Жизнь и творческое наследие аввы Дорофея (Газского) в контексте истории газского монашества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Спиридонова, Лидия Валентиновна

  • Спиридонова, Лидия Валентиновна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 300
Спиридонова, Лидия Валентиновна. Жизнь и творческое наследие аввы Дорофея (Газского) в контексте истории газского монашества: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Санкт-Петербург. 2011. 300 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Спиридонова, Лидия Валентиновна

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Историография

§ 1. Средневековый этап

§ 2. XVII век: эпоха болландистов

§ 3. Первые биографии аввы Дорофея

§ 4. Казимир Уден и его продолжительное влияние на историографию аввы Дорофея

§ 5. Симеон Вайе: юный исследователь

§ 6. Пьер-Мари Бран - первый шаг к критическому изданию

§ 7. Ириней Осэр и сочинение "Ре сотроБШопе топасЫ"

§ 8. Амвросий Веселинович: Первая научная биография аввы Дорофея

§ 9. Джон Вэйнен - второй шаг в подготовке критического издания

§ 10. Первая научная биография аввы Дорофея в Западной Европе

§ 11. Дервас Джеймс Читти: неоконченный труд

§ 12. Люсьен Реньо и подготовка критического издания

§ 13. Рецензия Пьера Каниве

§ 14. Франсуа Нейт: Отождествление писем Дорофея

§ 15. Томаш Шпидлик: учение Дорофея о послушании

§ 16. Эрик Уилер: смелые предположения

§ 17. Дженнифер Хевелон-Харпер

§ 18. Николя Эженде: авва Дорофей и Бенедикт Нурсийский

§ 19. Юдит Паули

§ 20. Биттон-Ашкелони и Арье Кофский: израильская историография

§ 21. Даниэл Хомберген: загадка Евагрия

Глава II. Источники

§ 1.1. Корпус сочинений аввы Дорофея

§ 1.2. «Следует знать...» или «О двух Дорофеях и двух Варсануфиях»

§ 1.3. Послание к брату

§ 1.4. Жизнь Досифея

§ 1.5. Поучения

§ 1.6. Группа писем

§ 1.7. Вопросы аввы Дорофея к Варсануфию и Иоанну и их ответы

§ 1.8. Изречения

§ 1.9. Спорные и неизданные сочинения

§ 1.10. Стиль поучений

§ 1.11. Краткая биографическая записка

§ 2. «Церковная история» Евагрия Схоластика

§ 3. Житие Иоанна Милостивого

§ 4. «Лавсаик» Иоанна Мосха

§ 5. Житие Варсануфия

§ 6. Анонимный рассказ о монахе из Аскалонской земли

§ 7.1. «Переписка» Варсануфия и Иоанна как источник для биографии Дорофея

§ 7.2. История публикации

§ 7.3. Принципы отождествления писем Дорофея

§ 7.4. Серия вопросоответов 252-336

§ 7.5. Серия вопросоответов 247-251

§ 7.6. Серия вопросоответов 337-338

§ 7.7. Серия вопросоответов 339-345 (339-343 и 344-345)

§ 7.8. Серия вопросоответов 506-523 или 516-530?

§ 7.9. Серия вопросоответов 544-545 или 545-546?

§ 7.10. Письма к привратнику

§ 7.11. Вывод относительно отождествления писем Дорофея в «Переписке» Варсануфия и Иоанна

§ 7.12. Хронологическая последовательность писем

§ 7.13. Происхождение текста XXI Поучения

§ 7.14. Происхождение собрания писем Варсануфия и Иоанна

Глава III. Монастыри Газы: Современный этап изучения

§ 1. Древний город Газа и христианство

§ 2. Миссионерская деятельность монастырей в регионе Газы

§ 3. Иммиграция из Скита

§ 4. Монофизитство в регионе Газы

§ 5. Газская монашеская школа времени аввы Дорофея

§ 6. Был ли авва Дорофей тайным монофизитом?

§ 7. Был ли авва Дорофей тайным евагрианином?

§ 8. Сотрудничество риторической школы Газы с монахами

§ 9. Современный этап изучения газского монашества

Глава IV. Жизнь аввы Дорофея

§ 1. Место рождения

§ 2. Семья

§ 3. Учёба

§ 4. Городская жизнь

§ 5. Авва Зосима

§ 6. Призвание Дорофея

§ 7. Географическое положение монастыря Серида

§ 8. Варсануфий и Иоанн

§ 9. Юный монах

§ 10. Странноприимец

§ 11. Больница

§ 12. Послушание выдавать и принимать вещи

§ 13. Усталость от людей и желание безмолвия

§ 14. Помощник настоятеля

§ 15. Служение у аввы Иоанна

§ 16. Духовник обители

§ 17. Воспитание Досифея

§ 18. Уход Дорофея из монастыря аввы Серида

*§ 19. Был ли Дорофей архимандритом?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жизнь и творческое наследие аввы Дорофея (Газского) в контексте истории газского монашества»

ВВЕДЕНИЕ

Палестинское монашество возникло не в Иерусалиме и не в Кесарии Палестинской, а в окрестностях языческой Газы. В самом начале IV века здесь поселился Иларион Великий, ученик Антония Великого, вокруг которого быстро образовалась обитель. К VI веку монашество Газы достигло своего расцвета, в том числе и благодаря иммиграции прославленных подвижников из Скита. Таким образом, центр монашеской традиции переместился из Египта в регион Газы, где сложилась собственная и неповторимая монашеская школа, исчезнувшая в результате вторжения персов и завоевания Палестины арабами в VII веке.

Несмотря на то, что газское монашество оставило после себя много источников и повлияло на всю монашескую традицию, Газа и её окрестности не привлекали внимание исследователей, так как их интерес сосредотачивался в основном на монашестве Египта, Сирии, Малой Азии и, более всего, Западной Европы. Начало серьёзной разработки истории христианской Газы было положено только в XX веке плодотворными исследованиями французских и бельгийских монахов, чья деятельность была связана с изучением восточного христианства: Симеона Вайе (Simeon Vailhé), Люсьена Реньо (Lucien Regnault), Мишеля ван Парейса (Michel van Parys), Франсуа Нейта (François Neyt). Благодаря их стараниям, был образован необходимый фундамент для более глубокого изучения этой темы. За последние два десятилетия стало появляться всё больше работ в разных странах, университетах и научных центрах, что свидетельствует об увеличивающемся интересе к этой теме во всём мире. История газского христианства стала активно разрабатываться итальянскими исследователями: Лоренцо Перроне (Lorenzo Perrone), Розой Марией

Парринелло (Rosa Maria Parrinello), и недавно ушедшим археологом Микелем Пиччирилло (Michele Piccirillo); немецкими: Юдит Паули (Judith Pau M), Клаудией Тирш (Claudia Tiersch), Квинтерном Детлевым (Quintern Detlev), Эккехартом Мюленбергом (Ekkehart Muhlenberg); израильскими учёными во главе с Арье Кофским (Aryeh Kofsky) и Брурией Биттон-Ашкелони (Bruria Bitton-Aschkelony), в том числе недавно ушедшим археологом Ицхаром Иршфельдом (Yizhar Hirschfeld), к ним подключились археологи из Палестинской автономии («The Palestinian Department of Antiquities»); французскими: Катериной Сальу (Catherine Saliou), Бенедиктом Лёзьёром (Bénédicte Lesieur) и археологом Жан-Батистом Умбером (Jean-Baptist Humbert); голландскими: Даниэлем Хомбергеном (Hombergen Daniël); американскими: Дженнифер Хевелон-Харпер (Jennifer L. Hevelone-Harper), Корнелией Хорн (Cornelia Horn), Лилиан Ларсен (Lillian Larsen); шведскими: Самуэлем Рубенсоном (Samuel Rubenson); английскими: Грэхэмом Гульдом (Graham Gould) и другими.

Благодаря усердиям этих учёных появились работы, прояснившие многие частные вопросы христианской жизни Газы и её окрестностей, но в силу большого количества материала, общая картина её истории остаётся практически не исследованной и требует дальнейшей разработки в различных аспектах: духовном, социальном и материальном.

В 2009 году была образована международная группа по изучению ранней монашеской традиции на материале, происходящим из региона Газы V -начала VI века. Программа этой группы ставит своей целью переосмысление понимания роли монашества в процессе

Подробнее об этом см.: Larsen L. I. and Samuel Rubenson. Early Monasticism and the Classical Heritage // International Symposium on Orthodoxy and Innovation in the Greek Speaking World. University of Copenhagen. (5-7 June 2009). Copenhagen, 2009. Этот материал был выложен в сети Интернет:

http://internt.ht.lu.se/media/documents/proiect-303/RJ application final.pdf

преобразования классической культуры от античности к средневековому периоду.

Самый известный представитель газского монашества в Западной Европе и в России - это авва Дорофей. В его сочинениях воплотилась вся предшествующая традиция газской школы. О его огромном влиянии на духовную культуру свидетельствует большое количество греческих рукописей (=250) и множество переводов его сочинений на разные языки: нам удалось насчитать 38 переводов на 17 языков2.

Впервые сочинения аввы Дорофея были переведены на латинский язык в XI веке в первом бенедиктинском монастыре, Монте-Кассино, и очень быстро приобрели популярность среди монахов разных орденов: бенедиктинцев (среди которых было 4 автора переводов его сочинений), доминиканцев, картезианцев и кармелитов3. Особое впечатление они произвели на аббата Ранее, основателя ордена траппистов, который перевёл сочинения аввы Дорофея на французский язык и написал его первую биографию; не без внимания их оставил и его противник, маврист Жан Мабильон, рекомендовавший их к чтению в своих «Traité des études monastiques»4 (1691). Сочинения аввы Дорофея сильно повлияли и на основателя «Общества Иисуса» Игнатия Лойолу. Ряд исследователей, изучавших его творчество, считает, что знаменитая практика испытания совести, является заимствованием именно из «Поучений» аввы Дорофея5. Впоследствии иезуиты ввели его сочинения в достаточно краткий список

См. раздел «Библиография источников». С. 259. Доминик де Сан-Альбер рекомендовал читать «Поучения» аввы Дорофея

послушникам кармелитам: Dominique (de Saint-Albert). Exercitatio spiritual^ fratrum tarn novitiorum quam professorum. Paris, 1650.

4 Mabillon Jean. Traité des études monastiques. Paris, 1691. P. 179.

5 Эта тема подробно исследована в статье: Regnault L. Monachisme Oriental et Spiritualité Ignatienne: L'influence de S. Dorothée sur les écrivains de la Compagnie de Jésus // Revue ascetique and mystique 33 (1957). Pp. 141-149.

книг, одобренных к чтению для новоначальных монахов6. Среди членов этого ордена было шесть переводчиков сочинений аввы Дорофея.

Более всего «Поучения» аввы Дорофея стали популярны в России. В своих известных очерках о древнерусской святости Георгий Федотов поражался близости палестинского идеала святости к религиозной жизни Руси. «Палестинское монашество, - по его мнению, - было той веткой восточного монашеского древа, от которой отделилась русская отрасль ». Из многих плодов этого дерева для русских читателей всегда были особенно дороги поучения аввы Дорофея. Дело в том, что русское монашество переняло с Афона традиционный круг произведений, читаемых за трапезой, в который входили и «Поучения» аввы Дорофея8. По этой причине, «Поучения» были одними из наиболее часто копировавшихся текстов в монастырских скрипториях9 и оказали большое воздействие на русскую монашескую культуру. Известно, что его сочинения особо повлияли на творчество Нила Сорского, Иосифа Волоцкого10 и протопопа Аввакума11.

6 Regulae magistri novitiorum: libri ad usum magistri novitiorum accomodati // Institutum Societatis Jesu. T. 3. Florentiae, 1893. P. 121. См. также: Nieremberg Johannes Eusebius s.j. De Adoratione in Spiritu et Veritate. Libri IV. In quibus totius spiritualis vitae, imitationis Christi, & Theologiae mysticae nucleus eruitur, ex sanctis Patribus, & spiritualissimis viris, Diadocho, Dorotheo... Antverpiae, 1631.

7 Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1991.

g

Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права: Памятники XI-XV вв. / 2-е изд., доп. В. Н. Бенешевичем. СПб., 1908. С. 259-260.

9 ^

Прохоров Г. М. Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в библиотеке Троице-Сергиевой лавры с XIV по XVII в // Труды Отдела Древнерусской Литературы Т. 28 (1974). С. 317-324.

10

Tachiaos Anthony-Emil N. L'influenza dei padri di Gaza sul mondo russo // Il deserto di Gaza. Barsanufio, Giovanni e Doroteo / a cura di L. Cremaschi S. Chialà. Comunità di Bose, Magnano, 2004. P. 325.

11 Robinson A. Avvakum et Dorothée (à propos des sources littéraires de la "Vie d'Avakum") // Revue des études slaves 38 (1961). Pp. 165-171.

Авва Дорофей обращался в своих поучениях к монахам, однако, в отличие от всей другой монашеской литературы, в его проповеди практически не содержится ничего адресованного только монахам. Неизвестный автор древнего предисловия к его сочинениям пишет о том, что авва Дорофей говорил просто и доступно и тем самым достигал сердца каждого: и мужчины и женщины, и клирика и мирского, монаха и семейного человека (Ер. ad fr. 6:15-19). Несмотря на это, долгое время «Поучения» аввы Дорофея оставались на Руси преимущественно монашеским чтением, и только в современной России они вышли из монастырских стен и стали чрезвычайно популярны в народе. Во многом этим мы обязаны Карлу Густаву Адольфу Зедергольму. Будучи сыном протестантского пастора, он принял православие с именем Константин, когда учился в Московском

университете. В это же время он перевёл «Поучения» аввы Дорофея на

^ 12

русский язык . Впоследствии Константин Зедергольм принял монашество в Оптиной пустыни с именем Климент и стал келейником старца Амвросия

13

Оптинского . Там же вышел и перевод «Душеполезных поучений преподобного аввы Дорофея», к которому старец Амвросий составил индекс. Вплоть до наших дней он перепечатывался более сотни раз. Русский перевод о. Климента (Зедергольма) отличается ясностью и доступностью изложения, что свойственно и самим поучениям аввы Дорофея. Яркую оценку этой работе даёт сербский исследователь Амвросий Веселинович, сравнивая её с письмом любящей матери к любимому сыну14. Этот перевод настолько вдохновил Амвросия

12 Бушуев C.B. Иеромонах Климент (Зедергольм) и издательство Оптиной пустыни // Библиотечное дело 2003. Гуманитарные и технические аспекты развития. (Материалы VIII международной научной конференции. Москва, 24-25 апр. 2003 г.). М., 2003.

13 «

О его жизни в Оптиной пустыни вышла книга: Православный немец: иеромонах Климент (Зедергольм). Оптина пустынь, 2003.

14 /

BeosÀivoPiTc; 'A|j(3pôaioç Вараауоифюс; ó Méyaç, 'Iwávvric; ó Профптгк kcu AwpóQsoc; ó 'Appaq. A9f¡vai, 1941.1. 5.

Веселиновича, что он стал с воодушевлением изучать наследие газской школы в Афинском университете. Оптинские переводы аввы Дорофея и его учителей Варсануфия и Иоанна Газских сильно повлияли и на творчество Ф.М. Достоевского, так, некоторые исследователи считают, что образ старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» был навеян именно этими

15

текстами .

Несмотря на такую популярность, русскому читателю до сих пор приходилось довольствоваться только кратким вступлением переводчика, в котором ошибочно указан даже век жизни преподобного. Из-за отсутствия доступных исторических исследований об авве Дорофее произошло немало неточностей и ошибок в библиотечных каталогах, а также в справочной литературе, где повсеместно ему приписываются чужие сочинения и указывается неправильное время его жизни16.

Изначально все работы, посвящённые творчеству аввы Дорофея, принадлежали западнохристианской традиции. В Европе сочинения аввы Дорофея начали изучать с XVII века. В основном исследователей интересовало его богословие, сильно повлиявшее на монашескую традицию Востока и Запада. Излагая его биографию, они, как правило, ограничивались краткими вступлениями. Первыми опытами написания исследования, посвящённого жизни аввы Дорофея, можно назвать сочинения писателей XVIl-XVI11 века: аббата Армана-Жана Ранее (ArmandJean de Raneé)17 и Мишель-Анж Марэна (Michel-Ange Marin)18. Впрочем, их

15 Regnault L. Moines et laïcs dans la région de Gaza au Vie siècle // Christian Gaza in Late Antiquity / eds. В. Bitton-Ashkelony and A. Kofsky. Leiden, 2004. P. 172.

16

Например, в каталоге РГБ ему приписывается сочинение русского священноинока Дорофея «Цветник духовный», а о времени жизни указано, что Дорофей умер в 620 году.

17 [Raneé A.-J.] La vie de saint Dorotheé // Les instruction de saint Dorotheé. Paris, 1686. Pp. 1-62.

работы никак нельзя считать научными. Начало научного изучения жизни аввы Дорофея было положено независимо друг от друга: в Греции Амвросием Веселиновичем (1941)19 и в Западной Европе Жаном Марией Шимусяком и Жюльеном Леруа в словарной статье в «Dictionnaire de spiritualité» (1957)20. Следующим таким опытом стало введение Люсьена Реньо к критическому изданию «Поучений» аввы Дорофея (1963)21. Другая попытка обратиться к теме жизни аввы Дорофея была сделана Эриком Уилером, переводчиком его сочинений на английский язык. Среди недавних исследований в этом ряду можно назвать труд Дженнифер Хевелон-Харпер (2005)22, посвящённый проблеме духовной власти в Газской монашеской школе. Из всех этих работ лишь вступительная статья Эрика Уилера к английскому переводу содержала значительную историческую часть, во всех же других исследованиях, она была представлена только в общих чертах, тогда как основу их исследований составляли богословская и филологическая части.

Таким образом, в науке не было специального исследования, написанного с целью изучения биографии аввы Дорофея.

И, прежде всего, эти исследователи практически не анализировали важный источник для составления биографии аввы Дорофея: «Переписку

Варсануфия и Иоанна». Отождествление писем Дорофея в этом сборнике

18

Marin M.-A. Doctrine spirituelle de saint Dorothée // Les vies des Pères des déserts d'Orient: Leur Doctrine Spirituelle et leur discipline monastique. Paris, 1863-1864. Vol. 4. Pp. 83-152.

19 '

Bso8Àivo(3itc; 'АцРрооюс;. Варосв/ойфюс; ô Méyaç, 'Icoàvvnc; ô Профптгк kcu AwpôBsoç ô 'Ap(3aç AQfjvaL, 1941.

20

Szymusiak Jean-M., Leroy Julien. Dorothée (saint) // Dictionnaire de spiritualité. Vol. 3. Paris, 1957. Cols. 1651-1664.

21 Regnault L., de Préville J. Introduction // Dorothée de Gaza. Œuvres Spirituelles. (=Sources Chrétiennes, no. 92). Paris, 1963.

22 Hevelone-Harper Jennifer L. Disciples of the Desert: Monks, Laity, and Spiritual Authority in Sixth-Century Gaza. Baltimore, Maryland: Johns Hopkins University Press, 2005.

является проблемой, неразрешённой до сих пор. Франсуа Нейт попытался её решить в своей диссертации23, которую он защитил в 1969 году в Лувенском Католическом Университете (L'Université catholique de Louvain). Первую часть своего исследования он посвятил вопросу выявления писем Дорофея в «Переписке Варсануфия и Иоанна». Франсуа Нейт изучил леммы, предваряющие эти письма в рукописях. В отношении внутренней критики этого источника им была сделана только предварительная работа, более глубокий источниковедческий анализ, как пишет сам Франсуа

м «24

Нейт , он предоставил другим исследователям. В первой научной публикации критического текста «Переписки Варсануфия и Иоанна»25, осуществлённой совсем недавно Франсуа Нейтом и Паулой Анжели-Ноа, эти вопросы также остались не раскрыты.

Целью нашего исследования является составление биографии аввы Дорофея в контексте истории газского монашества, на основании всех известных источников, и прежде всего, его творческого наследия и «Переписки Варсануфия и Иоанна». В связи с этим мы ставим перед собой следующие задачи:

1. Изложить историю изучения творческого наследия аввы Дорофея.

2. Исследовать тексты, входящие в корпус сочинений аввы Дорофея, на предмет их происхождения.

3. Отождествить письма аввы Дорофея в «Переписке» Варсануфия и Иоанна.

23 Neyt François. Les lettres à Dorothée dans la correspondance de Barsanuphe et Jean de Gaza. Thèse dactylographiée. Louvain, 1969.

24 Ibid. P. 152

25 Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance / Introd., texte crit., notes Neyt F., Angelis-Noah P. de, trad. Regnault L. 1: Aux solitaires. T. 1: Lettres 1—71. P., 1997. (SC 426); T. 2: Lettres 72-223. P., 1998. (SC 427). 2: Aux cénobites. T. 1: Lettres 224-398. P., 2000. (SC 450); T. 2: Lettres 399-616. P., 2001. (SC 451). 3: Aux laïcs et aux évêques. Lettres 617848. P., 2002. (SC 468).

4. Выстроить отождествлённые нами письма аввы Дорофея в правильном хронологическом порядке.

5. Сравнить между собой сведения из «Поучений» аввы Дорофея с информацией, которую можно почерпнуть из текстов, принадлежащих его эпистолярному наследию.

6. Осветить основные моменты развития газского монашества, и, преимущественно те, которые отразились на становлении личности аввы Дорофея.

7. Рассмотреть проблемы историографии газского монашества, которые связаны с аввой Дорофеем, в том числе остановиться на вопросе возможного криптомонофизитства и криптоевагрианства аввы Дорофея.

8. Связать биографические сведения жизни аввы Дорофея (Газского) с культурно-историческим контекстом эпохи.

9. Выделить этапы его жизни в монастыре, установить их истинную последовательность и соотнести их со сведениями из других источников.

Объектом исследования является реконструкция биографии аввы Дорофея (Газского). Предметом же исследования стал комплекс всех материалов, позволяющих осветить данную тему: опубликованные сочинения самого аввы Дорофея, сохранившееся литературное наследие Газской монашеской школы, а также публикации его сочинений и исследования,

посвящённые авве Дорофею.

***

Мы выражаем благодарность людям, без которых бы это исследование не состоялось:

научному руководителю д.и.н., проф. Галине Евгеньевне Лебедевой, проявившей много терпения;

монахам бенедиктинского монастыря Воздвижения Св. Креста Господня (Monastère de l'Exaltation de la Sainte Croix) в Шевтони, в особенности о. Антонию Ламбрехтсу (Antoine Lambrechts), о. Николаю Эженде (Nicola Egender) и о. Уго Занетти (Ugo Zanetti);

Надежде Пшенко, проявившей столько заботы и участия; и взявшей на себя тяжкий труд корректуры текста диссертации;

Катарине Оппель (Katharina Oppel) o.s.b.;

доктору Оксфорда Стюарту Иглсу (Stuart Eagles);

аспиранту Университета Аристотеля в Фессалониках Аарону Тейлору (Aaron Taylor);

ведущему библиотекарю Международного межбиблиотечного абонемента РНБ Владимиру Белоусову.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Спиридонова, Лидия Валентиновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

--------♦

Рассмотрение основных этапов жизни и деятельности аввы Дорофея находится в тесной зависимости от современного состояния изучения газского христианства. Одним из вопросов, привлекающих сейчас особое исследовательское внимание, является вопрос христианизации Газы.

В нашей работе мы показали, что проповедь монашества в Газской области была гораздо успешнее попыток насильственного насаждения там христианства. Мы считаем, что тезис о монастырях как главных миссионерских центрах Палестины применим и к Газской области. В отличие от исследований Дорона Бара476 мы находим иные объяснения этому феномену. Представители раннего монашества избегали соседства с городами и многопосещаемыми святыми местами Палестины, стремясь, наоборот, поселиться в спокойных местах и близ языческих святилищ, казавшихся демонскими. Такой подход к выбору места был характерен как для родоначальников египетского монашества, так и для основателей монастырей в Газской области. Однако, по сравнению с близлежащими египетскими монашескими центрами, где общение даже с ближайшими родственниками воспринималась как нарушение устава, газские монастыри отличались своеобразной «открытостью» по отношению к местному населению. Тесные отношения с миром были свойственны, как мы показали, вообще всему газскому монашеству вопреки распространённому в историографии мнению о том, что уровень «открытости» в монашеских кругах Газы изменялся от поколения к поколению. Стремление к служению миру превращало монастыри в регионе Газы в центры милосердия, куда могли прийти нуждающиеся для

476 Bar Doron. Rural Monasticism as a Key Element In the Christianization of Byzantine Palestine // The Harvard Theological Review 98/1 (2005). Pp. 65. лечения или получения еды и одежды, что отчасти было вызвано влиянием Василия Великого. Таким образом, монашество здесь имело больше возможностей к проведению миссионерской деятельности среди местного населения.

Газское монашество было более открыто и к разным течениям религиозной мысли, благодаря чему к VI веку оно впитало в себя характерные черты египетского анахоретского монашества и киновийного Василия Великого.

Авва Дорофей был воспитан в традициях газской монашеской школы, а потому в его сочинениях отразилась вся предшествующая традиция. Наибольшее влияние на него произвели апофтегмы египетских пустынников, «Аскетикон» аввы Исайи и сочинения Василия Великого. К этому необходимо прибавить языческую литературу, изученную им в риторической школе.

Прямые цитаты аввы Дорофея из «Аскетикона» аввы Исайи и из «Гностических глав» Евагрия Понтийского, также явились следствием влияния газской монашеской среды. Это побудило одних исследователей обвинить авву Дорофея в тайном монофизитстве, а других - в открытом евагрианстве.

По нашему мнению, принадлежность Варсануфия, Иоанна и Дорофея к Халкидону не подлежит сомнению, а в их полном молчании относительно каких-либо догматических вопросов можно усмотреть лишь нежелание ужесточать противников Халкидона, которых в регионе Газы было немало.

Относительно возможного евагрианства аввы Дорофея мы пришли к выводу, что ни Варсануфий, ни Иоанн, ни Дорофей не считали оригенистов и самого Евагрия еретиками, а потому пользовались их сочинениями в тех аспектах, которые казались им полезными и нееретическими.

Несмотря на то, что изучение общей истории газского монашества началось совсем недавно, личность и сочинения аввы Дорофея привлекали многих исследователей, начиная с XVII века. В первых работах, посвящённых его жизни и творчеству, была подготовлена основа для их дальнейшего изучения, например, было установлено время жизни аввы Дорофея и основные источники, из которых мы можем почерпнуть о нём информацию. В течение XX века исследовательский интерес к «Поучениям» аввы Дорофея сосредоточился на подготовке критических изданий текстов, входящих в корпус его сочинений. Наша работа продолжает эту традицию внешней критики текстов, относящихся к авве Дорофею. В результате мы сделали следующие выводы:

Мы заключаем, что так называемое «Письмо к брату» является первоначальным введением составителя к собранию сочинений аввы Дорофея.

Мы также заметили, что автор «Письма к брату» использовал определение «ракарюс;» (блаженный) по отношению к авве Дорофею. Это указывает на то, что он писал не менее чем через 30-50 лет после его смерти, последнее предполагает минимальную разницу во времени между написанием этого текста и смертью аввы Дорофея в 30-50 лет.

Несмотря на распространённое в историографии мнение о том, что «Житие блаженного Досифея» было вдохновлено аввой Дорофеем, мы находим серьёзное различие между «Поучениями» аввы Дорофея и «Житием Досифея». В последнем мы видим, как многие мысли Дорофея упрощаются и даже вульгаризируются, что нередко бывает при передаче наследия учителя младшим поколениям.

По нашему мнению, под термином «¿тататпс;», встречающимся в названии 2 Послания аввы Дорофея, следует понимать служителя монастыря, имеющего подчинённых. Например, эпистатами были главный садовник, келарь, повар, врач и т.д. Именно к ним, безусловно, и было обращено это послание.

Мы считаем, что «Поучения» были записаны самим аввой Дорофеем вопреки сложившемуся в историографии мнению о том, что они стенографировались его учениками. По нашему мнению, указываемые исследователями образцы устной речи, являются риторическими приёмами, которыми авва Дорофей владел в совершенстве.

Мы пришли к выводу о том, что неизвестный составитель, живший в VII веке, включил в сборник собственно поучения аввы Дорофея, а также ответы Варсануфия и Иоанна на вопросы Дорофея, и ответы самого Дорофея на вопросы его учеников.

Исследование авторитетной рукописи №198 (270) из Синодального (Патриаршего) собрания, хранящегося в Государственном Историческом Музее, позволило выдвинуть гипотезу о том, что так называемые «Послания к келарю», а именно IV и V письмо Дорофея по изданию Реньо-Превия, являются частью его переписки с Варсануфием и Иоанном.

При написании нашей работы мы более всего обращались к малоизученному источнику - «Переписки» Варсануфия и Иоанна, недавно изданному в серии «Sources Chrétiennes». Она содержит вопросы насельников монастыря аввы Серида к Варсануфию и Иоанну, в том числе и вопросы Дорофея, и ответы на них старцев. Сейчас мы можем с большой вероятностью заключить, что составителем «Переписки» Варсануфия и Иоанна являлся авва Дорофей. Именно по этой причине все послания самого Дорофея, помещённые в этот сборник, являются анонимными. Для отождествления их среди множества других посланий мы использовали другой источник, так называемое, Поучение XXI, которое, как нам представляется, возникло независимо от рукописной традиции «Переписки» Варсануфия и Иоанна. Мы предполагаем, что этот текст произошёл из первоначального корпуса сочинений аввы Дорофея, куда его поместил автор «Послания к брату», живший в VII веке.

Нами были рассмотрены все группы вопросоответов, которые согласно «Поучению XXI» принадлежат Дорофею. С разной степенью вероятности мы смогли атрибутировать среди них его письма. Группа вопросоответов 252-336 отождествляются наиболее точно. Другие группы: 247-251, 337338, 339-347, 516-530, по нашему мнению, также принадлежат Дорофею, но мы не можем совсем исключить возможность того, что они были приписаны Дорофею Поучением XXI по ошибке. Вопросоответы 544-545 являются коллективными посланиями и не могут быть личными вопросами Дорофея. Он мог только играть роль посредника при их передаче.

Сведения из «Жития Досифея» позволили нам уточнить группу писем, принадлежавших Досифею, ученику Дорофея (ЦБ 218-223). Издатели критического текста относят к нему только вопросоответы 220-223, на основании того, что вопросоответы 218-219, согласно использованным ими рукописям, принадлежат другому брату, нежели группа 220-223. По нашему мнению, в данном случае мы встречаемся с ошибкой переписчиков.

Отождествлённые нами письма Дорофея мы выстроили в хронологическом порядке, что помогло нам составить первую биографию аввы Дорофея. Во всех предыдущих работах, посвящённых данной проблематике, очень мало внимания уделялось его жизни, что повлекло за собой многочисленные ошибки.

Так, в современной историографии бытует мнение о том, что авва Дорофей родился в Антиохии, однако, мы не можем принять эту теорию из-за отсутствия веских доказательств. Наоборот, по нашему мнению, Дорофей происходил из Газской области и учился, по-видимому, в Александрии, признанном тогда центре образования. Там же он получил и медицинские знания.

Ко времени окончания учёбы Дорофея мы отнесли его встречу с аввой Зосимой, повлиявшую на его желание стать монахом. Мы считаем, что именно авва Дорофей записал и издал беседы аввы Зосимы.

Благодаря атрибутированию Дорофею на основании внутренней и внешней критики посланий 247-251, мы узнали, что первое время жизни в монастыре (начало 520-х гг.) он прожил со старцем из-за сильной болезни, проявившейся в результате строгих монастырских постов. Это стало причиной оставления за ним небольшой собственности, доход с которой уходил на лечение Дорофея. Это факт, противоречащий как монашеским правилам, так и законам Юстиниана, является единственно известным во всей истории киновийного монашества. Фактор болезни определил и особые послушания, которые могли позволить Дорофею отдельное проживание и питание. На основе «Переписки» Варсануфия и Иоанна мы установили его должности в монастыре, и их последовательность: странноприимец (середина 520-х гг.), начальник больницы (вторая половина 520-х и 530-е гг.), помощник настоятеля и духовник обители, служитель у аввы Иоанна (530-е гг.), игумен (после 540 г.). При этом необходимо заметить, что Дорофей продолжал служение начальника больницы, совмещая его с другими обязанностями, вплоть до своего игуменства.

Все эти послушания напрямую связывали Дорофея с миром людей, и потому наложили особый отпечаток на его учение, которое было сосредоточено не на прохождении аскетических подвигов, а, прежде всего, на постижении любви к ближнему. Его жизнь показывает нам пример социального служения византийского монастыря миру. Монахи были не только организаторами больничного дела, но и служителями страждущих. Несмотря на то, что социальная активность, могла угрожать идеалу монашеской созерцательной жизни, духовные руководители монастыря, где подвизался авва Дорофей, считали её необходимой для монаха и, даже более важной, чем аскетические подвиги.

Изображённый нами период жизни аввы Дорофея в то время, когда он был врачом, представляет собой уникальный пример описания будней врача в монастырском лазарете, который являлся прообразом современных больниц.

После смерти аввы Иоанна, первое время Дорофей, по нашему мнению, жил в своём родном монастыре и помогал новому неопытному настоятелю. Монастырская братия разрасталась и оттого через некоторое время возникла необходимость отделения части братии для основания новой общины, что побудило Дорофея уйти из родной обители и основать свой монастырь. Из поучений и посланий аввы Дорофея очевидно, что этот новый монастырь был киновийного уклада и имел, как и монастырь аввы Серида, прилегающие к нему келии анахоретов. Мы отвергли предположение Эрика Уилера о возможном его служении в это время архимандритом.

К этому времени своими служениями Дорофей приобрёл милостивое сердце, способное сострадать любому человеку. Он питал алчущих, поил жаждущих, одевал нагих, принимал странников и заботился о них, ухаживал за больными, утешал печальных, наставлял немощных, и не воздавал за зло, которое делали ему другие. Этим же он продолжал заниматься и в новом монастыре, поучая братию самим своим примером. Несмотря на слабое здоровье, он прожил долгую жизнь и скончался в преклонных годах, благодаря приобретённому им душевному спокойствию и всегда доброму расположению духа.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Спиридонова, Лидия Валентиновна, 2011 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. [s.n.] Bibliotheca hagiographica latina antiquae et mediae aetatis / ediderunt Socii Bollandiani. Bruxellis, 1898.

2. [s.n.] Catalogus codicum hagiographicorum latinorum antiquiorum saeculo XVI qui asservantur in Bibliotheca nationali Parisiensi / ediderunt hagiographi Bollandiani. (=Subsidia Hagiographica, 2). T. I. Bruxellis, 1889.

3. [s.n.] Notitia // S. Dorotheus, archimandrita. De expositione et Doctrinae diversae // Patrologia cursus completus / Series graeca accurante J.-P. Migne. Vol. LXXXVIII. Paris, 1884. Cols. 1609-1612.

4. [s.n.] Oudin Casimir // The General Biographical Dictionary / A new edition, Revised and enlarged by Alexander Chalmers. Vol. 23. London, 1815. Pp. 425426.

5. [Grynaeus J.J.] Monumenta S. Patrum. Orthodoxographa hoc est, theologiae sacrosanctae ac suncerioris sidei Doctores. T.l. Basileae, 1569. Pp. 195-273.

6. [Rancé A.-J.] La vie de saint Dorotheé // Les instruction de saint Dorotheé. Paris, 1686. Pp. 1-62.

7. Abel F.-M. Gaza au Vl-e siècle d'après le rheteur Chorikios // Revue biblique 40 (1931). Pp. 5-31.

8. Acta Sanctorum. Aprilis. T. II. Antverpiae, 1675. Pp. 22-27; 957-958.

9. Acta Sanctorum. Februarius. T. III. Antverpiae, 1658. Pp. 380-384.

10.Acta Sanctorum. Junii. T. I. Antverpiae, 1695. Pp. 591-613.

11.Allen P. Zachariah Scholasticus and the Historia Ecclesiastica of Evagrius Scholasticus // Journal of Theological Studies 31 (1980). Pp. 471-88.

12.Amand Emmanuel de Mendieta. Recension de Dorothée de Gaza // Journal of Theological Studies 15 (1964). Pp. 176-177.

13.Angelis-Noah de Paula. La méditation de Barsanuphe sur la lettre ête // Byzantion 53/2 (1983). Pp. 494-506.

14.Ashkenazi Yakov. Sophists and Priests in Late Antique Gaza According to Choricius the Rhetor // Christian Gaza in Late Antiquity / eds. B. Bitton-Ashkelony and A. Kofsky. Leiden, 2004.

15.Bar Doron. Rural Monasticism as a Key Element in the Christianization of Byzantine Palestine // The Harvard Theological Review 98/1 (2005). Pp. 4965.

16.Bar Doron. The Christianisation of Rural Palestine during Late Antiquity // Journal of Ecclesiastical History 54/ 3 (2003). Pp. 401-421.

17.Bardenhewer O. Patrologie. Freiburg im Breisgau, 1894.

18.Bardy Gustave. Dorothée de Gaza // Catholicisme: Hier, Aujourd'hui, Demain: Encyclopédie / Dir. par G. Jacquement. T. 3. Paris, 1952. Cols. 1039-1040.

19.Barnes T.D. Christians and the Theater // Roman Theater and Society: E. Togo Salmon Papers I / ed. W. J. Slater. Ann Arbor, 1996. Pp. 161-180.

20.Bauer W. Die Severus-Vita des Zacharias Rhetor // Aufsätze und kleine Schriften / Ed. G. Strecker. Tübingen, 1967. S. 210-228.

21.Bautz Friedrich Wilhelm. Aeneas von Gaza // Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon 1 (1990). S. 47-48.

22.Belayche Nicole. Pagan Festivals in Fourth-Century Gaza // Christian Gaza in Late Antiquity / eds. В. Bitton-Ashkelony and A. Kofsky. Leiden, 2004.

23.Bellarminus Robertus. De scriptoribus ecclesiasticis Liber Unus. Cum adiunctis indicibus undecim, & brevi Chronologia ab orbe condito usque ad annum MDCX1I. (первые издания: Romae, 1613; Coloniae, 1613). Переиздание: Bruxellis, 1719.

24.Binns J.R. The Early Monasteries // Medieval History, I: 2 (1991). Pp. 12-22.

25.Bitton-Aschkelony Brouria, Kofsky Aryeh. Gazan monasticism in the fourth-sixth centuries: from anchoritic to cenobitic // Proche Orient Chrétien 50/1-2 (2000). Pp. 14-62.

26.Bitton-Aschkelony Br. Demons and Prayers. Spiritual Exercises in the Monastic School of Gaza in the 5-6 centuries // Vigiliae Chrisianae 57/2 (2003). Pp. 200-221.

27.Bitton-Ashkelony Br., Kofsky A. The Monastic School of Gaza. (=Supplements to Vigiliae Christianae. Texts and Studies of Early Christian Life and Language, 78). Leiden-Boston: Brill, 2006.

28.Bitton-Ashkelony Br. Encountering the Sacred: the debate on Christian pilgrimage in Late antiquity. Berkeley: University of California Press, 2005.

29.Broshi M. The Population of Western Palestine in the Roman-Byzantine Period // Bulletin of the American Schools of Oriental Research 236 (1979). Pp. 1-10.

30.Brown Peter. The Rise and Function of the Holy Man in Late Antiquity // Journal of Roman Studies 61 (1971). Pp. 80-101.'

31.Browning Robert. Education in the Roman Empire // The Cambridge Ancient History. Vol. XIV: Late Antiquity: Empire and Successors, A.D. 425 - 600. Cambridge, 2007.

32.Brun Pierre-Marie De Dorotheo archimandrite seu Gazaeo. [Diss.]. Romae, Pont. Inst. Orient., 1932.

34.Bruns Peter. Procopius of Gaza // Dictionary of Early Christian Literature (2000). Pp. 501-502.

35.Butt Gerald. Life at the crossroads: a History of Gaza. Cyprus: Rimal Publications, 1995; 2009.

36.Camelot P.Th. Hilarión de Gaza // Dictionnaire d'histoire et de Géographie ecclésiastique. Vol. 24. Pp. 471-472.

37.Cameron Averil. Procopius and the Sixth Century. London; New-York, 1996; 2005. (First edition: Berkeley and Los Angeles. 1985).

38.Caner D. Wandering, Begging Monks. Spiritual Authority and the Promotion of Monasticism in Late Antiquity. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 2002.

39.Canivet Pierre. Dorothée de Gaza est-il un disciple d'Evagre? (À propos d'une édition de ses œuvres spirituelles) // Revue des Etudes grecques 78 (1965). Pp. 336-346.

40.Castel G. Etude d'une momie copte // Hommages à la mémoire de Serge Sauneron II. Le Caire, 1979.

41.Caveus Guilielmus. Scriptorum ecclesiasticorum historia literaria a Christo nato usque ad saeculum XIV. Vol II. Genevae, 1694; Genevae, 1720.

42.Ceillier Remy. Histoire générale des auteurs sacrés et ecclésiastiques. Vol. XI. Paris, 1862. P. 697.

43.Chirat H. Recension // Revue des Sciences Religieuses 1964 (38). Pp. 406-411.

44.Chitty Derwas James. Abba Isaiah // Journal of Theological Studies 22 (1971). Pp. 47-72.

45.Chitty D.J. The Desert a City: An Introduction to the Study of Egyptian and Palestinian Monasticism under the Christian Empire. Oxford, 1966.

46.Chitty D.J. Introduction // Barsanuphius & John. Questions & Answers. Critical edition of the Greek text with English translation. (=Patrologia Orientalis 31. fasc. 3). Paris, 1966.

47.Chryssavgis J. John Climacus: From the Egyptian Desert to the Sinaite Mountain. London, 2004.

48.Clermont-Ganneau C. Archeological Researches in Palestine, 1873-1874. London, 1896. Pp. 379-437.

49.Colonna Maria Elísabetta. Zacario Scolastico ¡I suo "Ammonio" e il "Teofrasto" di Enea di Gaza // Annali délia Facoltà di Lettere e Filosofía (Napoli) 6 (1956). Pp. 107-118.

50.Conder C.R., Kitchener H.H. The Survey of Western Palestine. Vol. Ill: Judea. London, 1883.

51.Constable Olivia Remie. Housing the Stranger in the Mediterranean World: Lodging, Trade, and Travel in Late Antiquity and the Middle Ages. Cambridge, 2003.

52.Constantelos Demetrios J. Paganism and the State in the Age of Justinian // The Catholic Historical Review 50 (1964). Pp. 372-380.

53.Crislip Andrew T. From Monastery to Hospital: Christian Monasticism and the Transformation of Health Care in Late Antiquity. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 2005.

54.Cupane Carolina. «Kosikos Pina» di Giovanni di Gaza: una proposta di ricostruzione // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik 28 (1979). Pp. 195-207.

55.Darrouzés Jean. Recension // Revue des Etudes byzantines 22 (1964). P. 257.

56.Des Places Edouard. Recension // Biblica 45 (1964). P. 561.

57.Déserts chrétiens d'Égypte / Ed. P. Miquel, A. Guillaumont, M. Rassart-Debergh, Ph. Bridel, A. de Vogûé. Nice, 1993.

58.Devos Paul. On D. M. Lang, 'Peter the Iberian and his biographers/ excerpt from The Journal of Ecclesiastical History, T. II (1951). Pp. 158-168 // Analecta Bollandiana 70 (1952). Pp. 385-88.

59.Diehl Charles. Manuel d'art byzantin. 2 ed. T. 1. Paris, 1925.

60.Dominique (de Saint-Albert). Exercitatio spiritualis fratrum tam novitiorum quam professorum. Paris, 1650.

61.Dörries Hermann. Die Vita Antonii als Geschichtsquelle. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1949.

62.Downey Glanville. A. Constantinople in the Age of Justinian. Norman, 1960.

63.Downey Glanville. A. The Christian schools of Palestine: a chapter in literary history // Harvard Library Bulletin 12 (1958).

64.Downey Glanville. Gaza in the early sixth century. Norman: University of Oklahoma Press, 1963.

65.Downey Glanville. Justinian's View of Christianity and Greek Classics. Anglican Theological Review 11 (1958). Pp. 12-13.

66.Du Cange, Charles du Fresne. Glossarium ad scriptores mediae & infimae graecitatis T. 1. Lugduni, 1688.

67.Du Cange, Charles du Fresne. Glossarium ad scriptores mediae & infimae Latinitatis. Frankfurt, 1710.

68.Duffy John. Byzantine medicine in the sixth and seventh centuries: aspects of teaching and practice // Dumbarton Oaks Papers 38 (1984).

69.Egender Nicolas. Dorothée de Gaza et Benoît de Nursie // Irénikon 66 (1993). Pp. 179-198.

70.Enea di Gaza. Epistole / ed. Lydia Massa Positano. (=Collana di studi greci 19). Naples, 1950; 1962.

71.Engberding H. Kann Petrus der Iberer mit Dionysius Areopagita identifiziert werden? // Oriens Christianus 38 (1954). Pp. 68-95.

72.Esbroeck Michel van. Peter the Iberian and Dionysius the Areopagite: Honigmann's Thesis Revisited //Orientalia Christiana Periodica 59 (1993). Pp. 217-227. (pyc. nep.: http://krotov.info/history/05/lebedev/oesbruk.html).

73.Evans J.A.S. Procopius. New-York, 1972.

74.Ewald Marie Liguori. Life of St. Hilarion by St. Jerome // Early Christian Biographies / ed. Roy J. Deferrari. Vol. 15. Washington, 1952. Pp. 245-280.

75.F.H. [Halkin François] Recension //Analecta Bollandiana 82/1-2. (1964). Pp. 471.

76.Fabricius J.A. Bibliotheca Graeca. Vol. X. Hambourgi, 1737.

77.Ferngren Gary B. Medicine and Health Care in Early Christianity. Baltimore, Maryland: The Johns Hopkins University Press, 2009.

78.Festugière André-Jean. Antioche païenne et chrétienne. Libanius, Chrysostome et les moines de Syrie. (=Bibliothèque des Écoles françaises d'Athènes et de Rome 184). Paris, 1959.

79.Flusin Bernard. Paternité spirituale e comunità monastica nell'agiografia palestinese del VI secolo // Filoramo, Giovanni (ed.) Storia délia direzione spirituale. Brescia, 2006.

80.Flusin B. L'essor du monachisme oriental // Histoire du christianisme. T. Ill: Les Eglises d'Orient et d'Occident (432-610) / éd. J.-M. Mayeur, Ch. et L. Pietri et al. Paris, 1998. Pp. 486-657.

81.Frend W.H.C. Early Christianity and Society: A Jewish Legacy in the Pre-Constantinian Era // Harvard Theological Review 76 (1983). Pp. 68-69.

82.Frend W.H.C. Town and Countryside in Early Christianity // The Church in Town and Countryside/ ed. Baker D. Oxford, 1979.

83.Frend W.H.C. The Monks and the Survival of the East Roman Empire in the Fifth Century // Past and Present 54 (1972). Pp. 3-24.

84.Garitte Gérard. Le Ménée géorgien de Dumbarton Oaks // Le Muséon 77 (1964). P. 43.

85.Garitte G. Recension // Revue d'histoire ecclésiastique 60 (1965). Pp. 286288.

86.Gaza méditerranéenne: histoire et archéologie en Palestine / sous la direction de Humbert J.-B. Paris, 2000.

87.Geiger Joseph. Aspects of Palestinian Paganism in Late Antiquity // Sharing the Sacred / eds. Kofsky and Stroumsa. Jerusalem, 1998. Pp. 3-16.

88.Gíllard Geoffrey V. Gaza //Theologische Realencyklopâdie. Berlin; New-York. 1984. Pp. 29-31.

89.Glucker C. A. M. The City of Gaza in the Roman and Byzantine Periods. (=BAR International Series 325). Oxford, 1987.

90.Goethring J.E. The World Engaged: The Social and Economic World of Early Egyptian Monasticism // Gnosticism and the Early Christian World: In Honor of James M. Robinson / eds. Goethring J.E., Hedrick C.H., Sanders J.T. Sonoma. California, 1990. Pp. 134-144.

91.Gould Graham. Moving on and Staying put in the Apophthegmata Patrum // Studia Patrística 20 (1989). Pp. 231-37.

92.Gould G. The Desert Fathers on Monastic Community. Oxford, 1993.

93.Graf G. Geschichte. Geschichte der christlichen arabischen Literatur, Bd. 1. (Studi e Testi 118). Chitta del Vaticano, 1944. S. 405-406.

94.Greek-English Lexicon. Ninth Edition with Revised Supplement fed. H. G. Liddell and R. Scott Revised and augmented throughout by Sir Henry Stuart Jones. Oxford, 1996.

95.Gribomont J. Zosime // Dictionnaire encyclopédique du christianisme ancien T.2 (1990). Col. 2569.

96.Grumel V. Enée de Gaza // Dictionnaire d'histoire et de Géographie ecclésiastique 15 (1961). Pp. 458-459.

97.Guillaumont A. Aux origines du monachisme chrétien: Pour une phénoménologie du monachisme (=Spiritualité Orientale 30). Paris, 1979.

98.Guillaumont A. Le dépaysement comme forme d'ascèse dans le monachisme ancien // Annuaire de l'Ecole Pratique des Hautes Etudes, Section des Sciences Religieuses 76 (1968-1969).

99.Guy Jean-Claude. Recension // Revue d'Ascétique et de Mystique 40 (1964). Pp. 96-98.

100. Hall S.G. The sects under Constantine // Voluntary Religion / eds. Sheils W.J. and Wood D. Oxford, 1986.

101. Halkin François. Recension sur « Vie de saint Dosithée » de P.-M. Brun // Analecta Bollandiana 52 (1934). Pp. 413-415.

102. Hatlie Peter. The politics of Salvation: Theodore of Stoudios on Martydom (Martirion) and Speaking Out (Parrhesia) // Dumbarton Oaks Papers 50 (1996). Pp. 263-287.

103. Haury J. Zur Beurteilung des Geschichtschreibers Procopius von Caesare. Munich, 1896.

104. Hausherr Irénée. Le Pseudo-Denys est-il Pierre l'lbérien? // Orientalia Christiana Periodica 19 (1953). Pp. 247-60. (=idem, Etudes de spiritualité orientale [Rome, 1969]. Pp. 247-60).

105. Hausherr I. Barsanuphe (Saint) // Dictionnaire de spiritualité. Vol. 1. (1937). Cols. 1255-1262.

106. Hausherr Irénée. La Doctrine XXIV de saint Dorothée // Orientalia Christiana Periodica 6 (1940). Pp. 220—221.

107. Hemmerdinger-lliadou Démocratie. Un manuscript de Dorothée // Scriptorium 16 (1962). P. 363.

108. Heussi Karl. Der Ursprung des Mönchtums. Tübingen: Mohr, 1936.

109. Hevelone-Harper Jennifer L. Disciples of the Desert: Monks, Laity, and Spiritual Authority in Sixth-Century Gaza. Baltimore, Maryland: Johns Hopkins University Press, 2005.

110. Hevelone-Harper Jennifer L. Ecclesiastics and Ascetics: Finding Spiritual Authority in Fifth- and Sixth-Century Palestine // Hugoye: Journal of Syriac Studies. Vol. 9, No. 1. January 2006.

111. Hirschfeld Yizhar. The Judean Desert Monasteries in the Byzantine Period. New Haven, 1992.

112. Hirschfeld Y. The Monasteries of Gaza: An Archaeological Review // Christian Gaza in Late Antiquity / eds. B. Bitton-Ashkelony and A. Kofsky. Leiden, 2004.

113. Hombergen Daniël. Barsanuphius and John of Gaza and the Origenist Controvers // Christian Gaza in Late Antiquity / eds. B. Bitton-Ashkelony and A. Kofsky. Leiden, 2004. Pp. 173-181.

114. Hombergen D. The Question of Dorotheus of Gaza's position in the Second Origenist Controversy // Analecta Monastica 9: Church, Society and Monasticism: Acts of International symposium (Rome, May 31 - June 3 2006). Roma, 2009.

115. Hommage à dorn Regnault // Lettre aux amis de Solesmes 4 (2003).

116. Honigmann Ernest. Pierre l'Ibénen et les écrits du Pseudo-Denys l'Aréopagite. Bruxelles, 1952.

117. Honigmann E. Zacharias of Mitylene (536 A.D) // Patristic Studies, Studi e testi 173. Citta" del Vaticano, 1953. Pp. 194-204.

118. Horn C. B. Beyond Theology: The Career of Peter the Iberian in the Christological Controversies of Fifth-Century Palestine. Ph.D. diss. The Catholic University of America. Washington, 2001.

119. Horn Cornelia. B. John Rufus: The Lives of Peter the Iberian, Theodosius of Jerusalem, and the monk Romanus. Atlanta, 2008.

120. Horn Cornelia B. Peter the Iberian and Palestinian Anti-Chalcedonian Monasticism in Fifth-and Early Sixth-Century Gaza // Aram 15 (2003). Pp. 109-128.

121. Humbert Jean-Baptist. Gaza Méditerranéenne. Paris, 2000.

122. Jaeger H. nappqcûa et fiducia (Etude spirituelle des mots) // Studia Patristica 1 (1957) (Papers presented to the Second International Conference on Patristic Studies held at Christ Church, Oxford, 1955. Part. I). Pp. 221-239.

123. Kazhdan A. P. The Oxford dictionary of Byzantium. Oxford, 1991.

124. Keller H. L'abbé Isaïe-le-Jeune // Irénikon 16 (1939). Pp. 113-126.

125. Kennedy G. Greek Rhetoric under Christian Emperors. Princeton, 1983.

126. Kirsten C. Quaestiones Choricianae. Breslau, 1894.

127. Knowles M.D. Great Historical Enterprises I. The Bollandists // Transactions of the Royal Historical Society 8 (1958).

128. Kofsky Aryeh. Renunciation of Will in the Monastic School of Gaza // Liber Annuus 56 (2006).

129. Kofsky A. What Happened to the Monophysite Monasticism of Gaza? // Christian Gaza in Late Antiquity / eds. B. Bitton-Ashkelony and A. Kofsky. Leiden, 2004.

130. Krüger G. Zacharias Scholastikos // Realencyklopädie für Protestantische Theologie und Kirche 21 Leipzig, 3rd edn. 1908. Pp. 593-598.

131. Lampe G.W.H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961.

132. Lampros Spyridon Paulou. Catalogue of the Greek manuscripts on Mount Athos. (Aâiinpoç Inupiôwv n. KaiàÀoyoc; toüv ev laic; ßißAio9r)Kaic; xou Ayiou 'Opouç sÀÀr|viKoov kooôlkcov). Cambridge, 1895-1900.

133. Lang David Marshall. Peter the Iberian and His Biographers // Journal of Ecclesiastical History 2 (1951). Pp. 158-168.

134. Lanne E. La xeniteia d'Abraham dans l'œuvre d'Irenée: Aux origines du theme monastique de la peregrinatio // Irénikon 47 (1974). Pp. 163-87.

135. Larsen L. I. and Rubenson Samuel. Early Monasticism and the Classical Heritage // International Symposium on Orthodoxy and Innovation in the Greek Speaking World. University of Copenhagen. (5-7 June 2009). Copenhagen, 2009.

136. Laurent V. In memoriam: Le P. Siméon Vailhé (1873-1960) // Revue des études byzantines 18 (1960). Pp. 5-18.

137. Legier E. Essai de biographie d'Enée de Gaza // Oriens Christianus 7 (1907). Pp. 349-369.

138. Lesieur Bénédicte. Le monastère de Séridos sous Barsanuphe et Jean de Gaza: un monastère conforme à la législation impériale et ecclésiastique? // Revue des Études Byzantines 69 (2011). Pp. 5-48.

139. Litsas F. K. Choricius of Gaza. An Approach to His Work: Introduction, Translation, Commentary. PhD dissertation. Chicago: University of Chicago, 1980.

140. Loenertz Raymond Joseph. Observations sur quelques lettres d'Enée de Gaza //Historisches Jahrbuch der Gôrres Gesellschaft 77 (1957). Pp. 438-443.

141. Lourié Basil. Peter the Iberian and Dionysius the Areopagite: Honigmann — Van Esbroeck's thesis revisited // Scrinium VI (2010). Pp. 143-212.

142. Mabillon Jean. Traité des études monastiques. Paris, 1691.

143. MacKean W.H. Christian Monasticism in Egypt to the Close of the Fourth Century. London, 1920. Pp. 14-66.

144. Magna Bibliotheca Veterum Patrum et Antiquorum Scriptorum Ecclesiasticorum. T.4. Coloniae Agrippinae: Hieratus, 1622.

145. Malineau V. L'apport de l'Apologie de mimes de Chorikios de Gaza àla connaissance du théâtre du Vie siècle // Gaza dans l'Antiquité Tardive. Archeologie, rhetorique et histoire / ed. Saliou Catherine. Salerno: Helios, 2005. Pp. 149-169.

146. Malone E.E. The Monk and the Martyr. (=Studies in Christian Antiquity, 12). Washington, DC, 1950.

147. Mansi J. D. Sacrorum Conciliorum Nova Amplissima Collectio. Vol. XI. Florentiae, 1765.

148. Marin M.-A. Doctrine spirituelle de saint Dorothée // Les vies des Pères des déserts d'Orient: Leur Doctrine Spirituelle et leur discipline monastique. P., 1863-1864. Vol. 4. Pp. 83-152.

149. Martin Annick. L'église et la khora égyptienne au IVe siècle // Revue des Études Augustiniennes 25 (1979).

150. MasperoJ. Histoire des patriarches d'Alexandrie depuis la mort de l'empereur Anastase jusqu'à la réconciliation des église jacobites. Paris, 1923. (= Bibliothèque des Hautes Études 287).

151. Melling David J. Gaza Triad // The Blackwell Dictionary of Eastern Christianity. Oxford and Maiden, 1999.

152. Menaea Graeca. T. II. Venise, 1585.

153. Meursius Johannes. Glossarium graeco-barbarum. Lugduni Batavorum, 1614.

154. Meyer A. M. History of the city of Gaza from the earliest times to the present day. New York: The Columbia University Press, 1907.

155. Miller Timothy S. The Birth of Hospital in the Byzantine Empire. (=The Henry E. Sigerist supplements to the Bulletin of the history of medicine; new series, no. 10.) London and Baltimore: Johns Hopkins University, 1985.

156. Miquel Pierre. Lexique du désert. Etude de quelques mots-clés du vocabulaire monastique grec ancien. (=Spiritualité orientale 44). Abbaye de Bellefontaine, 1996.

157. Morhange C, Hamdan Taha M., Humbert J.-B., Marriner N. Human settlement and coastal change in Gaza since the Bronze Age // Méditerranée 1.2 (2005).

158. Neuburger Max. History of Medicine. Vol. I / Translated by Playfair Ernest. London, 1910. P. 377.

159. Neyt François. Citations 'Isaïennes' chez Barsanuphe et Jean de Gaza // Le Muséon 84 (1971). Pp. 65-92.

160. Neyt F. Citations "Isaiennes" chez Barsanuphe et de Jean de Gaza // Muséon 1971 (89). Pp. 65-92.

161. Neyt F. La Formation au Monastère de L'abbé Séridos a Gaza // Christian Gaza in Late Antiquity / eds. B. Bitton-Ashkelony and A. Kofsky. Leiden, 2004.

162. Neyt F. Les lettres à Dorothée dans la correspondance de Barsanuphe et Jean de Gaza. Thèse dactylographiée. Louvain, 1969.

163. Neyt F. Un type d'autorité charismatique // Byzantion 44/2 (1974). Pp. 343-361.

164. Neyt François; Angelis-Noah Paula. Introduction // Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance / Introd., texte crit., notes Neyt F., Angelis-Noah P. de, trad. Regnault L. Paris, 1997.

165. Nieremberg Johannes Eusebius s.j. De Adoratione in Spiritu et Veritate. Libri IV. In quibus totius spiritual^ vitae, imitationis Christi, & Theologiae mysticae nucleus eruitur, ex sanctis Patribus, & spiritualissimis viris, Diadocho, Dorotheo... Antverpiae, 1631.

166. Noël Aujoulat. Le De Providentia d'Hiéroclès d'Alexandrie et le Théophraste d'Enée de Gaza // Vigiliae Christianae 41 (1987). Pp. 55-85.

167. Omont Henri. Inventaire sommaire des manuscrits grecs de la Bibliothèque nationale et des autres bibliothèques de Paris et des départements. T. II. Paris, 1898.

168. Oppenheim Philippus. Das Mönchskleid im christlichen Altertum. Freiburg im Breisgau, 1931.

169. Oudin Casimir. Commentarius de Scriptoribus ecclesiae antiquis. Vol.l. Francofurti ad Mœnum, 1722.

170. Ovadiah A. Art and Archaeology in Israeland Neighboring Countries. London, 2002.

171. Ovadiah A. Excavations in the Area of the Ancient Synagogue at Gaza // Israel Exploration Journal 19 (1969). Pp. 193-198.

172. Ovadiah A. Gaza Maiumas // Israel Exploration Journal 27 (1977). Pp. 176178.

173. Ovadiah Asher. Les mosaïstes de Gaza dans l'antiquité chrétienne // Revue biblique 82 (1975). Pp. 552-557.

174. Pagi A. Critica Historico-Chronologica in Annales Eminentissimi et Reverendissimi Caesaris Cardinalis Baronii. Paris, 1689; Editio secunda: Coloniae Allobrogum, 1705.

175. Paparozzi Maurizo. Introduzione // Doroteo di Gaza. Traduzione, introduzione e note a cura di Maurizo Paparozzi. Roma, 1979.

176. Pargoire J. Archimandrite // Dictionnaire d'archéologie chrétienne et de la liturgie. T. I. Paris, 1924. Cols. 2739-2761.

177. Parrinello Rosa Maria. Comunità monastiche a Gaza da Isaia a Doroteo (secoli IV-VI) (=Temi e Testi 73). Roma, 2010.

178. Patrich J. Sabbas the leader of Palestinian Monasticism: A comparative Study in Eastern Monasticism, Fourth to Seventh Centuries. Washington: Dumbarton Oaks, 1995.

179. Pauli Judith. Dorotheus von Gaza und Benedikt von Nursia // Erbe und Auftrag 74 (1998). S. 139-148.

180. Pauli Judith. Einleitung // Dorotheus Gazaeus. Doctrinae diversae: griechisch-deutsch / Übers. J. Pauli. (=Fontes Christiani 37). Freiburg im Breisgau, 2000.

181. Pauli Judith. Menschsein und Menschwerden nach der geistlichen Lehre des Dorotheus von Gaza. St. Ottilien, 1998.

182. Pearcy Lee T. Rhetoric and Medicine in the Period of the Second Sophistic // Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. Bd. II, Vol. 37.1. Berlin and New York, 1993. Pp. 448-456.

183. Penella Robert J. Introduction // Rhetorical exercises from Late Antiquity. A Translation of Choricius of Gaza / ed., introd., by Robert J. Penella. Cambridge, 2009.

184. Perrone Lorenzo. Aus Gehorsam zum Vater: Mönche und Laien in den Briefen von Barsanuphius und Johannes von Gaza // Foundations of Power and Conflicts of Authority in Late-Antique Monasticism. Leuven, 2007. Pp. 217-243.

185. Perrone L. La Chiesa di Palestina e le controversie cristologiche: dal Concilio di Efeso (431) al secondo Concilio di Costantinopoli (553). Brescia, 1980.

186. Perrone L. La necessità del consiglio. Direzione spirituale come scuola di christianesimo nelle lettere di Barsanufio e Giovanni di Gaza // Storia della direzione spirituale / Filoramo, Giovanni (ed.) Brescia, 2006. Pp. 377-396.

187. Perrone L. Le Lettere a Giovanni de Beerscheva nella Corrispondenza di Barsanufio e Giovanni di Gaza // Mémorial Dom Jean Gribomont, Studia Ephemerides Augustinianum. Roma, 1988. Pp. 463—486.

188. Perrone L. Monasticism as a Factor of Religious Interaction in the Holy Land during the Byzantine Period // Sharing the Sacred: Religious Contacts and Conflicts in the Holy Land, First-Fifteenth Centuries C.E / eds . A. Kofsky and G. G. Stroumsa. Jerusalem, 1998. Pp. 67-96.

189. Perrone L. Monasticism in the Holy Land: from the beginnings to the Crusaders // Proche Orient Chrétien 45 (1995). Fase. 1-2. Pp. 31-63.

190. Perrone L. The Necessity of Advice: Spiritual Direction as a School of Christianity in the Correspondence of Barsanuphius and John of Gaza // Christian Gaza in Late Antiquity / eds. B. Bitton-Ashkelony and A. Kofsky. Leiden, 2004.

191. Petridès Sophrone. Notes d'hymnographie byzantine // Byzantinische Zeitschrift 13 (1904). Pp. 421—428.

192. Phythian-Adams W.H. Reports on Soundings at Gaza // The Palestine Exploration Fund. Quarterly Statement 55 (1923). Pp. 11-36.

193. Possevinus A. Apparatus Sacer ad Scriptores veteris et novi Testamenti. Venice: apud Societatem Venetam, 1603-1606. Editio secunda: Possevinus A. Apparatus Sacer. Coloniae Agrippinae: apud loannem Gymnicum, 1608.

194. Quintem Detlev. Gaza im oströmischen Reich // Gaza: Brücke zwischen Kulturen. 6000 Jahre Geschichte. Begleitschrift zur Sonderausstellung des Landesmuseums Natur und Mensch Oldenburg vom 31. Januar bis zum 5 April 2010. Mainz am Rhein, 2010. Pp. 95-106.

195. Quintern D. Mönchtum und Weisheit. Philosophie und Christologie im Gaza // Gaza: Brücke zwischen Kulturen. 6000 Jahre Geschichte. Begleitschrift zur Sonderausstellung des Landesmuseums Natur und Mensch Oldenburg vom 31. Januar bis zum 5. April 2010. Mainz am Rhein, 2010.

196. Regnault Lucien, de Préville J. Introduction // Dorothée de Gaza. Œuvres Spirituelles. (=Sources Chrétiennes 92). Paris, 1963.

197. Regnault L. Introduction Zosime: Entretiens ou Chapitres très utiles // Enseignements des Pères du désert: Hyperechos, Etienne de Thèbes et Zosime. (=Spiritualité Orientale 51). Bégrolles-en-Mauges: Abbaye de Bellefontaine, 1991. Pp. 95-101.

198. Regnault L. Isaïe de Scété ou de Gaza? Notes critiques en marge d'une Introduction au problème isaïen // Revue d'ascétique et de mystique 46 (1970). Pp. 33-44.

199. Regnault L. Jean de Gaza // Dictionnaire de spiritualité. Vol. 8. 1974. Cols. 536-538.

200. Regnault L. Les Apophtegmes des pères en Palestine aux Ve-VIe siècles // Irénikon 54 (1981). Pp. 320-330.

201. Regnault L. Maîtres spirituels au désert de Gaza. Solesmes, 1967.

202. Regnault L. Moines et laïcs dans la région de Gaza au Vie siècle // Christian Gaza in Late Antiquity / eds. B. Bitton-Ashkelony and A. Kofsky. Leiden, 2004.

203. Regnault L. Monachisme oriental et spiritualité ignatienne. L'influence de S. Dorothée sur les écrivains de la Compagnie de Jésus // Revue d'Ascétique et de Mystique 33 (1957). Pp. 141-149.

204. Regnault L. Théologie de la vie monastique selon Barsanuphe et Dorothée //Théologie de la vie monastique. Paris, 1961. Pp. 315-322.

205. Regulae magistri novitiorum: libri ad usum magistri novitiorum accomodati // Institutum Societatis Jesu. T. 3. Florentiae, 1893.

206. Retief François P. & Cillier Louise. The evolution of hospitals from Antiquity to the Renaissance // Acta Theologica Supplementum 7 (2005). Pp. 213-232.

207. Rey-Coquais Jean-Paul. Nécrologie: Pierre Canivet (1915-2006) // Syria 82 (2005). Pp. 337-339.

208. Rist Josef. Zachariah Scholastikos // Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon 14 (1998). Pp. 303-307.

209. Ritter A. M. Vorwort // Pseudo-Dionysius Areopagita, Ueber die Mystische Theologie und Briefe. Eingeleitet, übersetzt und mit Anmerkungen versehen A. M. Ritter. (^Bibliothek der griechischen Literatur, 40). Stuttgart, 1994. S. 16-17.

210. Rivas F. Introducción // San Doroteo di Gaza. Conferencias y Vida de Dositeo / introd. y trad. F. Rivas y M. de Elizalde. (=Nepsis 2). Luján, 1990.

211. Robinson A. Avvakum et Dorothée (à propos des sources littéraires de la "Vie d'Avakum") // Revue des études slaves 38 (1961). Pp. 165-171.

212. Roques R. Pierre l'Ibérien et le Corpus dionysien // Revue d'histoire des religions 145 (1954). Pp. 69-98.

213. Rousseau Ph. Pachomius: The Making of a Community in Fourth-Century Egypt. Berkeley: University of California Press, 1985.

214. Rubenson Samuel. Argument and authority in early monastic correspondence // Foundations of Power and Conflicts of Authority in Late-Antique Monasticism (^Orientalia Lovaniensia Anlecta 157) / Edited by A. Camplani & G. Filoramo. Leuven: Peeters, 2007. Pp. 75-87.

215. Rubenson S. Ascetism and monasticism I: Eastern // Cambridge History of Christianity / Edited by A. Casiday and W. Lohr. Cambridge, 2004. Pp. 637668.

216. Rubenson S. Origen in the Egyptian Monastic Tradition of the Fourth Century // Origeniana Séptima. Orígenes in den Auseuinandersetzungen des 4. Jahrhunderts / Edited by Wolfgang Bienert. Leuven: Peeters, 1999. Pp. 319-337.

217. Rubensori S. Philosophy and Simplicity: The Problem of Classical Education in Early Christian Biography / T. Hägg and P. Rousseau (eds.) // Greek Biography and Panegyric in Late Antiquity. Berkeley, 2000. Pp. 110-39.

218. Rubenson S. The Egyptian Relations of Early Palestinian Monasticism // The Christian Heritage in the Holy Land./ eds. A. O'Mahony, G. Gunner, and K. Hintlian. London, 1995. Pp. 35-46.

219. Rubenson S. The Letters of St. Antony: Monasticism and the Making of a Saint Second revised edition. Minneapolis: Fortress Press, 1995.

220. Rubin Zeev. Porphyrius of Gaza and the Conflict between Christianity and Paganism in Southern Palestine // Sharing the Sacred. Religious Contacts and Conflicts in the Holy Land: First-Fifteenth Centuries CE. Jerusalem, 1998. Pp. 31-66.

221. Russos D. Die drei Gazäer. Diss. Leipzig; Constantinople, 1893.

222. Sajdak Jean. Quae ratio inter Gregorium Nazianzenum et vetustissima carmina Christiana intercedet // Bulletin international de l'Academíe des Sciences de Cracovie 1916.

223. Sauget J.-M. Aeneas of Gaza // Encyclopedia of the Early Church / Edited by A. di Berardino 1 (1992). P. 12.

224. Schalkhausser Georg. Aeneas von Gaza als Philosoph Erlangen, 1898.

225. Schneider K. Valetudinarium // Paulys Realencyclopaedie der classischen Altertumswissenschaft. Band VIII. A.l. Leipzig, 1953. Pp. 262-266.

226. Segni di Leah. The Territory of Gaza: Notes of Historical Geography // Christian Gaza in Late Antiquity / eds. B. Bitton-Ashkelony and A. Kofsky. Leiden, 2004.

227. Seitz Kilian. Die Schule von Gaza: Eine literargeschichtliche Untersuchung. Heidelberg, 1892;

228. Sevestre A. Dictionnaire de patrologie. T. 2 // Nouvelle Encyclopédie théologique publiée par l'abbé Migne. T. 21. Paris, 1852. Cols. 181-183.

229. Sikorski Stephan. De Aenea Gazaeo. Breslau, 1908.

230. Sivan Hagith. Palestine in Late Antiquity. Oxford, 2008.

231. Smith William and Wase Henry. A Dictionary of Christian Biography, Literature, Sects and Doctrines. London, 1877. P. 901.

232. Solignac A. Zosime // Dictionnaire de spiritualité Vol. 16 (1994). Col. 16581659;

233. Sophocles E.A. Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods (from B.C. 146 to A.D. 1100). Memorial edition. Cambridge, 1914.

234. Spidlík Tomás. Le concept de l'obéissance et de la conscience selon Dorothée de Gaza // Studia Patrística XI (1972). Pp. 105-112.

235. Stiernon Daniel. Doroteo di Gaza, santo // Bibliotheca Sanctorum. Vol. 4. Roma, 1964. Cols. 826-828.

236. Stiernon D. Dorothée de Gaza // Dictionnaire d'histoire et de Géographie ecclésiastique. Vol. 14. Paris, 1960. Cols. 686-687.

237. Szymusiak Jean-M., Leroy Julien. Dorothée (saint) // Dictionnaire de spiritualité. Vol. 3. Paris, 1957. Cols. 1651-1664.

238. Tachiaos Anthony-Emîl N. L'influenza dei padri di Gaza sul mondo russo // Il deserto di Gaza. Barsanufio, Giovanni e Doroteo / a cura di L. Cremaschi S. Chialà. Comunità di Bose, Magnano: Qiqajon, 2004. Pp. 321-334.

239. Talgam Rina. The Ekphrasis Eikonos of Procopius of Gaza: The Depiction of Mythological Themes in Palestine and Arabia During the Fifth and Sixth Centuries // Christian Gaza in Late Antiquity / eds. B. Bitton-Ashkelony and A. Kofsky. Leiden, 2004.

240. Thompson J. D., Golden G. The hospital: a social and architectural study. New Haven & London: Yale University Press, 1975. P. 3-4.

241. Tiersch Claudia. Zwischen Hellenismus und Christentum -Transformationsprozesse der Stadt Gaza vom 4.-6. Jahrhundert n. Chr. // Millenium 5 (2008). S. 57-91.

242. Trombley R. Hellenic religion and Christianization. Vol. I. Leiden, 1993.

243. Trousson Raymond. Michel-Ange Marin et les Pensées philosophiques // Recherches sur Diderot et sur l'Encyclopédie 13 (1992). Pp. 47-55.

244. Tsafrir Yoram, Di Segni Leah, Green Judith. Tabula Imperii Romani ludaea-Palestina: Eretz Israel in the Hellenistic, Roman and Byzantine Periods; Maps and Gazetteer. Jerusalem: The Israel Academy of Sciences and Humanities, 1994.

245. Vailhé Simeon. Répertoire alphabétique des monastères de Palestine // Revue de l'orient chrétien 4 (1899). Pp. 512-542; Revue de l'orient chrétien 5 (1900). Pp. 19-48, 272-292.

246. Vailhé S. Dorothée de Gaza // Dictionnaire de théologie catholique. T. 4. P.2. Paris, 1924. Pp. 1785-1786.

247. Vailhé S. Jean le Prophète et Séridos // Echos d'Orient 8 (1905). Pp. 154160.

248. Vailhé S. Les Lettres spirituelles de Jean et de Barsanuphe // Echos d'Orient 7 (1907). Pp. 268-276.

249. Vailhé S. Saint Barsanuphe // Echos d'Orient 8 (1905). Pp. 14-25.

250. Vailhé S. Saint Dorothée et Saint Zosime // Echos d'Orient 5 (1901/02). S. 359-363.

251. Van Parys M. Abba Silvain et ses disciples: Une famille monastique entre Scété et la Palestine à la fin du IVe et dans la première moitié du Ve siècles // Irénikon 61 (1988). Pp. 315-331; Pp. 451-480.

252. Vilier M., Rahner K. Aszese und Mystik in der Väterzeit. Freiburg, 1939. Vogûé Adaiber de. Allusion mariale chez Dorothée de Gaza // Studia monastica 5 (1963). Pp. 419-421.

253. Voulgarakis llias A. Missionsangaben in den Briefen der Asketen Barsanuphius & Johannes // Philoxenia 148 (1980). S. 281-308.

254. Wacht Manfred. Aeneas of Gaza // Dictionary of Early Christian Literature / edited by Siegmar Döpp and Wilhelm Geerlings. English translation by Matthew O'Connell. New York, 2000. P. 7.

255. Wacht M. Aeneas von Gaza als Apologet: seine Kosmologie im Verhältnis zum Piatonismus. (=Theophaneia, Beiträge zur Religions- und Kirchengeschichte des Altertums, 21). Bonn, 1969.

256. Watts Edward J. City and School in Late Antique Athens and Alexandria ^Transformation of the Classical Heritage 41). Berkeley: University of California Press, 2006.

257. Weiss Zeev. Games and Spectacles in Ancient Gaza: Performances for the Masses Held in Buildings Now Lost // Christian Gaza in Late Antiquity / eds. B. Bitton-Ashkelony and A. Kofsky. Leiden, 2004.

258. Wheeler Eric. Introduction // Discources and Sayings / Translation and introduction by E. Wheeler. Kalamazoo, 1977.

259. Wijnen John. Dorotheus van Gaza: prolegomena tot een tekstuitgave. Theses. Katholieke Universiteit te Leuven, 1954.

260. Wipszycka Ewa. Le monachisme égyptienne et les villes // Travaux et mémoires 12 (1994). Pp. 1-44.

261. BEasAivoßiT^ 'Ap-ßpooioq. Bapaavoü^ioc; o Méyaç 'Icoawnc; ô npoc|)r|Tr|(; Kai AoopôBsoc; ô 'Aßßaq. AOrjvai, 1941.

262. Méya Ae^ikôv oÂ.r)Ç trK £M.r)vikr|(; y^aarjç / A. Ar)pntpàkoq (ekô.). AQnva, 1936-1950.

263. NiKÔÔril^oç o Ayiopeiinç. BißAoc; i|juxw<J)£À£(TrâTr] 7iepiéxouaa anoKpiosiq ôiacjjôpoLc; ûtioQeoeolv àvriKOÛoac; ouyypac^Eloa pèv Tiapà twv ôolcov Kai 8£o4)öpov naiépcov r||~i(I)v Bapoavoucfnou Kai 'looâvvou, ettiiieàcûç ôe 6iop6oo0£laa, Kai irj t&v 'Oaiwv ßioypacjHa, Kai TiA.aiuiàia) rcivaKi 7TÀouiLa0£Taa napà xou év povaxotc; éA.axioiou NiKoônpou 'AyiopELiou.Venetiis, 1816.

264. nanaôôriouÀoç T. IxuÀiavôq. Àyioc; MaKàpioq KopivOou. O rEvctpxnc; tou (PiAoKaAiopoi). A0r)va: AKpiiaq, 2000.

265. Патш66т1оиЛо<;-К£ра|1£и(; А. ЧероаоЛицшкп BißAioGriкг)• ПетроиттоЛк;, 1891. Т. 1.1. 363.

266. ФажиЛлбп«; 'lu)ävvri<;. 'О ауюс; Дшр60£ос; абтои ка[ 6i6aoraAiai // 'EKKAnaiaGiLKOc; Фсхрос; Т. 17 [9] (1918); Т. 24 [16] (1925). I. 245-321. ('Ev 'AA.£^ctv6psia).

267. Хрпатои navayiwirit;. EA.Ar)VLKn ПатроЛоу[а. Т. Е". OEoaaA.ovi.Kri, 1987.

268. Агафангел (Легач), мои. Духовное делание по «Руководству преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка». Канд. дисс. Ркп. Сергиев Посад, 1998.

269. Акимов В.В. Христианское монашество и мученичество в интерпретации церковных историков 4-5 в. // Минские епархиальные ведомости 1/72 (2005). С. 53-56.

270. Болгова A.M. Софисты и епископы в риторической школе ранневизантийской Газы // Научные ведомости БелГУ. Сер. История. Политология. Экономика. Информатика. №15. Вып. 12. 2009. С. 43-47.

271. Бушуев С.В. Иеромонах Климент (Зедергольм) и издательство Оптиной пустыни // Библиотечное дело 2003. Гуманитарные и технические аспекты развития. (Материалы 8-ой международной научной конференции (Москва, 24-25 апр. 2003 г.)). М., 2003.

272. Всеволод (Филипьев), инок. Путь святых отцов: учебник патрологии. Джорданвилль, 2006.

273. Данелиа И. К вопросу о личности Псевдо-Дионисия Ареопагита // Византийский временник. Т. 8. М.; Л., 1956. С. 377-385.

274. Димитров Камен. Речник-индекс на словата на авва Доротей (по ръкопис 1054 от сбирката на М.П. Погодин). Велико Търново, 2010.

275. Дионисий (Шлёнов), иером. Бернацкий М. М. (раздел статьи: «Переводы сочинений на славянский язык») прп. Дорофей Газский // Православная энциклопедия. М., 2007. Т. 16. С. 171-173.

276. Доддс Э.Р. Язычник и христианин в смутное время/ Пер. с англ. А.Д. Пантелеева и A.B. Петрова. СПб., 2003.

277. Зедергольм Климент, о. О жизни и трудах Никодима Святогорца // Православный немец: иеромонах Кяимент (Зедергольм). Оптина пустынь, 2003.

278. Иларион (Алфеев), еп. Духовный мир преподобного Исаака Сирина. СПб., 2005.

279. Климент (Зедергольм), иером. Краткое сказание о преподобном Дорофее // Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на

оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка / пер. о. Климента (Зедергольма). М., 1856.

280. Нуцубидзе Ш.И. Петр Ивер и античное философское наследие (проблемы Ареопагитики). Тбилиси, 1957.

281. Нуцубидзе Ш.И. Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагита. Тбилиси, 1942.

282. Павел Евергетин. Евергетин, или собрание богоглаголивых словес и поучений святых и богоносных отцов. T. I. М., 2008.

283. Павлов A.C. Памятники древнерусского канонического права: Памятники XI-XV вв. / 2-е изд., доп. В. Н. Бенешевичем. СПб., 1908. С. 259260.

284. Прохоров Г.М. Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в библиотеке Троице-Сергиевой лавры с XIV по XVII в. // Труды Отдела Древнерусской Литературы Т. 28 (1974). С. 317-324.

285. Смирнов С.И. Духовный отец в Древней Восточной Церкви: История духовничества на Востоке. М., 2003.

286. Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII вв.: Библиографические материалы. СПб., 1903.

287. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1991.

288. Феодосий (Олтаржевский), иеромонах. Палестинское монашество с IV до VI в. (^Православный палестинский сборник. Т. 15. Вып. 2(44)). СПб, 1896.

289. Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859.

290. Хонигман Э. Пётр Ивер и сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита // Труды Тбилисского университета 59 (1959). С. 70-78.

291. Хосроев А.Л. Пахомий Великий. Из ранней истории общежительного монашества в Египте. СПб, 2004.

292. Христова Искра. Славянските преводи на монашеските поучения на авва Доротей // Старобългаристика (межд. название: Palaeobulgarica) 25-(2) (2001). С. 47-50.

293. Чехановец Я.М. «Marnas victus est a Christo»: К вопросу о христианизации древней Газы // Мнемон 5 (2006). С. 419-454.

294. Читти Дервас. Град пустыня: Введение в изучение египетского и палестинского монашества в христианской империи. СПб., 2007.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.