Мотивы романа С.М. Степняка-Кравчинского "Андрей Кожухов" в контексте русской литературы 1870-1890-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Пермякова, Ольга Евгеньевна

  • Пермякова, Ольга Евгеньевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 187
Пермякова, Ольга Евгеньевна. Мотивы романа С.М. Степняка-Кравчинского "Андрей Кожухов" в контексте русской литературы 1870-1890-х гг.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Улан-Удэ. 2008. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Пермякова, Ольга Евгеньевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ В РУССКОЙ ПРОЗЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

1.1 .Терминологический аспект исследования: мотив как теоретическая проблема 1.2. Истори,чёская действительность 70-х гг. ХГХ в. и ее художественное преломление в мотиве.

ГЛАВА П. МОТИВЫ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СПОСОБ ОТРАЖЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ 70-х гг. XIX в., В РОМАНЕ С.М. СТЕПНЯКА-КРАВЧИНСКОГО «АНДРЕЙ КОЖУХОВ» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1870-1890-х гг.

2.1. Мотивы поиска правды и жертвы в контексте этики народничества.

2.2. Мотив силы//мужественности в контексте произведений

И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, Ф.Н. Юрковского .■.

ГЛАВА III. ТРАДИЦИОННЫЕ МОТИВЫ В СТРУКТУРЕ РОМАНА С.М. СТЕПНЯКА-КРАВЧИНСКОГО «АНДРЕЙ КОЖУХОВ» И ПРО

ИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 1870-1890-х гг.

3.1. Мотив смерти и его типология в русском романе последней трети XIX в.

3.2. Своеобразие мотива природы в структуре народнического романа

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мотивы романа С.М. Степняка-Кравчинского "Андрей Кожухов" в контексте русской литературы 1870-1890-х гг.»

Литературная эпоха второй половины XIX в. привлекает внимание исследователей неисчерпаемостью смыслового содержания и художественной формы, так как именно на это время приходится вершинное творчество JI.H. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова и многих других именитых писателей, составивших ядро русской литературы. Но представление о «культурном пространстве» последней трети XIX в. было бы неполным без писателей так называемого «второго ряда», которые выдвинулись в центр литературного процесса в этот период русской истории и имели широкую популярность и успех среди читательской публики своего времени. В настоящее время в филологической науке происходит процесс восстановления полного спектра национальной культуры, в том числе русской литературы (70-90-е гг. XIX в.), когда наряду с писателями-классиками заметными в литературной жизни стали и писатели-народники. Внимание получает всестороннее рассмотрение поэтики произведений писателей второй половины XIX в. как важнейшей научной проблемы [1]. В связи с выраженным интересом к «второстепенным» писателям актуальным становится изучение их литературного творчества, способствующее наиболее полному и объемному представлению историко-литературного процесса второй половины XIX в. Тем более что «с ростом культуры восприятия читатель интересуется не только процессом создания произведения, личностью его автора, но и историей интерпретации произведения в различные эпохи» [2, с. 122].

К таким авторам относится Сергей Михайлович Степняк-Кравчинский (1852-1895) - прозаик, драматург, публицист, литературный критик, переводчик. С.М. Степняк-Кравчинский является также характерной фигурой эпохи, когда «каждый социалист был поэтом и каждый поэт — социалистом» [3, с. 271]. Литературное творчество писателя складывалось на пересечении публицистики, литературной критики, художественной прозы и драматургии.

Книги С.М. Степняка-Кравчинского, такие как пропагандистские сказки, «Подпольная Россия», «Россия под властью царей», «Андрей Кожухов», «Домик на Волге», «Штундист Павел Руденко», были востребованы читателями, оказывая на них сильное влияние [4, с. 282].

Особое место в наследии С.М. Степняка-Кравчинского занимает его роман «Андрей Кожухов», относящийся к произведениям народнической литературы. В нем нашел отражение героико-трагический пафос времени, воплощенный в соответствующих мотивах. Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию особенностей поэтики (мотивам) романа «Андрей Кожухов». Выявление и осмысление содержательных и композиционных функций мотивов во внутритекстовом и контекстуальном воплощении позволяет обнаружить новые смысловые оттенки романа и более полно воссоздать картину литературной жизни эпохи, понять логику литературного развития.

Произведения писателей-народников и писателей-классиков совпадают по времени их создания — с конца 1870-х по 1890-е гг. — и по тематике. В художественной системе романов присутствуют социально-политические мотивы, организующие сюжетное пространство произведений и влияющие на их построение. Присутствие мотивов обусловлено, прежде всего, «бунташ-ным» временем 1870-х годов, характеризующимся многочисленными общественными движениями и течениями. Среди них особое место занимает народническое движение, оказавшее огромное влияние на целый пласт русской культуры, обогатившее литературу новыми темами, героями, мотивами. По словам известного критика рубежа XIX-XX вв. М.А. Протопопова, «. широкая народническая струя в нашей литературе делает честь не только литературе, но и всему русскому обществу, потому что свое начало эта струя берет в чувстве чистейшего альтруизма» [5, с. 32]. Социальные коллизии, развернувшиеся в объективной реальности второй половины XIX в. в России, нашли свое эстетическое преломление в художественной литературе, которая, правдиво отображая актуальные мировоззренческие и социальные проблемы общества, остро прореагировала на новые общественные события. Главными из проблем явились проблемы социально-политические, а «общественный человек» стал объектом художественной мысли. «Не будет преувеличением утверждать, что ведущие писатели и художники второй половины XIX в. осознавали свою историческую роль как роль пророческую» [6, с. 296]. Поэтому в художественном воссоздании наиболее существенных черт современной исторической ситуации С.М. Степняк-Кравчинский оказался в одном пространстве и времени с поздним И.С. Тургеневым и JI.H. Толстым.

В диссертационном исследовании, посвященном изучению романа

С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов» в контекстуальном освеще нии, исторический период пореформенной России получил специфическое преломление в проблемно-тематическом аспекте, в частности, мотивном. Это позволяет обосновывать существование такой категории, как мотив, прочно занимающей определенное место в категориальной системе современного литературоведения. Известно, что в анализе литературного произведения как художественного целого не последнюю роль играет выявление и анализ мотивов, присущих любому художественному тексту. Художественный мотив относится к одной из важных и объективных характеристик художественной литературы и заключает в себе огромные выразительные возможности. Анализ мотива позволяет посредством богатой и сложноорганизованной системы элементов, лексической выраженности и использования других средств максимально полно представить смысловые и структурные элементы художественного мира писателя, что способствует выявлению своеобразия его повествования. «Мотив относится к числу наиболее сложных для изучения предметов филологического исследования. Он трудноуловим и трудноопределим, неясно соотношение его синтагматических и парадигматических ракурсов, морфологической схемы и текстовой реализации, универсальных структур и национально специфических редакций, его корреляций с компонентами модели / картины мира, с одной стороны, и с «общими местами» текста, с другой. При этом данное понятие остается совершенно необходимым <.>, обойтись без него не удается ни при семантическом, ни при сюжетно-композиционном анализе» [7, с. 236].

Изучение художественных мотивов, особенностей их использования в произведениях определенных литературных жанров, стилей, направлений составляет одно из важных направлений современного литературоведения. Продуктивным в настоящее время признается исследование мотивов, рассматриваемых в пределах творчества одного писателя, в рамках литературного направления, в пределах определенной эпохи разных писателей. Одним из концептуальных на сегодняшний день исследований, посвященных рассмотрению мотивов в русской литературе, является составление словаря сюжетов и мотивов, над которым работают ученые Сибирского отделения Российской Академии наук [8]. Все сказанное обосновывает важность обращения к моти-вике известного и оказавшего огромное влияние не на одно поколение читателей народнического романа С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов».

Следует отметить, что при большом интересе ученых к творчеству писателей последней трети XIX в. творчество С.М. Степняка-Кравчинского не получило достаточного литературоведческого анализа и соответствующего освещения в научной среде. Его имя упоминается преимущественно в работах идейно-философского, историко-литературного и биографического характера [9]. В немногочисленных исследованиях, посвященных творчеству писателей-народников, были предприняты попытки анализа произведений писателя преимущественно с тематической и идейно-образной сторон, но не с мотивной [10]. В монографиях, посвященных взаимосвязям классической и народнической литературы, также не уделялось должного внимания функционирующим в произведениях мотивам [11]. Все эти исследования не формируют необходимого и полного представления о поэтике романа С.М.

Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов». Исходя из сказанного, творчество писателя заслуживает внимания и объективной оценки в соответствии с реальными фактами исторического и литературного движения, а также с учетом современных научных представлений о мотивике.

Как уже отмечалось, мотивы романа С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов» не являлись предметом специального рассмотрения в научных исследованиях. В то же время опубликовано значительное количество работ, посвященных мотивам последних романов JI.H. Толстого и И.С. Тургенева, творчество которых в настоящей работе рассматривается в качестве литературного контекста. Так, в современном литературоведении рассматривались танатологические мотивы в творчестве JI.H. Толстого 1850-1880-х гг.; христианские мотивы, мотив пути, мотив сна / пробуждения, мотив души и др. в романе «Воскресение»; мистико-фантастические мотивы, мотив тумана, мотив креста и др. в романе И.С. Тургенева «Новь» [12].

На сегодняшний день отсутствуют научные исследования, посвященные изучению мотивов романа С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов» в контекстуальном освещении, а также работы, позволяющие рассматривать беллетристические романы с точки зрения интертекстуальных связей с произведениями писателей-классиков. В этой связи необходимой представляется задача исследования мотивов, характерных для главного романа в творчестве писателя - «Андрей Кожухов», в контекстуальном плане, который позволяет проследить различия при тождестве отдельных мотивов, и без которого невозможно объективно рассмотреть творчество С.М. Степняка-Кравчинского. Известно, что индивидуальная поэтика не возникает без литературного окружения. Писатель сознательно или бессознательно ориентируется на своих предшественников или современников. Таким образом, настоящая диссертационная работа призвана осветить в новом ракурсе творчество писателя «второго» ряда, что позволит углубить представление не только о его творчестве, но и о литературной эпохе последней трети XIX в.

Заметим, что в литературоведческой науке при подробном освещении центральной темы романа, связанной с проблемой героической личности [13], анализу функционирующих в романе мотивов в их контекстуальном освещении, несмотря на важность и необходимость этой работы, должного внимания уделено не было.

Актуальность настоящего исследования обусловлена стремлением восполнить этот пробел, а именно — в диссертации роман С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов» изучается с мотивной точки зрения в контексте русской литературы последней трети ХГХ в. Осмысление содержательных и композиционных функций мотивов

1) позволяет выявить новые смысловые оттенки и особенности поэтики одного из самых ярких произведений народнической литературы;

2) дает возможность приблизиться к авторской концепции мира и человека; и, следовательно,

3) уточнить место писателя «второго ряда» в историко-литературном процессе последней трети XIX в.;

4) вместе с тем выявление и анализ мотивов и их функций в романе Степня-ка-Кравчинского в контексте русской литературы позволяет показать связь мотивов с мотивами, функционирующими в произведениях писателей-романистов, объединенных одной исторической эпохой, временем создания произведений, общей тематикой.

Итак, необходимость выявления и анализа содержательных и композиционных функций мотивов, свойственных роману С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов», в их контекстном освещении, обусловлена противоречием между, с одной стороны, активно развивающимися исследованиями теоретического характера, с другой — отсутствием работ о роли мотива в народническом романе в широком литературном контексте последней трети XIX века. Целесообразность выбора в качестве эмпирической базы такой типологизации русского романа, как 1870-1890-е годы обусловлена следующими соображениями:

1. Романы писателей-классиков и писателей-народников находятся в тесных отношениях с реальным историческим временем: в художественном мире этих произведений трансформированы реальные исторические события и явления, их героям соответствуют конкретные или типологизированные прототипы.

2. Значительный объем текстовой базы и разнообразие функционирующих в ней мотивов дают достаточно обширный материал для их типологизации.

3. Мотивы, функционирующие в русском романе последней трети XIX в., являются отражением конкретной эпохи, что предполагает обращение к системе смыслов, составляющей общую часть русской культурной парадигмы.

Актуальность темы настоящего исследования обусловливается следующими обстоятельствами:

1) значимостью мотивных характеристик в структуре художественных произведений;

2) существенным усложнением системы мотивных представлений современного человека, отражающей объективную сложность мира;

3) высоким уровнем реалистического отображения мотивных характеристик объективной реальности в произведениях русских романистов-классиков XIX в.;

4) связью в области мотивики русского классического романа XIX в. с народническим романом;

5) необходимостью обобщения путем выявления и анализа содержательно - композиционных функций мотивов народнического романа, рассматриваемого в контексте русского классического романа последней трети XIX в.

Объектом исследования настоящей диссертации является роман С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов» в контексте романов JI.H. Толстого «Воскресение», И.С. Тургенева «Новь», Ф.Н. Юрковского «Булгаков». Для более полного представления о рассматриваемой исторической эпохе привлекаются также рассказы «Овцебык» Н.С. Лескова, «Божеское и человеческое», «Три смерти» JI.H. Толстого, расширяющие, на наш взгляд, контекст мотивного «поля». Выбор имен писателей и произведений основан на хронологическом и логическом принципах, позволяющих использовать произведения, репрезентативно иллюстрирующие соответствующие положения работы.

В качестве предмета исследования выступают художественные мотивы народнического романа С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов», рассматриваемого в контексте русского классического романа 70-90-х гг. XIX в.

Цель настоящей диссертационной работы заключается в исследовании содержательных и композиционных функций мотивов в романе С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов» с включенностью их в широкий литературный контекст последней трети XIX в. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, последовательно реализуемые в трех главах диссертации:

1. Исследовать эволюцию категории мотива и определить наиболее адекватные позиции для рассматриваемых в настоящей диссертационной работе текстов;

2. Показать художественное воплощение исторической реальности 70-х гг. XIX в. в мотивах русской прозы 1870-1890-х гг.;

3. Раскрыть основное содержание и своеобразие мотивов поиска правды; жертвы за идею и человечество; силы//мужественности с сопровождающими их мотивами мгцения; служения делу; новообращения, функционирующих в контексте сюжетной схемы романа С.М. Степняка-Кравчинского

Андрей Кожухов», являющейся общей и для романов И.С. Тургенева «Новь» и JI.H. Толстого «Воскресение»;

4. Определить особенности функционирования мотива смерти в романе «Андрей Кожухов» и его типологическое сходство в русских романах рассматриваемого периода;

5. Выявить своеобразие бытования и функционирования мотива природы в его интертекстуальности.

Методологической основой диссертации являются принципы системно-целостного понимания литературного произведения, содержательности художественной формы. Методы исследования — сравнительно-типологический, позволяющий адекватно отразить наиболее специфические черты объекта изучения; структурно-семантический м'ётод, применяемый при изучении поэтики произведения.

Научная новизна исследования заключается в том, что: 1) предметом исследования являются мотивы народнического романа С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов»; 2) впервые с точки зрения их семантической и структурной значимости осуществляется развернутый анализ мотивов; 3) роман С.М. Степняка-Кравчинского рассматривается в широком литературном контексте 1870-1890-х гг. В настоящей диссертации впервые предпринята попытка типологизации художественного мотива в народническом романе, рассмотренном в контексте русской литературы последней трети XIX в.

Теоретическая и практическая значимость. Диссертационное исследование содержит литературоведческие обобщения, которые могут быть использованы для дальнейшего изучения мотивов русского романа последней трети XIX в., а также в работе специалистов, занимающихся изучением функционирования мотива в произведениях писателей-народников. Вместе с тем материалы диссертации могут быть использованы при чтении курсов по истории русской литературы второй половины XIX в., в спецкурсах и спецсеминарах.

Состояние научной разработанности проблемы исследования

В настоящее время в литературоведении идет активный поиск нового теоретического синтеза в понимании мотива. Теория мотива, охватывающая все многообразие конкретных проявлений художественного мотива и вместе с тем задающая научно-методологическое обоснование для разработки методов литературоведческого анализа, направленного на выявление мотивных аспектов произведения, находится в состоянии интенсивного развития. Имеется большое количество работ как отечественных, так и зарубежных специалистов об отдельных аспектах художественного мотива в произведениях романного жанра.

Важное место в настоящем исследовании занимают общетеоретические работы, посвященные вопросам художественной формы и содержания литературного произведения, методологии литературоведческого анализа, вопросам художественного мотива. К числу таких исследователей относятся М.М. Бахтин, Д.Д. Благой, Г.М. Гаспаров, Е.С. Добин, А.Б. Есин, Ю.М. Лотман, JI.M. Лотман, Д.С. Лихачев, Г.Н. Поспелов, И.В. Силантьев, Н.Д. Тамарчен-ко, В.И. Тюпа, Б.А. Успенский, О.М. Фрейденберг, В.Е. Хализев, Ю.В. Ша-тин, В.Б. Шкловский, А.Я. Эсалнек и др.

В диссертации используются классические труды общеэстетической и философской направленности, принадлежащие таким мыслителям, как И.-В. Гете, Н.К. Михайловский, П.П. Лавров, Г.В. Плеханов, Н.Н. Страхов, С.Л. Франк и др. Автор диссертации опирается также на опыт историко-литературных исследований творчества писателей-народников (М.С. Горяч-кина, А.А. Диарова, Т.В. Затеева, Т.П. Маевская, М.Т. Пинаев, Н.И. Пруцков, В.Б. Смирнов, Н.И. Соколов и др.) и истории русской литературы (И.П. Ви-дуэцкая, В.А. Недзвецкий, Н.Н. Старыгина, Г.Н. Поспелов, М.Т. Пинаев, В.Н. Топоров и др.).

В числе зарубежных ученых, занимающихся исследованием художественного мотива, следует отметить Анри Гарланд, Мэри Гарланд, Юджина Фолка, Жо Франсуа, Элизабет Фрезель, Ван дер Энга и др.

Целесообразно назвать ряд диссертационных исследований, посвященных как отдельным вопросам художественного мотива в прозаических жанрах и, в частности, романном жанре, так и целостному литературоведческому анализу классического и народнического романов. Среди них диссертационные работы таких авторов, как И.П. Видуэцкая, В.В. Огаркова, Е.В. Наумен-ко, О.П. Казимирова и др.

На защиту выносятся следующие положения:

• Проведенный анализ народнического романа С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов» позволил выявить определенную активизацию и в творчестве русских романистов 1870-1890-х гг. мотивов, отражающих историческую эпоху и функционирующих в контексте повторяющейся в романах JI.H. Толстого «Воскресение», И.С. Тургенева «Новь», Ф.Н. Юрковского «Булгаков» сюжетной схемы «гонители и жертва».

• Типология мотивов исторической эпохи 1870-1890-х гг. вытекает из ге-роико-трагической природы произведений, посвященных деятелям революционного народничества. Мотивы исторической эпохи в исследовании условно объединяются в две семантические группы: первая включает мотивы гражданского долга, определяемые теоретической концепцией народничества и служащие отражением героического начала; ко второй группе отнесены традиционные для русской литературы мотивы, служащие отражением трагического начала и используемые непосредственно в структуре романа.

• Актуализированное в произведениях 1870-1890-х гг. героическое содержание реализуется в романе С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей

Кожухов» в мотиве поиска правды с сопровождающим его мотивом мгцения\ мотиве жертвы за идею и человечество; мотиве си-лы//мужественности с созвучными ему мотивами служения делу и но-вообращенш. Названные мотивы, находящие свое воплощение в произведениях И.С. Тургенева «Новь», Н.С. Лескова «Овцебык», Ф.Н. ^ Юрковского «Булгаков» связаны с личностью нового героического типа, посвятившей свою жизнь делу освобождения народа, способной в поисках правды, справедливости пожертвовать своей жизнью и являются носителями концептуальности произведения, в основе которой лежат новые представления о героическом.

• Мотивы силы//мужественности; поиска правды; жертвы за идею и человечество в эпоху народничества становятся частью образа главного героя, личности нового типа, человека-борца и его характерологических особенностей. Содержание рассмотренных мотивов в романе С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов» и в произведениях И.С. Тургенева «Новь», Н.С. Лескова «Овцебык», Ф.Н. Юрковского «Булгаков» показывает уникальность исторической ситуации и, соответственно, русского романа рассматриваемого периода.

• Трагическое в романе «Андрей Кожухов» наиболее полно проявляется в мотиве смерти и мотиве природы с их вариантами и в их интертекстуальности с произведениями И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого. Объединяющим началом рассмотрения мотива смерти и мотива природы служит отсутствие у них признака событийности, что сказалось на использовании их непосредственно в организации произведения. Особая организация традиционных мотивов наполняет произведение содержательно, тем самым позволяя автору создать идейно-философскую концепцию о нежизнеспособности террора, когда достижение гармонии путем разрушения невозможно.

• В мотивных перекличках и совпадениях в произведениях С.М. Степня-ка-Кравчинского, JI.H. Толстого, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, вызванных общеисторическими процессами и тенденциями, обнаруживается общность мотивных отношений. Сопоставления народнических воззрений с представлениями писателей-классиков рассматриваются не столько в рамках проблемы интертекстуальности, но и как типологическое явление, связанное с национальной русской традицией. Структура диссертации и логика ее изложения определяются целью данного исследования и последовательностью поставленных исследовательских задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, насчитывающей 151 наименование. Общий объем исследования составляет 187 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Пермякова, Ольга Евгеньевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование творчества одного из ярких представителей народнической литературы С.М. Степняка-Кравчинского в мотивном и контекстуальном аспектах показало функциональное разнообразие народнической беллетристики и ее вписанность в общий поток русской романной прозы последней трети XIX века. Кроме того, роман писателя-народника «Андрей Кожухов», развивающийся «в русле века», наряду с произведениями писателей-классиков отразил реальные исторические факты народнического движения; в нем воплотились социально-политические, философско-этические и эстетические идеалы, ставились те вопросы, которыми было больно современное русское общество того времени.

Известно, что творческий интерес русских писателей последней трети XIX в. был переключен на события реальности, решающим фактором в котором стали причины социально-исторического характера: появление прогрессивных общественно-политических движений, одним из которых являлось народничество. Самобытность эпохи 1870-х годов и рожденного ею феномена народничества заключается в том, что были объединены писатели различных ориентаций и дарований, откликнувшиеся на уникальную историческую ситуацию злободневными произведениями, задуманными и созданными на «крутых поворотах истории» и отвечающими жизненным потребностям общества. Концептуальные взгляды русских писателей воплотились в их творчестве 1870-1890-х годов в мотивах, отражающих историческую эпоху: социально-политических мотивах, мотивах, связанных с новым типом героической личности.

Следует отметить, что творческая мысль С.М. Степняка-Кравчинского в условиях вынужденной эмиграции работала синхронно с ведущими тенденциями литературного развития последней трети XIX в., совпадая с писателями-классиками в тематике, проблематике и жанровой принадлежности.

Возникший во многом под влиянием народнического движения рассматриваемый в диссертационном исследовании роман С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов» в контексте русской литературы последней трети XIX в. на социально-политическую тематику стал ярким явлением общественной жизни, соединив традиционное и новаторское.

Объединяющим началом произведений этого времени стала героическая личность, художественное изображение которой соответствовало характерным для всей русской литературы второй половины XIX в. тенденциям художественного обоснования новой этики, связанной с созданием новых концепций личности. В произведениях JI.H. Толстого, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, С.М. Степняка-Кравчинского, Ф.Н. Юрковского на социальную тематику, созданных в 1870-1890-е годы, в полной мере воспроизводятся ха-и рактер и мировоззрение нового типа героической личности.

Повышенный интерес к социальной тематике и типу новой личности f,, сказался в совпадении в произведениях русских писателей основной сюжетной ситуации, которая в настоящем исследовании обозначается как «гонители и жертва», и мотивов социально-политического характера, функциони- ' рующих в смысловом контексте обозначенной схемы сюжета. Мотивы, являющиеся художественной трансформацией действительных исторических событий переходного времени, преимущественно гражданского звучания, служат материалом для создания образа главного героя и его характерологических особенностей в традиции реализма. Определяемые теоретической концепцией народничества мотивы гражданского долга в произведениях 1870-1890-х годов отразили не только героизм и мужество новых героев, но и драматизм участи героев-борцов за народное освобождение, жертвенный характер их подвига.

Художественный эффект в изображении героического характера в романе С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов» достигается использованием мотивов поиска истины с инициирующим мотивом мщения; жертвы за идею и человечество, являющихся конкретной реализацией мотивов гражданского долга и отражающих героическое начало. Названные мотивы выполняют морально-этическую функцию, влияя на восприятие произведения в целом. Своеобразие героического в романе состоит в сочетании его с трагическим, которое воплотилось в мотиве жертвы за идею и человечество. В способности героя принести свою жизнь в жертву заключается «идейное ядро» романа: история жизни революционера без указания его гибели во имя дела, ради идеи невозможна. Именно такое освещение жизни главного героя способствовало исключительному читательскому интересу к роману «Андрей Кожухов», объясняя, тем самым, включенность рассматриваемых мотивов, связанных с освободительно-патриотической идеей, в русскую традицию. ,

В решение проблемы героической личности в романе С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов» наряду с мотивами поиска истины, жертвы ( за идею и человечество важным является мотив силы//мужественности, с созвучными ему мотивами служения делу; новообращения, являясь частью образа главного героя, личности нового типа, человека-борца, открыто вы- 4 ступающего против самодержавной власти. В рамках заявленного в заглавии произведений С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов», И.С. Тургенева «Новь», Н.С. Лескова «Овцебык», Ф.Н. Юрковского «Булгаков» мотива силы//мужественности оформляются поступки героев, характеристика их внешности, вещные атрибуты, элементы мировосприятия, отраженные в соответствующих формах речи, что способствует созданию типических черт внешности, моделей поведения как способа детерминирования героев эпохи народничества, представленных в произведениях в несколько идеализированной форме.

Анализ содержательной стороны названных мотивов в их совокупности, выделенных в романе С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов» и отражающих личностный аспект социальной тематики в контексте русской литературы последней трети XIX в., позволяет сделать вывод о внутреннем единстве произведения на содержательно-идейном уровне и показывает специфику конкретной исторической действительности и русского романа этого времени.

Концептуальность романа «Андрей Кожухов» определяется не столько наличием героического начала в одном художественном образе, сколько сочетанием героического с трагическим началом, реализованным в мотиве смерти и мотиве природы. Отсутствие в названных мотивах признака событийности сказалось на использовании их непосредственно в структуре текста, в его построении, которое выражает и дополняет основной смысл всего произведения и дает возможность сделать вывод о внутреннем единстве произведения на композиционном уровне.

Мотив смерти с такими вариантами, как мотив утраты иллюзий, мотив случайного, мотив неудачи//обреченности на гибель, мотив смерти в сце-г не казни и суда, предметный мотив кладбища, танатологические рассуждения персонажа в романе С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов» способны управлять всей сложной структурой произведения в целом. Обра-1 щение к мотивам смерти и их разнообразным композиционным функциям способствовало охвату текста целиком, во всей полноте структурных и смысловых отношений, а таюке учитыванию историко-литературных связей романа. Анализ мотивов смерти, определяющих композицию романа «Андрей Кожухов», обнаруживает адекватную картину понимания трагического с его позитивным содержанием автором романа, в котором не просто содержится событие смерти, но само это событие становится ключевым художественным фактом действия, а его концептуальное осознание и реакции на него - одной из составляющих художественного смысла произведения.

Устойчивым в национальном художественном сознании и реализованным в народническом романе С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов» является мотив природы, выступающий в виде ряда вариантов: мотив весенней природы, мотив заграницы, мотив города, мотив воздействия природы на душу человека, мотив гармонии природы и дисгармонии социальной жизни человека, мотив вечности природы, предметные мотивы. Мотив природы с комплексом вариативных мотивов представлен в романе «Андрей Кожухов» в их значимой последовательности. Выявленные содержательные и композиционные функции мотива природы в романе С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов» в их включенности в литературный контекст 1870-1890-х годов позволили увидеть полноту смысла рассматриваемого произведения в его тяготении к гармонической концепции существования.

Особенности использования условных «текста смерти» и дополняющего его картин природы в романе «Андрей Кожухов» не только выявили тенденцию к расширению социальной тематики, способствуя концентрации* внимания и не на злободневном изображении идейных конфликтов, но и позволили полнее понять суть художественного произведения в его обращенности к вневременному, вечному аспекту бытия.

Анализ мотивов смерти и природы с их вариативными компонентами, семантическими и функциональными отношениями, возникающими между ними во внутритекстовом пространстве романа «Андрей Кожухов», способствует воссозданию во всей полноте идейно-философской концепции, лежащей в основе сюжета названного романа. Анализ мотивов стал универсальным семантическим кодом, дающим возможность для наиболее адекватного прочтения романа С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов» и осуществления необходимых типологических сопоставлений с произведениями писателей-классиков не только в рамках проблемы интертекстуальности, но как типологическое явление, связанное с национальной русской традицией.

Обращение к мотивике романа С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов» с выявлением и осмыслением содержательных и композиционных функций мотивов во внутритекстовом и контекстовом воплощении осветило в новом ракурсе особенности поэтики народнического романа. S

С.М. Степняк-Кравчинский, с одной стороны, «пронизал» явления национальной истории и культуры общезначимой на то время социальной и в то же время философской проблематикой, с другой - органически связал меньшее, уступающее по художественности, - народническое, с более широким литературным фоном. Социальные пласты повествовательной прозы С.М. Степняка-Кравчинского не только развивались «в русле века», но во многом были понятнее читателю, чем, например, сложные структуры романов Л.Н. Толстого. Интертекстовая перекличка, имеющая место в рассматриваемых произведениях С.М. Степняка-Кравчинского, Ф.Н. Юрковского, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, выражает единство культурного пространства и участвует в осмыслении значимых элементов структуры художественного текста. •

Изучение произведений беллетристов-народников и писателей-классиков, которое было вызвано общеисторическими процессами и тендсн- ,.

А. * циями, с точки зрения мотивного аспекта при активно развивающейся теории художественного мотива в настоящее время представляется плодотворным и перспективным. Подобные исследования позволяют увидеть своеобразие пи- '-сателей «второго ряда», понимание поэтики его творчества, место данного писателя в литературном процессе второй половины XIX века. Кроме того, рассмотрение мотивики в контекстуальном аспекте углубляет представление о мироощущениях русских писателей и русской культуре последней трети XIX века, способствуя тем самым решению актуальной задачи современного литературоведения - созданию более полной концепции русской литературы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Пермякова, Ольга Евгеньевна, 2008 год

1. Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Текст. / Ф.М. Достоевский//-Л.: Наука, 1984. - Т. 27.; Достоевский, Ф.М. Собр. соч.: в 12 т. [Текст] / Ф.М. Достоевский // Письма. - М. : Художественная литература, 1982. - Т. 4, 11.

2. Лесков, Н.С. Собр. соч.: в 11 т. Текст. /Н.С. Лесков. -М.: ГИХЛ, 1956. -Т. 1.; Лесков, Н.С. На ножах [Текст] / Н.С. Лесков // Собр. соч.: в 12 т. М.: ГИХЛ, 1989. - Т. 9.

3. Степняк-Кравчинский, С.М. Андрей Кожухов Текст. / С.М. Степняк-Кравчинский. М.: Советская Россия, 1978. - 336 е.; Степняк-Кравчинский, С.М. Подпольная Россия [Текст] // Сочинения. - М.: Советская Россия, 1958.

4. Станюкович, К.М. Два брата Текст. / К.М. Станюкович // Два брата. Василий Иванович. -М.: Правда, 1990. 512 с.

5. Тургенев, И.С. Новь Текст. / И.С. Тургенев. М.: Художественная литература,1981. 313 е.; Тургенев, И.С. Полн. собр. соч. и писем: в 28 т. Текст. / И.С. Тургенев // - М.; Л.: Наука, 1965. - Т. 8. -169-192 с. - Т. 9. Письма. - 651 с.

6. Чернышевский, Н.Г. Полн. собр. соч.: в 15 т. Текст. / Н.Г. Чернышевский. М.: ГИХЛ, 1947. Т. 3.-528 с.

7. Юрковский, Ф.Н. Булгаков (заключенный №10) Текст. / Ф.Н. Юрковский. -М; Ленинград: Academia, 1933. 165 с.

8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

9. Альтман, М.С. Достоевский. По вехам имен Текст. / М.С. Саратов: Изд-во ун-та, 1975.-280 с.

10. Аптекман, О.В. «Общество Земля и Воля» 70-х гг. По личным воспоминаниям Текст. / О.В. Аптекман. Пг.: Кн. изд-во, 1924. - 128 с.

11. Ван дер Энг, Я. Искусство новеллы: образование вариационных рядов как фундаментальный принцип повествовательного повторения Текст. / Я. Ван дер Энг // Русская новелла: Проблемы теории и истории. СПб.: Наука, 1993. - С. 172-218.

12. Барсукова, О.М. Мотив тумана в прозе Тургенева Текст. / О.М. Барсукова. -М.: Русская речь, 2002. N 3. - С. 21-29.

13. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского Текст. / М.М. Бахтин. М.: Художественная литература, 1972. - 470 с.

14. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров Текст. / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 237-280.

15. Бестужев-Марлинский, А.А. Соч.: в 2 т. Текст. / А.А. Бестужев-Марлинский// Статьи, письма. М.: Художественная литература, 1981. - Т. 2. - 740 с.

16. Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма Текст. / Н.А. Бердяев. -М.: Наука, 1990.-224 с.

17. Буданова, Н.Ф. Роман И.С. Тургенева «Новь» и революционное народничество 1870-х гг. Текст. / Н.Ф. Буданова. Л.: Наука, 1983. - 173 с.

18. Бушмин, А.С. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина Текст. / А.С. Бушмин. Л.: Художественная литература, 1976. - 278 с.19.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.