Творчество поэтов Кабардино-балкарии в контексте национальной художественной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Курманова, Лейля Магомедовна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 132
Оглавление диссертации кандидат философских наук Курманова, Лейля Магомедовна
Введение
Раздел 1. Поэзия Кабардино — Балкарии в контексте национальной художественной культуры XX в.
Раздел 2. Проблемы новаторства в творчестве поэтов Кабардино — Балкарии.
Раздел 3. Художественно — философское осмысление картины мира в произведениях поэтов Кабардино — Балкарии.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Сравнительно-исторический анализ кабардинской и балкарской лирики 1940 - 1970-х гг.: А. Кешоков и К. Кулиев2002 год, кандидат филологических наук Бжаумыхова, Венера Леонидовна
Поэзия Инны Кашежевой: проблемы традиций, жанров, поэтики2008 год, кандидат филологических наук Торогельдиева, Зухра Нурматовна
Художественная концепция мира и человека в кабардинской и балкарской поэзии 1960-80-х годов: К. Кулиев, А. Кешоков2009 год, кандидат филологических наук Калабекова, Нуржан Ансаровна
Творчество Кайсына Кулиева в контексте художественной культуры России: культурологический анализ2005 год, кандидат культурологии Хажметова, Агнесса Исуфовна
Художественное единство патриотического и лирического в военной поэзии Кабардино-Балкарии: 1941-1945 гг.2005 год, кандидат филологических наук Нахушева, Залина Адальбиевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество поэтов Кабардино-балкарии в контексте национальной художественной культуры»
Актуальность темы исследования. Личность художника всегда непроста и многогранна, часто не только творческое наследие автора, но и собственно сам художник воспринимается как символ эпохи. Фигуры Кязима Мечиева, Кайсына Кулиева, Алима Кешокова давно стали символическими, как в культуре Кабардино - Балкарии, так и в культуре мира. Поэтому их творчество может быть предметом не только литературного и философского, но и историко-культуроведческого анализа, который позволяет раскрыть специфичность мироздания и самосознания творцов, чей духовный опыт нашел воплощение в целостной и одновременно противоречивой картине мира.
Целостное и адекватное восприятие картины мира как универсальной категории и ее отдельных компонентов повлекло за собой взаимодополнение философских, этических, культурологических, исторических, религиозных подходов, обеспечивающих всесторонни анализ этого сложного явления. Многочисленные труды в области исследования творческой личности свидетельствуют о неиссякаемом интересе к указанной проблеме, однако интерес ученых ограничивается самим творческим актом - проблема вдохновения, таланта, мастерства.
Многочисленные труды в области исследования названных творческих личностей свидетельствуют о неиссякаемом интересе к указанной проблеме, однако интерес ученных чаще всего ограничивается самим творческим актом — проблема вдохновения, таланта, мастерства.
Процесс обновления общества требует обращения к колоссальному художественно-культурному потенциалу, накопленному человечеством. Освоение духовного наследия и бережного с ним обращения дает возможность выявить живые развивающиеся художественно-культурные ценности, без которых немыслимы общественное и личностное развитие.
Недостаточно изученной остается проблема личности со своей самобытной судьбой, поступками, образом жизни и ее вклад в культуру народа. Сложность проблемы заключается в том, что психологическое своеобразие развития личности творца в каждом отдельном случае столь различно, что затруднительно обнаружить какой бы ни было инвариант. Между тем феномен творческой личности, предполагающий изучение скрытых, но прочных форм сопряженности творческого дара художника и его образа жизни, стиля общения, мотивации деятельности, типа активности - большая философская, психологическая проблема. Становится актуальным изучение отображения картины мира в произведениях поэтов Кабардино-Балкарии.
Художественная картина мира, ее визуализация в творчестве и художник как трансформатор общехудожественной картины мира в свою индивидуальную картину мира, стали ключевыми в нашем диссертационном исследовании, выполненном на материале жизни и творчества поэтов: Кязима Мечиева, Кайсына Кулиева, Алима Кешокова.
В рамках данного исследования так же делается попытка соотнести творчество поэтов КБР с современными представлениями, определяющими стратегии мировосприятия современного человека; рассмотреть их творчество как некую фундаментальную структуру, обуславливающую особенности мышления, мировоззрения и культурного поведения человека. В целом, создана предпосылка проследить механизм взаимодействия художественной культуры и философии.
Диссертационное исследование является первым комплексным исследованием философии поэтов Кабардино-Балкарии - Кязима Мечиева, Кайсына Кулиева, Алима Кешокова, их творческих биографий, содержит систему, изложение и анализ принципиально значимой социально — •философской и историко - культурологической проблематик в творчестве поэтов.
Степень научной разработанности темы. Художественная мысль современности поднялась на качественно новый уровень, прониклась стремлением к более полному отображению человеческих проблем, конфликтов во всей их сложности и многообразии. Естественно поэтому, самый пристальный интерес художников слова вызывают сегодня конфликты внутри психологического типа, конфликты, обращенные в сферу духовности и нравственности человека.
Важное значение в исследовании проблем культуры и человека, взаимосвязи культурного наследия и инновационных процессов имеют работы таких ученых, как: А.И.Арнольдова, Е.А.Боголюбова, Н.В.Гончаренко, П.С.Гуревича, В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданов, Г.В.Драча, Н.С.Злобина, В.М.Межуева и других.
Свой вклад в изучение традиции и традиционной культуры внесли отечественные философы, культурологи и социологи. Так, начиная с 60-70-х гг. XX века, этими проблемами занимались С.А.Арутюнов, Н.П.Денисюк, С.В.Лурье, Э.С.Маркарян, В.Д.Плахов, И.В.Суханов, В.В.Чистов и другие.
Анализу традиционной художественной культуры народов Северного Кавказа посвящены работы Р.Г.Абдулатипова, И.Л.Бабич, Б.Х.Бгажнокова, М.Б. Беджанова, В.Х. Болотокова, Х.М.Казанова, Г.Х. Мамбетова, К.Х.Мафедзева, М.В.Покровского,В .М. Семенова, В.А.Тишкова, К.Х. Унежева, Р.А.Ханаху, А.Ю.Шадже и других.
Тема культуры, быта, истории, традиций и обычаев народа прослеживается с самых первых работ поэтов Кабардино — Балкарии: Кязима Мечиева, Кайсына Кулиева, Алима Кешокова. За отдельными характеристиками, наблюдениями, оценками, содержащимися в их трудах, прослеживается определенная система взглядов на историко-культурный процесс. Они понимают культуру как накопление опыта, знаний, потребностей, привычек, житейских удобств, улучшающих частную личную жизнь отдельного человека, устанавливающих и совершенствующих отношения между людьми, не делает различия между понятиями культура, история и цивилизация. Их трактовка культуры, восходящая к исконному значению этого слова - «возделывание», в то же время близка к современному пониманию культуры как способа человеческой жизнедеятельности (деятельностная концепция Ю.А.Жданов и В.Е. Давидович), способа передачи опыта и информации. Человек и человеческое общение, связь развития человека и общественных отношений - основные аспекты в творчестве К.Мечиева, К. Кулиева, А.Кешокова.
Существуют некие признаки, отсылающие читателя к реальной истории: осознание времени, тема памяти, исторические аллюзии, привходящие в произведение через название имен, событий. На наш взгляд, история имеет место там, где в настоящее вступает момент саморефлексии, тогда и все категории, вроде «триединства времени», памяти и тому подобное активизируются как следствие. Важно не упустить при этом, что саморефлексия времени осуществляется, конечно, через рефлексию творца произведения.
У К. Мечиева, К. Кулиева, А. Кешокова нет условного деления на материальную и духовную культуру. Художественная концепция личности в их произведениях формируется через концепцию нравственного выбора, определяя возможности духовной, нравственной потенции личности, гармонии слова и дела. Они признают принципиальное единство и общечеловеческий характер мировой культуры, рассуждая о месте России в историческом процессе.
Созданию концепции личности, а значит, и концепции нравственного выбора способствуют все уровни творчества поэтов: идейно-тематический, сюжетно-композиционный, вне сюжетные элементы.
В связи с ведущей ролью литературы в формировании личности поэты стараются поднять не только злободневные вопросы современности, но и раскрыть сущность человека в экстремальных условиях, когда проявляется нравственный потенциал каждого. Ситуация нравственного выбора основана на «столкновении между уровнем нравственного сознания и требованиями нравственного идеала». Поступок в ситуации нравственного выбора становится мерилом нравственности человека, уровня его сознания.
Размышляя об особенностях своего времени, и К. Мечиев, и К. Кулиев, и А. Кешоков считали, что необходимо, прежде всего, вскрывать все те негативные явления, которые тяжелыми путами обвивают мысли, разум, волю. Мы, чаще всего, обнадеживаем себя, что сейчас что-то не так, но в будущем будет все прекрасно. Однако то, что не заложено в настоящем, не может проявиться в будущем.
К. Мечиев, К. Кулиев, А. Кешоков и их современники - соратники по перу через все свое творчество проносили и утверждали мысль о том, что всегда в центре внимания поэта - человек, с его исканиями, нравственными проблемами, постижения смысла жизни. Поэт не может оставаться в стороне от волнующих весь мир проблем, он обязан видеть и понимать, что представляет собой современный мир, современный человек, проникнуться его мыслями, страданиями, радостями, он обязан способствовать выработке подлинно современного мышления, предвидеть, как поведет себя .человек в экстремальной ситуации, способствовать обогащению внутреннего мира, развивать его культуру, предотвратить деградацию личности.
Поэты Кабардино - Балкарии (К. Мечиев, К. Кулиев, А. Кешоков) исследуют отношения человека и общества, человека и мира, человека и истории, останавливая взгляд на социокультурном аспекте. Существенным отличием их произведений является то, что философскими размышлениями насыщена сама художественная структура, основанная на национальных традициях, выражающаяся в народно-философских образах. В центре внимания поэтов - судьба духовных и нравственных ценностей в современном мире.
Художественная картина мира, сформулированная в произведениях поэтов Кабардино - Балкарии как концепция духовности, художественной и эстетической ценности произведения с глубокой философией и граждански содержательным смыслом стремительно и высоко подняла значение литературы в общественной жизни Северного Кавказа XX в. Она способствовала формированию духовного и нравственного сознания горских народов, так российского общества в целом.
Исследование мечиевских, кулиевских и кешоковских традиций в современном литературном процессе только началось. Громадное эстетическое значение их творчества, нравственный заряд в них заложенный, будут требовать все нового и нового осмысления.
Диссертант опирается также на исследования культурологов Ростовской школы - Ю.А.Жданова, В.Е.Давидовича, Г.В. Драча, О.М.Штомпеля, М.К.Петрова, Е.Я.Режабека, Т.П.Матяш. Рисуя художественную картину мира, поэты Кабардино - Балкарии сумели достигнуть синтеза прозаического и лирического, драматического и иронического. Это очень тонкий синтез, где есть и фантасмагория истории и притчи, где образы и сравнения свежи и неожиданны, где четкая архитектура текста как бы акцентирует серьезность мысли.
Выдвинутая нами проблема затрагивается в трудах северокавказских исследователей: Т. Е. Эфендиева, С. И. Эфендиев, Ф. С. Эфендиев, Н. С. Байрамукова, 3. X. Толгуров, М. Ч. Джуртубаев и др. Наиболее значимые аспекты изучения творчества Кайсына Кулиева, а также логика ее становления восприняты через концепции трудов перечисленных авторов.
Изучением поэтического творчества Алима Кешокова и его влияния на национальную культуру Кабардино - Балкарии в советскую историческую эпоху занимались В. Ц. Гоффеншефер, В. В. Дементьев, М. Г. Сокуров и др.
Важная в пределах исследования проблема соотношения новаторства и художественно - философское осмысление картины мира рассмотрена как в трудах зарубежных, так и в трудах отечественных исследователей, среди которых мы опирались на работы Р. Барта, Ф. Лосева, Ю. Лотмана, А. Гуревича и др.
При рассмотрении вопросов взаимосвязи творческого пути и биографии, в результате которой сложилась цепочка «российской словесности» немалую роль в диссертационном исследовании сыграли труды С. Аверинцева, В.
Холизева, а также исследовательские работы С. Рассадина, В. Огнева, В. Деменьтьева и др.
Объектом исследования является творчество поэтов Кабардино — Балкарии (Кязима Мечиева, Кайсына Кулиева, Алима Кешокова) в контексте национальной художественной культуры как персонифицированный синтез искусств: писатели, поэты, драматурги, критики.
Предметом исследования представляется художественная картина мира, ее визуализация поэтами Кабардино - Балкарии: Кязима Мечиева, Кайсыном Кулиевым, Алимом Кешоковым.
Цели и задачи исследования. Ведущая тенденция современной гуманитарной науки - ее обращение к своим мировоззренческим основаниям, «возвращение» ее человеку, поэтому цель данного исследования заключается в выявлении основных закономерностей становления и специфики представлений о человеке в творчестве поэтов КБР .
Всякий конкретный вид творчества — это проявление актуализирующейся личности не только в науке, искусстве, общественной деятельности, но и в становлении личностной позиции, определяющей присущую именно этому человеку линию нравственного поведения. Изучение индивидуальной картины мира становится необходимым для символов эпохи, формирующих как картину мира в целом, так и художественную картину мира отдельного художника. Все это позволило нам определить следующие задачи исследования: определить культурные доминанты формирования национальной художественной культуры в творчестве поэтов КБР;
- прояснить содержание категории «философия творчества» в виду её исторической изменчивости;
- показать глубину философской мысли творчества К.Кулиева, К.Мечиева, А.Кешокова и её актуальность в современной национальной художественной культуре;
- представить культурные аспекты развития национальной художественной культуры в условиях преодоления изолированности от мирового культурного пространства;
- раскрыть отношение к человеку как высшей ценности бытия с помощью творчества представленных поэтов.
Методологическая основа работы. Методологическая основа работы обусловлена спецификой поставленных задач.
Для того чтобы приблизится к формулировке укорененности концепта в таком глобальном феномене как культура, используются комбинации структурного и дескриптивного методов с учетом фактора их историчности, то есть неискоренимой субъектности любых смысловых аспектов культуры. При этом субъектность понимается не как традиционная классическая субъективность, а как личностный, авторский исток любого произведения.
Методологическими принципами работы явились: целостность, структурность, идея взаимных зависимостей и обратных связей.
В формировании концепции методологии работы важную роль сыграли труды Ю. Лотмана, С. Аверинцева, В. Холизева, А. Лосева; СевероКавказских ученных: Т. Эфендиевой, С. Эфендиева, Ф. Эфендиева, 3. Толгурова, а также историософские теории М. Хайдеггера, К. Ясперса и др. Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Диссертация является первым комплексным исследованием философии поэтов Кязима Мечиева, Кайсына Кулиева, и Алима Кешокова, их творческих биографий, содержит систему, изложение и анализ принципиально значимой социально — философской проблематики понимания человека средствами художественного языка и художественных форм в творчестве мыслителей.
2.Рассмотрены социально-философско-антропологические воззрения поэтов Кабардино-Балкарий, а именно «культура», искусство, религия, природа, «женственность», «любовь».
3. В работах К. Мячиева, К. Кулиева, А. Кешокова выявлены темы, обладающие значимостью для каждого времени: проблемы человеческой личности, возможности ее познания, свобода воли, знания и веры, любви и смысла человеческого существования.
4. Доказано, что поэты Кабардино - Балкарии отстаивали понимание философии как социальной мысли, считали ее главным средством обеспечения бытия безусловной человеческой личности в драматических условиях социальной реальности.
5. Установлено, что творческие воззрения К. Мячиева, К. Кулиева, А. Кешокова характеризуются противоборством двух тенденций: индивидуально-личностной и коллективно-социальной. В своем поэтическом творчестве они затрагивали современные проблемы: смысл истории, возможности и пределы прогресса, социальная роль и значение истории, национальный вопрос, критика современной цивилизации и поиск причин ее кризиса.
Положения, выносимые на защиту;
1. Национальное возрождение и основные тенденции развития современной художественной культуры горских народов претерпели также определенные изменения. Процесс взаимодействия, межкультурный диалог, учет менталитета каждого этноса и особенностей национального характера, горский этикет, выработанный исторически, всегда превалировали в регионе Северного Кавказа, уникальном и древнейшем очаге человеческой цивилизации. Изучение индивидуальной картины мира становится необходимым для символов эпохи, формирующих как картину мира в целом, так и художественную картину мира отдельного художника.
2. В многосложной работе отечественной литературы XX века над художественным изучением духовной жизни человека место поэтов КБР весьма значительно. Выношенные и выстраданные мысли и чувства, отлитые в стихи и прозу, драматургию и критические статьи, эссе, рецензии, литературные портреты, предисловия, открытые письма, опубликованные в книгах, в центральных и местных газетах, журналах — многократно служат, и выступают в современной науке и культуре в качестве образцов при решении многих исследовательских задач философами, историками, социологами, культурологами, литературоведами, психологами, педагогами и т. д.
3. Поэтическая значимость К. Мечиева, К. Кулиева, А. Кешокова заключается в том, что в центре своей поэзии они поставили человека, проблему гуманизма, воспели красоту природы, дружбу и братство людей.
4. Современное поколение Кабардино — Балкарской республики выходит на уровень богатого мира духовной культуры народов Российской Федерации благодаря таким замечательным учителям художественного мастерства, какими были Кязим Мечиев/ Кайсын Кулиев, Алим Кешоков. Художественная картина мира, сформулированная в произведениях К. Мечиева, К. Кулиева и А. Кешокова как концепция духовности, художественной и эстетической ценности произведения с глубокой философией и граждански содержательным смыслом сыграла большую роль в формировании массового общественного миропонимания, национального сознания и самосознания.
5. Создание собственного творческого пространства возможно при условии способности личности рефлексировать самому себе. В выработке собственного мировоззрения, умение раскрыться в самобытном авторском прочтении социальных норм, культуры общества и культуры отдельного человека — вот главное, в чем проявилось новаторство поэтов К. Мечиева, К. Кулиева, А. Кешокова.
6. Философия творчества поэтов рождалась не из страха, небытия, а, наоборот, из тесного контакта с жизнью, из столкновения внутреннего мира поэтов с внешним миром жизни. Среди наиболее важных ценностей для человека, является проблема смысла его жизни. Взгляд человека на проблему смысла жизни формируется через осознание ими конечности своего бытия. Художественная картина мира К. Мечиева, К.
Кулиева и А. Кешокова включает в себя представления о личности и ее отношении к обществу, о свободе, равенстве, чести, добре, зле, правде, семье, о соотношении нового и старого.
Теоретическая значимость работы. Основной результат исследования состоит в дальнейшей разработке одной из актуальных проблем: художественной концепции человека, его миропонимания, мироощущения. Главный теоретический итог диссертации важен для расширения методологической базы исследования по теории и истории культуры.
Практическаязначимостьработы. Собранный и систематизированный материал, а также результаты исследования могут способствовать дальнейшему изучению национальной поэзии. Материалы исследования могут быть использованы при изучении истории кабардино-балкарской литературы, при чтении курсов в гуманитарных вузах
Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, а также быть включены в t программы факультативных занятий в колледжах гуманитарных направлений, в систему образования Российской Федерации в целом.
Апробация и внедрение результатов . диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены и обсуждены на научно-теоретической конференции г. Нальчике, посвященной 85-летию со дня рождения К. Ш. Кулиева (Нальчик, 2002г.), а также опубликованы в научных статьях, докладах и тезисах, в материалах III-его Российского философского конгресса «Рационализм и культура на пороге III-его тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002 г.), международной научной конференции «Национальная политика советского государства: репрессии против народов и проблемы их возрождения» (Элиста, 2003 г.), международной научной конференции и научно-практического семинара «Этнолингвистическая ситуация на Северном Кавказе: парадигма исследований» (Пятигорск, 2003 г.), научно-практической конференции
Этническая культура в зеркале языка» (Улан-Удэ, 2005 г.), научно-практической конференции «Интеграция науки и образования» (Краснодар, 2005 г.), научной конференции «Художник и время» (Анапа, 2005 г.) и др.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Концепция человека в творчестве Кязима Мечиева2004 год, кандидат филологических наук Габаева, Асият Баталовна
Карачаево-балкарская поэзия 1940-1980-х гг. в историко-культурном контексте северокавказской литературы: проблемно-тематическая эволюция и поэтика жанров2010 год, кандидат филологических наук Созаева, Тамара Даутовна
Художественные истоки и формирование новой поэтики в литературах Северного Кавказа: на основе творчества А. Кешокова и К. Кулиева2007 год, кандидат филологических наук Алафаева, Валерия Александровна
Художественная концепция личности женщины в творчестве К. Кулиева2006 год, кандидат филологических наук Баккуева, Жамиля Татаркановна
Лингвокультурологические аспекты творчества Кайсына Кулиева2005 год, кандидат философских наук Хакулова, Марина Хабасовна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Курманова, Лейля Магомедовна
Заключение
Художественная мысль современности поднялась на качественно новый уровень человековедения, прониклась стремлением к более полному отображению человеческих проблем, конфликтов во всей их сложности и t многообразии. Естественно поэтому, самый пристальный интерес художников слова вызывают сегодня конфликты внутри психологического типа, конфликты, обращенные в сферу духовности и нравственности человека.
Пафосом современной литературы является наказание за любую нравственную вину, будь то преступление перед любовью или добротой, совестью или честью, детской доверчивостью или старческой беспомощностью. Аналитически литература вникает во все мотивы поступков, но судит придирчиво и бескомпромиссно. И не только литература, но и жизнь, а значит люди. И все-таки добро, вера в человека, в его духовное богатство, нравственную чистоту торжествуют над предательством родины, близких, себя.
Тема культуры, быта, истории, традиций и обычаев народа прослеживается с самых первых работ поэтов Кабардино — Балкарии: Кязима Мечиева, Кайсына Кулиева, Алима Кешокова. За отдельными характеристиками, наблюдениями, оценками, содержащимися в их трудах, прослеживается определенная система взглядов на историко-культурный процесс. Они понимают культуру как накопление опыта, знаний, потребностей, привычек, житейских удобств, улучшающих частную личную жизнь отдельного человека, устанавливающих и совершенствующих отношения между людьми, не делает различия между понятиями культура, история и цивилизация. Их трактовка культуры, восходящая к исконному значению этого слова — «возделывание», в то же время близка к современному пониманию культуры как способа человеческой жизнедеятельности, способа передачи опыта и информации. Главным в культуре Кязим Мечиев, Кайсын Кулиев, Алим Кешоков считали человека и человеческое общение, связь развития человека и общественных отношении. Потому не случайно, что греческое понятие, к которому возводят слово история, соединяет в себе способность человеческого мышления и духа: расследование, узнавание, установление.
Существуют некие признаки, отсылающие читателя к реальной истории: осознание времени, тема памяти, исторические аллюзии, привходящие в произведение через название имен, событий. На наш взгляд, история имеет место там, где в настоящее вступает момент саморефлексии, тогда и все категории, вроде «триединства времени», памяти и тому подобное активизируются как следствие. Важно не упустить при этом, что саморефлексия времени осуществляется, конечно, через рефлексию творца произведения.
У К. Мечиева, К. Кулиева, А. Кешокова нет условного деления на материальную и духовную культуру. Художественная концепция личности в их произведениях формируется через концепцию нравственного выбора, определяя возможности духовной, нравственной потенции личности, гармонии слова и дела.
Как К. Мечиев, К. Кулиев, так и А. Кешоков признают принципиальное единство и общечеловеческий характер мировой культуры, рассуждая о месте России в историческом процессе.
Созданию концепции личности, а значит, и концепции нравственного выбора способствуют все уровни творчества поэтов: идейно-тематический, сюжетно-композиционный, вне сюжетные элементы.
В связи с ведущей ролью литературы в формировании личности К. Мечиев, К. Кулиев, А. Кешоков стараются поднять не только злободневные вопросы современности, но и раскрыть сущность человека в экстремальных условиях, когда проявляется нравственный потенциал каждого. Ситуация нравственного выбора основана на «столкновении между уровнем нравственного сознания и требованиями нравственного идеала». Поступок в ситуации нравственного выбора становится мерилом нравственности человека, уровня его сознания.
В многосложной работе отечественной литературы XX в. над художественным изучением внутренней (духовной, нравственной, психологической) жизни человека место поэтов Кабардино — Балкарии весьма значительно. А вместе с влиянием творчества К. Мечиева, К. Кулиева, А. Кешокова на многогранный литературный процесс, на отдельные литературные регионы, национальные литературные системы, на отдельных авторов этот опыт приобретает особый смысл. Он достоин самого внимательного изучения.
Размышляя об особенностях своего времени, и К. Мечиев, и К. Кулиев, и А. Кешоков считали, что необходимо, прежде всего, вскрывать все те негативные явления, которые тяжелыми путами обвивают мысли, разум, волю. Мы, чаще всего, обнадеживаем себя, что сейчас что-то не так, но в будущем будет все прекрасно. Однако то, что не заложено в настоящем, не может проявиться в будущем.
К. Мечиев, К. Кулиев, А. Кешоков и их современники - соратники по перу через все свое творчество проносили и утверждали мысль о том, что всегда в центре внимания поэта — человек, с его исканиями, нравственными проблемами, постижения смысла жизни. Поэт не может оставаться в стороне от волнующих весь мир проблем, он обязан видеть и понимать, что представляет собой современный мир, современный человек, проникнуться его мыслями, страданиями, радостями, он обязан способствовать выработке подлинно современного мышления, предвидеть, как поведет себя человек в экстремальной ситуации, способствовать обогащению внутреннего мира, развивать его культуру, предотвратить деградацию личности.
Поэты Кабардино - Балкарии (К. Мечиев, К. Кулиев, А. Кешоков) исследуют отношения человека и общества, человека и мира, человека и истории. Существенным отличием их произведений является то, что философскими размышлениями насыщена сама художественная структура, основанная на национальных традициях, выражающаяся в народно-философских образах. В центре внимания поэтов - судьба духовных и нравственных ценностей в современном мире.
Огромная любовь к человеку, глубокое чувство национального опыта позволяют К. Мечиеву, К. Кулиеву, А. Кешокова остро реагировать на проблемы современного им мира. Они считали, что необходимо найти общий подход к общечеловеческим проблемам, невзирая на государственные, социальные и национальные различия.
Желанием постичь духовный мир современника, его нравственный потенциал, его возможности и перспективы пронизаны не только актуальные публицистические выступления поэтов Кабардино — Балкарии, но, прежде всего их художественные произведения.
Для К. Мечиева, К. Кулиева, А. Кешокова важна способность человека испытать страстные чувства, трагические переживания. Он справедливо, считал, что лишь нравственно богатой натуре свойственны духовные взгляды, полнота радости и страдания.
Художественная картина мира, сформулированная в произведениях поэтов Кабардино — Балкарии как концепция духовности, художественной и эстетической ценности произведения с глубокой философией и граждански содержательным смыслом стремительно и высоко подняла значение литературы в общественной жизни Северного Кавказа XX в. Она способствовала формированию духовного и нравственного сознания горских народов, так российского общества в целом.
Исследование мечиевских, кулиевских и кешоковских традиций в современном литературном процессе только началось. Громадное эстетическое значение их творчества, нравственный заряд в них заложенный, будут требовать все нового и нового осмысления.
Рисуя художественную картину мира, поэты Кабардино — Балкарии сумели достигнуть синтеза прозаического и лирического, драматического и иронического. Это очень тонкий синтез, где есть и фантасмагория истории и притчи, где образы и сравнения свежи и неожиданны, где четкая архитектура текста как бы акцентирует серьезность мысли.
Пройдут многие века, и каждое поколение будет обращаться к творчеству К. Мечиева, К. Кулиева, А. Кешокова чтобы глубже понять смысл жизни и человеческого бытия, восхищаться их великими творениями.
Талант поэтов выражает глобальные мировоззренческие проблемы, ясное небо, чистые снега гор, великие идей человечества, которые принесли с собой Петрарка, Бетховен, Пушкин, Лермонтов, Шопен, Лев Толстой, Гарсия Лорка. Мироведение поэтов Кабардино - Балкарии как поэтов-мыслителей носит вселенский характер. Их поэзия - это гимн любви ко всему живому, всеобщая гармония Земли и Вселенной во имя существования человека.
Поэтический гений К. Мечиева, К. Кулиева, А. Кешокова - неотъемлемая часть мировой художественной культуры, ибо созданные ими произведения — это культурное достояние Человечества.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Курманова, Лейля Магомедовна, 2009 год
1. Центральный архив новейшей историй Кабардино — Балкарской Республики.
2. Ф. 693. On. 1. Ед. хр. 219. Л. 94.
3. Центральный государственный архив Кабардино Балкарской Республики.
4. Ф. 53. Оп. 6. Ед. хр. 33. Л. 40. Ф. 53. Оп. 6. Ед. хр. 33. Л. 30. Ф. 953. Оп. 2. Ед.хр. 109. Л. 109 Ф. 852. Оп. 5. Ед. хр. 66. Л. 1 2. Ф. 852.0п. 3. Ед. хр. 78. Л. 45. Ф. 852.Оп. 3. Ед. хр. 62. Л.1 - 5. Ф. 142. Оп. 3. Ед. хр. 113. Л. 46
5. Центральный государственный архив литературы и искусства СССР. Ф. 1706. On. 1. Ед. хр. 252. Л. 5 6.
6. Ф. 1706. On. 1. Ед. хр. 56. Л. 4 Ф. 2585. On. 1. Ед. хр. 98. Л. 4.1. Монографии
7. Абрамов, А. А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны Текст. / А. А. Абрамов. М., 1972. - 258 с.
8. Авдеев, В. И. Становление культуры мышления как проблемы Текст. / В. И. Авдеев. Воронеж., 1992. - 175 с.
9. Аверинцев, С. С. Классическая греческая философия как явление историко-литературного ряда Текст. / С. С. Аверенцев. — М., 2001. 121 с.
10. Андреев Кривич, С. А. М. Ю. Лермонтов и Кабардино - Балкария Текст. / С. А. Андреев - Кривич. — Нальчик, 1979. - 208 с.
11. Аристотель. Поэтика Текст. / Аристотель // Собр. соч. Т.4. — М., 1983. — 580 с.
12. Арутюнова, Н. Д. Наивные размышления о наивной картине языка Текст. / Н. Д. Арутюнова. М., 2000. - 325 с.
13. Арутюнова, Н. Д. Предложение и его смысл Текст. / Н. Д. Арутюнова.— М., 2002.-384 с.
14. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека Текст. / Н. Д. Арутюнова. М., 1999.-896 с.
15. Ахизер, А. С. Россия: критика исторического опыта: В 2-х тт. Т. 1. От прошлого к будущему Текст. / А. С. Ахиезер. Новосибирск, 1997. — 804 с.
16. Байрамукова, Н. М. Кайсын Кулиев Текст. / Н. М. Байрамукова. — М., 1975.-248 с.
17. Башиева, С. К. В оригинале и переводе. Литературно-критические статьи Текст. / С. К. Башиева. — Нальчик, 1990. 103 с.
18. Бахтин, М. М. Как философ Текст. / М. М. Бахтин. М., 1992. - 215 с.
19. Белый, А. Символизм Текст. / А. Белый. М., 1910. - 637 с.
20. Бердяев, Н. А. О назначении человека Текст. / Н. А. Бердяев. М., 1993. -383 с.
21. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа Текст. / Н. А. Бердяев. М., 1993.- 383 с.
22. Бердяев, Н. А. Самопознание Текст. /Н. А. Бердяев. М., 1991. - 446 с.
23. Бердяев, Н. А. Философия творчества. Культура и искусства: В 2-х тт. Т 2 Текст. / Н. А. Бердяев. М., 1994. - 508 с.
24. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. В 4-х тт. / Под общ. ред. А. С. Прангинишвили Текст. / А. С. Прангинищвили. — Тбилиси, 1978. 504 с.
25. Булгаков, С. Н. Тихие думы Текст. / С. Н. Булгаков. М., 1996. - 509 с.
26. Булгаков, С. Н. Труды о Троичности / Исследования по истории русской мысли. Т. 6 Текст. / С. Н. Булгаков. -М., 2001. 336 с.
27. Вебер, М. Избранные произведения Текст. / М. Вебер // Сост. Ю. Н.Давыдова- М., 1999.-363 с.
28. Взаимодействие искусств в поисках образа мира: XX в. Текст. / Под общ. ред. В. Г. Толстого. М., 1998. - 288 с.
29. Всадник чести. Алим Кешоков: жизнь и творчество Текст. / Сост. М. М. Хафицэ. Нальчик, 2003. - 288 с.
30. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос Текст. / Г. Д. Гачев. М., 1994. - 479 с.
31. Герцен, А. И. Былое и думы Ч. 3 5 Текст. / А. И. Герцен. - М., 1969. -925 с.
32. Герцен, А. И. Былое и думы. Ч. 6 8 Текст. / А. И. Герцен. - М., 1969. -614 с.
33. Гоффеншефер, В. Ц. Путь всадника Текст. / В. Ц. Гоффеншефер. М., 1969.-48 с.
34. Гуляев, Н. О. О своеобразии просветительского реализма. Философские науки Текст. / Н. О. Гуляев. М., 1966.- 230 с.
35. Гумбольдт, В. Язык и философия культуры Текст. / В. Гумбольд. — М — СПб, 1998.-288 с.
36. Гумилев, Л. Н. География этноса в исторический период Текст. / Л. Н. Гумилев. Л., 1990.-278 с.
37. Гуревич, А. Я. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры Текст. / А. Я. Гуревич. М., 1990. - 238 с.
38. Гуревич, А. Я. Философия культуры Текст. / А. Я. Гуревич. М., 1994. -288 с.
39. Гуртуев, Э. М. Похвала добродетели Текст. / Э. М. Гуртуев. Нальчик., 1989.-150 с.
40. Дементьев, В. В. Кавказская тетрадь Текст. / В. В. Дементьев. М., 1989. - 430 с.
41. Дементьев, В. В. Кайсын Кулиев. Размышления о творчестве и о жизни Текст. / В. В. Дементьев. Нальчик, 1988. - 230 с.
42. Дементьев, В. В. Поэзия моя отрада Текст. / В. В. Дементьев. - М., 1975.-230 с.
43. Дементьев, В. В. Со временем в ладу. Очерк жизни и творчества А. Кешокова Текст. / В. В. Дементьев. — Нальчик, 1985. — 240 с.
44. Дудин, М. Н. На пути к вершинам: В 2 тт. Т 1. Текст. / М. Н. Дудин. -М., 1970.-235 с.
45. Кант, И. Критика чистого разума Текст. / И. Кант. // Соб. соч.: В Зтт. — Т.З.- М., 1966.-799 с.
46. Кандинский, В. В. О духовном в искусстве Текст. / В. О. Кандинский. -М., 1992.-107 с.
47. Кандур, М. И. Кавказ: Историческая трилогия. Т. 2.: Казбек из Кабарды Текст. / М. И. Кандур // Пер. В. А. Ченышенко. М., 1994. - 320 с.
48. Кассирер, Э. Философия символических форм. Т.1. Язык Текст. / Э. Кассирер. М. - СПб, 2002. - 272 с.
49. Кедрин, Д. Б. Стихотворения. Поэмы Текст. / Д. Б. Кедрин. М., 1987. -147 с.
50. Кемеров, Ю. А. Введение в социальную философию Текст. / Ю. А. Кемеров. -М., 1996. 216 с.
51. Кешоков, А. П. Собр. соч.: В 4-х тт. Текст. / А. П. Кешоков. М., 1981. -Т. 1.-845 е.; Т.2.-607 е.; Т. 3.-711 е.; Т. 4.-494 с.
52. Кузьмин, В. Г. Меты. Эссе Текст. / В. Г. Кузьмин. Нальчик, 1988. - 188 с.
53. Кимилев, Ю. А. Философия религии Текст. / Ю. А. Кимилев. М., 1998. -422 с.
54. Крымский, С. М. Поэты гор Текст. / С. М. Крымский. М., 1998. - 425 с.
55. Кулиев, К. Ш. Колосья и звезды Текст. / К. Ш. Кулиев. М., 1979. - 382 с. •
56. Кулиев, К. Ш. Покуда стоят горы Текст. / К. Ш. Кулиев. Нальчик., 1997.-462 с.
57. Кулиев, К. Ш. Завещание Текст. / К. Ш. Кулиев. Нальчик., 2000. - 58 с.
58. Кулиев, К. Ш. Человек. Птица. Дерево Текст. / К. Ш. Кулиев. М., 1985. -305 с.
59. Кулиев, К. Ш. Будь самим собой Текст. / К. Ш. Кулиев. М., 1975. - 244 с.
60. Кулиев, К. Ш. Земля и песня Текст. / К. Ш. Кулиев. М. 1995. - 130 с.
61. Кулиев, К. Ш. Так растет и дерево Текст. / К. Ш. Кулиев. М., 1975. -304 с.
62. Кулиев, К. Ш, Талант и честность Текст. / К. Ш. Кулиев. -Р-н-Д., 1959. — 122 с.
63. Кулиев, К. Ш. Мир дому твоему Текст. / К. Ш. Кулиев. М., 1966. - 204 с.
64. Кулиев, К.Ш. Горы Текст. / К. Ш. Кулиев. -М., 1975.-245 с.
65. Кулиев, К. Ш. Раненые камни Текст. / К. Ш. Кулиев. М., 1968. - 320 с.
66. Кулиев, К. Ш. Поэт всегда с людьми. М., 1987. — 324 с.
67. Кулиев, К. Ш. Собр. соч.: В 3 тт. Т. 1 Текст. / К. Ш. Кулиев. - М., 1987.- 324 с.
68. Кулиев, К. Ш. Собр. соч.: В 3 гг. Т. 2 Текст. / К. Ш. Кулиев. - М., 1987. -328 с.
69. Кулиев, К. Ш. Собр. соч.: в 3 тт. Т. 1 Текст. / К. Ш. Кулиев. - М., 1976.- 556 с.
70. Кулиев, К. Ш. Собр. соч.: В 3 тг. Т. 2 Текст. / К. Ш. Кулиев. - М., 1977. -541 с.
71. Кулиев, К. Ш. Собр. соч.: В 3 тг. Т. 3 Текст. / К. Ш. Кулиев. - М., 1982.- 560 с.
72. Кулиев, К. Ш. Избранные произведения: В 2 тт. Т. 2 Текст. / К. Ш. Кулиев. - М., 1970. - 320 с.
73. Кулиев, К. Ш. Собр. соч.: В 3 тт. Т. 1 Текст. / К. Ш. Кулиев. - М., 1987. -324 с.
74. Кулиева, Э. Э. Мой гении, мой ангел, мой друг. Текст. / Э. Э. Кулиева.- Нальчик, 2002. 253 с.
75. Кязим. Стихи. Поэмы Текст. / К. Б. Мечиев. Сб. // Сост. М. Котлярова. -Нальчик, 2003.-400 с.
76. Лебедев, М. М. Русская советская литература периода Великой отечественной войны Текст. / М. М. Лебедев. М., 1964. - 230 с.
77. Лебоп, Г. Психология народов и масс Текст. / Г. Лебоп. СПб., 1995. -311с.
78. Лихачев, Д. С. Избранные работы: В 3 тт. Т. 1 Текст. / Д. С. Лихачев. -Л., 1987.-428 с.
79. Логический анализ языка. Культурные концепты Текст. М., 1991. - 204 с.
80. Логический анализ языка. Образ человека в культуре Текст. М., 1999. -422 с.•
81. Лосев, А. Ф. Античный космос и современные науки. Бытие Имя — Космос Текст. / А. Ф. Лосев. - М., 1993. - 958 с.
82. Лосев, А. Ф. Диалектика художественной формы Текст. / А. Ф. Лосев. — М., 1927.-258 с.
83. Лосев, А. Ф. Эстетика возрождения Текст. / А. Ф. Лосев. М., 1978. — 623 с.
84. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура Текст. / А. Ф. Лосев. — М., 1991.-543 с.
85. Лосский, Н. О. История русской философии Текст. / Н. О. Лосский. М.,1991.-559 с.
86. Лотман, Ю. М. Миф имя - культура Текст. / Ю. М. Лотман. - Таллин,1992.-345 с.
87. Лотман, Ю. М. Избранные статьи: В 3 тт. Т. 1 Текст. / Ю. М. Лотман. — Таллин., 1996.-620 с.
88. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров Текст. / Ю. М. Лотман. М., 1999.-447 с.
89. Мальбахов, Б. Средневековая Кабарда: Внутренние и внешние аспекты истории Текст. / Б. Мальбахов. Нальчик, 1994. - 352 с.
90. Мандельштам, О. Э. Слово и культура. Статьи Текст. / О. Э. Мандельштам. М., 1987. - 232 с.
91. Мейнус, Ю. С. Восемь стихотворений Кайсына Кулиева Текст. / Ю. С. Мейнус. -М., 1986. 44 с.
92. Мечиев, К. Собр. соч. Текст. / К. Мечиев. Нальчик, 1984. - 145 с.
93. Морозов, А. И. Из истории осмысления некоторых эмблем в эпоху Ренессанса и барокко. Миф, фольклор, реальность Текст. / А. И. Морозов. — Л., 1987. 143 с.
94. Мусуманкулов, А. Персидско-таджикская поэтика Текст. / А. Мусуманкулов. М., 1989. - 128 с.
95. Неретина, С. С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра Текст. / С. С. Неретина. М., 1994. - 216 с.
96. Неретина, С. С., Огурцов, А. П. Время культуры Текст. / С. С. Неретина, А. П. Огурцов. СПб., 2000. - 344 с.
97. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки Текст. / Ф. Ницше // Собр. соч. Т. 1.-М., 1990.-346 с.
98. Ольшанский, И. Г. Лексика, фразеология, текст Текст. / И. Г. Ольшанский. М., 1999. - 260 с.
99. Очерки по истории мировой культуры Текст. / Под. ред. Т. Ф.Кузнецова. -М., 1997.-495 с.
100. Павловский, А. А. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны Текст. / А. А. Павловский. Л., 1967. - 185 с.
101. Платон. Собр. соч. в 3 тт. Текст. / Платон. М.: Мысль, 1968 - 1972.
102. Плутарх. Сравнительное жизнеописание. Трактаты и диалоги Текст. / Плутарх. М.: Мысль, 1998. - 684 с.
103. Понамарев, А. А. Психология творчества Текст. / А. А. Понамарев. М., 1976.-205 с.
104. Пороки и Поэты Текст. М., 2000. - 475 с.
105. Порфирьев, Т. А. Проблемы авторства в романе Текст. / Т. А. Порфирьев. М., 1987. - 354 с.
106. Проблемы просвещения в мировой литературе Текст.- М., 1970. 231 с.
107. Проблемы историй и теории мировой культуры Текст. / Отв. ред. Б. Б. Пиотровский. М., 1974. - 183 с.
108. Рассадин, С. Ю. Кайсын Кулиев Текст. / С. Ю. Рассадин. М., 1974. -234 с.
109. Розов, В. В. Религия. Философия. Культура Текст. / В. В. Розов. М., 1992.-387 с.
110. Сокуров, М. Г. Лирика А. Кешокова Текст. / М. Г. Сокуров. Нальчик. 1969.-224 с.
111. Твардовский, А. Т. Письма Кайсыну Кулиеву Текст. / А. Т. Твардовский. Нальчик., 1987. - 168 с.
112. Толгуров, Т. М. Информационно-эстетическое пространство поэзии Северного Кавказа Текст. / Т. М. Толгуров. — Нальчик., 1996. 158 с.
113. Толгуров, 3. А. Движение балкарской поэзии Текст. / 3. А. Толгуров. -Нальчик, 1984. 145 с.
114. Толгуров, 3. А. В контексте духовной общности Текст. / 3. А. Толгуров. -Нальчик, 1991.-243 с.
115. Толгуров, 3. А. Формирование социалистического реализма в балкарской литературе Текст. / 3. А. Толгуров. — Нальчик, 1985. — 328 с.
116. Тхагазитов, Ю. Э. Адыгский роман Текст. / Ю. Э. Тхагазитов. -Нальчик, 1987.-243 с.
117. Фейербах, Л. Избранные философские произведения: В 2 тт. Текст. / Л. Феейрбах. М., 1995. - 452 с.
118. Фидарова, Р. И. Герой, характеры жизни Текст. / Р. И. Фидарова. -Орджоникидзе, 1990.— 231 с.
119. Философская жизнь в афоризмах IV XVIII вв. Текст. - СПб, 1999. — 435 с.
120. Флоренский, П. Избранные труды по искусству Текст. / П. Флоренский. М., 1996. - 548 с.
121. Хайдеггер, М. Работы и размышления разных лет Текст. / М. Хайдеггер. М., 1993. - 548 с.
122. Хализев, В. Е. Теория литературы Текст. / В. Е. Хализев. М., 1996385 с.
123. Эфендиева, Т. Е., Эфендиев, С. И., Эфендиев, Ф. С. Кайсын Шуваевич Кулиев. Т. 1. Текст. / Т. Е. Эфендиева. Нальчик., 1998. - 530 с.
124. Эфендиева, Т. Е., Эфендиев, С. И., Эфендиев, Ф. С. Кайсын Шуваевич Кулиев. Т. 2. Текст. / Т. Е. Эфендиева. Нальчик., 1997. - 532 с.
125. Эфендиева, Т. Е., Эфендиев С. И., Эфендиев, Ф. С. Кайсын Шуваевич Кулиев. Т. 3. Текст. / Т. Е. Эфендиева. Нальчик., 2000. - 546 с.
126. Эфендиева, Т. Е., Эфендиев, С. И., Эфендиев, Ф. С. Кайсын Шуваевич Кулиев. Т. 4. Текст. / Т. Е. Эфендиева. Нальчик., 2001. — 640 с.
127. Эфендиева, Т. Е., Эфендиев С. И., Эфендиев, Ф. С. Кайсын Шуваевич Кулиев. Т. 5. Текст. / Т. Е. Эфендиева. Нальчик., 2002. - 644 с.
128. Эфендиева, Т. Е., Эфендиев, С. И. Биография поэта Текст. / Т. Е. Эфендиева. —Нальчик, 1997.-550 с.
129. Эфендиева, Т. Е. Кайсын Кулиев. Литературный портрет Текст. / Т. Е. Эфендиева. М.,1985. - 120 с.
130. Эфендиева, Т. Е. Поэзия жизни Текст. / Т. Е. Эфендиева. Нальчик, 1977. - 164 с.1. Авторефераты. Диссертации
131. Бадмаев, В. Н. Национальная идентификация как философская проблема: Автореферат дисс. канд. филос. наук Текст. / В. Н. Бадмаев // Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. — М., 1996. 24 с.
132. Байрамукова, Н. М. Кайсын Кулиев: Автореферат дис. канд. пед. наук Текст. / Н. М. Байрамукова // Карачаевский гос. ун-т. Черкесск., 1972. - 26 с.
133. Булыко, Е. К. Универсальный статус и функции традиций в динамике культуры: Автореферат дис. канд. филос. наук Текст. / Е. К. Булыко // Волгоградский гос. ун-т. Волгоград, 1997. — 23 с.
134. Григорьев, А. А. Культурологический смысл концепта: Дисс. канд. филос. наук Текст. / А. А. Григорьев // Российский ин-т. культурологии. — М., 2003.-176 с.
135. Кажарова, И. А. Художественно-философское осмысление человека и истории в адыгской поэзии: Дис. канд. фил. наук Текст. / И. А. Кажарова // Кабардино-Балкарский гос. ун-т. — Нальчик., 2003. — 168 с.
136. Кумахов, М. JL Кабардинский театр в истории художественной культуры Северо Кавказского региона: Автореф. дисс. канд. культурологии Текст. / М. Л. Кумахов // СПб, - 2000. - 21 с.
137. Маремшаова, И. И. Динамика и трансформация менталитета в традиционной культуре кабардинцев, балкарцев, карачаевцев: Автореф. дисс. канд. исторических наук Текст. / И. И. Маремшаова // Кабардино — Балкарский гос. университет. Нальчик, 1998. - 32 с.
138. Рахаев, Т. И. Культурная жизнь современной Кабардино Балкарии: особенности и тенденции развития: Автореф. дисс. канд. культурологии Текст. / Т. И. Рахаев // КГУКИ. - Краснодар, 2004. - 22 с.
139. Рахаев, Т. И. Культурная жизнь современной Кабардино — Балкарии: особенности и тенденции развития: Дисс. канд. культурологии Текст. / Т. И. Рахаев // КГУКИ. Краснодар, 2004. - 152 с.
140. Ульбашева, А. А. Возрождение и развитие карачаево — балкарской художественной культуры во второй половине XX в.: Автореф. дисс. канд. культурологии Текст. / А. А. Ульбашева // КГУКИ. Краснодар, 2001. — 23 с.
141. Эфендиев, Ф. С. Современное национальное эстетическое самосознание: Автореферат канд. филос. наук Текст. / Ф. С. Эфендиев // РГУ — Ростов-на-Дону, 1995.-26 с.1. Публицистика
142. Аппаева, Ж. Опаленные огнем революции: Коллекции музеев Нальчика, Кабардино-Балкария. [Текст] /Ж. Аппаева // Мир музея. 2001. - № 1. - С. 61-63.
143. Аппаева, Ж. Пока живы старики Текст. /Ж. Аппаева // Встреча. 2001. -№11.-С. 13-15.
144. Аппаева, Ж. Свет и тени мира нартов Текст. /Ж. Аппаева // Художник. -2001.-№ 1.-С. 39-40.
145. Айшаев, О. О. Русское и украинское население Кабардино-Балкарии Текст. / О. О. Айшаев // Этнографическое обозрение. 2002. - № 3. - С. 145 -149.
146. Ашхотов, Б. Г. Векторы современного культурологического образования: региональный интерес Текст. / Б. Г. Ашхотов // Культурная жизнь Юга России. 2001. № 1. - С. 9 - 11.
147. Дадов, И. А. Развитие национальных языков и культура межнациональных отношений (В Кабардино-Балкарии) Текст. / И. А. Дадов // Педагогика. 2000. - № 1. - С. 26 - 30.
148. Дудин, М. К. Платан на площади Текст. / М. К. Дудин // Литературная газета. 1974, 3 апреля.
149. Жабоева Тетуева, Е. А. Армянские шедевры и поэзия К. Кулиева Текст. / Е. А. Жабоева - Тетуева // Культурная жизнь Юга России. 2004 - № 4 (10).-С. 55-63.
150. Интернет гид: Адреса библиотек, в т. ч. Государственной национальной библиотеки Кабардино-Балкарской Республики и библиотек Краснодарского края. [Текст] // Новая библиотека. - 2001. - № 1. - С. 28 - 29.
151. Кешоков, А. М. Вершина вела к вершине Текст. / А. М. Кешокова // Кабардино-Балкарская правда. 1987, 30 октября.
152. Коков, В. А. У культуры нет границ, но есть традиции (О культуре Кабардино-Балкарии) Текст. / В. А. Коков // Клуб. 2001. - № 8. - С. 15 -17.
153. Кугультинов, Д. Поэзия испытание будущим Текст. / Д. Кугультинов // Литературная газета. - 1975, 22 января.
154. Кулиев, К. Ш. Годы плодотворного труда Текст. / К. Ш. Кулиев // Кабардино- Балкарская правда. 1984, 20 июля.
155. Кулиев, К. Ш. Гордимся тобой, Алим! Текст. / К. Ш. Кулиев // Кабардино-Балкарская правда. — 1969, 1 января.
156. Кулиев К. Ш. Буду учиться, пока живу Текст. / К. Ш. Кулиев // Вопросы литературы. 1968, - № 11. - С. 119.
157. Культура — традиции — образование Текст. // Постижение культуры: Ежегодник. Вып. 3 4. - М., 1995. - 292 с.
158. Культура традиции - образование Текст. // Постижение культуры: Ежегодник. Вып. 2. - М., 1993. - 216 с.
159. Мизова, М. X. Модель системы непрерывного образования (Национально-региональный аспект в Кабардино-Балкарии) Текст. / М. X.
160. Мизова // Известия вузов Северо-Кавказского региона. Общественные науки. 2000. - № 1.-С. 108-109.
161. Тхамокова, И. X. Руссок население Кабаодино-Балкарии: основные этапы формирования Текст. / И. X. Тхамокова // Этнографическое обозрение. 2002. - № 3. - С. 69 - 84.
162. Пушкарев, JI. Н. Что такое менталитет? Текст. / JI. Н. Пушкарев // Отечественная история. 1995. — № 3. - С. 158
163. Ренет, В. Музыка и «Горская поэма о Ленине» Текст. / В. Ренет // Кабардино-Балкарская правда. 1980, 12 апреля.
164. Тарасенко, А. Поэзия разумного века Текст. / А. Тарасенко // Знамя. — 1935.-№2.-С. 305-307.
165. Текуева, М. А. Проблемы воспоизводства традиционной культуры в современных условиях: (Тендерный аспект): В Кабардино-Балкарии. [Текст] /М. А. Текуева // Научная мысль Кавказа. 2000. - № 2. - С. 57 - 61.
166. Российское сознание: Психология, политика, культура. Текст. // Материалы второй международной конференции по истории психологии российского сознания «Провинциальная ментальность России в прошлом и будущем» [Текст]. Самара., 1997. - 204 с.
167. Кайсын Кулиев и современность Текст. / Материалы межвузовской конференции. 30-31 октября 2002 г. Нальчик., 2002. - 164 с.
168. Кавказ сквозь призму тысячелетий. Парадигмы культуры Текст. / Материалы первой международной научно — практической конференции. — Нальчик, 2004. 268 с.
169. Материалы региональной научной конференций, посвященной 85-летию со дня рождения К. Ш. Кулиева (23 24 октября, 2002 г.) Текст. -Нальчик., 2002.-230 с.
170. Эфендиеф, С. И. Третьи Эльбруские чтения Текст. Нальчик, 2002. - С. 4.
171. Эфендиев, Ф. С. Алим Кешоков и Кайсык Кулиев Текст. / Ф. С. Эфендиев // Культурная жизнь Юга России. 2004. - № 4 (10). - С. 51 - 55.
172. Язык, культура, общество: социально культурные аспекты развития регионов Российской Федерации. Материалы межвузовской конференции Текст. - Ульяновск, 2002. - 185 с.
173. Энциклопедии. Словари. Справочники
174. Всемирный биографический энциклопедический словарь Текст. / Ред. кол.: В. И. Бородулин и др. М., 1998. - 926 с.
175. Грушевицкая, Г. Словарь по мировой художественной культуре Текст. / Г. Грушевицкая. М., 2001. - 346 с.
176. Даль, В. Толковый словарь русского языка. Современная версия Текст. / В. Даль. М., 2002. - 648 с.
177. Драч, Г. Культурология. Энциклопедический справочник Текст. / Г. Драч. — Р-н-Д, 2001. — 456 с.
178. Зенович, Е. Словарь иностранных слов и выражений Текст. / Е. Зенович. — М., 1999.-778 с.
179. История советского драматического театра. Энциклопедия. Т. 3. Текст.-М., 1963.-645 с.
180. Краткая литературная энциклопедия Текст. / Гл. ред. А. А. Сурков. М., 1966. - 976 стлб.
181. Культурология XX в.: Антология Текст. -М., 1995. — 703 с.
182. Культурология. XX в. Словарь Текст. М., 1997. - 367 с.
183. Культурология. XX в.: Словарь Текст. — СПб, 1998. 468 с.
184. Лях, В. Основные понятия культурологии. Тезаурус Текст. / В. Лях. —1. Краснодар, 2002. 86 с.
185. Мир русской культуры: энциклопедический справочник Текст. // Отв. ред.1. A. Аграменков. СПб, 2000.
186. Руднев, В. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты Текст. /
187. B. Руднев.-М., 1999.-381 с.
188. Русская философия. Словарь Текст. // Под. ред. М. Маслина. М., 1999. — 654 с.
189. Словарь исторических терминов Текст. // Под ред. А. Крюковских. СПб, 1998.
190. Современный словарь по культурологии Текст. —Минск, 1999.-358 с. Философско-энциклопедический словарь [Текст] // Под. ред. Е. Губского. -М., 2000. 574 с.
191. Хоруженко, К. Культурология. Энциклопедический словарь Текст. / К. Хоруженко.- Р-н-Д., 1997. 321 с.
192. Энциклопедический словарь необходимых знаний Текст. // Гл. ред. А. Горкин. М., 2001.- 248 с.
193. Энциклопедический словарь по культурологи Текст. -М., 1997.-458 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.