Китайское саксофонное искусство: исполнительство, образование, репертуар тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Чжоу Ицюнь

  • Чжоу Ицюнь
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 235
Чжоу Ицюнь. Китайское саксофонное искусство: исполнительство, образование, репертуар: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова». 2023. 235 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Чжоу Ицюнь

Введение

Глава 1. Предпосылки становления академического саксофонного

искусства в Китае

1.1. Проблема периодизации саксофонного искусства в Китае

1.2. Первое появление саксофона в Китае

1.3. Саксофон в китайских военных оркестрах

1.4. Саксофон в джазовых коллективах Китая

1.4.1. Развитие иностранных джазовых коллективов в Китае

1.4.2. Развитие китайских джазовых коллективов

1.4.3. Джазовое искусство после 1980-х годов и ведущие

китайские саксофонисты

Глава 2. Становление и развитие профессионального саксофонного

исполнительства и образования в Китае

2.1. Пути формирования профессиональной подготовки саксофонистов

2.2. Просветительская и педагогическая деятельность музыкантов китайских военных оркестров и эстрадно-джазовых коллективов

2.3. Американская исполнительская школа в Китае:

истоки и влияния

2.4. Адаптация принципов французской академической школы игры

на саксофоне в Китае

2.5. Опыт японских саксофонистов в становлении профессионального

образования Китая

Глава 3. Саксофон в творчестве китайских композиторов

3.1. Произведения для саксофона на фольклорные темы

3.2. Оригинальные произведения для саксофона соло

3.3. Камерно-ансамблевые произведения

Заключение

Список литературы

Приложение 1. Иллюстрации и нотные примеры

Приложение 2. Именной указатель музыкантов, внесших

весомый вклад в развитие саксофонного искусства Китая

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Китайское саксофонное искусство: исполнительство, образование, репертуар»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В настоящее время музыканты и слушатели во всем мире проявляют большой интерес к искусству азиатских стран. На пике исследовательского внимания находятся вопросы взаимодействия культур в процессе формирования и развития композиторских и исполнительских школ в Китае. Одним из впечатляющих примеров освоения европейского инструмента в новых условиях является история саксофона. В наши дни по степени распространенности в Китае он вошел в число самых популярных западных духовых инструментов.

С 1980-х годов музыка, создаваемая китайскими композиторами, вовлекается в сферу апробации новых идей и темброво-звуковых возможностей саксофона (как соло, так и в различных тембровых сочетаниях в составе инструментальных ансамблей). Можно с уверенностью утверждать, что уже к 1990-м годам этот западный духовой инструмент получил широкое распространение в музыкальной среде Китая: в концертной жизни как массово-бытового (военные оркестры, джазовые коллективы, популярные вокально-инструментальные группы), так и академического направлений, в общем и профессиональном образовании.

Несмотря на очевидную культурно-историческую ценность происходящих процессов, в научной литературе они осмысленны фрагментарно. Это утверждение в одинаковой степени верно по отношению ко всем существующим в настоящее время музыковедческим школам (китайской, европейской, американской, российской). Ряд крупных исследований и статей, выполненных в русле данной проблематики, не исчерпывает всей многогранности темы, кроме того, в них содержится ряд неточностей.

Вышесказанное обусловливает актуальность изучения темы и провоцирует появление ряда исследовательских вопросов, направленных на постижение особенностей применения китайскими музыкантами и композиторами возможностей европейского инструмента в контексте диалога

культур, его трактовки в самых разных жанрах, а также дальнейшее осмысление процессов интеграции традиций исполнения на духовых инструментах Востока и Запада.

Степень научной разработанности темы. Существующая научная литература, имеющая отношение к теме исследования, может быть разделена на несколько блоков: работы, направленные на изучение исторического развития саксофонного искусства в Китае; труды по проблемам исполнительства на саксофоне; научные исследования, посвященные особенностям китайской саксофонной педагогики и методики; материалы, связанные с изучением музыкальных произведений для саксофона (сольных и ансамблевых).

Если говорить об истории саксофонного искусства в Китае, то можно констатировать, что несмотря на количественные показатели, существует дефицит качественной научной литературы на эту тему, так как многие работы на китайском языке достаточно поверхностны.

В монографии Чэнь Игана освещена история китайской военной музыки от Древнего Китая до XXI века [199]. Ценность работы - в наличии большого количества фактологического материала и продуманной периодизации. Однако о развитии саксофона в рамках военного оркестра можно судить лишь косвенно. Ряд монографий посвящен изучению отдельных аспектов музыкальной истории в Шанхае и Харбине - городах, где работали русские исполнители. Это коллективные монографии Лю Синьсинь, Лю Сюэцин [136]; Ма Сюэцян, Сюн Юэчжи [171], в которых рассмотрена проблема влияния русской исполнительской школы на китайских музыкантов. В трудах Ван Чжичэн [82] и Ван Юйхэ [84] собраны исторические материалы о китайских военных оркестрах и джазовых коллективах, в которых работали как соотечественники, так и иностранцы в период до 1990-х годов.

Начальному периоду саксофонного искусства в Китае посвящены статьи и магистерские диссертации Дуань Жуй [104], Сунь Бо [168], Хань Гохуан [181], Чжэн Цзюсинь [196], однако в них изучены лишь отдельные аспекты

4

проблемы, отсутствует систематическое освещение интересующего нас процесса.

Отдельного внимания заслуживают исследования о джазовой музыке в Китае до 1990-х годов, в рамках которой происходило становление и развитие саксофонного исполнительства: прежде всего, диссертация Цянь Тун [189], статьи Ло Цинь [130], Пэн Сюэли [157], Цзинь Ганлай [186], магистерские диссертации Вэй Вэй [90], Дин Сяоюй [100], Пэй Жухэ [156], Чэнь Чэнь [201], кандидатская диссертация Чжао Ифэй [51]. Данные работы важны для понимания контекста становления культуры саксофонного исполнительства в Китае, однако в них не уделяется специального внимания именно этому искусству.

Одним из наиболее значимых трудов на русском языке является диссертация Гэ Мэна [10]. Автор рассматривает тему в ракурсе влияния социально-политической ситуации на развитие саксофонного искусства, в связи с чем выделяет два периода этой истории: до образования КНР (до 1949 года) и после образования КНР (с 1949 года до наших дней). При этом второй этап дробится на несколько периодов: первые 15 лет образования КНР (19491966), время Культурной революции (1966-1976) и период политики «открытости» (с 1977 года и до наших дней) [8]. Периодизация Гэ Мэна в целом может быть принята, однако нуждается в некотором уточнении.

Косвенно темы исследования касаются труды о китайской музыке ХХ века, направленные на изучение академического музыкального искусства в рамках взаимодействия западной и восточной культур. Так, в диссертации Дай Юй [11] «Элементы традиционной культуры в новой китайской музыке "Периода открытости"» рассматривается творчество китайских композиторов «новой волны», что позволяет получить представление об историческом контексте этого периода.

Объединяя вопросы, связанные с осмыслением исполнительского и педагогического аспектов заявленной темы, можно отметить, что полноценное освещение музыкального образования на примере фортепианного

исполнительства представлено в диссертации Дин И [12] «Система фортепианного образования в современном Китае: структура, стратегии развития, национальный репертуар», однако аналогичной работы по саксофонному искусству не существует. В то же время ряд трудов на китайском языке посвящен отдельным вопросам истории саксофонного образования, методике преподавания специальной дисциплины, системе тестирования, распространенной на западе и в Китае как способе независимого определения уровня владения инструментом. Это статьи и магистерские диссертации Ван Чжунцай [83], Тан Цзэчжэн [171], Фэн Чжэнгуань [180], Хэ Яньпин [184], Чжан Инхао [191].

Что же касается вопросов методики, то в этой сфере как таковых научных исследований нет, однако существуют учебники и учебные пособия, которые содержат указания методического характера, сопровождаемые научным обоснованием разной степени подробности. Среди наиболее авторитетных авторов - педагоги и музыканты Ван Цинцюань, Гао Цимин, Инь Чжифа [109], Ли Маньлун [120], Ли Юйшэн [128], Се Цзиньци [92], Чжан Сяолу [194].

В диссертации Беговатовой М. А. представлена история развития специфических приемов саксофонного исполнительства, дана их классификация [3]. В статье на китайском языке Чэнь Гуаншэн [198] большое внимание уделено использованию глиссандо в исполнительстве на китайских национальных духовых инструментах.

Саксофонному творчеству китайских композиторов посвящены следующие источники на китайском языке: магистерские диссертации Ван Цзыфэн [81], Сюй Ян [169], Цюй Мэнсюэ [188]. При этом работа Цюй Мэнсюэ - первая среди наиболее значимых по количеству изученных произведений и своему научному уровню. В магистерской диссертации Сюй Ян дана краткая характеристика первого оригинального произведения для саксофона китайского композитора «Китайская рапсодия №3» Хуан Аньлуня.

В целом, музыка для саксофона изучается в таких работах, как правило, в контексте творческой биографии композитора, его стиля или отдельных аспектов музыкального языка. К числу таких исследований можно отнести труды Бань Лися [64], Ли Ханьтао [125], Ху Бинь [183], Чэнь Хундо [200] и др.

Одна из наиболее фундаментальных работ, посвященных именно саксофонному искусству, написана на английском языке Гао Синь [220]. Ее ценность - в охвате всех произведений, написанных китайскими композиторами для саксофона до 2016 года, а также в наличии аналитических эссе о некоторых из них. В докторских диссертациях Так Чиу Ван [247] и Шерил Энн Мелф [233] изучается творческая биография и стилевые особенности музыки Чэнь И, в том числе произведение для саксофона соло «Монолог».

На русском языке близки теме диссертации работы Цюй Ва с анализом фортепианных произведений Чу Ванхуа [49], Чэнь Шуюнь, освещающие биографию Лян Лэя [59]. В них не ставится задача изучить произведения для саксофона, однако представлены важные обобщения о стилевых особенностях музыки героев исследований, которые обращались, в том числе и к саксофону. Специальных аналитических трудов о музыке для саксофона китайских композиторов не существует.

Объект исследования - китайское саксофонное искусство.

Предмет исследования - особенности становления и развития китайского саксофонного искусства.

Цель исследования - осмыслить саксофонное искусство Китая как целостный феномен в единстве трех компонентов: исполнительство, образование, репертуар.

Задачи исследования:

- изучить саксофонное искусство Китая в исторической перспективе и уточнить имеющуюся периодизацию;

- обосновать значимость отдельных музыкантов - представителей китайской саксофонной исполнительской и педагогической школы;

- сформулировать методические принципы китайских саксофонистов в сравнении с ведущими зарубежными саксофонными школами;

- охарактеризовать жанрово-стилевые особенности наиболее показательных произведений для саксофона в творчестве китайских композиторов;

- выявить исполнительские задачи современного китайского саксофониста.

Материал исследования можно разделить на несколько групп:

1. Документальные свидетельства исторического процесса освоения саксофона: биографические материалы, публикации в прессе, видеозаписи выступлений, программы концертов крупнейших китайских саксофонистов, программы саксофонных конкурсов и материалы тестовых экзаменов, беседы автора диссертации с современными музыкантами-педагогами Ли Маньлуном, Гао Цимином, композитором Го Юанем, видеоинтервью с Инь Чжифа [108], фотографии, граммпластинки, CD диски и т.д.

2. Учебные пособия для саксофона в виде традиционных нотных и текстовых материалов, а также в формате видео (VCD): Инь Чжифа «Самоучитель игры на саксофоне» [109], Ли Маньлун «Ежедневные упражнения на саксофоне» [121] и «Тестовые материалы по саксофону (любители): 1-9 уровни» [120], Ли Юйшэн «Исполнение гамм на саксофоне» [128], Се Цзиньци «Начальный этап освоения саксофона» [161], Чжан Сяолу «Книга джазового саксофонного исполнительства» [194], Дэйв Либман (США) «Развитие индивидуального звука саксофона» [106], Стивен Малик (США) «Разминка на саксофоне» [165].

3. Нотные тексты музыкальных произведений для саксофона, написанных в разных жанрах. В целях создания общей картины саксофонного репертуара были выбраны художественно значимые опусы в диапазоне от обработок до оригинальных сольных и ансамблевых сочинений для саксофона, в том числе: переложение сочинения для скрипки и фортепиано Чэнь Гана «Солнце в Ташкургане» для саксофона и фортепиано Цзе Сюпэн [270],

8

оригинальные произведения «Китайская рапсодия №3» Хуан Аньлуня [268], «Монолог» для саксофона Чэнь И [271], Концерт для саксофона-альта с оркестром Чу Ванхуа [269], «Воспоминания о Сяосяне» для альта-саксофона и магнитофонной ленты Лян Лэя [263], «Сад Шесть» для секстета саксофонов [266] и «Озеро» для дуэта саксофонов Лян Лэя [265], «Плавающий фон» Ян Сяочжуна [272] и «Глаза, создающие солнечных птиц» Го Юаня для квартета саксофонов [258]. Особое внимание при отборе сочинений для анализа было уделено первым опытам обращения китайских композиторов к инструменту в разных жанрах. Кроме того, важным фактором стал критерий их востребованности в концертной практике, включенность в репертуар выдающихся саксофонистов.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые комплексно изучено саксофонное искусство в Китае. Автором предложена уточненная периодизация становления китайского саксофонного искусства в единстве его исполнительских, педагогических и творческих компонентов; произведена историческая реконструкция специфической ситуации в этой области во время Культурной революции; выявлены значимые фигуры в сфере исполнительской и педагогической школ, сформулированы их основные методические принципы, осмысленные в сравнении с ведущими зарубежными саксофонными школами; определены основные векторы творческих поисков композиторов Китая в создании саксофонного репертуара сольной и ансамблевой направленности; в русскоязычную научную литературу введен значительный корпус исследовательских трудов и нотных материалов, посвященных проблематике диссертации.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно может послужить отправной точкой для дальнейшего изучения развития китайского саксофонного искусства, поскольку ее автором:

- на материале саксофонного искусства дополнена и конкретизирована картина бытования китайской духовой инструментальной музыки в ХХ веке;

- установлены закономерности развития саксофонного искусства в Китае;

- систематизирован большой объем фактологического материала, относящегося к исполнительской и педагогической деятельности ведущих саксофонистов этой страны;

- установлен вектор развития китайского саксофонного репертуара: жанрово-стилевая эволюция от обработки фольклора и произведений для других инструментов для саксофона до создания оригинальных сочинений с использованием всего арсенала современных музыкально-языковых средств, обращение не только к сольным, но и ансамблевым жанрам (от дуэта до секстета саксофонов).

Практическая значимость исследования. Материалы работы могут найти свое применение в теоретических и практических учебных курсах средних профессиональных и высших учебных заведений: «Современная музыка», «История китайской музыки», «История исполнительского искусства», «Методика обучения игре на саксофоне», «Специальный класс», «Камерный ансамбль», «Ансамбль духовых инструментов», «Изучение концертного репертуара».

Методология и методы исследования. Диссертация базируется, прежде всего, на трудах китайских и российских музыковедов, посвященных вопросам осмысления специфики восточной и китайской музыки, освещающих разные аспекты изучения саксофонного искусства. Опираясь на традиции российского музыкознания, при анализе музыкальных произведений и осмыслении методических аспектов автор учитывал также специфику теоретического музыкознания китайских и американских исследователей.

В работе был использован комплексный подход к исследованию различных аспектов саксофонного искусства. Благодаря системному методу удалось осмыслить саксофонное искусство Китая в единстве всех его компонентов. Для выявления особенностей саксофонного исполнительства и образования в Китае был использован сравнительно-аналитический метод.

При изучении произведений китайских композиторов автор диссертации опирался на методы социокультурного, историко-теоретического и исполнительского анализа.

Положения, выносимые на защиту.

1. Основные этапы становления китайского саксофонного искусства тесно связаны с социокультурными процессами ХХ века и складываются следующим образом: первый период (1856-1911) - знакомство местной аудитории с инструментом благодаря концертным гастролям саксофониста Ш.-В. Суаля (Али Бен Су Алле); второй период (1912-1978) - появление и функционирование саксофона в военном оркестре, развитие джазового исполнительства (1920-1949); третий период (1980-1996) - становление практики индивидуального обучения, появление переложений и первого оригинального сочинения для саксофона китайского композитора, активизация культурного обмена; четвертый период (с 1997 года по настоящее время) - формирование и развитие системы профессиональной подготовки саксофонистов, активизация композиторского творчества.

2. В процессах укоренения саксофона на китайской почве огромную роль сыграла деятельность военных оркестров, благодаря которым инструмент не только был интегрирован в культурную среду, но и сохранился в концертном обиходе периода Культурной революции (1966-1976). Кроме того, именно военные оркестры инициировали появление первых педагогов, чья образовательная и методическая деятельность заложила основы профессиональной подготовки саксофонистов.

3. Произведения композиторов Китая для саксофона свидетельствуют о постепенном усилении интереса к инструменту, движении в сторону всё более глубокого и разнопланового взаимодействия европейской и национальной культурных традиций.

4. В XXI веке произведения китайских композиторов для саксофона становятся пространством смелых экспериментов, в котором авангардные композиторские техники плодотворно взаимодействуют с национальной

традицией. Современная профессиональная подготовка саксофонистов в Китае направлена на формирование музыканта-универсала, одинаково виртуозно владеющего всем арсеналом технических и выразительных возможностей инструмента - комплексом классических, джазовых и авангардных исполнительских техник, а также приемами игры, имитирующими звучание традиционных духовых инструментов.

5. Процесс расширения национального саксофонного репертуара связан не только с освоением китайскими композиторами сольных жанров классико-романтической и авангардной направленности, но и с ростом их интереса к ансамблевому музицированию в рамках дуэта, квартета и секстета саксофонов.

Степень достоверности и апробация результатов исследования. Достоверность проведенного исследования обусловлена привлечением широкого круга документальных источников, а также применением апробированных в науке методов исторического и теоретического музыкознания. Диссертация подготовлена на кафедре истории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, обсуждена на кафедре и рекомендована к защите. Результаты исследования прошли апробацию на всероссийских и международных конференциях, таких как Международная научно-методическая конференция аспирантов, соискателей и преподавателей вузов «Музыкальное образование и наука» (Нижний Новгород, 2020, 2021), IX всероссийский фестиваль науки (Нижний Новгород, 2019). По теме диссертации опубликовано 6 статей, в том числе 3 в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и двух приложений.

ГЛАВА 1.

ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО САКСОФОННОГО ИСКУССТВА В КИТАЕ

1.1. Проблема периодизации саксофонного искусства в Китае

Саксофон - необычайно популярный инструмент в современном Китае, однако его вхождение в пространство музыкальной культуры происходило с трудом. Появившись в Европе в эпоху романтизма, он, как известно, поначалу был мало востребован в академической среде в силу определенной инерции ее представителей. Можно говорить о том, что модель развития этого инструмента в Китае с начала XX века была в основном такой же, как в европейских странах, России и США. Исторические данные свидетельствуют, что в конце XIX века его закрепление в культуре происходило, в основном, в рамках военного музицирования. Параллельно активно развивалась эстрадно-джазовая сфера, в которой саксофон получил свое «второе рождение».

Истории развития инструмента в Китае посвящено мало исследований на русском и даже на китайском языках, а представленные в них данные весьма противоречивы. В данной главе сделана попытка на основе уточненных свидетельств участников становления саксофонного искусства в Китае представить достоверную с исторической точки зрения картину развития инструмента и его вхождения в различные области музыки. Вопросам профессиональной подготовки и исполнительства в академической сфере, активное становление которых происходило в 1990-е годы, будет посвящена отдельная глава.

Для прояснения хронологических деталей, прежде всего, следует обратиться к имеющимся источникам периодизации китайского саксофонного искусства. Отметим, что в исследовательской литературе Китая вопрос периодизации не ставился в принципе, основные вехи вхождения саксофона в китайскую музыкальную культуру намечены в русскоязычных трудах.

Так, периодизация, предложенная в диссертации Гэ Мэна, основана на распространенной в китайском музыкознании тенденции объяснять развитие музыки, опираясь исключительно на социально-политические события. Соответственно, автор подразделяет путь саксофона в Китае на два основных этапа: до образования КНР (до 1949 года) и после образования КНР (с 1949 года до наших дней). При этом второй этап исследователь разделяет на несколько периодов: первые 15 лет образования КНР (1949-1966), время Культурной революции (1966-1976) и эпоха «открытости» (с 1977 года и до наших дней) [8, с. 319].

Цзян Минхуэй предлагает уточненный вариант периодизации в контексте образовательной проблематики. Так, продолжая идеи диссертации Гэ Мэна и опираясь на нашу статью «Основные этапы становления исполнительства на саксофоне как инструменте военного оркестра в Китае», она делит обучение на саксофоне в Китае на пять этапов: первый период (середина XIX в. - 1911 г.) - появление саксофона в Китае, функционирование первого духового оркестра, использование саксофона в составе военного оркестра Ли Ингэна (предыстория); второй период (1912-1949) - первые попытки адаптации китайских сочинений для саксофона, начало педагогического обмена, формирование первого официального духового оркестра в Китае, педагогическая деятельность музыкантов военных оркестров; третий период (1949-1978) - стагнация, запрет инструмента в стране, полное прекращение культурных обменов; четвертый период (19802000) - открытость страны для культурных обменов, приезд иностранных саксофонистов, массовая популяризация инструмента, рост образовательных учреждений, утверждение Китая в статусе ключевого производителя саксофонов в мире; пятый период (с 2000 г. по наст. время) - попытки адаптации западной педагогической системы обучения игре на саксофоне в Китае, широкое использование западной учебно-методической литературы, начало формирования собственной системы саксофонного образования с учетом национальной специфики [48, с. 4].

Обе периодизации могут быть приняты с существенными оговорками, т.к. многие детали, связанные с трактовкой исторических фактов, требуют уточнения. Что касается первого периода, то следует уточнить: саксофон в этот период еще не функционировал в духовом и военном оркестрах Китая, а был знаком публике исключительно благодаря гастролям Али Бен Су Алле 1. Уточняя фактологию второго периода, можно поставить под сомнение утверждения о появлении в это время первых попыток адаптации китайских сочинений для саксофона. Действительно, кроме не подтвержденного никакими аргументами утверждения американского исследователя Джейсона Покруса, на которое опирается Цзян Минхуэй, нет никаких свидетельств о существовании произведений китайских композиторов в аранжировках для саксофона в период с 1912 по 1949 год.

Относительно третьего периода (1949-1978) позволим себе не согласиться с утверждением о том, что в это время происходила стагнация из-за запрета инструмента в стране и полного прекращения культурных обменов. Напротив, как будет показано далее, саксофон был востребован в военном оркестре, что позволило китайским музыкантам сохранить уже имеющийся опыт, так что этот период, напротив, сыграл важную роль связующего звена для развития саксофонного искусства в последующее время.

Трудно согласиться и с утверждением о том, что в четвертый период (1980-2000) Китай являлся ключевым производителем саксофонов в мире. Объективный анализ фактов показывает, что в то время основными производителями саксофонов все еще оставались заводы во Франции, США и Японии. Значимость этого периода, скорее, в ином - именно в это время саксофонный репертуар пополняется произведениями профессиональных композиторов КНР: в 1988 году появляется первое национальное произведение для саксофона Хуан Аньлуня «Китайская рапсодия №3».

1 Подробнее о его роли в становлении саксофонного искусства в Китае см. во втором параграфе данной главы.

Вызывает сомнения дата начала пятого периода (с 2000 г. по наст. время). Дело в том, что временем официального установления профессиональных требований к обучающимся на саксофоне на базе Центральной музыкальной консерватории стал 1997 год, чему способствовало появление годом ранее, в 1996 году, специальной комиссии, занимавшейся вопросами методического обеспечения обучения на саксофоне в рамках деятельности Ассоциации китайских музыкантов. Уже в 1998 году сборники материалов для оценки уровней подготовки саксофонистов (с 1 по 9 уровень) были включены методической комиссией Центральной консерватории в общий перечень музыкальных материалов по всем инструментальным специальностям. Таким образом, начало пятого периода целесообразно датировать 1997 годом.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чжоу Ицюнь, 2023 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

На русском языке

1. Авилов, В. Н. Мировая джазовая культура в контексте обучения игре на саксофоне. Проблемы современного педагогического образования [Текст] / В. Н. Авилов. - Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2018. - № 59(1). - С.11-15.

2. Актисов, В. Г. Произведения для саксофона в творчестве А.К. Глазунова: опыт текстологического и исполнительского анализа: дис. ... канд. иск. (17.00.02) [Текст] / В. Г. Актистов. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 2013. - 231 с.

3. Беговатова, М. А. Современное исполнительство на саксофоне в аспекте расширения звуковых возможностей инструмента: дис. ... канд. иск. (17.00.02) [Текст] / М. А. Беговатова. - Казань: КГК им. Н. Г. Жиганова, 2012. - 310 с.151

4. Бонфельд, М. Ш. Анализ музыкальных произведений [Текст] / М. Ш. Бонфельд. - М.: Изд-во Владос, 2003. - 253 с.

5. Будаева, Т. Б. Музыка традиционного китайского театра цзинцзюй: Пекинская опера: автореферат дис. ... канд. иск. (17.00.02) [Текст] / Т. Б. Будаева. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2011. - 28 с.

6. Бучнев, А. А. Особенности использования технических средств в обучении и игре на духовых инструментах: дис. ... канд. иск. (17.00.02) [Текст] / А. А. Бучнев. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2002. - 233 с.

7. Гейгнер Давид Исаакович [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%B9%D0%B3%D0%BD %D0%B5%D1%80, %D0%94%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4 %D0 %98%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D

1%87 (дата обращения - 15.02.2022)

8. Гэ, Мэн. «Трансплантация» саксофона в китайскую музыкальную культуру XX века [Текст] / Гэ Мэн // Универсальное и национальное в культуре: сборник научных статей. Минск: Белорусский государственный университет, Гуманитарный факультет, 2012. - С. 317-328.

9. Гэ, Мэн. К вопросу о развитии саксофонного искусства в Китае в ХХ -начале XXI века. Искусство и культура. [Текст] / Гэ Мэн. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2014. - № 3. - С. 48-54.

10.Гэ, Мэн. Музыка для саксофона в творчестве китайских и белорусских композиторов второй половины XX - начала XXI века: автореферат дис. ... канд. иск. (17.00.02) [Текст] / Гэ Мэн. Учреждение образования "Белорусская государственная академия музыки". - Минск, 2018. - 28 с.

11. Дай, Юй. Элементы традиционной культуры в новой китайской музыке "периода открытости": дис. ... канд. иск. (17.00.02) [Текст] / Дай Юй. -Нижний Новгород: Нижегор. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2017. -237 с.

12.Дин, И. Система фортепианного образования в современном Китае: структура, стратегии развития, национальный репертуар: дис. ... канд. иск. (17.00.02) [Текст] / Дин И. - СПб: СПБгК им. Н. А. Римского-Корсакова, 2020. - 217 с.

13. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты (саксофон)». Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская музыкальная школа № 1 им. В. И. Сафонова / сост. В. Н. Блудова [Текст] - Пятигорск: ДМШ №1 им. В. И. Сафонова, 2013. - 44 с.

14. Дун, С., Никитенко, О. Б. Принцип адаптации в фортепианной музыке Чу Ванхуа [Текст] / Дун С., О. Б. Никитенко // Университетский научный журнал. - СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. - №51. - 74-87 с.

15.Иванов, В. Д. Основные проблемы теории и практики игры на саксофоне в военном оркестре: дис. ... канд. иск. (17.00.02) [Текст] / В. Д. Иванов. - Л., 1998. - 247 с.

16.Иванов, В. Д. Саксофон [Текст] / В. Д. Иванов. - М.: Музыка, 1990. - 64 с.

17.Иванов, В. Д. Современное искусство игры на саксофоне: проблемы истории, теории и практики исполнительства: дис. ... доктора иск. (17.00.02) [Текст] / В. Д. Иванов. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1997. - 296 с.

18.Иванова, Л. П. Типология фольклоризма в русской музыке XX века: автореферат дис. ... доктора иск. (17.00.02) [Текст] / Л. П. Иванова. - Санкт-Петербург: СПгК им. Н. А. Римского-Корсакова, 2005. - 305 с.

19. Кириллов, С. В. Техника игры на саксофоне и проблемы интерпретации оригинальных произведений: дис. ... канд. иск. (17.00.02) [Текст] / С. В. Кириллов. - Ростов-на-Дону, 2010. - 166 с.

20.Когоутек, Ц. Техника композиции в музыке XX века / пер. с чеш. К. Н. Иванов. [Текст] / Ц. Когоутек. - М.: Музыка, 1976. - 368 с.

21.Конен, В. Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века [Текст] / В. Д. Конен - М.: Музыка, 1994. - 160 с.

22.Кром, А. Е. «Классическая фаза» американского музыкального минимализма: автореф. дис. ... докт. иск. (17.00.02) [Текст] / А. Е. Кром. -Саратов, 2011. - 56 стр.

23.Крупей, М. В. Стилевые основы формирования исполнительского мастерства саксофониста (в контексте музыкального творчества XIX-XX веков): автореф. дис. ... канд. иск. (17.00.02) [Текст] / М. В. Крупей. -Одесса, 2006. - 15 с.

24.Мини, Чжан. Концерт для кларнета с оркестром «Звуки Памира» Ху Бицзина в аспекте фольклора китайских таджиков [Текст] / Мини Чжан // Актуальные вопросы музыкознания. - 2022. -№01. - 40-54 с.

25.Му, Цюаньчжи. Становление и развитие скрипичного искусства в Китае : образование, исполнительство, национальный репертуар : дис. ... канд. иск. (17.00.02) [Текст] / Му Цюаньчжи. - Нижний Новгород: ННГК, 2018. - 205

160

с.

26. Образовательная программа дополнительного образования детей «Саксофон» для учащихся 1-7, 1-5 классов. Составлена на основе примерной образовательной программы по предмету «Музыкальный инструмент» — саксофон / сост: М. К. Шапошникова, А. И. Фролов, Н. А. Веселый). - М.: ДМШ №18, 1988. - 42 с.

27.Подаюров, В. Г. Проблема совершенствования методики обучения игре на духовых инструментах: в классе кларнета и саксофона: дис. ... канд. пед. Наук (13.00.02) [Текст] / В. Г. Подаюров. - Краснодар: КГИК, 2011. - 204 с.

28.Понькина, А. М. Американская исполнительская школа: особенности обучения игре на саксофоне [Текст] / А. М. Понькина // Universum: Филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. - 2017. - №2(36).

29. Понькина, А. М. Влияние джаза на эволюцию академического искусства игры на саксофоне [Текст] / А. М. Понькина // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2019. - 137-144 с.

30.Понькина, А. М. Исполнительские средства выразительности в жанре Сонаты для саксофона композиторов второй половины ХХ столетия. [Текст] / А. М. Понькина // Символ науки. - 2016. - № 2-3(14). - С.198-204.

31.Понькина, А. М. Методологические принципы Дэвида Лейбмана и их роль в эволюции исполнительства на саксофоне [Текст] / А. М. Понькина // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2016. - № 3 (23). - С.150-156.

32.Понькина, А. М. Основные тенденции эволюции саксофонного исполнительского искусства 50-х - 60-х годов ХХ века [Текст] / А. М. Понькина // Культурная жизнь Юга России. - 2018. - № 1(68). - С. 50-54.

33.Понькина, А. М. Феномен саксофона в музыкальном искусстве второй половины XIX века [Текст] / А. М. Понькина // Культурная жизнь Юга России. - 2017. - № 4(67). - С. 21-27.

34.Понькина, А. М. Эволюция академической музыки для саксофона второй

161

половины XIX - начала ХХ! века: дис. ... докт. иск. (17.00.02) [Текст] / Понькина А. М. - Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, 2020. - 487 с.

35.Пэн, Чэн. Ладовая система Юнь-Гун-Дяо и ее претворение в творчестве китайских композиторов 20 века [Текст] / Пэн Чэн. - СПб.: Композитор, 2013. - 220 с.

36.Раабен, Л. Н. Концерт // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 2 [Текст] / Л. Н. Раабен. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1974. - С. 922-925.

37.Синь, Син. Некоторые вопросы специфики музыкальной формы в китайской традиционной музыке [Текст] / Син Синь // Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 4 (56). - С. 133-137.

38. Соколов, А. С. Введение в музыкальную композицию XX века [Текст] / А. С. Соколов. - М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. - 231 с.

39. Соколов, О. В. Морфологическая система музыки и её художественные жанры [Текст] / О. В. Соколов. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 1994. - 218 с.

40.Сяо, Юань Юань. Творческая деятельность джаз-маэстро Олега Лундстрема в Китае [Текст] / Сяо Юань Юань // Искусство и культура. -2017. - № 3(27). - С. 34-38.

41.Теория современной композиции: учебное пособие [Текст]. М.: Музыка, 2005. - 624 с.

42.У, Ген-Ир. Китай [Текст] / У Ген-Ир // История музыки Восточной Азии. Китай, Корея, Япония. - СПб.: Лань, 2011. - С. 21-79.

43.Хисамутдинов, А. А. Русский романс в Китае. [Текст] / А. А. Хисамутдинов. - Владивосток: Neshchet, 2019. - 61 с.

44.Хисамутдинов, А. А. Театральное и музыкальное искусство русской эмиграции в Шанхае [Текст] / А. А. Хисамутдинов // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2017. - 33-39 с.

45.Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений [Текст] / В. Н.

162

Холопова. - СПб.: Лань, 1999. - 496 с.

46. Хохлов, Ю. Н. Программная музыка [Текст] / Ю. Н. Холопов // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. - М.: Советская энциклопедия, 1978. - С. 442.

47.Цзян, Вэньцзэ. Французская и американская школа классического саксофона: сравнительный анализ методики преподавания [Текст] / Цзян Вэньцзэ // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - №4-2. - 114-119 с.

48.Цзян, Минхуэй, Яковлева, Е. Н. К вопросу о генезисе саксофонного образования в Китае [Текст] / Минхуэй Цзян, Е. Н. Яковлева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета / Российского государственного университета им. А. И. Герцена, Институт музыки, театра и хореографии факультета. - Санкт-Петербург, 2021.

49.Цюй, Ва. Фортепианное творчество Чу Ванхуа в контексте фортепианной музыки XX века: дис. ... канд. иск. (17.00.02) [Текст] / Ва Цюй. - Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова. - 233 с.

50.Черняков, Е. А. Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона: дис. ... канд. пед. наук (13.00.02). [Текст] / Е. А. Черняков. - Москва: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. - 150 с.

51.Чжао, Ифэй. Становление и развитие джазового искусства в Китае: дис. ... канд. иск. (17.00.02) [Текст] / Ифэй Чжао. - Нижний Новгород: ННГК, 2022.

- 183 с.

52.Чжоу, Ицюнь. «Китайская рапсодия» № 3 ор. 46 Хуан Аньлуня как первое оригинальное сочинение для саксофона китайского композитора [Текст] / Ицюнь Чжоу // Актуальные проблемы высшего музыкального образования.

- 2022. - №2 (64). - С. 57-63.

53.Чжоу, Ицюнь. Китайский саксофонист Ли Юйшэн и его американские контакты [Текст] / Ицюнь Чжоу // Музыкальное образование и наука. - № 1 (12) 2020. - 45-48 с.

54.Чжоу, Ицюнь. Концерт для саксофона-альта с оркестром Чу Ванхуа как синтез китайских национальных и европейских традиций [Текст] / Ицюнь Чжоу // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - 2020. - №2 (56). - С. 72-83.

55. Чжоу, Ицюнь. Основные этапы становления исполнительства на саксофоне как инструменте военного оркестра в Китае [Текст] / Ицюнь Чжоу // Манускрипт. - 2021. - Т. 14. - Вып 11. - С. 2426-2429.

56. Чжоу, Ицюнь. Развитие китайского саксофонного искусства и образования в историческом аспекте [Текст] / Ицюнь Чжоу // IX Всероссийский фестиваль науки: Сборник докладов. В 2-х томах, Нижний Новгород, 2324 октября 2019 года / Редколлегия: А.А. Лапшин, И.С. Соболь, Д.В. Монич [и др.]. Том 2. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2020. - С. 38-42.

57. Чжоу, Ицюнь. Система тестирования как форма саксофонного образования в Китаев контексте мировых практик [Текст] / Ицюнь Чжоу // Музыкальное образование и наука. - №1 (14) 2021. - 5-8 с.

58. Чэнь, Шуюнь. Американский композитор Лян Лэй: биография и концепция творчества [Текст] / Шуюнь Чэнь // PHILHARMONICA. International Music Journal. - 2019. - № 2. - С. 48-54. DOI: 10.7256/2453-613X.2019.2.29262 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29262.

59.Чэнь, Шуюнь. Фортепианное творчество китайских композиторов XX-начала XXI веков: основные стилевые направления. дис. ... канд. иск. (17.00.02) [Текст] / Шуюнь Чэнь. - Нижний Новгород: ННГК, 2020 - 234 с.

60.Шахназарова, Н. Г. Музыка Востока и музыка Запада: Типы муз. профессионализма [Текст] / Н. Г. Шахназарова. — М.: Сов. композитор, 1983. — 153 с.

61.Шнеерсон, Г. М. Музыкальная культура Китая. [Текст] / Г. М. Шнеерсон. -М.: Государственное музыкальное издательство, 1952. - 251 с.

62.Эпова, Е. М. Марсель Мюль и его методический вклад в становление академической французской школы игры на саксофоне [Текст] / Е. М. Эпова

164

// Вестник музыкальной науки. - 2020. - Т. 8. - №4. - С. 135-143.

63.Юнусова, В. Н. Творческий процесс в классической музыке Востока: автореф. дисс...докт. иск. [Текст] / В. Н. Юнусова. - М.: Российский институт искусствознания, 1995. - 35 с.

На китайском языке

64.Бань Лися. Вопросы о музыке: сборник научных статей Лян Лэя и анализ его сочинений. Шанхай: Изд-во Шанхайской консерватории, 2017. 473 с. (Щ ШШ. ЖМ^т^йШ». 2017

473^.)

65.Бань Лися. Комментарий к творчеству и идеям Лян Лэя // Изд-во Народная музыка, 2008. №1. 1-4 с. (ЩШШ. Ай^

2008^№Ш. 1-4^.)

66.Биография Ван Цинцюаня [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/%E7%8E%8B%E6%B8%85%E6%B3%89/20789 22?fr=aladdin (дата обращения - 15.10.2021)

67.Биография Ду Иньцзяо (ЙШ^) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/%E6%9D%9C%E9%93%B6%E9%B2%9B/5154 959?fr=aladdin (дата обращения - 08.10.2021)

68.Биография Инь Чжифа. ("^^Ж) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cnsaxophone.org.cn/index.php?m=content&c=index&a=show&cati d=26&id=16 (дата обращения - 20.08.2019)

69.Биография Ли Гаояна ($1И) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/$иPB/2417201?fr=aladdin (дата обращения -28.07.2021)

70.Биография Ли Маньлун. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/%E6%9D%8E%E6%BB%A1%E9%BE%99/4991 487?fr=aladdin (дата обращения - 09.10.2021)

71.Биография Лу Тинцюаня. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://baike.baidu.com/item/%E9%99%86%E5%BB%B7%E8%8D%83/91956 27?fr=aladdin (дата обращения - 26.09.2021)

72.Биография Се Цзиньци (ШЖ^) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cnsaxophone.org.cn/index.php?m=content&c=index&a=show&cati d=26&id=5 (дата обращения - 20.08.2019)

73.Биография Фань Шэнци (^51$) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.360doc.com/content/20/0525/11/427430 914418747.shtml (дата обращения - 25.05.2020)

74.Биография Хуан Аньлунь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sin80.com/artist/huang-anlun (дата обращения - 19.09.2021)

75.Биография Хуан Аньлуня (Ш^^) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://blog.sina.com.cn/huanganlun (дата обращения - 09.03.2012)

76.Биография Чжан Сяолу. (ШЙ^) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/%E7%AB%A0%E5%95%B8%E8%B7%AF/5882 155?fr=aladdin (дата обращения - 24.07.2021)

77.Биография Ян Сяочжуна [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sccm.cn/jx_zqx/show-23.html (дата обращения - 29.01.2021)

78.Биография Ян Сяочжуна [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cn010w.com/ms/ms_leirong.asp?news_id=3 541 (дата обращения -28.03.2020)

79.Благотворительный сольный концерт французского саксофониста Клода Делангла в 2017 году

[Электронный ресурс]. Режим

доступа:https://www.sohu.com/a/138504821_302047 (дата обращения -05.05.2017)

80.Ван Вэнь, Хэ Люйтин. Музыкальное воспитание во время культурной революции // Ихай. 2013. № 1. 121-123 с. (ES. ШШП^Щ^Ш^т^Ш

// 2013. № 1. 121-123М.)

81.Ван Цзыфэн. Музыкальный анализ и исследование «Китайской рапсодии №

166

3» для саксофона Хуан Аньлуня. Магистерская диссертация. Университет Цзинань, 2018. 29 с. (£«. ЯЯ^РШШ «ФШШЙШН^» %

КШШШЯ. 2018^. 29Ж.)

82.Ван Чжичэн. Русские музыканты в Шанхае (1920-1940). Шанхай: Изд-во Шанхайской консерватории, 2007. 579 с.

(1920-1940)) . ±Ш : 2007^. 579^.)

83.Ван Чжунцай. Исследование функции и значения музыкального образования в обществе // Музыкальное образование в Китае. 2016. № 12.

с. 25-30. ^"шшпшшжмшп. фтшш^. 2016^

№ 12$. 25-30^.)

84.Ван Юйхэ. Китай // Китайская современная музыкальная история: Современность. Пекин: Высшее образование, 2005. 372 с. ((ФШ ШЖ^^: . [М]. : Й^ЙШЖЖЙ, 2005^. 372^. )

85.Ван Яньли. Изучение Шанхайского Оркестра Министерства промышленности и торговли. Шанхай: Изд-во Шанхайской консерватории, 2015. 225 с. . ±Ш :

2015^. 225^.)

86.Восточный международный конкурс саксофона. (ЖА^^^ЛШШ^А^) [Электронный ресурс]. Режим доступа:

(baidu.com) (baidu.com) (дата обращения - 18.12.2021)

87.Вторая азиатская конференция саксофонистов 2019 года в Шанхайской консерватории

[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.bilibili.com/video/BV1WE411f7ZY?spm_id_from=333.337.searc h-card.all.dick (дата обращения - 09.10.2019)

88. Второй китайский детский музыкальный конкурс духовых инструментов «Маленький золотой колокольчик». Ш^ШФШШ ^^^Ш^^^^^ММ) [Электронный ресурс]. Режим доступа:

167

https://www.cnbrass.com/news/1219 (дата обращения - 30.08.2013)

89. Выступление французского саксофониста Клода Делангля на Тайване (ШЩ И^^^^Д^^Оа^е Delangle^'□^2) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://suona.com/db1/shownews_2010.asp?RecordNo=931 (дата обращения - 19.06.2008)

90.Вэй Вэй. Развитие джаза в Китае и элементы джаза в современной музыке. Магистерская диссертация. Педагогический университет Цюйфу, 2008. 34 с. даде. .

2008^. 34^. )

91.Вэй Дэнпань. Китайский джаз // Пекин: Народная музыка, 2015(5). 74-77 с.

тш. фшньм±^—ля: лйш^. 2015^(5)^. 74-

77Ж.)

92.Гао Цимин, Ван Цинцюань, Се Цзиньци. Общенациональный учебник по тестированию Китайской консерватории: саксофон 1-7. Пекин: Китайское молодежное изд-во, 2009. 155 с. (Й^ВД, ШШШ. «ФШ^Ж

&Ш1-7Ш». ля: фш*^жи±,

2009^. 155М.)

93. Гастроли квартета саксофонистов «Новый свет» в США в апреле 2012 года

[Электронный ресурс].

Режим доступа: https://www.cnbrass.com/news/658 (дата обращения -01.04.2012)

94. Гастроли квартета саксофонистов «Новый свет» в юго-западных провинциях Китая в 2004 году

[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cnbrass.com/news/70 (дата обращения - 14.05.2004)

95.Гуань Цзяньхуа. Американская ассоциация преподавателей джазовой музыки // Музыкальная жизнь. 11, по. 218 (1990): 24-26 с. (ШШФ, ^ШШ

// по. 218 (1990^): 24-26^.)

96. Дай Хун. Благодатная почва в национальной музыке и культуре: лекция Чу Ванхуа «55 лет исследований китайского национального стиля»: // Фортепианное искусство. - 2018. - № 10. - С. 46-51. (ft

хшш± — ъШФ "Фт&ткшм 55 ^пж

Artistry. 2018^№ 10$. ЖШ 46-51.)

97.Джаз-бэнд «Олд Барк» [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://baike.baidu.com/item/%E8%80%81%E6%A0%91%E7%9A%AE%E4% B9%90%E9%98%9F/8141156?fr=aladdin (дата обращения - 23.11.2021)

98. Джазовая жизнь: Харбин - истоки советско-российского джаза (М±Л£:

П^}--[Электронный ресурс]. Режим

доступа: https://www.sohu.eom/a/456638709 350855 (дата обращения -21.03.2021)

99.Джазовый фестиваль «Ми Ди» в 2005 году (2005^ШМ±^^Т> [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/^^$# /5882155?fr=aladdin (дата обращения - 14.05.2005)

100. Дин Сяоюй. Исследование наследия и современного положения джазовой музыки в Китае (Шанхай). Магистерская диссертация, Шанхайская консерватория, Шанхай: 2016. 42 с. (Т^^.

Щ (±Ш) . 2016

42Ж.)

101. Ду Иньцзяо. Базовый курс игры на саксофоне. Пекинское ежедневное издательство. 2004. 196 с. (ШШ. . ШЫШМ

2004. 196Ж. )

102. Ду Иньцзяо. Изучение саксофона с нуля. Шанхай: Шанхайская консерватория издательство. 2009. 230 с. (ШШ.

ШЛП» . Ш: 2009. 230Ж. )

103. Ду Иньцзяо. Практическое руководство по игре на саксофоне. Пекин:

Китайское драматическое издательство. 2000. 156 с.

. ФЩШШШ. 2000. 156Ж. )

104. Дуань Жуй. Исследование военного оркестра «Новая армия» Юаня Шикая: магистерский реферат по музыковедению. Нанкин: Нанкинский художественный институт, 2010. 64 с. (I&E.

%}: ШЖ: 2010^. 64^)

105. Дэйв Коз и Ду Иньцзяо проводят «Ночь саксофона» в Университете Цинхуа (Ш^-^ШПШШШ^ШШ ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ent.qq.com/a/20150507/064144.htm#p=1 (дата обращения - 07.05.2015)

106. Дэйв Либман. Развитие индивидуального звука саксофона. Пекин: Пекинское образовательное издательство. 2007. 100 с. (Ж^.М^й. ((Ш^

. 2007. 100М. )

107. Дэн Тао. Инновации и изучение учебных материалов по западной духовой инструменте. На примере учебных материалов по тестированию уровня саксофона ABRSM // Современная музыка. 2017 (20). 99-100 с. (^

ш. шяшшттшм—

2017^(20)$. 99-100^. )

108. Интервью с Инь Чжифа. (^ШШ^^^^Ж) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://v.qq.com/x/page/g05242epq8x.html (дата обращения - 10.07.2017)

109. Инь Чжифа. Самоучитель игры на саксофоне. Пекин: Китайское молодежное издательство. 1995. 608 с. «^^Л^ШШШМ» .

ф|Ц*^Ж»±. 1995. 608^.)

110. Исполнение китайских произведений Симфоническим оркестром Шанхайской филармонии.

[Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.cnbrass.com/news/1414 (дата обращения - 11.09.2014)

111. Исполнение произведения «Плавающий фон» квартетом саксофонистов в Токио (^ЙШЙ — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bmmf.ccom.edu.cn/search info?id=452 (дата обращения - 21.05.2018)

112. Квартет Ли Гаояна (^^РВИЖШ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lgyjazz.com/band/ (дата обращения - 19.04.2018)

113. Китайский детский музыкальный конкурс «Маленький золотой колокольчик». [Электронный ресурс]. Режим доступа: (baidu.com) (дата обращения - 05.03.2022)

114. Китайский оркестр Тайбэя (^^Ь^^Ш) [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.tco.gov.taipei/News_Content.aspx?n=74672072C2940F6 5&s=24E472246905B4D3 (дата обращения - 11.09.2011)

115. Концерт для саксофона в Сычуаньской консерватории, посвященный 200-летию Адольфа Сакса

[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cnbrass.com/news/1355 (дата обращения - 12.06.2014)

116. Концерт Кенни Джи в турне по Китаю 2007 г. (Kenny G 2007ФШ

[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.cnbrass.com/news/219 (дата обращения - 28.02.2007)

117. Концерт саксофониста Цзян Ханьчао

[Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.cn010w.com/yydt/yydt_leirong.asp?news_id=36019 (дата

обращения - 20.03.2021)

118. Концертный репертуар Се Дэцзи

[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.sohu.com/a/340702837 294794/ (дата обращения - 13.09.2019)

119. Ли Маньлун [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://baike.baidu.com/item/%E6%9D%8E%E6%BB%A1%E9%BE%99/4991

487?fr=aladdin (дата обращения - 15.06.2016)

120. Ли Маньлун, Чжан У. Центральная консерватория КНР - тест по саксофону (любительский уровень) и VCD 1-9 уровни, Пекин: Народное музыкальное издательство,1997. 247 с. ЗШ «Ф^Ш^^л^Й

. itfc : 1997^. 247^.)

121. Ли Маньлун. Ежедневные упражнения на саксофоне. Пекин: Народное музыкальное издательство. 2009. 129 с. . i Ж : 2009. 129Ж.)

122. Ли Офань. Шанхайский модерн: новая городская культура в Китае 19301945 гг. [M]. Пекин: Издательство Пекинского университета, 2001. 368 с.

±:ЙВШ—--#^#№£1№ФШ930-1945 [M]. : ИЖХ ^Ж»±, 2001^. 368^.)

123. Ли Сыюнь. Музыкальная интерпретация и обработка исполнения скрипичного произведения «Солнце на Ташкургане» // Голос Желтой реки. 2020(19). 20-21 с. ($&Й.

2020^(19)$. 20-2Ш.)

124. Ли Фанцзюнь. Развитие музыкальной индустрии Китая в первой половине 20-го века // Журнал для студентов высших учебных заведений в области социальных и гуманитарных наук, 4 (2011): 15-16 с. "20Ш

£15-16М.)

125. Ли Ханьтао. Исследование произведения для квартета саксофонов «Глаза, создающие солнечных птиц» // Тяньцзинь: журнал Тяньцзинской консерватории. 2017(1). 119-128 с. ШЙАИ4 Ш» 2017^(1)$. 119-128М.)

126. Ли Цзити. Введение в анализ форм в китайской музыке. Пекин: Изд-во Центральной консерватории, 2004. 588 с. (^АШ.

ii» . : 2004. 588Ж. )

127. Ли Юйшэн - руководитель группы, приглашенной Университетом Южного Орегона (США), для участия в «2014 Siskiyou мастер-классе» в Айленде

[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cnbrass.com/news/1406 (дата обращения - 02.09.2014)

128. Ли Юйшэн, Ван Юймин. Исполнение гамм на саксофоне. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство. 2013. 76 с.

ШШШШ» . : 2013. 80Ж)

129. Ли Юйшэн. Воспоминания о моем наставнике П.

^^Ш^Й) [Электронный ресурс]. Режим

доступа:https://www.cnbrass.com/knowlege/896 (дата обращения -17.02.2008)

130. Ло Цинь. Социальное и культурное значение танцевальных залов Шанхая, поп-музыки и джаза в 1930-е годы // Исследование искусства. 2009(4). 60-69 с. (&Ш. -20 Щ

£ 30

2009^(4)$. 60-69Ж.)

131. Лу Тинцюань. Адаптация техники игры к музыки модального склада. Пекин: Издательство Синьхуа. 2009. 98 с. Ш^^^Ф Й^ШМЙ ¿5» . t® : 2009. 98Ж. )

132. Лу Тинцюань. Видеокурс «Обучение шедеврам джазовой саксофонной импровизации». Пекин: Пекинское универсальное аудио- и видео издательство. 2003. . t® :

2003)

133. Лу Тинцюань. Видеокурс (есть бумажная пособия). Введение в саксофонную импровизацию. Пекин: Изд-во Центральной консерватории. 2002. 28 с. . t® : Ф^Я^ШМ

173

2002. 28^. )

134. Лу Тинцюань. Курс джазовой импровизации на саксофоне. Пекин: Издательство Пекинского спортивного университета. 1998. 150 с.

. ЛЖ : 1998. 150Ж. )

135. Лу Цзиюн. Джазовая музыка в Циндао в 1920-х годах. (^ШШ. ifë^H^

[Электронный ресурс]. URL:

http://news.bandao.cn/news html/201107/20110720/news 20110720 1459971. shtml (дата обращения: 20.07.2011)

136. Лю Сюэцин. Лю Синьсинь. История европейской музыки в Харбине. Пекин: Народная музыка, 2002. - 403 с. (XJ^j.

ЛЖ : 2002^. 403^.)

137. Маймайти Айли Абудукэлиму. О стиле и исполнении скрипичного соло «Солнце на Ташкургане» // Северная музыка, 2015 (19). 29-30 с. (AAfê^

Ш. 2015^(19)$. 29-30^.)

138. Мастер китайского джаза Лю Юань рассказывает о Цуй Цзянь ("ФШМ

[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yule.sohu.com/20060817/n244857093_1.shtml (дата обращения -17.08.2006)

139. Международная серия концертов джазового мастер-класса в Шанхайской консерватории в 2007 году.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cnbrass.com/news/272 (дата обращения - 26.08.2007)

140. Международный джазовый мастер-класс в Шанхайской консерватории в 2007 году

[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.sohu.com/a/340702837 294794/ (дата обращения - 26.08.2007)

141. Международный мастер-класс и Национальный обучающий семинар по

саксофону в Шанхайской консерватории в 2016 году

[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cnbrass.com/news/1671 (дата обращения - 09.04.2016)

142. Ми Линь. Пекинский международный джазовый фестиваль-96 // Китайско-иностранный культурный обмен, 1996 (06). 64 с. ((96^Ь®

. ф^х^ьйй. 1996(06). 64Ж.)

143. Музыка. Классический саксофон и джазовый саксофон, 2018(133). 42 с. (MUZIK. & 2018^. NO. 133. 42Ж.)

144. Мэн Цзяньцзюнь. Импровизация - отличительная черта джазовой музыки: интервью с джазовым саксофонистом Лу Тинцюанем. Музыкальные инструменты, 2002(08). 96-97 с.

: 2002^(08)$. 96-97^.)

145. Народная газета: Бах, народные песни и постмодерн (АКВ Ш: ЕЕй ^ Ш^^^Ш^) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://opinion.people.com.en/n/2014/0926/c1003-25741974.html (дата обращения - 26.09.2014)

146. Ночь рапсодии: (Тань Дунь) и SSO (M^fö : WM^SSO) [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.sohu.com/a/225571336_99893257 (дата обращения -15.03.2018)

147. Общий национальный учебник Китайской консерватории по тестированию на уровень социального искусства: саксофон (ФШ^^^Ц

[Электронный ресурс]. Режим доступа: : SgS

Щ (baidu.com) (дата обращения - 03.06.2019)

148. Пекинский молодёжный сольный международный конкурс исполнителей на духовых инструментах (группа деревянных духовых инструментов) в 2009 году. (2009

ЬЬ^^ММ) [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.cnbrass.com/hardware/412 (дата обращения - 12.12.2008)

149. Пекинский фестиваль современной музыки (^ЖШ^^^^) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bmmf.ccom.edu.cn/search info?id= 121 (дата обращения - 21.05.2018)

150. Первая премия Ли Ханьтао в конкурсе «12-й Открытый музыкальный конкурс США» в 2012 году

tb^M^^i) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cnbrass.com/news/654 (дата обращения - 13.03.2012)

151. Первая премия Ли Ханьтао в Международном музыкальном конкурсе (США) в 2019

[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xw.qq.com/cmsid/20191228A0BDVF00 (дата обращения - 13.03.2012)

152. Первый концерт для саксофона в Китае.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cnbrass.com/news/1237 (дата обращения - 29.12.2013)

153. Первый национальный конкурс молодежных духовых инструментов «Китайская духовая музыка».

ММ) [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.cnbrass.com/news/686 (дата обращения - 21.05.2012)

154. Победа квартета «Медуза» в конкурсе «Голос Китая» в 2014 году (^Й

[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cnbrass.com/news/1467 (дата обращения - 12.12.2014)

155. Произведение Хуан Аньлуня «Китайская рапсодия №3» op.46

«ФЩШЙ^Н^» op.46) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.windtune.com/topic?t=57dd372a3a8da (дата обращения - 27.01.2017)

156. Пэй Жухэ. Цзинь Хуайцзу и китайский джаз ХХ века. Магистерская диссертация. Академия художеств Цзилинь, Цзилинь: 2019. 50 с.

2019^. 50Ж.)

157. Пэн Сюэли. Об исторической эволюции джазовой музыки и современном состоянии ее развития в моей стране // Чифэн: Журнал Чифэн, 2010(8), 147-149 с.

: 2010^(8)$. 147-149М.)

158. Пятнадцатый сольный духовой конкурс Центральной консерватории в 2018 году.

[Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.ccom.edu.cn/xwyhd/xsid/2018s/201807/t20180725 49490.html (дата обращения - 25.07.2018)

159. Руководство по подаче заявления на тестирование по саксофону 2021 года. (2021 ^^^ЛЛ^^Ш^Ш^) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.artexamcn.com (дата обращения - 27.11.2019)

160. Саксофонист Ли Юйшэн (^^ЛЛ^^^Ж [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.yamaha.com.cn/minisite/artist/saxophone/liyusheng.html (дата обращения - 29.11.2021)

161. Се Цзиньци. Видеокурс (есть бумажное пособие) Начальный этап

освоения саксофона. Пекин: Издательство Концентрик. 2009. 269 с. (ШЖ

Ш. ЖЖ : 2009. 269^. )

162. Се Цзиньци. Основные приемы игры на саксофоне. Пекин: Издательство Китайского университета народного. 2001. 492 с. (ШЖЙ.

Ш . ЖЖ : 2001. 492^. )

163. Се Цзиньци. Учебное пособие для подготовки к тестированию

саксофонистов. Шанхай: Издательство Шанхайской музыкальной. 2021.

420 с. «ФЩ^Ш^ЖШМ» .

2021. 420^. )

164. Серии академических мероприятий, посвященных 200-летию со дня рождения Адольфа Сакса (ШПЯ^Ш^^Я^&Ш^-^Ш

[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cnbrass.com/news/1366 (дата обращения - 10.07.2014)

165. Стивен Малик. Разминка на саксофоне. Чэнду: Издательство Сычуаньского университета. 2016. 80 с. (Ш^^.МЙ.

3» . : ШПЖ^Ж»±. 2016. 80Ж.)

166. Структура кафедры современных инструментов Сычуаньской консерватории. (ШПШЯ^И Ш^^ЯЖ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sccm.cn/jx xdqyx/Пst-772.html (дата обращения - 29.03.2021)

167. Структура Оркестрового факультета Центральной консерватории. (Ф^ ШЯ^И ^^Ж) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ccom.edu.cn/jxyx/ахх/ (дата обращения - 03.16.2022)

168. Сунь Бо. Исследование «национализации» саксофона: магистерский реферат по искусствоведению. Северо-Западный педагогический университет, 2014. 27 с. . ,

ШЬМА^. 2014^. 27Ж.)

169. Сюй Ян. Анализ «Китайской рапсодии № 3» ОР.46 для саксофона Хуан Аньлуня. Магистерская диссертация. Университет Шаньдун, 2012. 44 с. (^

И. «ФЩ^М^Н^» ОР. 46. ШЯ

ШЖА^. 2012^. 44Ж.)

170. Сюн Юэчжи. Ма Сюэцян. Иностранцы в Шанхае. 1942-1949. Шанхай: Изд-во старинной литературы Шанмэй, 2003. 322 с. ((^

&М^ЭЛ1942-1949) , ±Ш : 2003^. 322^.)

171. Тан Цзэчжэн. Размышления о системе тестирования по саксофону учащихся начальной и средней школы // Северная музыка. 2020. № 22. С. 97-99. 2020^ 11(22)$. 97-99^.)

172. Третий международный конкурс саксофонных квартетов "Yamaha Cup" в Чэнду в 2017 году.

^^Т) [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.cnbrass.com/news/1932 (дата обращения - 22.12.2017)

173. Третий Международный конкурс саксофонных квартетов "Yamaha Cup".

[Электронный

ресурс]. Режим доступа: https://www.cnbrass.com/news/1869 (дата обращения - 12.05.2017)

174. Третье место Чжана Айвэня на Международном конкурсе саксофонистов имени Жан Мари Лондекс в Ланди в 2017 году.

^^ЛЛА^ЩН^) [Электронный ресурс]. Режим

доступа:https://www.sohu.com/a/160056479_294794 (дата обращения -26.07.2017)

175. Тринадцатый конкурс камерной музыки для духовых инструментов в Центральной консерватории в 2015 году.

ЖЙ^ИМШЬ^^ММ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cnbrass.com/news/1524 (дата обращения - 12.04.2015)

176. Турне саксофониста Цзян Ханьчао по Китаю, 2013 г. (Ш&^Л^^ЛЛМ ШШ ^ХЙ 2013ФШЖ/Й) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cityticket.cn/6270 (дата обращения - 13.07.2013)

177. Турне современного лирического джазового саксофониста Дэйв Коза по Китаю [Электронный

ресурс]. Режим доступа: https://www.cnbrass.com/news/1526 (дата

179

обращения - 20.04.2015)

178. Фестиваль саксофонного искусства Шанхайской консерватории 2019 г.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sohu.cOm/a/329457367 294794 (дата обращения -26.07.2019)

179. Фэн Вэньцы. История музыкального обмена между Китаем и зарубежными странами // Хунань: Хунань Образовательная Пресса, 1998. 389 с. аадй, «Ф^ШЯ^ША» // : 1998^. 389

И.)

180. Фэн Чжэнгуань. Исследование текущей ситуации с преподаванием саксофона в классических университетах. Северная музыка, 2016 (10) -176 с. (ЯШй. »жйй^йж^й^эддейя. ЯЯШЯ. 2016^(10)$. 176

И.)

181. Хань Гохуан. Предварительное исследование китайской современной военной музыки. Музыкальное искусство, 1981 (3): 3-12 с. (^ЩЩ, ФШШ

ШЯ2*, 1981^(3$) : 3-12И.)

182. Хань Гохуань. Первые духовые и струнные оркестры Китая - Пекинский оркестр Харда // Музыкальное исследование. 1990. Вып. 2. С. 43-53. (^Щ

Щ.ФШЖ-^ЙЯА-^жИШЯА, «ШЯ^» . 1990^02$. 43-

53И.)

183. Ху Бинь. Переплетающиеся материалы, линейные структуры и разнообразные культуры — Ян Сяочжун и его «Плавающий фон» . популярная литература. 2011(21). 154 с. (Ш^, ^ЯЯЙЙША ШАШп

-Ш^ЙШЙ» . 2011^(21)

$. 154И.)

184. Хэ Яньпин. Сравнение британского королевского музыкального теста (ABRSM) и китайского музыкального теста // Северная литература. 2018. № 008. С. 96-97. (МГЬЖ «^ШЯ^^ФЩ^Я^ЬШ» .

2018^№ 008$. 96-97И. )

185. Цай Лянюй. Лян Маочунь. Критика западной музыки во время «культурной революции» // Журнал Уханьской консерватории. 2007. № 3. 69-79 с. ШШШ. В^МШ^^МШ // ШХ^^^ Ш. 2007^. №3. 69-79И.)

186. Цзинь Ганлай. Переписка и статьи о джазовой музыке в Ухане // Журнал Уханьской консерватории, 2005(04). 132-136 с.

ШХ : ШХ^^Ш. 2005^(04)$. 132-136И.)

187. Цзя Дацюнь. Выражение и мысли Лян Лэя // Пекин: Изд-во Центральная консерватория, 2019. № 3. 46-51 с. «ШШ^'ШЙ"

»: ФАШ^^Ш, 2019^№ 3$. 46-51И.)

188. Цюй Мэнсюэ. Исследование произведений для саксофона в стиле китайской народной музыки: специальность «Музыковедение»: магистерская диссертация / Тяньцзиньский педагогический университет, Тяньцзинь. 2017. 87 с. (Щ^Ш. «ФШ^^М^^ЛЛ^М

Я»: / 2017^. 87И.)

189. Цянь Тун. Возникновение и распространение джаза в Шанхае в начале 20 века //Литературно-художественный спор, 2015(03). 196-200 с. 20

// 03/2015. 196-200И.)

190. Цянь Тун. Развитие джаза — Изучение взаимосвязи местного джаза и городской культуры // Северо-Восточный педагогический университет, докторская диссертация. 2016. 125 с. (^Ш. —

// ЖЖМА^, 2016^. 125

И.)

191. Чжан Инхао. Размышления о социальном любительском музыкальном тесте на уровень: реферат магистра музыковедения. Нанкинский университет, 2007. 31 с. .

Шж^Ж 2007^. 31И.)

192. Чжан Мин, Ван Яньхун. Интервью с известным саксофонистом и педагогом Лу Тинцюанем // Музыкальные инструменты. 2006(07). 34-36 ^

(Ш, -«Я

Ж» 2006^07$. 34-36И.)

193. Чжан Сяолу [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/ШЙ'$#/5882155?fr=aladdm (дата обращения -24.07.2021)

194. Чжан Сяолу. Книга джазового саксофонного исполнительства. Шанхай: Шанхайская консерватория издательство. 2015. 190 с.

»Ш#ШМ» . 2015. 190И. )

195. Чжан Сяолу. Сборник заданий для тестирования по саксофону: уровни 1-10. Шанхай: Изд-во Шанхайской консерватории, 2013. 271 с.

«^ЙЖв^МШ-ЮЩ . ±Ж : ±ЖШЯЖЖМ±, 2013^. 271

И.)

196. Чжэн Цзюсинь. История развития современного саксофона в городе Чанчуне: магистерский реферат по музыковедению. Академия художеств Цзилинь, Цзилинь. 2012. 27 с. (^АЯА ШЯ

^АМА^А / 2012^. 27И.)

197. Чжэн Ци. Изучение западной инструментальной музыки в период «культурной революции» в городе Тяньцзинь: магистерский реферат. Тяньцзинь: Тяньцзиньская консерватория, 2019. 66 с. (^^."^^"В^^А^

: : 2019^. 66

И.)

198. Чэнь Гуаншэн. глиссандо на национальных духовых инструментах // создание музыки. - 2015. - № 01. - С. 188-190.

ШЯЙЖ 2015(01). 188-190И. )

199. Чэнь Иган. История китайской военной музыки. Пекин: Издательство

Освободительной армии, 2015. 403 с. (!М1 «ФШ^ЯА» ШШ

182

2015^. 403^.)

200. Чэнь Хундо. Сяосян: комментарий к альт-саксофону и оркестру // Изд-во Музыкальные исследования, 2016. №5. 63-74с. —ЙЙШЛЙЛЙ

^Ф^Ш-^&тМ^Ш» : Ш^Я, 2016^

№5$. 63-74^.)

201. Чэнь Чэнь. Исследование адаптации джаза в Шанхае. Магистерская диссертация. Шанхайский педагогический университет. Шанхай: 2005. 76 с. (Ш. 2005

76Ж.)

202. Ян Сяочжун. Произведение «Плавающий фон» на фестивале Международного общества современной музыки ISCM (International Society Contemporary Music) Ш^Шй» Ай

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sccm.cn/ix zqx/show-285.html (дата обращения - 01.05.2012)

203. Японский мастер саксофона Нобуя Сугава 2019 Гастроли в Китае ( В^

[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cnbrass.com/news/2111 (дата обращения -20.08.2019)

204. Японский саксофонист Нобуя Сугава: азиатский тур и мастер-класс (В

[Электронный

ресурс]. Режим доступа: https://www.cnbrass.com/news/43 (дата обращения - 17.03.2003)

На английском языке

205. 2016 1st Prize Classical Saxophone: Aiwen Zhang [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://veacompetition.com/past-winners/2016-prize-winners/2016-1 st-prize-classical-saxophone-aiwen-zhang (дата обращения -26.10.2022)

206. ABRSM woodwind grades: requirements and information [Электронный

ресурс]. Режим доступа: https://gb.abrsm.org/media/62989/sax - all grades (дата обращения - 03.09.2018)

207. Aiwen Zhang (China) - Nuée Ardente by Vincent David (Dinant 2019) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=vZ7pDv6Zy7Y (дата обращения -20.11.2019)

208. Ali Ben Sou Alle. Shanghai Redowa Waltz for soprano saxophone and piano [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.musicaneo.com/ru/sheetmusic/sm-

327415 shanghai redowa waltz for soprano saxophone and piano.html (дата обращения - 09.03.2018)

209. Ali-Ben-Sou-Alle // North China Daily News. September 20, 1856

210. Before the Camera This Week // North China Daily News. April 9, 1933, Easter Greetings edition.

211. CD781 — Kenneth Tse, Saxophone, with the Mi-Bémol Saxophone Ensemble [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kenneth-tse.com/discography/kenneth-tse-with-the-mibmol-saxophone-ensemble (дата обращения - 06.28.2022)

212. Chen Yi [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.presser.com/chen-yi (дата обращения - 25.01.2022)

213. Chen Yi Monologue [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.presser.com/114-41561-monologue.html (дата обращения -25.01.2022)

214. Claude Delangle [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sax-delangle.com (дата обращения - 03.09.2012)

215. Crystal Records CD359 Stellar Saxes Kenneth Tse and Nobuya Sugawa, saxophones Kazuo Murakami, piano [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kenneth-tse.com/discography/stellar-saxes (дата обращения -26.10.2022)

216. Dr. Xin Gao [Электронный ресурс]. Режим доступа:

184

https://www.truman.edu/faculty-staff/xingao (дата обращения - 26.10.2022)

217. Eugene Rousseau [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Eugene Rousseau (saxophonist) (дата обращения - 25.07.2022)

218. Fandetti Michael. French and American Saxophone Music: Teachers, Disciples, and the Significance of Paris. Masters Thesis. California State University, Northridge. 2015. 21 p.

219. For Sale - Miscellaneous // North China Daily News. October 22, 1924.

220. Gao Xin. D.M.A. Project China: A Resource of Contemporary Saxophone Music Written by Chinese-born Composers. (2016) Directed by Dr. Steven Stusek. 122 p.

221. Gaulke Uli. As Time Goes By in Shanghai. 2013.

222. Gugel Christopher. Analysis of a recital: a report on four saxophone works by Paul-Agricole Genin, Fernande Decruck, Ida Gotkovsky, and Luciano Berio inspired by four important saxophone figures: Adolphe Sax, Marcel Mule, Daniel Deffayet, and Claude Delangle. Master of Music. Kansas State University. 2014. 38 p.

223. Ingham R. The Cambridge Companion to the Saxophone. Cambridge - N. Y.: Cambridge University Press, 1998. 226 p.

224. Jiang Hanchao [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.zagrebsaxcongress.com/index.php/participants/artists/item/820-duo-jiang-molano (дата обращения - 14.07.2018)

225. Judge Not, That Ye Be Not Judged // North China Daily News July 19, 1937.

226. Kenneth Tse [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Kenneth_Tse (дата обращения - 05.12.2021)

227. Kenneth Tse [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://music.uiowa.edu/people/kenneth-tse (дата обращения - 20.10.2021)

228. La Ronde des Lutins Op. 25 (Kenneth Tse and Hong Kong Festival Winds) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=-L4mx7Fqle8 (дата обращения - 23.08.2017)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.