Художественные связи США и СССР в 1950–1970-е годы: художники, политики, выставки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Курляндцева Анастасия Сергеевна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 211
Оглавление диссертации кандидат наук Курляндцева Анастасия Сергеевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОВЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СЦЕНА 1950-1970-Х ГОДОВ
1.1. Профессия «художник» в СССР
1.2. Оттепель
1.3. Абстракционизм против реализма
1.4. ЦРУ и абстрактное искусство
1.5. Культурные триггеры
1.6. Официальное и неофициальное искусство
1.7. Борьба за права и эмиграция
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ США И СССР В 1950-1970-Е ГОДЫ
2.1. Восстановление культурных связей
2.2. Соглашение Лэйси-Зарубина
2.3. Краткая история советско-американских отношений в 1950-1970-е годы
2.4. Нью-Йорк и художественная сцена 1950-1980-х годов
ГЛАВА 3. ВЫСТАВОЧНЫЙ ОБМЕН В СЕРЕДИНЕ 1950-Х - КОНЦЕ 1970-Х ГОДОВ
3.1. Выставочный обмен до 1958 года
3.2. Национальные выставки в Москве и Нью-Йорке
3.3. Выставки бабушки Мозес в Москве (1964) и Павла Корина в Нью-Йорке (1965)
3.4. Эрик Эсторик и выставки в галерее Grosvenor (1960-1967)
3.5. Спрятанное искусство из советских коллекций
3.6. Музейная программа в 1970-е годы
ГЛАВА 4. ЧАСТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
4.1. Выставки из частных коллекций
4.2. Выставка Contemporary Soviet Art, MoMA,
4.3. Советские неофициальные художники в собрании MoMA
4.4. Выставки после 1974 года
ГЛАВА 5. СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ И АМЕРИКАНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
СЦЕНА
5.1. Коммандировки в США
5.2. Образы Америки
5.3. Частные встречи
5.4. Диалог с Западом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
Исследования и публикации
189
189
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Альтернативная культура в позднесоветском социуме: региональное измерение2014 год, кандидат наук Исаченко, Сергей Владимирович
Творчество В.Я. Ситникова (1915-1987) и его школа в контексте художественной жизни Москвы 1950-1980-х гг.2014 год, кандидат наук Архарова, Наталья Александровна
Ювелирные авторские произведения в контексте стилистических направлений 1920–2010-х гг. РСФСР/Россия2021 год, доктор наук Перфильева Ирина Юрьевна
А. Мальц, Г. Фаст, Л. Хеллман и СССР: литературные контакты2023 год, кандидат наук Щербинина Ольга Ивановна
Истоки формирования неофициального искусства Саратова (Николай Гущин и его круг)2020 год, кандидат наук Дорогина Елена Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественные связи США и СССР в 1950–1970-е годы: художники, политики, выставки»
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее диссертационное исследование посвящено истории советско-американских художественных связей в 1950-1970-е годы, выстраиваемых как в рамках официальной культурной дипломатии тех лет, так и частным образом, через личные каналы связи, а также результатам и последствиям этих связей, в первую очередь, нашедшим отражение в советском искусстве и советско-американских творческих коллаборациях.
В научной работе рассматриваются общие тенденции и аспекты советско-американской культурной дипломатии, исследуется официальная выставочная политика 1950-х, 1960-х и 1970-х годов, анализируются частные связи между советскими художниками и американскими художниками, коллекционерами, галеристами, дипломатами, экономистами, советскими эмигрантами и прочими контрагентами, изучается вопрос официальных художественных командировок указанного периода, маршрутные карты, расписание встреч и знакомство с американской художественной культурой и искусством. Важное место в работе занимает определение специфики репрезентации Америки в творчестве советских художников как следствие этих культурных художественных процессов.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется тем, что в нем впервые предпринято комплексное изучение советско-американских культурных связей в 1950-1970-х годы через проблематику официальных и частных инициатив в художественной сфере (таких как выставки, командировочная политика, частные художественные контакты и т.д.), а также последующий анализ иконографии Америки в советском искусстве. Эти многосюжетные темы являются практически не разработанными как в отечественной, так и в общемировой науке. Историографический анализ помог восполнить пробелы в научном осмыслении вопросов, связанных как с выставочными практиками советско-американского культурного обмена, в частности, так и с позднесоветской историей искусства в целом. Актуальность изучения истории искусства через историю выставок обуславливается общемировой музейной тенденцией переосмысления истории искусства через реконструкцию выставочных проектов и анализ истории их организации (например, проекты последних лет вМоМА, музее Гуггенхайма, в Новом музее современного искусства (Нью-Йорк), в Тейт (Лондон), в Центре Помпиду (Париж), в музее «Гараж» (Москва), У-А-С (Москва) и др.). Подобные проекты и исследования предлагают новый взгляд на устоявшиеся понятия и призваны раздвинуть рамки существующего канона.
Хронологические рамки научной работы охватывают период с середины 1950-х по конец 1970-х. Нижняя временная граница обусловлена наступлением эпохи Оттепели и трансформациями в культурной сфере, начавшимися с приходом к власти — после смерти
Сталина — Георгия Маленкова, а затем Никиты Хрущева. Верхняя временная граница имеет несколько обоснований как культурных, так и политических. С одной стороны, в 1979 году заканчивается действие Общего соглашения между СССР и США о контактах, обменах и сотрудничестве1, которое в связи с началом войны в Афганистане и обострением политической напряжённости не продлевается — официальные культурные связи на несколько лет оказываются заморожены. Что касается частных художественных связей, то конец 1970-х — это запуск нескольких важных процессов в истории советского неофициального искусства, ознаменовавших следующий этап его развития: выход журнала «А-Я» в Париже и в Нью-Йорке (1979-1986), переезд коллекции Александра Глезера из Франции в США и открытие музея русского искусства — Museum of Russian Art (MORA) (1980), первая из серии выставок нонконформистского искусства, организованных Маргаритой Тупицыной в США (Nonconformists [«Нонконформисты»], музей Мэрилендского университета, 1980), открытие в нью-йоркском Сохо Центра современного русского искусства [Contemporary Russian Art Center of America], основанного Нортоном Доджем (1981) и др.
ОБЪЕКТОМ исследования являются советско-американские художественные связи в 19501970-х.
ПРЕДМЕТОМ исследования являются советско-американский выставочный художественный обмен, проводившийся как на государственном уровне, так и через систему личных контактов; советско-американские официальные и частные художественные контакты, включая командировки, переписки и прочие виды коммуникации, а также формирование образа Америки в советском искусстве, ставшее возможным благодаря этим художественным связям.
ЦЕЛЬ данного исследования - реконструировать и изучить советско-американские художественные связи через историю выставочных практик, через командировки, через официальные и частные художественные контакты, определив основные механизмы их выстраивания и проанализировав их влияние на советскую историю искусства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих ЗАДАЧ:
- проанализировать социокультурный контекст советской истории искусства 1950-1970-х годов, включая систему функционирования, основные события, культурные триггеры,
1 Энциклопедия российско-американских отношений ХУШ-ХХ века / авт. и сост. Э. А. Иванян. М.: Междунар. отношения, 2001. С. 318.
социополитические реалии жизни художников;
- рассмотреть аспекты советско-американской культурной дипломатии обозначенного периода;
- систематизировать и изучить официальную выставочную политику 1950-х, 1960-х и 1970-х годов, включая реконструкцию избранных проектов обменной программы;
- исследовать официальные и неофициальные связи между советскими художниками и различными кругами американской художественной сцены (художниками, галеристами, коллекционерами, политиками, эмигрантами);
- изучить командировки советских официальных художников;
- определить специфику репрезентации Америки в творчестве официальных и неофициальных художников.
НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в реконструкции истории советско-американских художественных связей, а именно официального выставочного обмена, неофициального выставочного обмена, истории командировок советских художников, истории создания совместных работ советскими и американскими художниками и иконографии образов США, которые являются комплексно не изученными. Впервые представлен анализ советского искусства второй половины ХХ века через историю выставочных процессов, осуществлена попытка воссоздать процессы единого культурного пространства, не дробя его на официальное и неофициальное. В работе определены основные механизмы выстраивания советско-американских культурных связей, изложено их влияние на советский социокультурный контекст, реконструирована выставочная политика 1950-1970-х годов, исследованы частные художественные связи советских и американских художников, критически проанализирована специфика иконографии Америки в творчестве официальных и неофициальных советских художников.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ определена целью и задачами, поставленными автором, и состоит из введения, пяти глав, заключения и списка источников и литературы.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ НАУЧНОЙ ПРОБЛЕМЫ. Мультидисциплинарный подход, используемый для написания этой работы, базировался на изучении большого корпуса материалов, входящих в библиографию официального искусства, неофициального искусства, истории международных отношений и культурной дипломатии, культурологии, философии, истории социологии культуры, истории массовых коммуникаций, американистики (American
Studies), медиаведения (Media Studies) и других дисциплин. Историография изучаемой темы охватывает период с 1950-х годов по настоящее время и географически тяготеет к России, США, Восточной Европе, а также отчасти к Франции, Англии и Израилю как приоритетным направлениям эмиграции советских художников и историков искусства.
История изучения различных проблем холодной войны имеет обширнейшую историографию по обе стороны океана, однако изучение особенностей культурных аспектов в рамках этого вопроса до определённого времени оставалось в тени. В 2001 году Роберт Гриффит обозначил «культурный поворот» в исследованиях холодный войны2. Он отметил, что начиная с середины 1980-х буквально несколько исследований были посвящены изучению вопросов культуры холодной войны, а ещё меньше рассматривали холодную войну как культурный феномен. К наиболее цитируемым ранним трудам он относит монографию Пола Бойера о репрезентации атомной бомбы в культурном поле, сборник конференции 1987-1989 года под редакцией Ларри Мэя, посвящённый проблемам культуры и политики времён холодной войны, и исследование Стивена Уитфилда о влиянии холодной войны на американскую культуру3. Однако начиная с середины 1990-х годов Гриффит приводит целый список исследований, отмечая его избыточность. Все эти исследования, эссе и монографии включают наработки различных дисциплин — истории, антропологии, американистики (American Studies), медиаведения (Media Studies), социологии, филологии, исследований культуры (Cultural Studies) и т. д., а предмет изучения — культура во времена холодной войны — понимается в самом широком смысле и включает все возможные постановки проблем. Также существует целый пласт работ, исследующих более частные вопросы — работу Информационного агентства США4, выставочной политики США и СССР на различных международных ярмарках в годы холодной войны5 и т. д.
Важно отметить, что исследования о холодной войне в целом, и о культурном взаимодействии в частности — американоцентричны. Сьюзен Рид, профессор и исследователь советской
2 Griffith R. The Cultural Tum in Cold War Studies // Reviews in American History. 2001. Vol. 29. № 1. P. 150-157. URL: www.istor.org/stable/30031041 (дата обращения: 24.04.2020).
3 Boyer P. S. By the Bomb's Early Light: American Thought and Culture at the Dawn of the Atomic Age. New York: Pantheon, 1985; Recasting America: culture and politics in the age of cold war / Ed. by L. May. Chicago: University of Chicago Press, 1989; Whitfield S. J. The culture of the Cold War. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1996.
4 Dizard, Jr. W. P. Inventing Public Diplomacy: The Story of the U.S. Information Agency. Boulder, CO: Lynne Rienner Publishers, 2004; Cull N. J. The Cold War and the United States Information Agency: American Propaganda and Public Diplomacy, 1945-1989. New York: Cambridge University Press, 2008 и др.
5 Rydell R. W. World of Fairs: The Century-of-Progress Expositions. Chicago: The University of Chicago Press, 1993; Haddow R. H. Pavilions of Plenty: Exhibiting American Culture Abroad in the 1950s. Washington, D.C.: Smithsonian Institution Press, 1997; Masey J., Morgan C. Cold War Confrontations. US Exhibitions and their Role in the Cultural Cold War. Baden, 2008; Wulf A. J. U.S. international exhibitions during the Cold War: winning hearts and minds through cultural diplomacy. Lanham; Boulder; New York; London: Rowman & Littlefield, 2015 etc.
визуальной и культурной истории, связывает это с тем, что любые советские источники, статьи, высказывания считываются исследователями как заведомо ложные, неискренние и, конъюнктурными, следующими общепринятому дискурсу6.
Отдельно следует упомянуть работы американского писателя и исследователя Йеля Ричмонда, который тридцать лет проработал в дипломатической службе. В годы разрядки он был директором Управления советских и восточноевропейских обменов [Office of Soviet and East European Exchanges] при Бюро по делам образования и культуры Госдепартамента США [Bureau of Educational and Cultural Affairs, Department of State]. В 1980 ушёл на пенсию в должности заместителя помощника директора Информационного агентства США по Европе (USIA). После этого он три года проработал в Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе (Конгресс США), и затем восемь лет - в должности старшего руководителя проектов в Национальном фонде в поддержку демократии. Впоследствии Ричмонд написал несколько книг по культурной коммуникации и публичной дипломатии, включая «U.S.-Soviet Cultural Exchanges, 1958-1986: Who Wins?» (1987) и «Cultural Exchange and the Cold War: Raising the Iron Curtain» (2003)7 В них Ричмонд анализирует культурные программы и вкратце рассматривает обменные процессы (включая академические, научные, технические, гуманитарные, социальные, а также обмены в кинематографе и книжном деле) как часть большого проекта, повлиявшего на Перестройку. В книге «Cultural Exchange and the Cold War: Raising the Iron Curtain» отдельная маленькая глава посвящена обменным программам, связанным с исполнительскими видами искусства — балетом, театром, танцем («Performing Arts, pp. 123-127), и ещё одна глава — выставкам («Exhibitions Seeing is Believing», pp. 133-135).
Уолтер Хиксон в книге «Parting the Curtain: Propaganda, Culture, and the Cold War, 1945-1961» (1997) рассматривает пропаганду и культурное проникновение США в СССР эпохи президентов Гарри Трумэна и Дуайта Эйзенхауэра, оперируя таким термином как психологическая война8. В книге «The Myth of American Diplomacy: National Identity and U.S. Foreign Policy» (2008)9 Хиксон
6 Reid S. E. «Who Will Beat Whom?» Soviet Popular Reception of the American National Exhibition in Moscow, 1959 // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2008. Vol.9. № 4. P. 855-905. - В 2007 году вышел сборник эссе под названием «Russian Art and the West: A Century of Dialogue in Painting, Architecture, and the Decorative Arts» под редакцией Сюзан Рид и Розалинд Блэкслей. Статьи анализируют художественный диалог в разных видах искусств между Россией и Западом (Великобритания, Франция, США и другие страны), с 1860-х годов до Оттепели. Подробнее см.: Russian Art and the West: A Century of Dialogue in Painting, Architecture, and the Decorative Arts / Ed. by R. P. Blakesley, S. E. Reid. DeKalb, 1ll.: Northern Illinois University Press, 2007.
7 Richmond Y. Cultural Exchange and the Cold War: Raising the Iron Curtain. University Park, Pa.: Pennsylvania State University Press, 2003; Richmond Y. U.S.-Soviet Cultural Exchanges, 1958-1986: Who Wins? Boulder, Colo., and London: Westview, 1987.
8 Hixson W. L. Parting the Curtain: Propaganda, Culture, and the Cold War, 1945-1961. New York: St. Martin's Press, 1998.
9 Hixson W. L. The Myth of American Diplomacy: National Identity and U.S. Foreign Policy. New Haven: Yale University Press, 2008.
исследует истоки и мотивы американской внешнеполитической агрессии, то есть созданный миф о моральном превосходстве Америки и обязанности защищать все человечество.
Майкл Дэвид-Фокс в книге «Витрины великого эксперимента. Культурная дипломатия Советского Союза и его западные гости. 1921-1941» (2011; в переводе на русс. 2015) пишет о взаимодействии России и Запада в довоенный сталинский период10. В следующей своей книге «Пересекая границы. Модерность, идеология и культура в России и Советском Союзе» (2015; в переводе на русс. 2020)11 американский историк поднимает вопрос о советской модерности — в каком качестве она была в СССР и как развивалось советское общество.
Существует корпус работ, исследующих генезис и развитие культурной холодной войны через призму влияния различных структур, подведомственных ЦРУ, а также изучающих американское искусство и абстрактный экспрессионизм как оружие холодной войны. Более подробно об этом будет сказано далее, в Первой главе, в разделе «ЦРУ и абстрактное искусство». Упомянем здесь фамилии таких исследователей, арт-критиков и искусствоведов как Макса Козлоффа, Евы Кокрофт, британской журналистки и историка Фрэнсис Стонор Сондерс12. Американское искусство как оружие холодной войны неоднократно рассматривалось западными авторами, и в подавляющем количестве случаев истории были посвящены американскому экспрессионизму. Также отметим, что это тема до сих пор является серой зоной в изучении культурной дипломатии, и на данный момент является спорной для многих исследователей.
О том, как США и СССР использовали официальное и неофициальное искусство как часть общего дискурса холодной войны пишет также Валери Хиллингс13 в каталоге выставки RUSSIA!, прошедшей в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке (16 сентября 2005-11 января 2006). Хиллингс рассматривает серию выставок и публикаций в период с 1956 по 1977 год, описывая их связи с политическими программами своих стран. Акцент делается на таких вехах как Американская национальная выставка в Сокольниках (Москва, 1959), разгром в Манеже (1962), а также рассказывается о Лианозовской группе, Оскаре Рабине, Бульдозерной выставке и последствиях, затрагивается тема выставки русского искусства в музее Гуггенхайм в 1977 году.
10 Дэвид-Фокс М. Витрины великого эксперимента: культурная дипломатия Советского Союза и его западные гости, 1921-1941 годы / Пер. с англ. В. Макарова. М: Новое литературное обозрение, 2015.
11 Дэвид-Фокс М. Пересекая границы. Модерность, идеология и культура в России и Советском Союзе / Пер. с англ. Т. Пирусской. М.: НЛО, 2020.
12 Kozloff M. American Painting During the Cold War // Artforum. 1973. Vol. 11. № 9. P. 43-54; Cockcroft E. Abstract Expressionism, Weapon of the Cold War // Artforum. 1974. Vol. 12. № 10. P. 39-41; Сондерс Ф. С. ЦРУ и мир искусств: культурный фронт холодной войны. М.: Кучково поле, 2014.
13 Hillings V. Official Exchanges / Unofficial Representations: The Politics of Contemporary Art in the Soviet Union and the United States, 1956-1977 // RUSSIA! New York: The Solomon R. Guggenheim Foundation, 2005. P. 350-363.
Симо Микконен (2013)14 и Маша Членова (2021)15 рассматривают культурную дипломатию через призму поездок в СССР в 1956 и 1959 годах и деловых контактов Альфреда Барра, основателя MoMA и позже директора коллекции.
В рамках российского научного сообщества исследование темы советско-американской культурной дипломатии носит скорее внесистемный характер. С 1970-х начинают выходить труды Эдуарда Иваняна, крупнейшего советского и российского специалиста по истории российско-американских отношений, посвящённые различным аспектам истории США. В 2007 году он опубликовал монографию непосредственно об американо-русских культурных связях: «Когда говорят музы. История российско-американских культурных связей» (2007)16. Книга стала первой попыткой изучения этого вопроса и охватывает два века истории. Особое внимание в ней уделено периоду 1950-1960-х годов, когда начался процесс восстановления культурной дипломатии на государственном уровне. В книге Ивана Куриллы «Заклятые друзья. История мнений, фантазий, контактов, взаимо(не)понимания России и США» (2018)17 автор рассматривает культурные взаимоотношения США и России через призму частных историй и личных контактов.
В 2018 году вышла коллективная монография «Советская культурная дипломатия в условиях Холодной войны (1945-1989)» (О.С. Нагорная, О.Ю. Никонова, А.Д. Попов, Т.В. Раева, Н.А. Трегубов) (2018)18, которую Виталий Тихонов в своей рецензии назвал «первым обобщающим трудом по советской культурной дипломатии послевоенного времени»19. Здесь культурная дипломатия понимается в самом широком смысле и включает в себя в качестве объектов изучения спорт, выездной туризм, научный обмен и т. д., а также такую отдельную многогранную тему, как национальные выставки. Ещё один коллективный труд, важный для настоящего исследования — сборник статей «СССР и США в ХХ веке: восприятие "другого"» (2017)20, фокусирующийся на различных аспектах официальных и бытовых представлений об американском и советском как о «другом».
14 Mikkonen S. Soviet-American Art Exchanges during the Thaw: from Bold Openings to Hasty Retreats // Proceedings of the Art Museum of Estonia: Art and Political Reality. 2013. Vol. 3. № 8. P. 57-76.
15 Chlenova M. Traveler's Tales. Alfred Barr, the Soviet Union and International Modernism in the Postwar Period // New Histories of Art in the Global Postwar Era / Ed. by F. Frigeri, K. Handberg. New York: Routledge, 2021. P. 193-207.
16 Иванян Э. А. Когда говорят музы: история российско-американских культурных связей. М.: Междунар. отношения, 2007.
17 Курилла И. И. Заклятые друзья. История мнений, фантазий, контактов, взаимо(не)понимания России и США. М.: Новое литературное обозрение, 2018.
18 Советская культурная дипломатия в условиях Холодной войны. 1945-1989: Коллективная монография / Науч. ред., рук. авт. коллектива Нагорная О.С. М.: РОССПЭН, 2018.
19 Тихонов В. В. Витрины сверхдержавы. Рец.: Советская культурная дипломатия в условиях Холодной войны. 19451989: Коллективная монография / науч. ред., рук. авт. коллектива О. С. Нагорная. М.: Политическая энциклопедия, 2018. 446 с. // Историческая экспертиза. 2019. № 2. С. 279-286.
20 СССР и США в XX веке: восприятие "другого" / Отв. сост. Б. Физелер, Р. Магнусдоттир. М.: РОССПЭН, 2017.
Катарина Лопаткина описывает систему международных художественных контактов 19201950-х годов между СССР и другими странами, включая историю бытования западного искусства на советской территории и аспекты выставочной истории21. Тему репрезентации американского искусства в СССР во время холодной войны (1950-е - 1960-е годы) исследует Кирилл Чунихин22.
Труды по истории советского искусства, в связи со социально-исторической спецификой развития, традиционно чаще всего делятся на два лагеря в рамках бинарных оппозиций, сложившихся с начала 1960-х годов: официальное / неофициальное. В последние годы стала намечаться тенденция более общего и комплексного анализа.
Хронологически можно выделить несколько условных этапов изучения советского искусства второй половины ХХ века.
До конца 1980-х: в фокусе внимания официальных критиков и искусствоведов — официальное искусство. Начиная с 1960-х теоретическое обоснование и анализ неофициального искусства является прерогативой а) иностранных искусствоведов, историков, журналистов и проч.; б) самих художников; в) русской эмиграции; г) и с конца 1970-х — искусствоведов и критиков из околоандеграундных кругов.
С конца 1980-х годов и до настоящего момента: художественный андеграунд и официальные художники меняются местами, и акцент в публикациях смещается на неофициальных художников. Далее остановлюсь подробнее на этих пунктах.
Вокруг официального советского искусства была налажена широкая публикационная активность, как книжная, так и в средствах массовой информации. Внимание трёх флагманских журналов об искусстве («Искусство», «Творчество» и «Декоративное искусство СССР»; в 1974 году выходит первый выпуск альманаха «Советское искусствознание») было сосредоточено на искусстве официальных художников, искусстве дружественных стран, на искусстве старых мастеров и на критике модернистского искусства. При этом официальные художники удостаивались не только крайне пристального внимания к своей выставочной деятельности со стороны художественных критиков, но и нередко при жизни получали собственные монографии и альбомы. Поэтому существует неисчислимый корпус книг, посвящённых советским художникам, написанных в советский период. В постсоветский период интерес к официальным художникам сильно пошёл на спад. Отметим труды разных лет Юрия Герчука, Анны Дехтярь,
21 Лопаткина К. Бастарды культурных связей: интернациональные художественные контакты СССР в 1920-1950-е годы. Москва: Музей современного искусства «Гараж», 2019.
22 Chunikhin K. The Representation of American Visual Art in the USSR during the Cold War (1950 to the late 1960s). Ph.D. Diss., Jacobs University Bremen, 2016; Чунихин К. А. Сквозь железный занавес: репрезентация изобразительного искусства США в журнале «Америка» в эпоху холодной войны // Артикульт. 2012. № 8 (4). С. 20-38.
Даниила Дондурея, Александра Каменского, Анатолия Кантора, Виктории Лебедевой, Александра Морозова, Александра Якимовича23 и др. Также интерпретация и осмысление советского соцреалистического проекта, а также разных реализмов внутри советской художественной системы присутствует в работах и диссертациях таких искусствоведов, как Александр Боровский, Екатерина Дёготь, Евгений Добренко, Ксения Карпова, Александра Новожёнова, Глеб Напреенко, Кирилл Светляков24. Отдельно выделим программную статью Алексея Бобрикова (2003) про суровый стиль25 и статью Екатерины Дёготь и Владимира Левашова (1990), посвящённую феномену разрешённого искусства в 1970-х годах26.
К настоящему времени малоизученной областью остаются вопросы, связанные с анализом деятельности позднесоветской художественной бюрократии. Так, например, в 2013 году искусствовед Андрей Ковалёв писал: «До сих пор никто не взял на себя труд исследовать с экономической и социальной точки зрения систему функционирования официального искусства СССР»27. В связи с этим отметим недавно изданную книгу Бориса Иогансона «Московский союз художников. Взгляд из XXI века» (2019)28, а также статью Галины Янковской о
23 Герчук Ю. Я. Эффект присутствия. М.: Арт Волхонка, 2016; Молодые живописцы 70-х годов / Сост. и авт. вступ. статьи А. Дехтярь. Москва: Сов. художник, 1979; Дондурей Д. Б. Живопись 1970-х годов: изменение принципа общения со зрителем и функции критики // Советское искусствознание. 1985. Вып. 19. С. 252; Кантор А. 1970-е годы как этап истории искусства // Советское искусствознание79. 1980. Вып. 2. С. 41-57; Каменский А. А. Романтический монтаж. М.: Советский художник, 1989; Каменский А. А. Вернисажи. М.: Сов. художник, 1974; Морозов А. И. Советская живопись 70-х. М.: Знание, 1979; Морозов А. И. Поколения молодых: Живопись сов. художников 1960-х-1980-х гг. М.: Сов. художник, 1989; Морозов А. И. Соцреализм и реализм. М.: Галарт, 2007; Якимович А. К. Молодые художники восьмидесятых. Дебюты: беседы об искусстве живописцев, скульпторов и графиков, начавших свой путь в 1980-е годы. М.: Советский художник, 1990; Якимович А. К. Полёты над бездной: искусство, культура, картина мира, 1930-1990. М.: Искусство-XXI век, 2009 и др.
24 Боровский А. Д. Оттаивание породы // Оттепель: каталог выставки / Сост. А. С. Курляндцева, Ю. В. Воротынцева. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2017. С. 20-43; Боровский А. Д. Семидесятые // Это было навсегда. 6885: каталог выставки / Сост. Ю. Воротынцева, А. Курляндцева, К. Светляков. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2020. С. 24-32; Дёготь Е. Ю. История русского искусства. М.: Трилистник, 2000; Добренко Е. А. Поздний сталинизм. Эстетика политики. В 2 томах. М.: Новое литературное обозрение, 2020; Карпова К. В. Суровый стиль. Судьба направления: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04 / Карпова Ксения Викторовна. Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С. Г. Строганова, М., 2015; Лебедева В. Е. Пространство мифа в московской живописи 60-х - 70-х годов. М.: ГИИ, 1999; Напреенко Г., Новоженова А. Эпизоды модернизма. От истоков до кризиса. М.: НЛО, 2018; Светляков К. А. Проблемы и конфликты оттепели: про кино и не только // Оттепель: каталог выставки / Сост. А. С. Курляндцева, Ю. В. Воротынцева. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2017. С. 8-20; Светляков К. А. Культура эпохи застоя и проблемы постмодерна // Это было навсегда. 68-85: каталог выставки / Сост. Ю. Воротынцева, А. Курляндцева, К. Светляков. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2020. С. 12-18 и др.
25 Бобриков А. Суровый стиль: мобилизация и культурная революция // Художественный журнал. 2003. №№ 51-52. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/57/article/1137 (дата обращения: 05.05.2020).
26 Дёготь Е., Левашов В. Разрешённое искусство // Искусство. 1990, № 1. С. 58-61.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Социальная история изобразительного искусства в годы сталинизма: институциональный и экономический аспекты2008 год, доктор исторических наук Янковская, Галина Александровна
Художественный рынок Санкт-Петербурга - Петрограда - Ленинграда, его роль и значение в истории развития отечественного изобразительного искусства2010 год, доктор искусствоведения Северюхин, Дмитрий Яковлевич
Частная коллекция произведений современного изобразительного искусства как явление художественной жизни России 1960-1980-х годов2006 год, кандидат искусствоведения Сергеева, Евгения Александровна
«Изобразительное искусство Средней Азии в 1920-е – 1930-е годы: проблема репрезентации советского Востока»2023 год, кандидат наук Аббасова Галина Эльбрусовна
Становление и развитие профессионального изобразительного искусства в Коми АССР: Середина 1910-х - 1980-е гг.2001 год, кандидат исторических наук Беляева, Светлана Андреевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Курляндцева Анастасия Сергеевна, 2021 год
ИСТОЧНИКИ
1. Brooklyn Museum Archives. Records of the Department of Public Information. Press releases, 1953-1970. 1963, 009.
2. Brooklyn Museum Archives. Records of the Department of Public Information. Press releases, 1953-1970. 1963, 008.
3. Chronology: American Exhibits to the U.S.S.R. // U.S. Department of State [Электронный ресурс]. URL: https://2009-2017.state.gov/p/eur/ci/rs/c26473.htm (дата обращения 01.02.2021).
4. Exhibitions // Annual Report of the Trustees of the Metropolitan Museum of Art. 1972. № 103. P. 17-24. URL: https://www.jstor.org/stable/40303964 (дата обращения: 26.02.2021).
5. Exhibitions // Annual Report of the Trustees of the Metropolitan Museum of Art. 1970. № 101. P. 27-28. URL: https:// www.jstor.org/stable/40303925 (дата обращения: 26.02.2021).
6. George Dondero (1883-1968) from The Congressional Record // Art in theory. 1900-2000. An Anthology of Changing Ideas / Ed. by C. Harrison, P. Wood. P. 665-668.
7. Graphic Arts USA // Chermayeff & Geismar & Haviv [Электронный ресурс]. URL: https://www.cghnyc.com/work/project/graphic-arts-usa_(дата обращения: 30.06.2020).
8. Online Collections Database of Derfner Judaica Museum + The Art Collection at Hebrew Home at Riverdale [Электронный ресурс]. URL: https://artathhar.pastperfectonline.com (дата обращения: 01.03.2021).
9. Oral History: J Rosenquist, 2012, April 17, The Museum of Modern Art, New York. URL: https://www.moma.org/momaorg/shared/pdfs/docs/learn/archives/transcript_rosenquist.pdf (дата обращения: 01.03.2021).
10. Press Release, "Contemporary Soviet Art on View at Museum," 1974, September 27. The Museum of Modern Art, New York. URL: https://www.moma.org/documents/moma pressrelease 326911.pdf (дата обращения: 01.03.2021).
11. Press release, "Russian Journalists to Visit Museum of Modern Art," 1955, November 17. The Museum of Modern Art, New York. URL:
https://www.moma.org/momaors/shared/pdfs/docs/press archives/1995/releases/MOMA 1955 0110 93.pdf(дата обращения: 01.03.2021).
12. Press Release, "Soviets Lend U. S. Two Picassos in First Art Loan of Its Kind. U. S. Government Gives Assurances of Seizure Immunity," 1970, December 4. The Museum of Modern Art, New York. URL:
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
https://www.moma.org/momaorg/shared/pdfs/docs/press archives/4561/releases/MOMA 1970 July-December 0081.pdf (дата обращения: 01.03.2021).
Press Release, Number 120, 1962 October 18. The Museum of Modern Art, New York. URL: https://assets.moma.org/documents/moma_press-release_326290.pdf (дата обращения: 01.03.2021).
Resolution on the United States Information Agency // American Library Association [Электронный ресурс]. URL:
http://www.ala.org/aboutala/offices/iro/awardsactivities/resolutionunited (дата обращения: 10.02.2021).
Taylor F., Jayne H., Harrison L. Review of the Year: 1943 // Annual Report of the Trustees of the Metropolitan Museum of Art. 1943. № 74. P. 13-39. URL: https://www.jstor.org/stable/40303765 (дата обращения: 27.02.2021). Truman Doctrine (1947) // The Our Documents [Электронный ресурс]. URL: https://www.ourdocuments.gov/doc.php?flash=false&doc=81# (дата обращения: 10.09.2020). United States. Dept. of State. Office of Soviet and Eastern European Exchanges. Exchanges and cooperation with the Soviet Union and Eastern Europe. Report № 15. Washington, 1960. United States. Dept. of State. Office of Soviet and Eastern European Exchanges. Exchanges and cooperation with the Soviet Union and Eastern Europe. Report № 23. Washington, 1964. United States. Dept. of State. Office of Soviet and Eastern European Exchanges. Exchanges and cooperation with the Soviet Union and Eastern Europe. Report № 22. Washington, 1964. ГТГ МПК. Инв. НВФ 6234/29.
Дневник Кориной П. Т. «Поездка в Америку». 1965. МПК ГТГ. Инв. НВФ-6252.
Записная книжка П. Д. Корина № 17. МПК ГТГ. Инв. НВФ-6241.
Книга посещений выставки П. Д. Корина в Америке. 1965. ГТГ МПК. Инв. НВФ 5683.
ОР ГМИИ. Ф. 5. Оп. III. Ед. хр. 324.
ОР ГМИИ. Ф. 5. Оп. III. Ед. хр. 332.
ОР ГМИИ. Ф. 5. Оп. III. Ед. хр. 333.
ОР ГТГ. Ф. 8. IV. 80.
ОР ГТГ. Ф. 8. XIV. 298.
ОР ГТГ. Ф. 8. XIV. 345.
ОР ГТГ. Ф. 8. XIV. 560.
Постановление Пленума ЦК КПСС «О т. Хрущёве Н. С.». 14 октября 1964 г. РГАНИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 749. Лл. 78. Проект.
32. Хельсинкский Заключительный акт // Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе [Электронный ресурс]. URL: https://www.osce.org/ru/ministerial-councils/39505 (дата обращения: 07.01.2021).
ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ
1. 100 лет Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. 19122012. М.: БуксМАрт, 2012. Т. 2.
2. А-Я: журнал неофициального русского искусства = A-YA: unofficial Russian art review: 1979-1986. Москва: Арт Волхонка, 2021.
3. А-Я. Журнал неофициального русского искусства. 1979-1986 / под ред. И. Шелковского и А. Обуховой. М.: АртХроника, 2004.
4. Авангард. Список № 1: к 100-летию Музея живописной культуры: каталог выставки / Сост. Л. Р. Пчёлкина, А. Д. Сарабьянов и др. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2019.
5. Агамов-Тупицын В. Бульдозерная выставка / The Bulldozer exhibition. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014.
6. Агамов-Тупицын В. Круг общения. М.: Ад Маргинем, 2013.
7. Агамов-Тупицын В., Монастырский А. Тет-а-тет: переписка, диалоги, интерпретация, фактография / Сост. М. Мастеркова-Тупицына. Вологда: [б. и.], 2013.
8. Аджубей А. И. Серебряная кошка, или Путешествие по Америке. М.: Мол. гвардия, 1956.
9. Аджубей А. И. Я был зятем Хрущёва. М.: Алгоритм, 2014.
10. Аймермахер К. От единства к многообразию. Разыскания в области «другого» искусства 1950-1980-х годов. М.: Гос. Гос. Гуманит. ун-т, 2004.
11. Аймермахер К. От единства к многообразию. Социально-культурные аспекты советского искусства в период между 1945 и 1988 гг. в Москве. Берн, 1988.
12. Александрова Н., Головина В. «Dies Irae». «Реквием» Павла Корина в Государственной Третьяковской галерее // Третьяковская галерея. 2014. №2.
13. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. М.: Зацепа, 2001.
14. Алексей Шмаринов / Сост. А. Д. Шмаринов. М.: СканРус, 2017.
15. Альберт Ю. Ф. Что я видел. М.: Новое лит. обозрение, 2011.
16. Америка - Россия: на перекрёстках культур // Третьяковская галерея. 2011. Специальный выпуск №2. С.3.
17. Американская живопись второй половины XIX-XX в. из собраний США: каталог выставки / Пер. с англ., авт. вступит. статей к. разделам и сведений о художниках Г. Гельдцалер и др.; биогр. художников Л. Симса. М.: Сов. художник, 1980.
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Американская живопись второй половины Х1Х-ХХ в. из собраний США: каталог выставки / Авт. и сост. Г. Гельдцалер и др. М.: Сов. художник, 1980. Андреева Е. Ю. Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва - Ленинград 1946-1991. М.: Искусство XXI век, 2012.
Афасижев М. Н. Фрейдизм и буржуазное искусство. М.: Наука, 1971.
Балтер П. Павильон СССР на Международной выставке в Нью-Йорке // Архитектура
СССР. 1939. № 6. С. 33-39.
Барабанов Е. В. Метагеометрия художника Штейнберга. М.: Московский музей современного искусства, 2017.
Барабанов Е. Сентябрьская выставка Московских художников 1975 года // Искусство. 1990. №1. С. 54-58.
Барабанов Е. Сентябрьская выставка Московских художников 1975 года // Вестник РХД. 1975. № 116. С. 232-245.
Бобриков А. Суровый стиль: мобилизация и культурная революция // Художественный журнал. 2003. №№ 51-52. Ц^: http://moscowartmagazine.com/issue/57/article/1137 (дата обращения: 05.05.2020).
Бобринская Е. А. Концептуализм. М.: Галарт, 1994.
Бобринская Е. А. Чужие?: неофициальное искусство: мифы, стратегии, концепции. М.: Арт-Медиа, 2013.
Бобринская Е. Без истории — все забыты // Искусство. 2012. № 4. С. 36-47. Боннер А. Т. Избранные труды: в 7 т. М.: Проспект, 2017. Т. 7: Судьбы художников, художественных коллекций и закон.
Борисов В. Бразильско-советская дружба будет ещё крепче // Советская Эстония. 1962. 7 сентября. С. 5.
Боровский А. Д. Близкое чтение. М.: Новое литературное обозрение, 2009. Боровский А. Д. Оттаивание породы // Оттепель: каталог выставки / Сост. А. С. Курляндцева, Ю. В. Воротынцева. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2017. С. 20-43.
Боровский А. Д. Семидесятые // Это было навсегда. 68-85: каталог выставки / Сост. Ю. Воротынцева, А. Курляндцева, К. Светляков. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2020. С. 24-32.
Брусиловский А. Р. Время художников. М.: Магазин искусства, 2000. Брускин Г. Прошедшее время несовершенного вида. М.: НЛО, 2001. Бурков Б. Впервые в Нью-Йорке // Огонёк. 1961. № 26. С. 28-29.
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
Бухло Б. Х.-Д. Неоавангард и культурная индустрия: статьи о европейском и американском искусстве 1935-1975 годов / Пер. с англ. Дм. Потемкина. М.: V-A-C press, 2016.
Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М.: АСТ: CORPUS, 2013. Верейский О. В Америке. Рисунки и текст Ореста Верейского. М.: Советский художник, 1965.
Верейский О. Горы и человек. // Огонёк. 1961. № 5. С.16.
Верейский О. От побережья к побережью // Огонёк. 1961. № 15. С.16.
Вклад в укрепление советско-кубинской дружбы // Правда. 1960. 28 февраля. С. 5.
Вознесенский А. А. На виртуальном ветру. М.: Вагриус, 1998.
Вознесенский А. А. Стихотворения и поэмы. СПб: Изд-во Пушкинского Дома: Вита Нова, 2015. Т.2.
Воробьёв В. Я. Враг народа. Воспоминания художника. М.: Новое литературное обозрение, 2005.
Выставка произведений Антона Рефрежье (США): каталог выставки / Ред. А. Д. Чегодаева. М.: Советский художник, 1966.
Выставка произведений Рокуэлла Кента (США). Живопись. Графика. Из коллекции Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: каталог выставки. М.: Советский художник, 1961. Выставка рисунков и акварелей, выполненных во время поездки в США в мае - июне 1958 года: каталог / Московское отд-ние Союза художников РСФСР. Сост. кат.: Глуховская, Р.А. М., 1959.
Генеалогия семьи Иоголевич из Приазовья // Генеалогия Ральфи Кабо [Электронный ресурс]. URL: https://arkgenealogy.narod.ru/Iogolevich.htm (дата обращения: 10.03.2019). Георгий Костаки. Выезд из СССР разрешить. К 100-летию коллекционера: каталог выставки. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2014.
Герасимов А. За советский патриотизм в искусстве // Правда. 1949. 10 февраля. С. 3. Герценберг В. Р. Яков Дорофеевич Ромас. М.: Советский художник, 1970. Герчук Ю. Я. «Кровоизлияние в МОСХ», или Хрущёв в Манеже. М.: Новое лит. обозрение, 2008.
Герчук Ю. Я. Эффект присутствия. М.: Арт Волхонка, 2016. Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией: каталог выставки. Гос. Третьяковская галерея. М.: Галарт, 2015.
Глезер А. Д. Искусство под бульдозером (синяя книга). London: Overseas publications interchange, 1976.
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
Глезер А. Д. Русские художники на Западе. Эссе и статьи. Париж; Нью-Йорк: Третья волна, 1986.
Глезер А. Д. Человек с двойным дном. Париж: Третья волна, 1979. Голик И. Будущее за искусством реализма // Правда. 1965. 27 июля. С. 4. Голомшток И. Н. Библия абстракционизма // Искусство. 1958. № 4. С. 74-76. Голомшток И. Н. Занятие для старого городового: мемуары пессимиста. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015.
Голомшток И. Н., Синявский А. Д. Пикассо. Москва: Знание, 1960.
Горяев В. Американцы у себя дома // Огонёк. 1962. № 15. С. 16-17.
Грибачёв Н. М. Семеро в Америке: Записки корреспондента «Литературной газеты» о
поездке в США группы советских журналистов в октябре - ноябре 1955 г. М.: Советский
писатель, 1956.
Гройс Б. Е. «Холодная война» в искусстве // The Cool and the Cold. Живопись США и СССР 1960-1990 годов. Коллекция Людвигов. Кельн: Verlag der Buchhandlung Walther König; Берлин: DOM publishers, 2020. C. 72-79.
Гройс Б. Е. Московский романтический концептуализм // 37. 1978. № 10.
Гройс Б. Е. Московский романтический концептуализм // А-Я. 1979. № 1. С. 3-11.
Гройс Б. Е. Ранние тексты, 1976-1990. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.
Гройс Б. Е. Статьи об Илье Кабакове. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016.
Гройс Б. Е. Утопия и обмен. М.: Знак, 1993.
Губер А. Абстракционизм — враг правды и красоты // Искусство. 1959. № 6. С. 20-27. Деготь Е. «А-Я»: журнал, искусство, политика // Критическая Масса. 2004. №3. URL: https://magazines.gorky.media/km/2004/3/a-8211-ya-zhurnal-iskusstvo-politika.html (дата обращения: 05.05.2020).
Дёготь Е. Ю. История русского искусства. М.: Трилистник, 2000. Дёготь Е., Левашов В. Разрешённое искусство // Искусство. 1990, № 1. С. 58-61. Дейнека. Живопись / Сост. Н. Александрова, Е. Воронович. М.: Издательская программа «Интерроса», 2010.
Дмитриева Н. Абстракционизм и эстетические закономерности // Искусство. 1960. № 7. С. 45-53.
Добренко Е. А. Поздний сталинизм. Эстетика политики. В 2 томах. М.: Новое литературное обозрение, 2020.
Дондурей Д. Б. Живопись 1970-х годов: изменение принципа общения со зрителем и функции критики // Советское искусствознание. 1985. Вып. 19. С. 250-267.
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
Другое искусство, Москва, 1956-76: каталог выставки / Сост. Л. Талочкин, И. Алпатова. М.: Художественная галерея «Московская коллекция»: СП «Интербук», 1991. Другое искусство. Москва 1956-1988 / Сост. И. Алпатова, Л. Талочкин, Н. Тамручи. М.: Галарт, 2005.
Дьяконов В. Н. Московская художественная культура 1950-60-х гг.: возникновение неофициального искусства: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Дьяконов Валентин Никитич. Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ), М., 2009.
Дэвид-Фокс М. Витрины великого эксперимента: культурная дипломатия Советского Союза и его западные гости, 1921-1941 годы. М: Новое литературное обозрение, 2015. Дэвид-Фокс М. Пересекая границы. Модерность, идеология и культура в России и Советском Союзе / Пер. с англ. Т. Пирусской. М.: НЛО, 2020.
Евтушенко Е. А. Политика — привилегия всех. М.: Изд-во Агентства печати «Новости», 1990.
Ерофеев А. Выставка московской абстракции в ГТГ // Андрей Ерофеев. Персональный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://aerofeev.ru/2007/12/10/r-45/ (дата обращения: 05.09.2020).
Жданова Л. И. Дж. Стейнбек и советские писатели-шестидесятники: встреча в редакции журнала «Юность» (1963) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2016. №1. С. 112-118.
Жирнов Е. На кого работал «товарищ Арманд» // Коммерсантъ-Власть. 2000. 20 мая. №21. С. 50.
Житие Василь Яклича Ситникова, написанное и нарисованное им самим / Сост. К. К. Кузьминский. Нью-Йорк: Konstantin Kuzminskii, 2009. За рубежом // Искусство. 1956. № 2. С. 80. За рубежом // Искусство. 1957. № 2. С. 81.
Западноевропейская и американская живопись и рисунок: из коллекции Арманда Хаммера (США): каталог выставки / Авт. вступ. ст. и ред. кат. А. Барская. Л.: Аврора, 1972. Западноевропейская и американская живопись из музеев США: каталог выставки / Авт. вступ. статьи И. Антонова. М.: б. и., 1976.
Иванова А. Магазины «Березка». М: Новое литературное обозрение, 2017.
Иванян Э. А. Когда говорят музы: история российско-американских культурных связей.
М.: Междунар. отношения, 2007.
Иогансон Б. Московский союз художников. Взгляд из XXI века. М.: БуксМАрт, 2019. Искусство с 1900 года. Модернизм. Антимодернизм. Постмодернизм / Авт. и сост. Х. Фостер, Р. Краусс, И.-А. Буа и др. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.
97. Искусство США: Живопись, скульптура / Авт.-сост. И. П. Турышев; под общ. ред. А. Д. Чегодаева. М.: Просвещение, 1986.
98. История счастливого человека: жизнеописание Александра Глезера / Сост. Е. Рейн. М.: Московский рабочий, 1994.
99. Кабаков И. И. 60-70-е... : записки о неофициальной жизни в Москве. М.: Новое литературное обозрение, 2008.
100. Кабаков Илья, Гройс Борис. Диалоги (1990-1994) / Общ. ред. и вступ. статья Е. В. Петровской. М.: Ad Marginem, 1999.
101. Каганович А. Л. Андрей Андреевич Мыльников. Ленинград: Художник РСФСР, 1980.
102. Каменский А. А. Вернисажи. М.: Советский художник, 1974.
103. Каменский А. А. Романтический монтаж. М.: Советский художник. 1989.
104. Кантор А. 1970-е годы как этап истории искусства // Советское искусствознание79. 1980. Вып. 2. С. 41-57.
105. Кантор-Казовская Л. Гробман | Grobman М.: Новое литературное обозрение, 2014.
106. Карпова К. В. Суровый стиль. Судьба направления: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04 / Карпова Ксения Викторовна. Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С. Г. Строганова, М., 2015.
107. Кеменов В. Реакционные устремления под флагом «новаторства» // Искусство. 1963. № 7. С. 58-65.
108. Кеменов В. С. Против абстракционизма. Ленинград: Художник РСФСР, 1963.
109. Кент Р. Это я, господи. М.: Искусство, 1965.
110. Кизевальтер Г. Д. Время надежд, время иллюзий. Проблемы истории советского неофициального искусства. 1950—1960 годы: Статьи и материалы. М.: НЛО, 2018.
111. Ковалёв А. А. Книга перемен. Том 1. Материалы к истории русского искусства. М.: Издательские решения, 2017.
112. Колейчук В. Ф. Кинетизм. М.: Галарт, 1994.
113. Колчина А. С. Радио Свобода как литературный проект: социокультурный феномен зарубежного радиовещания. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2016.
114. Корнелия Л. Жрецы Помойки № 8 // Московский комсомолец. 1960. 29 сентября. С. 3.
115. Костров В. Н. Советские научные выставки за рубежом // Вестник РАН. 1960. №7. С. 45.
116. Кречетников А. "Союз"-"Аполлон": кульминация и начало конца разрядки // Русская служба BBC [Электронный ресурс]. URL:
https://www.bbc.com/russian/international/2015/07/150715_soyuz_apollo (дата обращения: 08.10.2020).
117. Критика основных направлений современной буржуазной эстетики / ред. М. Ф. Овсянников и др. М.: Искусство, 1968.
118. Кукаркин А. В. Буржуазное общество и культура. М.: Политиздат, 1970.
119. Кукаркин А. В. По ту сторону расцвета. Буржуазное общество: культура и идеология. М.: Политиздат, 1977.
120. Кун А. "Бульдозерная выставка" — первый глоток свободы. Интервью с Виталием Комаром // Русская служба BBC [Электронный ресурс]. URL:
https://www.bbc.com/russian/society/2014/09/140914_bulldozer_exhibition_40_anno (дата обращения: 03.02.2020).
121. Курилла И. И. Заклятые друзья. История мнений, фантазий, контактов, взаимо(не)понимания России и США. М.: Новое литературное обозрение, 2018.
122. Курляндцева А. С. Америка конца 1950 - начала 1960-х глазами советских художников // США и Канада: экономика, политика, культура. 2020. №1. С. 88-105.
123. Курляндцева А. С. История одной выставки: Contemporary Soviet Art, MOMA, 1974 // Третьяковские чтения, 2019: материалы отчетной научной конференции. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2019. С. 354-364.
124. Курляндцева А. С. Павел Корин в Нью-Йорке. Из истории советско-американского выставочного обмена // Искусствознание. 2019. № 2. С. 206-229.
125. Курляндцева А. С. Стягивание берегов // Это было навсегда. 68-85: каталог выставки / Сост. Ю. Воротынцева, А. Курляндцева, К. Светляков. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2020. С. 62-69.
126. Курляндцева А. С. США и СССР: история удивительного выставочного обмена // Международный журнал исследований культуры. 2021. № 2 (43). С. 127-142.
127. Лазарева Е. А. Борис Орлов: контуры времени. М.: Breus, 2017.
128. Лазарева Е. А. Виктор Пивоваров: траектория полётов. М.: Breus, 2017.
129. Лебедев А. К. К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве. М.: Советский художник, 1967.
130. Лебедев А. К. К спорам об абстракционизме в искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1970.
131. Лебедев А. К. Против абстракционизма в искусстве. М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1959.
132. Лебедева В. Е. Пространство мифа в московской живописи 60-х - 70-х годов. М.: ГИИ, 1999.
133. Ленгинас Ш. От жизни - в ничто. Модернизм - что это такое? М.: Молодая Гвардия, 1972.
134. Лифшиц М. А. Кризис безобразия: от кубизма к поп-арт. М.: Искусство, 1968.
135. Лифшиц М., Рейнгардт Л. От кубизма к «абстракции» // Искусство. 1964. № 6. С. 45-50.
136. Лифшиц М., Рейнгардт Л. От кубизма к «абстракции» // Искусство. 1964. № 7. С. 58-62.
137. Лицом к лицу с Америкой. Рассказ о поездке Н. С. Хрущёва в США. 15-27 сент. 1959 г. М.: Государственное издательство политической литературы, 1960.
138. Лопаткина К. Бастарды культурных связей: интернациональные художественные контакты СССР в 1920-1950-е годы. Москва: Музей современного искусства «Гараж», 2019.
139. Лукшин И. П. Современное изобразительное искусство Запада. О социально-эстетической и идеологической сущности модернизма. М.: Знание, 1986.
140. Львова Е. П. С выставкой по Америке. М.: Сов. художник, 1965.
141. Магнусдоттир Р. «Будьте осторожнее в Америке, Никита Сергеевич!»: советская концепция политики мирного сосуществования с Соединёнными Штатами Америки в 1959 г. // СССР и США в XX веке: восприятие "другого" / Отв. сост. Б. Физелер,
Р. Магнусдоттир. М.: РОССПЭН, 2017. С. 105-129.
142. Малахов Н. О модернизме. М.: Изобразительное искусство, 1975.
143. Маринельо Х. Беседа с нашими художниками абстракционистами. М.: Советский художник, 1963.
144. Маринельо Х. Беседа с нашими художниками абстракционистами. М.: Советский художник, 1961.
145. Мелентьев Ю., Червяков В., Шмаринов А. Вежливость и родительный падеж. М.: Мол. гвардия, 1965.
146. Михайлов А. И. Современное искусство США // Искусство. 1960. №1. С. 34-41.
147. Модернизм: Анализ и критика основных направлений / Под ред. В. В. Ванслова, Ю. Д. Колпинского. М.: Искусство, 1969.
148. Модернизм. Анализ и критика основных направлений / под ред. В. В. Ванслова и Ю. Д. Колпинского. М.: Искусство, 1973.
149. Можнягун С. Е. Абстракционизм - разрушение эстетики. М.: Соцэкгиз, 1961.
150. Можнягун С. Е. О модернизме. Этюд второй. Феномен беспредметничества. М.: Искусство, 1974.
151. Можнягун С. Е. Эстетика абстракционизма порочна // Искусство. 1958. № 9. С. 13-17.
152. Молева Н. Манеж. Год 1962: Хроника-размышление. М.: Сов. писатель, 1989.
153. Молодые живописцы 70-х годов / Сост. и авт. вступ. статьи А. Дехтярь. Москва: Сов. художник, 1979.
154. Молок Н., Голубовская М. Супрематический детектив // Итоги. 1999. №28. 13 июля. С. 50.
155. Морозов А. И. Поколения молодых: Живопись сов. художников 1960-х-1980-х гг. М.: Сов. художник, 1989.
156. Морозов А. И. Советская живопись 70-х. М.: Знание, 1979.
157. Морозов А. И. Соцреализм и реализм. М.: Галарт, 2007.
158. Мюнх Г. Беспредметное искусство - ошибка против логики. (С фактическим материалом к вопросу о гангстеризме в искусстве). М.: Советский художник, 1965.
159. Напреенко Г. Машина всесоюзной выставки // OpenSpace.ru [Электронный ресурс]. ЦКЬ: http://os.colta.ru/art/projects/30795/details/31510/?expand=yes#expand (дата обращения: 11.07.2020).
160. Напреенко Г. Монументалист: художник в системе // OpenSpace.ru [Электронный ресурс]. Ц^: http://os.colta.ru/art/projects/30795/details/34231 (дата обращения: 11.07.2020).
161. Напреенко Г., Новоженова А. Эпизоды модернизма. От истоков до кризиса. М.: НЛО, 2018.
162. Неизвестный Э. Открывать новое! // Искусство. 1962. №10. С. 9-11.
163. Неофициальное искусство в СССР. 1950-1980-е годы: Сборник / Ред.-сост.
А. К. Флорковская, отв. ред. М. А. Бусев. М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, БуксМАрт, 2014.
164. Николаева Н. И. Советская пресса об американской культуре: от холодной войны до оттепели (1940-1960-е гг.) // СССР и США в XX веке: восприятие "другого" / Отв. сост. Б. Физелер, Р. Магнусдоттир. М.: РОССПЭН, 2017. С. 60-70.
165. О журналах «Звезда» и «Ленинград», (и др.). М., 1952. С. 10-12.
166. О Михаиле Рогинском. Дураки едят пироги / Сост. А. Романова, Н. Василевская. М.: Новое литературное обозрение, 2009.
167. Обретенов А. За реализм, против абстракционизма! // Искусство. 1959. № 7. С. 25-28.
168. Обухова А. Е., Орлова М. В. Живопись без границ. От поп-арта к концептуализму: Америка. Европа. Россия. 1960-1970-е. М.: ОЛМА-Пресс: Галарт, 2001.
169. От искусства оттепели к искусству распада империи / Отв. ред. Н. А. Хренов. М.: ГИИ, «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2013.
170. Открытие советской выставки в США // Правда. 1964. 18 января. С. 4.
171. Оттепель: каталог выставки / Сост. А. С. Курляндцева, Ю. В. Воротынцева. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2017.
172. П. Д. Корин об искусстве. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. Н. Н. Банковский. М.: Советский художник, 1988.
173. Паперный В. З. Культура Два. Москва: Новое лит. обозрение, 1996.
174. Перахим Ж. Выставка Бьеннале в Венеции // Искусство. 1958. № 9. С. 9-12.
175. Переломные восьмидесятые в неофициальном искусстве СССР. Эссе, интервью, фотографии / Ред.-сост. Г. Д. Кизевальтер. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
176. Переписка художников с журналом «А-Я» / Сост. И. Шелковский. М.: Новое литературное обозрение, 2019. Т. 1.
177. Пивоваров В. Д. Влюблённый агент. М.: НЛО, 2001.
178. Пивоваров В. Д. Серые тетради. М.: НЛО, 2002.
179. Полевой Б. Н. Американские дневники. М.: Сов. писатель, 1956.
180. Померанцев В. Об искренности в литературе // Новый мир. 1953. № 12. С. 218-245.
181. Попов С. В. Всегда другое искусство. История современного русского искусства: собрание Виктора Бондаренко. М.: Книги WAM, 2010.
182. Попов С. В. Эрик Булатов: картина после живописи. М: Breus, 2017.
183. Попова Э. Добрые традиции // Огонёк. 1966. № 33. С. 8.
184. Против формализма и натурализма в искусстве. М.: ОГИЗ - ИЗОГИЗ, 1937.
185. Проффер Тисли Э. Бродский среди нас. М.: АСТ: CORPUS, 2015.
186. Путов А. С. Реализм судьбы. М.: Новое литературное обозрение, 2013.
187. Пчёлкина Л. Р. Московский Музей живописной культуры. История без купюр // Авангард. Список № 1: к 100-летию Музея живописной культуры: каталог выставки / Сост.
Л. Р. Пчёлкина, А. Д. Сарабьянов и др. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2019. C. 8-34.
188. Рабин О. Я. Три жизни. Paris - New York: CASE / Third Wave publishing, 1986.
189. Разгонов С. Н. Высота: жизнь и дела Павла Корина. М.: Советский художник, 1978. С. 142.
190. Раппопорт С. Абстрактные формы в декоративно-прикладном искусстве и абстракционизм // Искусство. 1959. № 9. С. 36-42.
191. Рафаэль Сойер / Авт. вступ. Статьи А. Д. Чегодаев. М.: Сов. художник, 1968.
192. Решетников Ф. П. Тайны абстракционизма. Рисунки автора. М.: Академия художеств СССР, 1963.
193. Рид С. Американское искусство в Москве в 1959 г. и политика в области формирования общественного мнения в годы «холодной войны» // The Cool and the Cold. Живопись США и СССР 1960-1990 годов. Коллекция Людвигов. Кельн: Verlag der Buchhandlung Walther König; Берлин: DOM publishers, 2020. C. 80-99.
194. Рокуэлл Кент. Живопись, графика / Авт. текста А. Д. Чегодаев. М.: Акад. художеств СССР, 1962.
195. Романова А., Метеличенко Г. о.с.т.р.о.в.а. Юрия Соболева. М.: Московский музей современного искусства, 2014.
196. Русские художники за рубежом, 1970-2010-е годы / Авт.-сост. и интервьюер З. Б. Стародубцева. М.: БуксМарт, 2020.
197. Русские художники на Венецианской биеннале, 1895-2013 / Авт.-сост. Н. Молок. М.: Stella Art Foundation, 2013.
198. Рындин В. Ф. Художник и театр. М.: [б. и.], 1966.
199. Савицкая А. Легенда'88: как русское искусство конвертировали в фунты стерлингов // The Art Newspaper Russia [Электронный ресурс] URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5282/ (дата обращения: 10.06.2020).
200. Сазиков А. В. Выставочная деятельность академии художеств в СССР в период 1957-75 гг. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2019. № 4-2. С. 273-292.
201. Сальников В. Пикассо о нас не слышал: размышления об источниках и составных частях современного русского искусства. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2018.
202. Сальников В. Чем был Союз художников // Художественный журнал. 2001. № 36. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/84/article/1847 (дата обращения: 05.05.2020).
203. Светляков К. А. Вам хорошо: сокрушители канонов. М.: Breus, 2019.
204. Светляков К. А. Культура эпохи застоя и проблемы постмодерна // Это было навсегда. 6885: каталог выставки / Сост. Ю. Воротынцева, А. Курляндцева, К. Светляков. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2020. С. 12-18.
205. Светляков К. А. Проблемы и конфликты оттепели: про кино и не только // Оттепель: каталог выставки / Сост. А. С. Курляндцева, Ю. В. Воротынцева. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2017. С. 8-20.
206. Сибиряков В. Н. Поп-арт и парадоксы модернизма. М.: Изобразительное искусство, 1969.
207. Синельникова Н. А. Нонконформисты. М.: Виртуальная галерея, 2009.
208. Скатерщиков В. Крестовый поход ревизионистов против реализма // Искусство. 1958. № 8. С. 5-9.
209. Слепян В. Владимир. Трансфинитное искусство. Науч. Ред. и вступ. Ст. Е. Кикодзе. М.: Grundrisse, 2018.
210. Смирнов Т. И. Фотореализм в России. Смотреть и видеть. М.: БуксМАрт, 2019.
211. Советская культурная дипломатия в условиях Холодной войны. 1945-1989: Коллективная монография / Науч. ред., рук. авт. коллектива Нагорная О.С. М.: РОССПЭН, 2018.
212. Советское изобразительное искусство и задачи борьбы с буржуазной идеологией / Под ред. В. Ванслова. М.: Изобраз. искусство, 1969.
213. Сондерс Ф. С. ЦРУ и мир искусств: культурный фронт холодной войны. М.: Кучково поле, 2014.
214. Софронов А. Николай Погодин в Америке // Огонёк. 1964. № 39. С. 12-15.
215. Софронов А. Семь линий // Огонёк. 1956. №3. C. 25-29.
216. СССР и США в XX веке: восприятие "другого" / Отв. сост. Б. Физелер, Р. Магнусдоттир. М.: РОССПЭН, 2017.
217. Сталин И. В. Ответ корреспонденту «Правды» // Правда. 1946. 14 марта. С. 1.
218. Статья И. Халупецкого: Chalupecky J. Moscow Diary // Studio International. Feb. 1973. Р. 8196. Архив Музея «Гараж». Инв. П32_2522.
219. Стойков А. Критика абстрактного искусства и его теорий. М.: Искусство, 1964.
220. Стойков А. После заката абстракционизма. М.: Изобразительное искусство, 1974.
221. Тихонов В. В. Витрины сверхдержавы. Рец.: Советская культурная дипломатия в условиях Холодной войны. 1945-1989: Коллективная монография / науч. ред., рук. авт. коллектива О. С. Нагорная. М.: Политическая энциклопедия, 2018. 446 с. // Историческая экспертиза.
2019. № 2. С. 279-286.
222. Тупицын В. Бульдозерная выставка. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014.
223. Тупицын В. Коммунальный (пост) модернизм. М.: Ad Marginem, 1998.
224. Финкелстайн С. Проблема формы в искусстве // Искусство. 1959. № 4. С. 21-26.
225. Флорковская А. К. Малая Грузинская, 28. Живописная секция Московского объединённого комитета художников-графиков. 1976-1988. М.: Памятники исторической мысли, 2009.
226. Флорковская А. К. Феномен московского неофициального искусства позднесоветского времени: эволюция, социокультурный контекст, сообщества, стратегии, художественные направления: дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.04 / Флорковская Анна Константиновна. Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2018.
227. Фофанов С. Гринберг vs. Кеменов. Иррелевантность двух культур // Искусствознание. 2016. № 4. С. 164-185.
228. Хаммер А. Мой век — двадцатый. Пути и встречи. М.: Прогресс, 1988.
229. Хилтон Э. Нортон Додж и выставки неофициального искусства // Русские художники за рубежом, 1970-2010-е годы / авт.-сост. и интервьюер З. Б. Стародубцева. М.: БуксМарт,
2020. C. 191-194.
230. Хлобыстин А. Л. Шизореволюция: очерки петербургской культуры второй половины ХХ века. СПб.: Борей Арт, 2017.
231. Художник Павел Никонов и его картина «Геологи», участвовавшая в знаменитой выставке в Манеже, разгромленной Никитой Хрущёвым. 2007. 14 октября // Радио «Эхо Москвы» [Электронный ресурс]. URL: https://echo.msk.ru/programs/tretiakovka/55575 (дата обращения: 05.09.2020).
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
Чегодаев А. Д. Искусство Соединённых Штатов Америки от войны за независимость до наших дней. М.: Искусство, 1960.
Чегодаев А. Д. Искусство Соединённых Штатов Америки, 1675-1975: Живопись, архитектура, скульптура, графика. М.: Искусство, 1976.
Чернышов М. Москва 1961-67 = Moscow, 1961-67. Нью-Йорк: Published by Bella Volfman, 1988.
Чунихин К. А. Сквозь железный занавес: репрезентация изобразительного искусства США в журнале «Америка» в эпоху холодной войны // Артикульт. 2012. № 8 (4). С. 20-38. Энциклопедия российско-американских отношений XVIII-XX века / авт. и сост. Э. А. Иванян. М.: Междунар. отношения, 2001.
Эпштейн А. Д. Художник Оскар Рабин. Запечатлённая судьба. М.: Новое литературное обозрение, 2015.
Эстетика «оттепели»: Новое в архитектуре, искусстве, культуре / Под ред.
О. В. Казаковой. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013.
Эти странные семидесятые, или Потеря невинности. Эссе, интервью, воспоминания /
Сост. Г. Д. Кизевальтер. М.: Новое литературное обозрение, 2010.
Эштон Д. Нью-йоркская школа и культура её времени. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.
Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось: последнее советское поколение. Москва:
Новое лит. обозрение, 2014.
Юшкова О. А. Михаил Рогинский: нарисованная жизнь. М.: Breus, 2017. Якимович А. К. Молодые художники восьмидесятых. Дебюты: беседы об искусстве живописцев, скульпторов и графиков, начавших свой путь в 1980-е годы. М.: Советский художник, 1990.
Якимович А. К. Полёты над бездной: искусство, культура, картина мира, 1930-1990. М.: Искусство-XXI век, 2009.
Янкилевский В. Б. И две фигуры... : Рассказы для друга. М.: Новое лит. обозрение, 2003. Янковская Г. А. Искусство, деньги и политика. Художник в годы позднего сталинизма. Пермь: Пермский гос. ун-т, 2007.
Янковская Г. А. Полураспад. Союз художников СССР на пороге самоликвидации // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2019. Т. 3. № 125. С. 111-128. Alfred H. Barr Jr (1902-1981) 'Is Modern Art Communistic?' // Art in theory. 1900-2000. An Anthology of Changing Ideas / Ed. by C. Harrison, P. Wood. P. 670-674. Anna Mary Robertson ("Grandma") Moses (1860-1961) // Galerie St&Etienne [Электронный ресурс]. URL: https://www.gseart.com/artist/anna-mary-robertson-grandma-moses/bio (дата обращения: 12.04.2020).
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.