Визуальная поэзия ХХ века в контексте интермедиальности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Ильгова Дарья Алексеевна

  • Ильгова Дарья Алексеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 178
Ильгова Дарья Алексеевна. Визуальная поэзия ХХ века в контексте интермедиальности: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2022. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ильгова Дарья Алексеевна

Введение

ГЛАВА 1. ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ КАК ОБЪЕКТ

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

1.1. Визуальная поэзия: к вопросу о терминологии

1.2. Фигурная поэзия как диалог культур

1.3. «Остранение» искусства на примере визуальной поэзии

1.4. Особенности типологии визуальной поэзии

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ФЕНОМЕНА ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТИ

2.1. Интертекстуальность, интерсемиотичность, интермедиальность: взаимосвязь понятий

2.2. Синестезия как аспект интермедиальности в русской литературе ХХ века

2.3. Визуальная поэзия в поисках интермедиального источника

ГЛАВА 3. ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВИЗУАЛЬНОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА

3.1. Медиа пространства и движения в визуальной поэзии

3.2. Локальный медиум в интермедиальной структуре визуальной поэзии

3.3. Медиа автора и читателя в визуальной поэзии: интерпретация культурного текса

3.4. Аудиальный медиум в визуальной поэзии: от звучания к молчанию

3.5. Темпоральный медиум в визуальной поэзии: от прошлого к будущему

3.6. Визуальная поэзия как игра

3.7. Визуальная поэзия как арт-объект

Заключение

Список источников и литературы

Приложение 1. Иллюстрации

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Визуальная поэзия ХХ века в контексте интермедиальности»

ВВЕДЕНИЕ

С момента возникновения в глубокой древности и до наших дней визуальная поэзия находится в постоянном развитии и поиске новых форм и может представлять собой интерес для исследований в различных сферах культуры.

Анализируя поэтическое в искусстве, С.Н. Лиманцева отмечает, что поэтическая идея «сообщает всему произведению и каждой детали образа, каждому элементу формы определенную, присущую только ей одной эмоциональную тональность, световой колорит, музыкальное звучание, то есть то, что составляет поэтическую настроенность произведения»1. В случае визуальной поэзии выражение этой многогранной поэтической идеи может происходить не только вербально, но также с помощью визуального и иных медиа.

Актуальность данного исследования обусловливается тем, что те немногочисленные отечественные исследования, которые посвящены анализу русской или западноевропейской визуальной поэзии, зачастую ставят перед собой цель вписать визуальную поэзию как жанр в рамки литературной традиции, акцентируя внимание, в основном, только на взаимодействии двух компонентов: вербального и визуального.

Однако визуальная поэзия объединяет в себе не только вербальную и визуальную составляющие, но также многие другие культурологические аспекты (влияние историко-культурного контекста, первичность/вторичность формы и содержания, игровое начало, проблема синтеза искусств, взаимодействие в парадигме автор - произведение - реципиент в визуальной поэзии и др.). Это позволяет рассматривать визуальную поэзию как объект культурологического анализа.

Новизна исследования заключается в изменении подхода исследования визуальной поэзии при переходе от литературоведческого бинарного

1 Лиманцева С.Н. Поэтическое в искусстве. М.: Искусство, 1965. С.11.

восприятия визуальной поэзии как синтеза вербального и визуального компонентов к культурологическому интермедиальному анализу визуальной поэзии как культурного феномена, объединяющего в себе различные медиа и представляющего собой многоуровневую семиотическую систему.

На основании проведенного анализа предлагается новое определение визуальной поэзии, а также новая типология визуальной поэзии, основанная на степени взаимодействия различных медиа внутри культурного текста (перехода от доминирующего вербального медиума к визуальному), которая может послужить основой для составления более детальной классификации визуальной поэзии.

В ходе исследования впервые вводятся такие понятия как темпоральный, аудиальный, пространственный и другие медиа в отношении культурного текста, который представляет собой визуальная поэзия.

Степень проработанности проблемы. Поэтический дискурс и его составляющие, равно как и разнообразные медиа, являются объектами многочисленных исследований в различных сферах культуры.

Для данного исследования наиболее актуальным является возможность рассмотрения визуальной поэзии с точки зрения культурологического анализа. Рассматривая культурологические основания проблематики поэтического дискурса, Н.А. Ягодинцева в качестве особенности русской культуры отмечает ее литературоцентричность: «Литература и ее важнейшая часть - поэзия - является системообразующим началом русской культуры, основой для развития других видов искусства, а также коммуникации между ними»2. Визуальная поэзия в этом смысле представляет собой именно такой синтез медиа, который выходит из литературной традиции в сферу современного искусства.

2 Ягодинцева Н.А. Культурологические основания проблематики поэтического дискурса // Искусствознание: теория, история, практика, № 2 (12), 2015. С. 108-112.

Поэтому особый интерес для данного исследования представляют научные работы, посвященные интермедиальности и синтезу различных медиа в культуре.

Понятие медиума и медиа, равно как и самой интермедиальности, являются многозначными и широко используются в различных сферах науки и культуры. Развитие феномена интермедиальности, а также терминологической базы исследований в сфере интермедиальности находит отражение в обзорных работах зарубежных и отечественных исследователей. Среди подобных работ для нашего исследования особенное значение имеет развитие теории интермедиальности в сфере гуманитарного знания. Анализируя развитие интермедиальности в гуманитарной науке, А.А. Хаминова и Н.Н. Зильберман3 выделяют основные теоретические зарубежные и отечественные исследования, посвященные развитию медиа и интермедиальности, которые по-разному трактуют данные понятия. Применительно к нашему исследованию медиум и медиа будут рассматриваться не в качестве средств массовой информации или коммуникативного канала, а в качестве системы семиотических кодов, которые взаимодействуют внутри культурного текста.

Введение в научные исследования понятия интермедиальности принадлежит О.А. Ханзен-Лёве4, который как раз использовал концепцию интермедиальности для анализа различных семиотических типов связей внутри художественного произведения. Анализируя систему этих взаимосвязей, Й. Шретер5 определяет интермедиальность как синтез медиа, которые образуют некое единство - Gesamtkunstwerk. При этом Й. Шретер предлагает определять понятие медиума и медиа, исходя из интермедиального поля и интермедиальных связей внутри произведения, а не наоборот.

3 Хаминова А.А., Зильберман Н.Н. Теория интермедиальности в контексте современной гуманитарной науки // Вестник Томского государственного университета, № 389. 2014. С. 38-45.

4 Ханзен-Лёве О.А. Интермедиальность в русской культуре: От символизма к авангарду. М.: РГГУ, 2016. 450 с.

5 Schröter J. Discourses and Models of Intermediary. CLCWeb: Comparative Literature and Culture, 13.3, 2011 [Электронный ресурс]. ULR: https://doi.org/10.7771/1481-4374.1790 (дата обращения 01.02.2022)

В этом плане визуальная поэзия как раз предлагает к исследованию синтетический культурный текст, который объединяет различные медиа (аудиальный, темпоральный, пространственный и др.) и позволяет выявить и описать эти разные медиа внутри целостного произведения.

Дополнительный интерес для исследования при этом заключается в том, что понятие визуальной поэзии, как и понятие медиа и интермедиальности, также не имеет однозначного определения в силу его междисциплинарной природы. Вариативность определений визуальной поэзии рассматривает Е.В. Степанов6, отмечая, что терминологическая база для определения различных видов визуальной поэзии еще не прочно закреплена в отечественном литературоведении. А в некоторых научных изданиях одно понятие может заменять другое, либо данные понятия могут трактоваться не точно или вовсе отсутствовать.

Например, Ю.Б. Орлицкий, рассматривая стихосложение новейшей русской поэзии, в разделе о визуальной поэзии рассматривает так называемую «визуализацию стиха», под которой понимается не само творчество визуальных поэтов, т.е. не визуальная поэзия как таковая, а «изменение визуальной составляющей внешне традиционных, не собственно визуальных стихов»7.

В целом, визуализация стихотворного текста представляет собой интерес для исследования во всем корпусе современного поэтического дискурса. К подобным исследованиям относится работа Д. Суховей8 о графике современной русской поэзии, в которой рассматриваются элементы визуальной выразительности в современной поэтических текстах.

Отдельное внимание в рамках данного исследования необходимо обратить на работы С.Е. Бирюкова, который связывает синтез медиа в разных

6 Степанов Е.В. Жанровые, стилистические и профетические особенности русской поэзии середины ХХ -начала XXI веков. Организация современного поэтического процесса. М.: «Комментарии», 2014 [Электронный ресурс]. ULR: https://reading-hall.ru/publication.php?id=10495 (дата обращения 01.03.2021)

7 Орлицкий Ю.Б. Стихосложение новейшей русской поэзии. М.: Издательский Дом ЯСК, 2021. С. 486.

8 Суховей Д. Графика современной русской поэзии [Электронный ресурс]. ULR: http://www.levin.rinet.ru/FRIENDS/SUHOVEI/disser/ (дата обращения: 11.03.2021)

культурах и в разном времени (в парадигме: античность - средние века - наше время) с прорывами в области «реальной физики» (научно-технический прогресс, открытие атома, теория относительности) и «метафизики» (религиозная философия, теософия, открытие подсознания). Открытия из разных сфер жизни переплетаются в искусстве. «Слово становится изобразительным, живопись включает в себя слово. Музыка тяготеет к речевой выразительности, речь - к музыкальной. Жест танцовщика почти слышен, слово - напротив - умолкает»9. Эту взаимосвязь можно проследить также на примере визуальной поэзии, когда активное развитие визуальной поэзии происходит сначала в античности, затем в эпоху барокко, а затем происходит новый виток создания и осмысления визуальных текстов с начала XX века.

Для более точного понимания концепции визуальной поэзии мы будем рассматривать ее в рамках концепции «остранения» В.Б. Шкловского, который предлагает «дать ощущение вещи как видение, а не как узнавание; приемом искусства является прием «остранения» вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен; искусство есть способ пережить деланье вещи»10. Этот подход позволяет рассмотреть новые формы визуальной поэзии, которые возникают с помощью взаимодействия различных медиа.

Также невозможно представить данное исследование как без обращения к основам теории стихосложения в целом (работы В. Холшевникова11, В. Жирмунского12, М.Л. Гаспарова13, Ю.М. Лотмана14), так и к исследованиям отдельных направлений в литературе и культуре, например, фигурной поэзии

9 Бирюков С.Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. М.: Наука, 1994. С.8.

10 Шкловский В.Б. Искусство как прием // Шкловский В.Б. Гамбургский счет: Статьи - воспоминания - эссе (1914-1933). М.: Советский писатель, 1990. С.63.

11 Холшевников В. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1984. 447 с.

12 Жирмунский В. Теория стиха. Л.: Советский писатель, 1975. 664 с.

13 Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М.: Фортуна Лимитед, 2000. 352 с.

14 Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство-СПб, 1996. 848 а

в западноевропейской культуре (Д. Хиггинс15) и авангарда (С.Е. Бирюков16, А. Рыков17).

Для более глубокого погружения в контекст визуальных исследований и проблемы синтеза в искусстве стоит также обратить внимание на исследования Ю. Левинга18, посвященные синтезу живописи, литературы и кинематографа на примере художественных произведений XX века. Развитию визуальной парадигмы в художественных текстах также посвящены исследования М. Левитта19. Помимо визуального медиума в художественных текстах, также важно учитывать исследования в области языка и контекста культурных текстов, например, исследования Е. Васильевой20, посвященные языку фотографии в современной культуре.

Источниками фактического материала исследования являются как отдельные авторские издания и антологии, посвященные визуальной поэзии ХХ века, так и материалы, относящиеся к более раннему периоду, позволяющие проследить развитие визуальной поэзии в историко-культурной перспективе. В целом, источники фактического материала для исследования можно разделить на следующие категории:

• отдельные авторские издания, посвященные визуальной поэзии (А. Вознесенский21 и др.);

• собрания сочинений, в которых встречаются образцы визуальной поэзии (собрания сочинений Г.Р. Державина, В. Брюсова и др.);

• антологии визуальной поэзии (под редакцией С.Е. Бирюкова22, Д. Булатова23 и др.);

15 Higgins D. Pattern Poetry: Guide to an Unknown Literature, State University of New York, 1987. 275 p.

16 Бирюков С.Е. Поэзия русского авангарда. М.: Литературно-издательское Агентство «Р. Элинина», 2001. 280 с.

17 Рыков А. Политика авангарда. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 208 с.

18 Левинг Ю. Революция зримого: образы на сетчатке. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 424 с.

19 Левитт М. Визуальная доминанта в России XVIII века. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 528 с.

20 Васильева Е. Фотография и внелогическая форма. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 312 с.

21 Вознесенский А. Видеомы. М.: РИК «Культура», 1993. 391 с.

22 Бирюков С. Е. Зевгма. Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. М.: Накука, 1994. 288 с.

23 Точка зрения. Визуальная поэзия: 90-е годы: Антология / Под ред. Д. Булатова. Калининград: Симплиций, 1998. 591 с.

• периодические издания (альманах «Другие», журналы «Дети Ра», «Футурум АРТ» и др.);

• каталоги выставок визуальной поэзии;

• материалы электронных изданий и сайтов, посвященных визуальной поэзии.

Отбор источников осуществлялся по нескольким критериям:

• Временной интервал. Несмотря на то, что основная часть исследования посвящена визуальной поэзии ХХ века, для анализа развития и становления визуальной поэзии в историко-культурной перспективе были отобраны и проанализированы в том числе более ранние материалы (древнегреческая и древнеримская визуальная поэзия, фигурная поэзия эпохи барокко и др.), а также произведения современных авторов, созданные и опубликованные в ХХ! веке.

• Релевантность исследовательскому вопросу. Для анализа были отобраны не только материалы, полностью посвященные визуальной поэзии (антологии, авторские издания), но также материалы, формирующие культурный контекст для развития визуальной поэзии (периодические издания и собрания сочинений, которые содержат только некоторые образцы визуальной поэзии).

Объектом данного исследования являются всевозможные формы и жанры визуальной поэзии ХХ века, которые объединяют в себе различные медиа. В ходе исследования рассматриваются разные типы визуальной поэзии (твердые формы, фигурная поэзия, изобразительная поэзия), а также различные формы визуальной поэзии (стихограммы, листовертни, видеомы, вакуумная поэзия, пространственная поэзия, поэзия блэкаута, поэзия глитча и др.). При этом каждый образец визуальной поэзии рассматривается как текст в семиотическом понимании, т.е. «в качестве единого пространства смыслов,

которые реализуют свои значения системно на различных уровнях

24

организации целого»24.

Предметом исследования является феномен интермедиальности в визуальной поэзии, то есть интертекстуальные связи различных медиа внутри синтетического культурного текста.

Цель исследования заключается в проведении интермедиального анализа визуальной поэзии, в выявлении и описании взаимосвязи и трансформации различных медиа (вербальный, визуальный, аудиальный, пространственный и др.) на примере развития визуальной поэзии.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

1) Анализ вариативности терминологической базы исследования (понятия визуальной поэзии, фигурной поэзии, конкретной поэзии и др.);

2) Анализ особенностей типологии визуальной поэзии и представление собственной типологии на основании проведенного анализа;

3) Анализ концепции интермедиальности и ее взаимосвязи с понятиями интертекстуальности и интерсемиотичности;

4) Анализ визуальной поэзии в контексте интермедиальности (проблема синтеза искусств, возможностей интерпретации, роли автора и читателя-зрителя и др.).

Методологической основой исследования является метод интермедиального анализа, который позволяет проследить взаимосвязь различных медиа внутри культурного текста со сложной семиотической структурой.

Используя метод интермедиального анализа, стоит обратить внимание на пояснения И.П. Ильина о том, что с семиотической точки зрения в качестве медиа могут выступать различные семиотические коды: «слова писателя, цвет, тень и линия художника, звуки (и ноты как способ их фиксации) музыканта, организация объемов скульптором и архитектором, и, наконец, аранжировка

24 Злыднева Н.В. Визуальный нарратив: опыт мифопоэтического прочтения. М.: «Индрик», 2013. С. 7.

зрительного ряда на плоскости экрана кинорежиссером все это в совокупном плане представляет собой те медиа, которые в каждом виде искусства организуются по своему своду правил - коду, представляющему собой специфический язык каждого искусства»25.

При этом мы будем опираться не только на медиа, характерные для отдельных видов искусств (вербальный, визуальный, аудиальный), но также на коммуникативные (взаимодействие автора и читателя, интерпретация культурного текста) и пространственные (выражение движения и пространства в тексте и контексте).

Развитие визуальной поэзии также рассматривается в историко-культурной перспективе.

В соответствии с целями и задачами исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Визуальная поэзия представляет собой культурный феномен, объединяет в себе различные медиа, взаимодействие которых порождает разнообразные новые формы визуальной поэзии.

2. В силу своей междисциплинарной природы понятийный аппарат для точного определения визуальной поэзии и ее разновидностей в настоящее время окончательно не сформирован и требует уточнения. В ходе исследования предлагается новая типология визуальной поэзии, которая включает в себя твердые формы, фигурную поэзию и изобразительную поэзию.

3. Феномен интермедиальности находится в тесной взаимосвязи с понятиями интертекстуальности и интерсемиотичности. Одним из основных аспектов интермедиальности является возможность синестетического восприятия культурного текста, что находит свое отражение в создании и интерпретации образцов визуальной поэзии.

25 Ильин И.П. Некоторые концепции искусства постмодернизма в современных зарубежных исследованиях // Общие проблемы искусства. Вып. 2. Москва: Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина, 1998. С. 8.

4. Визуальная поэзия как сложная семиотическая структура может быть рассмотрена с точки зрения интермедиального анализа. При этом исследуется не только взаимодействие некоторых отдельных медиа (вербального, визуального, аудиального, темпорального, пространственного и др.), но также место визуальной поэзии в общем культурном пространстве (визуальная поэзия как арт-объект).

Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования расширили теоретические представления об интермедиальной природе визуальной поэзии ХХ века. Кроме того, на основании результатов данного исследования может быть разработана концепция анализа иных синтетических форм в области культуры, литературы и искусства (театральные постановки, перформансы и др.).

Практическая ценность работы заключается в возможности использования результатов исследования в теоретических и прикладных исследованиях различных сфер культуры. Результаты диссертационного исследования могут также быть использованы для составления учебных программ для курсов и спецкурсов по различным направлениям в области культурологии, литературоведения и лингвистики. Кроме того, результаты исследования могут быть учтены при подготовке и реализации программ повышения квалификации научных работников организаций культуры и образования.

Апробация результатов исследования. Исследование было отмечено грамотой Министерства культуры Российской Федерации «За серьезное исследование форм современной поэзии» в номинации «Теория и история искусства и культуры» в рамках Восьмого Всероссийского конкурса молодых учёных в области искусств и культуры.

Некоторые результаты исследования были представлены на следующих научно-практических конференциях и научных конкурсах:

• Всероссийская научная конференция «Слово и текст в культурном и политическом пространстве» (Сыктывкар, 2021);

• Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Под небом культуры: Сибирь, Россия, мир в исследовательском и образовательном пространстве» (Новосибирск, 2021);

• XV Международная научная конференция «Семиозис и культура: современные культурные практики» (Сыктывкар, 2021);

• Видеоконференция «Литературные музеи писателей второй половины XX века: вопросы изучения, сохранения и интерпретации рукописного наследия» (Вологда, 2021);

• Научная конференция «Движения вверх: современный литературный процесс в социокультурном контексте» (Москва, 2021);

• Всероссийская научная конференция «Творческая личность -2021: Феномен советского бытия в контексте мировой культуры» (Ярославль, 2021);

• Конференция лауреатов Восьмого Всероссийского конкурса молодых учёных в области искусств и культуры (Санкт-Петербург, 2021).

Основные положения настоящего исследования отражены в одиннадцати авторских научных публикациях общим объемом 8,28 а.л., из них четыре - в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Ильгова Д.А. Фигурная поэзия как диалог культур // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики». Серия «Познание». - 2021. -№8. - С. 5-10. (0,61 а.л.)

2. Ильгова Д.А. Медиумы автора и читателя в визуальной поэзии ХХ века: интерпретация культурного текста // Культура и цивилизация. - 2021. -Том 11. - № 3А. - С. 181 -190. (0,29 а.л.)

3. Ильгова Д.А. Звучание или молчание: аудиальный медиум в визуальной поэзии // Сервис plus. - 2021. - Т.15. - №4. - С. 115-124. (0,36 а.л.)

4. Ильгова Д.А. Визуальная поэзия в поисках интермедиального источника // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2022. - № 1(41). - С. 148-158. (0,32 а.л.)

Соответствие паспорту специальности. Проблематика и выводы диссертации соответствуют паспорту специальности 24.00.01 - «Теория и история культуры» в следующих разделах: 1.14. Возникновение и развитие современных феноменов культуры; 1.17. Компоненты культуры (наука, мораль, мифология, образование, религия, искусство); 1.25. Язык как феномен культуры, как проявление национального своеобразия и фактор межкультурного общения; 1.30. Художественная культура как целостное образование, ее строение и социальные функции.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложения с иллюстрациями.

Первая глава рассматривает визуальную поэзию как объект культурологического исследования. Визуальная поэзия рассматривается с точки зрения становления терминологии и типологии. Помимо этого, фигурная поэзия рассматривается с точки зрения историко-культурного анализа. Также рассматривается принцип «остранения» в культуре на примере визуальной поэзии.

Вторая глава посвящена анализу концепции интермедиальности. Интермедиальность рассматривается в ее связи с понятиями интертекстуальности и интерсемиотичности. Помимо этого, дается анализ синестезии как одного из основных аспектов интермедиальности на примере русской литературы ХХ века. Кроме того, в качестве источников визуальной поэзии рассматриваются различные медиа, которые могут преобладать в тех или иных жанрах визуальной поэзии и тем самым формировать основу для создания культурного текста.

Третья глава представляет интермедиальный анализ визуальной поэзии.

Рассматриваются медиа пространства и движения, возможности

интерпретации культурного текста на примере медиа автора и читателя,

развитие аудиального медиума от звучания к фигурам умолчания, некоторые аспекты темпорального медиума, а также локальный медиум как разновидность пространственного. Также визуальная поэзия рассматривается как арт-объект.

Заключение содержит результаты проведенного исследования.

Список источников и литературы содержит 207 наименований.

Приложение содержит 113 иллюстраций.

ГЛАВА 1.

ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО

АНАЛИЗА

1.1. Визуальная поэзия: к вопросу о терминологии

Несмотря на многообразие существующих форм и достаточное количество исследований, на сегодняшний день отсутствует не только четко установленная классификация визуальной поэзии (хотя попытки осмысления некоторых отдельных форм визуальной поэзии неоднократно принимались, например, С.Е. Бирюковым26), но и четкое определение визуальной поэзии на уровне терминологии.

Анализируя понятия визуальной и фигурной поэзии, Е.В. Степанов27 отмечает, что эти термины еще не прочно закреплены в отечественном литературоведении, поясняя, что в некоторых научных изданиях одно понятие может заменять другое, либо данные понятия могут трактоваться не совсем точно или вовсе отсутствовать.

Например, в «Поэтическом словаре» А. Квятковского упоминаются только фигурные стихи. В определении А. Квятковского фигурным называется «стихотворение, строки которого расположены таким образом, что весь текст имеет очертание какой-либо фигуры - звезды, креста, сердца, вазы, треугольника, пирамиды и т. д.»28.

В качестве авторов, создававших фигурные стихи, А. Квятковский упоминает Симмия Родосского (рис. 1)29 и Симеона Полоцкого (рис. 2)30.

26 См. Бирюков С.Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. М.: Наука, 1994.

27 Степанов Е.В. Жанровые, стилистические и профетические особенности русской поэзии середины ХХ -начала XXI веков. Организация современного поэтического процесса. М.: «Комментарии», 2014. [Электронный ресурс] ULR: https://reading-hall.ru/publication.php?id=10495 (дата обращения 01.03.2021)

28 Квятковский А. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966, С.321.

29 См. Theocriti aliorumque poetarum. Idyllia. Eiusdem Epigrammata. Simmiae Rhodii Ouum, Alae, Securis, Fistula. Dosiadis Ara. Omnia cum interpretatione latina. In Virgilianas et Nas. imitationes Theocriti obseruationes H. Stephani, 1579. С.385-417.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ильгова Дарья Алексеевна, 2022 год

Источники:

1. Авалиани Д. Блюдо с листовертнями [Электронный ресурс] // Фото с выставки «Я ящерка ютящейся эпохи». - иЪЯ: http://obtaz.ru/avaliani-01.htm (дата обращения: 29.07.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

2. Авалиани Д. Лазурные кувшины. Стихотворения. - Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха, 2000. - 152 с.

3. Авалиани Д. Самурай. Каллиграфемы и рисунки // Клуб N. Литературный альманах. - Москва: Центр поэтической книги (при Русском Пен-Центре), 2014. - С.81-87.

4. Авалиани Д. Художественное издание «Самурай», 21 лист в папке. -Москва, 2003.

5. Алехин А. Кривое зеркало // Новая Юность. - 2021. - №3 (162). - С.121-125.

6. Аронзон Л. Собрание произведений. В 2-х томах. - Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха, 2018. - Т.1. - 560 с.

7. Ахматова А.А. Стихотворения и поэмы. - Ленинград: Советский писатель, 1976. - 560 с.

8. Банников П. Некоторое количество блэкаутов 2017-2019 гг., созданных во время перелётов из подручных газет [Электронный ресурс] // Журнал «Полутона». - иЪЯ: https://polutona.ru/printer.php3?address=0625144427 (дата обращения: 09.08.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

9. Библиотека литературы Древней Руси / под редакцией Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, Н.В. Понырко. - Санкт-Петербург: Наука, 2014. - Т.18. - 639 с.

10.Бирюков С. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. -Москва: Наука, 1994. - 288 с.

11.Бирюков С. Ступени стихов [Электронный ресурс] // Выставка визуальной поэзии «Платформа». - иЪЯ: https://platform.netslova.ru/showpic.php?&n=&w=420&h=560&b=0&fi=/bi rшkov/2003/Ыryukov_15x20_1.gif (дата обращения: 29.07.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

12.Блок А.А. Собрание сочинений в восьми томах / Под ред. В.Н. Орлова, А.А. Суркова, К.И. Чуковского. - Москва, Ленинград: Государственное издательство художественной литературы, 1963. - Т.7. - 544 с.

13. Брюсов В.Я. Собрание сочинений в семи томах / Под общей редакцией П.Г. Антокольского и др. - Москва: Художественная литература, 1974.

- Т.2. Стихотворения 1909-1917. - 496 с.

14. Брюсов В.Я. Собрание сочинений в семи томах / Под общей редакцией П.Г. Антокольского и др. - Москва: Художественная литература, 1974.

- Т. 3. Стихотворения 1918-1924. - 696 с.

15. Брюсов В.Я. Собрание сочинений в семи томах / Под общей редакцией П.Г. Антокольского и др. - Москва: Художественная литература, 1975.

- Т.6. Статьи и рецензии 1893-1924. - 656 с.

16. Видеоролики победителей конкурса «Волошинский сентябрь» [Электронный ресурс] // Международный творческий симпозиум «Волошинский сентябрь». - иЪЯ: http://voloshin-fest.ru/video/vic/videoroliki_pobeditelej_proshedshikh_konkursov (дата обращения 19.08.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

17. Вознесенский А. Аксиома самоиска. - Москва: СП «ИКПА», 1990. - 561 с.

18.Вознесенский А. Видеомы. Стихи, визуальные объекты, проза. -Москва: РИК «Культура», 1992. - 392 с.

19.Галечьян В.А. Аналитическая поэзия. - Москва: МСЛ, 2020. -152 с.

20.Галечьян В.А. Виртуалистика. - Москва: МСЛ, 2021. - 175 с.

21.Гордон Г.Б. Птичьи права. - Москва: Предлог, 2005. - 312 с.

22.Гуро Е. Небесные верблюжата / Иллюстрации автора. - Санкт-Петербург: Журавль, 1914. - 126 с.

23. Дмитриев А. Стихи и заикалки [Электронный ресурс] // Неофициальная поэзия. Антология. - ULR: https: //rvb.ru/np/publication/0 5 supp/SDL/DMITRIEV.htm#verses (дата обращения 21.09.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

24.Дуганов Р. Рисунки русских писателей. - Москва: Советская Россия, 1988. - 255 с.

25.Зданевич И. лидантЮ фАрам // Ливак Л., Устинов А. Литературный авангард русского Парижа: История. Хронология. Антология. Документы. - Москва: ОГИ, 2014. - С. 671-730.

26.Иванов Г. Избранная поэзия / Сост. Ю. Кублановский. - Париж: Ymca-Press, 1987. - 151 с.

27.Каменский В. Танго с коровами. Железобетонные поэмы. - Москва: Издание Д.Д. Бурлюка, 1914. - 36 с.

28.Красников Г.Н. Все анекдоты рассказаны. Книга стихотворений. -Москва: Вече, 2016. - 288 с.

29.Лисицкий Э. Проун 43 [Электронный ресурс] // Сайт Эля Лисицкого. -ULR: https://ellisitsky.ru/static/img/data/prouns-2/1-large.jpg (дата обращения: 21.07.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

30.Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в тринадцати томах. -Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1956. - Т.2. - 519 с.

31.Мельников В. Лингвогобелены [Электронный ресурс] // Футурум-АРТ, №5, 2004. - ULR: https://futurum-art.ru/gallery/lingvogobelen/index.html (дата обращения 18.08.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

32.Мнацаканова Е. ARCADIA. Стихи. Из лекций. Статьи. Эссе. - Москва: ЛИА Р. Элинина, 2004. - 198 с.

33.Новое литературное обозрение. - 1995. - №16. - 432 с.

34.Перельман В. Некоторые стихотворения с нарушением смысла // Альманах Академии Зауми, 2007. - С. 51-52.

35.Парнах В. Дадаистская поэзия. Переводы // Ливак Л., Устинов А. Литературный авангард русского Парижа: История. Хронология. Антология. Документы. - Москва: ОГИ, 2014. - С.356-363.

36.Полоцкий С. Избранные сочинения. - Ленинград: Академия Наук СССР, 1953. - 282 с.

37.Поэзия безмолвия: Антология. Стихи / Под редакцией А.И. Кудрявицкого. - Москва: Издательство «А И Б», 1999. - 56 с.

38.Поэзия русского футуризма / Составление и подготовка текста В. Н. Альфонсова и С. Р. Красицкого. - Санкт-Петербург: Академический проект, 1999. - 752 с.

39.Пригов Д. Стихограммы. - Париж: Издание журнала «А-Я», 1985. - 32 с.

40.Пространственная поэзия / Д.Е. Авалиани, В.А. Галечьян, Т.Г. Михайловская, А.Н. Лаврухин. - Москва: Московский Союз литераторов, 2020. - 110 с.

41. Рукавишников И. Звезда [Электронный ресурс] // Ashtray. - ULR: http://www. ashtray.ru/main/GALERY/text%20art_calligrams/bonch/rukav 1. htm (дата обращения 01.06.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

42.Сапгир Г. Сонеты на рубашках 1975-1989. - Омск: Коммерческое издательство «Движение», 1991. - 92 с.

43.Сапгир Г. Тринадцать ниоткуда. Стихи на неизвестном языке // Полилог. - 2009. - №2. - С.132-163.

44.Сен-Сеньков А. Фигурное катание [Электронный ресурс] // Выставка визуальной поэзии «Платформа». - ULR: https ://platform.netslova.ru/ showpic.php?&n=%D4%E8%E3 %F3%F0%ED %EE%E5%20%EA%E0%F2%E0%ED%E8%E5...&w=604&h=426&b=0& fi=/sen-senkov/sept04/sport.gif (дата обращения: 29.07.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

45. Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота. -Санкт-Петербург: Издание Императорской Академии Наук, 1866. - Т.3.

- 784 с.

46. Стихотворение в форме креста [Электронный ресурс] // Ashtray. - ULR: http://www.ashtray.ru/main/GALERY/text%20art_calligrams/cross/1.htm (дата обращения 01.06.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

47.Точка зрения. Визуальная поэзия: 90-е годы: Антология / Под ред. Д. Булатова. - Калининград: Симплиций, 1998. - 591 с.

48. Хлебников В. Неизданные произведения. - Москва: Художественная литература, 1940. - 491 с.

49.Хлебников В. Творения. - Москва: Издательство «Советский писатель», 1986. - 736 с.

50.Черкасов А. Блэкауты [Электронный ресурс] // Журнал «Воздух». -2015. - №1-2. - ULR: http://www.litkarta.ru/proiects/vozdukh/issues/2015-1-2/cherkasov/ (дата обращения: 21.09.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

51.Черкасов А. Ветер по частям. - Ozolnieki: Literature without borders, 2018.

- 75 с.

52. Черкасов А. Домашнее хозяйство. Избранное из двух колонок. - Москва: Tango Whiskyman, 2015. - 107 с.

53.Шаршун С. Перевоз Дада // Ливак Л., Устинов А. Литературный авангард русского Парижа: История. Хронология. Антология. Документы. - Москва: ОГИ, 2014. - С.365-408.

54.Шульговский Н.Н. Занимательное стихосложение. - Ленинград: Издательство «Время», 1926. - 136 с.

55.Apollinaire G. Calligrammes: poèmes de la paix et da la guerre. - Paris, Mercvre de France, 1918. - 205 p.

56.Between poetry and painting. Catalogue. - London: William Kempner, Ltd. 1965. - 104 p.

57.Browne W. The whole works, ed. W. Carew Hazlitt. In 2 volumes. - London: Printed for the Roxburghe library by Whittingham and Wilkins, 1868. - Vol.2.

- 378 p.

58.ERRO3aH (glitchpoetry) / Под ред. Жигунова И. - Санкт-Петербург: Виртуальное издательство «Злюстра», 2021. - 240 с.

59.Greiffenberg C. R. Geistliche Sonnette / Lieder und Gedichte. - Nürnberg, 1662. - 414 S.

60.Gomringer E. Konkrete Poesie: deutschsprachige Autoren: Anthologie. -Stuttgart: Reclam, 1972. - 174 S.

61.Gomringer E. Worte sind Schatten; die Konstellationen, 1951-1968. -Reinbeck bei Hamburg: Rowohlt, 1969. - 305 S.

62.Herbert G. The English works of George Herbert in six volumes. Edited by George Herbert Palmer. - Boston: Houghton, Mifflin and Co., 1905. - Vol.III.

- 219 p.

63.Kleon A. Newspaper Blackout. - New York: Harper Perennial, 2010. - 208 p.

64.Publilius Optatianus Porphyrius. Carmina. - Leipzig: Neuer Verlag von B.G. Teubner, 1877. - 137 p.

65. Smy G. Recursive [Электронный ресурс] // Verbatim Poetry. - ULR: https://verbatimpoetry.com/tag/gabriel-smy/ (дата обращения 01.06.2021).

- Режим доступа: открытый доступ.

66. The Greek Bucolic Poets. Translated by Edmonds J.M. Cambridge, MA. -Harvard University press, 1912. - 527 p.

67. Theocriti aliorumque poetarum. Idyllia. Eiusdem Epigrammata. Simmiae Rhodii Ouum, Alae, Securis, Fistula. Dosiadis Ara. Omnia cum interpretatione latina. In Virgilianas et Nas. imitationes Theocriti obseruationes H. Stephani, 1579. - 685 p.

68. Thomas D. Selected Poems, 1934-1952. - New York: New Directions Publishing, 2003. - 214 p.

Литература:

1. Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века. - Москва: Прогресс-Традиция, 2001. - 398 с.

2. Аникеева Е.С. Визуальная поэзия как интермедиальный текстовый феномен // Вестник КемГУ. - 2013. - № 2 (54). - Т.2. - С. 14-18.

3. Балакина Ю.В., Соснин А.В. Интерсемиотичность и мультимедийность: от традиционных текстов к электронным // Сибирский филологический журнал. - 2017. - №1. - С. 161-172.

4. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика.

- Москва: Прогресс, 1989. - С. 384-391.

5. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре. - Москва: Новое литературное обозрение, 2017. - 507 с.

6. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - Москва: Художественная литература, 1990. - 543 с.

7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - Москва: Искусство, 1986. - 445 с.

8. Беглова Е.И., Наумова Г.Б. Лингвистический анализ жанра видеомы в творчестве В. П. Вишневского // Ярославский педагогический вестник.

- 2010. - № 4. - Том 1 (Гуманитарные науки). - С. 188-190.

9. Бек Т. Творчество - это отрочество [Электронный ресурс] // Независимая газета. - иЪЯ: https://nvo.ng.ru/lit/2004-12-16/4_voznesenskiy.html_(дата обращения: 01.02.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

10.Берберова Н. Александр Блок и его время: Биография. - Москва: Независимая Газета, 1999. - 256 с.

11.Бирюков С. Зримое звучание // Новое литературное обозрение. - 1995. -№ 16. - С. 286-289.

12.Бирюков С.Е. Любовь к трем авангардам [Электронный ресурс] // Арион. - 2000. - №3. - ULR: https://magazines.gorkv.media/arion/2000/3/lyubov-k-trem-avangardam.html (дата обращения: 20.09.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

13.Бирюков С.Е. Поэзия русского авангарда. - Москва: Литературно-издательское Агентство «Р. Элинина», 2001. - 280 с.

14. Бирюков С.Е. NOTA BENE: Книжная полка Сергея Бирюкова // Дети Ра.

- 2021. - № 1 (188). - С. 95.

15.Бобринская Е. Русский авангард: истоки и метаморфозы. - Москва: Пятая страна, 2003. - 303 с.

16.Бобринская Е. Слово и изображение у Е. Гуро и А. Крученых // Поэзия и живопись. Сборник трудов памяти Н.И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. - Москва: Языки русской культуры, 2000.

- С. 309-322.

17. Большая советская энциклопедия. - Москва: Акционерное общество «Советская энциклопедия», 1926. - Т.4. - 800 с.

18.Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. - Москва: Издательство иностранной литературы, 1961. - 151 с.

19.Бурлюк Д., Бурлюк Н., Гуро Е., Крученых А., Лившиц В., Маяковский В., Низен Е., Хлебников В. Манифест из сборника «Садок судей II» // Поэзия русского футуризма / Составление и подготовка текста В. Н. Альфонсова и С. Р. Красицкого. - Санкт-Петербург: Академический проект, 1999. - С. 619-620.

20.Бурлюк А., Крученых А., Маяковский В., Хлебников В. Пощечина общественному вкусу // Поэзия русского футуризма / Составление и подготовка текста В. Н. Альфонсова и С. Р. Красицкого. - Санкт-Петербург: Академический проект, 1999. - С. 617-618.

21.Бушев А.Б. Лингвистика интертекстуальности и интемедиальности // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. - 2019. - №2. - С. 76-94.

22.Васильева Е. Фотография и внелогическая форма. - Москва: Новое литературное обозрение, 2019. - 312 с.

23.Вишневский К.Д. Архитектоника русского стиха XVIII - первой половины XIX века // Исследования по теории стиха. - Ленинград: Наука, 1978. - С. 48-66.

24.Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. - Москва: Фортуна Лимитед, 2000. - 352 с.

25.Гаспаров М.Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях. - Москва: Фортуна Лимитед, 2001. - 288 с.

26.Гаспаров М.Л. Твёрдые формы // Литературный энциклопедический словарь. - Москва: Советская энциклопедия, 1987. - С. 435-436.

27.Гернек Ф. Пионеры атомного века. - Москва: Прогресс, 1974. - 372 с.

28.Гик. Ю. Визуальная поэзия в России. Промежуточные итоги [Электронный ресурс] // Дети Ра. - 2006. - №12. - ЦЪЯ: https://magazines.gorky.media/ra/2006/12/vizualnaya-poeziya-v-rossii.html (дата обращения 12.08.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

29. Гик. Ю. Визуальная поэзия. Теория и практика [Электронный ресурс] // Антология Футурум-арт. - ЦЪЯ: https://reading-hall.ru/publication.php?id=12664 (дата обращения 12.08.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

30.Гройс Б. Под подозрением: Феноменология медиа. - Москва: Художественный журнал, 2006. - 200 с.

31. Деготь Е. Русское искусство ХХ века. - Москва: Трилистник, 2002. - 220 с.

32. Дмитриева Н. Изображение и слово. - Москва: Искусство, 1962. - 315 с.

33.Евдокимова Л.В. Искусство слова и градация стилей в лирических стихотворениях Эсташа Дешана // Вестник ПСТГУ III: Филология. -2014. - Вып. 2 (37). - С. 7-35.

34.Ефимов А.А. К пониманию игрового начала в литературоведении // Научная мысль Кавказа. - 2008. - №2. - С.87-92.

35.Жирмунский В. Теория стиха. - Ленинград: Советский писатель, 1975. -664 с.

36.3даневич И. Новые школы в русской поэзии // Ливак Л., Устинов А. Литературный авангард русского Парижа: История. Хронология. Антология. Документы. - Москва: ОГИ, 2014. - С. 793-810. 37.3ейферт Е.И. Интермедиальность поэзии Гарри Гордона // Сфера

культуры. - 2021. - № 1 (3). - С. 91-100. 38.3лыднева Н.В. Визуальный нарратив: опыт мифопоэтического

прочтения. - Москва: «Индрик», 2013. - 360 с. 39.3лыднева Н. В. Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ

века. - Москва: «Индрик», 2008. - 304 с 40.Зубова Л.В. Грамматические вольности современной поэзии. 1950-2020.

- Москва: Новое литературное обозрение, 2021. - 656 с.

41.Зубова Л.В. Языки современной поэзии. - Москва: Новое литературное обозрение, 2010. - 384 с.

42.Ильин И.П. Некоторые концепции искусства постмодернизма в современных зарубежных исследованиях // Общие проблемы искусства.

- Москва: Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина, 1998.

- Вып. 2. - 27 с.

43. Интертекстуальность художественного дискурса: материалы Всероссийской научной конференции (г. Астрахань, 20 апреля 2018 г.) / сост.: Г.Г. Исаев, А.А. Боровская, Т.Ю. Громова, И.Ю. Целовальников; под ред. Е.Е. Завьяловой. - Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2018. -242 с.

44.Исаев С.Г. Неклассические аспекты интермедиальной поэтики // Вестник Новгородского государственного университета. - 2015. - №87.

- С. 65-68.

45. История русской литературы X-XVII веков / Л.А. Дмитриев [и др.]; под редакцией Д.С. Лихачева. - Москва: Просвещение, 1979. - 462 с.

46.Каган М.С. Морфология искусства. - Ленинград: Издательство «Искусство», Ленинградское отделение, 1972. - 440 с.

47.Казакевич Э. Из дневников и писем // Вопросы литературы. - 1963. -№6. - С. 152-174.

48.Кант И. Критика способности суждения. - Москва: Искусство, 1994. -367 с.

49.Карасик И.Н. Манифест в культуре русского авангарда // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н.И. Харджиева / Под ред. М.Б. Мейлаха и Д.В. Сарабьянова. - Москва: Языки русской культуры, 2000.

- С. 129-138.

50.Квятковский А. Поэтический словарь. - Москва: Советская энциклопедия, 1966. - 375 с.

51.Колымагин Б.Ф. Вот это вот. Молчание в поэзии и в жизни. - Москва: Виртуальная галерея, 2020. - 216 с.

52.Кондаков И.В. «Зричитель»: новый субъект современной культуры // Обсерватория культуры. - 2016. - № 5. - Т. 13. - С. 516-525.

53. Кондаков И.В. Протеизм современного искусства в свете интермедиальности // Между автономией и протеизмом: формы / способы социокультурного бытия и границы современного искусства: монография. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2020. - С. 155-177.

54.Кондаков И.В. Синэстетизм XXI века // Внутри и за пределами искусства: генеалогия, партнеры, практики и контенты: сб. науч. ст. / сост. и науч.ред. Л. А. Закс, Т. А. Круглова. - Екатеринбург: Уральский

федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; Гуманитарный университет, 2020. - С. 66-69.

55.Кремнева А.В. Интертекстуальность, интердискурсивность, интермедиальность: точки соприкосновения // Филология и человек. -

2017. - №2. - С.57-71.

56.Кудрявцева Т.В. Новейшая немецкая поэзия (1990-2000-е гг.): основные тенденции и художественные ориентиры. - Москва: ИМЛИ РАН, 2008. - 344 с.

57.Куляпин А. «Интермедиальность» Михаила Зощенко: от цвета к звуку // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / Под ред. Л. Геллера. - Москва: Издательство «МИК», 2002. - С. 135-144.

58.Кулькина В.М. Проблемы становления и формирования концепта интермедиальности (обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7. Литературоведение. -

2018. - №1. - С. 22-29.

59. Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России [Электронный ресурс] // Государственная Третьяковская галерея. -иЪЯ: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/laboratoriya-ЬиёшЬсЬе§о-кте1:юЬе8кое-18ки881уо-у-1шзп_1/ (дата обращения: 21.07.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

60.Левинг Ю. Революция зримого: образы на сетчатке. - Москва: Новое литературное обозрение, 2018. - 424 с.

61.Левитт М. Визуальная доминанта в России XVIII века. - Москва: Новое литературное обозрение, 2015. - 528 с.

62.Лиманцева С.Н. Поэтическое в искусстве. - Москва: Искусство, 1965. -176 с.

63.Лихачев Д.С. Работа, которую необходимо продолжить // Вопросы литературы. - 1963. - №9. - С. 54-60.

64.Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х-ХУИ веков. - Санкт-Петербург: Наука, 1998. - 204 с.

65. Лотман Ю.М Об искусстве. - Санкт-Петербург: «Искусство-СПБ», 1988. - 704 с.

66.Лотман Ю.М О поэтах и поэзии. - Санкт-Петербург: Искусство-СПб, 1996. - 848 с.

67.Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. - Санкт-Петербург: Гуманитарное агентство «Академический проспект», 2002. -544 с.

68. Лотман Ю.М. Текст и полиглотизм культуры // Избранные статьи в 3-х т. - Таллинн: Александра, 1996. - Т. 1. - С. 142-146.

69.Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с анг. В. Николаева. - Москва; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково Поле», 2003. - 464 с.

70. Матвеева М. С. Визуальная поэзия - биологический вид творчества. Статья первая // Гуманитарная парадигма. - 2018. - № 4(7). - С. 64-84.

71. Мережковский Д. Акрополь. - Москва: Книжная палата, 1991. - 352 с.

72. Михайловская Т. Сверхреализм против сверхчеловека. Вольные заметки [Электронный ресурс] // Арион. - 2013. - №4. - ЦЪЯ: https://magazines.gorky.media/arion/2013/4/sverhrealizm-protiv-sverhcheloveka.(дата обращения: 20.09.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

73.Набоков В.В. (В.Сирин). Машенька. Соглядатай. Защита Лужина. Другие берега / Вступ. ст. Л.Н. Целковой; Сост., коммент. Н.Г. Мельникова. - Москва: ОЛМА-пресс Образование, 2003. - 763 с.

74.Набоков В.В. Другие берега: автобиография. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 368 с.

75.Никонова Р., Михайловская Т. Про амёбу, полчеловека, лошадь Мюнхгаузена и всякие глупости. Разговор новатора с консерватором // Клуб N. Литературный альманах. - Москва: Центр поэтической книги, 2019. - С.7-24.

76.Одинокова П.С. Синтез живописи, литературы и каллиграфии в альбомных листах Шитао раннего периода // Человек и культура. - 2016. - №1. - С. 139-173.

77.Орлицкий Ю.Б. Стихосложение новейшей русской поэзии. - Москва: Издательский Дом ЯСК, 2021. - 1016 с.

78.Павловец М. «Вакуумные тексты» Ры Никоновой и «сверхмалые тексты» в литературе [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. - 2014. - №6. - ЦЪЯ: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/130_nlo_ 6_2014/агйс1е/11229/ (дата обращения 19.08.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

79.Пацей А. Семь коротких заметок о трансфуризме // Трансфуризм. Каталог к выставке в Арт-центре «Пушкинская, 10» (23 декабря 2017 -21 января 2018). - Санкт-Петербург: ДЕАН, 2017. - С. 34-41.

80.Платон. Тимей // Собрание сочинений в 4-х томах / Под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. - Москва: Мысль, 1994. - Т.3. -С. 421-500.

81.Погребная Я.В. Синэстезия искусств как способ создания и выражения неомифа в лирике В.В. Набокова // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2009. - № 60. - С. 24-32.

82.Поэзия всего. Выставка визуальной и медиапоэзии [Электронный ресурс] // «Артсерватория». Центр наблюдения и исследования современного искусства. - ЦЪЯ: https://artservatory.rU/exhibitions/3/ (дата обращения: 29.07.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

83.Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М.Б. Мейлаха и Д.В. Сарабьянова. - Москва: Языки русской культуры, 2000. - 848 с.

84.Поэзия. Учебник / Н.М. Азарова [и др]. - Москва: ОГИ, 2016. - 886 с.

85.Радикалы и Маргиналы. Выставка современной визуальной поэзии [Электронный ресурс] // Журнал «Русское искусство». - ЦЪЯ:

133

http://russiskusstvo.ru/exhibitions/arhive/moscow/a947/ (дата обращения: 29.07.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

86.Ромов С. От дада к сюрреализму (О живописи, литературе и французской интеллигенции) // Ливак Л., Устинов А. Литературный авангард русского Парижа: История. Хронология. Антология. Документы. - Москва: ОГИ, 2014. - С.851-886.

87. Рукавишников И. С. Твёрдые формы // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов. В 2-х т. - Москва; Ленинград: Издательство Л. Д. Френкель, 1925. - Т.2. - С. 907-910.

88.Русское искусство. Идея. Образ. Текст / отв. ред. В.В. Седов, А.П. Салиенко, Д.А. Андреев. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2019. - 374 с.

89. Рыков А. Политика авангарда. - Москва: Новое литературное обозрение, 2019. - 208 с.

90.Седых Э.В. К проблеме интермедиальности // Вестник Санкт-Петербургского Университета. - 2008. - Сер. 9, Вып. 3, Ч. II. - С. 210214.

91.Сигей С. Краткая история визуальной поэзии в Росиии [Электронный ресурс] // Другие. - 2006. - №1. - ЦЪЯ: https://visualpoetry.ru/arc/2006 1/sigey istoiya.html (дата обращения: 20.08.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

92.Слуцкая К.А. Особенности классификации конкретной поэзии // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2010. - №2 (10). - С. 156-162.

93. Смирнов И.П. Барокко и опыт поэтической культуры начала ХХ в. // Славянское барокко: Историко-культурные проблемы эпохи. - Москва: Наука, 1979. - С. 335-361.

94. Соколов-Ремизов С.Н. Литература. Каллиграфия. Живопись. К проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока. - Москва: Наука, 1985. - 311 с.

95. Советский энциклопедический словарь / Под. ред. А.М. Прохорова. -Москва: Советская энциклопедия, 1987. - 1600 с.

96. Степанов Е.В. Визуальная поэзия в современной России [Электронный ресурс] // Дети Ра. - 2009. - №6. - ЦЪЯ: https://magazines.gorky.media/ra/2009/6/vizualnaya-poeziya-v-sovremennoj-rossii.html (дата обращения: 20.09.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

97. Степанов Е.В. Жанровые, стилистические и профетические особенности русской поэзии середины ХХ - начала ХХ1 веков. Организация современного поэтического процесса. - Москва: «Комментарии», 2014.

- 400 с.

98.Степанов Ю.С. В мире семиотики // Семиотика: Антология / Сост. Ю.С. Степанов. - Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 5-42.

99.Суховей Д. Графика современной русской поэзии [Электронный ресурс]. - иЪЯ: http://www.levin.rinet.ru/FRIENDS/SUHOVEI/disser/ (дата обращения: 11.03.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

100. Тимашков А.Ю. «Девушка с жемчужной сережкой» Я. Вермера, Т. Шевалье и П. Уэббера: Интермедиальный аспект // Современное искусство в контексте глобализации: Наука, образование, художественный рынок. - Санкт-Петербург: СПб ГУП, 2008. - С. 100105.

101. Тимашков А.Ю. К истории понятия интермедиальности в зарубежной науке // Фундаментальные проблемы культурологии: в 4 т.

- Санкт-Петербург, 2008. - Т. 3: Культурная динамика. - С. 112-119.

102. Титаренко С.Д. Проблемы взаимодействия интертекстуальности и интермедиальности в мифопоэтике русского символизма (от цитаты в тексте - к медиамифу) // Культура и текст. - 2017. - №3. - С. 54-73.

103. Тишунина Н.В. Западноевропейский символизм и проблема взаимодействия искусств: опыт интермедиального анализа. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 1998. - 159 с.

104. Тишунина Н.В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований //Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - C. 149-154.

105. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Иследования в области мифопоэтического. - Москва: Издательская группа «Прогресс»

- «Культура», 1995. - 624 с.

106. Тынянов Ю. Проблемы стихотворного языка. - Ленинград: «ACADEMIA», 1924. 139 с.

107. Фатеева Н.А. Контрапункт интертекстуальности, или интертекст в мире текстов. - Москва: Агар, 2000. - 280 с.

108. Флакер А. Живописная литература и литературная живопись. -Москва: Три квадрата, 2008. - 428 с.

109. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // Флоренский П.А. Сочинения в четырех томах. - Москва: Мысль, 1996.

- Т. 2. - С. 370-382.

110. Фуко М. Что такое автор // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. - Москва: Касталь, 1996. - С.7-46.

111. Хаминова А.А., Зильберман Н.Н. Теория интермедиальности в контексте современной гуманитарной науки // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 389. - С. 38-45.

112. Ханзен-Лёве О.А. Интермедиальность в русской культуре: От символизма к авангарду. - Москва: РГГУ, 2016. - 450 с.

113. Ханзен-Лёве О.А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. - Санкт-Петербург: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. - 512 с.

114. Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. - Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. - 416 с.

115. Холшевников В.Е. Мысль, вооруженная рифмами. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1984. - 447 с.

116. Чудасов И. Предисловие / Пространственная поэзия / Д.Е. Авалиани, В.А. Галечьян, Т.Г. Михайловская, А.Н. Лаврухин. - Москва: Московский Союз литераторов, 2020. - С. 3-8.

117. Чуковский К.И. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 8: Литературная критика. 1918-1921 / Предисл. Е. Ивановой; Коммент. Е. Ивановой и Б. Мельгунова. - Москва: Агентство ФТМ, 2012. - 664 с.

118. Чуканцова В.О. Интермедиальный анализ в системе исследования художественных текстов: преимущества и недостатки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - №108. - С. 140-145.

119. Чупринин С.И. Жизнь по понятиям: русская литература сегодня. -Москва: Время, 2007. - 766 с.

120. Шаршун С. Дадаизм // Ливак Л., Устинов А. Литературный авангард русского Парижа: История. Хронология. Антология. Документы. - Москва: ОГИ, 2014. -С. 777-792.

121. Шкловский В.Б. Воскрешение слова // Шкловский В.Б. Гамбургский счет: Статьи - воспоминания - эссе (1914-1933). - Москва: Советский писатель, 1990. - С. 36-42.

122. Шкловский В.Б. Искусство как прием // Шкловский В.Б. О теории прозы. - Москва: Издательство «Федерация», 1929. - С. 7-23.

123. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. -Москва: РИПОЛ классик, 2018. - 240 с.

124. Штейнер Е. Картины из письменных знаков. Заметки о визуальной поэзии // Зеркало. - 2014. - №43. - С. 123-145.

125. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. - Санкт-Петербург: «Симпозиум», 2005. - 502 с.

126. Ягодинцева Н.А. Культурологические основания проблематики поэтического дискурса // Искусствознание: теория, история, практика. 2015. - № 2 (12). - С. 108-112.

127. Якобсон Р. Язык и бессознательное. - Москва: Гнозис, 1996. - 248 с.

128. Ямпольский М. О близком (Очерки немиметического зрения). -Москва: Новое литературное обозрение, 2001. - 240 с.

129. Ямпольский М. Изображение. Курс лекций. - Москва: Новое литературное обозрение, 2019. - 424 с.

130. Higgins D. Pattern Poetry: Guide to an Unknown Literature. - State University of New York, 1987. - 275 p.

131. Higgins D. The Corpus of British and other English-language pattern poetry // Visible Language, XX 1. - Clevelend, 1986. - pp. 28-51.

132. Hansen-Löve А. А. IntermediaHtät und IntertextuaHtät: Probleme der Korrelation von Wort und Bildkunst - am Beispiel der russischen Moderne // Wiener Slawistischer Almanach. Sbd.11. - Wien, 1983. - S. 291-360.

133. Hocke G. R. Die Welt als Labyrinth: Manierismus in der europäischen Kunst und Literatur. - Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 1987. - 543 p.

134. Latour B. Visualization and Cognition: Thinking with Eyes and Hands // Knowledge and Society. - 1986. - Vol.6. - pp. 1-40.

135. Moouse Boulder [Электронный ресурс] // Recursive islands and lakes. Wikipedia. - ULR: https: //en. wikipedia. org/wiki/Recursive_islands_and_lakes (дата обращения 01.06.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

136. Moradi I. Glitch Aestetics. Dissertation // The University of Huddersfield, 2004. - 84 p.

137. Schröter J. Discourses and Models of Intermediality [Электронный ресурс]. CLCWeb: Comparative Literature and Culture. - 2011. - 13.3. -ULR: https://doi.org/10.7771/1481-4374.1790 (дата обращения 01.02.2022). - Режим доступа: открытый доступ.

138. Schröter J. Intermedialität [Электронный ресурс] // ULR: http://www.theorie-der-medien.de/text_detail.php?nr=12 (дата обращения: 16.05.2021). - Режим доступа: открытый доступ.

139. Wellek R. Concept of criticism. - New Haven and London: Yale University Press, 1963. - 403 p.

Приложение 1. Иллюстрации

Рис.1. С. Родосский. Стихотворение в форме крыльев

Рис.2. С. Полоцкий. Знаки зодиака

Ромб

Мы— Среди тьмы. Глаз отдыхает. Сумрак ночи живой* Сердце жадно вздыхает. Шопот звезд долетает порой, И лазурные чувства теснятся толпой, Все забылося в блеске росистом, Поцелуем душистым Поскорее блесни! Снова шепни, Как тогда: «Да!»

Рис.3. Э. Мартов. Ромб

Рис.4. С.М. Третьяков. Веер

Рис.5. В. Каменский. КАБАРЭ ЗОН

Рис.6. В. Каменский. КАРТИНя ДВОРЕЦ С И ЩУКИН

]8Й

¡W

lOITlO IVPE&IOILVM

/' S'EW^tr ór/м f&ffsí TmJ&t тлти 5>«ííV a¡i\c]t лиЛк.'Лу* mir if лэт'Л» iidyut тгшаг ълщ Kftfrrw ilaf axfíeliiiJ/'iuTtvifi Jió^M pjiiafvflfuet ItZnva? •fiftä^Jfut epf « Jf «í

bit ммлотк J^áfipitvuúnm'íi -mt' ¿nnCntit ni¡ /л SÍ та» 5 «V i-

pítt» íojUT* ttiflyiffff 1Щ( Jí ¿tyflMI Х1.0ТЩС, э*.

" msi ■»«¡»»явлбяЛвад! /м31нрл1(л iriet'ju™Miiroi*tfutüivtt,i(&Qt¡Лейтеt í&icfjjjtt Cj¡J«j!¡í,(íl tIJW СЛЯЪЦ <f 9t/ tfíitl

íf'/WPL1 CHpl'f> '' »y^ f tbfitltfi'lifíCf ÍTT то'Э'» г/',« ¡isair' er^A i¡b'' Jjuíg/wia

riAc'íOíiuíAií.s^iSjtwr «(tíiífOC't'í^st J" t^fíeíxíejjWítí/wriafi'SfWnt'íwf pi'?,« sí-

Oiimufcri corrupta^ quibus vií vllum IcnTum

Рис.7. С. Родосский. Стихотворение в форме яйца

51ММ1'0Т

*

l

,'h a 5.--Г

■fíNtei"

Vrt*

v

ТОГ" í'OAÍOT

717HÍ • ■ г г,ч

„ .er, ь.|

\

s

p с -

5- *

*

г £f

■r* 'S г

1Ä. h

1

i

"^'pl I -"fhi

¥

Рис.8. С. Родосский. Стихотворение в форме секиры

Евстратий

Ceil стих римляне нармцают сергюитикум всрсус, с гречоскаго языка '¿ржоу елю.

Едино богу В Трои^^

ми ЦЫ

Слабимо В едини

Бетачаль

\

от без / \ / \

без J V

не /

номч ш отца^ жтери^ j/отденну I \ / \гг/ без по

Сыну сначалъ

Отцюте и сыноби духу ншВотВоря^^

Г. X. „ ,

догу раВнопрестшш

Богу б 6о\

V

Сбятшчу ВсесВятя сВета от с8е

\

В простом ао Вечная л с

Воспеба и сла^ честь поило не^

ни/ Л^ ^ние

Величо/ дерта бяагодаре

ВлогослоВиВ^ на jxii Аяфц^

шелч чати Бит

/ \ / \ /

U способов С КОН и С ОСЛО

Рис.9. Евстратий. «Serpenticum versus».

THE CROSS.

Blest thoy who seek, While in their youth, With spirit meek, The way of truth. To them the Sacred Scriptures now display, Christ as the only true and living way: His precious blood on Calvary was given To make them heirs of endless bliss in heaven. And e'en on earth the child of God can trace The glorious blessings of his Saviour's face. For them He bore His Father's frown, For them He wore Tho thorny crown; Nailed to the cross, Endured its pain, That his life's loss Might be their gain. Then haste to choose That better part— Nor dare refuse The Lord your heart, Lest He declare,— "I know you not;" And deep despair Shall bo your lot. Now look to Jesna who on Calvary died, And trust on Him alone who there was crucified.

Рис.10. Монах эпохи Средневековья. Крест

líber ben gefmmigten

€5ef)t frer ííómc; £¿t»3 tangen/ нпЬ u«í¡ afl utít QSltit belpraigen. <5anc2Bmif>en fcytt ЫеЗЗгшкп/ breué afl unftr £{il gertmnen.

©cf f/íEí (Irtcteí (Vine ^án» an» / mi« atlí ¡u utnfrtil¡jcti¿ bat/an fcln Utt>(xlfFce£>'rS une S" írnAtt/í »ffvtrtengtn, da «r wfgt fita licb (f«e tyaubt/nti» 6«p(erle mif {я túfliih ©í (BíSipcn nnb©<bírt<ivf¡nb<<uf mtfer ^tíl fleflfíffttt.

©finer <£$¡ttn effen = (ie&eit/ madjí fein ^nábigs une fefjít tvañ reír Гфаиеп míe t>en ©tñíii/ ftfan tvir une ffib(í barfnndt, <5o t>ieí <£ínítnf/fo »id 2CimM/ eíeptí ftinttt Ííib $efiiitíw/ fofciet Steg-unbSejen^üttedcrt i»clt unfw @tel bejteQen, ¿mifdjen J)immeíunt> ber <£r6e» wolt <Er úufeeopffert tpttóettt (wfj (£t GiOftutjb uní »«аНфь uiitt ¿u fíarfen ! (£r »егЫсфе í

3a fem ©íf vbeit/ í)<u í»rtí ¿í t>ci* mir tmt> atícr íü!cít gcgc&m* ^efu (£í)vt(l í DcínSobuuWSctjmcrjm hb' wnt> fфшЬ míe fí«¿ <nt .£)erj«i.'

Рис.11. К.Р. Грейфенберг. О

распятом Иисусе

Рис.12. С. Полоцкий. Стихотворение в форме креста.

Крест пречсстный церкпе слава, На ней умрс наша глава Христос господь, всйх спаситель, Кров ню ся искупитель, s Хотяй дЬло сн весело совершит, должен бытн креста чтитедь го и любитель,

PI от него вся дЪла начинати о распятом на нем выну уповатн.

Он бо обычв гЬх благословит«. нне крест на ся тщатся иозложнти. jsB начала дЬл сн и конец дарует, какова в д'Ьл-Ь* кто благотребует.

Крест на демона мечъ от бога даны н на вся, ня;е гонят христиаиы.

'Сим враг Голиаф адский поскчеся, аи и жало смертиrpki в конец сотреся. Сен иарсм верный в бранех помогает, нечестивы я враги истребляет. Он православным есть защищение, гонителем *е в водах топление. Его здк знамя js в пред-к полагаю, его тн силы, царю наш, желаю.

Да та тя пела вит, яко Константина, чтителя суща прнснод^вы сына.

Да будет ти крест, яко столп огненный •зо в нощи, а do дни —■ облак божественный. Щит твоим Лю/еи, страх же вракдующым., на христиан» со мечем идущим. Сим Христос враги своя победил есть, крест на победу н теб"Ь вручил есть, да христианы 3s от варвар епасеши, сам в сил% его много лЪт живети.

Рис.13. С. Полоцкий. Стихотворение в форме креста.

Где горит, как над воротами перед выходом по списку,— жизни крест наоооротный

АКСИОМА САМОИСКА

Рис.14. А. Вознесенский. Отрывок из стихотворения «Аксиома стрекозы»

ДП51 АДА ДЯР1ЕП2 жгмо5

Еi[laptrevtis fie cfti'}та? тготч, tiipo-fy St сrajfloi, Tettf, ov trrro&evvas ZfiS EifJiTTOvrras fiopos TevKpom ftovra ка! кироч темсораточ, Ypvtras 8 1 (litas, Sja-oc ёч^н^Вра toj' -jVi6y(a,\Kov ovpov eppaicrii', ov ёттатар ScVevvos ftoyyftTi ратрорлгтоъ' ¿¡iov Si тevyfi aftprfira<! GeoKptTmo ктагтач

Tpteo-iripQio Kavtrras

£Jcuu|EI> atv1 Iv^a^^ 7dp vlv ш avfrjaorpos ¿kbvyi)pn\1 rov ai\ii>£vt>T 1 h> Oai'os' те fiarpbs ein/bvk фшр Stfifioi ijtfe т avbpo(3po)tof 'ixopauttriv6 tjp' архиве ¿i TtuifjoiS' ayayov чрьчгорвог.

BH2TINOT1

ВПМ02

О ai fie \i/3pb$ ip&v A i^JiiBfirffsy old /cii\%T)<; 2 Y iT(i<p(itvL7]fri тeyyet, M et'Xjei vttep9e тптpi) NaftJj1 Ooovftevat П apui-T'uv фейо^то Tlai'Oi, oil tfTpoftiXa 4 \iyvvi I fa? ffwS^i uekalvei rpi\piun/ ¡nt N устное* E f yhp fiiapov opr) fie fi'jre y\ovpov '

П fit)т' irayivra6 0eo\otfl

О uS" ov Kvn0oyeiir)4 trevl-e ¡j>vr\r) Л afiovrs piiK/iBtov кера, Л isatiiaiv ajicpl Seipatrtv

0 utxai vkfiovTat Kvv&iais, t aoppmrns WiXdiTO fior

X i>v oipavoS yap ¿куavow E ¿14is fi (freufe yt/yti/ij<i, T dav rrfiffrwc Ttvynv E teuufi 77aX^119 H tf 6', ¡1 TTiliiP Крт]1/Г)в^Ч fyf

1 j/ti /toXfl^e Го^уо^с;,

в VOif r' firoj-irh'SoK т lpo\ V fiijTTraSiiiii woXu Xa/iOTt/jiji' £ тгогa$>)v t'Oi Si) ffapirerov

Ё 5 ¿fiijf Tei'fii', AraOrapDi ykp iyio 1 ОТ" ('icroii' repdav, ola кекеvff ¿tcewo<t,

Л цф1 Neat; tripr/i/clai? t>V a^eSoOev Miiplirt)s £ oi, Tpnrurwp, Toprfivpeav фо!р aitiffij/cc кршй.

10

20

Рис.15. Досиад. Первый алтарь Рис.16. Луций Юлий Вестин. Второй

алтарь

XXVI. [П.]

V I D К 8 FARRE S I CPVLCHBA HI 81РТАТЕ ТОТСОМРТ HELICON NOKCAV EXCI 8 А L V N А Е N NONCAE A RTARE КТМОХ8 Е О 8 Q V Е ORADVM NORMAT V TOR A Q VELIND TENDAT MEMETRA MVTATONV QVAEDOCTA ELEMENTACR HA 8 PHOEBE 8 TEMPLI 8 С H О

VTARA8TEMDICATAPYTHIO

POLITAVATI8ARTEMV81CA

SACRAD18AOEN8PHOEBVMDECEN8

M P L I 8 ЧV 1 8 LI TANTVATVMCHOR I

A8 ERT I 8ETCAMENAEPLOR 1 BV8

II8LOCANDALVCI8CARMINVM

TEDVRAMEPOL I VI ТАКТ I FEX

NON8VMRVPEMONTI8ALBIDI

ITENTENECPARIDEVERTICE

8ADVRONECCOACTA S P I CVLO

PRIM08EMINENTE8ANGVL08

ECVND08 PROPAO ARELAT IV8

CAVTE8IN0VL088VBDVCBRE

INVTOPERRECVRVA8LINEA8

AVBIQVE8ICDEINUEREOVLA

VADRAE 8 I TBI OENTELI M I ТЕ

EADIMVMFV8ARVR8VMLINEA

VRARTELATIORPERORDINEM

PANOVNTDECAMENARVMMODIS

MQVAMNVMERODVMTAXATPEDVM

8ERVATDVMPRAECEPTI8RBOVLA

E8CVNTETDECRE8CVNTCARMINVM

VPPLEXDAN8METRORVMIMAOINE8

RI8QVELAETV8INTER8IT8ACRI8

Рис.17. Публиций Оптатиан Порфирий. Стихотворение в форме алтаря

FAmes pillar here, at laft, wc fct, Out-during Marble, Brajfe, or Jet, Charm'd and cnchanted Го, As to withftand the blow Of overthrow: Nor ihall the feas, Or Outrages Of ftorms orebear What we up-rear, Tho Kingdoms fal, This pillar never ihall Decline or wafte at all;

But (land for ever by his owne

Firme and well fixt foundation.

Рис.18. Р. Геррик. Столп славы

The Altar.

A broken Altar, Lord, thy fcrvant reares, Made of ■ heart, and cemented with teare*: Whofe parts ire as thy hand did frame; No workman) tool hath touch'd the fame. A H t a it alone Ii fuch a ftone, At nothing but Thy pow*r doth cut. Whereforeeachpart Of my hard heart Meets in this frame, To praife thy name. That it I chance to hold my peace, Thefe Hones to praife thee may not ceafe. O !et thy blefled Sacrifice be mine, And fanftifie this Altar to be thine.

Рис.19. Д. Герберт. Алтарь

TO THE VERTVOVS and much lamenting Sifters of my euer admired friend, M'Tho-MAS MANwooii.

To me more known then you, is yotir {ad chance, Oh! had I ft ill enjoy'd fuch ignorance; Then I by thefe fpent reares had not bin known, Nor left ¡mothers griefe to fing mine owne.

i'rtfattbisfait bath wriiughi thtft ibre:i\ Ptrmti a Partntr in ymtr turns: Jit touft dilb Jtti'ii, and jittl may di Yntvgh fir Yov, and etbtri /« But if fart ¡flaint; fur yo v art trpt, Ttt may t rrteitt fact yen banc uitpt* Fer htt mtrt ptrftS! grsrut: n btt Hint fttks imotbtri M ISIS in. /fnd thoeb thtftdrsps ii/"11 mountittg ran, Frc»t jr:itt-ati Fmniabiri jtrji began : And jtmt farri iff, fimi ntirtr fait, Tbtj/ wW (it la/t) in wk firtamt mtttt* Mint jhniwith j6vn,ytmn tnixtv"1 mint

_____And mait tnt Off ring a! hu S brine :

l;or whofe Eterhitje on earth, my Mufe To build this Altar, did her bed {kill vie ; And that you, I, and all that held him deere, Our tcarcs and fighes might freely offer heerc,'

Рис.20. У. Броун. Эпитафия в форме алтаря

LXXXIV- ИЛ СМЕРТЬ СУВОРОВА

Окончи, вйчпость, Т'Ьхъ споровъ безконечность, IÍto больше иэъ твоихъ героевъ бшть. Окончи безконечность слоровъ". Въ твое святилище ветупилъ Отъ насъ Суворовъ.

Рис.21. Г.Р. Державин. На смерть Суворова

Рис.22. С. Родосский. Стихотворение в форме крыльев

Рис.23. Д. Герберт. Пасхальные крылья

Рис.24. С. Полоцкий. Стихотворение в форме звезды

Рис.25. И. Рукавишников. Звезда

СХХУ1. ПИРАМИДА'.

ТРЕУГОЛЬНИК

Зрю Зарю, Лучами, Какъ св-Ьщами, Во мракЪ блестящу, Въ восторгъ вс/Ь души приводящу. Но что? — Огъ солнца ль въ ней толь милое блистанье? НЬть! — Пирамида — д-Ьлъ благихъ воспоминанье.

Рис.26. Г.Р. Державин. Пирамида

я,

еле КПЧПЯ веревки, в синели не различая синих тонов и милой головни, летаю в просторе, крылатый как птица, и.егк лиловых кустоп! но в заманчивом взоре, пиаго, блещет, алея, зарница! и я счастлив ею без слов!

Рис.27. В.Я. Брюсов. Треугольник

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.