Воспитание детей средствами свадебно-обрядовой культуры карачаевцев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Джашеева, Фарида Норчуковна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 178
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Джашеева, Фарида Норчуковна
ЕОРЕТИКО-МЕТО ДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
АРАЧАЕВСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ. вопросы воспитания детей средствами народной педагогики. воспитания детей в народной педагогике Карачая. цель, средства и методы воспитания детей в карачаевской народной первой главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Устное народное творчество как источник формирования личности ребенка в семье2003 год, кандидат педагогических наук Алиев, Ракай Мухтарович
Методы запрета в нравственном воспитании карачаевцев2003 год, кандидат педагогических наук Узденов, Альберт Магометович
Нравственное воспитание в традиционных педагогических культурах русского и карачаевского народов2004 год, кандидат педагогических наук Айбазов, Борис Адейович
Карачаевский этикет как средство воспитания и социализации детей в семье2004 год, кандидат педагогических наук Аргуянова, Асият Борисовна
Трудовое воспитание в карачаевской народной педагогике2004 год, кандидат педагогических наук Байрамкулова, Аминат Хутовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание детей средствами свадебно-обрядовой культуры карачаевцев»
Одна из важнейших проблем социокультурной жизни российского общества на современном этапе - развитие национальной модели образования, в основе которой находится национальная школа. В первую очередь, она призвана передать молодому поколению бесценное богатство, накопленное многими поколениями: нравственные устои, традиции, духовные и историко-культурные ценности. Современному обществу необходима свободная, самостоятельная и творческая личность. А это требует обновления теоретических взглядов и практических действий в образовании и воспитании подрастающего поколения с учетом этнических особенностей народов многонациональной России.
В настоящее время, в связи с переосмыслением содержания воспитательной работы, одним из насущных вопросов остается глубокое изучение и оценка всех сторон образовательно-воспитательного процесса. Анализ современного воспитательного процесса, а также результаты исследования в этой области свидетельствуют, что не всегда учитываются богатые возможности народной педагогики, ее многовековой опыт. Именно поэтому особо акцентировал внимание на повышении качества воспитательной работы на последнем совещании ректоров вузов Президент Российской Федерации В.В. Путин.
Озабоченность руководства России состоянием дел в области обучения и воспитания подрастающего поколения неслучайна. Она продиктована снижением общей культуры населения страны, пренебрежением к национальным парадигмам воспитания, обесцениванием в сознании современной молодежи идей патриотизма и гражданственности.
Современной России необходимы граждане, способные воспринимать, чувствовать и адекватно оценивать реальную жизнь, уметь совмещать в себе достижения новой и традиционной культуры. В реализации целей и задач воспитания в национальной школе и семье большую помощь могут оказать традиции свадебно-обрядовой культуры, являющиеся не только важным историческим достоянием народа, но и одним из средств сохранения этнической самобытности и резервом обновления и обогащения воспитательного и образовательного арсенала современной педагогики.
Создание семьи у всех народов сопровождается свадьбой, которая является основным из обрядов жизненного цикла. В этнографической науке ее называют обрядом перехода. Это наиболее значимое празднество человека в его жизни, сопутствующее вступлению в брак. У каждого народа свадьбы сопровождаются обрядами, которые призваны решать возникающие трудности, как в социальной, так и экономической сферах вступления молодых в самостоятельную жизнь.
Многовековая практика использования единых правил организации свадебных празднеств выпестовала свод обрядов, которые стали традиционными. Изменения социально-экономических и культурно-бытовых условий жизни, безусловно, отражаются на свадебных обрядах, привнося различные новшества, заставляя отказаться от некоторых элементов, потерявших свою значимость. У многих народов Северного Кавказа свадебные обряды во многом схожи, но вместе с тем в них заложена неповторимая национальная особенность.
Со временем может несколько видоизмениться форма обряда, некоторые элементы его содержания, но общая суть, тот нравственный стержень, которые закладывались изначально, остались неизменными, а потому они традиционны и интересны для нас и сегодня. В этом отношении свадебная обрядность - один из памятников прошлого, в котором историческая этнография черпает сведения о прежней экономической и общественной жизни, брачно-семейных порядках, религиозных верованиях и т.д., а педагогическая наука - методы и приемы воспитательного воздействия.
До возникновения письменности народные идеи воспитания передавались из поколения в поколение в процессе практики воспитания и в произведениях устного народного творчества. Сказки, сказания, поговорки, пословицы, предания и песни являются своеобразными памятниками народной педагогики. В одном ряду с ними стоят обряды и традиции народа. Они содержат огромный воспитательный потенциал.
В истории общественно-педагогической мысли России есть немало примеров освещения различных аспектов национального воспитания и обучения с учетом этнических особенностей (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Ю.Ф. Самарин, A.C. Хомяков и другие).
Эти идеи нашли отражение в работах таких русских просветителей, как В.Г. Белинский, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, Д.И. Менделеев, А.А.Мусин-Пушкин, Н.И. Пирогов, В.Н. Сорока-Росинский, В.Я.Стоюнин, J1.H. Толстой, К.Д. Ушинский и другие. Разрабатываются они и современными учеными Е.П. Белозерцевым, И.Ф. Гончаровым, В.Я. Кобылянским, В.Ю. Троицким, В.Т. Шаталовым и другими, в работах которых утверждается мысль о том, что в процессе воспитания и обучения национальные, народные корни должны давать живительную силу для формирования личности нового типа, обладающей широким кругозором, нравственной и эстетической культурой.
За последние годы проведены исследования, посвященные изучению региональных особенностей образования, возрождению национальных систем воспитания (И.А. Арабов, К.И. Бузаров, Л.Ф. Греханкина, М.Н. Кузьмин, В.В. Макаев, Ш.А. Мирзоев, Л.Л. Супрунова, Е Троицкий, С.Б. Узденова, И.А. Шоров). В них подчеркивается важность происходящих в системе образования перемен в плане сохранения и развития самобытных образовательных и этнокультурных традиций, но вместе с тем отмечаются кризис духовности, потеря некогда представляющих национальную гордость идеалов, утрата связи поколений. Исследователи И.А.Арабов, Л.Ф. Греханкина, A.B. Салихов, Н.Х. Сопоева, В.В. Судаков и др. охарактеризовали сущность национально-регионального компонента как структуру государственных образовательных стандартов. В нем они видят огромный потенциал воспитательных возможностей для формирования разносторонней, высоко интеллектуальной личности.
Как правило, полноценное образование и воспитание невозможно без учета национальных особенностей. Предпринятый нами анализ фольклорных произведений, научной литературы, сопоставленный с опытом народной педагогики, позволяет заключить, что воспитательный потенциал, содержащийся в свадебно-обрядовой культуре карачаевского народа, практически не исследован. И это подтверждает актуальность данного исследования.
Современный образовательный процесс особо нуждается в определении педагогических основ, обеспечивающих эффективность воспитания детей с учетом народного опыта, особенно на региональном и национальном уровне. Острота проблемы обуславливается противоречиями между:
- новым качеством жизни и действующей системой образования и воспитания;
- потребностью общества в создании этнокультурно-ориентированных образовательных систем и гипертрофированным отношением в регионах к определению национальной самобытности; социальной востребованностью развития этнокультурно-ориентированных систем образования и недостаточной разработанностью данной проблемы в современных исследованиях, посвященных национальным особенностям воспитания;
- необходимостью формирования целостной личности и конкретными целями, задачами формирования личности в семье и школе с учетом ее индивидуальности и уникальности.
На основе указанных противоречий нами сформулирована проблема исследования: каковы педагогические возможности традиционной системы воспитания карачаевского народа, сохранившиеся в свадебно-обрядовой культуре.
Решение данной проблемы является целью исследования. Объект исследования: традиционная педагогическая культура карачаевцев как продукт социального опыта народа.
Предмет исследования: свадебно-обрядовая культура как средство воспитания детей в карачаевской народной педагогике.
Задачи исследования:
- раскрыть воспитательный потенциал и значимость свадебно-обрядовой культуры в карачаевской народной педагогике;
- определить идеал, цель, средства и методы воспитания детей в народной педагогике карачаевцев;
- выявить элементы свадебного обряда, способствующие социализации детей и молодежи;
- исследовать педагогические возможности сочетания нового и традиционного в свадебно-обрядовой культуре карачаевского народа;
- показать основные пути использования воспитательного потенциала свадебно-обрядовой культуры карачаевцев в современной национальной школе и семье.
Методологическая основа исследования. Автор руководствовался философскими идеями о единстве общего, особенного и единичного в социальных процессах; о взаимосвязи объективного и субъективного, логического и исторического, опирался на общие законы развития деятельности и сознания, диалектической взаимосвязи личности и общества. Анализ и обобщение педагогических фактов, явлений, концепций осуществлялся нами с позиций аксиологического, культурологического и системного подходов.
В исследовании применялся системный подход как ориентир в раскрытии целостности проблемы и выявлении сущностных отношений, устойчивых внутренних связей традиционной педагогической культуры народа.
Методы исследования: исторический метод, теоретический анализ научно-педагогической литературы, обобщение и систематизация полученных результатов, наблюдение, беседы, изучение и обобщение опыта традиционного воспитания народа, научная оценка, определение характера и научного статуса народной педагогики.
Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:
- сущность и различные аспекты гуманизации педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Т.А. Ильина, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, С.А. Смирнов, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский и другие);
- историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть культурного развития (Г.Н. Волков, J1.H. Гончаров, А.Н. Джуринский, А.Э. Измайлов, В.В. Макаев, JI.JI. Супрунова и другие);
- этнопедагогический процесс (И.А. Арабов, К.И. Бузаров, Х.Х-М. Батчаева, К.Б. Семенов, И.А. Шоров и другие).
При изучении вопросов психологии свадебно-обрядовой культуры автор опирался на труды Б.Г. Ананьева, В.В. Белоуса, В.В. Давыдова, Н.Д. Левитова, A.M. Леонтьева, A.B. Петровского, К.К. Платонова, Л.Д. Столяренко и др.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- установлено, что свадебно-обрядовая культура карачаевского народа отражает национальную специфику воспитания детей и имеет гуманистическую направленность;
- систематизирована и обобщена педагогическая мысль карачаевского народа и народный опыт использования свадебно-обрядовой культуры в процессе воспитания;
- определены цели, средства и методы традиционного воспитания, реализуемые в свадебных обрядах;
- выявлена специфика средств и методов педагогического воздействия, содержащихся в свадебно-обрядовой культуре карачаевцев (игра, труд, досуговая деятельность, исполнение песен, танцы, спортивные состязания);
- раскрыты педагогические возможности социализации личности через свадебно-обрядовую культуру карачаевского народа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
- сформулирован категориально-терминологический аппарат, отражающий содержание феномена «свадебно-обрядовая культура»;
- выявлена взаимосвязь педагогических, исторических, этнокультурных и социальных факторов, определяющих особенности элементов свадебно-обрядовой культуры карачаевского народа;
- раскрыты исторически обусловленные социально-культурные и педагогические характеристики свадебных обрядов;
- уточнены концептуальные основы осмысления свадебных обрядов как социального и этнокультурного феномена.
Практическая значимость исследования:
- обоснована система дидактических средств, в основу которых положены элементы свадебно-обрядовых норм с культурологическим содержанием;
- определены педагогические основы свадебно-обрядовой культуры, позволяющие выстраивать стратегию отбора воспитательных технологий, адаптированных к воспитанию детей в современных социально-педагогических условиях;
- разработанные теоретические положения и методические материалы могут использоваться в школе на уроках литературы, истории, на факультативах, во внеклассной работе (организации занятий, вечеров, утренников, способствующих приобщению учащихся к педагогической культуре своего народа);
- положения и выводы диссертационного исследования могут быть включены в учебные курсы теории и истории педагогики, использоваться в подготовке студентов высших и средних педагогических учебных заведений, в работе с родителями учащихся, в повышении квалификации учителей и работников образования.
Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документальная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, педагогическая периодическая печать, учебные программы и учебники, методическая литература.
Этапы исследования:
Первый этап (2001-2002 гг.) - определение темы исследования и изучение научной литературы по проблеме. Накопление материала по свадебно-обрядовой культуре карачаевцев, подготовка публикаций по проблеме.
Второй этап (2002-2003 гг.) - изучение и анализ материалов, разработка теоретико-методологических подходов к исследованию, их осмысление и внедрение в воспитательный процесс, расширение круга исследуемых источников, их анализ.
Третий этап (2003-2004гг.) - осмысление и обобщение полученных результатов, оформление текста диссертационной работы.
Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечены теоретико-методологической базой исходных теоретических позиций и подходов решения проблемы, широкой базой источников; соответствием методов исследования целям и задачам работы, объемом выборки эмпирического материала. Исследование построено на достоверных и проверенных данных.
На защиту выносятся следующие положения:
- теоретическое обоснование философских, культурно-исторических, социальных, этнографических, психолого-педагогических предпосылок может послужить основой для осмысления свадебных обрядов как социокультурного, этнокультурного и этнопедагогического феномена;
- культурологический анализ свадебных обрядов должен входить в структуру педагогической деятельности учителя современной национальной школы, служить важным инструментом решения многочисленных задач воспитания, развития детей и существенно обогащать профессионально-педагогические (воспитательную, организационную, информационную, коммуникативную) функции;
- успешная реализация цели воспитания детей посредством свадебных обрядов, отвечающая специфическим национальным особенностям и современным тенденциям брачно-семейных отношений в республике, возможна при условии создания целостной педагогической системы, направленной на обеспечение консолидации воспитывающих сил: семьи, школы, общественности, опирающейся на положительное наследие прошлого, без гипертрофии некогда популярных, но сегодня изживших себя норм национальной педагогики;
- сложившиеся в карачаевской народной педагогике традиции широкого использования свадебных обрядов в качестве средств воспитания и социализации детей могут быть успешно использованы в современной национальной школе.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета, кафедр педагогики Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования, Адыгейского государственного университета, Кабардино-Балкарского государственного университета, докладывались на городской практической конференции учителей по вопросам теории воспитания (г. Черкесск, 2001, г. Карачаевск, 2002), на XIX и XX Региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (г. Ростов-на-Дону).
Опубликованные материалы использовались кафедрой педагогики и педтехнологий Карачаево-Черкесского государственного университета, Карачаево-Черкесским республиканским институтом повышения квалификации работников образования в учебном процессе со слушателями, студентами, а также в работе средних общеобразовательных школ г. Карачаевска.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы. Во введении обоснована актуальность исследования, определены проблема, объект, предмет, цель и задачи диссертационной работы, изложена его методологическая и теоретическая основы, указаны методы исследования и его источниковедческая база, описаны организация и основные этапы проведенного исследования, сформулированы и раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов, констатируется их обоснованность и достоверность, изложены положения, выносимые на защиту.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Трудовое воспитание младших школьников средствами устного народного творчества: На материале Карачаево-Черкесии2005 год, кандидат педагогических наук Абитова, Фарида Викторовна
Идеи воспитания патриотически ориентированной личности старшего подростка в устном народном творчестве карачаевцев2004 год, кандидат педагогических наук Алиева, Дияна Курмановна
Воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде2004 год, кандидат педагогических наук Темирджанова, Мадина Акбузоуовна
Физическое воспитание как средство социализации личности ребенка в карачаевской семье2004 год, кандидат педагогических наук Боташева, Мариям Халисовна
Семейное воспитание в этнокультурных традициях карачаевского и ногайского народов2005 год, кандидат педагогических наук Байрамукова, Аида Николаевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Джашеева, Фарида Норчуковна
Выводы по второй главе
Свадебно-обрядовая культура карачаевцев, наряду с решением проблемы создания семьи, способствует воспитанию в подрастающем поколении нравственных, эстетических качеств, физического развития и выработке умений и навыков трудовой деятельности. Свадебно-обрядовая культура влияет на воспитание детей в духе гуманных отношений и взаимного уважения, формирует нравственные принципы личности, определяющие нормы ее поведения в обществе, сознательную дисциплину, культуру поведения, речи, внешности.
Свадебно-обрядовая культура карачаевцев строилась на строгом соблюдении многих социально-нравственных норм. Следование традиционным нормам проведения свадебных торжеств вызывало у молодежи уважение к национальному наследию, требовало сохранения не только внешней стороны, но и внутреннего содержания данных обрядов и предполагало передачу их следующим поколениям.
Свадебные обряды способствовали благоприятному вхождению в новую семью молодых супругов и построению их взаимоотношений с новыми родственниками.
Строгое соблюдение очередности женитьбы братьев и замужества сестер воспитывало в детях с раннего возраста уважительное отношение друг к другу в карачаевской семье.
Старшее поколение - носители нравственно-культурных ценностей -использовало свадебную церемонию как воспитательное средство, направленное на формирование осознанного восприятия молодежью жизненной значимости данного пласта национальной культуры.
Все этапы свадебного торжества сформированы самой жизнью, как устоявшиеся правила поведения людей, и сегодня они не потеряли свою социальную значимость. Игнорирование испытанных веками обрядов, по нашему мнению, - это путь к социальному хаосу, потери национальной самобытности и духовному обнищанию.
В результате проведенного исследования, мы пришли к глубокому убеждению о необходимости включения в школьный воспитательный процесс изучение традиций, обрядов, ритуалов, связанных с сохранением национальной культуры. Этому будет способствовать, на наш взгляд, и организация различных кружков, фольклорно-песенных, танцевальных коллективов, клубов любителей старины, а также создание этнографических школьных уголков, музеев.
Такое целенаправленное изучение исторического прошлого формирует в детях избирательное восприятие из большого потока разной по качеству информации, т.е. в детях создаются прочные нравственные ориентиры.
Только совместными усилиями семьи, школы, общественности мы сможем сохранить богатейшее материальное и духовное наследство предшествовавших поколений и определить перспективу развития общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идеи и чаяния карачаевского народа, связанные с воспитанием образцового человека - умного, здорового, нравственного и т.д., находили свое воплощение в фольклорных произведениях, обычаях и традициях, в том числе и свадебно-обрядовой культуры. Многовековой опыт воспитания обобщался и семьей, и обществом. По мере обобщения этого опыта вырабатывалось представление о человеке, его сущности, об идеале воспитания, формах и методах деятельности родителей в процессе воспитания. Так происходило формирование педагогической культуры родителей, народа. Выработанный веками идеал человека определил основную цель воспитания как подготовку к самостоятельной жизни личности, физически развитой, духовной, трудолюбивой, гуманной, способной к самореализации, умению создавать и ценить прекрасное.
Таким образом, родители, приобщая детей к этнокультурным ценностям, традициям, способствовали их приобщению и к общечеловеческой культуре.
В диссертационном исследовании охарактеризованы и раскрыты выработанные народом педагогические требования к воспитанию детей средствами свадебно-обрядовой культуры, определено их воспитательное значение.
Свадебно-обрядовая культура карачаевцев, вобравшая в себя опыт семьи и все ритуалы, сопровождающие празднества по этому поводу, показана в работе как неотъемлемая часть общечеловеческой культуры вообще и горских народов в частности.
Самобытные свадебные обряды, используемые в них педагогические технологии могут явиться, по нашему мнению, своеобразным источником обогащения современной теории и методики воспитания.
Стремительное развитие общества на базе передовых информационных технологий ставит его перед необходимостью поиска новых средств и методов воспитания современной личности.
Как показало данное диссертационное исследование, традиционная свадебно-обрядовая культура может послужить эффективным средством воспитания молодежи.
В связи с этим, мы пришли к следующим выводам:
1. В современных условиях политической и социально-экономической нестабильности в обществе традиционная педагогическая культура, являясь средством самосохранения любой этнической группы, выступает как определяющее звено эффективного воспитательного процесса.
2. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа складывалась на протяжении всего процесса формирования народа. Она приобрела свой самобытный облик, сохранив общие черты с педагогикой других северо-кавказских народов. В ней переплетаются лучшие традиции прошлого, настоящего, этнического и общечеловеческого.
3. Свадебно-обрядовая культура карачаевского народа является важным компонентом педагогической культуры, отражает национальную специфику воспитания и имеет гуманистическую направленность.
4. В современной практике семейного воспитания пока еще недостаточно учитываются духовно-нравственные ценности свадебно-обрядовых традиций; отсутствует и целостная концепция использования данного феномена в содержании воспитательного процесса общеобразовательной школы.
5. Воспитание детей средствами свадебно-обрядовой культуры, отвечающей специфическим национальным особенностям и современным тенденциям брачно-семейных отношений, возможно при условии создания целостной педагогической системы, направленной на обеспечение взаимодействия воспитывающих сил: семьи, школы, общественности.
6. В рамках регионального компонента мы считаем необходимым ввести изучение свадебно-обрядовой культуры, ее отражение в устном народном творчестве, художественных произведениях, музыкальном и танцевальном искусстве в программу преподавания различных предметов школьного курса, факультативов, в занятия кружков и других форм внеурочной работы со школьниками.
7. Ввести в школьную программу изучение истории религии, ее нравственных и духовных основ, способствующее формированию у молодежи целостного мировоззрения и включающее в себя научные, нравственные, духовные ценности.
Проведенное нами историко-педагогическое исследование не претендует на полноту раскрытия названной проблемы. Вместе с тем, мы полагаем, что полученные в ходе нашего исследования теоретические выводы и практические рекомендации окажут помощь родителям, педагогам, могут послужить базой для последующих исследований в этой области.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Джашеева, Фарида Норчуковна, 2004 год
1. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XVIII-XIX вв. Нальчик, 1974. - 688 с.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Аргументы и факты, 1993. - 608 с.
3. Алейников М. Карачаевские сказания. Вып. 3, отд. 2.- СМОМПК, 1883.
4. Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. М., 1971.-201 с.
5. Алиев А.К. Национальные традиции, обычаи и их роль в формировании человека. Махачкала, 1986. - 290 с.
6. Алиев С.Ч. Къарачай нарт сёзле . Черкесск, 1963. - 482 с.
7. Алиева А.И. Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях. Нальчик, 1983. - 280 с.
8. Алиев У.Д. Карачай. Историко-этнологический и культурно-экономический очерк. Черкесск, 1991. - 234 с.
9. Алиев P.M. Роль устного народного творчества в воспитании детей. -Карачаевск: изд. КЧГУ, 2003. 155 с.
10. Ю.Айбазова М.Ю. Мир красоты и воспитание эстетической культуры в народной педагогике Карачая. Пятигорск, 1999. - 200 с.
11. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Монография. Карачаевск: КЧГПУ, 1996. - 104 с.
12. Ахлаков A.A. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. -М., 1981.-230 с.
13. Байчорова A.A. Опыт исследования вопросов религиозного образования. В кн.: Семейная этнопедагогика и современная национальная школа. -Карачаевск, 1996. 236 с.
14. Байчорова Р.И. Использование прогрессивных педагогических традиций народов Карачаево-Черкесии в подготовке старшеклассников к семейной жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991. - 21с.
15. Байчорова С.Х., A.A. Узденова. Нравственные добродетели ислама. В кн: Семейная этнопедагогика и современная национальная школа. Карачаевск, 1996. - 236 с.
16. Баллер Э.Д. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. - 294с.
17. Балтина П.И. и Сакиева М.Н. Народы Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1957.-257с.
18. Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана/ Сборник статей под редакцией М.А. Агларова. Махачкала, 1986. - 188 с.
19. Батчаева Х.Х-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика). Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002. -417с.
20. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, т. 10. М., 1956.
21. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность: Философские размышления о жизненных проблемах. М.: Знание, 1990. - 64 с.
22. Биджиев Х.Х. Тюрки Северного Кавказа: болгары, хазары, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы; вопросы истории и культуры. Черкесск, 1993. -374 с.
23. Бларамберг И. Кавказская рукопись. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // АБКИЕА. -Ставрополь: кн. изд-во, 1992. 740 с.
24. Большой энциклопедический словарь / Глав, редактор A.M. Прохоров. -Санкт-Петербург, 1997. 1434 с.
25. Борлаков Б.К. Карачаево-балкарская довоенная драматургия. Черкесск, 1975. - 180 с.
26. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 412 с.
27. Бузаров К.И. О роли национальных традиций и семейных устоев в воспитании учащихся // Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании. Материалы конференции. Орджоникидзе, 1971.
28. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам и вопросы атеистического воспитания. -М.: Высшая школа, 1988. 237 с.
29. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1988. - 160 с.
30. Введение в начатое исследование по педагогике // Под ред. В.И. Журавлева. -М.: Просвещение, 1988. 239 с.
31. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.
32. Волков Г.Н. Вечность воспитания // Нар. образование, 1994, № 4. С. 68-71.
33. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 2000. - 176 с.
34. Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии // Сборник научных трудов. Черкесск, 1993. - 139 с.
35. Вопросы фольклора Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1983. - 186 с.
36. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Книга первая и вторая. Махачкала, 1989. - 413 с.
37. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: Юрайт, 1999.-669 с.
38. Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. -Нальчик, 1974.
39. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. Нальчик, 1997.-252 с.
40. Гусинский Э.Н. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994. - 136 с.
41. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. - 240 с.
42. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. -М., 1951.-284 с.
43. Джуринский А.Н. История педагогики. Учебное пособие. М.: Владос, 1999.- 432 с.
44. Дубровин Н. Черкесы / Адыге/. Краснодар, Вып 1, 1927. - 105 с.
45. Дынник В.А. Сюжетика осетинского нартского эпоса и его идеальный герой.- В кн.: Сказания о нартах эпос народов Кавказа. - 360 с.
46. Егорова Л.П. Изучение фольклора народов Карачаево-Черкесии. -Ставрополь, 1964. 78 с.
47. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Л., 1974. - 418 с.
48. Иванюков И.И. и Ковалевский М.М. У подошвы Эльбруса // Вестник Европы, 1886, кн. 1-я, с. 83 112; кн. 2-я.- С.553-580.
49. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256 с.
50. Ильин И.А. О семье. Собр. соч., Т.1. М.: Русская книга, 1993. - С. 142-167.
51. Ислам и атеизм в вопросах и ответах // Под ред. А. Кучкарова и др. -Ташкент, 1986.-251с.
52. Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования // Под. ред. З.И. Равкина. М.: РАО, 1994. - 88 с.
53. Катаева Н.М. Я увидела тебя.: Стихи. Пер. с карачаевск. М.: Сов. писатель, 1990. - 224 с.
54. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. Вып. 1. Изд. 2-ое, СПб., 1913.
55. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М., 1982. - 190 с.
56. Каптерев П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения / Задачи и основы семейного воспитания. СПб, 1913. - 180 с.
57. Караева А. О фольклорном наследии карачаево-балкарского народа. -Черкесск, 1961. 120 с.
58. Каракетов М.Д. Из традиционно-обрядовой культовой жизни карачаевцев. -М.: Наука, 1995. 345 с.
59. Карачаево-балкарско-русский словарь / Под ред. Э.Р. Тенишева, Х.И. Суюнчева М., 1989. - 832 с.
60. Карачаевцы: историко-этнографический очерк // Под ред. Л.И. Лаврова -Ставрополь, 1978. 336 с.
61. Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX начала XX веков/ Избранное, в 2-х томах. Составитель Т. Биттирова. - Нальчик, 1993.
62. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. Минск, 1980. - 256 с.
63. Ковалев C.B. Психология современной семьи. М., 1988. - 224 с.
64. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 22-х т. М., 1982. -Т.1 -656с.-Т.2-576с.
65. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. литер., 1993. - 64 с.
66. Коран. Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. Изд. 2-е. М.: Гл. ред. вост. литер, изд-ва «Наука», 1986. - 727 с.
67. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа // Исследования и материалы. М., 1961.-257 с.
68. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа // Сов. этнография, 1946, №2. -С. 109-144.
69. Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли // АБКИЕА, 1974.- 740 с.
70. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994. - 124 с.
71. Кудаев М.И. Карачаево-балкарский свадебный обряд. Нальчик, 1988.- 120 с.
72. Кулиев К. Так растет и дерево. М.: Современник, 1975. - 271 с.
73. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. - 224 с.
74. Культура семейных отношений / Сб. статей. М.: Знание, 1980. - 112 с.
75. Кущетерова Ф.Т. Воспитание семьянина в народной педагогике карачаевцев (Историко-монографическое исследование). Монография. Ставрополь: КЧГПУ, 2000. - 192с.
76. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. - 182 с.
77. Литература народов Карачаево-Черкесии / Под ред. В.Б. Тугова. Часть I. -Черкесск, 1999. 335 с.
78. Лихачев Б.Т. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика, 1992, № 10. -С.13-19.
79. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983. - 192 с.
80. Лонгворт Дж.А. Год среди черкесов // АБКИЕА, 1900. 600 с.
81. Макаев В.В. К вопросу о методологии педагогического исследования // Технология развития педагогического творчества. Ставропольская лаборатория по проблемам НОПТ: 1994. - С. 74-82.
82. Макаренко А. С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1988. - 269 с.
83. Малкондуев Х.Х. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. -Нальчик, 1990. 152 с.
84. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура карачаевцев и балкарцев. Нальчик, 1994. - 256 с.
85. Марьясис Е.Д., Ахвердов А.Г. Уроки семейной жизни. Ставрополь, 1987. -272 с.
86. Меретукова З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. Майкоп, 1994. - 228 с.
87. Мизиев И.М., Джуртубаев М.Ч. История и духовная культура карачаево-балкарского народа. Нальчик, 1994. - 216 с.
88. Мир детства. Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. М.: Педагогика, 1988. - 272 с.
89. Мир детства. Юность / Под ред. А.Г. Хрипковой. М.: Педагогика, 1988. -432 с.
90. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1986. - 124 с.
91. Мосолов В. А. О личностно-ориентированных историко-педагогических исследованиях // Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования: методология, идеи, опыт. Тезисы докладов. М.: РАО, 1993. -С. 38-40.
92. Мунзук Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1990. - 198 с.
93. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. -Нальчик, 1992. 240 с.
94. Нагорная Г.Ю. Этнокультурные традиции воспитания основа духовной преемственности поколений. - В кн.: Семейная этнопедагогика и современная национальная школа. - Карачаевск, 1996. - 234 с.
95. Найн А .Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика, 1995, № 5. С. 44-49.
96. Намитоков Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей // Сборник статей кафедры педагогики и психологии. Вып. 1. Майкоп, 1957. -159 с.
97. Народное воспитание у адыгов (черкесов) / По известиям европейских авторов XIII-XIX вв./. Краснодар, 1974.
98. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Наука, 1994. -656с.
99. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика, 1990, № 9. С. 41-47.
100. Новый быт новые обычаи // Сборник статей. Редколлегия A.B. Авсентьев, С.М. Арутюнян, В.Х. Джанибекова. - Ставрополь, 1977. - 160 с.
101. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» // Российская газета, 1996, 23 янв.
102. Об основных подходах к содержанию и деятельности классного руководителя в новых условиях / Письмо Министерства образования РСФСР. М.: Просвещение, 1991. №8. - С. 2-40.
103. Овсянников А. и др. Советуют социологи // Нар. образование, 1994, №4. -С. 10-14.
104. Ортабаева Р.А.-К. Инары как фольклорный жанр // Традиции и современность / Фольклор и литература народов Карачаево-Черкесии /. -Черкесск, 1980.-С. 19-21.
105. Ортабаева Р.А.-К. Карачаево-балкарская сказочная традиция // Традиции и современность. Метод и жанр. Черкесск, 1986. - С. 117-132.
106. Ортабаева Р.А.-К. Карачаево-балкарские народные песни. Черкесск: Ставропольское кн. изд-во, 1977. - 150 с.
107. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. Первая половина XIX в. / Отв. ред. М.Ф. Шабаева. М.: Педагогика, 1973.
108. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1967, Т. 1.
109. Пасынков Л. Быт и игры кавказских народов // Северо-Кавказский край, 1925, №10. -С. 8-16.
110. Пашаева P.M. Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания в народной педагогике Дагестана. М., 1972. - 160 с.
111. Песни народов Северного Кавказа. JL: Сов. писатель, 1976. - 127 с.
112. Подласый П.И. Педагогика. М., 2001. - 256 с.
113. Полонский В.М. Методы анализа и прогноза развития педагогической науки // Педагогика, 1995, № 5. С. 18-24.
114. Попов С.Н. Пешком по Карачаю. Ростов н/Д, 1931. - 84 с.
115. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Оригинал и перевод на русский язык. Черкесск: Ставропольское кн. изд-во, 1990. - 368 с.
116. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 1958.
117. Прянникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник справочник. - М.: Новая школа, 1994. - 449 с.
118. Психология. Словарь / Под ред. A.B. Петровского. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
119. Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.: РАО, 1993, - 93 с.
120. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры /концепция исследования/ // Педагогика, 1995, № 5. С. 87-90.
121. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образовании //Вестник образования. М.: Просвещение, 1992, №10. - С. 2-25.
122. Роль национального языка и культуры в формировании и развитии личности // Тезисы докладов и выступлений на региональной научно-практической конференции. Нальчик, 1993.
123. Роль фольклора в формировании духовной жизни народа. Черкесск, 1986. - 173 с.
124. Российская педагогическая энциклопедия. 4.1. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. - 607 с.
125. Рубинштейн М.М. Общественное или семейное воспитание. М., 1916. -С. 21-24.
126. Рубинштейн М.М. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. М., 1927.
127. Руководство к познанию Кавказа. Сибирь, 1847, Кн. 2. - 238 с.
128. Русские писатели о языке. Хрестоматия / Под ред. A.M. Докусова. -Ленинград, 1955.-451 с.
129. Сборник сведений о Кавказских горцах. Народные сказания Кавказских горцев. Тифлис. Вып. VI, 1876. - С. 33-40.
130. Свадебная обрядность народов Карачаево-Черкесии: традиционное и новое. Черкесск, 1989. - 161с.
131. Свадебные обычаи народов современного Дагестана / Сборник статей под редакцией М.А. Агларова. Махачкала, 1988.
132. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л. В. Ковинько. М.: Политиздат, 1990. - 319 с.
133. Семейное воспитание/ Составитель П.А. Лебедев. М., 2001. - 408 с.
134. Семенов Л.П. Нартский эпос и памятники материальной культуры // Нартский эпос. Орджоникидзе, 1957. - 280 с.
135. Сказки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1992. - 336 с.
136. Сказания о нартах эпос народов Кавказа. - М.: Наука, 1969. - 548 с.
137. Словарь педагогических терминов / Под ред. В.В. Макаева. Пятигорск: изд. ПГЛУ, 1996. - 51 с.
138. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983. - 120 с.
139. Смирнова Я.С. Искусственное родство народов Северного Кавказа: формы и эволюция //Кавказский этнографический сборник, IX. М., 1989.
140. Смирнова Я. С. Современная свадьба у народов Карачаево-Черкесии // Полевые исследования ИЭАН СССР, 1975.
141. Спиркин А.Г. Человек. Культура. Традиции / Традиции в истории культуры. М.: Наука, 1978. - С. 5-14.
142. Соловьев Н.Я. Семья в социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1981.-64 с.
143. Сталь К.Ф. Кавказский сборник. Т. XXI. Тифлис, 1900.
144. Сумцов Н.Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских.-Харьков,1881.
145. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. - 132 с.
146. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. М.: Молодая гвардия, 1988. - 304 с.
147. Сухомлинский В.А. Письма к сыну / Предисл. Г. Медынского. М.: Просвещение, 1979. - 95 с.
148. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека /Этика коммунистического воспитания/ М.: Педагогика, 1990. - 287 с.
149. Сысоев В.М. Карачай// Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 43, 1913. 156с.
150. Тавернье Ж. Б. Шесть путешествий. //АБКИЕА, 1990.
151. Танхасаева С.С. Прогрессивные народные традиции в современной практике воспитания в семье в сельской школе Бурятии: Дис. канд. пед. наук. М., 1979. - 197 с.
152. Текеев K.M. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. М., 1989. - 448 с.
153. Тепцов В.Я. По истокам Кубани и Терека// СМОМПК, № 14, 1892.
154. Традиционный фольклор народов Дагестана/Под ред. Г.Г. Гамзатова. М., 1991.-496 с.
155. Узденов A.M. Запреты в нравственном воспитании карачаевской молодежи. Карачаевск: Изд. КЧГУ, 2003. - 147с.
156. Узденова С.Б. Самообслуживание как средство трудового, нравственного и гигиенического воспитания младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1988. - 24с.
157. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М.: Прогресс, 1980. - С. 165-183.
158. Урусбиев С.А. Сказания о нартских богатырях у татар-горцев Пятигорского округа //Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. -М., 1994.-720 с.
159. Урусбиева Ф.А. Карачаево-балкарский фольклор. Черкесск, 1979. - 320 с.
160. Ушинский К.Д. Биографические материалы / Собр. соч., т.11. М.-Л., изд. АПН РСФСР, 1952. - С.11-136.
161. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / Собр.соч. М. - Л., изд. АПН РСФСР, 1948, т.2. - С.69-167.
162. Ушинский К.Д. Родное слово / Собр.соч. М., - Л., изд. АПН РСФСР, 1948, т.2.-С.554-574.
163. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / Собр.соч. М.-Л., изд. АПН РСФСР, 1948, т.2. - С. 333-361.
164. Фольклор народов Карачаево-Черкесии / Жанр и образ/: сб. научных трудов. Черкесск, 1988. - 144с.
165. Фромм Аллан. Азбука для родителей. Л.: Лениздат, 1991. - 319с.
166. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М.: Народная педагогика, 1993. - 132с.
167. Холаев А.З. К вопросу о балкаро-карачаевском нартском эпосе // Сказания о нартах эпос народов Кавказа. - М.: Наука, 1969. - С.282-294.
168. Цаллагова З.Б. Воспитание совершенной личности средствами традиционной педагогики // Учебн. пособие по ред. Г.Н. Волкова. М.: Ассоциация «Народная педагогика», 1994. - 135с.
169. Черепанова И.Б. Дети взрослеют в труде. М.: Педагогика, 1990. - 174 с.
170. Чомаев К. И. О природе этнических предубеждений // Вопросы национальной психологии. — Черкесск, 1972. С. 150-175.
171. Чомаев К.И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа // Вопросы национальной психологии. -Черкесск, 1972. С. 85-150.
172. Чомаева М.Н. Подготовка подростков к будущей семейной жизни. -Карачаевск: изд-во КЧГПУ, Алиев, чт., 1999. 384 с.
173. Чомаева М.Н. Семья как институт социализации. Ставрополь: СГПИ, 2000. - 187 с.
174. Чум, Чум, Чум. Терек. Сост. Ортабаева Р. Черкесск: КЧИГИ, 1994. - 39с.
175. Шаманов И.М. Обряды и поверья карачаевцев, связанные с рождением ребенка (XIX нач. XX вв.) // Проблемы этической истории народов Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1980. - 80 с.
176. Щукин И.С. Материалы для изучения карачаевцев // Русский антропологический журнал, 1913, вып. 1-2.
177. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.21. С.23-178.
178. Эстетика: Словарь /Под общ. ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447 с.
179. Якубов 3. Педагогическая мудрость народа //Нар. образование, 1995, №2. -С.85-91.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.