Жанровая специфика хакасских мифов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Миндибекова, Валентина Виссарионовна
- Специальность ВАК РФ10.01.09
- Количество страниц 183
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Миндибекова, Валентина Виссарионовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. История собирания, публикации и изучения несказочной прозы хакасов.И
1.1. Сбор образцов устного народного творчества хакасов в XVIII веке.
1.2. Сбор и публикация материалов в XIX веке.
1.3. Сбор, публикация и изучение мифов, легенд и преданий хакасов в XX в.
ГЛАВА II. Жанровая характеристика мифов.
2.1. Терминологический аппарат хакасской несказочной прозы.
2.1.1. Система народной терминологии.
2.1.2. Система научной терминологии.
2.2. Внутрижанровые особенности несказочной прозы хакасов.
2.3. Мифы. Определение жанра.
2.4. Классификация хакасских мифов.
2.5. Система персонажей хакасской мифологии.
2.5.1. Мифологическая модель мира.
2.5.2. Персонажи хакасского пантеона.
2.5.3. Персонажи Среднего мира.
2.5.4. Персонажи Нижнего мира.
ГЛАВА III. Сюжетно-тематический состав мифов.
3.1. Мифы о животных и птицах.
3.1.1. Мифы о животных.
3.1.2. Мифы о птицах.
3.1.3. Мифы о рыбах и пресмыкающихся.
3.2. Мифы о духах-хозяевах стихий.
3.2.1. Мифы о духах-хозяевах гор.
3.2.2. Мифы о духах-хозяевах воды.
3.2.3. Мифы о духе огня.
3.3. Космогонические мифы.
3.3.1. Мифы о сотворении земли.
3.3.2. Мифы о сотворении человека.
3.3.3. Мифы о небесных светилах.
3.3.4. Мифы о происхождении огня.
3.3.5. Мифы о потопе.
3.4. Топонимические мифы.
3.4.1. Мифы о горах.
3.4.2. Мифы о реках и озерах.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
Героический эпос хакасов: тематика и поэтика2007 год, кандидат филологических наук Чистобаева, Надежда Степановна
Мифологическая проза табасаранцев: сюжеты и образы2008 год, кандидат филологических наук Муртузалиев, Юнус Муртузалиевич
Мифология тюркских народов: Эволюц. процессы1995 год, доктор филологических наук Халипаева, Империят Арсланбековна
"Мир невидимых" по традиционным воззрениям хакасов: Духи Среднего Мира в хакасских традиционных представлениях XIX - ХХ вв.2002 год, кандидат исторических наук Бурнаков, Венарий Алексеевич
Несказочная проза теленгитов2012 год, кандидат наук Яданова, Кузелеш Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровая специфика хакасских мифов»
Актуальность темы исследования. Настоящая диссертация посвящена исследованию хакасской мифологии, которая является составной частью общетюркской мифологии и представляет собой самобытный феномен. В мифологических системах народов мира она занимает свое конкретное место, что позволяет рассматривать ее в контексте мировой культуры. Несмотря на фрагментарность сообщений рунических памятников, в трудах Л.П. Потапова, С.М. Абрамзона, С.Г. Кляшторного, С.Ю. Неклюдова и И.В. Стеблевой засвидетельствовано существование сложной и развитой мифологии древнетюркских племен. Являясь великим культурным наследием человечества, мифология вызывает в наши дни все более возрастающий интерес.
Однако, мифология тюркоязычных народов Сибири все еще недостаточно изученная область отечественной фольклористики. Многое остается не выясненным и спорным, требующим дополнительного изучения. До настоящего времени в хакасской фольклористике не разработана теоретическая база национальной мифологии, что, безусловно, крайне необходимо для углубленного ее исследования. Нет также и специальных работ, посвященных проблемам жанров несказочной прозы хакасов. Среди публикаций, близких теме нашего исследования, можно отметить книгу хакасских ученых М.А. Унгвицкой и В.Е. Майногашевой «Хакасское народное поэтическое творчество» [1972], представляющую первый опыт исследования жанров хакасского фольклора. Отдельным сюжетам хакасских мифов посвящены статьи и работы Л.В. Анжигановой [1997], М.И. Боргоякова [1976; 1984], В.Я. Бутанаева [1976; 1996] В.Е. Майногашевой [1982], Н.Н. Сагоякова [1989], П.А. Троякова [1969; 1970; 1995], М.А. Унгвицкой [1953; 1955]. Но в целом хакасская мифология до сих пор не подвергалась специальному изучению.
Исследование архаичного пласта фольклора хакасов имеет важное научное значение по целому ряду причин. Мифология открывает возможности для раскрытия особенностей мировидения далеких предков, понимания и оценки ими своей жизни и деятельности. В мифах содержатся истоки духовной культуры и художественного творчества народа, предопределяющие особенности генезиса и поэтики фольклорных жанров, их дальнейшую эволюцию. Тематика мифов тесно сопряжена и с вопросами мировоззренческого характера. В мифах отражены многовековые напластования, вобравшие в себя многие верования, господствовавшие в разные эпохи. В них содержатся бесценные сведения о своеобразии художественного мышления древности. Кроме того, мифы, являясь архаическим жанром, в наибольшей степени исчезающий пласт устно-поэтического творчества хакасов.
Мифы, легенды и предания относятся к жанрам повествовательного фольклора, которые в фольклористике условно называют произведениями несказочной прозы. Такие повествования сравнительно мало собраны и почти не систематизированы. Поэтому интенсивный и повсеместный сбор произведений несказочной прозы, составление их картотеки, первичная классификация текстов и системный анализ — одна из первостепенных задач фольклористической науки.
Из всего сказанного следует, что научное осмысление мифов, включающее сбор и анализ материала, выдвигается в ряд наиболее актуальных проблем хакасской фольклористики.
Целью данного исследования является изучение жанровой специфики мифов, рассмотрение их сюжетно-тематического состава и места в ряду жанров несказочной прозы хакасов.
Для достижения данной цели необходимо решить конкретные задачи, направленные на:
1. выявление фонда хакасских мифов;
2. определение критериев разграничения несказочной прозы хакасов;
3. систематизацию и классификацию мифов;
4. изучение системы образов и их функций;
5. рассмотрение поэтико-стилевых особенностей мифов;
6. установление типологических и генетических параллелей сюжетов хакасской мифологии и мифологии народов Сибири.
Объектом исследования выступают хакасские мифы в системе мифологии и фольклора хакасов.
Предметом исследования являются мифологические сюжеты, мотивы и образный мир мифов.
Методологическая основа диссертации. В основу нашего исследования положен комплексный подход, включающий сравнительно-исторический, структурно-семантический, историко-типологический методы исследования.
Основные положения диссертационного исследования базируются также на научной концепции, разработанной Главной редколлегией серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».
Теоретической базой исследования послужили труды выдающихся отечественных ученых филологов-классиков и исследования современных специалистов по фольклористике, мифологии, религии: С.Н. Азбелева [1964], А.Н. Веселовского [1940], В.М. Гацака [1989; 1998],
B.М.Жирмунского [1960], Б.П. Кербелите [2001], Н.А. Криничной [1988; 1991], А.Ф.Лосева [1957], Е.М. Мелетинского [1979], Э.В.Померанцевой [1975], В.Я. Проппа [1946; 1969], Б.Н.Путилова [1976], М.И. Стеблина-Каменского [1979], С.А.Токарева [1962; 1965], М.И. Шахновича [1971], О.М. Фрейденберг [1978].
Для нашего исследования были важны наблюдения и выводы ряда специалистов в области фольклора, истории и этнографии сибирских народов: Н.А.Алексеева [1980; 1984; 1992], Л.В. Анжигановой [1997],
C.С. Бардахановой [1974; 1992], В.Я. Бутанаева [1976; 1996], Н.П. Дыренковой [1940], A.M. Сагалаева [1990; 1992], В.Е. Майногашевой
1966; 1967; 1982], А.И. Уланова [1974], Н.О. Шаракшиновой [1959; 1968; 1975], Г.У. Эргиса [1974] и других авторов. В материалах этих исследователей выявляются типологические черты отдельных мифологических сюжетов народов Южной Сибири, обусловленные общими историко-генетическими корнями и контактными связями.
В диссертационном исследовании учитывались многие положения теории мифа, разработанной зарубежными исследователями XX века: Э. Кассирером [2002], Ф.Х. Кессиди [1966], Дж. Фрезером [1980], Л. Леви-Брюлем [1937], К. Леви-Строссом [1985; 1970], Э. Тэйлором [1939], М. Элиаде [2001].
Источниковая база исследования. Из дореволюционных публикаций привлечено фольклорное наследие Н.Ф. Катанова «Образцы народной литературы тюркских племен», изданное В.В. Радловым [1907]. Помимо опубликованных источников, в работу включены неопубликованные материалы, хранящиеся в рукописном фонде Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (г. Абакан), а также собственные полевые записи автора, собранные в период с 2000 по 2003 г. В июле 2001 г. диссертант принимал участие в Комплексной фольклорно-этнографической экспедиции Сектора фольклора народов Сибири Института филологии ОИИФФ СО РАН, проходившей в Орджоникидзевском и Ширинском районах Республики Хакасия, в ходе которой были записаны новые произведения несказочной прозы, использованные в данном исследовании.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что она является первой в хакасской фольклористике работой, посвященной системному изучению жанровой специфики хакасских мифов. Впервые исследуются в историко-типологическом плане их сюжеты и мотивы, рассматриваются вопросы эволюции, трансформации и современного бытования.
Теоретическая и практическая значимость работы. Основные результаты данного исследования будут использованы диссертантом в ходе подготовки тома несказочной прозы хакасов в многотомной академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Теоретические результаты и выводы работы могут быть полезны в подготовке научно-методических пособий для студентов-тюркологов. Некоторые положения исследования применимы для разработки курса «Хакасский фольклор» в высших и средних учебных заведениях, для написания учебников и учебно-методических пособий для гуманитарных факультетов вузов и школ Сибири. Материалы диссертации могут быть привлечены к сравнительно-сопоставительному анализу традиций устного творчества тюркоязычных народов.
Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и Приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
Этнопоэтическое своеобразие хакасской прозы 1930-1990-х гг.2009 год, кандидат филологических наук Челтыгмашева, Лариса Викторовна
Мифологические мотивы и образы в фольклорной прозе Урала, XX век1998 год, кандидат филологических наук Голованов, Игорь Анатольевич
Шаманский прозаический фольклор бурят: сюжеты, мотивы и персонажи2010 год, кандидат филологических наук Пурбуева, Марина Валерьевна
Хакасский исторический фольклор: Опыт историко-этнографического анализа2000 год, кандидат исторических наук Бутанаева, Ирина Исаевна
Медвежий культ и отражение его в устной народной прозе русских старожилов Восточной Сибири: семантика, сюжетно-мотивный фонд нарративов, номинации2011 год, доктор филологических наук Медведева, Галина Витальевна
Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Миндибекова, Валентина Виссарионовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование хакасских мифов, основанное на систематизации и анализе основных тематических групп хакасских мифов, рассмотрении мифологических мотивов и сюжетов, системы мифологических образов, их сопоставлении с разными этнокультурными традициями позволило рассмотреть их жанровую специфику.
Мифы - один из своеобразных и самобытных жанров фольклорного наследия хакасского народа. Являясь самым архаичным жанром фольклора, мифы занимают особое место в духовной жизни хакасов.
Далекие предки хакасов выразили в мифах свое мировоззрение, поэтому они представляют собой сумму их регламентаций и морали. Мифы, являясь воплощением мифологических представлений, играли дидактическую роль: являлись первоначальным сводом правил и запретов, возникших еще в условиях первобытнообщинного строя. Они имели определенное функциональное значение: поясняя устройство вселенной, регламентируя поведение человека в тех или иных жизненных ситуациях и т.д.
Исследователи полагают, что этот период мировосприятия и мироустройства соответствует становлению мифологических представлений, когда человек уже начал осознавать себя особой частью природы, отличной от других ее частей. Действительно, человек, осознав себя некой самостоятельной единицей, еще не выделившись из природы, прежде всего, был вынужден навести своеобразный «порядок» в окружающем его мире. Все, что окружало человека - природа, объекты бытия были воплощены в мифах, нашли в них свои истоки и объяснения. В рамках этой картины мира человек уже в глубокой древности определяет свое место в этом мире.
Хакасская мифология сыграла важную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. В ней утверждалась принятая в данном обществе система ценностей, поддерживались и санкционировались определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Главное их назначение состоит в том, что они устанавливали и поддерживали гармонию между миром и человеком, природой и индивидом, в чем мифам помогают обряды, тем самым, обеспечивая внутреннее согласие человеческой жизни.
Из всех жанров устного творчества хакасов внимание историков, этнографов и фольклористов в первую очередь привлекали мифы, предания и легенды, которые рассматривались ими как один из важнейших источников для изучения истории, быта, верований, материальной и духовной культуры народа. Их познавательное значение было признано давно. На всем протяжении собирания и исследования фольклорных текстов они стали составной частью этнографического изучения народа и использовались для освещения вопросов этнической истории, мировоззрения, устно-поэтического творчества.
Исходя из того, что каждая группа фактов, событий и явлений природы и окружающего мира по их значимости, а также в соответствии с периодически изменяющейся этносоциальной средой воплощалась в определенную форму повествования, нами формулируются критерии разграничения разновидностей хакасской несказочной прозы. В хакасской фольклористике к несказочной прозе относятся мифы, легенды, предания, устные рассказы. Жанры несказочной прозы хакасов имеют свои особенности, сложившиеся в результате их эволюционного развития и длительного бытования. В первую очередь это выражено в приемах рассказа, обусловленных их основной установкой на достоверность повествования: приводятся доказательства для подтверждения их достоверности — ссылки на старых людей, на общеизвестность, указания на различные реалии и т.д. В них отсутствуют специальные зачины и концовки, какие имеются в сказках, хотя встречаются иногда концовки, обобщающие смысл рассказа; за редким случаем, они одноэпизодны; в них отсутствуют традиционные формулы, общие места; они предрасположены к импровизации; им свойственна свободная композиция. Эти произведения тяготеют к местному приурочению, точной локализации.
Рассмотренные мифы были нами разделены на несколько основных тематических групп. Это:
1. о животных и птицах;
2. о духах-хозяевах стихий;
3. космогонические;
4. топонимические.
Отчетливо выделяются рассказы о небесных телах и звездах. К этой группе мифов примыкают небольшие по объему, но весьма яркие и колоритные рассказы о конкретных явлениях природы, горах и скалах, о реках и озерах, образование которых нередко соотносится с возникновением земных форм жизни, или они представляются как очеловеченные персонажи, нередко в свете каких-то мифологических актов первотворения. Почти все эти повествования носят этиологический характер. Основной причиной возникновения таких мифов как «системы реализованного мировосприятия» является всеобщее оживление природы и видимого мира, осознание того, что каждое явление обладает личной жизнью и волей и может действовать по образу и подобию людей. По этиологическому принципу создавались и бытовали, в сущности, все мифы о животных: почему у того или иного животного, зверя или птицы такие именно качества, организм, окрас и т.д.
По-видимому, древнейшими из них являются те, в которых отразилась вера в духов-хозяев гор, воды, тайги. Древний человек первобытнообщинного строя, в период возникновения патриархальной семьи, воображал окружающий мир населенным духами, которых он создавал в мыслях по своему подобию и образу жизни. Как в человеческом обществе имелся патриарх - глава рода, «хозяин семьи», так и в мифах отражается вера в духов-хозяев горы, воды, огня. Хакасы и сегодня продолжают верить в реальность существования невидимых существ, обитающих в природе. Это говорит об особой устойчивости архаических представлений, объясняемой многими факторами. Основное из них -единство человека и природы, которое выражалось в том, что хакасы наделяли духов-хозяев всеми человеческими качествами, начиная с внешних характеристик, кончая образом жизни.
Рассмотренные типы мифов содержат информацию о различного рода представлениях, нормах поведения, через которые регламентируется жизнь человека. Вся сложная жизненная система древнего человека состоит из отдельных табу, рекомендаций, что передается, в частности, посредством небольших произведений. На основе структурно-семантического анализа сюжетов и сравнения их вариантов были прослежены основные этапы исторического развития конкретных сюжетных типов мифа, идущих от простых к сложным.
Мифология явилась словесным выражением отношения людей к священным культам. Известно, что в раннюю пору жизни древних людей в условиях строгих регламентации и запретов важную роль играли всевозможные культы (предков, хозяина горы, огня, животных и т.д.). Они создавались на основе воззренческих явлений. Иллюзорно создаваемая действительность постоянно переносилась древними людьми на окружающую среду и мир положительных и отрицательных духов.
Как известно, в мифе нерасчленимо сосуществуют элементы бессознательно-поэтического, зачатки религиозных представлений и ритуалов. Мы попытались рассмотреть поэтико-стилевые особенности хакасских мифов. На ранних стадиях развития мифы большей частью были кратки по содержанию, лишены связной фабулы, но постепенно становились более сложными по структуре, превращались в развернутые повествования, связываясь друг с другом, образовывали циклы.
Приобретая жизненный опыт, творцы произведений, постепенно включают в них жизненные реалии, художественно перерабатывая собственные наблюдения и опыт. Мифы приобретают художественную форму, в них прослеживается сюжетно-композиционное построение, В мифах возникали различные оппозиции, обусловливающие конфликтную основу сюжета. Основная оппозиция заключается во взаимодействии человека и природы. Система смысловых противопоставлений является наиболее общим и вместе с тем первичным показателем формообразования мифов. Таким образом, эволюция мифов, как и всякая другая эволюция, идет от простого к сложному. Несмотря на свою внешнюю простоту и поэтическую неустойчивость, миф подчиняется внутренней логике и имеет определенную структуру. Это подтверждается формой изложения, композицией и стилем рассказов. Такой рассказ был интересен не своей занимательностью, не повторением сюжетных ходов, как в сказке, а своим необычным содержанием с устрашающей, поучительной или объяснительной направленностью. Хакасские мифы по объему, как правило, не велики. Поэтика мифа не изобилует изобразительно-выразительными средствами. Они несут не поэтическую, а смысловую и характерологическую функции. Но в то же время отметим, что в мифах каждое слово имеет большое значение и несет в себе огромную семантическую нагрузку.
В древнем обществе слово сливалось с верованиями и бытовыми потребностями людей, а его поэтическое значение, если оно было, не осознавалось. Именно это обнаруживается в мифах, что говорит об их древней природе. В древнем народном творчестве еще не были выработаны средства создания объемных, развитых сюжетов и поэтому поэтика мифов представляет еще неразработанную систему.
Согласно мифологическим представлениям хакасов, Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, Среднего и Нижнего. Персонажи мифов сгруппированы с учетом представлений о связи их с одним из трех миров.
На этом этапе уже четко очерчен круг обязанностей и функций персонажей, определены их роли. Персонажи первых двух групп наделены функциями покровителей людей, их помощников, а в случае неповиновения людей, их плохих поступков, ослушания, непочтения и т.д., они могут покарать. Третья группа мифологических персонажей представляет собой врагов человека, им присущи отрицательные, вредные действия по отношению к людям. Таким образом:
1. Персонажи божественного происхождения, которые связаны с мифологическим Верхним миром, это: Худай, Ымай-1че и другие божества. Большинство остальных божеств только упоминается в мифах. Известны лишь их имена и функции, (что типично и для других мифологий), реже даются краткие сведения об их деятельности. Чётко прослеживается разделение божеств на добрых и злых. Добрые божества имеют преимущественно небесное происхождение. Незримые, они населяют небесные миры.
2. Группа персонажей, обитающих в мифологическом Среднем мире, это: духи-хозяева гор, воды, огня, а также некоторые демонологические персонажи (мусмал, поончах, мохсагал, сузетка).
3. К мифологическим персонажам Нижнего мира относятся Эрлик=хан, айна и др. Злые божества, как правило, хтонического происхождения. Их функции чётко определены: они олицетворяют опасности, подстерегающие человека в горах (это основное место обитания злых божеств), и управляют атмосферными явлениями. Злые божества, в отличие от добрых, принимают определённый зримый облик. Иногда они нападают на добрых богов.
Одна из закономерностей развития религиозно-мифологического мировоззрения состоит в его постепенной антропоморфизации. Главными персонажами наиболее архаичных мифов являются звери, человек же занимает подчиненное по отношению к ним положение. На поздних же этапах развития картина прямо противоположная. Некогда обожествлявшиеся животные отходят на задний план, вытесняются антропоморфными персонажами, лишь отдельные, пережиточные следы напоминают об их былом значении. Как видим, в самых древних мифах в качестве образов выступали животные и растения, явления природы и небесные тела. На последующих этапах развития мифологии прослеживается процесс перехода к изображению героев зооморфного и антропоморфного облика, сохраняющих отдельные признаки животных и растений. Мифологические образы - духов-хозяев гор, воды, огня, а также «священных могущественных животных» отличаются в самых древних видах мифов. Одной из особенностей мифологических образов является представление их в зооморфном или антропоморфном видах. Духи-хозяева могут быть и антропоморфными и зооморфными. Зооантропоморфный облик имеют демонологические персонажи.
Мифология послужила почвой для дальнейшего развития народной поэзии. Сюжеты, отдельные мотивы и образы стали средствами поэтического языка, основой новых художественных форм, пришедших на смену мифотворчеству. В других жанрах фольклора может наблюдаться усиление или ослабление функций персонажей. Если отрицательные образы становятся преградой на пути народного героя, борются против него, то положительные мифологические образы трактуются как их помощники. Поэтизация и героизация этих образов развивались постепенно и наиболее ярко отразились в героическом эпосе и сказке. Предполагается дальнейшее теоретическое осмысление проблем функционирования мифов в системе фольклорных жанров.
Взаимные контакты и географическое соседство тюркоязычных народов способствовали порождению многих общностей в мифологии. Так, почти у всех тюрко-монгольских народов Сибири и Центральной Азии идентичны мифы о сотворении мира. В своем развитии мифы хакасов подвергались влиянию тех или иных мировоззренческих и социальных идей. Сохраняя свою ранее сложившуюся композицию и мифологические образы, мифы обогащались ранними христианскими воззрениями или дополнялись библейскими мотивами. Свой отпечаток на мифологическую систему хакасов накладывали исторические и социальные изменения. В результате чего шел процесс ее трансформации -происходило упрощение и отмирание отдельных элементов, появлялись новые элементы. Общий процесс развития религиозных воззрений привел к деформациям и изменениям представлений о мифологических персонажах.
Таким образом, основные научные результаты исследования заключаются в следующем: выявлен основной фонд хакасских мифов, определены критерии разграничения несказочной прозы хакасов; рассмотрена специфика мифа и дано его определение; проведена систематизация и классификация хакасских мифов по тематике; изучена система образов и их функций, проведено типологическое сопоставление мифологических сюжетов, рассмотрен сюжетный состав и поэтико-стилевые особенности. Полученные результаты и выводы диссертационного исследования дают возможность всесторонне и объективно определить сущность хакасской мифологической системы. Хотелось бы надеяться на то, что представленная к защите работа будет способствовать дальнейшему развитию исследований в этом направлении.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Миндибекова, Валентина Виссарионовна, 2004 год
1. Азадовский М.К. Русские сказочники // Литература и фольклор. -М., 1938
2. Азбелев С.Н. Отношение предания, легенды и сказки к действительности. Славянский фольклор и историческая действительность. - М.: Наука, 1964. - С. 5-28
3. Алексеев Н.А. Мифологические рассказы хакасов о птицах и животных // Фольклор народов РСФСР. Уфа: Изд-во Башкир, гос. унта, 1978в. - Вып. 5. - С. 146-150
4. Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980. - 318 с.
5. Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. -Новосибирск: Наука, 1984. 233 с.
6. Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей // Живая старина, 1896. Вып. III
7. Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982
8. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.-240 с.
9. Балтер Б.И. Хакасские народные сказки. Абакан, 1955 Бардаханова С.С. Бурятские сказки о животных. — Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1974. - 152 с.
10. Бардаханова С.С. Система жанров бурятского фольклора. -Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1992. 238 с.
11. Бартолъд В.В. Сочинения. Т.5. М., 1968. - С. 44 Баскаков Н.А. Алтайский фольклор и литература. - Горноалтайск, 1948 г.
12. Бахрушин С.П. Туземные легенды Сибирской истории С. Ремезова. Исторические известия. М., 1916, № 3-4
13. Баяртуев БД. Фольклорные истоки литературы бурят-монголов (в контексте истории этноса) // Автореферат на соиск. уч. степ, доктора филол. наук. Улан-Удэ, 2001
14. Бернштам А. Социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрок VI-VII вв. — M.-JL, 1946
15. Боргояков М.И. Этюды по топонимике Хакасии // Ученые записки Хакасского НИИЯЛИ.- Абакан, 1973. № 2. Вып. XVIII. С. 32-42
16. Боргояков М.И. Вопросы этногенеза хакасов XVII-XVIII вв. и исторические предания // Ученые записки Хакасского НИИЯЛИ. -Абакан, 1974. № 5. Вып. XIX.-С. 122
17. Боргояков М.И. Гуннско-тюркский сюжет о прародителе-олене (быке) // Советская тюркология. 1976. № 3
18. Боргояков М.И. Об одном древнейшем мифологическом сюжете, его эволюции и отражение в фольклоре народов Евразии // Вопросы древней истории Южной Сибири. Абакан, 1984.
19. Бутанаев В.Я. Представление о небесных светилах в фольклоре хакасов // Ученые записки Хакасского НИИЯЛИ. Абакан, 1976. Вып. XX
20. Бутанаев В.Я. Культ богини Умай у хакасов // Этнография народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1984. - С. 93-105
21. Бутанаев В.Я. Топонимический словарь Хакасско-Минусинского края. Абакан, 1995. - 267 с.
22. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан, 1996.-221 с.
23. Бутанаев В.Я. Хоорай чоннын mopejuiepi. — Абакан, 1996 Бутанаев В.Я. Культ огня у хакасов // Этнографическое обозрение, 1988. № 3. С. 25-35
24. Бутанаев В.Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. Абакан: Изд-во ХГУ, 1999. - 236 с.
25. Бутанаев В.Я. Чирш тамырлары. Абакан, 1982. - 100 с. Бутанаев В.Я, Бутанаева И.И. Исторический фольклор хакасов. - Абакан: Изд-во ХГУ, 2001.-148 с.
26. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989.-406 с.
27. Веселовский А.Н. Сравнительная мифология и метод // Сб. соч. Т. XVI. (1898-1890) М.-Л.: Изд. АН СССР, 1938. - 368 с.
28. Вопросы древней истории Южной Сибири. Абакан, 1984 Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени: Историческое исследование поэтики. - М.: Наука, 1989. - 256 с.
29. Гацак В.М. Текстологическое постижение многомерности фольклора // Современная текстология: теория и практика. М., 1998. -С. 103-112
30. Гацак В.М. Экспериментальная текстология фольклора (на славянском и неславянском материале). — М., 1998. — 35 с.
31. Гацак В.М. Пространства этнопоэтических констант // Народная культура Сибири. Омск, 1999. - С. 109-120
32. Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народностей. Ч. 2-3. СПб., 1799
33. Гмелин И. Путешествие через Сибирь (на нем. яз.). Гетинген, 1751-1752
34. Гмелин С.Г. Путешествие по России. СПб., 1806 Гумилев JI.H. Древние тюрки. - М.: Наука, 1967
35. Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. -М., 1997
36. Дмитриев Н.К., Исхаков Ф.Г. Вопросы изучения хакасского языка и его диалектов. Абакан, 1954. - С. 23
37. Дыренкова Н.П. Культ огня у алтайцев и телеут // Сб. МАЭ, т.VI. -Л., 1927
38. Дыренкова Н.П. Умай в культе турецких племен // Культура и письменность Востока. — Баку, 1928
39. Дыренкова Н.П. Шорский фольклор. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1940.-448 с.
40. Евсюков В.В. Мифы о вселенной. Новосибирск: Наука, 1988 Евсюков В.В. Мифы о мироздании. - М., 1986 Золотарев А.Н. Пережитки тотемизма у народов Сибири. - Л.: Изд-во Ин-та народов Севера ЦИК СССР, 1934. - 51 с.
41. Золотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифология. М.: Наука, 1964.-320 с.
42. Иванов В.В., Топоров В.Н. Инвариант и трансформация в мифологических и фольклорных текстах // Типологические исследования по фольклору: Сб. памяти В.Я. Проппа. М., 1975
43. Каратанов И.И. Черты внешнего быта качинских татар // Известия ИРГО. СПб, 1884. - Т. XX. Вып. 6. - С. 618-646
44. Каратанов И.И. Качинские татары минусинского округа // Известия ИРГО. СПБ., 1884. - Т. XX. Вып. 6. - С. 633-634
45. Кассирер Э. Философия символических форм / Пер. с нем. В 3-х тт. М.; СПб: Университетская книга, 2002. - 272 с.
46. Кастрен М.А. Северное путешествие и исследование. СПб.,1857
47. Кастрен М.А. Путешествия в Сибирь // Магазин землевладения и путешествий. Т. 6-М., 1860
48. Кастрен М.А. Путешествие в Сибирь. Путевой отчет. Сб. Н. Фролова, т. VI, ч. И, 1886
49. Кастрен М.А. Путешествие в Сибирь (1845-1849) // Соч. в 2-х томах. Тюмень: Ю. Мандрики, 1999. Т. 2 - 352 с.
50. Катаное Н.Ф. Качинская легенда о сотворении мира // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Имп. Казанском университете. Т. 12. Вып. 2. Казань, 1895
51. Катаное Н.Ф. Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. Радловым. Тексты, собранные и переведенные Н.Ф. Катановым. СПб.: Изд-во АН, 1907. - Ч. IX: Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов. - 649 с.
52. Катаное Н.Ф. Избранные научные труды. Тексты хакасского фольклора и этнографии. Анкара, 2000. — 544 с.
53. Каташ С.С. Мифы, легенды Горного Алтая. Горно-Алтайск,1978
54. Кербелите Б. П. Историческое развитие структур и семантики сказок: На материале литовских волшебных сказок/ АН ЛитССР литов. яз. и лит. Вильнюс: Изд-во Вага, 1991. - 380 с.
55. Кербелите Б.П. Типы народных сказаний. Структурно-семантическая классификация литовских этиологических, мифологических сказаний и преданий. Европейский дом. СПб., 2001
56. Кессиди Ф.Х. Миф и его отношение к познанию, религии и художественному творчеству // Вопросы философии. 1966. № 5. -С. 96-100
57. Киле Н.Б. Тэлунгу в нанайском фольклоре // Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. Горно-Алтайск, 1986
58. Клеменц Д.А. Легенда о сотворении мира, зап. у П. Орешкова Зап. ВСОРГО, т. I, вып. 2. Иркутск, 1890
59. Кляшторный С.Г. Мифологические сюжеты в древнетюркских памятниках // Тюркологический сборник, 1977. М., 1981
60. Кляшторный С.Г. Мифология тюркоязычных народов // Мифы народов мира. М., 1992. - Т.2 - С. 537-541
61. Кляшторный С.Г. Концепция «трех миров» в пантеоне древнетюркских памятников. // Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1979
62. Костров Н.А. Качинские татары. Казань, 1852
63. Костров Н.А. Качинский городок. Зап. арх. об-ва. Ч. V. СПб.,1853
64. Костров Н.А. Кизильские татары. Казань, 1853
65. Костров НА. Бельтиры. Западно-Сибирский отдел ИРГО, кн.IV,1857
66. Костров Н.А. О минусинских инородцах и прочих. Енисейские губернские ведомости, 1859
67. Костров Н.А. Койбалы. Западно-Сибирский отдел ИРГО, кн. VI,1863
68. Костров Н.А. Очерки быта минусинских татар. Труды IV арх. съезда, ч. I. — Казань, 1884.
69. Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса. — М., 1987 Короглы Х.К. Мифы, легенды и предания народов Сибири (К проблеме взаимосвязи) // Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. Горно-Алтайск, 1986.
70. Криничная Н.А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа.-Л., 1988
71. Криничная Н.А. Предания Русского Севера. СПб., 1991 Криничная Н.А. Русская народная мифологическая проза: Истоки и полисемантизм образов: В 3-х т. Том 1: Былички, бывальщины, легенды, поверья о духах-«хозяевах». - СПб.: Наука, 2001. - 584 с.
72. Кузнецова А.А., Кулаков П.Е. Минусинские и ачинские инородцы. — Красноярск, 1898.
73. Кызласов И.Л. Гора-прародительница в фольклоре хакасов // Советская этнография. 1982. № 2
74. Кызласов JI.P. О значении термина балбал древнетюркских надписей // Тюркологический сборник. М., 1966
75. Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М.: Высшая школа, 1984. - 167 с.
76. Кызласов Л.Р. Древнейшая Хакасия. М., 1986 Кызласов Л.Р. Древняя и средневековая история Южной Сибири. -Абакан, 1989
77. Кызласов Л.Р. История Хакасии с древнейших времен до 1917 г. -М., 1993
78. Леви-Брюль. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,1937
79. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985.535 с.
80. Леви-Стросс К. Структура мифа // Вопросы философии. 1970.7
81. Линденау Я.И. Описание народов Сибири. Магадан, 1983. - 176с.
82. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. -М., 1957
83. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. М., 1931
84. Майнагашев С.Д. Жертвоприношения небу у бельтиров // Сб. МАЭ. Т.З.-Пгр., 1916
85. Майногашева В.Е. О народности хакасского героического сказания Албынчи. — Ученые записки ХакНИИЯЛИ. Абакан, 1956. Вып. IV
86. Майногашева В.Е. Идейно-художественное содержание хакасского героического сказания Алтын Арыг // Ученые записки ХакНИИЯЛИ.-Абакан, 1966. Вып. XII
87. Майногашева В.Е. О собирании и изучении хакасского героического эпоса. Известия СО АН СССР. Серия общественных наук. № 1 - Новосибирск, 1967
88. Майногашева В.Е. Некоторые сюжеты Сивого (Синего) и Черного быков в фольклоре саяно-алтайских тюркоязычных народов» // Сб.ст. Алтайский фольклор и литература.- Горно-Алтайск, 1982. — С. 137-148
89. Майногашева В.Е. Образ Хуу-Иней в хакасском героическом эпосе. Исследования по языку и фольклору. Вып. 1. Новосибирск: Наука, 1965.
90. Малое С.Е. Памятники древнетюркской письменности: тексты и исследования. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951
91. Мелетинский Е.М. Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки. — М., 1974.
92. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М.: Наука, 1976 Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса (Ранние формы и архаические памятники). М.: Изд-во восточной литературы, 1963.-462 с.
93. Миллер Г.Ф. Описание Сибирского царства. СПб., 1750 Миллер Г.Ф. История Сибири, т.1 - М.-Л., АН ССР, 1937. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - т.1. А-К. - 671 с. с ил л.
94. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Советская Энциклопедия, 1988. - т. 2. К -Я. - 719 с. с илл.
95. Мифы о вселенной. Новосибирск: Наука, 1998 Мифы и легенды хакасов / Сост. П.А. Троякова. — Абакан: Хак. кн. изд-во, 1995. - 184 с.
96. Наполъских В. В. Миф о возникновении земли в прауральской космогонии: реконструкция, параллели, эволюция // Советская этнография. 1990. № 1
97. Неклюдов С.Ю. Мифология тюркских и монгольских народов // Тюркологический сборник, 1977.-М., 1981.-С. 183-202
98. Новик Е.С. Система персонажей русской волшебной сказки II Типологические исследования по фольклору: Сборник статей памяти В.Я. Проппа / Сост. Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов. — М.: Наука, 1975.-С. 214-246
99. Номинханов Ц.Д. Хакасская топонимика как источник истории хакасского народа. Абакан, 1945 (Рук. Фонд Хакасского НИИЯЛИ)
100. Островских П.Е. Этнографические заметки о тюрках Минусинского края // ЖС. СПб., 1895. - Вып. II1-IV. - С. 297-348
101. Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства. Ч. II. СПб., 1786; Ч. III. - СПб., 1788
102. Патачаков КМ. Родовой состав и народные предания о происхождения бельтыров // Ученые записки Хакасского НИИЯЛИ. -Абакан, 1959. Вып. VII. С. 127-134.
103. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск, 1991. - 111 с.
104. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975
105. Попов Н.У. Поверья и некоторые обычаи качинских татар П Изв. ИРГО. СПб., 1884 - Т. XX, вып. 6. - С. 645-659
106. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Сиб. изд-во ИРГО, вып. II. СПб., 1983; вып. IV - СПб., 1883
107. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. Новосибирск, 1948
108. Потапов Л.П. Из истории ранних форм семьи и религиозных представлений (обычай дарения убитого лебедя у хакасов) // Советская этнография. 1959. № 2. С. 18-30
109. Потапов Л.П. Умай — божество древних тюрков в свете этнографических данных // Тюркологический сборник 1972. - М., 1973
110. Предания, легенды и мифы саха (якутов) / Сост. Н.А. Алексеев, Н.В. Емельянов, В.Т. Петров. Новосибирск: Наука, 1995. - 400 с.
111. Проблемы хакасского фольклора / Отв. ред. Трояков П.А. -Абакан, 1982
112. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986.- 365 с.
113. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М.: Лабиринт, 1998. - 352 с.
114. Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири. Т.2 СПб., 1868.
115. Радлов В.В. Сибирские древности. Т. 1-Й, MAP. СПб., 1888-1902
116. Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. СПб.: Изд-во АН, 1905.-В 4-х т.
117. Радлов В.В. Из Сибири. Страницы дневника. М.: Наука, 1989.749 с.
118. Сагалаев A.M. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск: Наука, 1992
119. Сагалаев A.M. Птица, дающая жизнь (из тюрко-угорских мифологических параллелей) // Мировоззрение финно-угорских народов. Новосибирск: Наука; 1990. - 217 с.
120. Сагояков Н.Н. Хакасские мифы о первотворении // Фольклорное наследие Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1989
121. Сагояков Н.Н. Охотничьи мифы хакасов // Материалы конференции. Якутск, 1990
122. Самдан З.Б. Лики тувинской словесности. За фольклорным жемчугом. — Кызыл, 2001. — 115 с.
123. Татищев В.Н. Труды и материалы по Сибири. По Андрееву / Живая старина, 1936. № 6
124. Титов В. Богатырские поэмы минусинских татар. Вестник ИРГО, т. VI. — СПб., 1855
125. Титов В. Богатырские поэмы минусинских татар // Этнографический сборник, издаваемый Русск. Географ. Общ. Вып. IV. -СПб., 1858
126. Токарев С.А. Что такое мифология? // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1962. - С. 338-370
127. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990 Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир // Львова Э.Л. и др. - Новосибирск: Наука, 1988
128. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество. Новосибирск: Наука, 1989. - 242 с.
129. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск: Наука, 1990. 208 с.
130. Трояков П.А. Мотив закапывания ханского сына // Ученые записки Хакасского НИИЯЛИ. Абакан, 1970. - Вып. XIV.
131. Трояков П.А. К вопросу об этногенезе хакасов по материалам легенд // Сб. материалов конференции «Этногенез народов Северной Азии». Новосибирск, 1969
132. Трояков П.А. Проблема конвергенции жанра. Якутск, 1990 Трояков П.А. Истоки и формы чудесного вымысла. - Абакан, 1991 Трояков П.А. Промыслово-магическая функция сказывания сказок у хакасов // Советская этнография, 1969. № 2. - С. 26-35
133. Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1939 Уланов А.И. Древний фольклор бурят. - Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1974. - 176 с.
134. Унгвицкая М.А. О жанре кип-чоох в хакасском фольклоре // Вопросы хакасского языка и литературы. Абакан, 1955
135. Унгвицкая М.А. О хакасских исторических преданиях (кип-чоох), о монгольском и джунгарском нашествии // Сб. Вост. Сиб. совхоза по гум. наукам. Иркутск, 1953
136. Унгвицкая М.А., Майногашева В.Е. Хакасское народное поэтическое творчество. Абакан, 1972
137. Усманова М.С. Жертвоприношение земле и воде у северных хакасов. // Из истории Сибири. Вып. XIX. Томск, 1976
138. Усманова М.С. Подземный мир в традиционных представлениях хакасов // Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным: Тез. докл. / Под ред. Э.Л. Львовой. Изд-во Том. ун-та, 1985. - 173 с.
139. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х т. 2-е изд. — М., 1986. Т. 2.-С. 473
140. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978 Фрезер ДуЦ. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М.,1980
141. Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. -Горно-Алтайск, 1986. 335 с.
142. Фольлорное наследие Горного Алтая: (сборник статей). -Горноалтайск, 1989
143. Хакасско-русский словарь / Под ред. Н.А. Баскакова. М., 1953.487 с.
144. Хакасские предания, сказки. / Сост. П.А. Трояков, Т.Г. Танеева. -Абакан, 1960
145. Хакасские народные сказки, предания и легенды. Новосибирск,1974
146. Хангалов М.Н. Собр. Соч.: В 3-х тт. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1958-1960. -Т. III. - 1960. - 422 с.
147. Шаракшинова Н.О. Бурятский фольклор. — Иркутск: Иркутское книжное изд-во, 1959. 228 с.
148. Шаракшинова Н.О. Бурятское народное поэтическое творчество. Иркутск, 1975. - 235 с.
149. Шаракшинова Н.О. Мифы бурят. Иркутск, 1980 Шатинова НИ. Мир «невидимых» по традиционным представлениям алтайцев // Вопросы археологии и этнографии Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1983
150. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Л.: Наука, 1971
151. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.-572 с.
152. Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с франц. М.: Академический Проект, 2001. — 2-е изд., испр. и доп. - 240 с.
153. Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974.403 с.
154. Яковлев Е.К. Бывальщины минусинских инородцев // Живая старина. 1902. Вып. 1-4
155. Ямаева Е.Е. Мифы алтайцев // Фольклорное наследие Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1989
156. СПИСОК АРХИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
157. Д. 682 Ед. хр. А 13 Абумов С.В. Ан—хустар п'шчен Иваннанар (кип-чоох). Запись Субраковой О.В. Абакан, 1972 (материалы фольклорной экспедиции). 136 стр.
158. Д. 785 Ед. хр. А 28 Адыгжы оол (кип-чоох). Записано от Янгулова А.Н. Устинкино, Орджоникидзевского района. 42 стр.
159. Д. 819 Ед. хр. А 79 Аргудаева А.И. Ала хыр аттыг Атыгчы оол. Предание. Запись Майногашевой В.Е. 34 стр.
160. Д. 96 Ед. хр. Б 27 Бастаев К.А. Сказания, сказки, легенды, зап. автором.
161. Д. 46 Ед. хр. Б 82 Боргояков И.К. Хара хула аттыг ах хыян Арыг (Сказка). 1959 г. 198 стр.
162. Д. 34 Ед. хр. Д 56 Добров М.К. Алтын-Чус (чаалыг нымах). 92стр.
163. Д. 31 Ед. хр. Д 56 Добров М.К. Героические сказания, сказки и легенды. Запись Кирбижековой У.Н. 1951 г. 239 стр.
164. Д. 89 Ед. хр. Д 56 Добров М.К. Очен пиг (кип-чоох). Запись Ады-гаева Н.П.
165. Д. 30 Ед. хр. Д 56 Добров М.К. Очен пиг (кип-чоох). Запись Ба-лахчина С. 1941 г. 111 стр., поэтич. текст.
166. Д. 40 Ед. хр. Д 56 Добров М.К. Сказки. Запись Кирбижековой У.Н. 1952 г.-280 стр.
167. Д. 41 Ед. хр. Д 56 Добров М.К. Сказки. Запись Асочаковой О. 1953 г.
168. Д. 297 Ед. хр. Д 56.Добров М.К. Сказки. 107 стр.
169. Д. 761 Ед. хр. И 13 Амыр Сарыг (кип-чоох). Записано от Баино-вой А.П. С. Белояр, 1976. Записала Кызласова А.Г. 83 стр.
170. Д. 530 Ед. хр. И 65 Инкижеков Н., Тугужеков П. Нымахтар. — 176 стр.
171. Д. 715 Ед. хр. К 13 Кадышев С.П. Аттыгчы оол. Сказка. 45 стр.
172. Д. 529 Ед. хр. К 13 Кадышев С.П. Отс оолах и др. Запись Угды-жекова В. и Кирбижековой У. 141 с.
173. Д. 144 Ед. хр. К 13 Кадышев С.П. Сказки. 159 стр.
174. Д. 9 Ед. хр. К 13 Кадышев С.П. Сказки. — 296 стр. Хаан Сейзен (кип-чоох). Гриша оолданар (кип-чоох)
175. Д. 12 Ед. хр. К 13 Кадышев С.П. Очен пиг (кип-чоох). 174 стр.
176. Д. 763 Ед. хр. J1 14 Казачинова Г. Абылай {Хакас чон нымагы). — 16 стр.
177. Д. 50 Ед. хр. К 15 Кайлагашев А.В. Героические сказания, сказки, легенды и тахпахи, записанные в 1946 г. Доможаковым В.И. 418 стр.
178. Д. 521 Ед. хр. К 42 Кип-чоохтар (разн.авт.). 169 стр.
179. Д. 670 Ед. хр. К 58 Кожакова А.Е. Харатай (кип-чоох) Сулекова В.Г. Похта Kipic {полган нимё).
180. Д. 683 Ед. хр. К 55 Коков С.К. Тасха Матыр (кип-чоох). Тахтара-ков А.Н. Атыгчы Сейзен (кип-чоох). Абдин Н.А. KuniM хыс (кип-чоох). Запись Бутонаева В.И.
181. Д. 121 Ед. хр. К 51 Коков Ф.И. Тулбар аттанар (кип-чоох). Запись Майногашевой В.Е. Ульчугачев П.Ф. 1. Атыгчы оол (чазаг нымах) 2. Очен пиг (чоннын кип-чоогы). Вариант «Тасха Матыр». Записал сам от себя автор.
182. Д. 730 Ед. хр. К 88 I. Кудуштеев Т.Е. рук. 172 стр.
183. Д. 82.3 РФ 939 Ед. хр К 93 Курбижекова Е.В. Легенды и тахпахи. Абакан, 1997.-С. 100
184. Д. 717 Ед. хр. С 42 I. Сказки, записанные Тенешевым (1-128)
185. Д. Ед. хр. II. Сказки, записанные Амзараковым (131-192)
186. Д. 291 Ед. хр. С 42 Сказки, легенды, предания, героические сказания. Запись Шулбаева К.А. Таштыпский р-он, 1953г. Рук. 257 стр.
187. Д. 525 Ед. хр. С 89 Сулекова П.В.
188. Д. 100 Ед. хр. Т 12 Тазьмин В.Е. Иван Иваныч (кип-чоох) Запись Аткниной Н. Абакан, 1948 рук. — 125 стр.
189. Д. 573 Ед. хр. Т 23 Тасха Матыр (кип-чоох) (подстрочный перевод М.Чебодаева) 101 стр.
190. Д. 522 Ед. хр. М 34 Материалы фольклорной экспедиции 1959 г. Собиратель Покачакова Анастасия Романовна. Зап. от Доможакова С.А.
191. Д. 362 Ед. хр. М 34 Материалы фольклорной экспедиции 1965 г. 128 стр. Записано от Сукина (Кырзан) Кирсантия Леонтьевича. Ширин-ский р-он з\с Чулымский.
192. Д. 523 м 34. Материалы фольклорной экспедиции 1963 г. рук.- 202 с.
193. Д. 82.3 РФ 915 Ед. хр. Т 76 Трояков П.А. Хакасские сказки, мифы, легенды и предания. Абакан, 1995. 522 л.
194. Д. 8 РФ 934 Ед. хр. Т 76 Трояков П.А. Хубай Хус. Легенды и сказки. Абакан, 1995. 200 л.
195. Д. 220 Ед. хр. Ф 74 Фольклорный материал (сказки), собр. Кичук А.Д. в Ширинском р-не, с. Трошкино 1948 г. Рук.— 50 стр.
196. Д. 580 Ед. хр. X 16 Хакасские народные легенды (кип-чоохтар). Материалы диалектологической экспедиции 1945 г. Р. 121 стр.
197. Д. 542 Ед. хр. X 16 Хакасские предания и сказки (тексты подготовлены к изданию Трояковым П.А. и Танеевой Т.Г. Изданы частично).- 232 стр.1. СПИСОК ИНФОРМАТОРОВ
198. Батандаев Никифор Андреевич, 1935 г.р., качинец, сеок ызыр, прож. в с. Хызыл аал Ширинского р-на. Зап. в июле 2001 г.
199. Гашкова (Ульчугачева) Федосья Никитична, 1915 г.р., кызылка, сеок — ах хасха, с. Половинка Ширинского р-на, прож в с. Черное озеро Ширинского р-на. Зап. в июле 2001 г.
200. Доброва (Сабурова) Домна Алексеевна, 1935 г.р., сеок ах соха, род кубан, качинка, род. в с. Узунхай Ширинского р-на, прож. в д. Горюново Орджоникидзевского р-на. Зап. в июле 2001 г.
201. Капсаргина Анисья Алексеевна, 1934 г.р., койбалка, сеок -прожив, в с. Усть-Киндырла Бейского р-на. Зап. в августе 2002 г.
202. Караксакова Александра Никифоровна, 1911 г.р., сеок хызыл, прожив, в с. Усть-Парчол Шарыповского р-на. Зап. в июле 2001 г.
203. Качаева Наталья Семеновна, 1923 г. род. в с. Ошколь, прож. в с. Подкаменка. Зап. в июле 2001 г.
204. Кабыжакова (Сабурова) Анна Алексеевна, 1942 г.р., качинка, род в д. Горюново Орджоникидзевского р-на, проживает там же. Зап. в июле 2001 г.
205. Коков Александр Семенович, 1921 г.р., качинец, прож. в с. Хызыл-аал Ширинского р-на. Зап. в июле 2001 г.
206. Конгарова (Арыштаева) Дарья Григорьевна, 1926 г.р., качинка, сеок хыргыс, род. в д. Азах сют Ширинского р-она, прож. в с. Новомарьясово Орджоникидзевского р-на. Зап. в июле 2001 г.
207. Конусова Алла Алексеевна, 1972 г.р., сагайка, прожив, в с. Усть-Кандырла Бейского р-на Республика Хакасия. Зап. в августе 2002 г.
208. Курбижекова Евдокия Андреевна, 1919 г.р., кызылка, курчевский род, род. в д. Мажар Шарыповского р-на. Прож. в п. Сарала Орджоникидзевского р-на. Зап. в июле 2002 г.
209. Мамышев Михаил Сайоолович, 1948 г.р., сагаец, род. в с. Большие Арбаты Таштыпского р-на, прож. в с. Есино Аскизского р-на. Зап. в августе 2003 г.
210. Мамышева Евдокия Ивановна, 1950 г.р., сагайка, род. в с. Большие Арбаты, прожив, в с. Есино Аскизского р-на. Зап. в августе 2003 г.
211. Миндибеков Александр Филиппович, 1955 г.р., сагаец, прожив, в Бейском р-не, с. Усть-Киндырла. Зап. в июле 2002 г.
212. Начинова (Кобежикова) Александра Павловна, 1924 г.р., качинка, сеок ах хасхы, род. в с. Малый Кобежиков, прож. в с. Малый Кобежиков Ширинского р-на. Зап. в июле 2001 г.
213. Немежекова (Ботина) Елена Петровна, 1942 г.р., качинка, род. с. Конгарово Орджоникидзевского р-на, прож. в д. Горюново Орджоникидзевско-го р-на. Зап. в июле 2001 г.
214. Тортукова Анна Михайловна, 1926 г.р., качинка, соок пюрют, род. в с. Монастырево Ширинского р-она, прож. в с. Новомарьясово Орджоникидзевского р-на. Зап. в июле 2001 г.
215. Тохтобин Петр Анисимович, 1928 г.р., сагаец, прожив, в с. Смирновка Алтайского р-на. Зап. в июле 2003 г.
216. Тохтобина Степанида Геннадьевна, 1934 г.р., сагайка, прожив, в с. Смирновка Алтайского р-на. Зап. в июле 2003 г.
217. Улчугашев Афанасий Осипович 1914 г.р., кызылец, род. в д. Боловинка Шабаковский р-он, соок - улуг апсыг, прож. в с. Хара-Коль Ширинского р-на. Зап. в июне 2001 г.
218. Чарочкина Евдокия Николаевна 1926 г.р., прож. в с. Черный Балахчин Орджоникидзевского р-на, кызылка, соок ыгы. Зап. в июле 2001 г.
219. Чустеев Иван Никитович — 1928 г.р., качинец, сеок ызыр, прож. в с. Малый Кобежиков Ширинского р-на. Зап. в июле 2001 г.
220. Янгулов Илья Прокопьевич, род. в д. Сарала Орджоникидзевского р-на. Прож. в с. Талкин Ключ Ширинского р-на. Зап. в июне 2001 г.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.