Феноменологический метод и его границы: от немецкой к французской феноменологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, доктор философских наук Ямпольская, Анна Владимировна

  • Ямпольская, Анна Владимировна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 351
Ямпольская, Анна Владимировна. Феноменологический метод и его границы: от немецкой к французской феноменологии: дис. доктор философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2013. 351 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Ямпольская, Анна Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН КАК ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ФЕНОМЕНОЛОГИИ

§1. Что это такое - феноменология?

§2. Феномен как продукт редукции-, гуссерлевский проект феноменологического метода

§2а: Феноменологический метод и феноменологическая техника

§2Ь: О самоограничении феноменологического метода

§3. Метод феноменологической герменевтики Хайдеггера

§3а. Феноменология как строительство

§ЗЬ. Феноменология сокрытого

ГЛАВА 2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИНТЕНЦИОНАЛЬНАЯ И НЕИНТЕНЦИОНАЛЬНАЯ

§4. ОТ редукцйи к дескрипции

§5. критика гуссерлевского интуитивизма у левинаса и деррида

§6. феноменология дара

§6а. Последняя и решительная редукция

§6Ь. Дар как граница феноменологии

ГЛАВА 3. АФФИЦИРОВАННЫЙ СУБЪЕКТ КАК СРЕДА ФЕНОМЕНАЛИЗАЦИИ

§7. От пассивности к аффективности

§8. само-аффицирование жизньюв работах м. анри

§8а. Явленность мира

§8Ь. Явленность жизни

§9: Гетероаффицирование в работах Левинаса

ГЛАВА 4. К ВОЗМОЖНОСТИ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ

§10. Левинас и мышление Бога

§11. Проект пост-феноменологической метафизики в работах Ж.-Л. Мариона

§12. Теолого-политическая проблематика в работах Ж. Деррида

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. У ГРАНИЦ ФЕНОМЕНОЛОГИИ

БИБЛИОГРАФИЯ

I. Источники:

II. ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феноменологический метод и его границы: от немецкой к французской феноменологии»

Введение

Актуальность темы диссертационного исследования

Широкое реформирующее влияние, которое оказала феноменология на развитие гуманитарных наук в XX веке, в значительной мере обязано специфике понимания феноменологии как феноменологического метода. В феноменологии рефлексия над методом, включающая в себя «критику, ограничивающую и совершенствующую метод», составляет необходимую часть ее методического самообоснования в качестве философской науки. Особую важность имеет вопрос об уточнении границ применимости феноменологического метода. Феномены как предметное поле феноменологии не даны в дофеноменологическом опыте, они становятся доступны только после перехода из естественной установки в философскую, феноменологическую, после осуществления определенного методического усилия. В то же время сам характер этого методического усилия зависит от того, как и в каких именно границах предметная область феноменологии определена. Соотношение метода и предметной области в феноменологии неоднократно менялось; историческая рефлексия над этими изменениями значима не только сама по себе, но и как основание для будущих феноменологических исследований. Актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью критического осмысления тех изменений, которые феноменологический метод претерпел в ходе своего развития.

Феноменология - даже в самых ранних своих проявлениях - не может быть сведена к какой бы то ни было философской школе, в частности, к школе Гуссерля и Хайдеггера; феноменология видит себя как мировое феноменологическое движение, включающее в себя и географически, и исторически, и методологически самые многообразные формы философской

работы. Однако если выделять в феноменологии определенные течения или группы, то нет никаких сомнений в том, что французская феноменология представляет собой исторически наиболее раннюю (если не считать краткой рецепции феноменологии в дореволюционной России) и масштабную форму феноменологической философии. Именно осуществленные французскими мыслителями модификации феноменологического метода во многом обусловили сегодняшний расцвет феноменологии и рост ее влияния.

С одной стороны, французские феноменологи поставили вопрос об уточнении самого понятия феномена, о различии феномена и предмета, о различных модусах данности. С другой стороны, расширение области феноменологической работы выдвинуло на первый план задачу разграничения того, что может и что не может быть предметом феноменологии. Этому способствовало обращение мыслителей феноменологической традиции к широкому спектру проблем: к этике и задаче переосмысления гуманизма, проблемам речи и языка, а также современному осмыслению традиционной богословской проблематики. При этом в центре внимания оказываются проблемы трансцендентности и конституции субъективности, <<пр^утствия>>_и «следа», времени, Другого, дарованности, событийности и т.д. Особой болевой точкой современной феноменологии является вопрос о Боге, который оказывается наиболее интересным, и в некотором смысле парадигматическим примером проблемы феноменологического доступа к нефеноменальному. Среди существующих подходов к этой тематике следует упомянуть «насыщенные феномены» Ж.-Л. Мариона, «бесконечное» Левинаса, «жизнь» Анри, а также сближение деконструкции и негативной теологии в работах Ж. Деррида.

Стремительное и яркое развитие феноменологии привело как к расширению поля исследований, так и к появлению новых методов; соответственно встает вопрос о том, возможно ли применение

феноменологического метода к тем областям, которые исходно должны были быть исключены из строго феноменологического исследования, а если возможно, то каким именно образом. Границы феноменологии должны быть очерчены для того, чтобы можно было, с одной стороны, сохранить строгость и мощь философского анализа, которые составляют одно из главнейших достижений феноменологического движения, и с другой стороны, не дать феноменологии превратиться в набор догм и правил, не совместимых с живой философской мыслью.

Настоящее исследование позволяет по-новому увидеть перспективы развития современной феноменологической философии. От прояснения вопроса о правомочной области феноменологических исследований зависит дальнейшая судьба феноменологии, а также эффективность ее приложений к современным проблемам этики, богословия, психологии, философии языка. Бурный рост интереса к' этой проблематике в западной философии подчеркивает актуальность осмысления соответствующих задач в контексте отечественной философской мысли.

Степень теоретической разработанности темы

В то время, как отдельные вопросы, связанные с определением границ феноменологического метода так, как он сформировался в ходе эволюции феноменологического движения в Германии и Франции, широко обсуждаются в современной западной научной литературе, данная проблема в ее целостности не рассматривалась ни отечественными, ни западными исследователями. В целом, весь массив научных работ, значимых для работы над данной темой, можно разделить на две части: а) историко-философские работы, посвященные тем или иным моментам в истории развития феноменологического метода и б) теоретические исследования, осмысляющие границы и перспективы феноменологии на разных этапах ее развития.

Следует отметить, что разделение между этими группами работ носит в достаточной степени условный характер: историко-философские исследования зачастую поднимают теоретические вопросы, а теоретические работы не могут обойтись без историко-философской проработки текстов, принадлежащих перу основоположников феноменологического движения.

Говоря о первой группе работ, нельзя обойти вниманием масштабные исторические обзоры состояния немецкой и французской феноменологии на протяжении десятилетий, а именно книги Г. Шпигельберга «Феноменологическое движение» и Б. Вальденфельса «Немецко-французские ходы мысли», определившие представление об истории феноменологии на поколения исследователей вперед. В том же ряду можно рассмотреть недавнюю, но уже ставшую знаменитой монографию Х.-Д. Гондека и Л. Тенгели «Новая феноменология во Франции». Говоря об исследованиях, освещающих историю французской феноменологии, в первую очередь следует обратить внимание на книгу Д. Жанико «Хайдеггер во Франции», которая фактически является очень подробной историей французской феноменологии, хотя и изложенной в свойственной этому автору пристрастной и полемической, манере. Среди отечественных историко-философских исследований, освещающих историю немецкой феноменологии, следует упомянуть работы Н.В. Мотрошиловой, а также И.А. Михайлова, А.Е. Савина, а по французской феноменологии - недавнюю монографию И.С. Вдовиной «Французская феноменология» и другие ее труды, а также работы В.В. Бибихина, З.А. Сокулер, Л.Ю. Соколовой, В.А. Куренного, Е.В. Борисова, А.Б. Паткуля, И.Н. Инишева, H.A. Артеменко, Д.Н. Разеева, A.B. Ястребцевой. Особенно хорошо исследованы работы Ж.-П. Сартра, рецепция которых началась еще в советское время работами П.П. Гайденко, а также феноменология Мориса Мерло-Понти, которой, в частности, посвящен ряд работ И.С. Вдовиной, A.B. Дьякова, Я.Г. Бражниковой и др.

Что же касается западных исследований, посвященных отдельным аспектам истории феноменологии, то литература по данному вопросу совершенно необозрима. Укажем только на уже ставшие классикой философской мысли фундаментальное введение в философию Гуссерля авторства И. Керна, Р. Бернета, Э. Марбаха, монографии М. Фарбера, К. Хельда, Р. Бёма, И. Моханти, Р. Соколовского. Существенно меньшее количество работ посвящено Финку, здесь хотелось бы отметить недавние исследования Р. Брузины «Эдмунд Гуссерль и Ойген Финк: начала и концы в феноменологии», а также С. Люфта «"Феноменология феноменологии": систематика и методология феноменологии в полемике между Гуссерлем и Финком». Французская перспектива представлена в классических работах А. де Вэленса, Ж. Гранеля, П. Рикёра, а из более поздних публикаций следует обратить внимание на сыгравшую значительную роль в полемике девяностых годов монографию ведущего французского феноменолога Ж.-Ф. Куртина «Хайдеггер и феноменология» и другие его работы, а также работы Ж. Бенуа, Р. Барбараса, Н. Депра, Ф. Дастюр, Я. Мураками, Ж.-Ф. Себба, А. Флажолье и ДР- _

Теперь перейдем ко второй группе работ - к тем, где рассматривается именно проблема феноменологического метода и границ его применимости. Нельзя не отметить, что в отечественной литературе проблема границ феноменологического метода ставилась еще в 1988 году В.И. Молчановым в работе «Время и сознание. Критика феноменологической философии» и была продолжена им в недавних «Исследованиях по феноменологии сознания». Важные замечания о границах применимости были сделаны А.Г. Черняковым в монографии «Онтология времени», а также ряде статей, в первую очередь в программной статье «Феноменология как строгая наука?», однако безвременная кончина оборвала его работу над этой темой. В западной историко-философской литературе проблемам феноменологического метода в

целом посвящен целый ряд монографий, в первую очередь основополагающие работы Я. Паточки, но для автора настоящей работы особую важность приобрели две недавние книги Р. Бернета «Двойная жизнь субъекта» и «Сознание и существование», а также новаторские работы М. Ришира.

Проблема соотношения феноменологии и теологии была поднята в проблемных работах Д. Жанико «Теологический поворот французской феноменологии» и «Взорванная феноменология». Жанико задавался достаточно узким вопросом: насколько религиозная французская феноменология (а именно, Левинас, Анри, Марион) еще остается феноменологией по своим методам и задачам. Эта тема получила очень широкое развитие, литература по данному вопросу огромна, и мы отметим только недавние работы Н. Депра, Дж. Харта и И.П. Мануссакиса. В отечественной литературе вопросы о соотношении феноменологии и религии рассматриваются в монографиях С.А. Коначевой и Н.З. Бросовой, а также в работах Н.С. Сосны и A.C. Филоненко.

Теме аффективности, а также связанному с ней вопросу «феноменологии телесного» также посвящены многочисленные работы, среди которых автору оказались близки влиятельная работа Д. Франка «Тело и плоть», а также другие книги того же автора. Очень полезный разбор гуссерлевских лекций по пассивному синтезу и примыкающих к ним текстам Гуссерля представлен в монографиях А. Монтавон и В. Бисеаги. Особняком стоит наследие А. Мальдине, чей новаторский вклад в эту тему нельзя недооценивать, однако хотя мы временами и обращались к его идеям, подлинная роль Мальдине в современной французской феноменологии была оставлена за кадром настоящего исследования.

Хорошо исследован вопрос о роли языка в феноменологическом методе, особенно в связи с работами Мерло-Понти, Деррида и Левинаса. Отметим тут

работы Р. Барбара, J1. Лолора, Э. Ферон, а также недавнюю монографию К. Романо «В сердцевине разума: феноменология», посвященную проблеме соотношения между проблемой языка в феноменологии и аналитической философии.

Кроме того, следует упомянуть и о классических работах П. Адо и М. Фуко о философской конверсии и «техниках себя», а также о работах В. Декомба и А. де Либера, посвященных новым подходам к философии субъекта. Хотя эти тексты и не относятся в собственном смысле к анализу феноменологической философии, однако автор настоящей диссертационной работы считает необходимым подчеркнуть их значимость для становления его собственной историко-философской концепции.

Источниковая база исследования состоит из нескольких групп произведений.

К первой группе относятся работы немецких философов, основоположников феноменологии: Гуссерля, Хайдеггера и Финка, которые были опубликованы ими прижизненно. Этот корпус текстов («Логические исследования», «Идеи к чистой феноменологии», «Кризис европейских наук и трансцендентальная философия» Гуссерля, «Бытие и время» и сборники «Путевые заметки» и «Лесные тропы» Хайдеггера, «Работы по феноменологии» и «Близкое и далекое» Финка), подготовленных к печати самими авторами, имеют наиболее высокий статус в иерархии источников настоящей работы. Почти все тексты (за исключением «Шестого Логического исследования» Гуссерля, статьи Хайдеггера «Гегелевское понятие об опыте», входящей в «Лесные тропы», а также основного корпуса трудов Финка) переведены на русский язык ведущими отечественными специалистами (В.В. Бибихиным, A.B. Михайловым, В.И. Молчановым и др.) и давно вошли в отечественную философскую литературу.

К второй группе относится огромный корпус текстов этих же авторов, опубликованных посмертно: в Гуссерлиане (Husserliana), Собрании сочинений Хайдеггера (Martin Heideggers Gesamtausgabe) и Собрании сочинений Финка. Они представляют собой в основном записи лекционных курсов, а также черновики и наброски. Эти тексты также очень важны для понимания концепций немецких феноменологов: из них видно, каким именно образом эволюционировала мысль этих философов, а основные моменты их философии изложены зачастую с пропедевтической ясностью. Объем Гуссерлианы и Собрания сочинений Хайдеггера слишком велик, чтобы можно было принять во внимание все эти тексты без исключения (Гуссерлиана составляет на сегодняшний день 40 томов, а хайдеггеровское Собрание - 102 тома), однако автор настоящего исследования не мог пройти мимо таких важнейших текстов как «Картезианские медитации», набросков ко второму и третьему тому «Идей», лекций 1907 года «Идея феноменологии», лекций по редукции 1922-23 года «Первая философия», заметок по пассивному синтезу 1918-1926 гг., заметок по философии интерсубъективности, а из хайдеггеровских текстов -лекционных курсов «Пролегомены к истории понятия времени», «Основные проблемы феноменологии», «Кант и проблема метафизики», «Положение об основании», лекций о Ницше, лекционного курса «Парменид» 1942-1943 гг., а сыгравших особую роль в истории французской феноменологии также записей семинаров в Jle Торе и Церингене. К этой группе источников примыкают работы Гуссерля, опубликованные его ассистентами и его непосредственными учениками: «Лекции по внутреннему сознанию времени» (подготовленное к печати М. Хайдеггером и Э. Штайн еще при жизни Гуссерля) и «Суждение и опыт» (подготовленное к печати Л. Ландгребе сразу после смерти Гуссерля). Многие из этих работ также переведены на русский язык и хорошо исследованы отечественными философами.

Особое место в наследии немецких феноменологов занимают тексты, написанные или, по крайней мере, задуманные совместно - такие, как статья Гуссерля и Хайдеггера «Феноменология» в Британской энциклопедии, авторизованная Гуссерлем статья Финка «Феноменологическая философия Эдмунда Гуссерля в современной критике» или «Шестая картезианская медитация» (изначально задуманная Гуссерлем и Финком как совместная работа). Эти тексты в большинстве своем известны в России плохо, да и в мировой историко-философской литературе их систематическое изучение только начинается.

Следующую, важнейшую для данной работы, группу источников составляют тексты старшего поколения французских феноменологов: Сартра, Мерло-Понти и Левинаса. Мы имеем в виду такие основополагающие работы как «Бытие и Ничто», «Феноменология восприятия», «Видимое и невидимое», «Тотальность и бесконечное», «Иначе чем быть, или по ту сторону сущности», а также другие книги и сборники этих авторов. По мере необходимости мы обращались также и к опубликованным посмертно лекционным курсам Мерло-Понти, равно как и к черновикам Левинаса, недавно опубликованным в первом и втором томах собрания его сочинений. В целом, эта группа источников также хорошо представлена на русском языке (за исключением поздних работ Левинаса) и многие из этих текстов (особенно работы Сартра, которые изучались еще в советское время) давно вошли в оборот в русскоязычном научном пространстве.

Наконец, последнюю группу источников составляют работы младшего поколения французских феноменологов: Жака Деррида, Мишеля Анри и Жана-Люка Мариона. Эти работы, сформировавшие лицо сегодняшней французской феноменологии, в основной своей массе (за исключением немногих работ

Деррида) полностью выпали из внимания российских исследователей. В значительной степени их изучению и посвящено настоящее исследование.

Объект исследования. Объектом данного исследования является история феноменологической философии в Германии и Франции.

Предмет исследования. Предметом исследования выступает осмысление проблемы эволюции феноменологического метода, а также границ его применимости на примере истории феноменологического движения в Германии и Франции.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы проанализировать, каким именно образом феноменологическая философия в Германии и Франции определяла и расширяла свою сферу применения в зависимости от тех задач, которые вставали перед ней на различных этапах ее исторического развития.

Такая цель предполагает решение следующих задач:

Первая задача состоит в том, чтобы продемонстрировать, как метод феноменологии соотносился с ее предметом на разных этапах развития феноменологического движения в Германии и Франции. Для решения этой задачи необходимо прояснить, как и почему провозглашенная Гуссерлем зависимость предмета феноменологии от ее метода даже у ближайших его последователей замещается зависимостью метода феноменологии от ее предметного поля, а также каким именно образом смещение акцента с метода феноменологии на ее предмет приводит к трансформации как самого феноменологического метода, так и границ его применимости.

Вторая задача настоящего исследования заключается в том, чтобы понять, каким именно образом это смещение акцента с метода на предмет привело к активной экспансии феноменологии за пределы интенциональных структур сознания. Для этого необходимо рассмотреть основные этапы в критике гуссерлевского интуитивизма в истории французской феноменологии и проанализировать различные типы «глубоких», то есть превосходящих

возможности созерцания, феноменов (таких как лик, плоть, след, жизнь и др.), введенных в рассмотрение французскими феноменологами.

Третьей задачей диссертационной работы служит анализ и истолкование значения аффективных структур в немецкой и французской феноменологии. Чтобы решить эту задачу, необходимо прояснить, каким именно образом проблема пассивности ставится и решается в феноменологии, рассмотреть различные формы гетеро- и авто-аффицирования, а также выявить роль аффицированной субъективности в феноменализации «глубоких» феноменов.

Четвертая задача исследования состоит в том, чтобы очертить границы феноменологической философии, отделив ее от тех областей, с которыми она активно взаимодействует - в первую очередь, метафизики, теологии, эстетики и психиатрии. Для этого необходимо понять, приводит ли использование в феноменологии теологических и психиатрических/психоаналитических метафор к заимствованию чуждых феноменологии ходов мысли, или феноменология в состоянии усвоить чуждый ей язык, сохраняя свою собственную уникальную проблематику. Кроме того, следует показать двойственность, существующую между феноменологией как методом "философствования и феноменологической философией, претендующей в лице своих представителей от Гуссерля до Левинаса и Мариона на звание «первой философии», а также прояснить, может ли феноменология подменить собой метафизику и вывести ее тем самым из кризиса.

Метод исследования. В диссертационном исследовании применялись методы историко-философской компаративистики, герменевтические методы, а именно анализ и интерпретация, а также собственно феноменологический метод.

Автор настоящей работы определяет свой основной метод исследования как феноменологический, тем самым декларируя свою принадлежность к

определенной философской школе - феноменологическому движению. Предметом настоящего исследования является установление границ феноменологического метода. Иначе говоря, основная задача настоящей работы определяется как методологическое размышление о методе, выполненное в рамках феноменологического метода. И если феноменологический метод предполагает расщепление субъекта исследования на феноменологического наблюдателя и конституирующее сознание, то исследование феноменологического метода должно предполагать еще один уровень рефлексии и соответствующего ей расщепления субъекта исследования. Однако цель диссертационной работы не состоит в создании «трансцендентальной теории феноменологического метода» наподобие финковской, поскольку предмет настоящего исследования содержит в себе, кроме чисто феноменологической, существенную историко-философскую компоненту. Речь идет о том, чтобы рассмотреть феноменологический метод не таким, каким его задумали «отцы-основатели» феноменологического движения - Гуссерль, Хайдеггер и Финк, но таким, каким он явился на протяжении исторического развития немецкой и французской феноменологических школ. Поэтому следует уточнить нашу задачу: речь пойдет не о феноменологии феноменологии, а о феноменологии (немецкой и французской) феноменологий.

Таким образом, задача настоящего исследования состоит в том, чтобы вычленить и описать наиболее важные моменты внутри феноменологического метода - так, как он использовался и осмыслялся каждой из национальных феноменологических школ, - и, главное, сопоставить их, для того чтобы выявить возможности и ограничения феноменологического метода в его историческом развитии. Следовательно, среди методов настоящего исследования значительную роль будет играть метод историко-философской компаративистики. Использование комплексного историко-философского анализа источников и исследовательской литературы осуществлялось с целью

выявить эволюцию феноменологического метода как у его немецких основателей - Гуссерля, Хайдеггера и Финка, так и у французских феноменологов; проследить основные направления развития немецкой и французской феноменологии в XX веке. Применение сравнительного анализа позволило сопоставить концепции немецких и французских феноменологов, принадлежащих к разным поколениям; выявить общие стратегии и частные разногласия между ними.

Разумеется, в подобной работе нельзя избежать применения различных герменевтических стратегий. Хотя любое исследование подобного толка обречено на интерпретативные моменты, в которых произвол интерпретатора берет верх над чисто аналитическим развитием темы, автор настоящей работы стремился к тому, чтобы основным ее герменевтическим приемом оказался именно анализ, а не интерпретация различных «версий» феноменологии. В частности, особое внимание мы уделяем нерефлексируемым, нетематизируемым элементам философской работы - таким, например, как систематическое использование определенных метафор.

Результаты исследования и их научная новизна

Диссертационная работа представляет собой первое в отечественной историко-философской литературе систематическое исследование проблемы границ феноменологического метода на примере феноменологического движения в Германии и Франции. В ней впервые прослежены основные направления влияния немецкой феноменологии Гуссерля, Финка и Хайдеггера на становление и развитие французской феноменологии с тридцатых годов XX века до начала XXI века, описаны основные направления развития французской феноменологии, проведен критический анализ их исходных пунктов и предпосылок. При этом в работе показано, каким именно образом происходило формирование и трансформация проблемного поля в немецкой и

французской феноменологии, проанализирована смена методических понятий феноменологии, выявлены новые возможности и сущностные ограничения, связанные с введением новых элементов феноменологического метода; дан подробный анализ таких ключевых понятий феноменологического метода как «интенциональность», «эффективность», «среда феноменализации»; прояснена роль теологических и психоаналитических метафор в феноменологии, обоснованы границы их легитимного использования в феноменологической дескрипции. Впервые в отечественной литературе проводится систематический анализ философских концепций М. Анри и Ж.-Л. Мариона, в частности, предложенная ими новая версия феноменологического метода; очерчены границы ее применимости.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Для Гуссерля предмет феноменологии определяется феноменологическим методом; расширение области феноменологической работы обусловлено развитием и углублением феноменологического метода как метода феноменологической, эйдетической и трансцендентальной редукции. Однако метод редукции не сводится к своему техническому аспекту: редукция не только обеспечивает научность и общезначимость полученных в ходе применения феноменологического метода результатов, но и вводит в экзистенциальную ситуацию, в которой субъект обнаруживает себя поставленным под вопрос. Расщепление на незаинтересованного феноменологического наблюдателя и конституирующее мир Я, порождая трансцендентальную субъективность, является одновременно рекурсивным, автоаффицирующим актом, необратимо деформирующим своего исполнителя.

2. В феноменологии Хайдеггера соотношение между методом и предметом меняется на противоположное: не метод определяет предмет, но, напротив, предмет феноменологии как способ встречности бытийных

структур определяет феноменологический метод, как метод их «вычитывания» или «расчистки». Использование архитектурной метафоры позволяет Хайдеггеру перейти к рассмотрению «скрытых» феноменов и далее - к «феноменологии неявленного».

3. Французская феноменология в силу особенностей своего исторического развития ставила перед собой задачи, близкие к тем, которые решались в рамках экзистенциализма и неогегельянства. При этом сходным образом в неогегельянстве и феноменологии трактуется само понятие «феномена»: феномен понимается как исторический в силу обусловленности историческими моментами своего способа данности, в частности, судьбой самого философствующего субъекта. Феномены приобретают характер «события» со свойственными событийности коннотациями: исключительности и непредсказуемости. Первое поколение французских феноменологов фактически отказывается от трансцендентальной и эйдетической редукции; основным методом становится «опосредованная дескрипция» феноменов в их историческом становлении.

4. Под влиянием хайдеггеровской критики Гуссерля французские феноменологи первого поколения видели свою задачу в том, чтобы выйти за рамки ноэтико-ноэматического соответствия - причем интенциональность интерпретировалась как разновидность субъект-объектного отношения. Конституирование смысла вещи в интенциональном сознании интерпретируется ими как волевое конструирование предмета сознанием в соответствии с предсуществующей интенцией; ему противопоставляется «встреча» с тем, чей смысл «всегда уже» имеется в наличии. Критика «метафизики присутствия» у Левинаса и Деррида утверждает невозможность перехода к сугубо эйдетическому рассмотрению таких феноменов как другой

человек, собственное тело, произведение искусства; их описание включает в себя нередуцируемый эмпирический и случайный момент.

5. Главной проблемой для французской феноменологии второго поколения оказался спор о соотношении редукции и данности. Радикализация метода редукции, предложенная Ж.-Л. Марионом, предполагает, что в результате «третьей редукции» феноменология получает доступ к своему подлинному предмету - превосходящей любое данное данности гипостазированных феноменов, которые сами берут на себя инициативу своего явления. Агентом феноменологического метода выступает сам феномен, а роль исполнителя редукции сводится к приведению себя к пассивности. Подобное расширение поля феноменологической работы возможно только исходя из неявного отождествления методов естественных и гуманитарных наук и должно быть поставлено под сомнение.

6. Ключевым методическим понятием для второго поколения французской феноменологии является понятие аффицируемости. Феномен отождествляется с аффектом, с травмой, то есть с таким событием, которое «всегда уже» случилось, автором которого субъект не является, по отношению к которому субъект не просто рецептивен, а пассивен в абсолютном смысле, и которое конституирует субъекта как такового. Эта зависимость самого бытия субъекта от первичной травмы, и, тем самым, от общего с другими мира, позволяет интерпретировать субъективность в качестве абсолютной «среды феноменализации». Одной из форм самоаффицирования является наше собственное языковое мышление; метод «преувеличенной редукции» Марка Ришира направлен не на возвращение к Перво-смыслу, а на производство все новых, еще не седиментированных смыслов, которые на следующих этапах также будут подвергнуты коррекции.

7. Для Мишеля Анри основной проблемой феноменологии становится унаследованный от Финка вопрос о том, как мы получаем доступ к

«феноменальности феномена». Анри выделяет два способа феноменализации: явленность мира и явленность жизни. Парадигматическим примером явленности мира служит опредмечивание Софии в космогонической концепции Бёме. Этим гегелианизирующим прочтением Бёме Анри обязан интерпретации наследия великого немецкого мистика Александром Койре.

8. Согласно Анри, явленность мира возможна на основе более фундаментальной формы феноменальности феноменов, а именно явленности жизни. Явление жизни осуществляется как автоаффицирование, причем Я получает доступ к самому себе не посредством рефлексии, не посредством теоретического рассмотрения, а в непосредственном самоощущении радости или страдания. Радикальная пассивность лежит в основе любого действия, которое в конечном итоге осуществляется только благодаря принадлежности живущего Жизни, которая в поздних работах Анри отождествляется с воплощенной личностью Христа.

9. В феноменологии Левинаса лик Другого, лишенный феноменальности, аффицирует меня извне. Структура этого гетероаффицирования аналогична структуре гетероаффицированности «идеей бесконечного». В своей интерпретации Декарта Левинас следует ранним работам Койре, который в начале двадцатых годов предложил своего рода «феноменологическую версию онтологического аргумента». Значимость «идеи бесконечного» для конечного сущего заключается не в том, что она указывает на существование Абсолюта, а в том, что само наличие этой идеи взрывает сознание изнутри, конституируя субъективность в качестве способной на отношение с трансцендентным. Левинас придает идеям Койре этический оттенок: «идея бесконечного» подобна травме, формирующей в субъекте ответственность перед другим, причем эта ответственность предшествует любым свободным актам субъекта.

10.Мышление о Боге осуществляется в феноменологической теологии как аффицированность: у Левинаса это аффицированность извне, подтверждаемая собственным свидетельством перед лицом ближнего, у Мариона это обращенное к Богу славословие, играющее роль перформатива, который формирует самого говорящего субъекта, у Деррида это «аксиологический перформатив», который одновременно порождает трансцендентного референта любой адресной речи, и сам порождается им.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы.

Проведенные историко-философские исследования вносят вклад в периодизацию французской и немецкой феноменологии, и тем самым, в проблематику периодизации историко-философского процесса в целом. В работе проясняются проблемные моменты в истории феноменологического движения, проясняется и обогащается понятие аффицируемости - одно из важнейших понятий современной феноменологической философии. Полученные результаты могут использоваться в дальнейших исследованиях по истории современной западной философии, а также в междисциплинарных исследованиях, проводимых на стыке истории философии и теологии, истории философии и истории искусства, философии и психотерапии, что должно позволить разработать более широкое представление о гуманитарном знании в целом.

Результаты диссертации могут быть использованы при чтении учебных курсов по истории философии, философии религии, а также при разработке учебных программ по этим дисциплинам.

Апробация исследования. Результаты диссертационного исследования представлены в монографии «Феноменология в Германии и Франции:

проблемы метода» (Москва: РГГУ, 2013), в монографии «Эмманюэль Левинас: философия и биография»1 (Киев: Дух и ли-ера, 2011), а также в 15 статьях из Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть представлены основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора наук, в 6 статьях, изданных за рубежом в реферируемых изданиях, и 13 статьях в прочих изданиях.

Основные положения диссертации в виде докладов были представлены на научных конференциях, в частности, на международной конференции «Философия в Париже в тридцатых годах: Кожев и Койре» (2011) в Высшей Нормальной Школе (Франция, Париж), на международных конференциях «Тевтонская философия» (2010) и «Фигуры пассивности» (2011) в Оксфордском университете (Великобритания, Оксфорд), на международной конференции «Тотальность и бесконечное: грани», в Университете Мейджи (Япония, Токио), на международных конференциях «Трудная свобода» (2010) и «Встреча с непредвиденным» (2011), организованных Университетом Тулуза-Мирай (Франция, Тулуза), а также на международной конференции «'Наследйе^Левинаса», организованной Ассоциацией по проведению столетия Левинаса (Клюни, Франция, 2006), на международной конференции «От трагического - к несказанному: Шестов и Янкелевич», организованной Обществом по изучению наследия Льва Шестова и Ассоциацией Владимира Янкелевича (Центр Трей, Франция, 2008), на международной конференции «Пространство феноменологии: к 150-летию со дня рождения Э. Гуссерля», организованной Учебно-Научным центром феноменологической философии философского факультета РГГУ (Москва, РГГУ, 2009), на международной конференции «Анри Бергсон в XXI веке» (Москва, ИФРАН, 2009), на

1 Эта работа удостоилась премии Посольства Франции в России за 2012 года в номинации «Лучшее исследование о Франции» (премия Леруа-Больё). Положительная рецензия на эту книгу была опубликована и в

международной конференции «Как и почему возникают вопросы соотнесения проблем философии, науки и теологии» (Санкт-Петербург, Высшая религиозно-философская школа совместно с фондом Темплтона, 2011), на международной конференции «Творческий путь Поля Рикёра» (Москва, ИФРАН, 2013). Доклады по результатам диссертационного исследования были представлены также на межвузовской конференции «История философии и социо-культурный контекст» (Москва, РГГУ, 2003); межвузовской конференции «Философская традиция как понятие и предмет историко-философской науки» (Москва, РГГУ, 2006); на межвузовской конференции «Левинас: путь к Другому» (Санкт-Петербург, 2006); на межвузовской конференции «Национальное своеобразие в философии», (Москва, РГГУ, 2010); на круглом столе «Субъект и субъективность: аналитические и феноменологические интерпретации» (ГУ-ВШЭ, Москва, 2010); на межвузовской конференции «Актуальность Александра Койре» (ГУ-ВШЭ, ноябрь 2012); на межвузовской конференции «История философии и социокультурный контекст - II» (Москва, РГГУ, 2012); на межвузовской конференции «Трансцендентное в современной философии: направления и методы» (ГУ-ВШЭ, июнь 2013); а также в виде докладов на научных

семинарах Оксфордского университета (2007), Бар-Иланского университета (Тель-Авив, Израиль, 2012), в ИФРАНе (2012) и РГГУ.

Материалы диссертационного исследования легли в основу ряда курсов и спецкурсов, читавшихся в Российском государственном гуманитарном университете.

Структура диссертации определена поставленными задачами и порядком их решения. Диссертация состоит из введения, четырех глав, 12 параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Ямпольская, Анна Владимировна, 2013 год

Библиография

I. Источники:

А. Работы Гуссерля

Гуссерлиана - Husserliana. Edmund Husserls gesammelte Werke.

1. HUA I - Husserl E. Cartesianische Meditationen. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1950. Русский перевод: Гуссерль Э. Картезианские медитации / пер. В.И. Молчанова. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. Французский перевод: Husserl E. Médiations cartésiennes: introduction à la phénoménologie / traduction de l'allemand par Gabrielle Pfeiffer et Emmanuel Lévinas. Paris, 1931 (1992).

2. HUA II - Husserl E. Die Idee der Phänomenologie. Fünf Vorlesungen / hrsg. und eingeleitet von Walter Biemel. Husserliana vol. 2. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1973. Русский перевод: Гуссерль Э. Идея феноменологии. Пять лекций / пер. с немецкого H.A. Артеменко. Спб.: Гуманитарная Академия, 2008.

3. HUA II - Husserl Е. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch. Husserliana vol 3. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1950. Русский перевод: Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга I / пер. А. В. Михайлова. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

4. HUA VI - Husserl Е. Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie / hrsg. von Walter Biemel. Husserliana vol 6. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1976. Русский перевод см. в книгах: Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная философия. Введение в феноменологическую философию / пер. с нем. Д.В. Скляднева. Спб.:

Владимир Даль, 2004, а также Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Гуссерль Э. Логические исследования и другие работы. Минск: Харвест, 2000, С. 626-666, а также Гуссерль Э. Начало геометрии / Введение Ж. Деррида / пер. с франц. и нем. М. Маяцкого. М.: Ad marginem, 1996.

5. HUA VIII - Husserl E. Erste Philosophie (1923/24). Zweiter Teil: Theorie der phänomenologischen Reduktion / hrsg. von Rudolf Boehm. Husserliana vol. 8. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1959.

6. HUA XI - Husserl E. Analysen zur passiven Synthesis. Aus Vorlesungs- und Forschungsmanuskripten (1918-1926) / hrsg. von Margot Fleischer. Husserliana vol 11. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1966.

7. HUA XIII - Husserl E. Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Erster Teil: 1905-1920 / hrsg. von Iso Kern. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1973. Русский перевод частично Гуссерль Э. Основные проблемы феноменологии / пер. A.A. Анипко // Разеев Д.Н. В сетях феноменологии. Спб.: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 2004. С. 225-364.

Отдельные работы Гуссерля:

8. Husserl Е. Logische Untersuchungen. Band I. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1984. Русский перевод: Гуссерль Э. Логические исследования. Том 1. Пролегомены к чистой логике / пер. с нем. Э.А. Бернштейн под ред. С.Л. Франка. Новая редакция P.A. Громова. М.: Академический проект, 2011.

9. Husserl Е. Logische Untersuchungen. Band II (1) Den Haag: Martinus Nijhoff, 1984. Русский перевод: Гуссерль Э. Логические исследования / пер. В. И. Молчанова. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.

10.Husserl Е. Vorlesungen zur Phänomenologie des inneren Zeitbewußtseins. (3 Aufl.) Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 2000 (1 Aufl. - 1928). Русский перевод: Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени / пер. В. И. Молчанова. М.: Логос, 1994.

11 .Husserl E. Briefe an Roman Ingarden. Phaenomenologica 25. Den Haag: Martin Nijhoff, 1968.

И.Гуссерлъ Э. Феноменология: [Статья в Британской энциклопедии] / предисл., пер. и примеч. В. И. Молчанова // Логос. 1991. №1. С. 12-21.

Б. Работы Хайдеггера.

Полное собрание сочинений Хайдеггера - Martin Heideggers Gesamtausgabe

13.GA 3 - Heidegger M. Kant und das Problem der Metaphysik. Gesamtausgabe vol. 3. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1991. Русский перевод Хайдеггер M. Кант и проблема метафизики / пер. О.В. Никифорова. М.: Русское феноменологическое общество, 1997.

14.GA 5 - Heidegger М. Holzwege. Gesamtausgabe vol. 5. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1994.

15. GA 6 - Heidegger M. Gesamtausgabe. Vol 6. Frankfurt-am-Main: Vittorio Klostermann, 1997. Русский перевод Хайдеггер M. Ницше / пер. с нем. А. П. Шурбелева. Т. I—II. СПб: Владимир Даль, 2006-2007.

16.GA 20 - Heidegger М. Prolegomena zur Geschichte des Zeitbegriffs. Gesamtausgabe. Band 20. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1979. Русский перевод: Хайдеггер M. Пролегомены к истории понятия времени / пер. Е. В. Борисова. Томск: Водолей, 1998.

17.GA 24 - Heidegger М. Die Grundprobleme der Phänomenologie. Gesamtausgabe. Band 24. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1974. Русский перевод: Хайдеггер M. Основные проблемы феноменологии / пер. А.Г. Чернякова. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001.

18.GA 26 - Heidegger М. Metaphysische Anfangsgründe der Logik im Ausgang von Leibniz (Summer semester 1928). Gesamtausgabe. Band 26 / Herausgeb. K. Held. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1990.

19.GA 31 - Heidegger M. Vom Wesen der menschlichen Freiheit. Einleitung in die Philosophie. Gesamtausgabe. Band 31. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1982.

20.GA 34 - Heidegger M. Vom Wesen der Wahrheit. Zu Piatons Höhlengleichnis und Theätet. Gesamtausgabe. Band 34. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1988. Английский перевод: Heidegger M. The essence of truth. (Winter semester 1931/32) / tr. by Ted Sadler. London, New York: Continuum, 2002.

21 .GA 40 - Heidegger M. Einfürung in die Metaphysik. Gesamtausgabe. Band 40. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1983. Русский перевод: Хайдеггер M. Введение в метафизику / пер. Н.О. Гучинской. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998.

22.GA 54 - Heidegger М. Parmenides (Winter semester 1942/43). Gesamtausgabe. Band 54. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1982. Русский перевод: Хайдеггер M. Парменид / пер. А.П. Шурбелева.— СПб.: Владимир Даль, 2009.

23. GA 59 - Heidegger М. Phänomenologie der Anschauung und des Ausdrucks. Theorie der philosophischen Begriffsbildung (Summer semester 1920). Gesamtausgabe. Band 59. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1993. Английский перевод: Heidegger M. Phenomenology of intuition and expression: theory of philosophical concept formation / Translated by Tracy Colony. London: Continuum, 2010.

Отдельные работы Хайдеггера:

1. Heidegger M. Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1993 (1927). Русский перевод: Хайдеггер M. Бытие и время / пер. В. Бибихина. М.: Ad marginem, 1997.

2. Heidegger М. Der Satz vom Grund. Stuttgart: Verlag Günther Neske, 1957. Русский перевод Хайдеггер M. Положение об основании / пер. O.A. Коваль. СПб.: Алетейя, 1999.

3. Heidegger M. Ein Vorwort. Brief an Pater William J. Richardson // Heidegger M. Identität und Differenz. Gesamtausgabe Bd. 11. Frankfurt am Main: Vittorio Klosterman 2006. S. 143-152.

4. Heidegger M. Brief über den „Humanismus" // Wegmarken. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1967. S. 313-364. Русский перевод: Хайдеггер M. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие / пер. с нем. В.В. Бибихина. М.: Республика, 1993. С. 192-220.

5. Heidegger M. Le séminaire de Zäringen II Heidegger M. Questions III- IV. Paris: Gallimard, 1976. P. 459-489. Немецкий перевод см в Heidegger M. Seminare. Gesamtausgabe vol. 15. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 2005. Русский перевод: Хайдеггер M. Семинар в Церингене 1973 года / пер. И. Инишева // Исследования по феноменологии и философской герменевтике/ ред. Борисов Е. и др. - Минск: ЕГУ, 2001. С. 108-123.

6. Heidegger M. Le séminaire du Thor, 1969 II Heidegger M. Questions III- IV. Paris: Gallimard, 1976. P. 415-458. Русский перевод: Хайдеггер M. Семинар в Jle Торе, 1969 / пер. с нем. В.В. Бибихина // Вопросы философии. 1993. №10. С. 123-151.

7. Heidegger M. Was ist das - die Philosophie? Neske, 1992. Русский перевод: Хайдеггер M. Что это такое - философия?/ пер. с нем. В.В. Бибихина // Вопросы философии 1993. № 8. С. 113-123.

8. Heidegger M. Identität und Differenz II Heidegger M. Identität und Differenz. Gesamtausgabe vol. 11. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1997. S. 3180. Русский перевод (частично): Хайдеггер M. Тождество и различие / пер. А. Денежкина. М.: Гнозис, 1997.

9. Heidegger M. Mein Weg in der Phänomenologie // Heidegger M. Zur Sache des Denkens. Gesamtausgabe vol. 14. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1997. S. 91-106. Русский перевод: Хайдеггер M. Мой путь в феноменологию/ пер. В. Анашвили при участии В. Молчанова// Логос. 1995. №6. С. 303-309.

10.Heidegger M. Vom Wesen des Grundes II Heidegger M. Wegmarken. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1967. S. 123-176. Русский перевод: Хайдеггер M. О существе основания // Хайдеггер М. Что такое метафизика? / пер. с немецкого В.В. Бибихина. М.: Академический проект, 2007. С. 172-229.

11 Хайдеггер М. Самоутверждение немецкого универститета // Хайдеггер М. Статьи и работы разных лет / пер., сост. и вступ. ст. А. В. Михайлова. — М.: Гнозис, 1993. С. 222-231.

12.Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Хайдеггер М. Статьи и работы разных лет / пер., сост. и вступ. ст. А. В. Михайлова. — М.: Гнозис, 1993. С. 168-217.

В. Работы Финка

13.Fink Е. Einleintung in die Philosophie / herausg. von F.-A. Schwarz. Würzburg: Königshausen und Neumann, 1985.

14.Fink E. VI Cartesianische Meditation. Teil 1. Die Idee einer transcedentalen Methodlehre. Husserliana Dokumente II /1-2, Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1998.

15.Fink E. Studien zur Phänomenologie. 1930-1939. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1966.

16.Fink E. Nähe und Distanz. Freiburg: Karl Alber, 2004.

17.Fink E. Operative Begriffe in Husserls Phänomenologie II Fink E. Nähe und Distanz. Freiburg: Karl Alber, 2004. S. 180-204. Русский перевод Финк О. Оперативные понятия феноменологии Гуссерля / пер. A.A. Шиян // Ежегодник по феноменологической философии, 2008 (1), стр. 361-380.

Г. Работы Левинаса

18.Lévinas E. Œuvres 1. Carnets de captivité et autres inédits. Paris: Bernard Grasset/ IMEC, 2009.

19.Lévinas E. Altérité et transcendance. Préface de Pierre Hayat, Fonfroide-le-Haut, 1995.

20.Lévinas E. Autrement qu'être ou au-delà de l'essence. Kluwer, 1991.

2\.Lévinas E. De Dieu qui vient à l'idée. Paris, 1982 (1992).

22.Lévinas E. Dieu, la Mort, et le Temps. Paris: Grasset, 1993.

23.Lévinas E. Du Sacré au Saint. Cinq nouvelles lectures talmudiques. Paris, 1997.

24.Lévinas E. En découvrant l'existence avec Husserl et Heidegger. Paris: Vrin, 1949 (2001).

25.Lévinas E. Entre nous. Essais sur le penser-à-l'autre. Paris: Grasset, 1991.

26.Lévinas E. Ethique comme philosophie première. Paris, 1998.

21 .Lévinas E. Ethique et Infini. Dialogues avec Philippe Nemo. Paris: Arthème Fayard, 1982.

28.Lévinas E. Hors sujet. Paris, 1997.

29.Lévinas E. Humanisme de l'autre homme. Paris : Kluwer, 1996.

30.Lévinas E. L'au-delà du verset. Lectures et discours talmudiques. Paris, 1982.

31 .Lévinas E. Le Temps et l'Autre. Montpellier: Fata Morgana, 1979.

32.Lévinas E. Quatre Lectures Talmudiques. Paris, 1968.

ЪЪ.Lévinas E. Théorie de l'intuition dans la phénoménologie de Husserl. Paris: Vrin, 2001.

34.Lévinas E. Totalité et Infini. Essai sur l'extériorité. Kluwer Academic, 1994.

35.Lévinas E. Transcendance et intelligibilité. Suivi d'un entretien. Genève: Labor et Fides, 1996.

36. Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное. М., СПб.: Университетская книга, 2000.

31.Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М.: РОССПЭН, 2004.

Д. Работы Сартра

38.Sartre J.-P. L'être et le néant. Essai d'ontologie phénoménologique. Paris: Gallimard, 1943. Русский перевод: Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000.

39.Sartre J.-P. L'imagination. Paris, Félix Alcan, 1936.

40.Sartre J.-P. L'imaginaire. Paris, Félix Alcan, 1936. Русский перевод: Сартр Ж,-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения / Пер. с фр. М. Бекетовой. — СПб.: Наука, 2001.

41.Sartre J.-P. L'existentialisme est un humanisme. Nagel, 1946 (Gallimard, 1996).

42.Sartre J.-P. La transcendance de l'Ego. L'esquisse d'une description phénoménologique / introduction, notes et appendice par S. Le Bon. Paris: Vrin, 1966.

43.Sartre J.-P. Carnets de la drôle de guerre. Septembre 1939 - Mars 1940 / Texte étable et annoté par A. Elkaim-Sartre. Gallimard, 1995.

44.СартрЖ.-П. Проблемы метода / Пер. с фр., примеч. В. П. Гайдамака. — М.: Прогресс, 1994.

Е.Работы Мерло-Понти

45.Merleau-Ponty M. Phénoménologie de la perception. Gallimard, Paris, 1945. Русский перевод: Мерло-Понти M. Феноменология восприятия (1945) / пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. — СПб.: Ювента; Наука, 1999.

46.Merleau-Ponty M. Le visible et l'invisible / Texte établi et présenté par Claude Lefort. Paris : Gallimard, 1999. Русский перевод: Мерло-Понти M. Видимое и невидимое / пер. с французского О.Н. Шпараги под ред. Т. В. Щитцовой. Минск: Логвинов, 2006.

Al .Merleau-Ponty M. Signes. Paris : Gallimard, 1960. Русский перевод: Мерло-Понти M. Знаки / пер. с фр., примеч. и послесл. И. С. Вдовиной. М.: Искусство, 2001.

48.Merleau-Ponty M. L'institution. La passivité: Notes de cours au Collège de France (1954-1955). Paris: Belin, 2003.

49.Merleau-Ponty M. La prose du monde / Texte établi et présenté par Claude Lefort. Paris: Gallimard, 1969.

50.Мерло-Понти M. В защиту философии: Сборник / пер. с фр., послесл. и примеч. И. С. Вдовиной. — М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1996.

Ж.Работы Анри

51 .Henry, M. Essence de la manifestation. Paris: PUF, 19631, 19902.

52.Henry M. La phénoménologie matérielle. Paris: PUF, 1990.

53.Henry M. C'est Moi la Vérité. Paris: Seuil, 1996.

54.Henry M. Incarnation : une philosophie de la chair. Paris: Seuil, 2000.

55.Henry M. Phénoménologie de la vie. Vol.l: De la phénoménologie. Vol. 2: De la subjectivité. Paris: PUF, 2003.

56.Непгу M. Généalogie de la psychanalyse. Paris: PUF, 1985.

3. Работы Мариона

51 .Marion, Jean-Luc. Dieu sans l'être: Hors-texte. Paris: Arthème Fayard, 1982 (PUF, Quadrige, 2002).

58.Marion J.-L. Réduction et donation: recherches sur Husserl, Heidegger et la phénoménologie. Paris: PUF, 1989.

59.Marion J.-L. Etant donné. Essai d'une phénoménologie de la donation. Paris: PUF, 1997.

60.Marion J.-L. De surcroît. Paris: PUF, 2000.

61.Marion J.-L. Figures de phénoménologie : Husserl, Heidegger, Levinas, Henry, Derrida. Paris: Vrin, 2012.

62.Marion J.-L. L'argument relève-t-il de l'ontologie ? //Archivio di Filosofia, № 13 (58), Padova, 1990. P. 43-70

63.Marion J.-L. Métaphysique et phénoménologie : une relève pour la théologie// Marion J.-L. Le visible et le révélé, Paris: Cerf, 2005. P. 75-97.

64.Marion J.-L. Au lieu de soi. L'approche de Saint Augustin. Paris : PUF, 2008.

65.Marion J.-L. Figures de phénoménologie : Husserl, Heidegger, Levinas, Henry, Derrida. Paris : Vrin, 2012.

66.Marion J.-L. L'idole et la distance. Cinq études. Paris: Grasset, 1977. Русский перевод: Марион Ж.-JI. Идол и дистанция / пер. с фр. Г. Вдовиной // Символ: журнал христианской культуры, основанный Славянской библиотекой в Париже. Т. 56. Париж, М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009.

II. Цитированная литература А. На русском языке

61 .Августин Аврелий. Антипелагианские сочинения позднего периода / пер. с лат., примеч.: Д.В. Смирнов. М.: АС-ТРАСТ, 2008.

68.Автономова Н.С. Познание и перевод. Опыты философии языка. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.

69.Ado П. Духовные упражнения и античная философия / пер. с франц. при участии В.А. Воробьева. М., Спб.: Степной ветер, 2005.

70.Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М.: Канон, 1995.

71 .Арендт X. Vita activa, или о деятельной жизни / Пер. с нем. и англ. В. В. Бибихина. СПб.: Алетейя, 2000.

12.Аристотель. Соч. в 4-х томах. М.: Мысль, 1976.

1Ъ.Ахутин A.B. Поворотные времена. Спб.: Наука, 2005.

1 А.Бердяев Н. Новая книга о Бёме // Путь, 1929 (18). С. 116-122.

15.Блауберг И.И. Анри Бергсон. М.: Прогресс-Традиция, 2003.

16.Борисов Е.В. Феноменологический метод М. Хайдеггера // Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени / пер. Е. В. Борисова. Томск, Водолей, 1998. С. 348-375.

11 .Борисов Е. К вопросу о феноменологическом методе в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера. [Электронный ресурс]. URL: http://tvfi.narod.ru/borisov6.htm (дата обращения 25.06.2012). 1%.Вдовина И.С. Феноменология во Франции (историко-философские очерки). М.: Канон, 2009.

19.Гегель Г.Ф.Ф. Система наук. Часть первая. Феноменология духа / пер. Г.

Шпета. Спб.: Наука, 1994. 80.Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник [и другие]. Толкования / пер. и пред. Г. М. Прохорова. (Серия «Византийская библиотека». Раздел «Источники»). СПб.: Алетейя, 2002.

81 .Декарт Р. Собр. соч. 2 т. М.. 1989.

82 Дроздова Д.Н. Школьники в музее научной революции: Гуссерль: Койре и Башляр в дискуссии об общественном восприятии науки // Новое Литературное обозрение. 2011. №7. С. 71-77.

83 Дьяков A.B. Желание видимое и невидимое: Лакан и Мерло-Понти // ХОРА. 2008. №3. С. 14-20.

84.Кант И. Сочинения в 8 т. М.: Чоро, 1994.

85.Лакан Ж.: Основные понятия психоанализа (Семинары. Книга XI. 1963/1964) / пер с фр. А. Черноглазова. М.: Гнозис/Логос, 2004.

86.Лакан Ж. Тревога (Семинары. Книга X. 1962/1963) / пер с фр. А. Черноглазова. М.: Гнозис/Логос, 2010.

87.Койре А. Философская эволюция Мартина Хайдеггера // Логос. 1999. №10. С. 113-136.

88.Койре А. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века / пер. A.M. Руткевича. Долгопрудный: Аллегро пресс, 1974.

Ю.Кожевников А (Кожев А.). Защита диссертации A.B. Койре // Евразия 1929 (15). С. 8.

90.Кожев A.B. Введение в чтение Гегеля: Лекции по Феноменологии духа, читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высшей практической школе / Подборка и публ. Р. Кено; пер. с фр. А. Г. Погоняйло. — СПб.: Наука, 2003.

91 .Коначева С.А. Бытие. Священное. Бог. Хайдеггер и философская теология в XX веке. М., РГГУ, 2010.

92.Куренной В.А. «Сами вещи» Мартина Хайдеггера // Исследования по феноменологии и философской герменевтике / ред. Борисов Е. и др. -Минск: ЕГУ, 2001. С. 6-44.

93.Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1987. С. 290-545.

94.Маяцкий М. Гуссерль, феноменология и абстрактное искусство // Логос. 2007. №6(63). С. 41-62.

95.Маяцкий М. Там и тогда. Послесловие переводчика // Гуссерль Э. Начало геометрии / Введение Ж. Деррида. Пер. с фр. и нем. М. Маяцкого. М.: Ad marginem, 1996.

96.Михайлов A.B. Вместо введения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет / Составл., пер., вступ. статья A.B. Михайлова. М.: Гнозис, 1993.

91 .Молчанов В.И. Исследования по феноменологии сознания. М.: Территория будущего, 2007.

98.Молчанов В.И. Аналитическая феноменология в Логических исследованиях Эдмунда Гуссерля // Гуссерль Э. Логические исследования / пер. В. И. Молчанова. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. С. 462-557.

99.Молчанов В.И. Позиции и предпосылки. Теория знания Н.О. Лосского // Логос. 2010. № 5 (78). С. 22-42.

100. Мотрошилова Н.В. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. «Феноменология-герменевтика», М., 2003.

101. Паскаль Б. Мысли / пер. с фр. Э. Фельдман-Линецкой // Франсуа де Ларошфуко. Максимы. Блез Паскаль. Мысли. Жан де Лабрюйер. Характеры. М.: Художественная литература, 1974.

102. Платон. Собр. соч. В 4-ч томах. М.: Мысль, 1993.

103. Плотин. Пятая Эннеада / пер. с древнегреч. и послеслов. Т.Г. Сидаша. Спб.: Издательство Олега Абышко, 2005.

104. Резвых П. Якоб Бёме: язык тела и тело языка // Новое Литературное Обозрение. 2003. №63. С. 258 - 271.

105. Соколова Л.Ю. Трансцендентальная тема в феноменологии М. Анри и Э. Левинаса // Эмманюэль Левинас: путь к другому. Сборник статей и переводов, посвященный 100-летию со дня рождения Э. Левинаса. СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. С. 37-47.

106. Сокулер З.А. Герман Коген и философия диалога. М.: Прогресс-Традиция, 2008.

107. Степанова М. Стихи и проза в одном томе. М.: Новое литературное обозрение, 2010.

108. Тугендхат Э. Хайдеггеровская идея истины / пер. И. Инишева // Исследования по феноменологии и философской герменевтике / ред. Борисов Е. и др. Минск: ЕГУ, 2001. С. 135-145.

109. Френкель A.A. Бар-Хиллел И. Основания теории множеств / под ред. A.C. Есенина-Вольпина. М.: Мир, 1966.

110. Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году / пер. с французского А.Г. Погоняйло. Спб.: Наука, 2007.

111. Хельд К. Хайдеггер и принцип феноменологии // Ежегодник по феноменологической философии, 2008 (1), стр. 190-220.

112. Херрманн Фр.-В. фон. Понятие феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера. Минск: ЕГУ, Пропилеи, 2000.

113. Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001.-460 с.

114. Черняков А.Г. Феноменология как строгая наука? // Историко-философский ежегодник'2004 / Ин-т философии. - М.: Наука, 2005. С. 360400.

115. Шкловский В.Б. Искусство как прием // Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Круг, 1925. С. 7-20.

116. Шпигелъберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение. М.: Логос, 2002.

117. Экхарт. Трактаты, проповеди. М.: Наука, 2010.

118. Янкелевич В. Ирония. Прощение. М., Республика, 2004.

Б. На иностранных языках

119. Agamben G. La potenza del pensiero: saggi et conferenze. Vicenza: Neri Pozza, 2010.

120. Alquié F. La Découverte métaphysique de l'homme chez Descartes. Paris : PUF, 1950.

121. Arendt H. Essays in understanding: 1930-1954, New York: Harcourt, Brace and Co, 1994.

122. Arseneva E. Lévinas et le jeu des langues // Revue philosophique de Louvain, 2002(1-2), pp. 96-108.

123. Auffret D. Alexandre Kojève. La Philosophie, l'Etat, la fin de l'Histoire. Paris, Grasset, 1990.

124. Austin J. L. How to do Things with Words. Oxford, 1962.

125. Badiou A. L'être et l'événement. Paris : Seuil, 1988.

126. Bar-Hillel J. The revival of "The Liar" // Philosophy and Phenomenological Research. 1947. № 2(8). P. 245-253.

127. Baugh B. French Hegel: from surrealism to postmodernism. New York, Rutledge, 2003.

128. Benoist J. Autour de Husserl : l'ego et la raison. Paris: Vrin, 1994.

129. Bernet R., Kern /., Marbach E. An introduction to Husserlian Phenomenology. Evanston : Northwestern University Press, 1993.

130. Bernet R. La vie du sujet. Recherches sur l'interprétation de Husserl dans la phénoménologie. Paris: PUF, 1994.

131. Bernet R. Conscience et existence. Perspectives phénoménologiques. Paris: PUF, 2004.

132. Biceaga V. The concept of passivity in Husserl's phenomenology. Contributions to phenomenology, vol. 60. London: Springer, 2010.

133. Boehm R. Vom Gesichtspunkt der Phänomenologie. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1968.

134. Bruzina R. Edmund Husserl and Eugen Fink: beginnings and ends in phenomenology, 1928-1938. New Haven: Yale University Press, 2004.

135. Cairns D. Observations sur La théorie de l'intuition dans la phénoménologie de Husserl de Levinas. Peut-elle servir d'introduction à la phénoménologie ? // Alter. Revue de phénoménologie. 2007. № 15. P. 339-354.

136. Courtine J.-F. Heidegger et la phénoménologie. Paris: Vrin, 1990.

137. Courtine J.-F. La cause de la phénoménologie. Paris: PUF, 2007.

138. Dastur F. Heidegger : la question du logos. Paris: Vrin, 2007.

139. Delbos V. Husserl, sa critique du psychologisme et sa conception d'une logique pure II Revue de métaphysique et de morale. 1911. №11. P. 685-698.

140. Depraz N. En quête d'une métaphysique phénoménologique: la référence henrienne à Maître Eckhart II J. Greisch et A. David (éds). Michel Henry, l'épreuve de la vie, Actes du Colloque de Cerisy-la-Salle 1996. Paris: Cerf, La nuit surveillée, 2001, pp. 255-279.

141. Depraz N. Pratiquer la réduction: la prière du coeur II Laval théologique et philosophique, 59 (3), 2003, pp. 503-519.

142. Depraz N. Le tournant pratique de la phénoménologie//Revue philosophique de la France et de l'étranger, 2004/2 (129), p. 149-165.

143. Depraz N. St Augustin et la méthode de la réduction II Caron M. (éd). Saint Augustin. Paris : Cerf, 2009. P. 554-581.

144. Derrida J. Le problème de la genèse dans la philosophie de Husserl. Paris: PUF, 1990 (издание диссертации 1954 г.).

145. Derrida J. Violence et Métaphysique // L'écriture et la différence. Paris, 1967. pp. 117-228. Русский перевод: Деррида Ж. Насилие и метафизика. Первая часть / Пер.и комм. A.B. Ямпольской // Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. С. 367-408. Деррида Ж. Насилие и метафизика. Вторая часть / пер. и комм. A.B. Ямпольской) // Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М.: РОССПЭН, 2004, С. 663-732.

146. Derrida J. La voix et le phénomène. Paris: Quadrige/PUF, 1967.

147. Derrida J. Marges de la philosophie. Paris: Minuit, 1972.

148. Derrida J. En ce moment même dans cette ouvrage me voici // Psyché. Inventions de l'autre. Paris: Galilée, 1987. P. 159-202.

149. Derrida J. Donner la mort // L'éthique du don. Colloque de Royaumont. Paris: Métailié-Transition, 1992. P. 11-108.

150. Derrida J. Adieu à Emmanuel Lévinas. Paris: Galilée, 1997.

151. Derrida J. Sauf le nom. Paris : Galilée, 1993. Русский перевод см. Деррида Ж. Хора // Деррида Ж. Эссе об имени / пер. с фр. H.A. Шматко. Спб.: Алетейя, 1998. С. 71-135.

152. Derrida J. Comment ne pas parler // Psyché. Inventions de l'autre. Galilée, Paris, 1987. PP. 524-587. Русский перевод см. в книге Деррида Ж. Как избежать разговора // Гурко Е. Деконструкция: тексты и интерпретации. Минск: Экономпресс, 2001. С. 245-289.

153. Derrida J. Donner le temps. 1. La fausse monnaie. Paris: Galilée, 1991.

154. Derrida J. Foi et Savoir. Suivi de «Le Siècle et le Pardon». Paris: Seuil, 2000.

155. Derrida J. Qu'est-ce qu'une traduction « relevante » ? Paris: L'Herne, 2006.

156. Descartes R. Œuvres philosophiques. Textes établies, présentés et annotés par F. Alquié. 4 vol. Paris: Garnier Frères, 1967.

157. Flajoliet A. La première philosophie de Sartre. Paris: Honoré Champion, 2008.

158. Franck D. Chair et corps. Sur la phénoménologie de Husserl. Paris: Miniut, 1981.

159. Gondek H.-D., Tengelyi L.Neue Phänomenologie in Frankreich. Berlin: Surkamp, 2011.

160. Granel, G. Le sens du temps et de la perception chez E. Husserl. Paris: Gallimard, 1968.

161. Held K. Husserls Rückgang auf das phainomenon und die geschichtliche Stellung der Phänomenologie II W. Orth (hg). Dialektik und Genesis in der Phänomenologie. Phänomenologische Forschungen, Bd. 10, Freiburg, 1980. S. 89-145.

162. Héring J. Sub specie aeterni. Réponse à une critique de la philosophie de Husserl// Revue d'histoire et de la philosophie religieuses. Faculté de Théologie Protestante de l'Université de Strasbourg, PUF, 1927 (7). P. 362-370.

163. Héring J. Phénoménologie et philosophie religieuse. Paris: Félix Alcan, 1926.

164. Hyppolite J. Figures de la pensée philosophique. Paris, PUF (Quadrige), 1991.

165. Jambet C. (éd). Cahiers de l'Herne: Henry Corbin, Paris, 1981.

166. JanicaudD. Heidegger en France. Paris: Albin Michel, 2001.

167. Janicaud D. La phénoménologie dans tous ses états. Eclat, 2009.

168. Jankélévitch V. L'imprescriptible. Paris : Seuil, 1986.

169. Jankélévitch V. Philosophie morale. Paris : Flammarion (Mille et une pages), 1998.

170. Jorland J. La science dans la philosophie. Les recherches epistemologiques d'Alexandre Koyré. Paris: Gallimard, 1981.

171. Jorland J. Koyré phénoménologue? Il Vinti C. (éd.). Alexandre Koyré: l'awentura intellettuale. Naples: Edizioni scientifiche italiane, 1994, pp. 105-126.

172. Kojevinkoff A. Recension de Phénoménologie. Journées d'Etudes de la Société Thomiste. Juvisy : Cerf, 1932 II Recherches Philosophiques. 1934. №3. P. 429429.

173. Kojève A. Introduction à la lecture de Hegel. Leçons sur la Phénoménologie de l'Esprit. Paris : Gallimard, 1947.

174. König D. Le fini et l'infini chez Jacob Böhme. Etude sur la détermination de l'absolu. Thèse pour obtenir le grade de Docteur de l'Université Paris-IV Sorbonne. Paris, 2006.

175. Koyré A. Sur les nombres de M. Russell // Revue de métaphysique et de morale. 1912. № 20. P. 722-724.

176. Koyré A. Essai sur l'idée de Dieu et les preuves de son existence chez Descartes. Paris, 1922.

177. Koyré A. L'Idée de Dieu dans la philosophie de St. Anselme. Paris, 1923.

178. Koyré A. La philosophie de Jakob Boehme. Paris: Vrin, 1929.

179. Koyré A. Épiménide le menteur. Ensemble et catégorie. Paris: Hermann & Cie, 1947.

180. Koyré A. La philosophie dialectique de J. Boehme // Critique 1947 vol. 2 (12), pp. 414-426.

181. Koyré A. Études d'histoire de la pensée philosophique. Paris, 1980.

182. Koyré A. Études d'histoire de la pensée scientifique. Paris, 1966.

183. Kienzler K. Die "Idee des Unendlichen" und das "ontologische Argument" bei Anselm von Canterbury und Emmanuel Lévinas // Archivio di Filosofia, № 1-3 (58), Padova, 1990. S.435-458.

184. Laoureux S. L'immanence à la limite. Recherches sur la phénoménologie de

r

Michel Henry, Paris, Editions du Cerf, 2005.

185. Lavigne J.-F. Lévinas avant Lévinas. L'introducteur et le traducteur de Husserl. Il Lévinas E. J.-L. Marion (éd.) Positivité et transcendance. Lévinas et phénoménologie. PUF, Paris, 2000.

186. Lawlor L. Derrida and Husserl. The basic problem of phenomenology. Bloomington, Indianapolis: Indiana University Press, 2002.

187. Lévi-Strauss C. Introduction à l'oeuvre de Marcel Mauss// Mauss M. Sociologie et anthropologie. Précédé d'une introduction à l'oeuvre de Marcel Mauss par Cl. Lévi-Strauss. Paris : P.U.F., 1950. P. I-XXXIII.

188. Libera A. de. Archéologie du sujet. I. Naissance du sujet. Paris: Vrin, 2007.

189. Luft S. "Phänomenologie der Phänomenologie": Systematik und Methodologie der Phänomenologie in Auseinandersetzung zwischen Husserl und Fink. Dordrecht: Kluwer, 2002.

190. Luft S. Husserl's theory of phenomenological reduction: between Life-World and Cartesianism // Research in Phenomenology. 2004. №34. P. 198-234.

191. Luft S. Subjectivity and lifeworld in transcendental phenomenology. Evanston: Northwestern University Press, 2011.

192. Luquet G.-H. Recension de E. Husserl. Logische Untersuchungen, Teil 1 // Revue philosophique de la France et de l'étranger. 1901. №1. P. 414-416.

193. Manoussakis J.P. God after metaphysics. A theological aesthetic. Bloomington and Indianopolis: Indiana University Press, 2007.

194. Mensch J. R. Embodiments: From The Body To The Body Politic. Evanston: Northwestern University Press, 2009.

195. Meyerson É. Lettres françaises / éd. par Bernadette Bensaude-Vincent et Eva Telkes-Klein. Paris, 2009.

196. Monseu N. Les usages de l'intentionnalité. Recherches sur la première réception de Husserl en France. Louvain-la-Neuve: Institut Supérieur de Philosophie de Louvain, 2005.

197. Montavont A. De la passivité dans la phénoménologie de Husserl. Paris: PUF, 1999.

198. Murakami Y. Lévinas phénoménologue. Grenoble: Jérôme Millon, 2002.

199. Murawska M. Filozofowanie z zamkniçtymi oczami. Fenomenologia ciala Michela Henry'ego. Wroclaw: Wydawnictwo Uniwersytetu Wroclawskiego, 2011.

200. Noël L. Les Frontières de la logique II Revue néo-scholastique de la philosophie. 1910. №17. P. 211-233.

201. Patocka J. Introduction à la philosophie de Husserl. Grénoble: Jérôme Millon, 1992.

202. Philonenko A. Jankélévitch : un système de l'éthique concrète. Paris : Sandre, 2011.

203. Poirié F. Emmanuel Lévinas. Essai et entretiens. Actes Sud, 1996.

204. Pradines M. Philosophie de la sensation. Strasbourg, 1928.

205. Pradines M. La notion d'affectivité en psychologie // Revue de synthèse, 1935. №2(10). P. 185-197.

206. Putnam H. Jewish philosophy as a guide of life: Rosenzweig, Buber, Levinas, Wittgenstein. Bloomington and Indianopolis: Indiana University Press, 2002.

207. Ratzinger J. Holy Spirit as Communio: Concerning the Relationship of Pneumatology and Spirituality in Augustin // Communio 1998. № 25 (Summer). P. 324-337.

208. Richir M. Méditations phénoménologiques. Grénoble: Jérôme Millon, 1992.

209. Richir M. Phénoménalisation, distorsion, logologie. Essai sur la dernière pensée de MerleauPonty// Textures. 1972. №4-5. Bruxelles/ Paris, 1972. P. 63114.

210. Richir M. Phénoménologie, métaphysique, poïetique// Les études phénoménologiques. 1987. № 5-6. P. 75-109.

211. Richir M. Qu'est-ce qu'un phénomène ? // Les études philosophiques. 1998. № 4(138). P. 435-449.

212. Ricœur P. Soi-même comme un autre. Paris: Seuil, 1990.

213. Ricoeur P. La mémoire, l'histoire, l'oubli. Paris : Seuil, 2000.

214. Ricoeur P. A l'école de la phénoménologie. Paris: Vrin, 2004.

215. Romano C. Au cœur de la raison, la phénoménologie. Paris : Gallimard, 2010.

216. Romano C. La méthode phénoménologique aujourd'hui. Avant-propos // Les études philosophiques. 2012. №1 (100). P. 3-6.

217. Romano C. La phénoménologie: doit-elle demeurer cartésienne? // Les études philosophiques. 2012. №1 (100). P. 27-48.

218. Russell B. Réponse à M. Koyré II Revue de métaphysique et de morale. 1912. № 20. P. 726.

219. Taminiaux J. La première réplique à l'ontologie fondamentale II Cahiers de L'Herne. Emmanuel Lévinas. Paris, 1991. P. 275-284.

220. Towarnicki F. de. A la rencontre de Heidegger. Paris: Gallimard, 1993.

221. Wahl J. Petite Histoire de L'Existentialisme. Club Maintenant, 1947.

222. Wahl J. Le rôle de A. Koyré dans le développement des études hégéliens en France II Gadamer H.-G. (herausg). Hegel-Tage Royaumont 1964. Beiträge zur Deutung der Phänomenologie des Geistes. (Hegel-Studien 3). Bonn, Bouvier, 1966. P. 15-26.

223. Waelhaens A. de. Phénoménologie et la vérité. Essais sur l'évolution de l'idée de vérité chez Husserl et Heidegger. Paris: PUF, 1953 (1967).

224. Waidenfels B. Einfuhrung in der Phänomenologie. Wilheim Fink, 1992.

225. Waidenfels B. Deutsch-Französische Gedankengänge. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1996.

226. Zambelli P. Alexandre Koyré alla scuola di Husserl a Gottinga II Giornale critico della filosofía italiana. 1999. №3. P. 303-354.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.