Формирование мировоззренческой культуры студента ССУЗ в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Шамсутдинова, Венера Рифовна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 205
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шамсутдинова, Венера Рифовна
Введение.
Глава I. Формирование мировоззренческой культуры студента ссуз в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества как педагогическая проблема.13
1.1 Состояние разработанности проблемы формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз в философской и психолого-педагогической литературе.
1.2 Содержание и структура мировоззренческой культуры личности студента.
1.3 Исторический аспект и особенности татарского народно-музыкального творчества как фактор формирования мировоззренческой культуры студента ссуз.
1.4 Анализ регионального опыта использования народного музыкального творчества в формировании мировоззренческой культуры студента.
Выводы по I главе.
Глава И. Педагогические условия эффективного формирования мировоззренческой, культуры студента ссуз в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества.93
2.1 Проектирование и реализация модели формирования мировоззренческой культуры в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества.
2.2 Использование интегративных форм и методов освоения татарского народно-музыкального творчества, способствующих формированию мировоззренческой культуры личности студентов ссуз педагогического профиля.
2.3 Осуществление мониторинга формирующихся мировоззренческих новообразований у студентов.
2.4 Результаты экспериментальной работы по формированию мировоззренческой культуры студентов ссуз педагогического профиля в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества.
Выводы по II главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе2002 год, кандидат педагогических наук Позизейко, Галина Владиславовна
Реализация поликультурного компонента профессионально-педагогической подготовки студентов ССУЗ музыкального профиля2007 год, кандидат педагогических наук Агафонова, Надежда Анатольевна
Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки2001 год, кандидат педагогических наук Сафина, Альбина Муллануровна
Интеграция физической подготовки и инструментально-исполнительской техники музыкантов ССУЗ2005 год, кандидат педагогических наук Коновалов, Игорь Евгеньевич
Формирование мировоззренческой культуры студентов в вузе гуманитарного профиля2009 год, кандидат педагогических наук Абросимова, Людмила Феликсовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование мировоззренческой культуры студента ССУЗ в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества»
Актуальность исследования. Социально-экономические, политические и социокультурные преобразования постсоветского российского общества повлекли за собой кардинальные изменения в системе взглядов и принципов, служившей многие десятилетия мировоззренческой опорой поколениям советских граждан в качестве ведущих установок поведения и деятельности. В социальном плане переломный период привёл к снижению уровня конструктивности межличностных взаимодействий, а в духовно-ценностном - к безразличному отношению к культурной преемственности нравственных традиций и преобладанию утилитарно-прагматических ориентации, западных образцов поведения и др. В связи с этим, в современных реалиях объективно актуализируется потребность мировоззренческого самоопределения личности на основе обретения нравственных ориентиров в этнокультурной и социокультурной идентификации.
Удовлетворение значимых духовных потребностей российских граждан неотделимо от профессиональной деятельности специалистов гуманитарного профиля, которые функционально призваны участвовать в сбережении и воспроизводстве духовной культуры общества, в воспитании молодого поколения на основе подлинных национально-культурных образцов, опосредующих нормы и заповеди общечеловеческой морали. В условиях многонационального государства- национальная культура выступает основой межнационального общения, так как каждый народ имеет неотъемлемое право на сохранение и развитие своей национальной культуры, с одной стороны, как основного фактора своей самобытности, с другой<— как органической части общечеловеческой культуры. Следовательно, национальная культура несет в себе огромный педагогический потенциал, который еще не в полной мере реализуется в учебно-воспитательном процессе ссуз и, в первую очередь в формировании мировоззренческой культуры личности студента. Опыт, обретаемый личностью при соприкосновении с национальной культурой 3 уникален и проецируется- на всю жизнь. Для изучения возможных путей формирования мировоззренческой культуры личности студента необходимо обращаться* к педагогическому потенциалу народного музыкального творчества, создающего специфическую среду для развития творческой активности и самореализации личности студента в социальной сфере. Мировоззренческая, функция татарского народно-музыкального творчества заключается в расширении кругозора и систематизации знаний студентов; формировании нравственных и эстетических качеств личности, убеждений, взглядов, оценочных суждений по вопросам национальной культуры; формировании поведенческих норм, правил, присущих культуре татарского народа.
Образование должно создавать условия, способствующие формированию социально-ориентированной личности будущего специалиста, в том числе, созданию условий для^формирования и этнически-ориентированной личности с развитым самосознанием, способной к творческому саморазвитию и самореализации в поликультурном мире. По мнению- ученых, специалист должен определять свое положение в обществе как «профессионал - труженик и носитель культуры». Этого» требует новый социокультурный стереотип личности специалиста XXI века и его уже начинают определять не только по способности адаптироваться к быстрым изменениям развития общества и производства, но и по духовно-нравственным качествам, судят о нем, как о личности, наполненной здоровым, смыслом национального достоинства и культуры межнациональных отношений.
В отечественной системе профессионального образования в 80-90-е годы
XX века активизируется поиск наиболее перспективных педагогических моделей гуманитарной подготовки специалистов (Н.А. Асташова,
Л.А.Волович; Г.Н. Комарова, F.B. Мухаметзянова, Е.И. Макуренкова,
А.С. Петелин, Ю.А. Самсонов, Э.А. Финогеева, JI.A. Ядвиршис и др.); уточняются социокультурные и психолого-педагогические условия формирования профессиональной и социальной компетентности на основе 4 применения» инновационных образовательных технологий* (Л;Ф. Афонченко,
М.А. Вейт, З.Д. Жуковская; В.Я. Ляудис, Н.Ф. Маслова, Е.М Павлютенков,
Э.В. Паничева, В.Д. Симоненко, и др.); освещается проблема использования народной- педагогики в образовании и воспитании в работах ученых
F.H. Волкова; Л. А. Волович; F.C. Закирова, М;'Й'. Махмутова,
Г.В. Мухаметзяновой, З.Г. Нигматова, Я.И. Ханбикова, А.Н. Хузиахметова; разрешаются,< вопросы активизации; личности в музыкально- творческой деятельности; и условиях организации, практики и впеучебной деятельности
А.Д1 Алексеев, Л:Б. Габдуллиной, Е.П. Макуренкова; В:В. Петрушин;
Ф:Ш- Сагитовой, Н;С. Фишганг-Фин, ЛЖ Ярославцеваш др:).
Проблемы этического и эстетического воспитания средствами искусства в том числе народной музыки): в школах и вузах республики рассматриваются в трудах. Л.А. Воловича, М.Г. Дисмана, В.Ш. Масленниковой,
Г.В: Мухаметзяновой; Г.А. Петровой, С.И. Раимовой, Ф.Ш. Салитовой,
Г.В. Illy ртако вой. ;
Следует отметить, что. в настоящее время: накопился: определенный, опыт отражающий? специфику подготовки педагогов-музыкантов . в ссузах.
Музыкальное образование, использование его воспитательных возможностей отражено в работах Э.Б. Абдуллина, J [.Г. Арчажниковой,. В.Р. Дулат-Алеева,
Д:Б; Кабалевского, Л^ШШкаляр и; др.
Заслуживают внимания диссертационные: исследования последних лет по проблеме использования национального фольклорного наследия как уникального? источника развития^ современной; педагогики Л.Б. Габдуллиной,
Л.П. Куприяновой; И:Ю. Павловой, ILX. Халитовой, Л.А. Харисовой,
3i'Mi ЯвГИЛЬДИНОЙ: ,
Однако, специальных исследований; в- которых рассматривалось бы становление мировоззренческой культуры личности- в условиях подготовки специалистов педагогического профиля, в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества- в частности; нами не обнаружено. При этом недостаточно^ изучен комплекс педагогических условий; обеспечивающих в 5 период обучения ценностно-ориентированное и социально-ориентированное освоение наследия народной культуры, что существенно опосредует мировоззренческое развитие студентов.
Таким образом, сопоставительный теоретико-эмпирический анализ проблемы формирования мировоззренческой культуры личности в период профессионального образования в ссузе выявил ряд противоречий:
- между объективной необходимостью национальной самоидентификации народов России с позиций понимания духовно-нравственных традиций национальной культуры прошлого — с одной стороны, и практическим разрывом культурной преемственности в индивидуальном мировоззрении значительной части молодого поколения - с другой; между социальной значимостью целостной мировоззренческой культуры педагога и недостаточно высоким уровнем практической готовности выпускников ссузов педагогического профиля к мировоззренчески воспитательной деятельности;
- между мировоззренчески-формирующим потенциалом' татарского народно-музыкального творчества и недостаточно эффективным его использованием в учебно-воспитательном процессе ссуз педагогического профиля.
Разрешение обозначенных противоречий требует выявления комплекса педагогических и условий развития* мировоззренческой культуры личности в системе профессионального образования, что и составляет проблему исследования: каковы педагогические условия формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз педагогического профиля в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз педагогического профиля в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества.
Объект исследования: формирование мировоззренческой культуры ; личности студента ссуз педагогического профиля.
Предмет исследования: педагогические условия формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз педагогического профиля в процессе усвоения основ татарского народно-музыкального творчества.
Гипотеза исследования: формирование мировоззренческой культуры личности студента ссуз педагогического профиля в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества будет эффективным при реализации следующих условий: проектировании и реализации модели формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз в. процессе изучения татарского народно-музыкального творчества;
- использовании интегративных форм и методов освоения татарского народно-музыкального творчества; разработки и осуществления мониторинга формирования мировоззренческий культуры студентов* в процессе, изучения татарского народно-музыкального творчества.
Проблема, предмет, цель гипотеза исследования определили его задачи:
1. На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы определить роль народной культуры и искусства в формировании мировоззренческой культуры личности студента ссуз.
2. Определить потенциал татарского народно-музыкального творчества, способствующего формированию мировоззренческой культуры личности будущего педагога.
3. Выявить и обосновать педагогические условия эффективности формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз педагогического профиля в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества.
4. Разработать систему мониторинга и критериальные показатели эффективности' формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- фундаментальные философские положения о- социальной сущности личности, теоретические положения о деятельностном подходе к формированию личности (Б.Г. Ананьев, Л.И: Божович, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Н. А. Бердяев, В. Франкл и др-);
- теоретико-методологические положения о природе педагогической деятельности и формировании профессиональной готовности к ее успешному осуществлению (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, B.ILh Масленникова, Г.В. Мухаметзянова, А.Н. Орлов, В.П. Пономарева, В:А. Сластенин и др.);
- аксиологические идеи об осмысленной жизнедеятельности личности в социуме (В.В. Гречаный, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов и др?);
- педагогические концепции отбора содержания гуманистического образования и аксиологического воспитания личности (Н.А.< Асташова, Л.С. Выготский, Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Н.Д. Никандров, и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных научных предположений использовался комплекс следующих методов: теоретические: анализ философской, психологической и педагогической литературы по теме диссертации, сравнение, экстраполяция и классификация, теоретический анализ, изучение и> обобщение педагогического опыта, педагогическое моделирование, ретроспективный-анализ собственного педагогического опыта; эмпирические: опытно-экспериментальная работа, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, экспертное оценивание, рейтинг, беседа, контент-анализ и другие.
Исследование проводилось на базе Казанского педагогического колледжа и факультета среднего профессионального образования Татарского государственного гуманитарного института и осуществлялось в три этапа:
На первом этапе (2001 - 2004 гг.) изучалась философская, педагогическая, психологическая, культурологическая литература, анализировалось состояние разработанности проблемы в теории и практике, изучались эффективные методы формирования мировоззренческой культуры средствами народной музыки (фольклора) в профессиональных учебных заведениях. Формулировались и уточнялись цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. Были выявлены общие подходы к решению проблемы.
На втором этапе (2004 - 2005 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, на основе которой уточнялась рабочая гипотеза педагогические условия), разрабатывалась модель процесса формирования fi мировоззренческой культуры студентов ссуз в процессе изучения? татарского народно- музыкального творчества, проводилась апробация педагогических условий, которые реализуются в процессе формирования мировоззренческой культуры личности студентов ссуз педагогического профиля в процессе изучения татарского народного творчества, осуществлялась первичная обработка экспериментальных данных.
На третьем этапе (2005 — 2008* гг.) систематизировался и обрабатывался полученный материал и результаты эксперимента, продолжалось их обсуждение и внедрение, оформлялся текст диссертации. Научная новизна исследования заключается в том, что: - выявлен потенциал татарского народно-музыкального творчества, способствующий формированию мировоззренческой культуры личности будущего педагога как системы знаний, взглядов, убеждений личностно-значимых и ценностных норм и правил, способствующих использованию и накоплению социокультурной информации, транслируемой во все аспекты жизнедеятельности человека на основе личностной композиции социально-ценностных отношений;
- теоретически обоснованы и эмпирически реализованы педагогические условия, обеспечивающие формирование мировоззренческой культуры личности студента ссуз: проектирование и, реализация модели формирования мировоззренческой культуры в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества; использование интегративных форм и методов освоения татарского народно-музыкального творчества, способствующих формированию мировоззренческой культуры» личности студента ссуз педагогического профиля; разработка и осуществление мониторинга формирующихся мировоззренческих новообразований у студентов.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- определена роль культурной преемственности в мировоззрении, обусловливающей' национальную самоидентификацию молодого поколения с позиции.понимания духовно-нравственных традиций народной культуры; обогащена концепция воспитания социально-ориентированной личности в части формирования мировоззренческой'культуры студентов ссуз педагогического профиля в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан учебно-методический комплекс по формированию мировоззренческой культуры личности студента ссуз педагогического профиля, включающий в себя: программу курса «Татарское народно-музыкальное творчество», программу спецкурса^ «Игра как способ воспитания мировоззренческой культуры личности», обучающую программу с использованием компьютеризированного обучения и тестовые задания к ней, проектнотворческие задания «Формирование у студентов социокультурной позиции личности и практической готовности к выполнению функций специалиста педагогического профиля», план-сценарий интегрированного урока
Колыбельная в потоке времени», опросные карты входной, промежуточной и
10 итоговой самодиагностики студентами становления мировоззренческой культуры личности, которые могут использоваться в процессе подготовки будущих специалистов педагогического профиля.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются чёткой методологической основой, опорой на ведущие положения концепции воспитания социально-ориентированной личности; применением комплексной-методики исследования, адекватной его проблеме, объекту, предмету, цели и задачам; ценностно-ориентированным подходом к организации опытно-экспериментальной работы и её позитивными результатами в мировоззренчески развивающей подготовке социально-ориентированного компетентного специалиста педагогического профиля; сопоставимостью качественно-количественных данных исследования.
Апробация ^внедрение результатов исследования осуществлялись на теоретических семинарах педагогов педагогических колледжей и исследователей ИГТП ПО РАО. Материалы исследования обсуждались и докладывались на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Взаимопомощь и взаимоподдержка молодой семье методами традиционной культуры» (Казань, 2006), «Образование и воспитание социально-ориентированной личности студента: отечественный и зарубежный опыт» (Казань, 2005), «Реализация воспитательного потенциала гуманитарного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс» (Казань,
2005), «Развитие и саморазвитие личности как субъекта образовательной деятельности» (Казань, 2006), «Реализация модели социально-ориентированной личности в процессе воспитательной деятельности» (Казань,
2006); «Формирование социально-ориентированной1 личности студента ссуз средствами народной культуры и искусства» (Казань, 2007), «Здоровьеформирующее образование: опыт, проблемы, прогнозы» (Казань,
2007).
Обсуждение хода и результатов исследования осуществлялось в лаборатории профессионального воспитания и социальной педагогики
11
ИПГГПО РАО. Кроме того, материалы исследования публиковались в форме статей и тезисов в научно-методических и теоретических сборниках, обсуждались на семинарах ИПП ПО РАО.
Результаты исследования внедрялись в практическую деятельность педагогов факультета СПО ТГГИ и Казанского педагогического колледжа, в консультативную деятельность автора при подготовке учителей к аттестации, а также открытых мероприятиях, проводимых в общеобразовательных и специализированных школах города Казани №: 26, 122, 34.
На защиту выносятся педагогические условия формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз педагогического профиля в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества:
- модель формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества, состоящая из цели, задач, принципов, условий, этапов, содержания, критериев; отражающая специфику подготовки специалиста педагогического профиля;
- интегративные формы и методы- освоения татарского народно-музыкального творчества студентами ссуз педагогического профиля, соответствующие этапам и задачам формирования мировоззренческой культуры личности;
- система мониторинга и критериальные показатели эффективности формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз педагогического профиля в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества: научно-теоретическая готовность, духовно-нравственная зрелость, поведенческо-волевая готовность, профессиональная компетентность, социальная' компетентность.
Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (203 наименований) и 3 приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование профессионально-творческой активности будущих специалистов музыкально-эстетического профиля в ссузе2007 год, кандидат педагогических наук Кашенева, Рауза Абуталиповна
Формирование гражданской культуры студентов ссуза в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла2009 год, кандидат педагогических наук Шуленкова, Марина Александровна
Формирование культуры педагогического общения студентов музыкальных ССУЗ2004 год, кандидат педагогических наук Гоптарев, Владимир Николаевич
Формирование профессиональной ответственности за экологическую безопасность производства у будущего специалиста технического профиля2010 год, кандидат педагогических наук Зялаева, Резида Гулюсовна
Феномен народной художественной культуры в профессиональной подготовке современного музыканта2012 год, доктор педагогических наук Ануфриева, Наталья Ивановна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Шамсутдинова, Венера Рифовна
Выводы по Главе II
Формирование личностной мировоззренческой культуры в процессе изучения студентами гуманитарных учебных курсов позволило сделать следующие выводы.
Становление целостной мировоззренческой культуры в системе профессионального образования будущих специалистов происходит под влиянием ряда факторов: профессионально ориентированной учебной деятельности, социально направленных взаимодействий в учебном коллективе и активного самоотношения личности, заинтересованной в личностном мировоззренческом саморазвитии в период обучения в ссузе.
Педагогическое проектирование модели мировоззренчески развивающего освоения студентами гуманитарной дисциплины важно осуществлять на основе целостной организации компонентов ссузовского образовательного процесса (обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания и др.).
Цель становления мировоззренческой культуры в системе профессионального образования специалистов включает процесс становления ведущих ценностно-смысловых позиций сознания и самосознания, которые выступают монолитно с поступками и действиями личности и не дают ей отчуждаться от той реальности, к которой она принадлежит, выявляют сегодняшнее положение и перспективы жизнедеятельности будущего специалиста и позволяют ему целостно и самостоятельно урегулировать свою жизнь.
Педагогическое достижение поставленной, таким образом, цели происходит на основе отбора преподавателем мировоззренчески развивающего содержания образования в рамках изучения будущими специалистами профилирующей дисциплины» - с одной стороны. С другой - на основе системно-технологического обеспечения реализации этого содержания в учебно-в оспитителном процессе.
В ходе мировоззренчески-ориентирующего, мировоззренческикорректирующего и мировоззренчески-закрепляющего этапов развития мировоззренческой культуры личности студентов преподавателю важно использовать мировоззренчески развивающие технологии обучения. Они позволяют осуществить гарантированное достижение целей и эффективность, мировоззренчески направленного' процесса обучения на основе диагностичного целеобразования. Во-первых, это обеспечивает возможность оперативной обратной связи и педагогической коррекции в ходе мировоззренческого развития и саморазвития студентов за счёт педагогических процедур контроля и диагностики, ориентированных на чётко определённые педагогические критерии и показатели мировоззренческой культуры. Во-вторых, - обеспечивает взаимосвязь мировоззренчески направленных целей с адекватнымi педагогическим обеспечением личностно развивающегообучения; а также взаимосвязь содержания интегративных форм и методов обучениях направлениями социокультурной деятельности педагога в обществе. Исходя* из, этого, преподаватель> «задействует» разнообразные формы учебной деятельности ^реализует активные методы и педагогические средства обучения, способствующие становлению ценностно-мотивационных позиций, личности, переплавлению знаний в мировоззренческие убеждения, формированию у студентов профессиональной^ активности и социально-нравственных способов действий и взаимодействий, выработке навыков самообразования, личностной саморегуляции и др.
Специально создавая образовательную» среду для обретения активно-субъектной позиции студентов в отношении личностного мировоззренческого развития на основе освоения, культурных ценностей общества, преподаватель реализует разработанный комплекс педагогических условий. Данные условия обеспечивают целостное мировоззренческое развитие личности в учебном процессе, поскольку направлены на поддержку формирующихся личностных новообразований' в составе компонентов мировоззренческой- культуры и организуют процессуальность в плане постепенной передачи функций управления мировоззренческим развитием будущих специалистов от преподавателя к студентам.
Основными педагогическими условиями организации процесса становления мировоззренческой культуры студентов выступают: проектирование и реализация модели формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества; реализация интегративных форм и методов освоения татарского народно-музыкального творчества, способствующих формированию мировоззренческой культуры личности студента ссуз; осуществление мониторинга формирующихся мировоззренческих новообразований у студентов.
Таким образом, на базе проектирования педагогической модели мировоззренчески ориентированного освоения студентами гуманитарного знания, на основе её технологической реализации в отобранных педагогических условиях, происходит становление личностной мировоззренческой культуры личности студентов. В результате этого будущий специалист становится способен не только к саморазвитию ведущих параметров мировоззренческой культуры студентов в период ссузовского обучения, но и к дальнейшему личностному совершенствованию на сформированной мировоззренчески-ценностной основе. А это придаёт личностный смысл и мировоззренческую перспективу его профессиональной деятельности, направленной на охрану и сбережение духовных и материальных памятников национальной культуры, популяризацию и распространение нравственных идеалов и ценностей своего народа, воспитание молодых поколений в патриотически-гражданственном духе. j
Заключение
В результате проведённого сравнительно-сопоставительного ■ анализа философско-этической, социологической;, культурологической и психолого-педагогической; литературы в исследовании установлено;: что мировоззренческая; культура личности, студента; является фундаментальной; целостной- и универсальной характеристикой. Стержневое значение в ней имеют мировоззренческая: направленность и> позиция личности* по отношению к культуре общества и профессиональной; деятельности; другим людям и самой себе; окружающему миру в целом;. Сущностные свойства обусловливают глубокий духовно-практический» смысл мировоззренческой культуры,, который высвечивается: в единстве: теоретического и; деятельностного> отношения человека к окружающей действительности. Способами» её мировоззренчески-целостного освоения; выступают позитивное мировосприятие и; гармоничное мироощущение, целостное; миропонимание и гуманистическое мироистолкование. Посредством- • их. в процессах познавательной, коммуникативной; профессиональной $ и> рефлексивной деятельности складывается способность личности к культурному само- и миропреобразованию.,
В: итоге теоретического обобщения взаимосвязей феноменов «мировоззрение» и «культура» установлено, что с" гуманитарных позиций становление целостной:: мировоззренческой культуры, личности в условиях профессионального ■ образования, специалистов представляет собой процесс и результат самоосознанияs студентом; системы духовно-нравственных, социо- и этнокультурных^ ценностей; существующих, в конкретной культуре общества.
Эти ценности, посредством? их системного? познания; мировоззренчески1 рефлексивного; переживания; и личностно значимого' осмысления: в процессе обучения; превращаются; в, духовно-смысловые ориентиры поведения и творческой деятельности; в жизненные принципы, которые обусловливают духовно-ценностные отношения личности - к себе и другим людям, своей профессии, окружающей природной и социокультурной среде, тем самым обеспечивая гармоничную жизнедеятельность человека в культуре общества, в которой он складывается как личность.
Сравнительно-сопоставительный теоретический анализ литераторы позволил выделить объективные факторы, обусловливающие становление мировоззренческой культуры личности в системе профессионального образования специалистов. Во-первых, конкретно-исторические, социально-экономические и социокультурные условия жизнедеятельности общества, отразившиеся» в, содержании его мировоззренческого сознания и кристаллизовавшиеся, в объективные социальные требования- к функционалу профессиональной деятельности и моральному облику конкретных специалистов. Во-вторых, духовно-культурное наследие общества: его исторически, формировавшиеся социальные нормы, нравственные идеалы и патриотические ценности, взаимосвязанные с общечеловеческой культурой и гуманитарным знанием, литературой, искусством и религией, духовными традициями и художественным творчеством народа, содержанием целевого и организационно-процессуального компонентов- практики воспитания и образования личности в социуме. В1третьих, мировоззренческое самосознание, как система ценностных установок и ориентации, мировоззренческих убеждений, идеалов и деятельностных принципов, направляющих эмоционально-волевую, интеллектуально-творческую, профессиональную и социальную активность личности в процессах мировоззренческого саморазвития, этнокультурного и социально-нравственного самоопределения будущих специалистов в условиях профессиональной подготовки и обучения в ссузе.
Психологическая структура* мировоззренческой культуры охватывает основные сферы проявления личности — когнитивную, эмоционально-ценностную, мотивационно-смысловую, волевую и поведенческую и включает в себя такие структурные компоненты, как: знания и представления человека об окружающей природной, социокультурной действительности и о самом себе, ценности, смыслы и ценностные ориентации, мировоззренческие взгляды, идеалы и убеждения, деятельностные установки, принципы и позиции, проявляющиеся во взаимодействиях с данной . действительностью и в самоотношении личности! ■
Компонентное "содержание личностной мировоззренческой* культуры закрепляется в систему интегративных, мировоззренчески значимых качеств личности - когнитивных, . эмоционально-ценностных и волевых, коммуникативно-поведенческих и продуктивно-деятельностных.
Система.мировоззренческих знаний! и ценностей; содержание процессов; мировосприятия, миропонимания- и , миропреобразования у человека, посвятившего себя определённой профессии; интегративно характеризуют специалиста; с позиций готовности к мировоззренчески системному (научно-теоретическая » готовность); духовно и нравственно зрелому осмыслению культурно-ценностной! информации (духовно-нравственная* зрелость), готовности' применять ценностные убеждения и принципы, в социально1 и профессиональное компетентной деятельности; в; обществе (социальная и профессиональная компетентность), в саморегуляции. поведения; (поведенческо-волевая готовность).
В опытной работе; подтвердилось, что уровень проявления научно-теоретической и поведенческо-волевой готовности,, духовно-нравственной зрелости, профессиональной и социальной компетентности личности! при; педагогическом анализе; может, объективно выступать в. качестве основных критериев; сформированности личностной мировоззренческой культуры в процессе обучения будущих специалистов в ссузе.
По результатам нашего констатирующего эксперимента, обнаружились достаточно противоречивые тенденции. Так, несмотря на наличие устойчивого ценностного отношения студентов к своейтрофессиональной;деятельности как личностно значимой;, мы не, обнаружили- такого же; ценностного отношения к самому предмету деятельности специалиста гуманитарного профиля? -отечественной: культуре в; системе личной ответственности студентов,, как будущих специалистов; за сбережение и. распространение нравственных традиций и духовных ценностей в современной действительности. При этом отмечалась слабая выраженность социально-смысловых и творческих мотивов профессионального^ выбора; ^направленности^студентов на формирование у себя аналитических ю проектировочных умению деятельности, способов самопознания, нравственного самообразования^ и др. Вместе с тем; констатировалась проявленная; заинтересованность, студентов в их мировоззренческом развитии- в. процессе изучения; гуманитарных учебных дисциплин: Это объективное обусловило наш выбор гуманитарного курса «Татарское, народно-музыкальное: творчество» в, качестве содержательной основы- педагогического проектирования; целевой; критериальной» модели мировоззренчески развивающего обучения? специалистовt гуманитарного профиля: 7
Исходя из теоретически выделенных критериев-, мировоззренческой; культуры личности, нами? обоснована1 структурно-психологическая* модель, её становлениям в системе; профессионального образования- специалистов гуманитарного профиля и определены социально-психологичес кие показатели уровней сформированное™ мировоззренческой культуры у студентов в ссузе. На выделенной критериальной; основе, равно; как и с учётом исходного уровня мировоззренческого^ развития обучающихся; далее; была; спроектирована модель педагогического; влияния: на становление мировоззренческой; культуры личности и целевая» комплексная; программа; реализующая данную модель в условиях гуманитарно-профильногоюбучения будущих специалистов.
Педагогическое1 достижение поставленных целей ю задач мировоззренчески развивающего обучения обусловлено выделением преподавателем инварианта процесса освоения; студентами; содержания гуманитарной: дисциплины. Основу освоения культурно-ценностного материала: составляет реализация; принципов научности, генерализации-знаний и проблемности' изложениям во-первых. Во-вторых - применение межпредметных связей в обучению и образовательных технологий на базе преемственно-исторических традиций национальной культуры. и общечеловеческих ценностей. В-третьих — реализация; педагогических условий обучения, обеспечивающих высокий уровень сознания личности и единство развития её самосознания и поведения, взаимосвязь творческого решения задач мировоззренческого саморазвития,- в контексте интересов и целей самих студентов.
Системный отбор преподавателем мировоззренчески развивающего комплекса творческих задач и практико-ориентированных заданий, направленных на погружение личности в ценностно-смысловой контекст изучения татарской народной культуры, поддерживает заинтересованную включённость студентов в познавательную деятельность и формирует осмысленность.мировоззренческого саморазвития личности на патриотически-ценностной основе.
В ходе опытно-экспериментальной работы- прежде всего решались педагогические задачи развития- научно-теоретической мировоззренческой готовности обучающихся к- социокультурной деятельности, велась «переплавка» культурно-ценностных знаний специалиста в личностные мировоззренческие убеждения, формировались, аналитические и диалектические способы мышления-' личности. Развитие эмоционально-ценностного отношения обучающихся к изучению, сохранению и распространению российской духовной культуры как основе» профессиональной деятельности в социокультурной сфере обеспечивало рост социокультурной мировоззренческой направленности личности, а формирование готовности студентов к сознательно-волевой регуляции своих поступков и стремлений реализовать индивидуально выраt ботанные мировоззренческие принципы и идеалы осуществлялось в технологически организованной педагогом практике деятельности по функционалу специалиста гуманитарного профиля.
В технологически-процессуальном плане учебно-познавательная деятельность, обеспечивающая мировоззренческое развитие личности в ходе освоения, студентами татарского народно-музыкального творчества, выстраивалась на основе применения комплекса технологий обучения: проблемно и ценностно информирующих, социально ориентирующих, субъектно и рефлексивно стимулирующих, позиционно и деятельностно закрепляющих. Применение мировоззренчески развивающих технологий обучения в условиях диалоговой организации форм учебной и внеучебной познавательно-ценностной* деятельности, в процессе самообразования студентов обеспечивает целостное формирование мировоззренческого сознания и самосознания; поведения и деятельности будущих специалистов, эффективность становления активной субъектной позиции в этом плане.
В процессе организации учебного времени преподавателем применялись проблемные лекции: и семинары, практические занятия и учебные дискуссии, деловые игры и творческие игры-драматизации, где: формировалось системное миропонимание w духовно-нравственные позиции будущих специалистов. В процессе внеучебного? времени — фольклорные: сценические действа пропагандировать национальную культуру экспедиции и этнографические экскурсии, научно-исследовательская и проектно-творческая-работахтудентов, специально организовывались концертная и лекторско-просветительная; практика, которые* закрепляли преобразовательный, опыт проявления мировоззренческих, позиций; готовности;: пропагандировать, российскую культуру. Самообразовательная работа? студентов;, организованная* на основе изучения, обработки и анализа произведений г фольклора;,, идентификации с традициями1 народного художественного' творчества и его практического освоения; деятельностно закрепляли: направленность будущих специалистов на-сохранение:культурных ценностей.
По итогам опытно-экспериментальной: работы диагностированы позитивные изменения-в содержании: с6циально:психологических компонентов мире и отношениях личности произошло преломление патриотических ценностей на базе: осмысления: будущим специалистом их социальной и личностной значимости. У студентов- зафиксирован рост позитивных переживаний? личной; духовной; сопричастности, российской культуре, формирование личного опытам творческого, применения1 сформированных ценностных убеждений и: нравственных принципов в; профессионально и социально направленной деятельности, в самообразовании личности.
В ходе опытно-экспериментальной работы, таким образом, подтверждён комплекс педагогических условий, который обеспечивает успешность становления: личностной мировоззренческой культуры у студентов в системе профессиональной подготовки будущих специалистов в ссузе педагогического профиля. Педагогические условия поддерживают ценностно ориентирующий диалог и творческие взаимодействия педагога и студентов в процессе принятия обучающимися духовно-культурных традиций и идеалов своего народа как ведущих мировоззренческих ориентации личности.
Таким образом, в исследовании доказано, что мировоззренческая культура личности студента интегративно характеризует будущего специалиста по критериям научно-теоретической и поведенческо-волевой готовности к организации социально и профессионально компетентной деятельности в обществе, выстроенной с духовно и нравственно зрелых личностных позиций.
Показателями личностной мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля выступают высокая степень осознанности личностью духовно-культурных ценностей народа, личная потребность и способность внести свой творческий вклад в деятельность по изучению, сохранению и популяризации духовных традиций и нравственных идеалов родной культуры. Обладая высоким уровнем сформированности личностной мировоззренческой культуры, специалист способен ставить адекватные жизненные цели, творчески планировать и проектировать деятельность по их достижению и максимально реализовываться в ней. В итоге современная действительность универсально осваивается специалистом в единстве духовных и практических начал интеллектуальной, профессиональной и социокультурной деятельности человека, успешно интегрированного в социум на основе духовно-культурной преемственности, национально-культурной самоидентификации и творчески активной жизненной позиции личности.
В связи с объективной сложностью и многоаспектностью процесса становления мировоззренческой культуры личности следует выделить ряд вопросов для дальнейшего изучения: факторы успешного становления мировоззренческой культуры в процессе изучения студентами естественнонаучных и социально-экономических дисциплин; взаимосвязь уровней мировоззренческого развития с индивидуально-творческими способностями будущих специалистов и др.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шамсутдинова, Венера Рифовна, 2008 год
1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения^ в общеобразовательной школе / Э.Б. Абдуллин. -М.: Просвещение, 1983. - 112 с.
2. Аболин, Л.М. Духовно-нравственное развитие личности в событийной деятельности / J1.M. Аболин, Х.Х. Валиахметов. Казань: Карпол, 2002. - 230 с.
3. Абузяров Р.А., Тулеева З.И. Истоки ислама: вероучения, мораль, культура. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1996. - 133 с.
4. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: «Мысль», 1991. - 299 с.
5. Агафонова, Н.А. Реализация поликультурного компонента профессионально-педагогической подготовки студентов ссуз музыкального профиля: автореф дисс. канд. пед. наук / Н.А. Агафонова. — Казань, 2007. — 19 с.
6. Алишев, Б.С. Психология формирования демократической культуры студентов1 ссуз / Б.С. Алишев. Казань: ИСПО РАО, 2001. — 244 с.
7. Алексеев, Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры / Э.Е. Алексеев. М.: «Советский композитор», 1988. - 237 с.
8. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. —288 с.
9. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. -М.: Аспект-Пресс, 2000. 288 с.
10. Арзаманов, Ф.Г. О постановке педагогических исследований в музыкальном вузе // Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования / Ф.Г. Арзаманов. М.: Издательство ГМПИ им Гнесиных, 1979. - С. 3-20.
11. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории /
12. Аристотель. Минск: Литература, 1998. - 1392 с.
13. Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н.А. Асташова. Москва-Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2000. — 272 с.
14. Афанасьев, А.Н. Народ художник: Миф. Фольклор. Литература / А.Н. Афанасьев. - М.: Советская Россия, 1986. - 367 с.
15. Бахтиярова, Ч. Фарид Яруллин / Ч. Бахтиярова. — Казань: Таткнигоиздат, 1960. 66 с.
16. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П-. Беспалько. -М.: Педагогика, 1999. 192 с.
17. Бестужев-Лада, И.В. Молодость и зрелость: размышления о некоторых социальных проблемах молодежи / И.В. Бестужев-Лада. М.: Политиздат, 1984. - 207 с.
18. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев // Вопросы философии. М.Правда, 1989. - 607 с.
19. Биречевская, О.Ю. Аксиология массовой культуры / О.Ю. Биречевская. — М.: Научная книга, 2005. 355 с.
20. Боговарова, В.А. Социально-педагогическая деятельность региональной системы учреждений дополнительного образования, детей: дисс. д-ра. пед. наук / В.А. Боговарова. — Казань, 2003 410 с.
21. Боговарова, В.А. Организация управления.социально-педагогической деятельностью системы дополнительного образования детей Республики Татарстан / В.А. Боговарова. Казань: Хэтер, 2002. - 135 с.
22. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. — Москва — Ростов на Дону: ТЦ Учитель, 1999. 560 с.
23. Бондаревская; Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. — Москва — Ростов на Дону: ТЦ Учитель, 1999. 560 с.
24. Бочкарёв, JI.JI. Актуальные проблемы современной музыкально-педагогической психологии // Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования / Л.Л.Бочкарёв. М: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1979.-С. 54-81.
25. Бранский, В.П. Синергетический циклизм в истории, культуре и искусстве / В.П. Бранский // Мир психологии. № 3. - М., 2002. - С. 25-40.
26. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
27. Власенко В.В. Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспект: автореф. дисс. канд. культ / В.В. Власенко. СПб, 1999. - 21 с.
28. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н.Волков. М.: «Академия», 1999.168 с.
29. Волович, Л.А. Эстетический идеал (Некоторые закономерности формирования эстетического идеала коммунизма в советской музыке): Автореф. дисс. на соиск. к. филос. н. / Л.А. Волович. М., 1966. - 32 с.
30. Волович, Л.А.Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе. Теоретико-методологические подходы / Л.А.Волович, Г.В. Мухаметзянова, Л.П.Тихонова. Казань: ИСПО РАО, 1997. - 103 с.
31. Волович, Л.А. Социокультурные основания подготовки современного специалиста в средней профессиональной школе / Л.А. Волович. Казань: ИСПО РАО, 1999.-56 е.
32. Вопросы теории эстетического воспитания / Под. ред. Г.З.Апресяна. -М.: Издательство МГУ, 1970. 109 с.
33. Выготский, Л.С. Психология искусства// Дирижёрское исполнительство/ Л.С. Выготский. М: «Музыка», 1975. - С. 484 - 490.
34. Газман, О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О.С. Газман // Народное образование, 1998. №' 6. - С. 108-118.
35. Галеев, Э.Х. Татарские народные игры и праздники / Э.Х Галеев, Я.И. Ханбиков. Казань: Таткнигоиздат, 1985. - 142 с.
36. Георгиева, Т.С. Культура повседневности. Кн. 1. Частная жизнь и быт древних обществ / Т.С. Георгиева. — М.: Высшая школа, 2005. — 335 с.
37. Гершунский, Б.С. Общечеловеческие ценности в образовании / Б.С. Гершунский, Р.И. Шейерман // Педагогика, 1992, № 5. С. 3-13.
38. Гильмеева Р.Х. Профессиональная компетентность педагога: Монография / Р.Х. Гильмеева. — Казань: Издательство «Майбугат йорты», 1998.-420 с.
39. Гречаныщ В.В. Единство мировоззрения и науки как проблема теоретико-ценностной интерпретации // Мировоззрение, наука, практика: Сборник научных трудов / В.В. Гречаный. Иркутск: ИГУ, 1988. - С. 54 - 68.
40. Губайдуллина, Г.Б. Влияние татарской народной песни на мышление } Г.Тукая // Страницы истории татарской музыкальной' культуры / Г.Б.
41. Губайдуллина. Казань: Таткнигоиздат, 1991. - С. 87 - 88.
42. Гудинг, Д. Мировоззрение: для чего мы живем и каково наше место вмире / Д. Гудинг, Дж. Леннокс. — Ярославль: ТФ «Норд», 2001. С. 235 - 259.1
43. Гурарий, С.И. Диалоги о татарской музыке / Под ред. Р. Яхина / С.И. Гурарий. Казань: Таткнигоиздат, 1984. -152 с.
44. Гусев, С.С. Обыденное мировоззрение: структура и способыорганизации / С.С. Гусев, Б.Я. Пушканский. СПб.: Наука, 1994. - 88 с.
45. Давлетшин, Г.М. Волжская булгария: духовная культура / Г.М.
46. Давлетшин. — Казань: Таткнигоиздат, 1990.- 195 с. ( 46. Давлетшин, Г.М. Очерки по истории- духовной культуры предковтатарского народа (истоки, становление, развитие) / Г.М. Давлетшин. — Казань: Таткнигоиздат, 2004. 431 с.
47. Дисман, М.Г. Музыка в системе эстетического воспитания школьников / М.Г. Дисман. Казань: КГУ, 1991. - 182 с.
48. Довгаль, А.А. Формы и способы мировоззренческого отношения к действительности // Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики/ А.А. Довгаль. Киев: Наук, думка, 1981. -С. 170- 187.
49. Ерёмина, В.И. Ритуал и фольклор / В.И. Ерёмина. Л.: «Наука», 1991. - 205 с.
50. Занько, С.Ф. Игра и учение / С.Ф. Занько, Ю.С. Тюников, С.М. Тюнникова. М.: Ассоциация профессиональное образование, 1992. - 125 с.
51. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. М.: ВЛАДОС, 1999.-384 с.
52. Иванов, В.П. Мировоззрение как форма созиания, самосознания и культуры личности // Мировоззренческая культура личности: (философские проблемы формирования) / В.П. Иванов. -Киев: Наук, думка, 1986. С. 10-88.
53. Идегей. Татарский народный эпос (на татарском языке). — Казань: Татарское книжное издательство, 1988. 154 с.
54. Инновационные технологии профессионального и профильно-ориентированного образования / Под ред. В.Ф. Габдулхакова. Казань: РИЦ «Школа», 2006. - 572 с.
55. Исхакова-Вамба, Р.А. Татарское народное музыкальное творчество (традиционный фольклор) / Р.А. Исхакова-Вамба. Казань: Таткнигоиздат, 1997.-264 с.
56. Исхакова-Вамба, Р.А. Инструментальная музыка // Татарское народное музыкальное творчество / Р.А. Исхакова-Вамба. Казань: КГПУ, 1997.-С. 231-250.
57. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Метрополис», 1996. -430 с.
58. Камаев, А.Ф. / Народное музыкальное творчество: Учебное пособие для студ. высш. пед. уч. зав. / А.Ф.Камаев, Т.Ю. Камаева. -М.: Академия, 2005. -304 с.
59. Киященко, Н.И. Вопросы формирования системы эстетическоговоспитания в СССР / Н.И. Киященко. М: Искусство, 1971. - 160 с.
60. Клименко, Н.А. Народная, художественная культура! как фактор социализации молодёжи. Автореф: дисс. канд. философ;.наук / Н;А. Клименко. -Тамбов, 1999.-20 с.
61. Ковалёв, А.Г. Мировоззрение как фактор: формирования; характера / А.Г. Ковалёв. М.: Просвещение, 1950. 134 с.
62. Комарова, Г.Н. Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами? народного музыкального творчества;.Дисс. канд. пед. наук / Г.Н. Комарова.- ©рёл; Л 997. -155 с.
63. Кон, И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности / Отв: ред. М.И. Бобнева; Е.В. Шорохова/ И.С. Кон. М.: Наука, 1979. - С. 85 - 113.
64. Кул Гали. Сказание о Йусуфе. Казань: Таткнигоиздат, 1985. - 254 с.
65. Куприянова; JI.JI. Формирование; исполнительско-творческой деятельности детей, осваивающих песенный; фольклор // Музыкальное воспитание в школе / Л:Л. Куприянова. М., 1.986, Вып. 17. — С. 25 - 32.
66. Кузнецов, М.Е. Личностно ориентированная подготовка; учителя: теоретико-методологический аспект / М.Е. Кузнецов. Брянск. Б ГПУ, 2000. -375 с.
67. Курашов, В.И. Начала философии науки / В.И. Курашов. Казань: КГУ, 2004.-516 с.
68. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций; / Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК ФПК / Б.Т. Лихачев. М.: Юрайт, 2000. - 523 с.
69. Мазель, JT.А. О природе и средствах музыки / Л.А. Мазель. — М.: Музыка, 1983.-48 с.
70. Макаров, Г.М. Использование произведений старотатарского музыкально-поэтического наследия в учебном процессе // Музыка и педагогика / Г.М. Макаров. Казань: КГПУ, 2000. - С. 119. - 127.
71. Масленникова, В.Ш. Формирование нравственных убеждений студентов в учебно-воспитательном процессе средствами искусства: дисс. . канд. пед. наук / В.Ш. Масленникова-Казань: 1982. 203 с.
72. Масленникова, В.Ш: Формирование профессиональной готовности студентов среднего профессионального учебного заведения к деятельности социального, педагога: дисс. доктора пед. наук / В.Ш. Масленникова. — Казань: ИССО РАО, 1996. 446 с.
73. Масленникова, В.Ш. Современная идеология' воспитания студентов средних профессиональных учебных заведений / В.Ш. Масленникова. Казань: ИСПО РАО, 2002. - 36 с.76: Масленникова, В.Ш. Культура личности педагога / В.Ш.
74. Масленникова, В.П. Юдин Казань: КГУ, 1994. - 78 с.
75. Маслова, Н.Ф. Акмеологическая педагогика: факультативный курс / Н.Ф. Маслова, А.К. Нешков. Орел: ВИПС, 1999. - 88 с.
76. Махмутов, М.И. размышления о судьбах национальной школы / М.И. Махмутов // Народное образование. 1989. № 7. - С. 53 - 58.1
77. Махмутов, М.И. Педагогические технологии развития мышленияучащихся» / М.И. Махмутов, Г.И. Ибрагимов, М.А. Чошанов. Казань: ИССО РАО, 1993.-88 с.
78. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. М.: Просвещение, 1997. - 240 с.
79. Махмутов, М.И. Мир ислама / М.И. Махмутов. Казань: Центр инновационных технологий, 2006. — 616 с.
80. Музыкально-художественное воспитание учащихся: Учебное пособие / К.В;Игнатьева, Г.А. Петрова, Т.В. Шуртаковаг Казань: КРУ, 1971. - 149 с.
81. Музыкальные культуры народов. Традиции и современность / Под ред. Ярустовского Б. М.: «Советский композитор», 1973. 375 с.
82. Мухаметзянова; Г.В. Педагогическая культура татарского народа / F.B; Мухаметзянова; Р.А. Низамов; -Казань: Тан-Заря; 1994:- 184 с.
83. Мухаметзянова, Г.В. Формирование коммунистического мировоззрения школьников / Г.В. Мухаметзянова. Казань: Издательство КГУ, 1988. - 219 с.
84. Мухаметзянова, Г.В. Избранные педагогические труды: в 3-х т. Т. 2 / Г.В. Мухаметзянова. Казань: Магариф, 2005. - 447 с.
85. Мясищев, В.11. Психология отношений: Под ред. А.А. Бодалёва / В.Н. Мясищев. Москва - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. - 368 с.
86. Надеева, М.И. Система ценностей отечественной культуры / М.И: Надеева. -Казань: ИСПО РАО; 2000 ■ -67 с.
87. Надиров, И.Н. Татар халкынын йла поэзиясе; уен жирлары, бию так маклыры // татар халык ижатьг/ И.Н. Надиров. Казан: Тат кит нешр, 1980. -50 с.
88. Надиров, И.Н. Народный эпос «Идегей» / И.Н. Надиров. Казань: Таткнигоиздат, 1988. - 249 с.
89. Насыйри, К. Китаб-эт-тэрбия / К. Насыйри. — Казан: Татарстан китапнэшрия, 1994. 144 бит.
90. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Книга, для учителя / Б.М. Неменский. М.: Просвещение, 1981,199 с.
91. Немов, Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования / Р.С. Немов. М.: ВЛАДОС, 1997. - С. 235 - 246.
92. Нигматов, З.Г. Курс лекций по педагогике (Теория и методика воспитания) / З.Г. Нигматов, А.Н. Хузиахметов. Казань: Матбугат, 2000. - 383 с.
93. Нигматов, З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков: дисс. канд. пед наук / З.Г. Нигматов. Казань, 1980. - 203 с.
94. Нигматов, З.Г. Проблемы воспитания гуманности в татарской народной педагогике // Педагогическая мысль в казанском крае в конце 19, начале 20 века / З.Г. Нигматов. Казань: КГПУ, 1979. - С. 72 - 91.
95. Нигметзянов, Н.Н. К характеристике жанров татарских народных песен // Музыка и современность: актуальные вопросы народной музыки. Сб. научн. тр. / Н.Н. Нигметзянов. Казань: КГПИ, 1980. - С. 98 - 125.
96. Носырев Ю.А. Духовно-нравственное воспитание педагога-музыканта в условиях региональных полиэтнокультурных традиций / Ю.А. Носырев. Москва: АПК и ППРО, 2007. - 208 с.
97. Павлинов, А.В. Социально-педагогические условия самореализации студентов ссуз в процессе культурно-досуговой деятельности: автореф дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н. / А.В. Павлинов. — Казань, 2004. 16 с.
98. Павлютенков, Е.М. Профессиональное становление будущего учителя / Е.М. Павлютенков // Советская педагогика, 1990, № 11. С. 61 - 64.
99. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
100. Педагогические технологии / Под ред. В.С.Кукушкина. М. - Ростовна Дону: «Март», 2004. 180 с.
101. Педагогические условия внедрения гуманистических традиций народной педагогики в школьную практику / Под ред. З.Г. Нигматова, Р.А. Сахиповой. — Казань: РИЦ «Школа», 1995. 316 с.
102. Петелин, А.С. Управление процессом подготовки специалиста в колледже музыкально-профессионального образования: автореф. дисс. канд. пед. наук / А.С. Петелин. Липецк, 1998. - 18 с.
103. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. М.: ВЛАДОС, 1997. -380 с.
104. Платонов, Ю.П. Основы этнической психологии / Ю.П. Платонов. — СПб.: Речь, 2003.-452 с
105. Попов, Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов / Л.М. Попов. Казань: КГУ, 1990.-235 с.
106. Порохова, В.П. Перевод смыслов / В.П. Порохова. М.: Молодая гвардия, 1993.-621 с.
107. Праздники, обряды, традиции / Сост. Б.Р. Марьянов. М.: Молодая гвардия, 1979. - 132 с.
108. Пронина, Е.Е. Культура моего народа / Е.Е. Пронина. — М.: Знание, 1993.-56 с.
109. Психологический словарь / под ред. Давыдова В1В., запорожца А.В., Ломова Б.Ф. и др. М.: Педагогика, 1993. - 274 с.
110. Разумный, В.А. Художественная педагогика / В.Л. Разумный. М.: ИПРИКТ, 1999. -75 с.
111. Раимова, О.И. Татарские народные традиции в эстетическом воспитанники использование их в современной; школьной практике: дисс канд. пед:.наук;/ С.И; Раимова.- Казань: КГ1Щ 1973; —183 с.
112. Раимова, С.И. История татарской музыки: учебное пособие 7 С.И. Раимова. — Казань: КГПИ, 1986. — 84 с:
113. Роботова, Л.С. Введение в педагогическую деятельность / Л.С. Роботова, Г.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.
114. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / C.J1 Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
115. Сайдашева, 3.11. Татарско-мишарские песни / З.П. Сайданюва, Х.Х. Ярми. М.: Советский композитор, 1979.— 79 с.125: Сайдашева, З.Н. В мире татарской музыки / 3:Н. Сайдашева. с— Казань: Таткнигоиздат, 1995.-202 с.
116. Сайфуллина, Г.Р. Музыка священного слова. Чтение Корана ,в традиционной татаро-мусульманской культуре / Г.Р: Сайфуллина. — Казань: Татполиграф, 1999. 230 с.
117. Сафина, A.M. Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ссуз средствами национальной музыки: дисс. канд. пед. наук / А.М.Сафина. Казань, 2001.- 193 с.
118. Сафина, A.M. Воспитание культуры межнационального общения студентов средствами татарской музыки / A.M. Сафина, Л.А. Аухадеева // Ученые записки ТГГИ. Казань, 1997. - № 1. - С. 166 - 173.
119. Сахипова, Р.А. Воспитание и обучение на традициях народной педагогики / Р.А. Сахипова. Москва: МПСИ, 2005. - 144 с.
120. Селевко, Г.К. Альтернативные образовательные технологии / Г.К. Селевко. М:: НИИ школьных технологий, 2005. - 256 с.
121. Сидоренко, Е.С. методы математической^ обработки в психологии / Е.С. Сидоренко.- СПб.: ООО «Речь», 2002. С. 340.
122. Скок, Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность / Г.Б. Скок. М;: Педагогическое общество России, 2001. — 102 с.
123. Слободчиков, В.П. Основы., психологической антропологии. Психология' человека: Введение в психологию субъективности / В.П. Слободчиков, Е.И.,Исаев. М.: ШколатПресс, 1995. - 384 с.
124. Слюняева, И.Ф. Подготовка будущих учителей к формированию гуманистической культуры учащихся средствами изобразительного искусства: дисс. канд. пед. наук / И.Ф. Слюняева. Брянск, 2000. - 235 с.
125. Снегирева, И.М. Праздничная деятельность в учебном заведении / И.М. Снегирева. -М.: Норма, 1998. 106 с.
126. Сухомлинский, В.А. Родина в сердце / В.А. Сухомлинский. М.: Молодая гвардия, 1978. - 175 с.
127. Таланчук, Н.М. Воспитание синергетическая система ориентированного человековедения. Базисная концепция воспитательного процесса в школе / Н.М. Таланчук. - Казань: Дом печати, 1998. - 138 с.
128. Татар мифлары: ияляр,- ышанулар, ырымнар, фаллар, им-томнар, сынамышлар, йолалар. Казан: Татар, кит. нешр., 1996. -388 бит.
129. Татар халык ижаты / Нашрият редакторы Аюпов- Х.Г. — Казан: Татарстан китап нашрияты, 1993. — 335 бит.146; Татарское народное творчество: Байты; / Гл. ред. И.1 Шадиров. -Казань: Таткнигоиздат, 1983. 198 с.
130. Татарское народное творчество: Обрядовые и, игровые песни / Гл. ред. И.Н. Надиров. Казань: Таткнигоиздат, 1984. -113 с.
131. Татарское народное творчество: Дастаны; / Гл; ред. И.Н!Надиров. -Казань: Таткнигоиздат, 1983.-129 с.
132. Трегубова, Т.М; Подготовка:«компетентного специалиста'социальной сферы с учето глобальных тенденций' и интерн ал изации образования / Т.М. Трегубова // Казанский-педагогический журнал, 2004. № 2 (36). - - С. 18 - 24.
133. Трегубова, Т.М. Международные социальные службы: многообразие моделей и действий / Т.М: Трегубова:,- Казань: Печатный двор, 2002. -196 с.
134. Тукай Г. Избранное / Г. Тукай:- Mi: Gob. Россия; 1975: — 213 с.
135. Тюников, Ю.С. Хасанова Г.Ф, Харисов Ф.Ф. Национальное самосознание; сущность и принципы формирования / Ю.С. Тюников; Г.Ф. Хасанова, Ф.Ф. Харисов. Казань: Тан-Заря, 1996. - С. 14.
136. Узнадзе, Д.Н. Общая психология / Д.Н. Узнадзе. М:: Смысл; СПб: Питер, 2004.-413 с.
137. Уразманова, Р.К. Народные обряды и праздники татар / Р.К. Уразманова. — Казань: Татарское книжное издательство, 1992. 96 с.
138. Уразманова; Р.К. Современные обряды татарского народа / Р.К. Уразманова: — Казань-Таткнигоиздат, 19841 — 125 с.
139. Читалин, Н.А. Фундаментализация содержания математической подготовки в экономическом колледже / Н.А. Читалин, Ж. Сайгитбаталов. -Казань: Изд-во КГУ, 2004. 120 с.
140. Читапин, Н.А. Многоуровневая фундаментализация содержания профессионального образования / Н.А. Читалин. — Казань: Изд-во КГУ, 2005. -272 с.
141. Читалин, Н.А. Фундаментализация содержания дисциплины «Инженерная графика» в ссуз машиностроительного профиля / Н.А. Читалин, Э.Р. Соколова. Казань: Изд-во КГУ, 2007. - 170 с.
142. Файзи, Ж. Халык жаухярляре. Кунелем кырлары. Татар халык койляре / Ж. Файзи. Казан. Тат кит. нашр, 1987. - 392 бит.
143. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М. Прогресс, 1990.-368 с.
144. Формирование научного мировоззрения у учащихся средних ПТУ в процессе преподавания < дисциплин естественно-математического цикла: Сб. научных трудов под ред. Л.А.Воловича. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. — 94 с.
145. Хабибуллин, К.Н. Национальное самосознание и интернационалистское поведение / К.Н. Хабибуллин. — Л.: Знание, 1989. — С. 9 19:
146. Халиков, А.Х. Татарский народ и его предки / А.Х. Халиков.-Казань: Татар, кн. изд-во, 1989. 222 с.
147. Халитов, Р.Ф. Формы музыкального музицирования на народных праздниках и встречах молодежи у татар // Традиционная музыка народов Поволжья и Приуралья. Вопросы теории и истории / Р.Ф. Халитов. Казань: КГПИ, 1989.-С. 62-71.
148. Ханбиков, Я.И. История развития педагогической мысли татарского народа: пособие для студентов и аспирантов / Я.И. Ханбиков. Казань, 1975. -162 с.
149. Харисов, Ф.Ф. Игра — средство воспитания: педагогические записи // Ф.Ф. Харисов, Л.А.Харисова. Набережные Челны: Изд-во КАМАЗ, 1984. -121 с.
150. Харисов, Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса.- автореф. докт. пед. наук / Ф.Ф. Харисов. Казань, 1999.-42 с.
151. Харисов, Ф.Ф. Национальная культура в учебно-воспитательном процессе / Ф.Ф. Харисов. Казань: Тан-заря, 1996. - 138 с.
152. Харисова, JLA. Педагогический потенциал национальной культуры / JI.A. Харисова. Казань: Тан-Заря, 1996. — 76 с.
153. Харисова, Л. А'. Роль национальной культуры в реализации образовательного потенциала гуманитарных предметов // тезисы докладов международной научно-практической конференции / J1.A. Харисова. Казань: КГПУ, 1994.-С. 80-82
154. Хасанийские чтения // Сб. статей. -М.: МГУ, 2003. — 146 с.
155. Хасанова, Г.Ф. Теоретические основы формирования национальной культуры личности / Г.Ф. Хасанова. Казань: Магариф, 1999. - 192 с.
156. Худяков, М.Г. Очерки* по истории Казанского ханства / М.Г. Худяков. Казань: Таткнигоиздат, 1990. — 149 с.
157. Хужиахматов, А.Н. Педагогика: югары хям махсус урта уку йортлары ещен дареслек / А.Н. Хужиахматов. — Казан: Магариф, 2004. 543 бит.
158. Чалыгина, И.В. Проблема взаимодействия культуры и национального самосознания: автореф. канд. филос. наук / И.В. Чалыгина. — М.: МГИК, 1993. 16 с.
159. Червонная, С.М. Искусство Татарии, / С.М. Червонная. — М.: Искусство, 1987. 231 с.
160. Шадриков, В.Д. Способности, человека // В.Д. Шадриков М.: Просвещение, 1997.-356 с.
161. Шаймарданов, Р.Х. Татар милли педагогикасы: югары хям урта педагогика уку йортлары ощен уку ярдамлеге / Р.Х. Шаймарданов, А.Н. Хужиахматов. Казан: Магариф, 2007. - 399 бит.
162. Шакуров, Р.Х. Теоретические проблемы исследования ценностей / Р.Х. Шакуров // Профессиональное образование. Казанский пед. журнал.- 1998. -№ 1.- С. 3 18.
163. Шакуров, Р.Х. ' Эмоции. Личность. Деятельность (механизмыпсиходинамики) / Р.Х. Шакуров. — Казань: Центр инновационных технологий, 2001.- 180 с.
164. Шакуров, Р.Х. Мотивация и стимулирование качества педагогической деятельности. Ч. 2. Оценка качества педагогической деятельности / Р.Х. Шакуров, Б.С. Алишев. Казань: ИСПО РАО, 1996. - 72 с.
165. Шакуров, Р.Х. Ценностные ориентации студентов вузов (на примере управленческих специальностей) / Р.Х. Шакуров, С.П. Дырин, И.И. Чичаева. -Набережные Челны: Изд-во Института управления, 1998. — 108 с.
166. Шамина, Л.Ф. Работа с самодеятельным хоровым коллективом / Л.Ф. Шамина. М.: Музыка, 1988. - 175 с.
167. Шамсутдинова, В.Р. Традиции культуры и народной педагогики в семейном воспитании // Гуманитарные науки: проблемы и аспекты изучения: материалы итоговой конференции ТГГИ / В.Р. Шамсутдинова. — Казань: ТГГИ, 1997.-С. 243 -248.
168. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — С. 264.
169. Шарифуллин, Ш.К. Татарская народная музыка: программа длядетских музыкальных школ / Ш.К. Шарифуллин. Казань: КГПУ, 1997. — 38 с.f t.
170. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 256 с.
171. Щуркова Н.Е. Воспитание как вхождение ребенка в культуру // Воспитание школьников, 1998, № 5. С. 2-8.
172. Шуртакова, Т.В. Формирование мировоззрения студентов средствами искусства /Т.В. Шуртакова. Казань: Издательство КГУ, 1987. - 109 с.
173. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. М., АПО. 1998.-568 с.
174. Эстетическое воспитание в школе / Состав. Г.А. Петрова' и др. -Казань: Издательство КГУ, 1991. 183 с.
175. Явгильдина, З.М. Использование фольклора в музыкальномобразовании: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов / З.М. Явгильдина. Казань: КГПУ, 2003. - 94 с.
176. Явгильдина, З.М: Современные технологии введения фольклора в учебный процесс // Использование фольклора в музыкальном образовании: учебное пособие для студентов ^музыкальных факультетов / З.М. Явгильдина. — Казань: КГПУ, 2004 . С. 46-54.
177. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. Самара: СГУ, 1995. - 332 с.
178. Ягфаров, Р.Я. Татарский детский фольклор / Р.Я. Ягфаров. Казань: Изд-во «Раннур», 1999. - 351 с.
179. Якубов, З.Я. Педагогическая мудрость народа / З.Я Якубов // Народное образование, 1995. № 2. - С. 85 -87.
180. Arndt, J., Greenberg, J., Pysczczynski, Т., Solomon, S. Subliminal exposure to death-related stimuli increase defense of cultural worldview // Psychological Science, 1997. Vol. 8, p 379, 6 p.
181. Goldchmidt, W. The human career: The self in symbolic world. Cambridge, MA: Blackwell, 1900.
182. Evans, Robert The Human Side of School Change Jossey-Bass Publishers, San Fransisco.- 1996.- 317 p.
183. McCleland, D.C. Testing for Competence rather than for «Intelligence» // Armer. Psychologist, 1973. Vol. 28, P. 1-14/
184. McNeill, W.H. When science converge / «History and Scientific Worldview» // Magazine: Wilson Quarterly, Autumn 1998. Vol. 22 Issue 4, p 131, 2p.
185. Peoples J., Bailey G. «Humanity» an itroduktion to cultural anthropology.3rd ed.St.Paul (Mn),N.Y.,L.A.,S.F., 1994,488 p. .p.354.
186. Raven, J. On the Components of Competence and their Development in Education// Teachers' College Record, 1977. Vol. 78, P. 457-474.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.