Визуальная риторика в актуальных практиках российских художников с 2010 по 2023 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Афанасьева Ирина Анатольевна

  • Афанасьева Ирина Анатольевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2024, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 250
Афанасьева Ирина Анатольевна. Визуальная риторика в актуальных практиках российских художников с 2010 по 2023 гг.: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2024. 250 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Афанасьева Ирина Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Визуальная риторика: проблема связи слова и изображения в искусстве 28 Глава 2. Рецепции художественных стратегий концептуализма в современном

российском искусстве

Глава 3. Формы и стратегии репрезентации слова и визуального нарратива в

современном российском искусстве (2010—2023)

3.1 Живопись: вербальное в визуальном

3.1.1 Валерий Чтак: «инсталлирование нарратива»

3.1.2 Семён Мотолянец: большие картины решают большие вопросы

3.1.3. Владимир Логутов: картина в картине

3.1.4 Стас Багс: синтез граффити и поп-арта

3.1.5 Максим Има: визуальные нарративы

3.1.6 Кирилл Кто: разноцветные буквы философских идей

3.1.7. Владимир Абих: вербально-визуальные иллюзии

3.1.8 Разнообразие художественных стратегий изовербальных метатекстов

3.2. Графические нарративы

3.3. Арт-объекты, коллажи, реди-мейды

3.4. Инсталляции и новые контексты

3.5. Стрит-арт как визуальный язык публичного пространства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Иллюстрации

Приложение 2. Список художников и краткая биография

Приложение 3. Интервью с художниками

Интервью с Семёном Мотолянцем

Интервью с Иваном Симоновым

2

Интервью с Асей Маракулиной

Интервью с Марией Буртовой

Интервью с Риммой Савиной

Интервью с Андреем Шатиловым

Приложение 4. Актуальные темы вербально-вербальных практик в творчестве современных российских художников (2010-2023)

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Визуальная риторика в актуальных практиках российских художников с 2010 по 2023 гг.»

Актуальность исследования

Проблемы синтетического художественного текста, в котором тесно переплетены вербальные и визуальные контексты, всегда занимали особое место в искусстве любой эпохи, жанра и стиля. В отечественном искусстве эта проблема приобретает особый статус, так как форматы лингвистического искусства сегодня чрезвычайно разнообразны. Современные художники используют текст в различных медиумах: арт-объектах, фотографиях, графике, живописи, скульптуре, инсталляциях, перформансах и граффити. Включение текста в произведение - не только постоянно используемый приём XXI века, но и способ концептуализации и осмысления мира.

Развитие современного российского искусства в период с 2010 по 2023 гг. заслуживает особого исследовательского внимания, поскольку напрямую отражает сложные переплетения актуальных социальных, культурных, психологических и аксиологических характеристик российского общества. В связи с изменением социально-экономических условий происходят трансформации традиционных идей, культурных кодов и формирование новых ценностей. Визуальное искусство наиболее динамично реагирует на изменения общественной жизни и метко отражает тенденции развития социума. Очевидно, что направление, созданное современными художниками, творчество которых находится в центре нашего исследовательского внимания, в настоящее время имеет незавершенный характер и представляет своего рода культурный срез, зафиксированный на определенном промежуточном этапе. Поскольку пик творческой активности для многих художников ещё не пройден, эволюция их художественного пути будет продолжаться в 2030-е и 2040-е годы. Известный философ, куратор и теоретик современного искусства Б.Е. Гройс справедливо замечал: «Сегодня термин «современное искусство» не просто обозначает искусство, создаваемое в наше время. Скорее, сегодняшнее современное искусство демонстрирует способ,

которым современность представляет свою сущность, - акт презентации настоящего»1.

Современное искусство не всегда признаётся современниками: оно кажется непривычным, эпатирующим, провокационным, оно пугает и притягивает одновременно. Произведения ряда передвижников, художников-авангардистов, дадаистов, представителей московского концептуализма значительной частью современной им аудитории не воспринимались как настоящее искусство. Работы этих художников во время создания рассматривались как необходимая и текущая практика, продукт эпохи. Тем не менее именно современники формируют первое мнение о произведениях актуального искусства, а коллекционеры, меценаты поддерживают художников через институциональные механизмы. В России многочисленные институции вовлечены в практики современного искусства.

Сегодня многие современные российские художники работают с текстом2.

1 Гройс Б. Топология современного искусства // Художественный журнал. 2006. № 61/62 (май). URL: http://moscowartmagazine.com/issue/36/article/696 (дата обращения: 05.04.2023).

2 В последнее десятилетие в России прошли выставки «Художник и текст» (9 июня - 20 августа

2023 г., Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»), «Одни слова» (11 марта - 14 апреля 2023 г., Центр современного искусства «Креадор»), «Текст как ландшафт» (8 марта — 14 апреля 2023 г. Галерея Pop/off/art), «Тебя не узнать» (9 октября — 6 ноября 2022 г., Дом Гоголя),

«ПГТ. Персональная выставка Валерия Чтака» (9 сентября - 30 ноября 2022 г., ЦТИ «Фабрика»), «Между строк. Текстуальное в визуальном» (8 сентября - 9 октября 2022 г., галерея «Триумф»), «Теряются последние слова. Персональная выставка Владимира Абиха» (1 июля - 24 сентября 2022 г., Ural Vision Gallery, Екатеринбург), «Архитектура слова» (8 апреля - 11 сентября 2022 г., ЦСИ «Винзавод»), «Кирилл Кто. Верификация» (24 мая - 1 сентября 2022 г., ЦСИ «Винзавод»), «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве» (4 марта — 28 июня 2021 г., Государственный Русский музей), «Чуть больше привычного» (26 ноября - 21 декабря 2021 г., Syntax gallery), «Валерий Чтак. Могло бы быть гораздо хуже» (22 января - 30 апреля 2021 г., Мультимедиа Арт Музей), «Мало буков. И те лишние» (22 января - 28 февраля 2021 г., галерея «Треугольник»), «Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина» (3 июля - 6 сентября 2020 г., Государственная Третьяковская галерея), «Буферная зона» (12 сентября -22 ноября 2019 г., MYTH gallery), «Я тебя тоже не узнал» (2 марта - 14 апреля 2019 г., Syntax gallery), «Великое забвение. По страницам забытой книги» (14 сентября - 1 октября 2018 г., ПБКЦ), «Введите свой текст...» (3—9 июня 2017 г., Бертгольд Центр), «Чтак. В моем случае — ни в коем случае» (25 августа - 16 октября 2022 г., ММоМА), «Интертекст» (13 ноября 2015 г. -18 января 2016 г., Эрарта), «Изображение как слово. Медиапоэзия как метод» (18 января - 20 марта 2016 г., проект «Этажи»), «Книга художника» (21 марта - 24 апреля 2015 г., ММоМА), «Семен Мотолянец. Большие картины решают большие вопросы» (22 мая - 4 июля 2015 г., Галерея Марины Гисич), «Максим Има. Понятно, что ничего не понятно» (14 мая - 30 июня, 2015 г., проект «Этажи»), «Новые рассказчики в русском искусстве XX—XXI веков» (25 марта -21 июня 2015 г., Государственный Русский музей), «Соединенные Штаты Сибири» (16 января -10 февраля 2013 г., Сибирский центр современного искусства), «Только правда. Валерий Чтак»

5

В своём творчестве они поднимают актуальные темы, связанные с сохранением культурного наследия в условиях глобализации, развитием Интернета и информационных технологий, Четвёртой промышленной революцией3, цифровизацией, урбанизацией, социальной политикой, вопросами преодоления дискриминации (гендерной, расовой, религиозной и др.), структурного неравенства, проблемами смены поколений, культурной идентичности, экологии.

Исследование новейших вербально-визуальных практик современных российских художников актуально как с точки зрения творческих, художественных задач, так и в более широком социокультурном контексте. Важно выявить ключевые тенденции вербально-визуального искусства, определяющие «новое видение» мира - расстановку смысловых приоритетов художественного сообщества.

Степень разработанности научной проблемы

Вербально-визуальное искусство рассматривается исследователями с помощью различных методологических подходов. В настоящем исследовании визуальная риторика как процесс формирования коммуникативных связей вербально-визуального объекта проанализирована как комплексная проблема, включающая в себя спектр вопросов: 1) стратегии исследований вербального-визуального искусства; 2) концептуализм как основа современных логоцентричных практик; 3) современное российское искусство.

1. Стратегии исследований вербального-визуального искусства

На сегодняшний день существуют различные исследовательские подходы, связанные с изучением вербально-визуального искусства. Два наиболее влиятельных из них - семиотика и постструктурализм. С этих позиций

(24 сентября - 24 октября 2011 г., ЦСИ «Винзавод»), «Кирилл Кто. Много букоф» (18 сентября -31 декабря 2010 г., выставочный зал «Протвор») и другие. Данный факт свидетельствует о востребованности осмысления практик взаимодействия слова и изображения.

3 В 2016 году президент Всемирного экономического форума в Давосе К. Шваб объявил, что

началась Четвертая технологическая (промышленная) революция (Индустрия 4.0). К ключевым

технологиям новой эпохи относят искусственный интеллект, автономных роботов, БПЛА, интернет вещей, дополненную и виртуальную реальности, трёхмерную печать, нанотехнологии, блокчейн и др. - URL: https://www.weforum.org/agenda/2016/01/the-fourth-industrial-revolution-what-it-means-and-how-to-respond/ (дата обращения: 25.08.2023).

6

изображение рассматривается не только как текст, но и как знаковая система, а элементы образа исследуются как структуры функционирования текста или языка.

Понятия «текст культуры», «художественный текст» подробно рассмотрены в работах русских и западноевропейских мыслителей, представителей семиотической школы: М.М. Бахтина4, М. Шапиро5, Р. Барта6, Ю.М. Лотмана7, У. Эко8, Б.А. Успенского9. В семиотике, вслед за исследованиями Ч.С. Пирса10, принято выделять тройственную структуру знака: обозначающее (имя), обозначаемое (референт), которое распадается на смысл и значение. Особенностью этого подхода является тот факт, что объект может обладать смыслом, но не иметь значения. Современная семиотика изучает смыслообразование, неязыковые знаковые системы, символы.

Постструктурализм, наиболее значимыми теоретиками которого являются Ж.-Ф. Лиотар11, Ж. Делёз, М. Фуко12, Ж. Бодрийяр13, Ж. Деррида14, расширил сферу основных положений языка, лингвистических знаков, смысла. В основе постструктурализма - открытия в области лингвистики и теории коммуникации. По мнению постструктуралистов, язык обеспечивает возможность существования общества, т.к. обозначает его структуру. Язык воспринимается постструктуралистами не как инструмент или средство общения, но как форма жизни, автономная система, которая определяет отношение человека к окружающему миру и формирует реальность. Существование мира также

4 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М, 1975.

5 Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа // Искусствометрия: Методы точных наук и семиотики. М, 2007. С. 136 - 163.

6 Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика: пер. с фр. М., 1989.

7 Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

8 Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб, 2006.

9 Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.

10 Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. М., 2000.

11 Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.

12 Фуко М. Это не трубка. СПб., 1999.

13 Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

14 Деррида Ж. Письмо и различие. М.-СПб., 2000.

7

признаётся доступным только через языковые формы15. «Субъект, - пишет известный философ и искусствовед Б.Е. Гройс - не в состоянии отрефлексировать свой язык, в котором он нуждается для осуществления такой рефлексии, также является языком - и его невозможно однозначно отличить от изучаемого языка-объекта»16.

Различные аспекты визуальной риторики и подходы к вербально-визуальным репрезентациям в искусстве представлены в трудах в трудах С.С. Аванесова17, Н.Д. Арутюновой18, М. Бёмиг19, Н.А. Дмитриевой20, Н.В. Злыдневой21, Дж. Лакоффа22, К. Маклауд23, У. Дж. Т. Митчелла24, К. Мокси25, А. Моля26, В.Ф. Петренко27, И.М. Сахно28, В.Н. Терёхиной29, В.Н. Топорова30, Ч. Форсевиль31, Ш.М. Шукурова32 М.Б. Ямпольского33 и др. Визуальная риторика во многих исследованиях конвергенции вербального и визуального выступает как определенная модель языка искусства, способная моделировать системы и

15 Кирилина А.В. Постструктуралистский взгляд на язык // Фердинанд де Соссюр и современное гуманитарное знание. М., 2008. С. 138.

16 Гройс Б. Под подозрением. Феноменология медиа. М., 2006. С. 31.

17 Аванесов С.С. Что можно называть визуальной семиотикой? // ПРАЕНМА. Проблемы визуальной семиотики. 2014. Вып. 1 (1). С. 10—22.

18 Теория метафоры: сборник / вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой. М., 1990.

19 Bohmig M. Scrittura e visualita: 'testo' vs 'immagine'. Considerazioni preliminari con alcune esemplificazioni pratiche //Testo e immagine. Riflessioni su letteratura e arti visive. A cura di Claudia Scandura, Emilio Mari. Roma, 2018. P. 9—54.

20 Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М., 1962.

21 Злыднева Н.В. Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века. М., 2008.

22 Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры: Сборник: общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М., 1990.

23 MacLeod C., Plesch V., Schoell-Glass Ch. Elective Affinities: Testing Word and Image Relationships. (Word and Image Interactions). U.S.A., 2009.

24 Митчелл У.Дж.Т. Иконология. Образ. Текст. Идеология. М., 2017.

25 Moxey K. Visual Studies and the Iconic Turn //Journal of Visual Culture. Los Angeles; London; New Delhi; Singapore, 2008. Vol. 7 (2). P. 137.

26 Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.

27 Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб, 2005.

28 Сахно И.М. Русский авангард. Живописная теория и поэтическая практика. М., 1999.

29 Терехина В.Н. Вербально-визуальная целостность творчества Владимира Маяковского // Творчество В В. Маяковского. М., 2015. С. 310-325.

30 Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1988.

31 Forceville Ch. Pictorial Metaphor in Advertising. London, 1996.

32 Шукуров Ш.М. Визуальная риторика// Человек. 2021. Т. 32. № 5. С. 180—191.

33 Ямпольский М.Б. Наблюдатель. Очерки истории видения. М., 2000.

8

демонстрировать отношение автора к тому или иному явлению или к окружающему миру (см. подробнее главу 1).

Вопросам изучения вербально-визуальных текстов в российской науке посвящены немногочисленные исследования34. Отечественные учёные часто обращаются к терминам «поликодовый», «гибридный», «синтетический» и «изовербальный». К поликодовым текстам в широком смысле относят случаи сочетания естественного языка с кодом другой семиотической системы (живопись, балет, музыка, перформанс, театр и т.д.)35. Этот термин сегодня активно используют лингвисты, филологи и искусствоведы. Гибридный текст соединяет в одно целое несоединенные ранее явления, возникая в определенную культурную эпоху36. Это могут быть фонографические и идеографические знаки, символы различных этнических языков, знаки научного языка и др.37. Одним из важных аспектов вербально-визуальной репрезентации в искусстве является «интегративный характер»38 изовербального текста. Термин «изовербальный текст» как зона пересечения словесного и изобразительного языков активно используется в работах культуролога и искусствоведа И.М. Сахно39. Изовербальный текст здесь рассматривается как междисциплинарная область, двухуровневая конструкция, в которой соединяются вербальный и визуальный языки.

Автор диссертации видит свою задачу в том, чтобы объединить наиболее ценные наработки в области искусствоведения с важным вкладом исследователей

34 Наиболее значимыми из них являются работы Н.В. Злыдневой, И.М. Сахно, В.Н. Терёхиной, В Н. Топорова, Ш.М. Шукурова.

35 Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и культурная коммуникация (на материале креолинноых текстов). М., 2003. С. 107.

36 Лихачев С.В. Коммуникативные аспекты функционирования гибридных текстов // Коммуникативные исследования. 2018. № 3 (17). С. 47-65.

37 Там же. С. 52.

38 Сахно И.М. «Буквенная графика» в русском футуризме: стратегии визуализации // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2016. №1 (3). С. 52

39 Сахно И.М. «Ш pictura poesis»: поэтическая и живописная эмблема барокко // Обсерватория культуры. 2015. № 5. С. 107; Сахно И.М. Рецепции символизма в авангардистской поэзии: формирование новой оптики слова // Связь времен: история искусств в контексте символизма. Коллективная монография в трех книгах. М., 2021. С. 233-251.

9

в области филологии, семиотики, постструктурализма, философии логического позитивизма и социологии языка. Изовербальные тексты в актуальных практиках современных российских художников можно рассматривать не только как иерархически дискретные, выстроенные структуры (визуальный образ, письмо), но и парадигматически (аллюзии, символы, игры смыслов, противоречия). В диссертации также используются принципы закономерностей текста, разработанные отечественной лингвистической школой.

2. Концептуализм как основа современных логоцентричных практик

Среди многочисленных публикаций, посвященных московскому концептуализму 1970-1980-х годов, сравнительно немного работ, исследующих его теорию. Большинство текстов анализируют это направление как образ действия, мышления и жизни. Авторами, как правило, являются художники, что лишает подобный подход критического взгляда на проблему40.

Известный исследователь московского концептуализма Е.А. Бобринская в книге «Концептуализм»41 выделяет несколько факторов, которые повлияли на развитие концептуального искусства в нашей стране; сравнивает московскую концептуальную школу с европейской; определяет ключевые черты и характеристики этого направления; анализирует, почему концептуализм отличается спецификой «социального статуса» как неофициального искусства в СССР. Автор подробно описывает базовые принципы, проблемы, идеи, формы, рассматриваемые художниками-концептуалистами, выявляет различия концептуализма и соц-арта. Особое внимание уделено описанию и интерпретации произведений Ильи Кабакова, Риммы и Валерия Герловиных, Андрея Монастырского и других.

Искусствовед Е.Ю. Дёготь в монографии «Русское искусство XX века»42 рассматривает основные художественные тенденции московского

40 Например, Кабаков И.И. 60-70-е... Записки о неофициальной жизни в Москве. М., 2008; Бакштейн И., Кабаков И., Монастырский А. Триалог о комнатах // Сборники. МАНИ. Вологда, 2010.

41 Бобринская Е.А. Концептуализм. М., 1994.

42 Деготь Е. Русское искусство XX века. М., 2000.

10

концептуального круга в контексте визуальной поэзии, «сакрального минимализма» и перформанса, обращает внимание на философские предпосылки развития этого вида искусства. Автор подчёркивает укорененность неофициального искусства в окружающее его культурное пространство.

Докторская диссертация А.К. Флорковской посвящена исследованию московского неофициального искусства 1970-1980-х гг.43. В работе подробно рассматриваются эволюция, социокультурный контекст, сообщества неофициальных художников, специфика, основные периоды. По мнению исследователя, в 1970-1980-е годы произошёл переход от позднего модернизма к раннему постмодернизму, что обусловило творческий плюрализм - широкий спектр движений и направлений в рамках неофициального искусства. Плюрализм художественных направлений, преемственность поколений в культуре и взаимопроникновение официального и неофициального дискурсов позволяют говорить о феномене московского неофициального искусства как о цельном явлении, оказавшем существенное влияние на художественные процессы постсоветского периода и современности. Проведенное исследование даёт возможность рассмотреть неофициальную культуру как закономерный этап в истории отечественного искусства, проанализировать истоки постмодернистской парадигмы культуры. Диссертация проясняет общую картину художественной жизни позднесоветского времени, культурную политику и тенденции художественных направлений.

Эстетике московского концептуализма посвящена диссертация доктора философских наук, культуролога А.Р. Апресяна44. Концептуализм в его работе рассматривается как направление, объединяющее процессы творчества, исследования и познания, теории и практики, рефлексии и критики. Автор отмечает, что концептуализм затрагивает, в первую очередь, проблемы и особенности функционирования искусства. «Концептуальное искусство - это

43 Флорковская А.К. Феномен московского неофициального искусства позднесоветского времени: эволюция, социокультурный контекст, сообщества, стратегии, художественные направления: дисс. докт искусствоведения: 17.00.04. СПб., 2018.

44 Апресян А.Р. Эстетика Московского концептуализма: дис. ... канд. филос. наук. М., 2001.

11

искусство, которое анализирует собственный язык»45, - пишет исследователь. А.Р. Апресян реконструирует историю развития концептуализма в СССР, определяет причины возникновения концептуализма в отечественной традиции, исследует жанровые особенности, художественные и эстетические черты этого направления.

В основе книги американского исследователя А. Розенфельд «Московский концептуализм в контексте»46 - известная коллекция Нортона Доджа в музее Циммерли при Университете Рутгерса (Нью -Брансуик, США), состоящая из более 25 000 произведений около 900 художников Москвы и Ленинграда 1956-1987 гг. В работе представлены статьи ведущих учёных, интервью с художниками. Автор описывает историю развития концептуализма в СССР, сравнивает произведения московских художников с работами европейских и американских концептуалистов.

Различным аспектам концептуального искусства посвящены работы И.М. Бакштейна47, Е.И. Булычёвой48, Б.Е. Гройса49, Е.А. Лазаревой50, Р. Краусс51, П. Осборна52, В.Д. Пивоварова53, В. Тупицына54, О.В. Холмогоровой55, статьи авторов журнала неофициального русского искусства «А-Я. 1979-1986»56 и др.

3. Современное российское искусство

В процессе работы над диссертацией был проанализирован большой корпус исследований, посвященный феномену актуального искусства с 1991 по 2023 гг. Основной массив литературы, посвященной современному и, в частности,

45 Апресян А.Р. Эстетика Московского концептуализма: дис. ... канд. филос. наук. М., 2001.

46 Rosenfeld A. Moscow Conceptualism in Context. Prestel, 2011.

47 Бакштейн И.М. Внутри картины: статьи и диалоги о современном искусстве. М., 2015.

48 Булычева Е.И. Диффузия визуального и вербального в арт-проектах концептуалистов // Язык и культура. 2014. №15. С. 23—28.

49 Гройс Б. Московский романтический концептуализм // А — Я. P., 1979.

50 Лазарева Е.А. О понятии концептуализма // Это не московский концептуализм. 2021. С. 7-21.

51 Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М., 2003.

52 Osborne P. Conceptual Art. London, 2011.

53 Пивоваров В.Д. О любви слова и изображения. М., 2004.

54 Тупицын В. Коммунальный (пост)модернизм. Русское искусство второй половины XX века. М., 1998.

55 Холмогорова О.В. Соц-арт. М., 1994.

56 А - Я: журнал неофициального русского искусства, 1979-1986. М., 2004.

12

современному российскому искусству, связан с проблемами генезиса современного искусства, определения понятий и хронологических рамок (см. главу 1).

Среди исследований, определивших основной вектор развития искусствоведческой мысли, следует отметить работы отечественного искусствоведа и куратора Е.Ю. Андреевой57. В книге «Параллельные современности. Тексты о российском искусстве 1980-2010-х годов»58 арт-критик, называя период 1980-х-2010-х годов «постсоветским», утверждает, что последнее тридцатилетие в развитии мирового искусства стало временем противоборства глобализации и неоконсерватизма. Книга построена на текстах, посвященных отдельным художникам (в их числе, А.С. Тер-Оганьян, Ольга и Александр Флоренские, В.Ю. Мамышев-Монро, Т. Радя, И. Тузов и другие) и их произведениям. Большая часть статей основана на анализе персональных выставок. Е.Ю. Андреева обращает внимание читателя на тот факт, что появление художника как исследователя во второй половине 1990-х годов стало одним из самых

59

актуальных трендов в европейской и американской культуре59.

Одной из значимых работ об отечественном искусстве 1990 -х-2010-х годов является диссертация доктора философских наук Л.К. Бондаренко «Основные адаптивные тенденции в современном отечественном искусстве рубежа веков (1991-2011 гг.)»60. Исследователь определяет художественные ценности и противоречия эпохи, анализирует коммуникативные, интерактивные, информационные, эстетические, маркетинговые аспекты современного российского искусства. Появление русского постмодернизма автор связывает с активизацией контактов с западными художниками и развитием информационных

57 Андреева Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины XX - начала XXI века. СПб., 2007; Андреева Е.Ю. Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва - Ленинград, 19461991. М., 2012 и другие.

58 Андреева Е.Ю. Параллельные современности. Тексты о российском искусстве 1980-2010-х годов. СПб, 2021.

59 Там же. С. 95.

60 Бондаренко Л.К. Основные адаптивные тенденции в современном отечественном искусстве рубежа веков: 1991—2011 гг.: дис. ... доктора философских наук. М., 2016.

13

технологий. Тем не менее анализ произведений современных художников в этой работе практически не приводится.

Книга современного художественного критика и искусствоведа А.А. Ковалёва «Неокончательная история. Современное российское искусство в лицах»61 посвящена 50 ключевым современным художникам со всей страны (из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Нижнего Новгорода, Новосибирска), меняющим классическое представление об искусстве. В их числе - Ю. Альберт, К. Звездочётов, А. Осмоловский, П. Пепперштейн, П. Павленский, Х. Сокол, Д. Гутов, В. Логутов, И. Корина, Т. Новиков и другие. На основе фактов биографии и анализа ключевых работ каждого автора, исследователь стремится определить отличительные черты творческого метода современных художников.

В раскрытии особенностей актуального художественного процесса большую роль сыграли труды С.П. Батраковой62, Е.А. Бобринской63, А.Д. Боровского64, К. Бишоп65, Н. Буррио66, С.М. Грачевой67, К. Гровье68, Б.Е. Гройса69, К.А. Зацепина70, Н.В. Злыдневой71, И.Н. Карасик72, А.И. Карловой73, А. Ковалева74,

61 Ковалев А. Неокончательная история. Современное российское искусство в лицах. М, 2021.

62 Батракова С.П. Современное искусство и наука. Место человека во вселенной. М., 2018.

63 Бобринская Е.А. Чужие? Неофициальное искусство: мифы, стратегии, концепции. М, 2013.

64 Боровский А., Карлова А., Салтанова М. Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве / науч. рук. Е. Петрова. СПб, 2020.

65 Бишоп К. Искусство инсталляции. М., 2022.

66 Буррио Н. Реляционная эстетика / Постпродукция. М., 2016.

67 Грачева С.М. Современное петербургское академическое изобразительное искусство. Традиции, состояние и тренды развития. М., 2019.

68 Гровье К. Искусство с 1989 года. М., 2019.

69 Гройс Б. Комментарии к искусству. М., 2003.

70 Зацепин К.А. Пространство взгляда. Искусство 2000-2010-х годов. Сборник статей. Самара, 2016.

71 Злыднева Н.В. Вербальное в современном изобразительном искусстве // Поэтика исканий или поиск поэтики. Материалы международной конференции-фестиваля «Поэтический язык рубежа XX—XXI веков и современные литературные стратегии (16—19 мая 2003 года)». М., 2004. С. 423.

72 Карасик И.Н. «Другой» рисунок// Актуальный рисунок. 2013.Вып. 395. С. 19—29.

73 Карлова А.И. Выставка «поколение тридцатилетних... » в русском музее: опыт кураторской работы // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок. 2022. С. 29—31.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Афанасьева Ирина Анатольевна, 2024 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «А - Я»: журнал неофициального русского искусства, 1979—1986 - М., 2004. - 408 с.

2. «Пишу о нашей современности»: художник рисует картины о перепотреблении. 2020. URL: https://ecologyofrussia.ru/kartiny-khudozhnik/ (дата обращения: 28.05.2023).

3. Аванесов С.С. Что можно называть визуальной семиотикой? / С.С. Аванесов // ПРА5НМА. Проблемы визуальной семиотики. - 2014. - Вып. 1 (1). -С. 10—22.

4. Автономова Н.С. Открытая структура: Якобсон - Бахтин - Лотман -Гаспаров / Н.С. Автономова. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2009. - 503 с.

5. Адашевская Л.В. «Я всегда хотел быть рок-звездой» текстом [интервью с В. Чтаком] / Л.В. Адашевская // Диалог искусств. - 2016. - № 5. - С. 94—101.

6. Адашевская Л.В. Чтак. Мне нравятся картинки с текстом [интервью с В. Чтаком] / Л.В. Адашевская // Диалог искусств. - 2012. - № 1. - С. 102-106.

7. Андреева Е.Ю. Параллельные современности. Тексты о российском искусстве 1980-2010-х годов / Е.Ю. Андреева. - Спб: Искусство—XXI век, 2021. - 380 с.

8. Андреева Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины XX - начала XXI века / Е.Ю. Андреева. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 484 с.

9. Андреева Е.Ю. Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва -Ленинград, 1946-1991 / Е.Ю. Андреева. - М.: Искусство XXI век, 2012. -464 с.

10.Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и культурная коммуникация (на материале креолинноых текстов)/ Е.Е. Анисимова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 128 с.

11. Апресян А.Р. Эстетика Московского концептуализма: дис. ... канд. филос. наук / А.Р. Апресян. - М., 2001. - 110 с.

12. Аристотель. Метафизика // Соч. В 4-х т. - Т. 1 / ред. В.Ф. Асмус - М.: Мысль, 1975. - 550 с.

13.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. — М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

14.Арсеньев П. Материальная поэзия. 2015. URL: http://arsenev.trans-lit.info/?p=316&lang=ru RU (дата обращения: 01.03.2023).

15. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс / Н.Д. Арутюнова // Теория метафоры.

- М.: Прогресс, 1990. - С. 5-32.

16.Бакштейн И., Кабаков И., Монастырский А. Триалог о комнатах / И. Бакштейн, И. Кабаков, А. Монастырский // Сборники. МАНИ. - Вологда: Б-ка Моск. концептуализма, 2010. - 248 с.

17.Бакштейн И.М. Внутри картины: статьи и диалоги о современном искусстве / И.М. Бакштейн. - М.: НЛО, 2015. - 456 с.

18.Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. — М.: Прогресс, 1989. — 616 с.

19.Барт Р. Сай Твомбли / Р. Барт. - М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2020. - 72 с.

20.Батракова С.П. Современное искусство и наука. Место человека во вселенной / С.П. Батракова. - М.: БуксМарт, 2018. - 288 с.

21.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. - 502 с.

22.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / сост. С.Г. Бочаров. -М.: Искусство, 1986. — 445 с.

23.Без барьеров: российское искусство, 1985—2000 / авторы ст. Е. Петрова и др.

- Спб: Palace Edition, 2012. - 223 с.

24.Берг М. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе / М. Берг. — М.: Новое литературное обозрение, 2000.

- 352 с.

25.Бишоп К. Искусство инсталляции / К. Бишоп; перевод с английского А. Фоменко. - М. Ад Маргинем Пресс, 2022. - 191 с.

171

26.Бобринская Е.А. Концептуализм / Е.А. Бобринская. - М.: Галарт, 1994. -216 с.

27.Бобринская Е.А. Русский авангард: истоки и метаморфозы / Е.А. Бобринская — М.: «Пятая страна», 2003. — 304 с.

28.Бобринская Е.А. Футуризм / Е.А. Бобринская. - М.: Галарт, 2000. - 192 с.

29.Бобринская Е.А. Футуризм и кубофутуризм/ Е.А. Бобринская. - М.: Галарт, 2000. - 174 с.

30.Бобринская Е.А. Чужие? Неофициальное искусство: мифы, стратегии, концепции / Е.А. Бобринская. - М.: Бреус, 2013. - 496 с.

31.Бобрихин А.А., Граматчикова Н.Б. Вербальные и визуальные нарративы наивных художников / А.А. Бобрихин, Н.Б. Граматчикова // Шаги/Steps. -2019. - №2. - С. 211—239.

32.Бодрийяр Ж. Общество потребления / Ж. Бодрийяр - М.: АСТ, 2021. - 320 с.

33.Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000. - 387 с.

34.Бондаренко Л.К. Интеграционные процессы в российской художественной среде рубежа веков (1991—2011 гг.) / Л.К. Бондаренко. - Краснодар: Издательский Дом-Юг, 2011. - 133 с.

35.Бондаренко Л.К. Основные адаптивные тенденции в современном отечественном искусстве рубежа веков: 1991—2011 гг.: автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.04 / Л.К. Бондаренко. - Москва, 2016. -43 с.

36.Бондаренко Л.К. Основные тенденции в российском современном искусстве на рубеже XX—XXI вв. (1991-2011 гг.) / Л.К. Бондаренко. — Краснодар: Изд. Дом-Юг, 2012. — 169 с.

37.Бондаренко Л.К. Тема деревни в творчестве советских живописцев 1960 -1970-х годов: дис... канд. иск: 17.00.04 / Л.К. Бондаренко. - Москва, 2005. -193 с.

38.Борисенкова А. Нарративный поворот и его проблемы / А. Борисенкова // Новое литературное обозрение. - 2010. - № 103. - С. 327—332.

172

39.Боровский А., Карлова А., Салтанова М. Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве / науч. рук. Е. Петрова. - СПб: Palace Editions, 2020. - 120 с.

40.Буа И.-А., Краусс Р., Фостер Х., Бухло Б., Джослит Д. Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм / науч. ред. А. Фоменко, А. Шестаков - М.: Ad Marginem Press, 2015. - 896 с.

41.Булатов Э.В. Живу дальше: Статьи, интервью / Э. Булатов. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2009. - 221 с.

42.Булычева Е.И. Диффузия визуального и вербального в арт-проектах концептуалистов / Е.И. Булычева // Язык и культура (Новосибирск). - 2014. - №15. - С. 23—28.

43.Буррио Н. Реляционная эстетика / Постпродукция / Н. Буррио. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. - 216 с.

44.Бюргер П. Теория авангарда / П. Бюргер. - М.: V-A-C press, 2014. - 200 с.

45.Вагнер Е. Тимофей Радя: «Город — это сильный растворитель»// The Art Newspaper Russia. 2019. №272. URL: https://www.theartnewspaper.ru/posts/6865/ (дата обращения 01.03.2023).

46. Валерий Чтак. Серия «Города РФ». 2017. URL: https://vladey.net/ru/artwork/3890 (дата обращения: 19.01.2022).

47. Вербицкая М.В. К обоснованию теории «вторичных тестов» / М.В. Вербицкая. - Филологические науки. - 1989. - № 1. - С. 30-36.

48. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Л. Витгенштейн Философские работы: [в 2 ч.]. - Ч. 1. - М.: Гнозис, 1994. - С. 1-73.

49. Воспоминания Нины Воронель «Илья Кабаков и Михаил Гробман». Тель-Авив. 1994. URL: https://litresp.ru/chitat/ru/В/voronelj-nina-abramovna/originali/2 (дата обращения 14.02.2023).

50.Встреча с художником Валерием Чтаком [лекция]. DOCA-talk. 2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Ov3YZ7_-Af8&t=18s (дата обращения: 03.05.2023).

51.Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры: избранные психологические труды / Л.С. Выготский. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 512 с.

52. Выставка «Слово и изображение». Государственный Центр современного искусства / сост. В. Пацюков. - М.: ГЦСИ, 2007. - 123 с.

53. Герасименко П. Семён Мотолянец: «Мне интересны маленькие истории». 2019. URL: https://iournal.masters-proiect.ru/semyon-motolyanec-mne-interesny-malenkie-istorii/ (дата обращения: 03.06.2023).

54.Геташвили Н.В. Рене Магритт. Лучшие современные художники / Н.В. Геташвили. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 72 с.

55.Гик Ю. Золушка современного искусства (введение в мэйл-арт) / Ю. Гик // Новое литературное обозрение. - 1999. - № 5 (39). - С. 293—314.

56.Гор В. Классическое в неклассическую эпоху: эстетические аспекты модификации языка изобразительного искусства / В. Гор. - М.: «Индрик», 2010. - 248 с.

57.Грачева С.М. Современное петербургское академическое изобразительное искусство. Традиции, состояние и тренды развития / С.М. Грачева. - М.: БуксМАрт, 2019. - 368 с.

58.Гровье К. Искусство с 1989 года / К. Гровье. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2019. - 216 с.

59.Гройс Б. Комментарии к искусству / Б. Гройс - М.: Художественный журнал, 2003. - 343 с.

60. Гройс Б. Под подозрением. Феноменология медиа / перевод А. Фоменко. -М.: Художественный журнал, 2006. - 200 с.

61.Гройс Б. Статьи об Илье Кабакове / Б. Гройс. - М.: Ад Маргинем, 2017. -136 с.

62. Гройс Б. Топология современного искусства // Художественный журнал / Б. Гройс. - 2006. - № 61/62 (май) - С. 61—62.

63.Гройс Б. Утопия и обмен / Б. Гройс. - М.: Знак, 1991. - 376 с.

64. Данто А. Что такое искусство? / А. Данто. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. -168 с.

65. Деготь Е. Русское искусство XX века / Е. Деготь. - М.: Трилистник, 2000. -223 с.

66. Деготь Е., Захаров В. Московский концептуализм / Е. Деготь, В. Захаров. -Москва: WAM, 2005. — 416 с.

67.Делёз Ж. Переговоры / пер. В.Ю. Быстрова. - СПб.: Наука, 2004. - 235 с.

68. Деррида Ж. О грамматологии / Пер. с фр. и вст. ст. Н. Автономовой. - М.: Ad Marginem, 2000. - 520 с.

69. Деррида Ж. Письмо и различие / пер. с франц. Д.Ю. Кралечкина. - М.-СПб.: Академический проект, 2000. - 495 с.

70. Дмитриева Н.А. Изображение и слово / Н.А. Дмитриева. - М.: Искусство, 1962. - 314 с.

71. Дьяков А.В. Жак Лакан. Фигура философа / А.В. Дьяков. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. - 560 с.

72.Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты / пер. Ц. Г. Нессельштраус. - Т. 1, 2.

- М.-Л.: Искусство, 1957.

73.Жиляев А.А. Авторская экскурсия по выставке «Будни распознавателя образов». - URL: https://www.youtube.com/watch?v=lckhiTO_L4I&t=493s (дата обращения: 20.11.2023).

74.Забытый авангард: Россия, первая треть ХХ столетия. Кн. 2. Нов. сб. теоретич. и спр. материалов / Сост. А. Очеретянский, Дж. Янечек, В. Крейд; Предисл. С. Бирюкова. - Нью-Йорк-СПб., 1993. - 278 с. 75.Зацепин К.А. Пространство взгляда. Искусство 2000-2010-х годов. Сборник

статей / К.А. Зацепин - Самара: Книжное издательство, 2016. - 115 с. 76.Зенкова А.Ю. Визуальные исследования как интегральная область социально-гуманитарного знания // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН / А.Ю. Зенкова. — Екатеринбург, 2005. Вып. 5.

- С. 184—193.

77.Зиммель Г. Из «Экскурса о социологии чувств» / Г. Зиммель // Неприкосновенный запас. - 2000. - № 3.

78.Злыднева Н.В. Визуальный нарратив: опыт мифопоэтического прочтения / Н.В. Злыднева. - М.: Индрик, 2013. - 359 с.

79.Злыднева Н.В. Два «Художника» К. Малевича: стихотворение versus картина / Н.В. Злыднева // Художник и его текст: русский авангард: история, развитие, значение. - М.: Наука, 2011. - С. 79—87.

80. Злыднева Н.В. Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века / Н.В. Злыднева. — М.: «Индрик», 2008. — 304 с.

81.Злыднева Н.В. Название versus изображение / Н.В. Злыднева // Художественный текст как динамическая система: материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию В.П. Григорьева, 19—22 мая 2005 г. / отв. ред. Н.А. Фатеева. -М.: «Азбуковник», 2006. - С. 183—192.

82.Иван Симонов. 2020. URL: https://deniscollection.com/ivan-simonov/ (дата обращения 14.11.2022).

83.Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех: [каталог выставки]. -М., 2018. - 256 с.

84.Кабаков И.И. 60-70-е... Записки о неофициальной жизни в Москве / И.И. Кабаков. — М.: Новое литературное обозрение, 2008. — 368 с.

85.Каганов Г.З. Образы городской среды в массовом сознании и в искусстве: автореферат дис. ... доктора искусствоведения: 18.00.01 / НИИ теории архитектуры и градостроительства. - М., 1999. - 73 с.

86.Карасик И.Н. «Другой» рисунок / И.Н. Карасик// Актуальный рисунок. 2013.

- Вып. 395. - C. 19—29.

87.Карлова А.И. Выставка «поколение тридцатилетних... » в русском музее: опыт кураторской работы / А.И. Карлова // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок. - 2022.

— С. 29—31.

88.Карлова А.И. Диалог с материалом в творчестве петербургских художников поколения 2010-х годов / А.И. Карлова // Современное искусство в контексте глобализации. Наука, образование, художественный рынок. - СПб: СПбГУП, 2020. - С. 20—22.

89.Карлова А.И. Интернет-визуальность в российском искусстве 2010-х годов // Отечественное искусство конца XIX - начала XXI века в диалоге эпох: идеи, стили, мастера / А.И. Карлова. — СПб: СПГХПА им. А.Л. Штиглица, 2022. -С. 335—342.

90. Кирилина А.В. Постструктуралистский взгляд на язык / А.В. Кирилина // Фердинанд де Соссюр и современное гуманитарное знание: сборник статей -2008. - С. 136—140.

91.Ковалев А. Именной указатель / А. Ковалев. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 399 с.

92. Ковалев А. Неокончательная история. Современное российское искусство в лицах / А. Ковалев. - М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. - 380 с.

93.Кошут Д. Искусство после философии / пер. А.А. Курбановского// Искусствознание. -2001. - № 1. - С. 543-563.

94.Кошут Д. История Для / Д. Кошут // Флэш Арт. - 1989. - №1. - С. 14—17.

95.Красивая ночь всех людей: 2-я триеннале российского современного искусства, 11.09.2020-28.02.2021 / тексты: А. Белов. - М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. - 231 с.

96.Краусс Р. «Путешествие по Северному морю»: искусство в эпоху постмедиальности / Р. Краусс. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. - 104 с.

97.Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы / Р. Краусс. - М.: Художественный журнал, 2003. - 317 с.

98.Кривцун О.А. Эволюция художественных форм. Культурологический анализ / О.А. Кривцун. - М.: Наука, 1992. - 299 с.

99.Лазарева Е.А. О понятии концептуализма // Это не московский концептуализм / ред.-сост. К. Ичин. — Белград: Филологический факультет Белградского университета, 2021. — С. 7-21.

100. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с.

101. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / пер. с англ. И. Полонской. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2014. - 384 с.

102. Левитт С. Параграфы о концептуальном искусстве, Тезисы концептуального искусства / С. Левитт // Художественный журнал. - № 69. -М., 2008. - С. 16 - 21.

103. Леонардо да Винчи. Избранные произведения: в II томах, т.11 / пер. А.А. Губера, В.П. Зубова, В.К. Шилейко, А.М. Эфроса. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 409 с.

104. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. - СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

105. Лихачев С.В. Коммуникативные аспекты функционирования гибридных текстов / С.В. Лихачева // Коммуникативные исследования. -2018. - №3 (17). - С. 47-65.

106. Лотман Ю.М. Натюрморт в перспективе семиотики // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю.М. Лотман. - СПб: Академический проект, 2002. — С. 340-348.

107. Лотман Ю.М. Риторика / Ю.М. Лотман // Избранные статьи: В 3 т. — Т. 1. — Таллин: «Александра», 1992. — С. 167-183.

108. Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. - М.: Искусство, 1970. - 384 с.

109. Лотман Ю.М. Текст в тексте // Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю.М. Лотман - СПб.: Академический проект, 2002. - С. 58-79.

110. Макеева С. Рождение инсталляции: Запад и Россия / С. Макеева. -М.: Новое литературное обозрение, 2023. - 400 с.

111. Матюшин М. Не искусство, а жизнь / М. Матюшин // Жизнь искусства. - 1923. - №20. - С. 15.

112. Между строк. Текстуальное в визуальном. 2022. URL: https://mythgallery.art/exibitions/mezhdu-strok (дата обращения 01.03.2023).

113. Митчелл У.Дж.Т. Иконология. Образ. Текст. Идеология / У.Дж.Т. Митчелл. - М.: Кабинетный ученый, 2017. - 240 с.

114. Многообразие / единство. Современное искусство Европы: Москва. Берлин. Париж. - Фонд искусства и культуры, Бонн; Третьяковская галерея, 2021. - 527 с.

115. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие / А. Моль. -М.: Мир, 1966. - 381 с.

116. Монастырский А. Словарь терминов московской концептуальной школы / А. Монастырский. — М.: Ad Marginem, 1999. — 224 с.

117. Монастырский А., Кизевальтер Г., Панитков Н., Макаревич И., Алексеев Н., Ромашко С., Елагина Е. Поездки и воспроизведение. - Т. 2. -Москва, 1983. - 90 с.

118. Московский концептуализм. Начало / сост. Ю. Альберт. - Нижний Новгород: Приволжский филиал ГЦСИ, 2014. - 271 с.

119. Неофициальное искусство в СССР, 1950—1980-е годы: сборник по материалам конференции 2012 года / редактор-составитель А.К. Флорковская. - М.: Арт Гид, 2016. - 380 с.

120. Новые рассказчики в русском искусстве XX - XXI веков / ред. О. Клюкова [каталог]. - Спб: Palace Editions, 2014. - 107 с.

121. Павел Отдельнов. #followme. 2018. URL: https://otdelnov.com/ru/ gallery-followme (дата обращения: 28.02.2023).

122. Папко В.Ф., Василенко Е.В., Василенко П.Г., Сичкарь Т.В. Культура и искусство в современной России / В.Ф. Папко, Е.В. Василенко и др. // Вестник института мировых цивилизаций. - 2019. - Т. 10. - №2 3(24). - С. 66— 72.

123. Паша 183. Наше дело подвиг! / сост.: Кирилл Лебедев (Кто), Полина Борисова. - М.: Музей современного искусства, 2014. - 174 с.

124. Пепперштейн В. И все же текст победит / В. Пепперштейн // Гулаг расходящихся тропок: семь текстов о будущем российского современного искусства. - СПб: Асебия, 2018. - 53 с.

125. Петренко В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. - СПб: Питер, 2005. — 480 с:

126. Пивоваров В.Д. О любви слова и изображения / В.Д. Пивоваров. -М.: Новое лит. обозрение, 2004. - 135 с.

127. Пирс Ч.С. Избранные философские произведения / Ч.С. Пирс. — М.: Логос, 2000. — 412 с.

128. Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина / общ. ред. Н. Подгорская. - М.: «Майер», 2020. - 192 с.

129. Полищук Э.А. Традиции передвижников в советской живописи / Э.А. Полищук // Искусство. - 1972. - № 11. — С. 8—17.

130. Полякова С.В. Не-место в искусстве и в постчеловеческом мире / С.В. Полякова // Диалог искусств. - 2017. - № 4. - С. 58—61.

131. Поэтика исканий или поиск поэтики: материалы международной конференции-фестиваля «Поэтический язык рубежа XX—XXI веков и современные литературные стратегии (16—19 мая 2003 года)». / ред.-сост. Н.А. Фатеева. - М.: Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова, 2004. - 589 с.

132. Пригов Д.А. Что надо знать. URL: http: //modernpoetry.ru/ main/dmitriy-prigov-chto-nado-znat (дата обращения 05.05.2023).

133. Пыркина Д.А. Живопись в отечественном искусстве второй половины XX — начала XXI века: проверка на прочность / Д.А. Пыркина // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГСПУ. - 2023. - №3. - С. 133—144.

134. Радаев В.В. Раскол поколения миллениалов: историческое и

эмпирическое обоснование. (Первая часть) / В.В. Радаев // Социологический

журнал. - 2020. — Том 26. — № 3. — С. 30—63

180

135. Радя Т. Всё это не сон. 2018. URL: https://artvyksa.ru/proiect/vsyo-eto-ne-son (дата обращения 01.03.2023).

136. Родькин П.Е. Метамодернистский аттракцион. Искусство, архитектура, дизайн, кино, политика / П.Е. Родькин. — М.: Совпадение, 2021. — 411 с.

137. Родькин П.Е. Футуризм и современное визуальное искусство / П.Е. Родькин. — М.: Совпадение, 2006. — 253 с.

138. Рубичева М.В. Художественная практика мейл-арт: формирование и этапы развития / М.В. Рубичева // Научное мнение. - 2015. - № 11—1. -С. 192—195.

139. Руденкин Д.В. Уличное искусство в восприятии российской городской молодежи: проявление творчества или разновидность вандализма? / Д.В. Руденкин // Урбанистика. - 2020. - № 4. - С. 61-78.

140. Руднев В. Смысл как травма: Психоанализ и философия текста / В. Руднев //Логос. - 1999. - №. 5. - С. 155—169.

141. Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа / ред. кол.: Г.Ф. Коваленко и др. - М.: Наука, 2005. - 429 с.

142. Русское искусство. Идея. Образ. Текст / отв. ред. В.В. Седов, А.П. Салиенко, Д.А. Андреев. - СПб.: Алетейя, 2019. - 374 с.

143. Савина А. Художник Тима Радя о стрит-арте. 2013. URL: http://www.lookatme.ru/mag/people/experience/191153-radya (дата обращения 01.03.2023).

144. Сарабьянов Д.В. П.А. Федотов и русская художественная культура 40-х годов XIX века / Д.В. Сарабьянов. - М.: Искусство, 1973. - 228 с.

145. Сахно И.М. «Ut pictura poesis»: поэтическая и живописная эмблема барокко / И.М. Сахно // Обсерватория культуры. - 2015. - № 5. - С. 103—109.

146. Сахно И.М. «Буквенная графика» в русском футуризме: стратегии визуализации / И.М. Сахно // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2016. - №1 (3). - С. 52—62.

147. Сахно И.М. Визуальная риторика фигурных стихов в поэзии раннего средневековья / И.М. Сахно // Обсерватория культуры. - 2014. - № 5. -С. 112—118.

148. Сахно И.М. Морфология русского авангарда / И.М. Сахно. - М.: РУДН, 2009. - 348 с.

149. Сахно И.М. Нарративная метафора в иконографии французской книжной гравюры рококо // Искусствознание. - 2015. - №2. - С. 438- 449.

150. Сахно И.М. Репрезентация вербального жеста в живописном цикле М. Ларионова «Времена года» (1912 гг.) / И.М. Сахно // Дом Бурганова. Пространство культуры. - 2016. - № 4. - C. 153 - 168.

151. Сахно И.М. Рецепции символизма в авангардистской поэзии: формирование новой оптики слова / И.М. Сахно / Связь времен: история искусств в контексте символизма. Коллективная монография в трех книгах / НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Государственный институт искусствознания; Отв. ред. и авт.-сост. О.С. Давыдова. -М.: БуксМАрт, 2021. - С. 233-251.

152. Сахно И.М. Русский авангард. Живописная теория и поэтическая практика / И.М. Сахно. - М.: Диалог-МГУ, 1999. - 352 с.

153. Симонов И. Я работаю с окружающим пространством. 2019. URL: https://deniscollection.com/ivan-simonov/ (дата обращения 01.03.2023).

154. Смолянская Н.В. Вопрос репрезентации в ракурсе современного искусства/ Н.В. Смолянская // Артикульт. - 2014. - №16(4). — С. 75—87.

155. Соединенные Штаты Сибири: Сибирский иронический концептуализм. Каталог выставки / авт. вступ. статьи А. Шабуров; под ред. С. Самойленко. -Томск: Сибирский филиал ГЦСИ, 2014. - 238 с.

156. Сонтаг С. Против интерпретации и другие эссе / С. Сонтаг; перевод Б. Дубина. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. - 351 с.

157. Сорокин П.С., Зыкова А.В. «Трансформирующая агентность» как предмет исследований и разработок в XXI веке: обзор и интерпретация

международного опыта // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2021. - №5. - С. 216—241.

158. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики / Ф. Соссюр. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. - 432 с.

159. Соссюр Ф. Труды по языкознанию / Ф. Соссюр. - М.: Прогресс, 1977. - 696 с.

160. Талызина А. Большие маленькие люди Ивана Симонова. 2021. URL: https://kg-rostov.ru/premiere/bolshie-malenkie-lyudi-ivana-simonova/ (дата обращения 01.03.2023).

161. Талызина А. Граффити-художник Максим Има: «Я взрослый человек -при задержании никуда не убегаю». URL: https ://kg-rostov.ru/premiere/ graffiti-khudozhnik-maksim-ima-ya-vzroslyy-chelovek-pri-zaderzhanii-nikuda-ne-ubegayu/ (Дата обращения: 20.11.2023).

162. Таня Пёникер. Новое Средневековье. 2017. URL: https://tpioniker.com/new-medievalism (дата обращения: 28.02.2023).

163. Теория метафоры: сборник: пер. с анг., фр., нем., йен., польск. яз./ вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой. - М.: Прогресс, 1990. - 512 с.

164. Терехина В.Н. Вербально-визуальная целостность творчества Владимира Маяковского / В.Н. Терёхина // Творчество В.В. Маяковского. -М.: ИМЛИ РАН, 2015. - С. 310-325.

165. Тынянов Ю.Н. Иллюстрации // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. - М.: Наука, 1977. - С. 310—318.

166. ТОП-10. Русский стрит арт // Артхроника. - М, 2011. - №5. - С. 58—61.

167. Топоров В.Н. Заметки по реконструкции текстов / В.Н. Топоров// Исследования по структуре текста. - М.: Наука, 1987. - С. 99—132.

168. Топоров В.Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров // Текст: семантика и структура. - М.: Наука 1988. - С. 227-284.

169. Тупицын В. «Другое» искусство. Беседы с художниками, критиками, философами: 1980—1995 / В. Тупицын. - М. Ad Marginem, 1997. - 348 с.

170. Тупицын В. Глазное яблоко раздора: беседы с Ильей Кабаковым /

B. Тупицын. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 224 с.

171. Тупицын В. Коммунальный (пост)модернизм. Русское искусство второй половины XX века/ В. Тупицын. - М.: Ad Marginem, 1998. - 206 c.

172. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда / В.С. Турчин. - М.: Изд-во Московского университета, 1993. - 246 с.

173. Уличное искусство от А до Я. URL: https://vladey.net/ru/news/42 (дата обращения: 01.03.2023).

174. Успенский Б.А. Семиотика искусства / Б.А. Успенский. - М.: Школа «Языки русской. культуры», 1995. - 360 с.

175. Флорковская А.К. Феномен московского неофициального искусства позднесоветского времени: эволюция, социокультурный контекст, сообщества, стратегии, художественные направления: дисс. докт искусствоведения: 17.00.04 / А.К. Флорковская. - СПб., 2018. - 424 с.

176. Фуко М. Другие пространства // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. Часть 3. / М. Фуко. - М.: Праксис, 2006. - С. 191—204.

177. Фуко М. Что такое автор // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / пер. с франц.— М.: Касталь, 1996. —

C. 7—46.

178. Фуко М. Это не трубка / М. Фуко. - СПб.: Художественный журнал, 1999. - 152 с.

179. Ханзен-Лёве О.А. Интермедиальность в русской культуре: от символизма к авангарду / О.А. Ханзен-Лёве; пер. с нем. Б. М. Скуратова, Е. Ю. Смотрицкого. - М.: РГГУ, 2016. - 503 с.

180. Хлебников В. Собрание сочинений в шести томах/ сост., подготовка текста и прим. Е.Р. Арензона и Р.В. Дуганова. - Т. 6. Кн. 1. Статьи (наброски). Ученые труды. Воззвания. Открытые письма. Выступления. 1904—1922. -М.: ИМЛИ РАН, 2005. — 448 с.

181. Xолмогорова О.В. Соц-арт / О.В. Xолмогорова. - М.: Галарт, 1994. -162 с.

182. Xрущева Н.А. Метамодерн в музыке и вокруг нее / Н.А. Xрущева. - М.: Рипол-Классик, 2022. - 304 с.

183. Xудожница Таня Пёникер — о Новом Средневековье, ярмарке Cosmoscow и мерче для The City. URL: https://thecity.m24.ru/articles/7226 (дата обращения: 28.02.2023).

184. Чаплик В.А. Паронимическая аттракция, или парономазия в функционально семантическом аспекте / В.А. Чаплик // Известия ЮФУ. Филологические науки. - 2021. - № 4. - С. 10-22.

185. Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа/ М. Шапиро // Искусствометрия: Методы точных наук и семиотики. - М.: ЛКИ, 2007. -С.136 - 163.

186. Шендарев Н.А. Профанация сакрального: христианские образы в перформансах деятелей московского акционизма 1990-х годов / Н.А. Шендарев // Вестник СПбГИК. - 2016. - № 4. - С. 144-147.

187. Шмид В. Нарратология / В. Шмид. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 312 с.

188. Шминке С. Люди превыше всего. Уралнаш. 2012. URL: https://ural-n.ru/p/prevyshe-vsego.html (дата обращения 01.03.2023).

189. Шукуров Ш.М. Визуальная риторика / Ш.М. Шукуров // Человек. -2021. - Т. 32. - № 5. - С. 180—191.

190. Шурипа С.В. Действие и смысл в искусстве второй половины XX века / С.В. Шурипа. - М.: Институт проблем современного искусства, 2017. -341 с.

191. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с итал. В. Резник и А. Погоняйло. — СПб.: Симпозиум, 2006. — 544 с.

192. Энциклопедия российского уличного искусства / Д. Аске и др. -М.: Атмосфера, 2019. - 311 с.

193. Эпштейн М.Н. Третье философское пробуждение (1960—1980-е) / М.Н. Эпштейн // Континент. - 2004. - № 122. - С. 338-356.

194. Эрик Булатов: «Я просто живу в этом месте, в это время и обещаюсь не отворачиваться и не соврать» [интервью]. URL: https://www.hse.ru/news/167545930.html (дата обращения: 29.10.2023).

195. Ямпольский М.Б. Наблюдатель / М.Б. Ямпольский. Очерки истории видения. - М.: Ad Marginem, 2000. - 287 с.

196. Alberro A., Stimson B. Conceptual Art: A Critical Anthology / A. Alberro, B. Stimson. - London: MIT Press, 1999. - 624 p.

197. Bal M., Bryson N. Semiotics and Art History / M. Bal., N., Bryson // The Art Bulletin. - Vol. 73. - № 2 (Jun., 1991). - P. 174 - 208.

198. Boehm G. Die Wiederkehr der Bilder / G. Boehm // Was ist ein Bild? -Munchen, 1994. - S. 11—38.

199. Bohmig M. Scrittura e visualita: 'testo' vs 'immagine'. Considerazioni preliminari con alcune esemplificazioni pratiche / M. Bohmig //Testo e immagine. Riflessioni su letteratura e arti visive. A cura di Claudia Scandura, Emilio Mari. Roma: Nuova Cultura, 2018. - P. 9—54.

200. Bradford W.C. Reaching the Visual Learner: Teaching Property Through Art. - 2011. - Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=587201 (accessed: 19.10.2023).

201. Bruskin G. Paintings and Sculpture / G. Bruskin. - New York: Marlborough Gallery, 1990. - 50 p.

202. Butler C. After the Wake: An essay on contemporary avantgarde / C. Butler. - New York: Oxford University Press, 1980. - 177 p.

203. Danesi M. Visual Rhetoric and Semiotic / M. Danesi // Oxford Research Encyclopedia of Communication. 2017. - P. 1—19.

204. Danto A.C. The Wake of Art: Criticism, Philosophy, and the Ends of Taste / A.C. Danto. - London, New York: Routledg: Taylor & Francis, 1998. — 204 p.

205. Eco U. Semiotics and the philosophy of language / U. Eco. - Bloomington: Indiana U.P., 1984. - 242 p.

206. Forceville Ch. Pictorial Metaphor in Advertising / Ch. Forceville. - London: Routledge, 1996. - 248 p.

207. Foster H. Vision and Visuality. Discussions in Contemporary Culture / H. Foster. - Seattle: Bay Press, 1987. - 136 p.

208. Frimmel S., Meindl M., Sasse S. Vom Konzeptualismus zur neuen Aufrichtigkeit. Moskauer Kunst und Literatur zwischen Selbstorganisation und Kommerzialisierung // Culturescapes Moskau. Schauplatz der Inszenierungen / comp. J. Miluska, A. Hofer, J. Cooiman. — Basel: Christoph Merian Verlag, 2012. - P. 29-44.

209. Harman G. Object-oriented ontology: A new theory of everything / G. Harman. - London: Penguin UK, 2018. - 271 p.

210. Kalyva E. Image and Text in Conceptual Art. Critical Operations in Context / E. Kalyva. - London and New York: Palgrave/Macmillan, 2016. - 277 p.

211. Kostelanetz R. Dictionary of the Avantgardes / R. Kostelanetz. - Chicago: Review Press, 1993. - 246 p.

212. Kosuth J. Art After Philosophy and After: collected writings, 1966—1990/ J. Kosuth, edited by G. Guercio. - Massachusetts: MIT Press, 1993. - 312 p.

213. Kreisworth M. Trusting the Tale: the Narrativist Turn in the Human Sciences / M. Kreisworth // New Literary History. - 1992. - Vol. 23. - № 3. - P. 629—657.

214. LeWitt S. Paragraphs on Conceptual Art / S. LeWitt // Artforum. - 1967. -Vol. 5 - №10. - P. 79—83.

215. MacLeod C., Plesch V., Schoell-Glass Ch. Elective Affinities: Testing Word and Image Relationships. (Word and Image Interactions) / C. MacLeod, V. Plesch, Ch. Schoell-Glass. - U.S.A: Rodopi, 2009. - 424 p.

216. Mitchell W.J.T. Showing seeing: a critique of visual culture/ W.J.T. Mitchell // Journal of visual culture - 2002.-Vol. 1. - №2 - P. 165-181.

217. Mitchell W.J.T. The Pictorial Turn // Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Representation / W.J.T. Mitchell. - Chicago; London: The University of Chicago Press, 1994. - P. 11—34.

218. Mitchell W.J.T. What Do Pictures Want? The Lives and Loves of Images / W.J.T. Mitchell. - Chicago: University of Chicago Press, 2005. - 380 p.

219. Morton T. Dark Ecology: For a Logic of Future Coexistence / T. Morton. -New York: Columbia University Press, 2016. - 191 p.

220. Moxey K. Visual Studies and the Iconic Turn / Moxey K. // Journal of Visual Culture. - 2008. - Vol. 7 (2). - P. 131—146.

221. Murray D.C. On reciprocity: expanding the dialogue between disciplines / D.C. Murray // Visual Studies. - 2021. - 36(3). - P. 177—186.

222. NFT / под ред. Е. Юшиной; пер. А. Фоменко, О. Ульянова. -М.: Мастерс. - 237 с.

223. Osborne P. Conceptual Art / P. Osborn. - London, NY: Phaidon Press, 2011. - 304 p.

224. Ranciere J. Le destin des images / J. Ranciere. - Paris: La Fabrique edition, 2003. - 160 p.

225. Rosenfeld A. Moscow Conceptualism in Context / A. Rosenfeld. -NY: Prestel, 2011. - 464 p.

226. Schapiro M. Words Script and Pictures the Semiotics of Visual Language / M. Schapiro. - George Braziller Inc., 1996. - 199 p.

227. Thorpe S., Fize D., Marlot C. Speed of processing in the human visual system / S. Thorpe et al. // Nature. - 1996. - № 381. - P. 520-522.

228. The Linguistic Turn. Essays in Philosophical Method / R. Rorty (Ed.). -Chicago: The University of Chicago Press, 1967. - 416 p.

229. Weimann R. "New Criticism" und die Entwicklung burgerlicher Literaturwissenschaft / R. Weimann. - Halle: M. Niemeyer, 1962. - 364 p.

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Иллюстрации

Глава 1. Визуальная риторика: проблема связи слова и изображения в искусстве

Рисунок 1. Р. Магритт. Вероломство образов. 1928—1929. Музей искусств округа Лос-Анджелес, Лос-Анджелес.

Рисунок 2. Дж. Кошут. Один и три стула. 1965.

Музей современного искусства, Нью-Йорк.

189

Глава 2. Рецепции художественных стратегий московского и европейского концептуализма (1970—1980) в современном российском искусстве

Рисунок 3. К.С. Малевич. Англичанин в Москве. 1914. Государственный музей, Амстердам, Нидерланды.

ШЕЛК

Ч- 1.40-2

I л м а

Рисунок 4. Н.С. Гончарова. Велосипедист 1913. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Рисунок 5. И.И. Кабаков. Ответы экспериментальной группы. 1971. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Рисунок 6. Э.В. Булатов. Добро пожаловать. 1973-1974. Частное собрание, Москва. июш

шччш'п и понеси и ми и XI) (хашиш \ЛИ <»ЛИНОЫ*Х! '»^ичи1»,!

Тммм

«КПП I

I

......... ШШЩ^Ш'г -: V

П I

Ц^ |

Гш

Рисунок 7. В

.Д. Пивоваров. Проект предметов повседневного обихода для одинокого человека. 1975. Частная коллекция.

Рисунок 8. Э.В. Булатов. Иду. 1975. Цюрих, частная коллекция.

Рисунок 9. Э.В. Булатов. Свобода есть свобода. 1997-1998.

Частная коллекция.

Рисунок 10. В. Комар и А. Меламид. Идеальный лозунг. 1972. Москва, Государственная Третьяковская галерея.

Рисунок 11. Р.А. Герловина. Душа. 1974. Париж, Центр Жоржа Помпиду.

Рисунок 12. А.С. Косолапов. Соса-Со1а. 1983. Частная коллекция.

Рис. 13. Д.А. Пригов. Гласность. 1987.

Государственная Третьяковская галерея.

193

Рис. 14. Б.К. Орлов. Красное облако. 1989. Частная коллекция.

iit.mtiiimf.tH

I £ * Аг t I

IJLlJkt.fi $ 1 % И111 *

тниинии *

ЫЛМ к I * .1 * А1* % t*

£ 11У ИИ 1 ПИП

пат н I'

Рис. 15. Г.Д. Брускин. Фундаментальный лексикон. 1986. Частная коллекция.

Рис. 16. К.В. Звездочётов. Роман-холодильник. 1982. Государственная Третьяковская галерея

Рис. 17. Е.В. Елагина. Детское. 1982. Собрание Stella Art Foundation.

т

/ \

гетра» »7*9170131

(ЯКИ

...........

Штт "-»'И'»«

Рис. 18. Ю.Ф. Альберт. Воздух из Государственной Третьяковской галереи. 1979.

Частная коллекция.

Рис. 19. Д.А. Пригов. Русский снег. 1990. Фонд Д.А. Пригова.

Рисунок 20. И.А. Симонов. Дальше - больше. 2022. Частная коллекция.

Рисунок 21. Э.В. Булатов. Поезд—Поезд. 2007. Коллекция Дитера и Си Розенкранц, Берлин.

Рисунок 22.И.А. Симонов. «Призрачная перспектива» из серии «Окна». 2021—

2023. Частная коллекция.

Рисунок 23. Э.В. Булатов. Не прислоняться. 1982—1987. Музей искусства авангарда

Рисунок 24. И.А. Симонов. «Оберег» из серии «Сопоставления». 2020.

Частная коллекция.

Рисунок 25. Дж. Балдессари. «And» из серии «Гойя». 1997.

Музей современного искусства, Нью-Йорк.

199

Рисунок 26. И.А. Симонов. «Игра» из серии «Сопоставления». 2020.

Частная коллекция.

Рисунок 27.С. Мотолянец. Серия «Антифорточки». Экспозиция выставки «Большие картины решают большие вопросы», Галерея Марины Гисич, Санкт -

Петербург, 2015.

Рисунок 28. Т.В. Радя. Бродский. 2011. Частная коллекция.

Рисунок 29. И.А. Симонов. Особый путь. Логический тупик. 2023. Частная

коллекция.

Рисунок 30. В.А. Абих. БиШге. 2020. Южно-Сахалинск.

Глава 3. Формы и стратегии репрезентации слова и визуального нарратива в современном российском искусстве (2010—2023)

3.1 Живопись: вербальное в визуальном

3.1.1 Валерий Чтак: «инсталлирование нарратива»

Рисунок 31. В.С. Чтак. Non in Scuto. 2018. Частная коллекция.

Рисунок 32. В.С. Чтак. Без названия. 2021. Частная коллекция.

ОШГ-ЛЕТЕР67РГ

П 1

• I • • • i

НИН

lililí

•««11« lililí

lililí

lililí

•■f 1*1 lili*! IIII 1 1

Рисунок 33. В.С. Чтак. «Санкт-Петербург» из серии «Города РФ». 2016.

Частная коллекция.

ДАЛЬШЕ

■ ■ к

■ ■ ■*

■■ ■■

БЛИЖЕ

■ III

■ III

■ ■■■

■ ■II

■ ■■■

Рисунок 34. В.С. Чтак. Дальше. Ближе. 2020. Частная коллекция.

Рисунок 35. В.С. Чтак. «В-четыре». 2017. Частная коллекция.

203

3.1.2 Семён Мотолянец: «большие картины решают большие вопросы»

Рисунок 36. С. Мотолянец. Большие картины решают большие вопросы. 2015.

Частная коллекция.

Рисунок 37. С. Мотолянец. В этот вечер стало ясно. 2015. Частная коллекция.

Рисунок 38. С. Мотолянец. Одетая, поднимающаяся на эскалаторе. 2015. Частная

коллекция.

Рисунок 39. М. Дюшан. Обнажённая, спускающаяся по лестнице. 1912. Художественный музей Филадельфии, Филадельфия

3.1.3. Владимир Логутов: картина в картине

- What is for you ¡n that blue?

Рисунок 40. В. Логутов. What is for you in that blue? Из серии «Встречи». 2015.

Частная коллекция.

- То, ЧТО СЕЙЧАС HPQMCHO&itTj ЯЕРЕ«0ГЛЧИвАгТ SC5.J ЧТО Hit геи А/и.

г

Рисунок 41. В. Логутов. То, что сейчас происходит, переворачивает все, что мы делали. Из серии «Встречи». 2014. Частная коллекция.

3.1.4. Стас Багс: синтез граффити и поп-арта

Рисунок 42. С. Багс. I'm fine. 2018. Частная коллекция.

Рисунок 43. С. Багс. Fanaticism. Fear. Omission. 2010-е. Частная коллекция.

3.1.5 Максим Има: визуальные нарративы

Рисунок 44. М. Има. I'm late, I'm late.... 2022. Частная коллекция.

Рисунок 45. М. Има. Terrible set. 2021. Частная коллекция.

3.1.6 Кирилл Кто: разноцветные буквы философских идей

Рисунок 46. К. Кто. Я больше не буду. 2020. Частная коллекция.

Рисунок 47. К. Кто. Самозакапкапывание. 2017. Частная коллекция.

Рисунок 47. К. Кто. Лебединое озеро. 2021. Частная коллекция.

Рисунок 48. К. Кто. Третье дыхание. 2021. Частная коллекция.

3.1.7. Владимир Абих: вербально-визуальные иллюзии

Рисунок 49. В.А. Абих. Главное не повторяться. 2020. Частная коллекция.

Рисунок 50. В.А. Абих. Говорят об искусстве. 2021. Частная коллекция.

Рисунок 51. В.А. Абих. Слова найдутся. 2020. Частная коллекция.

Рисунок 52. В.А. Абих. Живопись закрашивает, искусство открывает. 2020.

Частная коллекция.

3.1.8 Разнообразие художественных стратегий изовербальных метатекстов

Рисунок 53. Р. Савина. Received. 2023. Частная коллекция.

3.2 Графические нарративы

Рисунок 54. Т. Пёникер. Проект Мемориала № 3 «ДА». 2020. Частная коллекция.

Рисунок 55. Л. Бобкова. Viel spass für mich. 2019. Частная коллекция.

Рисунок 56. П.А. Отдельнов. «#pretty» из серии «#followme». 2018.

Частная коллекция. 213

Рисунок 57. М. Безыдейный. Свет. 2019. Частная коллекция.

Рисунок 58. С. Полоцкий. Благоприветствие царю Алексею Михайловичу по случаю рождения царевича Симеона. 1665.

3.3. Арт-объекты, коллажи, реди-мейды

Рисунок 59. И.А. Симонов. Скатертью дорожка. 2023. Частная коллекция.

Рисунок 60. И.А. Симонов. Э-эй-ух-нем. 2023. Частная коллекция.

щш Ищ|

Рисунок 61. И.А. Симонов. Серия «Объекты/объедки» (фрагмент). 2018. Частная

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.