Выявление образно-информационной структуры современной российской моды тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.19.07, кандидат технических наук Секачева, Оксана Валентиновна
- Специальность ВАК РФ05.19.07
- Количество страниц 201
Оглавление диссертации кандидат технических наук Секачева, Оксана Валентиновна
Введение
Глава 1. Выявление национальной знаковой структуры современного костюма
1.1. Сущность образно-информационной структуры костюма
1.2. Национальный фактор в "мировой н моде
1.3. Инспирирующие источники современной мировой моды
1.4. Роль России в мировой индустрии моды
1.5. Выводы по 1 главе ■
Глава 2. Исследование образно-информационной структуры древнерусского женского костюма 10-17 веков.
2.1. Обоснование обращения к рассматриваемому историческому периоду
2.2. Материалы исследования
2.3. Исторические этапы развития древнерусской женской одежды
2.4. Анализ основных видов древнерусской женской одежды
2.5. Анализ основных видов женских головных уборов
2.6. Формирование архетипа древнерусского женского костюма
2.7. Анализ основных типов тканей, используемых в женском костюме 10-17 веков. Выявление основных типов орнамента
2.8. Результаты структурного анализа русского женского костюма 1017 веков:
2.9. Выводы по 2 главе
Глава 3. Проявление культурных традиции России в творчестве художников-модельеров 20 столетия.
3.1. Выявление частоты обращения художников-модельеров к русскому костюму как инспирирующему источнику в нашей стране
3.2. Анализ моделей, выполненных по русским мотивам художниками нашей страны.
3.3. Влияние русской культуры на мировую моду. Анализ моделей западных кутюрье, обращавшихся в своем творчестве к культуре России
Выводы по 3 главе
Глава 4. Сравнительный эксперимент характера использования элементов исторического костюма в современном различных художников мира.
4.1. Проявление исторических и национальных аспектов в творчестве английского дизайнера В. Вествуд
4.2. Анализ работ ведущих и авторитетных дизайнеров мира, выполненных по мотивам исторического костюма
4.3. Сравнительный анализ библиотек графов элементов исторического костюма различных художников мира
Выводы по 4 главе
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Художественное оформление и моделирование текстильных и швейных изделий, одежды и обуви», 05.19.07 шифр ВАК
Народный костюм в контексте традиций российской культуры1999 год, доктор культурол. наук Калашникова, Наталья Моисеевна
Культурная динамика костюма народов Среднего Поволжья: XIX-XX вв.2011 год, кандидат исторических наук Алехина, Наталья Владимировна
Эволюция русской народной одежды Оскольского края: вторая половина XIX - начало XX в.2007 год, кандидат исторических наук Емельянова, Мария Ивановна
Этнокультурные традиции национального костюма в дизайне современной китайской одежды2010 год, кандидат искусствоведения Ли Су
Механизмы визуализации модной формы женской одежды2005 год, кандидат технических наук Цховребадзе, Екатерина Нугзаровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Выявление образно-информационной структуры современной российской моды»
Время написания настоящей работы совпадает с завершением второго тысячелетия, таким образом подведение итогов, осмысление прошлых и настоящих событий, прогнозы на будущее приобретают наибольшую значимость и актуальность. Бурный рост средств массовой коммуникации и компьютерных технологий в последние десятилетия оказывают влияние на все сферы человеческой деятельности. Понятие моды тесно связано с понятием времени. С каждым годом увеличивается ритм жизни, что способствует появлению новых образов в моде и стремительному развитию новых технологий в швейной индустрии. Нарастающий темп в развитии научно-технического прогресса оказывает непосредственное влияние на процессы, происходящие в моде, которая, как еще в начале нашего века заметил Э.Кроули, приобрела статус "космополитичности".
Феномен перемен в 20 столетии отражен А. Аппадураем в концепции "глобального этноландшафта", в котором человеческие существа быстро перемещаются из одной части земного шара в другую. Доступность интернациональных средств массовой информации в форме кино, телевидения, сети Интернет, печатных публикаций также влияют на множества людей в тех этнических сообществах, которые никогда не выезжают за пределы региональных и национальных границ. Глобализация охватывает все сферы человеческой деятельности и применяется в науке как самостоятельный термин. В связи с этим активизируется процесс "коммуникации культур", в котором существенную роль играет одежда человека. Таким образом, появилась необходимость научного осмысления проблемы национальной знаковости моды в современном обществе.
Несмотря на господствующую "интернациональность", мода обладает национальными особенностями в каждой отдельно взятой стране. Восприятие и адаптация международных тенденций обусловлены рядом факторов, среди которых - политическое и экономическое развитие страны, климатические условия, антропологические особенности населения, культурные и национальные традиции и многое другое. Проявление традиционализма и консерватизма, сознательное или бессознательное, есть реакция на процессы "глобализации".
В последнее десятилетие международные контакты России с другими государствами значительно расширились. Анализ ситуации, сложившийся в настоящее время в российской моде, позволяет сделать заключение, что разрабатываемые нашими дизайнерами модели одежды редко несут национальную информативность в образе. Потеря уважения и интереса к культурному достоянию привела к потере ценностных ориентиров. Это заставляет большинство российских товаропроизводителей выпускать изделия под иностранными марками. Во многих сферах деятельности Россия выступает как равноправный партнер, однако в области моды российская продукция оказалась полностью не конкурентноспособной. В настоящий момент страна в основном выступает как сырьевая или производственная база. Перед художниками возникает проблема сохранения и достойного представления русских культурных традиций через искусство костюма как у себя в стране, так и на международном рынке.
Возникла потребность в научном подходе к изучению образной организации и национальной знаковости современного костюма, поиску новых подходов к изучению образа традиционного русского костюма и процессу его трансформации через призму международных тенденций моды. Объектом исследования в данной работе является принцип использования русского национального костюма при формировании тенденций современной моды России.
Цель настоящей работы - разработка теоретических основ проектирования образа современной моды в России с учетом использования традиций русского национального костюма и международных направлений моды. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучение теоретических вопросов формирования образов в международных направлениях моды в тканях, материалах и одежде на основе исторических и этнических мотивов; вычленение элементов образно-информационной структуры современного костюма;
- определение основных принципов трансформации инспирирующего источника в современной моде; выявление наиболее образно-выразительных элементов образно-информационной структуры костюма;
- выявление архетипов древнерусского женского костюма 10-17 веков и его визуальных признаков строения;
- анализ использования элементов русского национального костюма в современной моде на протяжении 20 столетия в нашей стране и за рубежом;
- выявление характера использования элементов русского костюма в различные периоды времени;
Методологическая основа исследования представляет собой комплекс общенаучных принципов. Метод историзма позволил рассмотреть явления в их развитии, связи данного явления с другими, изучение истории в свете опыта современности. Структурный анализ позволил рассмотреть художественное явление, в данном случае костюм, как определенную систему элементов. Метод типологии позволил расчленить системы обьектов и сгрупировать их с помощью обобщенной модели, типа и архетипа. На отдельных этапах использовались методы кластерного и статистического анализов. При работе с визуальными материалами применен предметно-аналитический метод, а также литературно-аналитический, служивший для уточнения отдельных фактов, обеспечивающий сбор, систематизацию и обобщение литературных источников. Научная новизна заключается в следующем:
- теоретически обоснована необходимость исследований в области национальной знаковости костюма;
- выявлена роль этномаркирующей функции костюма и моды в процессе "коммуникации культур" в мировых масштабах;
- исследован процесс формирования образа в современной моде на основе исторических и этнических мотивов;
- изучен, проанализирован и систематизирован визуальный и вербальный материалы по древнерусскому женскому костюму 10-17 веков с позиций образного и информационного потенциала; выявлены архетипы древнерусского женского костюма, характеризующие все многообразие форм и образов древнерусского женского костюма, а также показывающие принципы организации элементов в его структуре;
- разработаны научные основы изучения и анализа образно-информационной структуры исторического костюма;
- разработана база данных элементов образно-информационной структуры древнерусского женского костюма, организованная в таблицах по реляционному принципу;
- установлено, что частота обращения к русскому национальному костюму, как инспирирующему источнику, на протяжении 20 столетия взаимосвязана с политическими курсами государства, степенью открытости и закрытости общества;
- разработана библиотека кластеров и графов, демонстрирующих возможные комбинации элементов исторического костюма в современном. Практическая значимость диссертации. Результаты работы являются научной базой для специалистов в области индустрии одежды при разработке концепции будущей моды, а также методическим материалом в учебном процессе для подготовки художников-модельеров. Результаты исследования позволяют говорить о существенной роли культурных традиций России в процессе проектирования современной моды, позволяют решать задачи художественого конструирования, образования, а также открывают новые проблемы для научных исследований.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, 4 глав, общих выводов, указателя использованной литературы, приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Художественное оформление и моделирование текстильных и швейных изделий, одежды и обуви», 05.19.07 шифр ВАК
Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма2008 год, кандидат искусствоведения Алексеева, Татьяна Петровна
Костюм Черноморского казачества: традиции и мода : конец XVIII в. - 1860 г.2009 год, кандидат исторических наук Шаповалова, Алла Витальевна
Семантика картины мира в традиционном костюме мордвы2012 год, доктор культурологии Шигурова, Татьяна Алексеевна
Этновзаимовлияние в традиционной культуре народов Ульяновского Поволжья: На примере одежды русского населения2002 год, кандидат исторических наук Туркина, Ольга Анатольевна
Региональные особенности народного костюма XIX - начала XX века в традиционной культуре русских и карел Тверской губернии2006 год, кандидат исторических наук Зыкус, Марина Владимировна
Заключение диссертации по теме «Художественное оформление и моделирование текстильных и швейных изделий, одежды и обуви», Секачева, Оксана Валентиновна
Общие выводы
1. Показана роль этномаркирующей функции одежды и моды, активизировавшеиея в процессе коммуникации культур в последние десятилетия 20 столетия. Доказана необходимость её научного осмысления в свете решения проблем образной организации современной моды России.
2. Впервые произведен структурный анализ и классификация направлений международной моды за период с 1991 по 2000 годы с точки зрения выявления характера и частоты использования исторических и этнических мотивов. Установлено, что исторические и этнические мотивы являются стабильным инспирирующим источником в создании новых концепций и образов мировой моды. Выявлены два пути их использования: монополярный и мультиполярный.
3. Предложена и апробирована методика выявления архетипа исторического костюма, которая применена для выявления архетипов древнерусского женского костюма и может быть использована для любого другого национального или исторического костюма.
4. Разработана база данных (каталоги) основных видов и структур древнерусской одежды, головных уборов, используемых тканей и их орнаментов.
5. Установлена взаимосвязь между появлением интереса художников-модельеров к русскому национальному костюму, как инспирирующему источнику, в нашей стране и сменой политических курсов государства, степенью открытости и закрытости общества.
6. Определены периоды появления интереса к культуре и национальному костюму России у западных художников.
7. Анализ моделей 20 столетия, выполненных по мотивам русского костюма художниками, как нашей страны, так и зарубежными, позволил выявить закономерности в использовании элементов русского костюма в современном, выявить их взаимосвязь и особенности использования в различные периоды времени.
8. Предложена методика выявления элементов исторического костюма в современном, использованная для выявления элементов русского костюма и может быть использована для любого другого.
9. Создана библиотека кластеров и графов, демонстрирующих возможные комбинации элементов русского костюма в современном, которая может быть применена в качестве руководства при художественном проектировании современного костюма.
10. Установлено, что характер использования элементов русского костюма в различные периоды времени отличается логикой формирования образа, связанной с физиологической особенностью асимметрии познавательных механизмов человеческого мозга, следовательно доминированием в обществе того или иного типа сознания.
11. На основе полученных в работе теоретических выводов разработана коллекция женской одежды из 5 моделей "С Россией в 21 век". л ас
Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Секачева, Оксана Валентиновна, 1999 год
1. Александров, В. "Русские." 1997 Москва.
2. Алпатов, М. "Этюды по всеобщей истории искусств." 1979 Москва.
3. Арциховский, А. "Одежда." История культуры Древней Руси. 1945 Москва.
4. Айвазян, С. Прикладная статистика и основы эконометрии Москва.
5. Бесчастнов, Н. "Художественное проектирование текстильного печатного рисунка в России." 1998 Москва.
6. Бальное платье российской знати. : 1991 репринт.
7. Левашова, В. "Очерки по истории русской деревни 10-13 веков." 1959 Москва.
8. Левашова, В. "Венчики женского головного убора из курганов 10-11 веков." Славяне и Русь. 1968 Москва.
9. Мерцалова, М. "История костюма." 1972 Москва.
10. Мерцалова, М. "Поэзия народного костюма." 1975 Москва.
11. Мерцалова, М. "Костюм разных времен и народов." 1993 Москва.
12. Лихачев, Д. "Культура русского народа." 1961 Ленинград.
13. Лифарь, С. "Дягилев." 1994 Москва.
14. Кибалова, Л. "Иллюстрированная энциклопедия моды." 1986 Прага.
15. Киреева, Е. "История костюма." 1970 Москва.
16. Кирсанова, Р. "Розовая ксандрейка и драдедамовый платок." 1989 Москва.
17. Кирсанова, Р. "Костюм в русской художественной культуре 18 -первой половины 20 вв. Опыт энциклопедии." 1995 Москва.
18. Клейн, В. "Иноземные ткани, бытовавшие в России до 18 века и их терминология." 1925 Москва.
19. Ключевский, В. "О русской истории." 1993 Москва.1 лп
20. Козлов, В. "Основы художественного оформления текстильных изделий." 1981 Москва.
21. Козлова, Т. "Основы теории проектирования костюма." 1988 Москва.
22. Козлова, К. Т. "Цвет в костюме." 1989 Москва.
23. Комиссаржевский, Ф. "Костюм." 1910 Санкт-Петербург.
24. Лосев, А. "Знак, символ, миф." 1982 Москва.
25. Костомаров, Н. "Русские нравы. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа." 1995 Москва.
26. Костомаров, Н. "Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа." 1995 Москва.
27. Лотман, Ю. "Актуальные проблемы семиотики культуры." 1987 Тарту.
28. Лотман, Ю. "Беседы о русской культуре." 1997 Санкт-Петербург.
29. Борев, Ю. "Эстетика." 1988 Москва.
30. Коршунова, Т. "Костюм в России 18 начала 20 века." 1979 Ленинград.
31. Кузин, Ф. "Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты." 1998 Москва.
32. Захаржевская, Р. "Костюм для сцены.1' 1967 Москва.
33. Маслов, С. "Асимметрия познавательных механизмов и её следствия." Семиотика и информатика. 1983 Москва.
34. Маслова, Г. "Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник." 1978 Москва.
35. Забелин, М. "Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия." 1990 (репринт) Москва. ,
36. Завьялов, П. "Формула успеха: маркетинг." 1988 Москва.
37. Бартон, В. "Сравнение как средство познания." 1978 Минск.
38. Адлер, Б. "От наготы до обильных одежд." 1923 Берлин.
39. Арциховский, А. "Древнерусские миниатюры как исторический источник." 1944 Москва.1 АО
40. Брюсова, В. "Русская живопись 17 века." 1984 Москва.
41. Бычков, В. "Художественно-эстетическая культура Древней Руси 1117 века." 1996 Москва.
42. Виноградов, Ю. "Математическая статистика и её применение в текстильной и швейной промышленности." 1970 Москва.
43. Васильев, А. "Красота в изгнании." 1998 Москва.
44. Вагина, А. Внешний облик народа по восприятию иноземцев путешественниками 18 начала 20 в. : 113, 1988.
45. Вагнер, Г. "Канон и стиль в древнерусском искусстве." 1987 Москва.
46. Секачева, А. "Рисунок и живопись." 1983 Москва.
47. Герберштейн, С. "Записки о московитских делах." 1908 Спб.
48. Гиляровская, Н. "Русский исторический костюм для сцены." 1945 Москва.
49. Оленин, А. "Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян от времен Траяна и Русских до нашествия татар. Период первый." 1832 Спб.
50. Скребков, С. "Славянское барокко." 1979 Москва.
51. Спирин, А. "Общая теория статистики." 1995 Москва.
52. Соснина, Н. "Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия." 1998 Санкт-Петербург.
53. Горина, Г. "Народные традиции в моделировании одежды." 1974 Москва.
54. Сорины, С. "Язык одежды." 1998 Москва.
55. Степучев, Р. "Проблемы костюма как семиотической системы в коммуникации человеческого общения. (Конспект лекций)." 1991 Москва.
56. Гумилев, Л. "От Руси до России." 1993 Москва.
57. Стрекалов, С. "Русские исторические одежды от 10 до 13 веков." 1877 Спб.л л(л
58. Стриженова, Т. "Развитие искусства советского костюма (1917-1967)." 1971 Москва.
59. Стриженова, Т. "Из истории советского костюма." 1972 Москва.
60. Пушкарева, Н. И в пир, и в мир или история женской одежды за десять веков. : 1995.
61. Пушкарева, Н. "Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница." 1997 Москва.
62. Салмина, Н. "Знак и символ в обучении." 1988 Москва.
63. Рабинович, М. "Древняя одежда народов Восточной Европы." 1986 Москва.
64. Сабурова, М. "Стоячие воротники и "ожерелки" в древнерусской одежде. В кн. "Средневековая Русь"." 1976 Москва.
65. Савельева, И. "Концепции альтернативного развития западного общества: социальный идеал и политические модели." 1990 Москва.
66. Савельева, И. "Теоретико-методические основы гармонизации народной одежды." 1994 Москва.
67. Гагарин, Г. "Сборник византийских и древнерусских орнаментов." 1877 Спб.
68. Пармон, Ф. "Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества." 1994 Москва.
69. Прохоров, В. "Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной." 1881-1885 Спб.
70. Рыбаков, Б. "Язычество древних славян." 1997 Москва.
71. Тенишева, М. "Впечатления моей жизни." 1991 Ленинград.
72. Федосова, В. "Опыт сравнительной морфологической характеристики русского населения 16-18 веков (по материалам остеологической коллекции Никольского могильника)." 1982 Москва.
73. Маслов, С. "Теория поиска вывода и вопросы психологии творчества." Семиотика и информатика. 1979 Москва.
74. Дженкс, Ч. "Язык архитектуры постмодернизма." 1985 Москва.
75. Четыркин, Е. "Вероятность и статистика." 1982 Москва.
76. Ефимова, JI. "Русская вышивка и кружево." 1982 Москва.
77. Шарль-Ру, Э. "Непостижимая Шанель." 1986 Москва.
78. Якунина, JI. "Русские набивные ткани 16-17 вв." 1954 Москва.
79. Мир искусства. : 1899-1904.80. Дамский мир. : 1907-1917.
80. Arnold, R. "Vivienne Westwood: her work and influences,1971-1993."
81. Ash, J. "Chic thrills. " 1992
82. Barnard, M. "Fashion as communication." 1996 Routledge. London and New-York.
83. Barnes, R. "Dress and Gender: making and meaning." 1993
84. Barthes, R. "The fashion system." 1985
85. Batterberry, M. &. A. "Fashion, the mirror of history." 1982•K1
86. Breward, C. "The culture of fashion." 1995
87. Craik, J. "The face of fashion. Cultural studies in fashion." 1994
88. Cunningham, A. "Dress and popular culture." 1991
89. Cunningham, A. "Dress in American culture." 1993
90. Cunnington, P. "Costume for birth, marriages and death."
91. Doug, L. "Fashion, progress, hard feeling, doing the business." 1991
92. Drew, L. "The bisiness of fashion." 1992 Cambrige.
93. Eicher, J. B. Dress and Ethnicity. Ethnicity and Identity Series. 1995
94. Enninger, W. "The design features of clothing codes." 1985
95. Flugel, C. J. "The psychology of clothes." 1930
96. Frings, G. S. "Fashion from concept to consumer." 1991
97. Gostelow, M. "Dress sense." 1985
98. Grappa, C. "Fashion, theory."
99. Haskell, F. "Rediscoveries in art: some aspects of taste, fashion a collecting in England and France." 1980
100. Hebdige, D. "Subculture: the meaning of style." 1979 New-York: Methuen.
101. Hollander, A. "Seeing through clothes." 1980
102. Konig, R. "The restless image: a sociology of fashion." 1973
103. Laver, J. "Costume and fashion." 1995
104. Lipovetsky, G. "The empire of fashion." 1994
105. Lurie, A. "The language of clothes." 1992 Bloomsbury Publishing Ltd. London.
106. Lynch, J. "The psychology of customer care, a revolutionary approach." 1992
107. Marcus, G. "Lipstick Traces: a secret history of the Twentieth century." 1990 London.
108. Maskell, A. "Russian art and art objects in Russia." 1884
109. N.Coleridge. "The fashion conspiracy: a remarkable journey through the Empires of fashion. " 1988
110. Norris, H. "Costume and fashion." 1938
111. Rubinstein, R. P. "Dress codes, meaning and messages in American culture." 1995
112. Scott, M. "A visual history: the 14-th & 15-th centuries. " 1986
113. Taylor, L. "Mourning dress: a costume and social history." 1983
114. William, A. "The costume of the Russian Empire." 1803
115. Krifa, M. "Vent d'est" Exposition et catalogue, 1992
116. Martin, R. " The Historical Mode", 1989.128. Palmer,W. "Poiret", 1974
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.