Внутренняя речь как особая форма языкового общения (на материале англоязычной художественной литературы) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, доктор филологических наук Сергеева, Юлия Михайловна

  • Сергеева, Юлия Михайловна
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.02.04
  • Количество страниц 565
Сергеева, Юлия Михайловна. Внутренняя речь как особая форма языкового общения (на материале англоязычной художественной литературы): дис. доктор филологических наук: 10.02.04 - Германские языки. Москва. 2009. 565 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук Сергеева, Юлия Михайловна

Введение

Глава 1. Интраперсональное общение и внутренняя речь как средство его реализации

1.1. Понятие интраперсонального общения 13 1.2 Внутренняя речь как материальная основа интраперсонального общения

1.3. Основные формы интраперсонального общения

1.3.1. Простое внутреннее реплицирование

1.3.2. Внутренний монолог

1.3.3. Внутренний диалог

1.4. Особенности взаимодействия различных форм внешней и внутренней речи индивидуума

1.5. Экстралингвистическая ситуация как один из факторов порождения внутренней речи индивидуума

1.6. Внешние проявления внутренней речи индивидуума 136 Выводы по первой главе

Глава 2. Типы адресата в интраперсоналыюм общении

2.1. Аутодиалог как основная форма интраперсонального общения индивидуума

2.1.1. Генезис проблемы дуальности в структуре личности: философский и психологический аспекты

2.1.2. Взаимодействие рационального и эмоционального компонентов личности в процессе интраперсонального общения

2.2. Интраперсональное общение с отсутствующим собеседником

2.3. Интраперсональное общение с потенциальным собеседником

2.4. Интраперсональное общение с воображаемым собеседником

2.5. Понятие «нададресата» интраперсонального общения 227 Выводы по второй главе

Глава 3. Внутренняя речь как элемент коммуникативной структуры художественного текста

3.1. Художественный текст как объект лингвистического исследования

3.2. Членимость текста как его имманентная категория

3.3. Распределение внутренней речи в функционально-семантических типах диктем «повествование», «описание», «рассуждение»

3.4. Способы изложения содержания в художественном тексте

3.5. Способы изображения внутренней речи в художественном тексте

3.5.1. Структурно-семантические модели с прямой речью

3.5.2. Структурно-семантические модели с косвенной речью

3.5.3. Несобственно-прямая речь и ее структурно-семантические подтипы

3.5.4. Авторское повествование как способ передачи внутренней речи персонажа

3.6. Стилистические функции изображенной внутренней речи в художественном тексте

Выводы по третьей главе

Глава 4. Эволюция стилистического приема «внутренняя речь» в английской художественной литературе

4.1. Изображенная внутренняя речь в эпических литературных жанрах

4.1.1. Общая характеристика эпического рода литературы

4.1.2. Изображённая внутренняя речь в крупных эпических жанрах (эпической поэме, романе, эпопее)

4.1.3. Изображённая внутренняя речь в малых эпических жанрах (повести, рассказе/ новелле, сказке, басне, очерке, эссе)

4.2. Изображенная внутренняя речь в лирических литературных жанрах

4.2.1. Коммуникативный аспект лирического произведения

4.2.2. Употребление внутренней речи в произведениях лирических жанров

4.3. Изображенная внутренняя речь в драматических произведениях

4.3.1. Эпическое и лирическое начала в генезисе драмы

4.3.2. Эволюция стилистического приема «внутренняя речь» в драматическом произведении

4.3.2.1. Внутренняя речь в античной драме

4.3.2.2. Внутренняя речь в средневековой английской драме

4.3.2.3. Внутренняя речь в драме эпохи Возрождения

4.3.2.4. Внутренняя речь в драме периода Реставрации и эпохи Просвещения

4.3.2.5. Внутренняя речь в романтической драме

4.3.2.6. Внутренняя речь в драме «нового времени» и современной драме

Выводы по четвёртой главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Внутренняя речь как особая форма языкового общения (на материале англоязычной художественной литературы)»

Общая характеристика работы

Настоящая диссертация относится к исследованиям в области теории текста и посвящена анализу особой формы коммуникации индивидуума, каковой является внутренняя речь. В работе предпринимается попытка интеграции данных об этом феномене, предлагаемых смежными лингвистическими дисциплинами, изучающими его с различных позиций, такими как лингвистика текста, поэтика, риторика, стилистика, грамматика, литературоведение. Большое место в диссертационном исследовании отводится изучению данного явления с точки зрения его психологической и психофизиологической природы, а также философскому обоснованию необходимости и возможности его существования.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью комплексного анализа внутренней речи как особой формы языкового общения индивидуума и как фрагмента художественного текста. Главным фактором, обусловливающим актуальность данного исследования, является отсутствие лингвистических трудов, предлагающих более или менее систематизированное описание внутренней речи, ее структурной организации, семантического наполнения и стилистического функционирования. Это объясняется, прежде всего, сложностью и многоаспектностыо объекта исследования, а также отсутствием единообразной классификации основных форм существования внутренней речи и способов ее представления в художественном тексте.

Научные труды, составляющие теоретическую базу исследования, весьма разнообразны. В своем исследовании мы обращаемся к трудам в области теории текста, принадлежащим перу таких ученых как В.В.

Виноградов, Н. С. Поспелов, М.Я. Блох, Ю.М. Лотман, М.П. Брандес, И.Р. Гальперин, В.А. Кухаренко, З.Я. Тураева и др. Опираясь на учение М.Я. Блоха о существовании системы надфразовых синтаксических связей в речевых последовательностях предложений и разбиении этих связей на две основные рубрики — встречные (оккурсивные) и присоединительные (кумулятивные), мы выделяем три основные формы существования внутренней речи: простое внутреннее реплицирование, внутренний монолог и внутренний диалог. Используя диктемную теорию текста, мы рассматриваем функционирование внутренней речи в структуре художественного текста. В теоретическую базу исследования входят также труды видных отечественных и зарубежных психологов, занимающихся проблемой внутренней речи: Б.Г. Ананьева, JI.C. Выготского, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, Т.Н. Ушаковой, Г.М. Кучинского, Ж. Пиаже и др., а также работы М.М. Бахтина о полилогичности мышления и диалогической природе сознания. Философское обоснование существования интраперсонального общения индивидуума дается в нашей работе с опорой на труды Аристотеля, Г.-В.-Ф. Гегеля, Л. Фейербаха, М. Бубера, С. Керкегора, О. Розенштока-Хюсси, Н.А. Бердяева, и др. В процессе исследования внутренней речи как фрагмента художественного текста нами используются работы по литературоведению в целом и истории английской литературы, в частности, принадлежащие перу В.М. Жирмунского, Б.В. Томашевского, Б.О. Кормана, В.Е. Хализева, Н.П. Михальской и др.

Целью настоящего исследования является многостороннее описание внутренней речи как особой формы языкового общения индивидуума, с одной стороны, и как специфического художественного приема, используемого автором литературного произведения, с другой стороны.

В соответствии с общей целью исследования в диссертации ставятся следующие задачи:

- философское и психологическое обоснование необходимости и возможности интраперсонального общения индивидуума;

- анализ основных свойств и функций внутренней речи как материального носителя идеального процесса внутренней коммуникации;

- описание основных форм существования внутренней речи - краткого простого реплицирования, внутреннего монолога и внутреннего диалога; анализ взаимодействия внешней и внутренней коммуникации индивидуума; выявление экстралингвистических факторов, влияющих на возникновение внутренней речи в сознании индивидуума и описание её внешних проявлений;

- классификация типов адресата в интраперсональном общении индивидуума;

- анализ различных способов изображения внутренней речи в художественном произведении;

- анализ стилистических функций внутренней речи в художественном произведении;

- изучение особенностей использования этого стилистического приема в произведениях различных литературных родов и жанров;

- выявление основных этапов эволюции стилистического приема «внутренняя речь» в английской художественной литературе.

Для решения поставленных задач в диссертации используется комплексная методика исследования, включающая как общие методы и приемы научного анализа, так и специальные методы контекстуального, типологического, сопоставительного и компонентного анализа. При проведении текстового анализа мы применяли методику контекстно-вариативного членения текста.

Научная новизна работы заключается:

- в интеграции данных различных наук (философии, психологии, психолингвистики, лингвистики текста, нарратологии, литературоведения) при системном описании феномена внутренней речи;

- в выделении трех основных форм существования внутренней речи и детальном описании их структуры, семантики и коммуникативной направленности;

- в выявлении и описании способов взаимодействия внешней и внутренней речи индивидуума в процессе коммуникации; в описании экстралингвистических факторов, влияющих на возникновение внутренней речи, и её внешних проявлений;

- в создании классификации типов адресата в интраперсональном общении индивидуума;

- в описании особенностей функционирования внутренней речи в композиционно-речевых формах «повествование», «описание», «рассуждение»;

- в описании основных функций стилистического приема «внутренняя речь» в художественном тексте;

- в проведении сопоставительного анализа использования стилистического приема «внутренняя речь» в произведениях различных литературных родов и жанров;

- в проведении сопоставительного анализа использования стилистического приема «внутренняя речь» в произведениях различных литературных направлений, а также выявление его роли в творчестве отдельных представителей английской художественной литературы.

Теоретическое значение работы состоит:

- в раскрытии некоторых общих закономерностей теории коммуникации, проявляющихся, в частности в единстве и неразрывности процесса внешней и внутренней коммуникации индивидуума;

- в сближении психолингвистического и литературоведческого аспектов феномена «внутренняя речь», что отвечает единству и цельности объекта исследования;

- в выявлении новых данных о структурной и семантической организации внутренней речи как фрагмента художественного текста;

- в создании литературно-родовой и жанровой парадигмы художественных текстов с точки зрения использования в них стилистического приема «внутренняя речь».

Практическое значение работы определяется возможностью использования ее основных положений и выводов в соответствующих разделах курсов стилистики, интерпретации текста, литературоведения, истории английской литературы. Материалы исследования могут также использоваться при создании спецкурса по теории текста и в процессе проведения практических занятий по аналитическому чтению на старших курсах языковых вузов.

В качестве фрагмента художественного текста внутренняя речь рассматривалась нами на материале англоязычной художественной литературы. Фактический материал исследования составляют текстовые фрагменты, полученные методом сплошной выборки из полутораста художественных произведений британских и американских авторов общим объемом около пятидесяти пяти тысяч страниц. При иллюстрации теоретических положений диссертационного исследования нами используется прием редукции, состоящий в сокращении размеров анализируемого фрагмента текста за счет выведения из него несущественных для анализа элементов.

На защиту выносятся следующие основные положения

1. Философское понимание общения как межсубъектного взаимодействия подразумевает, что помимо взаимодействия разных индивидуумов и различного объема социальных групп, существует взаимодействие различных ипостасей личности в пределах ее сознания. Общение человека с человеком неизбежно сопровождается общением индивидуума с самим собой. Между межличностным и интраперсональным общением существует сложная система взаимосвязей.

2. Интраперсональное общение проявляется в трех основных формах - внутренний монолог, внутренний диалог и простое внутреннее реплицирование. Внутренний монолог является формой однонаправленного речевого воздействия индивидуума на самого себя. Внутренний диалог представляет собой последовательность встречных, диалогически взаимосвязанных высказываний, порождаемых говорящим и непосредственно воспринимаемых им в процессе интраперсонального

• общения. Простое внутреннее реплицирование - это невзаимосвязанные, относительно краткие высказывания, возникающие обычно в неречевых ситуациях или представляющие собой внутренний комментарий к воспринимаемой внешней речи.

3. В совокупности эти три формы образуют непрерывный процесс внутренней коммуникации, материальным носителем которого является внутренняя речь. Понятие внутренней речи объединяет все многообразие речевых процессов, возникающих в сознании индивидуума и не адресованных реальному собеседнику.

4. Внутренняя речь возникает в сознании индивидуума под влиянием как коммуникативных, так и не коммуникативных факторов. Ведущим коммуникативным фактором является ситуация межличностного общения, в котором прямо или косвенно участвует индивидуум. В этом проявляется генетически заложенная и нерасторжимая связь между внешней и внутренней речью индивидуума. Возникновение внутренней речи может быть обусловлено и не коммуникативными факторами, такими как физическое восприятие индивидуумом окружающей действительности и вид деятельности, в которую он включён.

4. Выделяются пять основных типов адресата интраперсонального общения:

- «второе Я» индивидуума (либо рациональное, либо эмоциональное начало его личности);

- «отсутствующий собеседник»;

- «потенциальный собеседник»;

- «воображаемый собеседник»;

- «нададресат».

5. В тексте литературного произведения внутренняя речь подвергается условной вербализации и преобразуется в особую условно-художественную форму речи - изображенную внутреннюю речь. В структуре художественного текста внутренняя речь представлена во всех трёх типах диктем: диктеме-повествовании, диктеме-описании, диктеме-рассуждении.

6. В художественном произведении внутренняя речь персонажа может передаваться различными способами: в форме прямой речи героя, в форме косвенной речи, в форме несобственно-прямой речи, в форме авторского повествования.

7. Внутренняя речь как фрагмент художественного текста и особый стилистический прием представлена в разных литературных родах и жанрах. Количественные и качественные характеристики внутренней речи различаются также в произведениях разных литературных направлений и в произведениях отдельных авторов.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, четырёх глав и заключения. Во Введении формулируются цель и задачи исследования, обосновывается актуальность темы, указываются новизна, теоретическая и

Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Германские языки», Сергеева, Юлия Михайловна

ВЫВОДЫ ПО ЧЕТВЁРТОЙ ГЛАВЕ

1. Родовая и жанровая принадлежность литературного произведения (или его причастность к одной из «внеродовых» форм) во многом определяет организацию произведения, его формальные, структурные особенности, в том числе и способы передачи речемыслительной деятельности персонажа, то есть наличие или отсутствие в произведении стилистического приема «внутренняя речь». Словесно-художественные произведения объединяются ^ в три большие группы - литературные роды (эпический, драматический, лирический), которые, в свою очередь, состоят из более мелких подвидов - литературных жанров.

2. Исследование эпических литературных жанров на предмет выявления в них стилистического приёма внутренней речи показало, что первое появление внутренней речи в художественном тексте относится к древнейшему периоду английской литературы. Наиболее широко и разнообразно внутренняя речь представлена в эпических жанрах романа (включая и novel, и romance) и рассказа (short story), в которых отмечается её регулярное появление на всём пути развития английской литературы, начиная со средних веков и заканчивая произведениями начала XXI века;

3. Внутренняя речь является важным конструктивным элементом в малых эпических жанрах сказки и басни, где её функции связаны, в основном, с композиционными особенностями и сюжетным развитием произведения. Специфическое использование внутренней речи свойственно художественно-публицистическому жанру эссе, который демонстрирует сочетание интроспективного по сути дискурса с прагматической направленностью на потенциального читателя. Единственным жанром, не использующим стилистический приём внутренней речи, является очерк, синтетическая природа которого ставит под сомнение его принадлежность к эпическому роду литературы.

4. Лирический род литературы демонстрирует весьма широкий спектр разнообразных проявлений рассматриваемого нами феномена. Наиболее насыщены внутренней речью малые лирические жанры, берущие своё начало от древнегреческой элегии и составляющие, по сути, «ядро» современной поэзии. Сюда относятся собственно лирические стихотворения разных композиционных форм (lyrics), песни, романсы, эпиграммы и пр. Среди лирических жанров, утративших своё значение в наши дни, отметим жанры оды, эпитафии й эпиталамы, в которых внутренняя речь используется преимущественно в виде обращения к воображаемому собеседнику и нададресату.

5. Крупный лирический жанр - поэма практически не существует в «чистом» виде, трансформируясь либо в лиро-эпическое, либо в лирико-драматическое произведение. Всем трём разновидностям поэмы свойственна внутренняя речь, объём и форма проявления которой в этом жанре зависит не столько от типа поэмы, сколько от её содержания, определяемого авторским замыслом.

6. Внутренняя речь встречается и в смешанном лиро-эпическом жанре баллады, но не играет там сколько-нибудь заметной роли, выступая как второстепенный стилистический приём. Полностью на внутренней речи построен лирический жанр заговора, который, однако, не находит отражения в художественной литературе и может изучаться лишь на основе фольклорных источников. Такие фольклорные жанры как лимерики и детские песенки (nursery rhymes) демонстрируют внутреннюю речь либо в виде аутокоммуникации, либо в виде обращения к воображаемому собеседнику. Полностью лишены внутренней речи такие лирические жанры как пословица, поговорка, загадка, послание, мадригал, идиллия, эклога, что объясняется, в основном, их содержательным своеобразием и изначальной коммуникативной направленностью на другого.

7. Широкое поле для исследования внутренней речи предоставляют драматические жанры - трагедия, комедия, собственно драма. В произведениях драматического рода литературы объём используемой внутренней речи определяется не столько жанровой спецификой пьесы, сколько её хронологической принадлежностью к тому или иному этапу развития драматургии. Наиболее масштабно данный стилистический приём представлен в драматургии Ренессанса, в пьесах периода Реставрации и периода Просвещения, в романтической драме. Появление на сцене «серьёзной» драмы, приверженность большинства драматургов реалистическим тенденциям привело к значительному сокращению внутренней речи в драматических произведениях. Современная драматургия, демонстрируя подлинное многообразие сценических форм и художественных приёмов, использует внутреннюю речь, в основном, в виде кратких реплик, редко обращаясь к пространным внутренним монологам или диалогам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внутренняя речь — явление, соотносимое с понятиями и признаками разнокатегориального плана, прежде всего лингвистического, психологического, философского, социального.

В лингвистическом и психологическом плане внутренняя речь есть, во-первых, средство осуществления мыслительного процесса индивидуума; во-вторых, канал (код), посредством которого реализуется интраперсональное общение индивидуума; в-третьих, средство регуляции психических процессов индивидуума.

Мыслительный процесс представляет собой конкретную мыслительную деятельность, то есть оперирование словесно оформленными мыслями (мысль - устойчивый или неустойчивый, закрепленный или незакрепленный результат познавательной деятельности). Это процесс их соединения, разъединения и взаимозамещения, проводимый по существующим образцам и в соответствии с определенными закономерностями. Собственно мышление реализуется только через множество мыслительных процессов. Материальным носителем идеального процесса мышления является внутренняя речь.

Интраперсональное общение есть особый тип коммуникации, основной характеристикой которого является непредназначенность или недоступность порождаемого индивидуумом высказывания реально существующему, непосредственно присутствующему в момент общения (акта коммуникации) адресату.

Интраперсональное общение существует в трех основных формах — внутренний монолог, внутренний диалог и простое внутреннее реплицирование. Внутренний монолог является формой однонаправленного речевого воздействия индивидуума на самого себя. Внутренний диалог представляет собой последовательность встречных, диалогически взаимосвязанных высказываний, порождаемых говорящим и непосредственно воспринимаемых им в процессе интраперсонального общения. Простое внутреннее реплицирование - это невзаимосвязанные, относительно краткие высказывания, возникающие обычно в неречевых ситуациях или представляющие собой внутренний комментарий индивидуума к воспринимаемой им внешней речи. В совокупности эти три формы образуют непрерывный процесс внутренней коммуникации, материальным носителем которого и является внутренняя речь.

Понятие внутренней речи объединяет все многообразие речевых процессов, возникающих в сознании индивидуума и не адресованных реальному собеседнику. Имеются в виду все.проявления внутренней речи, образующие и процесс мышления, и процесс интраперсонального общения индивидуума: громко произносимые, развернутые фрагменты речи, предназначенные, однако, только для себя; речь, произносимая про себя; речь, существующая на уровне обычных слуховых представлений, почти лишенная словесной оболочки (так называемая «чистая мысль»); речь, представляемая на уровне эйдетических образов со всеми особенностями звучащего голоса; и (в крайнем случае) слуховые галлюцинации. Все они являются самостоятельными формами реализации одного и того же процесса внутренней коммуникации, о чем свидетельствует их функциональное единство и многообразие взаимосвязей.

Таким образом, понятие «внутренняя речь» шире понятия «интраперсональное общение», поскольку характеристика речи как средства коммуникация отражает лишь один из ее аспектов. Являясь основой вербальной коммуникации индивидуума, внутренняя речь, в то же время, служит орудием его мышления и важнейшим средством регуляции психических процессов.

Философское понимание общения как особого вида человеческой деятельности предполагает наличие «другого», адресата, к которому направлено высказывание индивидуума. В ходе нашего исследования мы пришли к выводу о существовании пяти возможных типов адресата интраперсонального общения:

1) «второе Я» индивидуума, в качестве которого может выступать как рациональное, так и эмоциональное начало его личности. Возможен также внутренний диалог двух или более смысловых позиций в его сознании без подключения эмоциональной сферы, или диалог двух эмоций. Такой тип внутреннего диалога мы называем аутодиалогом или солилоквиумом;

2) отсутствующий собеседник, который всегда является реально существующим лицом. Среди отсутствующих собеседников мы выделяем две группы: а) реально существующие лица, отделенные от индивидуума пространством, и, следовательно, недоступные в данный момент для внешней коммуникации; б) лица, скончавшиеся к моменту интраперсонального общения. Такой тип интраперсонального общения мы называем диалогом с отсутствующим собеседником (обращением к отсутствующему собеседнику);

3) потенциальный собеседник, представляющий собой реально существующее лицо, находящееся в момент интраперсонального высказывания непосредственно рядом с индивидуумом, но являющееся для него нежелательным партнером по коммуникации. Такой тип интраперсонального общения мы называем диалогом с потенциальным собеседником (обращением к потенциальному собеседнику);

4) воображаемый собеседник, то есть объект, который априори не может выступать в качестве субъекта общения. Сюда относятся следующие группы объектов: а) неодушевленные объекты - конкретные предметы, субстанции, явления природы и пр.; б) абстрактные понятия; в) одушевленные объекты - животные, птицы, рыбы, насекомые; г) мифические личности, литературные герои. Такой тип интраперсонального общения мы называем диалогом с воображаемым собеседником (обращением к воображаемому собеседнику);

5) нададресат, в качестве которого выступают Бог (боги для политеизма), Богоматерь, высшая сила, абсолютная истина и т.д. К этому типу интраперсонального общения принадлежат в основном фидеистические тексты — молитвы, гимны, конвенциальные формулы.

Отличие интраперсонального и межличностного общения проявляется, таким образом, в двух аспектах. Во-первых, средством осуществления (каналом, кодом) интраперсонального общения служит внутренняя речь, тогда как средством осуществления межличностного общения - внешняя речь. При этом, такие характеристики речи как «озвученность или неозвученность», «устная или письменная форма» не являются релевантными для различения этих двух форм существования речи индивидуума. Во-вторых, рассмотрев различные типы адресата, мы приходим к выводу о том, что эта характеристика также составляет специфику интраперсонального общения и отличает его от межличностного общения.

При этом межличностное общение индивидуума неизбежно сопровождается той или иной формой его интраперсонального общения. Между интерперсональной и интраперсональной формами общения существует сложная система взаимосвязей, находящих свое выражение в тех многочисленных и разнообразных функциях, которые выполняет внутренняя речь в жизнедеятельности индивидуума. Во-первых, внутренняя речь (в особенности, такая ее форма как внутренний диалог) выполняет коммуникативные функции, состоящие, прежде всего, в компенсации дефектов реального общения индивидуума - дефицита «положительного» общения и избытка «отрицательного» общения. Компенсаторные функции внутренней речи проявляются на всех этапах интерперсонального общения, начиная с подготовки к нему и заканчивая реакцией на него. На этапе подготовки к межличностному общению и, особенно, в процессе его осуществления внутренняя речь выполняет регуляторные функции, заключающиеся в изменении исходной смысловой позиции индивидуума и в организации многопрограммного поведения. Еще одна группа функций внутренней речи (не имеющих прямого отношения к процессу межличностного общения) может быть названа когнитивными (познавательными) функциями, связанными с получением и обработкой любой доступной личности информации.

Внутренняя речь возникает в сознании индивидуума под влиянием как коммуникативных, так и не коммуникативных факторов. Коммуникативным фактором, обусловливающим появление внутриречевого высказывания, служит, во-первых, ситуация общения — внешний диалог, в котором участвует индивидуум, или внешний монолог другого лица, который воспринимается индивидуумом, и по ходу которого у него возникает соответствующий комментарий во внутренней речи. Вторым коммуникативным фактором, влияющим на возникновение внутренней речи, является письменный текст, воспринимаемый индивидуумом - письмо, записка, газетная статья, стихотворение, прозаический книжный текст и т.п.

Тесная связь внутренней речи с различными формами внешней коммуникации - письменной или устной, естественна и легко объяснима. Однако, отмечается много случаев того, что внутренняя речь возникает в сознании индивидуума в не речевой ситуации и, следовательно, ее появление обусловлено не коммуникативными факторами. Главным среди них является физическое восприятие индивидуумом окружающей действительности, причем перцепция осуществляется всеми органами чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом. Источником внутренней речи индивидуума, своеобразным «толчком» к его интраперсональному высказыванию может служить и его общее физическое состояние в момент порождения внутренней речи. Следующим не коммуникативным фактором, влияющим на возникновение внутренней речи, является вид деятельности, в которую в этот момент включен индивидуум. Важно отметить, что и физическая и интеллектуальная деятельность индивидуума неизбежно сопровождаются его аутокоммуникацией, разница состоит лишь в выборе формы, в которую облечена внутренняя речь.

Внутренняя речь как психолингвистический феномен практически не поддается фиксации и воспроизведению. Воспроизведение внутренней речи индивидуума возможно лишь в рамках психологического эксперимента, когда индивидуум намеренно озвучивает свои внутренние высказывания, то есть «думает вслух».

Переходя из сферы психолингвистики в сферу лингвистики текста, эмпирическая внутренняя речь трансформируется в особую условно-художественную форму речи - изображенную внутреннююречь, существующую только в структуре художественного текста. Художественный текст понимается нами как гетерогенное явление, обладающее рядом признаков, среди которых наибольший интерес для нашего исследования представляет категория членимости текста. Мы рассматриваем такие структурные составляющие художественного текста как композиционно-речевые формы «повествование», «описание», «рассуждение», а также анализируем членение текста по типам повествования. Анализ фактического материала показывает, что изображенная внутренняя речь преимущественно встречается в диктеме-. рассуждении, основная функция которой в тексте художественного произведения состоит в передаче мыслей героя, его внутреннего монолога или диалога. Диктема-описание, отражающая позицию наблюдающего персонажа, передает концепт опосредованно — через характеристику наблюдателя, и таким способом описание как бы отчуждается от автора произведения, представляется как будто бы изнутри, с места события, что придает происходящему эффект достоверности, аутентичности. Диктема-повествование, содержащая внутреннюю речь персонажа, представляет собой либо воспоминание героя о каком-либо эпизоде из прошлого, либо его планы на будущее.

В художественном тексте внутренняя речь может принадлежать как персонажу, так и автору произведения. В первом случае повествование ведется от третьего лица (объективированное повествование: автор и персонаж - разные лица). Во втором случае повествование ведется от первого лица (субъективированное повествование: автор-повествователь и персонаж - одно лицо). Поэтому неправомерно говорить о наличии в художественном тексте внутренней речи только персонажа, не учитывая возможности существования внутренней речи автора-рассказчика (повествователя).

В художественном произведении внутренняя речь персонажа/автора-рассказчика может передаваться различными способами: в форме прямой речи, в форме косвенной речи, в форме несобственно-прямой речи, в форме авторского повествования. Несобственно-прямая речь в силу своей специфики (контаминация субъектно-авторских перспектив) является наиболее эффективным способом изображения внутренней речи героя любой длительности и интенсивности. Используя несобственно-прямую речь, автор произведения одновременно и сокращает внутреннее высказывание персонажа в целях выделения самого главного, существенного для раскрытия образа, и в то же время сохраняет эмоциональную окраску и индивидуальные особенности его речи. Косвенная речь тоже может передавать содержание внутренней речи героя, но лишена при этом личной субъективной экспрессии. Прямая речь сохраняет эмотивную окраску и стиль речи персонажа, но не пригодна для фиксации и воспроизведения более или менее длительных процессов интраперсонального общения индивидуума. В процессе передачи внутренней речи в авторском повествовании лишь называются те интеллектуальные действия и изменения эмоциональной сферы, которые имеют место в сознании персонажа. В этом случае внимание автора сконцентрировано не столько на содержании внутренней речи героя, сколько на тех процессах, которые это внутреннее высказывание создают.

В художественном тексте внутренняя речь выполняет определенные стилистические функции, все многообразие которых можно объединить в три группы: психологические, сюжетно-композиционные, речехарактеризующие функции. Внутренняя речь - один из важнейших стилистических приемов, способствующих глубокому проникновению во внутренний мир героя художественного произведения. Следует отметить, что внутренняя речь как художественный прием вошла в английскую (и мировую) литературу в результате достаточно долгой эволюции целого ряда произведений, так или иначе использующих эту стилистическую технику - мениппеи, диатрибы, солилоквиума.

Сравнительный анализ употребления внутренней речи в произведениях различных литературных родов и жанров, позволил сделать вывод о том, что наиболее широко внутренняя речь представлена в эпических жанрах романа и рассказа (новеллы), и в меньшей мере - в эпических жанрах повести, сказки, басни. В жанрах драматического рода (трагедии, комедии, собственно драме) наблюдается достаточно широкое употребление внутренней речи в пьесах XVI-XIX вв., и ее значительное сокращение в современных произведениях. Произведения лирических жанров весьма богаты внутренней речью, что обусловлено самой природой лирики, функция которой состоит в передаче мыслей и чувств лирического субъекта.

Использование внутренней речи в художественных произведениях прослежено нами практически с истоков англоязычной литературы. Рассмотрев наиболее масштабные произведения английских авторов различных эпох, литературных направлений и стилей, мы пришли к выводу о том, что внутренняя речь как стилистический прием была и остается одним из важнейших средств самоанализа и самораскрытия персонажа, средством отражения его социальных и нравственных исканий, средством описания динамики его чувственной и волевой сферы, средством воспроизведения его интеллектуальной деятельности.

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Сергеева, Юлия Михайловна, 2009 год

1. Августин А. Исповедь. ~М.: Канон+, 1997.

2. Ажеж К. Человек говорящий. Вклад лингвистики в гуманитарные науки. М.: Едигориал УРСС, 2003.

3. Александрова Л.Г. One's self и oneself как, способы репрезентации концепта Я в современном английском языке: Автореф. дис. канд. филол. наук. Иркутск, 2001.

4. Алексеев Г. Истинность религии. -М.: Русский вестник, 1997.

5. Алексеевыми. Литература средневековой Англии и Шотландии. М.: Высшая школа, 1984.

6. Ананьев Б. Г. К теории внутренней речи в психологии // Уч. записки Ленингр. пед. ин-та. 1946, т. 53. - С. 155-173.

7. Английская литература 1945-1980 \ Отв. ред. А.П. Саруханян. М.: Наука, 1987.

8. Андреева К.А. Грамматика и поэтика нарратива в русском и английском языках: Автореф. дис. д-ра филол. наук. Екатеринбург, 1998.

9. Андриевская А.А. Несобственно-прямая речь в художественной прозе Луи Арагона. Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1967.

10. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М.: Высшая школа, 1985.

11. Античные теории языка и стиля \ Под общ. ред. О.М. Фрейденберг, М. -Л.: Соцэкгиз, 1936.

12. Античные риторики. -М.: Изд-во Московского университета, 1978.

13. Апресян Ю.Д. Избранные труды: В 2 т. М.: Шк. «Языки русской культуры», 1995. Т. 2.

14. Ардентов Б.П. Мысль и язык. Кишинёв, 1965.

15. Аристотель Поэтика. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1957.

16. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка: Учеб. пособие. Л.: Просвещение, 1981.

17. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: оценка, событие, факт. — М.: Наука, 1988.

18. Ахматова О.С. Словарь лингвистических терминов. — 2-е изд., стереотип. -М.: Советская энциклопедия, 1969.

19. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М.: Изд-во иностранной литературы, 1955.

20. Баткин JI.M. Европейский человек наедине с собой. М.: Изд-во РГГУ, 2000.

21. Батракова С.П. Искусство и миф. Из истории живописи XX в. М.: Наука, 2000.

22. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. -М.: Сов. Россия, 1979.

23. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1986.

24. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. -М.: Наука, 1988.

25. Бенвенист Э. Общая лингвистика. -М.: Прогресс, 1974.

26. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). -М.: Книга, 1991.

27. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. -М!, 1994.

28. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. -М.: Прогресс, 1988.

29. Библер B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). -М.: Политиздат, 1975.

30. Блох М.Я. Надфразовый синтаксис и синтаксическая парадигматика. // Проблемы грамматики и стилистики английского языка. М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина; 1973. - С. 195-225.

31. Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка. -М.: Высшая школа, 1994.

32. Блох М.Я. Журналу «Вопросы языкознания» 50 лет // Филологические науки. 2002. -№ 1. - С. 3-11.

33. Блох М.Я. Теоретические основы грамматики. М.: Высшая школа, 2002.

34. Блох М.Я. Текст как диктемное построение: этапы становления и формы существования // Проблемы межкультурной коммуникации в современном образовательном пространстве: Межвуз. сб. науч. тр. -Тобольск: Изд-во Тобольского гос. пед. ин-та, 2003 С. 9-12.

35. Блох М.Я. Диктема в уровневой структуре языка. // Коммуникативно-парадигматические аспекты исследования языковых единиц: Межвуз. сб. науч. тр. Барнаул - Москва: Изд-во Барнаульского гос. пед. ун-та, 2004. -С. 10-29.

36. Блох М.Я. Прагматика, этика и эстетика языкового общения // Лингвистика и лингвистическое образование в современном мире. М.: «Прометей», 2004. - С. 3-7.

37. Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. -М:: Прогресс, 1994.

38. Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. -М.: Просвещение, 1988.

39. Брандес М.П. Стилистический анализ. -М.: Высшая школа, 1971.

40. Брандес М.П. Стиль и перевод. -М.: Высшая школа, 1988.

41. БСЭ: В 30 т. -М.: Сов. энциклопедия, 1978. Т. 30.

42. Бубер М. Два образа веры. -М.: ACT, 1999.

43. Будагов Р.А. Литературные языки и языковые стили. М.: Высшая школа, 1967.

44. БушГ.Я. Диалогика и творчество. Рига: Авотс, 1985.

45. ВалгинаН.С. Теория текста. -М.: Логос, 2003.

46. Вандриес Ж. Язык. Лингвистическое введение в историю. М.: Соцэкгиз, 1937.

47. Васильев Л.М. Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи II Очерки по семантике русских глаголов. Уфа, 1971.

48. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. — М.: Худ. литра, 1959.

49. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М.: Искусство, 1963.

50. Волков И.Ф. Литература как вид художественного творчества. М.: Высшая школа, 1985.

51. Волков И.Ф. Теория литературы. М.: Просвещение, 1995.

52. Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. -М.: Наука, 1956.

53. Выготский Л.С. Психология. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

54. Гавела Б. Размышления о театре Эсхила // Драма и театр: Сб. статей. -М., 1978.

55. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.

56. Гальперин П.Я. К вопросу о внутренней речи // Доклады АПН РСФСР. -М., 1957.-№4.-С. 55-60.

57. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. -М.: Искусство, 1971. Т. 3.

58. Гёте И.-В. Собр. соч.: В 10 т. -М.: Худож. лит-ра, 1980. Т. 10.

59. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Худож. лит-ра, 1977.

60. Головенченко Ф.М. Введение в литературоведение. М.: Высшая школа, 1964.

61. Гримак Л1П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991.

62. Гуревич П.А. Роптания души и мистический опыт (Феноменология религии У. Джеймса) // Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. -М.: Наука, 1993. С. 411-424.

63. Дарканбаева И.Т. Синтаксис прямой, косвенной и несобственно-прямой речи в английском языке: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1980.

64. Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века // Язык и наука конца 20 века. М.: Институт языкознания РАН, 1995. - С. 239-320.

65. Дьяконова Н.Я. Из истории английской литературы. Статьи разных лет. -СПб.: Алетейя, 2001.

66. Жантиева Д.Г. Джеймс Джойс. -М.: Высшая школа, 1967.

67. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. № 6. - 1964. - С. 26-38.

68. Жинкин Н.И: Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.

69. Жинкин Н.И. Язык речь - творчество (Избранные труды). - М.: Лабиринт, 1998.

70. Жлуктенко Н.Ю. Английский психологический роман XX века. Киев: Наукова Думка, 1988.

71. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. -М.: Изд-во РГГУ, 1999.

72. Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. Киев: Наукова думка, 1981.

73. Золотова Г.А. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 1998.

74. Иванов Вяч. Вс. Чёт и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. — М.: Сов. Радио, 1978.

75. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение / М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский и др. -М.: Высшая школа, 1987.

76. История зарубежной литературы XX века / Под ред. Л.Г. Михайловой и Я.Н: Засурского. -М.: ТКВелби; 2003.

77. Каган М.С. Внутренний диалог как закономерность художественно-творческого процесса // Советское искусствознание. — М.: Сов. художник, 1985.-Вып. 19.-С. 36.

78. Каменская О.Л. Текст и коммуникация. -М.: Высшая школа, 1990.

79. Кант И. Собр. соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1966.

80. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.

81. Катышева Д.Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр. -СПб.: СПбГУП, 2001.

82. Киркий А. Быть началом. Трансперсоналистические очерки по философии религии. — М.: Издательство гуманитарной литературы, 2003.

83. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

84. КонИ.С. Открытие «Я». -М.: Политиздат, 1978.

85. Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. -Ижевск, 1992.

86. Корниенко А.А. Теория текста малых художественных форм. Французская новелла второй половины XX века: Автореф. дис. д-ра филол. наук. М., 2001.

87. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. -М.: Гнозис, 2001.

88. Крушельницкая К.Г. Проблема взаимосвязи* языка и мышления // Общее языкознание. Т. 1. -М., 1972. С. 400.

89. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца XX века. -М.: Институт языкознания РАН, 1995. С 144-238.

90. Кусько Е.Я. Проблемы языка современной художественной литературы. Львов, 1980.

91. Кухаренко В. А. Лингвистические исследования английской художественной речи. Одесса, 1973.

92. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. -М.: Просвещение, 1988.

93. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. — Минск: Изд-во «Университетское», 1988.

94. Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. -М:: Шк. «Языки русской культуры», 1998.

95. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. -М.: Наука, 1969.

96. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. -М.: Смысл, 2003.

97. Лингвистический энциклопедический словарь под ред. В.Н. Ярцевой. -М.: Сов. энциклопедия, 1990.

98. Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. - Вып. 6. - С.227-243.

99. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1993. Т. 3.

100. Лотман Ю.М. Семиосфера. Санкт-Петербург: Искусство, 2004.

101. ЮГ. Лузина Л.Г. О содержаниишонятия! «стилистический эффект» с точки зрения речевого воздействия // Речевое воздействие в сфере массовой' коммуникации. -М.: Наука, 1990. С. 27-39.

102. Лурия А.Р. Очерки по психологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.

103. Лурия А.Р. Словесная система выражения отношений // Курс общей психологии. Mj Просвещение, 1964. - С. 33-46.

104. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во МГУ, 1975:

105. Матезиус В. Язык и стиль. Язык и действительность // Пражский лингвистический кружок. — М., 1967.

106. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М.: Изд-во РГГУ, 2000.

107. Менг К. Проблема анализа диалогического общения // Текст как психолингвистическая реальность. -М.: Наука, 1982. С. 14-18.

108. Мечковская Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. -М.: Агентство «Фаир», 1998.

109. Михайлов М.И. Эпос, драма, лирика как роды литературы. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та, 2003.

110. Никитин М.В. Пространство и время в ментальных мирах // Вопросы германской и романской филологии: Учёные записки РГПУ им. А.И. Герцена. Вып. 2. СПб., 2003.

111. Общение. Текст. Высказывание. -М.: Наука, 1989.

112. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: Весь мир, 1997.

113. Отье-Ревю Ж. Явная и конститутивная неоднородность: к проблеме «другого» в дискурсе // Квадратура смысла. М.: Прогресс, 2002. - С. 5495.

114. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесённость с действительностью. -М.: УРСС, 2001.

115. Пешков И.В. Введение в риторику поступка. -М.: Лабиринт, 1998.

116. Пиранделло Л. Пьесы. -М.: Искусство, 1960.

117. Платон. Собр. соч.: В 3 т. -М.: Мысль, 1994.118: Поспелов Г.Н. Теория литературы. -М.: Высшая школа, 1978.

118. Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс. М.: Флинта, Наука, 20041

119. Радаев A.M. Функциональная модель оппозитивного (полемического) диалога: Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1984.

120. Разинкина Н.М. Функциональная стилистика английского языка. М.: Высшая школа, 1989.

121. Рассел Б. Человеческое познание. М.: Изд-во иностр. литературы, 1957.

122. Розеншток-Хюсси О. Бог заставляет нас говорить. М.: Изд-во Канон+, 1997.

123. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: Изд-во АН СССР, 1958.

124. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика: Пер. с англ. Ml: Прогресс, 1976.

125. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. М.: Политиздат, 1989.

126. Соколов А.Н. О речевых механизмах умственной деятельности // Известия АПН РСФСР. Вып. 81. -М., 1956.-С. 81.

127. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. -М.: Просвещение, 1968.

128. Соловьёв B.C. Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика. // Собр. соч. в 2 т. -М.: Наука, 1988. Т 2.

129. Степанов Ю.С. «Бог есть Любовь», Любовь есть Бог». Отношения тождества — константа мировой культуры // Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и языке. М.: Наука, 1995.

130. Страхов И.В. Психология внутренней речи. Саратов, 1969.

131. Тарасова И.П. Структура смысла и структура'личности коммуниканта // Вопросы языкознания. № 4. - 1992. - С. 103-110.

132. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. -М.:Учпедгиз, 1963.

133. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика \ Уч. пособие. М.: Аспект Пресс, 1996.

134. Тураева З.Я. Категория времени: Время грамматическое и? время художественное. -М.: Просвещение, 1979.

135. Тураева З.Я. Лингвистика текста. Текст: структура и семантика. М.: Просвещение, 1986.

136. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М.: Сов. писатель, 1977.

137. Ушакова Т.Н. Проблема внутренней речи // Вопросы психологии. № 2.-1985. С. 39-51.

138. Федорчук М.М1. Лингвистическая структура и стилистическоефункционирование внутреннего монолога: Дисс.канд. филол. наук. 1. Львов, 1990.

139. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М.: Мысль, 1955. Т. 1.

140. Философский энциклопедический словарь \ Под ред. Ильичёва Л.Ф. -М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

141. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблемы человека в западной философии. — М., 1988.

142. Франк Д. Семь грехов прагматики: тезисы о теории речевых актов, анализе речевого общения, лингвистике и риторике // Зарубежная лингвистика. -М.: Прогресс, 1999. С. 254-264.

143. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1990.

144. Хайдеггер М. Бытие и время. Работы и размышления разных лет. М.: Admarginem, 1997.

145. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

146. Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Суггестивная лингвистика. СПб.: Лань, 1996.

147. Чесноков П.В. Основные единицы языка и мышления. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное изд-во, 1966.

148. Чёрч А. Введение в математическую логику. -М.: Изд-во иностр. литры, 1960.

149. Чубайс 1.Б. Досвщ дослцркення классифнсацп спшкування. Киев: Фшософська думка, 1977. -№ 4. - С.102-187.

150. Шемякин Ф.Н. Язык и чувственное познание // Язык и мышление. — М.: Наука, 1967.

151. Шефтсбери Эстетические опыты. -М.: Искусство, 1975.

152. Шмид В. Нарратология. СПб.: ИНАПРЕСС, 2003.

153. Шогам А.Н. Проблема сознания и психологическая модель личности // Проблемы сознания. М.: Наука, 1966. - С. 195-210.

154. Щирова И.А. Языковое моделирование когнитивных процессов в англоязычной психологической прозе XX века: Автореф. дис. д-ра филол. наук. СПб., 2001.

155. Элиаде М. Священные тексты народов мира. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

156. Эстетика: словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.

157. Эпштейн М.Н. На перекрёстке образа и понятия (Эссеизм в культуре Нового времени) // Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии ХЗХ-ХХ веков. -М.: Сов. писатель, 1988.

158. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М.: Московский философский фонд «Медиум», 1994.

159. Якобсон P.O. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975.

160. Якобсон P.O. Избранные работы. -М.: Прогресс, 1985.

161. Якобсон P.O. Язык и бессознательное. М.: Прогресс, 1996.

162. Allen W. The English Novel. Hardsmondsworth, 1968.

163. Banfield A. Unspeakable sentences: narration and representation in the language of fiction. Boston, 1982.

164. Broadbrook M.C. Themes and Conventions of Elizabethan Tragedy. -Cambridge Univ. Press, 1979. Vol. I.

165. Brown G., Yule G. Discourse Analysis. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1983.

166. Brown J.R. A Short Guide to Modern British Drama. L.: Heinemann educ. Books, 1982.

167. Cody R. The Landscape of the Mind. Oxford, 1969.

168. Cohen J.M. Poetry of This Age. 1908-1965. -NY., 1968.

169. Contemporary English Drama / Ed. by C.W.E. Bigsby. -L.: Arnold, 1981.

170. Crompton L. Shaw the Dramatist. Univ. of Nebraska Press, 1970.

171. Crystal D., Davy D. Investigating English Style. L.: Longman, 1969.

172. Dijk T.A. van Studies in the Pragmatics of Discourse. The Hague: Mouton, 1981.

173. Doran M. Shakespeare as an Experimental Dramatist // Shakespeare Celebrated Anniversary Lectures. -N.Y.: Cornell Univ. Press, 1966.

174. Duncan J. Modern Romance and Transformation of the Novel. The Gothic. Scott. Dickens. Cambridge Univ. Press, 1972.

175. Edel L. The Psychological Novel. -N. Y.: Lippincott company, 1955.

176. Essays on Contemporary British Drama / Ed. by H>. Bock and A. Wertheim. -Munchen: Hueber Verl., 1981.

177. Fauconnier G. Mental Spaces: Aspects of Meaning Construction in Natural Languages. Cambridge, 1994.

178. Faulseit D. Die Literarische Erzahltechnik. Halle, 1963.

179. Hall E.M. The Sounds of Silence // Language Concepts and Processes / Ed. by J.A. De Vito. N.Y., 1973.

180. Halliday M.A.K. Language as Social Semiotic: The Social Interpretation of Language and Meaning. London: Arnold, 1978.

181. Hjelmquist E. Some Characteristics of Human Dialogues // Papers of Language and Literature. Goteborg, 1985. - P. 184-207.

182. Humphrey R. Stream of Consciousness in the Modern Novel. Berkley: University of California, 1955.

183. Ker W.P. Medieval English Literature. Oxford, 1969.

184. Lacan J. The Four Fundamental Concepts of Psycho-analysis. -L., 1977.

185. Lacoff R.L. Psychoanalitic Discourse and» Ordinary Conversation // Variation in the Form and the Use of Language / Ed. by R. Fasold. — Wash., 1983.

186. Landwehr J. Text und Fiktion. Munchen: Winkel Verlag, 1975.

187. Langacker R.W. Concept, Image and Symbol: The Cognitive Basis of Grammar. Berlin, 1991.

188. Leech G.N., Short M. Style in Fiction. L., N.Y., 1984.

189. Lodge D. Language of Fiction. -L., 1966.

190. Martin P.W. Byron. A Poet Before His Public. Cambridge Univ. Press, 1982.

191. Modern British Dramatists. New Perspectives / Ed. by J.R. Brown. N.Y.: Englewood Cliffs, 1984.

192. Neubert A. Die Stilformen der "erlebten Rede" im neueren englischen Roman.-Halle, 1957.

193. Nightingale В. The Introduction to Fifty Modern British Plays. L.: Pan Books, 1982.

194. Nowell-Smith P.H. Ethics. Oxford, 1957.

195. Nowottny W. The Language Poets Use. -L., 1962.

196. Ohmann R. Prolegomena to the Analysis of Prose Style // Style in Prose Fiction.-N.Y., 1959.-P. 82.

197. Orr J. Tragic Drama and Modern Society: Studies in the Social and Literary Theory of Drama from 1870 to the Present.-L., 1981.

198. Pearsall D. Old English and Middle English Poetry. L., 1977.

199. Perry D.L. What Things Can Be Evaluated // J. of Philosophy. Vol. 61. -1964.-№6.

200. Salgado G. English Drama: A Critical Itroduction. -L.: Arnold, 1980.

201. Sapir E. Selected Writings in Language, Culture and Personality. -Berkley: University of California Press, 1968.

202. Searle J.R. Speech Acts. An Essay in the Philosophy of Language.

203. Cambridge University Press, 1969.i

204. Searle J.R. Intentionality. An Essay in the Philosophy of Mind. N.Y.: Cambridge University Press, 1985.

205. Scherer K., Wallbott N. Analysis of Nonverbal Behaviour // Handbook of Discourse Analysis / Edi by van Dijk. L., 1985.

206. Shakespeare's Styles / Ed. by Ph. Edwards, etc. L., N.Y.: Cambridge University Press, 1980.

207. Shelly P.B. The Defense of Poetry // Shelly's Critical Prose / Ed. by Br. R. McEldery. Univ. of Nebraska, 1967.

208. Stone D.P. Novelists in a Changing World.' Harvard, 1972.

209. Stubbs M. Discourse Analysis. The Sociolinguistics Analysis of Natural Language. Chicago, 1983.

210. Talmy L. The Relation of Grammar to Cognition // Topics in Cognitive Linguistics. Amsterdam, 1998.-P. 165-207.

211. The Theatre in Britain, 1920-1983. -L.: Phaidon Press, 1984.

212. Virtanen Т. On the Definitions of Text and Discourse. // Folia Linguistica 24, no. 3-4, 1990. P. 447-455.

213. Worth K.J. Revolutions in Modern English Drama. L., 1973.

214. Zesmer D.M., Grienfield S.B. Guide to English Literature from Beowulf through Chaucer. -N.Y., 1961.

215. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

216. A Choice of Poets. Edinburgh: Nelson and Sons, 1987. - 318 p.

217. Addy S.O. Household Tales and Other Traditional Remains. L., 1985. - 341 P

218. Aesop's Fables. -L.: Pan-Books, 1977. 158 p.

219. Alcott L.M. Little Women. -L.: Holland Enterprises, 1993. 186 p.

220. American Story of the 20th century. M.: Manager, 1996. - 318 p.

221. An Anthology of Children's Literature. M., Л.: «Просвещение», 1965. -368 p.

222. An Anthology of Modern English and American Verse. Л.: «Просвещение», 1963. - 275 p.

223. Austen J. Emma. L.: Penguin Books, 1994. - 367 p.

224. Austen J. Northanger Abbey. L.: Penguin Books, 1994. - 235 p.

225. Beowulf / Tr. by Seamus Heaney. -L.: Faber & Faber Ltd., 1999. 106 p.

226. Barrie J.M. Peter Pan. L.: Wordsworth Classics, 1986. - 172 p.

227. Best Plays of the Seventies / Ed. by St. Richards. Garden City (N.Y.): Doubleday, 1980. - 814 p.

228. Bierce A. Tales and Fables. M.: Progress Publishers, 1982. - 535 p.

229. Blake W. Poems. Selected Verse. -M.: Progress Publishers, 1982. 507 p.

230. Bond E. The War Plays. -L., N.Y.: Methuen, 1985. -102 p.

231. British Short Stories of Today. L.: Penguin Books, 1987. - 143 p.

232. Bronte Ch. Jane Eyre. L.: Penguin Books, 1966. - 489 p.

233. Bronte E. Wuthering Heights. L.: Penguin Books, 1994. - 279 p.

234. Brown D. The Da Vinci Code. -N.Y., L: Doubleday, 2004. 489 p.

235. Byron G.G. Selections from Byron. M.: Progress Publishers, 1973. - 526 P

236. Byron G.G. Childe Harold's Pilgrimage. M.: Foreign Languages Publishing House, 1956. - 328 p.

237. Byron G.G. Don Juan. -M.: Foreign Languages Publishing House, 1948. -533 p.

238. Carpenter H., Prichard M. The Oxford Companion to Children's Literature. Oxford-New York, 1984. - 337 p.

239. Chaucer G. The Canterbury Tales. L.: Penguin Books, 1996. - 342 p.

240. Chesterton G.K. The Adventures of Father Brown. M.: Manager, 2000. -212 p.

241. Christie A. The Labours of Hercules. -M.: Higher School, 1991. 95 p.

242. Conrad J. Chance. -L.: Penguin Books, 1975. 366 p.

243. Defoe D. The Life and Adventures of Robinson Crusoe. Washington, Mittell, 1935.-325 p.

244. Defoe D. Moll Flanders. N.Y.: American Modern Library, 1964. - 316 p.

245. Dickens Ch. David Copperfield -L.: Penguin Books, 1994. 716 p.

246. Dickens Ch. Dombey and Son. Harmondsworth (Mx.): Penguin Books, 1974.-992 p.

247. Dickens Ch. Great Expectations. -N.Y.: Collier Books, 1962.-448 p.

248. Eliot G. The Mill on the Floss. N.Y.; Scarborough (Ontario): New American Library, 1965. - 600 p.1

249. English Comedies / Ed. by John Gassner. N.Y., 1945. - 360 p.

250. English One-Act Plays. M.: Progress Publishers, 1964J. - 151 p. 36: English Story of the 20th century. -M.: Manager, 1996. - 350 p.

251. Fairy Tales by American Writers. M.: Raduga Publishers, 1990. - 298 p.

252. Fielding H. Bridget Jones's Diary. N.Y.: Penguin Books USA Inc., 1999. -274 p.

253. Fielding H. The History of Tom Jones, a Foundling. N.Y.: Washington Square Press, inc., 1963. - 824 p.

254. Fitzgerald F. S. The Great Gatsby. -N.Y.: Bantam Books, 1980. 194 p.

255. Folk-tales of the British Isles / Ed. by J. Riordan. M.: Raduga Publishers, 1987.-368 p.

256. Four Jacobean City Comedies (Marston, Middleton, Jonson, Massinger). -Harmondsworth, 1975. 419 p.

257. Four Revenge Tragedies / Ed. by Katherine Eisman Maus. Oxford-N.Y., 1995.-381 p.

258. Fowles J. The Ebony Tower. Eliduc. The Enigma. M.: Manager, 1998. -254 pi

259. Fowles J. The French Lieutenant's Woman. -N.Y.: Triad Granada, 1987. -399 p.

260. Galsworthy J. "Justice" and Other Plays. Leipzig: B: Tauchnitz, 1912. -287 p.

261. Galsworthy J. The White Monkey / In: A Modern Comedy. Vol. 1. M.: Foreign Languages Publishing House, 1956. - 327 p.

262. Galsworthy J. Swan Song. L.: Penguin Books, 1998. - 352 p.

263. Golding W. Lord of the Flies. The Pyramid: M.: Progress Publishers, 1982. -494 p.

264. Grahame K. The Wind in the Willows. L.: Wordsworth Classics, 1993. -211 p.

265. Greene G. The End of the Affair. -N.Y.: Bantam Books, 1955. 167 p.

266. Greene G. The Quiet American. M.: Higher School, 1976. - 227 p.

267. Gregory L. The Rainbow Season. -N. Y.: Jove Publications, 1983. 253 p.

268. Hailey A. In High Places. -N.Y.: Bantam Books, 1979. 376 p.

269. Hardy T. The Return of the Native. N.Y.: New American Library, 1959. -415 p.

270. Hardy T. Jude the Obscure. London - Basingstoke; Macmillan, 1975. -429 p.

271. Hemingway E. The Old Man and the Sea. M.: Progress Publishers, 1967. -133 p.

272. Hemingway E. A Farewell to Arms. M.: Progress, 1969. - 320 p.

273. Huxley A. Crome Yellow. -M.: Progress Publishers, 1976.-278 p.

274. Huxley A. Point Counter Point. L.: Chatto and Windus, 1963. - 434 p.

275. Irving W. Tales. M.: Progress Publishers, 1982. - 300 p.

276. Jonson В! The Complete Poetry of Ben Jonson. N.Y.: Anchor Books, 1963.-494 p.

277. Jonson B. Five Plays. Oxford University Press, 1953. - 569 p.

278. Joyce J. A Portrait of the Artist as a Young Man. L.: Penguin Books, 1986. -253 p.

279. Joyce J. Ulysses. -L.: Penguin Books, 2000. 933 p.

280. King S. Misery. -L.: Vintage Books, 1987. 370 p.

281. King S., Straub P. The Talisman. L.: Penguin Books, 1984. - 766 p.

282. Kipling R. Poems. Short Stories. M.: Raduga Publishers, 1983. - 457 p.

283. Kipling R. The Light That Failed. L.: Penguin Books, 1998. - 240 p.

284. Lawrence D.H. Sons and Lovers. Leipzig: Bi Tauchnitz, 1930. -511 p.

285. Lawrence D.H. The Lost Girl. -N.Y.: Viking Press, 1968. 387 p.

286. Lessing D. The Fifth Child N.Y.: Vintage Books, 2000. - 133 p.

287. Lilly J. The Dramatic Works of John Lilly. In 2 vol. L.: Reeves & Turner, 1892.-512 p.

288. Marlowe Ch. Doctor Faustus. Cambridge, Harvard Univ. Press, 1962. -145 p.

289. Marlowe Ch. The Plays of Christopher Marlowe. Cleveland-N.Y., 1962. -495 p.

290. Maugham W.S. Theatre -L.: Pan Books Ltd., 1978. 232 p.

291. McCullers C. The Heart is a Lonely Hunter. -N. Y.: Bantam Books, 1968. -307 p.

292. McEvan J. Enduring Love. -L.: Vintage Books, 1998. 213 p.

293. McLeod S. The Snow-White Soliloquies. N. Y., 1970. - 142 p.

294. Middle English Literature / Ed. by Charles W. Dunn and Edward T. Byrnes. -N.Y.: Harcourt Brace Jovanovich, Inc., 1973. 564 p.

295. Middle English Romances / Ed. by A.C. Gibbs. L.: Edward Arnold Ltd., 1966.-180 p.

296. Middleton Т. A Mad World, My Masters. Lincoln: University of Nebraska Press, 1965.-111 p.

297. Milton J. Paradise Lost and Paradise Regained. N.Y. and Scarborough, Ontario, 1968: -396 p.

298. Modern American Short Stories. M.: Foreign Languages Publishing House, 1960.-559 p.

299. Modern English Drama. M.: Raduga Publishers, 1984. - 479 p.

300. Modern English Plays. M.: Progress Publishers, 1966. - 381 p.

301. Modem English Short Stories M.: Foreign Languages Publishing House, 1961.-558 p.

302. More T. Utopia. By Sir Thomas More / Tr. by Ralph Robinson. L.: Greshom Publishing Co., 1926. - 283 p.

303. Mosco M. Images. L.: New English Library, 1986. - 249 p.

304. Mother Goose Rhymes / Ed. by N.M. Demurova. M.: Raduga Publishers, 1988.-684 p.

305. Munthe A. The Story of San Michele. London, 1971. - 519 p.

306. Murdoch I. An Unofficial Rose. L.: Chatto & Windus, 1962. - 348 p.

307. Murdoch I. Bruno's Dream L.: Penguin Books, 1969. - 311 p.

308. Nash10. The Pocket Book of Ogden Nash. An Anthology of the Best and Favourite Poems. -N.Y., 1972. 200 p.

309. Nash T. The Works of Thomas Nash / Ed. by Ronald B. McKerrow. In 4 volumes. -L.: Bullen, 1904. 1660 p.

310. O'Brien E. Casualties of Peace. -L.: Jonathan Cape, 1966. 187 p.

311. O'Casey S. Rose and Crown. London, 1952. - 307 p.

312. O. Henry Selected Stories. -M.: Progress Publishers, 1977. 375 p.99. "Once upon a Time .". English Fairy Tale. M.: Progress Publishers, 1975.-311 p.

313. Orwell G. 1984. N.Y. & Scarborough, Ontario: New American Library, 1985.-268 p.

314. Palahniuk Ch. Choke. N.Y.: Anchor Books, 2001. - 293 p.

315. Pinter H. Other Places: Three Plays. L.: Methuen, 1982. - 83 p.

316. Plain B. Random Winds. N. Y.: Bantam Books, 1985. - 526 p.

317. Poems to Enjoy. M.: Просвещение, 1970. - 239 p.

318. Poets of the 17th Century / Ed. by John Broadbent. In 2 vol. N.Y.: New American Library, 1974. - 377 p.

319. Priestley J.B. Dangerous Corner and Other Plays. M.: Высшая школа, 1989.-204 p.

320. Radcliffe A. The Romance in the Forest M.: Raduga Publishers, 1983. -506 p.

321. Representative English Poems. L.: Harrap's Modern English Series, 1942.-288 p.

322. Richardson S. Pamela, or Virtue Rewarded. L., N. Y., 1930. - 540 p.

323. Richardson S. Clarissa, or the History of a Young Lady. N.Y.: The Modern Library, 1950. - 786 p.

324. Rowling J.K. Harry Porter and the Philosopher's Stone. L.: Bloomsbury, 1998.-327 p.

325. Rowling J.K. Harry Porter and the Chamber of Secrets. L.: Bloomsbury, 2000.-366 p.

326. Scott W. Quentin Durward. London-Glasgow: Collins, 1954.-446 p.

327. Scott W. Novels and Romances of the Author of "Waverley". In 6 vol. -Edinburgh: Constable, 1824. 3060 p.

328. Shakespeare W. Historical Plays. L., 1945. - 506 p.

329. Shakespeare W. Twelfth Night. -L.: Wordsworth Classics, 1995. 87 p.

330. Shakespeare W. A Midsummer Night's Dream. L.: Wordsworth Classics, 1995.-75 p.

331. Shakespeare W. The Merchant of Venice / In: The High School Shakespeare. -N.Y., L.: Harper & Br. Publishers, 1931. 823 p.

332. Shakespeare W. The Tragedies of Shakespeare. N.Y.: Random House, 1963. -1266 p.

333. Sheridan R.B. The School for Scandal M.: Foreign Languages Publishing House, 1949.-92 p.

334. Sheridan R.B. The Plays and Poems of Richard Brinsley Sheridan. -N.Y., 1962.-Vol. 1.-419 p.

335. Show G.B. Plays by George Bernard Show. N.Y.: The new American Library, 1960. - 447 p.

336. Sillitoe A. The Loneliness of the Long-distance Runner. L.: W.H. Allen, 1959.-176 p.

337. Sillitoe A. Key to the Door. M : Progress Publishers, 1969. - 470 p.

338. Smith W. A Sparrow Falls. -L.: Vintage Books, 1993.-312 p.

339. Smollett T. The Adventures of Roderick Random // In: The Miscellaneous Works of Tobias Smollett, M.D. Edinburgh, 1873. Vol. I. - 503 p.

340. Smollett T. The Expedition of Humphry Clinker. -L., N.Y.: E.P. Dutton & Co., 1943.-372 p.

341. Sterne L. The Life and* Opinions of Tristram Shandy, Gentleman. -N.Y.: Dell Publishing Co., 1969. 510 p.129: Stevenson R.L. The Master of Ballantrae. Weir of Hermiston. L.: Wordsworth Classics, 1996. -291 p.

342. Stoker B. Dracula. -L.: Penguin Books, 1994: -449 p.

343. Stoppard T. Four Plays for the Radio. -L., Boston: Faber, 1980. 154 p.

344. Swift J. Gulliver's Travels into, Several Remote Nations of the World. In four parts. M.: Higher School Publ. House, 1973. - 330 p.

345. Thackeray W M. Vanity Fair. L.: Penguin Books, 2004. - 672 p.

346. The Best Plays of 1909-1919 / Ed. by B. Mantle and G.P. Sherwood. -N.Y.: Dodd, Mead & Co., 1943. 702 p.

347. The Penguin Book of Folk Ballads of the English-Speaking World / Ed. by Albert B. Friedman. -N.Y.: Penguin Books, 1977. 469 p.136. "The Way It Was Not". English and American Writers in Parody. — M.: Raduga Publishers, 1983. 366 p.

348. Tolkien J.R.R. The Hobbit, Or There and Back Again. M: Jupiter - Inter, 2004.-285 p.

349. Trollope A. The Two Heroines of Plumplington. L.: Andre Deutsch Ltd., 1954.-112 p.

350. Twain M. The Adventures of Huckleberry Finn. L.: Penguin Books, 1994.-281 p.

351. Wilde O. Plays. M.: Foreign Languages Publishing House, 1961. - 362 p.

352. Wilde O. The Picture of Dorian Gray. M.: Manager, 2005. - 304 p.

353. Wilson C. The Mind Parasites. -M.: Progress Publishers, 1986. 332 p.

354. Wodehouse P.G. Right Ho, Jeeves! L.: Penguin Books, 1958. - 248 p.

355. Wodehouse P.G. Very Good, Jeeves! L.: Penguin Books, 1958. - 252 p.

356. Wolfe T. From Death to Morning. -N.Y., 1961. 304 p.

357. Woolf V. To the Lighthouse. Oxford University Press, 1992. - 285 p.

358. Woolf V. Mrs. Delloway. Harmondsworth (Mx.): Penguin Books, 1964. -214 p.

359. Английская романтическая повесть M.: Progress Publishers, 1980. -599 р.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.