Творчество В.Я. Ситникова (1915-1987) и его школа в контексте художественной жизни Москвы 1950-1980-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Архарова, Наталья Александровна

  • Архарова, Наталья Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 181
Архарова, Наталья Александровна. Творчество В.Я. Ситникова (1915-1987) и его школа в контексте художественной жизни Москвы 1950-1980-х гг.: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2014. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Архарова, Наталья Александровна

Оглавление

Введение

Глава 1. Место и роль В.Я. Ситникова в неофициальном искусстве 1950-1980-х гг

1.1. Особенности изучения неофициального искусства СССР

1.2. Творчество В.Я. Ситникова и московский андерграунд в отечественном искусствознании

1.3. Личность В.Я. Ситникова как представителя неофициального искусства СССР в зарубежной историографии

1.4. Эпистолярное наследие В.Я. Ситникова как источник изучения его творчества

1.5. Литературные источники о жизни и творчестве

В.Я. Ситникова

Глава 2. Художественная жизнь Москвы 1950-1980-х годов

2.1.Официальное и неофициальное искусство в советской культуре

2.2. Государственные художественные школы и индивидуальные творческие мастерские в системе художественного

образования СССР

2.3. Феномен школы В.Я. Ситникова в контексте художественной жизни Москвы

Глава 3. Эволюция творчества В.Я. Ситникова (1915-1987)

3.1. Ранний период (конец 1920-х - 1940-е): ученичество,

самообразование, экзистенциальный опыт (1941-1944) и реабилитация

3.2. Начало самостоятельного творческого пути (1951-1964): «первая

академия», Рыбников переулок, 3/13

3.3. Зрелая художественная концепция: «вторая академия»,

ул. Малая Лубянка, 10 (1964-1969), и «третья академия»,

ул. Ибрагимова, 2 (1969-1975)

3.4. Поздний период, эмиграция (1975 - 1987)

«Кицбюэльское затворничество», Австрия (1976-1979)

Последние годы, Нью-Йорк, США (1980-1987)

Заключение

Приложения

1. Список выставок

2. Работы в собраниях

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество В.Я. Ситникова (1915-1987) и его школа в контексте художественной жизни Москвы 1950-1980-х гг.»

Введение

Живописные поиски отечественных художников-нонконформистов не представляли долгое время в научных кругах должного интереса. Повышенный интерес у круга исследователей русского искусства вызывало творчество представителей авангарда начала столетия, таких авторов как М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Шевченко и др. За последнее десятилетие можно заметить важные и значительные изменения отношения круга исследователей к наследию андерграунда в СССР, к творчеству шестидесятников, интерес к этому яркому периоду в истории отечественного и мирового изобразительного искусства.

Следует отметить, что в отечественном и зарубежном искусствознании есть несколько терминов для обозначения данного периода: «подпольное искусство», «неофициальное искусство», «нонконформизм», «другое искусство», «искусство андерграунда», «вторая волна русского авангарда». Большая часть исследований, касающихся этой темы, была посвящена данному периоду и рассматривала обобщенно творчество московских живописцев - О. Рабина, В. Кропивницкой, В. Немухина, Д. Краснопевцева, Д. Плавинского, М. Шварцмана, что во многом обедняло значение каждого художника, не позволяя оценить истинный масштаб его вклада в отечественное и мировое художественное наследие.

Таким образом, настоящая работа посвящена комплексному анализу творчества художника Василия Яковлевича Ситникова (1915-1987) и его школе. Нами исследуется специфика живописных направлений мастера, раскрывается своеобразие их стилистики, анализируется эволюция формальных авторских приемов. В каждом из этапов эволюции творчества художника делается акцент на новых направлениях, идейных и стилистических приемах.

В исследовании мы обращаемся к проблеме значительного влияния личности и творчества В. Я. Ситникова на художественную среду московской богемы, на молодое поколение художников.

Однако, применительно к творчеству В.Я. Ситникова и в целом к художникам-шестидесятникам, среди исследователей преобладает устоявшееся отношение как к явлению прошлого, зашедшего в тупик, как принадлежащее к отклонениям от советской идеологии, исторической действительности и не имеющим перспектив будущего развития. В работах некоторых отечественных исследователей адекватный анализ художественных качеств произведений шестидесятников зачастую уступал место объяснению странностей, причин такого отклонения от нормы.

Ранее в изучении наследия Василия Ситникова преобладало большое количество повторов фактов биографии, использовался ограниченный стереотипный, в некотором роде шаблонный ряд произведений (зачастую только его цикл «обнаженных» и «монастырей»), повторявшийся во многих исследованиях практически без изменений.

Недостаточное погружение в историко-культурный контекст, в котором зародилось и развивалось творчество В.Я. Ситникова, формировало предвзятое мнение. Данное диссертационное исследование направлено на преодоление тенденциозного взгляда при оценке творчества мастера.

Таким образом, актуальность темы обусловлена потребностью в заполнении пробелов, необходимостью уточнения и реконструкции биографического пути Василия Ситникова, сложения и формирования его творческих принципов, образования значительной школы учеников и последователей, что крайне важно для создания объективной картины московского нонконформизма XX в.

Мы знаем, что большинство исследований, посвященных художникам андерграунда, рассматривает феномен творчества В. Ситникова в основном в пределах родной страны, отмечая локальный характер существования его школы в Москве, поверхностно касаясь произведений, созданных Василием

Яковлевичем в Австрии и США, где художник прожил в эмиграции более десяти лет (с 1975 по 1987 годы). Работы, созданные за пределами Родины, в кицбюэльский и нью-йоркский периоды, несут с собой новые формальные новации, являются объектом нашего пристального внимания.

Мировое искусство, тем не менее, оказало влияние на становление творческого метода В.Я. Ситникова. На протяжении всей жизни он был воодушевлен масштабом подлинных шедевров западных мастеров, как Тициан, Рембрандт, К. Моне и др. Эмигрировав в Австрию, он часто приезжал в Вену, для того, чтобы изучать и «питаться» новыми мировыми произведениями в подлиннике, вступать с ними в «диалог».

В эмиграции художник по прежнему поддерживал связь с московскими учениками, не ограничиваясь непосредственным присутствием, продолжая работать с ними вплоть до самой смерти в 1987 году.

Таким образом, в ходе данного диссертационного исследования был рассмотрен и проанализирован весь корпус живописных и графических работ В.Я. Ситникова, расширена география деятельности автора включением Австрии (Вена, Кицбюэль) и США (Нью-Йорк).

Для наиболее полного понимания творчества Василия Яковлевича Ситникова хронологические рамки исследования совпадают с годами жизни Василия Ситникова - с 1915 по 1987 год, за исключением первой части третьей главы, где речь идет о родителях художника и где отражаются ранние события жизни художника. Однако основное внимание уделено периоду активной творческой жизни мастера. Нижний порог отмечен начавшимся в 1950-х годах самостоятельным творческим путем, формированием собственной школы в Москве. На этот период приходится сложение самой среды андерграунда. Верхний порог - 1980-е годы - отмечен поздним, упадническим периодом в творчестве В.Я. Ситникова, когда в эмиграции положение мастера было трагичным, оно связано с потерей самоидентификации, и смертью художника в 1987 году в Нью-Йорке.

В центре внимания данного исследования находятся живописные и графические произведения, созданные самим Василием Ситниковым, а также его учениками и последователями. Также нами рассмотрен ряд эскизов и набросков, непосредственно связанных с живописными работами мастера и помогающих полнее раскрыть процесс идейно-стилевой эволюции произведений.

Сложным моментом в исследовании оказалось то, что часть произведений создана непосредственно самим В. Я. Ситниковым (в ранний и поздний периоды), а часть из них является итогом совместной работы с учениками в мастерской (зрелый период). В исследовании мы опираемся, в основном, на точно атрибутированные произведения самого мастера, при этом, тем не менее, учитывая коллективное творчество.

Особое внимание уделено проблематике существования нескольких направлений в творчестве В. Ситникова. Формальное направление было недостаточно определено и разработано ранее. С помощью архивных фотоматериалов, непосредственного изучения произведений, с которыми мы ознакомились в Москве, преимущественно в частных собраниях, а также благодаря публикации К. К. Кузьминского «Житие Василь Яклича Ситникова, написанное и нарисованное им самим», был полностью реконструирован корпус работ, включая нью-йоркский период, исчерпывающе демонстрирующих творческую эволюцию мастера. Рассмотрено около 400 графических и живописных композиций, в том числе малоизученные, ранее не известные широкой общественности, за счет чего значительно расширено понимание наследия художника.

Предметом исследования является живопись и графика В.Я. Ситникова и ряда учеников, в разной мере близких мастеру. В работе рассмотрено идейно-стилевое своеобразие художника, его новаторская суть. Особое внимание уделено эволюции приемов формообразования, принципа «формы в пространстве», который разработал Ситников.

Целью диссертации стало комплексное изучение целостного феномена творчества В.Я. Ситникова и его школы в контексте художественной жизни Москвы 1950-1980-х годов.

В ходе работы над диссертацией были поставлены следующие задачи:

- освоить фактологическую, источниковую и историографическую базу исследования;

- охарактеризовать Москву как один из главных центров художественной жизни СССР, дать определение понятию московской богемы и ее среды;

- рассмотреть творчество кружков, группировок, а также отдельных художников-нонконформистов, работавших в одном художественном пространстве с В.Я. Ситниковым;

- выявить и исследовать феномен создания и существования «академии» В.Я. Ситникова, ее характер;

- выявить основные имена школы В.Я. Ситникова, среди выпускников мастерской обозначить видных деятелей современного отечественного искусства;

- уточнить и реконструировать творческую биографию художника В.Я. Ситникова;

- дать хронологическую систематизацию эволюции творчества мастера и периодизацию этапов «академии»;

сопоставить и проанализировать творческие пути других художников-«одиночек» (А. Зверева, В. Яковлева и др.) в советском искусстве;

- показать и оценить творческий вклад неофициальных художников, в частности художника В.Я. Ситникова и его школы, в культуру и искусство СССР и современной России.

При жизни В.Я. Ситникова, в связи со сложившейся обстановкой вокруг неофициального искусства и позицией самого мастера, не было издано ни

одного альбома или монографии о художнике, о нем практически нет упоминаний в прессе тех лет.

В процессе работы над диссертацией был использован широкий круг источников, который можно разделить на несколько групп.

Первая группа - произведения В.Я. Ситникова. Это собрание работ в MOMA (Нью-Йорк, США), в коллекции музея Циммерли Рутгерского университета (штат Нью-Джерси, США), в Московском музее современного искусства (ММСИ-ММОМА), музее-собрании Л. Талочкина «Другое искусство» в РГГУ, коллекция галереи «Наши художники» (Москва), а также произведения, находящиеся в других музеях и преимущественно частных коллекциях (А. Кроника, И. Сановича, А. Чехоева, И. Маркина, А. Хмелевой (Сычевой) и др.).

Вторую группу источников составляют теоретические тексты художника В.Я. Ситникова, его «уроки» («Как смотреть живопись», «О грунтах», «О растяжках» и т.д.); его рабочие записи (многочисленные листы, в числе которых материалы публицистического издания «Житие»); материалы, связанные с педагогической работой непосредственно в «академии» в Москве и в период эмиграции по переписке с учениками (комментарии к упражнениям на рисунках в 1964-1975 годов, переписка в эмиграционный период - 1976-1986 годов), а также записи В.Я. Ситникова, сделанные совместно с учениками, посещавшими студию.

Третью группу источников образуют документы и письма художника, находящиеся в Государственном архиве РФ (дело В.Я. Ситникова), частных архивах (А. Кирцовой, В. Титова, В. Архарова-Фредынского, Н. Ситникова (брата художника), Вл. Петрова-Гладкого и пр.). Круг источников дополняет небольшой корпус критических и обзорных статей из прессы тех лет.

В четвертую группу входят беседы-интервью автора с учениками и современниками В.Я. Ситникова (В. Титовым, В. Архаровым-Фредынским, А. Хмелевой (Сычевой), В. Сычевым, Вл. Петровым-Гладким, С. Земляковым и др.).

В ходе работы нами были изучены фонды российских и московских музеев, библиотек и архивов, фонды периодической печати: ГЦСИ, РГБ им. В.И. Ленина, ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, Российская библиотека литературы по искусству, библиотечный фонд Дома-музея «Русское зарубежье» и др.

В основу методики исследования положен принцип комплексного подхода - единства исторических и эмпирических методов. Современное состояние научного осмысления отечественного искусства данного периода требует выработки принципиально новых методик изучения — с привлечением психологических и культурологических знаний.

Культурно-исторический метод позволил реконструировать атмосферу, сопровождавшую идейные и художественные поиски В.Я. Ситникова в тесной взаимосвязи с советской и западноевропейской культурой второй половины XX столетия. Метод психологических исследований широко применим в искусствознании. При помощи метода объяснено представление об отвержении копирования с натуры как важнейшей характеристики изобразительного творчества В.Я. Ситникова. Этот принцип позволяет выявить глубокую связь между мировоззренческими и творческими идеями В.Я. Ситникова; профессиональная, живописная реализация оказывается неотделима от жизненного и духовного опыта художника. При детальном изучении произведений изобразительного искусства мастера в ходе исследования был применен метод формально-стилевого анализа, позволившего проследить стилевую эволюцию в творчестве В.Я. Ситникова, выявить ее этапы, а также оценить произведения искусства с точки зрения художественных достижений, художественного качества. Более того, мы обращаемся к иконографическому методу в изучении целого ряда устойчивых мотивов, свойственных иконографии символизма. С помощью иконологического метода мы пытались реконструировать идейные и литературные программы художественных произведений, опираясь преимущественно на эпистолярное наследие и мемуарную литературу. Социально-исторический метод, широко применяемый в современном

искусствознании, помог изучить и сформулировать проблему взаимоотношений художника с социальной реальностью, определить актуальность произведений, выявить востребованность произведений В.Я. Ситникова на художественном рынке.

Глава 1. Место и роль В.Я. Ситникова в неофициальном искусстве 1950-х-1980-х гг.

1.1 Особенности изучения неофициального искусства СССР

В данном разделе нами охарактеризована общая направленность при изучении творчества советских художников-нонконформистов в контексте всемирной истории искусства XX столетия. Отмечено, что обширный материал, посвященный неофициальному искусству, слишком медленно входит в оборот искусствоведческой науки и остается периферийным, вызывает у многих академических исследователей скептическое отношение. Обращается внимание на проблему рассмотрения и включения отдельных художников неофициального искусства в мировой контекст среди специалистов, занимающихся исследованием культуры этого периода.

За последнее время область исследования отечественного искусства XX века расширилась, включив в себя периоды, ранее не входившие в орбиту серьезного изучения, лишенные общего признания, не воспринимаемые как содержащие эстетическую ценность. Среди специалистов наблюдается повышенный интерес к искусству, запрещенному советским режимом, идеологической нагрузкой, где политический фактор являлся причиной, в следствии которого были запрещены к показу многие уникальные произведения московских живописцев. Научным сообществом осуществляется систематизация и активное изучение различных периодов, неофициальных течений и ответвлений в искусстве СССР второй половины

XX столетия, ранее негативно воспринимаемых как противовес искусству соцреалистическому. Подтверждением этому служит целый ряд мероприятий, среди которых-ряд масштабных ретроспективных выставок запрещенных в то время московских и ленинградских живописцев обозначенного периода: Оскара Рабина и «лианозовцев», Эрика Булатова, Ильи и Эмилии Кабаковых, Франциско Инфанте и Нонны Горюновой, Анатолия Зверева и Владимира Яковлева, вызвавших широкий резонанс.

Выставка «Ветер перемен», прошедшая в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга в 2006 году при поддержке московского фонда «Екатерина» и сопутствующий ей альманах 1 с серьёзным анализом нонконформистского искусства периода 1950-1980-х гг., отражают изменение отношения к этому наследию на уровне государственной культурной политики и его вкладу в развитие русской художественной культуры XX столетия.

Нами выявлена обширная историография, посвященная неофициальному искусству периода 1950-1980-х годов. Прежде всего, это двухтомный каталог выставки «Другое искусство»2, первое издание которого было выпущено в 1991 году. За последующие два десятилетия было опубликовано значительное количество книг и статей мемуарного характера. Среди историко-искусствоведческих исследований работы К. Айермахера, А. Брусиловского, И. Кабакова. О проблематике художественного образования в воспитании молодого поколения живописцев пишет исследователь А. Флорковская в книге «Малая Грузинская, 28».

Активизация собирательской деятельности способствовала появлению особого вида издания: каталогов коллекций, а также выставочных каталогов с проблемными статьями. В данном контексте значимой представляется статья Екатерины Бобринской «При личном участии», предваряющая

1 Время перемен. 2006 - Время перемен - искусство 1960-1985 в Советском Союзе. Альманах -СПб.: Palace Editions, 2006

2 Другое искусство. 1991 - Другое искусство / Составители Л.П. Талочкин и И.Г. Алпатова. М., Художественная галерея «Московская коллекция», СП «Интербук», 1991

л

материал каталога «Свой круг» , посвященный собранию коллекционера A.C. Кроника. Хотелось бы особо отметить комплексное исследование Е. Бобринской, где в книге «Чужие?»4 автор доказывает, что художники, чье творчество при советской власти официально не признавалось, не были чужды ни обществу, ни современному им западному искусству, ни авангардной традиции отечественного искусства. Современное состояние научного осмысления отечественного искусства данного периода требует выработки принципиально новых методик его изучения с привлечением психологических и культурологических знаний.

На рубеже XX-XXI в. к запрещенному в Советском Союзе искусству наблюдалось несколько пренебрежительное отношение как не содержащему плодотворных идей и названному «вторичным» по своей сути и творческим приемам. Но недавно опубликованные исследования таких авторов как Е. Бобринская, Е. Барабанов, А. Флорковская, пронизаны другой интонацией и демонстрируют иное отношение в рассмотрении данного вопрос.

Следует также отметить, что нет общего термина для определения неофициального искусства этого периода: это словосочетания «вторая волна русского авангарда», «нонконформизм», «другое искусство», «подполье». Не существует и общепринятой хронологии для периода; разные исследователи по-разному датируют период и относят его начало к 1953, 1956 и 1957 годам. Автор диссертации использует термин «московский андерграунд» или «нонконформизм».

Несмотря на некоторое пренебрежение и идеологическую ангажированность ряда зарубежных и российских историков искусства, исследования русского нонконформизма получили свое место в ряде работ таких крупных мировых ученых как Дж. Боулт, Э. Хилтон, Н. Додж, Э. Крисполти и Г. Монкада, Б. Гройс, Ф. Миэле и др. Американская историк

3 Бобринская Е. При личном участии // Кроник, А. Свой круг : художники-нонконформисты в собрании Александра Кроника / [науч. ред. Н. Семенова, Н. Горленко] Москва : Искусство-ХХ1 век, 2010-С. 13-27

4 Бобринская Е. Чужие? Неофициальное искусство: мифы, стратегии, концепции. / Е.А. Бобринская. - М: BREUS, 2013

искусства Элисон Хилтон заявляла о чрезвычайной важности периода неофициального искусства в СССР5. Дополнением к трудам историков искусства является реальная творческая практика, которая может опровергнуть многие скептические взгляды.

Разными путями идет восстановление подлинной картины развития искусства неофициального, как сосуществовавшего на официальном фоне разрешенного и активно пропагандируемого соцреализма в XX веке. Примечательно, что большая часть трудов, посвященных русскому искусству второй половины XX века, носит односторонний характер, иногда исключая художника В. Ситникова из истории6. Явно прослеживается разделение исследователей по идеологическим убеждениям, что вызвано, безусловно, принципиальной позицией самого художника, его экзистенциальным одиночеством, осознанным дистанцированием от официальных институций.

В числе явлений, которые историки искусства все ещё обходят стороной, богатое художественное наследие В.Я. Ситникова. Адекватному восприятию личности мастера и его вклада в мировую и отечественную художественную культуру препятствуют стереотипы и ярлыки, которыми в разное время характеризовали творчество художника и его среды, особенно часто употребляя понятия «анекдотичный», «маргинальный», «душевнобольной», «юродивый» и близкие им. Ведущий асоциальный образ жизни, художник-«одиночка» был признан властями «душевнобольным». Однако, нами сделана попытка доказать, что Василий Ситников наряду с такими художниками как Анатолий Зверев, Владимир Яковлев, Александр Харитонов, значит многое в художественной культуре Москвы XX столетия и убеждает, что под знаком «юродства» возникали истинные искания и создавались произведения, получившие признание в Советском Союзе и за рубежом.

5А. Hilton, N. Dodge. Unofficial art in Soviet Union. 1974

6 Деготь E. Русское искусство XX века. / E. Деготь. - M.: Трилистник, 2000

Влияние такого рода дискуссий отражено в изучении и реконструкции творческого пути В.Я. Ситникова. Обращаясь к его творчеству, исследователи зачастую рассматривали стандартный ряд из небольшого числа произведений художника. Общим для многих исследований является отрывочное описание деятельности его школы в Москве.

В то же время приписка мастера к «маргиналам», «юродивым» и «душевнобольным» и идеологически отрицаемое восприятие творчества В.Я. Ситникова в ущерб формально-стилевому анализу живописных и графических произведений мастера сужало представление о его искусстве и наследии. Ряд авторов минимально касались анализа формальной стороны творчества В.Я. Ситникова (Н. Синельникова в издании

у

«Нонконформисты» ). На уровне упоминания оставалось влияние на художественную жизнь Москвы и внеакадемическое искусство.

Отсутствие монографической коллекции произведений В.Я. Ситникова в музейных и частных собраниях России и зарубежья создавало трудности для исследования. Мало того, многочисленные произведения художника оказались «рассеяны» по всему миру, в основном, по частным собраниям Италии, Германии, Великобритании, США и других стран, и малодоступны. Особо значимым для исследования изданием можно назвать каталог Т. Вендельштейн «Василий Ситников и его школа» 8 , где впервые публикуется обширный корпус работ художника и в статье исследователя Ситников предстает как значимый отечественный художник XX столетия.

Диссертация может рассматриваться как необходимый этап в определении масштабов фигуры художника В. Ситникова в контексте отечественного изобразительного искусства.

7 Синельникова Н. Нонконформисты / Наталья Синельникова ; Фонд О-во поощрения художеств, Галерея фонда О-во поощрения художеств. - М: Виртуальная галерея, 2009

8 Вендельштейн Т. Василий Ситников и его школа // Галерея Наши художники. 24 мая-31 июля 2009 года. Каталог выставки. - СПб.: Петроний, 2009

1.2. Творчество В. Я. Ситникова и московский андерграунд в отечественном искусствознании

Во втором разделе нами дается развернутый историографический обзор отечественной научной и критической литературы, касающейся рассмотрения творческой практики художника В.Я. Ситникова и московского андерграунда в целом. К сожалению, в период 1950-х - 1960-х годов, в условиях сложившейся политической обстановки, в круг интересов официального советского искусствознания и критики не входило обращение к искусству художников-нонконформистов, а тем более вошедших в него мастеров-«одиночек», каким являлся В. Ситников наряду с А. Зверевым, В. Яковлевым, что, несомненно, препятствовало объективной оценке их творчества, и в целом, «выключения» существования таких художников из картины советского искусства второй половины XX столетия. Изданные каталоги и критические статьи, посвященные нонконформизму, выходили за рубежом, вследствие чего нами сделан особый акцент в разделе 1.3 данной главы.

Всплеск широкого интереса к неофициальному искусству в СССР относится к концу 1980-х - 1990-м годам. Он происходил на фоне изменения государственного режима и политических взаимоотношений в стране после периода «застоя» (1970-е - 1985-й гг.), своего рода кульминацией которого было названное Александром Глезером «Бульдозерное побоище» 9 , устроенное 15 сентября 1974 года в Москве.

Актуальность темы определяется тем, что это первое монографическое исследование жизни и творчества одного из ключевых представителей отечественного искусства второй половины XX столетия, место которого не определено до сегодняшнего дня. В ряде исследований, посвященных «неофициальному» искусству, например «Русское искусство XX века»10, о

9 Глезер А. Русские художники на Западе: эссе и статьи / Александр Глезер. Париж, Нью-Йорк: Третья волна, 1986. С. 13

10 Деготь Е. Русское искусство XX века. / Е. Деготь. - М.: Трилистник, 2000

художнике В. Ситникове нет упоминаний вовсе. На наш взгляд, подобная характеристика основана на недостаточном знании творческого наследия и архивных данных мастера.

Следует отметить, что В.Я. Ситников в 1975 году эмигрирует из СССР и проводит период конца 1970-х-1980-е годы заграницей, когда в СССР начинается период перестройки, возникает интерес к современному искусству, художники андерграунда получают возможность выставляться на официальных площадках и печататься в каталогах.

В 1979 году И. Шелковский издает первый журнал, посвященный неофициальному искусству «А-Я» 11 и посвящает рубрики отдельным художникам. Вышедшая в 1986 году книга А. Глезера12 ясно отражает данную проблематику. Глезер выступает как коллекционер и исследователь «второй волны» русского авангарда. Автор четко характеризует общую картину и дает представление о каждом художнике, в частности, раздел он посвящает В. Ситникову, говоря о том, что художник эмигрировал и живет в США. В итоге общее представление о том явлении закрывает значимость персонального вклада отдельного художника.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Архарова, Наталья Александровна, 2014 год

Список использованной литературы

1) А-Я. Журнал неофициального русского искусства. 1979-1986. Репринтное издание. // Под ред. Игоря Шелковского и Александры Обуховой. М.: АртХроника, 2004

2) Абстракция в России. XX век. // Абстракция в России. Каталог в 2-х т. - Спб, Palace Editions, 2006 - 814 с.

3) Авангард, остановленный на бегу: [Альбом] / Авт.-сост. С.М. Турутина и др.; авт. Статей Е.Ф. Ковтун и др. - Л.: Аврора, 1989 - 283 с.

4) Аймермахер К. От единства к многообразию. Разыскания в области «другого» искусства 1950-1970-х годов / К. Айермахер. - М.: РГГУ, 2004 -320 с.

5) Алексеев В. Три сюжета: "Нонконформисты. Второй русский авангард 1955-1988 из собрания Бар-Гера (Кельн)" в Третьяковской галерее // В. Алексеев. -М.: Семья и школа, 1996.-N 7.-С. 48-49.

6) Амальрик A.A., Арбор Анн. Записки диссидента / А. Амальрик, А. Арбор. - М.: Ардис, 1982. - С. И- 22

7) Андреева Е. Постмодернизм. Искусство второй половины XX - начала XXI Века, Новая история искусства / Е. Андреева. - СПб.: «Азбука-классика», 2007-488 с.

8) Андреева Е. Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва-Ленинград 1946-1991. / Е. Андреева. - М.: Искусство XXI век, 2012 - 392 с.

9) Архарова Н., Войткевич К. Художник В.Е. Архаров-Фредынский // Владимир Архаров-Фредынский. Живопись. Графика. - М.: типография МГХПА им. Строганова, 2014 - 92 с.

10) Барабанов Е. Вольный воздух московского гетто // Каталог выставки «К вывозу из СССР разрешено». Московский конформизм из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных и частных коллекций. - М.,2011. - С.25

11) Барабанов Е., Алексеев Н., Осмоловский А., Боде М. Точка отсчета // Искусство. 2004. № 4.

12) Бердяев H.A. Кризис искусства / H.A. Бердяев - М.: Издание Г.-А. Лемана и С.И. Сахарова. 1918. - 48 с.

13) Брусиловский А. Пантеон русского андерграунда (коллекция ММСИ и частных собраний) / А. Брусиловский. - М.: ММСИ, 2009. - 108 с.

14) Брусиловский А. Студия // Анатолий Брусиловский. - СПб.: Летний сад, 2001 -330 с.

15) Бобринская Е. Русский авангард: истоки и метаморфозы / Е. Бобринская. - М.: «Пятая страна», 2003. - 303 с.

16) Бобринская Е. Чужие? Неофициальное искусство: мифы, стратегии, концепции. BREUS. М.:2013 - 496 с.

17) Вендельштейн Т. Василий Ситников и его школа // Галерея Наши художники. 24 мая-31 июля 2009 года. Каталог выставки. СПб.: Петроний, 2009 - 284 с.

18) Воробьев, В. Враг народа. Воспоминания художника / В. Воробьев. -М.: НЛО, 2005. - С. 266-276, 643-673.

19) Время перемен. 2006 // Время перемен - искусство 1960-1985 в Советском Союзе. Альманах. - СПб.: Palace Editions, 2006. - 416 с.

20) Герчук Ю.Я. «Кровоизлияние в МОСХ», или Хрущев в Манеже / Юрий [Яковлевич] Герчук. - М.: Новое литературное обозрение, 2008 - 320 с.

21) Глезер А. Русские художники на Западе: эссе и статьи / Александр Глезер. Париж, Нью-Йорк: Третья волна, 1986 - 278 с.

22) Глезер А. Искусство под бульдозером [Текст] : (Синяя книга) / Сост. Александр Глезер [London]: Overseas publications interchange, 1976 - 163 с.

23) Голомшток И. Н. Тоталитарное искусство. / И. Голомшток. М.: Галарт, 1994-294 с.

24) Гройс Б. Е. Комментарии к искусству. / Б. Гройс; [пер. с нем. А. Фоменко и др.] - М:. Художественный журнал, 2003 - 341 с.

25) Гройс Б. Е. Утопия и обмен: [Сборник] / Борис Гройс. - М., 1993 -373с.

26) Деготь Е. Русское искусство XX века. / Е. Деготь. - М.: Трилистник, 2002 - 223 с.

27) Деготь Е. Москва Berlin Берлин Moskau, 1950-2000. Искусство: современный взгляд: Мартин-Гропиус Бау, Берлин, 28 сентября 2003/5 января 2004, Государственный исторический музей, Москва, 3 апреля 2004 / 15 июня 2004: [каталог] / [науч. ред.: Екатерина Деготь, Виктор Мизиано;] - М.: Трилистник, 2004 - 351 с.

28) Дробицкий. Зверев. Калинин. Краснопевцев. Немухин. Плавинский. Харитонов. Штейнберг. Яковлев. Янкилевский. Каталог выставки. // Московский городской комитет профсоюза работников культуры. Объединенный комитет профсоюза художников-графиков на М. Грузинской. -М., 1985

29) Другое искусство, Москва, 1956-76: [в 2 т. / Сост. JT. Талочкин, И. Алпатова] / Другое искусство, сост. Л.П. Талочкин и И.Г. Алпатова. М.: Художественная галерея «Московская коллекция», СП «Интербук», 1991 - С. 93-95

30) Дудаков В. А. Борис Свешников. Свободный мир несвободы / В.А. Дудаков. - М.: Галарт, 2009 - 21 с.

31) Дудинский И. 1987 - Дудинский И. Открывая художника // Огонек. 1987. №33, с. 24

32) Евсеева Л. Собиратель и его коллекция // Русское искусство №4, 2013

33) Ерофеев А. В. История в лицах. 1956-1996. Передвижная выставка. // А. Ерофеев. - М.: Издание музея «Царицыно», Отдел новейших течений ГТГ, 1997

34) Ерофеев Вен. Москва - Петушки. / Венедикт Ерофеев. - СПб.: Азбука, 2014-411 с.

35) Забелынанский Г. Искусство для искусства как искусство // Буржуазия. М., 2004 - 20с.

36) Кабаков И. 60-70-е... Записки о неофициальной жизни в Москве. / Илья Кабаков. - М.: НЛО, 2008 . - 365 с.

37) Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства:[в 2 томах] / Василий Кандинский; [редкол. и сост. Н.Б. Автономова, Д.В. Сарабьянов, B.C. Турчин]. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Гилея, 2008 - 221с.

38) Кандинский В.В. О духовном в искусстве: (Живопись) / Василий Кандинский. - Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990 - 66 с.

39) Кирцова А. Ретроспектива. Московский центр искусств. Каталог выставки. / Алена Кирцова. - М., 2002 - 200 с.

40) Костаки Г. Мой авангард. Воспоминания коллекционера. / Георгий Костаки. - М.: Модус Граффити, 1993 - 127 с.

41) Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. / Розалинда Краусс.- М., 2003. - 130 с.

42) Кривцун O.A. Феномен артистизма в современном искусстве / Кривцун O.A., Кондратьев E.B. - М.: Индрик, 2008.-520 с.

43) Крижевский А. «Бархатное подполье»: Игорь Дудинский о жизни советской богемы / А. Крижевский // Русская жизнь - 2008-№2.

44) Кроник А. С. Свой круг : художники-нонконформисты в собрании Александра Кроника / А. Кроник. [науч. ред. Н. Семенова, Н. Горленко]. - М. : Искусство-XXI век , 2010 - 319 с.

45) Кузьминский К. Житие Василь Яклича Ситникова, написанное и нарисованное им самим / К.К. Кузьминский. - Нью-Йорк, 2009 - 442 с.

46) Кузьминский К. Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны [Текст] / Кузьминский Константин К. и Григорий Л. Ковалев. - М.: В. Орлов, 2006. - 535 с.

47) Кулик И. «Тишайший авангардист». Статья к выставке Р. Фалька в галерее «Улей» // газета «Коммерсант», 2006

48) Ларионов М. Выставка иконописных подлинников и лубков. / орг. М.Ф. Ларионовым. - М.: Художественный салон 11, 1913-33 с.

49) Лифшиц М. Кризис безобразия: от кубизма к поп-арт / М.А. Лифшиц, Л.Я. Рейнгардт. - М.: Искусство, 1968 - 201 с.

50) Лихачев Д.С. Заметки о русском. / Дмитрий Лихачев. - М.: Новый мир, 1980- с.24

51) Макиавелли Н. Государь. / Никколо Макиавелли [пер. с итал. и прим. Марка Юсима] - Спб.: Азбука, 2014 - 507 с.

52) Малахов Н. Отечественное искусство на выставках за рубежом. / Н. Малахов - М.: Изобразительное искусство, 1980 - 239 с.

53) Мамлеев Ю. Судьба бытия. За пределами индуизма и буддизма / Ю.В. Мамлеев. - М.: Эннеагон, 2006 - 261 с.

54) Мамлеев Ю. Московский гамбит: роман / Ю.В. Мамлеев- М.:АСТ, 2008-284 с.

55) Махрова Г. Запретные краски эпохи / Г. Махрова. - СПб.: изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1998 - 120 с.

56) Матюшин М. Закономерности изменяемости цветовых отношений. // Справочник по цвету. Москва-Ленинград, 1932. Переиздание: Закономерности изменяемости цветовых отношений. // Справочник по цвету. - М.: Д. Аронов, 2007 - 40 с.

57) Мережковский Д. Революция и религия // Русская мысль. 1907

58) Мир художника. Каталог выставки. Галерея Новый Эрмитаж. М., 2008

59) Мороз В. Толстой в моей арестантской жизни (выдержки из дневника 1974 - 1981 гг) / Владимир Алексеевич Мороз. - СПб., 1996 - 223 с.

60) Морозов А. Поколение молодых, живопись советских художников 1960-80х годов. / А. Морозов. - М., 1989 - 120 с.

61) Морозов А. Советская живопись 70-х: Некоторые грани развития / А. Морозов. - М. Знание, 1979 - 230 с.

62) Некрасова М. Народное искусство России / Некрасова М.А. - М.: Коллекция, 2003

63) НЕТ! - и конформисты. Образы советского искусства 50-х до 80-х годов // Редакторы сборника: Н. Розвадовска - Яновска, Петр Новицки. Варшава, 1994-300 с.

64) Обухова А. Русское искусство второй половины XX века // Александра Обухова. Русское искусство второй половины XX века. Из собрания Фонда Сандретти.Каталог-альбом. -М., 2009. - 320 с.

65) Панофский Э. Перспектива как «символическая форма» / Э. Панофский. - М.: 2004

66) Петров-Гладкий Вяч. (Майтрейя). Путь Семи Звезд. Дневник видений // Будда Майтрейя. В 3-х томах. - М.: Дортранспечать, 2006

67) Пивоваров В. Влюбленный агент // Виктор Пивоваров. - М.: НЛО, 2001 - 170 с.

68) Прокофьев В. Примитив и его место в художественной культуре нового и новейшего времени. / В. Н. Прокофьев. - М.: Наука, 1983 - 230 с.

69) Рабин и Ситников // Искусство, № 2, 2007

70) Рейн Е. История счастливого человека: [Жизнеописание Александра Глезера: Сборник / сост. Е. Рейн] - М. : Московский рабочий, 1994 - 286 с.

71) Рогов К. Семидесятые как предмет истории русской культуры. / К.Ю. Рогов.-М.:ОГИ, 1998

72) Розанов В. Нестеров - философия русского религиозного искусства / В. Н. Розанов. -М., 1993

73) Русское искусство, №3 (19): XX век. Художественное наследие 60-х годов - М., 2008

74) Сарабьянов Д. В. Русская живопись. Пробуждение памяти //Д.В. Сарабьянов. - М.: Искусствознание, 1998 - 431 с.

75) Свешников Б. Лагерные рисунки / Борис Свешников. - М.: Звенья, 2000

76) Свобода есть свобода // Искусство нонконформистов. 1953-1974. - М.: Искусство XXI век, 2007

77) Синельникова Н. Нонконформисты / Наталья Синельникова. Фонд О-во поощрения художеств, Галерея фонда О-во поощрения художеств. - М.: Виртуальная галерея, 2009 - 585 с.

78) Ситников В. Уроки [Учеб. по рисованию в письмах] / Василий Ситников [Вступ. ст. 3. Плавинской] - М.: Агей Томеш-Пресс, 1998

79) Ситников Н.Я. От восхода до заката. / Николай Ситников. Воспоминания. - М.: Изд. Государственная публичная историческая библиотека России. Серия: Вглядываясь в прошлое; 2008 г. - с. 120

80) Слепышев А. Нонконформисты московских чердаков. Editions Enrico Navarra. Paris, 1989

81) Соколов К. Черносвитов П. Европа и Россия: ментальность и художественная культура : сравнительно-исторический анализ / К.Б. Соколов -М.: Нестор-история, 2007 - 278 с.

82) Соколов М. Александр Харитонов. // М.Н. Соколов. - М., 1994. - с. 150

83) Талочкин Д., Алпатова И., "Другое искусство": К хронике художественной жизни / JI. Талочкин, И. Алпатова. - М.: Художественная галерея "Московская коллекция", 2005г. - 480 с.

84) Тарабаров С. Приоритеты и ценности наивного искусства // Философия наивности. - М., 2001 - 189 с.

85) Трубецкой Е. «Умозрение в красках». Смысл жизни. / Е. Н. Трубецкой. - М., Республика, 1994

86) Тупицын В. Коммунальный(пост)модернизм. Русское искусство второй половины XX века / Виктор Тупицын. - М.: Ad Marginem, 1998 - 250 с.

87) Тупицына М. Критическое оптическое: статьи о современном русском искусстве / М. Тупицына. - М., 1997 - 195 с.

88) Турчин В. Образ Двадцатого... в прошлом и настоящем. Художники и их концепции. Произведения и теории. / B.C. Турчин. - М.: «Прогресс-Традиция», 2003 - 648 с.

89) Турчин В. 20 век в зеркале коллекции Московского музея современного искусства. / B.C. Турчин. - М.: Художник и книга, 2003 - 526 с.

90) Уральский М. Избранные, но незваные. Историография независимого художественного движения. / Марк Уральский. - М. : Алетейя, 2012 - 552с.

91) Уральский М. Немухинские монологи (Портрет художника в интерьере). / М. Уральский. - М., 1999. - 330 с.

92) Флорковская А. Религиозное направление в живописи неофициальных московских художников в 70-80-е годы. Поиск и традиция в отечественной религиозной картине // А. К. Флорковская. - Русское искусство XX век, том 1 -М.: НИИ PAX, 2007

93) Флорковская А. Малая Грузинская, 28. Живописная секция Московского объединенного комитета художников-графиков. 1976-1988 / А.К. Флорсковская. - М. : Памятники исторической мысли , 2009 - С. 173-250.

94) Хачатуров С. Без страха и упрека. Статья к выставке «Василий Ситников и его школа» // Московский комсомолец, 2009

95) Холин И. Поэмы [Текст] / Игорь Холин ["Степь"-художник Василий Ситников]. - М.: Рик Русанова, 2005 - С. 30-37

96) Чамонова Э., Юренева Е. Проблема «искусства молодых» 70-х годов в советской критике / Э. Чамонова, Е. Юренева. - М., 1984 - 280 с.

97) Чудецкая А. Жизнь, творчество и теоретические поиски Владимира Вейсберга (1924-1985) в контексте художественной жизни Москвы в 1950-х -первой половине 1980-х годов, дисс. канд. искусствоведения, PAX, 2013

98) Чудецкая А. Сад неживой природы // Пинакотека. 2001

99) Шварцман М. Монография / М. Шварцман. - СПб: Palace Editions, 2008

100) Шварцман М. Мастер, школа, ученики / М. Шварцман. - СПб: Palace Editions, 2012 - 560 с.

101) Шевченко А. Неопримитивизм : Его теория. Его возможности. Его достижения / A.B. Шевченко. - М., 1913 - 40 с.

102) Шифферс Е. В поисках утраченной памяти / Шифферс Е. Религиозно-философские произведения. - М., 2005 - 489 с.

103) Штейнберг Э. Опыт монографии. / Эдуард Штейнберг. - М., 1992

104) Эренбург И. Оттепель // Знамя. Вып.5. 1954

" ( i-

105) Яблонская М. К проблеме активизации станковизма. Выставка четырех московских художников. // «Творчество» №8, 1978.

106) Якимович А. Реализм XX века: магическое и метафизическое. / А.К. Якимович. - М.: Галарт, 2000 - 354 с.

107) Якимович А. Эпоха сокрушительных творений. Из истории искусства и мысли XX века. / А. К. Якимович. - М.: Галарт, 2009 - 279 с.

108) Яковлев В. Живопись. Графика. Каталог выставки. СФК, Дягилев центр. / Владимир Яковлев. - М., 1990 - 484 с.

109) Яковлев, В.И. Живопись, графика. Каталог выставки. ГТГ, 1995.

110) Ямщиков С. А. Зверев. Монография. / С. Ямщиков. - М.: Галарт, 1994

111) Bertele М., Frimmel S. La nuova arte soviética: una prospettiva non ufficiale. ZKK:Rereading:Die Dissens-Biennale 1977 in Venedig. Zentrums Künste und Kulturtheorie der Universität Zürich, 2014

112) Contemporary Soviet art: the will to self-expression in a conformist society: selections from the collection of Norton T. Dodge. Kennesaw College Art Gallery, 1987

113) Crispolti E. Alternative attuali 2, Lerici Editori, Milano, Italy, 1965

114) Crispolti E., Moneada G. La nuova arte soviética. Una prospettiva non ufficiale. Venezia, 1977

115) Gage J. Colourand Culture. Practice and Meaning from Antiquity to Abstraction. Thames&Hudson, 2013

116) Gavrilin K. Francisco Infante and Nonna Goriunova: Student Days // Artifacts. Terra Ferma Edizioni: Venezia, 2012

117) Gavrilin K. Sciamanesimo, induismo, teosofía nell'opera di Vasilij Vatagin//La Venere e lo sciamano: L'influsso dello sciamanesimo siberiano sulle arti e la cultura russa del Novecento. Napoli, 2010. P. 217-242.

118) Golomshtok I., Glezer A. Soviet Art in Exile. New York. Random House. 1977

119) Kabakov I. The communal Kitchen. Galerie Dina Vierny, Paris, France, 1993

120) Le fantastique et l'imaginare dans la peinture russe. Ludmila Rybakova, Editions d' Aurora. Leningrad. 1989

121) Legends of the Russian Underground: Evgeny Rukhin, Vasily Sitnikov, Aleksandr Kharitonov. MacDougall Arts Limited, 2008

122) Miele F. Mostra antologica di Vasilij Sitnikov. Opere dal 1931 al 1971. Centro iniziative culturali Avezzano. Dicembre 1971 - Gennaio 1972. Testimonianze e testo critico di Franco Miele.

123) Miele F. L'avanguardia tradita. Roma. 1975 - L'avanguardia tradita. Arte Russe dal XIX al XX sec. Roma. 1975

124) New Art from the Soviet Union. 1977 - New Art from the Soviet Union. The Known and the Unknown. Norton Dodge and Alison Hilton. Washington. 1977

125) Nonconformist art: the Soviet experience, 1956-1986 : the Norton and Nancy Dodge Collection, the Jane Voorhees Zimmerli Art Museum, Rutgers, the State University of New Jersey. Alia Rosenfeld, Norton T. Dodge, Thames and Hudson in association with the Jane Voorhees Zimmerli Art Museum, 1995

126) Plavinsky D. Catalogue. Alex Edmund galleries. New York, 1993

127) Russian new wave: Exhibition December 4, 1981-February 28, 1982 Contemporary Russian Art Center of America, New York. Margarita Tupitsyn, Norton T. Dodge, Contemporary Russian Art Center of America, Cremona Foundation, 1981

128) Russie! Memoria Mistificazione Immaginario. Arte russa del'900 dalle collezioni Morgante e Sandretti, Terra Ferma, 2010

129) Sjeklocha P., Mead I. Unofficial Art in the Soviet Union. Berkeley and Los Angeles, 1967

130) Shnurov, Aleksandr. 1978-1989. C.A.S.E. Museum of Contemporary Russian Art, New Jersey. USA, 1990

131) Soviet alternative art (1956-1988) from the Costakis collections : : [exhibition] : [catalogue] / texts a. catalogue ed.: Maria Tsantsanoglou ; [transl.: Menelaos Stamatelos] Athens ; Thessaloniki : Min. of culture, State museum of contemporary art: Costakis coll., 2006-235 c.

132) The Quest for Self-Expression: Painting in Moscow and Leningrad, 1965b1990/ Norma Roberts, ed. Columbus: Columbus Museum of Art, 1990

133) The Kolodzei art collection: a private Moscow collection of unofficial works 1965-1990 Sherrill Hose Akyol, Teachers College, Columbia University, 1993

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.