Идея этико-правового синтеза в философии права А. С. Ященко тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Макаров, Роман Николаевич

  • Макаров, Роман Николаевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Тула
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 127
Макаров, Роман Николаевич. Идея этико-правового синтеза в философии права А. С. Ященко: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Тула. 2003. 127 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Макаров, Роман Николаевич

ВВЕДЕНИЕ.С.З

Глава первая. Критика А.С. Ященко теорий соотношения ■ морали и права в русской философии права конца XIX начала XX вв.С.

§1.Критика дуализма в русской философии права.С.

§2.Критика юридического позитивизма (Г.Ф. Шершеневич,

JI.A. Петражицкий, Н.И. Коркунов).С.

Глава 2. Предпосылки и основания этико-правового синтеза щ в философии права А.С. Ященко.С.

§ 1. Идея равновесия как синтезирующий принцип права и нравственности.С.

§2. Идея синтеза как основание учения об обществе.С.

§3. Понятие права в синтетической теории А.С. Ященко.С.

Глава 3. Принципы обоснования морали в синтетической теории А.С. Ященко.С.

§1. Синтетическая критика автономной этики Канта.С.

§2. Синтетическая критика имманентно-эмпирических теорий морали.С.

0 §3. Обоснование гетерономно - синтетической этики.С Л

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идея этико-правового синтеза в философии права А. С. Ященко»

Актуальность темы:

Формирование нравственной и правовой культуры современного российского общества предполагает переосмысление и переоценку сложившейся системы ценностей, нравственно-правовых норм и идеалов.

В современной духовной ситуации этическая и правовая науки могут эффективно развиваться, лишь опираясь на духовный опыт народа, сконцентрированный в его нравственных ценностях, правосознании и вере. Этот опыт нашел свое отражение в русской философии права, возрождении которой должно стать одним из необходимых факторах формирования нравственной и правовой культуры российского общества.

Одной из актуальных проблем социальной науки является проблема соотношения и взаимосвязи нравственности и права в современном обществе. Эта классическая проблема приобрела в конце XX века особую остроту и значимость в связи с определением фундаментальных ценностных оснований социально-политических стратегий человеческой жизни и современного типа коммуникаций. Свидетельством этому может служить широкая общеевропейская дискуссия между представителями «либеральной» и «коммунитаристской» направлениями общественной мысли, которая была в центре социально-философской и этической науки в 80-е- 90-е годы.1 Весьма существенное место в ходе этой дискуссии отводилось проблеме взаимосвязи морали и права и их влиянию на обоснование социально-политической структуры общества.

В своем пост - классическом варианте данная проблема намечается и прослеживается уже в русской философии права первой половины XX века. Одним из ярких представителей этого направления явился А.С. Ященко.

Имя Ященко Александра Семеновича (24.02.1877-10.06.1934),выдающегося русского ученого-юриста, долго не было известно широкому кругу философов и правоведов в России. «Биографических сведений об Александре Семеновиче Ященко составителями не найдено», -так в 1997 году в антологии «Русская философия права: философия веры и нравственности» (Спб.,1997. С.360) были представлены первые отрывки работы А.С. Ященко «Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства». Юрьев, 1912. Позже, в 1999 году в энциклопедическом издании П.В. Алексеева «Философы России XIX - XX столетий. Биография, идеи, труды». Академический проект. М.,1999, появится статья о жизненном и творческом пути А.С. Ященко. Параллельно в том же 1999 году в издательстве «Алетейя» совместно с Санкт- Петербургским университетом МВД России в серии «Классики русской философии права» выходят два фундаментальных труда А.С. Ященко «Философия права B.C. Соловьева» и «Теория федерализма. Опыт синтетической теории права».

А.С. Ященко родился в 1877 году, в Ставрополе. Потупив на математический факультет Московского университета, он затем перевелся на юридический, который блестяще закончил в 1900 году. Его ученая карьера складывалась чрезвычайно удачно. После окончания университета Ященко был оставлен на кафедре международного права университета. В 1905 году он был командирован Берлин для завершения магистерской диссертации, а в 1907 году он — приват-доцент Московского университета, с 1909 года — экстраординарный профессор Юрьевского университета по кафедре энциклопедии и философии права. В эти годы он пишет и защищает в Московском университете (1913) диссертацию на тему: «Теория федерализма. Опыт синтетической теории права». В этом же, в 1913 году Ященко становится профессором Петербургского университета. К этим годам относится, также, подготовка и написание уникального труда «Русская библиография по философии и религии с начала письменности и по наши дни», которую удалось опубликовать частично в «Ученых записках Императорского Юрьевского университета» в 1915 г. Этот труд представлял собой «очень обстоятельную и тщательно составленную библиографию» (Машкова М.В. История русской библиографии начала XX века. М.Д969.С. 246). В 1917-1918 гг. Ященко был профессором права в Пермском университете. В эти годы он уезжает в научную командировку в Берлин, откуда отказывается возвращаться в Советскую Россию. В Берлине в полной мере проявляется издательский талант Ященко. Так, в 1920 году он принимает активное участие в газете «Голос России», участвует в издании журнала «Жизнь» и «Русский эмигрант», основывает и редактирует крупнейшие журналы 20-х годов «Русская книга», «Вестник русского книжного рынка», журнала «Научная жизнь», «Вестник самообразования». С 1924 года Ященко жил в Литве и работал ординарным профессором юридического факультета Каунасского университета, заведующим кафедрой международного права. В начале 30-х годов он возвращается в Берлин, где умирает в 1934 году.

Кроме указанных выше работ А.С. Ященко отметим следующие его труды: «Международный федерализм. Идея юридической организации человечества в политических учениях до конца XYIII в.'7/Ученые записки Императорского Московского университета, юридического факультета. Вып. 32.М.Д909. "Синтетическая точка зрения в юридических теориях". СПб., 1912. "Русская политическая литература заграницей" //Русская книга. Берлин, 1921.

Творчество Ященко во многом предвосхитило современную постановку проблемы морали и права, особенно в плане их синтетического единства. Однако его фигура по различным причинам оказалась в тени таких авторитетов русской моральной и правовой философии, как B.C. Соловьев, Л.И. Петражицкий, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Е.Н. Трубецкой, И.А. Ильин и др.

Между тем, этико-правовое учение Ященко при всей ее ориентации на религиозно-философскую традицию обоснования права, и в первую очередь, на нравственно-правовое учение Соловьева, отличается безусловной новизной и оригинальностью. Это особенно очевидно в свете современных требований возрождения этико-правовой культуры российского общества, в основе которой должно лежать единство нравственного, правового и религиозного сознания.

Состояние исследования и уровень разработанности проблемы

А.С. Ященко является типичным выразителем русской философии права. Из тех своеобразных элементов русской философии права, которые, по словам П.И. Новгородцева, составляют ее отличительные особенности, учению Ященко в наибольшей степени соответствует: не раскол между правом и нравственностью, как это происходит в западном юридическом позитивизме, а непосредственная связность права и нравственности и подчинение их более высокому религиозному закону.2

Оригинальность философии права Ященко проявилась в том, что он попытался обосновать в рамках синтетической теории гармонию трех начал общественной жизни: право, нравственности и религии. В этом смысле его учение недостаточно характеризовать только как этико-правовой синтез, подчиненный высшему религиозному началу. Правильнее было бы квалифицировать его точку зрения как синтез трех начал: право, нравственности и религии. Характерным является и то, что данная точка зрения органически вписывается в русскую традицию философии права.

В этой связи философия права Ященко может быть адекватно понята и оценена только в контексте этой традиции. В своих работах Ященко постоянно опирается на труды отечественных теоретиков и философов права. Однако контекст его исследования имеет, преимущественно, критический характер и предполагает позитивное развертывание идеи того или иного автора. Вследствие этого в данном исследовании мы обращаемся к тем работам в области русской философии и теории права, которые оказали прямое и косвенное влияние на синтетическую теорию Ященко.

Это работы B.C. Соловьева, П.И. Новгородцева, С.Н. и Е.Н. Трубецких, Л.И. Петражицкого, Н.Н. Алексеева, Н.М. Коркунова,3 и т.д.

2 Новгородцев П.И. Соч. М.,1995. С.374.

J Соловьев B.C. Право и нравственность. Очерки из прикладной этики Вл. Соловьева. СПб., 1897. Дебольский Н. О высшем благе. М., 1886; Философия права и нравственности профессора Л.И. Петражицкого. СПб., 1909; Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978; Иванов Г.А. Новая теория права и нравственности, ее критика и монистическое понимание этики. СПб., 1912; Ильин И.А. Понятие права и силы. Вопросы философии и психологии, 1910; Кистяковский Б.А. Реальность объективного права// Логос, 1911, вып. 11; Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права, М., 1916; Коркунов Н.М. Лекции по энциклопедии права. СПб., 1880; Энциклопедия права. Кн. 1-2. СПб., 1883; Лекции по общей теории права, 1894; История философии права. СПб., 1896; Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. М.,1896. С.1-22; Кант и Гегель. М., 1901; Идея права в философии B.C. Соловьева//Вопросы и психологии. 1901. Кн. 56; Нравственный идеализм в философии права. //Проблемы идеализма, 1902. С.236-296; Государство и право// Вопросы философии и психологии. Кн. 74-75; Кризис современного правосознания. М.,1908; Теория права и государства в связи с

Наряду с этим Ященко широко использует зарубежную литературу в области теории и философии права4.

В отличие от учения его именитых современников синтетическая теория Ященко до сих пор не стала предметом специального исследования. Вышедшая в 1999 году в серии «Классики русской философии права» книга Ященко, включающая две его главные работы: «Философия права B.C. Соловьева» (1911) и «Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства» (1912); (из 6 глав данной книги представлено 3), является практически единственным современным изданием его трудов, нуждающимся в более тщательном научном комментировании. Вместе с тем большое значение для философии и этики права имеет работа Ященко «Международный федерализм: идея юридической организации человечества в политических учениях до конца XYIII века. М.,1909, в которой исследованы исторические предпосылки этико-правового синтеза, прослежена взаимосвязь морали и права в истории европейской культуры, а также обоснована идея всемирного права как исторический прототип синтетической теории права.

Однако, несмотря на отсутствие специального интереса к творчеству Ященко в отечественном и зарубежном правоведении, основная тема его философии права - проблема соотношения и синтеза нравственности, права и религии, стала одной из ключевых проблем теоретико-правовых и этико-прикладных исследований.

Эта тема, стоящая в центре синтетической теории права Ященко, получила в контексте современной философско-правовой науки, следующие проблемные точки исследования:

1) выяснение идеи и сущности права в связи с проблемой соотношения морали и права и этическим оправданием права5; теорией нравственности. Т. 1-2. СПб., 1909-1910;Петражицкий Л.А. Очерки философии права. Вып.1. СПб., Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998. 1900; Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал. М.,1880; Религиозные основы жизни. СПб., 1885; Духовные основы жизни. СПб., Оправдание добра. Нравственная философия Вл. Соловьева. М., 1897; Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1898; Крушение теократии в творениях B.C. Соловьева.//Русская мысль, 1912, январь; №2; М., 1908; Чичерин Б.Н. Мистицизм в науке. М., 1880; Философия права. М., 1900; Нравственный мир//Чичерин Б.Н. Наука и религия. М., 1879. С. 123160; ГГалиенко Н.И. Новая психологическая теория права и понятие права//Временник Демидовского юридического лицея, 1901. Кн. 82;Об одной защите эмоциональной теории права.//Право,1910, №12; Учение о существе права и правовой связанности государства. Харьков, 1908; Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб., 1907; Общее учение о государстве и праве. М., 1911; Общая теория права. Вып. 1-4. М., 1910-1912;

4 Cohen G. Kant's Begrundung der Ethic В., 1889; Harurijn M. Principes de droit public, 1910, Precis de droit constitutionnel, 1923; Gierke O. Das deutsche Genossenschaftsreht/ Bd. 1-4. В., 1868-1913, Giddings F. The principles of sociology. N. Y.-L., 1926; Основания социологии. Киев-Харьков, 1898; Гюйо (Guyau) Ж. Нравственность без обязательств и без санкций. М., 1923; Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства М., 1909; Еллинек Г. Система субъективного публичного права. М., 1892; Социально-этическое значение права, неправды и наказания. М., 1910; Общее учение о государстве и праве; Тард (Tarde) Г. Законы подражания. СПб., 1892; Фулье (Фуйе) (Fouillee) Современная наука об обществе. М., 1895; Штаммлер (Stammler) Р. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории. СПб., 1899; Erich Jang Das Problem des naturlichen Rechts/ Leipzig, 1912.

5 Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001; Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX века//Вопросы философии, №8, 1991. С. 25-41; Гориу Графский В.Г. Право, мораль и политика в социологизированной юриспруденции Дворкин Р. Империя права. Кэмбридж, 1987; П.А. Сорокина//Право и политика. 2000, №2;

2) определение взаимосвязи религии и права6

3) обоснование этико-правового синтеза7

Современный интерес к этим проблемам подтверждает актуальность философско-правового учения Ященко. При этом следует иметь в виду, что синтетическая теория права не была для Ященко самоцелью. Свою главную задачу он видел в построении юридически обоснованной теории федерализма. Именно с этой целью Ященко дает логически последовательное и систематическое изложение основных социальных наук: социологии, этики, философии права и политологии.

Цель настоящего исследования заключается в реконструкции общей системы социальной философии Ященко, включающей в себя социологию, этику, философию права, политологию, а также в специальном рассмотрении основных блоков его социальной концепции: этики и философии права, прежде всего, с точки зрения соотношения морали и права и синтеза трех сторон общественной жизни: нравственности, права и религии.

При этом своеобразие этико-правового учения Ященко состоит в том, что он не ограничивается только обоснованием синтеза нравственности и права, но и предпринимает попытку построения новой теории нравственности: гетерономно-синтетической этики.

Эта цель определяет постановку и решение следующих задач:

1. определение философско-методологических оснований критики Ященко проблем соотношения морали и права в русской философии права; 2. сравнительный анализ «теории равновесия» B.C. Соловьева и «теории синтеза А.С. Ященко; рассмотрение теории синтеза как продолжение и развитие теории равновесия B.C. Соловьева;

Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М„ 2002; Ллойд Д. Идея права. Репрессивное зло или социальная необходимость. М., 2002; Нерсесянц B.C. Философия права: либертарно-юридическая концепция. Вопросы философии №3, 2002;Поппе Б. Критика методологических основ теорий права и нравственности. СПб., 1912; Райнах А. Априорные основания гражданского права//Собр. Соч. М.,2001; Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб., 1997; Сергеевич В. Новое учение о праве и нравственности.//Журн. Мин. Юстиции, 1909, №2; Мой ответ Петражицкому.//Журн. Мин. Юстиции, 1910, Соловьев B.C. Право и нравственность. Очерки из прикладной этики Вл. Соловьева. СПб., 1897; Соловьев Э.Ю. Кант: взаимодополняемость морали и права. М., 1992; Петражицкий Л.А Введение в изучении права и нравственности. Эмоциональная психология. СПб., 1905; Хвостов В. Общая теория права. Учение проф. Петражицкого о праве и нравственности. Этюды по современной этике;

6Алексеев Н.Н. Религия, право, нравственность. Париж, 1930; Берман Г. Дж. Право и закон: примирение права и религии. M., 1999; Величко A.M. Христианство и социальный идеал. М.-СПб, 2000; Величко A.M. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. СПб., 1999; Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права.//Новгородцев П.И. Соч. М. 1995; Чичнева Е.А. Взаимосвязь права и религии в сравнительных исследованиях российского и западного права//Философские науки №1, 2003;

7 Графский В.Г. Общая теория права П.А. Сорокина: на пути к интегральному (синтезированному) правопознанию/УГосударство и право, 2000,№1; Поляков А.В. Возможна ли интегральная теория права?//Государство и право на рубеже веков (материалы всероссийской конференции «Проблемы теории и истории»), М., 2000; Поляков А.В. Общая теория права; феноменолого-коммуникативный подход. СПб., 2003; Реймерс Н.А, Мораль и право. Очерк морфологии нравственного сознания. Париж, 1934; Серов Н.Г. Интегральная теория П.А. Сорокина и перспективы ее развития/Журнал социологии и социальной антропологии, 2001, №2.

3. определение категории синтеза как понятия, выполняющего роль децентрализации основных элементов социума: права, морали, государства и общества, в связи с чем проанализировать понятия гетерономности, децентрализации и равновесия как основных структурных элементов синтетической теории Ященко;

4. определение понятия федерализма как центральной категории правовой системы А.С. Ященко;

5. анализ критики односторонних подходов в понимании общества, морали и права в синтетической теории А.С. Ященко;

6. определение на основе синтетического подхода теории федерализма А.С. Ященко сущности и характера права, анализ исторической перспективы права;

7. определение на основе синтетического подхода теории федерализма А.С. Ященко сущности и характера морали и определение моральной теории Ященко как гетерономно - синтетической этики;

8. анализ синтетической критики А.С. Ященко автономной этики Канта и имманентно-синтетических теорий морали.

9. показать, что теория федерализма А.С. Ященко представляет собой один из моментов синтеза, которые характеризуются позитивным единством трех общественных начал: права, нравственности и религии;

Методологические принципы исследования Исследование творческого наследия А.С. Ященко связано с особенностями его методов исследования. Исходной методологической установкой анализа сущности права в его синтетической теории является выявление и обоснование сущности права через его взаимосвязь с моралью и обществом. Это достигается, прежде всего, через критический анализ различных теорий о праве и морали, сравнительно-исторический и прогностический принципы исследования. В связи с этим в диссертационном исследовании используются следующие методологические принципы: критический анализ этических и правовых теорий, сравнительный анализ правовых, социологических и этических теорий в их историко-философском контексте, что дает возможность обоснования характера и сущности синтетической теории Ященко. Критический, сравнительно-исторический методы исследования дают возможность определить место его синтетической теории права в рамках философии и этики права, выявить историко-философские и идейные корни синтетической теории права, показать своеобразие и актуальность теории федерализма А.С. Ященко. Критический анализ различных теорий в философии права, рассматриваемых в работах Ященко, позволил определить основные структурные категории его синтетической теории, такие как категории гетерономности, децентрализации, синтеза. Сравнительный анализ дал возможность показать научную состоятельность и ценность, определить своеобразие и самостоятельность по отношению к другим историко-философским направлениям. В этом отношении своебразием и оригинальностью концептуального построения отличается представленная Ященко гетерономно - синтетическая теория морали.

Научная новизна и ценность исследования: Научная новизна и ценность определяются тем, что в настоящем диссертационном исследовании впервые осуществлена попытка целостного исследования проблемы соотношения морали и права синтетической теории права известного русского теоретика права, философа и мыслителя А.С. Ященко. Теоретическая значимость работы заключается в том, что данное научное исследование создает основу для рассмотрения права в его синтетическом единстве с такими областями социума как мораль, религия. Такой подход к праву дает возможность создания целостной модели права, в единстве ее структурных элементов, четко определить ее историческую и нравственную перспективу, создать методологические основания для определения моральной и правовой нормативности, необходимых для регуляции общественных, правовых и нравственных отношений. Целостный подход к праву, представленный в синтетической теории права Ященко, имеет, также, важное значение для формирования правосознания личности, важным фактором которого является правильная нравственная самооценка, воспитание моральной ответственности и дисциплины. В данном диссертационном исследовании важнейшим фактором научной ценности и новизны исследования является, также, и то, что в теории федерализма А.С. Ященко, рассматривающей мораль и право в их методологическом и историческом единстве и взаимосвязи, мораль и право являются равно ценностными структурными элементами социума, взаимодополняющими и взаимно уравновешивающими друг друга: право в определенные исторические эпохи выступает как «принудительная мораль», мораль же как «внутреннее, субъективное право».

Результаты исследования: В ходе данного диссертационного исследования получены следующие результаты:

- определены роль и место права и нравственности в системе общественных отношений;

- на основе критического анализа теорий права в русской философии и теории права конца XIX начала XX вв., таких как теория оправдания естественного права(П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой), теории государственного права (Г.Ф. Шершеневич), теории разграничения интересов (Н.М. Коркунов), психологическая теория права (J1.A. Петражицкий) показана необходимость целостного синтетического подхода в исследовании проблемы права и нравственности;

- рассмотрены основные элементы права и морали, определены их специфика и взаимозависимость;

- рассмотрены основные методологические основания синтетической теории Ященко, выявлены основные категории: синтез, равновесие, децентрализация;

- определены место и значение синтетической теории А.С. Ященко в русской философии права.

Апробация исследования: Содержание работы было изложено в статьях, выступлениях на конференциях. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии и культурологии факультета искусств и гуманитарных наук ТГПУ им. JI.H. Толстого в апреле 2003 года. Материалы диссертационного исследования использованы в лекционных и семинарских занятиях по философии, в спецкурсах по философии права, теории и истории права.

Структура диссертационного исследования: Диссертационная работа состоит из введения, трех глав и 8 параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Макаров, Роман Николаевич

Выводы данной работы заключаются в следующих положениях: право-категория имеющая свою специфику и своеобразие, характеризующаяся специфической системой регуляции, имеющей соответствующую структуру, содержание нормативности, отличную от морали. Поэтому право нельзя смешивать с моралью (критика теорий естественного права). В то же самое время сущностный смысл и природу права можно определить только в соотнесении права с моралью (критика государственной теории права, правового позитивизма); определены исторические и философско-методологические истоки разделения морали и права, отрицающие целостную природу права (преодоление априоризма Канта в понимании идеи права); проведен сравнительный анализ синтетической теории Ященко и теории равновесия права B.C. Соловьева. Показано, что Ященко развивает теорию равновесия B.C. Соловьева, вводит новые категории, такие как федерализм, синтез, децентрализация, гетерономность, расширяя теоретическое и историческое поле своего исследования, связывая категорию права с реалиями нравственной правовой и государственной жизни. Для Ященко идея равновесия B.C. Соловьева - одна из характеристик синтеза - центральной категории его учения; показана оригинальность теории Ященко, выдвинувшего идею синтезирующего характера права, заключающуюся в неразрывном единстве морали и права, позитивного и естественного права; в этой связи в диссертационном исследовании подчеркивается, что рассмотрение права как целостного явления расширяет культурно-историческое пространство и перспективу права; определена сущностная характеристика права. В исторической перспективе право есть принудительно осуществленный минимум нравственных требований, нравственного добра. Специфика права заключается в равновесии двух элементов права - свободы и личного интереса, что является гарантией справедливого равенства как основы общественного порядка; выявлено обоснование моральной теории Ященко, которая строится на единстве метафизически-эмпирических начал этики и принципе «лично-общественной двусторонности». Эта моральная теория определяется нами как гетерономно-синтетическая этика. Гетерономно-синтетическое обоснование нравственности не может существовать вне религиозной организации, т.е. Церкви (организованное благочестие). Актуализация, деятельное начало этой высшей цели проявляется в праве, которое является минимумом нравственности. Таким образом, целостность права проявляется в органической связи с моралью и религией. В то же самое время нравственность проявляется в синтезе, с одной стороны в ее тесном взаимодействии с государством и Церковью, с другой - связывает Церковь с государством, с религией и правом. Власть государства, может иметь действительные полномочия только на основе солидарности с Церковью, на основе нравственного идеала. В синтетической теории права А.С. Ященко выразились традиции русской философии права. Сделана попытка синтеза наиболее передовых идей того времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Синтетическая теория А.С. Ященко в истории развития русской правовой и этической мысли, в силу объективных исторических причин развития России, остались невостребованными в нашей стране.

Синтез морали, права и религии, лежащий в основе теории Ященко о государстве и праве, рассмотренный им в свете федералистских тенденций исторического и общественного развития, доказывал необходимость свободного и достойного развития личности и общества в его исторической перспективе. Характерным является то, что Ященко, имеющий основательные, фундаментальные знания в области отечественного и западноевропейского истории, теории, философии права строит свою модель права на традициях русской философии права, основываясь на представлении о целостности связей личности, общества, права, морали и религии.

Идея этико-правового синтеза в учении Ященко вырастает из философии права В. Соловьева. Однако, эта идея - это не слепое следование учению Соловьева, а самостоятельная, оригинальная, своеобразная модель государства и права, основанная на историко-политологическом анализе исследования социально-политических и правовых систем, критическом анализе различных теорий права.

Главная цель исследований Ященко, прослеживающаяся в его работах «Международный федерализм: идея юридической организации человечества в политических учениях до конца XYIII века» и «Теории федерализма. Опыт синтетической теории права и государства» является создание «всемирного права», существующего в рамках «единого человечества», причем ценность этой идеи определяется синтезом этико-правового принципа. Эта мысль подтверждается историческим и теоретическим анализом государственно-правовых учений и идей, начиная с античности и заканчивая современными учениями. В этом плане характерным является применение Ященко историко-социологической и рационалистической методологии исследования, которая дает ему возможность ретроспективы критического анализа существующих государственно-правовых систем и одновременно установить перспективу дальнейшего развития. Ященко, таким образом, приходит к идее синтеза морали и права, исследуя государственно-правовые и общественные системы как бы изнутри: как скрупулезный историк и практикующий юрист и философ-метафизик.

Несомненной заслугой синтетического учения Ященко является понимание права как феномена, тесно связанного с моралью.

Право - категория, согласно его учению, имеющая свою специфику и своеобразие, характеризующаяся специфической системой регуляции, имеющей соответствующую структуру, содержание нормативности, отличную от морали. Поэтому право нельзя смешивать с моралью (критика теорий естественного права). В то же самое время сущностный смысл и природу права можно определить только в соотнесении права с моралью критика государственной теории права, правового позитивизма).

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Макаров, Роман Николаевич, 2003 год

1. Ященко А.С. Международный федерализм. Идея юридической организации человечества в политических учениях до конца XYIII века. // Ученые записки Императорского Московского ун-та юридического факультета. Вып. 32. М.,1909.

2. Ященко А.С. Новая теория государственного права. СПб., 1911.

3. Ященко А.С. Социальные задачи международного права. СПб.,1911.

4. Ященко А.С. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. Юрьев, 1912.

5. Ященко А.С. Политические учения в Англии в XYIII веке и в начале XX века. М.,1912.

6. Ященко А.С. Синтетическая точка зрения в юридических теориях. СПб., 1912.

7. Ященко А.С. Философия права Соловьева. СПб., 1912.

8. Ященко А.С. Роль России в сближении Востока и Запада. 1912.

9. Ященко А.С. Русская библиография по истории древней философии. Юрьев, 1915.

10. Ященко А.С. Русские интересы в Малой Азии. М., 1916.

11. Ященко А.С. Какие национальные требования справедливы? Пг.,1917.

12. Ященко А.С. Что такое федеративная республика и желательна ли она для России? М., 1917.

13. Ященко А.С. Русская политическая литература заграницей // Русская книга. Берлин, 1921. № 5,6.

14. Ященко А.С. О новых путях и «новом» искусстве// Новая русская книга. Берлин, 1922, № 3.1. Литература

15. Абросимова O.K. Взаимодействие права и морали в современном российском обществе. Автореферат дисс. Канд. Юрид наук. Саратов, 2001.

16. Азаркин Н.М. История юридической мысли России. Курс лекций. М., 1999.

17. Алексеев Л.И. Единство правовых и моральных норм в социалистическом обществе. М., 1968.

18. Алексеев Н.Н. Введение в изучение права. М., 1917.

19. Алексеев Н.Н. Идея государства. СПб., 2001.

20. Алексеев Н.Н. Обязанность и право.//Русский народ и государство. СПб.,1998.

21. Алексеев Н.Н. Основные предпосылки психологической теории права Л.И. Петражицкого // Юридический вестник. Кн. 4. М., 1913.

22. Алексеев Н.Н. Общее учение о праве. Симферополь, 1919.

23. Алексеев Н.Н. Обязанность и право//Русский народ и государство. СПб., 1998.

24. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1998.

25. Алексеев Н.Н. Очерки по общее теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки. М., 1920.

26. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998.

27. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001.

28. Алексеев Н.Н. Теория государства. Теоретическое огосударствление, государственное устройство, государственный идеал. П. 1930.

29. Алексеев Н.Н. Основы философии права. Прага, 1924

30. Алексеев Н.Н. Религия, право и нравственность. Париж, 1928.

31. Альбов А.П., Масленников Д.В., Сальников В.П. Русская философия права философия бытия, веры и нравственности // Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб., 1997.

32. Аннерс Э. История европейского права. М., 1996.

33. Арене Г. Юридическая энциклопедия или органическое изложение науки о праве и государстве на основании принципов этической философии права. М., 1863.

34. Антология мировой правовой мысли в пяти томах. V том. Россия. Конец XIX XX в. М., 1999

35. Байков А.Л. Междувластные и властные отношения в теории права. Ярославль, 1912.

36. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001.

37. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М., 1998.

38. Бакунин М.А. Бог и государство; Федерализм и антитеологизм; Письма о патриотизме; Народное дело // Бакунин М.А. Полное собрание сочинений в 2-х т. Т. 1.

39. Булгаков В.В. Концепция справедливости в праве. Автореф. Дисс. Канд. Юрид. Наук. Белгород, 2002.

40. Бержель Ж-Л. Общая теория права. М., 2000.

41. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

42. Берман Г. Дж. Право и закон: примирение права и религии. М., 1999.

43. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX в. // Вопросы философии, № 8,1991. С. 25-41.

44. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма//Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

45. Величко A.M. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. СПб., 1999.

46. Величко A.M. Христианство и социальный идеал. М.-СПб., 2000.

47. Вышеславцев Б.П. Мораль и закон// Этика преображенного Эроса. Проблемы закона и Благодати. М., 1994. С.30-37.

48. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

49. Гессен В.М. О науке права // Введение в изучение социальных наук: Сборник статей. СПб., 1903.

50. Гессен В.М. Теория правового государства // Политический строй современных государств: Сборник статей. М., 1905.

51. Гинс Г.К. Право и сила. Очерки по теории права и политики. Харбин, 1929.

52. Государство и право на рубеже веков (материалы всероссийской конференции): Проблемы теории и истории. М., 2001.

53. Графский В.Г. Право, мораль и политика в социологизированной юриспруденции П.А. Сорокина // Право и политика. 2000, №2.

54. Графский В.Г. Общая теория права П.А. Сорокина: на пути к интегральному (синтезированному) правопознанию // Государство и право. 2000. №1.

55. Гинцберг В. Учение Л.И. Петражицкого о праве и его предпосылки// Вопросы философии и психологии, 1909. Кн. 97.

56. Городненский Н. Г. Нравственная философия B.C. Соловьева// Богословский вестник, 1899, II .С. 287-301.

57. Городненский Н. Г. Нравственное сознание человечества. Сергиев-Посад, 1903.

58. Гроций Гуго О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняется естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1956.

59. Дебольский Н.Г. О высшем благе. М., 1886.

60. Дебольский Н.Г. Философия права и нравственности проф. Л. И. Петражицкого. СПб., 1909.

61. Дюги Леон. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. М., 1909.

62. Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды и наказания. М., 1910.

63. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1903.

64. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.2. 4.2. М., 1991. С. 126-128.

65. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978.

66. Иванов Г.А. Новая теория права и нравственности. Ее критика и монистическое понимание этики. СПб., 1912.

67. Иванова В.А. Учение Н.М. Коркунова о государстве и праве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кадидата юридических наук. М., 1976.

68. Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991.

69. Ильин И.А. Понятие права и силы. М. 1910.

70. Ильин И. А. Проблема современного правосознания. Берлин. 1923.

71. Ильин И.А О сущности правосознания. Мюнхен. 1956.

72. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг. в двух т. М.,1992.

73. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX начало XX века). М., 1991.

74. История русской правовой мысли. Биографии. Документы. Публикации. М., 1998.

75. Кант И. Метафизика нравов. Метафизические учения о праве// Кант И. Собр.соч. в 8 т. Т. 6. М., 1994. С. 224 413.

76. Кареев Н.И. Нужно ли возрождение естественного права?// Русское богатство, 1902, № 4.

77. Капустин М. Теория права. Общая догматика. М., 1868.

78. Капустин М. Юридическая энциклопедия (догматика). СПб., 1893.

79. Катков В.Д. Jurisprudentiae novum Organon. (Реформированная общим языковедением логика и юриспруденция). Т. 1. Цивилистика. Одесса, 1913.

80. Катков В.Д. К анализу основных понятий юриспруденции. Одесса, 1903.

81. Кечекьян С.Ф. О понятии естественного права у Канта и Гегеля // Вопросы философии и психологии. Кн. 125. М., 1915.

82. Кареев Н.И. Мысли об основах нравственности. СПб., 1905.

83. Казанский П.Е. Право и нравственность как явление всемирной культуры. СПб., 1902.

84. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1997.

85. Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1998.

86. Кистяковский Б. А. Идея равенства с социологической точки зрения//Мир божий. 1900. №4.

87. Кистяковский Б. А. Русская социологическая школа и категория возможности при решении социально-этических проблемЛ Проблемы идеализма. М., 1902.

88. Кистяковский Б. А. Реальность объективного права // Логос, 1911, вып. 11.

89. Кистяковский Б. А Право как социальное явление// Вопросы права. 1911. Кн.8.(4).

90. Кистяковский Б.А. Рациональное и иррациональное в праве//Философский сб. J1.M. Лопатина. М., 1912.

91. Кистяковский Б. А Сущность государственной власти. Ярославль, 1913.

92. Кистяковский Б. А Кризис в юриспруденции и дилентантизм в философии. По поводу статьи П.Е. Михайлова «О реальности права». М., 1914.

93. Кистяковский Б. А Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук. М., 1916.

94. Кистяковский Б. А. Государство и личность//Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1994.

95. Ковалевский М.М. Социология и сравнительная история права // Вестник воспитания. № 2. 1902.

96. Ковалевский М.М. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. Опыт в области сравнительной этнографии и истории права. Вып. 1. СПб., 1911.

97. Ковалевский М.М. Социология на Западе и в России. Новые идеи в социологии. Сб. 1. СПб., 1913.

98. Ковалевский М. Мораль и право. По поводу нового сочинения проф. Петражицкого // Русские ведомости, 1907, № 235.

99. Коммуникативная концепция права: вопросы теории. Обсуждение монографии А.В. Полякова. СПб., 2003.

100. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1886.

101. Коркунов Н.М. Международное право. СПб., 1886.

102. Коркунов Н.М. Общественное значение права. СПб., 1890.

103. Коркунов Н.М.Русское государственное право. Т. 1-2. СПб., 18921893.

104. Коркунов Н.М. Указ и закон. СПб., 1894.

105. Коркунов Н.М. История философии права. СПб., 1896.

106. Коркунов Н.М. Курс истории философии права. СПб., 1897.

107. Коркунов Н.М. Лекции по общей истории права. СПб., 1904.

108. Кропоткин П. Нравственные начала анархизма. М., б.г.

109. Кузнецов К.А. Очерки по теории права. Одесса, 1915.

110. Кузнецов К.А. Теория права. Вып. 1. Одесса, 1918.

111. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989.

112. Котляревский С.А. Власть и право: Проблема правового государства. СПб., 2001.

113. ИЗ.Куницын А.П. Право естественное. СПб., 1818.

114. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли в 2-х т. Париж., 1912.

115. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права.М., 2002.

116. Малахов В.П. Природа, содержание и логика правосознания. Автореф. Дисс. Докт. Юрид. наук. М., 2001.

117. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999.

118. Михайлов П.Е. Проблемы права // Новые идеи в правоведении. Сб. 4. Пг., 1915.

119. Михайлов П.Е. Психологическая теория права перед судом русской юриспруденции. СПб., 1910.

120. Михайлов П. Спор «психологической» теории права с теорией внешних императивов (ответ проф. Палиенко)// Право. 1910, №20.

121. Михайлов П. Психологическая теория права перед лицом русской юриспруденции. СПб., 1910.

122. Михайлов П. Спор психологической теории права с теорией внешних императивов (contra критика проф. Н.И. Палиенко)//Право. 1910, №12.

123. Михайловский И.В. Очерки философии права. Т. 1. Томск, 1914.

124. Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. М., 1879.

125. Муромцев С. А. Образование права по учениям немецкой юриспруденции. М., 1886.

126. Муромцев С.А. Очерки общей теории гражданского права. Ч. 1. М., 1877.

127. Муромцев С.А. Право и справедливость // Северный вестник. 1892.

128. Мушников А.А. Основные понятия о нравственности праве и общежитии. СПб., 1889.

129. Назаров Б.Л. Социалистическое право в системе социальных связей (Развитие взглядов на основные внутренние и внешние связи социалистического права). М., 1976.

130. Нерсесянц B.C. Теория права и государства. Краткий курс. М., 2001.

131. Нерсесянц B.C. Философия права: либертарно-юридическая концепция. Вопросы философии №3, 2002.

132. Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. Учение нового времени XYI-XIX вв.4-е изд. М., 1918.

133. Новгородцев П.И. Идея права в философии B.C. Соловьева/УВопросы философии и психологии, 1901. Кн. 56. С. 112-129.

134. Новгородцев П.И.О задачах современной философии права. СПб., 1902.

135. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. Вопросы философии и психологии, 1906. Кн. 84.

136. Новгородцев П.И. Современное положение проблемы естественного права.//Юридический вестник. 1913. №4.

137. Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права.//Новгородцев П.И. соч. М., 1995.

138. Овчинников А.И., Овчинникова С.П. Евразийское правовое мышление Н.Н.Алексеева. Ростов-на-Дону, 2002.

139. Орженецкий Р. Теория права и государства проф. Петражицкого Л. И.// Вопросы философии и психологии, 1908, кн. 91.

140. НО.Палиенко Н.И. Новая психологическая теория права и понятие права.// Временник Демидовского юридического лицея, 1901. Кн. 82. Палиенко Н.И. Учение о существе права и правовой связанности государства. Харьков, 1908.

141. Палиенко Н.И. Об одной защите эмоциональной теории права.// Право, 1910, №12.

142. Пашуканис Е.В. Избранные произведения по общей теории права и государства. М. 1980.

143. Петражицкий Л.И. Очерки философии права. Вып. 1., СПб., 1900.

144. Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. СПб., 1905.

145. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1-2. СПб.,1909-1910.

146. Петражицкий JI.И. Критика моего «Введения в изучение права и нравственности». // Журнал Министерства юстиции, 1910, № 9.

147. Петражицкий Л.И. К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права. // Юридический вестник, 1913. Кн. 2.

148. Поляков А.В., Козлихин И.Ю. Русская политико-правовая мысль и идея правового государства // Власть и право: Из истории русской правовой мысли / Сост. А.В. Поляков, И.Ю. Козлихин. Л., 1990.

149. Поляков А.В. "Возрожденное естественное право" в России: (Критический анализ основных концепций). Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Л., 1987.

150. Поляков А.В. Естественно-правовая концепция B.C. Соловьева. Правоведение. 1987. №4.

151. Поляков А.В. К критике методологических основ школы возрожденного естественного права в России (П.И. Новгородцев). Вестник ЛГУ. 1986. Сер.6. Вып. 2.

152. Поляков А.В. Может ли право быть неправым? / Некоторые аспекты дореволюционного российского правопонимания // Правоведение. 1997. №4.

153. Поляков А.В. Общая теория права: феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. СПб., 2003.

154. Поляков А.В. Очарованный странник (Н.Н. Алексеев и идея государства) // Алексеев Н.Н. Идея государства. СПб., 2001.

155. Поляков А.В. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения //Правоведение. 2000. №2.

156. Поляков А.В. Политико-правовое учение Чичерина // Избранные труды Б.Н. Чичерина. СПб., 1998.

157. Поляков А.В. Либеральный консерватизм Б.Н. Чичерина // Правоведение. 1993. №5.

158. Поляков А.В. Философия права Льва Петражицкого // Кодекс. Правовой научно-практический журнал. 2000. №1.

159. Поляков А.В. Б.Н. Чичерин как историк политико-правовой мысли // Чичерин Б.Н. Политические мыслители. СПб., 1999.

160. Поляков А.В. Возможна ли интегральная теория права? // Государство и право на рубеже веков (материалы всероссийской конференции): Проблемы теории и истории. М., 2001.

161. Поппе Б. Критика методологических основ теорий права и нравственности. СПб., 1912.

162. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих. Круглый стол. //Государство и право. 2000. №3.

163. Пухта Г.Ф. Энциклопедия права. О науке права.// История философии права. СПб., 1998.

164. Правовая культура в России на рубеже столетий. Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции// Государство и право. 2001. №10.

165. Пяткина С.А. Русская буржуазная правовая теория в России. М., 1980.

166. Развитие русского права во второй половине XIX начала XX века. М., 1997.

167. Райнах А. Априорные основания гражданского права // Раинах А. Собр. соч. М., 2001.

168. Реймерс Н. А. Свобода и равенство. (Эскиз к системе философии права). Париж, 1932.

169. Реймерс Н.А. Право и мораль. Опыт морфологии нравственного сознания. Париж, 1934.

170. Рейснер М. Право. Наше право, чужое право, общее право. М., Л. 1925.

171. Рейснер М. Теория Л.И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология государства. СПб., 1908.

172. Рене Д. Основные правовые системы современности. М., 1988.

173. Рождественский А.А. Основы общей теории права. М., 1912.

174. Рождественский А.А. Теория субъективных публичных прав. М., 1913.

175. Савальский В.А. Основы философии права в научном идеализме: Марбургская школа права: Коген, Наторп, Штаммлер и др. Т. 1. М., 1908.

176. Савельев В.А. Теория возрождения естественного права в учении П.И. Новгородцева. // Вопросы государства и права в общественной мысли России XYI-XIX веков. М., 1979.

177. Сергеевич В. Новое учение о праве и нравственности// Журн. Министерства юстиции, 1909, №2.

178. Сергеевич В. Мой ответ г. Петражицкому. // Журн. Министерства юстиции, 1910, №2.

179. Серов Н.К. Интегральная теория П.А. Сорокина и перспективы ее развития // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. T.IV. № 2.

180. Соловьев B.C. Право и нравственность. Очерки из прикладной этики Вл. Соловьева. Спб.,1897.

181. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992.

182. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1999.

183. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб., 2000.

184. Сорокин П.А. Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве. Ярославль. 1919.

185. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // Социс. 1991. № 8-9.

186. Сорокин П.А. Интегрализм моя философия // Социс. 1992. № ю. СПб., 1998.

187. Спекторский Е. Пособие к лекциям по энциклопедии права. Вып. 1. Киев, 1917.

188. Спекторский Е.В. Христианство и культура. Прага, 1925.

189. Ставцев С. Стальгевич А.К. Пути развития советской правовой мысли. М., 1928.

190. Степанян В.В. Теоретические проблемы правообразования в социалистическом обществе. Ереван, 1986.

191. Строгович М.С. Философия и правоведение (некоторые методологические вопросы юридической науки).// Сов. государство и право. 1965 .№ 12.

192. Струве П.Б. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. М., 1997.

193. Стучка П.И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. Рига, 1964.

194. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. М., 2000.

195. Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. СПб., 2001.

196. Тимашев Н.С. Развитие социологии права и ее сфера // Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961.

197. Тимошина Е.В. Политико-правовая идеология русского пореформенного консерватизма: К.П. Победоносцев. СПб., 2000.

198. Тимошина Е.В. Онтологическое обоснование права в правовой теории К.П. Победоносцева // Правоведение. 1997. №2.

199. Томсинов В.А. Развитие научной юриспруденции// Развитие русского права во второй половине XIX начала XX века. М., 1997.

200. Трубецкой Е.Н. История философии права. М.,1907.

201. Трубецкой Е.Н. Философия права Л.И. Петражицкого // Вопросы философии и психологии. Кн. 57. 1905.

202. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998.

203. Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе// Государство и право. 1993. №8. С. 52-58.

204. Флоренский П.И. Предполагаемое государственное устройство в будущем // Собр. соч. в 4 т. Т.2. М., 1995.

205. Франк С.Л. Проблема власти. Социально-психололгический этюд.// Вопросы жизни, 1905, №3. С. 205-250.

206. Франк С.Л. Духовные основы общества: введение в социальную философию // Русское зарубежье: из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991.

207. Фролова Е.А. Новгородцев о праве и государстве. М., 2001.

208. Халфина P.O. Что есть право; понятие и определение. А Советское государство и право. 1984., №11.

209. Хвостов В.М. Основные проблемы этики. М., 1907.

210. Хвостов В.М. Общая теория права. Элементарный очерк. СПб.; М.; Варшава; Вильно, 1908.

211. Хвостов В.М. Общая теория права. Учение профессора Петражицкого о праве и нравственности. //Этюды по современной этике. М., 1908.

212. Хвостов В.М. Нравственная личность и общество. Очерки по истории социологии. М., 1911.

213. Хвостов В.М. Этика человеческого достоинства. Критика пессимизма и оптимизма. М.,1912.

214. Хлебников Д.Н. Введение в общее учение о праве. Екатеринодар, 1919.

215. Чистое учение о праве Ганса Кельзена//Сб. переводов вып 1. М.,1987.

216. Чичерин Б.Н. О началах этики. // Вопросы философии и психологии. К. 39.

217. Чичерин Б.Н. Избранные труды. Сост., ступ, статья и комм. А.В. Поляков и Е.В. Тимошина. СПб., 1998.

218. Чичнева Е.А. Взаимосвязь права и религии в сравнительных исследованиях российского и западного права.// Философские науки, №1,2003. С.125-136.

219. Шершеневич Г.Ф. О чувстве законности. Казань, 1897. Вып. 1-4.

220. Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб., 1907.

221. Шершеневич Г.Ф. Общее учение о праве и государстве. М., 1911.

222. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1912.

223. Шершеневич Г.Ф. Краткий курс истории философии права. Киев., 1912.

224. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Рига, 1924.

225. Щеглов В.Г. Нравственность и право во взаимных отношениях. Ярославль, 1888.

226. Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985.

227. Ячменев Ю.В. Правда и закон. Из истории российского правоведения. СПб., 2001.

228. G. Badely, Social Anarchism, 1971

229. Das neue Naturreht. В., 1985.

230. Dvorkin R. Law's Empire. Cambrige, 1986.

231. Naturreht oder Rechtspositivismus. Darmastadt, 1981.

232. Nozic, Anarchy State and Utopia, 1974

233. Rawls, A tcheory of Justice, 1971.

234. J. M. Finis Natural Law and Natural Rights, 1980.

235. Philosophie und Reht. II Jahrg. Heft 2.-1922-1923.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.