Литературное Наследство. Т.33-34. М., 1939

2. Альбом Н.Д.Иванчина-Писарева // Старина и новизна. Т. 10. М., 1905

3. Аронсон М.И., Peiicep С.А. Литературные кружки и салоны. Ред. и прим. Б.М.Эйхенбаума. Л., 1929

4. Афанасьев В.В. Жизнь и лира. Художественно-документальная книга о поэте Иване Козлове. М., 1977

5. Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П.Погодина. СПб, 1889 1892. T.JJ, III,V

6. Батюшков К.Н. Сочинения. СПб., 1887. T.l. С.36 Безелянский Ю. Северная Коринна // Безелянский Ю. Вера, Надежда, Любовь. Женские портреты. М., 2000

7. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т.7. М., 1955. С.342

8. Белза И. Царица звуков. Жизнь и творчество Марии Шимановской. М., 1989

9. Белозерская H.A. Княгиня Зинаида Волконская // Исторический Вестник. 1897. №3,4

10. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826 1836). М., 1967 Богаевская К.П. Первые чтения "Бориса Годунова" // Наука и жизнь. 1972. №11. С.46-47

11. Бочаров И.Н., Глушакова Ю.П. Русский мемориал в Риме // История. Научно-популярные очерки. М., 1985

12. Бочаров И.Н., Глушакова Ю.П. Итальянская пушкиниана. М., 1991 Бочаров И.Н., Глушакова Ю.П. Русская вилла у древних стен Рима // Мир русской усадьбы. М., 1995

13. Бочаров И.Н., Глушакова Ю.П. Салон З.А.Волконской как окно в Европу для Пушкина и его друзей // Россия и Италия. Вып. 4. М., 2000

14. Бочаров H.H., Глушакова Ю.П. Кипренский. М., 2001 Буслаев Ф.А. Римская вилла кн. З.А.Волконской // Вестник Европы. 1896. №1

15. Бутурлин М.Д. Записки // Русский Архив. 1897. Т.1; Русский Архив. 1885. Т.1

16. Вайнштейн A.JI., Павлова В.И Декабристы и салон Лаваль // Литературное наследие декабристов

17. Вацуро В.Э. "Северные Цветы". История альманаха Дельвига -Пушкина. М., 1978

18. Вацуро В.Э. Эпиграмма Пушкина на А.Н.Муравьева // Пушкин: Исследования и материалы. Т. XIII. М., 1989

19. Венгеров С.А. Источники словаря русских писательниц. СПб, 1900. Веневитинов Д.В. Полное собрание сочинений. Под ред. и с прим. Б.В.Смиренского. Вст.ст. Д.Д.Благого. М.-Л., 1934

20. Веневитинов Д.В. Собрание стихотворений. Вст.ст., ред. и прим. ВЛ.Комаровича. Л., 1940

21. Веневитинов Д.В. Полное собрание стихотворений. Вст.ст., подг. текста и примеч. Б.В.Неймана. Б-ка поэта (БС). Л., 1960

22. Веневитинов Д.В. Стихотворения. Проза. М., 1980. Изд. подг. Е.А.Маймин, М.А.Чернышев

23. Веневитинов A.B. Вечер у княгини Волконской // Русская Старина. 1875. №4. С.822

24. Веневитинов М.А. К биографии поэта Д.В.Веневитинова // Русский Архив. 1885. №1.С.118-128, 132

25. Веневитинов М.А. О чтениях Пушкиным "Бориса Годунова" в 1826 г. в Москве. М., 1899. С 24-25

26. Верещагин В.А. Московский Аполлон. Альбом кн. А.М.Белосельского. Петроград, 1916 Вигель Ф.Ф. Записки. Т.2. М., 1928

27. Волович Н.М. Пушкин и Москва. М., 1994 Вяземский П.А. Полное собрание сочинений. СПб, 1865. Т.VII, VIII, IX

28. В царстве муз. Московский литературный салон Зинаиды Волконской. М. 1987. Сост., вст. и прим. Вл.Б.Муравьева.

29. Гальберг С.И. Скульптор С.И.Гальберг в его заграничных письмах и записках (1818-1828). СПб, 1884

30. Гаррис М.А. Зинаида Волконская и ее время. М., 1916 Геннади Г.Н. Справочный словарь о русских писателях и ученых. Т.1. Берлин, 1876

31. Глушакова Ю.П. Новые материалы о Пушкине и его окружении из архива Зинаиды Волконской // Вестник Российского гуманитарного фонда. М., 1999. №1

32. А.С.Грибоедов в воспоминаниях современников. М., 1980. С.380

33. Грибоедовская Москва. Письма М.А.Волковой к В.А.Ланской // Вестник Европы. 1874. №8

34. Гоголь H.B. Переписка: В 2 тт. М., 1988

35. Голицын H.H. Словарь русских писательниц. СПб, 1889

36. Грот К.Я. Дневник И.И.Козлова. М., 1906

37. Декабрист Н.И.Тургенев. Письма к брату С.И.Тургеневу. М. -Л., 1936

38. Джунковский Ст. Русский, семь лет иезуит // "Русский инвалид", 1866. №289. С.З

39. Дневник русской путешественницы за границею <Е.С. Телепневой> // Сын Отечества и Северный Архив. 1831. 4.139. С.35

40. Дневник И.М.Снегирева. T.l. М., 1905

41. Додолев М.А. З.А.Волконская и П.А.Бартенева // Россия и Италия. Встреча культур. Вып.4. М., 2000

42. Додолев М.А. Итальянская опера в России в 20-е годы XIX века II Россия и Италия. Встреча культур. Вып.4. М., 2000

43. Долгоруков П.П. Российская родословная книга кн. П.Долгорукова. СПб, 1855. 4.1

44. Дубровский П.П. А.Мицкевич. Из очерков новейшей польской литературы. СПб, 1859. С.110

45. Жуковский В.А. Письма к А.И.Тургеневу. М., 1904. С.220 Записка аббата Николя о воспитании кн. А.Н.Волконского //Русский Архив. 1895. Т.1. №4. С.486-496

46. Зильберштейн И. Новонайденное письмо М.И.Глинки к З.А.Волконской // Памяти Глинки. 1857-1957. М., АН СССР, 1958. С.441-456

47. Иванчин-Писарев Н.Д. Новейшие стихотворения

48. Н.Д.Иванчина-Писарева собранные после издания 1819 года, с прибавлением нескольких сочинений его в прозе. М., 1828

49. Иванчин-Писарев Н.Д. Ошибка, лестная для автора // Москвитянин. 1842. 4.2. №3-4. С.149-150

50. Иванчин-Писарев Н.Д. Письма к И.М.Снегиреву. Пред. и прим. Б.Л.Модзалевского. СПб, 1902

51. Ильин В. Воспоминания о князе А.Н.Волконском // Русский Архив. 1878. ТЛИ. №9. С.251

52. Каган Ю.М. Об Иване Дмитриевиче Цветаеве (1847-1913) // Россия и Италия. Встреча культур. Вып.4. М., 2000

53. Кайдаш С.Н. "Двойной венок" Зинаиды Волконской // Кайдаш С.Н. Сильнее бедствия земного. М., 1983

54. Канторович И.0. "Самый нежный звук Москвы" // НЛО №20 (1996)

55. Керасиньская И. Дневник Елены Шимановской // Русско-польские музыкальные связи. М., 1963. Под ред. И.Бэлзы

56. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений. Т.1. М., 1861; то же: ПТб, 1911.Т.1

57. Киреевский И.В. Избранные статьи. Письма. М., 1984 Княгиня З.А.Волконская (одна из русских католичек) II Православное обозрение. 1866. №7. С.310; то же: С.-Петербургские Ведомости. 1866. №215

58. Княгиня З.А.Волконская (одна из русских католичек) II Киевлянин. 1866. №97

59. Княгиня З.А.Волконская II Русский Инвалид. 1866. №289

60. Князь Сергей Волконский. Воспоминания. М., 1994 Коробко М.Ю.у Рысин Л.П., Авилова К.В. Воронцово. М., 1997

61. Кочубинский А. Будущим биографам Н.В. Гоголя. Заметки. // Вестник Европы. 1902. №2. С.673

62. КошелевА.И. Записки (1812 1883). Berlin, 1884 Кошелев А.И. и его воспоминания. Т.1. Кн.2. М., 1889 Кубасов И. Княгиня Зинаида Волконская. Письмо к С.В.Веневитиновой//Литературные портфели I. М., 1923. С.89

63. Ланда С.С. Пушкин и Мицкевич в воспоминаниях А.А.Скальковского // Пушкин и его время. Вып.1. Л., 1962. С. 278

64. Ланда С.С. "Сонеты" Адама Мицкевича // Мицкевич А. Сонеты. Л. 1976. С.245,274-275

65. Линниченко H.A. Речи и поминки. Одесса, 1914. С.55-61 Литературные салоны и кружки. Ред., вст. ст. и прим. Н.Л.Бродского. М., 1930

66. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. С. 160 Лямина Е.А., Самовер Н.В. Бедный Жозеф. М., 1999 Майков Л.Н. Пушкин. Биографические материалы и историко-литературные очерки. СПб, 1899. С.331

67. Мицкевич А. Собрание сочинений. Под ред. М.С.Живова, М.Ф.Рыльского, Е.Ф.Усиевич. М., 1954. Т.5

68. Модзалевский Б.Л. Пушкин в донесениях агентов тайного надзора. Былое. 1918. Кн.1

69. Московская изобразительная Пушкиниана. Государственный музей А.С.Пушкина. //М., 1991

70. Мордовцев Д.А. Русские женщины нового времени. СПб, 1874. Т.З. С.260

71. Муравьев А.Н. Знакомство с русскими поэтами. Киев, 1871

72. Мурзакевич H.H. Кн.Зинаида Волконская // Русская Старина. 1878. №1. С.139; №2. С.363

73. Неверов О.Я. Геммы из собрания З.А.Волконской // Антиквар. СПб, 1993. №0

74. Обер JI.H. Мое знакомство с Пушкиным // Русский Курьер. 1880. №158

75. Орлова-Савина П.И. Автобиография. М., 1994. С. 105 Остафьевский Архив кн.Вяземских. СПб, 1899-1913. Т.1,2,3,5 Охотин Н.Г. З.А.Волконская // Русские писатели. 1800-1917. М., 1989. Т.1

76. Павлова К.К. Собрание сочинений. М., 1915. Т.1. C.XI-XII Вст. ст. В.Брюсова.

77. Павлова К.К. Полное собрание стихотворений. M.-JL, 1964. Вст. ст. П.П.Громова.

78. Песков A.M. У истоков русского философствования: шеллингианские таинства любомудров // Вопросы философии. 1994. №5

79. Песков A.M. Пушкин и Боратынский // Новые безделки. Сборник к 60-летию В.Э.Вацуро. М., 1995-1996

80. Песков A.M. Летопись жизни и творчества Боратынского. М., 1998

81. Письма А.Я.Булгакова к К.Я.Булгакову II Русский Архив. 1900. T.III; 1901. T.I-III

82. Письма К.Я.Булгакова к А.Я.Булгакову II Русский Архив. 1903. T.II

83. Письма кн. М.Н.Волконской из Сибири. 1827 1831 гг. // Русские Пропилеи. Материалы по истории рус.мысли и литературы. Сост. М. Гершензон. Т.1. М., 1915

84. Письма П.А.Вяземского к В.А.Жуковскому II Русский Архив. 1900. T.I

85. Письма П.А.Вяземского к А.Я.Булгакову II Русский Архив. 1879. T.I. №4; Т.Н. №5

86. Письма Н.М.Рожалина II Русский Архив. 1909. T.III. №8 Письма С.А.Соболевского к С.П.Шевыреву II Русский Архив. 1906. T.III. С.569-570

87. Письмо С.Д.Нечаева к А.А.Бестужеву II Русская Старина. 1889. №2. С.320

88. Письмо П.А.Вяземского в бумагах И.И.Козлова. Письмо А.Г.Лаваль к И.И.Козлову II Русский Архив. 1886. T.I. С. 183

89. Письмо И.И.Козлова к А.И.Тургеневу II Русская Старина. 1875. №12. С.748-749

90. Погодин М.П. Год в чужих краях. М., 1839 Погодин А.Л. Адам Мицкевич. Его жизнь и творчество. М., 1912. Т.2

91. Полонский Я.Б. Литературный архив и усадьба кн. Волконской в Риме // Временник общества друзей русской книги. Вып.4. Париж, 1938. С. 157-182

92. Полярная Звезда издаваемая А.Бестужевым и К.Рылеевым. М.-Л., 1960. С.741-742

93. Попова О. История жизни М.Н.Волконской // Звенья №№3-4. М.-Л., 1934

94. Пушкин A.C. Сочинения. Под ред. С.А.Венгерова. T.IY. СПб, 1910. С.XXXY

95. Пушкин A.C. Переписка. Под ред. Д.Д.Благого // Пушкин. Сочинения. М. АН СССР. 1937. Репринт 1996. Т.13-14

96. Пушкин A.C. Письма. Под ред. и с прим. Б.Л.Модзалевского. М.-Л., 1928. Репринт 1989. Т.2

97. Пушкин в неизданной переписке современников Н Литературное Наследство. М., 1952. Т.58

98. А.С.Пушкин в воспоминаниях современников. В 2 тт. М., 1974 А.С.Пушкин в воспоминаниях современников. В 2 тт. М., 1985 Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб, 1872

99. Руссов C.B. Библиографический каталог российским писательницам. СПб, 1826

100. Савва В. Заметка о Пушкине из Дневника Е.С.Телепневой 18271828 гг. // Пушкин и его современники. Материалы и исследования. Вып.У. СПб, 1907

101. Сакулин П.Н. Из истории раннего идеализма. Князь В.Ф.Одоевский. М., 1913. Т.1. 4.1. С.176

102. Скульптор С.И.Гальдберг II Вестник изящных искусств. СПб, 1884. Т.П. Вып.У. С. 122, 124-125

103. Словарь членов Общества Любителей Российской Словесности. М., 1911

104. Снегирев И.М. и дневник его воспоминаний с 1821 по 1865 г. СПб, 1871. С.129

105. Теребенина P.E. Автограф послания Пушкина к З.А.Волконской и его история // Временник Пушкинской Комиссии, 1972. Л., АН СССР, 1974

106. Теребенина P.E. Пушкин и Зинаида Волконская // Русская Литература. 1975. №2

107. Теребенина P.E. Записи о Пушкине, Гоголе, Глинке, Лермонтове и других писателях в дневнике П.Д.Дурново // Пушкин: Исследования и материалы. T.VIII. Л., 1978

108. Толль Ф.Г. Настольный словарь и дополнения к нему. СПб, 1863

109. Труды Общества Истории и Древностей Российских. M., 1827 T.IIL Kh.II

110. Трофимов И.Т. Поиски и находки в московских архивах. М., 1979

111. Турьян М.А. "Странная моя судьба." М., 1991 Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры. Историко-литературные очерки. Л., 1989

112. Фелонин A.B. Д.В.Веневитинов. Критико-биографический очерк. СПб, 1802. С.6

113. Фридкин В.М. Пропавший дневник Пушкина. Рассказы о поисках в зарубежных архивах. М. 1987

114. Фридкин В.М. Пропавший дневник Пушкина. М., 1991. Изд. 2. Фридкин В.М. Чемодан Клода Дантеса. М., 1997 Фризман Л.Г. Иван Киреевский и его журнал "Европеец" // Европеец. М., 1989 (Лит.Памятники)

115. Хохлова H.A. А.Н.Муравьев. СПб, 2000

116. Цветаев И.Д. Памяти княгини З.А.Волконской // Московские Ведомости. 1898. №82, 84, 85 (24,26,27 марта). И.В.Цветаев создает музей. М., 1995

117. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т.2. М., 1991

118. Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. Л., 1975 <Шаликов П.И.> Узнанная. М., 1826. В типографии Московского Университета.

119. Шаликов П.И> Portrait de madame la princesse Zeneide Wolkonsky. M., 1826

120. Шевырев С.П. Стихотворения. Вст.ст., ред. и прим. М.Аронсона. Л., 1939

121. Шенрок В. Н.В.Гоголь. Пять лет жизни за границей 1836 1841 // Вестник Европы. 1894. №8

122. Эйгес И. Музыка в жизни и творчестве Пушкина. М., 1937. С.91 Abeni Bertazzoli, De Michelis Gibellini. Belli oltre frontiera. Roma, 1983. P.307

123. Aroutunova Bayara. Lives in letters. Princess Zinaida Volkonskaya and her correspondence. Columbus (Ohio), 1994

124. Bagnato Agostino. Zinaida Volkonskaja. Roma., 1993 Caucisvili N. Alcuni lettere di Zinaida Volkonskaya a P.A.Vjazemskij // Aevum. 1966. № I/II. P. 126

125. Fairweather Maria. The pilgrim princess. A life of princess Zinaida Volkonsky. London, 1999

126. Gomolicki L. Dziennik pobytu A. Mickiewicza w Rosji. 1824-1829. Warczawa, 1949

127. Gorodetzky N. Z.Volkonsky. La boue d'Odessa, couplets inedits // Revue des etudes slaves. 1953. V.30. Fasc.l. P.82-86

128. Gorodetzky N. Princesse Z.Volkonsky // Oxford Slavonic Papers. 1954. V.5. P.93-106

129. Gorodetzky N. Z.Volkonsky as a Catolic // Slavic and East European Review. 1960. V.39 (dec). P.31-43

130. Dupre de Saint-Maure E. Anthologie russe. Paris, 1823 Kauchtschischwili N. L'Italia nella vita e nell' opera di P.A.Vjazemskij. Milano, 1964. P.48

131. Stendal. Correspondance. Paris, 1968. T. 1. P. 1003 Stendal. Courrier anglais. New monthly magazine. Paris, 1935. Т.П. P.182-183

132. Sudolski Zbignev. Moskievsko-petersburskie "Realia Mickiewiczovskie" w swietle "Dzennika" Heleny Szymanovskiej // Pamietnik Literacki, LXYIII, 1977, z.4

133. Trofimoff Andre. La princesse Zéneide Wolkonsky. De la Russie1. S,imperiale a la Roma des papes. Rome, Staderini. 1966

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.