Язык и метод феноменологии: О. Финк и рецепция его идей: М. Мерло-Понти, Ж. Деррида тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Шестова, Евгения Александровна

  • Шестова, Евгения Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 174
Шестова, Евгения Александровна. Язык и метод феноменологии: О. Финк и рецепция его идей: М. Мерло-Понти, Ж. Деррида: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2017. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шестова, Евгения Александровна

Введение

Глава 1. Специфика феноменологического метода в трактовке О. Финка

1.1 Экзистенциальные аспекты редукции и философское удивление в работах Финка

1.1.1 Редукция = удивление?

1.1.2 Мотивация к редукции и удивление

1.1.3 Характеристика философского удивления

1.1.4 Феноменологическая редукция как развитие удивления

1.2 Феноменология как наука. Экзистенциальные задачи феноменологического выражения

1.2.1 «Научность»: традиция и ответственность

1.2.2 Экзистенциальный потенциал языка

Глава 2. Финковская концепция языка феноменологии. Дескрипция и спекуляция

2.1 Дескриптивное описание и его недостаточность

2.1.1 Что такое дескрипция? Дескрипция у Гуссерля и Финка

2.1.2 Что такое спекуляция?

2.2 Спекулятивное рассуждение. Феноменология неданного

2.2.1 Что такое «трансцендентальная видимость»? Трансцендентальная видимость как иллюзия

2.2.2 Трансцендентальная видимость как явление неданного

2.2.3 Спекуляция как набросок и сохранение проблемного

измерения

2.2.4 Спекулятивная трансформация языка

Глава 3. Проблема языка феноменологии у М. Мерло-Понти и Ж. Деррида

3.1 Морис Мерло-Понти. Феноменология в языковой среде

3.1.1 Роль языка в феноменологической деятельности

3.1.2 Практика феноменологии и редукция

3.1.3. Связь редукции и дескрипции

3.2 Жак Деррида. Язык как поле самостановления смысла

3.2.1 Идеация в трактовке Деррида. Идеальные сущности и Идея как принцип

3.2.2 Идея и Абсолют у Финка и Деррида. Сходство концепций

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Язык и метод феноменологии: О. Финк и рецепция его идей: М. Мерло-Понти, Ж. Деррида»

Введение

Актуальность темы исследования

Проблема языка — одна из ключевых философских проблем XX века. Размышление о сущности языка, его способе функционирования, о связи слова и смысла находится в центре внимания как аналитической традиции, так и феноменологии и герменевтики, структурализма и постструктурализма.

Тем не менее постановка и рассмотрение проблем, связанных с функционированием языка, как правило, не приводит к осмыслению того, что и сама философская работа ведется и выражается посредством языка: философия существует как высказанная, и высказанная в языке. И если одно из ключевых действий философии — это осмысление собственных начал, то оно обязательно должно включать в себя осмысление языка философии. При этом философский язык представляет собой одну из предельных ситуаций функционирования языка, в которой обнажаются его механизмы. Его изучение вносит вклад в понимание структуры и работы языка в целом и значимо не только в философской, но и в общекультурной перспективе.

Сам основоположник феноменологии оценивает роль языка в философской работе неоднозначно. С одной стороны, Гуссерль уже в «Логических исследованиях» называет феноменологию дескриптивной наукой, и, соответственно, вопрос о функционировании языка становится неизбежным. И Гуссерль посвящает заметную часть книги именно анализу структуры и функционирования языкового знака. С другой стороны, начиная с этого сочинения и до самых последних работ Гуссерль, по сути, рассматривает язык как нечто сугубо внешнее по отношению к смыслу. Это понимание языка можно назвать инструментальным — в своем анализе Гуссерль стремится исследовать язык с заранее заданной целью: полностью подчинить его идее «чистой науки» и отграничить язык теории от языка

естественного. Он должен сделаться подходящим инструментом выражения, не вносящим никаких искажений. Роль языка в феноменологической работе, считает Гуссерль, должна быть минимальной и в целом сводиться к «чистому выражению»1.

Однако уже ближайшие ученики Гуссерля, М. Хайдеггер и О. Финк, подходят к рассмотрению языка совсем иначе: они исходят из данности языка, из того, что язык уже тем или иным образом определяет мышление и познание, в том числе и философское. Хайдеггер идет по пути онтологизации языка и развивает собственное философское учение. Финк же хочет поставить вопрос о языке как проблему, оставаясь в границах гуссерлевской феноменологии. В то время как хайдеггеровская концепция языка сразу же вызвала всеобщий интерес и неоднократно становилась предметом исследования, проблема языка феноменологии, поставленная Финком, практически не привлекла внимания исследователей. Помимо прочего, это связано с тем, что в статьях и докладах Финка она не выходит на первый план (кроме доклада «Оперативные понятия феноменологии Э. Гуссерля»), а VI Картезианская медитация была опубликована только в 1988 году. Теперь, когда к этому тексту прибавилось несколько томов собрания сочинений Финка, содержащих его рабочие записи, мы можем увидеть, что проблема языка занимала весьма значительное место в мыслях Финка и теснейшим образом связана с его пониманием феноменологического метода. Поэтому рассмотрение проблемы языка феноменологии требует внимательно исследовать специфику финковской феноменологической концепции.

Прежде всего, необходимо отметить, что позиция Финка — это позиция внутри феноменологической традиции: он видит себя не начинателем новой философии, а продолжателем. Поэтому его подход к проблеме языка определяет не только задача выражения и фиксации

1 Понимание стоящих перед языком задач в «Начале геометрии» существенно расширяется, но идеал языка, заданный в «Логических исследованиях», остается неизменным.

результатов философской работы. Его исходная точка — вопрос о прочтении и понимании феноменологических текстов, о совместной феноменологической работе, об экзистенциальных и практических (а не только теоретико-познавательных) аспектах феноменологического метода. Он спрашивает, каким образом может и должна существовать феноменологическая традиция и каким образом может быть передан сам феноменологический метод. Задуматься над этим Финка заставляет именно столкновение с непониманием феноменологии; недаром его ранние статьи носят примечательные названия: «Феноменологическая философия Э. Гуссерля в современной критике» (где он объясняет, почему трактовка феноменологии кантианцами неверна и неперспективна), «Чего хочет феноменология Э. Гуссерля?».

Финк отправляется от этого, на первый взгляд, внешнего для философии обстоятельства непонимания, и перед ним раскрывается целый спектр вопросов, связанных с соотношением языка и смысла, языка и данности, феноменологического метода и феноменологической традиции

Своего рода «лингвистический поворот» в феноменологии, начатый Финком и Хайдеггером, наследуют и продолжают французские феноменологи. Вклад О. Финка в рецепцию гусссерлевской феноменологии во Франции, на наш взгляд, еще недостаточно учтен исследователями — между тем, это позволило бы углубить понимание истории феноменологического движения. Феноменология приходит во Францию не просто как феноменология Гуссерля и Хайдеггера; работы Гуссерля прочитываются во многом через оптику, заданную Финком. В работах М. Мерло-Понти и Ж. Деррида мы встречаем и явные отсылки к его работам, и — что, может быть, еще важнее — унаследованные от Финка проблемы феноменологического метода: вопрос о понимания редукции и (не)возможности полной редукции и его связь с трактовкой субъективности,

вопрос о роли языка в феноменологии, вопрос о специфике феноменологических понятий, о соотношении данности и выражения.

Через вопрос о языке в феноменологию входит проблема интерсубъективности и историчности философской работы, ее фактического осуществления внутри философского сообщества. Поэтому рассмотрение этой темы сочетает в себе теоретическое и историческое осмысление феноменологической традиции. Оно позволит комплексно изучить влияние немецкой феноменологии на французскую и те трансформации, которые испытала феноменология при переносе на французскую почву. В работе прослеживаются параллели между феноменологическими концепциями О. Финка и Ж. Деррида — отдельные фрагменты работ Финка, практически дословно совпадают с критикой, высказываемой Деррида. Смещение акцентов, задающее перспективу понимания, определяет разницу между 'вернейшим учеником Гуссерля' и 'провокатором и разрушителем феноменологии'.

Рассмотрение вопроса о языке, в том числе о языке философии, тем более необходимо, что его теоретико-познавательную значимость сложно отделить от практической. Исследование сложностей феноменологического выражения важно для каждого, работающего с философским текстом, будь то читатель, автор или переводчик (для которого вопрос верности понимания трансформируется в вопрос верности оригиналу). Этот вопрос особенно актуален в связи с расширением в последние десятилетия феноменологического движения в России, появлением оригинальных работ и переводов классических сочинений — в том числе и в перспективе становления русского языка феноменологии.

Степень разработанности проблемы

В диссертации мы, во-первых, рассматриваем проблему языка феноменологии в работах Финка в контексте трактовки феноменологической

редукции; во-вторых — прослеживаем, как идея принципиальной значимости языка в феноменологической работе преломляется у французских феноменологов (мы ограничимся рассмотрением концепций М. Мерло-Понти и Ж. Деррида). Степень разработанности разных аспектов проблемы при этом будет отличаться:

1) Уже в 40-50-е годы работы О. Финка привлекли внимание исследователей — однако те видели в нем в первую очередь ассистента и комментатора Гуссерля. Соответственно, статьи Финка используются, чтобы прояснить неясности в текстах Гуссерля: так читают работы Финка, например, Г. Берже (1941)2 и П. Рикер (1950)3.

После публикации VI Картезианской медитации в 1988 году, в начале 2000-х вышло несколько монографий, посвященных собственно феноменологии Финка (в первую очередь комментированию VI Медитации): книги Ги ван Керкхофена «Обмирщение и индивидуация у Э. Гуссерля и О. Финка» (2003)4 и С. Люфта «Феноменология феноменологии» (2003)5, а следом подробнейший и фундаментальный труд Р. Бружины «Э. Гуссерль и О. Финк: истоки и цели феноменологии. 1928-1938» (2004)6, широко использующий архивные материалы. Все эти работы выявляют специфику феноменологической концепции Финка, сопоставляя ее с феноменологией Гуссерля.

Кроме того, начиная с 80-х годов прошли несколько симпозиумов,

п

посвященных О. Финку. Материалы симпозиума 1985 года во Фрайбурге носят в основном мемориально-биографический характер; материалы

2 Berger G. Le cogito dans la philosophie de Husserl. Paris, 1941.

3 Ricoeur P. Introduction à Ideen I de E. Husserl par le traducteur// Husserl E. Idées directrices pour une phénoménologie. Paris, 1950. P. XI-XXIX. Перевод Рикер П. Введение к «Идеям I» Э. Гуссерля/ Пер. Т. Любимовой// Феноменология искусства. М., 1996. С. 218-240.

4 van Kerckhoven G. Mundanisierung und Individuation bei E.Husserl und E.Fink. Die VI. Kartesianische Meditation und ihr "Einsatz". Wuerzburg, 2003.

5 Luft S. Phaenomenologie der Phaenomenologie. Dordrecht, 2003.

6 Bruzina R. Edmund Husserl and Eugen Fink: beginnings and ends in phenomenology, 1928-1938. Yale University, 2004.

7 Eugen-Fink-Symposion. Pädagogische Hochshule Freiburg, 1985. Freiburg, 1987.

о

коллоквиума в Серизи-ла-Салль 1994 года скорее исследовательские. В номере «Internationale Zeitschrift für Philosophie» за 1998 год опубликованы доклады пражской конференции 1997 года о наследии О. Финка и Я. Паточки9. В основном послевоенным работам Финка и его «космологии» посвящены тематические номера серий «Orbis Phenomenologicus» (2006)10 и «Phänomenologie. Texte und Kontexte» (2011)11. Можно сказать, что в целом феноменологическая концепция О. Финка в западной литературе исследована достаточно подробно.

В последние годы возрос интерес к наследию Финка и в России. Статьи начала 2000-х годов, посвящены в основном позднему периоду творчества Финка и не затрагивают проблематику нашей диссертации (отметим разве

w -уу

что статью Д. Ионкуса , которая рассматривает феноменологию Финка как

13

наследующую и Гуссерлю, и Хайдеггеру) .

Исследование феноменологических сочинений Финка началось с перевода А. А. Шиян статьи Финка «Оперативные понятия феноменологии Гуссерля» (2008)14, а также с переводной статьи Ю. Икеда15 и статей А. А. Шиян16, сопоставляющих концепции Финка и Гуссерля.

8 Actes du Colloque de Cerisy-la-Salle, 23-30 juillet, 1994/ organisé et édité par N. Depraz et M. Richir. Amsterdam/ Atlanta, GA, 1997.

9 Das Phänomen als philosophisches Problem. Grenzgänge mit Jan Patocka und Eugen Fink. 6-11 April 1997. Patocka-Archiv am Centre for Theoretical Study, Karls-Universität Prag und der Prager Akademie der Wissenschaften// Internationale Zeitschrift für Philosophie, №1, 1998.

10 Eugen Fink : Sozialphilosophie - Anthropologie - Kosmologie - Pädagogik - Methodik. Zum 100. Geburtstag von Eugen Fink/ ed. by Anselm Böhmer. Würzburg, 2006.

11 Welt denken. Annäherungen an die Kosmologie E. Finks/ Hg. von C. Nielsen, H. R. Sepp. Freiburg, 2011.

12 Йонкус Д. Проблема мира в феноменологии Э. Финка// Топос №2 (9), 2004. С. 51-61.

13 О работах, вышедших до 2006 года, см. также в обзоре Т. В. Щитцовой, опубликованном в юбилейном сборнике к столетию со дня рождения О. Финка: Shchyttsova T. Russischer Sprachraum// Eugen Fink : Sozialphilosophie - Anthropologie - Kosmologie - Pädagogik - Methodik. Zum 100. Geburtstag von Eugen Fink/ ed. by Anselm Böhmer. Würzburg, 2006. P. 335-337.

14 Финк О. Оперативные понятия феноменологии Гуссерля/ пер. А. А. Шиян// Ежегодник по феноменологической философии РГГУ (I). М., 2008. С. 361-380.

15 См. Икеда Ю. «Трансцендентальное учение о методе» в «VI Картезианской медитации» Ойгена Финка как «меоническая» критика трансцендентальной феноменологии Гуссерля/ пер. А.А. Шиян// До^а/Докса, вып. 14, 2009. С.395-403.

16 Шиян А. А. Трактовка Ойгеном Финком трансцендентальной феноменологии Эдмунда Гуссерля// До^а/Докса, вып. 14, 2009. С.231-241; Шиян А.А. Феноменология Гуссерля в свете критики Ойгена Финка и современных дискуссий// Топос. Философско-культурологический журнал № 2-3 (22), 2009. С. 118-130.

1 7

В работах (2012, 2013) А. В. Ямпольской затрагивается финковская концепция мотивации и самопредпосылания редукции.

Знаменательным событием стал выход в начале 2016 года

18

посвященного О. Финку номера журнала «Логос»18, который подводит итог годовой работы семинара Центра феноменологической философии РГГУ. Помимо переводов, в номере опубликована дискуссия о фрагменте «Элементы критики Гуссерля». Для нашей темы особенный интерес представляют реплики Г. И. Чернавина, А. В. Ямпольской, М. Маяцкого.

2) Непосредственно проблему языка феноменологии у О. Финка подробнее всего исследует в упомянутой монографии Р. Бружина: опираясь прежде всего на рабочие записи Финка 30-х годов, он пишет об онтологических импликациях языка и о том, что Финк понимает под спекуляцией, — прослеживая как отсылки к Хайдеггеру, так и гегельянские мотивы. Бружина ограничивается рассмотрением довоенного периода творчества Финка.

С. Люфт, Ги ван Керкхофен, а также и Ашраф Нур в статье «Вопрос о языке в VI Картезианской медитации» (1997)19 исследуют взгляды Финка на язык на материале только VI Картезианской медитации. В этих работах изложение носит в основном комментирующий характер, вопрос о языке рассматривается преимущественно в рамках проблематики «обмирщения» феноменологии.

Из работ, которые затрагивают тему спекулятивного рассуждения и спекулятивного наброска, мы можем, кроме книги Бружины, отметить только

17 Ямпольская А. В. Феноменологическая редукция как философская конверсия// Вопросы философии. 2012. №9. С. 157-166; Ямпольская А. В. Феноменология в Германии и Франции: проблемы метода. М, 2013.

18 Логос, Т. 26, №1, 2016.

19 Noor A. La question du langage dans la VI méditation cartésienne// Eugen Fink: actes du Colloque de Cerisy-la-salle, 23-30 juillet 1994/ éd. par Natalie Depraz et Marc Richir. Amsterdam - Atlanta, 1997. P. 215-230.

короткую, но исключительно емкую статью Х. Р. Зеппа «Медиальность и

20

меонтика. Спекулятивный набросок О. Финка» (1998) .

В отечественной исследовательской литературе финковская проблематика языка феноменологии осталась фактически нерассмотренной. Упоминания о концепции «трансцендентального языка» О. Финка мы встречаем в статье В. И. Молчанова «Трансцендентальный опыт и

трансцендентальная наивность в "Картезианских медитациях" Э. Гуссерля»

21

(2001) и в статье А. А. Шиян «Трактовка О. Финком трансцендентальной

22

феноменологии Э. Гуссерля» (2009)22, где намечена связь между идеей «трансцендентального языка» и более поздней идеей об «оперативных понятиях».

3) При анализе как феноменологической концепции О. Финка, так и подходов Мерло-Понти или Деррида, их обычно сравнивают с идеями Гуссерля. Вопрос же о влиянии идей Финка на французскую феноменологию исследован менее подробно.

Л -5 Л Л

В статье Р. Бружины (2002) , а также в статье Д. Морана (2007) и в опубликованной только в электронном виде (несколько вторичной, но ясной

25

и подробной) статье А. Л. Коли25 прослеживается связь и отмечается преемственность между идеями Финка и Мерло-Понти. В работах (2011,

20 Sepp H. R. Medialität und Meontik. Eugen Finks spekulativer Entwurf// Internationale Zeitschrift für Philosophie, №1,1998. S. 85-94.

21 Молчанов В.И. Трансцендентальный опыт и трансцендентальная наивность в "Картезианских медитациях" Э.Гуссерля// Гуссерль Э. Картезианские медитации/ пер. В.И.Молчанова. М., 2001. С. 200-224.

22 Шиян А.А. Трактовка Ойгеном Финком трансцендентальной феноменологии Эдмунда Гуссерля. До^а / Докса вып. 14, 2009. С.231-241.

23 Bruzina R. Eugen Fink and Maurice Merleau-Ponty: The Philosophical lineage in Phenomenology// Merleau-Ponty's reading of Husserl/ ed. by T. Toadvine and L. Embree. Springer Science+Business Media, 2002. Отметим, что даже эта статья опубликована в сборнике с названием «Мерло-Понти читает Гуссерля». P. 173-200.

24 Moran D. Fink's Speculative Phenomenology: Between Constitution and Transcendence// Research in Phenomenology №37, 2007. P. 3-31.

25 Coli A. L. Le problème de la foundation de la phénoménologie de Merleau-Ponty; ou comment Fink peut-il l'avoir influence [Электронный ресурс]. URL: http://www.academia.edu/4034867/ALColi_-_Merleau_Ponty_et_Eugen_Fink.

2014)26 Брайана Смита, напротив, делается попытка противопоставить эти две концепции, представив Финка создателем феноменологической системы в противовес Мерло-Понти, делающему акцент на социальных и экзистенциальных аспектах. Стефан Нобль, рассматривая концепцию языка у

27

Мерло-Понти (2004, 2014) , указывает на значительное влияние Финка.

Близость идей позднего Мерло-Понти и раннего Деррида анализирует в своей статье «Наследие гуссерлевского "Начала геометрии": пределы

Л о

феноменологии у Мерло-Понти и Деррида» (2002) Л. Лолор.

Отдельно отметим статьи японского исследователя Ю. Икеда, которые

29

прослеживают связь феноменологии Финка с философией Канта . Методология исследования

Наше сочинение носит по преимуществу историко-философский характер, с чем связан и выбор методологии.

Метод историко-философской реконструкции использовался для систематического воссоздания проблематики философского языка О. Финка в ее развитии от ранних работ до послевоенных статей.

Сравнительный анализ применялся для сопоставления разных аспектов феноменологической концепции О. Финка с концепциями Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти и Ж. Деррида, а также с немецкой классической философией.

26 Smyth Br. A. The Meontic and the Militant: On Merleau-Ponty's Relation to Fink// International Journal of Philosophical Studies. Vol. 19, 2011. Issue 5. P. 669-699. Smyth Br. A. Merleau-Ponty's existential Phenomenology and the Realization of Philosophy. London, New Deli, New York, Sidney: Bloomsbery, 2014.

27 Noble St. A. Entre le silence des choses et la parole philosophique. Merleau-Ponty, Fink et les paradoxes du langage// Merleau-Ponty between aesthethics and psychoanalysis. Chiasmi international. Nouvelle série, №6, 2004. P. 111-146. Noble St. A. Silence et langage. Genèse de la phénoménologie de Merleau-Ponty au seuil de l'ontologie Leiden/ Boston, 2014.

28 Lawlor L. The Legacy of Husserl's "Ursprung der Geometrie": The Limits of Phenomenology in Merleau-Ponty and Derrida// Merleau-Ponty's reading of Husserl/ ed. by T. Toadvine and L. Embree. Springer Science+Business Media, 2002. P. 201-226.

29 Ikeda Y. Transzendentaler Schein und phänomenologische Ursprünglichkeit. Welterfahrung bei Husserl und Fink// Horizon, vol. 3 (1), 2014. P. 60-92. Ikeda Y. Eugen Finks Kant-Interpretation// Horizon, vol. 4 (2), 2015. P. 154-185.

Это позволило выявить специфику каждой из трактовок и проследить трансформацию идей Финка у его последователей.

Изучение изменений феноменологического метода потребовало как герменевтического исследования истории понятий (в их зависимости от контекста и взаимоопределении), так и по возможности феноменологической поверки опытом.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является проблема языка феноменологии.

Предметом исследования является роль языка в феноменологической работе и связь проблемы феноменологического языка с проблемой феноменологической редукции в сочинениях О. Финка и испытавших его влияние французских философов — М. Мерло-Понти и Ж. Деррида.

Цели и задачи исследования

Основная цель диссертационного исследования — реконструировать постановку проблемы феноменологического языка в работах О. Финка и ее связь с проблемой феноменологической редукции. Кроме того, работа призвана продемонстрировать значимость финковской концепции языка феноменологии для французских феноменологов.

Для достижения этой цели в диссертации ставятся следующие задачи:

1) выявить специфику трактовки О. Финком феноменологической редукции и его понимание задач феноменологии;

2) проанализировать, как О. Финк видит функционирование языка и его роль в феноменологической деятельности;

3) рассмотреть, почему такой способ выражения, как феноменологическая дескрипция, по мнению Финка, недостаточен для задач феноменологии;

4) раскрыть необходимость спекулятивного рассуждения в феноменологии и исследовать отличительные черты этого способа выражения;

5) проследить развитие идей О. Финка в феноменологических концепциях М. Мерло-Понти и Ж. Деррида и описать, как французские феноменологи видят роль языка в феноменологической работе.

Обзор первоисточников

Основными источниками диссертации являются работы О. Финка на немецком языке. В своей работе мы ограничиваемся кругом его феноменологических сочинений. Прежде всего, это VI Картезианская медитация, написанная О. Финком в 1932 году, но опубликованная только в

30

1988 году как том II документов Гуссерлианы . Кроме нее сюда входят два сборника статей: сборник довоенных статей, посвященных главным образом истолкованию гуссерлевской феноменологии, «Феноменологические исследования. 1930-1939» [Studien zur Phänomenologie. 1930-1939] (опубл. в 1966 году); и «Близость и дистанция» [Nähe und Distanz] (опубл. в 1976

31

году)31, статьи в котором представляют скорее критическое переосмысление и проблематизацию феноменологических концепций Гуссерля и Хайдеггера. Также мы обращаемся к книге Финка «Введение в философию» [Einleitung in die Philosophie] (1985): это материалы лекционного курса 1946 года. Наконец, в работе широко используются рабочие материалы и записи О. Финка: недавно опубликованные в рамках собрания сочинений О. Финка два тома под общим названием «Феноменологическая мастерская» [Phänomenologische Werkstatt] (том 3.1 — 2006 год, том 3.2 — 2008 год) и вышедший в русском переводе фрагмент «Элементы критики Гуссерля» [Elemente einer Husserl-

30 Том вышел в двух частях; первая — текст VI Картезианской медитации с комментариями и замечаниями Э. Гуссерля, вторая — подготовительные и рабочие материалы, черновики «Системы феноменологической философии», а также заметки Финка по редактированию текста гуссерлевских «Картезианских медитаций»

31 На русский язык переведена одна статья сборника: Финк О. Оперативные понятия феноменологии Гуссерля/ пер. А. А. Шиян// Ежегодник по феноменологической философии РГГУ (I). М., 2008. С. 361-380.

Kritik] (2016) , который готовится к печати на немецком языке в томе 3.4 собрания сочинений Финка. Некоторые биографические сведения и

33

фрагменты неопубликованных архивных рукописей О. Финка приводятся по основополагающему труду Р. Бружины «Э. Гуссерль и О. Финк: истоки и цели феноменологии. 1928-1938» [Edmund Husserl and Eugen Fink: Beginnings and Ends in Phenomenology, 1928-1938] (2004) или по его статье «По направлению к последней медитации» [Unterwegs zur letzten Mediation] (1987).

Чтобы выявить специфику финковской концепции феноменологической редукции и языка феноменологии, привлекаются сочинения Э. Гуссерля: «Логические исследования. Т. 2» [Logische Untersuchungen] (1901)34, «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1» [Ideen zu einer reinen Phänomenologie

-5 С

und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch] (1913) , «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» [Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie] (1936)36 и опубликованное О. Финком приложение к нему «Начало геометрии» [Ursprung der Geometrie] (1936, опубл. в 1939) .

При написании третьей главы диссертации основными источниками послужили работы М. Мерло-Понти «Феноменология восприятия» [Phénoménologie de la perception] (1945) и «Заметки к курсу о "Начале геометрии" Гуссерля» [Notes de cours sur "L'origine de la géométrie" du

32 Финк О. Элементы критики Гуссерля/ Пер. Г. И. Чернавина// Логос, №1, 2016. С. 47-60. Мы использовали также немецкий оригинал этого текста, любезно предоставленный нам переводчиком.

33 К сожалению, мы вынуждены приводить их в двойном переводе: в книге Бружины большинство цитат даны по-английски.

34 Русский перевод Гуссерль Э. Логические исследования. Т.II (I) Исследования по феноменологии и теории познания/ пер. В.И. Молчанова. М., 2001.

35 Русский перевод Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т.1/ пер. А. В. Михайлова. М., 1999.

36 Русский перевод Гуссерль Э. Кризис европейский наук и трансцендентальная феноменология/ пер. Д. В. Скляднева. СПб, 2004.

37 Русский перевод Гуссерль Э. Начало геометрии/ пер. М. Маяцкого. М., 1996.

38 Русский перевод Мерло-Понти М. Феноменология восприятии/ пер. под ред. И. С. Вдовиной и С. Л. Фокина. СПб, 1999.

Husserl] (1959, опубл. 1998) — рабочие записи к курсу лекций 1959-1960 г., посвященному анализу гуссерлевского «Начала геометрии»; и работы Ж. Деррида «Введение к "Началу геометрии"» [Introduction à "L'Origine de la géométrie"] (1962)39 и «Голос и феномен» [La voix et le phénomène] (1967)40.

Научная новизна исследования

Диссертационная работа является первой в отечественной философской литературе попыткой систематически изложить основные моменты феноменологического наследия О. Финка. Новизна исследования заключается в том, что впервые анализируется финковская концепция языка феноменологии во всей полноте: от «проблемы трансцендентального языка» VI Картезианской медитации до вопросов соотношения в феноменологической работе дескрипции и спекуляции, поднятых в рабочих записях конца 30-х годов и послевоенных статьях. При этом в работе прослежена связь этой проблематики с проблемой феноменологической редукции и структуры трансцендентальной субъективности. Проанализировано специфическое понимание О. Финком

феноменологического метода: акцент на экзистенциальной значимости феноменологии и определяющая роль философского удивления как истока и движущей силы феноменологии. Учтены и раскрыты отсылки как к феноменологической (Гуссерль, Хайдеггер), так и к немецкой классической (Кант, Гегель) традиции.

В последней главе обосновывается тезис о влиянии работ О. Финка на рецепцию феноменологии Гуссерля во Франции. Исследуется разработка намеченных Финком вопросов (удивление как пафос феноменологии, невозможность полной феноменологической редукции и проблема языка

39 Русский перевод: Деррида Ж. Введение к «Началу геометрии»// Гуссерль Э. Начало геометрии/ Пер. М. Маяцкого. М, 1996

40 Русский перевод Деррида Ж. Голос и феномен// Деррида Ж. «Голос и феномен» и другие работы по теории знака Гуссерля/ Пер. С. Г. Кашиной, Н. В. Суслова. СПб., 1999.

феноменологии) у М. Мерло-Понти и Ж. Деррида. Показано, что к концепции Финка восходят такие значимые идеи, как понимание языка в качестве среды явления и средства создания данности, неданность субъекта феноменологии самому себе непосредственно, продуктивный и творческий характер редукции.

Положения, выносимые на защиту

1. В своей трактовке феноменологии О. Финк подчеркивает экзистенциальную значимость феноменологического метода. Он рассматривает редукцию как феноменологическую разработку философского удивления.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шестова, Евгения Александровна, 2017 год

Библиография

Источники:

1. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т.1/ Пер. А. В. Михайлова. М., 1999.

2. Гуссерль Э. Картезианские медитации/ Пер. В. И. Молчанова. М., 2010.

3. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: введение в феноменологическую философию/ Пер. Д. В. Скляднева. СПб, 2004.

4. Гуссерль Э. Логические исследования. Т.11 (I) Исследования по феноменологии и теории познания/ Пер. В. И. Молчанова. М., 2001

5. Гуссерль Э. Начало геометрии/ Пер. М. Маяцкого. М., 1996.

6. Гуссерль Э. Философия как строгая наука// Гуссерль Э. Избранные работы. М., 2005. С. 185-240.

7. Деррида Ж. Введение к «Началу геометрии»// Гуссерль Э. Начало геометрии/ Пер. М. Маяцкого. М, 1996

8. Деррида Ж. Голос и феномен// Деррида Ж. «Голос и феномен» и другие работы по теории знака Гуссерля/ Пер. С. Г. Кашиной, Н. В. Суслова. СПб., 1999.

9. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия/ Пер. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. СПб., 2004.

10. Финк О. Оперативные понятия феноменологии Гуссерля/ Пер. А.А.Шиян// Ежегодник по феноменологической философии РГГУ (I). М., 2008. С. 361-380.

11.Финк О. Проблема феноменологии Э. Гуссерля/ Пер. Е. А. Шестовой// Логос, Т. 26, №1, 2016. С. 5-46.

12.Финк О. Элементы критики Гуссерля/ Пер. Г.И. Чернавина// Логос, Т. 26, №1, 2016. С. 47-60.

13.Derrida J. Introduction// Husserl E. L'origine de géométrie/ trad. et intr. par J. Derrida. Paris, 1962.

14.Derrida J. La voix et le phénomène. Paris, 1967.

15.Fink E. Einleitung in die Philosophie/ Hrsg. von F.-A. Schwarz. Würzburg, 1985.

16.Fink E. Nähe und Distanz. Freiburg/ München, 1986.

17.Fink E. Phänomenologische Werkstatt. Tb. 1. Die Doktorarbeit und erste Assistenzjahre bei Husserl/ Eugen Fink Gesamtausgabe. Abt.1, Bd. 3, Tb. 1/ Hg. von R. Bruzina. Freiburg/ München, 2006.

18.Fink E. Phänomenologische Werkstatt. Tb. 2. Die Bernauer Zeitmanuscripte, Cartesianische Meditationen und System der phänomenologiscen Philosophie/ Eugen Fink Gesamtausgabe. Abt.1, Bd. 3, Tb. 2/ Hg. von R. Bruzina. Freiburg/ München, 2008.

19.Fink E. Studien zur Phänomenologie. 1930-1939. Den Haag, 1966.

20.Fink E. VI. Cartesianische Meditation/ Husserliana-Dokumente Bd. II/I / hrsg. von H. Ebeling, Jann Holl und G. van Kerckhoven. Dordrecht, Boston, London, 1988.

21.Fink E. Entwurf zu einem Anfangsstück einer Einleitung in die Phänomenologie. I Abschnitt: der Anfang der Philosophie// Husserliana-Dokumente, Bd. II/2 (Ergänzungsband). Dordrecht, Boston, London, 1988.

22. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologische Philosophie. Zweites Buch/ Husserliana Bd. IV, hrsg. von Marly Biemel. Den Haag, 1952.

23.Husserl E. Logische Untersuchungen, Bd.II (I). Untersuchungen zur Phaenomenologie und Theorie der Erkenntnis/ Husserliana Bd. XIX, hrsg. von Ursula Panzer. Den Haag, 1994.

24.Merleau-Ponty M. Notes de cours sur L'origine de géométrie de Husserl suivi de Recherches sur la phénoménologie de Merleau-Ponty/ ed. R. Barbaras. Paris, 1998.

25.Merleau-Ponty M. Phénoménologie de la perception. Paris, 1945.

Литература

26.Автономова Н. С. Философский язык Ж. Деррида. М., 2011.

27. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 69.

28. Брентано Фр. Избранные работы/ Пер. В. Анашвили. М., 1996.

29. Вдовина И. С. Феноменология во Франции. М., 2009.

30.Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. 1/ Серия «Философское наследие». М.: Мысль, 1970.

31. Громов Р. Дефиниция и дескрипция у Брентано и Гуссерля. Языковые игры в феноменологии сознания// Horizon, vol. 1(1), 2012. С. 7-27.

32.Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование бога и различие между человеческой душой и телом // Сочинения в 2-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 1994.

33. Икеда Ю. «Трансцендентальное учение о методе» в «VI картезианской медитации» Ойгена Финка как «меоническая» критика трансцендентальной феноменологии Гуссерля /пер. А.А. Шиян// До^а /Докса, вып. 14, 2009. С.395-403.

34.Йонкус Д. Проблема мира в феноменологии Э. Финка// Топос №2 (9), 2004. С. 51-61.

35. Кант И. Критика чистого разума// Кант И. Собрание сочинений в 6 тт. Т. 3. М., 1964.

36. Левинас Э. Заметки о смысле// Пост)феноменология. Новая феноменология во Франции и за ее пределами / сост. С. Шолохова, А. Ямпольская. М., 2014. С. 18-38.

37. Леденева Е. В. Философский статус языка в концепциях Гуссерля и Деррида// Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №5, 2003.

38. Маяцкий М. Гуссерль или феноменология: дилемма Финка// Логос, Т. 26, №1, 2016. С. 104-107.

39.Молчанов В. И. Анализ и/ или интерпретация в фундаментальной онтологии М.Хайдеггера и за ее пределами// Ежегодник по феноменологической философии РГГУ, М., 2008.

40. Молчанов В. И. Аналитическая феноменология в Логических исследованиях Эдмунда Гуссерля// Гуссерль Э. Логические исследования. Т. II (I). М., 2001. С. ХШ-СУ1.

41.Молчанов В. И. Исследования по феноменологии сознания. М., 2007.

42.Молчанов В. И. Трансцендентальный опыт и трансцендентальная наивность в «Картезианских медитациях» Э. Гуссерля// Гуссерль Э. Картезианские медитации. М., 2010. С. 200-224.

43.Молчанов В.И. Одиночество сознания и коммуникативность знака// Логос №9, 1997. С. 5-24.

44. Платон. Теэтет // Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1993. С. 192-274.

45.Рикер П. Введение к «Идеям I» Э. Гуссерля/ Пер. Т. Б. Любимовой// Феноменология искусства. М., 1996. С. 218-240.

46. Рильке Р. М. Стихотворения// [немецкий/русский] Пер. В. Куприянова. М., 1999.

47. Сартр Ж.-П. Трансцендентность эго/ Пер. А. Кричевского// Логос №2 (37), 2003. С. 86-121.

48.Хайдеггер М. Бытие и время/ пер В. В. Бибихина. М., 1997.

49.Хайдеггер М. Семинар в Церингене 1973 года/ Пер. И. Н. Инишева// Борисов Е. и др. (ред.) Исследования по феноменологии и философской герменевтике. Минск: ЕГУ, 2001. С. 108-123.

50. Чернавин Г. И. «Нерв» феноменологической работы и фундаментальный акт философии// Логос, Т. 26, №1, 2016. С. 68-73.

51.Шиян А. А. Трактовка Ойгеном Финком трансцендентальной феноменологии Эдмунда Гуссерля// До^а/Докса, вып. 14, 2009. С.231-241.

52.Шиян А. А. Феноменология Гуссерля в свете критики Ойгена Финка и современных дискуссий// Топос. Философско-культурологический журнал № 2-3 (22), 2009. С. 118-130.

53. Ямпольская А. В. Феноменологическая редукция как философская конверсия// Вопросы философии. 2012. №9. С. 157-166.

54. Ямпольская А. В. Феноменология в Германии и Франции: проблемы метода. М, 2013.

55. Ямпольская А. В. Жан-Люк Марион и редукция к данности// Философские науки. 2013. №2. С. 100-114.

56.Ямпольская А. В. Ойген Финк, верный ученик Э. Гуссерля// Логос, Т. 26, №1, 2016. С. 74-78.

57.Berger G. Le cogito dans la philosophie de Husserl. Paris, 1941.

58. Bernet R. La voix de son maître// Bernet R. La vie du sujet. Recherches sur l'interprétation de Husserl dans la phénoménologie. Р. 268-296. Paris, 1994.

59. Bertolini S. Einige Bemerkungen über Finks Interpretation der "Phänomenologie des Geistes" und Hegels Einfluss auf die Weltphilosophie// Horizon, vol. 4 (2), 2015. P. 203-217.

60. Brentano F. Deskriptive Psychologie. Hamburg, 1982.

61. Bruzina R. Edmund Husserl and Eugen Fink: beginnings and ends in phenomenology, 1928-1938. Yale University, 2004.

62. Bruzina R. Eugen Fink and Maurice Merleau-Ponty: The Philosophical lineage in Phenomenology// Merleau-Ponty's reading of Husserl/ ed. by T. Toadvine and L. Embree. Springer Science+Business Media, 2002. P. 173200.

63.Bruzina R. Hinter der ausgeschriebenen Finkschen Meditation: Meontik -Pädagogik// Eugen Fink : Sozialphilosophie - Anthropologie - Kosmologie -Pädagogik - Methodik. Zum 100. Geburtstag von Eugen Fink/ ed. by Anselm Böhmer. Würzburg, 2006. S. 193-219.

64. Bruzina R. The enworlding (Verweltlichung) of transcendental phenomenological reflection: A study of Eugen Fink's "6th Cartesian Meditation"// Husserl Studies №3, 1986. P. 3-29.

65.Bruzina R. Translator's Introduction// Fink E. Sixth Cartesian Meditaion. The Idea of a Transcendental Theory of Method. Bloomington, 1995. P. vii -xcii.

66. Bruzina R. Unterwegs zur letzten Meditation// Eugen-Fink-Symposion. Pädagogische Hochshule Freiburg, 1985. Freiburg, 1987. S. 70-90.

67.Cairns D. Conversations with Fink and Husserl. The Hague, 1976.

68.Chernavin G. La phénoménologie en tant que philosophie-en-travail. Amiens, 2014.

69.Coli A. L. Le problème de la foundation de la phénoménologie de Merleau-Ponty; ou comment Fink peut-il l'avoir influence [Электронный ресурс]. URL: http://www.academia.edu/4034867/ALColi -_Merleau_Ponty_et_Eugen_Fink. (дата обращения 01.10.16)

70. Crowell S. G. Husserl, Heidegger and the Space of Meaning. Paths toward Transcendental Phenomenology. Evanston, 2001.

71.Depraz N. Frankreich// Eugen Fink : Sozialphilosophie - Anthropologie -Kosmologie - Pädagogik - Methodik. Zum 100. Geburtstag von Eugen Fink/ ed. by Anselm Böhmer. Würzburg, 2006. P. 316-321.

72. Depraz N. What about the praxis of reduction? Betwenn Husserl and Merleau-Ponty// Merleau-Ponty's reading of Husserl/ ed. by T. Toadvine and L. Embree. Springer Science+Business Media, 2002. P. 115-126.

73.Finetti St. La phénoménologie de la phénoménologie de E. Fink et son problème directeur/ Thèse en vue de l'obtention du doctorat de l'Université de Toulouse et de l'Université de Pisa. Toulouse, 2011.

74. Frisk H. Griechisches ethymologisches Wörterbuch. Heidelberg, 1960.

75. Heinämaa S. From Decisions to Passions: Merleau-Ponty's Interpretation of Husserl's Reduction// Merleau-Ponty's reading of Husserl/ ed. by T. Toadvine and L. Embree. Springer Science+Business Media, 2002. P. 127148.

76.Ikeda Y. Eugen Finks Kant-Interpretation// Horizon, vol. 4 (2), 2015. P. 154-185.

77.Ikeda Y. Transzendentaler Schein und phänomenologische Ursprünglichkeit. Welterfahrung bei Husserl und Fink// Horizon, vol. 3 (1), 2014. P. 60-92.

78. Kersten F. Notes from Underground: Merleau-Ponty and Husserl's Sixth Cartesian Meditation// The Prism of the Self. Philosophical essays in honor of Maurice Natanson/ ed. by S. G. Crowell. Springer Science + Business Media, 1995. P. 43-58.

79.Lawlor L. Derrida and Husserl. The Basic Problem of Phenomenology. Bloomington, 2002.

80.Lawlor L. The Legacy of Husserl's "Ursprung der Geometrie": The Limits of Phenomenology in Merleau-Ponty and Derrida// Merleau-Ponty's reading of Husserl/ ed. by T. Toadvine and L. Embree. Springer Science+Business Media, 2002. P. 201-226.

81.Luft S. Phänomenologie der Phänomenologie. Dordrecht, 2003.

82.Luft S. Phänomenologische und mundane Reduktion// Die Sichtbarkeit des Unsichtbaren/ Eds. Rudolf Bernet and Antje Kapust. Paderborn, 2009. P. 57-72.

83. Mensch J. Lectures on Derrida's Speech and Phenomena. [Электронный ресурс]. URL:

http://stfx.academia.edu/httpwwwstfxcapeopleimensch/Teaching/20637/Lect ures on Derridas Speech and Phenomena (дата обращения 01.10.16)

84. Merleau-Ponty M. Sense and Non-Sense/ Trans. by Hubert L. Dreyfus and Patricia Allen Dreyfus. Evanston, Illinois, 1964.

85.Moran D. Fink's Speculative Phenomenology: Between Constitution and Transcendence// Research in Phenomenology №37, 2007. P. 3-31.

86.Moran D. Husserl's Crisis of the European Sciences and Transcendental Phenomenology: An Introduction. Cambridge, 2012.

87.Noble St. A. Entre le silence des choses et la parole philosophique. Merleau-Ponty, Fink et les paradoxes du langage// Merleau-Ponty between aesthethics and psychoanalysis. Chiasmi international. Nouvelle série, №6, 2004. P. 111-146.

88.Noble St. A. Silence et langage. Genèse de la phénoménologie de Merleau-Ponty au seuil de l'ontologie. Leiden/ Boston, 2014.

89.Noor A. La question du langage dans la VI méditation cartésienne// Eugen Fink: actes du Colloque de Cerisy-la-salle, 23-30 juillet 1994/ éd. par Natalie Depraz et Marc Richir. Amsterdam - Atlanta, 1997. P. 215-230.

90.Ricoer P. A Key to Husserl's Ideas I/ Trad. by Harris B., Bouchard Spurlock J., ed. by Vandevelde P. Milwaukee, 1996.

91.Ricoeur P. Introduction à Ideen I de E. Husserl par le traducteur// Husserl E. Idées directrices pour une phénoménologie. Paris, 1950. P. XI-XXIX.

92.Shchyttsova T. Russischer Sprachraum// Eugen Fink : Sozialphilosophie -Anthropologie - Kosmologie - Pädagogik - Methodik. Zum 100. Geburtstag von Eugen Fink/ ed. by Anselm Böhmer. Würzburg, 2006. P. 335-337.

93.Sepp H. R. Medialität und Meontik - Eugen Finks spekulativer Entwurf// Internationale Zeitschrift für Philosophie, №1, 1998. S. 85-93.

94. Sepp H. R. Praxis und Theoria. Freiburg/ München, 1997.

95. Smith J. Merleau-Ponty and the Phenomenological Reduction// Inquiry, Vol. 48, 2005. Issue 6. P. 553-571.

96. Smyth Br. A. Merleau-Ponty's existential Phenomenology and the Realization of Philosophy. London, New Deli, New York, Sidney: Bloomsbery, 2014.

97.Smyth Br. A. The Meontic and the Militant: On Merleau-Ponty's Relation to Fink// International Journal of Philosophical Studies. Vol. 19, 2011. Issue 5. P. 669-699.

98.Waldenfels B. Deutsch-französische Gedankengänge. Frankfurt am Main, 1995

99.Waldenfels B. Interrogative Thinking: Reflections on Merleau-Ponty's Later Philosophy// Merleau-Ponty in contemporary perspective/ Phaenomenologica, vol. 129. ed. by P. Burke and J. van der Veken. Springer Science+Business Media, 1993. P. 3-12.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.