Диалог в эпических и драматических произведениях М.А. Булгакова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.08, кандидат филологических наук Кан Су Кюн

  • Кан Су Кюн
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.08
  • Количество страниц 196
Кан Су Кюн. Диалог в эпических и драматических произведениях М.А. Булгакова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.08 - Теория литературы, текстология. Москва. 2004. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кан Су Кюн

Введение.

Глава I. Понятие диалога

1.1. Понятие диалога в лингвистике.

1.1.1. Анализ художественного диалога в лингвистике. в 1.2. Понятие диалога в литературоведении.

1.2.1. Диалогическая речь и монологическая речь.

1.3. Диалог в художественной литературе f 1.3.1. Родовая сущность диалога.

1.3.2. Диалог в эпическом произведении.

1.3.3. Диалог в драматическом произведении.

1.4. Внутренняя структура диалога в эстетико-философском смысле л 1.4.1. Слово — источник диалога.

1.4.2. Диалог — мир проникновения в личность человека.

• 1.4.3. Любовь — духовное ядро диалога.

Глава II. Эпическое и драматическое произведение М.А. Булгакова: проблема художественного мышления II.1. Художественная сущность произведения в изучении современного литературоведения.

II. 1.1. «Текст» и «произведение».

IL1.2. Эпос и драма: содержательная форма.

II.2. Двоемирие в романе «Белая гвардия»: мир диалога и мир монолога.

11.2.1. Словесный образ повествователя.

11.2.2. Стиль Повествователя в диалогичном мире.

11.2.3. Двоемирие в пространственно-временных параметрах.

И.З. Эпическое начало в драме М.А. Булгакова «Дни Турбиных»

II.3.1. Чеховская традиция в драматургии М.А. Булгакова.

И.З .2. Функция драматического диалога как изображение нравственности.

И.З.З. Путь искания личности — путь «эпизации».

Глава III. «Надродовая» функция диалога в драме и эпосе М.А. Булгакова III. 1. Диалог в сновидческом жанре пьесы «Бег»

III. 1.1. Поэтическая функция сна в художестввенной литературе.

III. 1.2. Сны автора и героя: диалог сознаний.

III. 1.3. Диалог как образно-содержательная форма.

111.2. «Карнавализация» как способ расширения возможности драматического диалога.

111.2.1. Булгаковский смех в параллели с карнавальным смехом.

111.2.2. Игровое начало — кульминация карнавализованного диалога.

111.2.3. Диалогическая природа трагического образа Хлудова.

111.3. Путь к роману «Мастер и Маргарита»

111.3.1. Философское и литературное сознание в творчестве М.А.

Булгакова.

111.3.2. Диалог как окно в трагикомический мир романа «Мастер и Маргарита».

111.3.3. Духовно-философский диалог Иешуа и Пилата.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Диалог в эпических и драматических произведениях М.А. Булгакова»

Как показывает опыт истории теоретической мысли, понятие «диалог» вызывает заметный интерес во многих гуманитарных науках, но только в лингвистике и литературоведении это понятие имеет основополагающее значение. Как любая теоретическая категория, диалог в своём научном понимании имеет как широкое, так и узкое значение. В широком смысле диалог (от греч. dialogos — разговор, беседа)1 трактуется как разговор между двумя или несколькими лицами, контакт между ними, встреча двух сознаний. В узком смысле диалог понимается как одна из форм речи.

Основными сферами реализации диалога является устная разговорная речь и область эстетического использования языка - художественная литература. Поэтому диалог в большей степени исследован на материале разговорной речи и художественной литературы. В современной науке о языке исследование диалога представляет большой теоретический и практический интерес, который все более возрастает. В науке существуют разные подходы к изучению диалога: социологический и психолого-лингвистический (JI.B. Щерба, JI.IL Якубинский, Е.Д. Поливанов, В.Н. Волошнов, В.В. Виноградов); эстетико-культурологический (М.М. Бахтин, B.C. Библер, А. Ахутин); формально-структуральный (Т.Г. Винокур, Н.Ю. Шведова, И.П. Святогор, Г.В. Беркаш); функциональный (С.Ф. Занько, Д.И. Изаренков); функционально-структуральный (А.Р. Балаян); коммуникативно-прагматический (ДЖ.А. Остин, ДЖ. Р. Серль, Т.А. Ван Дейк, А. Вежебицкая) и литературно-стилистический (В.В. Одинцов) (Черноусова 1994: 7).

Таким образом, диалог является сложной теоретической категорией филологической науки. Однако хотя лингвисты и литературоведы определяют диалог как одну из форм речи, многообразие исследовательских принципов подтверждает, что кроме того, они ещё имеют свою собственную точку зрения, собственный подход к изучению диалога и по-разному трактуют его и его функции в художественном

1 Греческое слово «dialogos» состоит из двух частей «dia» — «через», «между» — и «logos» — «речь», «мысль» — (Henry George Liddel and Robert Scott, Greek-English Lexicon, Abridged. Oxford: Clarendon Press, 1977.). В связи с этим словарь предлагает обозначать «диалоге как связь между мыслей и словом («connection between the thought and word»). Учитывая эти две смысловые части слова «диалог» — «dia», «logos» — G. Rockwell понимает его как «обмен речи» или «обмен мысли». См.: Geaffrey Rockwell. Defining dialogue: from Socrates to the Internet. N.Y. 2003. произведении. Вместе с тем, несмотря на разные взгляды, лингвисты и литературоведы, изучая «диалог», обогащают друг друга и взаимодействуют друг с другом. Такое явление можно объяснить современной научной тенденцией. Однако наша цель состоит в том, чтобы как можно точнее различить эти две точки зрения на диалог и ограничить понятие диалога в русле литературоведения.

В лингвистике диалог определяется как одна из форм речи, которая, в отличие от монолога, состоит из «обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта» (Винокур ЛЭС 1990: 135). Диалог в лингвистическом понимании формируется отбором лексики, синтаксическими конструкциями и интонацией. Все эти языковые средства выстраивают речевую ситуацию диалога, которая создает разнообразие диалогического отношения внутри лингвистического текста разных речевых структур. При этом для диалогической речи типичны содержательная и конструктивная связь реплик.

Диалог как литературоведческое понятие — это не только единица структурной системы языка в его многофункциональных связях с миром, но и образный «материал», наполненный творческой душой автора литературного произведения. В связи с этим он неотделим от многоплановой сложности внешней и внутренней структуры литературного произведения.

Диалог в терминологической системе лингвистики и литературоведения считается единицей понятийного ряда, который определяется развитием теоретического мышления. Диалог в лингвистике — это прежде всего речевая схема: вопрос-ответ. Диалог — это единица текста и средство художественной образности. В произведении художественный спектр диалога расширяется за счёт его многофункциональности, но не только структурной, а смысловой (эмоциональной). Ведь в художественном произведении высказывание-слово представляет образ, дух автора. Само слово эмоционально окрашено. При этом в литературоведении важно выявить ситуативный характер диалога (трагический, комический, нейтральный, экспрессивный).

В связи с этим в своих трудах М.М. Бахтин существенно расширил значение термина «диалог». Слово «диалог» и производные от него выводятся им за пределы науки о литературе и употребляются в более широком смысле, как эстетическом, так и философском. Диалог в широком смысле есть встреча двух или нескольких сознаний, и если опираться на эту точку зрения, то недиалогической речи нет, а любой текст всегда «двупланов» и «двусубъектен». Диалог включается в представление о коммуникативной сущности языка как общественного явления. Здесь собеседник (партнёр) понимается в предельно широком плане как человечество во все времена и в неограниченном пространстве. В этой связи пересматривается традиционное противопоставление диалогической и монологической речи, ибо любые формы речи предполагают адресата - реального или потенциального (Лагутин 1991: 7).

Диалогическая речь в лингвистическом понимании — это первичная естественная форма языкового общения. Литературоведы также рассматривают диалогическую речь как взаимное общение, при котором активность и пассивность переходят от одних участников коммуникации к другим. Диалогической речи наиболее благоприятны неофициальность и непубличность контакта. Так как диалог — это прежде всего устная и сиюминутная речь, он склонен к более свободным и фамильярным отношениям. При непосредственном участии говорящих диалогическая речь используется в условиях неподготовленного, непринужденного общения.

При этом лингвисты подчеркивают непринужденность диалогического общения, объясняя это разными обстоятельствами, компонентами языковой ситуации: «Во-первых, неофициальные отношения между говорящими, т.е. близкие, дружеские, родственные, во-вторых, у говорящих отсутствует установка на сообщение, имеющее официальный характер (лекция, доклад, ответ на экзамене, научный диспут и т.д.), в-третьих, в ситуации речи нет элементов, нарушающих неофициальность общения (присутствие посторонних лиц, магнитофон для записи и т.д.)» (Земская 1979: 179,180). Поэтому в атмосфере равенства говорящих диалог имеет непринужденно-разговорный характер.

Исходя из основного принципа диалогической речи как формы общения, Бахтин выдвинул такие понятия, как диалогичность, диалогическое отношение, в центре которых духовная сфера смысла диалога. Однако следует отметить, что для него диалогическое отношение и диалогическая речь не одинаковые понятия. По мысли Бахтина, диалогическое отношение — это включение себя с другими в общее человеческое сознание, способность к общению и согласию. Кроме того, диалогическое отношение осознается и как сфера общения эпох и культур, а не только человеческих. При этом можно сказать, что собственно литература как словесное искусство в целом начинается с диалога художника с окружающим его миром.

Таким образом, понятие диалога в русле литературоведения в отличие от лингвистического понятия диалога в узком его смысле как одной из форм коммуникации понимается в более широком смысле, как эстетическом, культурологическом, психологическом, так и философском. В связи с научным подходом Бахтина, в данной работе мы будем рассматривать «диалог» как потенциал человеческих отношений и личностного начала. В связи с этим актуальность нашей работы заключается: 1) в сопоставлении ряда существующих концепций диалога в лингвистике и литературоведении; 2) в обращении к художественному видению мира М. Булгакова в свете названных критериев.

Тема диалога человека с другими людьми, миром культуры, истории, трансцендентным, диалога героя с автором и автора с историей, читателем — ключевая для творчества писателя и, на наш взгляд, теоретически недостаточно изученная. Начиная с 60-х гг. XX в., когда впервые были опубликованы ранее не известные произведения («Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» и др.), интерес литературоведов к творчеству Булгакова возрастает в геометрической прогрессии. В 60-80-е гг. преимущество принадлежало «биографическим» работам, авторы которых стремились придать «литературно-критическому портрету» Булгакова социалистическую весомость как писателю-сатирику, внесшего «реальный» вклад в советскую литературу (М.О. Чудакова, JI.M. Яновская, В Л. Лакшин и др.).

Среди исследователей творчества Булгакова в те годы наиболее заметной фигурой был В Л. Лакшин. Лакшин был не только первым «биографом» Булгакова, но и автором работ, отличающихся филологической эрудицией и блистательным анализом поэтической оригинальности его произведения. Булгаков, который как никто другой владел мастерством повествования, распространившегося, в частности, и на образное изображение диалогического общения его персонажей.

Правда, Лакшин не уделял широкого внимания диалогу. Он, как и большинство ученых тех лет, в первую очередь доказывал идеологическую лояльность писателя к советской власти, а потому резко выступал против разного рода намеков на художественную «сомнительность» его произведений. Он, например, утверждал, что достоинством романа «Мастер и Маргарита» является преодоление в нем веры в Бога и отсутствие «мотивов христианского социализма» как чуждых сознанию писателя-романиста.

Иной методологической позиции придерживались представители культурно-исторического литературоведения, которые утверждали, что эстетический феномен произведений Булгакова состоит в синтетическом сплаве разных форм искусств (литература, музыка, архитектура), который упрочил их «генеалогическую» связь с мировой культурой и расширил диалог с историей (И.Ф. Бэлза). г

Эту мысль продолжали ученые структурного направления в литературоведении, которые также считают, что Булгаков, сконструировав интертекстуальную мысль «культурных парадигм» (Е.А. Яблоков), придал диалогу между историей и культурой непреходящее значение.

Однако, при всем различии литературно-критических позиций относительно творчества Булгакова, упомянутые исследования лишь косвенно затрагивали понятия диалога в связи с аналитическим разбором его произведения.

Вопрос о диалоге в эпических и драматических произведениях М. Булгакова представляет немалый интерес с теоретической точки зрения. Диалог, диалогичность и диалогическое отношение — это опорные слова литературоведения, наряду с такими семантическими единицами, как личность, бытие, игра, карнавал, ценность.

В работе мы рассматриваем разные теории диалога в науке, начиная с «Сократического диалога» до его современной трактовки, соглашаясь и споря с разными лингвистическими точками зрения на диалог и его функцию (работы Л.П. Якубинского, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Т.Г. Винокур, В.В. Одинцова и др.). Также опираемся на «высказывания» литературоведения прошлого и настоящего века — формалистов, структуралистов и постструктуралистов, — учитывая также понятие «содержательная форма» (формы содержания). Потому что нас интересует «говорящая личность субъекта», который своей осмысленной деятельностью образует единство всех элементов, составляющих композиционную форму содержательных моментов в единстве художественно-словесной целостности произведения.

Существенным для нас является теория М.М. Бахтина, которая построена в основном на романной почве и соотнесении ее с образом человека, главное же — с понятием личности. Отождествляя понятие «личность» и понятие «личностное сознание», учёный утверждает, что диалогические рубежи пересекают все поле живого человеческого мышления. Ключевым текстом Бахтина для осмысления личности является последняя глава книги о Достоевском — «Слово у Достоевского». Здесь внутренняя речь и внутреннее слово трактуются Бахтиным в тесной связи с проблемой художественного изображения личности и сознания. Таким образом, воплощая идею личности в слове, Бахтин выдвинул такое понятие как диалогичность, которая является для нас опорной.

При уяснении важнейших для избранной темы ключевых теоретико-литературных понятий: слово, личность, любовь, текст, произведение, род, содержательная форма, идея двоемирия, повествователь, сон, карнавализация, смех, игровое начало — мы опираемся на работы Г.В.Ф. Гегеля, Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Р. Барта, В.Е. Хализева, Э. Мунье и др.

В практических целях при анализе художественного текста мы будем ориентироваться на диалог героев как таковой в эпических и драматических произведениях М. Булгакова, прежде всего уделяя внимание художественному воплощению в диалогах и диалогических общениях личностного начала и авторского видения мира. Кроме того, сопоставление диалогов эпического и драматического жанров творчества М. Булгакова дает нам возможность проследить специфику в творческой расположенности писателя к взаимообогащению литературных родов, т.е. драматизации повествования, усилению эмоционального воздействия пьес.

В нашу задачу не входит широкое контекстуальное рассмотрение произведений М. Булгакова. Мы обращаемся лишь к ближайшим контекстам в рамках творчества писателя. Теоретической целью нашей работы является уяснение неповторимости отдельного произведения и его сходства и различий с другими. В связи с этим мы рассматриваем художественное творчество М. Булгакова на материале его разных родовых произведений, чтобы показать их взаимообогащение и слияние.

В связи с чем для историко-литературного анализа взяты произведения М. Булгакова, начиная с 1923 года, когда автор впервые начал работать над большим жанром, и до последних лет. Произведения мы берем и эпические, и драматические, так как полная картина диалога в рамках одного рода литературы невозможна. Для анализа взяты роман «Белая гвардия» (1923-1924), пьесы «Дни Турбиных» (1926), «Бег» (1937) и роман «Мастер и Маргарита» (1929-1940). При анализе художественных произведений мы учитываем многие историко-литературные работы, в особенности Е.А. Яблокова, Н.П. Козлова, Я.С. Лурье, В. Сахарова, В.Б. Петрова, В.В. Химича, О.И. Акатовой и др.

Основная цель нашего исследования заключается в том, чтобы теоретически осмыслив понятие диалога в его философско-духовном смысле в связи с такими понятиями, как слово, личность и любовь, применить его к анализу эпических и драматических произведений М. Булгакова.

Из поставленной нами цели вытекают следующие задачи: 1) развернуто охарактеризовать ряд значений диалога в лингвистике, литературоведении и общегуманитарной науке; 2) уяснить разные функции и возможности диалога в эпосе и драме и главное — его «надродовую» функцию в художественной литературе; 3) определить особенности художественного мышления и мировоззрения писателя в создании диалогичного и монологичного мира.

Произведения Булгакова цитируются в основном по изданию: Булгаков М.А. Собр. Соч.: В 5 т. М., 1989—1990, с указанием тома и страницы в скобках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория литературы, текстология», Кан Су Кюн

Заключение

В этой работе была представлена попытка расширить теоретическое представление о творческих возможностях писателя в связи с пониманием термина «диалога» в различных литературоведческих и лингвистических концепциях. Но главным предметом научного интереса в работе стало выявление формально-содержательной многогранности диалога в его жанрово-родовой специфике как одной из проблем литературной науки. При всей научно-теоретической пестроте и концептуальной многозначности понятийная сущность диалога в литературоведении определяется как высший личностный и духовно- ориентированный уровень общения.

Эпицентром подобного широкого понимания диалога является новая постановка проблемы языка, возможности поэтического языка в современной науке и признание «особости» литературы.

Универсальное понятие «диалога» в литературоведении, в отличие от лингвистики, начиная с работ М.М. Бахтина, раскрывается в связи с характерностью носителя речи, то есть «говорящего человека», слова которого и образуют литературный текст произведения. Поэтому различные формы высказываний — повествование автора или рассказчика, диалог и монолоп персонажей, речь лирического героя — становятся существенными понятиями для деления литературы на роды. Хотя в современной поэтике «эпическое», «драматическое» и «лирическое» считаются лишь универсальными «началами», выступающими всегда в комплексе и присутствующими в любом жанре, «родовые» признаки, речевые характеристики эпического и драматического текста являются актуальной проблематикой современного литературоведения.

На основании проведенного исследования в области художественного диалога в эпическом и драматическом произведении можно сделать следующие выводы:

1. Основная черта диалогической речи героев в эпическом произведении (речь идет об эпической прозе Нового времени) заключается в раскрытии индивидуально-психологического склада личности человека и специфического характера конфликта между персонажами.

2. В связи с законом театра («театральность») драматический диалог имеет несколько отличительных черт: 1) двойной речевой акт — диалог состоится как между драматургом и режиссером, так и между действующими лицами; 2) двойная адресация — диалогическое общение персонажей как друг с другом, так и со зрителями; 3) «неличный» характер, отсутствие биографического «Я», то есть внутри говорящего «Я» существует единый голос субъекта и автора-драматурга; 4) «взаимосубъективный» характер, так как в драме большую роль играет сфера слушающего «Ты»; отсюда 5) большое значение диалогического отношения между «Я» и «Ты».

Диалог в драме — это не просто область речевого общения, коммуникации действующих лиц, но и их социально-нравственное и субъективно-эмоциональное поведение. Таким образом, в драматическом произведении различные высказывания персонажей в своей целостности выявляют идейно-эмоциональное отношение автора к окружающей действительности. В этом смысле драматический диалог следует изучать в более широком смысле — как форму мышления.

Научная самостоятельность работы состоит в том, что здесь были обозначены новые подходы в исследовании выбранного материала на основе уже существующих, и утвердившихся в литературоведении концепций диалога и его классификаций. В связи с чем мы стремились обосновать необходимость разграничения основных элементов диалога как межличностного общения: 1) слово — его духовная потенциальность как первоисточник диалога (понимание М.М. Бахтина); 2) личность — ее рождение в процессе диалога. То есть более широкое понимание диалога как почвы, формирующей личность через ее взаимоотношение с другой-другими личностями, ведет к возникновению нового уровня диалога (диалог личность диалог); 3) любовь — под любовью подразумевается универсальный моральный код духовного возрождения и одухотворения личности как условия подлинной и полной диалогизации общения. Таким образом, понятия «диалога» и «любви» переплетены и взаимодополняемы своими личностными и духовными ориентациями. В этом отношении правомерно сказать, что любовь является первоосновой диалогического начала.

Исходя из разных теоретических концепций диалога в работе проведен текстовой анализ булгаковских произведений, созданных им в 20-30-е годы XX века: романа «Белая гвардия», пьес «Дни Турбиных», «Бег» и романа «Мастер и Маргарита» — ф 184 через которые мы пришли к следующему выводу:

1. В романе «Белая гвардия» словесный образ Повествователя и его речевое общение с героями раскрывают диалогичный мир (Дом) и монологичный мир (Город). Через художественное пространство проходят две оси координат времени: горизонтальная (ось истории) и вертикальная (ось вечности). В таком случае для Города характерна горизонтальная ось времени, лишенная соотношения с божественным промыслом, который задает смысл и цель историческому процессу. А для Дома — вертикальная ось времени, и потому, двигаясь ввысь, она сохраняет надежду на будущее. При этом источником внутреннего «двигателя» Дома и формой существования духовного мира Дома является «диалог» в его гуманитарно-эстетическом смысле.

2. В пьесе «Дни Турбиных» функция драматического диалога расширяется: цепь диалогов способна создать не только основу текста, но и «внутреннее» общение действующих лиц. Благодаря чему «тема жизни» в булгаковской драматургии достигла нового художественного уровня. Пьеса Булгакова характеризуется «сценами гармонии», в которых все герои оказываются внутренне едиными и цельными. Гармоническое начало булгаковской драматургии возможно благодаря особому строю диалога. Одним словом, писатель изобразил движение души своих героев, заполненных личностным потенциалом человека, через теплое семейное диалогическое общение. Дело в том, что пьеса «Дни Турбиных» построена по законам структуры не драматургии, а эпоса, вернее, романа. В данном случае речь идет не о понимании тех или иных законов жанра, а о природных особенностях авторского мироощущения.

3. В пьесе «Бег» жанровая характеристика «сна» является важнейшей приметой и событийного, и диалогического ряда булгаковского текста. То есть сон в «Беге» является жанрово-поэтической формой и сюжетно-тематической доминантой для «коммуникации» между посюсторонней и потусторонней реальностью, между временем и вечностью. При этом диалоги булгаковских героев характеризуются «сочетанием несочетаемых

• реплик». И это раскрывает раздвоение мира при видимости единств, достигает высокохудожественной эмоционально-эстетической «нереальной реальности», а также выявляет трагическую безысходность главного героя, Хлудова.

4. Карнавальные образы и мотивы, в частности их ориентация на апокалипсическое мировоззрение рубежа XIX-XX вв., являются важнейшим предметом пристального интереса, что прямо повлияло на создание не только драматургии, но и романа писателя. В этой связи в романе «Мастер и Маргарита» философско-эстетическое и художественное мировоззрение писателя отчетливо выражается в рамках «диалога» героев, который, по всей видимости, является художественным приемом раскрытия трагической и комической ситуации, и, что особенно важно, наиболее приемлемой и продуктивной, создающей внутренний источник развития, формой существования духовного мира.

Предлагаемая работа представляет собой попытку обратиться к мало изученным в теории литературы граням художественного творчества М. Булгакова — категориям диалога в их личностной характеристике. Кроме того, мы попытались расширить теоретическое представление о межродовой специфике творчества Булгакова на примере отдельных произведений, созданных им на протяжении двух десятилетий (20-30-е гг. XX в.).

Все это дает возможность говорить о том, что «слово», «личность» и «любовь» как духовно-нравственное начало являются художественными доминантами творчества Булгакова, которые нашли свое воплощение в форме диалога между персонажами, между автором и героем, между героем и миром культуры, истории. Булгаков в своих произведениях так или иначе утверждает, что спасение человека возможно лишь с помощью абсолютного воплощения любви через союз человеческого и духовного, скрепленного в поэтической значимости слова.

Следует отметить, что обилие написанного о «диалоге» и концепции «диалогичности», разработанных Бахтиным, в современном литературоведении является чем-то избыточным и, скорее, актом подражания, нежели актом обогащения. Тем не менее мы попытались не только продолжить бахтинскую мысль, но и раскрыть «духовное» качество диалога главным образом с точки зрения христианского понимания. На наш взгляд, духовно-философское начало диалога является важнейшим принципом проникновения в творчество Булгакова, в котором в большей степени делается акцент на изображении личности героя, и в художественно-философское сознание самого писателя.

Мы уверены, что дальнейшее изучение индивидуальной специфики творчества М. Булгакова необходимо продолжить не только в эстетическом, но и в духовно-эмоциональном аспекте, утверждающем общечеловеческие ценности — добро и любовь как субстанциально значимые величины человеческого бытия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кан Су Кюн, 2004 год

1. Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5 т. М., 1989-1990.

2. Булгаков М.А. Пьесы 1920-х годов/Театральное наследие. Ленинград. 1989.

3. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание М., 1999.

4. Чехов А.П. Рассказы. Пьесы. М., 1997.1. СЛОВАРЬ

5. БТСРЯ Большой толковый словарь русского языка. Глав, редактор. С.А. Кузнецов. СПб. 2001.

6. БЭС Большой энциклопедический словарь: Языкознание. 2-е издание «Лингвистический энциклопедический словарь» 1990 года. Гл. ред. В.Н. Ярцева М., 2000.

7. ЛЭС ЛЭС Литературный энциклопедичский словарь. Под общей редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М., 1987.1. Егоров Б.Ф. Диалог

8. Эпштейн М.Н. Род литературный

9. ЛЭС Лингвистический энциклопедический словарь. Глав. ред. В.Н. Ярцева М., 1990.1. Винокур Т.Г. Диалог

10. ЛЭТП Литературная энциклопедия терминов и понятий. Глав. ред. и составитель А.Н. Никлюкин. М., 2003.1. Бройтман С.Н. Диалог

11. Есин А.Б. Внутренний монолог1. Зарев A.M. Абсурдизм

12. Нестеров И.В., Хализев В.Е. Дилоагическая речь и монологическая речь Тамарченко Н.Д. Род литературный Хализев В.Е. Эпос

13. РЭС Российский энциклопедический словарь. Глав. ред. A.M. Прохоров. М., 2000.

14. CJIT Словарь литературоведческих терминов. Ред. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. М., 1974.1. Чернышев А. Монолог

15. СРЯ Словарь русского языка: В 4т. 2-е изд. М., 1982. Т.2.

16. ФС Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. И доп. М., 2001. Мысливченко А.Г. Личность

17. Карасев Л.В. Смех Вдовина И.С. Персонализм Маринин А.П. Логос Сигов К.Г. Игра

18. Акатова О.И. Пьеса Михаила Булгакова «Бег»: Поэтика снов // Филологические этюды. Саратов., 2002.

19. Алешин С.И. Тема с вариациями // Алешин С.И. Пьесы: Беседы о театре. М., 1984.

20. Анненский И. Драма настроения // Книги отражений. М., 1979.

21. Богатырева Е.А. Драмы диалогизма: М.М. Бахтин и художественная культура XX века. М„ 1996.

22. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

23. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979а.

24. Бахтин М.М. Эстетика словесного искусства. М., 1979b.21 .Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1994.

25. Бахтин М.М. Собрание сочинений. В 7-т. М., 1997. Т. 5.

26. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Собрание сочинений. В 7-т. М., 2002. Т. 6.

27. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Эпос и роман. СПб., 2000.

28. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М., 1964.

29. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. М., 1989.

30. Белобровцева И. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: конструктивные принципы организации текста. Тарту., 1997.

31. Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 1911.

32. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация. Париж., 1947.

33. Бердяев Н.А. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Разложение человеческого образа // Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М., 1994. Т. 1.

34. Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря М., 1995.

35. Библер B.C. Михаил Михаилович Бахтин или поэтика культуры. М., 1991.

36. Борисова М. Искусство диалога в драматургии А.Н. Островского // Вопросы стилистики. Саратов., 1975. Вып. 9.

37. БорчаковаД. О связности в устных коммуникатах // Синтаксис текста. М., 1979.

38. Будагов Р.А: Писатель о языке и язык писателей. М., 1984.

39. Булавка JI.A., Бузгалин А.В. Бахтин: диалектика диалога versus метафизика постмодернизма. // Вопросы философии. 2000. № 1.

40. Булгаков М.А. Из литературного наследия. Письма. // Октябрь. 1987., № 6.

41. Варениченко Т.В. Никипелова Н.А. Чехов и Булгаков. Эпистолярная форма повествования // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и XX век. Москва., 1997.

42. Вдовина И.С. Эстетика французского персонализма. М., 1981.

43. Виленский Ю.Г. Доктор Булгаков. Киев., 1991

44. Виноградов В.В. О художественной прозе. M-JL, 1930.

45. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959.

46. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980.

47. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959.

48. Винокур Т.Г. Характерискика структуры диалога в оценке драматургическогопроизведения // Языковые процессы современной русской художественной литературы. М., 1977.

49. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993.

50. Волошинов В.Н. Слово в жизни и слово в поэзии // Бахтин под маской. М., 2000.

51. ВулисА.З. Роман «Мастер и Маргарита». М., 1991.

52. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

53. Гаспаров M.JI. Русский стих начала XX века в комментариях. М., 2001.

54. Гачев Г.Д., Кожинов В.В. Содержательность литературных форм // Теория литературы. М., 1964.

55. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 т. М., 1968. Т.1.

56. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 т. М., 1971. Т.З.

57. Гельгартдт P.P. Рассудждение о диалогах и монологах (К общей теории высказывания). // Сборник докладов и сообщений лингвистического общества. II, Вып. 1. Калинин., 1971.

58. Герасименко А.П. В.М. Шукшин // Русская литература XIX-XX веков. В 2-т. М., 1998. Т. 2.

59. Гинзбург Л. О старом и новом. Л., 1982. Ы.ДерридаЖ. О грамматологии. М., 2000.

60. Долинин К.А. Интерпретация текста. М., 1985.

61. Доронина Т.В. Масса и «человек массы» в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия» (К проблеме традиции) // Писатель, творчество: современное восприятие. Курск., 1998.

62. Еврипид «Медея» // Древнегреческая трагедия. Новосибирск., 1993.

63. Земская Е.А. Русская разговорная речь: Лингвистический анализ и пробемы обучения. М., 1979.

64. Жукова Н.А. Абсурд и пути его преодоления в художественном мире Чехова и Булгакова // Дергачевские чтения. 2000: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Екатеринбург., 2001.

65. Катаев В.Б. Чехов А.П. It Русская литература XIX-XX веков В 2-т. 1998.

66. Козлов Н.П. От романа к пьесе («Белая гвардия» и «Дни Турбиных» М. Булгакова) // Содержательность форм в художественной литературе. Куйбышев., 1989.

67. Колотаев В.А. Монолог как реальность диалога в творчестве М.И. Цветаевой // Первое произведение как семиологический факт. СПб.-Ставрополь., 1997.

68. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.

69. Короненко О.А. Приемы карнавализации в современной русской драматургии // Диалог Карнавал Хронотоп: М.М. Бахтин в контексте мировой культуры. М., №1-2 (39-40). 2003.

70. Косиков Г.К. «Структура» и / или «текст» (Стратегии совеременной семиотики) // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. И вступ. ст. Г.К. Косикова. М., 2000.

71. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. М., 2000.

72. Лагутин В.И. Проблемы анализа художественного диалога. Кишнёв., 1991.

73. Лазарева М.А. «Смех» Михаила Булгакова (Критерии художественности «Мастера и Маргариты») // Филологические науки. 1999. №2.

74. Лакшин В.Я. Мир Михаила Булгакова (вступительная статья) // М.А. Булгаков Собр. Соч. В пяти томах. М., 1989. Т.1.

75. Лихачев Д.С. Текстология: на материале русской литературы X-XVII веков. СПб., 2001.

76. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.

77. Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Таллинн., 1992. Т.1.

78. Лотман Ю.М. Текст как семиотическая проблема // Избранные статьи. В 3 т. Таллинн., 1992. Т.1.

79. Лотман Ю.М. Текст в тексте // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.

80. Лотман Ю.М. Карточная игра // Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт итрадиции русского дворянства (XVII начало XIX века). Спб., 2002.

81. Лукичев З.В. Проблема чеховской традиции в творчестве М.А. Булгакова // Русская литература XX века в аспекте традиции мировой культуры. Волгоград., 2002.

82. Лурье Я.С. М. Булгаков в работе над текстом «Дней Турбиных» // Проблемы театрального наследия М. Булгакова. Ленинград., 1987.

83. Ляхова Е.И. Драматизм личного слова в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литературное произведение и литературный процесс в аспекте исторической поэтики. Кемерово., 1988.

84. Малахов В. Гавань у поворота времен: Онтология Дома в «Белой гвардии» Михаила Булгакова // Вопросы литературы. М., 2000. № 4.

85. Манн Т. Герхарт Гауптман // Собрание сочинений: В 10 т. М., 1961. Т. 10.

86. Минаков А.В. Символика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Опытэзотерического исследования. М., 1998.

87. Мунье Э. Манифест персонализма: Пер. с фр. М., 1999.

88. Нестеров И.В. Диалог и монолог // Введение в литературоведение. М., 1999.

89. Нечаенко Д.А. Сон, заветных исполненный знаков: Таинства сновидений в мифологии, мировых религиях и художественной литературе. М., 1991.

90. Новиков Н.В. Проблема художественного сознания в эстетике В. Соловьева и творчестве М. Булгакова // Отечественная философия: русская, российская, всемирная. Материалы Уроссийского симпозиума историков русской философии. Ниж. Новгород. 1998.

91. Одинцов В.В. Стилистическая структура диалога // Языковые процессы современной русской художественной литературы. М., 1977.

92. Пави П. Словарь театра / Пер. с. Фр. М., 1991.

93. Петров В.Б. Эпическое в драматургии М.А. Булгакова (Трагикомедия «Бег») // Художественное творчество и литературный процесс. Томск., 1988. Вып. IX.

94. Платон. Протагор // Платон. Избранные диалоги. М., 1965.

95. Плеханова И.И. Категория трагического в скрещении философского, психологического и литературоведческого видения // литературоведение на пороге XX века. М., 1998.ш 193

96. Пожиганова Л.П. Пушкинский интертескст в пьесе М.А. Булгакова «Бег» // К

97. Пушкину сквозь время и пространство. Белгород., 2000.

98. Полищук Г.Г., Сиротинина О.Б. Разговорная речь и художественный диалог// Лингвистика и поэтика. М., 1979.

99. Пришвин М.М. Дневники 1920-1922. М., 1995.

100. Пугачёва Л.Г. Роль категорий диалога, монолога и игры (М.М. Бахтин) в формировании личностного измерения человеческого бытия // Человек. Культура. История. Саратов., 1993.

101. Ребелъ Г. Художественные миры романов Михаила Булгакова. Пермь., 2001.

102. Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М., 1979.

103. Росницкая О.Б. Карнавальные и романтические традиции в пьесах М.А. Булгакова «Бег», «Зойкина квартира» и «Дни Турбиных» // Рациональное и эмоциональное в литературе и в фольклоре. Волгоград. 2001.

104. Руднев А Культура и сон // Даугава. Рига., 1990. №3.

105. Рыжов В.В. Духовно ориентированный диалог и диалогическая личность // ^ Гуманизм и духовность в образовании. Н.Новгород., 1999.

106. Рымаръ Н.Т. Романный диалог и структура романного мышления // Содержательность форм в художественной литературе. Куйбышев., 1989.

107. Рюмина М.Т. Эстетика смеха: смех как виртуальная реальность. М., 2003.

108. Салагаева Л.Л. Диалог в прозе В.М. Шукшина // Творчество В.М. Шукшина: Метод. Поэтика. Стиль. Барнаул., 1997.

109. Сахаров В. Лирическая трагедия о русской эмиграции // Литературная Россия. 5 .Апреля 2002. №14.

110. Сидорова А.И., Павлова О.А. «Городский миф» у Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова // Вестник ВолГУ. Серия 2. Филология. Волгоград., 1998. Вып. 3.

111. Скороспелова Е.Б. Булгаков М.А. // Русская литература XIX-XX веков В 2-т. М., 1998. Т.2.

112. Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. М., 1986.

113. Собенников А.С. Поэтика диалога в драматургии А.П. Чехова: (о функциоанльной речи роли словесного символа в драматическом тексте)// Проблемы метода и жанра.1. Томск., 1988. Вып. 14.

114. Соломадин КМ. «Я» и «Другой» в концепциях М.Бахтина и Л.Выготского // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 2001. № 3-4.

115. Спенделъ де Барда Д. Сон как элемент внутренней логики в произведениях М. Булгакова // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М., 1988.

116. Страхов И.В.Художественное познание сновидений // Страхов И.В. Л.Н. Толстой как психолог. Саратов., 1947.

117. Тамарченко Н.Д. Повествование // Введение в литературоведение. М., 1999.

118. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 2001.

119. Толстой АН. О драматургии // В кн.: Тоетой А.Н. О литературе. М., 1956.

120. Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник. Этика. Религия. Наука. Рыбинск., 1997.

121. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М., 2000.

122. Хализев В.Е. Драма как род литературы. М., 1986.

123. Хализев В.Е. Говорящий человек. Диалог и монолог. // Теория литераутры. М., 1999.

124. Хализев В.Е. «Герои времени» и праведничество в освещении русских писателей XIX в. // Русская литература XIX века и храстианство. М., 1997.

125. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2002.

126. Химич В.В. «Зеркальность» как принцип отражения и пересоздания реальности в творчестве М. Булгакова // Русская литература XX века. Екатеринбург., 1994. Вып.2.

127. Химич В.В. «Странный реализм» М.А. Булгакова. Екатеринбург., 1995.

128. Царьков П. Личность и индивидуальность // Свободная мысль. 1995. № 6.

129. Цыганкова Е.В. Из истории смеха и символики эпохи Возрождения («Новая Академия» Альда Мануция) // Диалог Карнавал Хронотоп: М.М. Бахтин в контексте мировой культуры. М., №1-2 (39-40). 2003.

130. Чернец J1.В. Литературное произведение как художественное единство // Введение в литературоведение. М., 1999.

131. Черноморец JJ.B. Структура и функции диалога Иешуа и Пилата в романе М.

132. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вопросы лингвопоэтики и литературоведения. М., 1990.

133. Чероусова И.П. Структура и художественные функции диалога в русской волшебной сказке: Автореф. дис. .канд. филол. Наук. / Воронеж. Гос.ун-т. Воронеж., 1994.

134. Чжун Чже Чун Руководство к изучению Евагелия от Иоанна М., 2003.

135. Чудаков А.П. В.В. Виноградов и теория художественной речи первой трети XX века // В.В. Виноградов. Избранные труды о языке художественной прозы. М., 1980.

136. Шалюгин Г.А: Чеховское притяжение (М.А. Булгаков в Ялте) // Литературная Россия. М., 1985.1 февраля № 5. С. 16

137. ЩербаЛ.В. Восточно-лужицкое наречие. Пг., 1915.

138. Эсалнек А.Я. Об историко-типологическом изучении романа // Живая мысль: К 100-летию со дня рождения Г.Н. Поспелова. М., 1999.

139. Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. М., 2001.

140. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Избранные работы: язык и его функционирование. М., 1986.

141. Яновская Л.М. Творческий путь М. Булгакова. М., 1983.

142. Alexander Mikhailovic. Bakhtin's Conception of Discourse (Slovo) // Corporeal Words: Mikhail Bakhtin's Theory of Discourse. Northwestern University Press/ Evanston Illinois. 1997.

143. Bakhtin and Religion: A feeling for Faith/ edited by Susan M. Felch and Paul J. Contino. 2001.

144. BarrattA. Apocalypse or revolution?: Man and history in Bulgakov's Belaya gvardia // New Zealand Slavnic j. — Wellington., 1985. №1

145. Charles Morgan. Dialogue in Novels and Plays. UK. 1953.

146. Geaffrey Rockwell. Defining dialogue: from Socrates to the Internet. N.Y., 2003.

147. Henry George Liddel and Robert Scott, Greek-English Lexicon, Abridged. Oxford: Clarendon Press, 1977.

148. Ksana Blank. "Listening to the other: Bakhtin's Dialogue with Religion, Cultural theory, And the Classics. // Slavic and East European Journal. V. 47 N.2, Summ 2003.

149. Schlegel A. W. v. Samtliche Werke /Bd VII. Leipzing. 1846.

150. Ruth Coates. "Christianity in Bakhtin: God and the exiled author. Cambridge. UK. 1998.

151. Sierotwienski S. Slownik terminow literackich. Wroclaw., 1966.

152. СинХен Сук. Структура драматургии. Сеул., 1990.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.