Веб-дизайн как средство специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Блуднов, Григорий Павлович

  • Блуднов, Григорий Павлович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 186
Блуднов, Григорий Павлович. Веб-дизайн как средство специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2004. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Блуднов, Григорий Павлович

to, Введение.

ГЛАВА I. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВЕБ-ДИЗАЙНУ.

1.1. Из истории Веб-дизайна и глобальной системы информации - Интернет.

1.2. Веб-дизайн как специальный учебный курс.

1.3. Особенности процесса обучения Веб-дизайну.

If Выводы по I главе.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВЕБ-ДИЗАЙНУ.

2.1. Организация констатирующего, поискового и формирующего экспериментов.

2.2. Особенности методики экспериментального обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну.

2.3. Анализ результатов экспериментального обучения Веб-дизайну.

Выводы по II главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Веб-дизайн как средство специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов»

Проблема исследования и ее актуальность. Ознакомление будущих учителей изобразительного искусства и черчения с новейшими СФ информационными технологиями, которые, стремительно развиваясь, все глубже интегрируются в повседневную жизнь современного человека, является одной из задач педагогического образования.

Как результат стремительного роста глобальной сети Интернет, появилась новая область информационных технологий - Веб-дизайн, одна из самых динамично развивающихся систем, которая позволяет формировать особую графическую информационную среду не только для творческой работы художников, конструкторов, дизайнеров, но и педагогов.

I*

Интегрируя средства мультимедиа и высоко художественно-графические информационные технологии, Веб-дизайн является «лицом» современного Интернета и выступает в роли связующего звена, благодаря которому происходит эффективный доступ к глобальной мировой системе информации. Умение работать с этой информацией, без сомнения, является обязательным составляющим компонентом обучения студента художественно-графического факультета, которые, начиная с третьего курса (а изучают информационные технологии и компьютерную графику. Веб-дизайн в экспериментальном порядке был предложен студентам как специальный курс. По нашему мнению, возможности Веб-дизайна имеют особое значение в художественно-графическом образовании, поскольку является уникальным средством специальной подготовки студентов художественно-графического факультета, позволяя аккумулировать теоретические и практические знания по таким специальным дисциплинам, как «Начертательная геометрия и основы черчения», «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Компьютерная графика» и др.

Следует отметить тесную взаимосвязь Веб-дизайна и компьютерной графики, которая является великолепным средством моделирования и демонстрации законов, лежащих в основе художественного и графического творчества. Наряду с этим, Веб-дизайн и компьютерная графика формирует умение перекодирования визуального образа в вербальную или перцептивную форму, что способствует развитию творческого потенциала студентов.

Вместе с тем, Веб-дизайн в настоящее время еще не нашел свое достойное место в практике обучения студентов педагогических учебных заведений, несмотря на то, что в последнее время технологии Веб-дизайна интуитивно используются не только студентами художественно-графического факультета при подготовке курсовых и дипломных работ, но и учащимися школ. Наряду с этим, педагогическое значение Веб-дизайна и Интернет технологий никем не изучались. Также отсутствуют специальные исследования, посвященные содержанию и методике обучения Веб-дизайну учащихся школ и студентов педагогических вузов. Существуют лишь несколько диссертаций посвященных Интернет образованию. Например, докторская диссертация Симоновой И.В., в которой рассматриваются концептуальные модели обучения практико-ориентированных учащихся в условиях Интернет образования. Диссертация Шейниса А.И., где раскрывается методика использования сети Интернет при дистанционном изучении глобальных проблем человечества в школьном курсе географии. Другие научно-методические исследования, в основном, посвящены близким к Веб-дизайну мультимедийным средствам обучения, возможностям Интернет в дистанционном обучении (Н.В.Клемешова, О.Ф. Велислава., И.В. Симонова, Н.В. Майкевич и др.).

Таким образом, имеется противоречие между объективно существующими предпосылками включения специального курса Веб-дизайна в систему подготовки студентов художественно-графического факультета и отсутствием научно-обоснованной методики обучения этой дисциплине. Необходимость разрешения этого противоречия делает актуальной проблему разработки содержания и методики обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну, позволяющих повысить эффективность их профессиональной мобильности в контексте с современными требованиями к высшему педагогическому образованию.

Объект исследования: процесс обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну.

Предмет исследования: технология обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну.

Гипотеза: повышение эффективности специальной подготовки студентов художественно-графического факультета возможна если:

- будет разработано содержание курса Веб-дизайн, включающего три этапа обучения; а) Виды компьютерной графики, структура глобальной сети Интернет, растровая графика. б) Язык HTML, оптимизированная графика, Интернет анимация, векторная графика. в) Flash анимация, трехмерная графика в Веб-дизайне.

- будет использована методика обучения, предусматривающая индивидуальный подход к обучению;

- в процессе обучения используются межпредметные связи со специальными дисциплинами, таких как перспектива, основы начертательной геометрии, технический рисунок, композиция, живопись, рисунок, компьютерная графика, декоративно-прикладное искусство и др.

Целью данного исследования является разработка и экспериментальная проверка возможности применения Веб-дизайна как средства специальной подготовки студентов художественно - графического факультета.

Задачи исследования:

1. Выявить влияние компьютерных технологий и дидактические возможности применения Интернет технологий, в частности, Веб-дизайна, на специальную подготовку студентов художественно-графического факультета.

2. Определить возможности межпредметных связей между такими специальными дисциплинами как перспектива, основы начертательной геометрии, технический рисунок, композиция, живопись, рисунок, компьютерная графика, декоративно-прикладное искусство и др.

3. Разработать методику обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну.

4. Экспериментально проверить методику обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну.

Методологической основой исследования являются положения о социальной роли информации; ее всеобщем и опережающем практику характере, обеспечивающем реализацию развивающих возможностей образовательного процесса. Методологическую функцию в исследовании обеспечивали общенаучные (историко-логический, системный, кибернетический и информационный) подходы к познанию и преобразованию практики.

В работе использовались теоретические положения общей теории обучения отечественных и зарубежных ученых (Ю.К.Бабанский, Дж.Брунер, Т.А.Ильина, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, В.В.Краевский, В.Оконь), теории и практики применения дистанционного обучения в образовании (Д.Д.Аветисян, АВ.Могилева, А.В.Хуторской, В.С.Цетлин, А.К.Маркова, З.И.Калмыкова, В.Ф.Харьковская, В.П.Пазина, И.П.Подласный, В.С.Токарева) системного анализа педагогических явлений (Ю.К.Васильев, В.С.Ильин, Ю.А.Конаржевский), информационного подхода к педагогическим явлениям (В.А.Извозчиков, И.А.Липский), сравнительной педагогики (Б.Л.Вульфсон, З.А.Малькова, М.А.Соколова), теории информатики и использования информационных технологий

Б.С.Гершунский, А.П.Ершов, В.А.Трайнев, И.К.Ермаков, С.Р.Доманова, Е.И.Машбиц, В.М.Монахов, Б.Ф.Скиннер, С.Паперт, Д.Лауриллард).

Методы исследования.

- изучение и теоретический анализ литературы по педагогике, психологии, живописи, рисунку, основ черчения и начертательной геометрии, композиции, компьютерной графике, дизайну в контексте проблемы исследования.

- изучение отечественного опыта работы преподавателей информатики и компьютерной графики, исследования, логический, психологический анализ;

- изучение и анализ информации доступной в сети Интернет;

- анализ работ студентов, выполненных с применением Интернет технологий;

- беседы со студентами, преподавателями, учителями информатики и компьютерной графики;

- анкетирование;

- тестирование по различным методикам;

- педагогический эксперимент.

База исследования. Экспериментальная работа проводилась с 1999 по 2002 гг. на базе кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна художественно-графического факультета Московского Педагогического Государственного Университета. В экспериментальной работе приняли участие 167 студентов художественно-графического факультета.

Диссертационное исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1999-2000 г.) изучался отечественный и зарубежный опыт использования Интернет технологий в учебном процессе вуза и школьной практике. Анализировалось содержание глобальной сети Интернет, обобщался и накапливался теоретический материал. На этом этапе были сформулированы проблема и гипотеза исследования, обозначена структура диссертации. Разработан поисковый эксперимент по выявлению эффективности обучения Веб-дизайну студентов художественно-графического факультета на основе знаний и умений, полученных при изучении специальных дисциплин перспектива, основы начертательной геометрии, технический рисунок, композиция, живопись, рисунок, компьютерная графика, декоративно-прикладное искусство и др.

На втором этапе (2000-2001 гг.) были скорректированы цель и гипотеза диссертационного исследования, проводились занятия по курсу Веб-дизайн со студентами художественно-графического факультета, в ходе которых были получены первые результаты экспериментального обучения, направленного на определение влияния Веб-дизайна на профессиональную подготовку студентов художественно-графических факультетов. Были также разработаны темы проектов и осуществлена экспериментальная проверка на занятиях по курсу Веб-дизайн. Разрабатывались пособия по созданию Вебстраниц с использованием Интернет технологий. Уточнялась и дополнялась учебная программа по Веб-дизайну, а также технология обучения студентов художественно-графического факультета, направленная на специальную подготовку к будущей профессиональной работе в школе. Помимо этого содержание обучения студентов художественно-графического факультета дорабатывалось с учетом динамики развития сети Интернет.

На третьем этапе (2001-2002 гг.) осуществлялась систематизация и интерпретация результатов, полученных в ходе экспериментальной работы. Происходила доработка содержания курса Веб-дизайн и учебного пособия для студентов художественно-графического факультета. Завершалось оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- впервые обоснована необходимость включения в обучение студентов художественно-графического факультета специального курса «Веб-дизайн»;

- разработано и научно обосновано содержание курса Веб-дизайн, включающее: изучение структуры сети Интернет, программу растровой графики, язык гипертекста HTML, анимацию, векторную графику, Flash, трехмерную графику;

- выявлена взаимосвязь теоретических знаний и практических умений, полученных студентами ХГФ на занятиях по начертательной геометрии и основам черчения, компьютерной графики, рисунку, живописи, композиции с компьютерными технологиями, в частности, с Веб-дизайном;

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть внедрены в практику преподавания Веб-дизайна как средства специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов; некоторые положения разработанной экспериментальной программы по Веб-дизайну могут быть использованы и в общеобразовательных школах.

На защиту выносятся методика обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну, базирующаяся на личностно-ориентированном подходе к обучению, включающая: вариативное содержание учебного материала, индивидуальную форму организации учебной деятельности, возможность выбора компьютерных технологий, работу студента по личной программе учебной деятельности.

Внедрение результатов исследования:

Методика обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну внедрена в практику работы художественно-графического факультета Ml If У.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на занятиях по Веб-дизайну при Московском Педагогическом Государственном Университете на кафедре начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна. Материалы и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна по итогам научно исследовательских работ МПГУ (1999 -2003 гг.), на научно практических конференциях:

• «Образовательные технологии XXI века», Москва, 2001.

• «Всероссийская научно-практическая конференция посвященная 60-летию ХГФ», Москва, МПГУ, 2002.

• «Образовательные технологии XXI века», Москва, 2002.

• «Стимулирование познавательной деятельности студентов и школьников». МПГУ. Межвузовская научно-практическая конференция. Москва, 2002.

По результатам исследования опубликовано 8 работ.

Научные выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, обоснованны и достоверны, так как получены в результате анализа и обобщения психолого-педагогической, методической, специальной литературы, а также результатами педагогического эксперимента. Личное участие автора в разработке курса «Веб-дизайн» как средства специальной подготовки студентов художественно-графического факультета состоит в теоретической разработке поставленной проблемы исследования, в подготовке материалов для экспериментального обучения, анализа и обобщения полученных результатов эксперимента, разработке рекомендаций по развитию специальных способностей студентов в процессе обучения Веб-дизайну.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Содержит 160 страниц основного машинописного текста, 4 диаграммы, 3 схемы, 30 рисунков. Список литературы насчитывает 241 наименование, 14 приложения составляют 10 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Блуднов, Григорий Павлович

Результаты исследования могут считаться перспективными в связи с возможностью разработки новых направлений обучения студентов не только художественно-графического факультета, но и других специальностей. Это обогатит учебный процесс, выявит новые возможности совершенствования методики обучения будущих учителей различных специальностей, повысив качество их профессиональной подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В соответствии с задачами исследования было выявлено влияние компьютерных технологий и дидактические возможности применения Интернет-технологий, таких как Веб-дизайн, для специальной подготовки студентов художественно-графического факультета. Проведенный анализ развития Веб-инструментов позволил определить характерные способы использования этих средств в различных видах деятельности человека, особенно в такой области, как изобразительное и графическое искусство.

2. Были изучены возможности межпредметных связей между такими специальными дисциплинами как перспектива, основы начертательной геометрии, технический рисунок, композиция, живопись, рисунок, компьютерная графика, декоративно-прикладное искусство и др.

3. Разработана методика обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну предусматривающая три этапа:

1-й этап — изучение основных видов компьютерной графики, устройства сети Интернет, изучение растрового редактора Adobe Photoshop, 2-й этап-изучение языка гипертекста HTML, оптимизации компьютерной графики, Gif-анимация, изучение программ векторной графики, 3-й этап — основы Flash анимации, трехмерная графика, VRML, Java Applets, скрипты, изучение технологии создания обучающих программ и методических пособий средствами Веб-инструментов.

4. Индивидуально-ориентированная технология обучения направлена на признание индивидуальности и самобытности студента, развитие его не как «коллективного субъекта», а как индивида, наделённого личным опытом жизнедеятельности. Разработанная технология включает также индивидуальное развитие творческого потенциала студентов художественно-графического факультета.

5. Экспериментальное апробирование методики обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну показало, что разработанное содержание учебного материала по курсу Веб-дизайн, формы организации учебного процесса можно считать эффективными и адекватными целям и задачам, поставленным в исследовании.

Причем, обучение Веб-дизайну может быть продолжено на старших курсах для того, чтобы обеспечить студентов знаниями и умениями применения этих средств с целью создания обучающих программ, мультимедиа приложений, оформления дипломных работ.

Однако экспериментальное обучение выявило некоторые недостатки содержания базового уровня обучения, заключающиеся в последовательности изложения учебного материала, которые впоследствии были скорректированы. Содержание творческих работ по Веб-дизайну было дополнено и расширено на основе пожеланий студентов.

Выполненные в процессе экспериментального обучения курсовые и дипломные работы студентов были отмечены не только на защитах дипломных работ, как наиболее оригинальные и творческие, но и на российских выставках («Образовательные технологии XXI века» Москва

2001 год, Всероссийская научно-практическая конференция посвященная 60-летию ХГФ, МПГУ, 2002,«Образовательные технологии XXI века» Москва

2002 год, «Стимулирование познавательной деятельности студентов и школьников». МПГУ, межвузовская научно-практическая конференция. Москва 2002 год.). Методической основой для их выполнения послужила учебная деятельность на спецкурсах по компьютерной графике и экспериментальный курс по Веб-дизайну.

В результате этой работы студенты овладели необходимыми знаниями и умениями профессиональной работы с компьютерным инструментарием, направленным на подготовку и структурирование учебного материала, разработку графического интерфейса обучающих программ и способов создания мультимедиа презентаций.

Подтверждено, что обучение курсу Веб-дизайн, с учетом изложенных в работе принципиальных подходов, обеспечит развитие у студентов художественно-графического факультета способностей к абстрактно-логическому и образному мышлению, чувства цвета, творческое воображение, целостность восприятия и перекодирования визуального образа в вербальную или знаковую перцептивную форму для творческого самовыражения в работах, выполненных с помощью персонального компьютера.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Блуднов, Григорий Павлович, 2004 год

1. Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью, композицией /Сборник научных трудов. М.: Прометей, 1994. - 229 с.

2. Алексеев В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества учащихся: Учебно-методическое пособие. — М., 1989;

3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник, педагог, школа. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981.

4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: "Сов. Радио", 1979. -184 с.

5. Алексей Гончаров. Самоучитель HTML,, 2000 г.

6. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. -М.: Наука, 1968. 320 с.

7. Андреев В.И. Диалектика воспитания и саморазвития творческой личности. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 1988. 238 с.

8. Анисимова Л.Н. О творческих способностях студентов ХГФ при решении задач по начертательной геометрии //Вопросы теории и методики преподавания черчения и начертательной геометрии в пединститутах и в средней школе. М.: Прометей, 1987. С. 14-16.

9. Анохин П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. -М.: Знание, 1970.-46 с.

10. Ю.Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании,-М.,1994.

11. П.Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. - 183 с.

12. Артемьева Т.М. Проблема способностей: личностный аспект // Психологический журнал. 1984. Т.5. №3. С. 46-55.

13. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. - 528 с.

14. М.Афасижев М.Н. Эстетические потребности человека. -М.: Знание, 1979.-64 с.

15. Ажгихин С. Г. О роли компьютерной графики в развитии творческих способностей студентов ХГФ // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. М.: Прометей, 1998. - С. 331-332.

16. Азимов Э.Г. Теория и практика преподавания русского языка как иностранного с помощью компьютерных технологий: Дис.д-ра пед наук. -М., 1997.

17. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978.- 48 с.

18. Басин. М.А. И.И. Шилович. Синергетика и INTERNET. СПб 1999. 71с.

19. Базылевич Т.Ф. К проблеме задатков прогностических способностей //Психологический журнал. 1994. Т. 15. №6. С. 90-99.

20. Бальцюк Н. Б., Буняев М., Матросов B.JI. Некоторые возможности использования, электронно-вычислительной техники в учебном процессе. М.: Прометей. 1989.

21. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев: Вища школа, 1978. 142 с.

22. Блонский П.П. Развитие мышления школьника. Избранные психологические произведения. -М.: Просвещение, 1964. 547 с.

23. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1979. 399 с.

24. Богомолова Г.Н. Мотивационно-ценностное отношение студентов к учебному труду // Совершенствование психолого-педагогической,методической и художественной подготовки студентов ХГФ к работе в школе. Том 1. Уфа, 1991. С. 17-19.

25. Богоявленская Д .Б. Интеллектуальная активность как условие продуктивного мышления //Экспериментальное исследование продуктивных творческих процессов мышления. — М., 1973.

26. Ботвинников А. Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. -М.: Педагогика, 1979. -255 с.

27. Бочарова С.П. Итоги и задачи исследования памяти на современном этапе // Психологический журнал. 1984. №1. Т.5. С. 15-18.

28. БрунерДж. Психология познания. -М.: Прогресс, 1977.-396 с.

29. Булатова И.М. Эмоциональность обучения как условие повышения учебно-познавательной активности студентов // Дисс. к.п.н., Казань, 1985. 148 с.

30. Варфоломеева Л.Е., Вишнякова Н.Ф. Творческий потенциал и творческая готовность //Энциклопедия профессионального образования в трех томах. М.:РАО, 1999 С.216-217.

31. Василевская A.M. Формирование технического творческого мышления у учащихся профтехучилищ. — М., 1978;

32. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. -М.: МГУ, 1980. 192 с.

33. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. 117 с.

34. Вишнякова Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора психологических наук. — М., 1996;

35. Возрастная и педагогическая психология: Учебник. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

36. Веб-дизайн, Стив Круг, Символ-Плюс, 2001г.

37. Волков И.П. Учим творчеству. -М.: Педагогика, 1982. 85 с.41 .Вопросы совершенствования профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов. Черкесск.: НКЦ "Истоки", 1992.-75 с.

38. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. - 332 с.

39. Выготский J1.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте /Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1956. -449 с.

40. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. -М.: Просвещение, 1994.

41. Выготский JI.C. Собрание сочинений. В 6 т. — М., 1982;

42. Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. !994. №4. С. 73-81.

43. Галкина Т.В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку //Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1990.- С. 149-159.

44. Гильбурх Ю.З. Зрительная память и ее формирование в трудовом обучении // Школа и производство. №6. 1989. С. 26-30.

45. Гогические технологии). — М., 1996;

46. Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей 7/ Вопр. Псих. 1986.№5.-С. 18-30.

47. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей. 1993. -306 с.

48. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. М.: МГУ, 1977. - 249 с.бЗ.Готсдинер A.J1. К проблеме многосторонних способностей // Вопр. Псих. №4, 1991.-С. 82-88.

49. Грановская P.M. Элементы практической психологии. — Д., 1988.

50. Григорьев Э.П., Заец Р.В., Моляко В.А. Психологические аспекты художественного конструирования. Киев: Знание, 1975. 17 с.

51. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. -237 с.

52. Давыдов Г.А. Творчество и диалектика. -М.: Наука, 1976. 176 с.

53. Дадашева М.Р. Воспитание творческого воображения студентов педагогического факультета: дисс. Канд.пед.наук. Баку, 1989. 156 с.

54. Дружинин В.Н. Психодиагностика: личность и ситуация // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под ред. В.Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. -С.6-14.

55. Елисеев В.А. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты творческого мышления // Исследование проблем психологии творчества/ Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1983.-С.247-266.

56. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований). //Вопросы психологии. -1975. N5. с. 166-176.

57. Ермолаева-Томина Л.Б. Исследования факторов, детерминирующих индивидуальное различия в проявлении творческой активности //Под ред. Я.А.Пономарева. М.: Наука, 1990.-С. 117-130.

58. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность. //Вопросы психологии, 1967. N1. с. 11-26.

59. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: АПН РСФСР, 1961. - 223 с.

60. Изюмова С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе // Вопросы психологии. 1986. №3. С. 16-19.

61. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -М.: Знание, 1972. -72 с.

62. История педагогики. (Сост. Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева). М.: Просвещение, 1974. - 446 с.

63. Интернет: первые шаги, В.В. Беркгаута, И.С. Чардина М.: Р Валент, 2000.

64. Использование HTML 4, М. Браун, Д. Ханикат, 2000 г

65. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. - 288 с.

66. Кадыров Б.Р. Способности и склонности (психофизиологие исследования). Ташкент, 1990.-170 с.

67. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход). М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983. 168 с.

68. Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1994. - 35 с.

69. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. -М.: Молодая гвардия, 1974. 188 с.

70. Кирсанов Д. Веб-дизайн. Символ-плюс. СПб., 1999.

71. Клинберг Л. Проблемы теории обучения. М.:. Педагогика. 1964.

72. Коваленко А.Б., Литвинова Н.И., Моляко В.А. Психологические проблемы творческой деятельности. Киев: Знание, 1990. 16 с.86.Компьютеруик. 1996. № 21

73. Коган И.М. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект //Вопросы псих. №1, 1992.-С. 138-146.

74. Козленко В.Н. Проблема креативности личности // Психология творчества общая. Дифференциальная, прикладная /Под ред. Я.А.Пономарева. М.: Наука, 1990.-С.131-148.

75. Колесов Д.В., Соколов Е.Н. О психофизиологии творчества // Психологический журнал. Т. 13. 1992. №6. С. 43-53.

76. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. М.: Педагогика, 1982. т.1. - 636 е., т.2. - 576 с.

77. Компьютер и мы. 1997. № 1.

78. Концепция информатизации образования //Информатика и образование. 1988. №6.

79. Корешков В. В. Формирование личности школьников в процессе художественно-эстетической организации среды. /Докт. Диссертация, 1994.

80. Кролл Э. Все об Интернет. — Киев, 1995;

81. Кент П. Интернет. — М., 1996.

82. Кузин B.C. Психология. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Агар, 1997. - 303 с.

83. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1972.

84. Кузнецов Ю.Г., Толмачев А. Л. Психология формирований основ профессиональной зрелости у учащихся профтехучилищ. — М., 1990;

85. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. — М., 1989;

86. Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий //Психологические исследования интеллектуальной деятельности. — М., 1979.

87. Лейтес Н.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: педагогика, 1972. Т.7. С. 223-231.

88. Лейтес Н.С., Грановская P.M. Элементы практической психологии.-.: изд-во Ленинград. Университета, 1988.-560 с.

89. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975.-304 с.

90. Лебедев С.В. Веб-дизайн: Полное руководство.- Харьков: Торнадо, МТК-книга,2001.-736 с.

91. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. -М.: Педагогика, 1983. т.1. 392 е., т.2. - 320 с.

92. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

93. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. — М., 1969.

94. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. -М.: АПН СССР, 1959. 270 с.

95. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. — М., 1980

96. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.-127с.

97. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976.-640 с.

98. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1970. -495 с.

99. ИЗ. Лучшие психологические тесты // Пер. С анг. Е.А. Дружининой. -Харьков, 1994. 320 с.

100. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М:: 1990. 110 с.

101. Матюшкин А.М. К характеристике продуктивных процессов мышления ^ //Экспериментальное исследование продуктивных (творчески) процессовмышления. М.: Знание, 1973. С. 4-8.

102. Методы педагогических исследований. М.: Педагогика, 1979. -256 с.

103. Мешков Н.И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете: Автореф. докг. дис. С. Петербург, 1993. - 18 с.

104. Михайленко Л.Б. Формирование мотивации профессионально-^ педагогической деятельности на факультете изобразительного искусства //

105. Научные труды МПГУ им. Ленина. Серия: гуманитарные науки. М.: Прометей, 1995. С. 186-189.

106. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. №5.-С.86-95.Знание. 1978.-47 е.;)

107. Моляко В.А. Психологическое изучение творческой личности. Киев: Знание, 1978. 26 с.

108. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев, Знание, 1978. -47 с.

109. Моносова Л.Ф. Индивидуальный подход в обучении как мера педагогического воздействия //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1973. С.26-31.

110. Моросанова В.И., Сагиев P.P. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. 1994. №5. С. 134-140.

111. Наукоемкие технологии образования: Межвузовский сборник научно-методических трудов. Том 2 \ Под общей редакцией К.И. Курбакова. — М.: Изд-во Рос. Эконом. Акад., 1999. 199 с.

112. Наукоемкие технологии образования: Межвузовский сборник научно-методических трудов. Том 3 \ Под общей редакцией К.И. Курбакова. М.: Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики., 2000. - 105 с.

113. Наин А. Я. Формирование и развитие, технического мышления учащихся. — М., 1983;

114. Новоселов С.А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход. — Екатеринбург, 1997;

115. Обуховский К. Психология влечений человека. -М.: Прогресс, 1972 -237 с.

116. Общая психология. М.: Просвещение, 1986. - 203 с.

117. Овсянников М.Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем. М.: Просвещение, 1988. - 189 с.

118. Павлов Т.Д. Информация, отражение, творчество. М : Прогресс, 1967.- 102 с.

119. Павлов И.П. Избранные труды. М.: АПН РСФСР, 1951. - 616 с.

120. Пархоменко В ,П . Основы рационализаторской работы: Учебное пособие для школ молодого рационализатора системы профтехобразования. — Минск, 1984.

121. Педагогика. //Под ред. Ю.К. Кабанского. -М.: Просвещение, 1983. 600 с.

122. Перепелкина К.Е. Стимул. //Энциклопедия профессионального образования, М., 2000.

123. Пиаже Ж. Психология интеллекта //Избранные психологические труды. — М., 1994.

124. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. -М.: Высш. школа, 1977. -247 с.

125. Платонов К.П. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. - 312 с.

126. Поддержка мышления (Азбука ТРИЗ). — М., 1997.

127. Подкатилин А.В. Основы инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления: Учебное пособие. М., 1997.

128. Пономарев Я.А. К теории психологического механизма творчества //Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная. М.: 1990. -С. 13-37.

129. Попов И.И., Храмцов П.Б. Мировые информационные ресурсы и сети: Методы доступа к ним: Учебное пособие \Под общей редакцией К.И. Курбакова. -М.:Изд-во Рос. Эконом. Акад., 1999. 190 с.

130. Попов В. Практикум по Интернет-технологиям. СПб. Питер 2002. 480с.

131. Пономарев Я.А. Психология творчества.—М. 1976.

132. Пономарев Я.А. Психология творчества: перспективы развития //Психологический журнал. 1994. Т.15. №6. С. 38-50.

133. Психологические и психофизиологические особенности студентов /Под ред. Н.М. Пейсахова. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 1977. 296 с.

134. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. //Межвузовский сборник научных трудов. М.: МПГУ, 1983.

135. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. -М., 1994.

136. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980.

137. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. -294 с.

138. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1976.-416 с.

139. Рузавин Г.Н. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1975. - 237 с.

140. Самоучитель HTML 4, И. Шапошников, BHV-СПб, 2001г.

141. Семенов И.Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления//Исследование проблем психологии творчества /Под ред. Пономарева Я.А. М.: Наука, 1983. С. 27-61.

142. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-инновационный процесс: модель и метод изучения //Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная /Под ред. Я.А.Пономарева. М.: Навка, 1990.-С. 64-91.

143. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Политиздат, 1947. - 648 с.

144. Сидоренко В.В. Формирование и развитие творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов на занятиях художественной ковкой. Автореф. канд. дис., 1994. 16 с.

145. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.-216 с.

146. Симонов В.П. Мозг и творчество //Вопр. Философии. №11.-1992.-С. 38.

147. Симонов П.В. Что такое эмоция ? М.: Наука, 1966. - 93 с.

148. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. М.: Знание, 1974. - 96 с.

149. Словарь по этике. //Под ред. И.С. Кона. М.: Политиздат, 1975. - 391 с.

150. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. -422 с.

151. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ, 1985. - 232 с.

152. Соломенчук В. Интернет: краткий курс, 2-е издание,- СПб: Питер, 2001.-320 с.

153. Смирнов С.И. Шрифт в наглядной агитации, изд. 2-е, испр. И доп. М.: Плакат, 1988.-192 с.

154. Способности и склонности: комплексные исследования //Под ред. Голубевой Э.А.; научные исследования ин-та общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. - 200 с.

155. Талызина Н. Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации • учебного процесса. М.: Знание, 1977.

156. Теплов Б.М. Избранные труды. T.l. М.: Педагогика, 1985. 328 с.

157. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси.: АН Груз. ССР, 1961. 210 с.

158. Философский словарь.//Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

159. Фресс П, Пиаже Ж. Экспериментальная психология. //Под ред. А.Н. Леонтьева. М.: Прогресс, 1978. - 300 с.

160. Хафизова Д.А. Интенсификация учебно-творческой деятельности студентов на основе использования резервных возможностей личности: Дисс. Канд. Псих.наук. Казань, 1990. 185 с.

161. Хитрости и секреты работы в Photoshop 7, С. Келби, Вильяме, 2003

162. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М.: Наука, 1973.-256 с.

163. Шорохов Е.В. Основы композиции. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Просвещение, 1988.

164. Щербаков B.C. Изобразительное искусство, обучение и творчество.-М.:Просвещение,1969, с.ЗО.

165. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. -351 с.

166. Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышление //Под ред. А.М. Матюшкина и др. М.: Знание, 1973. - 145 с.

167. Эстетика, искусство, человек. //Отв. ред. М.Ф. Овсянников и др. М.: Наука, 1977. - 334 с.

168. Эстетика: Словарь. //Под ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. -447 с.

169. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Книга для учителя. //Сост. Г.С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. - 304 с.

170. Эстетическое воспитание студентов. //Под ред. М.Ф. Овсянникова. -М.: Высш. школа, 1980. 248 с.

171. Эстетическое воспитание. //Под ред. В.И. Толстых. М.: Высш. школа, 1979.-384 с.

172. Эффективная работа: Photoshop 7 (с CD-ROM), А. Тайц, М.Петров, Питер, 2002г.

173. Юнг К.Г. Психологические типы. /Пер. с нем. М.: ГИЗ, 1924. - 96 с.

174. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. М.: Педагогика, 1997. 104 с.

175. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. №2. С. 64-76.

176. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.

177. Янышин П.В. Введение в психосемантику цвета. Самара. 2000г. 200с.

178. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1976.-459 с.

179. Ястебова Н.А. Формирование эстетического идеала и искусство. М.: Наука, 1976. - 296 с.

180. Якиманская И.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения. — М., 1979;

181. Якоб Н. Веб-дизайн. Символ-плюс. -СПб., 2000.

182. Adobe Photoshop 7, С. Пономаренко, BHV-СПб, 2002

183. Adobe Photoshop 7.0 Classroom in a Book — by Adobe Creative Team

184. Customer-Centered Web Experience — by Douglas K. van Duyne

185. Creating Web Pages for Dummies (6th Edition) — by Bud Smith

186. Dynamic HTML секреты создания интерактивных Web страниц, С. Айзеке, Microsoft Press, 1998 г.

187. Photoshop 6 для профессионалов: классическое руководство по цветокоррекции, Д. Маргулис, РТВ-Медиа, 2002

188. Flash 4, анимация в Интернете, Д. Франклин, Б. Паттон, 2000 г.

189. HTML for the World Wide Web with XHTML and CSS: Visual QuickStart Guide, Fifth Edition by Elizabeth Castro

190. HTML Utopia: Designing Without Tables Using CSS by Dan Shafer

191. HTML & XHTML: The Definitive Guide, Fifth Edition by Chuck Musciano, Bill Kennedy

192. HTML и XHTML. Подробное руководство, Муссиано Ч., Кеннеди Б., Символ-Плюс, 2002г.

193. HTML/XML/CSS, Г. Штайнер, Лаборатория Базовых Знаний, 2001 г.

194. HTML 4.0, А. Матросов, А. Сергеев, M. Чаунин, 2000 г.

195. HTML 3.2 в подлиннике, М. Браун, Д. Ханикат, 1996 г.

196. Learning Web Design: A Beginners Guide to Html Graphics and Beyond by Jennifer Niederst

197. The Design of Sites: Patterns, Principles, and Processes for Crafting a

198. The Photoshop 7 Wow! Book — by Jack Davis

199. Web Design in a Nutshell by Jennifer Niederst

200. Real World Adobe Photoshop 7 by David Blatner, Bruce Fraser

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.