Влияние А. Бергсона на французскую философию 20 века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Верихов, Иван Дмитриевич
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат наук Верихов, Иван Дмитриевич
Содержание
Содержание
Введение
Глава 1. Философская эволюция Бергсона в контексте интеллектуальных вызовов 20 века.
§ 1. Бергсоновское «переоткрытие времени» и философия Франции 20 века
§2. Понятие «durée» как основа философского проекта Бергсона
§3. Эстетическая и этическая проблематика в позднем творчестве А. Бергсона
Глава 2. Интерпретация идей Бергсона во французской феноменологической традиции.
§1. Бергсон и Мерло-Понти в контексте проблемы восприятия.
§1.1. Бергсоновский вызов феноменологии
§1.2. Образ как внутренняя суть материи
§1.3. Учение о чистом восприятии
§2. «Мир без другого»: Бергсон, Левинас и проблема интерсубъективности.
§2.1. Э. Левинас и проблема морализации бергсонизма
§2.2. Интуиция и отрицание Другого
Глава 3. А. Бергсон и Ж. Делез: парадоксальное переоткрытие.
§ 1. Рецепция Бергсона в творчестве Ж. Делеза
§2. Кинематографический принцип работы интеллекта в «Творческой эволюции»
§3. «Бергсоновский проект» киноэстетики Ж. Делёза
§4. Образ-движение и образ-время
Заключение Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Образы и понятия длительности в философии А. Бергсона2009 год, кандидат философских наук Подорога, Юлия Валерьевна
Влияние идей Анри Бергсона на развитие философской мысли XX века2013 год, кандидат наук Ермолаев, Ильяс Абдусаламович
Становление концепции времени в искусстве и проектной культуре ХХ века2012 год, доктор философских наук Духан, Игорь Николаевич
Категория бытия в философии М. Мерло-Понти2000 год, кандидат философских наук Зайцева, Ольга Вячеславовна
Проблема телесности в феноменологии: Э. Гуссерль и М. Мерло-Понти2014 год, кандидат наук Чикин, Александр Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние А. Бергсона на французскую философию 20 века»
Введение
Актуальность темы исследования. Первые десятилетия 20 века, - эпоха становления новой конфигурации знания и способа мышления. Этот новый тип мысли был связан с переинтерпретацией классического понятия времени и ряда связанных с ним понятий, - таких как современность, настоящее и вечность. Подобная переориентация самой конфигурации знания была вызвана целым рядом факторов. Важнейший из них - это антропологический поворот опыта: настоятельное требование переосмысления феномена человека. Так, проекты новой трактовки человека и его положение в мире проявили себя во всевозможных философских течениях неклассического толка: в витализме, интуитивизме, психоанализе, философии жизни и философской антропологии. Данное движение мысли поставило под сомнение ряд важных категорий, схем и стратегий мышления Нового Времени, которые казались ранее незыблемыми и несомненными. Опыт человеческого существования обнаружил насущную необходимость в том, чтобы быть описанным по-новому и без обращения к логико-понятийному аппарату классической философии. Новая философия времени, - философия времени, понимающая свой предмет как время Эона, а не как время Хроноса1, - и стала тем проблемным полем, в рамках которого было осуществлено концептуальное переосмысления человеческого опыта как такового.
Данный поворот в истории мысли заявил о себе в творчестве многих авторитетных европейских философов конца 19-ого - начала 20 веков. Так, Эдмунд Гуссерль предложил заменить «космическое время» «естественного мира», отставленного в сторону с помощью феноменологической редукции, временем, имманентным человеческому сознанию и измеряемым «простёртостыо» его переживаний. В свою очередь Мартин Хайдеггер так же обратился к данной проблеме в своём проекте новой онтологии времени,
'Делёз Ж. Логика смысла // Делёз Ж. Логика смысла, Фуко М. ТИеа^ит рИПоБорЫсит, Екатеринбург: Деловая книга, 1998, С. 90-96.
укоренённой в конечности человеческого существования. В качестве значимых мыслителей 19-20 вв., уделивших внимание философскому осмыслению проблемы времени могут быть названы Джон Эллис Мак-Таггарт, Сэмюэль Александр и Альфред Норт Уайтхед. Тем не менее, вопрос о времени, поскольку он заново установил себя перед мыслью 20 в., традиционно, связывается с именем Анри Бергсона.
С. Александр, видный представитель англо-саксонской мысли, суммировал равно и хронологическое и теоретическое первенство Бергсона в исследовании времени следующим образом. Так, в своём главном труде «Пространство, время и божество», он пишет: «...в наши дни, господин Бергсон был тем философом, кто первым воспринял время серьёзно»2. Он отметил как первостепенное значение бергсоновского учения о времени для философии, так и трудность этой его доктрины для усвоения следующим образом: «...Время недавно вступило во всю полноту своих прав: в науке через посредство физиков-математиков, в философии же с помощью проф. Бергсона, который находит, что время, понятое как durée, - в отличие от времени, измеряемого часовым механизмом, - есть живительная основа вселенной. К сожалению, данная концепция отношения Пространства ко Времени является одновременно и наиболее важным, и наиболее сложным для восприятия учением в рамках его философии, кроме того оно является самым малоизвестным. Тем не менее, одно из благожелательных последствий его работы есть то, что она обязывает философию рассмотреть, подобно тому, как это делают математики, чем именно Время и Пространство являются по отношению друг к другу»3.
Первоочередная роль, которую Бергсон играл в качестве «философа времени» в начале 20 века, объясняет научную актуальность обращения именно к его интеллектуальному наследию. В своей книге о деконструкции и феноменологии Дэвид Вуд выдвинул предположение, что чрезвычайная
л
Alexander S. Space, Time and Deity: The Gifford Lectures at Glasgow, 1916-1918. Volume 1, L.: Macmillan & Co., 1920, p. 44.
3Ibid., p. 36-37.
озабоченность философии двадцатого века проблемой языка должна, так или иначе, вскоре иссякнуть. Вопрос о времени должен будет необходимым образом заявить о себе как всё ещё фундаментально неразрешённый4. А. Бергсон и его философское наследие в этой связи представляют собой потенциальную отправную точку для всякого дальнейшего исследования темпоральности. Точно так же как они были востребованы в начале 20 в., А. Бергсон и его философия могут стать предметом живого интереса и для мыслителей 21 века. Возникновение и успешная деятельность во Франции на протяжении нескольких последних десятилетий такой организации как «Общество друзей Бергсона» во главе с Фредериком Вормсом служит тому лишь дополнительным подтверждением.
Франкоязычный философский дискурс средины прошлого века был чрезвычайно плодотворен. Многие концепты, категории и проблемы, к которым обращается современная философия, были впервые сформулированы именно тогда. Прояснение того влияния, которое А. Бергсон оказал на формирования данного интеллектуального пространства чрезвычайно важно, ибо оно позволяет выявить все те линии преемства, что связывают философию времени 19-20 вв. и её современное воплощение. Кроме того бергсонизм, - особый тип мышления предложенный А. Бергсоном, - не является чем-то законченным и завершённым в рамках творчества самого автора. Бергсонизм есть нечто становящееся и живое. В качестве такового он способен к экспансии в различные философские учения, которые, будучи формально не связаны с интеллектуальным наследием А. Бергсона, тем не менее, открывают себя как зависимые от него. Выявление той роли, которую реципированные элементы бергсонизма играют в этике Э. Левинаса или постмодернистском дискурсе Ж. Делёза, является потому необходимым для более полного понимания философского пространства Франции 20 века.
4Wood D. The Deconstruction of Time, Atlantic Highlands, N.J.: Humanities Press, 1989, p. XI.
Большинство российских историко-философских исследований, имеющих предметом своего рассмотрения философию Бергсона, в большей мере занимаются реконструкцией отдельных аспектов его учения или его философской системы в целом. Тем не менее, количество работ, имеющих своей целью сопоставление бергсоновской мысли с иными доктринами, связанными с ней или в какой-то степени проистекающими из неё, не столь велико, - по крайней мере, когда речь идёт о возможном сравнении мысли Бергсона с философией, бывшей после него, а не предшествующей ему. Как показывают нам зарубежные исследования, рассмотрение бергсонизма в контексте более широкого проблемного поля французской и мировой мысли может быть весьма плодотворным.
Степень разработанности темы. Литература, посвящённая как исследованию творчества самого А. Бергсону, так и рассмотрению его в связи с той или иной философской традицией, весьма обширна. Первые западные исследования бергсоновской философии были написаны ещё при жизни мыслителя или вскоре после его смерти. Все они были, как правило, весьма пристрастными комментариями к текстам Бергсона. Они имели своей целью или апологетику и популяризацию бергсоновских воззрений, или же, наоборот, выражали явственную полемическую и критическую направленность по отношению к его учению. В качестве таковых могут быть упомянуты книги и статьи Бертрана Рассела, Эмиля Брейе, Жюльена Бенда, Виктора Дельбо, А.Д. Линдсей, Шарля Пеги, Жоржа Лешаса5. Первый основательный пласт
5Benda J. Le Bergsonisme, ou Une philosophie de la mobilité, P., 1912 ; Benda J. Une philosophie pathétique // Cahiers de la quinzaine, 15. sér., 2 cahier, P., 1912 ; Bréhier E. Images plotiniennes, images bergsoniennes // Les études bergsoniennes, vol. 2, P., 1949 ; Delbos V. Matière et Mémoire, essai sur la relation du corps a l'esprit // Revue de métaphysique et de morale, vol. 5 (3), P., 1897; Lechalas G. Matière et mémoire, d'après un nouveau livre de M. Bergson // Annales de philosophie chrétienne, May: 147-164, Juin: 314-334, P., 1897 ; Lechalas G.Étude sur l'espace et le temps, P. 1896 ; Lindsay A.D. The Philosophy of Bergson, L., 1911 ; Péguy C. Note sur M. Bergson et la philosophie bergsonienne // Cahiers de la quinzaine, 15 sér., 8 cahier, P., 1914 ; Russell B. The Philosophy of Bergson // The Monist, vol. 22, L., 1912.
исследований и монографий6, посвященных Бергсону, появляется уже в послевоенные годы.
Французская феноменология и постмодернистская философия 60-х и 80-х гг. 20 века вновь обратилась к бергсонизму как к плодотворному полю для заимствования смыслов и значений. Благодаря этому можно говорить о некоторой «второй волне» исследований освещающих наследие Анри Бергсона. В качестве специально посвящённых бергсоновской философии значимых работ данного периода, можно выделить ряд монографий и статей М. Мерло-Понти и Ж. Делёза, в частности, «Бергсонизм» последнего7. Многие произведения этого времени , так или иначе, обращаются к наследию Бергсона, - как для того, чтобы -выстроить собственный дискурс на его основе, так и для того, чтобы вступить в философскую дискуссию с ним. В качестве одной из таких работ особо следует
о
отметить эссе Эммануэля Левинаса «Время и другой» .
Современное состояние западной философии во многом обязано, именно этому «возвращению Бергсона» во французскую мысль второй половины 20 века. Из исследований последних трёх десятилетий особо важны работы Ф. Вормса, К. Анселл-Пирсон, М. Антлиффа, Ф. Сулеза, А. Юда, С. Гурлак, Ф. Азуви, Л.
6Bachelard G. La dialectique de la durée. P., 1936 ; Chavalier J. Entretiens avec Bergson, P., 1955 ; Chevalier J. Bergson. P., 1926 ; Delhomm J. Vie et conscience de la vie, P., 1954 ; Delhomme J. Durée et Vie dans la philosophie de Bergson. P., 1949 ; Delhomme J. Nietzsche et Bergson: La représentation de la vérité // Les etudes bergsoniennes, vol. 5, P., 1960 ; Gouhier H.Bergson et le Christ des évangiles, P., 1961 ; Husson L. L'intellectualisme de Bergson: Genèse et développement de la notion bergsonienne d'intuition. P., 1947 ; Jankélévitch V. Henri Bergson. P., 1931 ; Le Roy E. Une philosophie nouvelle. Henri Bergson. P., 1912; Maritain J. La philosophie bergsonienne: études critiques. P., 1914 ; Robinet A. Bergson et les métamorphoses de la durée. P., 1965 ; Wahl J. Tableau de la philosophie française. P., 1962.
7Deleuze G. La conception de la différence chez Bergson // Les etudes bergsoniennes, vol. 4, P., 1956; Deleuze G. Bergson 1859-1941 // Merleau-Ponty M. (éd.). Les Philosophes célèbres, P., 1956 ; Deleuze G. Le Bergsonisme, P., 1966 ; Merleau-Ponty M. Bergson se faisant // Signes, P., 1960 ; Merleau-Ponty M. Eloge de la philosophie, P., 1953; Merleau-Ponty M. L'Union de l'âme et du corps chez Malebranche, Biran et Bergson, P., 1968.
8Lévinas E. Le temps et l'autre // Wahl J. Le Choix, le Monde, l'Existence, P., 1947.
Лаулора, Э. Ле Роя, Ф.С.Т. Мура, Д. Малларки, П.А. Микель9. Упоминания заслуживают сборники статей, собранные под редакцией Ж.Л. Вьейар-Барона, М. Келли и Дж. Малларки10, а так же ежегодник, выпускаемый издательской группой PUF (Presses Universitaires de France), - «Бергсоновские Анналы», особенно его второй выпуск11.
Российские исследовательские работы, имеющие своим предметом философию Бергсона, относятся преимущество к временному отрезку последних двух десятилетий. Тем не менее, достаточное количество работ, посвященных данной теме, издавалось на протяжении всего двадцатого столетия. Так, в предреволюционные годы, Бергсон был воспринят в России практически исключительно как мыслитель-интуитивист и критик светского западного рационализма. Естественным образом, в качестве такового, он завоевал себе некоторое количество союзников среди русских философов схожих иррационалистических воззрений. В качестве основополагающей работы для этой традиции интерпретации Бергсона в России можно выделить работу Николая
1 О
Лосского «Интуитивная философия Бергсона» Ряд статей того же периода
9Ansell-Pearson К. Philosophy and the Adventure of the Virtual, Vancouver, 2007 ; Antliff M. Inventing Bergson, Princeton, 1993 ; Azouvi F. La gloire de Bergson. P., 2007 ; Guerlac S. Thinking in Time: An Introduction to Henri Bergson, Ithaca, 2006 ; Hude H. Bergson (2 volumes), P., 1989 et 1990; Lawlor L. The Challenge of Bergsonism, L., 2003 ; Le Roy E. A New Philosophy: Henri Bergson, Whitefish, 2004 ; Miquel P.A. Bergson ou l'imagination métaphysique. P., 2007 ; Moore F. С. T. Bergson: Thinking Backwards, New York, 1996 ; Mullarkey J. Bergson and Philosophy, Edinburg, 1999 ; Soulez P. Bergson politique. P., 1989 ; Worms F. Bachelard et Bergson : Continuité et discontinuité?, P., 2008 ; Worms F. Bergson ou les deux sens de la vie, P., 2004 ; Worms F. Bergson ou Les deux sens de la vie, P., 2004 ; Worms F. Introduction à "Matière et mémoire" de Bergson, suivie d'une brève introduction aux autres livres de Bergson, P., 1997 ; Worms F. Le vocabulaire de Bergson, P., 2000.
10Kelly M. (ed.), Bergson and Phenomenology, L., 2010 ; Mullarky J. (ed.) The New Bergson, Manchester, 2000 ; Vieillard-Baron J.L. (éd.) Bergson ou le bergsonisme. P., 1999; Vieillard-Baron J.L. (éd.) Bergson. P., 1991.
11 Worms F. (éd.) Annales bergsoniennes II: Bergson, Deleuze, la phénoménologie. P., 2004.
12Лосский H.O. Интуитивная философия Бергсона, Спб.: Учитель, 1922.
содержит схожие интерпретации . В советский период важнейшей работой, посвященной проблеме времени вообще и Бергсону, как философу, в частности была монография П.П. Гайденко «Время. Длительность. Вечность»14. Современный пласт отечественных исследований философии А. Бергсона так же весьма обширен и включает в себя рад значительных монографий и статей. Работы И.И. Блауберг представляют наибольший интерес здесь15.
Объект исследования. Французская философия 20 века.
Предмет исследования. Влияние идей А. Бергсона на становление и развитие французской философской мысли 20 столетия, в частности, на формирование феноменологического и постструктуралистского дискурса во Франции.
Цель и задачи исследования. Целью работы является анализ ключевых понятий и мотивов бергсонизма, поскольку они обнаруживают себя в качестве
13
Аскольдов С.А. Время и его религиозный смысл // Вопросы философии и психологии. - М, 1913. - Год XXIV, кн. 117 (И) - С. 137-173 ; Бабынин Б. Н. Философия Бергсона // Вопросы философии и психологии. - М., 1911. - кн. 108 -С. 251-290 ; Лазарев А. Философия Бергсона // Мысль и Слово. - М., 1917. - Т. 1. -С. 177-214.
14Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М., 2006.
15Блауберг И. И. Анри Бергсон, М., 2003 ; Блауберг И.И. А. Бергсон и У. Джеймс: о некоторых согласиях и несогласиях // Сознание. Практика. Реальность: Памяти Нины Степановны Юлиной, М., 2013. С. 117-139 ; Блауберг И.И. О памяти и забвении: П.Рикёр и А.Бергсон // Поль Рикёр - философ диалога. М., 2008 ; Блауберг И.И. Эпистемология Бергсона в оценках западных исследователей // Эпистемология и философия науки. - М., 2012. - XXXIV, № 4. - С. 202-211 ; Гайденко П.П. Категория времени в буржуазной европейской философии XX в. // Философские проблемы исторической науки. - М., 1969. - С. 251-260 ; Гофман А. Б. Общество, мораль и религия в философии Анри Бергсона // Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. С. 351-375 ; Пивоев В. М., Шредер С. А. Бергсон и проблемы методологии гуманитарного знания, Петрозаводск, 2008 ; Рубене М.А. Кантовское учение о времени и его интерпретация в философии жизни и феноменологии // «Критика чистого разума» Канта и современность. Рига, 1984. С. 268—275 ; Симаков К.В. Теория конкретного времени А. Бергсона // Вестник РАН. - М., 1996. - т. 66, № 1 - С. 54-62 ; Штенберген А. Интуитивная философия Анри Бергсона, М., 2009.
важных составных элементов французской философии 20 века, и оказывают влияние на феноменологическую и пост-структуралистское направления мысли. В силу этого в фокусе внимания данного исследовании сосредоточен не на тех авторах, что обращались к бергсоновской мысли в качестве историков философии, но на тех, которые обнаруживают наибольшее воздействие бергсонизма в становление и развитии своих собственных философских позиций. А именно влияние идей Бергсона рассматривается на примере творчества таких философов как Ж. Делёз, М. Мерло-Понти, и Э. Левинас.
Реализация указанной цели предполагает решение следующих задач исследования:
1. Выявить и проанализировать ключевые идеи философии А. Бергсона, которые оказали существенное влияние на французскую мысль 20 в. путем критического переосмысления или прямого их заимствования.
2. Определить границы влияния идей А. Бергсона на формирование понятийного аппарата и проблемного поля философских проектов таких мыслителей как Э. Левинас, М. Мерло-Понти и Ж. Делёза, - с тем, чтобы тематизировать концептуальное развитие бергсонизма во французской философии 20 в.
3. Исследовать возможность существования специфической бергсоновской «феноменологии памяти» в качестве дополнения к традиционному феноменологическому проекту на основании сравнения текстов «Феноменологии восприятии» и «Материи и памяти», а так же поздних рукописей М. Мерло-Понти.
4. Рассмотреть этику Другого Э. Левинаса как попытку «морализации бергсонизма». Сопоставить ее с бергсоновским учением об интуиции с тем, чтобы прояснить значение последнего для решения вопроса о смысле и возможностях языка, как социальном медиуме человеческого общения.
5. Проанализировать на примере делёзовской работы «Кино» каким образом бергсоновская философия времени и образа может быть адаптирована в качестве системы эстетической оценки.
Положения, выносимые на защиту и их научная новизна. Тезисами диссертационной работы, выносимыми на защиту, являются следующие положения:
1. А. Бергсон - один из наиболее значительных французских мыслителей, совершивший «переоткрытие времени» в начале 20 столетия. Необходимость возвращения к его идеям в философии 21 века вызвана критическим переосмыслением и даже девальвацией ранее занимавших её проблем языка и коммуникации. Актуальность философской загадки времени обращает современных философов к Бергсону, идея длительности которого предоставляет исходную точку для всякого последующего исследования темпоральности.
Научная новизна данного положения: наследие А. Бергсона обладает не только исторической значимостью, но остаётся принципиально актуальным для преодоления кризисного состояния современного интеллектуализма. Интеллектуальному наследию А. Бергсона как разомкнутому и динамическому проекту ещё только предстоит раскрыть свой исследовательский потенциал через опосредованное влияние, или прямое воздействие на развитие философии 21 века.
2. Фундаментальные идеи и категориальный аппарат философии А. Бергсона оказались активно востребованными во французской философской мысли середины и второй половины 20 века. Рецепции бергсоновских идей наиболее ярко обнаружили себя во французской феноменологической традиции и в постструктурализме.
Научная новизна данного положения состоит в следующем: бергсонизм, понятый не только как собственная, аутентичная философия А. Бергсона, но как открытый проект, способный к дальнейшему развитию, дополнению и
трансформации, повлиял на философское развитие таких разных французских мыслителей как М. Мерло-Понти, Э. Левинас и Ж. Делез.
3. Рассмотрение ключевых позиций философии М. Мерло-Понти через призму гипотезы «чистого восприятия» А. Бергсона показывает, с одной стороны, принципиальную близости позиций данных двух мыслителей; с другой, то, что всякий анализ сознания, восприятия или телесности, предпринятый в рамках феноменологической традиции, будет представлять собой только частью потенциально возможной общей науки о духе, если не будет дополнен исследованием памяти.
Научная новизна данного положение состоит в выявлении точки соприкосновения меэ/сду двумя традициями мысли, которые в большинстве исследований полагаются несвязанными меэ/сду собой, а именно между философией жизни и феноменологией.
4. Сравнение учения об интуиции А. Бергсона с этикой Другого Э. Левинаса позволяет актуализировать критический потенциал бергсонизма, который раскрывает себя как тип мышления, противостоящий всякой разновидности дискурса, ориентированного на понятия диалога, трансцендентного, коммуникации и интерсубъективности.
Научная новизна данного полоэ/сения заключается в том, что, критический потенциал мысли Бергсона традиционно рассматривался как значимый лишь только применительно к интеллектуализму философии Нового Времени. Между тем, в 20 в. бергсоновская критика остаётся по-прежнему актуальной в связи с такими тенденциями мысли как философия языка и коммуникации.
5. Анализ возможности расширение воззрений А. Бергсона на природу искусства и творческого акта до целостной системы эстетической оценки проводится на примере исследования киноэстетики Ж. Делёза..
Данное положение аргументировано демонстрирует потенциальную возмоэюность «бергсонианского философского проекта», как некоего
продолэ/сения философии А. Бергсона, которое, выходя за ее границы, тем не менее, отвечает ее изначальному замыслу н духу. На примере анализа «Кино» Ж. Делеза выделяются те конкретные черты, которыми такой «бергсонианский проект» долэ/сен обладать в контексте эстетики. А именно характерной особенностью такой «бергсонианской» эстетической системы является трактовка в рамках ней всякого произведения искусства как некоего пространства виртуального, служащего «дополнением» к философии.
Научная новизна работы. В данной диссертационной работе показано, что бергсонизм представляет собой незавершённый, открытый философский проект. От ряда зарубежных и отечественных исследований близкой направленности, появившихся в последние несколько десятилетий, данное исследование отличается тем, что оно не ограничивает себя реферированием или комментированием отдельных аспектов философии Бергсона или системы его мысли в целом. Как демонстрируют выносимые на защиту положения данного исследования, бергсонизм активно воздействовал на интеллектуальные движения Франции на протяжении всего 20 столетия. Его ключевые идеи, такие как длительность, множественность состояний сознания, образ-восприятие и образ-материя, критически переосмыслялись и реципировались во французской феноменологии (М. Мерло-Понти). Имплицитные этический и эстетический проекты Бергсона своеобычно преломились соответственно в философии диалога (Э. Левинас) и постструктурализме (Ж. Делез). Бергсонизм не исчерпал до конца свойственный ему исследовательский потенциала и способен влиять на будущее философии, как во Франции, так и за её пределами.
Методология и теоретическая база исследования. Методология исследования определяется логикой решения поставленных задач. Она заключается в использовании метода системного анализа историко-философских феноменов и опирается на герменевтические процедуры для анализа программных произведений А. Бергсона и мыслителей, претерпевших на себе его влияние. Метод историко-культурной реконструкции используются там, где
возникает необходимость восстановить те или иные элементы исторического контекста. Применение данного метода требуется для прояснения и подтверждения иллюстративной силы некоторых метафор «Творческой эволюции» и «Материи и памяти», обращающихся к медицинским или же техногенным реалиям конца 19 - начала 20 веков.
В качестве теоретической источниковедческой базы настоящей работы были использованы опубликованные на русском языке переводы основных произведений А. Бергсона, М. Мерло-Понти, Э. Левинаса и Ж. Делёза. При этом в основу историко-философской экспликации содержания работ указанных мыслителей были положены идеи Ж. Делёза, развернутые в «Бергсонизме», где дается систематический очерк мысли Бергсона и её значения для 20 века.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты диссертационного исследования демонстрируют новый уровень обобщения взаимовлияний и рецептирования понятий в рамках французской философии конца 19 - начала 20 веков на примере воздействия бергсонизма на феноменологическое и структуралистское направления мысли. Материалы данного исследования представляют практический интерес и могут быть использованы в преподавании, как общего курса истории философии, так и специального курса по французской философии 20 в. Частично, материалы и выводы исследования могут быть использованы в курсах этики, эстетики, онтологии и теории познания. Результаты, достигнутые этой диссертационной работой, могут послужить основой для дальнейшего исследования влияния А. Бергсона на французскую философскую мысль или же на философию 20 в. в целом.
Апробация работы. Основные теоретические положения и .результаты исследования освещены в ряде публикаций, в том числе в изданиях, входящих в Перечень ВАК МОиН РФ. Суммарный объём публикаций: более 2-х печатных листов. Диссертационная работа прошла процедуру обсуждения и рекомендована
к защите на заседании кафедры истории философии Философского Факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета от 12 сентября 2013 года.
Структура диссертации соответствует поставленным цели и задачам и включает в себя три главы, введение, заключение и библиографический раздел, состоящий из 158-ми источников, из которых 69 являются источниками на иностранных языках.
Первая глава тематизирует особое значение наследия А. Бергсона как мыслителя, заново установившего перед философией вопрос о времени, для французской интеллектуальной традиции 20 века. Вторая глава посвящена влиянию Бергсона на феноменологическую традицию и разбита на две части, первая из которых имеет дело с философией восприятия М. Мерло-Понти, вторая - с этикой Другого Э. Левинаса. Третья глава посвящена анализу взаимосвязи идей Бергсона с постмодернистским направлением французской мысли на примере анализа киноэстетики Ж. Делёза как «бергсонианского проекта».
Глава 1. Философская эволюция Бергсона в контексте интеллектуальных вызовов 20 века
§1. Бергсоновское «переоткрытие времени» и философия Франции 20 века. В данной главе рассматривается возникновение и развитие бергсоновского понятия длительности в качестве метода специального, собственного и непосредственного описания времени. Неотъемлемые свойства времени, понятого как длительность, согласно Бергсону, будут его органичность, неделимость, субъективность, - понимаемая одновременно и как оппозиционность по отношению ко всякой метаперсональной общности, и как противоположность объективному, то есть миру материи и пространства, -наконец, обладание некоторым творческим потенциалом, некоторой силой
производить новое. То как образ и понятие длительность, воплощающая в себе
>
суть бергсоновской философии времени, находит для себя окончательное и полное выражение прослеживается через ряд программных текстов А. Бергсона. Так, длительность впервые даёт о себе знать в качестве нового способа описания субъекта в «Эссе о непосредственных данных сознания». Затем, значение данного концепта приобретает онтологический аспект в «Материи и памяти» и особое выражение в теории познания в «Творческой эволюции». В последней из указанных работ учение о длительность объединяется с эволюционистскими концепциями 19-20 вв., что, в свою очередь, позволяет данному понятию приобрести этический и эстетический аспект, имеющий существенное значение для последующей французской философской мысли. Бергсоновская философия времени рассматривается как и в её общем, историко-философском контексте, так и в контексте интеллектуальной жизни Франции в годы следующие сразу за смертью мыслителя, - а именно, то, как бергсонизм смог транслировать себя в будущее в противодействие французскому неогегельянству и неокантианству 2060-ых годов. Кроме того, именно бергсоновское учение о длительности, а так же рядом примыкающих к нему положений, - таких как учение об образе как внутренней сути материи, и особая разновидность критики телесности и сознания,
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Видимость как характеристика субъекта в современной французской философии2018 год, кандидат наук Перцева, Алина Андреевна
Язык и метод феноменологии: О. Финк и рецепция его идей: М. Мерло-Понти, Ж. Деррида2017 год, кандидат наук Шестова, Евгения Александровна
Проблема существования в философии М. Мерло-Понти2004 год, кандидат философских наук Голиневич, Наталья Александровна
Сущность и экзистенциальные основания медиационного диалога2018 год, доктор наук Кириллов Герман Михайлович
Феноменологический метод и его границы: от немецкой к французской феноменологии2013 год, доктор философских наук Ямпольская, Анна Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Верихов, Иван Дмитриевич, 2013 год
Библиография
1. Аксенов Г.П. Анри Бергсон и Владимир Вернадский о причине дления // Музыка и категория времени. М.: АСМ, 2003.
2. Аксенов Г.П. К истории понятий дления и относительности // Вопросы философии, 2006, № 2. С. 107 - 117.
3. Аксенова И.А. Феномен интуиции // Философия XX века: школы и концепции: Научная конференция к 60-летию философского факультета СПбГУ, 21 ноября 2000 г. Материалы работы секции молодых учёных «Философия и жизнь». СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.7-8.
4. Арлычев А.Н. Об иррационализме как философии изменчивости. // Вопросы философии. М., 1992, № 6, С. 133-142
5. Артёменко H.A. Понятие изначальной временности у М. Хайдеггера: апории (на материале «Бытия и времени»). Часть 2. Бытие Dasein как временность: проблемные последствия. // ВЕСТНИК ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. A.C. ПУШКИНА, 2011, Vol. 2, №2.
6. Аскольдов С.А. Время и его религиозный смысл // Вопросы философии и психологии. - М., 1913. - Год XXIV, кн. 117 (II) - С. 137-173.
7. Асмус В.Ф. Бергсон и его критика интеллекта // Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984.
8. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М.: Мысль, 1965.
9. Бабаева A.B. Современная западная философия о культурном пространстве // Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации. Материалы научной конференции. Серия "Symposium", выпуск 7. СПб.: СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
10. Бабынин Б. Н. Философия Бергсона // Вопросы философии и психологии. - М., 1911. - кн. 108 - С. 251-290.
11. Бадью А. Делёз Шум бытия. М.: Фонд научных исследований Прагматика культуры, Логос-Альтера, 2004.
12. Беньямин В. О некоторых мотивах у Бодлера // Беньямин В. Озарения, М.: Мартис. С. 168-210.
13. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Озарения, М.: Мартис. С. 122-152.
14. Бергсон А. Введение в метафизику // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память, Минск: Харвест, 1999.
15. Бергсон А. Введение к сборнику «Мысль и движущееся». Часть I. Возрастание истины. Возвратное движение истины // Вопросы философии. -2007. -№ 8. - С. 125-134.
16. Бергсон А. Два источника морали и религии, М.: Канон, 1994.
17. Бергсон А. Две формы памяти // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти, М., 1979. С. 61-75.
18. Бергсон А. Длительность и одновременность. По поводу теории относительности Эйнштейна, М.: Добросвет, 2006.
19. Бергсон А. Материя и память // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память, Минск: Харвест, 1999.
20. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. М.: Директ-Медиа, 2002.
21. Бергсон А. Смех // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память, Минск: Харвест, 1999.
22. Бергсон А. Сознание и жизнь. М.: РОССПЭН, 2010.
23. Бергсон А. Творческая эволюция / пер. с фр. М. Булгакова // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память, Минск: Харвест, 1999.
25. Блауберг И. И. Анри Бергсон, М., 2003.
26. Блауберг И.И. А. Бергсон и У. Джеймс: о некоторых согласиях и несогласиях // Сознание. Практика. Реальность: Памяти Нины Степановны Юлиной, М., 2013. С. 117-139.
27. Блауберг И.И. Бергсон и «переоткрытие времени» // Вопросы философии. М., 2007, № 8. С. 117-124.
28. Блауберг И.И. О памяти и забвении: П.Рикёр и А.Бергсон // Поль Рикёр - философ диалога. М., 2008.
29. Блауберг И.И. Социально-этическое учение А. Бергсона // История зарубежной философии и современность. М.: Издательство Московского университета, 1979, № 10. С.130-137.
30. Блауберг И.И. Эпистемология Бергсона в оценках западных исследователей // Эпистемология и философия науки. - М., 2012. - XXXIV, № 4. -С. 202-211.
31. Валери П. Кризис времени // Валери П. Об искусстве, М.: Искусство,
1976.
32. Валери П. Об искусстве, М.: Искусство, 1976.
33. Вдовина И. С. Феноменология во Франции. М.: Каннон, Реабилитация, 2009.
34. Визгин В.П. Анри Бергсон и экзистенциальная мысль. // Вопросы философии. М., 2004, № 10, С. 157-165.
35. Визгин В.П. Этюд о времени. // Философские исследования. М., 1999, №3. С. 149-158.
36. Воробьев Д.В. Бытие и Ничто в онтологии Бергсона. // Материалы VI Международной ярмарки идей, 31-го академического симпозиума. Нижний Новгород, 2003. С. 280-282.
37. Воробьев Д.В. Об идеях дискретного постижения в свете учения Бергсона о бытии и ничто //Материалы VI Международной ярмарки идей, 32-го академического симпозиума. Нижний Новгород, 2004. С. 300-301.
38. Воробьев Д.В. Об идеях отсутствия и виртуальной реальности в свете учения Бергсона о бытии и ничто // Человек и Вселенная. СПб., 2004, № 5 (38). С. 26-37.
39. Вышеславцев Б.П. Этика Фихте. М.: Печатня А. Снегирёвой, 1914.
40. Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М.: Прогресс-традиция, 2006.
41. Гайденко П.П. Категория времени в буржуазной европейской философии XX в. // Философские проблемы исторической науки. - М., 1969. - С. 251-260.
42. Гофман А. Б. Общество, мораль и религия в философии Анри Бергсона // Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. С. 351-375.
43. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Том I. Феноменология внутреннего сознания времени, М.: Гнозис, 1994.
44. Декомб В. Современная французская философия, М.: Весь Мир, 2000.
45. Делёз Ж. Логика смысла // Делёз Ж. Логика смысла, Фуко М. Theatrum philosophicum, Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
46. Делёз Ж. Кино, М.: Ад Маргинем, 2004.
47. Делёз Ж. Переговоры. Спб.: Наука. 2004. С. 176-202.
48. Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность. Критическая философия Канта. Бергсонизм. Спиноза. М.:ПЕР СЭ, 2001.Его же. Ницше. Спб: AXIOMA, 2001.
49. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Институт экспериментальной социологии, Спб.: Алетейя, 1998.
50. Дьяков А. В. Философия постструктурализма во Франции. Нью-Йорк: Северный Крест, 2008.
51. Дьяков А. В. Жиль Делёз: территория смысла // Азбука Жиля Делёза. М.: Союз, 2004. С. 5-24.
52. Дьяков A.B., Соколов Б.Г. «.» зрения. СПб: Санкт-Петербургское философское обществово; Курск: Курский государственный университет, 2009.
53. Дюфен М. О Морисе Мерло-Понти. // Интенциональность и текстуальность. Томск: Водолей, 1998. С. 96-110.
54. Евлампиев И.И. Метафизика личности Л. Карсавина и окончательное преодоление «атомистической» модели человека // Перспективы метафизики. Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков: Материалы международной конференции. Санкт-Петербург, 28-29 октября 1997 г. / Отв ред. М.С. Уваров. — СПб.: Санкт-Петербургское отделение Института человека РАН, 1997.
55. Евстропов М.Н. Иное, чем Бытие: Лицо в метафизике Эммануэля Левинаса. Часть 1: Черты Лица // Вестник Томского государственного университета. - Томск, 2011. - № 342 (январь). - С. 44-50.
56. Ипполит Ж. Логика и существование. Очерк логики Гегеля, Спб.: Владимир Даль, 2006.
57. Колесников A.C. Философия и литература: современный дискурс // История философии, культура и мировоззрение. К 60-летию профессора A.C. Колесникова. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.8-36.
58. Лазарев А. Философия Бергсона // Мысль и Слово. - М., 1917. - Т. 1. -С. 177-214.
59. Левинас Э. Диахрония и репрезентация // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX век, Томск: Водолей, 1998.
60. Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное, М.: Университетская книга, 2000.
61. Левинас Э. Теория интуиции в феноменологии Гуссерля // Левинас Э. Избранное: Трудности свободы, М.: РОССПЭН, 2004.
62. Лиотар М. Ф. Феноменология. Спб.: Лаборатория метафизических исследований СПбГУ, Алетейа, 2001.
63. Литвинова А. Л. Роль интуиции в научном познании // Философия о предмете и субъекте научного познания / Под ред. Э.Ф. Караваева, Д.Н. Разеева. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.135-150.
64. Лосский Н. О. Интуитивная философия Бергсона, Спб.: Учитель, 1922.
65. Маритен Ж. От Бергсона к Фоме Аквинскому. Очерки метафизики и этики, М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.
66. Мерло-Понти М. В защиту философии, М.: Издательство гуманитарной литературы, 1996.
67. Мерло-Понти М. Знаки, М.: Искусство. 2001.
68. Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Исскуство, 1992.
69. Мерло-Понти М. Феноменология Восприятия, Спб.: Ювента, Наука,
1999.
70. Модин Б.П. Картезианские традиции в философии XX века // XVII век в диалоге эпох и культур: Материалы научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск 8. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.99-101
71. Нэтеркотт Ф. Философская встреча: Бергсон в России (1907-1917), М.: Модест Колеров, 2008.
72. Олюшина М.В. Эстетическая интуиция - этическая ответственность // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 115-118.
73. Орлова Ю.О. Время и рефлексия // Метафизические исследования. Выпуск 1. Понимание. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при Философском факультете СПбГУ, 1997. С. 181-189.
74. Пивоев В. М., Шредер С. А. Бергсон и проблемы методологии гуманитарного знания, Петрозаводск, 2008.
75. Попов П.С. Бергсон и его критики // Вопросы философии. - 2009. - № 3.-С.128-141.
76. Рассел Б. История западной философии: в 3 кн., Спб.: Азбука, 2001.
77. Рубене М. А. Кантовское учение о времени и его интерпретация в философии жизни и феноменологии // «Критика чистого разума» Канта и современность. Рига, 1984. С. 268—275.
78. Свасьян К. А. Эстетическая сущность интуитивной философии Бергсона, Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1978.
79. Симаков К.В. Теория конкретного времени А. Бергсона // Вестник РАН. - М., 1996. - т. 66, № 1 - С. 54-62.
80. Соколов Б.Г. Время юбилея // История философии, культура и мировоззрение. К 60-летию профессора A.C. Колесникова. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.
81. Соколов Б.Г. Понимание со-бытия // Метафизические исследования. Выпуск 1. Понимание. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при Философском факультете СПбГУ, 1997. С. 13-37.
82. Соколова Л.Ю. Трансцендентализм во французской религиозной феноменологии [Электронный ресурс] // Россия — Запад — Восток: компаративные проблемы современной философии. Сайт «Философская антропология», 2004. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/solcoloYa/russia 05.html (дата обращения 01.03.2013).
83. Соколова JI.IO. Феноменологическая концепция M. Мерло-Понти // История философии, культура и мировоззрение. К 60-летию профессора А.С. Колесникова. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.
84. Суханов К.Н. Критический очерк гносеологии интуиционизма, Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1978 .
85. Фуко M. Theatrum philosophicum // Делёз Ж. Логика смысла, Фуко М. Theatrum philosophicum, Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
86. Хайдеггер М. Время и бытие, Харьков: Фолио, 2003.
87. Шевцов К.П. Идея длительности Бергсона и эстетика чтения // Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Материалы научной конференции 10 октября 2001 г. Серия "Symposium", выпуск 16. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.77-78.
88. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение. М.: Логос, 2002.
89. Штенберген А. Интуитивная философия Анри Бергсона, М., 2009.
90. Alexander S. Space, Time and Deity: The Gifford Lectures at Glasgow, 1916-1918. Volume 1, L.: Macmillan & Со., 1920.
91. Ansell-Pearson K. Philosophy and the Adventure of the Virtual, Vancouver: Routledge, 2001.
92. Antliff M. Inventing Bergson, Princeton, 1993.
93. Azouvi F. La gloire de Bergson. P., 2007.
94. Bachelard G. La dialectique de la durée, P.: PUF, 1989.
95. Bachelard G. La dialectique de la durée. P., 1936.
96. Badiou A. Deleuze: La clameur de L'Etre, P.: Hachette, 1997.
97. Bataille G. Hegel, Death and Sacrifice // Yale French Studies. - 1990. - No. 78 (On Bataille). - pp. 9-28.
99. Benda J. Une philosophie pathétique // Cahiers de la quinzaine, 15. sér., 2 cahier, P., 1912.
100. Bergson H. L'évolution créatrice. P.: Les Presses universitaires de France,
1965.
101. Bergson H. Matière et mémoire. Essai sur la relation du corps à l'esprit. P.: Les Presses universitaires de France, 1965.
102. Bergson H. Matière et mémoire. Essai sur la relation du corps à l'esprit, P.: Les Presses universitaires de France, 1965.
103. Bréhier E. Images plotiniennes, images bergsoniennes // Les études bergsoniennes, vol. 2, P., 1949.
104. Chavalier J. Entretiens avec Bergson, P., 1955.
105. Chevalier J. Bergson. P., 1926.
106. Delbos V. Matière et Mémoire, essai sur la relation du corps a l'esprit // Revue de métaphysique et de morale, vol. 5 (3), P., 1897.
107. Deleuze G. La conception de la différence chez Bergson // Les etudes bergsoniennes, vol. 4, P., 1956.
108. Deleuze G. Bergson 1859-1941 // Merleau-Ponty M. (ed.). Les Philosophes célèbres, P., 1956.
109. Deleuze G. Le Bergsonisme, P.: PUF, 1966.
110. Delhomm J. Vie et conscience de la vie, P., 1954.
111. Delhomme J. Durée et Vie dans la philosophie de Bergson. P., 1949.
112. Delhomme J. Nietzsche et Bergson: La représentation de la vérité // Les etudes bergsoniennes, vol. 5, P., 1960.
113. Derrida J. Adieu à Emmanuel Lévinas. P.: Galilée, 1997.
114. Diemer A. Edmund Husserl. Versuch einer systematischen Darstellung seiner Phänomenologie. Mesenheim am Glan, 1956.
116. Gouhier H.Bergson et le Christ des évangiles, P., 1961.
117. Guerlac S. Thinking in Time: An Introduction to Henri Bergson, Cornell,
2006.
118. Heidegger M. Sein und Zeit, Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1967.
119. Herzog A. Affectivity, Becoming, and the Cinematic Event: Gilles Deleuze and the Futures of Feminist Film Theory. [Электронный ресурс]. 2000. URL: http://media.utu.fi/affective/herzog.pdf (дата обращения 01.03.2013).
120. Herzog A. Images of Thought and Acts of Creation: Deleuze, Bergson, and the Question of Cinema. [Электронный ресурс]. 2000. URL: http://www.rochester.edu/in_visible culture/issue3/herzog.htm (дата обращения: 01.03.2013).
121. Hude H. Bergson (2 volumes), P., 1989 et 1990.
122. Husson L. L'intellectualisme de Bergson: Genèse et développement de la notion bergsonienne d'intuition. P., 1947.
123. Jankélévitch V. Henri Bergson. P., 1931.
124. Kelly M. (ed.), Bergson and Phenomenology, L., 2010.
125. Lawlor L. The challenge of Bergsonism: phenomenology, ontology, ethics, L.: Continuum, 2003.
126. Le Roy E. A New Philosophy: Henri Bergson, Whitefish, 2004.
r
127. Le Roy E. Une philosophie nouvelle. Henri Bergson. P., 1912.
128. Lechalas G. Matière et mémoire, d'après un nouveau livre de M. Bergson // Annales de philosophie chrétienne, May: 147-164, Juin: 314-334, P., 1897.
r
129. Lechalas G.Etude sur l'espace et le temps, P. 1896.Lindsay A.D. The Philosophy of Bergson, L., 1911.
130. Lévinas E. Le temps et l'autre // Wahl J. Le Choix, le Monde, l'Existence, P., 1947.
132. Massumi В. Parables for the Virtual: Movement, Affect, Sensation, Durham: Duke University Press Books, 2002.
133. Merleau-Ponty M. Bergson se faisant // Signes, P., 1960.Merleau-Ponty M. Éloge de la philosophie, P., 1953.
134. Merleau-Ponty M. L'Union de l'âme et du corps chez Malebranche, Biran et Bergson, P., 1968.
135. Merleau-Ponty M. The Philosophy of Existence // Merleau-Ponty M. Texts and Other Dialogues, Atlantic Highlands, N.J.: Humanities Press, 1991.
136. Miquel P.A. Bergson ou l'imagination métaphysique. P., 2007.
137. Moore F. C. T. Bergson: Thinking Backwards, New York: Cambridge University Press, 1996.
138. Mullarkey J. (ed.) The New Bergson, Manchester, 2000.
139. Mullarkey J. Bergson and philosophy, Edinburg: Edinburg University Press, 1999.
140. Papanicolaou A.C. Aspects of Henry Bergson's Psycho-Physical Theory // Papanicolaou A.C., Pete A.Y. Bergson and Modern Thought: Towards a Unified Science, Vancouver: Routledge, 1987.
141. Péguy С. Note sur M. Bergson et la philosophie bergsonienne // Cahiers de la quinzaine, 15 sér., 8 cahier, P., 1914.
142. Robinet A. Bergson et les métamorphoses de la durée. P., 1965.
143. Rodowick D.N. A Short History of Cinema // Rodowick D.N. Gilles Deleuze's Time-Machine, Durham: Duke University Press, 1997.
144. Russell B. The Philosophy of Bergson // The Monist, vol. 22, L., 1912.
145. Soulez P. Bergson politique. P., 1989.
146. Totaro D. Gilles Deleuze's Bergsonian Film Project, Part 1: Cinema 1: The Movement-Image. [Электронный ресурс] // Offscreen, 1999. URL:
http://www.horschamp.qc.ca/9903/offscreen_essays/deleuze 1 .html (дата обращения 01.03.2013).
147. Totaro D. Gilles Deleuze's Bergsonian Film Project, Part 2: Cinema 2: The Time-Image. [Электронный ресурс] // Offscreen, 1999. URL: http://www.horschamp.qc.ca/9903/offscreen_essays/deleuze2.html (дата обращения 01.03.2013)
148. Totaro D. Time, Bergson, and the Cinematographical Mechanism. [Электронный ресурс] // Offscreen, 2001. URL: http://www.horschamp.qc.ca/new_offscreen/Bergson film.html (дата обращения 01.03.2013).
149. Vieillard-Baron J.L. (éd.) Bergson ou le bergsonisme. P., 1999.
150. Vieillard-Baron J.L. (éd.) Bergson. P., 1991.
151. Wahl J. Tableau de la philosophie française. P., 1962.
152. Wood D. The Deconstruction of Time, Atlantic Highlands, N.J.: Humanities Press, 1989.
153. Worms F. (éd.) Annales bergsoniennes II: Bergson, Deleuze, la phénoménologie. P., 2004.
154. Worms F. Bachelard et Bergson : Continuité et discontinuité?, P., 2008.
155. Worms F. Bergson ou les deux sens de la vie, P., 2004.
156. Worms F. Bergson ou Les deux sens de la vie, P., 2004.
157. Worms F. Introduction à "Matière et mémoire" de Bergson, suivie d'une brève introduction aux autres livres de Bergson, P., 1997.
158. Worms F. Le vocabulaire de Bergson, P., 2000.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.