Эволюция русской народной одежды Оскольского края: вторая половина XIX - начало XX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Емельянова, Мария Ивановна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 322
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Емельянова, Мария Ивановна
Введение.
Глава I. Социально-культурные и экономические факторы становления русского народного костюма.
1.1. Заселение и формирование социально-этнического состава населения Оскольского края в XVI-XVIII веках как фактор появления и развития локальных специфических особенностей народной одежды.
1.2. Русский народный костюм и формирование традиционного костюма Оскольского края.
Глава II. Изменения русской народной одежды Оскольского края в пореформенной России.
2.1. Специфика детской одежды.
2.2. Комплексы традиционной женской одежды.
2.3. Особенности мужского народного костюма.
Глава III. Культура производства народной одеиады Оскольского края во второй половине XIX- начале XX века.
3.1. Технология изготовления народной одежды.
3.2. Ментальность оскольчан и характер украшений их одежды.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Крестьянский костюмный комплекс в традиционной культуре русского населения Мордовии конца XIX-начала XX вв.2006 год, кандидат исторических наук Ковалева, Вера Васильевна
Русская традиционная культура конца XIX-начала XX вв.: По материалам крестьянской одежды Пензенской и Тамбовской губерний2005 год, кандидат исторических наук Жигулева, Валентина Михайловна
Этновзаимовлияние в традиционной культуре народов Ульяновского Поволжья: На примере одежды русского населения2002 год, кандидат исторических наук Туркина, Ольга Анатольевна
Региональные особенности народного костюма XIX - начала XX века в традиционной культуре русских и карел Тверской губернии2006 год, кандидат исторических наук Зыкус, Марина Владимировна
Орнамент в рязанском народном костюме конца XIX - начала XX веков: к проблеме определения региональных особенностей2008 год, кандидат искусствоведения Большова, Светлана Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция русской народной одежды Оскольского края: вторая половина XIX - начало XX в.»
Актуальность исследования. Каждый народ проходит свой путь развития, отличный от путей развития других народов. Эти отличия в условиях жизни, в социальном строе нашли отражение и в народной культуре, выработали свои традиции, в том числе и в одежде.
Одежда - это важнейшая составная часть культурно-бытового комплекса народа. Она является знаком (символом) полового, возрастного, функционального, регионального, ментального и других различий. Русская народная одежда несёт в себе определённый вид информации о человеке и обществе, в котором он живёт. Поэтому она может рассматриваться как важный историко-этнографический источник.
Исследование традиционной одежды всех народов, населяющих Россию, вообще имеет важное значение. Вместе с тем наиболее трудным является изучение народной одежды русских - очень крупного и сложного в структурном отношении этноса. Формирование и расселение русского народа сопровождалось обретением локальных различий в культурно-бытовой сфере. Кроме того, во многих районах проживания русские контактировали с другими национальностями. Поэтому исследования русской традиционной культуры должны выполняться также и на уровне отдельных регионов.
Главным аспектом исследования в данной работе выбран Осколь-ский край. Характерной чертой этнической истории населения края является сложная многоплановость этнокультурного развития, которая обусловлена в значительной мере длительными (в течение XVI - XVIII вв.) миграционными движениями в эти районы главным образом из центральных и юго-западных регионов Русского государства. Переселенцы были неоднородны по своему этническому и социально-сословному происхождению. Они несли с собой на новое место жительства свои традиции, обычаи, обряды, свой говор, песни, верования, наконец, свой костюм. В новых условиях под воздействием природных, социально-бытовых факторов и хозяйственной деятельности наших предков постепенно складывалась местная традиционно-бытовая культура, вырабатывались специфические локальные черты русской народной одежды.
В изучении традиционной одежды края значение этих местных особенностей трудно переоценить. Они позволяют на материале сплошного обследования сравнительно компактной территории охарактеризовать местную русскую одежду во всей широте её локальных традиций.
Однако из всех уездов бывшей Курской губернии Старооскольский уезд в этнографическом плане изучен сравнительно слабо. Во многих научных исследованиях южнорусской культуры XIX - начала XX века, в том числе одежды, имеются только единичные сведения о костюме или его ч элементах некоторых селений Оскольского края.
Мы не имеем ни одного полного описания народного костюма старинных оскольских населённых пунктов, сделанного компетентным этнографом на основе глубокого исторического изучения первоисточника. Есть лишь беглые упоминания, краткие зарисовки, касающиеся отдельных элементов костюма.
Необходимость настоящего исследования вытекает также из областной целевой программы «Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области в 1997-1999 гг.», ряда постановлений губернатора области, направленных на развитие региональных традиций народной художественной культуры1.
Всё вышеизложенное определяет в большой мере актуальность и значимость избранной соискателем темы исследования.
Объектом исследования является русская традиционная одежда Оскольского края второй половины XIX - начала XX века.
Предмет исследования - специфические региональные и локальные особенности и факторы эволюции традиционной одежды Оскольского края.
Географические рамки исследования заключают обширную территорию Старооскольского уезда второй половины XIX - начала XX века. Уезд являлся юго-восточной частью бывшей Курской губернии, на севере граничил с Тимским уездом, к востоку - с Землянским и Нижнедевицким А
Воронежской губернии, к югу - с Новооскольским и Тимским уездами . В него входили полностью современные Старооскольский и Губкинский районы, некоторые поселения Чернянского, Корочанского районов Белгородской области и отдельные пограничные поселения Горшеченского района Курской области.
Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XIX - 30-е годы XX века. Именно в этот период на исследуемой территории бытовали все типы и виды традиционной мужской и женской одежды, в ней происходили сложные эволюционные процессы, приводившие к исчезновению из бытования одних элементов и комплексов и появлению новых.
Разумеется, данные временные границы не могут быть абсолютными, поскольку, во-первых, многие формы и виды традиционного костюма, распространённые в Оскольском крае в исследуемый период, имели очень древнее происхождение и сохраняли архаичные черты на протяжении столетий; во-вторых, отдельные из них бытовали ещё и в первой половине XX века.
Методологической основой исследования являются основополагающие принципы историзма, объективности и системности. Основными методами обобщения и анализа источников по русской традиционной одежде региона стали сравнительно-исторический и типологический методы. Они использовались при анализе комплексов русского костюма и элементов, входящих в них, при выявлении и анализе локальных специфических черт местной народной одежды, а также при рассмотрении вопросов её эволюции во второй половине XIX - начале XX века.
В определённой мере использовалась историко-этнографическое картографирование. Этот метод позволил суммировать собранный материал, сделать обобщения и выводы о местах (населённых пунктах) бытования основных комплексов традиционного русского костюма на исследуемой территории, дал возможность проследить основные процессы эволюции приоскольского русского народного костюма в общем русле традиционной одежды Курской и Воронежской губерний, русского национального костюма в целом.
В процессе работы над диссертацией в целях конкретизации, уточнения и углубления уже имеющихся сведений и материалов частично использовался маршрутный метод полевых исследований.
Историография проблемы исследования. Соискателем проведено междисциплинарное исследование историографии изучаемой проблемы, которую можно разделить на три этапа: дореволюционный, советский и постсоветский. В рамках дореволюционной историографии выделяются работы русских и иностранных историков, путешественников. Сравнение их взглядов позволяет более объективно выявить особенности русского традиционного костюма.
Начало изучения традиционной русской одежды восходит ко второй половине XVIII века, когда впервые русская общественная мысль стала проявлять научный интерес к традиционной культуре как историческому источнику. Так, основатель русской исторической науки В.Н.Татищев при создании своего обобщающего труда «История Российская с самых древнейших времён» пользовался как географическими, так и этнографическими и фольклорными материалами3.
Уже в течение XIX столетия традиционная одежда русских, украинцев и белорусов становится объектом специального изучения. Благодаря широко развернувшейся деятельности Русского географического общества, учреждённого в 1846 г., накапливался фактический материал (музейные коллекции, архивные материалы, статьи), создавались сводные работы по одежде. Например, в 1890 г. Любор Нидерле в книге «Быт и культура древних славян» впервые обобщил сведения о культуре, в частности об одежде древних славян4.
Обширный фактический материал по восточнославянской одежде содержится в книге В.Ф. Миллера «Систематическое описание коллекции Дашковского этнографического музея»5.
Весьма полезной в аспекте исследуемой проблемы является статья Д. Святского «Крестьянские костюмы в области соприкосновения Орловской, Курской и Черниговской губерний»6. Статья помогает вычленить украинские элементы в народной одежде Приосколья.
Из крупных русских исследований дореволюционного периода фундаментальным является труд Д.К. Зеленина , в котором автор тщательно прослеживает процессы заселения отдельных губерний и уездов, историю формирования областных типов великорусского населения. Ценность данной работы заключается в том, что автор характеризует основные комплексы и типы русской народной одежды, выделяет их специфические черты, а также указывает на связь одежды народа с его историей.
Важные сведения о специфике народной одежды получены из материалов по этнографии восточных славян, содержащихся в работе Д.К. Зеленина «Описание рукописей Учёного архива РГО»8.
Обилием материала и стройностью его систематизации отличается труд белорусского этнографа П.В. Шейна9, в котором, наряду с другими, собраны ценнейшие фольклорные материалы, имеющие сведения о народной одежде.
Несомненно, интересной является работа В.В. Богданова10. Для соискателя ценен представленный автором опыт анализа южнорусской одежды.
Вопросы повседневной жизни крестьян, традиционной культуры, в том числе одежды, затрагивались в дореволюционной региональной историографии. Следует отметить работы А.С. Машкина11, А.И. Дмитрюкова12, М. Бойкова13, В.И. Резанова14, Н.А. Добротворского15, которые непосредственно занимались сбором фактического материала в Курской губернии и его первичной обработкой. Их опытом работы в полевых условиях в определённой мере пользовалась соискатель во время своих многочисленных этнографических экспедиций.
Существенное внимание вопросам изучения народной одежды уделялось в советский период. В 1920-е годы опубликованы работы, имеющие большую научную ценность: Д.К. Зеленина16, в которых исследователь обобщил собственный обширный этнографический материал, подвёл итоги русской дореволюционной этнографии и создал основу для её дальнейшего развития. В трудах Б.А. Куфтина17, А.А. Лебедевой18, Н.И. Лебедевой19,
Л А
Н.П. Гринковой даётся подробный анализ севернорусского и южнорусского народного костюма как историко-этнографического источника, наряду с этим исследуется одежда ранее не изученных групп русского народа (Поволжье, Урал, Сибирь). Ценность всех вышеуказанных исследований заключается ещё и в разработке типологии русской и восточнославянской одежды в целом. Кроме того, авторы на основании сведений об одежде сделали ряд выводов, важных для изучения этногенеза славян. Так, Н.И. Лебедева, Г.С. Маслова отмечают, что «русская крестьянская одежда XIX - начала XX века была сложной: претерпевая изменения, связанные с развитием капитализма в этот период, она продолжала в той или иной степени сохранять традиционные черты, уходящие своими корнями в глубь веков. Поэтому изучение одежды даёт особенно ценный и обильный мате
21 риал для проблемы этногенеза» .
Данный аспект исследования одежды в последующие годы стал основным в работах российских этнографов.
Необходимо отметить опубликованное в эти годы исследование курского историка-краеведа Г.И. Булгакова «Схематический обзор Курского края в культурно-историческом отношении»22, в котором даётся характеристика населению, уделяет внимание истории заселения края, описывается быт, жилище и одежда курских крестьян.
В 1950-1960-е годы научными сотрудниками Курского краеведческого музея было предпринято несколько этнографических экспедиций по области для изучения традиционной одежды, жилища, семейно-бытовых обрядов русского населения края. Их результаты обобщены в обстоятель
ОД ных статьях Л.Д. Нижник, Р.Н. Петровой , В.А. Стоюшкиной, Л.Д. Ниж-ник24.
В 1950-1990-е годы появились новые, важные для рассматриваемой темы исследования одежды русских. Так, традиционную культуру русских и украинцев в Курской губернии в конце XIX - начале XX века исследовала
JI.H. Чижикова. Результаты всех её исследований достаточно полно представлены в монографии «Русско-украинское пограничье: история и судьбы» и в других работах23. Автор на основе анализа собранного фактического материала, имеющихся источников и литературы всесторонне характеризует типы крестьянской одежды и жилища данного региона, приводит многочисленные примеры, описывает одежду различных социальных групп русского населения, уделяет достаточно много внимания однодворцам. Однако в работе имеются лишь единичные упоминания о Староос-кольском уезде.
OA
Использование работы М.Г. Рабиновича позволило получить важные сведения по истории развития русской одежды с древнейших времён.
Большую ценность представляет «Восточнославянский этнографи
07 ческий сборник» , созданный на основе работ Е.Э. Бломквист (жилище), Г.С. Масловой (одежда), Н.И. Лебедевой (прядение и ткачество). Много интересного фактического материала об одежде собрано в трудах «Народы
Европейской части СССР» (1964 г., т. I), вышедшем в серии «Народы мира. Этнографические очерки»; «Народы России: энциклопедия» (1994 г.).
Из крупных работ по истории южнорусского костюма необходимо отметить книгу «Крестьянская одежда населения Европейской России
О о
XIX - нач. XX века). Определитель» . Использование данной работы позволило соискателю сравнить и уточнить свои полевые материалы, составленные характеристики и описания особенностей и специфических черт всех типов и видов мужской и женской одежды, головных уборов и обуви Оскольского края.
Значительным вкладом в отечественную этнографию являются два выпуска сборников «Русские. Историко-этнографический атлас» . В них представлены капитальные обобщённые материалы и выводы по земледелию, крестьянскому жилищу и крестьянской одежде.
В вышеуказанных работах российских исследователей подробно разработана классификация одежды. Изучение её проводилось в историческом плане в связи с социальной средой. Важной стороной исследований является изучение не только сельской, но и городской одежды. Большое внимание уделялось ареальным исследованиям. Так, М.Н. Шмелёва, используя уникальные материалы экспедиционных обследований, архивные изыскания, даёт описание русской одежды всех регионов страны в истори
30 ческом развитии .
Учёные рассматривают народную одежду прежде всего как историко-этнографический источник. Г.С. Маслова отмечает, что он, « наряду с другими источниками, помогает осветить вопросы этнокультурной исто
31 рии восточнославянских народов» . Г.С. Маслова уделяла большое внимание русской народной вышивке, сюжетам и мотивам орнамента. Результаты своего исследования и выводы о роли орнаментированных предметов в быту она изложила в труде «Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник»32.
Следующую группу источников составляют работы искусствоведов, художников, музыкантов. Они рассматривали народную одежду как художественное явление, как часть народного бытового искусства. Это прежде всего работы М.Н. Мерцаловой33, И.Я. Богуславской34, Н.Т. Климовой35 и др. Особую значимость в аспекте изучаемой темы имеет работа М.Н. Шмелёвой, JI.B. Тазихиной36, в которой характеризуются виды украшений народной одежды, способы их изготовления и расположения на предметах народной одежды, орнаментальные мотивы вышитых и тканых украшений.
Орнаментальные композиции и мотивы белгородской региональной вышивки нашли отражение в работе белгородских авторов С.И. Ботовой, Т.А. Приставкиной, А.В. Рябчикова37.
Следует также отметить книгу воронежского художника П.Д. Понооо марёва в которой даны зарисовки, сделанные с традиционной крестьянской одежды Воронежской губернии конца XIX - начала XX века, сохранившейся у жителей сёл.
Привлечение всех этих работ дало возможность глубже и точнее осветить культуру производства народной одежды Оскольского края исследуемого периода, охарактеризовать основные мотивы и семантику тканых и вышитых украшений, раскрыть их связь с ментальностью, представлениями и эстетическими вкусами приоскольцев.
Народный костюм отдельных районов южнорусских областей, в том числе Курской и Белгородской, кратко описывается искусствоведами-фольклористами А.В. Рудневой39 и В.М. Щуровым40, изучавшими южнорусские народные танцевальные и песенные традиции. Ценность их работ для исследуемой проблемы состоит в том, что они указывали на неразрывную внутреннюю связь народного праздничного костюма с традиционными обычаями и обрядами, танцем, хороводом, песней, игрой на музыкальных инструментах. Эту связь прослеживает в своей работе и Г.С. Масло
41 ва .
Определённый интерес представляет монография Ф.М. Пармона «Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества»42. Учёный считает, что русский народный костюм «является творческим источником, способствующим обновлению и расширению ассортимента, повышению качества одежды, обуви»43. Ценность данного труда заключается в том, что в нём имеется много фактического материала по Курской и Белгородской областям. Однако материалы по Оскольскому краю в его работе единичны.
Вопросы истории русского костюма частично рассматриваются в трудах В.А. Городцова44, Б.А. Рыбакова45, С.П. Толстова46, С.А. Токарева47, посвящённых проблемам более общим - происхождению восточнославянских народов, их взаимосвязи, древним религиям. Так, в книге Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян» в связи с исследуемой темой особенно важными представляются суждения и выводы автора по верованиям древних славян, по вопросу о происхождении ромбо-точечного орнамента русской вышивки и его семантике, поскольку этот тип вышивки был ведущим в Оскольском крае. В книге С.А. Токарева «Этнография народов СССР» характеризуются одежда, головные уборы, обувь северных и южных великорусов, отмечаются их общие черты и специфические различия, проводятся параллели с украинской и белорусской одеждой.
В новых условиях постсоветского периода интерес к традиционной культуре, в том числе к одежде, значительно усилился. Идея духовного возрождения России на основе традиционной культуры народа рассматривается как единственно правильный и основополагающий фактор. Данная проблема нашла отражение в ряде государственных документов, таких, как: Закон Российской федерации «Основные законодательства Российской федерации о культуре»48, «Указ Президента Российской федерации по сохранению, развитию и государственной поддержке культуры и искусства»49. Отсюда вопросы изучения, сохранения и развития народной культуры, одежды в частности, как её неотъемлемой составной части, выходят на новый уровень, требуют глубокого научного подхода. Появилось много исследовательских материалов, основанных на опубликованных исторических и этнографических источниках и использовании архивных фондов.
Из крупных работ следует отметить обобщающие фундаментальные труды: энциклопедию «Русский традиционный костюм»50 и энциклопедический словарь «Русский традиционный быт»51, включающий специальный раздел по народному костюму.
Чаще стали появляться публикации и статьи о традиционной культуре и народной одежде на региональном уровне. Например, книги белгородских авторов М.С. Жирова «Народная художественная культура Белго-родчины»52, И.П. Зотовой «Белгородский народный костюм»53. Однако следует отметить, что в обеих работах практически отсутствуют материалы по традиционному костюму исконно оскольских селений.
Важное значение для изучаемой темы имеет книга «Живые родники Староосколья: народная, традиционная культура» двух авторов: Т.П. Беликовой, М.И. Емельяновой54. Традиционной одежде края, её региональной специфике и локальным особенностям в книге посвящена отдельная глава.
Весьма ценными являются статьи курских исследователей и краеведов: И.Б. Гуторовой55, Т.Н. Арцыбашевой56, И.С. Паньковой57, Ю. Шишкиной и J1.H. Немцевой58. Материалы статей позволили в определённой мере проследить общие тенденции в эволюции традиционной одежды Осколь-ского края и южнорусского народного костюма в целом.
Некоторые исследователи занимались изучением отдельных сословных групп населения южных регионов России. В этом плане заслуживают внимания работы по саянам Н.А. Добротворского59 и И.С. Абрамова60. Специфику саянского костюма изучали курский историк-краевед Г.И. Булгаков61, научные сотрудники Курского областного краеведческого музея Л.Д. Нижник и Р.Н. Петрова62.
Особенности традиционного костюма локальной этнической группы цуканов Воронежской губернии (середина XIX - начало XX века) нашли отражение в статье С.П. Толкачёвой63. Привлечение этих работ важно, поскольку население Оскольского края в этническом отношении не было однородным; здесь проживали и саяны, и цуканы, отличающиеся от других групп населения, в первую очередь однодворцев, своим говором, костюмом, семейно-бытовым укладом.
Традиционная русская одежда разрабатывалась и в диссертационных исследованиях. Так, из региональных исследований можно отметить диссертации С.В. Бережной «Народная культура русского и украинского населения Курской губернии в конце XVII - XIX вв.»64, С.П. Шаповаловой «Крестьянская женщина Центрального Чёрноземья в 60-90-е годы XIX века (исторический портрет)»65; JI.H. Пивоваровой «Повседневная семейная жизнь крестьян Российской провинции во второй половине XIX века (на материалах Курской губернии)»66, В.В. Глотовой «Крестьянская семья во
СП второй половине XIX века (на материалах Курской губернии)» .
Изучение традиционной одежды Оскольского края невозможно без рассмотрения работ по истории заселения края и формирования этнического и социального состава населения южных окраин Русского государства в XVI - XVIII вв., хозяйственной и семейно-бытовой жизни населения.
68
С этой целью соискателем были привлечены работы Д.И. Багалея , М.Т. Белявского69, В.П. Загоровского70, В.М.Важинского71, Я.Е. Водарско-го72, М.Н. Тихомирова73, Н.И. Костомарова74, И.Е. Забелина75, М. Забыли-на76, П.И. Лященко77, В.П. Данилова78, А.А. Зимина79, Н.И. Златоверхов-никова80 и др. Определённое значение в этом аспекте имели работы старо-оскольского историка-краеведа А.П. Никулова: историческое исследование
Оскольского края81, а также переведённые и опубликованные им письмен
82 ные источники XVII века «Оскольские древности» .
Историографический анализ показал, что учёными разных направлений проводились всесторонние исследования эволюционных процессов в русской традиционной одежде, накоплен серьёзный опыт, обширный фактический материал в масштабах всей страны. В современной историографии усилилось внимание к народной одежде на региональном уровне. Изучение локальных особенностей и специфических черт одежды отдельного региона позволяет понять специфику русского национального костюма в целом. Вместе с тем, проведённый историографический анализ позволил сделать вывод о том, что специальное изучение эволюции традиционной одежды Оскольского края второй половины XIX - начала XX века до настоящего времени не проводилось.
Целью исследования является всестороннее изучение эволюции традиционной одежды Оскольского края (вторая половина XIX - начало XX века), выявление её наиболее характерных региональных элементов и специфических черт; определение локальных особенностей костюма отдельных населённых пунктов региона.
Исходя из поставленной цели исследования, предусматривается решение следующих задач:
1. Вскрыть социально-культурные и экономические факторы, обусловившие изменения в традиционной русской одежде в исследуемый период.
2. Систематизировать этнографические материалы о народной одежде Оскольского края второй половины XIX - начала XX века, собранные из первых рук - от коренных жителей.
3. При проведении сравнительного анализа сохранившихся подлинных образцов одежды выявить наиболее характерные региональные элементы и специфические черты народного костюма в целом, а также локальные особенности одежды отдельных населённых пунктов; рассмотреть покрой, материал, технику изготовления, цвет, орнаментику, способ ношения элементов, составляющих народный женский и мужской костюм, как важные и наиболее значимые критерии.
4. Провести подбор и комплектование отдельных элементов мужского и женского костюма в целостные комплексы, сделать их классификацию, описание, фотофиксацию, прорисовки и замеры.
5. Охарактеризовать культуру производства народной одежды края, виды её украшений и показать их связь с ментальностью, представлениями и эстетическими вкусами приоскольцев.
Источниковая база работы включает в себя несколько групп материалов. Основным источником являются фонды народного Русского музея Старооскольского педагогического колледжа, учреждённого по инициативе соискателя в 1987 году и открытого в 1990 году. Его руководителем соискатель является и в настоящее время. Основу фондов музея составила коллекция одежды и других предметов традиционно-бытовой культуры Оскольского края, Белгородчины, переданная соискателем из личного собрания (670 единиц хранения). Привлечение студентов к активной поисково-собирательской деятельности значительно пополнило основной фонд, который сегодня насчитывает свыше 3 тысяч единиц хранения, все предметы подлинные. Музей имеет статус «народного» (с 1992 г.), является обладателем Гранта «Николай Ватутин» в областном конкурсе по поддержке молодёжных социально-значимых проектов Белгородской области (2003 г.).
Фонды музея делятся на две группы: 1) основной фонд ; 2) Архив автора (материалы фольклорно-этнографических исследований М.И. Емельяновой, 1960-1990-е годы). В диссертации использовалось неод сколько фондов .
Во время этнографических экспедиций обследовались в первую очередь самые ранние поселения Старооскольского уезда, основанные в конце XVI - первой половине XVII столетий, в которых жили потомки первых поселенцев - военно-служилых людей.
Информация о народной одежде собиралась и в селениях, основанных во второй половине XVII - XVIII вв.
ОС
Всего обследовано 127 населённых пунктов .
Большинство фотографий в приложении к диссертационному исследованию сделано самим автором с подлинных образцов народной одежды второй половины XIX - начала XX века, хранящихся в народном Русском музее Старооскольского педагогического колледжа, у частных лиц и в его личной коллекции.
Документальные фотографии конца XIX - середины XX века взяты из личной коллекции автора (приложения: 27, 41, 46, 49-56, 95, 99-101, 67, 87); а также из фондов народного Русского музея Старооскольского педагогического колледжа (приложения: 39, 35, 73).
Использованы также иллюстрации из различных печатных изданий: из историко-этнографического атласа «Русские» (1967) (приложение: 32); из книги Ф.М. Пармона «Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества» (приложение: 62); из альбома «Русский народный костюм: из собрания Российского этнографического музея (авт.
JI.H. Молотова, Н.Н. Соснина)» (приложение: 33); из книги И.П. Зотовой «Белгородский народный костюм» (приложение: 37); из книги И.И. Шан-гиной «Русский традиционный быт» (приложения: 58, 60, 91); из книги «Крестьянская одежда.» (приложение: 61); из книги Д.К. Зеленина «Восточнославянская этнография» (приложение: 63, 85); из книги Н.Н. Сосни-ной, И.И. Шангиной «Русский традиционный костюм» (приложение: 916).
Рисунки, схемы выполнены с подлинных образцов одежды, некоторые взяты из научных трудов: из книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР» (приложение: 1); из книги Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян» (приложение: 2); из историко-этнографического атласа «Русские» (1967) (приложения: 14, 15, 103, 57); из книги Ф.М. Пармона «Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества» (приложение: 31). Карта Старооскольского уезда XIX в. взята из книги А.П. Никулова «Старый Оскол (Историческое исследование Оскольского края)»
К исследованию привлечены также предметы народной одежды, хранящиеся в фондах Старооскольского, Губкинского, Новооскольского,
Чернянского, Корочанского, Горшеченского, Нижнедевицкого краеведческих музеев, Старооскольского Центра культуры и искусства, Белгородского областного историко-краеведческого музея; Курского и Воронежского областных краеведческих музеев; в общественных музеях некоторых сельских Домов культуры и общеобразовательных школ (Монаково, Федо-сеевка, Шаталовка, Котово, Роговатое, Осколец, Присынки, Истобное и др.); старооскольской городской общеобразовательной школе № 28, гимназии № 3. Привлечение всех этих материалов дало возможность сравнить эволюционные процессы, происходившие в русской народной одежде края, с подобными процессами в сопредельных территориях: Тимском, Щигровском, Нижнедевицком, Корочанском, Новооскольском и других уездах Курской и Воронежской губерний; позволило сделать вывод об общности этих процессов, их непосредственной связи с новыми социально-экономическими условиями жизни села в пореформенной России.
Следующую группу источников составили архивные материалы: АРГО86, АРЭМ87, РГАДА88, ГАКО89. Они позволили расширить общие представления о предмете исследования, дополнить характеристики отдельных деталей одежды, не сохранившихся в местных комплексах традиционного костюма второй половины XIX - начала XX века.
Для выявления региональных и локальных особенностей народного костюма Оскольского края в сравнительном плане привлекались многочисленные описания традиционной русской одежды в различных уездах и губерниях Европейской части страны, а также использовались публикации, непосредственно отражающие специфику народной одежды многих уездов Курской губернии.
Привлечение разнообразных печатных материалов, статистической и справочной литературы (статистические отчёты, энциклопедии, словари, справочники и др.); карт Курской и Воронежской губерний и уездов XIX века, современной Белгородской области, Старооскольского и других районов позволило уточнить некоторые данные полевых исследований соискателя. Например, статистические сведения по кустарным и отхожим промыслам Н.И. Златоверховникова90.
В общем, использование различной по форме, степени обобщённости и достоверности, содержанию, происхождению источниковой базы дало возможность воссоздать целостную картину эволюции русской народной одежды Оскольского края второй половины XIX - начала XX века, решить поставленную соискателем проблему; позволило сделать вывод о необходимости комплексных региональных и локальных исследований русской народной одежды.
Научная новизна исследования состоит в том, что данная работа является первым комплексным опытом анализа эволюции традиционной одежды Оскольского края во второй половине XIX - начале XX века. Автору удалось на основе собранного и зафиксированного им в течение нескольких десятков лет материала показать основные направления и формы изготовления одежды в повседневных условиях российских модернизаций. Новизна состоит ещё и в том, что многочисленные, ранее не известные подлинные образцы народной одежды региона, разносторонние исследовательские материалы впервые в обобщённом и систематизированном виде вводятся в научный оборот. Проблемы развития местного традиционного костюма, его региональная специфика и локальные особенности освещаются на широком историко-этнографическом и социально-экономическом фоне.
Соискатель представил полную классификацию провинциальной русской одежды, показал её различие по: 1) половозрастному признаку (мужская, женская, детская, девичья, молодой женщины, старушечья, вдовья); 2) сословной и этнической принадлежности (однодворцы, владельческие крестьяне, саяны, цуканы); 3) функциональному назначению (сезонная, повседневная, праздничная, обрядовая).
Исследователь показал, что в условиях социально-экономических преобразований в конце пореформенного периода и начале XX века в российской глубинке происходили существенные эволюционные процессы в традиционной одежде. Она унифицировалась, уходила от традиционализма, сложных и многообразных форм к более простым, демократичным, удобным в пользовании. Демократизация одежды, особенно до революционных событий 1917 года, способствовала стиранию граней между сословными группами, их сближению и, в конечном счёте, зарождению элементов гражданского общества.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и фактические данные могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории и культуре Белгородчины, могут быть включены в учебные пособия по историческому краеведению Белгородской, Курской и Воронежской областей.
Материалы диссертации представляют также интерес для специалистов в области традиционной художественной культуры и народного творчества, для работников культуры и образовательных учреждений. Кроме того, работа может служить популяризации русского традиционного костюма Оскольского края.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования рассматривались на заседаниях кафедры гуманитарных наук СТИ МИСиС, отражены в 6 публикациях общим объёмом 39 п.л., а также докладывались на всероссийских, международных и региональных научных конференциях (г. Белгород, 1997, 2000, 2007; г. Старый Оскол, 2000, 2002, 2005, 2006, 2007), на Конгрессе этнографов и антропологов России (г. Саранск, июль 2007).
Структура диссертационного исследования. Исходя из поставленных задач, определена структура исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, литературы, приложений и списка сокращений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Этносоциальные функции традиционной женской одежды в обычаях и обрядах мордвы2003 год, кандидат исторических наук Шигурова, Татьяна Алексеевна
Культурная динамика костюма народов Среднего Поволжья: XIX-XX вв.2011 год, кандидат исторических наук Алехина, Наталья Владимировна
Крестьянская женщина Центрального Черноземья в 60-90-е годы XIX века: Исторический портрет2003 год, кандидат исторических наук Шаповалова, Светлана Петровна
Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения Кубани: На примере текстиля2002 год, кандидат исторических наук Гангур, Наталья Александровна
Художественная организация предметно-пространственной среды в башкирском народном искусстве2011 год, доктор искусствоведения Масленникова, Татьяна Александровна
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Емельянова, Мария Ивановна
Заключение
В заключении отмечается, что основная цель и задачи исследования выполнены. В работе выявлены наиболее характерные региональные элементы и специфические черты русской традиционной одежды, определены локальные особенности костюма отдельных населённых пунктов; проведена классификация одежды; вскрыты причины и факторы, обусловившие изменения в традиционной одежде в исследуемый период.
Одежда отражала этническую и социальную неоднородность населения. В ней одновременно бытовали как древние виды, элементы и формы, так и новые, появившиеся в исследуемый период.
Народная одежда края была многообразной и различалась по: 1) половозрастному признаку; 2) сословной и этнической принадлежности; 3) функциональному назначению.
Следование старинным образцам, определённая их консервация в значительной мере были обусловлены также натуральным укладом хозяйства сельских жителей.
Кроме того, сохранение преемственности традиций в русской одежде во многом базировалось на домашнем производстве, начиная с сырья и кончая готовыми изделиями.
Наиболее многообразным и устойчивым был русский женский костюм, в нём особенно ярко проявлялась этническая и социальная специфика различных групп населения Оскольского края. Выявлены населённые пункты бытования различных комплексов женской одежды. Установлено, что во второй половине XIX века здесь были распространены все основные комплексы традиционной русской женской одежды, известные на территории России: с понёвой, с сарафаном, с домотканой шерстяной юбкой, с юбкой городского покроя - «парочка». Отмечено, что ареал бытования по-нёвного комплекса в крае был незначительным: его носило зависимое население, которое существенно уступало по количественному составу однодворцам, для которых были характерны сарафанный и юбочный комплексы.
Отмечено, что традиционный костюм теснейшим образом был связан с ментальностью, народными праздниками и обрядами, традициями и обычаями, с верованиями и мировоззрением крестьянства, что также способствовало длительному сохранению архаичных форм одежды.
Установлено, что одежда Оскольского края являлась неотъемлемой составной частью традиционной одежды Белгородчины, входила в состав южнорусского костюма. Южнорусскими чертами в одежде региона было преобладание чёрного цвета в понёвах и сарафанах, богатая декорировка их яркими полосами ткани, лентами и вышивкой, а также многосоставные головные уборы.
В украшениях женских рубах в исследуемый период господствовал геометрический орнамент узорного тканья и вышивки, выполненной техникой «набор», «роспись» или мелким крестом. Вышивка, как и узорное тканьё, выполнялась красными, ярких, звучных тонов льняными или шерстяными нитями, позднее хлопчатобумажными, с небольшим вкраплением чёрного или пепельного цвета. Но более древней была полихромная вышивка с использованием, кроме красного и чёрного, ещё жёлтого и зелёного цветов, что являлось характерной особенностью южнорусского костюма в целом.
Выявлено, что в Оскольском крае в исследуемый период в подавляющем числе селений бытовали домотканые и фабричные юбки двух видов: однотонные и клетчатые.
Городской женский костюм «парочка» появился в Оскольском крае ещё в середине XIX века в слободах и пригородных селениях и бытовал наряду с традиционным костюмом. Однако уже к концу 1920-х - началу 1930-х годов этот вид одежды повсеместно вытеснил традиционный женский костюм.
Верхней одеждой сельского населения обоего пола были зипуны, армяки, полушубки, шубы, тулупы, поддёвки, женские куцинки, корсетки, кофты.
Обувью служили древние лапти и появившиеся в исследуемый период кожаные сапоги, женские коты, высокие ботинки на шнуровке и невысоком каблуке.
Мужскими головными уборами были колпаки, треухи, шляпы, картузы. У женщин - старинные кичкообразные головные уборы, кокошники и новые виды: платки, шали, полушалки, шарфы.
Украшениями служили бусы, монисто, гайтаны, дешёвые серьги и кольца.
Установлены факторы, вызвавшие существенные изменения в русском традиционном костюме и приведшие в конечном итоге к его полному уходу из повседневной жизни крестьянства. Это природно-климатические условия, резкие социально-экономические и бытовые изменения, происходившие в старооскольской деревне и в стране в целом в конце XIX - начале XX века, усиление влияния города, отходничество, развитие товарно-денежных отношений, возросшая мобильность населения, особенно мужского.
Исследователь показал, что в условиях социально-экономических преобразований в конце пореформенного периода и начала XX века в Российской глубинке происходили существенные эволюционные процессы в традиционной одежде. Она унифицировалась, уходила от традиционализма, сложных и многообразных форм к более простым, демократичным, удобным в пользовании. Демократизация одежды, особенно до революционных событий 1917 года, способствовала стиранию граней между сословными группами, их сближению и, в конечном счёте, зарождению элементов гражданского общества.
Вместе с тем, народная одежда не утратила своего значения этнической ценности, поскольку является частью традиционной культуры и неразрывно связана с историческими представлениями народа и с национальным самосознанием в целом. Сегодня в нашем обществе формируется отношение к традиционной одежде как к одному из важнейших источников сохранения национальной самобытности, ментальности русских, их многовековых культурных традиций.
Идентичность выводов соискателя относительно различных аспектов эволюции русской народной одежды региона во второй половине XIX -начале XX века с данными известных российских исследователей свидетельствует о правильности использованных методических приёмов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Емельянова, Мария Ивановна, 2007 год
1. Российский государственный архив древних актов (РГАДА)
2. Ф. 580. Старооскольская воеводская канцелярия.
3. Ф. 580. Крепостные книги местных учреждений.
4. Архив русского географического общества (АРГО)13. Ф. 19. Курская губерния.
5. Архив Российского этнографического музея (АРЭМ)14. Фонд Тенищева.
6. Государственный архив Курской области (ГАКО)
7. Ф. 68. Курское губернское по крестьянским делам присутствие.
8. Ф. 153. Курская палата государственных имуществ.
9. Фонды народного Русского музея Старооскольского педагогического колледжа (НРМСПК)
10. Опись 1. (Инвентарная книга № 1).
11. Опись 2. (Инвентарная книга №2).
12. Опись 4. (Инвентарная книга № 4).
13. Архив автора Емельяновой М.И.
14. Ф. 1. Фольклор и диалекты Оскольского края, Белгородчины.
15. Ф. 2. Народные календарные и христианские праздники и обряды.
16. Ф. 3. Семейно-бытовые праздники и обряды.
17. Ф. 4. Традиционная одежда Оскольского края, Белгородчины.
18. Ф. 6. Народные кустарные промыслы и ремёсла. Отходничество. Декоративно-прикладное искусство.1.. Законодательные документы
19. Закон Российской Федерации: Основы законодательства Российской Федерации о культуре. № 3612-1 / Утв. ВС РФ от 09.10.1992. // Российская газета, 17.11.1992. - № 248.
20. Указ Президента Российской Федерации: О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в РФ. 01.07.1996. -№ 1010/Российская газета, 09.07.1996.-№ 127.
21. Указ Президента Российской Федерации: О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в РФ. 12.11.1993. -№ 1904 / Российская газета, 18.11.1993.
22. I. Статистические и справочные источники
23. Абрамов И.С. О курских саянах / И.С. Абрамов // Этнографический очерк.-СПб., 1907.
24. Абрамов И.С. Обряд «повивания» в Курской губернии / Живая старина.-Вып. 1.- 1906 г.-С. 1-2.
25. Амброз А.К. Раннеземельческий культовый символ, «ромб с крючками» / А.К. Амброз // СА, 1965. № 4. - С. 20-24.
26. Бойков М. Краткое обозрение Курской губернии в географическом и историческом отношениях: Пособие для изучения географии в учебных заведениях Курской губернии / М. Бойков. Белгород: Тип. М. Гордона, 1879.-44 с.
27. Булгаков Г.И. К вопросу об изучении саянских сёл Курского края / Г.И. Булгаков // Известия Курского общества краеведения: Сб. ст. / под ред. Н.И. Златоверховникова. Курск, 1928. - № 3 - С. 32-35; 1929. - № 1-2.-С. 61-64.
28. Булгаков Г.И. Схематический обзор Курского края в культурно-историческом отношении / Г.И. Булгаков // Известия Курского общества краеведения: Сб. статей / под ред. Н.И. Златоверховникова. Курск, 1925. -Вып. 1.
29. Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956. - (ТИЭ. Т. XXXI).
30. Гудзий Н.К. Хрестоматия по древней русской литературе / Н.К. Гудзий. -М, 1973.-528 с.
31. Даль В.И. Пословицы русского народа: В 2 т. / В.И. Даль. М.: Художеств. лит., 1984. - Т. 2. - 638 с.
32. ЗЛО. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В .И. Даль. М.: Русский язык, 1978-1980. - Т. 3. - 555 с.
33. Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. Материалы по русской демонологии: из этногр. работ. /В.И. Даль. СПб.: Литера, 1996.-477 с.
34. Добротворский Н. Саяны. Историко-географический очерк / Н. Доб-ротворский // Вестник Европы. 1888. - Т. V. - С. 197-214.
35. Добротворский Н.А. Кустарные промыслы Курской губернии / Н.А. Добротворский. Курск: Изд-е Курск, губ. земск. статбюро, 1886. -254 с.
36. Домострой. Русский семейный устав / подгот. издание В.В. Колесов,
37. B.В. Рождественская. СПб.: Наука, 1994. - 393 с.
38. Зеленин Д.К. Материалы для описания Курской губернии, хранящиеся в Учёном архиве Императорского Русского Географического общества // Курский сб. / под ред. Н.И. Златоверховникова. Вып. 7. - Курск, 1912.1. C. 103-125.
39. Златоверховников Н.И. Кустарные и другие промыслы населения Курской губернии в 1899 году и краткий обзор их за предшествовавшее время: Курский сб. / Н.И. Златоверховников. Курск, 1901. - Вып. 1. -С. 203-215.
40. Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа / А.А. Коринфский. Смоленск: Русич, 1995.-656 с.
41. Краткая философская энциклопедия. М.: Наука, 1994. - 595 с.
42. Крестьянская одежда населения Европейской России (XIX начало XX в.): Определитель / отв. ред. А.А. Лебедева. - М.: Советская Россия, 1971.-365 с.
43. Машкин А. С. Быт крестьян Курской губернии Обоянского уезда /
44. A.С. Машкин // Этнографический сборник. СПб., 1862. - Вып. 5. - С. 1119.
45. Машкин А. Обычаи и обряды в городе Обояни / А. Машкин // Труды Курского губернского комитета. Курск: Тип. губ. правд., 1863. - Вып. 1. -С. 484-506.
46. Миллер В.Ф. Систематическое описание коллекций Дашковского этнографического музея / В.Ф. Миллер. М., 1893 - Вып. III. - 224 с.
47. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. /под ред. С.А. Токарева. -М.: Сов. энцикл., 1980-1982.-Т. 1.-671 е.; Т. 2.-718 с.
48. Мордовский народный костюм: Альбом / сост. и авт. текста Т.П. Прокина, М.И. Сурина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. - 384 с.
49. Народы России: Энциклопедия / гл. ред. В.А. Тишков. М.: Научн. изд-во Большая Рос. Энцикл., 1994. - 479 с.
50. Никулов А.П. Оскольские древности (архивные материалы XVII века). Ч. I. Оскольская Дозорная книга 1615 года (текст и комментарии): Документальные материалы / А.П. Никулов. Старый Оскол: Изд-во ООО ТНТ, 2004-216 с.
51. Никулов А.П. Оскольские древности (архивные материалы XVII века). Ч. II. Оскольская Писцовая книга 1643 года (текст и комментарии): Документальные материалы / А.П. Никулов. Старый Оскол: Изд-во ООО ТНТ, 2004. - 600 с.
52. Русские: Историко-этнографический атлас / Земледелие. Крестьянское жилище. Крестьянская одежда (сер. XIX нач. XX в.) / под. ред.
53. B.А. Александрова, В.И. Козлова, П.И. Кушнарёва, М.Г. Рабиновича. М.: Наука, 1967.-359 с.
54. Русские: Историко-этнографический атлас / Из истории русского народного жилища и костюма (Украшение крестьянских домов и одежды). Сер. XIX нач. XX в. - М.: ИЭ АН СССР, 1970. - 206 с.
55. Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь / авт.-сост. И.И. Шангина. СПб.: Азбука-классика, 2003. - 688 с.
56. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / авт.-сост. Н. Соснина, И. Шангина. СПб.: Ис-во СПб., 2001.-400 с.
57. Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря: Иллюстрированная энциклопедия / авт. О.Г. Баранова, Т.И. Зимина, Е.А. Мадлевская и др.. СПб.: Ис-во СПб., 2001. - 672 с.
58. Славянская мифология: Энциклопедический словарь / сост. В .Я. Пет-рухин-М.: Эллис-Лак, 1995.-416 с.
59. Снегирёв И.М. Словарь русских пословиц и поговорок. Русские в своих пословицах /сост., подгот. текста, предисл., коммент. Е.А. Глушко, Ю.М. Медведева. Н.-Новгород: Русский купец, Братья славяне, 1996. -624 с.
60. Советский энциклопедический словарь / под ред. A.M. Прохорова. -М.: Сов. энцикл., 1982. 1600 с.
61. Тазихина Л.В. Русский сарафан: по коллекции сарафанов Российского этнографического музея / КСИЭ // Л.В. Тазихина. М., 1955. - Вып. XXII.
62. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х томах / Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева / М. Фасмер. М.: Прогресс, 1987. - Т. 3. -832 с.1.. Периодическая печать
63. Богданов В.В. Из истории женского южновеликорусского костюма / В.В. Богданов. -ЭО. CI-CII, 1914.-№ 1-2.-С. 127-154.
64. Гаген-Торн Н.И. Магическое значение волос и головного убора в свадебных обрядах Восточной Европы / Н.И. Гаген-Торн // Сов. этногр., 1933. -№5-6.-С. 76-78.
65. Гринкова Н.П. Очерки по истории русской одежды / Н.П. Гринкова // Советская этнография. 1934. -№ 1.
66. Гринкова Н.П. Этнография и диалектология /Н.П. Гринкова // Труды второго географического съезда. М., 1949. - Т. 3. - С. 300-314.
67. Дмитрюков А.И. Нравы, обычаи и образ жизни в Суджанском уезде, Курской губернии / А.И. Дмитрюков // Московский телеграф, 1831. -№ 10. С. 255-271; № 11. - С. 369-377.
68. Маслова Г.С. Историко-культурные связи русских и украинцев по данным народной одежды / Г.С. Маслова // Советская этнография. 1954. -№2.
69. Осипов Д.О. Из истории русской обуви / Д.О. Осипов // Живая старина. -2005. -№ 1.-С. 7-10.
70. Попова в., Филатова А. Знаки и символы русской вышивки / В. Попова, А. Филатова // Народное творчество. 2005. - № 6. - С. 22-23.
71. Резанов В.И. Материалы по этнографии Курской губернии / В.И. Резанов. -Курск, 1902.
72. Святский Д. Крестьянские костюмы в области соприкосновения Орловской, Курской и Черниговской губерний / Д. Святский. ЖС. XIX. -1910.-Вып. 1-2.-С. 3-17.
73. Срезневский И.И. Путевые письма И.И. Срезневского к матери его Елене Ив. Срезневской 1839-1842 //Живая старина. 1892. - № 1. - С. 4977.
74. Толстов С.П. К проблеме аккультурации / С.П. Толстов / Этнография. 1930. -№ 1-2.
75. Чижикова JI.H. Этнические аспекты материальной культуры населения юго-западных районов Курской области / JI.H. Чижикова // Советская этнография. 1978. -№ 4. - С. 76-88
76. Чижикова JI.H. Этнические традиции в современной свадебной обрядности сельского населения этноконтактной зоны (на примере Белгородской области) / JI.H. Чижикова // Советская этнография. 1980. - № 2. -С. 10-25.1. V. Литература
77. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учебник / В.П.Аникин. М.: Высшая шк., 2001. - 726 с.
78. Арцыбашева Т.Н. Курский народный костюм / Т.Н. Арцыбашева // Очерки культуры Курского края: Краеведческий сб. Курск, 2000. - Вып. 2.-С. 100-105.
79. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. / А.Н. Афанасьев. М., 1865-1869. - Т. 1.-800 е.; Т. 3. - 840 с.
80. Багалей Д.И. Очерки из истории колонизации и быта степной окраины Московского государства. М.: Изд-во ОИДР, 1887. - 614 с.
81. Байбурин А.К. Этнические стереотипы мужского и женского поведения: Сб. статей / АН СССР. Ин-т этногр. им. Н.Н. Миклухо-Маклая / отв. ред. А.К. Байбурин, И.С. Кой. СПб.: Наука. С-Петерб. отд-е, 1991. -318 с.
82. Беликова Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Старосколья: народная традиционная культура / Т.П. Беликова, М.И. Емельянова. Старый Оскол: ООО ТНТ, 2003. - 336 с.
83. Белявский М.Т. Однодворцы Черноземья (по их наказам в Уложенную комиссию, 1767-1768 гг. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 271 с.
84. Богданов В.В. Из истории женского южновеликорусского костюма / В.В. Богданов. ЭО. CI-CII, 1914. - № 1-2. - С. 127-154.
85. Богуславская И.Я. О крестьянской вышивке / И.Я. Богуславская // Добрых рук мастерство / сост. и научн. рук. И.Я. Богуславская. JL: Искусство, 1981.-С. 136-150.
86. Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: Учебно-методич. пособие: В 2 ч. // С.И. Ботова, Т.А. Приставкина, А.В. Рябчиков. Белгород: Везелица, 2000. - 247 с.
87. Буровик К.А. Родословная вещей / К.А. Буровик. - М.: Знание, 1991.-232 с.
88. Быть крестьянъ Курской губернии, Обоянского уезда / Этнографический сборник, издаваемый импер. РГО. Вып. V. - СПб., 1863. - С. 1-119.
89. Важинский В.М. Землевладение и складывание общины однодворцев в XVII в. (По материалам южных уездов России): Учеб. пособие / В.М. Важинский. Воронеж: Изд-во Ворон, педаг. ин-та, 1974. - 235 с.
90. Варганова В.В. Русские народные песни / В.В. Варганова. М., 1988. -575 с.
91. Водарский Я.Е. Население России за 400 лет (XVI нач. XX в.) / Я.Е. Водарский. - М.: Просвещ., 1973. - 159 с.
92. Городцов В.А. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве / В.А. Городцов // Тр. ГИМ. М., 1926. - Вып. 1.
93. Громов Г.Г. Очерки русской культуры XVI в. / Г.Г. Громов. М., 1977.-287 с.
94. Гуторова И.Б. Курский народный костюм как синтез культур / И.Б. Гуторова // Материалы Первой региональной научно-практической конференции. Курск, 24-25 мая 1995. - С. 93-96.
95. Данилов В.П. Советская доколхозная деревня: население, землепользование, хозяйство / В.П. Данилов. М.: Наука, 1977. - 318 с.
96. Даркевич В. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси / В. Даркевич // СА. 1960. - № 4. - С. 56-59.
97. Дмитриева JL, Шахнович А. Старинная вышивка «браное шитьё» / JT. Дмитриева, А. Шахнович // Народное творчество. 2006. - № 1. - С. 2123.
98. Жегалова С.К. Обрабатывающие промыслы и ремёсла: очерки русской культуры XVIII в. / С.К. Жегалова-М., 1973. Ч. 1. - 218 с.
99. Жигулёва В. Классика народного костюма \ В. Жигулёва // Народное искусство, 2006. № 4. - С. 60.
100. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины / М.С. Жиров. Белгород: БелГИК, 2000. - 265 с.
101. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI-XVII столетиях: Кн. 1: Государев двор, или дворец / И.Е. Забелин. М.: Книга, 1990. - 312 с. - (Историко-лит. архив).
102. Загорский В.П. Белгородская черта / В.П. Загоровский. Воронеж: Изд-во Ворон, ун-та, 1969. - 304 с.
103. Зеленин Д. К. Русская (восточнославянская) этнография / Д. К. Зеленин.-М., 1991.-450 с.
104. Зеленин Д.К. Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненёбных согласных, в связи с течениями позднейшей великорусской колонизации / Д.К. Зеленин. СПб., 1913. - Гл. 3. - С. 3373; Гл. 19.-С. 525-532.
105. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1917 -1934 г.г. / Д.К. Зеленин. М.: Изд-во Индрик, 1999. - 348 с.
106. Зимин А.А. История СССР. С древнейших времён до наших дней / А.А. Зимин. М„ 1966. - Т. 2. - 387 с.
107. Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. Белгород: Истоки, 2005. - 96 с.
108. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Коклюшное цветное кружево: Учеб. пособие / Н.Т. Климова. М.: Изобр. ис-во, 1993. - 222 с.
109. Корб И.Г. Дневник путешествий в Московию (1668, 1669) / И.Г. Корб. СПб., 1906. - 305 с.
110. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа / Н.И. Костомаров. М.: Экономика, 1993. - 399 с.
111. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие / Ю.Г. Круг-лов. М.: Высшая шк., 1982. - 272 с.
112. Куфтин Б.А. Материальная культура русской Мещеры / Б.А. Куфтин. -М., 1962.-Ч. 1.
113. Лебедева Н.И. Прядение и ткачество восточных славян в XIX нач. XX в. / Н.И. Лебедева // Восточнославянский этнографический сб. - М., 1956. - (ТИЭ. Т. XXXI). - С. 461-540.
114. Левинсон-Нечаева М.Т. Ткачество / Очерки по истории древнерусской деревни X XIII вв. / ГИМ. - Вып. 33. - М., 1959.-С. 12-18.
115. Любимов Лев. Искусство Древней Руси / Лев Любимов. 3-е изд., М.: Просвещ., 1996.-318 с.
116. Лященко П.И. История народного хозяйства СССР: Моногр.: В 2 т. / П.И. Лященко. 4-е изд. - М.: Политизд., 1956. - 677 с.
117. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Куль хлеба / С.В. Максимов. Смоленск: Русич, 1995. - 672 с.
118. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX начала XX в. / Г.С. Маслова. - М.: Наука, 1984. -216 с.
119. Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX начале XX в. / Г.С. Маслова // Восточнослав. этнографич. сб. - М., 1956. - (ТИЭ. Т. XXXII). - С. 543-766.
120. Маслова Г.С. Народный орнамент верхневолжских карел / Г.С. Маслова.-М., 1951.-С. 56.
121. Маслова Г.С. Одежда / Г.С. Маслова // Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры / отв. ред. К.В. Чистов. М.: Наука, 1987. -С. 259-290.
122. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г.С. Маслова. М.: Наука, 1978. - 207 с.
123. Мерцалова М.Н. История костюма / М.Н. Мерцалова. М.: Искусство, 1972- 198 с.
124. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма / М.Н. Мерцалова. М.: Молодая гв., 1975. - 191 с.
125. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры / М.А. Некрасова. М.: Искусство, 1983. - 343 с.
126. Нидерле JI. Быт и культура древних славян / JI. Нидерле. Прага 1956.-450 с.
127. Нижник Л.Д. Петрова Р.Н. По следам этнографической экспедиции / Л.Д. Нижник, Р.Н. Петрова // Краеведческие записки. Воронеж: Центрально-Чернозёмное изд-во, 1968. - Вып. 3. - С. 133-140.
128. Никулов А.П. Старый Оскол (Историческое исследование Оскольско-го края) / А.П. Никулов. Курск: Изд-во ГУИПП Курск, 1997. - 576 с.
129. Олеарий А. Описание путешествия в Московию / Адам Олеарий: перевод с нем. A.M. Ловягина. Смоленск: Русич, 2003. - 480 с.
130. Памятники литературы Древней Руси. XI нач. XII в. / сост. и общая ред. Д.С. Лихачёва, Л.А. Дмитриева. - М.: Художеств, лит., 1978. - 413 с.
131. Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга вторая / сост. и общая ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачёва. М.: Художеств, лит., 1989. - 584 с.
132. Панькова И.С. Южнорусский народный костюм / И.С. Панькова // Материалы Первой региональной научно-практической конференции. -Курск, 24-25 мая 1995. С. 41-49.
133. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества / Ф.М. Пармон. М.: Легпромбы-тизд., 1994.-269 с.
134. Пономарёв П.Д. Народный костюм Воронежской губернии / П.Д. Пономарёв. Воронеж: Центрально-Чернозёмное изд-во, 1994. - 108 с.
135. Промышленность и торговля России XVII XVIII вв.: Сб. ст. / АН СССР Ин-т истории СССР / отв. ред. А.А. Преображенский. - М.: Наука, 1983.-245 с.
136. Пушкарёва Н.Н. Женщина в русской семье (X XX вв.) / Н.Н. Пуш-карёва // Русские / отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Поли-щук. - М.: Наука, 1999. - С. 456-466.
137. Рабинович М.Г. Древняя одежда народов Восточной Европы: Материалы к историко-этнографическому атласу / М.Г. Рабинович. М., 1986. -111с.
138. Резанова Е. Материалы по этнографии Курской губернии // Труды Курской Учёной архивной комиссии. Вып. 1. - Курск, 1911. - С. 172-250.
139. Руднева А.В. Курские танки и карагоды. Таночные и карагодные песни и инструментальные танцевальные пьесы / А.В. Руднева. М., 1975. -С. 91-95.
140. Русские народные песни: Сб. песен / сост., вступит, статья и примеч.
141. A.M. Новиковой. М.: Гос. изд-во Художеств, лит., 1957. - 735 с.
142. Русские художественные промыслы XIX XX вв. - М.: НИИХП, 1983.- 168 с.
143. Русский народ. Его обычаи и обряды, предания, суеверия и поэзия / собр. М. Забылиным // Репринтное воспроизв. издания 1880. Симферополь, 1992.-607 с.
144. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. М.: Наука, 1981.-606 с.
145. Савваитов П.П. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное / П.П. Савваитов. СПб., 1896.
146. Славянская традиционная культура и современныё мир: Сб. ст. научн. конф. / сост. М.Д. Алексеевский, В.Е. Добровольская. М.: ГРЦРФ. -2006.-Вып. 9.-334 с.
147. Соболев Н.Н. Набойка в России. История и способ работы / Н.Н. Соболев.-М.: 1912.-106 с.
148. Сорокина М.А. Кружево / М.А, Сорокина // Добрых рук мастерство / сост. и научн. рук. И.Я. Богуславская. JI.: Искусство, 1981. - С. 182-196.
149. Стасов В.В. Русский народный орнамент / В.В. Стасов. СПб, 1872. -Вып. 1.-25 с.
150. Стоюшкина В.А., Нижник Л.Д. Этнографическая экспедиция /
151. B.А. Стоюшкина, Л.Д. Нижник // Краеведческие записки. Курск, 1963. -Вып. 2.-С. 179-187.
152. Тихомиров М.Н. Россия в XVI столетии / М.Н. Тихомиров. М.: Изд-во АН СССР, 1962.-583 с.
153. Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX-началаXX в./С.А. Токарев.-М., 1957-С. 110-121.
154. Токарев С.А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры / С.А. Токарев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1958. - 100 с.
155. Толкачёва С.П. Особенности традиционного костюма локальной этнической группы цуканов Воронежской губернии (сер. XIX нач. XX в.) / С.П. Толкачёва // Этнография Центрального Черноземья России. - Воронеж, 2003. - Вып. 2. - С. 21-32.
156. Уткина Е.П. Старинная русская вышивка: учеб. пособие / Е. П. Уткина. Белгород: Везелица, 1999. - 48 с.
157. Хижняк А. Приосколье / А. Хижняк. Воронеж: Центральночернозёмное изд-во, 1984. - 95 с.
158. Художественная проза Киевской Руси XI-XIII вв. 370 с.
159. Чижикова Л.Н. Русско-украинское пограничье / Л.Н. Чижикова. М.: Наука, 1988.-256 с.
160. Шейн П.В. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и пр. / П.В. Шейн. СПб., 1900. - Т. 1. - Вып. 2.
161. Шишкина Ю., Немцева Л.Н. Женский однодворческий костюм Суд-жанского уезда Курской губернии конца XIX начала XX в. // Сб.: Этнографическая, собирательская и исследовательская деятельность как метод изучения народной культуры. - Курск, 2001. - С. 30-32.
162. Шмелёва М.Н. Русская одежда / М.Н. Шмелёва // Русские / под ред. В.А. Александрова, В.И. Козлова, П.И. Кушнарёва, М.Г. Рабиновича. М.: Наука, 1999.-С. 316-352.
163. Шмелёва М.Н., Тазихина Л.В. Украшения русской крестьянской одежды сер. XIX нач. XX в. / М.Н. Шмелёва, Л.В. Тазихина // Русские: Ис-торико-этнографический атлас. - М.: ИЭ АН СССР, 1970. - С. 89-123.
164. Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция / В.М. Щуров. М.: Сов. композитор, 1987. - 107 с.
165. VI. Авторефераты и диссертации
166. Бережная С.В. Народная культура русского и украинского населения Курской губернии в конце XVIII-XIX веках / С.В. Бережная: Дис. . канд. ист. наук. Курск: Курский гос. ун-т, 2000. - 218 с.
167. Глотова В.В, Крестьянская семья во второй половине XIX века (на материалах Курской губернии): Дис. . канд. ист. наук. Воронеж: ВГПУ, 2005.- 178 с.
168. Гринкова Н.П. Воронежские диалекты: Дис. .докт. филол. наук. — Д.: Изд-во Лен. пед-та, 1947. Т. 55. - 300 с.
169. Пивоварова Л.Н. Повседневная семейная жизнь крестьян Российской провинции во второй половине XIX века (на материалах Курской губернии) / Л.Н. Пивоварова: Дис. . канд. ист. наук. Курск: Курский гос. ун-н, 2006. - 264 с.
170. Шаповалова С.П. Крестьянская женщина Центрального Черноземья в 60-90-е годы XIX века (Исторический портрет) / С.П. Шаповалова: Дис. . канд. ист. наук. Воронеж: Ворон, гос. ун-т, 2003. - 210 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.