Дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Кошенов, Камбарбек Сапашович

  • Кошенов, Камбарбек Сапашович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Алматы
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 135
Кошенов, Камбарбек Сапашович. Дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Алматы. 2007. 135 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кошенов, Камбарбек Сапашович

Введение.

Глава 1. Теоретическое обоснование включения дизайна в систему подготовки студентов художественно-графических факультетов.

1.1. Межпредметные связи между дизайном и другими специальными дисциплинами.

1.2. Состав профессиональных умений студентов, которые развиваются на дизайне

1.2.1. Понятие «профессиональные умения».

1.2.2. Особенности профессиональных умений.

1.3. Методика обучения дизайну, которая способствует развитию профессиональных умений студентов.

1.3.1. Основные подходы к обучению дизайна.

1.3.2. Этапы развития профессиональных умений.

Выводы по первой главе.

Глава II Экспериментальная проверка методики обучения дизайну, направленная на развитие профессиональных умений студентов.

2.1. Методика эксперимента.

2.1.1. Экспериментальное исследование профессиональной направленности.

2.1.2. Развитие информационно-коммуникативных умений.

2.1.3. Оценка профессионально-значимых качеств.

2.1.4. Исследование активности студентов.

2.1.5. Методы наблюдения за самостоятельной деятельностью студентов

2.1.6. Самооценка деятельности студентов.

2.2. Эффективность экспериментального обучения.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов»

Актуальность проблемы исследования.

Экономические и социокультурные изменения в развивающемся информационном обществе определяют смену парадигмы системы образования, пересмотр содержания, методик и средств обучения, которые, в конечном счете, затрагивают систему подготовки учителей. В новых условиях появилась необходимость усиления работы по развитию профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

С этих позиций была рассмотрена возможность внедрения нового курса дизайна для комплексного развития профессиональных умений. Это объясняется тем, что дизайн представляет интегрированный вид искусства и технического творчества и объединяет такие специальные дисциплины, как начертательная геометрия, черчение, рисунок, живопись, композиция и др. На занятиях по дизайну студенты применяют все возможности изобразительных средств, учатся раскрывать и преобразовывать пространственные свойства, формы и конструкции объектов. Занимаясь преобразованием окружающей предметной среды, человек изменяется и сам, развивая свой творческий потенциал, восприятие окружающего, индивидуальность мышления, эстетические ценности и пр. Художественно-познавательная, интеллектуальная и творческая деятельность студентов на занятиях дизайна определяет развитие многоаспектного и междисциплинарного мышления и умений.

Поэтому проблема исследования заключается в необходимости проведения анализа влияния обучения дизайна на развитие профессиональных умений студентов в контексте с современными требованиями к высшему педагогическому образованию и информатизации образования.

В процессе изучения проблемы исследования были рассмотрены научные труды по общим подходам к формированию личности учителя (А.М.Арсеньев, С.И.Архангельский, Б.С.Гершунский, В.А.Кан-Калик,

A.В.Мудрик, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин, Т.И.Шамова, И.С.Якиманская и др.); художественной подготовке будущих учителей и развития их способностей (С.Е.Игнатьев, Ю.Ф.Катханова, В.С.Кузин, Е.И.Корзинова, Т.С.Коморова, С.П.Ломов, Б.М.Неменский, Н.Н.Ростовцев, Е.В.Шорохов и др.); использованию информационно-коммуникативных технологий в образовании (Д.Д.Аветисян, З.И.Калмыкова, Д.Лауриллард, А.С. Маркова, И.П.Подласный, В.П.Пазина, С.Паперт, Е.С.Полат, В.С.Токарева,

B.А.Трайнев, А.В. Хуторской, В.С.Цетлин, В.Ф.Харьковская и др.); системному анализу педагогических явлений (Ю.К.Васильев, В.С.Ильин, Ю.А.Конаржевский), информационному подходу к педагогическим явлениям (В.А.Извозчиков, И.А.Липский), сравнительной педагогике (Б.Л.Вульфсон, З.А.Малькова, М.А.Соколова).

Однако целенаправленных исследований влияния дизайна на развитие профессиональных умений нет. Поэтому возникает противоречие между необходимостью включения дизайна в систему подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов и отсутствием научно-обоснованной методики использования дизайна для формирования профессиональных умений. Постановка проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов».

Цель исследования состоит в выявлении возможностей дизайна как средства развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Объект исследования: дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Предмет исследования: процесс обучения дизайну студентов художественно-графических факультетов.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что дизайн может быть средством развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов, если:

- занятия по дизайну основаны на межпредметных связях с традиционными учебными дисциплинами (начертательной геометрией, техническим рисунком, композицией, живописью, рисунком, декоративно-прикладном искусством и др.);

- учебная деятельность студентов организована с использованием информационно-коммуникативных технологий (компьютерной графики); методика обучения дизайну основывается на личностно-ориентированном, продуктивном и компетентностном подходах.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования предусматривалось решение следующих задач исследования:

- проанализировать и определить возможности межпредметных связей между дизайном и такими специальными дисциплинами как основы начертательной геометрии, технический рисунок, композиция, живопись, рисунок, декоративно-прикладное искусство и компьютерная графика;

- уточнить состав профессиональных умений студентов, которые могут развиваться на занятиях дизайна;

- разработать на основе личностно-ориентированного, продуктивного и компетентностного подходов и с использованием информационно-коммуникативных технологий методику обучения дизайну, которая способствует развитию профессиональных умений студентов.

Методологическую основу исследования составляют теоретические и практические положения в области психологии, педагогики, методики о системе художественной подготовки будущих учителей, развития способностей, формирования мастерства и профессионализма, а также о стратегических направлениях общих подходов в образовании.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение опыта работы преподавателей информатики и компьютерной графики, профессиональных конструктивно-графических умений, логический, психологический анализ; беседы со студентами, преподавателями, учителями информатики и компьютерной графики; анализ практических работ студентов; анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент; статистическая обработка результатов исследования.

Этапы исследования:

На первом этапе (2001 - 2002 гт.) изучался отечественный и зарубежный опыт использования информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе вуза и школьной практике. Анализировались возможности компьютерных технологий в преподавании дизайна, а также система профессиональных умений студентов, обобщался и накапливался теоретический материал. На этом этапе были сформулированы проблема и гипотеза исследования, обозначена структура диссертации. Разработан поисковый эксперимент по выявлению эффективности обучения дизайна студентов художественно-графического факультета на основе знаний и умений, полученных при изучении перспективы, основ начертательной геометрии, технического рисунока, композиции, живописи, рисунка, компьютерной графика, декоративно-прикладного искусства и др.

На втором этапе (2002-2004 гг.) были скорректированы цель и гипотеза диссертационного исследования, проводились занятия по дизайну со студентами художественно-графического факультета, в ходе которых были получены первые результаты экспериментального исследования, направленного на профессиональную подготовку. Были также разработаны вариативные задания и темы проектов и осуществлена их экспериментальная проверка. Уточнялась и дополнялась учебная программа по дизайну, а также методика обучения студентов художественно-графического факультета, направленная на специальную подготовку к будущей профессиональной работе в школе. Помимо этого дорабатывалось содержание обучения студентов художественно-графического факультета с учетом использования информационно-коммуникативных технологий.

На третьем этапе (2004-2006 гг.) осуществлялась систематизация и интерпретация результатов, полученных в ходе экспериментальной работы. Проведена доработка содержания курса дизайн и методического пособия для студентов художественно-графического факультета. Завершалось оформление диссертационного исследования.

База экспериментального исследования. Экспериментальная работа проводилась с 2002 по 2006 гг. на базе кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна художественно-графического факультета Казахского Национального Педагогического Университет им. Абая. В экспериментальной работе приняли участие 250 студентов художественно-графических факультетов.

Научная новнзна и теоретическая значимость исследования:

- предложен теоретический подход к введению и изучению дизайна как средства развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов (рассмотрены на уровне содержания межпредметные связи дизайна с другими дисциплинами, которые выстраиваются на преемственности гуманитарно-художественных, технических и технологических специальных предметов; интеграция деятельности заключается в организации традиционных форм работы с использованием компьютерных технологий);

- уточнен и конкретизирован состав профессиональных умений студентов, которые развиваются на занятиях дизайна (умений интеллектуального, исследовательского, творческого и информационно-коммуникативного характера и пропедевтического развития профессионально-значимых качеств личности). Выявлено влияние дизайна на личностные качества студентов (развитие интеллектуального уровня, обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность, творчество), а также специальные умения, обуславливающие успешность выполнения дизайнерской деятельности (креативные умения, которые направлены на анализ и конструирование взаимосвязей целостной формы окружающей предметной среды);

- определена методика обучения дизайна, направленная на развитие профессиональных умений студентов (на основе личностно-ориентированного, продуктивного и компетентностного обучения и с использованием информационно-коммуникативных технологий).

Практическая значимость работы заключается в разработке содержания курса дизайна и методического пособия, направленных на развитие профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов.

На защиту выносятся следующие основные положения:

- теоретическое обоснование межпредметных связей дизайна с другими дисциплинами, которые обеспечивают эффективность подготовки и развитие профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов;

- методика обучения дизайну как средства развития профессиональных умений студентов художественно-графического факультета педагогических вузов.

Апробация н внедрение результатов исследования проводились на занятиях по дизайну в Казахском педагогическом университете им. Абая на кафедре начертательной геометрии, дизайну компьютерной графики и дизайна. Материалы и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна по итогам научно исследовательских работ КазНПУ им. Абая (2001-2006 гг.), на научно практических конференциях:

• «Образовательные технологии XXI века», Алма-Ата, 2001.

• «Казахской научно-практическая конференция Алма-Ата, КазНПУ им Абая, 2002, 2003,2004, 2005.

• Всесоюзный научно-практический конференции г. Ташкент, 2006г.

По результатам исследования опубликовано 8 работ.

Методика обучения студентов художественно-графического факультета дизайну внедрена в практику работы художественно-графического факультета КазНПУ им Абая, КазНАИ им Тургенова.

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Содержит 130 страниц основного машинописного текста. Список литературы насчитывает 180 наименование.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Кошенов, Камбарбек Сапашович

Выводы по второй главе

Методика обучения дизайну проверялась на трех этапах: аналитическом, прогностическом, проектировочном.

В ходе эксперимента исследовались следующие показатели профессиональных умений: 1) профессиональная направленность, 2) информационно-коммуникативные умения 3) профессионально-значимые качества личности будущего специалиста, 4) активность, 5) самостоятельность и творческая индивидуальность, 6) самооценка уровня своей деятельности.

Данные эксперимента показывают, что все показатели повысили свои значения: профессиональная направленность (до эксперимента - 2,7 и после -4,3), профессионально-значимые качества сферы деятельности «Человек -художественный образ» (до - 1,5 и после - 4,4), активность (до-3,1 и после -4,5), мотивация к деятельности (до - 2,5 и после - 4,5), самостоятельность (до -1,5 и после - 4,3), самооценка (до - 2,7 и после - 4,6).

Данные показывают, что экспериментальная модель на всех этапах оказывает существенное влияние на формирование профессиональных умений у студентов. Показатели в ЭГ и КГ значительным образом различаются.

По результатам эксперимента выявлена общая учебная успешность студентов в ЭГ и КГ. В эксперименте отмечена положительная динамика по учебной успешности студентов. Уровень успешности студентов от этапа к этапу повышался. На первом этапе преобладали студенты со средним уровнем успешности. К концу третьего этапа больше 56% студентов стали высоко успевающими.

Качество выполненных творческих, курсовых и дипломных работ, а также повышенный интерес студентов к компьютерному дизайну позволяет говорить о положительном результате обучения студентов. Экспериментальная работа показала, что необходима перспективная программа обучения не только по дизайну, но и применения персонального компьютера на занятиях по технической графике, декоративно-прикладному искусству, рисунку, композиции и других специальных учебных дисциплин, особенно, на последнем этапе обучения в вузе. Например, на занятиях по технической графике можно проводить с помощью компьютерных технологий моделирование сложных для восприятия и запоминания трехмерных графических преобразований; решение и варьирование условий графических задач с помощью дизайн-интерфейса; тестирование и контроль знаний студентов; создание банка данных, содержащего справочную информацию. Возможна также перспективная программа развития применения компьютера на занятиях по начертательной геометрии (создание веб-страниц для моделирования сложных для восприятия и запоминания преобразований изображений, которые нельзя продемонстрировать с использованием других средств обучения, но можно показать на компьютере; - решение и варьирование условий графических задач; тестирование и контроль знаний учащихся; создание банка данных, содержащего справочную информацию).

Экспериментальная методика обучения дизайну, направленная на развитие профессиональных умений, гуманистически обращалась на реализацию внутреннего потенциала личности и творческих умений. Разработанный учебный материал и способы обучения ориентировали познавательную и поисковую деятельность обучаемых на личностные особенности каждого студента. Тем самым были реализованы личностно-ориентированный, продуктивный и компетентностный подходы в обучении дизайна.

Лонгитюдное исследование, проходившее на протяжении пяти лет, подтвердило, что дизайн является средством результативной системы развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогический вузов.

В заключение диссертации подведены итоги проведенного теоретического и экспериментального исследования, сформулированы общие выводы:

1. Установлено, что включение дизайна в систему подготовки студентов художественно-графических факультетов значительно повышает общий уровень обученности и является эффективным условием развития профессионально-значимых качеств личности, которые способствуют в свою очередь развитию профессиональных умений интеллектуального, исследовательского, творческого, информационно-коммуникативного и оргдеятельностного характера.

2. Экспериментальным исследованием подтверждено, что наибольшая результативность в развитии профессиональных умений достигается при использовании разработанной методики обучения на основе личностно-ориентированного, продуктивного и компетентностного подхода и с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Экспериментальные занятия по дизайну на протяжении трех лет положительно изменили профессионально-значимые и личностные качества студентов, которые в совокупности являются показателями сформированнности умений. Лонгитюдное исследование, проходившее на протяжении пяти лет, подтвердило результативность системы формирования профессиональных умений студентов.

4. Экспериментальная работа показала, что опыт обучения дизайну с применением персонального компьютера можно использовать и по технической графике, декоративно-прикладному искусству, рисунку, компьютерной графике, композиции и другим специальным учебным дисциплинам, особенно, на последнем этапе обучения в вузе.

Итоги проведенного исследования и внедрение методики обучения дизайну в практику работы художественно-графического факультета

КазНПУ им Абая, КазНАИ им Тургенова показали его актуальность и практическую значимость. Подтверждена гипотеза исследования об эффективном развитии профессиональных умений студентов художественно-графического факультета педагогических вузов. Задачи исследования выполнены. Однако исследование может быть продолжено для послевузовского обучения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кошенов, Камбарбек Сапашович, 2007 год

1. Аванесов B.C., Вербицский А.А. Основы педагогики и психологии высшей школы. М.: Университет, 1986. - 304 с.

2. Азаров Ю. Студент: возможности личностного роста// Высшее образование в России. 2002. №1 - С. 50 - 57.

3. Алексеев Н., Розин В., Шедровский Г. Педагогика и логика: Сборник. -М.: Кастиль, 1993-415 с.

4. Алексеева Л.Г., Дружинин В. Н., Шадриков В. Д. Развитие и диагностика способностей.-М: Наука, 1991.-181 с.

5. Активные методы обучения в системе непрерывного образования.: Сб. научных статей./Под редакцией Л.М. Оржековской. СПб.: Изд-во СПб. университета, 1991.- 128 с.

6. Ананьев Б.Г. Пространственное различение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1955. -188 с.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: ЛГУ, 1968. — 339 с.

8. Андреев В.И. Интенсификация творческой деятельности студентов.- Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. 197 с. - 9. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. - М: Академия, 1999.-160 с.

9. Андрюхина И.Ю. Система профессионализации учащихся в условияхпреемственности «школа-среднепрофессиональное учебное заведение». -дис. канд. пед. наук. Владивосток, 2002. — 190 с.

10. Анисимов Н.Н. Основы рисования. М.: Стройиздат, 1974. - 156 с.

11. Анисимов О.С. Основы методологического мышления. М.: Наука, 1989.-412 с.

12. Анохин П. К. Филосовские аспекты теории функциональных систем. М.:1. Наука, 1978.-240 с.

13. Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе, егозакономерности, основы и методы. -М.: Высш. шк., 1980. 368 с.

14. Арнхейм Рудольф Новые очерки по психологии искусства: / Пер. с англ.1. М.: Прометей, 1994 352 с.

15. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль,1976.-158 с.

16. Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. Т. 1. -М.:1. Экономика, 1989. 304 с.

17. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М: Педагогика, 1977.-255 с.

18. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения.-М.: Знание,1987.80 с.

19. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования М.: Стройиздат,1982.-224 с.

20. Барщь А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960. - 300 с.

21. Баталов А.А. Понятие профессионального мышления. Томск: Изд-во

22. Томского ун-та- 1985. 228 с.

23. БатаршевА.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1996. - 90 с.

24. Батаршев А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе (Теоретико-методологический аспект) Под ред. А.П. Беляевой. СПб.: Изд. Ин-т профтехобразования РАО, 1996. -91 с.

25. Библер В. С. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

26. Богоявленский Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов на/Д: Изд-во ун-та, 1983. 173 с.

27. Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. — М.: Ростов на/Д, Учитель, 1999.-559 с.

28. Боно Эдвард Де. Рождение новой идеи. — М.: Пресс, 1976. — 142 с.

29. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков. М.: Педагогика, 1979. - 255 с.

30. Бочарова Е. П. Дидактические основы обучения будущих специалистов самоконтролю знаний. — Владивосток: ДВГТУ, 1995. — 92 с.

31. Знание, 1996.-336 с. 34.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.

32. Бергстон А. Творческая эволюция. М.: Конон - пресс, 1998. - 384 с.

33. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979.230 с.

34. Буткевич О.В. Координаты творчества: Критико-эстетические заметки. -Л.: Художник РСФСР, 1976. 184 с.

35. Вербитский А.А. Активное обучение в высшей школе контексный подход. -М.: Высш. шк, 1991. 225с.

36. Введение в психологию./ Под редакцией А. В. Петровского М.: Академа, 1997.-450 с.

37. Волков И.П. Художественная студия в школе. М.: Просвещение, 1993. -127 с.

38. Волков Н.Н. Восприятие пространства и рисунка. — М.: Изд-во Академия пед. наук РСФСР, 1950. 507 с.

39. Вульфсон С. И. Уроки профессионального творчества. М.: Академа, 1999.-160 с.

40. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 343 с.

41. Выготский Л.С. Творческое воображение в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. 94 с.

42. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика Пресс, 1999. -536 с.

43. Вяткин Л.Г. Актуальные проблемы развития самостоятельной учебной деятельности студентов. Саратов.: Изд-во Саратов, ун-та, 1986. - 62 с.

44. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства М.: Изд-во пед. ун-та, 1988.-255 с.

45. Галаова Б.Н. Реализация преемственности в учебно-воспитательном комплексе « Интеллект»/ сб. научных трудов. Сев. Осетинск: Сев. Осет. ун-т им. Хетогурова.-2001 -вып.2. С. 183 - 186

46. Гальперин П. Я., Талызина Н.Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся. М.: Изд-во МГУ, 1972. - 212 с.

47. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт изд-во «Флинта», 1998. — 428 с.

48. Годник СМ. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж.: Изд-во Воронеж, ун-та, 1981. - 208 с.

49. Годник СМ. Преемственность воспитательно-образовательной деятельности в условиях непрерывного образования. / Под ред. Б.С. Гершунекого. М.: Педагогика, 1990. -200 с.

50. Глазычев B.JI. Эволюция творчества в архитектуре. М.: Знание, 1986. -182 с.

51. Говорун Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства. Киев: Высща школа, 1990. - 144 с.

52. Грекова Н.П. Активизация самостоятельной учебной работы студентов. -Минск: Изд-во Минского ун-та, 1985. 174 с.

53. Давыдов В.В., Виды обобщения в обучении. -М.: Педагогика, 1972. 369 с.

54. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Рос. академия образования: Психологический институт ИНТОР, 1996. - 554 с.

55. Дидактика средней школы. / Под ред. М.Н. Скаткина М.: Просвещение, 1982.-319 с.

56. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. Как мы мыслим (пер. с англ. Н.М. Никольской). М.: Лабиринт, 1999. - 186 с.

57. Жуковский В. И. Зримая сущность.: Визуальное мышление в ИЗО искусстве. Свердловск: Уральский институт, 1991. — 185 с.

58. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: Педагогика, 1990.-165 с.

59. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. -М.: Просвящение, 1988. 269 с.

60. Зверев И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. - 160 с.

61. Зиглер Д, Хьелл JT. Теория личности. СПб.: ЛГУ, 1997. - 608 с.

62. Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вучечич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. М.: Изд-во московского ун-та, 1980, -272 с.

63. Иванкина Л.И., Коваленко А.В. Психология и педагогика высшей школы: Конспект лекций. Томск: Изд-во ТПУ, 1999. - 84 с.

64. Игнатьев Е.И. Психология Изобразительной деятельности детей. М.:1. Учпедгиз, 1961.-223 с.

65. Известия академии наук / Ш. И. Ганелин. Преемственность учебновоспитательной работы в 4 5 классах. - М.: Академия пед. наук, 1955. -215 с.

66. Индивидуализация обучения./ Под редакцией И.Л. Науменко. Саранск:

67. Мордовский ордена дружбы народов университет, 1990. 130 с.

68. Каган В.И., Сычеников И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М.: Высш. школа, 1987. - 142 с.

69. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: ЛГУ, 1991. -384 с.

70. Каган М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. 328 с.

71. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности. М.: Просвещение, 1968. -288 с.

72. Калина Н.Д. Сближение науки и искусства шаг к обновлению культуры: Материалы региональной конф. «Высшее образование на Дальнем Востоке - история, современность, будущее. Владивосток: ДВГУ, 1998., С. 257-259

73. Калина Н.Д. Формирование объединенных качеств художника, ученого, инженера. Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества.//Материалы 1-й международной научной конф. Владивосток, 1999., С. 71-73

74. Калина Н.Д. Знания главное средство проектного творчества// Материалы международной конференции «Современные проблемы высшего образования в странах АТР». Владивосток: ДВГТУ, 1999., С. 85

75. Калина Н.Д. Закон формы основа формотворчества// Труды ДВГТУ. выпуск 123. Владивосток, 1999., С. 74 - 77

76. Калина Н.Д. Конструктная форма обучения необходимая ступень в развитии творческих способностей дизайнера// Труды ДВГТУ. Выпуск 125, Изд-во ДВГТУ, 2000., С.79 - 82

77. Калина Н.Д., Васильева Т.В. Развитие способностей к конструктивно-изобразительной деятельности в условиях архитектурного вуза// Труды ДВГТУ. Выпуск 126. Изд-во ДВГТУ, 2000., С. 149 -157

78. Калина Н.Д. Моделирование системы конструктов в качестве основы профессионального формирования специалиста архитектора-дизайнера.// Научная конференция «Вологдинские чтения». Архитектура и строительство. Изд-во ДВГТУ, 2001., С. 5 7

79. Калина Н.Д. Формирование профессиональных умений графического моделирования архитектора-дизайнера.// АКМЕОЛОГИЯ 2001: Научная сессия/ Под ред. Н.В. Кузьминой, А.В. Зимичева СПб.: академия, 2001., С. 160.

80. Кантор К.М. Опыт социально— философского объяснения проектных возможностей дизайна// Вопр. философии. —1981. №11 - С.87.

81. Карпов А.В. Психологический анализ процессов принятия решения в деятельности. Ярославль: Ярославского ун-та, 1985. - 80 с.

82. Карпов В.В., Катханов М.Н. Инвариантная модель интенсивной технологии при многоступенчатой подготовке в вузе. М.: Исследовательский центр, 1992.-141 с.

83. Келасьев В.И. Структурная модель мышления: Проблемы генезиса психики. -Л.: ЛГУ, 1984.-216с.

84. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. М. Высш. шк.,1962. - 270 с.

85. Келлер В., Коффка К. Гельштат психология. М.: ACT, 1998. - 682 с.

86. Кларин М.В. Инновации в обучении. — М: Наука, 1997. — 223 с.

87. Клещева Н.А., Штагер Е.В. Построение информационных моделей учебных дисциплин. Владивосток: ДВГТУ, 1998. - 80 с.

88. Кригер В.Ф. Пространственно-графическое моделирование и развитие творческих способностей студентов. -Воронеж: Изд -во Воронеж. Ун-та, 1989.-183 с.

89. Кроль В.М. Психология и педагогика. М.: Высш. Шк., 2001. - 320 с.

90. Кудин Г.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. -М.: Знание, 1988.-80 с.

91. Кузьмина А.А. Категория причинности и практика.- М.: Высш. шк.,1964.- 96 с.

92. Кузьмина Н.В. Методы системного исследования в педагогике. JL: ЛГУ, 1980.-172 с.

93. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. - 117 с.

94. Кулюткин Ю. Н. Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990. - 290 с.

95. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. -М.: Педагогика, 1977. 152 с.

96. Кустов Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и вузах. Саратов: Из - во Саратов, ун-та, 1990. - 160 с.

97. Кустов Ю.А. Преемственность профессионально-технической школы и среднего специального образования./ Гос. ком. СССР по нар. Обр. Ростов н/Д, 1989.- 140 с.

98. Ю2.Лернер Г.И. Психология восприятия объемных форм. —М.: Изд-во Московского ун-та, 1980. 136 с.

99. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. — М.: Наука, 1980.-280 с.

100. Ю4.Матюшкина А. М. Развитие творческой активности школьников. — М.: Педагогика, 1991. 155 с.

101. Маргулис Е. Д. Коллективная деятельность учащихся. Киев: Высш. Шк, 1990.-134с.

102. Махмудов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.

103. Мерлин B.C. Структура личности, характер, способности. — Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1990. 110 с.

104. Мещеряков В.Т. Развитие представлений о гармонии. Л.: Наука, 1981. -203 с.

105. Ю9.Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику / М.: Ин-т. практической психологии, 1997. - 368 с.

106. ПО.Найссер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981. - 230 с.

107. Неменский Б.М. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе. М.: РОУ, 1992.-198 с.

108. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1988. 167 с.

109. Никитина Г.В. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. М.: Наука, 1992. - 189 с.

110. Никифорова Г.С. Психология профессиональной подготовки. СПб.: пед. ун-та, 1993.-170 с.

111. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭ и У, 1988. 175 с.

112. Новые ценности образования: тезариус для учителей и школьных психологов. М.: Цецеро, 1995. - 113 с.

113. Оконь В. Введение в дидактику / Пер. с польск. Л.Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина -М.: Высш. шк., 1990.-382 с.

114. Оржековская Л.М. Активные методы обучения в системе непрерывного образования. / Сборник научных трудов СПб.: пед. ун-та, 1991. - 128 с.

115. Основы профессиональной культуры./ Под редакцией В.Д. Симоненко. -Брянск: Изд во Брянск, гос. пед. ун-та. 1997. - 307 с.

116. Пармон Ф.М., Кондратенко Т.П. Рисунок и графика костюма. М.: Легпромбытиздат, 1987. - 208 с.

117. Педагогика. / Под ред. П.М. Гапонова. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1987.-320 с.

118. Перспективность и преемственность в обучении / под ред. А.Н. Матвеевой. М.: Просвещение, 1982. - 240 с.

119. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под редакцией Б.С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. - 224 с.

120. Петровский А.В. Психология о каждом и каждому о психологии. 2-е изд. - М.: Изд-во РОУ, 1996. - 328 с.

121. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников. М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

122. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания: Первая кн. Учителя. М.: Пер. О-во России, 1999.-212 с.

123. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. - 215 с.

124. Платонов К.К., Адаскин Б. И. Об обучении и формировании личности учащегося. — М.: Высш. шк., 1966. 224 с.

125. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство. М.: ИНТОР, 1995. - 47 с.

126. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: Академия пед. наук, 1960.- 352 с.

127. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989. - 205 с.

128. Преемственность обучения математике / Под ред. A.M. Пышкало. М.: Просвещение, 1978. — 240 с.

129. Профессионализм педагога: Сб. научных статей: В 2 ч. /Под редакцией Кузьминой Н.В. Ижевск: Санкт - Петербург, 1992. Ч. 1. - 148с; Ч. 2 -140 с.

130. Психологические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов./ Под редакцией Б.Г. Ананьева. Л.: ЛГУ, 1976. - 248 с.

131. Психологический словарь./ Под редакцией В.П. Зинченко В.Г. Мещерякова. М.: Педагогика — Пресс, 1999. — 438 с.

132. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности./ Под редакцией Г.С. Никифорова. -СПб.: ЛГУ, 1991. 153 с.

133. Практикум по общей психологии./ Под редакцией А.И. Щербакова М.: Просвещение, 1979- 301 с.

134. Пугач Г. В. Познавательная активность человека. М.: Полит, лит-ра, 1985.-95 с.

135. Радугина А.А. Психология и педагогика. М.: Центр, 1997. - 256 с.

136. НО.Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980.-288 с.

137. Роберт Дилтс Моделирование с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2000. -288с.

138. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1984. - 240 с.

139. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. — М.: Изд-во академия наук1. СССР, 1957.-238 с.

140. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 705 с.

141. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

142. Селиванов В.В. Мышление художника и современность. — М.: Знание, 1983.-32 с.

143. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры. М.: Вентана-Граф, 2000. - 175 с.

144. Скаткин М.И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения. М.: Флинта, 1998. - 360 с.

145. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения: проблемы и суждения. -М.: Педагогика, 1971. 206 с.

146. Сластенин В. А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. — М.:Школа-Пресс,2000.-512с.

147. Смирнов А.А. Избранные психологические труды. М.: Академия пед. наук, 1987.-344 с.

148. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. — М.: Академия, 1998. — 512 с.

149. Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности. — М., Педагогика Пресс, 1995. — 225 с.

150. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. — М.: Высшая школа, 2001.-343 с,

151. Советский словарь по педагогике/ Составитель Рапацевич Е.С. М.: «Современное слово», 2001. - 921с.

152. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: АСАДЕМА, 1999. - 366 с.

153. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. - 600 с.

154. Степанов А.В., Иванова Т.И., Нечаев Н.Н. Архитектура и психология. -М.: Строиздат, 1993. 295 с.

155. Суходолова Г. М. Образовательная область. Искусство. Владивосток: ПИППКРО, 1995.-61с.

156. Столяренко Л.Д. Самыгин СИ. 100 экзаменационных ответов по педагогике. Ростов на/Д.: Март, 2000. - 256с.

157. Сысоева Г.М. Междисциплинарные связи залог качественных знаний будущего специалиста./ Совр. проблемы высшего образования в странах АТР: материалы научно-методической конференции. Изд-во ДВГТУ, 1998., С.267.

158. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Пед. ун-та, 1984.-344 с.

159. Талызина Н.Ф. Психодиагностика: теория и практика. М.: Пресс, 1986. -205 с.

160. Талызина Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения. -М.: Знание, 1968.- 102 с.

161. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РФ, 1961. -419с.

162. Тихомиров O.K. Психологические механизмы целеобразования. М.: Наука, 1977.-260 с.

163. Тихонов СВ., Демьянов В.Г., Подрезков В.Б. Рисунок: Специальность архитектура. М: Стройиздат, 1983. - 295 с.

164. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995. — 400 с.

165. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Юрист, 1997. - 506 с.

166. Цапок В.А. Творчество. Философский аспект проблемы. — М.: Наука, 1989.-148 с.

167. Чугунова Э.С. Психология инженерного творчества.- М.: Знание, 1990,32 с.

168. Чудровский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. — М.: Знание, 1990.-80 с.

169. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Корпорация «Логос», 1994.-320 с.

170. Шалова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Знание, 1979. - 96 с.

171. Шалова Т.И. Проблемный подход в обучении. Новосибирск: Западно -сибирское книжное изд-во, 1969. - 68 с.

172. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 1999.-288 с.

173. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов.- М.: Высшая школа, 1982. — 224 с.

174. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. -Каунас: Швиеса, 1989.-272 с.

175. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. -М.: Педагогика, 1980. 240 с.

176. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. JL: Изд-во Лен. ун-та, 1988.-160 с.

177. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М.: Изд-во Лен. ун-та, 1994.-154 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.