Развитие нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Ахметова, Лидия Алексеевна

  • Ахметова, Лидия Алексеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 253
Ахметова, Лидия Алексеевна. Развитие нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Казань. 2004. 253 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ахметова, Лидия Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ И СОДЕРЖАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТАТАРСКОГО НАРОДА

1.1. Истоки и предпосылки становления нравственно-экологического аспекта музыкальных традиций татаого народа

1.2. Нравенно-экологичоедержание овных жанров традиционного национального музыкального недия татаого народа

1.3. Развитие нравенно-экологичогодержания музыкально- педагогичой культуры татаого народа в контее оричогоановления национального общекультурного и духовного недия (от оков до начала XX в.)

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ТАТАРСКОЙ МУЗЫКАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 20 - 50-е гг. XX в. И ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

2.1. Преемственность нравственно-экологических традиций татарской музыкально- педагогической культуры в творчестве овоположниковвременной национальной профиональной музыки С. Габяши и С. Сайдашева

2.2. Развитие нравственно-экологического потенциала татарской музыкально- педагогической культуры в творчестве татарских композиторов-классиков.

2.2.1 Нравственно-экологическая тематика песенного творчества композиторов Татарстана 20-50-х гг. XX в.

2.2.2. Нравенно-экологичоедержание кличих произведений татаого музыкального театра

2.3. Историко-педагогические основы внедрения нравственно-экологического содержания музыкально- педагогической культуры татарского народа ввременный педагогичий проц

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа»

Актуальность исследования. Проблема гармоничного сосуществования человека с окружающей средой, актуальная во все эпохи, особо обостряется характером развития современной цивилизации. В этих условиях становление экологической культуры новых поколений требует формирования эмоционально-ценностного отношения личности к природе и обществу. Эстетически осмысленное отношение к окружающему миру развивает эмоциональное восприятие действительности и способности оптимизации существования человеческого сообщества в природном окружении. Однако сложившаяся система экологического воспитания на всех ступенях образовательного процесса не обеспечивает подготовленности новых поколений к деятельности, направленной на оптимизацию взаимоотношений человека и природы. Одной из причин этого негативного явления остается недооценка эстетического и художественного факторов. В том числе, к формированию экологического сознания детей и юношества мало привлекаются средства музыкального искусства. Между тем, оно может являться обширной базой для экологического воспитания личности. Великому композитору Л.Бетховену принадлежат следующие слова: «Вы спросите меня, откуда я беру свои идеи?. - Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тишине ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не станут передо мною в виде нот».

Искусство является средством, способствующим всесторонней гармонизации условий сосуществования человека с окружающей средой. Если рационально-логический путь процесса познания отражает предметы и явления с объективно присущими им свойствами, то искусство, как известно, является эмоционально чувственным способом познания мира и формирует индивидуализированное отношение личности к явлениям действительности.

Становление экологического сознания требует развития эмоционально-ценностного отношения человека к природе и обществу. Формирование экологической культуры подразумевает творческое освоение и преобразования человеком окружающего мира. Сам термин «культура» по своей сути экологичен, поскольку своими корнями восходит к такому понятию, как возделывание земли. Связи между культурой и природой непреходящи и фундаментальны. Гуманизация современного образования выводит на новую парадигму освоения культуры. Развитие творческих способностей человека неразрывно связано с художественно-эстетическим познанием реальной действительности. Идея диалога и сотворчества человека и природы как основы картины мира опирается на понимание феномена человека [9]. Академик В.И.Вернадский впервые последовательно обосновал идеи о взаимодетерминированности, связи природной среды со всем, что было создано материальной и духовной деятельностью человека, обозначив мир, преобразованный сотворчеством человека и природы, понятием «ноосфера» [37]. «Суть идеи ноосферы . - в стремлении к развивающейся гармонии, сотворчеству, эволюции, полифоническому полилогу человека, человечества и природы [164, с. 85]. В процессе этого сотворчества музыка выступает одним из связующих звеньев между духовным миром человека и окружающей действительностью. Она отражает комплексом своих средств явления реального мира и чувства и эмоции человека, вызванные его восприятием живой действительности.

Поэтому, одной из насущных задач современной педагогики становится формирование и развитие музыкальной культуры подрастающих поколений. Музыка не только способна выполнить свои эстетические, познавательные, художественные и воспитательные функции, но и является потенциальной базой экологического воспитания и образования личности. Значение музыки в экологическом воспитании трудно переоценить. Природа всегда была главным импульсом музыкального творчества. Образы природы, воплощенные в музыке, предстают перед слушателем как источник красоты, полноты жизни и совершенства, вызывая чувства удивления и восхищения. Музыкальная культура обладает свойством воздействовать на подсознание, внушать определенный строй мыслей и чувств. Каждому музыкальному произведению в той или иной степени присуще воспитательное воздействие. Музыка способна вносить личностный фактор во все аспекты взаимосвязи человека с действительностью. К экологии человека относятся и формы взаимоотношений человека и общества и отдельного индивидуума с себе подобными, субъектов и социальных групп. Здесь экологической проблемой выступает сохранение внутреннего мира каждой личности. В этом плане музыка выполняет ответственные функции.

Культурологическая направленность на все стороны деятельности человека имеет позитивный потенциал. Общепризнанна концепция М.С.Кагана, рассматривающего феномен культуры в контексте всех сторон жизнедеятельности человека. При этом, им выделяются такие виды деятельности: познание, преобразование, общение, ценностная ориентация [86]. Все они применимы к такой сфере, как экология. З.А.Хусаинов резонно отмечает, что экологическая культура личности взаимосвязана с другими культурами: интеллектуально-познавательная, естественнонаучная обеспечивает познание закономерностей природы и закономерных связей между нею и человеком; философская культура дает возможность глубоко осмыслить смысл и назначение человека как продукта природы общества; политическая культура обеспечивает экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью и состоянием природы; правовая культура регулирует рамки законодательно оформленного взаимодействия человека с природой и действий, направленных на ее сохранение и воспроизводство; нравственная культура одухотворяет отношение личности к природе, порождает ответственность за все живое на земле; физическая культура эффективно способствует развитию природных и духовных сущностных сил в природе, восстановление, обновление и обогащение с ее помощью жизненной биоэнергии и, наконец, «эстетическая культура создает возможность эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе, переживания восторга и наслаждения от общения с ней» [212, с. 12]. Таким образом, экологическая культура является комплексным феноменом, объединяющим все стороны духовной культуры. Экологическая деятельность человека включает познавательную, преобразовательную, коммуникативную и ценностно-ориентационную функции, которые возможно обогащать культурологическим аспектом, включая искусство, художественную культуру, - музыку. В музыке концентрируются особенности национального характера, эстетические и нравственные идеалы и ценности. Она является важнейшим источником обогащения современной воспитательно-образовательной практики, гуманизации педагогического процесса.

Музыка в системе искусств занимает особое место, отличаясь наибольшей силой эмоционального воздействия, чувственного освоения действительности. Одновременно, средства музыкального искусства характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Поэтому оно особенно близко к естественнонаучным знаниям, философии и математике. Такое видение музыкального творчества формировалось с древности. Античная наука, а, следом, арабо-мусульманская наука средневековья включали музыку в число рациональных знаний. Отсюда исходит ее сильный нравственно-экологический потенциал, поскольку своей эмоциональностью и чувственностью она ближе к художественному освоению действительности и непосредственно воздействует на внутренний мир человека. В то же время, своей абстрактностью и рациональностью музыка смыкается с естественнонаучными знаниями. Рациональные знания сочетаются здесь с эмоционально-эстетическим опытом.

Современный педагогический процесс, направленный на всестороннее гармоничное развитие личности, предполагает усиление культурологической направленности - включение во все сферы воспитания и образования потенциала художественной культуры. Одним из ведущих факторов решения актуальных проблем современной педагогики является формирование нравственного облика новых поколений средствами музыкального искусства. Как известно, среди задач современной школы, на первый план выступают вопросы экологического воспитания. Система средств музыки, как одного из специфических видов искусства, отражающего окружающую действительность посредством звуковых образов, содержит значительный потенциал развития нравственных и эстетических потребностей человека, включая и систему его взаимоотношений с окружающей средой. Исключительная сложность нравственного оздоровления общества в современных условиях, особо повышает значимость формирования духовной культуры личности.

Еще в XVII в. Я.А.Коменский усмотрел взаимозакономерность развития природы и человеческого общества. Он указывал, что природа и человечество развиваются по одним законам, поскольку человек является частью природы. Общеизвестна пантеистическая философская концепция Ж.-Ж.Руссо о ведущей роли природы в воспитании. И.Г.Песталоцци также видел основной принцип воспитания в гармонии человека и природы. К.Д.Ушинский придавал большое значение воспитанию в человеке чувства единства с природой. В.А.Сухомлинский отмечал, что чувство прекрасного в природе одухотворяет деятельность человека, побуждает его к активной деятельности по охране окружающего мира.

Богатейший потенциал духовной культуры человечества отразил все аспекты его взаимосвязи с окружающим миром. В многообразных формах художественно-творческой деятельности различных народов воспевалась красота природы, воплощались исторически обусловленные концепции взаимоотношений человеческого общества и мироздания. На актуальность проблемы изучения взаимосвязи экологического и нравственного воспитания с учетом исторического опыта указывает И.Т.Гайсин: «Нравственное воспитание и общение с природой своими корнями уходит в глубь веков и тесно связано с историей развития человечества, процессом формирования его мировоззрения, оно имеет ряд аспектов и направлений: познавательный, природоохранный, эстетический, нравственный» [47, с. 146]. Как пишет Р.Ш.Маликов: «В изучении истории гуманистической педагогической мысли народов большое значение имеет многовековой духовный опыт прошлых поколений» [105, с. 26]. Важность эстетического освоения действительности, роль искусства в оптимизации существования человеческого общества в природном окружении подчеркивает З.Г.Нигматов: «Наблюдаемая на протяжении многих веков тенденция к расширению видов искусства и охвату ими все новых сфер человеческой деятельности, является свидетельством того, что не только искусство, но и все другие формы освоения мира по законам красоты, в том числе и утилитарно-практическое, входят в сферу интересов духовного воспитания учащихся. Духовному саморазвитию способствует эстетическая организация природной среды, социальные формы поведения людей, красота человеческих отношений, быт» [133, с. 11 - 12]. Эмоционально-эстетический опыт человечества формировался и шлифовался веками и последующие поколения на его базе развивали и умножали традиции, в том числе и музыкальные, которые значительной степени регулировали взаимоотношения человека и природы, получившие впоследствии научное определение экологии.

Многочисленные исследователи художественной культуры указывают на большую роль искусства, которое способствует воспитанию чувства прекрасного через национально определенные формы творчества. Именно через них возможно эффективно осуществлять воспитание патриотизма, любви к родине, природе и людям; происходит приобщение к общечеловеческой культуре. Проблема экологического воспитания детей и юношества средствами музыкального творчества народа находится на стыке нескольких направлений науки: педагогики, возрастной психологии, этнопедагогики, искусствоведения, естественнонаучных знаний. Каждое из указанных направлений формирует теоретические основы исследования данной проблемы.

Национальные художественные традиции занимают одно из ведущих мест при решении основной задачи воспитания и образования - формирования разносторонне образованной и духовно развитой личности. «В процессе развития художественного творчества у каждого народа складывались свои приемы отражения действительности, свои методы, средства художественного и эстетического воспитания подрастающего поколения» [162, с. 3]. В том числе, в этом творчестве содержатся взгляды народа на окружающий мир, природу, основы концепции взаимоотношения человека и природы, взгляды на ее сохранение и разумное использование ресурсов. Как никакое другое искусства музыка отражает своими средствами единение в человеке материи и духа, или природы и внутреннего мира. Именно этот аспект нашел яркое воплощение в произведениях народного и профессионального музыкального творчества. Поэтому музыка способна способствовать поиску путей гармонии человека с окружающей средой. Однако эти свойства музыки пока еще недостаточно используются с целью экологического воспитания.

Современная система экологической подготовки включает комплекс естественнонаучных дисциплин, однако гуманитарные науки привлекаются в ней мало, а искусство - еще менее. Это обстоятельство отражает, например, характер применения программ по музыке (общероссийских и разработанных татарстанскими педагогами), применяемые в настоящее время в школах Республики Татарстан [151 - 156]. На сегодняшний день пути использования потенциала музыкальной культуры в воспитании и образовании, его более активного подключения к процессу гуманизации образования, который является одной из ведущих тенденций современной педагогики, требует деятельного включения музыки во все сферы образовательного процесса. Однако, прежде чем включать средства музыкального творчества посредством конкретных форм и методов в современный воспитательно-образовательный процесс, одной из отраслей которого является экология, необходимо создание соответствующего научно-методического базиса. Одним из его краеугольных камней является наличие историко-педагогических знаний. Исторический аспект исследований составляет неотъемлемый фактор современной педагогической науки. На это указывали выдающиеся ученые-педагоги Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, Б.Т.Лихачев, З.И.Равкин и др. В музыкально-педагогических исследованиях отечественных ученых Э.Б.Абдуллина и Е.В.Николаевой подчеркивается определяющие значение изучения истории музыкального образования. Формирование системы экологических знаний предполагает исторический аспект, который формирует знания об историческом опыте взаимодействия человека с окружающим миром, включая и художественное, эстетическое освоение действительности на разных этапах развития общества: «Если каждый народ складывается в результате своей многовековой истории и если его национальные традиции, его этническая сущность складывается во времени, то такие науки, чьим объектом является воспитание и развитие человека, непременно должны предстать в историческом аспекте» [144, с. 8].

Любая педагогическая проблема не может иметь успешного решения без подкрепления ее научно-методического базиса историко-педагогическими знаниями. Музыка каждого народа в своем историческом развитии, с самых истоков, непрерывно накапливает нравственно-эстетические ценности, которые содержат высокий экологический потенциал. В процессе их накопления выявляются неисчерпаемые возможности национальной музыкальной культуры и педагогики.

С древнейших времен одним из основных импульсов формирования музыкально-педагогической культуры татарского народа являлись образы природы, а тематика и содержание патриотического характера, направленная на формирование любви к отечеству, родному краю всегда занимала ведущее место. Богатейшее музыкально-педагогическое наследие татарского народа содержит неисчерпаемый нравственно-эстетический потенциал. Это подтверждают исследования музыковедов, фольклористов-этномузыкологов М.Н.Нигмедзянова, Р.А.Исхаковой-Вамбы, З.Н.Сайдашевой, С.И.Раимовой, Ф.Ш.Салитовой, Р.Ф.Халитова, З.МЛвгильдиной и др. На сегодняшний день наиболее обстоятельными трудами в области изучения истории музыкально-педагогической культуры татарского народа являются работы Ф.Ш.Салитовой. Ею впервые было обосновано понятие музыкально-педагогическая культура татарского народа и прослежены основные этапы и тенденции исторического пути ее развития от истоков до формирования в устойчивое явление, что дает возможность выявления путей применения отдельных аспектов музыкально-педагогического наследия татарского народа, в том числе в области экологических знаний. Сформулированная Ф.Ш.Салитовой научно обоснованная, базирующаяся на результатах разностороннего анализа каждого отдельного этапа, с определением четкой периодизации, концепция исторического пути татарской музыкально-педагогической культуры, указывает принципы полноценного использования традиций татарской музыкально-педагогической культуры в современной воспитательной и образовательной практике [171].

Состояние научной разработанности проблемы исследования. До настоящего времени экологический аспект многовекового процесса исторической эволюции татарской музыкальной культуры и педагогики от истоков до середины XX вв. не являлся объектом специальных исследований. Музыкально-педагогические традиции татарского народа являются объектом пристального внимания музыковедческой науки, музыкальной педагогики, но в гораздо меньшей степени рассматриваются под ракурсом естественнонаучных, философских и культурологических проблем современности. В связи с этим возникают существенные проблемы в исследовании и внедрении в экологическое воспитание эстетического, культурологического и художественного факторов.

Теоретический анализ проблемы показывает, что накоплен большой опыт в исследовании роли нравственно-эстетического значения музыкально-педагогической культуры, в частности, в патриотическом воспитании. Однако вопросы экологии в их связи с музыкой и тем более, конкретно, с татарской музыкой, - до сих пор практически не рассматривались. Частично роль фольклора как средства экологического воспитания отмечается в трудах отечественных ученых-педагогов и исследователей различных сфер гуманитарных знаний. В естественнонаучных исследованиях при рассмотрении связи экологических проблем с гуманизацией воспитательно-образовательного процесса и констатацией необходимости его обогащения нравственно-эстетическим компонентом, на потенциал музыкальной культуры внимания практически не обращается.

Казанская школа гуманистического воспитания, основанная ученым-педагогом З.Г.Нигматовым, сплотила круг ученых, которые стремятся внести гуманистический фактор в экологическое воспитание на основе исторически сложившегося потенциала этнопедагогических традиций различных народов. «Привлечение положительного опыта народной педагогики и простых норм нравственности данного народа в воспитательной практике современной школы имеет большое значение для повышения эффективности всего воспитательного процесса» [134, с. 87]. Казанские ученые указывают на значение культурологического подхода к воспитанию и указывают, что: «Использование национально-культурных ценностей в воспитании молодежи является важным условием духовно-нравственного благополучия любой нации» [134, с. 127]. Ценные идеи о необходимости интеграции естественнонаучных и гуманитарных дисциплин все больше занимают умы ученых-педагогов: «Гуманитаризация образования предполагает расширение номенклатуры дисциплин гуманитарного цикла, обеспечение взаимопроникновения гуманитарного знания и естественнонаучных дисциплин» [45, с. 9]. Как пишет И.Г.Гайсин: «Проблемы экологизации должны решаться по следующим направлениям: а) экологизация дисциплин гуманитарного цикла; б) осуществление межпредметных связей по экологии; в) усиление экологической направленности во внеаудиторной работе по предмету и мероприятиях эколого-нравственного характера» [49, с. 84 - 85].

О необходимости интегрированного подхода к экологическому воспитанию пишут многие исследователи, как например Н.А.Рыжова [163]. На важность интегративного подхода в цикле дисциплин профессиональной подготовки указывает Л.А.Волович [42]. Наиболее авторитетный исследователь истории татарской педагогики Я.И.Ханбиков пишет, что в современном образовательном пространстве среди разнообразных этнопедагогических технологий может быть использован и такой раздел, как охрана природы, экологическое воспитание [201]. О пользе включения в воспитательный процесс краеведческого материала, обладающего несомненным экологическим содержанием, пишет А.Р.Батыршина [23], познании окружающего мира средствами народной культуры -Р.А.Фахрутдинова [192].

Проблемы экологической психологии и педагогики рассматриваются в работах С.Д.Дерябо, В.А.Ясвина и др.

Формированию экологической культуры личности посвящены труды И.Д.Зверева, И.Т.Суравегиной, А.Г.Асмолова, В.С.Преображеноского, Б.Т.Лихачева и др. Взаимосвязь нравственного и эстетического в экологическом воспитании школьников является предметом научных интересов А.В.Миронова. Вопросы генезиса человеческой деятельности и культуры рассматривает Э.С.Маркарян.

Обоснованность углубленного изучения многовековых педагогических традиций народов России с целью использования в современном образовании демонстрируют работы исследователей педагогической культуры регионов России: Г.Н.Волкова, В.М.Горохова, В.Г.Закировой, Р.Ш.Маликова, С.М.Михайловой, Г.В.Мухаметзяновой, З.Г.Нигматова, Р.А.Низамова, Я.И.Ханбикова, Ф.Ф.Харисова и др. Решению проблемы формирования экологической воспитанности личности на основе культурных традиций татарского народа способствуют региональная модель формирования экологической культуры учащихся на основе традиций татарской народной культуры З.А.Хусаинова [212] и концепция эколого-нравственного воспитания И.Т.Гайсина [48].

В сфере музыкальной культуры значимость национальных традиций в теории и практике музыкальной педагогики многих стран выявляют исследования зарубежных и отечественных ученых: 3. Кодай, Б. Барток, Е.В. Николаева и др. Прогрессивная музыкальная педагогика всегда подчеркивала значимость родной музыкальной речи в нравственно-эстетическом развитии личности. Венгерский композитор и педагог З.Кодай писал: «Если мы хотим, чтобы наша монументальная народная песня излучала свой древний свет на всю нацию, мы должны воспитать ребенка на мелодиях, сочиненных в ее системе и духе.» [93, с. 271]. Немецкий композитор и педагог К.Орф, создавший систему первоначального музыкального воспитания детей, так же считал фольклор основой сохранения и развития национальной культуры: «Сохранение и культивирование фольклора истолковывается Орфом как сохранение основ культуры нации, защита культурной «среды обитания» [160, с. 7].

Близок к избранной проблеме настоящего исследования вопрос внедрения в школу музыкального краеведения (как синтеза музыкально-педагогической и краеведческой деятельности) в условиях регионализации общества и системы образования. Деятельность по сохранению музыкальной культуры края тоже представляет собой экологическую проблему. Само по себе сохранение местных традиций служит экологии и является вопросом духовной экологии. Так считают тверские педагоги-исследователи, опираясь на локальный музыкальный материал своего края (Л.А.Тарасова, Н.В.Павкина, Е.А.Романюк) [186].

В связи с практическим отсутствием конкретных работ по избранной теме в области татарской музыки, автор настоящего исследования выявлял некоторые аспекты теории и истории татарской музыкальной культуры и педагогики, близкие к избранной проблеме, содержащие нравственно-экологическое содержание в различных явлениях традиционной татарской музыкальной культуры в работах

A.Х.Абдуллина, Р.А.Вамбы-Исхаковой, Г.Б.Губайдуллиной,

B.Р.Дулат-Алеева, Г.М.Макарова, А.Л.Маклыгина, Ш.Х.Монасыпова, М.Н. Нигмедзянова, С.И.Раимовой, Г.Р. Сайфуллиной, Ф.Ш.Салитовой, Р.Ф.Халитова, В.Н. Юнусовой, З.М. Явгильдиной.

Разработке концепции и проблематики настоящего исследования послужили исторические, литературные и архивные источники (Ибн Фадлан, Ибн Сина, аль-Фараби, Юсуф Баласагуни, Кул Гали, Мухаммедьяр, К.Ф. Фукс, Ш. Марджани, К. Насыри и др.); труды исследователей истории, культуры и педагогики татарского народа:

Я.Г.Абдуллина, Р.М.Амирханова, Г.Ф.Валеевой-Сулеймановой, Н.И.Воробьева, Г.М.Давлетшина, В.Г.Закировой, Р.Ш.Маликова, З.З.Мифтахова, Г.В.Мухаметзяновой, А.Г.Мухаметшина, З.Г.Нигматова, А.П.Смирнова, Ф.И.Урманчеева, Р.Г.Фахрутдинова, А.Х.Халикова, Я.И.Ханбикова, Ф.Ф.Харисова,' Л.А.Харисовой, М.Г.Худякова, А.Н.Хузиахметова, С.М.Червонной и др.

Анализ историко-педагогической, музыкально-педагогической, музыковедческой, естественнонаучной, экологической литературы показывает отсутствие трудов, раскрывающих исторический процесс формирования нравственно-экологического потенциала татарской музыкально-педаогической культуры. Это обуславливает актуальность темы настоящего исследования, вызванную обострением главного противоречия между потребностью включения в национально-региональный компонент образовательного стандарта многовековых музыкально-педагогических традиций татарского народа, обладающих глубоким нравственно-экологическим содержанием, и отсутствием соответствующего базиса исторических знаний и научно-педагогического обоснования, на которых могли бы базироваться конкретные формы и методы нравственно-экологического воспитания, усиливающие его художественно-эстетический компонент. Выявление этого основного противоречия предопределило ряд следующих противоречий, подтверждающих необходимость проведения данного исследования. Это противоречия между:

• необходимостью изучения истории становления нравственно-экологического потенциала татарской музыкально-педагогической культуры и состоянием исследованности проблемы;

• практическим отсутствием научной разработанности проблемы определения воспитательных возможностей музыкальноэкологических традиций татарского народа и объективной потребностью их изучения и обобщения с целью внедрения в современный педагогический процесс;

• необходимостью научно обоснованной оценки особенностей основных этапов и тенденций развития нравственно-экологического потенциала татарской музыкально-педагогической культуры и отсутствием исследованности данной проблемы;

• потребностями современного музыкального образования в системном применении музыкально-экологических традиций татарского народа и отсутствием научно-педагогических основ разработки форм и методов применения средств татарской музыкально-педагогической культуры в современном экологическим воспитании.

Выявленные противоречия указывают на необходимость решения актуальной научной проблемы - системного изучения и теоретического обобщения процесса формирования нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа.

Целью исследования является историко-теоретическое изучение нравственно-экологического содержания татарской музыкально-педагогической культуры и выявление перспективности его использования в экологическом воспитании и образовании.

Объект исследования - процесс развития содержания народной музыкально-педагогической культуры.

Предмет исследования - развитие нравственно-экологического содержания татарской музыкально-педагогической культуры и выявление возможностей его включения в современный педагогический процесс.

В соответствии с постановкой проблемы, определением цели, объекта и предмета были поставлены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть с опорой на основные формы и жанры традиционного музыкального наследия татарского народа и творчество национальных композиторов-классиков ретроспективу, этапы и тенденции развития нравственно-экологического содержания татарской музыкально-педагогической культуры от истоков до середины XX в. и дать его периодизацию.

2. Выявить на основе анализа традиционной татарской народной музыки, песенного и театрально-музыкального наследия композиторов Татарстана 20 - 50-х гг. XX в. нравственно-экологический потенциал музыкально-педагогической культуры татарского народа и формы его проявления.

3. Раскрыть сущность и представить историко-педагогическое обоснование нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа как устойчивого и характерного феномена и обосновать перспективный прогноз его включения в систему экологического воспитания и образования.

Методологическая основа и теоретическая база исследования. Ведущее значение в разработке проблематики исследования получили фундаментальные положения выдающихся мыслителей и педагогов В.И.Вернадского, Я.А.Коменского, В.А.Сухомлинского,

К.Д.Ушинского о взаимозависимости существования человека и природы и роли в воспитании и образовании гармонично развитого человека формирования эмоционально-чувственного освоения окружающего мира.

Основополагающее значение в формировании методологии исследования получили теоретические положения современной историко-педагогической науки и этнопедагогики, обосновывающие значение исторических знаний и национальных традиций народов России для процесса гуманизации современного образования на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Общая методология исследования основывалась на теоретических положениях, обоснованных в трудах ведущих отечественных и татарстанских ученых-педагогов P.A. Валеевой, Д.В.Вилькеева, Г.Н.Волкова, Л.А.Воловича, Г.Г.Габдуллина, А.А.Кирсанова, Г.Б.Корнетова, М.И.Махмутова, Г.В.Мухаметзяновой, З.Г.Нигматова, Е.Г.Осовского, Т.Н.Петровой, М.Н.Скаткина, Т.В.Шуртаковой и др.

В процессе исследования были использованы работы по проблемам истории развития педагогической мысли и этнопедагогических традиций татарского народа Я.Г.Абдуллина, В.Г.Закировой, Р.Ш.Маликова, З.Г.Нигматова, Г.В.Мухаметзяновой,

А.Г.Мухаметшина, Я.И.Ханбикова, Р.А.Фахрутдиновой,

Ф.Ф.Харисова и др.

Междисциплинарный характер исследования обусловил обращение к работам ученых-экологов и педагогическим исследованиям, обосновывающим формы и методы экологического воспитания детей и юношества: Л.Д.Бобылевой, А.П.Букина, Б.А.Быкова, А.А.Вахрушева, И.Т.Гайсина, В.И.Гаранина, А.А.Григорьева, И. Д.Зверева, А.В.Миронова, Н.Х.Нагаевой, Г.Г.Парфиловой,

A.С.Раутина, И.Т.Суравегиной, З.А.Хусаинова, В.АЛсвина и др.

При разработке методологии исследования использовались труды по проблемам теории и методики музыкального воспитания и образования, психологии музыкальной деятельности теории и истории музыки Э.Б.Абдуллина, И.В.Арановской, Б.В.Асафьева, А.Г.Борша, Л.С.Выготского, Н.Л.Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Л.А.Мазеля,

B.В.Медушевского, Е.В.Николаевой, В.Н. Шацкой и др.

Методы исследования основаны на комплексном сочетании теоретических и практических подходов. Нами были использованы методы анализа, синтеза, аналогий, систематизации и классификации. В связи с междисциплинарной проблематикой исследования были применены интегративные методы, применяемые, как в сфере гуманитарных, так и естественнонаучных знаний. Изучалась педагогическая, историческая, естественнонаучная и музыковедческая литература. Проводился анализ, сравнение и классификация разнообразных произведений татарского фольклора и композиторского творчества; педагогическое наблюдение, изучение, анализ и обобщение опыта работы преподавателей (наблюдение, интервьюирование, анкетирование); изучение и сопоставительный анализ учебно-программной документации по предмету «Музыка» в школе и других предметов художественно-эстетического и естественно-научного цикла.

Источниками исследования явились труды по краеведению, естествознанию, географии, философии, истории общественной мысли, литературе, теории и истории музыки и музыкальной педагогики; произведения выдающихся педагогов-просветителей; материалы периодической печати; произведения устного и письменного литературного, поэтического и музыкального творчества; современная учебно-методическая литература с анализом объема и характера использования в ней нравственно-экологического потенциала музыкально-педагогического наследия татарского народа.

Основные этапы исследования.

Первый этап (1997 - 1999) - наблюдения, изучение литературы и состояния изученности проблемы, накопление теоретического и фактического материала по указанной проблеме.

Второй этап (2000 - 2003) - выявление исторической эволюции экологического аспекта музыкально-педагогического наследия татарского народа от истоков до середины XX в.; определение уровня включенности музыкальных традиций в экологическом воспитании Республики Татарстан.

Третий этап (2003 - 2004) - формирование методологии исследования на основании анализа, теоретического осмысления, систематизации и обобщения материалов по избранной проблематике; оформление работы и апробация практических результатов исследования в публикациях, выступлениях на научно-практических конференциях, процессе преподавания.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

• Выявлены ведущие этапы и тенденции развития нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа в процессе исторической эволюции национальной музыкально-педагогической культуры от истоков возникновения до середины XX в. и дана следующая периодизация их развития: зарождение общетюркских нравственно-экологических традиций и их проявление в формах языческого синкретического художественного творчества (VI - VIII вв.); становление нравственно-экологического аспекта музыкально-педагогической культуры предков татар в рамках средневекового общеисламского научно-педагогического и культурного пространства в эпоху Волжской Булгарии (IX - первая четверть XIII вв.); развитие нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татар в процессе формирования традиционного национального музыкального наследия в эпоху Золотой Орды и Казанского ханства (1236 - 1552 гг.); сохранение и дальнейшее обогащение нравственно-экологического потенциала музыкально-педагогической культуры в условиях экономического и культурного кризиса и последующего процесса духовного возрождения татарского народа (середина XVI-начало XX вв.); формирование нравственно-экологического содержания композиторского творчества Татарстана на основе преемственности нравственно-экологических традиций национальной музыкально-педагогической культуры (20 - 50-е гг. XX в.).

• Раскрыта сущность нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа как феномена, обладающего высокой степенью воспитательной и образовательной значимости.

• Введено понятие «музыкально-экологическая культура татарского народа» в качестве самодостаточного явления, сложившегося процессе формирования татарского этноса на основе разносторонних взаимоотношений человека и природы.

• Определены направления совершенствования экологического воспитания в общеобразовательных школах и системе профессионального музыкально-педагогического образования Республики Татарстан посредством их обогащения историко-педагогическими знаниями о компонентах музыкально-педагогического наследия татарского народа, обладающих нравственно-экологическим содержанием.

Практическое значение исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы учебном процессе общеобразовательных школ на уроках музыки, интегративных уроках дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов; в курсах национально-регионального компонента в средних специальных и высших музыкально-педагогических учебных заведениях Республики Татарстан с целью формирования экологической культуры учащихся и студентов, детерминированной к конкретной природно-географической среде. Результаты исследования, отраженные в программе и методических рекомендациях курса по выбору «Нравственно-экологический потенциал татарской музыкально-педагогической культуры» и репертуарных списках татарских народных напевов и вокальных произведений композиторов Татарстана эколого-нравственной тематики и содержания, могут быть применены в учебном процессе высших и средних специальных музыкально-педагогических учебных заведений.

Достоверность и обоснованность результатов диссертации обеспечивается последовательностью изложения; опорой на научно достоверные источники; обоснованностью методологических основ исследования применением комплекса методов, адекватных поставленным исследовательским задачам; обширной источниковедческой базой; целостным подходом к решению проблемы; комплексным подходом и системным теоретическим анализом избранной проблематики; применении при проведении исследования педагогического и творческого исполнительского опыта диссертанта.

На защиту выносятся:

• Источники, предпосылки, обусловившие процесс развития нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа, периодизация этого процесса.

• Характерные, специфические для различных исторических этапов, формы создания и проявления музыкально-педагогических традиций татарского народа, содержащие нравственно-экологический потенциал.

• Обобщение исторического опыта, выявление характера использования и определение перспективных прогнозов применения нравственно-экологического потенциала музыкально-педагогической культуры татарского народа в современном экологическом воспитании.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась при ведении курса вокальной подготовки, проведении тематических бесед, включении в качестве дополнительного материала в дисциплины национально-регионального компонента на музыкальном факультете Казанского государственного педагогического университета; во внеклассных мероприятиях в школах г. Казани, Высокогорского и Кайбицкого районов Республики Татарстан.

Основные положения исследования и его результаты докладывались и обсуждались на кафедре теории, истории музыки и методики музыкального образования и кафедре педагогики гуманитарных факультетов Казанского государственного педагогического университета; были представлены на Международной научно-практической конференции (Казань, 2003), Всероссийских научно-практических конференциях (Казань, 2001, 2003), Межвузовской научно-практической конференции (Казань, 2000); изложены в научных статьях, программе и методических рекомендациях, репертуарных списках и других научных и методических работах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Ахметова, Лидия Алексеевна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

На основании исследования исторического пути формирования нравственно-экологического потенциала татарской музыкальной культуры XX в. определяется четкая преемственность творчества основоположников современного национального музыкального профессионализма с духовными традициями, накопленными в процессе многовекового развития татарской музыкальной культуры. В песенном и театрально-музыкальном творчестве С.Габяши и С.Сайдашева, в творчестве плеяды первых татарских композиторов-классиков М.Музафарова, З.Хабибуллина, А.Юпочарева, Дж.Файзи, в первых национальных операх и балетах Н.Жиганова и Ф.Яруллина создавались условия для дальнейшего развития нравственно-экологического потенциала татарской музыкальной культуры на основе сохранения наиболее жизнеспособных форм музыкальных традиций. В песнях, операх и балетах татарских композиторов, где нашли воплощение образы природы, слушатели получили возможность постижения явлений окружающего мира через личностно окрашенное отношение творцов музыкальных произведений. Именно песни, оперы и балеты перспективны для использования в экологическом воспитании, поскольку в них музыка наиболее адекватно выступает в единстве со словом, зрелищностью, танцем, драмой, средствами изобразительного искусства.

Формирование в первой половине XX в. нравственно-эстетических основ современной татарской музыкальной культуры определялось композиторским творчеством национальных классиков как преемников многовековых музыкальных традиций народа и постепенным направлением на интеграцию с универсальными процессами развития мировой музыкальной культуры. В ней проявились общечеловеческие и особенные черты, обусловленные спецификой социального и культурного развития татарского народа.

Исследование состояния экологического воспитания в школах, ссузах и вузах Республики Татарстан показало недостаточную востребованность нравственно-экологического потенциала средств музыкального творчества, в том числе - татарской музыкальной культуры. Возможности музыки в целях наполнения экологического воспитания духовным, эстетическим компонентом используются мало в связи с тем, что отсутствует необходимое научно-методическое обоснование и, прежде всего, учебный процесс в высших учебных заведениях, где проходят подготовку будущие учителя музыки, не обеспечивает их должным образом знаниями в области педагогической значимости нравственно-экологического потенциала музыки. Анализ учебного процесса приводит к выводу о необходимости обогащения музыкально-теоретических и музыкальноисторических курсов национально-регионального компонента знаниями о нравственно-экологическом потенциале татарской музыкальной культуры и расширения репертуара исполнительских дисциплин произведениями эколого-нравственной тематики и содержания. Перспективы формирования историко-теоретического фундамента базовых знаний будущих педагогов-музыкантов сведениями о музыкально-экологических традициях татарского народа содержатся в процессе освоения курсов истории татарской музыкальной культуры, педагогики и этнографии. Новые знания способствуют расширению кругозора студентов в области музыкальной культуры и природы региона, где им предстоит вести будущую педагогическую деятельность. В классе вокала имеются большие перспективы экологического воспитания будущих специалистов посредством репертуара экологической тематики и содержания, способствующих эстетическому освоению явлений окружающего мира.

Возможности для вовлечения в педагогическую практику учебных заведений Татарстана всех уровней нравственно-экологического потенциала многовекового музыкального наследия татарского народа раскрывается в процессе его изучения и обобщения. Этот потенциал должен быть востребован с целью нравственного и экологического воспитания новых поколений на основе духовных и художественных традиций всех исторических периодов формирования татарского этноса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что формирование нравственно-экологического потенциала музыкальной культуры татарского народа происходило последовательно на каждом этапе национальной истории в неотъемлемой взаимосвязи с конкретными общественно-политическими, экономическими, культурными условиями существования данного этноса. Многообразные виды народного и профессионального музыкального творчества в каждую историческую эпоху в различных ракурсах отражали все аспекты взаимоотношений человека и природы, окружающего его природно-географического ареала. Музыкальное творчество, связанное вековыми корнями с жизнью народа, всегда служило неиссякаемым источником творческой фантазии и вдохновения. Неотъемлемые элементы татарской народной песни - картины природы. Музыкальная культура, традиции родного края несут в себе огромный заряд гуманизма, любви к родной природе, всему живому и учат умению рачительно тратить эти богатства, нанося минимальный ущерб окружающей среде. В этом заключается народное экологическое сознание. В системе нравственно-экологического воспитания татарского народа на протяжении веков существовала эмпирическая система взаимоотношений с природой, включающая средства музыки.

Бесчисленное количество произведений народного и композиторского музыкального творчества было вдохновлено явлениями окружающего мира. Природа выступала основным источником вдохновения для творцов. Процесс познания мира содержит нравственный и эстетический фактор, который наиболее присущ эмоционально-чувственному восприятию явлений действительно, что является прерогативой художественного творчества. Эти возможности содержит музыкальное искусство. Его исследование приводит к выводу о том, что в нем заложены неисчерпаемые возможности для разностороннего воспитания и образования, художественно-творческого, нравственного, эстетического и гражданского становления личности.

Параллельно с процессом исторического становления татарского этноса формирование нравственно-экологического сознания народа, которое в различные эпохи неизменно находило отклик в национальном музыкальном творчестве. Оно служило одним из важных средств воспитания у новых поколений отношения к окружающему миру. В многообразных формах и жанрах народного и композиторского творчества отражалось позитивное отношение татарского народа к природе.

В глубине веков скрыты истоки нравственно-экологического мировоззрения татарского народа, отразившиеся в его музыкальной культуре. В наиболее ранних по своему происхождению календарно-обрядовых, семейно-обрядовых, трудовых, игровых напевах отразились принципы видения народом явлений природы в эпоху язычества. Они характеризовались особой близостью людей к природе.

В эпическом музыкально-поэтическом творчестве предков татар эпохи средневековья отражалось одухотворенное и, в то же время, рациональное видение людьми окружающей действительности, обусловленное гуманистическими принципами исламской науки и культуры.

Национальная музыка обогащалась экологической тематикой на всем протяжении исторического становления татарского народа: в байтах, книжных напевах, мунаджатах, протяжных напевах, коротких напевах, деревенских напевах и других формах и жанрах традиционного национального музыкально-поэтического творчества. Во всех этих явлениях находили воплощение черты нравственно-экологического сознания татарского народа, веками выражавшиеся в музыкальном творчестве от истоков до начала XX в.

Преемственность нравственно-экологического потенциала татарской музыкальной культуры XX в. проявилась в творчестве основоположников современной национальной профессиональной музыки С.Габяши и С.Сайдашева и первого поколения татарских композиторов-классиков М.Музафарова, З.Хабибуллина,

А.Ключарева, Дж. Файзи, Н.Жиганова, Ф.Яруллина. В их песнях, романсах, музыкальных драмах и комедиях, операх и балетах продолжалось развитие музыкально-экологических традиций посредством воплощения образов природы родного края, патриотической тематики.

Таким образом, экологический аспект проявлялся во всех основополагающих компонентах татарской музыкальной культуры, преобладавших в те или иные эпохи. Значительная близость к природе наблюдалась в эпоху язычества. Общечеловеческий гуманистический аспект взаимоотношений человека с миром присутствовал в исламском компоненте национальной музыкальной культуры татар:духовном, светском, естественнонаучном (в толковании ученых-энциклопедистов мусульманского Востока). В дальнейшем, его развитие продолжалось при обогащении татарской музыки достижениями европейской и русской музыкальной классики, особенно тематике и образности песенного и театрально-музыкального творчества на уровне освоения основ композиторского искусства.

В экологическом воспитании особенно эффективны средства музыкального творчества конкретного народа и географического региона, поскольку оно привязано к определенной природной среде.

Его внедрение способствует гуманизации экологического воспитания, формирования экологической культуры детей и юношества с сильным нравственным и эстетическим компонентом. Одно из основных свойств музыки - способность формировать эмоциональную отзывчивость усиливает в сознании и закрепляет положительное восприятие красоты и неповторимости окружающего мира и осознание необходимости хранить это достояние. Музыка оказывает особое воздействие на духовный мир учащихся и студентов. Творческое общение с музыкой активизирует сознание, приобщает к активной деятельности. Этот большой потенциал необходимо использовать на уроках музыки и для экологического воспитания, формирования эколого-нравственной воспитанности учащихся. Кроме того, привлечение средств музыки на всех других предметах значительно усилит дидактический и познавательный, обучающие аспекты учебного процесса.

Важнейшая тема искусства - человек и природа - исходит из единства народной духовной культуры с ее естественным природным началом. Во все времена естественным для народа было стремление к красоте, которое шло от глубоко нравственного отношения к природе. К сожалению, современные школьники мало знакомы в родными музыкальными традициями в их истинных, устойчивых формах, то есть, - традиционном бытовании. Картины природы - неотъемлемая часть тематики и содержания народного и композиторского творчества. Большие возможности музыки в экологическом воспитании объясняются обращенностью к эмоционально-чувственному миру человека, диалектической взаимосвязью природы и искусства. Включение средств музыки естественнонаучный компонент образования способствует интеграции, комплексному освоению знаний. Музыка обладает широким спектром нравственно-эстетического воздействия на педагогический процесс - от решения глобальных, фундаментальных задач до конкретных, касающихся конкретной культуры, сформировавшейся в условиях определенного географического ареала.

В музыкально-поэтическом творчестве народа и произведениях татарских композиторов четко выражена идея и определен нравственный идеал, выражающий стремление к уничтожению антигуманных, аморальных отношений между людьми и взаимоотношениями с природой. Моральные критерии включают и экологический аспект. Фольклор воспевает созидательный труд, позволяет обрести знания о родном крае и в целом о мироздании, воспитывает любовь к природе и патриотизм. Материалы исследования убеждают в том, что успешное разрешению решению проблемы применении музыки как средства воспитания экологического сознания способствует формирование комплекса исторических знаний о формировании музыкально-экологических традиций татарского народа. Проведенное исследование выявило большой нравственно-экологический потенциал музыкальной культуры татарского народа, обладающий большими перспективами как действенное средства экологического воспитания подрастающих поколений. Оно может способствовать углубленному рассмотрению традиционной татарской музыкальной культуры и творчества национальных композиторов-классиков в новом ракурсе - в плане их экологической значимости и в качестве средства экологического воспитания детей и юношества.

Полученные в процессе проведения настоящего исследования новые исторические знания о нравственно-экологическом потенциала татарской музыкальной культуры и намеыенные перспективы его включения в экологическое воспитание посредством освоения музыкально-исторических знаний могут стать основой для дальнейшей разработки форм и методов нравственно-экологического воспитания средствами музыкального искусства в системе экологического воспитания Республики Татарстан. Они должны способствовать динамизации этого важнейшего фактора современного воспитательного процесса. Синтез эмоционального и рационального познания содержит большие возможности для углубления осмысления нравственной и духовно-эстетической значимости темы любви к природе формированию личностно-деятельностного отношения к окружающему миру.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ахметова, Лидия Алексеевна, 2004 год

1. Абдуллин А.Х. Тематика и жанры татарской дореволюционной народной песни //Вопросы татарской музыки. - Казань: Казанск. гос. консерватория, 1967. - С. 3 - 80.

2. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. -М.:МИРОС, 1992.-72 с.

3. Абдуллин Э.Б., Николаева Б.В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Прометей, 2003. - 223 с.

4. Акбашев P.A. Экологическое образование и воспитание школьников в республике Татарстан / Сб. статей III Международного семинара по школьному экологическому образованию Казань: Изд-во «Природа», 1994. - 72 с.

5. Алексеев А.И. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе природоохранной деятельности. Дис. . канд. пед. наук. -М.: 1984, - 196 с.

6. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М.: Наука, 1993. -191 с.

7. Антология татарской поэзии. Казань: Таткнигоиздат, 1957. -606 с. - На татар, яз.

8. Андриянов А.П. Экологическое образование и воспитание учащихся сельской малокомплектной школы //География в школе. -2000.-№3.-С. 53-59.

9. Арановская И.В. Эстетическое развитие личности и его роль в современном музыкально-педагогическом образовании (методологические основы) Волгоград: «Перемена», 2002. - 257 с.

10. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. -Минск: Литература, 1998. 1392с.

11. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. - Л.: Музыка, Ленингр. отд - е, 1973. - 144 с.

12. Ахмеров Г.Н. Избранные труды: История Булгара. История Казани. Этнические группы и традиции татар. Казань: Татар, кн. изд-во, 1998.-238 с.

13. Ахметова Л.А. Экологическое воспитание на уроках музыки // Магариф. 2001. - №6. - С. 72. (На татар, яз.).

14. Ахметова Л.А. Народная музыка и экологизация воспитания // Потребности в кадрах социокультурной деятельности: состояние и перспективы изучения: М-лы Всерос. Научно-петодич. Конф. Казань 22-23 марта 2001. Казань: Изд-во «Гран Дан», 2001. С. 39 - 41.

15. Ахметова JI.A. Народное творчество источник экологического воспитания // Магариф. - 2004. - №1. - С. 69 - 70. (На татар, яз.).

16. Баймурзина В.И. Становление и развитие башкирской народной педагогики: Автореф. дис. . доктора пед. наук/Kl НУ -Казань: Казанск. гос. пед. ун-т, 1998. 49 с.

17. Баласагунн Ю. Благодатное знание. М.: Наука, 1983. -558с.

18. Барток Б. Зачем и как собирать народную музыку / Пер. С. И. Вайса. М.: Музгиз, 1959. - 48 с.

19. Батыршина А.Р. Нравственное воспитание младших школьников на краеведческом материале: (Из опыта работы школ республики Татарстан): Дис. . канд. пед. наук Казан, пед. ун-т -Казань: КГПУ, 1996. 43 с.

20. Байты /сост. X. Ярми. Казань: Таткнигоиздат, 1960. - 388 с. -На татар, яз.

21. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991. - 446 с.

22. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания школьников//Биология в школе. 1996. - №3. - С. 57 - 59.

23. Борев Ю. Эстетика: в 3-х т. / Независ, акад. эстетики и свободных искусств. 5-е изд. доп. - Смоленск: Русич, 1997. - Т. 1. -575 е.; Т. 2-638 с.

24. Борш А.Г. Воспитание у младших школьников любви к природе в процессе музыкальных занятий. Дис. . канд. пед. наук. -М.: Российская академия образования; Научно-исслед. ин-т художественного воспитания, 1992.

25. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. М.: Просвещение, 1991. — 159 с.

26. Бутаков Г.П. География Татарстана. Казань: Магариф, 1994. - 143 с.

27. Быков Б.А. Экологический словарь. Алма-Ата: Наука, 1983. -216 с.

28. Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии. Казань: Татар, кн. изд-во, 1987. - 166с.

29. Валеева P.A. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX века). Казань: Казанск. гос. пед. ун-т, 1997. - 172 с.

30. Валидов Д. Очерк истории образованности и литературы татар. Казань: Иман, 1998. - 157 с.

31. Вахрушев A.A., Раутин A.C. Исторический подход у экологии сообществ // Журн. общ. биологии. 1993. - № 5. - С. 532 - 553.

32. Вернадский В.И. Ноосфера, творчество, нравственность. М.: Знание, 1990. - 64 с.

33. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991.-270 с.

34. Ветлугина H.A. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972. - 287 с.

35. Вилькеев Д.В. Методы научного познания в школьном обучении: Индукция, дедукция, гипотеза. Казань: Таткнигоиздат, 1975.- 160 с.

36. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989.-336 с.

37. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1999 - 168 с.

38. Волович Л.А. Система эстетического воспитания подрастающего поколения: некоторые методологические вопросы эстетического воспитания в общеобразовательной школе. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1976. - 224 с.

39. Волович Л.А., Мухаметзянова Г.В. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе. — Казань: Росс. акад. образования, Поволж. отд-ние, 1997. 35 с.

40. Вызго Т.С. Учение Ибн Сино о музыке в свете проблемы «музыка Востока музыка Запада» // Торжество разума: М-лы междунар. сессии, поев. 1000-летию со дня рожд. Абуали ибн Сино (Авиценны). - Душанбе: Дониш, 1988. - С.265 - 269.

41. Гайнуллин М.Х. Татарская литература XIX века. Казань: Татар, кн. изд-во, 1975. - 307 с.

42. Гайсин И.Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения естественно-научных дисциплин (в VI IX классах). - Дис. . канд. педагогических наук / Казан. Гос. пед. ун-т. -Казань: КГПУ, 2003. - 223 с.

43. Гаранин В.И. Охрана природы: прошлое и настоящее. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1975. 70 с.

44. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М., 1995.

45. Григорьев А.А. Экологические уроки прошлого и современности. Л.: Наука, 1991. - 252 с.

46. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки: Учеб. пособие для музыковедч. отд-ний консерваторий. М.: Музыка, 1965. - 4.1. - Изд. 3-е. - 484 с.

47. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М.: Тов-во Клышников и Комаров, 1993. - 526 с.

48. Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура: Домонгольский период, X нач. XIII вв. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1990.-190с.

49. Дежникова Н.С. Экологическая культура: грани воспитания // Биология в школе. — 1995. №3. - с. 20 - 23.

50. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология: учеб. Пособие для вузов. Ростов н/Д: Феникс: АО «Книга», 1996. - 476 с.

51. Дикий В.Н. Нравственное воспитание подростков в процессе общения с природой. Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М.: 1967. -16 с.

52. Доронина О.М. Развитие музыкально-эстетической культуры школьников (на материале уроков музыки и внеклассных занятий). -Автореф. дис. . канд. пед. наук. Саратов: Саратовский гос. ун-т,1999.-23 с.

53. Древняя татарская литература. Казань: Татар, кн. изд-во, 1963. - 580с. - На татар, яз.

54. Жирмунский В.М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. М.: Изд. вост. лит., 1960. - 335с.

55. Загидуллина Д.Ф. Нравственно-эстетическое воспитание: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 2002. - 18 с.

56. Закирова В.Г. Традиционная педагогическая культура татарской семьи. Автореф. дис. . д-ра пед. наук: Казань: Казан, гос. пед. ун-т, 2002. 41 с.

57. Закирова И.Г. Народное творчество булгарского периода: Автореф. дис. . канд. филол. наук/КГУ. Казань: Казанск. гос. ун-т,2000.-24 с.

58. Закон Российской Федерации об образовании. М., 1996.- 56с.

59. Залыгин С. Экология и культура. Новый мир. - 1992. - № 9. -С.З- 12.

60. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении / Сер. «Знание»: «Педагогика и психология». 1980. - №2. - 96 с.

61. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников. -М.: Педагогика, 1983. 160 с.

62. Зеленая книга Республики Татарстан / Под ред. Н.П. Торсуева.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993. 422 с.

63. Земцовский И.И. Песня как исторический феномен // Народная песня: Проблемы изучения. Л.: Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии, 1983. - С. 4 - 21.

64. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности. -Педагогика. 1992. - № 11 - 12. - С. 22 - 26.

65. Ибн Сина. Канон врачебной науки: Избранные разделы: В 3 ч. М.: Изд-во МИКО «Коммерч. вестн.»; Ташкент: ФАН, 1994. - 4.1.- 398с. 4.2. - 357с. - Ч.З. - 232с.

66. Игнатовская Н.Б. Природа как ценность культуры / Сер. «Этика», 1987. № 4 - 42 с.

67. Идегей: татарский народный эпос /Пер. С. Липкина. Казань: Татар, кн. изд-во, 1990. - 256 с.

68. Исанбет Н. Детский фольклор. Казань: Татар, кн. изд-во, 1984. - 488 с. - На татар, яз.

69. Исанбет Ю.Н. Муса Джалиль и татарская музыка. Казань: Татар, кн. изд-во, 1977. - 160 с.

70. Использование фольклора в музыкальном образовании: Учеб. Пособие для студентов музыкальных факультетов /Сост. З.М. Явгильдина. Казань: Казан, гос. пед. ун-т, 2003. - 94 с.

71. Историко-теоретическая подготовка учителей музыки: Программы дисциплин предметной подготовки / МПГУ. М.: Флинта, 1999. - 256 с.

72. История музыки народов СССР: В 5-ти т. / Отв. ред. В. Келдыш. Изд. 2-е. - М.: Советская музыка, 1970. - ТЛ. - 435 с. - Т. 2.-523 с.

73. История образования и педагогической мысли: Программа и методические рекомендации.-Казань: Казан, гос. пед. ун-т, 2000.-48 с.

74. История педагогики: Учеб. пособие для пед. ун-тов / Под ред. А. И. Пискунова. М.: Сфера, 1998. - Ч. 1. - 192 с. - Ч. 2. - 304 с.

75. История Татарской АССР /Под ред. М.Н. Мухарямова. 2-е изд. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1980. - 256 с.

76. История татарской литературы. В 6-ти т.- Казань: Татар, кн. изд-во, 1985. Т.1. - 541 с. - На татар, яз.

77. Кабалевский Д.Б. Музыка в школе: Искусство в школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981. - 288 с.

78. М.С. Каган. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. -416 с.

79. Калистратова Н.В., Карнилова O.A. Экологическое образование это нравственное воспитание // География в школе. -1995.-№3-с. 58-59.

80. Кандаратский М.Ф. Сказания кн. Курбского. В изложении проф. Кандаратского.- Казань: Типо-литография Окружного штаба, 1912. -XII. -19с.

81. Каропа Г.И Принцип системной дифференциации в экологическом образовании // Педагогика, 1998. №7. - С.

82. Каропа Г.И. К созданию методики экологического образования школьников // Вопросы психологии. 1995. - №1. - С. 69 - 73.

83. Карпеев С.А. Формирование нравственно-экологической культуры у младших школьников. Дис. . канд. пед. наук. -Ульяновск, 1992. - 230 с.

84. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 1956. - 347с.

85. Кодай 3. Избранные статьи / Предисл. И. Мартынова; комм. Р.Ф.Вейса. М.: Советский композитор, 1982. - 288 с.

86. Коменский Я.А. Сочинения / РАН, Ин-т филос. М.: Наука,1997.-476 с.

87. Коран. / Пер. с араб. Г.С. Саблукова. Казань: Центр, типография, 1907. - 3-е изд. - 1179 с.

88. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. Учеб. пособие. М.: Изд-во Росс. Открытого ун-та, 1994. - 140 с.

89. Кубесов А. Методология естествознания у аль-Фараби и Ибн Сино. // Торжество разума: М-лы междунар. сессии, поев. 1000-летию со дня рожд. Абуали ибн Сино (Авиценны). Душанбе: Дониш, 1988. -С. 364-369.

90. Кузнецова Л.В. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе: теория и практика. Дис. . д-ра пед. наук. - Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т, 2001. - 445 с.

91. Кул Гали. Сказание о Йусуфе / Пер. С. Иванова. Казань: Татар, кн. изд-во, 1985. - 254 с.

92. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Уроки в 1 классе: Пособие для учителя музыки общеобразовательной школы. М.1998.-48 с.

93. Макаров Г.М. Использование произведений старотатарского музыкально-поэтического наследия в учебном процессе // Музыка и педагогика. Казань: Казанск. гос. пед. ун-т, 2000. - С. 119-127.

94. Маликов Р.Ш. Гуманистическая педагогика Мухаммедьяра. -Казань: Изд-во Казанск. гос. пед. ун-та, 1999. 99 с.

95. Маликов Р.Ш. Педагогическая мысль Ю. Баласагуни.

96. Казань: Изд-во Казанск. гос. пед. ун-та, 1999. 80с.

97. Маликов Р.Ш. Педагогические идеи булгарского поэта Кул Гали. Казань: Изд-во Казанск. гос. пед. ун-та, 1999. - 112 с.

98. Маликов Р.Ш. Проблемы изучения истории образования и педагогической мысли татар в педвузе // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика. Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 2003. - С. 26 - 33.

99. Марджаии Ш. Вэфийят эл эслаф вэ тэхийят эл эхлаф=Подробное о предшественниках и приветствие потомкам. -Казань: Иман, 1999. 126 с. - На татар, яз.

100. Марджаии Ш. Мостэфэд эл эхбар фи эхвэли Казан вэ Болгар=Источники по истории Казани и Булгара. Казань: Татар, кн. изд-во, 1989. - 415 с. - На татар, яз.

101. Мариупольская Т.Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки (теоретический и методический аспекты). -Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2002.

102. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и 4 культуры. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1973. - 143 с.

103. Махмутов М.И. Духовная сила Корана // Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство: М-лы VI междунар. научно-практич. конференции. Казань: Казанск. гос. пед. ун-т, 1999.-С. 21-25.

104. Махмутов X. Татарское народное творчество: Пословицы и поговорки-Казань:Татар. кн. изд-во, 1987 179с.-Нататар.яз.

105. Медушевский B.B. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки. Концепция для общеобразовательной школы. -М., 2001.

106. Мелихова О.П. Экологическое образование и нравственное воспитание // высшее образование в России. 1994. - № 4. - С. 40 -43.

107. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 112 с.

108. Мирзиянова Ф.Н. Татарская народная музыка / Учеб. пособие для пед. уч-щ. Лениногорск: Лениногрск. пед. уч-ще, 1998. - 252 с. -На татар, яз.

109. Мингазов Р.Х. Развитие естественнонаучного образования народов в Среднем Поволжье и Приуралье (в период с X до нач. XX в.): в двух книгах. Казань: Изд-во Татарского гос. гуманитарного инта, 2001. —Кн. 1. —408 с.

110. Миронов A.B. Эстетическое и нравственное в экологическом воспитании школьников. Казань: Таткнигоиздат, 1989. - 88 с.

111. Мифтахов 3.3. Курс лекций по истории татарского народа. -Казань: Изд-во Казан, гос. пед. ун-та, 1998. 488 с.

112. Моисеев H.H. Экологическое образование и экологизация образования // Биология в школе. 1996. - №3. - С. 29 - 32.

113. Музыкальная культура Советской Татарии. М.: Советский композитор, 1959. - 247 с.

114. Монасыпов Ш.Х. Истоки формирования татарской смычковой культуры // Музыкальная культура народов Поволжья. М.: Гос. муз. -пед. ин-т им. Гнесиных, 1978. - С. 38 - 53.

115. Музыкальное образование: Методолого-методическая подготовка учителя музыки. Программы дисциплин по специальности 030700 Музыкальное образование: Для пед. ун-тов и ин-тов / Моск. пед. гос. ун-т. - М.: Флинта, 2000. - 200 с.

116. Мухаметзянова Г.В., Низамов P.A. Педагогическая культура татарского народа. Казань: Тан-Заря, 1994. - 114 с.

117. Мухаметшин А.Г. Становление и развитие педагогической мысли в Волжской Булгарии (VIII XIV вв.). Дис. . канд. пед. наук / Kl НУ - Казань: Казан, гос. пед. ун-т, 1995. - 184 с.

118. Мухаммедьяр. Тухфаи мардан. Нуры содур=Дар мужей. Свет сердец. Казань.Татар. кн. изд-во, 1966.-150 с.-На татар, яз.

119. Нагаева Н.Х. Экологическое воспитание школьников эстетическими средствами. . Дис. канд. пед. наук. Казань: Казан, гос. пед. ун-т, 1994. - 230 с.

120. Насыри К. Избранные произведения. Казань: Татар, кн. изд-во, 1977.-256 с.

121. Насыров А.К. Образцы народной литературы казанских татар. Казань: Типо-литография Импер. Казанск. ун-та (отд. оттиск из XIII т. Изв. О-ва археологии, истории и этнографии за 1896 г.), 1896. - 54 с.

122. Нигматов З.Г. Гуманистические традиции народной педагогики и воспитательный процесс /Поволжск. отд-е РАО. -Казань: Ин-т сред. проф. образ-я, 1998. 130 с.

123. Нигматов З.Г. Духовное развитие личности на основе этнокультурных традиций // Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство. М-лы междунар. научно-практической конференции. Казань: Казан, гос. пед. ун-т, 1999. - С. 8-18.

124. Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н. Курс лекций по педагогике. Казань: Матбугат йорты, 2000. - 384 с.

125. Нигмедзяиов М. Вайнер И. Музыкальный инструмент из Нового Сарая//Советская археология. 1965. - №2. - С.282 - 283.

126. Нигмедзяиов М.Н. К характеристике жанров татарских народных песен // Музыка и современность: актуальные вопросы татарской музыки. Казань: Казанск. филиал Акад. наук СССР, Ин-т яз., лит. и истории им. Г.Ибрагимова, 1980. - С. 98 - 116.

127. Нигмедзяиов М.Н. Народные песни волжских татар. М.: Советский композитор, 1982. - 135 с.

128. Нигмедзяиов М.Н. Татарские народные песни. Казань: Татар, кн. изд-во, 1984. - 2 40 с.

129. Нигмедзянов М.Н. Татарские народные песни. Казань: Татар, кн. изд-во, 1976. - 216 с. - На татар, яз.

130. Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты. Автореф. дис. . д-ра пед. наук. - М., 2000. - 63 с.

131. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII века. М.: Педагогика, 1989. -480 с.

132. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: XVIII первая половина XIX веков. - М.: Педагогика, 1973. -608 с.

133. Петрова Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в XV XVIII вв. - Дис. . д-ра пед. наук. -Москва, 1996.

134. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов вузов: В 2-х кн. М.: Владос, 1999. - Кн. 1. - 574 с. - Кн. 2.- 256 с.

135. Поляков С.Д. Школа: поиск в пути: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989. - 175 с.

136. Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке: Труды науч. практич. конф. М.: Прометей, 2000. - 521 с.

137. Проблемы охраны природы Татарстана / Под ред. В.А.Попова.- Казань: Татар, кн. Изд-во, 1979. 160 с.

138. Программа и методические рекомендации по курсу «История традиционной татарской музыкальной педагогики» для студентов высших музыкально-педагогических учеб. заведений / Сост. Ф.Ш. Салитова Казань: Казан, гос. пед. ун-т, 2002. - 24 с.

139. Программа по музыке для общеобразовательной школы / Под рук. Д.Б. Кабалевского. -М.: Просвещение, 1988. 158 с.

140. Программа по музыке для 1 8 классов общеобразовательных заведений. - М.: Просвещение, 1993- 80 с.

141. Программы общеобразовательных учебных учреждений. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. /Сост. Н.А.Терентьева. 1-4 классы. М.: Просвещение, 1994. - 78 с.

142. Программа уроков музыки и методические разработки уроков в татарских школах и гимназиях (1-8 кл.) / Сост. М.Ф.Зиганшина, H. X. Халитова, Н. В. Бакиева, И. Ш. Кадыров Казань: Магариф, 1997. -142 с. - На татар, яз.

143. Программы для средних общеобразовательных учреждений: Музыка. I VIII классы / Сост. Ю.Б.Алиев, В.К.Белобородова, Е.В.Николаева и др.; под общ. ред. Ю.Б.Алиева. - М,: Просвещение, 1993.-80 с.

144. Программы и методические разработки для средних педагогических учебных заведений Казань: РИЦ "Школа", 2003. -272 с.

145. Произведения татарской музыки для использования на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы: методические рекомендации для студентов-практикантов МПФ и учителей музыки сост. Шигабутдинова. Казань: КГТТИ, 1990. - 20 с.

146. Раимова С.И. История татарской музыки. Казань: Казанск. гос. пед. ин-т, 1986. - 84 с.

147. Раимова С.И. К вопросу о татарском детском музыкальном фольклоре // Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания. Казань: Казанск. гос. пед ин-т, 1972. - Сб. 2. - С. 38 -51.

148. Раимова С.И. Татарская музыка на уроках сольфеджио: Учебник. Казань: Татар, кн. изд-во, 1993. - 96 с.

149. Раимова С.И. Татарские писатели-демократы о музыке и музыкально-эстетическом воспитаниии // Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания. Казань: Казанск. гос. пед. ин-т, 1975. - Сб. 3.- С. 171-182.

150. Раимова С.И. Татарские народные традиции в эстетическом вопитании и использование их в современной школьной практике. Автореф. дис. . канд. пед. наук / Казанский гос. пед. ин-т. Казань: КГПУ, 1973.-21 с.

151. Рыжова H.A. Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников / Экологическое образование в школе. -1999. -№1.- С. 48-56.

152. Сагатовский В.Н. Храм и путь к нему (о ключевых ценностях образования) П Философия образования для XXI века: М: Исслед. центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1992.-С. 82-87.

153. Сайдашев С.З. Огни, зажженные нами (песни, арии, дуэты, инструментальные произведения) / Нотное издание. Казань: Татар, кн. Изд-во, 1980.-310 с.

154. Сайдашева З.Н. Татарская советская песня. Казань: Татар, кн. изд-во, 1984. - 216 с.

155. Сайдашева З.Н., Ярми Х.Х. Татарско-мишарские песни. М.: Советский композитор, 1979. - 79 с.

156. Сайфуллина Г.Р. Музыка священного Слова. Чтение Корана в традиционной татаро-мусульманской культуре. Казань: Татполиграф, 1999.-230с.

157. Салитова Ф.Ш. Музыкальные драмы Салиха Сайдашева Казань. Татар, кн. изд-во, 1988. - 160 с.

158. Салитова Ф.Ш. Очерки по истории татарской музыкальной культуры: Учеб. пособие для высш. и средних специальных музыкально-педагогических учеб. заведений Республики Татарстан / Науч. ред. М.Н. Нигмедзянов. Казань: Казанск. пед. ун-т, 1997. - 119 с.

159. Салитова Ф.Ш. Развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа (от истоков до начала XX в.): Монография / Науч. ред. 3. Г. Нигматов Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002. - 233 с.

160. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.

161. Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби. -Алма-Ата: Наука, 1984. 176 с.

162. Султан Габяши: Материалы и исследования / Сост. Г.Б.Губайдуллина. Казань: Ин-т языка, лит-ра и иск-ва им. Г. ибрагимова Акад. Наук респ. Татарстана, 2000. - 240 с.

163. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кудер Т.В. Экологическое образование в школе. Советская педагогика. - 1990. - № 12. - С. 47 -51.

164. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянска школа, 1969. - 247 с.

165. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. М., 1979- 1981. -Т.1.

166. Татарские народные духовые инструменты в школе (Описание и методика изготовления): Методические рекомендации для студентов и учителей (1 часть) / Сост. Р.Ф. Халитов. Казань: Казанск. пед. ин-т, 1990. - 41 с.

167. Татарские народные сказки. Казань: Таткнигоиздат, 1964. -390 с. - На татар, яз.

168. Татарский академический театр оперы и балета им. М.Джалиля. Казань: Казан, гос. консерватория, 1994. - 145 с.

169. Татарский детский фольклор: Учеб. пос. для студентов пед. вузов / Сост. З.М. Явгильдина. Казань: Казан, гос. пед. ун-т, 2000. -53 с.

170. Татарское народное творчество. Короткие напевы (Четырехстишия) /Сост. И. Н. Надиров. Казань: Татар, кн. изд-во, 1976. - 392 с. - На татар, яз.

171. Татарское народное творчество: исторические и лирические песни / Сост. И. Н. Надиров. Казань: Татар, кн. изд-во, 1988. - 488 с. - На татар, яз.

172. Татарское народное творчество / Сост. Г. Баширов, А. Шамов, X. Ярми и др. Ред. X. Ярми. Казань: Таткнигоиздат, 1954. - Изд 2-е. - 604 с. - На татар, яз.

173. Татары Среднего Поволжья и Приуралья / Отв. ред. Н.И. Воробьев, Г.М. Хисамутдинов. М.: Наука, 1967. - 538 с.

174. Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2003. - Вып 2. -248 с.

175. Тукай Г. Избранное -М: Советская Россия, 1975. 176 с.

176. Урманчеев Ф.И. Слово народа: очерки по истории татарских народных байтов. Казань: Татар, кн. изд-во, 1974. - 127 с. - На татар, яз.

177. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Отв. ред. А.И. Пискунов. М.: Педагогика - Т.1 - 584 с. - Т.2 -438 с.

178. Файзи Д.Х. Халык ж;эухэрлэре=Жемчужины народные: Струны моей души. Татарские народные песни. Воспоминания. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1987. 392 с. - На татар, яз.191. аль-Фараби. Естественно-научные трактаты. Алма- ата: Наука, 1987.-496с.

179. Феофилакт Симокатта. История. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1957.-224 с.

180. Фортепианные переложения песен и романсов татарских композиторов: Методические рекомендации для студентов музыкального факультета и учителей музыки / Сост. М.Я.Коварская. -Казань: Казан, гос. пед. ин-т, 1991.-41 с.

181. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Казань, 1844; Краткая история города Казани. - Казань, 1905. Репринтное воспроизведение с

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.