Вопросы религии и атеизма в произведениях С.М. Степняка-Кравчинского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Арефьев, Михаил Анатольевич

  • Арефьев, Михаил Анатольевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1983, Ленинград
  • Специальность ВАК РФ09.00.06
  • Количество страниц 190
Арефьев, Михаил Анатольевич. Вопросы религии и атеизма в произведениях С.М. Степняка-Кравчинского: дис. кандидат философских наук: 09.00.06 - Философия религии. Ленинград. 1983. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Арефьев, Михаил Анатольевич

ВВЕДЕНИЕ. 3.

ГЛАВА I. Путь С.М.Степняка-Кравчинского к материализму и атеизму.

§ I. Эволюция народнического мировоззрения Степняка-Кравчинского. 15.

§ 2. Философские основы и роль революционной практики в формировании атеизма Степняка-Кравчинского. 50.

§ 3. Критика Степняком-Кравчинским концепции христианскогоциализма. 78.

ГЛАВА П.С.М.Степняк-Кравчинский как историк и критик религии.

§ I. Степняк-Кравчинский о происхождении религии и еециальной роли. 102.

§ 2. Проблема раскола и сектантства в России в трудах С.М.Степняка

Кравчинского .125.

§ 3. Опровержение С.М.Степняком-Кравчин-ским легенды о религиозности русского народа. 156.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Вопросы религии и атеизма в произведениях С.М. Степняка-Кравчинского»

Научная и политическая актуальность темы.

Разработка и осуществление конкретных, практических мер по усилению атеистического воспитания, которых требует Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", названное в материалах ХХУ1 съезда КПСС как "документ долговременного действия"предполагает знание и использование исторического опыта, традиций русской передовой общественной мысли в борьбе за научное, материалистическое мировоззрение.Их изучение помогает разработке целого ряда теоретических проблем современности, дает возможность лучше осмыслить задачи практической деятельности, включая теорию и практику научного атеизма. Проблема необходимости проведения историко-атеисти-ческих исследований, в том числе и по изучению атеистического наследия русского освободительного движения, достаточно хоро

2/ шо освещена в литературе. '

I/ Материалы ШТ съезда КПСС.- М.:Политиздат, 1981, с.75.

2/ См.: Францев Ю.П. Великий исторический опыт. - Вопросы научного атеизма, вып.4. М.:Мыель,1967; Гараджа В.И. История атеизма - актуальная задача марксистского исследования. - Вопросы научного атеизма, вып.5. М.: Мысль,1968; Григорьян М.М. В.И.Ленин и атеистическое наследство. - Вопросы научного атеизма, вып.8. М.: Мысль,1969; Окулов А.Ф. В.И.Ленин и некоторые современные проблемы теории, научного атеизма. - Вопросы научного атеизма, вып.8. М.: Мысль,1969; Иовчук М.Т. Произведение В.И.Ленина "О значении воинствующего материализма" и его продолжение на стр.4/

Вопрос, о традициях русской прогрессивной общественной мысли является в настоящее время предметом острой борьбы между буржуазной идеологией и коммунистической. Эта борьба, как правило, перерастает в конфронтацию по вопросу о происхождении большевизма. Идеологи антикоммунизма, в поисках теоретического "обоснования" для критики марксизма-ленинизма, часто обращаются к творчеству представителей различных этапов русского освободительного движения, фальсифицируя их взгляды /В.В.Зеньковский, Н.Лосский, Дж.Х.Биллингтон/. В этих условиях использование материалистического и атеистического наследства русских прогрессивных мыслителей выступает как действенное оружие в идеологической борьбе, помогает раскрытию условий, которые способствовали восприятию марксизма в Еоссии. продолжение/ актуальное значение в современной идеологической борьбе. - Вопросы научного атеизма, вып.13. М.: Мысль,1972; Смирнов А.Ф. Традиции свободомыслия и атеизма в русском освободительном движении ХУШ-Х1Х вв. - Вопросы научного атеизма, вып.20. М.: Мысль,1976; Сухов А.Д. Русский атеизм и освободительное движение. - М.: Знание,1978; Федосеев П.Н. Диалектика современной эпохи. - М.: Наука,1978; Лившиц Г.М. Атеизм русских революционных демократов. - Минск: Выш. школа, 1979; Тажуризина З.А. Актуальные вопросы истории атеизма. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979; Кудряшов Г.Е. Актуальные проблемы истории религии и атеизма и задачи атеистов региона. - Проблемы истории религии и атеизма. Межвузовский сборник. Чебоксары, 1980; Карпов Н.В. Атеистическая и антиклерикальная тема в творчестве Глеба Успенского. - Вопросы научного атеизма, вып.30. М.: Мысль,1982.

Значительный вклад в философские и атеистические традиции прошлого внесли представители революционного народничества. Это относится как к его идеологам, так и руководителям, организаторам движения. Среди последних выдающуюся роль сыграл С.М.Степняк-Кравчинский /1851-1895 гг./. Известный писатель, публицист, общественный деятель, он пользовался огромной популярностью среди радикальной интеллигенции. Крав-чинский был известен как революционер-интернационалист, принимавший непосредственное участие в национально-освободительной борьбе народов балканских стран. Его произведения в значительной мере способствовали знакомству западноевропейского общественного мнения с русским освободительным движением семидесятых годов XIX века. Они помогали развитию революционного сознания русского пролетариата, формированию его материалистического мировоззрения,содействовали идеологическому развенчанию царизма. Большое место в работах Кравчинского занимала критика религиозного миропонимания, разоблачение русского православия. Известно, что В.И.Ленин использовал литературное творчество Степняка-Кравчинского в борьбе с политическими противниками российской социал-демократии,^рекомендовал

2/ применять его в качестве пропагандистского материала. ■'

Актуальность исследования творчества Кравчинского определяется следующими моментами:

Во-первых, недостаточной изученностью философского и атеистического наследства представителей революционного народни

I/ См.: Ленин В.Ж Полн.собр.соч., т.7, с.42; т.9, с.181. 2/ См.: Ленинский сборник XIX. - М.: Партийное изд-во, 1932, с.467. чества, значения борьбы семидесятников против религии и идеализма. В литературе практически отсутствуют исследования воззрений революционных народников на религию и атеизм, их отношения к разновидностям феодального социализма, рафинированным формам религии. Между тем без такого рода исследований нельзя составить научной истории становления и развития русского антиклерикализма, свободомыслия и атеизма. Анализ взглядов Крав-чинского, которые были характерны для большинства народников, дает возможность выяснить их отношение к религии и атеизму, существо их критики христианского социализма и толстовства, попыток отдельных народников связать религию с революционным движением.

Во-вторых, тем, что во взглядах Кравчинского на религию и атеизм имелись некоторые своеобразные моменты, отличные от воззрений признанных идеологов революционного народничества: М.А.Бакунина, П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачева. Кравчинский преодолел ряд существенных недостатков народнического атеизма: его анархистскую антирелигиозность, стремление к уничтожению религии и церкви, неверие в возможность единства действий верующих и атеистов в борьбе против самодержавия, выдвижение религиозного вопроса на передний план. Тщательное изучение именно этих особенностей атеизма Кравчинского дает возможность конкретизировать понятие "атеизм русских революционных народников", показать его действенный, революционный характер.

В-третьих, той острой идеологической и политической борьбой, которая в наши дни развернулась вокруг попыток лидеров русской церковной эмиграции возродить к жизни идеи монархизма, представить русское самодержавие как альтернативу Советской власти. Идеологи карловацкой религиозно-политической группировки предлагают самодержавие в качестве общественного идеала, некой позитивной социально-политической программы. Анализ творчества Кравчинского дает дополнительную аргументацию для критики этих отживших идей.

Состояние исследования проблемы.

Методологической основой данной работы являются труды основоположников марксизма-ленинизма. В современной исследовательской литературе имеется значительное количество работ, посвященных идеологии революционного народничества, анализу творчества и деятельности его выдающихся представителей.^ Однако в ней освещены далеко не все стороны творчества народников-семидесятников. Недостаточно изучены вопросы, касающиеся их мировоззрения, философских и социологических идей. Менее всего изучено атеистическое наследие революционной интеллигенции 70-х годов.

До настоящего времени нет ни одной монографии, в которой рассматривались бы свободомыслие и атеизм революционных народ

I/ См.: Филиппов Р.В. Идеология Большого общества пропаганды /1869-1874/. - Петрозаводск: Карельское книжн. изд-во, 1963; Итенберг B.C. Движение революционного народничества.Народнические кружки и "хождение в народ" в 70-х годах XIX века.-М.: Наука, 1965; Волк С.С. Народная воля, 1879-1882. - М.-Л., 1966; Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Идеологи русского народничества. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1966; Бога-тов В.В. Философия П.Л.Лаврова. - М.: Изд-во Моск. ун-та,1972; Пантин И.К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке. -М.: Политиздат, 1973; Семенкова Т.Г. Экономические в згляды П.Л.Лаврова.- М.: Высш.школа, 1980; Шахмат ов Б.М. Этюды к творческому портрету. - М.: Мысль, 1981 и другие. ников или анализировались бы атеистические представления кого-либо из их представителей. Среди трудов, которые в какой-то степени затрагивают этот вопрос, мы можем назвать лишь работу В.А.Малинина "Философия революционного народничества", где есть параграф под названием "Атеизм. Критика религии и теологии" и монографию А.Д.Сухова "Атеизм передовых русских мыслителей", в которой имеется глава "Революционные народники".

Однако история атеизма в России привлекает внимание сове -тских ученых. При этом большое внимание уделяется вопросу об отношении к религии русских революционных мыслителей и деяте-чей 70-х годов. Пример тому - ряд публикаций в периодике, сборниках научных трудов. А.И.Володин исследовал воззрения П.Л.Лаврова на происхождение религии, ее сущность и историю, формы ее преодоления.1^ Н.В.Карпов дал анализ антирелигиозных и антиклерикальных мотивов в лирическом творчестве ряда предстар/ вителей революционного народничества. ' М.М.Никандрова дала исследование атеизма М.А.Бакунина, его решения проблемы отношения революции к религии, путях преодоления религиозных предрассудков. Она рассмотрела вопрос об отношении народников-семидесятников к сектантам, попытках ведения социалистической

I/ См.: Володин А.И. П.Л.Лавров как исследователь и критик религии. - Вопросы научного атеизма, вып.17. М.: Мысль,1975; Его же. "В истории возникают странные параллели."/Об одном почти забытом эпизоде из истории борьбы с религией в России 60-х годов XIX в./ - Вопросы научного атеизма, вып.25, М.:Мысль, 1980.

2/ См.: Карпов Н.В. Нелегальная поэзия революционных народников в борьбе с церковно-религиозной идеологией. - Историко-литературный сборник. Калуга, 1970. пропаганды в сектантской среде. ' Б.М.Шахматов проанализирор/ вал основные моменты религоведческой концепции П.Н.Ткачева. ' Среди опубликованных работ по анализу атеистического наследия революционных народников нет ни одной, которая рассматривала бы антиклерикализм, свободомыслие и атеизм Кравчин-ского, хотя эта тема была одной из ведущих в его литературном творчестве. В исследовательской литературе имеется известное количество работ, посвященных анализу литературных произведений Степняка-Кравчинского, его революционной деятельности, отдельных моментов философских и социологических воззрений. ^ Есть исследования монографического характера, как дореволюци

I/ См.: Никандрова М.М. Антитеологизм М.А.Бакунина. -Философские и социологические исследования. Ученые записки кафедр общественных наук вузов г. Ленинграда. Философия, вып. ХШ. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1972; Ее же. Революционное народничество и сектантство. - Наука и религия, 1966, № II.

2/ См.: Ткачев П.Н. Очерки из истории рационализма.Статья первая. /Черновой автограф/ /Публикация,вступительная статья и примечания Б.М.Шахматова/. - Вопросы научного атеизма,вып.25. М.: Мысль, 1980.

3/ См.: Панева А.Н. С.М.Степняк-Кравчинский /Жизнь и литературное творчество/: Автореф. дис. . канд. филол. наук.-М., 1950; Маевская Т.П. Идейно-художественные искания С.М.Степняка-Кравчинского: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Киев, 1967; Бояровская Е.В. Творчество С.М.Степняка-Кравчинского: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Харьков, 1967; Кос-тенко В.И. С.М.Степняк-Кравчинский и его место в народнической литературе: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Ростов-на-Дону, 1968; Иванов Ю.Н. Отражение революционно-народнического продолжение на с.10/ онные, так и современные, которые посвящены жизни и деятельности этого выдающегося представителя революционной интеллигенции 70-х годов. 0 Кравчинском писали его современники,такие как Л.Дейч, В.Засулич, П.Кропоткин, Л.Шишко.^ Фундаментальный труд о жизни,деятельности и творчестве Степняка-Крао/ вчинского опубликовала Е.А.Таратута. '

Цель и задачи исследования. Цель диссертации - проанализировать атеистическое наследие Кравчинского, его взгляды как отражение господстовавших продолжение/ движения в литературном наследии С.М.Степняка-Кравчинского: Автореф. дис. . канд. истор. наук. - Воронеж, 1969; Семенов B.JI. Связи С.М.Степняка-Кравчинского с деятелями общественного движения в Англии: Автореф.дис. . канд. истор. наук. - Пермь,1973; Левин Ш.М. Очерки по истории русской общественной мысли. Вторая половина XIX - начало XX века. - Л.: Наука, 1974./Гл.10. Народничество в трудах С.М.Степняка-Кравчинского./; Ткаченко В.Б. Философские и социологические идеи в произведениях деятелей революционного подполья 60-70-х годов XIX века /И.А.Худяков, Н.Д.Ножин, П.Ф.Николаев, Г.А.Лопатин, С.М.Степняк-Кравчинский/: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 1981.

I/ См.: Дейч Л. Сергей Михайлович Кравчинский-Степняк. -Пг.,1919; Засулич В.И. Статьи о русской литературе.- М.¡Гослитиздат, i960; Кропоткин П. Идеалы и действительность в русской литературе. - Соч. СПб., 1907, т. 5; Шишко Л. Сергей Михайлович Кравчинский и Кружок Чайковцев. - СПб., 1906; Шишко Л.Э. Статьи по истории русской общественности. - Пг. -М., 1918; Его же. Общественное движение в шестидесятых и первой половине семидесятых годов. - М., 1920.

2/ См.: Таратута Е. С.М.Степняк-Кравчинский - революционер и писатель. - М.: Худож. лит., 1973. среди революционных народников воззрений на религию и атеизм, дать их оценку, показать их своеобразие и значение.

В диссертации ставятся следующие задачи:

- доказать, что свободомыслие и атеизм Кравчинского являлись следствием его материалистического мировоззрения, продолжением материалистических традиций в отечественной домарксистской философии, поднятой Н.Г.Чернышевским и его соратниками на высшую ступень. Показать, что Кравчинский в своих взглядах на религию и церковь отразил, по преимуществу, представления русского пореформенного крестьянства.

- раскрыть вклад Кравчинского в понимание реакционной социальной рож православия, в исследование русского религиозного сектантства и старообрядчества, во взаимодействие религии с другими формами общественного сознания: наукой, нравственностью, политикой. Рассмотреть на примере эволюции народнического, идеалистического мировоззрения Кравчинского причины развития мировоззрения радикальной интеллигенции 70-х годов по пути к материализму и атеизму, восприятию марксизма.

- показать, что произведения Кравчинского, насыщенные атеистической проблематикой, представляют собой не только исторический интерес. Они могут быть использованы и сегодня в борьбе против религии и клерикализма, для критики идеологии и политики русской церковной эмиграции.

Источники диссертации.

Данная работа базируется на следующих источниках:

- во-первых, на трудах С.М.Степняка-Кравчинского, опубликованных на русском и английском языках, его переписке;

- во-вторых, на трудах В.Г.Белинского и Д.И:.Писарева; П.Л.Лаврова, П.А.Кропоткина и Г.И.Успенского; Г.В.Плеханова и В.Д.Бонч-Бруевича;

- в третьих, на русских дореволюционных газетах и журналах, выходивших как легально, так и нелегально;

- в-четвертых, на исследованиях по истории революционного народничества, философской и атеистической литературе, научной биографии Степняка-Кравчинского, энциклопедической литературе;

- в-пятых, на мемуарной литературе;

- в-шестых, на архивных источниках: материалах Архива Дома Плеханова, фонде № 112 Центрального Государственного архива Октябрьской революции, опись № 2, дело № 1756.

Научная новизна диссертации.

Научной новизной исследования является то, что впервые:

1. Используя проблемный подход, позволяющий выделить и проанализировать основные философские и атеистические идеи Кравчинского, определены место и роль его атеистического наследия в истории антиклерикализма, свободомыслия и атеизма революционного народничества.

2. На основании анализа творчества Кравчинского, архивных материалов, впервые вводимых в научный оборот, показано, что он сумел преодолеть догматическую антирелигиозность народнического атеизма, выдвигал требование свободы совести, выступал за создание широкого союза всех антиправительственных сил; что мировоззрение Кравчинского проделало значительную эволюцию в направлении к марксизму.

3. Показывается, что Кравчинский рассматривал атеизм как следствие материалистической философии, основывающейся на научных знаниях; что особенности его атеистических воззрений определялись активным участием в революционном движении!.

4. Доказывается, что критика религии и церкви рассматривалась Кравчинским в тесной связи с задачами борьбы против царизма; что в наши дни его аргументы могут быть использованы в критике богословского мифа о "религиозном характере"русского народа, монархических идей русской церковной эмиграции.

5. Отмечается, что анализ творчества Кравчинского как историка раскола русского православия и сектантства позволяет проследить предпосылки и идейные истоки программы, которую выдвинула российская социал-демократия на II съезде,в вопросе организации в сектантской среде пропагандистской работы; выявить влияние его атеистического наследства на формирование научных интересов В.Д.Бонч-Бруевича.

Практическое значение исследования.

Проведенный в диссертации анализ воззрений Кравчинского на религию и атеизм может быть использован для разработки научной истории антиклерикализма, свободомыслия и атеизма революционного народничества. Потребность в таком исследовании имеется. Материалы диссертации могут быть использованы в курсе лекций "Основы научного атеизма" для высших учебных заведений в разделе "Атеизм и общественный прогресс" при анализе основных форм домарксистского атеизма. Поэтому исследование имеет практическое значение.

Положения и выводы диссертации могут быть также использованы для усовершенствования учебных программ сети партийного и комсомольского просвещения, в университетах и школах научного атеизма по теме "Домарксистский атеизм. Основные этапы его развития," в устной пропаганде общества "Знание". Материалы исследования использованы при создании экспозиции в Государственном музее истории религии и атеизма и могут быть использованы в экспозициях других музеев истории религии и атеизма, исторических и краеведческих музеев.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии», Арефьев, Михаил Анатольевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .

Атеистическое наследие Кравчинского занимает значительное место в истории антиклерикализма, свободомыслия и атеизма русского революционного народничества. Его взгляды как одного из выдающихся деятелей, "практиков" революционного движения 70-х годов на религию и атеизм были типичны для большинства народников-семидесятников. Вместе с тем,они содержали ряд существенных особенностей, что дает нам основание говорить об оригинальности, своеобразии воззрений Кравчинского.

Основной линией отношения Кравчинского к религии являлся атеизм, опиравшийся на материалистическую философию, революционную идеологию, убеждение в неизбежности социальной революции. Отдельные недостатки и некоторые ошибочные мысли Кравчинского, в значительной степени преодоленные в ходе эволюции его мировоззрения к материализму и атеизму, восприятию марксистских идей, не являлись системой его взглядов.

Труды Кравчинского были тесно связаны с практикой русского освободительного движения, его разночинского этапа. Вся его жизнь, творчество были посвящены борьбе с самодержавием, отданы делу подготовки народной революции. Религиозный вопрос рассматривался Кравчинским как составная часть общего вопроса борьбы с царизмом, как подчиненный момент стратегии революционного движения.

Литературное творчество Кравчинского сыграло заметную роль в формировании революционного сознания русского пролетариата, его материалистического и атеистического мировоззрения. Об этом неоднократно упоминал В.И.Ленин. "Антицаристская" деятельность Кравчинского, его усилия по идеологическому развенчанию идей монархизма отмечались и были высоко оценены Ф.Энгельсом.

Эволюция народнического мировоззрения Кравчинского отразила основные этапы эволюции, кризис революционного народничества. Главной ее причиной явилась внутренняя противоречивость народнической идеологии, вызванная развитием России по капиталистическому пути, отсутствием в 70-х годах сформировавшегося рабочего, класса. Огромное влияние на эволюцию мировоззрения Кравчинского оказали труды основоположников марксизма, личное знакомство с Ф.Энгельсом, сотрудничество Кравчинского с первой русской марксистской организацией - группой "Освобождение труда".

Антиклерикализм, свободомыслие и атеизм Кравчинского с наибольшей силой проявились при анализе социальной роли православия в истории России. На большом фактическом материале Кравчинский раскрыл "круговую поруку" православной церкви и русского самодержавия. Много внимания уделялось им объяснению происхождения религии, ее исторического развития. Однако, в этом вопросе Кравчинский допускал известную ошибку, игнорируя, как и другие народники, решающую роль социальных, классовых корней как основной причины возникновения и сохранения религиозных предрассудков, идеалистически решая проблему происхождения религии.

Заслугой Кравчинского явилось то, что, исследуя социальную роль религии, он рассматривал ее не только в плане взаимодействия с общественно-исторической практикой, но и в плане ее реакционного влияния на нравственность, политику. Как историограф он раскрывал консервативную, охранительскую функцию православия в истории русского государства.

Атеизм Кравчинского представлял собой развернутую систему взглядов на возникновение и сущность религии, ее реакционную роль в обществе. Он характеризовался Кравчинс-ким как революционное учение, способствовавшее делу духовного освобождения личности.

Определенную значимость представляют выступления Кравчинского против богословских и идеалистических утверждений о некой "врожденной религиозности русского народа". Он неоднократно подчеркивал значение богатых материалистических и атеистических традиций для развития русской общественно-политической мысли. Преодоление религиозных заблуждений, мистицизма Кравчинский тесно связывал с развитием науки, общего уровня культуры и просвещения народных масс.

Антиклерикализм Кравчинского отражал, по преимуществу, представления русского пореформенного крестьянства,ненавидевшего правительство и казенную церковь. В своих работах он показал процеес секуляризации деревни, получивший развитие под влиянием■зарождавшихся буржуазных отношений.

Резкой критике в произведениях Кравчинского были подвергнуты идеи христианского социализма и толстовства, которые использовались для раскола русского революционного движения, отвлечения трудящихся от борьбы за свои права и интересы. Отрицательно относился Кравчинский к попыткам отдельных народников связать религию и революционное движение, делать ставку на религиозное сектантство как основную силу социального протеста.

Атеизм и революционное свободомыслие Кравчинского, других революционных народников, были неразрывно связаны с их материалистической философией, которая служила теоретической основой мировоззрения революционно-демократической интеллигенции, а также с практикой революционной борьбы. Материализм привлекал Кравчинского своим отношением к природе, стремлением познать ее такой, какая она есть, антитеологической направленностью. Однако, Кравчинский несумел понять сущности материализма как развивающегося мировоззрения, проходящего через определенные исторические формы. Чаще всего материализм отождествлялся им с грубыми формами его проявления: вульгарным и географическим материализмом, антропологическим материализмом русских революционных демократов, в первую очередь, Н.Г.Чернышевского.

Во взглядах на общество Кравчинский проводил мысль о господстве биолого-географических законов, пытался свести общественные явления к биолого-физиологическим. Наряду с этим,мы можем доказательно утверждать о наличии в мировоззрении Кравчинского некоторых моментов материалистического объяснения истории. Именно они позволили Кравчинскому правильно решать многие вопросы религии и атеизма, определили его место и роль в истории революционного народничества.

Идейное наследие деятелей революционного народничества, в том числе и Кравчинского, является предметом ос трои идеологической борьбы, которая перерастает в борьбу по вопросу о происхождении большевизма. Поэтому марксистский анализ их мировоззрения, теоретической и практической деятельности является актуальной задачей. Он дает возможность проследить материалистические и атеистические традиции передовой общественной мысли в России, выступает действенным оружием в современной идеологической борьбе, когда значительно активизировалась деятельность церковников по "подчистке" исторического прошлого религии и церкви.

Анализ атеистического наследия народников, и Кравчинского в частности, помогает раскрыть идейные истоки постановки вопросов религии и атеизма русской социал-демократией. В.И.Ленин подчеркивал, что революционное наследство семидесятников способствовало "прямо или косвенно - последующему революционному воспитанию русского народа".^

В диссертации показывается, что творчество Кравчинского представляет собой не только исторический интерес. Оно используется и сегодня для критики монархических устремлений русской церковной эмиграции, в деле воспитания трудящихся. Пример тому - многочисленные издания произведений Кравчинского после Великой Октябрьской социалистической революции.

I/ Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.30, с.315.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Арефьев, Михаил Анатольевич, 1983 год

1. Произведения классиков марксизма-ленинизма.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б.Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч. 2-е изд., т.4, с.419-459.

4. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13, с.5-9.

5. Энгельс Ф.Какое дело рабочему классу до Польши? Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.16, с.156-166.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Извещение Организационной комиссии о созыве Международного социалистического рабочего конгресса. Соч. 2-е изд., т.21, с.556-558.

7. Энгельс Ф. Внешняя политика русского царизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.22, с.11-52.

8. Энгельс Ф. Конраду Шмидту, 27 октября 1890 г. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.37, с.414-422.

9. Энгельс Ф. Фердинанду Тённису, 24 января 1895 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.39, с.326-328.

10. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? -Полн. собр. соч., т.2, с.505-550.

11. Ленин В.И. Проект программы нашей партии. Полн. собр. соч., т.4, с.211-239.

12. Ленин -Ь.И. Внутреннее обозрение. Полн. собр. соч., т.5,с.297-347.

13. Ленин В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения. Полн. собр. соч., т.6. с.1-192.

14. Ленин В.И. Политическая агитация и "классовая точка зрения". Полн. собр. соч., т.6, с.264-270.

15. Ленин В.И. Политическая борьба и политиканство. Полн. собр. соч., т.7, с.34-42.

16. Ленин В.И. Рабочая и буржуазная демократия. Полн.собр. соч., т. 9, с.179-189.

17. Ленин В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции.-Полн. собр. соч., т.17, с.206-213.

18. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. -Полн. собр. соч., т.17, с. 415-426.

19. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви. -Полн. собр. соч., т.17, с.429-438.

20. Ленин В.И. Л.Н.Толстой. Полн. собр. соч., т.20,с.19-24.

21. Ленин В.И. 0 политической линии. Полн. собр. соч., т.22, с.99-106.

22. Ленин -Ь.и. 0 левонародниках. Полн. собр. соч., т.25, с.155-158.

23. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Лекции по философии истории". -Полн. собр. соч., т.29, с.279-290.

24. Ленин В.И. Замечания и пометки на книгах: В.Шулятиков. Оправдание капитализма в западноевропейской философии.

25. От Декарта до Э.Маха. -Полн. собр. соч., т.29, с.459-474.

26. Ленин В.И. Доклад о революции 1905 года. Полн. собр. соч., т. 30, с.306-328.

27. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме.

28. Полн. собр. соч., т.41, с.1-104.

29. Ленин В.И. Редакционная заметка к программе занятий в крестьянских кружках. В кн.: Ленинский сборник. XIX. М., 1932, с.466-468.

30. Ленин В.И. Тетради по аграрному вопросу. 1900-1916 г.г.-М.: Политиздат, 1969. 663 с.

31. Документы и материалы КПСС.28. 0 работе среди сектантов. В кн.: Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1898-1917. М., 1970,т.I, с.72.

32. Материалы ХХУТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.

33. Письмо Е.Д.Дубенской Л.Г.Дейчу /двадцатые годы/. -Государственная публичная библиотека им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Архив Дома Плеханова. Фонд 1097, ед. хр.327.

34. Аксельрод П.Б. Пережитое и передуманное: В 2-х кн. -Берлин, 1923, кн.1. 444 с.

35. Андреев М. Христианский социализм. В кн.: Филос. энциклопедия. 1970, т.5, с.446-447.

36. Анисимов С.Ф. Нравственный прогресс и религия. М.: Мысль, 1965. - 183 с.

37. Бахрушин С. К вопросу о крещении Киевской Руси. В кн.: Религия и церковь в истории России: /Советские историки о православной церкви в России/. М., 1975, с.16-36.

38. Белинский В.Г. Письмо к Н.В.Гоголю 15 июля н.с.1847 г.-Полн. собр. соч.: В 13-ти тт. М., 1956, тЮ, с.212-220.

39. Белинский В.Г. Д.П.Иванову. 7 августа 1837 г. -Полн. собр. соч.: В 13-ти тт. М., 1956, т.II, с.140-156.

40. Беркова К.Н. С.М.Кравчинский /Степняк/. М.: Изд-во всесоюзного об-ва политкаторжан и сс.-поселенцев, 1925.16 с.

41. Богомолов A.C. Немецкая буржуазная философия после1865 года. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1969. - 448 с.

42. Бонч-Бруевич В.Д. Мое изучение крестьянского вопроса.-Избр. соч.: В 3-х т. М., 1959, т.1, с.314-329.

43. Бонч-Бруевич В.Д. Раскол и сектантство в России: /Доклад второму очередному съезду РСДРП/. Избр. соч.: В 3-х т. М., 1959, т.1, с.153-189.

44. Бояровская Е.В. Творчество С.М.Степняка-Кравчинского: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Харьков, 1967. -20 с.

45. Виленская Э.С. Н.К.Михайловский и его идейная роль в народническом движении 70-х начала 80-х годов XIX века. - М.: Наука, 1979. - 301 с.

46. Володин А.И. П.Л.Лавров как исследователь и критик религии. Вопросы научного атеизма, вып.17. М.: Мысль,1975,с.230-257.

47. Володин А.И. Утопия и история: /Некоторые проблемы изучения домарксистского социализма/. М.: Политиздат, 1976. - 271 с.

48. Володин А.И. "В истории возникают странные параллели." /Об одном почти забытом эпизоде из истории борьбы с религией в России 60-х годов XIX в./. Вопросы научного атеизма, вып. 25. М.: мысль, 1980, с.283-298.

49. Володин А.И. А.И.Герцен: о своеобразии его отношения к религии. Вопросы научного атеизма, вып.30. М.: Мысль, 1982, с.173-199.

50. Галактионов A.A. , Никандров П.Ф. Идеологи русского народничества. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1966. -148 с.

51. Гараджа В.И. История атеизма актуальная задача марксистского исследования. - Вопросы научного атеизма, вып. 5. М.: Мысль, 1968, с.363-373.

52. Гордиенко Н.С., Носович В.И., Харахоркин й.Р. Современное православие и его идеология. М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 205 с.

53. Гордиенко Н.С. Атеизм и религия в современной борьбе идей. Л.: Лениздат, 1982. - 175 с.

54. Григорян М.М. В.И.Ленин и атеистическое наследство. -Вопросы научного атеизма, вып. 8. М.: Мысль, 1969,с.267-281.

55. Губанов Н.И. Критика религиозной морали: /Лекция, прочитанная на зональном семинаре пропагандистов-атеистов РСФСР/. М., 1963. - 19 с.

56. Дейч Л. Сергей Михайлович Кравчинский Степняк. - Пг., 1919. - 68 с.

57. Дело петрашевцев: В 3-х т. М.-Л., 1951, т.З. -518 с.

58. Емелях Л.И. Исторические предпосылки преодоления религии в советской деревне: /Секуляризация деревни накануне Великого Октября/. В кн.: Актуальные проблемы истории религии и атеизма, вып.1. Л.,1975. - 152 с.

59. Емелях Л.И. Психология русского крестьянства и религия в кривом зеркале "советологов". В кн.: Социально-психологические аспекты критики религиозной морали, вып. 2. Л.,1974, с.3-19.

60. Есин Б.И. Русская газета и газетное дело в России: /Задачи и теоретико-методологические принципы изучения/. М.:1981. 132 с.

61. Засулич В.И. Статьи о русской литературе. М.: Худ.лит., I960. - 306 с.

62. Земля и воля:/Передовица С.М.Кравчинского/ Земля и воля, 25 октября 1878 г., № I, с.1-3.

63. Зоц В.А. Культура.Религия. Атеизм. М.: Политиздат,1982. 158 с.

64. Иванов Ю.Н. Отражение революционно-народнического движения в литературном наследии С.М.Степняка-Кравчинского: Автореф. дис. . канд. истор. наук. Воронеж, 1969. -20 с.

65. Из огня да в полымя! /Пропагандистская сказка С.М.Степняка-Кравчинского/. В кн.: Агитационная литература русских революционных народников.Потаенные произведения 1873-1875 гг. Л., 1970, с.124-155.

66. Из письма С.М.Степняка-Кравчинского П.Л.Лаврову. Конец 1875 г. В кн.: Освобождение Болгарии от турецкого ига: В 3-х т. М., 1961, т.1, с.93-94.

67. Из переписки С.М.Кравчинского. Сообщила Э.Корольчук. -Красный Архив. Том 6 /19/. 1926. М.-Л.: Госиздат,1927, с.195-202.

68. Иллерицкий В.Е. Революционная историческая мысль в России: /Домарксистский период/. ГЛ.: Мысль, 1974. - 350 с.

69. Ингерман С.М. Г.В.Плеханову, П.Б.Аксельроду, В.И.Засулич. 1891 г. - В кн.: Лит. наслед. Г.В.Плеханова. I. М., 1934, с.247-248.

70. Иовчук М.Т. Произведение В.И.Ленина "0 значении воинствующего материализма" и его актуальное значение в современной идеологической борьбе. Вопросы научного атеизма, вып. 13. М.: Мысль, 1972, с.5-22.

71. Итенберг Б. Дмитрий Рогачев, революционер-народник. М.: Изд-во соц.-экон. лит., I960. - 90 с.

72. Итенберг Б.С. Революционные народники и вопросы религии: /Из истории "хождения в народ"/. В кн.: Вопросы истории религии и атеизма. XI. М., 1963, с.293- 305.

73. Итенберг Б.С. Движение революционного народничества: /Народнические кружки и "хождение в народ" в 70-х годах

74. XIX в./. М.: Наука, 1965. - 443 с.

75. Итенберг Б.С. Южно-российский союз рабочих. М.: Мысль, 1974. - 270 с.

76. Карпачев М.Д. Русские революционеры-разночинцы и буржуазные фальсификаторы. М.: Мысль, 1979. - 210 с.

77. Карпов Н.В. Нелегальная поэзия революционных народников в борьбе с церковно-религиозной идеологией. В кн.:

78. Историко-литературный сборник. Калуга,1970, с.63-93.

79. Карпов Н.В. Атеистическая и антиклерикальная тема в творчестве Глеба Успенского. Вопросы научного атеизма, вып.30. М.: Мысль, 1982, с.200-215.

80. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России: /60-е годы XIX в. 1917 г./.- М.: Наука,1965. - 348 с.

81. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.: Наука, 1973. - 256 с.

82. Клибанов А.И. Из мира религиозного сектантства. Встречи. Беседы. Наблюдения. М.: Политиздат, 1974. - 255 с.

83. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России: /Период феодализма/. М.: Наука, 1977. - 335 с.

84. Клочков В.В. Закон и религия: /От государственной религии в России к свободе совести в СССР/. М.: Политиздат, 1982. - 160 с.

85. Костенко В.И. С.М.Степняк-Кравчинский и его место в народнической литературе: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 1968. - 19 с.

86. Костенко H.A. Атеизм и нравственность: /Роль научного атеизма в формировании коммунистической нравственности/.-М.: Мысль, 1982. 175 с.

87. Котляревский С.А. Ламеннэ и новейший католицизм. М., 1904. - 476 с.

88. Кравчинский С.М. П.Л.Лаврову. 1875 г. - В кн.: Богучар-ский В. Активное народничество семидесятых годов. М., 1912, с.126-127.

89. Кравчинский С. Смерть за смерть. -Пг., 1920. 24 с.

90. Кравчинский. Софья Илларионовна Бардина. СПб., 1906. -32 с.

91. Кропоткин П. Взаимная помощь, как фактор эволюции. -СПб., 1907. 351 с.

92. Кропоткин П. Идеалы и действительность в русской литературе. Соч. СПб., 1907, т.5. - 367 с.

93. Кропоткин H.A. Записки революционера. М.: Мысль, 1966.504 с.

94. Крывелев И.А. Библия: /Историко-критический анализ/. -М.: Политиздат, 1982. 255 с.

95. Кудряшов Г.Е. Актуальные проблемы истории религии и атеизма и задачи атеистов региона. В кн.: Проблемы истории религии и атеизма. Чебоксары, 1980, с.54-67.

96. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском государстве.-М.: Политиздат, 1981. 263 с.

97. Лавров П.Л. Народники-пропагандисты 1873-78 годов. -СПб., 1907. 318 с.

98. Лавров ПЛ. Исторические письма. Избр. произведения: В 2-х т. М., 1965, т.2. - с.7-285.

99. Лавров ПЛ. Христианский идеал перед судом социализма. -Вопросы научного атеизма, вып.17. М.: Мысль,1975,с.258-276.

100. Ламеннэ Ф. Слова верующего. М., 1919. - 120 с.

101. Левин Ш.М. Общественное движение в России в 60-70-е годы XIX века. М.: йзд-во соц.-экон. лит.,1958. - 510 с.

102. Левин Ш.М. Очерки по истории русской общественной мысли: /Вторая половина XIX начало XX века/. - Л.: Наука, 1974.

103. Гл. 10. Народничество в трудах С.М.Степняка-Кравчин-ского, с.222-242.

104. Лившиц Г.М. Атеизм русских революционных демократов.

105. Мн.: Выш. школа, 1979. -304 с.

106. Лопатин Г.А. Энгельсу, 23 ноября 1878 г. - В кн.: К.Маркс, Ф.Энгельс и революционная Россия. М., 1967,--с.353-354.

107. Маевская Т.П. Идейно-художественные искания С.М.Степня-ка-Кравчинского: Автореф. дис. . канд. филол. наук.-Киев, 1967. 19 с.

108. Майский И.М. Путешествие в прошлое: /Воспоминания о русской политической эмиграции/. М.: Изд-во АН СССР, i960. - 325 с.

109. Малинин В.А. Философия революционного народничества. -М.: Наука, 1972. 338 с.

110. Маслин М.А. Критика буржуазных интерпретаций идеологии русского революционного народничества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 118 с.

111. Миловидов В.Ф. Исторические судьбы раскола и старообрядчество. Вопросы научного атеизма, вып.25. М.: Мысль, 1980, с.99-117.

112. Миндлин И.Б. Формирование атеистических воззрений Г.В.Плеханова. Вопросы научного атеизма, вып.10. М.: Мысль, 1970, с.291-308.

113. Морозов H.A. Автобиография. В кн.: Энциклопедический словарь русского библиографического института "Гранат", т.40, вып.7-8, столб.307.

114. Морозов H.A. Повести моей жизни: В 2-х т. М., 1965, т.1. - 407 с.

115. Нигилист у себя дома. /Воспоминания о С.М.Степняке-Крав-чинском из лондонской газеты "Санди тайме"/. В кн.:

116. Степняк-Кравчинский С.М. В лондонской эмиграции, М., 1968, с.363-366.

117. Никандрова М.М. Революционное народничество и сектантство. Наука и религия, 1966, Ш II, с. 74-76.

118. Никандрова М.М. Антитеологизм М.А.Бакунина. Филос. и социол. исследования. Уч. зап. кафедр общ. наук г. Ленинграда. Филос. Вып. XIII. JI., 1972, с.227-236.

119. Новиков М.П. Тупики православного модернизма /Критический анализ богословия XX века/. М.: Политиздат, 1979.167 с.

120. Окулов А.Ф. В.И.Ленин и некоторые современные проблемы теории научного атеизма. Вопросы научного атеизма, вып. 8. М.: Мысль, 1969, с.24-41.

121. Панева А.Н. С.М.Степняк-Кравчинский: /Жизнь и литературное творчество/: Автореф. дис. . канд. филол. наук. -М., 1950. 16 с.

122. Пантин И.К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке. М.: Политиздат, 1973. - 358 с.

123. Писарев Д.И. Реалисты. Соч.: В 4-х т. М., 1956, т. 3, с.7-139.

124. Письмо С.М.Кравчинского к членам Исполнительного комитета "Народной воли". Март 1882. В кн.: Революционное народничество 70-х годов XIX века: В 2-х т.М.-Ji., 1965, т.II, док 84, с.339-347.

125. Плеханов Г.В. Еще раз социализм и политическая борьба. -Соч.: В 24-х тт. М., б.г., т.XII, с.67-102.

126. Плеханов Г.В. 0 так называемых религиозных исканиях в России. Избр. филос. произведения: В 5-ти т. М.,1957, т.З, с.326-437.

127. Плеханов Г.В. Французский утопический социализм XIX века. 0 религии и церкви. Избр. произведения. М.,1957, с.221-224.

128. Программа Исполнительного комитета "Народной воли". -Календарь Народной воли на 1883 г. Яенева,1883,с.4-8.

129. Пругавин A.C. Значение сектантства в русской народной жизни. -Русская мысль, кн.1. М.,1881, с.301-363.

130. Рачинский Г. Введение. В кн.: Ламеннэ Ф. Слова верующего. М., 1919, с.У-ШУ.

131. Рейснер М.А. Государство и верующая личность. СПб., 1905. - 423 с.

132. Сакулин П.Н. Русская литература и социализм. М.: Госиздат, 1922. - 504 с.

133. Селиверстова H.H. Вопросы истории и религии в трудах А.П.Щапова. Вопросы научного атеизма, вып.10. М.: Мысль, 1970, с.309-330.

134. Семенкова Т.Г. Экономические взгляды П.Л.Лаврова. М.: Высш. школа, 1980. -133 с.

135. Семенов В.Л. Связи С.М.Степняка-Кравчинского с деятелями общественного движения в Англии: Автореф. дис. . канд. истор. наук. Пермь, 1973. - 26 с.

136. Смирнов А.Ф. Традиции свободомыслия и атеизма в русском освободительном движении ХУШ-Х1Х вв. Вопросы научного атеизма, вып.20. М.: Мысль, 1976, с. 190-210.

137. Слово на великий Пяток, или о Правде и Кривде./Пропагандистская сказка Кравчинского/ На тит. листе: Слово на великий Пяток Тихона Задонского, Епископа Воронежского.1. Киев, 1875. -56 с.

138. Стеклов Ю. Михаил Александрович Бакунин, его жизнь и деятельность: В 3-х т. М.-Л.,1927, т.З. 550 с.

139. Степняк С. Непротивление. Летучие листки, издаваемые Фондом вольной русской прессы в Лондоне. 1896 /18 января/., № 28, с.12-16.

140. Степняк. Софья Перовская. Календарь Народной воли на 1883 год. Женева, 1883, с.49-74.

141. Степняк С. Заграничная агитация. Лондон: Издание Фонда Русской вольной прессы, 1892. - 16 с.

142. Степняк С. Чего нам нужно и начало конца. Лондон: Издание Фонда Русской вольной прессы, 1892. - 42 с.

143. Степняк-Кравчинский С. Андрей Кожухов. Роман. Соч.: В 2-х т. М., 1958, т.1, с.1-308.

144. Степняк-Кравчинский С. Домик на Волге. Повесть. Соч.:

145. В 2-х т. М., 1958, т.1, с.309-364.

146. Степняк-Кравчинский С. Ольга Любатович. Соч.: В 2-х т. М., 1958, т.1, с. 573-598.

147. Степняк-Кравчинский С. Подпольная Россия. Соч.: В 2-х т. М., 1958, т.1, с.365-552.

148. Степняк-Кравчинский С. Сказка о копейке. Соч.: В 2-х т. М.,1958, т.2, с.195-230.

149. Степняк-Кравчинский С. Степан Халтурин. Соч.: В 2-х т. М., 1958, т.1, с.599-617.

150. Степняк-Кравчинский С. Штундист Павел Руденко. Роман. -Соч.: В 2-х т. М., 1958, т. 2, с.5-194.143. /Степняк-Кравчинский С.М./ Граф Толстой как писатель и социальный реформатор. В кн.: Лит. наследство. М., 1965, т.75, кн.1, с.552-559.

151. Степняк-Кравчинский С.М. Сказка о Мудрице Наумовне. -Собр. соч: В УШ- и ч. Пг., 1919, ч.УП, с.71-149.

152. Степняк-Кравчинский С.М. Россия под властью царкй. -М.: Мысль, 1965. 407 с.

153. Степняк-Кравчинский С.М. Русская грозовая туча. В лондонской эмиграции. М.,1968, с. 73-188.

154. Степняк-Кравчинский С.м. Русское крестьянство. В кн.: В лондонской эмиграции. M., 1968, с.73-188.150. /Степняк-Кравчинский С.М./ Тургенев. Лит. наследство. M., 1967, т.76, с.259-275.

155. Степняк-Кравчинский. Царь-чурбан, царь-цапля. -11г.: Госиздат, 1921. 184 с.

156. Степняк-Кравчинский С.М. Эдуарду Пизу. 25 августа 1887 г. - В кн.: В лондонской эмиграции. М.,1968, с.217-218.

157. Сухов А.Д. Атеизм идеологов революционного народничества. Вопросы научного атеизма, вып. 25. М.: Мысль, 1980, с. 170-185.

158. Сухов а.д. Атеизм передовых русских мыслителей. Радищев. Декабристы. Революционные демократы. Естествоиспытатели-материалисты. Революционные народники. М.: Мысль,1980.-228 с.

159. Тажуризина З.А. Актуальные вопросы истории атеизма. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 208 с.

160. Таратута Е.А. С.М.Степняк-Кравчинский в Италии. В кн.: Россия и Италия. M., 1968, с.227-258.

161. Таратута Е. Русский друг Энгельса. М.: Сов. Россия, 1970. - 143 с.

162. Таратута Е. С.М.Степняк-Кравчинский революционер и писатель. -М.: Худ. лит., 1973.-544 с.

163. Твардовская В.А. Эпоха Рисорджименто и ее итоги в русской публицистике конца 70 начала 80-х годов XIX века.-В кн.: Россия и Италия. M., 1968, с.216-226.

164. Твардовская В.А. Социалистическая мысль России на рубеже 1870-1880-х годов. М.: Наука, 1969. - 241 с.

165. Ткаченко U.C. Революционная народническая организация "Земля и воля". М.: Высш. школа, 1961. - 297 с.

166. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М.: Мысль, 1964. - 398 с.

167. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., Политиздат, 1976. - 575 с.

168. Троицкий H.A. Царизм под судом прогрессивной общественности. М.: Мысль, 1979. - 349 с.

169. Успенский Г.И. Крестьянин и крестьянский труд. Избранное. M., 1952, с.360-448.

170. Федосеев il.H. Диалектика современной эпохи. М.: Наука, 1978. - 656 с.

171. Филиппов Р.В. Из истории народнического движения на первом этапе "хождения в народ". /1863-1874/. Петрозаводск, 1967. - 317 с.

172. Францев 10.П. У истоков религии и атеизма. M.-JI.: Изд-во АН СССР, 1959. - 575 с.

173. Харламов И. Штундисты. Русская мысль, кнХ , М., 1885, с. 143-158.

174. Шахматов Б.М. П.Н.Ткачев. Этюды к творческому портрету.-М.: Мысль, 1981. -286 с.

175. Шахнович М.И. Ленин и проблемы атеизма: /Критика религии в трудах В.И.Ленина/. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961. -672 с.

176. Шахнович М.И. Критика легенды о "русском народе-богоносце". Ежегодник Музея истории религии и атеизма АН СССР. -М.-Л., 1962, т.6, с.257-290.

177. Шахнович М.И. Предисловие. В кн.: Шарль де Бросс. 0 фетишизме. М., 1973, с.5-11.

178. Шердаков В.Н. Атеизм и нравственность. Л.:Знание, 1973. -30 с.

179. Billington J.H. Mikhailovsky and Russian populism. Oxford, 1958, p. 218.

180. Charles A.Moser. A Nihilist's career: S.M. Stepniak-Krav-chinskij. The American Slavic and East European Review. February, 1961, volume XX. New Jork, p. 55-71.

181. Stepniak. The Russian peasantry, their agrarian condition, social life, and religion. London, 1895. 580 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.