Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Сафина, Альбина Муллануровна

  • Сафина, Альбина Муллануровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 248
Сафина, Альбина Муллануровна. Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Казань. 2001. 248 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сафина, Альбина Муллануровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки как педагогическая проблема.

1.1. Состояние разработанности в научно-педагогической литературе проблемы использования Ф национальной музыкальной культуры в воспитании детей и юношества.

1.2. Педагогический потенциал национальной музыкальной культуры.

1.3. Педагогические возможности дошкольных отделений ССУЗ для осуществления процесса воспитания профессиональной культуры студентов средствами татарской музыки.

ГЛАВА II. Педагогические условия реализации модели использования национальной музыки как средства воспитания ф профессиональной культуры студентов ССУЗ.

2.1. Мотивация выбора ценностей и традиций национальной музыки в педагогических ССУЗ.

2.2. Проектирование содержания гуманитарной подготовки будущих педагогов ДОУ с учетом интеграции национальной музыки в учебные предметы.

2.3. Организация учебных занятий с использованием национальной музыки как средства воспитания профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ.

2.4. Ход и результаты экспериментального раздела исследования в группах ФСПО Татарского государственного гуманитарного института.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки»

t Происшедшие политические и социально-экономические преобразования

I i в нашем многонациональном Отечестве неизбежно вызвали глубокие изменения I в системе народного образования. Во всех его звеньях все более приоритетными становятся не только общечеловеческие ценности и идеалы, но и ценности , национальной культуры. Национальная культура формирует творческую I

I личность, способную нести и продолжать самобытные традиции своего народа. 1

Культура, отражающая духовные традиции народа, выступает для подрастающего поколения как бы «защитным поясом», охраняющим от тех I средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, жестокости, национализма. Задача современной педагогики - умножение духовного потенциала подрастающего поколения, формирование его 1 интеллектуальной, нравственно-эстетической культуры через глубокий интерес I к прогрессивному прошлому своего народа, к духовным ценностям J

I национальной, отечественной и мировой культуры. Известно, что именно из лучших достижений национальных культур складываются отечественная и I мировая культуры. Поэтому национальная культура, преподносимая в

I органической взаимосвязи с отечественной и мировой культурами - есть $ j источник и средство воспитания национального и интернационального сознания и самосознания личности, формирования гуманистических норм | межнационального общения. rt Особое место в этом процессе воспитания занимает важнейший элемент

I национальной культуры - национальная музыка как язык чувств народов, как I своеобразное выражение их национального характера, традиций, обычаев.

Ценности национальной музыкальной культуры все более становятся важным ; стимулом творческой, профессиональной, педагогической деятельности ' молодежи. Сегодня возрастает роль национальной музыкальной культуры в s учебно-воспитательном процессе педагогических ССУЗ, а проблема у *

V!

I приобщения будущих педагогов к ценностям национальной музыкальной культуры приобретает особую актуальность. f

Известные ученые педагоги-просветители прошлого Ш.Марджани, К.Насыри, И.Н.Ульянов, И.Я.Яковлев выступали за изменение жизни путем просветительской деятельности через культурные преобразования, освоение народного искусства (поэтического, музыкального, живописного). Эти принципы не потеряли своей актуальности в деле воспитания детей и молодежи и сегодня.

Идея всеобщего детского музыкально-эстетического воспитания и развития нашла свое осмысление в трудах О.А.Апраксиной, Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, Н.Л.Гродзенской, В.Н.Шацкой, С.Т. Шацкого, А.С.Макаренко.

Вопросы теории психологии творчества, художественного, эстетического, музыкального воспитания, воспитания музыкальных способностей, раскрытые в трудах Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, получили дальнейшее развитие в музыкально-педагогической практике. Теоретические проблемы нравственного и эстетического воспитания затронуты в работах философов М.С.Кагана, Л.Н.Когана, С.Х.Раппопорта, Л.А.Воловича. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания в работах И.С.Кона, А.К.Леонтьева, Б.Т.Лихачева и других исследователей.

В научно-педагогической литературе отражены различные аспекты проблемы приобщения детей и молодежи к ценностям национальной музыкальной культуры. Национальной музыке, народной песне, хороводным играм и танцам как важному средству воспитания музыкально-эстетического вкуса, нравственного и духовного развития детей уделяли должное внимание деятели музыкального просвещения, школьного и дошкольного музыкального образования и воспитания Б.В.Асафьев, К.В.Головская, М.А.Румер, О.А.Апраксина, Н.А.Ветлугина, В.А.Сухомлинский, Б.Барток, Д.Б.Кабалевский, З.Кодаи, К.Орф и др.

Важным фактором в процессе музыкально-эстетического воспитания детей и юношества является использование традиций народной педагогики, которые отражены в научных трудах Б.В.Афанасьева, Г.Н.Волкова, А.И.Ханбикова, З.Г.Нигматова, Г.В.Мухаметзяновой, Р.А.Низамова и др.

В решении проблемы приобщения детей и юношества к национальной музыкальной культуре определенную ценность приобретают и исследования этнографов, фольклористов, музыковедов М.Н.Нигметзянова, Ч.Н.Бахтияровой,

I Г.М.Кантора, С.И.Раимовой, Р.А.Исхаковой-Вамбы, З.Н.Сайдашевой, f А.А.Алмазовой, Т.А.Алмазовой, Г.М.Макарова и др. Обобщение и анализ опыта эстетического воспитания средствами искусства, музыки (в том числе народной) в школах Республики содержится в трудах Г.А.Петровой, Т.В.Шуртаковой, Л.А.Воловича, С.И.Раимовой, М.Г.Дисмана. г

В настоящее время уже немало исследований, раскрывающих значение национальной культуры в системе образования и воспитания детей и учащейся молодежи. В работах Г.В.Мухаметзяновой, С.И.Раимовой, Я.И.Ханбикова, Э.Х.Галеева, Р.Ш.Маликова, Н.Х.Халитовой, Л.М.Кашаповой, Л.А.Харисовой, Э.М.Шигаповой, З.М.Явгильдиной рассматриваются различные элементы татарской национальной культуры (традиции, обряды, устное народное творчество, музыкальный фольклор, игры и праздники) как средство патриотического и интернационального, физического, эстетического и нравственного воспитания. Концептуальные основы интеграции национальной культуры и учебно-воспитательного процесса в системе школьного образования исследовал Ф.Ф.Харисов. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе, его сущность и функции, особенности формирования и реализации в преподавании всех учебных циклов освещается в работах Л.А.Воловича и Г.В.Мухаметзяновой.

Отмечая неоспоримую значимость упомянутых исследований, заметим, что большая их часть касается проблемы использования национальной культуры (в том числе музыкальной) в воспитании школьников. Проблема использования национальной музыкальной культуры в учебно-воспитательном процессе педагогических ССУЗ не стала еще предметом пристального внимания исследователей. Не изучено влияние- национальной музыки на процесс воспитания профессиональной культуры студентов ССУЗ - будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Вместе с тем за последнее десятилетие резко снизился художественный, музыкально-эстетический вкус детей, подростков, молодежи. Это негативно сказывается на общем духовном, эстетическом потенциале людей. На наш взгляд, необходимо показать новый подход к использованию музыки, как мотивирующего интерес к национальным духовным ценностям культуры. Главный мотив нашего научного интереса к национальной музыке, связан с тем, как с ее помощью включить детей дошкольников в мир духовности, национальной культуры и межнационального общения.

В дошкольном детстве создаются благоприятные возможности для воспитания у детей на основе национальной музыкальной культуры музыкальных интересов и вкуса, национального и интернационального сознания и самосознания. Систематическая работа в этих направлениях позволит, на наш взгляд, 1) достигнуть более высокого качества в развитии личности ребенка; 2) помочь овладеть детям разных возрастных категорий более высокими статусными ролями; 3) воспитывать у детей культуру чувств, культуру переживания; 4) сформировать способность и готовность включаться в восприятие национальной музыкальной культуры.

К такой работе с детьми необходимо готовить студентов педагогических ССУЗ - будущих воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ.

Полиэтническое общество предполагает учет ценностей и традиций национальных кулыур различных народов - русского, марийского, мордовского, татарского, чувашского и других, проживающих на территориях различных регионов. Наше исследование связано с раскрытием этой идеи на примере татарской музыкальной культуры.

Использование татарской музыки в учебно-воспитательном процессе ССУЗ, на наш взгляд, является мощным средством адаптивности студентов к а целям и задачам профессиональной деятельности. Необходимо создать адаптационные механизмы подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений на материале татарской музыки. Цель их - сформировать у студентов интерес к духовным процессам своей родной и иной культуры в определенной национальной среде. Татарская музыка стала бы одним из средств воспитания профессиональной культуры студентов - будущих воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ.

Таким образом, создается противоречие между общественной потребностью в необходимости воспитания профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки и недостаточной теоретической и методической разработанностью вопросов использования национальной музыки в учебно-воспитательном процессе ССУЗ.

Отсюда проблема нашего исследования, которую можно сформулировать так: каковы педагогические условия воспитания профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки? Учитывая вышеизложенное, нами определена и тема исследования: «Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки».

Цель исследования: теоретические обосновать и экспериментально проверить педагогические условия повышения эффективности воспитания профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки.

Объект исследования: подготовка будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений в ССУЗ к работе с детьми. *

Предмет исследования: педагогические условия повышения эффективности воспитания профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки.

В основу нашего исследования была положена гипотеза: эффективность воспитания профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки повысится при следующих условиях, если:

- обоснована и целенаправлено реализована в учебно-воспитательном процессе теоретико-прикладная модель использования национальной музыки в подготовке педагогов ДОУ для работы с детьми;

- мотивация выбора студентами ценностей национальной музыки преобразуется в мотивационную позицию в предстоящей работе с детьми, в готовность использовать национальную музыку в профессиональной деятельности в соответствии с интересами детей и с учетом их психофизиологических особенностей;

- интеграция содержания гуманитарной подготовки и национальной музыки осуществляется в межпредметной модульной программе;

- в формах организации занятий используются активные методы и современные технологии обучения.

Цель, предмет и гипотеза исследования позволили определить следующие задачи исследования:

1. Раскрыть педагогический потенциал национальной музыки.

2. Спроектировать содержание гуманитарной подготовки с учетом интеграции национальной музыки в учебные предметы.

3. Определить и обосновать педагогические условия повышения эффективности воспитания профессиональной культуры средствами национальной музыки.

4. Экспериментально проверить выделенные педагогические условия повышения эффективности воспитания профессиональной культуры средствами национальной музыки. Реализация разработанной модели может и должна быть подтверждена для всех этнических общностей, населяющих Республику Татарстан.

Методологической основой нашего исследования явились современные философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие закономерности развития личности; теоретические основы воспитательного t процесса; психологическая теория художественного, музыкального восприятия и музыкальных способностей; концепция о социальных функциях музыкального искусства; теория этнопедагогики в системе музыкально-эстетического образования и воспитания; основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования; концепция развития системы среднего профессионально-педагогического образования Республики Татарстан: идеи стандартизации, гуманизации и гуманитаризации, интеграции гуманитарного и профессионального образования, инновационно-технологического обеспечения системы среднего профессионального образования.

Для решения задач, поставленных в исследовании, использовались следующие теоретические и эмпирические методы:

- теоретический анализ и синтез литературы в области общей и музыкальной педагогики и психологии; эстетики и музыкознания, музыкальной этнографии, философии и истории, архивных материалов и фонозаписей с татарской музыкой, материалов" международных, всероссийских и республиканских научно-практических конференций, связанных с проблемами • профессионального образования и воспитания; изучение и обобщение педагогического опыта, аналогия, моделирование, экстраполяция, ранжирование, систематизация, анкетирование, интервьюирование, беседы с преподавателями ССУЗ и студентами, детьми-дошкольниками и их родителями; наблюдение, рейтинг, ауторейнинг (самооценка), педагогический эксперимент в его констатирующей, поисковой, обучающей, формирующей и контрольной функциях.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1997-1999 гг.) был определен научный аппарат исследования, изучено состояние рассматриваемой проблемы в историческом, общенаучном и психолого-педагогическом аспектах. Проведено изучение уровня воспитания профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ и опыта работы педагогических средних специальных учебных заведений по использованию национальной музыки в учебно-воспитательном процессе. Разрабатывалась методика экспериментальной работы. На базе группы будущих музыкальных руководителей были проведены констатирующий, поисковый и обучающий эксперименты. Ф На втором этапе (1999-2000 гг.) решалась задача разработки содержания общекультурной подготовки, - ее проектирования с учетом интеграции национальной музыки в учебные предметы. Проводился эксперимент в его формирующей и контрольной функциях. Уточнялась рабочая гипотеза.

На третьем этапе (2000-2001 гг.) продолжалась апробация разработанной теоретико-прикладной модели использования национальной музыки в подготовке педагогов ДОУ в учебно-воспитательном процессе т средних специальных учебных заведений педагогического профиля, проводилась обработка и анализ полученных экспериментальных данных, их теоретическое обоснование и оформление результатов исследования.

Основной опытно-экспериментальной базой исследования служили факультет среднего профессионального образования Татарского государственного гуманитарного института (г.Казань), Лениногорское музыкально-художественное педагогическое училище, Чистопольское педагогическое училище. Дополнительный эмпирический материал собирался в Арском педколледже и Казанском высшем педагогическом училище.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что 1) на новом интегративном уровне национальная музыка рассматривается как средство воспитания профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ, как средство подготовки к работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Алгоритм использования национальной музыки на материале татарской музыкальной культуры может получить поливариативную оснастку за счет всего множества национальных музыкальных культур, представленных в регионе;

2) определены и обоснованы педагогические условия повышения эффективности воспитания профессиональной культуры студентов, а именно:

- мотивация выбора студентами ценностей национальной музыки преобразуется в мотивационную позицию в предстоящей работе с детьми - в готовность использовать этот раздел музыкальной культуры в профессиональной деятельности в соответствии с интересами детей и учетом их психофизиологических особенностей;

- интеграция содержания 1уманитарной подготовки и национальной музыки осуществляется в межпредметной модульной программе;

- в формах организации занятий используются активные методы и современные технологии обучения;

Практическая значимость исследования заключается в применении разработанной теоретико-прикладной модели использования татарской музыки в подготовке педагогов ДОУ - преподавателями музыки и гуманитарных дисциплин в экспериментальном учебном заведении - на факультете среднего профессионального образования ТГГИ, что позволяет повысить уровень воспитания профессиональной культуры. Разработанная модель имеет смысл и ценность для всех звеньев системы непрерывного педагогического образования и может быть использована на примере любой другой музыкальной культуры.

Апробация и внедрение результатов осуществлялась в практике учебных заведений г.Казани, выступлениях соискателя в экспериментальных учебных заведениях и дошкольных образовательных учреждениях г.Казани и г.Лениногорска, на межрегиональной научно-практической конференции: «Школа и национальное согласие» ' (Казань, 1996), научно-практической конференции ИССО РАО «Инновации в профессиональном образовании: теория и практика» (Казань, 1997), итоговых научно-практических конференциях ТГТИ (Казань, 1997-1999 годов), Международной научно-практической конференции ИССО РАО «Социально-профессиональное становление молодежи» (Казань, 1999), научно-практической конференции, посвященной 125-летию КГПУ и 40-летию музфака «Музыка и педагогика» (Казань, 2000), на семинаре учителей экспериментаторов в лаборатории гуманитарной подготовки ИСПО РАО (Казань, 1997-2000), в передаче ТВ Республики Татарстан (2001).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обоснование теоретико-прикладной модели в учебном процессе педагогических ССУЗ и педагогическая логика ее реализации.

2. Педагогические условия повышения эффективности воспитания профессиональной культуры средствами национальной музыки:

- мотивация выбора студентами ценностей национальной музыки преобразуется в мотивационную позицию в предстоящей работе с детьми - в готовность использовать национальную музыку в профессиональной деятельности в соответствии с интересами детей и учетом их психофизиологических особенностей;

- интеграция содержания гуманитарной подготовки и национальной музыки осуществляется в межпредметной модульной программе;

- в формах организации занятий используются активные методы и современные технологии обучения.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Сафина, Альбина Муллануровна

Выводы по второй главе.

1. Педагогическая логика выработки мотивационной позиции студента в использовании татарской музыки в предстоящей работе с детьми, имеет следующие особенности:

- поэтапность, предполагающая два этапа: 1 этап - воспитание высокохудожественных вкусов студентов и тактичное осуществление коррекции исходных вкусов студентов путем выявления связи эстрадной и бытовой татарской музыки с истинными ценностями татарской музыкальной культуры, игровых приемов, поисковой домашней работы, итоги которой обобщаются в уроке-дискуссии; 2 этап - создание интегративной базы по включению студентов в педагогическую схему предстоящий работы с детьми, в ходе которой приобретается опыт творческой деятельности.

- парность и даже тройственность связей субъектов воспитательного процесса', при этом преподаватель взаимодействуя со «взрослыми» субъектами воспитательного процесса (студентами, родителями детей) приводит мотивы их выборы ценностей татарской музыки и свои собственные мотивы выбора к общему знаменателю, то есть в соответствие со вкусами ребенка - главной фигурой воспитательного процесса.

2. Отмеченные особенности позволяют не просто транслировать татарскую музыкальную культуру, а обогащать её; обогащение происходит в той функционально-ролевой деятельности преподавателя и студентов, в процессе которой передаются и преумножаются культурные традиции народа р в воспитании.

3. Исходя из нашей критериальной позиции, смысл которой - работа на детей; включение детей в систему ценностей национальной музыкальной культуры, где музыка не самоцель, а средство созидания в ребенке новых эстетических т нравственных ценностей, мы вышли на проектирование содержания общекультурной подготовки студентов с учетом татарской музыки в гуманитарных предметах. Теоретически разработанная модульная межпредметная программа «Татарская музыка», внедряясь в гуманитарные предметы, способствует усвоению темы урока, учебного материала, является средством адаптации студентов к трудностям программ, способствует запоминанию самой татарской музыки и в контексте с учебным материалом может использоваться в профессиональной деятельности - в работе с детьми в ДОУ.

4. Активные методы самообразовательной деятельности вооружают студентов знаниями, умениями, способностями развивать личность ребенка.

1. В ходе нашего исследования определена и подтверждена теоретико-прикладная модель использования татарской музыки в подготовке педагогов дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми. Эффективность ее доказана в ходе рализации установленного нами комплекса педагогических условий.

Теоретический анализ и первый этап экспериментальной работы подтвердили наше предположение о том, что эффективность процесса, воспитания профессиональной культуры студентов ССУЗ средствами татарской музыки повышается при реализации следующих педагогических условий: мотивация выбора студентами ценностей татарской музыки преобразуется в мотивационную позицию в предстоящей работе с детьми, в готовность использовать татарскую музыку в профессиональной деятельности в соответствии с интересами детей и с учетом их психофизиологических особенностей;

- интеграция содержания общегуманитарной подготовки и татарской музыки осуществляется в межпредметной модульной программе;

- в формах организации занятий используются активные методы и современные технологии обучения.

2. Анализ результатов второго этапа эксперимента показал, что в ходе самостоятельного слушания музыки систематически совершенствуется восприятие музыки студентами - оставаясь всегда эмоциональным, оно становится все более осознанным и с художественно-образной, и с профессионально-технической стороны.

3. Продолжительность произвольного слухового внимания под влиянием самостоятельного слушания увеличивается в очень широких пределах.

4. Анализ дневников самостоятельного слушания музыки дает основание говорить, что при этом происходит активное и целенаправленное формирование специфического музыкального мышления. Последовательное совершенствование умения соотносить реальное звучание татарской музыки с ее нотной записью подчеркивает профессиональный характер формируемого таким образом музыкального мышления.

5. Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что в процессе реализации теоретико-прикладной модели использования татарской музыки в учебно-воспитательном процессе педагогического ССУЗ у студентов формируется не только знания музыкальной культуры, но и знания традиций, t обычаев, истории татарского народа, складывается эмоционально-чувственное отношение к татарской музыке, а через него - уважительное отношение к татарской культуре, к народу ее создавшему. Одновременно формируется и укрепляется уважение к национальному достоинству других людей, возникает органическая потребность в большем и лучшем знании духовного наследия своего и других народов. Модель способствует воспитанию национального и U ^^национального сознания и самосознания, воспитанию культуры межнационального общения.

6. Мы выстроили педагогическую логику использования татарской музыки на примере подготовки будущих педагогов ДОУ в педагогических ССУЗ. Но она имеет смысл, ценность для всех звеньев системы непрерывного педагогического образования начиная с дошкольного периода образования и может быть использована на примере любой другой музыкальной культуры.

21'8

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Сафина, Альбина Муллануровна, 2001 год

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение. 1990. - 141 с.

2. Аболин Л.М. Проблема изучения и диагностики педагогического мастерства учителя //Проблемы повышения мастерства педагогических кадров национальных школ в условиях непрерывного образования: тезисы выст.науч.-прак.конф. Казань, 1993- — с.3-5.

3. Алмазова А.А. О критериях и сущности стилевых направлений в татарской музыке //Казанский музыковедческий альманах. Казань, 1999. 160 с.

4. Алмазова Т.А. Развитие инструментального концерта в татарской музыке //Музыка и современность. Ред. М.Н.Нигметзянова. Казань, 1980. 160 с.

5. Алмазова Т.А. Тенденция синтеза жанров в современной татарской музыке (1960-1980-е гг.) //Проблемы музыкального стиля. Сборник научных трудов. Казань, 1990.-112 с.

6. Андрохина А.М. Региональная политика, культура и содержание образования //Сб., Регион: политика, культура, образование. Екатеринбург, 1994, с. 107-128.

7. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. -М.: АПН РСФСР, 1956. 112 с.

8. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. -М.: 1967.

9. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -М.: 1973.-С. 12; 116.

10. Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. Л.: ЛОГИК им.Н.К.Крупской, 1977. -с.52-53.

11. Архипова М.П., Волович Л.А., Ибрагимов Г.И. Педагогические технологии в интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки студентов профессиональной школы гуманитарного профиля. Казань: ИССО РАО, 1997. - С.56.

12. Арчажникова JI.Г. Профессия учитель музыки. М.: Просвещение, 1984. -110с.

13. Ахияров К.Ш., Кашапова Л.М. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика. Уфа: БГПИ. - 1998. - 141 с.

14. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. «Истоки». М.: Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Залорожца. - 1995. - 34 с.

15. Бахтиярова Ч.Н. Обновление национальной традиции /Национальное и интернациональное в литературе и искусстве. М.: Мысль. 1964. - с.224-261.

16. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие /к теории вопроса/ //Сборник Музыкальное восприятие школьников, М., 1975. 160 с.

17. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. М.:г1. Академия, 1997. 232 с.

18. Большая Советская энциклопедия (гл.ред. А.М.Прохоров М.: Сов.энцикл., 1973. -изд.З. - т. 13. - с.594; 1974. Изд.З. - т. 17. - с.257-258.

19. Вариативный подход в системе гуманитарного образования в ССУЗ. М.: ИЧП Изд-во «Магистр». 1995. - 91 с.

20. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш.шк. 1991. - 207 с.

21. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение. - 1983. - 255 с.

22. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968. - С.415.

23. Вилькеев Д. Формирование педагогического мышления у студентов. Учебное пособие. Казань, 1992. с.81-82.

24. Волков Г.Н. Созвездие земли. Статьи, очерки, эссе. Чебоксары.: Чуваш.книж.изд-во. - 1979.-448 с.

25. Вблович Л. А., Мухам етзянова Г.В. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе. Казань.: ИССО РАО, 1997. - 36с.

26. Волович Л.А. Система эстетического воспитания подрастающего поколения. Казань: Изд-во КГУ. - 1976. - 224 с.'

27. Волович Л.А. Социокультурные основания подготовки современного специалиста в средней профессиональной школе. Казань: ИСПО РАО. -1999. - 56с.

28. Волович JI.A. Гуманитаризация профессиональной подготовки специалиста нового поколения //Профессиональное образование: Казанский педагогический журнал. 1995, №1. - с.64.

29. Волович JI.A., Мухаметзянова Г.В., Тихонова Л.П. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы. Казань: ИССО РАО. - 1997. - 104 с.

30. Волович Л.А., Сафроненко Т.А. Школа центр музыкально-эстетического развития учащихся. Казань, 1995. - 23 с.

31. Волович Л. А. Формирование культуры молодого рабочего //в кн. Профессиональная педагогика. Учебник для студентов. М., 1997. 511 с.

32. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. С.-П.: Союз. -1997.-94 с.

33. Выготский Л.С. Психология искусства. Л., 1965. с.575.

34. Гайнутдинов Г.Ш. Организационно-педагогические условия формирования основ педагогического мастерства у будущих учителей начальной школы. -Дис. . к.п.н. Казань., 1997. 242 с.

35. Галеев Э.Х., Ханбиков Я.И. Татарские народные игры и праздники. /Книга для учителя/. Казань., 1985. - 104 с.

36. Гершунский Б.С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах. М.: Высшая школа. 1980. - 144 с.

37. Гизатов К.Т. Национальное и интернациональное в советском искусстве. -Казань: Татар.кн.изд-во. 1982. - с. 39. Приводится по монографии Ф.Ф.Харисова «Национальная культура в учебно-воспитательном процессе». -Казань: Изд-во «Тац-Заря». - 1996. - 138 с.

38. Горемычкин А.И. Совершенствование процесса музыкального развития учащихся педагогических училищ, дисс. . к.п.н., М., 1982. 184 с.

39. Готсдинер А.Л., Мясищев В.Н. Что есть музыкальность? //Советская музыка, 1975, №2. с.81-85.

40. Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ (ред. М.И.Махмутова). М.: Педагогика. - 1985.-152 с.

41. Гродзенская Н.Л. Слушание музыки в начальной школе. М., 1962. - с.88.

42. Губайдуллина Г.Б. Влияние татарской народной песни на поэтическое мышление Габдуллы Тукая //Страницы истории татарской музыкальной культуры. Казань: Академия наук ИЯЛИ. 1991. - с.83-98.

43. Деятельность «Татмуза» // Вестник просвещения. 1923. - №7-8. - с.98.

44. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Интерпрокс. 1994. -с. 160.

45. Дисман М.Г. Музыка в системе эстетического воспитания школьников //Эстетическое воспитание в школе. Казань: Изд-во Казанского университета. 1991. - С. 163-173.

46. Дулат-Алеев В.Р. Татарская музыкальная литература. Казань: «Тац-Заря». -1996. 86 с.

47. Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. М.: АПН СССР. - 1962.-с. 148.

48. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Академия. - 1996. - 347 с.

49. Ибрагимов Г.И. Педагогическая технология в средней профессиональной школе. Казань: ИССО РАО. - 1995. - 31 с.

50. Ибралимов Г.И., Колесников В.Г. Концентрированное обучение в средней профессиональной школе: вопросы теории и технологии. Казань: ИСПО РАО. - 1998. - 108 с.

51. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в ССУЗ: Концептуальные подходы, принципы, варианты, уровни (научн.ред. и автор некторых разделов Л.А.Волович). Казань: Инфорцентр ИССО РАО. - 1996.

52. Исанбет Ю. Рустем Яхин //Композиторы и музыковеды Советского Татарстана, (ред. М.Н.Нигметзянова). Казань. 1986. - 206 с.

53. История Татарстана (1990-1995 гг.). Учебное пособие. Изд.2. Елабуга, 1997. -72с. • •

54. Исхакова-Вамба Р. А. Ангемитоника как музыкальная система: Исследование. М.: Сов.композитор. - 1990. - 96 с.

55. Кантор Г.М., Орлова Т.Е. Первая попытка высшего музыкального образования в Казани //Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания. Сб.4. Ученые записки КГПИ. Казань, 1976. С.26-38.

56. Кантор Г.М. О преподавании курса истории музыки на музыкально-педагогических факультетах //Материалы методического зонального совещания кафедр музыка и пения. М., 1975. с. 14-15.

57. Касаткина Т.Я. Аннотация симфонии- №2 Н.Жиганова. Приводится по книге Раимовой С.И. История татарской музыки. Казань: КГПИ. 1986. - 84 с.

58. Кодай 3. Избранные статьи. М.: Сов.композ. - 1982. - 288 с.

59. Коган Г.М. Избранные статьи. М.: Советский композитор. 1972. - 265 с.

60. Концепция развития системы среднего профессионально-педагогического образования Республики Татарстан. Казань: РИЦ «Школа». - 1999. - 44 с.

61. Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1995. - с. 180.

62. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 6-ти томах. /Под ред. А.М.Арсеньева, Н.КГончарова, П.В.Руднева). -М.: Педагогика. 1978-1980. Т.З. - с.252. . .

63. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. Москва: «Высшая школа». 1990. - 142 с.

64. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа. 1991. - 224 с.

65. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. М.: Просвещение. -1975. с.47.

66. Лихачев Д.С. Педагогика. М.: Прометей. - 1993. - 274 с.

67. Мазель Л.А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки //Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка. 1965. -с.225-264.

68. Маликов Р.Ш. Патриотическое и интернациональное воспитание младших школьников средствами татарской детской литературы и фольклора: Дис. . к.п.н Казань, 1995. - с. 168.

69. Масленникова В.Ш. Теоретические аспекты подготовки социального педагога в системе среднего специального образования. Казань, 1995. -94с.

70. Махмутов М.И. Вопросы организации процесса проблемного обучения. -Казань: Изд-во Казан.унив-т. 1971. - 63 с.

71. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. с.26.

72. Метлов Н.А. Музыка детям. - М.: Просвещение. - 1985. - 143 с.

73. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для студентов пед.уч-щ. (Под ред. Н.А.Ветлугинов). М.: Просвещение. - 1989. - 270 с.

74. Мир детства. Дошкольник. М., 198?.

75. Мир детства. Дошкольник. М., 1979.

76. Мирзиянова Ф. Татар халык музыкасы. Лениногорск, 1998 ел, 251 б.

77. Музыка и педагогика. Сборник статей, посвященный 125-летию КГПУ и 40-летию музыкального факультета. Казань: КГПУ. - 2000. - с.51.

78. Музыкальное воспитание в современном мире //Материалы 11 конференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ). М.: Сов.композ. - 1973. - 416 с.

79. Мухаметзянова Г.В., Низамов Р.А. Педагогическая культура татарского народа.-Казань, 1994. .

80. Мухаметзянова Г.В. Патриотическое и интернациональное воспитание старшеклассников в процессе усвоения основ национальной культуры: Дис. . к.п.н. Казань. - 1973. - 187 с.

81. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка. -1972.-c.384.

82. Национальная школа: Концепция и технология развития //Материалы международной конференции. Якутск, 1993. Под ред. Жиркова Е.П. М.: Просвещение. - 1993. - 320 с.

83. Национальные ценности образования: история и современность //Материалы XVII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки под ред. З.И.Равкина. М.: ИТОП РАО. 1996. - 296 с.

84. Нигматов З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков: Автореф. дис. . к.п.н. Казань, 1980. - 24с.

85. Нигметзянов М.Н. Народные песни волжских татар. М.: Советский композитор. 1982.

86. Нигметзянов М.Н. Духовное единство //Музыка и современность. Актуальные вопросы татарской музыки. Казань, 1980. с.5-16.

87. Низамов Р.Г. Татарская народная педагогика. Программа для учащихся педагогических училищ, колледжей, педагогических классов, школ, студентов педагогических высших учебных заведений. Казань, 1998.

88. Орлов Г.А. Временные характеристики музыкального опыта. Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка. - 1974. -с.272-302.

89. Осипов П.Н., Баталова Н.А., Шимрова JI.A. Социально-психологический портрет студента средней профессиональной школы. Казань: ИССО РАО. -1998.

90. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев: Музычна Украина. 1975. — 236 с.

91. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки учителя /Г.А.Петрова. -Казань: Изд-во Казан.ун.та. 1976. - 200 с.

92. Петрова В.Ф. Проектирование национально-регионального компонента стандарта подготовки специалистов дошкольного образования (на примере Республики Татарстан) дис. . к.п.н. Казань, 1999, с.45.

93. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: «Гуманитарный издательский центр Владос». 1997. - 383 с.

94. Пестрякова JI.С., Шарад О.Ф. Формирование музыкально-эстетической культуры студентов в условиях начального музыкального образования //Подготовка учителя музыки в педвузе. Саратов, 1986. с.72-81.

95. Пономарева Е.В. Воспитание культуры общения учащихся ССУЗ в процессе праздничной деятельности. Дис. . к.п.н. Казань, 1993. 254 с.

96. Португалов К.П. Серьезная музыка в школе. М., 1974. с.127.

97. Программа по курсу «Дошкольная психология» для учащихся педколледжей (Автор кандидат психол.наук Г.А.Урунтаева). М., 1996. - 17 с.

98. Профессиональная педагогика. Учебник для студентов (редакция С.Я.Батышева). М., 1997. -511 с.

99. Психология управления (Под ред.Кузьмина Е.С. Л.: Лениздат. - 1983. -356 с.

100. Раимова С.И. История татарской музыки: Учебное пособие. Казань., 1986. - 84с.

101. Раимова С.И. К вопросу о татарском детском музыкальном фольклоре //Ученые записки КГПИ. Вып. 104. Казань, 1972. - с.38-51.

102. Раимова С.И. К вопросу об использовании татарских народных традиций в эстетическом воспитании //В кн. «Из теории педагогики Татарии». -Казань, 1972.

103. Раимова С.И. Татарские народные традиции в эстетическом воспитании и использование их в современной школьной практике. Дис. . к.п.н. -Казань, 1973.-237 с.

104. Революция искусство - дети. Материалы и документы (Под ред. Н.П.Старосельцевой). - М.: Просвещение. - 1966. - 296 с.

105. Рожков М.И. Теоретические основы воспитательного процесса. Учебное пособие. Ярославль, 1999. 116 с.

106. Сабирова Г.Б. Развитие самообразования студентов педагогического колледжа (на материале подготовки учителей музыки). Дис. . к.п.н. Казань: Казан.пед.ун-т. 2000. - 236 с.

107. Салитова Ф.Ш. Очерки по истории татарской музыкальной культуры. -Казань: КГПУ. 1997. - 120 с.

108. Сайдашева З.Н. В мире татарской музыки: Сборник статей //Казанская консерв. Казань, 1995. - 220 с.

109. Сайдашева З.Н. Татарские современные бытовые песни. Казань, 1997. -245 с.

110. Сайдашева З.Н., Ярми X. Татарско-мишарские песни. М.: Сов.композитор. - 1979. - 79 с.

111. Сибгатуллин Р.Г. Теоретическое наследие и практическая деятельность Н.К.Крупской в развитии национальной школы и педагогической мысли (на материалах Татарской ССР). Дис. . к.п.н. Казань, 1991.

112. Сорокин Н.А. Педагогика. М.: Просвещение. 1988. - с.369.

113. Социокультурный и интеллектуальный статус молодежи в Республике

114. Татарстан (автор-составитель Л.А.Волович). Казань, 1995. - 35 с.

115. Социокультурные ценности и адаптационные механизмы их использования в системе гуманитарной подготовки в СПШ специалистов нового поколения. //Научный редактор и автор введения Волович Л.А./. -Казань: ИСПО РАО. 1999. - 104 с.

116. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия //Проблемы музыкального мышления. М., 1974. с.59-74.

117. Сохор А. О музыке серьезной и легкой. — Л., 1964. 87 с.

118. Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие. М.: Школа-пресс. 1998. -512 с.

119. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1982. - с.23.

120. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев.: Родяньска школа. -1977. - 382с.

121. Тазеева В.А. Симфоническое творчество Ф.Ахметова. Диплом.работа, КПС, 1982.-c.22; 52.

122. Татарский академический театр <?перы и балета (под общей редакцией Г.М.Кантора). Казань: Казан.гос.консерватория. 1994. -145 с.

123. Тельчарова Р. А. Музыка и культура. М.: Знание. 1986. - 64 с.

124. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л., АПН, РСФСР. 1947.

125. Теплов Б.М. Психологические вопросы музыкального воспитания. М.: Известия АПН РСФСР. Вып.И. 1947. - с.7-26.

126. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) //Вестник образования, 1995. №2. с. 15.

127. Трегубова Т.М., Токар В.М., Гум А.В. Педагогическая диагностика процесса социального становления студентов ССУЗ. Казань: ИСПО РАО. -1999.-76 с.

128. Трофимова И.А. Опыт экспериментального исследования восприятия детьми татарской музыки с использованием методики музыкальной графики /Этнокультурный фактор совершенствования системы образования Республики Татарстан. Казань, 2000 г. - с.93-94.

129. Тюнников Ю.С. Модульная организация процесса обучения в условиях непрерывного обновления содержания подготовки специалистов //Подготовка техников в новых экономических условиях. М., АПО. -1994. -с.28-30.

130. Тюнников Ю.С., Хасанова Г.Ф., Харисов Ф.Ф. Национальное самосознание, сущность и принципы формирования. Казань, 1994. - 90 с.

131. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.".Академия. - 1996. - 335 с.

132. Учебный план среднего профессионального образования по специальности 030801 «Дошкольное воспитание, музыкальное воспитание в ДОУ» (Квалификация: «Воспитатель, музыкальный руководитель дошкольного образовательного учреждения»). Казань, 1997.

133. Философский энциклопедический словарь (гл.ред. Л.Ф.Ильичев и др. -М.: Сов.энцикл 1983. - 839 с.

134. Хайруллина Ф.Х. Современная татарская эстрадно-бытовая песня в аспекте музыкальных интересов жителей Агрыза. Дипл.работа. Казань, КГК. 1989. - 74 с.

135. Хайрутдинов А. Музыкальное образование в Татарии. Ученые записки. Казань: КГК. 1963. Вып.4. -с.31.

136. Халитова Н.Х. Использование народного опыта музыкально-эстетического воспитания в подготовке учителя начальных классов: Дис. . к.п.н. Казань, 1995. - 163 с.

137. Ханбиков Я.И. Из истории педагогики татарского народа. Казань, 1975.

138. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. -Казань: Таткнигоиздат. 1967. - 232 с.

139. Харисов Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса. Автореф. дис. . докт.п.н., 1999. 42 с.

140. Харисов Ф.Ф. Национальная культура в учебно-воспитательном процессе. -Казань: «Тац-Заря». 1996. - 138 с.

141. Харисова Л.А. Модульная разработка дидактических материалов на базе содержательных элементов национальной культуры. Дис. . к.п.н. Казань, 1995. - 207 с.

142. Харисова Л.А. Педагогический потенциал национальной культуры. -Казань: «Тац-Заря». 1996. - 76 с.

143. Шакуров Р.Х. творческий рост педагога //Педагогика и психология. 1985, №5. 80 с.

144. Шацкая В.Н. Музыкальный вкус. М., 1956.

145. Шуртакова Т.В. Формирование мировоззрения студентов средствами искусства. Казань: КГУ. - 1987. - 108 с.

146. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

147. Эстетика в школе. Казань: Изд-во Казан.ун-та. - 1969. - 242 с.

148. Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе. Казань, 1960.

149. Этнокультурный фактор совершенствования системы образования Республики Татарстан. //Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Казань: РИЦ «Школа». - 2000 г.

150. Юцявичене П. А. Создание модульных программ //Советская педагогика. -1990, №2. -с.28.

151. Явгильдина З.М. Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста. Дис. . к.п.н. Казань: Казан.пед. ун-т. - 1998. - 263 с.1. Материалы Госархива РТ

152. ЦГА ТАССР, фонд 3682, опись 1, ед.хр.141, лист 5.

153. ЦГА ТАССР, фонд 271, опись 1, ед.хр. 75, лист 20.

154. ЦГА ТАССР, фонд 3682, опись 1, ед.хр. 142, лист 4.

155. ЦГА ТАССР, фонд 271, опись 1, ед.хр.94, лист 86.

156. ЦГА ТАССР, фонд 271, опись 1, ед.хр. 22 «б».

157. ЦГА ТАССР, фонд 3682, опись 1, ед.хр.142, лист 181-182.

158. ЦГА ТАССР, фонд 3682, опись 1, ед.хр.24, лист 126.

159. ЦГА ТАССР, фонд 3682, опись 1, ед.хр. 74, лист 3.

160. ЦГА ТАССР, фонд 271, опись 1, ед.хр. 103, листы 114,146.

161. ЦГА ТАССР, фонд 3682, опись 1, ед.хр, 82, лист 137.

162. ЦГА ТАССР, фонд 3682, опись 1, ед.хр.170, лист 13.

163. ЦТ А ТАССР, фонд 3682, опись 1, ед.хр. 82, лист 107.

164. Литература на татарском языке

165. Балалар жырлый. Татар балалар бакчалары тэрбиялэучелэре, музыка житэкчелэре. (Тезуче Г.Гэрэева). - Чаллы: «Мэгърифэт» китап нэшрияты. - 1995. - 78 б.

166. Гарипов Ф.Г. Музыка тэрбиясендэ халык традициялэренэ таяну //Музыка и педагогика. Казан: КГПУ. - 2000. - 154-156 б.

167. Галиев М.В. Булачак музыка укьпучыларын лдыр сэнгатен узлэпггеру эше буенча тэрбиялэу проблемалары //Музыка и педагогика. — Казан: КГПУ. -2000.-150-154 б.

168. Их, куцел ачабыз! (Мэзклес ядырлары Ьэм бию кейлэре). Казан: Татар.кит.нэшр. - 1996. - 207 б.

169. Мебэрэкшин P.M., Вэлиева В.К. Балалар бакчасында ядырлар, уеннар. Методик кулланма. Яр Чаллы. - 1997. - 69 б.

170. Марьям Рахманкулова жырлый. Казан: Татар.кит.нэшр. - 1984. - 48 б.

171. Педагогия училтцелары ©чен программатор. Татарстан Республикасы Халык мэгарифе Министрлыгы. - «Мэгариф». - 1994. - 200 с.

172. Татар халык иж;аты. Йола Ьэм уен ядырлары. (Томны тезуче Надиров И.Н.). Казан: Татарстан китап нэшрияты. - 1980. - 320 б.

173. Фэйзи Дж. Халык жэуЬэрлэре. Струны моей души. Татар халык кейлэре. Истэлеклэр. Казан: Тат.кит.нэшр. - 1987. - 392 б.

174. Вопросы для беседы с ребенком-дошкольником

175. Фамилия, имя ребенка, возрастная группа Темперамент ребенка

176. Какие занятия тебе больше всего нравятся? (хотелось бы заниматься каждый день)- музыкальное- рисование- лепка- конструирование -аппликация- физкультурное

177. Что тебе больше всего нравится на музыкальном занятии:- слушать музыку;- петь;- танцевать под музыку;- изображать разные образы в сказках;- играть на разных музыкальных инструментах?

178. Какие татарские песни ты любишь?- веселые- шутливые- грустные- лирические- бодрые- энергичные

179. Что тебе нравится в татарской песне? В татарском танце?- мелодия- звучание музыкальных инструментов- голос певца или певицы- татарские народные костюмы- движения в татарских танцах

180. Какие татарские музыкальные инструменты ты знаешь? Звучание каких татарских народных инструментов тебе нравится?

181. Каких татарских композиторов ты знаешь?

182. Какие песни ты слушаешь и поешь дома?- татарские детские- татарские народные- русские народные- эстрадные

183. Был ли ты с родителями на концерте татарской музыки? да, нет

184. Был ли ты с родителями в оперном театре на спектакле? да, нет. Как назывался спектакль?

185. Чем ты любишь заниматься в свободное время: рисовать, танцевать, заниматься спортом, петь, лепить из пластилина или читать (слушать) сказки?1. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ1. Ф.И.О.

186. Социальное положение (профессия)

187. Проводите ли вы свободное время со своим ребенком? да, нет

188. Если да, то какой вид деятельности предпочитаете: посещение театра, музея, концерта; чтение книг; занятие спортом; прогулки; просмотр телепередач и т.д. (подчеркните или допишите).г

189. Бываете ли вы в оперном театре? да, нет. Если да, то назовите понравившиеся вам спектакли.

190. Звучит ли в вашем доме музыка? да, нет. Если да, то какая: классическая, эстрадная /зарубежная, русская, татарская/, народная /русская, татарская и т.д./ (подчеркните или допишите).

191. Назовите своих любимых композиторов.

192. Назовите своих любимых исполнителей.

193. Назовите свои любимые музыкальные произведения, в том числе песни.

194. Делится ли с вами ребенок своими музыкальными впечатлениями, полученными на музыкальных занятиях (рассказывает, поет песни, изображает образы и т.д.)? да, нет.

195. Посещает ли ваш ребенок кружки, студии, музыкальную школу? да, нет. Если да, то какие: музыкальный, художественный, танцевальный, спортивный и т.д. (подчеркните или допишите).

196. Чем любит заниматься ваш ребенок в свободное время? (читать, петь, рисовать, играть в игры, смотреть телевизор, гулять и т.д.).1. БОЛЬШОЕ СПАСИБО!1. Анкета для студентов

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.