Философия Э. Гуссерля и её влияние на формирование феноменологических методов анализа языка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Прохоров Александр Иванович

  • Прохоров Александр Иванович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 174
Прохоров Александр Иванович. Философия Э. Гуссерля и её влияние на формирование феноменологических методов анализа языка: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2020. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Прохоров Александр Иванович

Введение

Глава 1. Феноменология Гуссерля и феномен языка

§1. Эдмунд Гуссерль. Личность философа в историческом контексте

§2. Феноменологическая философия: общая характеристика

§3. Наследие Гуссерля и проблема языка

§4. Структурная модель семантики Гуссерля

Глава 2. Феноменология и философия языка ХХ в

§1. Лингвистический поворот: поражение логицизма и поэтика философского мышления

§2. Феноменология языка: обобщение программных и методологических установок

§3. Феноменология и лингвоцентризм ХХ в.: внутри и снаружи дискурса

§4. Язык как теоретическая реальность: феноменология языка и история европейского

мышления

Глава 3. Влияние феноменологии Гуссерля на философию языка - анализ основополагающих

работ ХХ в

§1. Г. Шлет: логические и поэтические внутренние формы

§2. М. Хайдеггер: радикальный дескриптивизм и онтологический историзм

§3. М. Мерло-Понти: жестовая теория языка

§4. П. Рикёр: конфликт интерпретаций и синтез методов

§5. Ж. Деррида: феноменологичность и лингвоцентризм деконструкции

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия Э. Гуссерля и её влияние на формирование феноменологических методов анализа языка»

Введение

Актуальность темы исследования. Феноменология, возникшая на рубеже Х1Х-ХХ в. в. как в высшей степени оригинальный философский проект Эдмунда Гуссерля, ныне принадлежит к числу самых авторитетных направлений западноевропейской мысли. Успех феноменологии, сопутствовавший ей ещё при жизни ее родоначальника, объясняется, с одной стороны, логически выверенной, академичной манерой философствования, которая сближает её с метафизическими системами классического образца, а с другой - заложенной в ней перспективной программой радикального обновления. Уже на заре своего становления феноменология смогла дать достойный отпор модному в те времена веянию - психологизму, который был одним из главных идеологических столпов позитивизма и релятивизма. Опровергая теоретические установки психологизма, Гуссерль отстаивал трансцендентальную идеалистическую философию как единственно надежный фундамент для построения любого типа научного знания. В основе его учения лежали методы работы с феноменами сознания, позволяющие в строгих формах анализировать структуры человеческого опыта. Широкий спектр тем, затрагиваемых Гуссерлем на протяжении полувека его феноменологических изысканий, свидетельствует об амбициозности его замысла, претендующего на универсальность. Эту всеохватность и творческий потенциал, которые содержало в себе новое течение, подтверждают и сугубо феноменологические разработки, ведущиеся по сей день в различных университетах мира, но еще в большей степени - те неканонические ответвления, которые, будучи инициированы гуссерлевским проектом, вылились в самостоятельные теории, знаковые для ХХ в.

Актуальность настоящего исследования заключается в том, что, сосредоточившись на феномене языка, каким он виделся самому Гуссерлю и каким он предстал в наиболее значимых философских концепциях ХХ в., так или иначе ориентированных феноменологически, оно доказывает продуктивность предложенного Гуссерлем подхода к языку, что крайне значимо в современных условиях. После лингвистического поворота, акцентировавшего ведущую роль языка в организации человеческого универсума, кризисные явления современного гуманитарного знания, границы и формы которого опосредованы языком, переживаются -подобно кризису основания естественных наук во времена Гуссерля - как симптом дегуманизации культуры и соответствующего переформатирования её основополагающих ценностей. В этом контексте соотнесенность языка со структурами чистого сознания по образцу Гуссерля может стать парадигмальной моделью, способной противостоять релятивизму и обесцениванию достижений гуманитарных наук.

Степень разработанности темы. Феноменологическое движение в России имеет богатую историю. Сочинения Гуссерля в начале ХХ в. переводились в нашей стране почти сразу после выхода их из печати в Германии. И даже в советский период, когда доступ к текстам Гуссерля был предельно ограничен, влияние феноменологии заметно сказалось на творчестве таких крупных мыслителей, как А. Ф. Лосев или М. К. Мамардашвили. За последние тридцать лет в России сформировалось научное феноменологическое сообщество со своей собственной направленностью и кругом изучаемых вопросов. На сегодняшний день существует большое количество исследований как по классической феноменологии гуссерлевского образца, так и посвященных учениям видных мыслителей, которые имеют к феноменологии то или иное отношение. В числе российских учёных, внесших существенный вклад в дело продвижения и развития идей Гуссерля, прежде всего стоит назвать имена Н. С. Автономовой, В. В. Бибихина, И. С. Вдовиной, П. П. Гайденко, Л. А. Гоготишвили, И. И. Докучаева, В. В. Калиниченко, В. И. Молчанова, Н. В. Мотрошиловой, В. А. Подороги, К. А. Свасьяна, Я. А. Слинина, А. Г. Чернякова. Имеется и пласт комментаторской и специальной литературы, в которой авторы уделяют внимание в том числе и вопросам пересечения феноменологии и философии языка, составившим сюжет данного диссертационного исследования: это работы Н. А. Артёменко, Е. В. Борисова, Р. А. Громова, И. Н. Инишева, А. Э. Савина, В. А. Серковой, М. Е. Соболевой, Л. Ю. Соколовой, Д. Н. Разеева, О. Н. Шпараги, А. А. Шиян, А. В. Ямпольской и др.

Но если предельно конкретно сфокусироваться на искомой теме, которая предполагает систематический историко-концептуальный охват влияния феноменологии на современную философию языка, то следует признать, что обстоятельных трудов подобного рода в отечественной науке практически нет. Характеризуя нынешнее состояние феноменологии в России, А. Э. Савин выделяет семь направлений исследований. Феноменология языка среди них отсутствует 1 . На русском языке на сегодняшний день написана только одна фундаментальная работа по феноменологии языка, освещающая как теоретическое, так и историческое измерения - «Непрямое говорение» (2006) Л. А. Гоготишвили. Настоящее исследование во многом опирается на эту книгу, стремясь углубить и расширить поднятые в ней вопросы.

На Западе в послевоенное время стали ощутимы тенденции сделать феноменологию пространством междисциплинарных исследований, выведя её за пределы узкоспециализированного знания. Особенно преуспели в таком расширении границ немецкие мыслители: Оскар Беккер, Вальтер Бимель, Ханс Блюменберг, Бернхард Вальденфельс, Изо

1 Косвенное отношение к феноменологии языка среди перечисленных направлений имеет только «построение на феноменологической базе постметафизической онтологии и семантики». См.: Савин А. Э. Развитие феноменологической философии в современной России // Вопросы философии. 2015. № 1. С. 103.

Керн, Отто Пёггелер, Генрих Ромбах, Эрнст Тугендхат, Герман Шмитц, Альфред Шютц. Кроме того, мировое научное сообщество уже многие десятилетия разрабатывает и феноменологию языка как отдельную дисциплину в рамках феноменологических изысканий Гуссерля. Наиболее близки к теме настоящего исследования две работы. Во-первых, книга Дж. Эди «Speaking and Meaning. The Phenomenology of Language» (1976), в которой присутствует анализ философии языка у Гуссерля и Мерло-Понти, а также впервые предпринят опыт обобщённого описания феноменологии языка. Во-вторых, книга М. Куша «Language as Calculus vs. Language as Universal Medium. A Study in Husserl, Heidegger and Gadamer» (1989), в которой сопоставляются теории языка у Гуссерля, Хайдеггера и Гадамера. Обе книги не переведены на русский язык и впервые подвергаются серьёзному обсуждению на страницах данной диссертации.

Цели и задачи исследования. Цель исследования - выявить специфику феноменологии языка, какой она предстает в трудах её основателя Э. Гуссерля, раскрыть её эвристический потенциал и проследить влияние на формирование феноменологических методов анализа языка.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- проанализировать корпус сочинений Э. Гуссерля на предмет наличия теоретических положений, прямо затрагивающих проблемы философии языка или способных повлиять на подходы к решению этих проблем;

- на основании феноменологического разбора понятия «акт знания» в философии Гуссерля сконструировать структурную модель семантики классического варианта феноменологии;

- аргументировать целесообразность рассмотрения феноменологии в русле осуществления такого явления, как лингвистический поворот, определившего облик философии ХХ в.;

- проследить генезис феноменологии языка, эксплицировать общие теоретические положения и наметить перспективы её дальнейшего развития;

- путём синтеза методов феноменологии и семиотики представить историю европейской философии XVIII-XX в. в. в свете взаимодействия таких структурообразующих элементов, как сознание, язык, идеология и дискурс;

- исследовать языковые теории Г. Шпета, М. Хайдеггера, М. Мерло-Понти, П. Рикера и Ж. Деррида на предмет обнаружения в них влияния феноменологии Гуссерля. Научная новизна исследования. Несмотря на наличие в отечественной и зарубежной

литературе текстов, посвящённых отдельным историческим или концептуальным аспектам философии языка у Гуссерля и её влияния на европейскую мысль, историко-теоретические работы, которые были бы центрированы исключительно на гуссерлианской феноменологии языка как особой философской дисциплине, в российской академической среде отсутствуют. Диссертация призвана восполнить этот дефицит. Феноменологическая версия рассмотрения

языка, артикулируемая и обосновываемая в данной работе, представляет серьёзную альтернативу существующим аналитическим теориям, инициированным в ХХ в. лингвистическим поворотом, поскольку обращается к априорным структурам сознания с тем, чтобы обеспечить дополнительный, более высокий уровень анализа языковых выражений.

В ходе проведения исследования были разработаны также оригинальные теоретические подходы, которые могут быть условно обозначены как модальный анализ акта знания и анализ языка в качестве теоретической реальности. Исследование вводит в обсуждение ряд текстов, значимых для феноменологии в целом и феноменологии языка в частности, но до сих пор не переведённых и не изученных в отечественной философии. Это в первую очередь монографии таких авторов как J. Edie, M. Kusch, D. Moran. Кроме того, впервые подвергаются критическому обсуждению некоторые переводы текстов Э. Гуссерля.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы настоящей диссертации, разработанные в ней методологические подходы и полученные результаты позволяют прояснить место феноменологии языка в системе фундаментального проекта Гуссерля, а также роль феноменологических концептов и стратегий в формировании наиболее значимых лингвоцентрических философских учений ХХ в. Теоретическая значимость данного труда заключается в обнаружении научного потенциала языковых разработок Гуссерля, которые оказываются в высшей степени продуктивны и как проект универсальной грамматики, и как особого рода феноменологическая семантика.

Что касается методологии, то исследование предлагает новые теоретические подходы в рассматриваемой области, а также позволяет на более высоком уровне систематизировать многокомпонентные процессы, определяющие историю современной философской мысли. Кроме того, диссертация углубляет критическое осмысление текстов таких мыслителей, как Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Г. Шлет, М. Мерло-Понти, П. Рикёр, Ж. Деррида, выявляя феноменологические предпосылки их теорий. Анализ наследия Г. Шпета позволяет задать иной масштаб оценки идей этого мыслителя, вписав его в контекст истории не только российской, но и европейской философии.

Промежуточные итоги и окончательные выводы диссертации могут быть задействованы в научно-педагогической практике для разработки лекционных курсов, семинарских занятий и написания учебных пособий, посвящённых истории современной философии, феноменологии, онтологии и философии языка.

Методология и методы исследования. Методология настоящего исследования определена научной специальностью (09.00.03 История философии) и областью исследования согласно паспорту специальности: «лингвистические, герменевтические и феноменологические приёмы историко-философского исследования».

Основной метод - историко-философский текстологический анализ. Он состоит во внимательном изучении и сравнении текстов с целью проведения скрупулёзного разбора теоретических положений, выдвигаемых в них, и системы понятий, на базе которых эти теоретические положения разрабатываются. В ходе многостороннего сравнительного анализа первоисточники сопоставляются друг с другом, в том числе в контексте уже существующей исследовательской литературы.

По мере необходимости привлекаются дополнительные методы: феноменологический, герменевтический, сравнительный, биографический, аналогический, композиционный и др.

Методология исследования и вся совокупность применяемых методов в значительной степени обусловлены материалом, объектом и предметом настоящего исследования.

Материал исследования - это совокупность текстов, которую можно разделить на три большие группы:

(1) корпус текстов Э. Гуссерля и основные произведения тех мыслителей, чья философия языка анализируется на предмет выявления в ней влияния классической феноменологии;

(2) комментаторская литература, посвящённая интерпретации первоисточников, указанных в пункте (1), а также ряд исследований по истории философии, феноменологии, феноменологии языка;

(3) дополнительная литература по смежным областям гуманитарного знания, в первую очередь по языкознанию, семиотике и другим лингвистическим наукам.

Объект исследования - область философского мышления, определяемая как пересечение феноменологии и философии языка в интеллектуальном пространстве западной культуры ХХ в.

Предмет исследования - теоретические методы и положения, позволяющие систематизировать и обобщить историко-философские факторы, повлиявшие на распространение влияния феноменологии Гуссерля на методы анализа языка, созданные в рамках европейской философии ХХ в.

Положения, выносимые на защиту. По результатам проведённого исследования на защиту выносятся следующие положения:

1 . Учение о языке, не разрабатывавшееся Гуссерлем специально, однако имплицитно содержащееся в большинстве его сочинений, оказало влияние на формирование феноменологических методов анализа языка в двух отношениях: в качестве программы универсальной грамматики (семиотическая тенденция) и в качестве особого рода семантики, опирающейся на теорию ноэтико-ноэматического конституирования смысловой предметности (семантическая тенденция).

2 . Язык в гуссерлевской феноменологии играет ведущую роль, поскольку выступает конститутивным элементом интерсубъективного сообщества монад: в силу того, что логика языка в целом (его чистая грамматика) и знака в частности структурно воспроизводит логику сознания и феномена (т. е. чистую логику как таковую), оказывается возможным понятийное схватывание сущностей внутри монадической замкнутости каждого самосущего Я.

3 . Три структурные уровня понятия «акт знания»: (1) дисциплинарный (гносеологический), (2) модальный (онтологический) и (3) семантический, имея троичную категориальную структуру: (1) теория, норма, практика; (2) возможность, необходимость, существование (действительность); (3) смысл, значение, знак - коррелятивны друг другу и потому могут образовывать устойчивые вертикальные связи: (1) теория, возможность, смысл; (2) норма, необходимость, значение; (3) практика, действительность, знак. Эта структура определяет семантику и семиотику Гуссерля.

4 . Феноменология языка не тождественна всей феноменологии, а представляет собой её необходимое подразделение, в рамках которого создаётся инструментарий, занимающийся теми структурами сознания, что находятся в корреляции с языком. В наследии Гуссерля «феноменология языка» отсутствует в качестве специально тематизированной области, но вопросы феноменологической работы с языком оказываются для него принципиальными по двум причинам: (1) от очищения синтаксиса от семантики зависит судьба проекта универсальной грамматики; (2) от очищения семантики от синтаксиса зависит судьба учения о региональных онтологиях.

5 . Феноменология в ХХ в., прошедшем под знаком «лингвистического поворота», внесла весомый вклад в формирование и развитие новых подходов к проблематизации и анализу языка, доказав свою действенность в гносеологическом, онтологическом, аксиологическом и эстетическом планах.

6 . Учение о внутренней форме слова Г. Шпета, категориальный аппарат фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, жестовая теория языка М. Мерло-Понти, герменевтический проект П. Рикера и стратегия деконструкции Ж. Деррида содержат в себе в качестве базовых предпосылок семиотические и семантические модели гуссерлевской феноменологии.

7 . Понятия семантики, разработанной Гуссерлем (в первую очередь - выражение и значение), могут быть расширены и применены за пределами языка, что позволяет интерполировать выводы, полученные относительно языка, на структуры мира и сознания. Это дает основания говорить о полноценном историческом становлении феноменологии языка как метода.

Степень достоверности и апробация результатов. Достоверность полученных выводов основана на обращении к первоисточникам исследуемых проблем и на обширном охвате как российской, так и зарубежной критической литературы, отражающей современное состояние знания по рассматриваемым вопросам. Материалы, составляющие теоретическое ядро исследования, предварительно проверялись путём представления подготовленных статей на рецензирование специалистам, обладающим соответствующими знаниями и компетенциями, а также обсуждались на научных конференциях.

В ходе проведения исследования было подготовлено и опубликовано семь теоретических статей (шесть рецензированы ВАК, одна из них индексирована в Scopus, две - в Web of Science) и два доклада (оба индексированы в РИНЦ), с которыми автор выступал на международных научных конференциях, проходивших в Санкт-Петербурге (XVIII Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения, 2018; Генезис национального самосознания: аспект инструментальности в информационной безопасности России в условиях стихии глобализации, 2018). Выполнен один перевод2. Отдельные результаты апробированы в рамках проекта РФФИ № 18-311-00268 «Поэтика философского мышления: культурная парадигма модерна и современные тенденции».

На основе материалов исследования подготовлена программа учебного курса «Введение в феноменологию языка», представленная на государственном экзамене при окончании аспирантуры РХГА.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав (тринадцати параграфов), заключения и списка литературы.

2 Крипке С. Пустые имена и вымышленные сущности / Пер. с англ. А. И. Прохорова // Horizon. Феноменологические исследования. 2019. Т. 8 (2).

Глава 1. Феноменология Гуссерля и феномен языка

§1. Эдмунд Гуссерль. Личность философа в историческом контексте

В истории философии за Эдмундом Гуссерлем (Edmund Gustav Albrecht Husserl) (1859— 1938) закрепился титул основателя феноменологии. Интерес самых крупных мыслителей ХХ в., возникновение феноменологических центров по всему миру3, обильная комментаторская и исследовательская литература - всё это привело к широкому признанию феноменологии одним из наиболее влиятельных направлений современной философской мысли. К числу свидетельств неугасающего влияния феноменологии наравне с чисто историческими, историко-философскими изысканиями, направленными на развитие понимания многогранного наследия Гуссерля, следует отнести и такие традиционные, даже обязательные, для философии явления, как критика тех или иных положений, дискуссии по поводу правильного истолкования и попытки опровержения отдельных теоретических оснований. Целый ряд факторов даёт исследователям повод для противоречивых и даже негативных оценок роли Гуссерля в современном мышлении и, тем более, в истории философии в целом. Причём, критические замечания возникают как со стороны критиков Гуссерля, так и со стороны его апологетов. Упорное продолжение разбирательств вокруг Гуссерля, до сих пор не доведённое до коренного перелома ни одной из противоборствующих сторон, - это самое верное доказательство того, что и феноменология, и направленные на неё историко-философские исследования ни в малейшей степени не утратили своей актуальности и востребованности.

Настоящее исследование имеет, по преимуществу, апологетическую направленность, т. к. его цель - высветить сильные стороны учения Гуссерля, дабы указать на причины его влияния. Но чтобы изображение того потенциала, благодаря которому феноменология остаётся одним из наиболее влиятельных течений в философии, имело максимальную рельефность, необходимо обозначить и основные линии критики. Феноменология - это учение многоуровневое. Доказательства этому будут представлены впоследствии. Но соответственно этому и критические стратегии развиваются в разных измерениях, и будут освещаться по мере необходимости, в зависимости от того, какой аспект феноменологии находится в центре внимания.

К числу факторов, проблематизирующих историческое положение философии Гуссерля, можно предварительно отнести отсутствие прямых продолжателей дела основателя

3 Общий обзор деятельности фондов Гуссерля и центров изучения феноменологии по всему миру в настоящее время см.: Докучаев И. И. Эдмунд Гуссерль. СПб.: Наука, 2017. С. 55-58.

феноменологии (все послегуссерлевские попытки построения феноменологии оказывались «ересями»4 по отношению к основателю), сложность и внешнюю противоречивость развития мышления его самого, приводившие к отколу последователей ещё при жизни учителя, экстравагантность и даже эзотеризм терминологии 5 (далеко не все неологизмы или нестандартные применения классических понятий, введённые и активно практиковавшиеся Гуссерлем, были приняты за пределами феноменологии), чересчур амбициозные заявления, не получившие видимого и общепризнанного практического воплощения (сравнение редукции с религиозным обращением, попытки установить феноменологию в качестве системнозавершённого методологического основания любого философского и научного знания). Однако, разбитые таким образом на три группы обвинительные стратегии носят схематический и поверхностный характер и, наравне с Гуссерлем, могут быть применены к любому глубокому, самобытному и плодовитому мыслителю, будь то Платон, И. Кант, И. Г. Фихте, Ж.-П. Сартр или Л. Н. Толстой. Всё это, скорее, выступает свидетельством некоей философской пассионарности, без которой в принципе невозможно фигурировать в истории философии. В плане критики более обстоятельными выглядят попытки прояснения технических моментов движения мысли Гуссерля, неизбежно связанного с применением определённого понятийного аппарата, в подвижных внутренностях которого могут наличествовать неразрешимые противоречия. Но, что характерно, вскрытие таких парадоксов происходит на страницах работ тех авторов6, которые не склонны недооценивать важность мыслительной работы, проделанной основателем феноменологии. И прежде всего это относится к одному из ассистентов Гуссерля, Л. Ландгребе, который проделал грандиозную работу по выявлению и конструктивному переосмыслению противоречий феноменологии7. Что же касается историко-философской оценки, являющейся одной из главных задач настоящего исследования, то здесь важно заострить внимание только на одном обстоятельстве: Эдмунд Гуссерль оказывается одновременно ключевой, симптоматической и символической фигурой в истории европейской философии, переживающей переход из XIX в ХХ столетие.

4 Ricoeur P. À l'école de la phénoménologie. P.: J. Vrin, 1986. P. 156.

5 В контексте настоящего исследования можно отметить, что, например, Л.И. Кабанова считает отстранение от заданных терминологических конструкций, возникающих по причине привычки или автоматизма мышления, «основной особенностью феноменологического подхода к феномену языка». - Кабанова Л. И. Феноменологический анализ проблем языка и коммуникации в современной культуре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 8. Ч. 4. С. 80.

6 О парадоксах и противоречиях философствования Гуссерля см.: Молчанов В. И. Различение и опыт: Феноменология неагрессивного сознания // Молчанов В. И. Исследования по феноменологии сознания. М.: Территория будущего, 2007. С. 268, 337, 362; Мотрошилова Н. В. Идеи I Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М.: Феноменология - Герменевтика, 2003. С. 289, 614; Лиотар Ж.-Ф. Феноменология / Пер. с англ. Б. Г. Соколова. СПб.: Алетейя, 2001. С. 52, 125.

7 См. : Докучаев И. И. Людвиг Ландгребе и конец немецкой классической феноменологии // Ландгребе Л. Феноменология Эдмунда Гуссерля / Пер. с нем. и англ. И. И. Докучаева и З. В. Фиалковского, вступ. ст. И. И. Докучаева. СПб.: Русский Мiръ, 2018. С. 20-22, 55-76.

Если вообще позволительно членить историю философии на временные отрезки, приводя её таким образом к общему основанию с историей экономической, политической и культурной, то оправданность и точность такого членения будет зависеть от обнаружения переходных процессов, либо обуславливающих, либо репрезентирующих качественную смену одних характерных связей и отношений другими. И наиболее явственно такой переходный процесс от XIX к ХХ в. проявился именно в наследии Э. Гуссерля. Mожно сказать ещё резче, в порядке тезиса: парадоксальность «феномена Гуссерля» состоит в том, что его личная историческая исключительность порождена избыточным сплетением тех обстоятельств и тенденций мышления, которые по отдельности могли бы быть названы всего лишь характерными или типовыми для его времени. Опознание таких типовых тенденций в соединении с пониманием индивидуального своеобразия их сложной комбинации образует искомый предмет исторического внимания к персоне Э. Гуссерля.

Когда нужно писать о мыслителе, осознанным выбором и центральным жизненным устремлением которого была теоретическая работа8, то можно следовать методу Хайдеггера, предварявшему рассказ о философии Аристотеля следующими словами: «.. .он родился в такое-то время, работал, а потом и умер»9. Этот путь привлекателен интеллектуальным пуризмом, напоминающим надписи на могилах эпикурейцев - «Non fui, fui, non sum, non curo»10, - но в случае Гуссерля нужно, не впадая в излишние подробности, ограничиться некоторым биографическим минимумом, без которого не будет понятно, как мыслитель, отличавшийся монологическим типом мышления11 и никогда намеренно не шедший к широкой аудитории, тем не менее уже при жизни получил международное признание и состоял в переписке со многими ведущими умами Европы. Такова «историческая» задача, решаемая путём учёта ряда биографических обстоятельств. с другой стороны, учёт всех этих обстоятельств необходим и для другого, не менее важного движения, переносящего историческую проблематику на феноменологический уровень12. Дело в том, что переход на уровень истории идей (что составляет подлинный объект истории философии, и подтверждается приведённой цитатой Хайдеггера) возможен только в случае их корректного, недеформирующего отделения от всех

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Прохоров Александр Иванович, 2020 год

Список литературы

1. Автономова, Н. С. Философский язык Жака Деррида. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. - 510 с.

2. Амирова, Т. А. История языкознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. А. Амирова, Б. А. Ольховиков, Ю. В. Рождественский; под. ред. С. Ф. Гончаренко. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 672 с.

3. Ансельм Кентерберийский. Прослогион // Ансельм Кентерберийский. Сочинения / Пер. с лат. И. В. Купреевой. - М.: Канон, 1995. - С. 123-165.

4. Антология феноменологической философии в России. Т. 1 / Сост., общ. редакция, предисл. и комм. И. М. Чубарова. - М.: Логос, 1997. - 512 с.

5. Аристотель. Категории // Категории Аристотеля на греческом и русском языках / Пер. с греч. М. Н. Касторского. - СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1859. -91 с.

6. Аристотель. Метафизика / Пер. с греч. А. В. Кубицкого // Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Т. 1 / Ред. В. Ф. Асмус. - М.: Мысль, 1976. - С. 63-367.

7. Аристотель. О душе / Пер. с греч. П. С. Попова // Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Т. 1. / Ред. В.Ф. Асмус. - М.: Мысль, 1976. - С. 369-450.

8. Белоусов, М. А. О понятии смысла в феноменологии // Русский логос: горизонты осмысления. Материалы международной философской конференции, СПб., 25-28 сентября 2017 г. В 2-х т. Т. 2. - СПб.: «Интерсоцис», Изд-во РХГА, 2017. - С. 509-511.

9. Бибихин, В. В. Внутренняя форма слова. - СПб.: Наука, 2008. - 420 с.

10. Бибихин, В. В. Сила мысли // Сафрански, Р. Хайдеггер. Германский мастер и его время. - М.: Молодая гвардия, 2005. - С. 5-17.

11. Бирюков, Б. В. Готтлоб Фреге: современный взгляд // Фреге, Г. Логика и логическая семантика: Сборник трудов / Пер. с нем. Б. В. Бирюкова под ред. З. А. Кузичевой. - М.: Аспект Пресс, 2000. - С. 8-62.

12. Борисов, Е. В. Проблема интерсубъективности в феноменологии Э. Гуссерля // Логос 1991-2005. Избранное: В 2 т. Т. 2. - М.: Территория будущего, 2006. - С. 151-174.

13. Вальденфельс, Б. Ключевая роль тела в феноменологии Мориса Мерло-Понти // Мерло-Понти, М. Видимое и невидимое / Пер. с фр. О. Н. Шпарага. - Мн.: Логвинов, 2006. -С. 381-399.

14. Вдовина, И. С. Поль Рикёр: на «Елисейских полях» философии. - М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2019. - 288 с.

15. Вдовина, И. С. Феноменология во Франции (историко-философские очерки). - М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2009. - 400 с.

16. Визгин, В. П. Поздний Гуссерль: квазирелигия разума как продуктивный тупик // История философии. - 2015. - Т. 20. № 1. - С. 102-129.

17. Витгенштейн, Л. Лекции. Кембридж 1930-1932. По записям Дж. Кинга и Д. Ли / Пер. с англ. Т. Михайловой // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель / Ред. Руднев В. - М.: Прогресс, Культура, 1993. - С. 271-309.

18. Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат / Пер. с нем. И. С. Добронравова и Д. Г. Лахути. - М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2011. - 288 с.

19. Витгенштейн, Л. Философские исследования / Пер. с нем. Л. Добросельского. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 347 с.

20. Гадамер, Г. Г. Неспособность к разговору / Пер. с нем. А. В. Михайлова // Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. - С. 82-92.

21. Гаспарян, Д. Э. Письмо (в) философии Ж. Деррида // Вестник РУДН, серия Философия. - 2014. - № 3. - С. 62-73.

22. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 3 / Пер. с нем. Б. Столпнера. -СПб.: Наука, 2006. - 584 с.

23. Гессен, С. И. Рец. на кн.: Гуссерль Э. Логические исследования. Ч. I. Пролегомены к чистой логике. Разрешённый автором перевод Э. А. Бернштейн под ред. и с пред. С. Л. Франка. СПб., 1909 // Вопросы философии и психологии. - 1910. - Кн. 102 (II). - С. 185-188.

24. Гессен, С. И. Моё жизнеописание // «Логос» в истории европейской философии: Проект и памятник / Под ред. Н. С. Плотникова. - М.: Территория будущего, 2005. - С. 125128.

25. Гоготишвили, Л. А. Непрямое говорение. - М.: Языки славянских культур, 2006. -

720 с.

26. Громов, Р. Дефиниция и дескрипция у Брентано и Гуссерля // Horizon. Феноменологические исследования. - 2012. - № 1 (1). - С. 7-27.

27. Грязнов, А. Ф. Лингвистическая философия // Новая философская энциклопедия. Т. 2. - М.: Мысль, 2010. - С. 396-397.

28. Гулыга, А. В. Философская антропология Вильгельма фон Гумбольдта // Гумбольдт, В. фон. Язык и философия культуры. - М.: Прогресс, 1985. - С. 7-23.

29. Гуров, К. П. Феноменологическая термодинамика необратимых процессов (физические основы). - М.: Наука, 1978. - 126 с.

30. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1.: Общее введение в чистую феноменологию / Пер. с нем. А. В. Михайлова. - М.: Академический проект, 2015. - 489 с.

31. Гуссерль, Э. Идея феноменологии: Пять лекций / Пер. с нем. Н. А. Артёменко. -СПб.: Гуманитарная академия, 2008. - 224 с.

32. Гуссерль, Э. Картезианские размышления / Пер. с нем. Д. В. Скляднева. - СПб.: Наука, 2006. - 320 с.

33. Гуссерль, Э. Логические исследования. Т. I: Пролегомены к чистой логике / Пер. с нем. Э. А. Бернштейн. - М.: Академический Проект, 2011. - 254 с.

34. Гуссерль, Э. Логические исследования. Т. II. Ч. 1: Исследования по феноменологии и теории познания / Пер. с нем. В. И. Молчанова. - М.: Академический проект, 2011. - 566 с.

35. Гуссерль, Э. Начало геометрии / Пер. с фр. и нем. М. Маяцкого. - М.: Ad Ма^тет, 1996. - С. 211-245.

36. Гуссерль, Э. Тело - Вещь - Вчувствование. Связь Душа-Тело / Пер. с нем. А. Н. Крюкова // Метаморфозы телесности: Сб. статей / Под ред. И. В. Кузина. - СПб.: Изд-во РХГА, 2015. - С. 198-222.

37. Гуссерль, Э. Философия, как строгая наука // Логос: Международный ежегодник по философии культуры. Кн. 1. - М.: Мусагет, 1911. - С. 1-56.

38. Гуссерль, Э. Философия как строгая наука // Гуссерль, Э. Избранные работы / Сост. В. А. Куренной. - М.: Территория будущего, 2005. - С. 185-240.

39. Делёз, Ж. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / Ж. Делёз, Ф. Гваттари; пер. фр. и послесл. Я. И. Свирского. - Екатеринбург: У-Фактория; - М.: Астрель, 2010. - 895 с.

40. Деррида, Ж. Введение // Гуссерль, Э. Начало геометрии / Пер. с фр. и нем. М. Маяцкого. - М.: Ad Ма^тет, 1996. - С. 9-209.

41. Деррида, Ж. Голос и феномен: введение в проблему знаков в феноменологии Гуссерля / Пер. с англ. С. Г. Кашиной // Деррида, Ж. «Голос и феномен» и другие работы по теории знака. - СПб.: Алетейя, 2015. - С. 9-137.

42. Деррида, Ж. Импликации. Беседа с Анри Ронсом // Деррида, Ж. Позиции / Пер. с фр. В. В. Бибихина. - М.: Академический проект, 2007. - С. 11-23.

43. Деррида, Ж. О грамматологии / Пер. с фр. Н. Автономовой. - М.: Ad Ма^тет, 2000. - 512 с.

44. Деррида, Ж. Подпись. Событие. Контекст // Деррида, Ж. Поля философии / Пер. с фр. Д. Ю. Кралечкина. - М.: Академический проект, 2012. - С. 349-375.

45. Деррида, Ж. Различание // Деррида, Ж. Письмо и различие / Пер. с франц. А. Гараджи, В. Лапицкого и С. Фокина. Сост. и общая ред. В. Лапицкого. - СПб.: Академический проект, 2000. - С. 377-402.

46. Деррида, Ж. Семиология и грамматология. Беседа с Юлией Кристевой // Деррида, Ж. Позиции / Пер. с фр. В. В. Бибихина. - М.: Академический проект, 2007. - С. 24-45.

47. Деррида, Ж. Фрейд и сцена письма // Деррида, Ж. Письмо и различие / Пер. с франц. А. Гараджи, В. Лапицкого и С. Фокина. Сост. и общая ред. В. Лапицкого. - СПб.: Академический проект, 2000. - С. 252-292.

48. Деррида, Ж. Хора // Деррида, Ж. Эссе об имени / Пер. с фр. Н. А. Шматко. - СПб.: Алетейя, 2015. - С. 135-185.

49. Дестют де Траси, А.-Л.-К. Основы идеологии. Идеология в собственном смысле слова / Пер. с фр. Д. А. Ланина. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2013. - 334 с.

50. Докучаев, И. И. Людвиг Ландгребе и конец немецкой классической феноменологии // Ландгребе, Л. Феноменология Эдмунда Гуссерля / Пер. с нем. и англ. И. И. Докучаева и З. В. Фиалковского, вступ. ст. И. И. Докучаева. - СПб.: Русский М1ръ, 2018. - С. 5-76.

51. Докучаев, И. И. Феноменология знака: Психические, социальные и культурные аспекты семиозиса // Докучаев И. И. Феноменология знака. Избранные работы по семиотике и диалогике культуры. - СПб.: Наука, 2010. - С. 8-100.

52. Докучаев, И. И. Феномены «мертвого корпуса» и «живой плоти» в структуре экзистенциального опыта тела // Вопросы философии. - 2016. - № 6. - С. 87-95.

53. Докучаев, И. И. Эдмунд Гуссерль. - СПб.: Наука, 2017. - 283 с.

54. Дэвидсон, Д. Об идее концептуальной схемы / Пер. с англ. А. Л. Золкина // Грязнов, А. Ф. (сост.) Аналитическая философия: Избранные тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - С. 144159.

55. Зотов, А. Ф. Современная западная философия. - М.: Высш. шк., 2005. - 781 с.

56. Инишев, И. Гуссерль и философия языка (значение, образ, медиум) // Топос. - 2009. № 2-3 (22). - С. 74-86.

57. Кабанова, Л. И. Феноменологический анализ проблем языка и коммуникации в современной культуре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 8. Ч. 4. - Тамбов: Грамота, 2011. - С. 80-82.

58. Калиниченко, В. В. Приключения трансцендентальной субъективности // Логос. -2010. - № 5 (78). - С. 6-21.

59. Кант, И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского. - М.: Эксмо, 2006. -

736 с.

60. Кассирер, Э. Философия символических форм. Т. 1. Язык / Пер. с нем. С. А. Ромашко. - М.; СПб.: Университетская книга, 2002. - 272 с.

61. Крипке, С. Пустые имена и вымышленные сущности / Пер. с англ. А. И. Прохорова // Horizon. Феноменологические исследования. - 2019. Т. 8 (2). - С. 676-706.

62. Кричли, С. Книга мёртвых философов / Пер. с англ. П. В. Миронова. - М.: РИПОЛ классик, 2017. - 448 с.

63. Куайн, У. В. О. Две догмы эмпиризма // Куайн, У. В. О. С точки зрения логики: 9 логико-философских очерков / Пер. с англ. В. А. Ладова и В. А. Суровцева. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. - С. 24-48.

64. Куренной, В. А. К вопросу о возникновении феноменологического движения // Логос 1991-2005. Избранное: В 2 т. Т. 2. - М.: Территория будущего, 2006. - С. 9-46.

65. Куш, М. Победителю достаётся всё: Философия жизни и триумф феноменологии / Пер. с англ. Е. Симаковой // Логос. - 2004. - № 3 (43). - С. 167-200.

66. Ладов, В. Аналитическая философия и феноменология // Логос. - 2001. - № 4. - С.

7-20.

67. Лиотар, Ж.-Ф. Феноменология / Пер. с англ. Б. Г. Соколова. - СПб.: Алетейя, 2001. -

160 с.

68. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. -М.: Языки русской культуры, 1996. - 464 с.

69. Лотман, Ю. М. Семиотика культуры и понятие текста // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн: Александра, 1992. - С. 129-132.

70. Мазаева, О. Г. Густав Густавович Шлет и его наследие. Международная конференция. Франция. 2007 г. // Вестник Томского государственного университета. - 2008. -№ 1 (2). - С. 130-147.

71. Малкольм, Н. Мур и обыденный язык / Пер. с англ. И. В. Борисовой // Грязнов А. Ф. (сост.) Аналитическая философия: Избранные тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - С. 84-99.

72. Мамардашвили, М.К. Символ и сознание / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. - 320 с.

73. Мейясу, К. После конечности: Эссе о необходимости контингентности / Пер. Л. Медведевой. - Екатеринбург; Москва: Кабинетный учёный, 2015. - 196 с.

74. Мерло-Понти, М. Знаки / Пер. с фр., коммент. и послесл. И. С. Вдовиной. - М.: Искусство, 2001. - 429 с.

75. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / Пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. - СПб.: Ювента, Наука, 1999. - 608 с.

76. Михайлов И. А. Переписка Дильтея и Гуссерля. Экзистенциальные истоки феноменологии // История философии. - 1997. - № 1. - С. 71-80.

77. Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии: Моногр. - М.: Высш. шк., 1998. - 144 с.

78. Молчанов, В. И. Позиции и предпосылки. Теория знания Н. О. Лосского и феноменология // Логос. - 2010. - № 5 (78). - С. 22-42.

79. Молчанов, В. И. Различение и опыт: Феноменология неагрессивного сознания // Молчанов В. И. Исследования по феноменологии сознания. - М.: Территория будущего, 2007. -С. 197-454.

80. Мотрошилова, Н. В. Идеи I Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. - М.: Феноменология - Герменевтика, 2003. - 720 с.

81. Нарский, И. С. Дж. Э. Мур как философ и основоположник новейшей английской этики / И. С. Нарский, Л. В. Коновалова // Мур, Дж. Принципы этики. - М.: Прогресс, 1984. - С. 5-36.

82. Никоненко, С. В. Интенциональность: Американская точка зрения // Horizon. Феноменологические исследования. - 2017. - № 6 (1). - С. 9-44.

83. Никоненко, С. В. Феноменология и аналитическая методология // Серия Symposium. Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации. Выпуск 7 / Материалы научной конференции, СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001 / URL: http://anthropology.ru/ru/text/nikonenko-sv/fenomenologiya-i-analiticheskaya-metodologiya (дата обращения 04.01.20).

84. Петерс, Б. Деррида / Пер. с фр. Д. Кралечкина при участии В. Гавриленко (гл. 3-4); под науч. ред. И. Кушнарёвой при участии В. Анашвили, М. Маяцкого. - М.: Дело, 2018. -640 с.

85. Прехтль, П. Введение в феноменологию Гуссерля / Пер. с нем. И. Инишева. - Томск: Водолей, 1999. - 96 с.

86. Прохоров, А. И. Акт знания и его модальный анализ. Выявление предпосылок семантической теории Э. Гуссерля // Философия науки и техники. - 2018. - Т. 23. № 1. - С. 4353.

87. Прохоров, А. И. Искусство как приём актуализации национального самосознания // Взгляд в себя: к онтологии национального самосознания России: сборник статей по итогам Международной научной конференции «Генезис национального самосознания: аспект инструментальности в информационной безопасности России в условиях стихии глобализации», 23 ноября 2018 г., Санкт-Петербург / Под ред. К. С. Пигрова. - СПб.: Книжный дом, 2018. - С. 66-70.

88. Прохоров, А. И. Переводы Э. Гуссерля и порождаемые ими интерпретации. История одного понятия // Философский журнал. - 2019. - Т. 12. № 2 - С. 160-173.

89. Прохоров, А. И. Понятие интенциональности во втором «Картезианском размышлении» Э. Гуссерля // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: философия. - 2016. - № 4 (22). С. 125-130.

90. Прохоров, А. И. Проблема определения предмета философии истории в рамках методологической модели «философия - наука - ремесло» // Acta Eruditorum. - 2014. - Вып. 15. - С. 61-64.

91. Прохоров, А. И. Сол Крипке и феноменология языка. Предисловие к публикации перевода статьи С. Крипке «Пустые имена и вымышленные сущности» // Horizon. Феноменологические исследования. - 2019. - Т. 8 (2). - С. 670-675.

92. Прохоров, А. И. Существование философского текста и язык Мартина Хайдеггера // Сборник материалов XVIII Свято-Троицких ежегодных международных академических чтений в Санкт-Петербурге 23-26 мая 2018 г. / Отв. ред. Д. В. Шмонин. - СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2018. - С. 88-94.

93. Прохоров, А. И. Топология сознания как метод герменевтики феноменологического текста // Acta Eruditorum. - 2015. - № 18. - С. 35-39.

94. Прохоров, А. И. Философия языка Э. Гуссерля: тенденции и результаты // Вестник РХГА. - 2018. - Т. 19 (3). - С. 44-50.

95. Прохоров, А. И. Язык как теоретическая реальность (применение схемы разграничения эмпирического и теоретического у Э. Гуссерля к анализу формальной тавтологии) // Вестник Томского государственного университета. - 2018. - № 434. - С. 70-76.

96. Пятигорский, А. Введение в изучение буддийской философии (девятнадцать семинаров). - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 288 с.

97. Разеев, Д. Н. В сетях феноменологии // В сетях феноменологии / Д. Н. Разеев; Основные проблемы феноменологии / Э. Гуссерль / Пер. с нем. А. А. Анипко. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2004. - С. 11-222.

98. Райл, Г. Феноменология и лингвистический анализ / Пер. с англ. В. А. Суровцева // Суровцев В. А. (сост.) Логика, онтология, язык. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. - С. 174-183.

99. Рассел, Б. Введение / Пер. с англ. Д. Г. Лахути // Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат / Пер. с нем. И. С. Добронравова и Д. Г. Лахути. - М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2011. - С. 11-31.

100. Рассел, Б. Философия логического атомизма / Пер. с англ. В. А. Суровцева. - Томск: Водолей, 1999. - 192 с.

101. Реформатский, А. А. Введение в языкознание / Под. ред. В. А. Виноградова. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 536 с.

102. Решер, Н. Взлёт и падение аналитической философии / Пер. с англ. А. В. Пономарёвой // Грязнов, А. Ф. (сост.) Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). - М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998. - С. 454-465.

103. Рикёр, П. Время и рассказ. Т. 1. Интрига и исторический рассказ / Пер. с фр. Т. В. Славко. - М.; СПб.: Университетская книга, 1998. - 313 с.

104. Рикёр, П. Гуссерль и Витгенштейн о языке / Пер. с англ. В. А. Суровцева // Суровцев В. А. (сост.) Логика, онтология, язык. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. - С. 184-192.

105. Рикёр, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. И. С. Вдовиной. - М.: Академический Проект, 2008. - 695 с.

106. Рикёр, П. Личные способности и взаимное признание / Пер. с фр. И. С. Вдовиной // Вдовина И. С. Поль Рикёр: на «Елисейских полях» философии. - М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2019. - С. 270-278.

107. Рикёр, П. Что меня занимает последние 30 лет / Пер. с фр. А. В. Густыря // Историко-философский ежегодник. 1990. - М.: Наука, 1991. - С. 296-316.

108. Савин, А. Э. Развитие феноменологической философии в современной России // Вопросы философии. - 2015. - № 1. - С. 94-105.

109. Серкова, В. А. Описание феноменологического предмета в свете логики очевидного Эдмунда Гуссерля // Логико-философские штудии. - 2012. - Т. 9. № 2. - С. 110-125.

110. Серкова, В. А. Формирование метода феноменологической дескрипции в философии Э. Гуссерля (на примере описания культурного пространства). - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. -344 с.

111. Слинин, Я. А. Феноменология интерсубъективности. - СПб.: Наука, 2004. - 356 с.

112. Слинин, Я. А. Эдмунд Гуссерль и его «Картезианские размышления» // Гуссерль, Э. Картезианские размышления / Пер. с нем. Д. В. Скляднева. - СПб.: Наука, 2006. - С. 5-46.

113. Соболева, М. Е. Философия как «критика языка» в Германии. - СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2005. - 412 с.

114. Соколова, Л. Ю. Феноменологическая концепция М. Мерло-Понти // Хора. - 2008. -№ 3. - С. 9-13.

115. Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики / Пер. с фр. А. М. Сухотина. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. - 432 с.

116. Столяров, А. А. Стоя и стоицизм. - М.: АО «Ками Груп», 1995. - 448 с.

117. Страуд, Б. Аналитическая философия и метафизика / Пер. с нем. А. Л. Золкина // Грязнов, А. Ф. (сост.) Аналитическая философия: Избранные тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1993. -С. 159-174.

118. Толстой, А. Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино: Сказка. - М.: Дет. лит., 1984. - 176 с.

119. Толстой, Л. Н. О жизни // Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 26. - М.: Художественная литература, 1936. - С. 313-439.

120. Улановский, А. М. Феноменология в психологии и психотерапии: прояснение неотчётливых переживаний // Московский психотерапевтический журнал. - 2009. - № 2. - С. 27-51.

121. Феноменология искусства / Под ред. К. М. Долгова. - М.: ЦОП Ин-та философии РАН, 1996. - 264 с.

122. Флоренский, П. А. Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2012. - 905 с.

123. Фреге, Г. Что такое функция? // Фреге, Г. Логика и логическая семантика: Сборник трудов / Пер. с нем. Б. В. Бирюкова под ред. З. А. Кузичевой. - М.: Аспект Пресс, 2000. - С. 277-283.

124. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Пер. с франц. В. П. Визгина (ч. 1) и Н. С. Автономовой (ч. 2). - СПб.: Л-саё, 1994. - 407 с.

125. Хайдеггер, М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина. - СПб.: Наука, 2006. -

452 с.

126. Хайдеггер, М. Введение к: «Что такое метафизика?» // Хайдеггер, М. Время и бытие. Статьи и выступления / Пер. с нем. В. В. Бибихина. - СПб.: Наука, 2007. - С. 38-51.

127. Хайдеггер, М. Гераклит / Пер. с нем. А. П. Шурбелева. - СПб: Владимир Даль, 2011. - 504 с.

128. Хайдеггер, М. Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим // Хайдеггер, М. Время и бытие. Статьи и выступления / Пер. с нем. В. В. Бибихина. - СПб.: Наука, 2007. - С. 379-418.

129. Хайдеггер, М. Основные проблемы феноменологии / Пер. с нем. А. Г. Чернякова. -СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 446 с.

130. Хайдеггер, М. Феноменологические интерпретации Аристотеля (Экспозиция герменевтической ситуации) / Пер. с нем., предисл., науч. ред., сост. слов. Н. А. Артёменко. -СПб.: Гуманитарная Академия, 2012. - 224 с.

131. Хайдеггер, М. Что зовётся мышлением? / Пер. с нем. Э. Сагетдинова. - М.: Территория будущего, 2006. - 320 с.

132. Хайдеггер, М. Что такое метафизика? // Хайдеггер, М. Время и бытие. Статьи и выступления / Пер. с нем. В. В. Бибихина. - СПб.: Наука, 2007. - С. 23-37.

133. Харман, Г. Имматериализм. Объекты и социальная теория / Пер. с англ. А. Писарева. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2018. - 152 с.

134. Харман, Г. Четвероякий объект: Метафизика вещей после Хайдеггера / Пер. с англ. А. Морозова и О. Мышкина. - Пермь: Гиле Пресс, 2015. - 152 с.

135. Черняков, А. Г. Послесловие переводчика // Хайдеггер, М. Основные проблемы феноменологии / Пер. с нем. А. Г. Чернякова. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - С. 442-445.

136. Чертов, Л. Ф. Знаковость: опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1993. - 388 с.

137. Шахнович, М. М. Феноменологическое религиоведение: история и метод // Серия «Мыслители», Miscellanea humanitaria рЫ^орЫае: Очерки по философии и культуре. Вып. 5 / К 60-летию профессора Ю.Н. Солонина. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - C. 301-308.

138. Шестова, Е. А. Проблема трансцендентального языка в VI Картезианской медитации О. Финка // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2015. - № 5 (148). - С. 69-79.

139. Шиян, А. А. Онтологические и методологические принципы феноменологического подхода Эдмунда Гуссерля // Философия. Журнал Высшей школы экономики. - 2017. - Т. I, № 3. - С. 63-79.

140. Шлик, М. О фундаменте познания / Пер. с англ. А. А. Яковлева // Грязнов А. Ф. (сост.) Аналитическая философия: Избранные тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - С. 33-50.

141. Шопенгауэр, А. Критика кантовской философии / Пер. с нем. М. И. Левиной // О четверояком корне. Мир как воля и представление. Т. 1. Критика кантовской философии. -М.: Наука, 1993. - С. 503-608.

142. Шпет, Г. - Гуссерль, Э. Ответные письма Г. Шпета / Пер. В. Куренного, И. Михайлова, И. Чубарова, примеч. и прил. В. Куренного // Логос. - 1996. - № 7. - С. 123-133.

143. Шпет, Г. Г. Внутренняя форма слова: Этюды и вариации на темы Гумбольта. - М.: КомКнига, 2006. - 216 с.

144. Шпет, Г. Г. Герменевтика и её проблемы // Контекст. 1989. Литературно-теоретические исследования. - М.: Наука, 1989. - С. 231-268.

145. Шпет, Г. Г. Сознание и его собственник // Шпет, Г. Г. Философские этюды. - М.: Прогресс, 1994. - С. 20-116.

146. Шпет, Г. Г. Эстетические фрагменты // Шпет, Г. Г. Сочинения. - М.: Правда, 1989. -С. 345-474.

147. Шлет, Г. Г. Явление и смысл. Феноменолопя как основная наука и ея проблемы. -М.: Гермес, 1914. - 220 с.

148. Шлет, Г. Г. Язык и смысл // Шлет Г. Г. Мысль и слово. Избранные труды / Отв. ред.-сост. Т. Г. Щедрина. - М.: РОССПЭН, 2005. - С. 470-657.

149. Шлигельберг, Г. Феноменологическое движение. Историческое введение / Пер. с англ. под ред. М. Лебедева, О. Никифорова. - М.: Логос, 2002. - 680 с.

150. Шторх, М. Г. Густав Шлет в воспоминаниях современников и учеников // Густав Шлет и современная философия гуманитарного знания. - М.: Языки славянских культур, 2006. - С. 324-329.

151. Щедрина, Т. Г. Продолжение разговора: новые лисьма Э. Гуссерля Г. Шлету // Волросы философии. - 2013. - № 4. - С. 112-113.

152. Энгельс, Ф. Письмо Францу Мерингу, 14 июля 1893 г. / Пер. с нем. // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 39. - М.: Издательство лолитической литературы, 1966. - С. 82-86.

153. Ямлольская, А. В. Искусство феноменологии. - М.: РИПОЛ классик, 2018. - 342 с.

154. Aurora, S. A Forgotten Source in the History of Linguistics: Husserl's Logical Investigations // Bulletin d'analyse phénoménologique. - 2015. - № XI (5). - P. 1-19.

155. Aurora, S. Phenomenology and Linguistics / S. Aurora, P. Flack // Metodo. - 2016. - Vol. 4. № 2. - P. 7-12.

156. Beyer, Ch. Intentionalität und Referenz. Eine sprachanalytische Studie zu Husserls transzendentaler Phänomenologie. - Paderborn: Mentis, 2000. - 218 S.

157. Bird, R. The Hermeneutic Triangle: Gustav Shpet's Aesthetics in Context // Gustav Shpet's contribution to philosophy and cultural theory / Tihanov, G. (Ed.). - West Lafayette, Indiana: Purdue University Press, 2009. - P. 28-44.

158. Brentano, F. Psychologie vom empirischen Standpunkte. In 2 Bdn. Bd. 1. - Leipzig: Verlag von Duncker & Humblot, 1874. - 350 S.

159. Brentano, F. Von der mannigfachen Bedeutung des Seienden nach Aristoteles. - Freiburg im Breisgau: Herder'sche Verlagshandlung, 1862. - 220 S.

160. Bunsen, C. C. J. Outlines of the Philosophy of Universal History, applied to Language and Religion. Vol. 2. - London: Longman, Brown, Green, and Longmans, 1854. - XVI+490 p.

161. Carnap, R. Logische Syntax der Sprache. - Wien: Springer Verlag, 1934. - 274 S.

162. Clemenceau, G. In the Evening of my Thought. Vol. 1 / Trans. by Ch. M. Thomson and J. Heard. - Boston: Houghton Mifflin Co., 1920. - VII+482 p.

163. Derrida, J. Afterword. Toward An Ethic of Discussion // Derrida, J. Limited Ink. -Evanston, Illinois: Northwestern University Press, 1988. - P. 111-154.

164. Derrida, J. De la grammatologie. - P.: Les Éditions de Minuit, 1967. - 448 p.

165. Derrida, J. Of Grammatology. - Baltimore: John Hopkins Press, 1997. - 360 p.

166. Edie, J. M. Speaking and Meaning. The Phenomenology of Language. - Bloomington and London: Indiana University Press, 1976. - 272 P.

167. Edie, J. M. Was Merleau-Ponty a Structuralist? // Semiotica. - 1972. - № 4. - P. 297-323.

168. Frege, G. Begriffsschrift, eine der arithmetischen nachgebildete Formelsprache des reinen Denkens. - Halle a. S.: Verlag von Louis Nebert, 1879. - 88 S.

169. Gödel, K. Über formal unentscheidbare Sätze der Principia Mathematica und verwandter Systeme I // Monatshefte für Mathematik und Physik. - 1931. - Bd. 38 (1). - S. 173-198.

170. Harris, J. Hermes or a Philosophical Inquiry concerning Universal Grammar. - London: T. C. Hansard, Pater-noster-row Press., 1825. - 468 p.

171. Heidegger, M. Die Sprache // Heidegger, M. Gesamtausgabe. Bd. 12. Unterwegs zur Sprache. - Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1985. - S. 5-30.

172. Heidegger, M. Mein Weg in die Phänomenologie // Heidegger, M. Zur Sache des Denkens. - Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1969. - S. 81-90.

173. Heidegger, M. Sein und Zeit. - Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1967. - 438 S.

174. Heidegger, M. Was ist das - die Philosophie? // Gesamtausgabe. Bd. 11. Identität und Differenz. - Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 2006. - S. 3-26.

175. Heijenoort, J. van. Logic as Calculus and Logic as Language // Synthese. - 1967. - Vol. 3. № 3. - P. 324-330.

176. Hegel, G. W. F. Wissenschaft der Logik. Bd. 2. - Nürnberg: J.L. Schrag, 1816. - 404 S.

177. Hintikka, M., Hintikka J. Investigating Wittgenstein. - Oxford: Basil Blackwell, 1986. -XII+248 p.

178. Hornay, W. Ursprung und Entwicklung der Sprache. T. 1. Enthüllung des Ursprungs der Sprache. - Berlin: Rudolf Wagner, 1858. - XI+188 S.

179. Husserl, E. Beilage III, zu §9a // Husserl, E. Husserliana VI. - Haag: Martinus Nijhoff, 1954. - S. 365-386.

180. Husserl, E. Cartesianische Meditationen // Husserl E. Husserliana I. - Haag: Martinus Nijhoff, 1950. - S. 41-183.

181. Husserl, E. Die Krisis der Europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie // Husserl, E. Husserliana VI. - Haag: Martinus Nijhoff, 1954. - 560 S.

182. Husserl, E. Erfahrung und Urteil. Untersuchungen zur Genealogie der Logik / Ausgearbeitet und heruasgegeben von L. Landgrebe. - Prag: Academia Verlagsbuchhandlung, 1939. -478 S.

183. Husserl, E. Formale und transzendentale Logik. Versuch einer Kritik der logischen Vernunft // Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung. Bd. 10. - Halle (Saale): Max Niemeyer Verlag, 1929. - 298 S.

184. Husserl, E. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie // Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung. Bd.1. Tl. 1. - Halle a. d. S.: Verlag von Max Niemeyer, 1913. - 324 S.

185. Husserl, E. La philosophie comme science rigoureuse. - P.: Presses Universitaires de France, 1993. - 94 p.

186. Husserl, E. Logische Untersuchungen. Bd. 1. Prolegomena zur reinen Logik. - Halle a. d. S.: Max Niemeyer, 1913. - 258 S.

187. Husserl, E. Logische Untersuchungen. Bd. 2. Tl. 1. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis. - Halle a. d. S.: Max Niemeyer, 1913. - 508 S.

188. Husserl, E. Logische Untersuchungen. Bd. 2. Tl. 2. Elemente einer phänomenologischen Aufklärung der Erkenntnis. - Halle a. d. S.: Max Niemeyer, 1921. - 244 S.

189. Husserl, E. Logische Untersuchungen. Tl. 1. Prolegomena zur reinen Logik. - Leipzig: Verlag von Veit & Comp., 1900. - 260 S.

190. Husserl, E. Logische Untersuchungen. Tl. 2. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis. - Halle a.S.: Max Niemeyer, 1901. - 720 S.

191. Husserl, E. L'Origine de la géométrie / Trad. et Intr. par J. Derrida. - P.: Presses Universitaires de France, 2010. - 222 p.

192. Husserl, E. Méditations cartésiennes / Trad. de l'allemand par G. Peiffer et E. Levinas. -P.: Librairie philosophique J. Vrin, 1966. - VII+136 p.

193. Husserl, E. Philosophie als strenge Wissenschaft // Husserl, E. Husserliana XXV. -Dordrecht: Martinus Nijhoff Publishers, 1987. - S. 3-62.

194. Husserl, E. Philosophie als strenge Wissenschaft // Logos. Internationale Zeitschrift für Philosophie der Kultur. - 1910/1911. - Bd. 1. H. 3. - S. 289-341.

195. Husserl, E. Philosophy as Rigorous Science // The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy II. - 2002. - P. 249-295.

196. Husserl, E. Textkritische Anmerkungen // Husserl, E. Husserliana XXV. - Dordrecht: Martinus Nijhoff Publishers, 1987. - S. 337-338.

197. Husserl, E. Über den Begriff der Zahl, Psychologische Analysen. - Halle a. S.: Heynemann'sche Buchdruckerei (F. Beyer), 1887. - 66 S.

198. Husserl, E. Vorlesungen zur Phänomenologie des inneren Zeitbewußtseins / Herausgegeben von M. Heidegger. - Halle a.d.S.: Max Niemeyer Verlag, 1928. - V+132 S.

199. Husserl, E. Vorlesungen zur Phänomenologie des inneren Zeitbewusstseins // Husserl, E. Husserliana X. - Haag: Martinus Nijhoff, 1966. - 526 S.

200. Kant, I. Critik der reinen Vernunft. - Riga: Johann Friedrich Hartknoch, 1781. - 856 S.

201. Klaas, W. Edmund Husserl und Hendrik J. Pos: Phänomenologie, Sprache und Linguistik // Phänomenologische Forschungen. - 1998. - Bd. 3, Hft. 2. - S. 211-244.

202. Kripke, S. Vacuous Names and Fictional Entities // Kripke, S. Philosophical Troubles: Collected Papers. Vol. 1. - New York: Oxford University Press, 2011. - P. 52-74.

203. Kusch, M. Language as Calculus vs. Language as Universal Medium. A Study in Husserl, Heidegger and Gadamer. - The Netherlands: Kluwer Academic Publ., 1989. - 364 p.

204. Lampert, J. Synthesis and backward reference in Husserl's Logical investigations. -Dordrecht, Boston: Kluwer Academic Publ., 1995. - 222 p.

205. Lawlor, L. Derrida and Husserl: the basic problem of phenomenology. - Bloomington, Indianapolis: Indiana University Press, 2002. - XIV+287 p.

206. Mai, H. Edmund Husserls "Logische Untersuchungen" und die Sprache // Philosophisches Jahrbuch. - 2008. - № 115/1. - S. 63-76.

207. Merleau-Ponty, M. L'Œil et l'esprit. - P.: Gallimard, 1960. - 116 p.

208. Merleau-Ponty, M. La prose du monde. - P.: Gallimard, 1969. - 238 p.

209. Merleau-Ponty, M. Phénoménologie de la perception. - P.: Gallimard, 1945. - 532 p.

210. Moore, G. E. Principia ethica. - Cambridge: University Press, 1959. - 232 p.

211. Moran, D. Introduction to phenomenology. - London; New York: Taylor & Francis e-Library, 2002. - 568 p.

212. Mulligan, K. Structures and Rules in Husserl and Wittgenstein // Sprache, Logik und Philosophie: Akten des vierten internationalen Wittgenstein Symposiums, 28. August bis 2. September 1979, Kirchberg am Wechsel (Österreich) / Ed. by W. Grassl & R. Haller. - Wien: D. Reidel Publ. Comp., 1980. - S. 461-464.

213. Müller, R.G. Sammlung kleiner Schriften von wichtigen Wahrheiten aus dem gesammten Reiche der Wissenschaften. - Jena: Verlegts J.R. Cröckers seel. Wittib., 1750. - 224 S.

214. Neurath, O. Protocol Sentences // Ayer, A. J. (Ed.) Logical Positivism. - New York: The Free Press, 1959. - P. 199-208.

215. Passmore, J. A Hundred Years of Philosophy. - London: Gerald Duckworth & Co. LTD, 1957. - 524 p.

216. Poole, R. A. Gustav Shpet. Russian Philosopher of the Human Level of Being // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. - 2013. - № 14 (2). - P. 395-410.

217. Popper, K. The World of Parmenides: Essays on the Presocratic Enlightenment. - London and New York: Routlege, 1998. - 328 p.

218. Richir, M. Méditations phénoménologiques. Phénoménologie et phénoménologie du langage. - Grenoble: Jérôme Millon, 1992. - 404 p.

219. Ricoeur, P. À l'école de la phénoménologie. - Paris: J. Vrin, 1986. - 296 p.

220. Rorty, R. M. Metaphilosophical Difficulties of Linguistic Philosophy // Rorty, R.M. (Ed.) The Linguistic turn: essays in philosophical method. - Chicago: The University of Chicago Press, 1992. - P. 1-39.

221. Sokolowski, R. Presence and Absence: A Philosophical Investigation of Language and Being. - Washington, D.C.: CUA Press, 2017. - 188 p.

222. Soldati, G. Bedeutungen und Gegenständlichkeiten. Zu Tugendhats sprachanalytischer Kritik von Husserls früher Phänomenologie // Zeitschrift für philosophische Forschung. - 1996. - № 3.

- S. 410-441.

223. Sonneson, G. Phenomenology meets Semiotics: Two Not So Very Strange Bedfellows at the End of their Cinderella Sleep // Metodo. International Studies in Phenomenology and Philosophy.

- 2015. - Vol. 3, n. 1. - P. 41-62.

224. Taylor, Ch. Heidegger on Language // A companion to Heidegger / H. L. Dreyfus and M. A. Wrathall (Ed.). - Bodmin: Blackwell Publishing Ltd, 2005. - P. 433-455.

225. Thorburn, W. M. The Myth of Occam's Razor // Mind. - 1918. - № 27 (107). - P. 345353.

226. Toner, J. Popular Culture in Ancient Rome. - Cambrige: Polity Press., 2009. - 248 p.

227. Verein Ernst Mach (Hg.). Wissenschaftliche Weltauffassung. Der Wiener Kreis (1929) // Wiener Kreis. Texte zur wissenschaftlichen Weltauffassung von Rudolf Carnap, Otto Neurath, Moritz Schlick, Philipp Frank, Hans Hahn, Karl Menger, Edgar Zilsel und Gustav Bergmann. - Hamburg: Felix Meiner Verlag, 2006. - S. 3-29.

228. Waismann, F. Wittgenstein und der Wiener Kreis: [Conversations recorded] by Friedrich Waismann / B. F. McGuinness (Ed.). - Oxford: Basil Blackwell, 1967. - 266 p.

229. Wittgenstein, L. Philosophische Untersuchungen. English & German. - Padstow: T. J. International, 1997. - 272 p.

230. Wortham, S. Deconstruction // Wortham, S. The Derrida Dictionary. - London, New York: Continuum International Publishing Group, 2010. - P. 31-33.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.