Государственно-правовые воззрения Е.В. Спекторского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Рутман, Владимир Геннадьевич

  • Рутман, Владимир Геннадьевич
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2013, Белгород
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 140
Рутман, Владимир Геннадьевич. Государственно-правовые воззрения Е.В. Спекторского: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Белгород. 2013. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Рутман, Владимир Геннадьевич

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ИСТОКИ И ЭВОЛЮЦИЯ 14 ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ Е.В. СПЕКТОРСКОГО

ГЛАВА II. ВЗГЛЯДЫ Е.В. СПЕКТОРСКОГО НА ГОСУДАРСТВО

2.1. Понятие, назначение и типология государства 46 в представлениях Е.В. Спекторского

2.2. Е.В. Спекторский о происхождении государств и эволюции 56 юридических доктрин о природе государственной власти

2.3. Концепция конституционного государства 64 Е.В. Спекторского

2.4. Е.В. Спекторский о кризисе современного государства

2.5. Взгляды Е.В. Спекторского на демократию

ГЛАВА Ш. ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ 90 ПРАВОПОНИМАНИЯ Е.В. СПЕКТОРСКОГО

3.1. Понятие права и проблема становления теории права

3.2. Е.В. Спекторский о проблеме соотношения права, 101 нравственности и религии

3.3. Е.В. Спекторский о христианской философии права

3.4. Е.В. Спекторский и концепция юриспруденции отношений 116 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государственно-правовые воззрения Е.В. Спекторского»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность диссертационного исследования. Особенностью современного этапа развития российского общества выступает нарастание социальной напряженности и эсхатологических настроений. Сегодня Россия как никогда нуждается в консолидирующих идеях, которые помимо прочего должны определять направления современных политико-правовых преобразований. Идеи либерализма и тесно связанные с ней теории естественного права, рационализма и модернизации, лежащие в основе государственно-правового строительства России последних десятилетий, уже не могут адекватно отвечать актуальным вызовам. При этом специфику российской государственности, ее императивные начала невозможно познать без анализа эволюции отечественной политико-правовой мысли.

В современных условиях особый интерес, на наш взгляд, представляет наследие русской послереволюционной эмиграции. Именно этому поколению пришлось стать современниками острейшей социальной напряженности и кардинальных социально-экономических и государственно-правовых преобразований. Именно они пытались осмыслить их причины и определить дальнейшие перспективы отечественного развития.

При этом отметим, что в последние годы политико-правовые взгляды многих представителей русской эмиграции (С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, М.М. Ковалевского, П.И. Новгородцева, П.А. Сорокина, П.Б. Струве и др.) находятся в зоне активного исследовательского интереса. В ряду этих имен и имя выпускника юридического факультета Императорского Варшавского университета, декана и ректора Киевского университета св. Владимира, попечителя Киевского учебного округа и товарища главноуправляющего народного просвещения, декана Русского юридического факультета в Праге, профессора Белградского и Люблянского университетов, а также Св. Влади-

V-/

мирской православной духовной академии в Нью-Йорке, члена-корреспондента Сербской Королевской академии наук; выдающегося русско-

го правоведа, философа, социолога, культуролога Евгения Васильевича Спекторского (1875 - 1951).

Е.В. Спекторский один из самых ярких представителей российской юридической науки в эмиграции. Он автор фундаментальных исследований по истории социальной философии, теории права и государства, философии права, культурологии. Однако до настоящего времени в юридической науке отсутствуют комплексные исследования, посвященные анализу государственно-правовых воззрений Е.В. Спекторского и определению вклада его в сокровищницу отечественной правовой мысли.

Степень научной разработанности темы. Первые публикации, посвященные анализу взглядов ученого, появились еще при его жизни. Это были рецензии и отклики различных ученых, в частности, В.И. Вернадского, И.А. Ильина, К.А. Кузнецова, Ф.В. Тарановского и др. на его работы. Имя Спекторского упоминалось также в обзорах по истории русской философии, подготовленных его современниками видными философами В.В. Зеньков-ским, Н.О. Лосским, Б.В. Яковенко, также в общих работах по истории социологии Н.И. Кареева и П.А. Сорокина.

Первые биографические сведения о Е.В. Спекторском появились только в некрологах, написанные его коллегами Н. Арсеньевым и А.Д. Билимо-вичем. Позднее некролог Блимовича в расширенном виде был перепечатан в Записках русской академической группы в США, где помимо очерка были впервые опубликованы некоторые поздние произведения ученого.

В советской историографии работ, специально посвященных анализу взглядов ученого или его биографии, не было. Его имя лишь упоминалось в общих работах, посвященных истории Киевского университета, истории социологической мысли в России, а также в литературоведении, т.к. Е.В. Спекторский был лучшим учеником A.J1. Блока и лично знаком и состоял в переписке с его сыном - великим русским поэтом A.A. Блоком.

Единственной работой советского периода, где упоминалось имя Е.В. Спекторского в контексте правоведения, как автора статьи о кризисе современного государства, была, работа Н.С. Тимашева и А.В. Маклецова.

Всплеск интереса к истории русской эмиграции пришелся на конец 80-х - 90-е годы прошлого века. Авторы некоторых работ касались отдельных эпизодов жизни и деятельности Е.В. Спекторского. Очерки о Е.В. Спектор-ском стали появляться в энциклопедических изданиях.

Только в последние годы широта и многоплановость творческого наследия Е.В. Спекторского стала привлекать специальное внимание отечественных ученых (философов, социологов, культурологов и историков). Появились небольшие работы, посвященные анализу философских, социологических и культурологических аспектов творчества мыслителя. Самыми значительными исследованиями биографии и деятельности Е.В. Спекторского являются диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Е.В. Ткаченко и ряд публикаций С.И. Михальченко, посвященных истории юридического факультета Варшавского университета и его профессуры.

Позже всех к творчеству Е.В. Спекторского обратились юристы. В последние годы в работах по истории политических и правовых учений стали появляться упоминания о нем. Правовые воззрения ученого затрагивались в учебниках по истории политических и правовых учений в кратких очерках, посвященных общей характеристике правовых теорий русского зарубежья, а также в некоторых работах по философии права. При этом специальные комплексные исследования эволюции государственно-правовых взглядов Е.В. Спекторского отсутствуют.

Историографический пробел, а также масштабность творческого наследия Евгения Васильевича Спекторского и значимость его вклада в теорию государства и права обосновывают необходимость обращения к данной проблематике.

Объектом исследования выступила история возникновения и развития теоретических знаний о государстве и праве.

Предметом исследования являются взгляды Е.В. Спекторского на государство, право, его метафизику, онтологию и аксиологию.

Цель исследования заключается в комплексном анализе государственно-правовых взглядов Е.В. Спекторского.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- определить этапы эволюции научных интересов Е.В. Спекторского и идейные влияния, оказавшие воздействие на формирование государственно-правовой доктрины мыслителя;

- исследовать взгляды ученого на государство, его назначение, типологию и происхождение, определить его вклад в развитие теории государства;

- дать характеристику воззрений Е.В. Спекторского на демократию;

- проанализировать мнение Е.В. Спекторского по вопросам развития энциклопедии права как науки и учебной дисциплины;

- выявить особенности воззрений Е.В. Спекторского на право, его метафизику и онтологию;

- изучить взгляды ученого на проблемы соотношения права, нравственности и религии.

Источниковую базу исследования составили опубликованные и неопубликованные источники.

В число исследованных автором опубликованных источников вошли, во-первых, сочинения самого Е.В. Спекторского. Ученый оставил после себя несколько сотен работ, посвященных правовой, философской, социологической и культурологической проблематике. В данной работе акцент сделан на работы по теории права и государства, а также философии права. Во-вторых, сочинения по государственно-правовой проблематике его современников H.H. Алексеева, A.J1. Блока, М.Н. Капустина, Н.М. Коркунова, П.И. Новго-родцева, Л.И. Петражицкого, Г.Ф. Пухта, П.А. Сорокина, Н.С. Суворова Ф.В. Тарановского E.H. Трубецкого и др. В-третьих, опубликованная переписка. В основном это письма A.A. Блока Е.В. Спекторскому и переписка A.JI. Блока с сыном-поэтом, где упоминается о Спекторском.

Значительный массив изученных автором источников не опубликован, ряд его документов впервые введен в научный оборот. Неопубликованные источники взяты из фондов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного исторического архива (РГИА), Архива города Варшавы (АР\У), Института рукописи Центральной научной библиотеки им. В.И. Вернадского. В фондах этих архивов содержатся послужные списки, деловая и личная переписка, личные дела Е.В. Спекторского.

Особый интерес представляют материалы фонда 241 Архива города Варшавы. Там сохранились два личных дела ученого: магистерское и преподавательское; программа его подготовки в магистратуре, составленная А.Л. Блоком; неопубликованное произведение молодого ученого «Об отношении новейшей политической литературы к Византийской государственности», подготовленный Спекторским устав студенческого кружка для изучения вопросов публичного права; протоколы заседаний Совета факультета и Совета университета, где ряд материалов касается его научной и преподавательской деятельности.

Методологическую основу диссертационной работы составили: во-первых, всеобщий метод диалектики, в рамках которого применялись такие общелогические приемы, как анализ и синтез. Во-вторых, историко-юридический характер работы позволил использовать общенаучные методы: исторический, формально-логический, системный. В-третьих, специфика работы предопределила необходимость использования богатого арсенала специальных методов истории политических и правовых учений, в частности: структурного, предполагающего изучение составных частей концепции; компаративного, основанного на сопоставительном анализе (в диахронном и синхронном плане) различных доктрин; теоретико-правовой интерпретации и оценки государственно-правовых идей; биографического. При осуществлении научного исследования диссертант руководствовался требованиями основополагающих гносеологических принципов объективности и всесторонности исследования, восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического в познании. Освещение материала проводилось

на основе сочетания проблемно-категориального и хронологического способов и приемов изложения.

Научная новизна исследования связана с поставленными целью и задачами и заключается в том, что в нем впервые в отечественной историко-правовой науке осуществлен комплексный анализ государственно-правовых воззрений Е.В. Спекторского. Конкретно научная новизна получила свое выражение в:

- предложенной автором этапизации генезиса государственно-правовых научных интересов Е.В. Спекторского;

- выявлении места и авторской оценке роли государственно-правового наследия Е.В. Спекторского в истории учений о праве и государстве;

- введении в научный оборот ряда предложенных Е.В. Спекторским государственно-правовых и теоретико-правовых конструкций.

На защиту выносятся следующие положения, обладающие элементами научной новизны:

1. Эволюция научных интересов Е.В. Спекторского прошла следующие этапы:

- 1895-1901 гг. - период становления молодого ученого и формирования его научных интересов. В это время Е.В. Спекторский находился под влиянием талантливого государствоведа Александра Львовича Блока, который привил ему интерес к философии и социологии права. Именного под его влиянием стал формироваться творческий метод ученого - «генетическое» исследование проблем науки.

- 1902-1917 гг. - период увлечения социальной физикой (социологией) вообще и социологией права в частности. В этот период Спекторский пытался познать естественные законы человеческого общежития и рассматривал правовые явления и процессы в связи с обществом как социальной системой. Несмотря на неизменность увлечения обществоведческой проблематикой, методология его исследования проблем социальной физики в течение этого периода

I

менялась. 1902-1904 гг. - время зарождения интереса к социологии; 1904-1907

гг. - период увлечения неокантиантством в контексте исследования социальной физики; 1907-1917 гг. - период перехода от отвлеченной гносеологии к историческому («генетическому») исследованию социологических идей.

- 1914 - первая половина 20-х гг. - период разработки различных проблем энциклопедии права и теории государства. Наиболее ярко научный интерес к теории государства и права проявился в 1917-1918 гг., когда вышло несколько работ, посвященных проблеме определения государства и поиску оптимальной формы его существования, вылившемуся в концепцию надклассового конституционного государства. Первая половина 20-х - XX века была ознаменована его концепцией кризиса современного государства.

- Середина 20-х - 1951 г. - период, когда творчество Е.В. Спекторского особенно многопланово. Однако неизменным лейтмотивом этого периода явился интерес к метафизическим проблемам и культурологии. Самым значительным произведением этого периода стала книга «Христианство и культура», в которой ученый обосновал положительное значение христианства для философии, искусства, для развития права и государства.

2. В исследовании Е.В. Спекторским государства можно выделить два этапа. Первый период относится к 1917-1918 гг., когда вышло несколько работ, посвященных проблеме определения государства и поиску оптимальной формы его существования, вылившемуся в концепцию надклассового конституционного государства. Второй период -20-е - 30-е гг. XX в. - был связан с разработкой концепции кризиса современного государства, выход из которого Е.В. Спекторский видел в развитии теории «междузависимостей», основанной на христианской системе субъективных публичных прав.

3. Социально справедливым Е.В. Спекторский считал социально-политическое надклассовое конституционное государство, основанное на основном юридическом законе и на гарантиях взаимных прав и обязанностей властвующих и подвластных. Конституционное государство гарантирует сохранение двух общечеловеческих благ - политической свободы и порядка. Основной задачей такого государства он считал борьбу с борьбой, происходящей в обще-

стве между отдельными индивидами и целыми классами, а средством достижения цели - законодательство. Хорошую конституцию Спекторский сравнивал с хорошими путями сообщения. Она по существу не разрешает ни одного социального вопроса, но устанавливает пути для их разрешения.

4. Итогом размышлений об идеальной модели организации государственной власти, о роли конституции в государственном строительстве, протекавших на фоне сложной политической ситуации в мире, неослабевающих социальных противоречий и анализа новых конституций 20-30-х г. XX в. стала концепция кризиса государства. Рассуждая о кризисе государства, ученый имел в виду кризис государственной власти. Из трех признаков государства два (население и территория), считал он, полностью не исчезают. Ослабеть и исчезнуть может только государственная власть, поэтому кризис государства - это кризис государственной власти. Государственная власть действительна только тогда, когда пользуется авторитетом и располагает силой. Упадок государственной власти связан с падением ее авторитета и силы.

5. Рассуждая о проблемах демократии, Е.В. Спекторский пришел к весьма интересному и оригинальному выводу, что демократия из политического понятия превращается в юридический институт, что ставит перед правоведением задачу создания «юриспруденции демократии». Трудность задачи состоит в том, что демократия имеет три смысла (гражданский, политический и социальный), которые не только не согласованы друг с другом, но даже взаимно исключаются. Гражданская демократия - это либерализм, признание за каждым гражданином частноправовой и экономической свободы. Политическая демократия - это народоправство, предоставление всей полноты публичной власти массе, которая всегда может посягнуть на свободу личности. Наконец, социальная демократия - это социализм, подчинение и частного и публичного права обобществлению народного хозяйства. Взаимоисключающие смыслы трех демократий актуализировали поиск оптимального соотношения различных смыслов демократии. От решения этой трудной задачи юриспруденции зависит, считал Спекторский, дальнейшее государственно-правовое развитие. Придание идеям демократии решающего значения на пути

и

достижения социальной справедливости ученый считал ошибкой. Только христианская философия права, по его мнению, свободная как от поклонения перед отдельным лицом и отдельной вещью, так и от «публично-правового идолопоклонства перед государством» может решить задачу отношений между людьми на основе нравственных принципов и моральных отношений.

6. Задачами кафедры энциклопедии права Е.В. Спекторский считал, во-первых, формирование в сознании будущих юристов понятийно-категориального аппарата, введение их «в круг основных юридических понятий»; во-вторых, постановка перед аудиторией теоретико-правовых проблем, определяя которые преподаватель должен предлагать свой вариант их разрешения и учить студентов «свободно и критически относиться к научным проблемам». По мнению Е.В. Спекторского научная разработка энциклопедии права должна идти путем гносеологии. Энциклопедия права - это не синтез юридической догматики и не учение о социальных факторах правовой жизни, а гносеологическая юриспруденция. Кафедра энциклопедии должна давать «руководство к познанию познания законов». Объектом энциклопедии права выступает не столько само право, сколько наука о нем, которая должна иметь свой методологический инструментарий. Теория права, считал он, может пользоваться догматическим и генетическим методами. Догматический метод основан на вере в существование науки, как таковой, как системы однозначных объективных истин вечного, непреложного значения. Однако теория права, отмечал ученый, продукт долгой эволюции. Все догматические определения, в сущности, чрезвычайно относительны и условны. Действительно понять какое-нибудь явление или теорию - это значит уяснить их генеалогию, происхождение. Поэтому основным методом энциклопедии права, отмечал Спекторский, должен стать генетический метод, связанный когнитивными формами в юриспруденции (мышление, наука, культура) и позволяющий рассматривать внутренние «механизмы» в развитии юридической мысли.

7. Е.В. Спекторского следует признать одним из видных отечественных теоретиков права первой половины XX века, которого не удовлетворял узкопозитивистский подход, свойственным юридической науке. Он считал правоведе-

ние абстрактно-рациональной общественной наукой, которая должна заниматься не только юридической схоластикой или прикладным законоведением, но глубокими проблемами, небезразличными для всякого, кто стремиться к познанию правды и истины. Проблема определения права и история развития его теории занимали большое место в творчестве Е.В. Спекторского. Во всех работах по теории права и государства им давался детальный анализ идей и теорий о возникавших и развивавшихся государственно-правовых явлениях. Ученый считал невозможным дать универсальное определение права, так как право явление социально изменчивое. Ученый настаивал на необходимости развития новой идеалистической методологии права, основанной на христианстве. Главным научным интересом Е.В. Спекторского в теории права выступала проблема соотношения права, нравственности и религии.

8. Различия между правом и нравственностью Е.В. Спекторский сводил к трем ключевым моментам. Во-первых, - отмечал он, - «нравственность не знает притязаний, она знает только обязанности», для юриста нет и не может быть «нравственного права». Во-вторых, юридические обязанности обосновываются совсем иначе, чем нравственные. Критерием юридической обязанности является внешний суд, для которого совершенно безразличны мотивы, побуждающие к этим действиям. Критерием же нравственной обязанности является внутренний суд. Третьей особенностью права, по мнению Спекторского, является его безжалостность, «оно требует выполнения всякой обязанности, оно признает всякое притязание, если, они формально исправны». Главной особенностью работ Е.В. Спекторского, отличавшей его от всех других исследований по данной проблеме, было включение религии в вопрос о соотношении этики и права. Ученый был глубоко убежден, что дальнейшее развитие правовой теории должно строиться исключительно на христианской философии права.

9. Спекторский выделил несколько основных принципов, на которых строится христианская философия права. Во-первых, отмечал он, она не различает нравственности и права, т.к. у нее нет двойной меры, внешней для права и внутренней для нравственности. Он не разделял мнения Г. Еллинека,

B.C. Соловьева, П.И. Новгородцева и других, рассматривающих право как этический минимум. Христианская философия, по мнению Спекторского, не согласна видеть в праве только минимум этики, напротив, она стремится к ее максимуму. Философ доказывал, что христианская философия права ищет правду, единую и неделимую. Вторым принципом христианской философии права Е.В. Спекторский считал отсутствие идеализации юстиции. И, наконец, третьим - проповедь прощения, а не взыскания своего.

Теоретическая значимость диссертации состоит в комплексном анализе государственно-правовых взглядов Е.В. Спекторского и определении его вклада в теорию права и государства. Результаты исследования дополняют отдельные положения общей теории государства и права, истории политических и правовых учений.

Практическая значимость работы заключается в том, что научные положения, оценки и выводы диссертационного исследования могут быть использованы: а) для последующего историко-юридического анализа государственно-правовой доктрины Е.В. Спекторского; б) при подготовке спецкурсов по истории политических и правовых учений начала XX в.; в) при подготовке программ, учебных курсов и написании учебников по «Истории политических и правовых учений».

Апробация результатов исследования. Работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и истории государства и права НИУ «БелГУ», а также в процессе участия в научно-практических мероприятиях. Материалы диссертации представлены в семи статьях, две из которых опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах.

Структура работы обусловлена поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Рутман, Владимир Геннадьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Е.В. Спекторского следует признать одним из видных отечественных теоретиков государства и права первой половины XX века, которого не удовлетворял узкопозитивистский подход, свойственным юридической науке. Такое отношение к юриспруденции сформировалось у ученого под влиянием его учителя, профессора государственного права Императорского Варшавского университета А.Л. Блока. Спекторский, как и Блок, считал правоведение абстрактно-рациональной общественной наукой, которая должна заниматься не только юридической схоластикой или прикладным законоведением, но глубокими проблемами, небезразличными для всякого, кто стремиться к познанию правды и истины. Особенностью его авторского стиля был «генетический метод» исследования проблем науки, который в современной методологии принято называть историческим подходом. Все идеи, высказанные им, базировались на глубоком анализе историографии проблемы и исследовании генезиса и эволюции того или иного государственно-правового явления.

Вкладом Е.В. Спекторского в теорию государства явилась разработка им теории надклассового конституционного государства и концепции кризиса современного государства.

Социально справедливым ученый считал конституционное государство, основанное на основном юридическом законе и на гарантиях взаимных прав и обязанностей властвующих и подвластных. Основной целью такого государства выступает гарантия защиты двух общечеловеческих благ - политической свободы и порядка.

Однако реальная политическая ситуация была далека от идеала, действующие конституции не обеспечивали сохранения общечеловеческих благ, что привело ученого к мысли о кризисе современного государства, причину которого он увидел в кризисе государственной власти. Государственная власть действительна только тогда, считал он, когда пользуется авторитетом и располагает силой. Упадок государственной власти связан с падением ее авторитета и силы.

Позднее концепция кризиса государства была дополнена им идеей всеобщего кризиса. Е.В. Спекторский считал, что наряду с кризисом государства, наблюдается кризис права, кризис хозяйства и кризис культуры. Причину всеобщего кризиса мыслитель увидел в оскудении духа, а выход из него в углублении религиозного, в особенности христианского сознания.

В теории права Е.В. Спекторского следует признать самым ярким представителем христианского взгляда на право. Его главным научным интересом в теории права выступала проблема соотношения права, нравственности и религии. Ученый был глубоко убежден, что дальнейшее развитие правовой теории должно строиться исключительно на христианской философии права.

Главной особенностью работ Е.В. Спекторского, отличавшей его от всех других исследований по данной проблеме, было включение религии в вопрос о соотношении этики и права. Он считал, что право родилось не из идеи справедливости, а из религии, право выросло из религиозного чувства.

Ученый предпринял попытку описать христианскую философию права. Сравнивая христианскую и римскую юридическую теории добродетелей, доказав нравственную недосягаемость христианских добродетелей по сравнению с правовыми. Их несовпадение, по его мнению, коренилось в метафизике - «поскольку вообще не совпадает мир сей и учение не от мира сего». Христианское учение, в отличие от других религий, отмечал Спекторский, никогда не может полностью освятить и признать осуществлением своего идеала какой бы то ни было земной порядок, в то числе юридический, даже наиболее совершенный с точки зрения тех или иных юристов. Именно поэтому христианство может и должно, - отмечал он, - внести свой идеализм также и в юридическую культуру и тем не только удерживать ее от падения, вообще свойственного всему, что делается без Христа, но также всемерно развивать ее в смысле прогресса, совершенствования.

Ученый пытался доказать, что правовая теория находится в глубочайшем кризисе, выход из которого он видел в опоре на христианское учение.

Данный вывод мыслителя, в современных условиях, когда в нашей стране нарастают эсхатологические настроения, наблюдается явный кризис либеральной идеологии и общество не может найти точку опоры в своем дальнейшем развитии, нельзя не признать актуальным.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Рутман, Владимир Геннадьевич, 2013 год

ЛИТЕРАТУРА

105. Алексеев П.В., Филатов В.М. Спекторский Евгений Васильевич // Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. -М.,2002. - С.923-924.

106. АлексееваЕ.В. Российская эмиграция в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (по документам Архива Югославии // Отечественные архивы. -1995. - № 6. - С.20-26.

107. Арсеньев Н. Памяти Е.В.Спекторского // Возрождение. - Париж, 1951. — Тетрадь 16. - С. 197-200.

108. Архангельский В. «Средний человек» о христианстве и культуре // Воля России. - Прага, 1925. -№ И. - С.224-233.

109. Баженов В.В. Биографический метод в научном творчестве академика Е.В.Тарле // История и историки за 1972 г. - М: НаукаД973. - С. 290 - 306.

110. Базанов П.Н. Издательская деятельность политических организаций русской эмиграции (1917-1988). - СПб.,2004. - 431 с.

111. Белозеров С.Е. Очерки истории Ростовского университета. - Ростов: Издательство Ростовского университета, 1959. - 400 с.

112. Белоусов К.Г. Е.В. Спекторский (1875-1951) // Записки Русской академической группы в США. - Нью-Йорк, 1970 .- T.IV - С. 147-148.

113. Билимович А.Д. Памяти профессора Е.В. Спекторского // Записки русской академической группы в США Нью-Йорк, 1970 .- T.IV - С. 148-157.

114. Билимович А.Д. Профессор Е.В. Спекторский //День русского ребенка-Сан-Франциско, 1952 .- Вып. XIX - С. 129-134.

115. Бондарева Е.А. Евгений Васильевич Спекторский // Историки-эмигранты: Вопросы русской истории в работах 20-х-30-х гг.- М.: Изд. Центр Института истории рос. Истории РАН, 2002 - С. 161-201.

116. Бубнов Н.М. Сага о правой профессуре Университета Святого Владимира. - Киев,1917 - 16 с.

117. ВалицкийА. Нравственность и право в теориях русских либералов конца

XIX - начала XX века // Вопросы философии. - 1991. - № 8. -С.25^10.

118. Верховской С.С. Профессор Е.В. Спекторский (1875-1951) // Записки Русской зарубежной группы в США.- Нью-Йорк, 1979. - Т. XIII. - С. 80-82.

119. Владимирский-Буданов М.Ф. История Императорского университета Святого Владимира. - Киев, 1884. - Т.1. - 674, XII с.

120. Ганин В.В. Профессура студенчество Русского юридического факультета в Праге (1922-1930-е гг.) // Юридическое образование и наука. - 2005. -№ 3 - С. 37-43.

121. Гнатик E.H. Применение генетических методов в юриспруденции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - М., 2004, № 1.-С. 135-141.

122. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-

XX вв. - М.: Онега, 1995. - 288 с.

123. Графский В.Г. История политических и правовых учений. Учебник. -М.: Проспект, 2005 - 600 с.

124. Государственно-правовые воозрения русской эмиграции (1920-е-1940-е годы).- Брянск: РИО БГУ, 2010. 250 с.

Дмитриева Н. Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки. - М.: РОССПЭН, 2007. - 512 с.

125. Евгений Васильевич Спекторский:, 1875-1951 // Русские философы. Проблема христианства и культуры в истории духовной критики XX века. -М.: Пашков дом,2002. - С. 150-154.

126. Ермичев A.A. Е.В. Спекторский (1875-1951). Биобиблиографическая справка // Спекторский Е.В. Проблема социальной физики в XVII столетии. -СПб.: Наука,2006. - Т.2. - С.506-523.

127. ЕрмишинО.Т. О двух концепциях русской философии // Философские науки. -2004. - №2. - С. 148-158.

128. Ершов В.Ф., Курамина Н.В. Российские образовательные учреждения за рубежом: опыт 1920-1930 годов // Исторические записки. - М.: Наука, 2004. - Вып.7 (125). - С.198-222.

129. Есипов В.В. Материалы к истории Императорского Варшавского университета: Биографические очерки. - Варшава, 1913. - 63 с.

130. Жуков В.Н. Русская философия права: естественно-правовая школа первой половины XX века. - М.: РГО, 2001.-237 с.

131. Зеньковский В.В. Е.В. Спекторский // Русская религиозно-философская мысль XX века. Сб.статей. Под ред. Н.П.Полторацкого. - Питгсбург: Отдел славянских языков и литератур Питтсбургского университета, 1975. - С.317-319. 132.Зеньковский В.В. История русской философии. - М- Ростов-на-Дону, 1999.-Т.П. -544 с.

133. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX в. - начале XX в. - М., 1991.-392 с.

134. Иванов А.Е. Русский университет в Царстве Польском. Из истории университетской политики самодержавия: национальный аспект // Отечественная история. - 1997. - № 12. - С. 23-33.

135. Ильин И. Рец.: Спекторский Е.В. Очерки по философии общественных наук. Вып. 1.Варшава, 1907//Русская мысль. - 1905. - №5. -С.103-107.

136. Ильин И. Рец.: Спекторский Е.В. А.Л.Блок, государствовед и философ // Русская мысль.-1912.-№3 -3 паг. С.94-95.

137. Ильин И.А. Основы христианской культуры // Ильин И.А. Собр.соч. В 10 тт. -М.: Русская книга, 1993. -Т.1. - С.283-330.

138. История философии права / Под ред. Керимова Д. А. - СПб., 1998 - С. 545-546.

139. История политических и правовых учений. XIX в. Под ред. B.C. Нерсе-сянца. - М.: Наука 1993.-392 с.

140. История политических и правовых учений. XX в. - М.: Наука, 1995. -347 с.

141. История политических и правовых учений. Учебник. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2007. - 856 с.

142. История теоретической социологии. - М.: Канон+, 1998 - Т.2. - 560 с.

143. История философии права. - СПб.: Юридический институт, 1998, - 640 с.

144. КареевН.И. Основы русской социологии. - СПб.: Изд-во Ивана Лимба-ха, 1996.-368 с.

145. Корнилов C.B. Е.В. Спекторский - философ и культуролог // Проблемы русской философии и культуры. Сб.научных трудов. - Калининград: Изд- во КГУ, 2002 - С.96-101.

146. Костяев А.И. Самоопределение идеи культуры: взгляд из русского зарубежья (Е.В. Спекторский, Н.С.Арсеньев, В.В.Зеньковский) // Культура русского зарубежья. Материалы научной конференции (Москва,27.02.2003). -М., 2003. - С.123-127.

147. Краткий отчет о состоянии и деятельности Императорского Университета Святого Владимира в 1914 г. // КУИ. - 1915. № 8. С.1-4.

148. Кузнецов К.А. Рец.: Спекторский Е.В. Задача энциклопедии права // Юридический вестник -1915 -Кн. 10(2)- С.259-264.

149. Куницын A.C. Е.В. Спекторский: личность и творчество // Известия высших учебных заведений. Правоведение - 2008 - № 3 - С. 200-212.

150. Куприц Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980- 168 с.

151. Липатова З.Н., Шаханов А.Н. Судьба рукописного отдела и архивов профессоров Варшавского университета // Отечественные архивы. - 1992. -№ 3 - С. 25-31.

152. Лосский Н.О. Русская философия в XX веке. Краткий обзор ее содержания // Сухарев Ю.И. Материалы к истории русского научного зарубежья. - М.: Российский архив, 2002. - Кн.2. - С.433^487.

153. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Высшая школа, 1991.-559 с.

154. Маевский В. Русские в Югославии: Взаимоотношения России и Сербии. - Нью-Йорк, 1966. - Т.2. - 364 с.

155. Миленкович Т. Общество русских ученых в Югославии. 1920-1941 // Русская эмиграция в Югославии. - М.: Индрик 1996. - С. 136-147.

156. Миронова Е.М. Дипломатическая поддержка формирования колонии русских беженцев в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (1917-1922) // Русский исход. - СПб.: Алетейя, 2004. - С.201-244.

157. Михальченко С.И. Историко-филологический факультет Варшавского университета (1869-1917): опыт истории кафедр. - Брянск: Изд-во БГУ, 2005.- 104 с.

158. Михальченко С.И. К истории Общества истории, филологии и права при Варшавском университете // Российские университеты в XVIII - XX веках. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. -Вып.5. -С.146-153.

159. Михальченко С.И. Юридический факультет Варшавского университета. 1869-1917. - Брянск: Изд-во БГПУ, 2000. - 155 с.

160. Михальченко С.И., Ткаченко E.B. E.B. Спекторский и Варшавский университет в конце XIX - начале XX веков // Научные ведомости белгородского государственного университета - 2007 - № 8 (39). - Выпуск 4. С. 103-107.

161. Михальченко С.И., Ткаченко Е.В. Евгений Васильевич Спекторский // Государственно-правовые воззрения русской эмиграции (1920—е—1940-е годы). Брянск, 2010. С. 37-85.

162. Михальченко С., Ткаченко Е. Е.В. Спекторский и A.JI. Блок: история взаимоотношений // Lubelskie materialy neofilologiczne. 2008. Nr 32 - С. 5874.

163. Обозрение преподавания в Университете св. Владимира на 1915-1916 учебный год по юридическому факультету. - Киев, 1915. - 26 с.

164. Организации и объединения русских эмигрантов в Белграде (1920-1941) // Актуальные проблемы славянской истории XIX и XX веков. - М., 2003. -С. 184-210.

165. Поляков А., Тимошина Е. Спекторский Евгений Васильевич // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. - С.592-593.

166. РадловЭ.Л. Очерк развития русской философии // Русская философия: Очерки истории. - Свердловск: Издат-во УрГУ, 1991. - С.96-216.

167. Сафронова Е.В. Государствовед А.Л. Блок - «книга неисчерпаемого интереса» // История. Право. Политика. - 2010. № 1. - С. 86-90.

168. Сафронова Е.В., Кравченко Е.В. Александр Львович Блок. Биография ученого. - М.: «Весь Мир», 2013. - 152 с.

169. Ситников A.B. Право, нравственность и религия в современном обществе // Нравственные имеперативы в праве. 2010. № 3. С. 17-26.

170. Смерть профессора Е.В. Спекторского // Посев. Еженедельник общественной и политической мысли. - Франкфурт-на-Майне. - 25 марта 1951-№ 12.-С.16.

171. Социологическая мысль в России: Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX века. Под ред. В.А. Чагина. - Л.: Наука, 1978.-416 с.

172. СтародубцевГ. Русский юридический факультет в Праге (1922-1933) // Правозащитник. - 1999- № 3.// (http://www.hro.org/editions/hrdef/399/0310.htm).

173. Тарасов H.H. Методологические проблемы современного правоведения. Дис ... д. ю. н - Екатеринбург, 2002. - 342 с.

174. Ткаченко Е.В. Научно-образовательная деятельность и общественно-политические взгляды Е.В. Спекторского: Дис. ... канд. ист. наук. Брянск, 2008. 226 с.

175. ТарановскийФ.В. Рец.: Спекторский Е.В. Очерки по философии общественных наук. Вып.1. Варшава, 1907 // ЮБ. - № 3. - С. 6-7.

176. ЩегловВ.В., Щеглова Л.В. Философский портрет Е.В. Спекторского //Вестник МГУ. Серия 7 «Философия». - 1997. - № 4. - С.3-12.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.