Творческий метод В.А. Игошева в контексте отечественного изобразительного искусства второй половины XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Галямов Артур Амирович
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 566
Оглавление диссертации кандидат наук Галямов Артур Амирович
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА В.А. ИГОШЕВА
1.1. Понятие «творческий метод» как категория историко-художественного процесса
1.2. Основные характеристики и критерии анализа творческого метода В.А. Игошева в контексте отечественного изобразительного искусства второй половины XX века
1.3. Периодизация творческого метода художника В.А. Игошева
ГЛАВА 2. УФИМСКАЯ И СВЕРДЛОВСКАЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА В.А. ИГОШЕВА (1930-1960-е годы)
2.1. Уфимский период. Истоки становления творческого метода В.А. Игошева (1930-1950-е годы)
2.2. Художественная деятельность В.А. Игошева в контексте культурной жизни Свердловска 1950-х - начала 1960-х годов
2.3. Творческий метод В.А. Игошева и «суровый стиль». Живописные серии 1960 -х годов
2.4. Образы Севера в контексте творческих командировок В.А. Игошева 19501960-х годов
ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД В.А. ИГОШЕВА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ МОСКВЫ (конец 1960-х - 1990-е годы)
3.1. Мировоззренческая проблематика и творческий метод В.А. Игошева московского периода. Ведущие темы
3.2. Художественная концепция портретов и пейзажей. Философско-эстетическая программа натюрмортов
3.3. Север в творческой судьбе В.А. Игошева: живописно-пластическое
своеобразие произведений конца 1960-х - 1990-х годов
3.4. Место художественного наследия В.А. Игошева в истории отечественного изобразительного искусства второй половины XX века. Принципы и
преемственность творческого метода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Изобразительное искусство обских угров2011 год, кандидат искусствоведения Лебедева, Анна Витальевна
Истоки формирования неофициального искусства Саратова (Николай Гущин и его круг)2020 год, кандидат наук Дорогина Елена Алексеевна
Становление и развитие изобразительного искусства Республики Северной Осетии - Алании в 1920 - 1990 гг.2008 год, кандидат искусствоведения Плиева, Маргарита Георгиевна
Становление и развитие профессионального изобразительного искусства в Коми АССР: Середина 1910-х - 1980-е гг.2001 год, кандидат исторических наук Беляева, Светлана Андреевна
Тенденции развития сибирской живописи второй половины 1950-х - начала 1970-х гг.: Проблема "сурового стиля"2005 год, кандидат искусствоведения Мальцева, Елена Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческий метод В.А. Игошева в контексте отечественного изобразительного искусства второй половины XX века»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Творческое наследие известного представителя отечественного изобразительного искусства второй половины XX века, крупнейшего автора северной тематики в живописи и графике, уроженца Башкирии народного художника СССР Владимира Александровича Игошева (1921-2007) являет собой достаточно яркий идейно -эстетический феномен. В своих произведениях мастер с художественной достоверностью воссоздал различные грани богатейшей культуры ханты и манси, выразил их самобытность и традиции. По степени типизации образов северной природы, быта и духовного уклада обских угров творчество В.А. Игошева относится к общероссийским художественным явлениям.
Жизненная и творческая судьба В.А. Игошева поразительна и драматична. Участник Великой Отечественной войны, по окончании Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова, он много и увлеченно работал в самых отдаленных уголках Советского Союза. Особенность творческой судьбы состоит еще и в том, что 85-летний жизненный путь художника хронологически совпал с общественно-политическими событиями и преобразованиями, многие из которых нашли отражение в его творчестве.
О широкой популярности В.А. Игошева в отечественном искусстве второй половины XX века свидетельствуют многочисленные выставки, а также коллекции его картин в музейных фондах Российской Федерации, галереях и частных собраниях. В 2001 году в Ханты-Мансийске открыт Дом-музей народного художника СССР В.А. Игошева. Несмотря на высокий уровень признания, творчество мастера в качестве целостного и оригинального художественного явления до сегодняшнего дня не становилось предметом самостоятельного исследования, результаты которого позволили бы выделить
характерные черты творческого метода, уточнить его роль и место в истории отечественного изобразительного искусства.
Степень разработанности темы исследования. Историографический обзор литературы о творческой судьбе и художественном наследии В.А. Игошева до настоящего времени не проводился. С хронологической точки зрения предлагаем выделить в изучении творческой биографии художника два этапа: первый, включающий прижизненные издания с 1950-х по 2006 год включительно; второй, ведущий отсчет c 2007 года.
Имя В.А. Игошева, анализ его ранних работ встречается в обзорных статьях уральского искусствоведа Б.В. Павловского [309-316], посвященных художественной жизни Урала, анализу отдельных произведений, связанных с открытием персональных выставок мастера (1950-1960-е годы). Представляются актуальными суждения о живописной манере картин «северного цикла», о полотнах и этюдах зарубежных поездок, портретной галереи уральских ученых и деятелей культуры.
В 1960-е годы Я.Я. Шаповалов предпринял первое монографическое исследование о В.А. Игошеве [413], в котором были представлены биографические сведения, список живописных произведений с описанием сюжетов, раскрывающих замыслы первых тематических картин. Среди публикаций данного периода интерес представляют монографический очерк и серия публикаций Н.Н. Голованова [46, 128-130, 320], в которых анализируются идейно-тематические и художественно-стилистические особенности полотен В.А. Игошева. В исследовании Н.Н. Серебренникова «Урал в изобразительном искусстве» [354], а также статьях А. Агамировой [3], Л.Ф. Белогорловой [35], А.Г. Вязникова [93], К.М. Максимова [244], В.А. Мильчакова [262], Э. Поповой [335] творчество свердловского художника прочно ассоциируется с «северной темой». Определенный интерес вызывают тезисы о творчестве В.А. Игошева в публикациях известных отечественных искусствоведов М.П. Сокольникова [365, 366], Л.С. Зингера [170] и М.В. Алпатова [13]. Оценивая стилистические приемы ранних работ, критики отмечали живописный талант молодого мастера.
Среди прижизненных публикаций 1970-1980-х годов научный интерес представляют статьи Л.Ф. Белогорловой [61], С.М. Иваницкого [60], В. Карпова [212, 213], А.И. Морозова [272], Л.И. Лукьяновой [241], касающиеся индивидуальной манеры письма В.А. Игошева. Критические замечания о тематических картинах автора на «производственную тему» озвучены в монографии В.С. Булавина, Д.М. Ионина и Б.В. Павловского «Художники и Уралмаш» [43].
В 1990-2000-е годы В.А. Игошеву посвящены труды, основную часть которых составили альбомы и каталоги выставок (В.И Белов [30, 33], И. Болотов [39], О. Костина [339], Ю.С. Мелентьев [260], А.С. Шатских [414], Ю. Шесталов [259, 285, 417], Л.А. Ширяева [420]). Как правило, вступительные статьи представляли собой все то же изложение фактов биографии в сочетании с обзором основных мотивов и образов живописи художника, но уже в более расширенных временных рамках.
Интерес к изучению жизненного и творческого пути В.А. Игошева возрастает после 2007 года, приобретая устойчивую научную направленность. Для составления объективной картины творческой эволюции художника большую важность имеет вовлечение в научно-исследовательский процесс ранее неизвестных материалов, что подтверждается публикацией Ф.А. Хуснияровой «Неизвестные страницы творчества художника В.А. Игошева» [404]. Имя мастера встречается в двухтомном труде Б.И Иогансона [193], посвященном истории Московского Союза художников. Обстоятельный анализ отдельных сюжетов творческой биографии В.А. Игошева представлен в публикациях А.С. Айнутдинова [5-7], Н.И. Аникиной [16], В.А. Белова [28], А.А. Беловой [34, 62], С.В. Горяева [134], М.В. Самбур [348], Н.В. Сухоруковой [376].
Несмотря на внимание к творчеству В.А. Игошева современного искусствоведения, отдельной монографии, глубоко и комплексно исследующей художественное наследие и жизненный путь отечественного мастера, начиная с первых областных, республиканских и всесоюзных выставок и заканчивая поздними работами 1990-х годов, в настоящее время не существует.
Приоритетное значение в исследовании приобретают мировоззренческие и методологические аспекты как наименее раскрытые в специальных научных трудах, но принципиально значимые для изучения творческого метода художника.
Цель диссертации: исследовать закономерности становления и развития творческого метода В.А. Игошева в контексте отечественного изобразительного искусства второй половины XX века.
Задачи исследования:
1. Выявить основные характеристики и критерии анализа творческого метода В.А. Игошева.
2. Определить периодизацию становления и развития творческого метода художника В.А. Игошева.
3. Рассмотреть истоки становления творческого метода В.А. Игошева (1930-1950-е годы).
4. Выделить особенности творческого метода В.А. Игошева в контексте художественной жизни Свердловска (1951-1968-е годы).
5. Осветить проблему отношения художественного мировоззрения и творческого метода В.А. Игошева в контексте культурной жизни Москвы (конец 1960-х - 1990-е годы).
6. Выявить жанрово-тематическую и образно-пластическую специфику «северного цикла» В.А. Игошева 1950-1990-х годов.
7. Установить ведущие принципы и элементы содержания творческого метода В.А. Игошева, объясняющие место его художественного наследия в истории отечественного изобразительного искусства второй половины XX века.
Объектом исследования выступает творческая судьба и художественное наследие В.А. Игошева в контексте отечественного изобразительного искусства второй половины XX века.
Предметом исследования являются закономерности становления и развития творческого метода В.А. Игошева в контексте отечественного изобразительного искусства второй половины XX века.
Хронологические рамки исследования: вторая половина XX века -период становления и развития творческого метода В.А. Игошева.
Территориальные рамки исследования: Уфа, Екатеринбург (Свердловск), Москва, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.
Теоретико-методологические основания и методы исследования. Теоретической основой исследования выступает концепция творческого метода в изобразительном искусстве, представленная в трудах В.Г. Власова, И.Ф. Волкова, Е.С. Громова, М.С. Кагана, И.Н. Лисаковского, А.В. Михайлова. В базовую трактовку определения индивидуального стиля художника заложены методологические установки А.А. Каменского, В.А. Леняшина, В.С. Манина, А.И. Морозова, Л.В. Мочалова об образно-пластических тенденциях, жанрово-тематических особенностях и закономерностях формообразования отечественного изобразительного искусства второй половины XX века.
Философско-антропологический подход использовался автором при выявлении сущностных черт феномена творческого метода В.А. Игошева, что позволило представить стратегии личностного участия художника в формировании традиций и новаций в отечественном изобразительном искусстве второй половины XX века. Историко-культурный и компаративистский подход применен при реконструкции основных этапов его становления и развития. Историко-искусствоведческий метод, включающий последовательность сравнения этапов развития, применялся для установления закономерностей, общего и особенного в структуре творческого метода, связей с традициями изобразительного искусства. Биографический метод использовался для изучения контекста жизненного опыта художника. Получение и использование эмпирического материала, а также работа с ним осуществлялась с помощью методов интервьюирования, анализа архивных документов. Диссертант активно использовал такие методы искусствоведческого анализа, как иконографический и формально-стилистический анализ, способствующие решению проблем, связанных с выявлением основного круга тем, мотивов и сюжетов, формальных и
содержательных признаков, присущих художественным образам произведений В.А. Игошева.
Источниковая база исследования. В научном аппарате диссертации используется несколько видов источников, часть которых была введена в научный оборот впервые:
1. Документальные материалы центральных и региональных архивов: Государственный архив Свердловской области (ГАСО): Ф. Р-2022; Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ): Ф. 2711, Ф. 2932, Ф. 3328; Центральный государственный архив литературы и искусства (ЦГАЛИ СПб): Ф. Р-409, Ф. Р-550; Государственный архив Югры (ГАЮ): Ф. 523.
2. Материалы из фондов государственных музеев и галерей Российской Федерации: Государственный художественный музей (Дм КП-493, Дм КП-494), Музей Природы и Человека (ХМ-1073/442), Тверская областная картинная галерея (№ 81/5 от 10.06.1976), Национальный музей Республики Башкортостан (НМРБ ОФ 13309), Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина (ГЦТМ КП 311444/93, ГЦТМ КП 311444/94).
3. Живописные и графические произведения художника, находящиеся в фондах государственных музеев и галерей РФ (Музей Природы и Человека, Государственный художественный музей, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Музейный комплекс имени И.Я. Словцова, Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Нижнетагильский музей изобразительных искусств и др.), а также в частных коллекциях.
4. Литературное наследие В.А. Игошева («Истоки», «Искорки памяти», «Северные новеллы»), опубликованные воспоминания, отдельные заметки и интервью.
5. Альбомы, каталоги, буклеты, посвященные творчеству художника; материалы советской и российской периодической печати 1950-2000-х годов, раскрывающие особенности художественной, выставочной и педагогической деятельности мастера.
6. Материалы автора исследования, собранные в результате личных бесед с информантами (К.В. Койнова, М.М. Подосенина, С.А. Попова, А.Ф. Ясманова).
Научная новизна диссертации. Впервые проведено комплексное исследование художественного творчества В.А. Игошева с привлечением большого объема фактологического материала, в обозначенных территориальных и хронологических рамках, в ракурсе проблемы творческого метода. Установлено влияние живописных традиций отечественного изобразительного искусства второй половины XX века на формирование и развитие творческого метода В.А. Игошева. В настоящем исследовании удалось разработать обоснованную периодизацию и осуществить реконструкцию творческих командировок В.А. Игошева на север Свердловской области и в Ханты-Мансийский автономный округ в 1950-1990-е годы. В научный оборот введено 26 новых документов центральных и региональных архивов Российской Федерации, а также неопубликованные интервью с современниками художника. Выявлено и описано 752 живописных и графических произведений, осуществлена атрибуция трех полотен: «Оленевод Яков (Василий) Рочев, «Колхозница манси», «Маленький манси». Создана и зарегистрирована база данных «Этнохудожественное наследие в творчестве Владимира Александровича Игошева».
Положения, выносимые на защиту:
1. Предложена концепция о закономерностях становления и развития творческого метода В.А. Игошева в контексте отечественного изобразительного искусства второй половины XX века, основанная на комплексном анализе всех доступных групп источников. Концепция позволяет раскрыть черты индивидуальности мастера, восходящие к традиционализму, который определяет творческие принципы формирования образа в рамках реализма, но допускает вариативность конкретных форм мировоззрения и средств художественной выразительности ценностей этнической культуры коренных малочисленных народов Севера и современной цивилизации.
2. На основании введенных в научный оборот неопубликованных, хранящихся в архивах документов, а также жанрово-стилевой эволюции
сформулирована периодизация становления и развития творческого метода В.А. Игошева, которая включает: 1) уфимский период (1930-1950-е годы); 2) свердловский период (1951-1968-е годы); 3) московский период (конец 1960-х -1990-е годы).
3. На формирование и становление творческого метода В.А. Игошева в уфимский период (1930-1950-е годы) оказывали влияние педагоги Уфимского театрально-художественного училища посредством актуализирования реалистических принципов и основ работы на пленэре; преподаватели Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова благодаря наследию и творческим практикам «московской школы» живописи, с опорой на преемственность традиций передвижников, «Союза русских художников» и «Бубнового валета».
4. Специфика творческого метода В.А. Игошева в свердловский период (1951-1968-е годы) определялась, с одной стороны, обращением к отечественной традиции пленэрного импрессионизма, расширением жанрово-тематического диапазона и палитры средств художественной выразительности, а с другой -опорой на принципы социалистического реализма для создания «прообраза» советской действительности.
5. Одно из главных качеств, присущих творческому методу В.А. Игошева в московский период (конец 1960-х - 1990-е годы) - метафоричность. Проблемно-тематическое своеобразие творческого метода художника заключено в том, что он ставит и разрешает гражданско-социальные и онтологические проблемы с нравственно-эстетических позиций, в которых есть стремление уйти от прямолинейной однозначности, созидать на «границе» реального и условного, в их непосредственном диалоге.
6. Художественное воссоздание жизни коренных малочисленных народов Севера, включающее в себя ландшафтные, природные, ментальные образы, послужило первоосновой эстетического идеала В.А. Игошева. Жанрово-тематическое и образно-пластическое своеобразие произведений «северного цикла» отражает эволюцию творческого метода художника от оптимистического
восприятия эпохи с характерным возвышенно-эмоциональным откликом на достижения советской модернизации, до эстетического поворота к тематическим полотнам национальной и культурной самобытности обских угров, обращением к духовному миру личности и ее органичным отношениям с северной природой и бытом.
Степень достоверности результатов обеспечена применением научной методологии и методики искусствоведческого исследования, обоснована итогами апробации исследовательских материалов в докладах на конференциях, в учебном процессе, тематических презентациях, выставках, интервью, пресс-релизах, подтверждена базой данных, научными публикациями в рецензируемых научных журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации.
Апробация результатов исследования осуществлялась по следующим направлениям.
Диссертация подготовлена на кафедре искусств ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет». Отдельные положения исследования заслушивались на заседаниях кафедры. Рецензирование и предварительная защита диссертации проводились с участием представителей профессорско -преподавательского состава кафедры.
Исследование по теме диссертации поддержано государственным заданием бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» (проект № 720000.Р.86.1.05090002002 - «Историко-культурное наследие Югры: проблемы сохранения и репрезентации»).
По тематике диссертационного исследования автором опубликовано 22 научные статьи, общим объемом свыше 16,4 п.л., в том числе 7 - в изданиях, входящих в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК Российской
Федерации1, 3 статьи в изданиях, входящих в международную базу Scopus2. Разработана и зарегистрирована база данных «Этнохудожественное наследие в творчестве Владимира Александровича Игошева» (свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2023622964)3.
Основные выводы и положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: III Всероссийской научно-практической конференции «Живой музей: стратегия и практика» (Ханты -Мансийск, 2021); VII Международной научной конференции «География искусства» (Москва, 2021); XIV Международной научно-практической конференции «Развитие науки и образования в условиях мировой нестабильности: современные парадигмы, проблемы, пути решения» (Ростов-на-Дону, 2021); Всероссийской c международным участием научно-практической конференции XX Югорские чтения «Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: традиции и инновации» (Ханты-Мансийск, 2021); X Всероссийской научно-практической конференции «Психология. Педагогика. Лингво-
1 Галямов, А.А. К вопросу об уточнении названия работы В.А. Игошева «Оленевод Яков Рочев» из собрания Музея Природы и Человека / А.А. Галямов // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. - 2022. - № 1. - Ч. 1. - С. 245-251.
Галямов, А.А. Коренные народы Севера в произведениях В.А. Игошева в контексте «северной темы» 1950-1960-х гг. / А.А. Галямов // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. - 2022. - № 3. - Ч. 1. - С. 224-232.
Галямов, А.А. Жанрово-стилистические особенности северных произведений В.А. Игошева 1950-1960-х годов / А.А. Галямов // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. - 2022. - № 4. - Ч. 2. - С. 430-439.
Галямов, А.А. «Дух времени» и художественная форма: мансийский поэт Юван Шесталов в портретах В.А. Игошева / А.А. Галямов // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. - 2023. - № 1. - Ч. 1. - С. 250-260.
Галямов, А.А. «Снегири Севера»: детские портреты В.А. Игошева из фондов государственных музеев Югры / А.А. Галямов // Философия и культура. - 2023. - № 9. - С. 216-229.
Галямов, А.А. Покоренный Севером: творческие командировки художника В.А. Игошева 1950-1960-х годов / А.А. Галямов // Философия и культура. - 2023. - № 11. - С. 90-106.
Галямов, А.А. Северный пейзаж в творческом наследии художника В.А. Игошева 1970-1990-х годов / А.А. Галямов // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. -2023. - №. 4 - Ч. 2. - С. 119-128.
2 Галямов, А.А. Репрезентация образов обских угров в портретах В.А. Игошева 70-х гг. ХХ в.: классическая и постклассическая интерпретации произведений / А.А. Галямов // Вестник угроведения. - 2019. - Т. 9. - № 3. - С. 568-576.
Галямов, А.А. «Крупный план» как зеркало: обские угры глазами В.А. Игошева / художник глазами обских угров (к столетию народного художника СССР) / А.А. Галямов // Вестник угроведения. - 2021. - Т. 11. - № 3. - С. 574-583. Галямов, А.А. Коренные народы Севера в произведениях советских художников 1950-х годов: репрезентация «школьной тематики» / А.А. Галямов // Вестник угроведения. - 2022. - Т. 12. - № 1. - С. 175-184.
3 Приложение 4.
культурологические взгляды» (Ростов-на-Дону, 2022); Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Весенние искусствоведческие чтения - 2022» (Екатеринбург, 2022); Международной научной конференции «Социальное и национальное в советской культуре» (Казань, 2022); Всероссийской с международным участием научно-практической конференции XXI Югорские чтения «Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: традиции и инновации» (Ханты-Мансийск, 2022); XXXI Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и прикладные исследования в области социально -гуманитарных наук» (Ростов-на-Дону, 2023); Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Весенние искусствоведческие чтения - 2024» (Екатеринбург, 2024)4.
4 Галямов, А.А. Образ северного певца-сказителя в произведениях В.А. Игошева и М.А. Тебетева: сравнительный анализ / А.А. Галямов // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - № 78. - Октябрь. Часть 1. - С. 137— 139.
Галямов, А.А. Реализм contra «реализм»: идеальное в портретах коренных северян В.А. Игошева / А.А. Галямов // «Живой музей: стратегия и практика»: III Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 20-летию со дня образования Дома-музея народного художника СССР В.А. Игошева и 100-летию мастера: сб. докл. и тезис. науч.-практ. конф. 28 октября 2021 г. - Ханты-Мансийск: БУ ХМАО-Югры «Государственный художественный музей», 2021. - С. 13-21.
Галямов, А.А. Коренные северяне в произведениях советских художников 1950-х годов / А.А. Галямов // Развитие науки и образования в условиях мировой нестабильности: современные парадигмы, проблемы, пути решения: материалы XIV Международной научно-практической конференции (29 октября 2021 г.): в 2-х ч. Ч. 2. - Ростов-н/Д: Изд-во Южного университета ИУБиП, 2021. - С. 55-58.
Галямов, А.А. Жанровые произведения В.А. Игошева в контексте советской искусствоведческой критики 19501960-х гг. / А.А. Галямов // Психология. Педагогика. Лингво-культурологические взгляды: материалы X Всероссийской научно-практической конференции (г. Ростов-на-Дону, 16 июня 2022 г.). - Ростов-н/Д: Изд-во «Манускрипт», 2022. - С. 11-13.
Галямов, А.А. Северный портрет: к уточнению названия работы В.А. Игошева «Оленевод Яков Рочев» / А.А. Галямов // Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: традиции и инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции XX Югорские чтения (1 декабря 2021 г., Ханты-Мансийск). - Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир г. Ханты-Мансийск», 2022. - С. 322-326. Галямов, А.А. Б.В. Павловский о ранних работах «северного цикла» В.А. Игошева (1950-е гг.) / А.А. Галямов // Весенние искусствоведческие чтения - 2022. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2023. - С. 113-122. Галямов, А.А. Советское и национальное в северных произведениях художника В.А. Игошева: жанрово-типологический анализ / А.А. Галямов // Университетский научный журнал. - 2023. - № 72. - С. 49-54. Галямов, А.А. Основные этапы эволюции «северной темы» в творчестве В.А. Игошева: образно-стилистические особенности / А.А. Галямов // Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: традиции и инновации: Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции XXI Югорские чтения (20 декабря 2022 г., Ханты-Мансийск). - Тюмень: ФОРМАТ-72, 2023. - С. 224-228. Галямов, А.А. «Мансийский натюрморт» художника В.А. Игошева: философский аспект / А.А. Галямов // Теоретические и прикладные исследования в области социально-гуманитарных наук: Материалы XXXI Всероссийской научно-практической конференции (г. Ростов-на-Дону, 25 ноября 2023 г.). - Ростов-н/Д: Изд-во «Манускрипт», 2023. - С. 28-29.
Галямов, А. А. «Певец народа манси» на Уралмаше: «рабочая тема» и Север в творчестве В. А. Игошева 1950-1960-х годов / А. А. Галямов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2024. - № 4-4 (91). - С. 82-86.
Автором диссертационного исследования опубликовано учебное пособие «История и культура Севера в живописи югорских художников»5, адресованное учащимся старших классов, педагогам общеобразовательных учреждений для организации учебных занятий и внеурочной деятельности, направленных на формирование компетенций в области теории и истории изобразительного искусства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Материалы исследования были использованы при чтении публичной лекции «Коренные народы Югры в отечественной живописи XIX - ХХ вв.» на базе Обско-угорского института прикладных исследования и разработок (г. Ханты-Мансийск, 21 марта 2023 года) для воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей родных языков и литературы, преподавателей истории и мировой художественной культуры. Для учащихся художественного отделения «Центра искусств для одаренных детей Севера» проведена лекция «Творческий путь художника Владимира Александровича Игошева» (г. Ханты-Мансийск, 10 февраля 2024 года).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что автором разработана концепция, которая включает в себя выводы и обобщения знаний о творческой судьбе и художественном наследии В.А. Игошева, о совокупности индивидуальных творческих принципов при создании художественных образов произведений. В теоретическом плане решена актуальная научная проблема, достигнуто существенное приращение искусствоведческих знаний теоретического и прикладного характера, относящихся к вопросам истории отечественного изобразительного искусства второй половины XX века. Результаты диссертации выступают предпосылкой для дальнейших научных углубленных исследований по данной проблематике.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Художественно-эстетическое самосознание художников Якутии на рубеже тысячелетий2009 год, кандидат искусствоведения Луценко, Юлия Владимировна
Творчество А. А. Пластова в европейском контексте2022 год, доктор наук Пластова Татьяна Юрьевна
Творчество А.А.Пластова в европейском контексте2020 год, доктор наук Пластова Татьяна Юрьевна
Монументальная живопись: синтез искусства, науки и практики (методология изучения, анализа и освоения техник и технологий)2023 год, кандидат наук Манин Юрий Аркадьевич
Формирование и развитие экранного образа в операторском искусстве: на материале творчества отечественных кинооператоров2013 год, кандидат наук Чернова, Оксана Сергеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Галямов Артур Амирович, 2024 год
Источники
Фонд документов Государственного Архива Свердловской области
(ГАСО):
438. Ф. Р-2022. Оп. 1. Д. 39. Свердловский Союз Советских художников СССР. Списки членов и кандидатов отделения с полными данными по состоянию на 1 января - 1 октября 1957 года.
439. Ф. Р-2022. Оп. 1. Д. 44. Свердловское отделение Союза художников СССР. Списки работ свердловских художников к различным выставкам.
440. Ф. Р-2022. Оп. 1. Д. 44а. Свердловское отделение Союза художников СССР. Материалы (протоколы выставкома, биографические данные художников и др.) по подготовке выставок.
441. Ф. Р-2022. Оп. 1. Д. 49. Каталог Свердловской областной художественной выставки. 1959.
442. Ф. Р-2022. Оп. 1. Д. 51. Свердловское отделение Союза художников РСФСР. Переписка с вышестоящими организациями о творческой деятельности отделения за март 1959 - февраль 1968 гг.
443. Ф. Р-2022. Оп. 1. Д. 55. Союз художников РСФСР. Свердловская организация союза художников РСФСР. Протоколы № 1 -24 заседаний правления отделения Союза художников за 1960 год.
444. Ф. Р-2022. Оп. 1. Д. 66. Свердловское отделение Союза художников РСФСР. Протоколы №№ 1-16 заседаний правления отделения Союза художников за 1961 год.
445. Ф. Р-2022. Оп. 1. Д. 67. Свердловское отделение Союза художников РСФСР. Протоколы заседаний зонального выставкома тематической выставки «Урал социалистический» за 1961-1964 гг.
446. Ф. Р-2022. Оп. 1. Д. 79. Свердловское отделение Союза художников СССР. Протоколы заседаний Правления.
447. Ф. Р-2022. Оп. 1. Д. 81. Свердловское отделение Союза художников СССР. Стенограмма общего собрания художников, посвященного выборам на II съезд художников РСФСР. 14 марта 1962 г.
448. Ф. Р-2022. Оп. 1. Д. 93. Свердловское отделение Союза художников РСФСР. Документы отделения о проведении зональной выставки «Урал социалистический» (протоколы, списки, справки и др.). 25 июля 1963 - 9 ноября 1964 гг.
449. Ф. Р-2022. Оп. 1. Д. 96. Свердловское отделение Союза художников РСФСР. Протоколы заседаний правления отделения за 1964 год.
450. Ф. Р-2022. Оп. 1. Д. 101. Свердловское отделение Союза художников РСФСР. Документы отделения художественного фонда о проведении зональной
выставки «Урал социалистический». 10 февраля - 17 декабря 1964 гг.
Фонд документов Государственного архива Югры (ГАЮ):
451. Ф. 523. Оп. 1. Д. 6. Открытка и письмо от В.А. Игошева Бронникову М.Е.
Фонд документов Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина (ФГБУК «Государственный центральный театральный
музей им. А.А. Бахрушина»):
452. Письмо Игошева В.А. Астангову М.Ф. 30 октября 1963 г. ГЦТМ КП 311444/93.
453. Письмо Игошева В.А. Астангову М.Ф. 26 марта 1964 г. ГЦТМ КП 311444/94
Фонд документов Музея Природы и Человека (БУ ХМАО-Югры «Музей
Природы и Человека»):
454. Письмо Е.И. Ромбандеевой от В.А. Игошева 1977 г. ХМ-1073/442.
Фонд документов Национального музея Республики Башкортостан (ГБУКИ РБ «Национальный музей Республики Башкортостан»):
455. Анкета на Игошева Владимира Александровича, участника ВОВ, воевавшего в составе 214 стрелковой дивизии, народного художника СССР. Заполнена 24 августа 1974 г. НМРБ ОФ 13309.
Фонд документов Российского Государственного архива литературы и
искусства (РГАЛИ):
456. Ф. 2711. Оп. 1. Ед. хр. 49. Письма Игошева В.А. Лебедеву А.К.
457. Ф. 2711. Оп. 2. Ед. хр. 113. Письма Игошева В.А. Лебедеву А.К.
458. Ф. 2711. Оп. 3. Ед. хр. 87. Письма Игошева В.А. Лебедеву А.К.
459. Ф. 2932. Оп. 3. Ед. хр. 1248. Фотографии участников вечера, посвященного художественной выставке «Советская Россия». 26 апреля 1960.
460. Ф. 3328. Оп. 1. Ед. хр. 56. Письма и дарственная надпись Игошева В.А. В.И. Володину.
Фонд документов Тверской областной картинной галереи (ГБУК «Тверская
областная картинная галерея»):
461. Письмо В.А. Игошева Н.Ф. Судаковой. Вх. № 81/5 от 10.06.1976.
Фонд документов Центрального Государственного архива литературы и
искусства (ЦГАЛИ):
462. Ф. Р-409. Оп. 1-1. Д. 103. Дело об издании книги "Игошев", авт. Голованов.
463. Ф. Р-550. Оп. 1. Д. 308. Игошев Владимир Александрович, художник (г. Свердловск). Письма к Е.Е. Моисеенко.
Личный архив автора:
464. Аудиозапись интервью: Койнова Клавдия Васильевна от 11.08.2021
465. Аудиозапись интервью: Койнова Клавдия Васильевна от 27.09.2022.
466. Аудиозапись интервью: Подосенина Мариэтта Михайловна от 12.08.2021.
467. Аудиозапись интервью: Попова Светлана Алексеевна от 22.10.2021.
468. Аудиозапись интервью: Ясманова Александра Федоровна от 11.08.2021.
Электронные сетевые ресурсы:
469. Березин В. Ф. «Вспомним всех поименно»: Светлой памяти Владимира Александровича Игошева (28.10.1921-08.01.2007) // МПГУ [сайт]. - URL: http://mpgu.su/novosti/vspomnim-vseh-poimjonno-svetloj-pamjati-vladimira-aleksandrovicha-igosheva-28-10-1921 -08-01 -2007 (Дата обращения: 31.09.2023).
470. В. Ходасевич. Путем зерна // Цифровая культура [сайт]. - URL: https://www.culture.ru/poems/23309/putem-zerna (Дата обращения: 05.03.2024).
471. Виктор Журавлев. На шедевры вдохновляет жизнь // Тюменские известия [сайт]. - URL: http://old.t-i.ru/article/25299/ (Дата обращения: 30.08.2023)
472. Виталий Манин. Реализм с приставкой «соц» и приставкой «сюр» [сайт]. -URL: https://www.maslovka.org/modules.php?name=Media&aid=221&act=read (Дата обращения: 12.04.2022).
473. Выставки советского изобразительного искусства 1917-1958 гг. в СССР и за границей. 1965-1981 [сайт]. - URL: http://www.maslovka.org/modules.php?name=Search (Дата обращения: 12.04.2022).
474. Государственный каталог РФ [сайт]. - URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections (Дата обращения: 29.04.2022).
475. Кантор А. М. Искусствознание и художественная критика. Справочник «Единый художественный рейтинг». Вып. 5. М., 2002. - URL: http://rating.artunion.ru/article20.htm (Дата обращения: 15.08.2023).
476. Картина со сложной судьбой [сайт]. - URL: https://www.metrostroy.ru/press-center/newspaper/mashina-vremeni/kartina-so-slozhnoy-sudboy (Дата обращения: 20.08.2023).
477. Краткая литературная энциклопедия [сайт]. - URL: https://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke9/ke9-4411.htm (Дата обращения 24.05.2024)
478. Игошев Владимир. Записки о художниках (архив Наталии Павловны) [сайт]. - URL: http://babanata.ru/?p=2144 (Дата обращения: 11.10.2023).
479. Игошев Владимир Александрович [сайт]. - URL: http://www.artpanorama.su/?category=artist&id=16&show=short&page=1 (Дата обращения: 31.08.2023).
480. Игошев Владимир Александрович. Картины [сайт]. - URL: https://ar.culture.ru/ru/person/igoshev-va (Дата обращения: 15.03.2022).
481. Официальный портал «Екатеринбург.рф». Энциклопедия «Екатеринбург». Игошев Владимир Александрович [сайт]. - URL: https://xn--d1abichgllj9dyd8a.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p 1ai/encyclopedia?sub2=1065 (Дата обращения: 26.10.2023).
482. Официальный сайт «Дом-музей народного художника СССР В.А. Игошева [сайт]. - URL: https://www.ghm-hmao.ru/igosheva/ (Дата обращения: 10.01.2023).
483. «Правда во всем». О дружбе художника Владимира Игошева и писателя Василия Белова рассказывает проект «Беловский круг». Сетевое издание
«Культура в Вологодской области» [сайт]. - URL: https://cultinfo.ru/news/2021/10/pravda-vo-vsem-o-druzhbe-khudozhnika-vladimira-igo (Дата обращения: 11.10.2023).
484. Региональный каталог музейных предметов и коллекций. Сводная база музеев ХМАО [сайт]. - URL: http://hmao-museums.ru/agg/?group-by=museum (Дата обращения: 20.04.2022).
485. Фарида Хусниярова. Памяти художника (о Владимире Ишошеве) [сайт]. -URL: https://formasloff. ru/2021/12/01/ farida-husnij arova-pam jati-hudozhnika-o-vladimire-igosheve (Дата обращения: 31.08.2023).
486. Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" [сайт]. - URL: http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es4/es4-1091.htm#%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%87 (Дата обращения: 20.03.2024).
487. Янкилевский В. Манеж. 1 декабря 1962 года. 2003. [сайт]. - URL: https://artinvestment.ru/invest/events/20121130 manezh.html (Дата обращения: 20.08.2023).
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
Б. - бумага.
ДВП - древесноволокнистая плита
К. - картон.
М. - масло.
О. - оргалит.
Рис. - рисунок.
Х. - холст.
ГАСО - Государственный Архив Свердловской области. ГАЮ - Государственный Архив Югры. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея. ГХМ - Государственный художественный музей.
МГАХИ им. В.И. Сурикова - Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова. МПиЧ - Музей Природы и Человека. ОМХ - Общество московских художников.
РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. СРХ - Союз русских художников. ССХ - Союз Советских художников.
РГАЛИ - Российский Государственный архив литературы и искусства. ЦГАЛИ - Центральный Государственный архив литературы и искусства.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Алтайский государственный университет»
На правах рукописи
Галямов Артур Амирович
Творческий метод В.А. Игошева в контексте отечественного изобразительного
искусства второй половины ХХ века
Том II
Специальность 5.10.3. Виды искусства (изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Научный руководитель:
доктор искусствоведения, профессор
Л.И. Нехвядович
Барнаул - 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1...................................................................................3
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.................................................................................10
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.................................................................................36
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.................................................................................48
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ...............................................................53
АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ...............................................................68
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Фотографии с В.А. Игошевым
1. Аскино. 1935.
Источник: Дом-музей Народного художника СССР В. А. Игошева. Каталог. - Москва:
Изд. ООО «Комментарий», 2002.
2. В.А. Игошев. Сталинградский фронт, 214-я стрелковая дивизия. 1942. Источник: Национальный музей Республики Башкортостан (НМРБ ОФ 6728/1)
3. В.А. Игошев в п. Няксимволь. 1958 Источник: Владимир Игошев: Альбом. - Москва: Изд-во Фонд поколений, 1997
4. Художник В.А. Игошев в своей мастерской за работой. Конец 1950-х. Источник: Свердловский областной краеведческий музей имени О.Е. Клера
(Инв. номер: Н-5409)
5. В.А. Игошев. 1960-е. Источник: ГАСО. Ф. 1. Оп. 14. Ед. хр. 15434.
6. В.А. Игошев за работой над картиной «В клубе далекого поселка». 1963. Источник: Владимир Игошев: Альбом. - Москва: Изд-во Фонд поколений, 1997.
7. В.А.Игошев на открытии выставки в Будапеште. 1978. Источник: Музей Природы и Человека (ХМ-4516).
8. В.А. Игошев в юртах Яныпауль. 1983. Источник: Дом-музей Народного художника СССР В. А. Игошева. Каталог. - Москва:
Изд. ООО «Комментарий», 2002
9. В.А. Игошев и «Под землей. Метростроевцы» (1969-1972). 1990-е. Источник: Метростроевец. - 2021. - 31 августа. - № 8.
10. В.А. Игошев за работой над портретом Е.А. Важеевского. 1990-е. Источник: Государственный художественный музей [сайт]. URL: https://www.ghm-hmao.ru/static/orbita-igosheva
11. В.А. Игошев с писателем Василием Беловым. 1997. Источник: Музей-квартира В.И. Белова (Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) (Инв. номер: А-3515)
12. В.А. Игошев на открытии музея в свою честь. Ханты-Мансийск. 2001. Источник: Государственный художественный музей [сайт]. URL: https://www.ghm-hmao.ru/static/orbita-igosheva
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Произведения В.А. Игошева в музеях и частных собраниях
Российской Федерации
А) Список произведений В.А. Игошева в государственных музеях и частных собраниях РФ (без «северного цикла»)
- Зимний этюд. Уфа. 1938. К, м. 22 х 15. Частное собрание.
- Гвардии красноармеец Романов. Сталинградский фронт. 1942. Б, к. Частное собрание.
- Танкист Зуев. 1942. Сталинградский фронт. 1942. Б, к. Частное собрание.
- Село Аскино с Вакутинской горы. 1947. К, м. 28 х 37,5. Частное собрание.
- Юность. (На прогулке). 1948. Х, м. 75 х 107. Вологодская областная картинная галерея.
- Портрет композитора Х. Заимова. 1948. Х, м. 80 х 65. (?).
- Портрет отца. 1948. Х, м. 78 х 69. Государственный художественный музей.
- Дремлющая лошадь. 1948. Х, м. 37 х 50. Частное собрание.
- Портрет художника Саши Шамаева. 1949. Б, к. Частное собрание.
- Портрет депутата верховного совета дважды героя советского союза М.Г. Гареева. 1949. Х, м. 100 х 80. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова.
- У колодца. Х, м. 100 х 150. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова.
- Защитникам Родины. 1950. Х, м. 117,5 х 137,5. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова.
- На выборы. 1951. Х, м. 65 х 94. Вологодская областная картинная галерея.
- Осень. 1951. Х, м. 64,8 х 104,5. Государственный художественный музей.
- Вечерняя беседа. 1952. ДВП, м. 26 х 33. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (Музей-квартира В.И. Белова).
- Портрет шахтера Яруллы Валеева. 1952. Х, м. 100 х 80. (?).
- На рыбалке. Озеро Шарташ. 1953. Х, м. 30 х 59,7. Государственный художественный музей.
- Чертово городище. 1953. Х, м. 55 х 39,6. Государственный художественный музей.
- Море и скалы. К вечеру (Гурзуф). 1956. Х, м. 50 х 91. Государственный художественный музей.
- Евстолия. 1955. К, м. 32 х 25. Частное собрание.
- Зимка. 1955. К, м. 34 х 49. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
- Первая зелень. 1955. К, м. 24,5 х 37,5. Музей изобразительных искусств (Комсомольск-на-Амуре).
- Осенний день. 1955. К, м. 34 х 50. Городская картинная галерея "Вернисаж" (Находка).
- Цыганский мальчик. Этюд. 1955. К, м. 46 х 50. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
- Ветреный день. 1956. Х на к, м. 48,7 х 70. Ростовский областной музей изобразительных искусств.
- Корейский крестьянин. 1957. Х, м. 70 х 50. Музей изобразительных искусств (Комсомольск-на-Амуре).
- Книжный киоск в Мукдене. 1958. К, м. 13 х 18,5. Государственный художественный музей.
- Кореец-металлург. 1958. К, м. 18 х 13. Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
- Старый кореец Ли Чун-Си. 1958. (?).
- Девушка-кореянка. 1958. Х, м. 70 х 50. Октябрьский историко-краеведческий музей им. А.П. Шокурова.
- Улочка в Пхеньяне. 1958. К, м. 18,5 х 12,8. Национальный художественный музей Республики Саха.
- Цветы. 1958. К, м. 27 х 24. Музей изобразительных искусств (Комсомольск-на-Амуре).
- Евстолия. 1958. К, м. 35 х 25. Частное собрание.
- Монгольские дети. 1959. К, м. 70 х 90. Музей изобразительных искусств (Комсомольск-на-Амуре).
- Портрет корейского крестьянина. 1959. Х, м. 83 х 110. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
- Портрет главного конструктора Уралмашзавода Б.И. Сатовского. 1959. Х, м. 50 х 70. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
- На улице Бейрута. Этюд. 1959. К, м. 42 х 55. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
- Грузчик из Каира. 1959. Б, м. 25 х 19. Тверская областная картинная галерея.
- Базар в Бейруте. 1959. К, м. 55,5 х 42,5. Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
- Безработные в Стамбуле. 1959. К, м. 60 х 50. Ульяновский областной художественный музей.
- Туристы. Эскиз. 1960-е. К, м. 44 х 68,5. Государственный художественный музей.
- На озере Таватуй. 1960-е. Б на к, м. 10 х 14. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
- В окрестностях Улан-Батора. 1960-е. К, м. 50 х 70. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева.
- Монголия. К вечеру. 1960. К, м. 51 х 70. Государственный Русский музей.
- На Байкале. 1960-е. К, м. 49 х 70. Музей изобразительных искусств (Комсомольск-на-Амуре).
- В буддийском храме (Монголия). 1960. К, м. 35 х 25. Частное собрание.
- Монгол. 1960. Х, м. 70 х 55. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
- Монгол. 1960. Х, м. 70 х 55. Государственный Русский музей.
- Подруги. 1960. К, м. 70 х 55. Коломенский краеведческий музей.
- Старый Бук. Хоста. 1960. К, м. 69 х 50. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
- Каслинский мастер П.С. Малышкин. 1960. Х, м. 100 х 135. Ярославский художественный музей.
- Портрет пчеловода. 1960. К, м. 89 х 70. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.
- Портрет врача. 1960. Х, м. 78,5 х 65,3. Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
- Непогода. 1960. К, м. 50 х 70. Государственный художественный музей.
- Август (Под Свердловском). 1961. К, м. 55 х 70. Частное собрание.
- Сирийский араб. 1961. Х, м. 70 х 50. Приаргунский историко-художественный музей.
- Колхозное собрание. 1961. Б, т, п. Частное собрание.
- Портрет столяра В.И. Ракульцева. 1961. Х, м. 145 х 200. Музей изобразительных искусств Туркменистана.
- Портрет картофелевода М.С. Мавлютовой. 1961. Х, м. 110 х 99,7. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
- Портрет профессора К.Т. Бабыкина. 1961. Х, м. 93 х 82. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
- Портрет профессора И.Н. Богачева. 1962. Х, м. 95 х 145. Томский областной художественный музей «Картинная галерея».
- Портрет врача Б.М. Петропавловского. 1962. К, м. 80 х 65. (?).
- На Ангаре. 1962. К, м. 47 х 67. Государственный художественный музей.
- Байкальский рыбак. (Чинит сети). 1962. Х, м. 98 х 125. Национальный художественный музей Республики Саха.
- Забайкальская деревня. 1962. К, м. 45 х 70. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера».
- Ледник в Слинкино. 1962. Х, м. 62,5 х 43. Государственный художественный музей.
- Портрет старого байкальца. 1962. Х, м. 97 х 78. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера».
- Суперобложка для книги В. Старикова «На Байкале». Эскиз. 1963. К, м. 26,5 х 69,5. Государственный художественный музей.
- Югославский крестьянин. 1962. Х, м. 87 х 70,5. Музей изобразительных искусств Республики Карелия.
- Улочка в Охриде. Югославия. 1962. К, м. 70 х 55. Ивановский областной художественный музей.
- Женщина из Черногории. 1962. Х, м. 78 х 65. (?)
- Трубочист Ежеф. 1962. Х, м. 69 х 55. Пермская государственная художественная галерея.
- Портрет 125-летнего долгожителя Памира Саидалидода Саидмирзоева. 1963. Х, м. 110 х 100. Тверская областная картинная галерея.
- Памирский таджик (Давлетнар Маступов). 1963. К, м. 70 х 50. Оренбургский областной музей изобразительных искусств.
- Мастер поющего дерева Муродали Сафоев. 1963. Х, м. 99 х 125. Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
- Портрет Саида Нурилло Саидалидодова. 1963. Х. м. 125 х 100. Государственная Третьяковская галерея.
- Портрет Саидмирзо Саидбобыллоева (Ветеран Саид Мирза). 1963. Х, м. 97 х 80. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.
- Памирский таджик Давхонтар Мустанов. 1963. К, м. 69,5 х 54,5. Тамбовская областная картинная галерея.
- Портрет академика В.К. Грузинова. 1963. Х, м. 100 х 100. (?)
- Портрет профессора М.О. Клера. 1963. Х, м. 100 х 115. (?)
- Портрет народного художника СССР Т.Э. Залькална. 1964. Х, м. 85 х 67. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
- Портрет доктора химических наук, профессора, депутата Верховного Совета СССР З.В. Пушкаревой. 1964. Х, м. 97,8 х 119,3. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
- Портрет профессора Д.Г. Шефера. 1964. Х, м. 95 х 120. (?)
- Портрет генерал-полковника И.В. Тутаринова. Х, м. 100 х 85. (?)
- Дорога в Саянах. 1965. К, м. 49,5 х 69,7. Государственный художественный музей.
- Перед дождем. Саяны. Этюд. 1965. К, м. 49,5 х 69,5. Государственный художественный музей.
- Тувинский колхозник. 1965. К, м. 42 х 36. Частное собрание.
- Старая тувинка. 1965. К, м. 29 х 32. Частное собрание.
- Тувинская мадонна. 1965. Х, м. 100 х 85. Оренбургский областной музей изобразительных искусств.
- Портрет старого чабана. 1965. К, м. 70 х 50. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств.
- Колхозный столяр Шуугир Иргит. 1965. Х, м. 100 х 85. Городская картинная галерея «Вернисаж» (Находка).
- Молодая колхозница тувинка Сюрюнмаа Сооржак. 1965. К, м. 70 х 50. Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова.
- Портрет колхозного чабана Иргита Комбу. 1965. Х, м. 100 х 125. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
- На рижском взморье. 1965. К, м. 50 х 70. Городская картинная галерея «Вернисаж» (Находка).
- Венецианский пейзаж. 1965. К, м. 50 х 70. Частное собрание.
- Лицом к огню. Мартеновцы Уралмаша: В. Кузеванов, В. Пастухов, Н. Пименов, В. Афанасьев, А. Серебряков, В. Андращук. 1965-1967. Х, м. 210 х 365. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
- Подручный сталевара Н.П. Шмелева. 1966. Х, м. 95 х 120. Историко-художественный музейный комплекс г. Новочебоксарска.
- Портрет режиссера Битютского. 1966. Х, м. 120 х 95. Курганский областной художественный музей им. Г.А. Травникова.
- Дед Щукарь. 1966. Х, м. 125 х 100. Раздорский этнографический музей-заповедник.
- Заочница. 1966. Х, м. 100 х 85. Калужский музей изобразительных искусств.
- Рабочий из Джайпура. 1966. К, м. 69 х 48. Частное собрание.
- Заклинатели змей. 1966. Х, м. 67,0 х 85. Государственный художественный музей.
- Базар в Карачи. 1966. К, м. 50 х 70. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева.
- Мальчик из Бенареса. 1966. К, м. 80 х 49,8. Государственный художественный музей.
- Чистильщик из Калькутты. 1967. К, м. 70 х 50. Частное собрание.
- Радж-оптимист. 1967. Х, м. 85 х 67. Частное собрание.
- Продавец флейт в Бенаресе. 1967. К, м. 100 х 80. Частное собрание.
- На улице Калькутты. Этюд. 1967. К, м. 20,5 х 15,5. Государственный художественный музей.
- Улица в старом городе. 1967. К, п. 105 х 70. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник.
- Продавец фруктов. 1967. К, м. 33 х 40. Государственный художественный музей.
- Индийский крестьянин. 1967. Х, м. 125 х 100. Магнитогорская картинная галерея.
- Девушка индианка. 1967. Х, м. 85 х 100. Частное собрание.
- Партизан Егор Горбачев. 1967. К, м. 100 х 85. (?).
- Портрет композитора Л.Б. Степанова. 1967. Х, м. 120 х 90. (?).
- Портрет А.М. Шабельникова. 1967. К, м. 71 х 48. Тамбовская областная картинная галерея.
- Уральский рабочий. 1967. Х, м. 148 х 185,3. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
- Портрет рыбака. 1968. Х, м. 100 х 85. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
- Портрет искусствоведа М.П. Сокольникова. 1968. Х, м. 100 х 105. Частное собрание.
- Натюрморт с дыней и гранатами. 1968. К, м. 70 х 100. (?).
- Портрет М.Ф. Стааль. 1968. К, м. 69 х 48. Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко.
- Натюрморт. Карпы и свекла. 1968. К, м. 49,6 х 69,8. Частное собрание.
- Портрет жены. 1969. Б, пастель. 78 х 63. Государственный художественный музей.
- Под землей. Метростроевцы. Эскиз. 1969. К, м. 50 х 70. Частное собрание.
- Рабочий, тянущий шланг. Этюд картины «Под землей. Метростроевцы». 1969. К, м. 100 х 85. Частное собрание.
- Рабочий П.Н. Костарев. 1969. К, м. 100 х 85. Частное собрание.
- Портрет проходчика Н.А. Каразева. 1969. К, м. 100 х 85. Частное собрание.
- Портрет метростроевца В.И. Алексеева. 1969. К, м. 100 х 85. Частное собрание.
- Портрет метростроевца А.А. Романенкова. 1969. К, м. 100 х 85. Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова.
- Сварщик М. Коцюр. 1969. К, м. 85 х 100. Частное собрание.
- Откатчик И.С. Кузнецов. 1969. К, м. 100 х 85. Частное собрание.
- Крик крестьянина. 1969. К, м. 29,7 х 41,4. Частное собрание.
- Успенский собор во Владимире. 1969. К, м. 65 х 66. Частное собрание.
- Забытое. Из серии «500 Хиросим». 1969. О, м. 21,5 х 64,5. Государственный художественный музей.
- Под землей. Метростроевцы. 1969-1972. Х, м. 260 х 370. Частное собрание.
- В деревне. 1970. К, м. 27,5 х 54,0. Государственный художественный музей.
- Старый колхозник Василий Прохорович Шматов. 1970. О, м. 66 х 65. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
- Солдатская мать. 1970. К, м. 70 х 50. Частное собрание.
- Георгиевский кавалер, Герой Советского Союза К.И. Недорубов. 1970. К, м. 84 х 70. Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва».
- Портрет маршала бронетанковых войск М.Е. Катукова. 1970. Х, м. 100 х 85. (?).
- Портрет актрисы Е.А. Полевицкой. 1970. К, м. 87 х 108. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина.
- Тополя. Кисловодск. 1970. К, м. 69, 5 х 48,7. Частное собрание.
- Бабье лето. 1970. К, м. 35 х 50. Частное собрание.
- Портрет колхозницы Е.Д. Дударевой. 1970. Х, м. 97 х 77. (?)
- Знаменский собор в Новгороде. 1971. К, м. 24,7 х 35,4. Государственный художественный музей.
- Церковь Клемента в Новгороде. 1971. К, м. 25 х 33. (?)
- Кубачинский мастер Шахвали. 1971. К, м. 100 х 85. Частное собрание.
- Портрет кубачинца Мунчиева Шахвали. 1971. Х, м. 108 х 87. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.
- Кубачинец Ибрагим Саидов. 1971. Х, м. 70 х 50. Частное собрание.
- Портрет кубачинского мастера Расула Алиханова. 1971. Х, м. 130 х 105. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.
- Портрет кубачинского мастера Кишева Гаджи. 1971. Х, м. 87 х 108. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.
- Кубачинский мастер Гаджизакария Кадиев. 1971. К, м. 100 х 85. Частное собрание.
- Базар в Кубачах. 1971. К, м. 50 х 73. Частное собрание.
- Кубачинская улица. 1971. К, м. 65 х 65. (?).
- Кубачинские балконы. 1971. К, м. 66 х 65. Частное собрание.
- Кубачи. 1971. К, м. 66 х 65. Частное собрание.
- Кубачи. 1971. Х, м. 70 х 49,7. Государственный художественный музей.
- Старая кубачинка Мариам. 1971. К, м. 100 х 85. Частное собрание.
- Старый Ибрагим. 1971. К, м. 84,5 х 70. Частное собрание.
- Ночное кафе на улочке Хайфона. 1971. К, м. 47,5 х 35. Частное собрание.
- Базар во вьетнамской деревне. 1971. К, м. 14 х 22,5. Частное собрание.
- На фабрике циновок. Вьетнам. 1971. К, м. 35 х 50. (?).
- Рыбаки Холонга. 1971. К, м. 35 х 50. (?).
- Боец освободительной армии Южного Вьетнама Нгуен Нгок Анв. 1971. К, м. 50 х 35. Чувашский государственный художественный музей.
- Ополченка Нгуен Тхи Дад. 1971. Х, м. 85 х 70. (?).
- Передовая вьетнамская ткачиха Данг-Тай-Ван. 1971. К, м. 50 х 35. Чувашский государственный художественный музей.
- К портрету колхозника. Этюд. 1971. К, м. 30 х 20,8. Государственный художественный музей.
- Василий Алексеевич Медведев. 1971. К, м. 80 х 65. Государственный художественный музей.
- Прощальный взгляд. 1971-1972. К, м. 87 х 108. Государственный художественный музей.
- Хозяин своей земли. 1972. Х, м. 113 х 158. Чувашский государственный художественный музей.
- Раны войны. На улице Хайфона (Из цикла «Борющийся Вьетнам»). 1972. Х, м. 115 х 160. Брянский областной художественный музейно-выставочный центр.
- Портрет матери. 1972. Б, к. 57 х 42. Государственный художественный музей.
- На донском хуторе. 1972. К, м. 35 х 50. Частное собрание.
- Венгерский крестьянин. 1972. Б, к. Музей сельского хозяйства (Будапешт).
- Вечер в лугах. Есенинские места. 1972. К, м. 35 х 50. Частное собрание.
- Родина С. А. Есенина. Заокские дали. 1972. К, м. 50 х 70. Частное собрание.
- Родина Есенина. 1972. К, м. 35,9 х 52,1. Российская государственная художественная галерея.
- Родина Сергея Есенина. Вечер. 1972. К, м. 57,5 х 77. (?).
- Родина Сергея Есенина. Речная даль. 1972. К, м. 23 х 36. (?).
- Певец мира Дин Рид. 1972. Х, м. 112 х 150. (?).
- Сентябрьское солнце. 1973. К, м. 35 х 49,8. Тульский музей изобразительных искусств.
- Подмосковная деревенька Данилово. 1973. К, м. 25,5 х 33,5. (?).
- Уральский пейзаж. 1974. К, м. 49,8 х 80. Государственный художественный музей.
- Зима в Мураново. 1974. К, м. 35,4 х 50. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».
- Она все сына ждет. 1974. Х, м. 145 х 205. Частное собрание.
- Могила Федора Полетаева в Генуе. 1974. К, м. 69,5 х 49,5. Государственный художественный музей.
- Миланский собор. 1974. К, м. 49,7 х 69,8. (?).
- Мельница близ Виджевано, построенная по проекту Леонардо да Винчи. 1974. Х на к, м. 69,7 х 49,6. Частное собрание.
- В начале лета (лермонтовские места). 1975. Х, к, м. 35,3 х 50,3. Государственный художественный музей.
- На Клязьме. 1975. К, м. 50 х 70. Государственный художественный музей.
- Березовая роща. 1975. К, м. 35,5 х 22,5. Российская государственная художественная галерея.
- У тихой речки. 1975. К, м. 35,5 х 47. Государственный художественный музей.
- Уральский пейзаж. 1975. К, м. 50 х 80. Музей Природы и Человека.
- Мой внук Андрюша. 1977. К, м. 35 х 23,5. Частное собрание.
- Японка. 1977. К, м. 62 х 50. Частное собрание.
- Улочка в городе Симода. 1977. Х, к, м. 50,3 х 35. Частное собрание
- Ветер. 1978. К, м. 50 х 80. Частное собрание.
- Комната Шандора Петефи. 1978. К, м. 60,5 х 80. Музей Ш. Петефи (Венгрия).
- Летний пейзаж. Венгрия. 1978. К, м. 60 х 80. Частное собрание.
- Ферма под шольтом. Венгрия. 1978. К, м. 60 х 80,5. Частное собрание.
- Пейзаж с отарой овец. Венгрия. 1978. К, м. 49,8 х 69,5. Частное собрание.
- Старый хутор. Венгрия. 1978. К, м. 49,7 х 69,7. Частное собрание.
- Улица Мункачи в Будапеште. 1978. К, м. 48,5 х 35. Частное собрание.
- Утро. Скирды. Этюд. 1978. К, м. 34,7 х 49,9. Государственный художественный музей.
- Портрет Арама Хачатуряна. 1978. Х, м. 120 х 100. Государственная Третьяковская галерея.
- Лев Толстой. 1978. Х, м. 125 х 100. Государственный музей Л.Н. Толстого в Москве.
- Вдовы. 1978-1989. Х, м. 123 х 160. Частное собрание.
- Художница. Портрет дочери. 1979. Х, м. 105 х 86. Частное собрание.
- Народная артистка РСФСР Е.В. Алтухова. 1979. Х, м. 125 х 104. Государственный музей обороны Москвы.
- Венгрия. Старая усадьба. 1979. Х на к, м. 55 х 70. Частное собрание.
- Утро в Венеции. 1979. К, м. 55 х 69,7. Частное собрание.
- Венеция. У Большого канала. 1979. К, м. 50,4 х 70,2. Частное собрание.
- Площадь на Капри. 1979. Х, м. 49,6 х 69,7. Частное собрание.
- Причал на Капри. 1979. К, м. 70 х 55. Частное собрание.
- Рыбак с острова Капри. 1979. Х, м. 70 х 49,6. Частное собрание.
- Капри. У источника. 1979. К, м. 69,5 х 54,8. Частное собрание.
- Капри. Марина Грандэ. 1979. К, м. 50 х 70. Частное собрание.
- Вилла Эрколано на Капри, где жил А.М. Горький. 1979. К, м. 51,5 х 70. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.
- Вилла А.М. Горького в Сорренто. 1979. К, м. 69,5 х 55. Курганский областной художественный музей им. Г.А. Травникова.
- На острове Араклион. Турция. 1979. К, м. 34,8 х 49,8. Государственный художественный музей.
- Петр Протасович. Колхозный ветеран. 1967-1980. К, м. 100 х 85. (?)
- М.В. Алпатов. 1980. Б, к. Частное собрание.
- Лето. 1980. К, м. 54,7 х 69,5. Частное собрание.
- Пруд в Суханове. 1980. К, м. 49,5 х 69,5. Частное собрание.
- Тихое утро. 1980. К, м. 109 х 87. Частное собрание.
- Утро туманное. 1980. К, м. 50 х 70. (?)
- Ветла. 1980. К, м. 50,8 х 35,6. Государственный художественный музей.
- Пейзаж. Этюд. 1981. К, м. 39,5 х 64,7. Курганский областной художественный музей им. Г.А. Травникова.
- Портрет певца А.П. Огнивцева. 1981. Х, м. 120 х 100. Музей Государственного Академического Большого театра.
- В саду. Портрет жены. 1981. Х, м. 130 х 97. Частное собрание.
- Телятница Галя. 1981. Х, м. 101 х 130,5. Курганский областной художественный музей им. Г.А. Травникова.
- Терентий Семенович Мальцев. 1981. Х, м. 120 х 100. Государственная Третьяковская галерея.
- Село Мальцево. 1981. К. м. 50 х 80. (?)
- Коммунарка. (Мурзина А.М., первая коммунарка коммуны Шатровского района). 1981. К, м. 79,5 х 64,5. Курганский областной художественный музей им. Г.А. Травникова.
- Портрет героя Советского Союза генерал-лейтенанта Н.И. Бирюкова. 1962-1981. Х, м. 100 х 80. Мемориальный музей им. И.Е. Репина (Чугуев).
- А.И. Сочнев, герой социалистического труда, председатель колхоза «Россия» Шатровского района. 1981. Х, м. 120 х 130. Курганский областной художественный музей им. Г.А. Травникова.
- В лесу. 1981. Х, м. 78 х 100. Музей Природы и Человека.
- Грибы. 1981. К, м. 64,5 х 79,5. Частное собрание.
- Березы. 1981. К, м. 49,5, х 76,5. Тольяттинский художественный музей.
- Пейзаж со стогами. 1981. К, м. 50 х 70. Чувашский государственный художественный музей.
- Крым. 1981. К, м. 35 х 45. Частное собрание.
- Начало цветения. 1981. Х, м. 55 х 70. Частное собрание.
- Крым. Пейзаж с всадником. 1981. К, м. 55 х 70. Частное собрание.
- Крым. Персик зацвел. 1981. К, м. 55 х 69,5. Частное собрание
- Улочка в Гурзуфе. 1981. К, м. 55 х 69,5. Частное собрание
- Крым. Облачный день. 1981. К. м. 50 х 80. Частное собрание
- Крымский пейзаж. 1981. К, м. 54,7 х 69,7. Частное собрание
- В горах Крыма. 1981. К, м. 50 х 80. Частное собрание
- Чайки у берега. 1981. К, м. 50 х 80. Частное собрание
- Уголок старого Гурзуфа. 1981. К, м. 69,7 х 49,7. Частное собрание
- Помор Иван Немнюгин. 1981. К, м. 85 х70. Частное собрание.
- Одигитриевская церковь. Кимжи. 1981. Х, м. 70 х 85. Частное собрание.
- Кимжа спит. 1981. Х, м. 80 х 160. (?).
- Рыбак с Кимжи. 1981. Х, м. 100 х 120. (?).
- Наташа и Андрюша. 1981. Х, м. 100 х 100. Частное собрание.
- Ярославна последней войны. 1981-1985. Х, м. 124 х 143. Дальневосточный художественный музей.
- Гонцы. 1982. К, м. 25 х 31,5. Частное собрание.
- Подмосковье. 1982. К, м. 50 х 80. Частное собрание.
- Рыбак из Селги. 1982. К, м. 85 х 70. Частное собрание.
- Рыбачьи сети. 1982. К, м. 50 х 79,6. Государственный художественный музей.
- Аллея в Юрмале. 1982. К, м. 70 х 50. Частное собрание.
- Осень в Юрмале. 1982. К, м. 50 х 70. Частное собрание
- Старая Рига. 1982. К, м. 80 х 65. Частное собрание
- В старой Риге. 1982. К, м. 80 х 65. Частное собрание
- Улочка в старой Риге. 1982. К, м. 80 х 65. Частное собрание
- Молодой рыбак. 1982. К, м. 79,6 х 64,6. Частное собрание.
- Старый рыбак. 1982. Х, м. 155 х 60. Чувашский государственный художественный музей.
- В Крыму. 1983. К, м. 39,5 х 49,7. Государственный художественный музей.
- Крымское солнце. 1983. К, м. 39,5 х 49,5. Частное собрание.
- Крым. 1983. К, м. 40 х 50. Частное собрание.
- Прага. Этюд. 1983. Картон, масло. 33, х 25. Государственный художественный музей.
- Прага. Карлов мост. 1983. Х, м. 50 х 70. Частное собрание.
- Народный артист СССР Н.А. Анненков. 1983. Х, м. 97 х 80. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина.
- Моя Родина. 1983-1984. К, м. 87 х 108. Частное собрание.
- Серебристый день (Таруса). 1984. К, м. 29,5 х 39. Российская государственная художественная галерея.
- Труженик моря. 1984. Х, м. 146 х 125. (?).
- Улетают птицы. 1984. К, м. 80 х 100. Тюменское музейно-просветительское объединение.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.