Творчество А. Соболевского в контексте развития русскоязычной прозы Мордовии 1960 - 90-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Кулебякина, Елена Анатольевна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 177
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кулебякина, Елена Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Очерковая проза А.Соболевского и ее соотнесенность с современным литературным процессом.
1.1.Очерк в системе прозаических жанров мордовской литературы.
1.2. Художественное своеобразие очерков А.Соболевского.
ГЛАВА 2. Творчество А.Соболевского и жанрово-стилевые искания мордовской новеллистики.
2.1. Основные тенденции становления,, -ра^шш и современного состояния
Jfcfc'**-.- ИМ»;-: мордовского рассказа.«ОДвФл**.
2.2. Эволюция жанра рассказа в творчестве А.Соболевского.
ГЛАВА 3. Своеобразие жанра повести в творчестве А. Соболевского.
3.1. Идейно-тематическая доминанта повестей А.Соболевского.
3.2. Особенности раскрытия характеров в повестях А.Соболевского.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Мир детства и его художественное воплощение в мордовской прозе 1950-1990-х годов2005 год, кандидат филологических наук Попова, Светлана Васильевна
Художественное осмысление темы Великой Отечественной войны в современной мордовской прозе: 80-90-е гг. XX века2004 год, кандидат филологических наук Чекашкина, Наталья Ивановна
Нравственный облик современника и принципы его изображения в творчестве И. Кишнякова2007 год, кандидат филологических наук Щанкина, Юлия Ивановна
Творчество М. Сайгина: Основная проблематика и ее художественное воплощение2002 год, кандидат филологических наук Добрынкина, Светлана Васильевна
Эссе в современной мордовской прозе: проблемы становления и развития жанра2011 год, кандидат филологических наук Егорова, Наталья Вениаминовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество А. Соболевского в контексте развития русскоязычной прозы Мордовии 1960 - 90-х годов»
Каждый период развития литературы предполагает совершенствование старых и возникновение новых форм отражения жизни и воздействия на читателя, выдвигая новые горизонты для исследования. Современность не только создает условия для развития новых жанровых форм, но и расширяет возможности постановки более масштабных идейно-художественных проблем, что, несомненно, способствует формированию личности писателя.
Талантливый писатель - это, прежде всего, создатель художественных ценностей национальной культуры, выразитель духовных и нравственных ориентиров своего народа. Исследователь национальной литературы А.В.Алешкин отмечал: «.эстетика и поэтика мордовской литературы как явления художественной культуры народа формировалась и формируется общими усилиями многих писателей. Однако общенациональные черты и признаки в литературе всегда получают конкретное преломление в произведениях отдельных творческих личностей, не теряя при этом свою коллективную индивидуальность, т.е. национальную специфику» (184, 9-10). Именно поэтому, на наш взгляд, назрела необходимость научного осмысления авторской индивидуальности писателей, в творчестве которых наиболее ярко проявились современные тенденции развития литературы.
Этот подход достаточно успешно осуществлялся и осуществляется мордовскими литературоведами, среди которых прежде всего следует отметить А.В.Алешкина, А.И.Брыжинского, Н.Л.Васильева, В.В.Горбунова, Г.И.Горбунова, Г.С.Девяткина, В.И.Демина, М.И.Ломшина, В.М.Макушкина, Н.И.Черапкина, Е.И.Чернова и др.
Современная мордовская литература с каждым годом обогащается новыми именами, активно включающимися в создание ее основного фонда. «Мордовская литература вступила в пору своей зрелости. Она значительно расширила свой идейно-тематический и жанровый диапазон. И весомый вклад в ее развитие вносят авторы, пишущие на русском языке», - отмечал известный мордовский литературовед и критик В.М.Макушкин (42, 12). В Мордовии немало поэтов и прозаиков, пишущих на русском языке, чье 4 творчество на сегодняшний день практически не изучено. Среди них следует выделить Ф.Андрианова, В.Гадаева, А.Утешева, С.Фетисова и др. Несомненный научный интерес представляет и творчество русскоязычного писателя Александра Александровича Соболевского, которое, развиваясь в период с конца 1950-х годов и по настоящее время, органично вписалось в общий литературный процесс Мордовии, зарекомендовав себя как яркое и самобытное явление.
Жанрово-тематическое разнообразие, своеобразная творческая манера стиля и другие особенности прозы А.Соболевского, находясь в русле общего литературного развития Мордовии 1960 - 90-х годов, вместе с тем свидетельствуют о творческом освоении писателем художественных возможностей сложившихся традиций.
Начав с журналистики и художественно-публицистического жанра очерка, он естественно переходит к рассказу, а затем - к повести. Активно участвуя в развитии психологической и лирической прозы, писатель своеобразно подходит к изображению человека, отражая в большей степени мир его души, разрабатывает наиболее актуальные проблемы своего времени, демонстрируя при этом жанровое и тематическое многообразие.
Принадлежность прозы А.Соболевского к малоизученной в настоящее время русской ветви литературы Мордовии во многом определяет актуальность данного исследования.
Как и другие ветви - эрзянская и мокшанская - русскоязычная проза Мордовии имеет свою специфику. Используя богатейшие традиции русской литературы, она активно взаимодействует с литературой, создаваемой на эрзянском и мокшанском языках. Русскоязычная литература выросла на мордовской почве, богатой своими фольклорными традициями, своими национальными особенностями. Поэтому есть все основания утверждать, что русскоязычная литература Мордовии развивается в том же русле, что и литература на мордовских языках. 5
Актуальность диссертационного исследования исходит также и из того, что А.Соболевский является нашим современником. В своих произведениях он анализирует явления и события своего времени, дает им субъективную оценку, акцентирует внимание на нравственных аспектах характера современника. А.Соболевский художественно правдиво передает тот ритм жизни, те вопросы бытия, которые волнуют людей, приводят их к тому или иному нравственному выбору, имеющему особенную ценность в современной ситуации.
Однако в настоящее время степень изученности литературного наследия А.Соболевского явно недостаточна, поскольку нет ни одной работы, целостно освещающей творческий путь писателя.
Отдельные критические отзывы и замечания по поводу идейно-тематических, жанрово-стилевых особенностей прозы автора содержатся в монографиях обобщающего характера известных мордовских литературоведов А.И.Брыжинского, Г.С.Девяткина, Н.В.Зиновьева, В М.Макушкина и некоторых других. Кроме того, интерес для исследования представляют статьи, рецензии, отзывы известных критиков: Ю.Басихина, О.Гладышевой, П.Киричка, А.Реводько, М.Федотовских и др.
Тем не менее, все указанные источники не дают полного представления о творчестве А.Соболевского, которое успешно развивается и по сей день. Мы считаем, что возникла необходимость создания работы обобщающего характера, при этом осмысление и оценка творческого наследия писателя должны осуществляться в контексте общего развития русскоязычной прозы Мордовии.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе осуществлена первая попытка целостного анализа прозы А.Соболевского, занимающей основное место в его творческой биографии. При этом следует отметить, что в последнее время творческая активность автора была направлена на освоение поэтических жанров. Его стихи, написанные по сюжетам Евангелия, вошли в три поэтических сборника.
На основе анализа художественных традиций предшествующей и современной литературы Мордовии в работе осмысливаются художественное 6 мастерство, идейно-эстетическое, жанрово-стилевое своеобразие прозы А.Соболевского.
Хронологические рамки исследования охватывают 1960 - 90-е годы.
Целью настоящего диссертационного исследования является научное изучение прозы писателя как художественно состоявшегося явления, в ее единстве и целостности, с учетом ведущих направлений развития, места и роли творчества Соболевского в мордовской прозе.
Для достижения данной цели автором исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основные этапы творческого наследия А.Соболевского;
- проследить жанровое и тематическое своеобразие творчества писателя;
-проанализировать идейно-художественные, художественно-эстетические особенности поэтики прозы данного автора;
- выявить основные закономерности творческого credo А.Соболевского в историко-литературном контексте Мордовии.
Предметом исследования стали наиболее яркие прозаические произведения А.Соболевского, выходившие в периодической печати Мордовии, коллективных сборниках Мордовского книжного издательства, а также отдельными изданиями.
В процессе работы автором исследования были привлечены статьи, рецензии, отзывы, посвященные творчеству А.Соболевского, материалы его личного архива, размышления и воспоминания писателя, высказанные в процессе личного общения.
Методологическая и теоретическая основа диссертации
Методологической основой диссертации является этико-философская концепция о диалектическом соотношении общего и особенного в художественном творчестве писателя.
Теоретической основой послужили труды известных отечественных литературоведов, критиков и историков русской литературы по проблемам жанра: В.А.Алексеева, М.М.Бахтина, Г.А.Белой, А.Г.Бочарова, Л.Я.Гинзбург, Н.А.Гуляева, Л.Ф.Ершова, Е.Журбиной, В.Я.Канторовича, И.Крамова, 7
Л.И.Тимофеева, В.Е.Хализева, М.Б.Храпченко и других, а также мордовских литературоведов и критиков: А.В.Алешкина, А.И.Брыжинского, В.В.Горбунова, В.И.Демина, Г.С.Девяткина, Н.В.Зиновьева, В.М.Макушкина, Н.И. Черапкина и др.
В исследовании использовались многоплановые подходы к анализу художественного творчества на основе следующих методов: конкретно-исторического, позволяющего рассмотреть прозу данного автора в контексте общего литературного развития данного исторического периода; историко-теоретического, направленного на выявление художественной сущности изучаемого материала; структурно-аналитического, позволяющего определить конкретные идейно-тематические, жанрово-стилевые и художественно-эстетические аспекты изучаемого художественного материала.
Научно-практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов, теоретических положений и конкретного материала при изучении в школе и вузе особенностей мордовской прозы, в частности, ее русскоязычной ветви, при чтении лекций по мордовской литературе, курсов по выбору, при разработке учебных и методических пособий и рекомендаций, при составлении программ, хрестоматий, при написании студентами курсовых и дипломных работ.
Апробация результатов исследования проходила на кафедре литературы Мордовского государственного педагогического института имени М.Е.Евсевьева. По результатам исследования были сделаны доклады на кафедре литературы, научных конференциях МГПИ им. М.Е.Евсевьева. Основные положения диссертации изложены в тезисах и статьях научных изданий, а также в периодической печати Мордовии.
Структура и объем работы. Диссертация изложена на 177 страницах и состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы, который включает более 200 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Идейно-эстетическое своеобразие современной мордовской прозы: Конец XX - начало XXI вв.2006 год, кандидат филологических наук Левчаева, Надежда Васильевна
Эволюция русскоязычной прозы Мордовии2004 год, доктор филологических наук Жиндеева, Елена Александровна
Проза русскоязычных писателей Мордовии 60-90-х годов ХХ века: Идейно-эстетические аспекты и вопросы поэтики2000 год, кандидат филологических наук Тростина, Марина Александровна
Конфликты и характеры в русскоязычной прозе Мордовии 1980 - 90-х гг.: Жанровый аспект2003 год, кандидат филологических наук Чушникова, Наталья Викторовна
Творчество А.С. Щеглова в контексте развития эпических жанров прозы в мордовской литературе: 1930-1980-е годы2009 год, кандидат филологических наук Сусорева, Ольга Михайловна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Кулебякина, Елена Анатольевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество А.Соболевского является заметным явлением в развитии современной мордовской прозы. В своей художественной системе писатель предстает как аналитик, исследующий мир чувств и переживаний человека, рассматривающий общественные процессы с точки зрения отдельной личности.
Продолжаясь на протяжении более тридцати лет, с начала 1960-х по 1990-е годы, проза писателя сложилась в оригинальную художественную систему, обнаруживающую свое внутренне развитие и представленную достаточно широким жанрово-стилевым многообразием. Изучение динамики развития каждого жанра, проведенное в исследовании, позволило определить с учетом исторической обусловленности структурные и стилевые особенности творчества А.Соболевского. От журналистики и художественно-документального жанра через эпический и сатирический рассказ к повести писатель постепенно совершенствует свое мастерство, органично сочетая и развивая творческие достижения.
Анализ жанровой специфики прозы Соболевского позволил, в свою очередь, проследить становление и развитие его творческого метода, основу которого составляет документ, философско-психологический анализ.
Формирование прозы А.Соболевского совпало с 1960-ми годами, временем бурных изменений в экономической, политической и культурной жизни общества. Это побудило писателя уже в начале творческого пути принять активное участие в этих процессах, оперативно откликаясь на них. Путь А.Соболевского в литературу, таким образом, оказался весьма типичным для представителей мордовской литературы: работа в газете, развившая журналистские навыки в жанре заметок, зарисовок, рецензий, затем - очерки, в которых проявилось пристальное внимание автора к организационным и хозяйственным проблемам современности.
Очерки не принесли широкой известности А.Соболевскому, хотя их можно считать серьезной заявкой писателя, они привлекают своей тематикой, жанрово-стилевым своеобразием. Их ценность прежде всего в том, что здесь начали закладываться основные черты творческой индивидуальности прозаика.
160
Главное место в очерковой прозе А.Соболевского занимает тема труда, которая выдвигает на первый план человека, в образе которого осуществилась своеобразная попытка автора воссоздать героя времени - труженика. Стремясь проникнуть в суть окружающих явлений, Соболевский не ограничивается устоявшимися рамками жанра. Для раскрытия этой темы автор выбирает формы очерка-воспоминания, очерка-рассказа.
В целом очерковая проза Соболевского органично вписалась в литературный процесс 1960 - 70-х годов, отражая с позиций эпохи ритм жизни, проблемы, которые волновали людей.
Жанром, в котором А.Соболевский смог наиболее удачно реализовать свое мироощущение и который, на наш взгляд, как нельзя лучше отвечал идеям времени, оказался рассказ.
Рассказовое творчество А.Соболевского развивалось не только в соответствии с опытом и традициями современной мордовской прозы, но и обнаруживает свои оригинальные особенности. В ходе его эволюции наиболее интенсивно изменяется эмоциональная сфера: рассказы заметно утрачивают идеализацию и излишнюю восторженность. Постепенно меняется приоритет тем, усиливается аналитичность, философичность, внимание к внутреннему миру героев, умение найти точные емкие детали, динамичный сюжет. Не все на этом пути к творческой зрелости проходило гладко. Редко автору удавалось глубоко и всесторонне воссоздать национальный характер. Не всегда удачно складывалось композиционное единство рассказов, в отдельных случаях наблюдалась чрезмерная подражательность классикам, встречались примеры недостаточно мотивированного финала. Но Соболевский сумел выработать свою собственную манеру повествования, свой индивидуальный стиль, значительно обогатил тематику новеллистики, став признанным мастером этого жанра в мордовской литературе, чем внес заметный вклад в ее развитие.
Творчество А.Соболевского в целом и его рассказы в частности характеризует настойчивое стремление найти такую живую форму, которая позволила бы наиболее точно воссоздать действительность через художественные образы. Для его поэтики характерна «ситуация отсутствия
161 ситуации» (Гегель). Его произведения, лишенные фабульной заданности, становятся психологически мотивированными лишь в контексте повествования через тончайшие нюансы переживаний персонажей, через лирические отступления.
В центре внимания писателя почти всегда находится внутренний мир человека, сложность его взаимоотношений с обществом, особенности его бытия. Это рождает некую «асоциальность», как бы бессюжетность, которые являются свидетельством авторского поиска самого способа художественного воссоздания своего героя. Таким способом обретается лирический психологизм повествования, основанный на автобиографизме и аналитичности. Поэтому новеллистику Соболевского отличает яркость красок, эмоциональная насыщенность, особенно характерная для ранних рассказов. Обращение к сатире, свойственное более поздним произведениям, свидетельствует об активном отношении автора к жизни, а не стремлении «уйтжв себя».
Уже имея за плечами богатый жизненный и творческий опыт, воплощенный в так называемых «малых» жанрах прозы, Соболевский испытывает потребность в более развернутом изображении действительности, более глубоком постижении конфликтов и характеров, которая затем реализуется в жанре повести.
Развитие жанра в творчестве писателя продемонстрировало своеобразное видение многих аспектов бытия и, что самое главное, своеобразие способов воплощения их в творчестве художника.
Анализ жанровой специфики повестей позволяет отнести их к двум разновидностям: лирико-описательному и героико-документальному. В этих разновидностях наиболее ярко проявился талант писателя и его новаторство.
Лирическая летопись деревенского детства в повестях «Свидание с жизнью», «Прощание навсегда», «Открытый свет», а также в некоторой степени в повести о современности «Возвращение» впитали в себя отличительные и наиболее яркие черты творческого метода Соболевского: автобиографизм, лиризм, аналитическое начало, психологизм.
162
Писатель стремится показать внутренний мир своих героев, раскрыть диалектику души сначала ребенка, затем взрослого человека. При этом персонажи не претендуют на исключительность, ведут обычную жизнь в обществе. Душевные порывы, волнения и влечения этих героев становятся объектом авторского внимания.
Нерасторжимость сочетания документа и вымысла отличает повесть прозаика «Командир подземного гарнизона».
В жанре повести заметно стремление к показу сложных и многообразных человеческих характеров. Интерес к отдельной личности выводит на первый план в повестях деревенской тематики героя - подростка, а затем - молодого человека, образы которых во многом - результат исследования автором собственной души. Идеал героической личности, который утверждает современная военная повесть, находит место в произведении «Командир подземного гарнизона».
Рассматривая своеобразие «деревенских» повестей Соболевского, следует отметить его попытки новаторства в построении сюжета. Стремясь разорвать привычные рамки, прозаик предоставляет определенную свободу художественной мысли, создав особый тип повествования, который можно определить как «бессюжетное». В повести «Командир подземного гарнизона» отмечается органичное единство вымысла и документа, что было весьма характерным для военной повести 1970-х годов.
Повести Соболевского отличаются жизненностью поставленных проблем и конфликтов, мотивированностью их художественного осмысления, эмоциональной насыщенностью, вполне определенным авторским отношением к изображаемому.
Подводя итоги исследования, необходимо отметить: литературное наследие Соболевского отличается внутренней целостностью и гармоничностью. Оно отличается верностью определенному кругу тем, проблем и образов, устоявшейся стилевой системой.
Данная работа не претендует на полную завершенность и бесспорность положений и выводов, представленных в ней, вместе с тем она является первой
163 попыткой целостного анализа и осмысления прозы Александра Соболевского как интересного и малоизученного на данный момент явления - русскоязычной ветви мордовской литературы.
164
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кулебякина, Елена Анатольевна, 2001 год
1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М.: Просвещение, 1979. -352 с.
2. Аксенов В. Школа прозы //Вопросы литературы. 1969. - № 7. - С. 84 - 85.
3. Александру Соболевскому (Дружеский шарж) //С дружеским портретом. -Саранск, 1983.-С.З 7.- 4. Алексеев В.А. Очерк: Спецкурс для студентов заочного отделения. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1973. - 83 с.
4. Алексеев В.А. Русский советский очерк. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 120 с.
5. Алешин А.Ф. Эволюция творчества. Поэт Никул Эркай. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1967. - 40 с.
6. Алешкин А.В. О литературе мордовского народа //Кенеш. 1991. - № 2. -С. 37.
7. Алешкин А.В. Петр Кириллов. Очерк творчества. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974.- 155 с.
8. Анастасьев Н.А. Продолжение диалога. М.: Советский писатель, 1987. -430 с.
9. Антонов С.П. Письма о рассказе. М.: Советский писатель, 1964. 300 с.
10. Апухтина В.А. Современная советская проза (60-е 70-е годы): Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Высш. шк., 1984. - 272 с.
11. Аспект 1990: Исследования по мордовской литературе: Идейно -эстетические проблемы и художественные традиции. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.-120 с.
12. Аспект 1991: Исследования по мордовской литературе: Современный литературный процесс, вопросы поэтики жанров. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993.-240 с.
13. Астафьев В. Посох памяти. М.: Современник, 1980. - 367 с.
14. Атаров К. Сознание цели //Вопросы литературы. 1969. - № 7. - С. 58 - 63.
15. Ашплатов А.И. На встречу с читателем: Размышления о современной прозе и поэзии. -М.: Современник, 1987. 189 с.165
16. Бальбуров А.Г. Поэтика лирической прозы (60-е 70-е годы). -Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1985. - 132 с.
17. Басихин Ю. Поэзия прозы //Советская Мордовия. -1971.-5 октября.
18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. - М.: Искусство, 1986.-444 с.
19. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983. -191 с.
20. Битов А. Границы жанра //Вопросы литературы. 1969. - № 7. - С. 72 - 76.
21. Боборыкин В.Г. Испытание делом. М.: Советский писатель, 1986. - 236 с.
22. Боборыкин В.Г. Проза 1985. - М.: Знание, 1986. - 60 с.
23. Бочаров А.Г. Литература и время: Из творческого опыта прозы 60-х 80-х годов. - М.: Худож. лит., 1988. - 383 с.
24. Бочаров А.Г. Человек и война. 2-е изд. - М.: Советский писатель, 1978. -480 с.
25. Бочаров С. Этические проблемы психологической прозы //Вопросы литературы. 1978. - № 3. - С. 263.
26. Браже Т.Г. Искусство анализа художественного произведения. М.: Просвещение, 1971. - 186 с.
27. Брыжинский А.И. В едином строю. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. -120 с.
28. Брыжинский А.И. Военно-патриотическая тема в мордовской прозе //В
29. Г . . . if.- 1 ЛП1 "I г с лпоратокои семье. — Саранск, i^oi. — jjj — jj /.
30. Брыжинский А.И. Процессы жанрового развития мордовской прозы (50-е -90-е годы). Саранск: Изд-во Мордов.ун-та, 1995. - 192 с.
31. Брыжинский А.И. Современная мордовская литература //Мордва: Историко-культурные очерки. Саранск, 1995. - С. 576 - 592.
32. Брыжинский А.И. Современная мордовская проза (движение жанра). -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. -232 с.
33. Бучис А. Судьбы национального в современной литературе // Вопросы литературы. 1988. - № 2. - С. 14.
34. Буханцов Н.С. Испытание жизнью. М.: Современник, 1974. - 142 с.166
35. Буханцов Н.С. Продолжение подвига: О характере советского воина в современной русской прозе. Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во, 1984. - 192 с.
36. Васильев Л.Г. Всегда вместе: Литературные портреты, статьи, заметки. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. 128 с.
37. Васильева Р.П. Художественный билингвизм в мордовской литературе и его национально-стилевая природа: Дисс. канд. филол. наук. Саранск. - 1991.
38. Вдовина Л. Люди труда хозяева жизни //Советская Мордовия. - 1964. -9 сентября.
39. Власенко А.Н. Расцвет: О современной литературе народов РСФСР. 2-е изд. - М.: Сов. Россия, 1984. - 224 с.
40. Влияние науки и философии на литературу (сборник статей). Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1987. - 142 с.
41. Волков И.Ф. Теория литературы: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1995.-256 с.
42. В семье единой: Литературно художественный сборник /Сост. МакушкинВ.М. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. - 384 с.
43. Вулис А.З. В лаборатории смеха. М.: Худож. лит., 1966. - 144 с.
44. Вулис А.З. Метаморфозы комического. -М.: Искусство, 1976. 126 с.
45. Вулис А.З. Серьезность несерьезных ситуаций. М., 1984. - 272 с.
46. ГераськинТ.В. Творчество М.Т.Петрова и развитие традиций исторического романа в современной мордовской литературе: Дисс. канд. филол. наук -Саранск, 1996,- 189 с.
47. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Ленингр. отд-е. изд-ва «Советский писатель», 1979. - 222 с.
48. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Ленингр. отд-е изд-ва «Художественная литература», 1977. - 443 с.
49. Гладышева О. Литературная жизнь Поволжья //Волга. 1974. - № 3. -С. 148.-154.
50. Глушков Н.И. Очерковые формы в советской литературе. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. Ун-та, 1969. - 223 с.167
51. Головко В.М. Поэтика русской повести. Саратов: Изд-во Саратовского унта, 1992. - 191 с.
52. Горбунов Г.И. Жизнь, герой, литература: Литературно-критические статьи.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. 120 с.
53. Горбунов Г.И. Морально-этические проблемы в современной мордовской прозе //На пути роста. Саранск, 1969. - С. 147 - 174
54. Горбунов В.В Признание: Литературно-критические статьи. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. - 152 с.
55. Горький М. Собр. соч. в 30-ти т., т. 30. М., 1955. - С. 147.
56. Григорян А.П. Анализ структуры литературного произведения. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1984. - 187 с.
57. Гришман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. -М.: Высш. шк., 1991.- 159 с.
58. Гуляев Н.А. Теория литературы. -М.: Высш. шк., 1985. 271 с.
59. Гусев В. Герой и стиль: к теории характера и стиля. М.: Худож. лит., 1983. -288 с.
60. Девяткин Г.С. Мордовский рассказ. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987— 213 с.
61. Демин В.И. Многоцветие смеха: Комическое в мордовской литературе. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998. 144 с.
62. Евграфов К.В. Знакомые незнакомцы: Литературные герои и их прототипы. -М.: Современник, 1988.-335 с.
63. Ершов Л.Ф. Сатира и современность. М.: Современник, 1978. - 271 с.
64. Ершов Л.Ф. Сатирические жанры русской советской литературы: От эпиграммы до романа. Л.: Наука, 1977. - 282 с.
65. Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. М.: Наука, 1971.
66. Жиндеева Е.А. Проблема характера в мордовской исторической прозе 1970- 90-х гг.: Дисс. канд. филол. наук. Саранск, 1997. - 187 с.
67. Журбина Е. И. Искусство очерка. М.: Советский писатель, 1957. - 220 с.168
68. Журбина Е.И. Повесть с двумя сюжетами: О публицистической прозе. 2-е изд. - М.: Советский писатель, 1979. - 376 с.
69. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. Очерк. Фельетон. М.: Мысль, 1969. - 399 с.
70. Зиновьев Н. Человек и время. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. -272 с.
71. Золотусский И. Время синтеза: Пути современного очерка //Вопросы литературы. 1964. - № 12. - С. 3 - 21.
72. Иванов Д.К. Герои в современной прозе. М.: Знание, 1988. - 61 с.
73. Иванова Н.Б. Точка зрения: о прозе последних лет. М.: Советский писатель, 1988.-420 с.
74. Имяреков М. Мордовская литература на современном этапе //Примокшанье мое: Литературно художественный сборник. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. - С. 247 - 258.
75. Инжеватов И.К. Время водило его пером. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971.- 148 с.
76. Инжеватов И.К. Литература и жизнь: Литературно критические статьи. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. - 272 с.
77. История мордовской литературы: Учебник для филологических факультетов. Саранск, 1981. - 386 с.
78. История мордовской советской литературы. В 2-х т. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968- 1971.
79. Канторович В.Я. Заметки писателя о современном очерке. 2-е изд. - М.: Советский писатель, 1973.- 543с.
80. Канторович В.Я. Полемические мысли об очерке //Вопросы литературы. -1966.-№ 12.-С. 30-55.
81. Канторович В.Я. Современный очерк: Заметки писателя //Вопросы литературы. 1961. - № 2. - С. 3 - 24.
82. Кар дин В. «Вечные вопросы» новые ответы: О молодом герое молодой прозы //Вопросы литературы. - 1961. - № 3. - С. 25 - 49.
83. Кастелянц Б. Описательный жанр? Нет! //Вопросы литературы. 1966. -№ 7. - С. 24 - 46.169
84. Киричек П.Н. Белые пятна на карте жизни: К спорам о философской прозе: Взорванный канон //Киричек П.Н. Неоткрытые острова: О русской ветви мордовской литературы. Саранск, 1993. - С. 5 - 19.
85. Киричек П.Н. На свидании с жизнью //Советская Мордовия. 1974. -22 января.
86. Киричек П.Н. О белых пятнах на карте жизни и неоткрытых островах в литературе //Молодой Ленинец. 1976. - 9 апреля.
87. Киричек П.Н. Сопротивление факта: К спорам о философской прозе. Творчество А.Соболевского //Советская Мордовия. -1991.-16 мая. С. 3.
88. Ковалевская Е.Г. Анализ текстов художественных произведений. Л.: ЛГПИ, 1976.-53 с.
89. Конкин С. О некоторых проблемах мастерства: Заметки о прозе последних лет //На пути роста. Саранск, 1969. - С. 80 - 124.
90. Кош Э. О сатире и сатириках //Иностр. лит. 1987. - № 1 - С. 210 - 216.
91. Кравченко В. Движение лирической прозы //Вопросы литературы. 1984. -№ 5.-С. 31-55.
92. Крамов И. В зеркале рассказа. М.: Советский писатель, 1979. - 294 с.
93. Крыжановский С. Лирическая проза //Вопросы литературы. 1966. -№2.-С. 32-38.
94. Кузнецов Ф.Ф. Самая кровная связь: Судьбы деревни в современной прозе. М.: Просвещение, 1987. - 240 с.
95. Кузнецов Ф.Ф. С веком наравне: критика прозы, критика критики. М.: Московский рабочий, 1981.-383 с.
96. Кузьмичев И.К. Литературные перекрестки: Типология жанров, их историческая судьба. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1983. - 208 с.
97. Курин В. Ветер, пронизанный солнцем //Молодой Ленинец. 1964. -11 октября.
98. Ландор М. Малая проза у своих границ //Вопросы литературы. 1985. -№ 8. - С. 64 - 96.
99. Леонов Б.А. Утверждение: Героико-патриотическая тема в русской и советской литературе. М.: Худож. лит., 1988. - 381 с.170
100. Ломшин М.И. Творчество А. Куторкина и развитие эпических традиций мордовской советской литературы: Дисс. канд. филол. наук. Саранск, 1990. -187 с.
101. Лотман Ю.М. Анализ художественного текста. Л., 1972. - 485 с.
102. Лукин Ю. Выразительность и выражанс. Литературные заметки //Правда.- 1977.-26 марта.-С.З.
103. Макушкин В.М. Исследования о военной прозе // Советская Мордовия. -1984,- 15 июня.
104. Макушкин В.М. На большаке //Край мордовский: Литературно-художественный сборник № 1. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. -С. 216-227.
105. Макушкин В.М. Обретение зрелости. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984.-224 с.
106. Макушкин В.М. Раздвигая горизонты //Проблемы современной мордовской литературы. Саранск, 1980. - С. 207 - 216.
107. Минокин М.В. Современная советская проза о колхозной деревне. М.: Просвещение, 1977. - 144 с.
108. Минокин М.В. Современная советская проза о подвиге народа. М.: Просвещение, 1982. - 176 с.
109. Михайловская Н.Г. Стиль русскоязычной литературы Севера и Дальнего Востока. М.: Наука, 1984.- 160 с.
110. Михалков С. А любите ли вы сатиру? //Лит. газета. 1981. - 13 мая. -С.З.
111. Мордовская литература последних лет. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974.-280 с.
112. Москвина P.P., Мокроносов Г.В. Человек как объект философии и литературы. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1987. - 199 с.
113. Мусаев К.М. Межнациональные связи и развитие национальных литератур: Полемические заметки. Баку: ЭЛМ, 1989. - 180 с.
114. Неверов А.В. Молодая проза: время, проблемы, герой. М.: Знание, 1985.- 64 с.171
115. Нестеренко В. Произведение морали (анализ басни) //Вопросы литературы. 1998. - март - апрель. - С.97 - 120.
116. Нестерова А. Проблемы жанра и стиля. Уфа, 1970. - 286 с.
117. Овчаренко А. Большая литература: Основные тенденции развития советской художественной прозы (1945 1985). - М.: Современник, 1985. -446 с.
118. Огнев А.В. Русский советский рассказ. М.: Просвещение, 1978. - 208 с.
119. Открытый свет (А.А.Соболевскому 60 лет) //Советская Мордовия. -1993.- 12 марта.
120. Очерки жанров мордовской литературы (1968 1971): Сборник статей. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. - 223с.
121. Очерки жанров мордовской литературы (1972 1973): Труды. Выпуск 65. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. - 174 с.
122. Очерки жанров мордовской литературы: Труды. Выпуск 67. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. - 168 с.
123. Петайкин М. Тепло зимних встреч: Литературная встреча с А.Соболевским в г. Краснослободске //Мокшень правда. 1991. -21 февраля.
124. Пиняев И. Молодость пора дерзаний //Край мордовский: Литературно-художественный сборник №2. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. -С. 67-68.
125. Писатели Мордовии: Живое слово писателей: Рекламный справочник. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1979. 64 с.
126. Поспелов Т.Н. Проблемы литературного стиля. М.: Изд-во Московского ун-та, 1970.-330 с.
127. Поэтика жанра: сборник научных статей. Барнаул: Изд-во Алтайского госун-та, 1995. - 146 с.
128. Проблема автора в художественной литературе: Межвузовский сборник научных работ. Устинов, 1985. - 158 с.
129. Проблемы жанров современной мордовской литературы: Труды: Выпуск 84 /Сост. Брыжинский А.И. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. - 204 с.172
130. Проблемы современной мордовской литературы /Сост. А.Алешкин, Л.Васильев, И. Воронин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. - 272 с.
131. Реводько А. Восхождение в жизнь //Молодой Ленинец. 1967. -14 декабря.
132. Русская и советская литература: К вопросу художественной индивидуальности писателя. Свердловск, 1973. - 168 с.
133. Сидоров Е. Куда течет «текущая» проза //Вопросы литературы. 1969. -№ 12.-С. 29-41.
134. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974.-509 с.
135. Слуцкие М. Лирическая проза //Вопросы литературы. 1968. - № 11. -С. 127-137.
136. Соболевский А.А. Алеша //Молодой Ленинец. 1966. - 25 сентября.
137. Соболевский А.А. Бригадир // На марше девятой пятилетки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971. - 248 с.
138. Соболевский А.А. Бродяги //Советская Мордовия.- 1990. 28 - 29 апреля.
139. Соболевский А.А. Ваши руки, друзья! //Они шагают в коммунизм. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961. 68 с.
140. Соболевский А.А. Возвращение. Поезда. На пасеке. Весной. Летний ливень. На исходе лета //Край мордовский: Литературно-художественный сборник. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. - С. 126 - 133.
141. Соболевский А.А. В поезде // Молодой Ленинец. 1970. - 28 февраля.
142. Соболевский А.А. В сентябре //Молодой Ленинец. 1970. - 30 августа.
143. Соболевский А.А. Городской хлеб //Молодой Ленинец. 1965. -21, 24 ноября.
144. Соболевский А.А. Гуси //Молодой Ленинец. 1979. - 28 октября.
145. Соболевский А.А. Димкино путешествие //Молодой Ленинец. 1969. -16 сентября.
146. Соболевский А.А. Доля //Молодой Ленинец. 1977. - 2 февраля.
147. Соболевский А.А. Древо жизни: К 105-летию со дня рождения М.М.Бахтина //Странник. 2000. - № 2. - С. 152 - 161.173
148. Соболевский А.А. Жадность. Жизнь. Крот. Легкомыслие. Репей. Лемех. Чугунок и рюмка. Драгоценность //Созвездие: Литературно-художественный сборник. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973. - С. 97 - 100.
149. Соболевский А.А. Желанное и неизведанное //Зарницы: Литературно-художественный сборник. Саранск, 1980. - С. 32 - 41.
150. Соболевский А.А. За дальними далями (повесть) //Молодой Ленинец. -1968. 29 августа - 10, 19 сентября.
151. Соболевский А.А. Запах земли //Запах земли: Очерки о Героях Соц. Труда уроженцах Мордовии. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. - 84 с.
152. Соболевский А.А. Зарницы: рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1967.- 159 с.
153. Соболевский А.А. Звеньевая //Чувство хозяина: О героях Соц. Труда -уроженцах Мордовии. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1970. - 68 с.
154. Соболевский А.А Илья Кривошеев. Избранное //Молодой Ленинец. -1955. 23 декабря.
155. Соболевский А.А. Командир подземного гарнизона. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975. - 184 с.
156. Соболевский А.А. Кузнец. Фронтовичка //Солнечный край: Литературно-художественный сборник. Саранск, 1979. - С. 149 - 166.
157. СоболевскийА.А. Лесная тропа//Литературная Мордовия. 1965.-№ 1. -С. 77-82.
158. Соболевский А.А. Листопад //Советская Мордовия. 1970. - 6 сентября.
159. Соболевский А.А. Ложь. Пустой колос. Упорство. Утопленница. Ученый попугай. Высокое мнение. Кривое зеркало. Свинья и апельсины //Рассвет: Литературно-художественный сборник. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974. -С. 105- 107.
160. Соболевский А.А. Любовь великая: повести и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973. - 304 с.
161. Соболевский А.А. Мастер //Счастье: Сборник рассказов /Сост. М.С. Моисеев. Саранск, 1986. - С. 51 - 61.174
162. Соболевский А.А. Материнская слеза //Радуга: Литературно-художественный сборник /Сост. Н.М. Мирская, А.А. Долгачев, Саранск, 1983.-С. 86-90.
163. Соболевский А.А. Митридат в огне //Светлое небо: Литературно-художественный сборник. Саранск, 1988. - С. 126 - 154.
164. Соболевский А.А. На мельнице. Новая крыша //Вешние всходы: Литературно-художественный сборник. Саранск, 1979. - С. 171 - 178.
165. Соболевский А.А. На рассвете. Письмо //Солнцестояние: Литературно-художественный сборник. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974. - С. 75 - 77.
166. Соболевский А.А. Наташа //Советская Мордовия. 1967. - 18 июня.
167. Соболевский А.А. НЛО: сатирические и юмористические рассказы, басни, сказки, притчи. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992. - 224с.
168. Соболевский А.А Ночевка // Советская Мордовия. 1960. - 9 октября.
169. Соболевский А.А. Открытый свет: повести и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. -288 с.
170. Соболевский А.А. Подземный гарнизон //Зарницы: Литературно-художественный сборник. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974. - С. 39 - 52.
171. Соболевский А.А. Пропажа. Критик топор. Верная вешалка. Пессимист. Стрекоза и муравей //Созвездие: Литературно-художественный сборник. -Саранск, 1990. - С. 269 - 282.
172. Соболевский А.А. Прощание навсегда: повести и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985.-232 с.
173. Соболевский А.А. Прощание навсегда (повесть) //Сурские дали: Литературно-художественный сборник. Саранск, 1982. - С. 75 - 109.
174. Соболевский А.А. Путевой обходчик. Муравейник. Находка. Лето. Гроза. Вера. Жаворонки. Встреча. Ласточки. Тревожная радость. Доля //Край мордовский: Литературно-художественный сборник. Саранск, 1977. -С. 134-145.175
175. Соболевский А.А. Свидание с жизнью //Произведения мордовских писателей: проза. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975. - С. 499 - 531.
176. Соболевский А.А. Свидание с жизнью: рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971. - 132 с.
177. Соболевский А.А. Солнечный ветер: очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1964. - 76 с.
178. Соболевский А.А. Старая яблоня. Живая вода. Калейдоскоп. Мечта. Самомнение. Наука щукам. Баран и новые ворота //Край мордовский: Литературно-художественный сборник. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. -С. 76-80.
179. Соболевский А.А. Странная девушка. Гуси //Зори мокшанские: Литературно-художественный сборник. Саранск, 1980. - С. 146 - 154.
180. Соболевский А.А. Суд средневековья //Молодой Ленинец. 1974. -8 сентября.
181. Соболевский А.А. Сюзанна: рассказ //Вдохновение: Литературно-художественный сборник. Саранск, 1991. - С. 105 - 115.
182. Соболевский А.А. Философ. Анисьина душа //Странник. 1995. - № 3. -С. 48-73.
183. Соболевский А.А. Хлеб //Молодой Ленинец. 1976. - 4, 6 февраля.
184. Современная мордовская литература (60-е 80-е годы). - В 2-х ч. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - Ч. 1. - 240 с.
185. Современная мордовская литература (60-е 80-е годы). - В 2-х ч. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. -Ч. 1. - 318 с.
186. Современная проза социалистического реализма /Под ред. И.Ф. Волкова и др.-М.: Изд-во МГУ, 1986. 189 с.
187. Современная русская советская повесть (1941 1970) //Под ред. Н.А.Грозновой, В.А. Ковалева. - М.: Наука, 1975. - 265 с.
188. Современные аспекты изучения. Стиль как предмет литературоведения. -М.: Наука, 1982.-439 с.176
189. Соколова В.Е. Конфликты и характеры. Проблема конфликта и героя в мордовской повести о деревне. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. - 148 с.
190. Соколова В.Е Мордовская публицистика на современном этапе: Учебное пособие. Саранск, 1990. - 48 с.
191. Спаль А. Гении и Гулливеры. Природа нашего смешного: О самоиронии в литературе //Новый мир. 1992. - № 5. - С. 192 - 203.
192. Сухаревич В. А юмор у вас есть? //Лит. газета. 1983. - 19 января. - С.З.
193. Темнов И. Счастье не постоянная доминанта // Вечерний Саранск. -1993.- 14-21 мая.-С. 8.
194. Теракопян Л. Пафос преобразования. М., 1974. - 351 с.
195. Топер П. Человек на войне // Вопросы литературы. 1961. — № 4. — С. 20 - 52.
196. Ульяшов П.С. Этот неумирающий жанр: Современный советский рассказ. -М.: Знание, 1987.-110 с.
197. Федотовских М. Одолеть, победить //В мире книг. 1972. - № 5. - С. 26.
198. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высш. шк., 2000. - 398 с.
199. Храпченко М.Б. Горизонты художественного, образа. 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1986.-439 с.
200. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Худож. лит., 1977. - 446 с.
201. Черапкин Н.И. В братском содружестве. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969.-384 с.
202. Чернов Е.И. История мордовской литературы. Саранск, 1993. - 92 с.
203. Чувство хозяина: Очерки о Героях Соц. Труда. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1970.-68 с.
204. Шибаков Н. В каменоломнях Аджимушкая //Советская Мордовия. 1976. - 24 марта.
205. Щербина В.Р. Наш современник. Концепция человека в литературе XX столетия. М.: Советский писатель, 1964. - 571 с.1.l
206. Щуплов А. Учитесь смеяться. красиво! //Книжное обозрение. 1996. -4 июня. - № 23. - С.13.
207. Янская И.С. Кардин В. Пределы достоверности: Очерки документальной литературы. М.: Советский писатель, 1986. - 430 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.