Виртуозность как феномен в истории фортепианной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Мурадян, Галина Викторовна

  • Мурадян, Галина Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 200
Мурадян, Галина Викторовна. Виртуозность как феномен в истории фортепианной культуры: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Ростов-на-Дону. 2015. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мурадян, Галина Викторовна

Оглавление

Введение

Глава 1. Виртуозность в эпоху барокко и классицизма

1.1. Понятие виртуоза в эпоху барокко: вокальная культура и орган

1.2. Клавесин - искусная игра и композиция

1.3. Клавир, фортепиано и творчество венских классиков

Глава 2. Рояль в эпоху романтизма - виртуозный идеал

2.1. Концертная жизнь и артисты - виртуозы на рубеже веков

2.2. Концертные бравады и шедевры романтизма

2.3.Дидактические школы виртуозного пианизма

Глава 3. Альтернативы ХХ-го — начала XXI века

3.1.Первая половина столетия: концерты, кумиры, запись

3.2. Интерпретация и виртуозы - первый круг альтернатив

3.3.Рубеж ХХ-ХХ1 веков: виртуозность и интерпретации

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Виртуозность как феномен в истории фортепианной культуры»

Введение

Актуальность темы исследования. В фортепианной культуре последних десятилетий возникает новое явление - культ виртуозов на концертной эстраде. Сегодня техническое совершенство музыкантов-исполнителей достигло небывалой высоты - в СМИ, афишах и рецензиях восторженно анонсируются концерты, которые поражают игрой, находящейся на грани человеческих возможностей. Репертуар пианистов изобилует произведениями повышенной сложности. Канадца М.-А. Амелина (Хамелин, Амлен) называют самым «скоростным» пианистом в мире, считая его исполнение демонстрациями пианистической техники, ошеломляющей современных почитателей виртуозного творчества Ф. Листа, Ш. Алькана, JT. Годовского. К непревзойдённым пианистам-виртуозам мировая критика причисляет А. Володося, Б. Березовского, Д. Мацуева, Ланг Ланга.

Для концертных программ и записи дисков характерно обращение к специфическому виртуозному репертуару, практически отвергаемому во второй половине XX века, возрождение интереса к созданию и исполнению технически сложных транскрипций и парафраз. Виртуозные транскрипции Ф. Листа, почти забытые транскрипции этюдов Шопена Л. Годовского, превосходящие по сложности листовские «трансцендентные» этюды, технически сложные сочинения Ш. В. Алькана звучат в концертах и записях очень часто, в то время как лет тридцать-сорок назад их практически не играли.

Выдающиеся виртуозы еще и перерабатывают эти сочинения - Амелин играет свою сверхсложную версию листовской тарантеллы Россини, знаменитая китаянка Юя Вонг усложняет брамсовские вариации на тему Паганини. Бывшие выпускники Московской консерватории на Западе - А. Воло-дось, Б. Березовский, В. Кулешов, К. Щербаков - блистают виртуозностью в «трансцендентном» репертуаре и собственных виртуозных опусах. А. Воло-дось славится своими сложнейшими парафразами сочинений Листа; моцар-товское рондо alia turca в его обработке увлекает всех своей сверхсложной и

броской фактурой. В. Кулешов, преподающий в США, который в свое время учился у Н. Петрова, знаменит своими расшифровками по слуху транскрипций и обработок В. Горовица; К. Щербаков широко известен своей феноменальной техникой и исполнением виртуозного репертуара, в том числе, ли-стовских транскрипций симфоний Л. Бетховена. Наряду с репертуаром Го-довского возрождено наследие венского виртуоза начала XX в. А. Грюн-фельда с его «Венскими вечерами» - обработками вальсов Иоганна Штрауса. Буквально классическим «хитом» на концертной эстраде становится обработка С. Рахманинова «Полета шмеля» Н. Римского-Корсакова - на сервисе УоиТиЬе можно услышать десятки записей. Его играют на восьми роялях самые знаменитые пианисты современности , среди которых М. Аргерих, Е. Кисин, М. Плетнев, Дж. Левайн, Д. Баренбойм, Ланг Ланг .Известна запись Ланг Ланга , где он исполняет «Полет шмеля» на 1Раё'е на «бис» после выступления с оркестром; а также казахского пианиста О. Переверзева, который исполняет его двумя руками на клавиатурах рояля и пианино, установленных напротив друг друга; семилетнего китайца Шун Хен Ли на конкурсе талантов. А вообще этот виртуозный опус играют на всех инструментах, соло и в ансамблях, поют — популярность его на концертной эстраде сегодня не сравнить с «Лунной сонатой» Бетховена и «Полонезом» Огинского.

Интерес слушательской аудитории к виртуозному фортепианному исполнительству неуклонно растет. Виртуозный блеск, техническое мастерство, поражающее эффектами беглости, близкими к трюкам, является залогом широкой популярности, отзывчивости (и коммерческой результативности) огромной слушательской аудитории. Характерный отзыв о выступлении в Москве М. Амелина: «умеет поразить виртуозным блеском - когда играет, например, шикарные концертные пьесы Листа. Или романтически беспредельные опусы мрачного соперника Листа - Шарля-Валантена Алькана. Или блестящие этюды Годовского. Или сонату в джазовом духе Капустина. Или собственную навороченную обработку Паганини. Львиная доля его репер-

4

туара - музыка, рассчитанная на изумление и восторг публики перед неслыханным мастерством» [Поспелов, 2008].

Завоеванием профессиональной европейской музыки Нового времени (и ее рецепции - восприятия, понимания) является содержательно серьезный и сложный репертуар. Зарождение в XVII веке концертной культуры и ее триумфальное развитие до XX века с его культом исполнителей, поклонением артистам стимулировало в XIX - в эпоху сложившейся модели концертного исполнительства - создание произведений не прикладных, предназначенных для бытового досуга и развлечения, а специально адресованных для слушания в концертных залах. Это этюды Шопена и Листа, пьесы Шумана и Брамса, Чайковского и Рахманинова, представляющие лирико-драматические откровения. Но и в этих произведениях шла неуклонная и настойчивая работа по «открытию» возможностей инструмента и исполнителя, «добыванию» из недр «акустической материи» новых звучаний и новых мышечных рефлексов играющего человека. Этот процесс породил произведения синтетической природы, смысловая глубина которых была ориентирована на незаурядные технические достижения исполнительского аппарата типа Сонаты Листа Ь-тоП, Симфонических этюдов Р. Шумана, фортепианных концертов И. Брамса, П. Чайковского, С. Рахманинова. В длительной жизни их на концертной эстраде обнажились противоречия и динамика культурных процессов, метаморфозы и преобразования исполнительской стилистики и слушательских установок. На определенном этапе концертной стихии складывались слушательские предпочтения виртуозного блеска (технической мощи и артистической яркости, броскости). В другие периоды культивировалась идея подчиненности технического аппарата содержательным задачам и неприятие виртуозности ради виртуозности.

Вся эта пестрая картина, демонстрирующая неустойчивость, мобильность и неоднородность отношений общества к эстетической альтернативе «глубокое» и «поверхностное» составляет объект для научного исследова-

ния, осмысления механизмов предпочтений и оценок в историко-культурном контексте.

Высочайший уровень технической оснащенности пианистов становится нормой требований, предъявляемых к исполнителю на многочисленных конкурсах и концертной эстраде. Слушательские интересы смещаются в сторону предпочтений эффектности виртуозного исполнения, в массовой слушательской аудитории очевидно снижение требований к серьезности, глубине и тонкости интерпретации. На концертной эстраде появляются пианисты с академическим образованием, но преобразующие классический репертуар в «формат» популярной стилистики и шоу. Яркий пример - серб Максим Мрвица, продолжающий традиции сверхпопулярного пианиста старшего поколения Ричарда Клейдермана. Смыкается с академическим стилем и сольный репертуар джазовых пианистов, которые играют классические произведения (Баха, Моцарта, Чайковского, Рахманинова) в виртуозных транскрипциях; яркие персоны этого направления - Эльдар Джангиров, Кармен Вранье; а академические пианисты Денис Мацуев и Борис Березовский играют сверхтехничные джазовые композиции.

Новые повороты в исполнении виртуозного репертуара классико-романтической традиции особенно характерны для артистической молодежи поколения 80-90-х гг. рождения. На «фортепианной» сцене регулярно появляются новые имена виртуозов; наравне с уже известными концертирующими пианистами они составляют цвет современного фортепианного исполнительства. Молодые пианисты стремятся получить призы на конкурсах, контракты на гастрольные туры, трактуют карьеру в коммерческом плане, не скрывая финансовых амбиций.

Их критикуют за чрезмерную увлеченность технической стороной в ущерб глубокому проникновению в образ исполняемого произведения, и в целом - за снижение планки выразительности интерпретации. Исполнители и педагоги старшего поколения, творчество которых начиналось в 50-60-е гг.

6

прошлого столетия, верны традициям высокой духовности своей деятельности. Их идеалы связаны с исполнением как вдохновенной формой общения артиста со слушателями, художественным откровением специфического акта музыкального высказывания. Им соответствуют установки части аудитории, которую сегодня трудно измерить численно, в пропорции к упомянутым поклонникам виртуозов. Знаменательны в этом плане слова критика о концерте Д. Башкирова в январе 2009 г. в С.-Пб. Филармонии: «... главное, что привлекает и приводит в восторг - это необыкновенная увлеченность пианиста непосредственным творчеством, способность на время вырвать из реального мира и стен зрительного зала и перенести в другую реальность... И, что поразительно, это чувствуешь почти физически» [Башкиров, 2009].

Наличие столь различных и, порою, противоречивых тенденций привлекает внимание к исследованию культурных процессов в этом ракурсе. Преобразования в концертной жизни, концертной среде вызывают стремление проанализировать современную картину в сравнении с различными историческими этапами культуры фортепианного исполнительства.

Научные исследования истории европейского музыкального искусства последних четырех столетий многочисленны и очень разнообразны. Исполнительство же как феномен культуры выделяется в самостоятельную теоретическую отрасль сравнительно недавно - по существу, во второй половине XX века. И в этой области объекты постоянно меняются: какие-то выдвигаются на первый план, потом уходят в тень, появляются новые. Интерес к технике игры на инструменте уступает место осмыслению нотного текста и его интонационной интерпретации; в связи с формированием таких научных дисциплин как психология и социология возникает интерес к слушательскому восприятию, вкусам и требованиями аудитории.

Определяя характерные тенденции современности, важно проследить их истоки, увидеть, как они вызревали в недрах самых различных направлений предшествующих этапов. Изменение оценок и установок в

отношениях исполнителя и слушателя, формирование художественных идеалов и кумиров публики составляют актуальную тему для изучения динамики исторического процесса развития фортепианного исполнительства в сопоставлении виртуозного эталона в разных историко-культурных трансформациях с иными требованиями к артисту-пианисту (клавиристу). Актуальным оказывается и изучения изменений смыслового ореола понятия «виртуоз».

Объектом настоящего исследования, таким образом, является среда фортепианного исполнительства, концертная жизнь в историческом ракурсе.

Предмет изучения составили исторические модели развития клавирно-го и фортепианного музицирования ХУП-ХХ1 вв., отражающие жанрово-стилевые особенности сочинений, нормы обучения игры на инструменте и оценки обществом концертирующих артистов.

Цель исследования заключается в том, чтобы обстоятельно проследить истоки возникновения понятия «виртуозности» в европейской музыкальной культуре, становление и развитие модели виртуозного фортепианного исполнительства.

Задачи исследования непосредственно связаны со стремлением дать анализ картины современного виртуозного направления фортепианного исполнительства и проследить сходные, аналогичные тенденции в европейской музыкальной культуре эпох становления и интенсивного развития клавирно-го и фортепианного музицирования. Для этого в диссертации рассматриваются исторические изменения в трактовке понятия «виртуозности», эволюция оснащения музыканта в связи с совершенствованием инструментария и технического аппарата, модификации репертуара, трансформации слушательских представлений и требований к облику концертирующего пианиста, изменение концепций воспроизведения нотного текста.

Материалом исследования послужили документально-исторические источники, иллюстрирующие динамику сопоставления виртуозной модели

пианиста с романтической концепцией исполнения-интерпретации. Наряду с научными исследованиями, педагогическими трудами и критическими обзорами широко использована информация специализированных сайтов сети Интернет: http://www.forumklassika.ru/forum.php, http://www.classic-music.ru, http://ournetclassic.dp.ua, http://www.dissercat.com и персональных сайтов артистов и педагогов, записи и обсуждения в социальных сервисах, особенно, в УоиТиЬе.

Методология дайной работы опирается на исторический метод, который послужил основой освещения культурно-исторических метаморфоз понятия и явления виртуозности музыканта-исполнителя. Методологическим ориентиром в анализе исполнительской интерпретации, послужили аналитические подходы, представленные в трудах отечественных исследователей исполнительской фортепианной культуры.

О степени изученности проблемы необходимо сказать, что специальной литературы, посвященной исследованию феномена виртуозности в истории фортепианной культуры не заслуженно мало. Концепция данного исследования создавалась в опоре на научные работы по истории фортепианного искусства А.Алексеева, Б. Бородина, Л. Баренбойма, Л. Гаккеля, В. Григорьева и Я.Платека, В. Дельсона, М. Друскина, Г. Когана, А. Малинковской, В. Музалевского, М. Смирновой, Г. Цыпина, В. Чинаева, Г. Шонберга.

В вопросах импровизации и транскрипции, тесно связанных с фигурой виртуоза, использовались фактические сведения и идеи исследований и диссертаций А. Дубовик, Н. Иванчей, М. Катунян, В. Коваленко, Г. Когана, А. Меркулова, Н. Прокиной, М. Сапонова, Н. Усенко. Значительный интерес по этой теме представляет диссертация Б. Бородина, где в четвёртой главе «Виртуозность» дается определение этому понятию и обзор типов виртуозности в исторической эволюции, выделяя этический тип (Средневековье), эстетический (Возрождение), универсальный (Барокко) и трансцендентный (характерный для эстетики романтизма).

Базой для понимания явления виртуозности в настоящем исследовании послужили труды по технике фортепианной игры, разработки педагогов, излагающие подходы к воспитанию пианиста. Здесь можно назвать работы А. Бирмак, Р. Брейтгаупта, И. Гофмана, П. Заславской, Е. Куликовой, Е. Либер-мана, К. Мартинсена, Г. Нейгауза, С. Савшинского, С. Фейнберга, исследования С. Айзенштадта о педагогических принципах Черни, С. Грохотова о Гуммеле и др.

Трактовка альтернативы виртуозности и интерпретации в настоящей диссертации опирается на работы, посвященные проблемам исполнительства, интерпретации, исполнительского стиля - Е. и П. Бадуры-Скоды, Э. Бодки, Ф. Бузони, современные исследования Г. Бескровной, Н. Драч, А. Кандинского-Рыбникова, Н. Мятиевой, А. Полежаева, докторская диссертация В. Чинаева «Исполнительские стили в контексте художественной культуры ХУШ-ХХ веков». Интересные материалы для разработки темы настоящего исследования представляют серия работ «мастер-классы» в сборниках статей издательского дома «Классика XXI» «Как исполнять...» ( Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена, русскую музыку, Рахманинова).

Осмыслению автором современной картины развития фортепианной исполнительской культуры способствовали отдельные критические статьи, рецензии, интервью, подробно упоминаемые в соответствующих разделах настоящей диссертации. В разделах, посвященных обзору исторических моделей клавирного и фортепианного исполнительства в исторические периоды барокко, классицизма, романтизма прокомментированы отдельные теоретические трактаты и труды, руководства для обучения игре на клавире и фортепиано, отчасти материалы из художественной литературы и поэзии, характеризующие игру пианистов.

Научная новнзна проведенного исследования заключается:

- в выявлении характерных тенденций современной культурно-исторической ситуации фортепианного исполнительства с преобладанием виртуозной концепции;

- в четком разграничении исторических трактовок понятия «виртуозности»;

- в определении закономерностей слушательской рецепции пианиста-исполнителя, связи установок общества с социальными нормами требований к образу артиста на концертной эстраде;

- в формулировке модели исполнителя-виртуоза в контексте культурно-исторических обычаев, ритуалов, манифестов;

- в обосновании исторически закономерных смен романтических установок на глубину интерпретации исполнителями композиторского текста и демонстрацию виртуозных технических возможностей концертирующего артиста.

Теоретическая значимость исследования состоит

- в самостоятельности и полноте подхода к явлению виртуозности в современной картине фортепианного исполнительства;

- в историко-культурной обоснованности подхода к наблюдению за виртуозностью как моделью музыканта в единстве его исполнительской и композиторской природы;

- в формулировке исторической закономерности смен различных моделей фортепианной концертной стихии;

- в определении психологической, психосоциальной обусловленности оценок и предпочтений слушательской аудитории в различных культурах.

Практическая значимость обусловлена возможностью включения информации и идей диссертации в курс истории фортепианного искусства, ориентации его на изучение жанрово-стилевых моделей исполнительства в опоре на закономерности исторической множественности моделей концертирующего артиста-пианиста. Подходы к освещению исторического процесса и

анализы исполнительского текста могут служить материалами для дисциплины «история современного фортепианного исполнительства» в курсах по выбору или факультативах музыкального колледжа и вуза, в послевузовском образовании.

Апробация работы проходила в рамках различных научных конференций: Моцарт и Моцартианство. Всероссийская научная конференция. 2006г. (Ростов-на-Дону: Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова); Вопросы вокального образования. Всероссийская научно-практическая конференция по вокальному образованию, 2011 г. (Москва-Воронеж: Российская академия музыки имени Гнесиных, Воронежская государственная академия искусств); Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство. VII Международная научно-практическая конференция, 2012 г. (Тамбов: Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. C.B. Рахманинова); Эксперимент в сфере музыкального искусства: образование, наука, творчество, 2013. - Ростов н/Д.: Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова,; V Межрегиональные (с международным участием) педагогические чтения, 2013 (Ростов н/Д.: Научно-образовательный центр ФПК и ППРО ЮФУ «Образование и социокультурная интеграция»); VIII Международная научная конференция Диалог культур. Армения и мировая культура, 2014 (Помри, Республика Армения).

Диссертация обсуждалась на кафедре теории музыки и композиции Ро- , стовской государственной консерватории им. С.В.Рахманинова и рекомендована к защите. Основные положения работы изложены в 9 научных публикациях общим объемом 3,7 п.л., в том числе трех статьях в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации обусловлена логикой рассмотрения и освещения материалов о виртуозности в современном фортепианном исполнительстве и его исторических истоках. Во Введении охарактеризована проблема,

12

степень её разработанности в литературе, описана практическая апробация и названы публикации по теме. Основная часть содержит 3 главы, Заключение и Библиографию.

Глава 1. Виртуозность в эпоху барокко и классицизма.

Сегодня оценка виртуозности пианиста и вообще исполнителя в научных исследованиях, прессе, педагогических представлениях практически всегда содержит оттенок некой двойственности, амбивалентности. Виртуозность желательна, обязательна для технического оснащения музыканта -именно техническая подготовка служит профессиональным мерилом. Вместе с тем она не может вытеснять, подменять своим высоким уровнем выразительность и осмысленность - содержательность исполнения. Наверное, здесь сказывается историческое наследие формирования понятия в различных противостояниях.

В истории развития европейской фортепианной культуры, европейского исполнительского искусства, вокального и инструментального, явление виртуозности трактуется неоднозначно. На определенных этапах концертной практики складывались слушательские предпочтения виртуозного блеска (технической мощи и артистической яркости, броскости). В другие периоды культивировалась идея подчиненности технического аппарата содержательным задачам и неприятие виртуозности ради виртуозности. Понятие «виртуоза», «виртуозности» меняло свои значения, обрастало различными оттенками в тесной связи с динамикой и противоречиями культурных процессов, преобразованиями исполнительской стилистики и слушательских установок.

Пестрая картина, демонстрирующая неустойчивость, мобильность и неоднородность отношений общества к эстетической альтернативе «глубокое» и «поверхностное» требует осмысления механизмов предпочтений и оценок в историко-культурном контексте. Детальное рассмотрение различных этапов развития концертного фортепианного исполнительства показывает, что требования и идеалы по-разному воспринимались обществом, оценки складывались и трансформировались в зависимости от различных историко-культурных обстоятельств. В данной главе мы обращаемся к тому этапу ис-

тории, когда понятие виртуозности прочно утверждается в отношении к музицированию, к музыканту в концертной деятельности.

1.1. Понятие виртуоза в эпоху барокко: вокальная культура и орган.

В историческом бытовании разнообразных форм музицирования понятие «виртуоза» складывалось и существовало в среде мнений, настолько противоречивой, что взгляды на природу виртуозности и ее теоретические определения до сих пор не устоялись. Приведем несколько примеров, демонстрирующих современную картину трактовки понятия «виртуозность», которые заслуживают наибольшего внимания.

В статье Большой советской энциклопедии (1978) оно выглядит так: «Виртуоз (итал. virtuoso, от лат. virtus - сила, доблесть, талант) - музыкант-исполнитель (артист, художник, мастер), в совершенстве владеющий техникой своей профессии. В 17 веке в Италии так называли выдающегося артиста или учёного... По отношению к музыкантам-исполнителям, термин «виртуоз» стал применяться лишь в 18 веке. Искусство исполнителя-виртуоза, всегда связанное с артистическим воодушевлением, увлекает аудиторию, способствует большому впечатлению от произведения» [Коган, 1978, с. 269].

Виртуозность как характеристика исполнения рассматривается сегодня исследователями в разных ракурсах. Одни определяют виртуозность как высший уровень вдохновенного мастерства, другие как увлечение технической стороной исполнения; и те, и другие, как правило, не акцентируют внимание на культурно-исторических, социально-психологических, смысловых и философских корнях этого явления, ограничиваясь контекстом проблематики собственных исследований.

Характерной трактовкой понятия, его современным пониманием отличается позиция известного исследователя фортепианного исполнительства Г. Когана. Апеллируя к итальянскому и латинскому корню слова, он провозглашает: «виртуоз - музыкант, артист, художник, с блеском преодолевающий

значительные технические трудности» и утверждает, что «термин применяется по преимуществу к музыкантам-исполнителям - инструменталистам и вокалистам». [Коган, 1968, с. 311] Отмечая, что виртуозность способствует лучшему донесению замысла артиста до слушателя, он предостерегает исполнителя о чрезмерном увлечении виртуозностью при котором содержание произведения отступает на второй план, нивелируется и поглащается техническим мастерством игры.

Происхождение такого противопоставления и неоднозначного отношения к виртуозам и виртуозной игре можно найти в латинском происхождении и дальнейшем средневековом бытовании слова. У римских авторов «сила, доблесть, талант» - это не просто «староримские добродетели», а качества, присущие герою или императору. О «статусной» стороне придворного музыканта, которому «делегировались» высказывания и личные качества его царственного покровителя, римского императора, пишет Е. Дуков в монографии «Концерт в истории западноевропейской культуры» [Дуков, 2003, с. 70].

Позиция выступления музыканта «от имени» проясняет проникновение определения «виртуоз и виртуозность» в сферу искусства в эпохи придворной культуры, в сферу музыки как искусства непосредственного невербального высказывания, оказывающего сильнейшее воздействие на аудиторию. В определении «virtus» мы находим и корни амбивалентного отношения к виртуозам и виртуозности: в римской мифологии персонификация мужественности как главной добродетели римского народа тесно связана с «honor» - почестью, служащей наградой за доблесть. «В период империи почитается в основном добродетель правящего императора (судя по надписям и изображениям на монетах)» - обратной стороной добродетели является воздаяние, «гонор» [Дуков, 2003, с. 88]. Любопытно, что в пародийном лексиконе русского языка сохранилось историческое значение слова «гонор» как неадекватного высокомерия, высокоумия, преувеличения собственной значимости.

Тогда как в литературном языке бытует слово «гонорар», имеющее соответствующий корень «гонор» в значении «материальное вознаграждение за продукт художественного творчества». Что вполне соотносится с определением «гонор» из энциклопедии «Мифы народов мира»: «Гонор (Honos, Honor), в римской мифологии персонификация почести, служащей наградой за виртус (мужественность и доблесть)» [Токарев, 1987, с. 210].

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мурадян, Галина Викторовна, 2015 год

Библиография

Аберт, Г. В. А. Моцарт [Текст] / Г. Аберт; пер. с нем. К. К. Саквы. - М.: Музыка, 1980. - Ч. 1. Кн. 2.- 638 е., нот., ил.

Аберт, Г. В. А. Моцарт [Текст] / Г. Аберт; пер. с нем. К. К. Саквы. - М.: Музыка, 1983. -Ч. 2. Кн. 1. - 518 е., нот.

Адорно, Т. В. Философия новой музыки [Текст] / Т. В. Адорно; пер. с нем. Б. М. Скуратова. - М.: Логос, 2001.-344 с.

Айзенштадт, С. А. Учитель музыки. Жизнь и творчество Карла Черни [Текст] / С. А. Айзенштадт. - М.: Композитор, 2010.-213 с.

Алексеев, А. Д. Русские пианисты. Очерки и материалы по истории пианизма [Текст] / А. Д. Алексеев. - М.-Л.: Музгиз, 1948.-314 с.

Алексеев, А. Д. О проблеме стильного исполнения [Текст] / А. Д. Алексеев // О музыкальном исполнительстве: сб. ст.-М.: Музгиз, 1954.-С. 159-171.

Алексеев, А. Д. Клавирное искусство: Очерки и материалы по истории пианизма [Текст] / А. Д. Алексеев. -М.-Л.: Музгиз, 1962. - Вып. I. - 252 с.

Алексеев, А. Д. Русская фортепианная музыка: Конец XIX - начало XX века [Текст] / А. Д. Алексеев. - М.: Наука, 1969.-391 с.

Алексеев, А. Д. Из истории фортепианной педагогики: Руководства по игре на клавишно-струнных инструментах (от эпохи Возрождения до середины XIX века) [Текст]: хрестоматия / А. Д. Алексеев. - Киев: Музычна Украина, 1974.- 165 с.

Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства. Изд. 2-е, доп. [Текст] / А. Д. Алексеев. - М.: Музыка, 1988. -Ч. 1 и 2.-413 е., нот., ил.

Алексеев, А. Д. Творчество музыканта-исполнителя: На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и современности [Текст] / А. Д. Алексеев. - М.: Му-

зыка, 1991.- 104 е., нот.

Алексеев, 1995 Алексеев, А. Д. Музыкально-исполнительское искус-

ство конца XIX - первой половины XX века [Текст] / А. Д. Алексеев. -М.: РАМ им. Гнесиных, 1995. - Т. 1.-327 с.

Альшванг, 1964 Альшванг, А. А. Место Скрябина в истории русской

музыки [Текст] / А. А. Альшванг // Избранные сочинения: в 2 т. - М.: Музыка, 1964. - Т. 1. - С. 265-276.

Алюшина, 2009 Алюшина, О. С. Творчество Дьердя Куртага. Опыт

характеристики [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02: защищена 26.02.09 / О. С. Алюшина; МГК им. П. И. Чайковского. - М., 2009. - 28 с.

Андреева (Орлова), 1984

Антонец, 2006

Арановский, 1998

Арановский, 1994

Асафьев, 1971 Асафьев, 1978 Асафьев, 1979

Андреева (Орлова), Н. Н. О формообразующей роли кульминации в музыкальном произведении (на примере фортепианных произведений С. Рахманинова) [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02: защищена 18.04.85 / Н. Н. Андреева (Орлова); МГК им. П. И. Чайковского. -М., 1984.-22 с.

Антонец, Е. А. Эволюция салонной музыки в европейской культуре [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.03: защищена 19.10.06 / Е. А. Антонец; ХГУИ им. И. П. Котляревского. - Харьков, 2006. - 20 с.

Арановский, М. Г. Музыкальный текст: Структура и свойства [Текст] / М. Г. Арановский. - М.: Композитор, 1998.-342 с.

Арановский, М. Г. Два этюда о творческом процессе [Текст] / М. Г. Арановский // Процессы музыкального творчества: сб. тр. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. -Вып. 1. - Сб. № 130. - С. 56-77.

Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б. В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971.-376 с.

Асафьев, Б. В. Путеводитель по концертам [Текст] / Б. В. Асафьев. - М.: Сов. композитор, 1978. - 200 с.

Асафьев, Б. В. Русская музыка XIX и начала XX века [Текст] / Б. В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1979. - 344 с.

Багадуров, 1929 Багадуров, В. А. Очерки по истории вокальной методологии [Текст] / В. А. Багадуров. - М.: Музсектор

Бадура-Скода Е. и П., 1972

Бажанов, 1995

Байдалинов, 2000

Бакеева, 1977

Барбан, 2006

Барбье, 2006

Баренбойм, 1974

Баренбойм, 1979

Баренбойм, 1982

Баренбойм, 1990

Баринова, 2000

Баринова, 2002

Госиздата, 1929. - Ч. 1. - 248+48 е., нот.

Бадура-Скода, Е. Интерпретация фортепианных сочинений Моцарта [Текст] / Е. Бадура-Скода, П. Бадура-Скода; пер. с нем. Ю. В. Гальперина. - М.: Музыка, 1972. -374 с.

Бажанов, Н. С. Динамическое интонирование в искусстве пианиста [Текст]: автореф. дне. ... докт. иск.: 17.00.02: защищена 11.01.96 / Н. С. Бажанов; МГК им. П. И. Чайковского. - М., 1995. - 48 с.

Байдалинов, С. Н. Фортепианная школа А. Н. Еснпо-вой и ее значение в современной музыкальной педагогике [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: защищена 26.11.00 / С. Н. Байдалинов; МПГУ. - М., 2000. - 21 с.

Бакеева, Н. Н. Орган [Текст] / Н. Н. Бакеева. - М.: Музыка, 1977. - 144 е., ил.

Барбан, Е. Контакты: Собрание интервью [Текст] / Е. Барбан. - СПб.: Композитор, 2006. - 472 с.

Барбье, П. История кастратов (пер. с фр. Е.Рабинович). - СПб: Изд-во Ивана Лимбаха. 2006.- 304 с.

Баренбойм, Л. А. Рубинштейновские традиции и наша современность [Текст] / Л. А. Баренбойм // Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л.: Музыка, 1974. -С. 164-171.

Баренбойм, Л. А. Путь к музицированию. Изд. 2-е, доп. [Текст] / Л. А. Баренбойм. - Л.: Сов. композитор, 1979.-352 с.

Баренбойм, Л. А. Николай Григорьевич Рубинштейн: История жизни и деятельности [Текст] / Л. А. Баренбойм. -М.: Музыка, 1982. - 278 е., ил.

Баренбойм, Л. А. Эмиль Гилельс: Творческий портрет артиста [Текст] / Л. А. Баренбойм. - М.: Сов. композитор, 1990.-264 с.

Баринова, М. Н. Воспоминания о И. Гофмане и Ф. Бузони [Текст] / М. Н. Баринова. - М.: Классика-ХХ1, 2000. - 144 с.

Баринова, М. Н. Баринова - ученица великих. Сб. статей и воспоминаний / Предисловие М.В. Смирновой. -

СПб.: Папирус, - 2002. - 160 с.

Барыкина, 2014

Башкиров, 2009

Безрядина, 2009

Бейшлаг, 1978

Бекетова, 2005

Бекман-Щербина, 1979

Беликова, 1992

Березовская, 1989

Барыкина, Л. В. «Березовский сыграл на балалайке...» [Электронный ресурс] / Л. В. Барыкина // Независимая газета: Интернет-архив. Режим доступа: http://www.ng.ru/cuIture/2014-04-15/100_berezovsky.html.

Башкиров, Д. С. Интервью от 14 января 2009 года [Электронный ресурс] / Д. С. Башкиров. - Режим доступа: http: //www.classicalforum.ru/index.php?topic=l 543.0.

Безрядина, Е. В. Формирование классического стиля в клавирной музыке XVIII века [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02: защищена 17.06.09 / Е. В. Безрядина; СГК им. Л. В. Собинова. - Саратов, 2009. - 24 с.

Бейшлаг, А. Орнаментика в музыке [Текст] /

A. Бейшлаг; пер. с нем. 3. Визель. - М.: Музыка, 1978. -318 с.

Бекетова, Н. В. Сергей Рахманинов: на грани миров (личность как символ культурного цикла) [Текст] / Н. В. Бекетова // Сергей Рахманинов: история и современность: сб. ст. - Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2005. - С. 11-41.

Бекман-Щербина, Е. А. Об исполнении фортепианных сочинений А. Н. Скрябина [Текст] / Е. А. Бекман-Щербина // Пианисты рассказывают. - М.: Сов. композитор, 1979.-Вып. 1.-С. 141-149.

Беликова, В. В. Музыка С. С. Прокофьева и проблемы современного исполнительского искусства [Текст] /

B. В. Беликова // Моцарт - Прокофьев: тезисы докладов Всесоюз. науч. конф. / РГМПИ; отв. ред. А. М. Цукер. -Ростов н/Д: Изд. РГПИ, 1992. - С. 123-125.

Березовская, Л. Н. Трактат Джироламо Дируты «Трансильванец» в свете истории органного исполнительства [Текст] / Л. Н. Березовская // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения: материалы музыковед, конгр. / МГК им. П. И. Чайковского; ред.-сост. Т. Б. Баранова. - М.: Изд. Минкульта СССР, 1989. - С. 474^83.

Березовский Б. Борис Березовский [Электронный ресурс]. Режим доступа:

эл. ресурс Берни,1961

Бескровная 2010

Бирмак, 1973 Бирюкова, 2005

Благой, 1971

Бобылев, 1992

Богомолова, 2009

Бодки, 1993

Болотов, 2008

http://www.classic-music.ru/berezovskv_boris.html.

Берни, Ч. Музыкальные путешествия: Дневник путешествия 1770 г. по Франции и Италии [Текст] / Ч. Берни; пер. с англ. 3. В. Шпитальниковой. - Л.: Музгиз, 1961. -202 с.

Бескровная, Г. Н. Музыкальное исполнительство: процессуально-динамический аспект [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02: защищена 14.05.10 / Г. Н. Бескровная; СГК им. Л. В. Собинова. - Саратов, 2010. - 27 с.

Бирмак, А. В. О художественной технике пианиста [Текст] / А. В. Бирмак. - М.: Музыка, 1973. - 138 с.

Бирюкова, Е. С. Пианист Аркадий Володось: «У меня была идея стать настройщиком» [Электронный ресурс] / Е. С. Бирюкова // Известия: Интернет-архив газеты. Режим доступа: http://izvestia.ru/news/309149.

Благой, Д. Д. А. Б. Гольденвейзер-редактор и проблемы музыкальной текстологии [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.821: защищена 13.05.71 / Д. Д. Благой; МГК им. П. И. Чайковского. - М., 1971. - 29 с.

Бобылев, Л. Б. История и принципы композиторского образования в первых русских консерваториях (1862— 1917) [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02: защищена 14.01.93 / Л. Б. Бобылев; МГК им. П. И. Чайковского. -М., 1992.-27 с.

Богомолова, И. А. Эволюция исполнительского стиля Леопольда Годовского в записях разных лет [Текст] / И. А. Богомолова // Вопросы музыкознания и музыкального образования: сб. науч. тр. - Вологда: ВГПУ, 2009. -Вып. 5.-С. 54-59.

Бодки, Э. Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха [Текст] / Э. Бодки; пер. с англ. А. Е. Майкапара. - М.: Музыка, 1993.-389 е., нот.

Болотов, Ю. В. Исполнительская и педагогическая деятельность А. Н. Есиповой в контексте отечественного фортепианного искусства [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02: защищена 15.04.08 / Ю. В. Болотов; РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб., 2008. - 29 с.

Бондаренко, 2008

Бородин А., 2000

Бородин Б., 2003

Бородин Б., 2004

Бородин Б., 2005

Бородин Б., 2006

Бородин Б., 2010

Бородин Б., 2014

Бражников, 1967

Браудо, 1973 Браудо, 1976

Бондаренко, М. В. Каденция солиста в фокусе взаимодействия композиторского и исполнительского творчества (на материале западноевропейского фортепианного концерта XIX века) [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.03: защищена 10.12.08 / М. В. Бондаренко; ХГУИ им. И. П. Котляревского. - Харьков, 2008. - 17 с.

Бородин, А. П. Мои воспоминания о Листе [Текст] / А. П. Бородин // Воспоминания о Листе. - М.: Классика-XXI, 2000. - С. 3-64.

Бородин, Б. Б. О фортепианной культуре эпохи романтизма [Текст] / Б. Б. Бородин // Фортепиано. - 2003. -№4.-С. 5-17.

Бородин, Б. Б. Три тенденции в инструментальном искусстве: монография [Текст] / Б. Б. Бородин; УГК им. М. П. Мусоргского. - Екатеринбург: БКИ, 2004. - 222 с.

Бородин, Б. Б. Шарль Алькан - «Берлиоз фортепиано» [Текст] / Б. Б. Бородин // Музыкальная академия. -2005.-№ 1.-С. 178-182.

Бородин, Б. Б. Феномен фортепианной транскрипции: опыт комплексного исследования [Текст]: автореф. дис. ... докт. иск.: 17.00.02: защищена 06.04.06 / Б. Б. Бородин; МГК им. П. И. Чайковского. - М., 2006. - 44 с.

Бородин, Б. Б. Л. Годовский: «пианист пианистов» и его «этюды этюдов» [Электронный ресурс] / Б. Б. Бородин. Режим доступа: http://www.port-fo1io.org/2010/ра1127/Ыт.

Бородин, Б. Б. Ферруччо Бузони и Леопольд Годовский: эскиз двойного портрета [Текст] / Б. Б. Бородин // Музыкально-исполнительское и педагогическое искусство Х1Х-ХХ веков: идеи, личности, школы: сб. ст. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2013. - Вып. 2. - С. 105-133.

Бражников, М. В. Фортепиано [Текст] / М. В. Бражников. - М.: Музыка, 1967. - 64 с.

Браудо, И. А. Артикуляция (О произношении мелодии) [Текст] / И. А. Браудо. - Л.: Музыка, 1973. - 181 с.

Браудо, И.А. Об органной и клавирной музыке.Л., Музыка, 1976. - 152 с. с нот ил.

Брейтгаупт, 1929

Брянцева, 1966 Брянцева, 1976 Буасье, 1964

Будяковский, 1986

Бузони, 1962

Булгакова, 2012

Бурундуков-ская, 1993

Бюкен, 1934

Вальтер, 1962

Вартанов, 2013

Брейтгаупт, Р. М. Основы фортепианной техники [Текст] / Р. М. Брейтгаупт; пер. с нем. В. М. Португаловой и др. - М.: Музторг, 1929. - 96 с.

Брянцева, В. Н. Фортепианные пьесы Рахманинова [Текст] / В. Н. Брянцева. - М.: Музыка, 1966. - 204 с.

Брянцева, В. Н. С. В. Рахманинов [Текст] / В. Н. Брянцева. -М.: Сов. композитор, 1976. - 646 с.

Буасье, А. Уроки Листа [Текст] / А. Буасье; пер. с фр. Н. П. Корыхаловой. - Л.: Музыка, 1964. - 67 с.

Будяковский, А. Е. Пианистическая деятельность Листа [Текст] / А. Е. Будяковский. - Л.: Музыка, 1986. - 88 е., нот., ил.

Бузони, Ф. О пианистическом мастерстве (Избранные высказывания) [Текст] / Ф. Бузони // Исполнительское искусство зарубежных стран. - М.: Музгиз, 1962. - Вып. 1. -С. 141-175.

Булгакова, Л. В. Редакции фортепианных произведений: теоретические аспекты и сравнительный анализ [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02-17: защищена 29.02.12 / Л. В. Булгакова; НГК им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2012.-27 с.

Бурундуковская, Е. В. Органно-клавирные сочинения Джироламо Фрескобальди и вопросы их исполнения на органе [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02: защищена 15.04.93 / Е. В. Бурундуковская; МГК им. П. И. Чайковского. - М., 1993. - 22 с.

Бюкен, Э. Музыка эпохи рококо и классицизма [Текст] / Э. Бюкен; пер. с нем. В. В. Микошо. - М.: Музгиз, 1934.-240 с.

Вальтер, Б. О музыке и музицировании // Исполнительское искусство зарубежных стран. — М.: Музыка, 1962. -Вып. 1.-С. 3-118.

Вартанов, С. Я. Концепция интерпретации сочинения в системе фортепианной культуры [Текст]: автореф. дис. ... докт. иск.: 17.00.09: защищена 20.12.13 / С. Я. Вартанов; СГК им. Л. В. Собинова. - Саратов, 2013. - 64 с.

Вартанян В., эл. Вазген Вартанян: Биография [Электронный ресурс]. Режим ресурс доступа: ЬПр://уаПатап.ги/тат.тЫт1?Рай=2.

Вицинский, 2004

Волков, 1999

Вопросы музыкального Стиля, 1978

Воротной, 2008

Воспоминания о Шумане, 2000

Гаврилина, 1996

Гаккель, 1990

Гаккель, 1993 Гаккель, 1994

Гаккель, 1997 Гейнц, 2013

Вицинский, А. В. Беседы с пианистами [Текст] / А. В. Вицинский. - М.: Классика-ХХ1, 2004. - 232 с.

Волков, А. И. Путь к себе: об эволюции музыкального стиля [Текст] / А. И. Волков // Процессы музыкального творчества: сб. тр. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1999. - Вып. З.-Сб. 155.-С. 40-52.

Вопросы музыкального стиля [Текст]: сб. ст. / отв. ред. и сост. М. Г. Арановский. - Л.: ЛГИТМиК, 1978. - 176 с.

Воротной, М. В. Исполнительские и педагогические принципы С. И. Савшинского [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02: защищена 15.04.08 / М. В. Воротной; РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб., 2008. - 23 с.

Воспоминания о Роберте Шумане [Текст] / сост. О. В. Лосевой; пер. А. В. Михайлова и др. - М.: Композитор, 2000. - 556 с.

Гаврилина, О. Н. Большой зал Петербургской консерватории как крупный центр музыкальной жизни города: 1896-1996 [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02: защищена 02.03.09 / О. Н. Гаврилина; СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова. - СПб., 2009. - 19 с.

Гаккель, Л. Е. Фортепианная музыка XX века: очерки. Изд. 2-е, доп. [Текст] / Л. Е. Гаккель. - Л.: Сов. композитор, 1990.-288 с.

Гаккель, Л. Е. Я не боюсь, я музыкант [Текст] / Л. Е. Гаккель. - СПб.: Северный олень, 1993. - 175 с.

Гаккель, Л. Е. Величие исполнительства: М. В. Юдина и В. В. Софроницкий [Текст] / Л. Е. Гаккель. - СПб.: Северный олень, 1994. - 94 с.

Гаккель, Л. Е. Пианисты [Текст] / Л. Е. Гаккель // Русская музыка и XX век. - М.: ГИИ, 1997. - С. 677-722.

Гейнц, М. А. Фортепианная соната XIX века: Дискурсы романтического мирочувствия [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02: защищена 27.12.13 / М. А. Гейнц; СГК им. Л. В. Собинова. - Саратов, 2013. -23 с.

Гнилов, 2003 Гшшов, 2008

Говар, 2013

Голубовская, 1974

Голубовская, 1985

Гофман, 1961

Григорьев, Пла-тек 1987

Гринберг, 1987

Гринди, 2013 Грохотов, 1990

Гуммель И. Н., эл. ресурс

Дельсон, 1959 Дельсон, 1960

Гнилов, Б. Г. джазовый пианизм и фортепианное искусство.-М.: МГК, 2003.- 191 с.

Гнилов, Б. Г. Музыкальное произведение для фортепиано с оркестром как жанрово-композиционный феномен (Классико-романтическая эпоха) [Текст]: автореф. дис. ... докт. иск.: 17.00.02: защищена 24.10.08 / Б. Г. Гнилов; ГИИ.-М., 2008.-50 с.

Говар, Н. А. Фортепианная миниатюра в творчестве отечественных композиторов второй половины XX - начала XXI вв: проблемы стиля и интерпретации [Текст]: автореф. дис. канд. иск.: 17.00.02: защищена 19.02.13 / Н. А. Говар; РАМ им. Гнесиных. - М., 2013. -24 с.

Голубовская, Н. И. Искусство педализации [Текст] / Н. И. Голубовская. - Л.: Музыка, 1974. - 96 с.

Голубовская, Н. И. О музыкальном исполнительстве [Текст] / Н. И. Голубовская. - Л.: Музыка, 1985. - 143 е., нот.

Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы и вопросы о фортепианной игре [Текст] / И. Гофман; пер. с англ. Г. А. Павлова. - М.: Музгиз, 1961.-224 с.

Григорьев, Л. Г. Современные пианисты: Биографические очерки [Текст] / Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек. -М.: Сов. композитор, 1985. - 470 с.

Мария Гринберг: Статьи. Воспоминания. Материалы [Текст] / сост. А. Г. Ингер. - М.: Сов. композитор, 1987. -304 с.

Гринди, К. Беседы с выдающимися пианистами и педагогами. Кн. 1. М.: Классика XXI, 2013г. - 174 с.

Грохотов, С. В. И. Н. Гуммель и фортепианное искусство первой трети XIX века [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02: защищена 03.11.90 / С. В. Грохотов; ЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова. - Л., 1990. - 24 с.

Гуммель И. Н. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vvww.belcanto.ru/hummel.html.

Дельсон, В. Ю. Эмиль Гилельс [Текст] / В. Ю. Дельсон. - М.: Сов. композитор, 1959. - 58 с.

Дельсон, В. Ю. Святослав Рихтер [Текст] / В. Ю.

Дельсон. - М.: Сов. композитор, 1960. - 28 с.

Демченко, 1994 Демченко, А. И. Рахманинов и XX век [Текст] / А.

И. Демченко // Рахманинов в художественной культуре его времени: тезисы докл. Междунар. науч. конф. / отв. ред. А. М. Цукер. - Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 1994.

- С. 4-6.

Драч, 2006 Драч, Н. Г. Основные стилевые тенденции в отече-

ственном фортепианном искусстве второй половины XX века [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02: защищена 27.06.06 / Н. Г. Драч; СГК им. Л. В. Собинова. - Саратов, 2006. - 25 с.

Дроздова, 2006 Дроздова, М. А. Уроки Юдиной [Текст] / М. А.

Дроздова. - М.: Классика-ХХ1, 2006. - 222 е., ил.

Друскин, М. С. Новая фортепианная музыка: С систематическим обзором современной фортепианной литературы [Текст] / М. С. Друскин. - Л.: Тритон, 1928. - 112 с.

Друскин, М. С. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии ХУ1-ХУШ веков [Текст] / М. С. Друскин. - Л.: Музгиз, 1960. - 282 с.

Друскин, М. С. Фортепианные концерты Бетховена: путеводитель [Текст] / М. С. Друскин. - М.: Сов. композитор, 1973. - 88 е., нот., ил.

Друскин, М. С. Иоганн Себастьян Бах [Текст] / М. С. Друскин. - М.: Музыка, 1982. - 383 е., ил.

Дубовик, А. В. Фантазии на оперные темы в фортепианном творчестве Ф. Листа: лекция по курсу «История и теория фортепианного искусства» [Текст] / А. В. Дубовик.

- Л.: ЛТК им. Н. А. Римского-Корсакова, 1985. - 64 е., нот.

Дуков, Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры [Текст] / Е. В. Дуков. - М.: Классика-ХХ1, 2003. -255 с.

Дюбал, Д. Вечера с Горовицем [Текст] / Д. Дюбал; пер. с англ. С. В. Грохотова. - М.: Классика-ХХ1, 2001. -388 с.

Евсеева, Т. И. Творчество С. С. Прокофьева-пианиста [Текст] / Т. И. Евсеева. - М., Музыка, 1991. - 110

Друскин, 1928

Друскин, 1960

Друскин, 1973

Друскин, 1982 Дубовик, 1985

Дуков, 2003 Дюбал, 2001 Евсеева, 1991

е., нот.

Ершова, 2012

Житомирский, 1960

Жукова, 2009

Заславская, 2009

Захарова, 1983

Зенкин,1995

Зенкин,1996

Зенкин, 2001

Зенкин,2003

Зильберквит, 1982

Ершова, Т. И. Пианист Сергей Бабаян о Гергиеве, конкурсах и любимых композиторах (08.06.2012) [Электронный ресурс] / Т. И. Ершова. Режим доступа: http: //www.peoples.ru/art/music /classical/babayan/interview.html.

Житомирский, Д. В. Шопен и Шуман [Текст] / Д. В. Житомирский //Фридерик Шопен: Статьи и исследования советских музыковедов. - М.: Музгиз, 1960. - С. 296-322.

Жукова, Н. В. «Школа стаккато и легато» Карла Черни [Текст] / Н. В. Жукова // Вопросы музыкознания и музыкального образования: сб. науч. тр. - Вологда: ВГПУ, 2009. - Вып. 5. - С. 60-65.

Заславская, П. И. Немецкая клавирная педагогика и теория исполнительства середины и второй половины XVIII века [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02: защищена 30.11.09 / П. И. Заславская; СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова. - СПб., 2009. - 27 с.

Захарова, О. И. Риторика и немецкая музыка XVII -первой половины XVIII веков: принципы, приемы [Текст] / О. И. Захарова. - М.: Музыка, 1983. - 77 е., нот.

Зенкин, К. В. Фортепианная миниатюра Шопена [Текст] / К. В. Зенкин. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1995.- 150 с.

Зенкин, К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма [Текст]: автореф. дис.... докт. иск.: 17.00.02: защищена 20.06.96 / К. В. Зенкин; МГК им. П. И. Чайковского. - М., 1996. - 54 с.

Зенкин, К. В. Романтизм как историко-культурный переворот [Текст] / К. В. Зенкин // К. А. Жабинский, К. В. Зенкин. Музыка в пространстве культуры: избр. ст. - Ростов н/Д: МП Книга, 2001. - Вып. 1. - С. 8-28.

Зенкин, К. В. Культура в пространстве музыки [Текст] / К. В. Зенкин // К. А. Жабинский, К. В. Зенкин. Музыка в пространстве культуры: избр. ст. - Ростов н/Д: МП Книга, 2003. - Вып. 2. - С. 37-102.

Зильберквит, М. А. Музыкально - исполнительское искусство. - М.: Знание, №1, 1928. - 56 с.

Зимин, 1968

Зингер, 1976

Иванчей, 2009

Игумнов, 1973

Интерпретация клавирных сочинений Баха, 1993

Зимин, П. Н. История фортепиано и его предшественников [Текст] / П. Н. Зимин. - М.: Музыка, 1968. -215 с.

Зингер, Е. М. Из истории фортепианного искусства Франции до середины XIX века [Текст] / Е. М. Зингер. -М.: Музыка, 1976. - 112 е., нот.

Иванчей, Н. П. Фортепианная транскрипция в русской музыкальной культуре XIX века [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02: защищена 23.12.09 / Н. П. Иванчей; РГК им. С. В. Рахманинова. - Ростов н/Д, 2009. -32 с.

Игумнов, К. Н. О творческом пути и исполнительском искусстве пианиста (Из бесед с психологами) [Текст] / К. Н. Игумнов // Вопросы фортепианного исполнительства: очерки, статьи. - М.: Музыка, 1973. - Вып. 3. - С. 11— 72.

Интерпретация клавирных сочинений И. С. Баха [Текст]: сб. тр. / отв. ред. Ю. П. Петров. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1993. - Вып. 109.- 180 с.

Итальянская полька С. Рахманинова в аранжировке Игоря Рома (Italian Polka Rachmaninov arrangement Igor Roma at the Pianodriedaagse 2009) [Электронный ресурс] // YouTube. Режим доступа:

http://www.youtube.com/watch?v=e06Y7UitN5o&feature=rel ated

Казанцева, 1998 Казанцева, J1. П. Автор в музыкальном содержании

[Текст]: автореф. дис. ... докт. иск.: 17.00.02: защищена 18.03.99 / JI. П. Казанцева; МГК им. П. И. Чайковского. -М., 1998.-40 с.

Как исполнять Как исполнять Баха. - М.: Классика-ХХ1, 2006. - 205

Баха, 2006 с.

Как исполнять Как исполнять Бетховена. - М.: Классика-ХХ1, 2003.

Бетховена, 2003 - 233 с.

Как исполнять Как исполнять Моцарта. — М.: Классика-ХХ1, 2003. -

Моцарта, 2003 178 с.

Итальянская полька, эл. ресурс

Как исполнять

Рахманинова,

2003

Как исполнять русскую форте-пиан. музыку, 2009

Как исполнять Шопена, 2005

Кандинский, 1980

Кандинский-Рыбников, 1985

Кандинский-Рыбников ,1991

Катунян, 2003

Келдыш, 1973

Кириллина, 1996

Кириллина, 2009

Кириллина,

Как исполнять Рахманинова. - М.: Классика-ХХ1, 2003.- 161 с.

Как исполнять русскую фортепианную музыку. - М.: Классика-ХХ1, 2009. - 154 с.

Как исполнять Шопена. - М.: Классика-ХХ1, 2005. -

233 с.

Кандинский (Кандинский-Рыбников), А. А. О взаимовлиянии композиторского и исполнительского творчества Рахманинова [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02: защищена 15.05.80 / А. А. Кандинский; МГК им. П. И. Чайковского, 1980. - 22 с.

Кандинский-Рыбников, А. А. Об интерпретации музыки И. С. Баха советскими пианистами и органистами [Текст] / А. А. Кандинский-Рыбников // Русская книга о Бахе. - М.: Музыка, 1985. - С. 309-338.

Кандинский-Рыбников, А. А. Эпоха романтического пианизма и современное исполнительское искусство [Текст] / А. А. Кандинский-Рыбников // Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность: сб. ст.-М.: Музыка, 1991.-С. 189-212.

Катунян, М. И. Импровизация на основе basso continuo [Текст] / М. И. Катунян // Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения: сб. науч. тр. -М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2003. - Сб. 37. - С. 131147.

Келдыш, Ю. В. Рахманинов и его время [Текст] / Ю. В. Келдыш. - М.: Музыка, 1973. - 469 с.

Кириллина, JI. В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков [Текст] / JI. В. Кириллина. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1996. - 181 с.

Кириллина, JI. В. Бетховен. Жизнь и творчество [Текст] / JI. В. Кириллина. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2009.-Т. 1.-536 с.

Кириллина, JI. В. Бетховен. Жизнь и творчество 176

2009

Кисин Е., эл. ресурс

Коваленко, 1995

Коваленский, 2012

Коган, 1968

Коган, 1970 Коган, 1971 Коган, 1978

Коган, 1985

Коган, 2004 Когоутек, 1976

Концерт Бенефис

Б. Березовского, эл. ресурс

Копчевский,

[Текст] / Л. В. Кириллина. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2009. - Т. 2. - 596 с.

Евгений Кисин на «Площади искусств» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.openspace.ru/music_classic/ еуег^/с^аПБ/ббЗ 1/.

Коваленко, В. Г. Импровизация как форма музыкальной деятельности (историко-культурный и дидактический аспекты) [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02: защищена 18.01.96 / В. Г. Коваленко; РГК им. С. В. Рахманинова. - Ростов н/Д, 1995. - 24 с.

Коваленский, Я. С. Вместо Мацуева [Электронный ресурс] / Я. С. Коваленский // Частный корреспондент: Интернет-архив газеты. Режим доступа: http://www.chaskor.ru/article/vmesto пШБиеуа 26919.

Коган, Г. М. Вопросы пианизма: Избранные статьи [Текст] / Г. М. Коган. - М.: Сов. композитор, 1968. - Вып. 1.-462 с.

Коган, Г. М. (авт.-сост.) Школа фортепианной транскрипции [Ноты] / Г. М. Коган. - М.: Музыка, 1970. - 72 с.

Коган, Г. М. Ферруччо Бузони [Текст] / Г. М. Коган.

- М.: Сов. композитор, 1971. - 232 с.

Коган, Г. М. Виртуоз [Текст] / Г. М. Коган // Большая Советская энциклопедия: в 62 т. / гл. ред. А. М. Прохоров.

- 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1978. - Т. 8. - С. 269.

Коган, Г. М. К вопросу о русской исполнительской традиции [Текст] / Г. М. Коган // Избранные статьи. - М.: Сов. композитор, 1985. - Вып. 3. - С. 64-70.

Коган, Г. М. Работа пианиста [Текст] / Г. М. Коган. -М.: Классика-ХХ1, 2004. - 201 с.

Когоутек, Ц. Техника композиции в музыке XX века [Текст] / Ц. Когоутек; пер. с чеш. К. Н. Иванова. - М.: Музыка, 1976.-365 с.

Концерт «Бенефис Бориса Березовского» [Электронный ресурс]. Режим досту-пa:http://wwvv.bestbilet.ru/show/8704/?date=4.3.2014.

Копчевский, Н. А. Клавирная музыка: Вопросы ис-177

1986

полнеиия [Текст] / Н. А. Копчевский. - М.: Музыка, 1986. -96 с.

Корженьянц, 1986

Корженьянц, 1988

Корто, 1965

Корыхалова, 2000

Корыхалова, 2008

Котляренко, 1998

Красникова, 2010

Кривицкая, 2010

Круглова, 1999

Крылова, 1998

Корженьянц, Т. В. Хронологическая таблица [Текст] / Т. В. Корженьянц // История русской музыки: в Ют./ редкол.: Ю. В. Келдыш и др. - М.: Музыка, 1986. - Т. 4: 1800-1825.-С. 354-406.

Корженьянц, Т. В. Хронологическая таблица [Текст] / Т. В. Корженьянц // История русской музыки: в Ют./ редкол.: Ю. В. Келдыш и др. - М.: Музыка, 1988. - Т. 5: 1826-1850.-С. 458-509.

Корто, А. О фортепианном искусстве: статьи, материалы, документы [Текст] / А. Корто; сост., пер. с фр. и ред. К. X. Аджемова. - М.: Музыка, 1965. - 363 с.

Корыхалова,. Н. П. Музыкально-исполнительские термины: Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях [Текст] / Н. П. Корыхалова. - СПб.: Композитор, 2000. - 271 с.

Корыхалова, Н. П. Увидеть в нотном тексте... (О некоторых проблемах, с которыми сталкиваются пианисты и не только они) [Текст] / Н. П. Корыхалова. - СПб.: Композитор, 2008.-255 с.

Котляренко, Г. Р. Глен Гульд и проблемы исполнительского стиля XX века [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02: защищена 15.03.99 / Г. Р. Котляренко; СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова. - СПб., 1998. - 25 с.

Красникова, Т. Н. Фактура в музыке XX века [Текст]: автореф. дис. ... докт. иск.: 17.00.02: защищена 20.10.09 / Т. Н. Красникова; РАМ им. Гнесиных. - М., 2010. - 54 с.

Кривицкая, Е. Д. История французской органной музыки. Очерки. Второе издание дополн., исправл. - М.: Издательство Композитор, 2010. - 336с., с.илл.

Круглова, Л. А. Проблемы музыкального исполнительства и педагогики на рубеже третьего тысячелетия [Текст] / Л. А. Круглова // Музыка российских композиторов XX века в контексте культуры: тезисы науч. конф. / отв. ред. Л. П. Казанцева. - Астрахань: АГК, 1999. - С. 6869.

Крылова, А. В. Романтическая миниатюра и бытовая музыка в России XIX - начала XX вв. [Текст] / А. В. Кры-

Крылова, 2011

Кузнецов, 1980

Кузнецова, 2005

Куликова, 2011

Куперен, 1973

Кюи, 1957

Лаврик, Стро-чан, 2002

Лайнсдорф, 1988

Лебедев, 2004

лова // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему: материалы науч. конф. / ред.-сост. А. М. Нукер. -Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 1998. - С. 56-58.

Крылова, А. В. Музыка в культуре повседневности: избр. ст. [Текст] / А. В. Крылова. - Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2011.- 168 с.

Кузнецов, И. К. Фортепианный концерт: к истории и теории жанра [Текст]: дис. ... канд. иск.: 17.00.02: защищена 08.01.81 / И. К. Кузнецов; МГК им. П. И. Чайковского. -М., 1980.-246 с.

Кузнецова, Н. М. Творческое взаимодействие исполнителя с музыкальным текстом (на примере инструктивных сочинений И.С. Баха для клавира) [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02: защищена 07.12.05 / Н. М. Кузнецова; МаГК им. М. И. Глинки. - Магнитогорск, 2005. -30 с.

Куликова, Е. Е. Фортепианное упражнение как жанр и как метод технического развития пианиста [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02: защищена 16.05.11 / Е. Е. Куликова; СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова. - СПб., 2011.-23 с.

Куперен, Ф. Предисловия к музыкальным сочинениям [Текст] / Ф. Куперен // Искусство игры на клавесине / пер. с фр. О. А. Серовой-Хортик; сост. и ред. Д. М. Серова. - М.: Музыка, 1973. - С. 64-74.

Кюи, Ц. А. Таузиг [Текст] / Ц. А. Кюи // Избранные статьи об исполнителях. - М.: Музгиз, 1957. - С. 66-68.

Лаврик Н. И., Строчан Н. Н. Фортепианные транскрипции в музыкально-просветительской деятельности Ференца Листа [Текст] / Н. И. Лаврик, Н. Н. Строчан // Ференц Лист и проблемы синтеза искусств: сб. науч. тр. -Харьков: РА Каравелла, 2002. - С. 151-155.

Лайнсдорф, Э. В защиту композитора: Альфа и омега искусства интерпретации [Текст] / Э. Лайнсдорф; пер. с англ. А. К. Плахова. - М.: Музыка, 1988. - 303 е., нот.

Лебедев, И. В. К вопросу о техническом развитии пианиста (Методические рекомендации) [Текст] / И. В. Ле-

Левая, 1991

Лелие, 2003

Либерман, 1985

Либерман, 1988

Лист, 1956 Лист, 1959

Лицо цыганской национальности, эл. ресурс

Лобанова, 1994

Лонг, 1985

Лучшие пианисты, эл. ресурс

Любимов, 1991 Ляпунов, 1960

бедев // Фортепианное искусство на рубеже XX-XXI веков: сб. ст. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - С. 5384.

Левая, Т. Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи [Текст] / Т. Н. Левая. - М.: Музыка, 1991. - 166 е., нот.

Лелие, К. Моцартовское фортепиано: новые открытия и музыкальные идеи [Текст] / К. Лелие // Фортепиано. -2003.-№2.-С. 137-139.

Либерман, Е. Я. Работа над фортепианной техникой [Текст] / Е. Я. Либерман. - М.: Музыка, 1985. - 136 е., рис., нот.

Либерман, Е. Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом [Текст] / Е. Я. Либерман. -М.: Музыка, 1988. -235 с.

Лист, Ф. Ф. Шопен [Текст] / Ф. Лист; пер. с фр. С. А. Семеновского. - М.: Музгиз, 1956. - 429 с.

Лист, Ф. Избранные статьи [Текст] / Ф. Лист; пер. А. С. Бобовича и Н. В. Мамуны; ред. Я. И. Милынтейна. -М.: Музгиз, 1959.-463 с.

Лицо цыганской национальности: Дьердь Циффра [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gipsylilva.liveiournal.com/ 247807.html.

Лобанова, М. Западно - европейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. - М.: Музыка, 1994. - 318 е., нот.

Лонг, М. За роялем с Дебюсси [Текст] / М. Лонг; пер. с фр. Ж. Н. Грушанской. - М.: Музыка, 1985. - 158 е., нот.

Лучшие пианисты XX-XXI веков: Форум [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://classic-online.ru/forum/?p=68t-770.

Любимов, А. Б. Мир волшебный и бесконечный [Текст] / А. Б. Любимов // Советская музыка. — 1991. -№ 12. — С. 114-116.

Ляпунов, С. М. Письма к П. А. Потехину [Текст] / С. М. Ляпунов; публ. А. С. Ляпуновой // Советская музыка. -1960.-№3.-С. 81-87.

Магазишшк, 1985

Мазель, 1937 Майкапар, 2003

Майкапар, 2007

Малннковская, 1985

Малннковская 1990

Малннковская, 1998

Малннковская, 2005

Мальцев, 1976

Магазишшк, М. Д. Фортепианная редакция как проблема стиля (на материале сонат Бетховена в редакции Г. Бюлова) [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02: защищена 14.05.87 / М. Д. Магазишшк; МГК им. П. И. Чайковского. - М., 1985. - 22 с.

Мазель, Л. А. Фантазия Г-тоП Шопена: опыт анализа [Текст] / Л. А. Мазель. - М.: Музгиз, 1937. - 184 е., нот.

Майкапар, А. Е. Музыкальная интерпретация: проблемы психологии, этики и эстетики [Электронный ресурс] / А. Е. Майкапар. Режим доступа:

http://www.opentextnn.ru/rnusic/_^егр^а-

Гюп/Ш=5Ш АпгеГ4

Майкапар, А. Е. Бетховен, Паизиелло и русская песня [Электронный ресурс] / А. Е. Майкапар. Режим доступа: http://razvlekat.rastu.rU/event/4/276633/.

Малннковская, А. В. Проблемы исполнительского интонирования советской фортепианной музыки последних десятилетий [Текст] / А. В. Малннковская // Современные проблемы советского музыкально-исполнительского искусства: сб. ст. - М.: Сов. композитор, 1985.-С. 116-150.

Малннковская, А. В. Фортепианно-исполнительское интонирование: Проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в методико-теоретической литературе ХУ1-ХХ веков [Текст] / А. В. Малннковская. -М.: Музыка,1990. - 192 с.

Малннковская, А. В. Стилевые проблемы в пианистической теории 1920-1970-х годов (из истории отечественного исполнительского музыкознания) [Текст] / А. В. Малннковская // Фортепианное исполнительство: теория, практика: сб. тр. - М.: РАМ им. Гнесиных,1998. - Вып. 139.-С. 8-31.

Малннковская, А. В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования [Текст] / А. В. Малннковская. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 381 е., нот.

Мальцев, С. М. Нотация и исполнение [Текст] / С. М. Мальцев // Мастерство музыканта исполнителя: сб. ст. -

181

М.: Сов. композитор, 1976. - Вып. 2. - С. 68-104.

Мартинсен, 1966

Мацуев Д., эл. ресурс

Мелик-Давтян , 2013

Мартинсен, К. А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли [Текст] / К. А. Мартинсен; пер. с нем. В. Л. Михелис; ред. Г. М. Когана. -М.: Музыка, 1966. - 220 с.

Мацуев Д. [Электронный ресурс] // ЮГА.ру: Портал «Южного региона». Режим доступа:

http://afisha.yuga.ru/krasnodar/koncerty/ denis_macuev/.

Мелик-Давтян, Н. Р. Творческий облик Карла Майе-ра и фортепианная культура его времени [Текст]: автореф. дис. ... канд. дис.: 17.00.02: защищена 26.06.13 / Н. Р. Ме-лик-Давтян; СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова. - СПб., 2013.-23 с.

Мельникова, Мельникова, Н. И. Фортепианное исполнительское

2002 искусство как культуротворческий феномен [Текст]: авто-

реф. дис. ... докт. иск.: 17.00.02: защищена 17.06.02 / Н. И. Мельникова; НТК им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2002. -48 с.

Мержанов, 2002 Мержанов, В. К. «Музыка должна разговаривать»

[Текст] / В. К. Мержанов // Профессора исполнительских классов Московской консерватории. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2002. - Вып. 2. - С. 145-169.

Меркулов, 1981 Меркулов, А. М. Проблема целостности интерпрета-

ции (на материале фортепианных сюитных циклов Шумана и Мусоргского) [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02: защищена 17.12.81 / А. М. Меркулов; МГК им. П. И. Чайковского. - М., 1981.-24 с.

Меркулов, 1997 Меркулов, А. М. «Эпоха уртекстов» и редакции фор-

тепианных сонат Бетховена [Текст] / А. М. Меркулов // Музыкальное исполнительство и современность: сб. науч. тр. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1997. - Вып. 2. - Сб. 19.-С. 84-115.

Меркулов, 2002

Меркулов, 2002 а

Меркулов, А. М. Каденция солиста в XVIII - начале XIX века (Размеры каденции) [Текст] / А. М. Меркулов // Старинная музыка. - 2002. - № 2. - С. 19-24.

Меркулов, А. М. Каденция солиста в XVIII - начале XIX века (Каденции пассажные, мотивные, тематические)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.