Карачаево-балкарская поэзия 1940-1980-х гг. в историко-культурном контексте северокавказской литературы: проблемно-тематическая эволюция и поэтика жанров тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Созаева, Тамара Даутовна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 169
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Созаева, Тамара Даутовна
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И ЖАНРОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВОЕННЫХ ЛЕТ.12
1.1. Родина и родной край - центральные темы карачаево-балкарской поэзии 1941-1945 гг.12
1.2.Нравственно-эстетическая сила воздействия национальной лирики о боевой дружбе солдат. 38
1.3. Образ любимой женщины в художественной концепции карачаево-балкарской литературы сороковых годов. 50
ГЛАВА ВТОРАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ. 86
2.1.Вера в социальную справедливость и её художественное решение в поэзии депортированных народов.86
2.2. Поэтическая онтология карачаевской литературы периода среднеазиатской ссылки.106
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ В КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОЙ ПОЭЗИИ 60-80-х ГОДОВ ДВАДЦАТОГО ВЕКА. 124
3.1 .Национально-эстетические особенности поэмы "Огнем опаленное детство" Юсуфа Каракетова.124
3.2. Поэма "Завещание" Кайсына Кулиева, и её онтологический аспект. Эволюция художественного образа.130
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Русскоязычная карачаевская и балкарская проза: жанровая эволюция и поэтика: К. Кулиев и А. Суюнчев2008 год, кандидат филологических наук Ефрюкова, Нина Васильевна
Новаторские искания карачаевской лирической поэзии 60-90-х годов1999 год, кандидат филологических наук Биджиева, Зарема Солтан-Муратовна
Художественное осмысление проблемы депортации: На материале литератур народов Северного Кавказа и Калмыкии2006 год, кандидат филологических наук Отарова, Мадина Борисовна
Поэзия Османа Хубиева: Проблематика и поэтика2004 год, кандидат филологических наук Айсандырова, Земфира Алашевна
Историческая память в карачаево-балкарском устном народном творчестве второй половины XX века: жанр, поэтика, контекст2013 год, доктор филологических наук Берберов, Бурхан Абуюсуфович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Карачаево-балкарская поэзия 1940-1980-х гг. в историко-культурном контексте северокавказской литературы: проблемно-тематическая эволюция и поэтика жанров»
Состояние российского литературоведения на современном этапе характеризуется пристальным интересом к национальному художественному наследию, потребностью осмысления сложившихся закономерностей, которые определяют перспективу дальнейшего развития духовной культуры. При этом процессы, связанные с глобализацией, настоятельно требуют от исследователей изучения не только собственной художественной этнокультуры, но и ее широкого контекста с установлением типологических связей, синхронных идейно-тематических полей, жанровых систем, призванных подчеркнуть общность человеческого мышления в целом.
Актуальность темы диссертационного исследования заключается в необходимости системного изучения своеобразного пути развития карачаево-балкарской поэзии, её проблематики, эволюции жанров и стилей в историко-культурном контексте литератур Северного Кавказа. Вопросы становления и развития литературных жанров в последнее время приобретают особую актуальность в свете современного литературоведения.
Карачаево-балкарская поэзия 1940-1980-х годов, как и в целом вся северокавказская литература, успешно развивалась, и проблема её национального своеобразия - одна из актуальных задач, имеющих отношение к основным тенденциям проблемно-тематического, жанрового, эстетического формирования национальной литературы как неотделимой части процессов и закономерностей, общих для литератур Российской Федерации.
Указанный период развития карачаево-балкарской поэзии представлен именами известных поэтов Кязима Мечиева, Исмаила Семенова, Кайсына Кулиева, Керима Отарова, Сафара Макитова,
Ибрагима Маммеева, Халимат Байрамуковой, Азамата Суюнчева, Юсуфа Каракетова, Османа и Назира Хубиевых, Ибрагима Бабаева, Магомета Мокаева, Муссы Батчаева (поэта и прозаика). Их творчество представлено нами в контексте эволюционного и тематического развития северокавказской литературы.
Таким образом, актуальность работы определяется недостаточной изученностью в отечественном литературоведении карачаево-балкарской поэтической культуры 1940-1980-х годов, вобравшей в себя военную лирику, художественный опыт поэтов-спецпереселенцев, а также медитативный лиро-эпос периода возрождения. Некоторые проблемы, лежащие в основе диссертации (в частности, вопрос о национальном своеобразии жанровой системы и ее обусловленности историческими факторами) позволяют выйти за рамки сугубо северокавказской специфики и могут представлять интерес для разного рода компаративистских исследований в области исторической поэтики.
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые исследуются идейно-тематические вопросы, внутренне связанные с проблемой эволюции жанров карачаево-балкарской поэзии 1940-1980 гг. в контексте литератур Северного Кавказа.
В диссертационной работе предпринята попытка системного исследования художественной индивидуальности балкарских и карачаевских поэтов Кязима Мечиева, Исмаила Семенова, Кайсына Кулиева, Азамата Суюнчева, Керима Отарова, Юсуфа Каракетова и других с целью выявления закономерностей формирования художественно-эстетического своеобразия этой национальной литературы в контексте литературы северокавказского региона.
Цели и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является изучение карачаево-балкарской литературы периода 19401980 годов в её эволюционном развитии, типологических связях, художественно-эстетическом своеобразии. Нами впервые предпринята попытка изучения процессов становления и развития жанров карачаево-балкарской поэзии, формирования её художественного своеобразия в контексте литератур Северного Кавказа.
Цель исследования обусловила следующий ряд задач:
• изучить основную проблематику и жанровое разнообразие карачаево-балкарской поэзии периода Великой Отечественной войны;
• исследовать поэтическую онтологию карачаево-балкарской литературы периода среднеазиатской ссылки;
• выявить жанрово-тематическую эволюцию в балкарской и карачаевской поэзии 60-80-х годов XX века.
Объектом исследования является жанрово-стилевая картина, а также идейно-тематический комплекс карачаево-балкарской поэзии 19601980 гг., рассмотренные в типологической соотнесенности со сходными художественными явлениями северокавказской и общероссийской литературы. В качестве предмета изучения выбраны жанр лирического стихотворения, поэмы, баллады К. Мечиева, И. Семенова, К. Кулиева, К. Отарова, А. Суюнчева, С. Макитова, Ю. Каракетова, Т. Зумакуловой и других в контексте северокавказской поэзии. Отбор произведений обусловлен хронологической принадлежностью к определенному периоду развития той или иной жанровой разновидности в системе национальной литературы.
Степень научной разработанности темы. Карачаево-балкарская поэзия 1940-1980 годов, обладающая определенными закономерностями развития, неразрывно связанная с эволюцией всего литературного процесса, с его идейно-эстетической и нравственно-этической проблематикой, не рассматривалась в таком целостном изучении, как в данной диссертации. По заявленной тематике нет специального монографического исследования.
Однако данная проблема в том или ином аспекте затрагивалась в трудах, посвященных национальным поэтам или отдельным литературоведческим проблемам. Среди них монографии Т.А. Чанкаевой «Эволюция карачаевской литературы: проблематика, поэтика, межлитературные связи» (М.-Ставрополь, 2004); «Азамат Суюнчев». Очерк творчества (М., 1998); Р. Кучмезовой «И мой огонь горел.». Эссе о Слове Кязима (Нальчик, 1996); Х.Х. Малкандуева «Этническая культура балкарцев и карачаевцев (Нальчик,2001), Т.Е. Эфендиевой «Кайсын Кулиев». Литературный портрет (М., 1985), «Страницы жизни и творчества Керима Отарова» (Нальчик, 1997), «Откровение». О лирике Т. Зумакуловой. (Нальчик, 1991); К.-М. Тотуркулова «Великий певец Кавказа». О поэте И. Семенове (Черкесск, 2006)
Особое место в национальном литературоведении занимают «Очерки истории балкарской литературы» (Нальчик, 1981) и «Очерки истории карачаевской литературы» (Карачаевск, 2001), в основу которых положен принцип создания литературных портретов национальных писателей и общая характеристика литератур 20-30-х годов, литература периода Великой Отечественной войны, литература на современном этапе.
Следует также отметить диссертационные исследования, выполненные в период 2001-2008 годов и посвященные проблемам развития карачаево-балкарской поэзии и прозы, её жанровой специфике, творчеству отдельных поэтов и прозаиков: Б.И.Тетуева «Становление и развитие карачаево-балкарской авторской поэзии второй половины XIX-начала XX века: концепция человека, поэтика» (Нальчик, 2008); З.А. Кучуковой «Онтологический метакод как системообразующий принцип этнопоэтики: на материале карачаево-балкарской поэзии» (Нальчик, 2006); Ф.Х. Ульбашевой «Кайсын Кулиев и Ибрагим Бабаев: опыт сравнительно-сопоставительной характеристики» (Нальчик, 2008), Ф.И. Отаровой «Поэзия Кайсына Кулиева»: национально-эстетическое самовыражение
Нальчик, 2008); Н.В. Ефрюковой «Русскоязычная карачаевская и балкарская проза: жанровая эволюция и поэтика: на примере К. Кулиева и А. Суюнчева (Нальчик, 2008); JI.A. Борлаковой «Творчество Муссы Батчаева»: проблема поэтики и стиля (Нальчик, 2006); А.Ю. Ордоковой «Лирика Халимат Байрамуковой в контексте развития карачаевской поэзии 60-80-х годов XX века» (Нальчик, 2001); З.И. Хубиевой «Карачаевская повесть 1960-1980-х годов: проблема жанрово-стилевых исканий» (Нальчик, 2001); М.М. Каракотовой «Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев» (Нальчик, 2007) и др.
Значительную роль в изучении проблемы формирования литературных жанров, поэтики и стилистики в контексте взаимосвязей национальных литератур сыграли фундаментальные научные труды Л.А. Бекизовой, А.Х. Хакуашева, Т.Ш. Биттировой, А.Х. Мусукаевой, З.Х. Толгурова, Ю.М. Тхагазитова.
При всем многообразии научных мнений и концепций по вопросам эволюции жанров, стилей, поэтики в национальной литературе до настоящего времени нет специального монографического исследования, посвященного карачаево-балкарской поэзии 1940-1990 гг., в её эволюционном развитии в контексте литератур Северного Кавказа.
Методологической основой диссертации стали принципы и методы, разработанные в трудах ведущих исследователей современного литературного процесса: С.С. Аверинцева, А.И. Алиевой, Л.Н. Арутюнова, М.М. Бахтина, П. Беркова, В.А. Бигуаа, Р. Бикмухамедова, Г.Г. Гамзатова, Н.Г. Джусойты, В.М. Жирмунского, Д.С. Лихачёва, Н.С. Надьярных, И. Неупокоевой, З.Г. Османовой, М. Пархоменко, Р.Ф. Юсуфова.
При исследовании вопросов, связанных с национальной спецификой и своеобразием стилей, жанров, поэтики, мы учитывали мнения и отдельные положения, содержащихся в трудах ученых северокавказского региона Х.И. Бакова, Л.А. Бекизовой, Т.Ш.Биттировой, Л.В. Витковской,
А.М.Гутова, A.M. Казиевой, З.А. Кучуковой, Х.Х. Малкандуева, А.Х. Мусукаевой, З.Х. Толгурова, Ю.М. Тхагазитова, А.Х. Хакуашева, А. А. Ципинова, Т.А. Чанкаевой, К.Г. Шаззо, Т.Е. Эфендиевой. Их труды сыграли важную роль в исследовании научной концепции - о карачаево-балкарской поэзии 1940-1990 гг. Решение поставленных задач в данной диссертации потребовало обращения к историко-культурному процессу северокавказской поэзии.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что исследуемая в ней концепция эволюции карачаево-балкарской поэзии 1940-1980-х годов, определение национальных особенностей формирования литературных жанров, стилей, поэтики могут способствовать дальнейшему комплексному изучению специфики балкарской и карачаевской поэзии в историко-культурном аспекте северокавказских литератур.
Практическая ценность исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы и литературоведческий материал могут составить основу спецкурсов и спецсеминаров по творчеству отдельных балкарских и карачаевских поэтов в вузовской и школьной практике. Материалы диссертации могут быть использованы при изучении истории и теории балкарской и карачаевской литературы в рамках курса «Литература народов России».
Апробация результатов диссертационного исследования.
Основные положения и выводы диссертационной работы изложены на международных, всероссийских, региональных научно-практических и научно-теоретических конференциях: «Актуальные проблемы воспитания молодежи на современном этапе»: Международная научно-практическая конференция (Москва, 14 мая 2007); «Социокультурные проблемы кавказского региона в контексте глобализации»: Всероссийская научно-практическая конференция (Нальчик, 16 мая 2007); «Творческое наследие Кайсына Шуваевича Кулиева и современность»: межвузовская научнотеоретическая конференция (Нальчик, 31 октября 2007). Шестые Эльбрусские чтения; «Культура, искусство и образование провинциальной России в контексте истории»: Всероссийская научно-практическая конференция (Оренбург, 25-27 апреля 2007). Всего по теме диссертации опубликовано 8 статей, в том числе в ведущем рецензируемом журнале, рекомендованном ВАК («Культурная жизнь Юга России» Краснодар, 2008, №4).
Диссертация обсуждена на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (КБГУ, июнь 2008) и на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета (май, 2009).
Структура диссертации. Поставленные цели и задачи диссертационной работы определили её структуру, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев2007 год, кандидат филологических наук Каракотова, Мадина Магомедовна
Тема народной трагедии и возрождения в карачаево-балкарской поэзии2002 год, кандидат филологических наук Берберов, Бурхан Абу-Юсуфович
Художественное единство патриотического и лирического в военной поэзии Кабардино-Балкарии: 1941-1945 гг.2005 год, кандидат филологических наук Нахушева, Залина Адальбиевна
Концепция человека в творчестве Кязима Мечиева2004 год, кандидат филологических наук Габаева, Асият Баталовна
Сравнительно-исторический анализ кабардинской и балкарской лирики 1940 - 1970-х гг.: А. Кешоков и К. Кулиев2002 год, кандидат филологических наук Бжаумыхова, Венера Леонидовна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Созаева, Тамара Даутовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования избранной темы «Карачаево-балкарская поэзия 1940-1980-х гг. в историко-культурном контексте северокавказской литературы (проблемно-тематическая эволюция и поэтика жанров)» мы пришли к следующим выводам:
Карачаево-балкарская поэзия является органической частью северокавказской национальной литературы и по праву входит в отечественную художественную культуру. Культура, как известно, порождена общим потоком всемирной истории и в этом отношении открыта всем явлениям социально-общественной жизни, так как в изоляции ни один народ не жил и не может существовать. Тысячелетиями шло взаимопроникновение и взаимообогащение культур различных народов. Художественные образы мира могут повторяться и по-разному воплощаться в искусстве слова. Любой образ - это внешний мир, попавший в фокус национального сознания и национального самосознания.
Феномен развития и формирования младописьменной балкарской и карачаевской поэзии стал как бы характерной особенностью художественной литературы сороковых-восьмидесятых годов прошлого века и его основой явились многие детерминанты, трудно объяснимые, если учитывать политические факторы, функционировавшие в советской социальной системе на протяжении двадцатого века.
Искусство, в каких бы формах оно не проявлялось, всегда влияло и влияет на все сферы социально-культурной и общественной жизни, на бытие человека и его сознание. Художественная литература как одна из форм искусства вполне может выступать онтологическим аргументом, одним из моментов связи категорий бытия и творческого мышления карачаевских и балкарских писателей и поэтов, которые художественно отражали и отражают сущность действительности и историческое сознание эпохи - 1940-1980-х гг. История, по Гегелю, является «шествием духа по земле», и она превращается у него из внешней череды событий в закономерный процесс, имеющий внутреннюю логику. Этой логике и следовали поэты Карачая и Балкарии в предвоенный, в военный и послевоенный периоды.
Объективным летописцем и непосредственным участником исторического пути, который принято называть советским периодом, является национальная литература, в частности, младописьменная северокавказская поэзия XX века в числе ее лучших представителей Али Шогенцукова, Алима Кешокова, Хачима Теунова, Адама Шогенцукова, Инны Кашежевой, Фаусат Балкаровой (кабардинцы), Кязима Мечиева, Керима Отарова, Кайсына Кулиева, Сайда Шахмурзаева, Максима Геттуева, Сафара Макитова, Ибрагима Маммеева, Магомета Мокаева, Ибрагима Бабаева, Танзили Зумакуловой (балкарцы); Исмаила Семенова, Касбота Кочкарова, Азамата Суюнчева, Османа Хубиева, Азрета Уртенова, Иссы Каракотова, Халимат Байрамуковой, Назира Хубиева (карачаевцы), Джамалдина Яндиева, Х.-М. Муталиева, А. Хамхоева, И. Музаева, А. Мамакаева (ингуши и чеченцы), Эфенди Капиева (лакец), Расула Гамзатова (аварец) и некоторых других поэтов старшего и среднего возраста, которые внесли достойный вклад в развитие и становление национальных литератур народов Северного Кавказа на протяжении более полувека.
Высокая художественность и мастерство поэтического творчества названных поэтов заключается в их национальном сознании и самосознании, в народном мироощущении, в тех истоках родной литературы и фольклора, которые питали корни этих самобытных художников слова. Исследуя объективные факторы, нельзя не учитывать и индивидуальное ощущение как основу познания мира и бытия тех или иных названных нами поэтов, жизнь которых и деятельность была прежде всего основана на чувствах (сенсуализм Локка и Ламетри) и индивидуальной мыслительной деятельности.
Общеизвестно, что национальная литература развивается на почве самобытной истории, духовной этнокультуры народа. Её художественная структура тесно связана прежде всего с социально-историческими и литературными традициями того или иного этноса, имеющего определенную территорию, социальный статус и духовно-культурную основу. Литература карачаевцев и балкарцев начала свое становление с поэзии и она становится ведущей (Исмаил Семенов, Кязим Мечиев). Начиная с 20-30-х годов, она характеризуется разнообразием в стилевом и жанрово-тематическом плане. Она развивалась в едином русле со всей северокавказской и общероссийской литературой и ее специфические особенности определяются синтезом народно-поэтических традиций и реалистического опыта русской литературы.
Эволюция балкарской и карачаевской литературы периода Великой Отечественной войны, как отмечают многие ученые-литературоведы, была особенно заметна в отношении тематики, поэтики и жанрового многообразия, начиная от лирического стихотворения до поэм (К. Кулиев, К. Отаров, И. Семенов). Тема родины, родного края, боевой дружбы солдат, вера в грядущую победу были центральными проблемами всей лирической поэзии военных лет. Национальная литература, в частности карачаевская и балкарская, обращалась в глубь веков отечественной истории, что вызывало широкое использование национальных мотивов и образов. Это было исторически закономерно и оправдано, способствовало передаче глубины патриотических чувств, росту национального сознания и самосознания. Карачаевская и балкарская лирика военных лет художественно осмыслила и отразила и такую сторону патриотического сознания народа, как «чувство семьи единой», идею боевой дружбы, высокого понимания интимных чувств. Поэтизация братской солидарности и женской любви в годы войны была также одной из центральных тем. Оставаясь выражением задушевных, интимных чувств людей, любовная лирика в то же время выступала как поэзия глубоко патриотическая. Верная любовь и осмысленная смерть - так называемые «вечные темы» мировой поэзии - были теми же факторами победы, уверенности в торжестве справедливости. Глубокое убеждение в справедливости защиты, любовь к родине и своим близким, сплоченность всех наций и народностей, их непомерные усилия на войне и в тылу во имя грядущей победы - вот источники силы, которые позволили победить врага и освободить народы Европы от завоевателей.
В первое десятилетие после войны карачаевская и балкарская поэзия продолжает свою эволюцию в жанровом и тематическом развитии. Ведущей темой оставалась тема патриотизма, тема любви к своей малой родине, которую балкарцы и карачаевцы, как и другие народы Северного Кавказа потеряли на 13 лет. С этой темой перекликается тема депортации. Высланные поэты-фронтовики, защищавшие Родину, по-прежнему оставались верными сынами своей отчизны и писали оптимистические стихи, поддерживая морально свой народ, укрепляя веру и надежду на лучшее. Ссыльные поэты не потеряли чувства веры в справедливость и социально-философские мотивы оптимизма звучали с особой силой, призывая людей к мужеству терпения, к сохранению чувства любви к Родине и родному краю. Это было исключительное, трудно объяснимое литературное явление, своего рода феномен в национальной литературе народов Северного Кавказа, которое до сих пор до конца не осмыслено в социально-философском плане и нравственно-этическом плане.
Депортация поставила перед писателями и поэтами новые проблемы, имеющие общечеловеческое значение. Темы «родина и чужбина», «свобода личности и насилие», «жизнь и смерть» потребовали глубокого осмысления гуманистических, философских и идеологических вопросов, связанных с насильственным выселением многих народов Северного Кавказа и отдельной трагической судьбой человеческой личности.
Художественное осмысление жизни 60-х — 80-х годов XX века карачаево-балкарской поэзией шло в русле всей многонациональной литературы. Рост и успехи поэзии балкарцев и карачаевцев сказались не только в жанре лиро-эпического стихотворения, но и в поэмном и балладном творчестве. Её поэтическая онтология принимала новые формы эволюции, художественная концепция которой касалась многих категорий бытия: пространства, времени, жизни, старости, смерти (особенно в религиозных стихах Кязима Мечиева, Исмаила Семенова, Сайда Шахмурзаева). Философско-нравственное осмысление явлений и событий второй половины XX века было характерным для всей северокавказской поэзии, в которой много внимания уделялось вопросам земного бытия, места человека на земле, его призвания.
При всей духовной общности лирических героев, тем, сюжетов, поэтики, проблем этики у каждого поэта были свои особенности стиля произведения - цельная система художественных средств, четкая идейно-нравственная концепция, свое миропонимание и мироощущение. Следуя романтической и реалистической традиции русской поэзии, они творчески овладевали художественным наследием прошлого родного народа и заложили прочную основу поэтических традиций для новых поколений.
Проведенное исследование позволило обнаружить внутреннее тяготение карачаево-балкарской поэзии 1960-1980 гг. к лиро-эпическим формам художественного самовыражения, основанным на синтезе объектного повествования и философских обобщений. К такому типу «полифонической» поэмы относятся поэмы К. Кулиева «Завещание» и Ю. Каракетова «Огнем опаленное детство», специфическая особенность которых определяется широким использованием аллегорических знаков, символической системы, аллитерации, мифологем, позволяющих осуществить переход от событийного уровня к онтологии поэтического текста.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Созаева, Тамара Даутовна, 2010 год
1. Абуашвили А. Над строкой лирики. -М. 1989. - 208 с.
2. Абуков К.И. Расул Гамзатов: особенности философской лирики. -Махачкала, 2003. 111 с.
3. Абуков К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. —Махачкала, 1992.-201 с.
4. Агаев А.Г. Сулейман Стальский. Жизнь и творчество. -Махачкала, 1963.-98 с.
5. Айтматов Ч. Статьи, выступления, диалоги.- М.,1988. 208 с.
6. Акбиев С.Х. Связь времен и дружба народов. Махачкала, 1985.-175 с.
7. Антопольский JI. У очага поэзии. М.,1972. - 195 с.
8. Аристотель. Поэтика: Об искусстве поэзии. М.,1954. 380 с.
9. Асеков И. Культурное наследие и советская поэзия кумыков. -Махачкала, 1972. 185 с.
10. Ахлаков А.А. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа.- М.,1981. -206 с.
11. Байрамукова Н. Кайсын Кулиев. Очерк творчества.-М.,1975. 270 с.
12. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. -Майкоп, 1994. 185 с.
13. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. -М.,1986. 542 с.
14. М.Бгажноков Б.Х. Основы гуманистической этнологии. М.,2003. - 273 с.
15. Бекизова Л. Ответственность слова. Статьи.- Черкесск, 1982. 182 с
16. Белинский В.Г. Собр. Соч. в 9 томах. -М., 1982. 559 с.
17. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литературы.-Л.,1981.-280 с.
18. Берковский Н. Мировое значение русской литературы. М.,1981.- 106 с.
19. Бикмухамедов Р.Г. Орбиты взаимодействия. -М.,1983. -239 с.
20. Биттирова Т.Ш. Карачаево-Балкарские просветители. Нальчик: Эльбрус, 2002.- 108 с.
21. Благой Д. От Кантемира до наших дней. -М., 1972-1973. -т.1, 2. -280 с.
22. Бочаров С.Г. О художественных мирах. М.,1985. - 290 с.
23. Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1985. - 380 с.
24. Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. М., 1967.- 298 с.
25. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. 228 с.
26. Борев Ю.Б. Эстетика. -М. 1988. 204 с.
27. Вагидов A.M. По пути традиций и поиска.- Махачкала, 1976. 185 с.
28. Великая Отечественная война в советской литературе. Литература великого подвига. М.,1970. — 437 с.
29. Веселовский А.Н. Историческая поэтика.- М.,1989. 406 с.
30. Вестник КБГУ. Серия: филологические науки. Вып.6.- Нальчик: КБГУ, 2003.-110 с.
31. Вестник КБГУ. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 8. Нальчик: КБГУ, 2003. - 76 с.
32. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М.,1991. - 202 с.
33. Вклад народов Северного Кавказа в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- Элиста: КГУ, 2005. 204 с.
34. Всадник чести. Алим Кешоков. Жизнь и творчество. — Нальчик, 2003. -203 с.
35. Гамзатов Г.Г. Художественное наследие и современность. Проблемы преемственности и взаимодействия дагестанских литератур. -Махачкала, 1982. 301 с.
36. Гаспаров М.Л. Жизнь художественного сознания. М.,1998. - 297 с.
37. Гачев Г. Любовь, человек, эпоха. М.,1966. - 190 с.
38. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988. - 448 с.
39. Гачев Г.Д. Неминуемое: ускоренное развитие литератур. М., 1989. -430 с.
40. Гачев Г.Д. Ментальности народов мира. М., 2003. - 544 с.
41. Гей Н. Художественная литература: поэтика, стиль. -М.1998. 302 с.
42. Героическо-исторический эпос народов Северного Кавказа Грозный, 1988.-250 с.
43. Гинзбург JT. О литературном герое. JI.,1978. - 198 с.
44. Гречко А.А. Битва за Кавказ. М.,1967. - 160 с.
45. Гутов A.M. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. -М., 1993. -207 е.
46. Гутов A.M. Слово и культура. Нальчик, 2003. - 160 с.
47. Дементьев В. Кавказская тетрадь. -М.,1980. 98 с.
48. Дементьев В. Кайсын Кулиев. Размышления о жизни и творчестве. -Нальчик: Эльбрус, 1988.- 231 с.
49. Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Евразии Майкоп, 1999. - 133 с.
50. Живое слово. Кязимовский сборник: Материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 60-летию со дня смерти К. Мечиева. .- Нальчик: СКГИИ, 2005. 158 с.
51. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. -Л.,1979. -235 с.
52. Зайцев В.А. Современная советская поэзия. -М.,1979. 186 с.
53. Зайцев В.А. Русская советская поэзия. 1960-1970 гг.(Стилевые поиски и тенденции). -М., 1964. 177 с.
54. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.,1991. - 314 с.
55. Ильинков Э. Философия культуры. М.,1991. - 201 с.
56. История советской многонациональной литературы. -В 6 томах. Т.3,1970. 285 с.
57. Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Победы. Нальчик, 2005. — 241 с.
58. Кавказский текст: национальный образ мира как концептуальная система: Материалы международной научно-практической конференции. Пятигорск, 2005. - 195 с.
59. Кайсын Кулиев и современность: Материалы научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения поэта. Третьи Эльбрусские чтения. Нальчик: СКГИИ, 2002. - 152 с.
60. Капиева Н. Жизнь, прожитая набело. М.,1969. - 341 с.
61. Караева А.И. Очерк истории карачаевской литературы. М., 1966. -320 с.
62. Кедров К.Д. Поэтический космос. М.,1989. - 326 с.
63. Кожинов В. Статьи о современной литературе. М., 1990. -188 с.
64. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.,1966. - 408 с.
65. Крамов И. Эффенди Капиев. -М.,1964. 105 с.
66. Культура и быт адыгов. Вып. 8- Майкоп, 1991. - 163 с.
67. Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения. -Черкесск, 1993.- 191 с.
68. Кунижев М.Ш. Мысли об адыгейской литературе.- Майкоп, 1968. 148 с
69. Кучмезова Р.А. «И мой огонь горел.». Эссе о Слове Кязима.
70. Нальчик: Эльбрус, 1996. 126 с.
71. Кучукова 3. А. Онтологический метакод как ядро этнопоэтики. -Нальчик, 2005.-310 с.
72. Кязим Мечиев и современные проблемы развития литературы народов Северного Кавказа. Нальчик, 1999. - 160 с.
73. Лавров В.А. Человек. Время. Литература. Концепция личности в советской многонациональной литературе. — Л.,1981. -285 с.
74. Ленобль Г. История и литература. М.,1977 - 301 с.
75. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - Л., 1984. - 209 с.
76. Ломидзе Г.И. Проблемы взаимосвязи и взаимодействия литератур. — М.,1963. 248 с.
77. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. -М.,1976. -240 с.
78. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. -М., 1982. -249 с.
79. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М.,1972. - 195 с.
80. Лурье С.В. Историческая этнология. М.,1997. -385 с.
81. Малкандуев Х.Х. Обрядово-мифологическая поэзия балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1996. - 272 с.
82. Малкандуев Х.Х. Поэтика карачаево-балкарской народной лирики. -Нальчик, 2000. 320 с.
83. Малкандуев Х.Х. Этническая культура балкарцев и карачаевцев. -Нальчик, 2001.-280 с.
84. Материалы региональной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения К.Ш.Кулиева. Нальчик: КБГУ, 2002. - 152 с.
85. Материалы научной конференции, посвященной 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Нальчик, 1995. - 155 с.
86. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Кайсына Кулиева «Творческое наследие К.Ш. Кулиева и современность». Шестые Эльбрусские чтения. Нальчик, 2007. - 198 с.
87. Мкртчян Л. Без тебя, Кайсын, и вместе с тобой. Ереван, 1997. - 107 с.
88. Музаев Н.Д. Взаимосвязь литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров. — Грозный, 1974.- 187 с.
89. Мусаев К. Межнациональные связи и развитие национальных литератур. Баку, 1989. - 168 с.
90. Мусукаева А.Х. Ответственность перед временем. Нальчик, 1984. -131 с.
91. Налоев А. Развитие традиций в кабардинской поэзии. -Нальчик, 1980 -- 124 с.
92. Национальная политика советского государства: репрессии против народов и проблемы их возрождения: Материалы международной научной конференции 23-24 октября 2003. Элиста: КГУ, 2003.- 475 с.
93. Новиков В. Движение истории-движение литературы. -М.,1982. 475 с.
94. Огнев В. Ф. Расул Гамзатов. Очерк творчества. М.,1964. - 130 с.
95. Очерки истории балкарской литературы. — Нальчик, 1981. 400 с.
96. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968. — 301 с.
97. Павловский А.И. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. JI.,1967. - 217 с.
98. Пархоменко М. Обновление традиций. М.,1976. - 286 с.
99. Петров С.М. Социалистический реализм в художественной литературе. -М.,1976.-215 с.
100. Писатели Кабардино-Балкарии. Биобиблиографический словарь.-Нальчик: Эльбрус, 2003.-441 с.
101. Платонов А. Мир творчества. М.,1994. - 218 с.
102. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. -М.,1984. 308 с.
103. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. -М.,1984. 198 с.
104. Пятые Эльбрусские чтения: Материалы научной конференции «Идеи гуманизма в поэзии Кайсына Кулиева», посвященной 20-летию со дня смерти поэта (3 июня 2005). Нальчик: СКГИИ, 2005. - 98 с.
105. Рассадин Ст. Кайсын Кулиев. Литературный портрет. М., 1974. -157 с.
106. Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы 3-его российского философского конгресса. Т. 3. — Ростов-на-Дону, 2002.-439 с.
107. Репрессии народов: упразднение их государственности и проблемы реабилитации. Элиста: КГУ, 1993. - 229 с.
108. Репрессированные народы: история и современность. Нальчик, 1994.-234 с.
109. Ромашко К.И. Литература и современность Северного Кавказа. Минск, 1974.- 110 с.
110. Русская советская литература. М., 1958. - 725 с.
111. Седьмые славянские чтения в Кабардино-Балкарии. Нальчик, 2004. -256 с.
112. Семенов Л.П. Избранное. Статьи о литературе Северного Кавказа. -Орджоникидзе, 1962. 89 с.
113. Сокуров М.Г. Лирика Алима Кешокова. Нальчик, 1969. - 175 с.
114. Соломонов А.И. Писатели и поэты Северного Кавказа. Краснодар, 2000.-208 с.
115. Спивак И.А. Советская поэзия в годы Великой Отечественной войны -Львов, 1975. -236 с.
116. Султанов К.Д. Поэты Дагестана. Махачкала, 1959. - 230 с.
117. Султанов К.К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы. М., 2001. - 185 с.
118. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М., 1977. - 208 с.
119. Схакумидов А.С. Дружба, скрепленная в боях. Майкоп, 1975. -89 с.
120. Схаляхо А.А. На пути творческого поиска.- Майкоп, 2002. -195 с.
121. Так это было. Национальные репрессии в СССР. В трех томах. Т.З. -М,. 1993.-953 с.
122. Тамадаева Х.Б. Эффенди Капиев. Махачкала, 1962. - 105 с.
123. Теунов X. Али Шогенцуков. Путь поэта. Нальчик, 1950. - 105 с.
124. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности. Нальчик, 1991. -252 с.
125. Толгуров З.Х. Движение балкарской поэзии. Нальчик, 1984. - 208 с.
126. Толгуров З.Х. Лирика Керима Отарова. Нальчик, 1984. - 106 с.
127. Тотуркулов К.-М. Великий певец Кавказа. О И. Семенове. -Черкесск, 2006. -293 с.
128. Тхагазитов Ю.М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. Нальчик, 1994. — 110 с.
129. Узденова Т. Поэма в литературах народов Северного Кавказа. -Нальчик, 2001.- 123 с.
130. Урусбиева Ф. Путь к жанру. Нальчик, 1982. - 173 с.
131. Философия и будущее цивилизации. Том 4.- М.,2005. 775 с.
132. Фронт и тыл в годы Великой Отечественной войны: Материалы научной конференции. Карачаевск: КЧГУ, 2005. - 185 с.
133. Хажбекирова Х.А. Культ дерева в традиционной культуре адыгов. -Нальчик, 1999. 185 с.
134. Хакуашев А.Х. Али Шогенцуков Нальчик, 1958. - 218 с.
135. Хапсироков Х.Х. Восхождение. Творческий путь Алима Кешокова. -М., 2002.-222 с.
136. Храпченко М.Б. Познание литературы и искусства. М.,1987. -230 с.
137. Хрестоматия «Тексты по истории социологии XIX-XX вв.». М. 1994.
138. Ципинов А.А. Мифоэпические традиции адыгов. Нальчик, 2004. -250 с.
139. Чанкаева Т.А. Азамат Суюнчев. Очерк творчества.М., 1998. 383 с.
140. Чанкаева Т.А. Эволюция карачаевской литературы: проблематика, поэтика, межлитературные связи. М. - Ставрополь, 2004. - 95 с.
141. Час испытаний: Депортация, реабилитация и возрождение. -Нальчик, 2001.-901 с.
142. Шаззо Ш.Е. Художественное своеобразие адыгской поэзии. -Майкоп, 2003. 379 с.
143. Шеллинг. Философия искусства. М., 1962. — 302 с.
144. Шмелев Д.Н. Слово и образ. -М., 1964. 101 с.
145. Шогенцукова Н.А. Лабиринты текста. Нальчик, 2002. - 219 с.
146. Шолоховские чтения. Сборник научных трудов. Вып. 2. -М.,2002. -382 с.
147. Шошин В.А. Проблемы взаимодействия советских национальных литератур. -Л.Д989. 247 с.
148. Эфендиев Ф.И. Национальное возрождение и национальная идея. Нальчик, 1998.
149. Эфендиева Т.Е. Поэзия жизни.- Нальчик, 1977. 255 с.
150. Эфендиева Т.Е. Страницы жизни и творчества Керима Отарова. -Нальчик, 1997- 118 с.
151. Эфендиева Т.Е. Лирика Кайсына Кулиева и Расула Гамзатова. -Нальчик, 1981.-131 с.
152. Эфендиева Т.Е., Эфендиев С.И., Эфендиев Ф.С. Кайсын Шуваевич Кулиев. Литературно-критические статьи о поэте. Том 5. - Нальчик, 2002 - 642 с.
153. Эфендиева Т.Е. Философская лирика Кайсына Кулиева и Расула Гамзатова. Нальчик, 1980. - 66 с.
154. Эфендиева Т.Е. Кайсын Кулиев. Литературный портрет. М., 1985. -128 с.
155. Эфендиева Т.Е., Эфендиев С.И., Эфендиев Ф.С. Кайсын Кулиев -символ национальной духовной культуры. Том 6. Нальчик, 2003. -664.
156. Юсупова Ч.С. О современной аварской лирике. -Махачкала, 1974. -189 с.
157. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. - 203 с.
158. Якименко Л. За быстротекущем днем. М.,1980. - 89 с.
159. Якобсон Р. Работы по поэтике. М.,1987.- 291 с.
160. Агатов М. Кайсын Кулиев. // М. Агатов. Об авторах ваших книг.- М., 1972.-С. 223.
161. Айтматов Ч. Мера жизни мера времени //Известия, 1972, 29 декабря.
162. Алиева А.И. Народные истоки А. Кешокова // Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М., 1975. - С. 23.
163. Альманах. Стихи и статьи. Грозный, 1941. -№ 1. - С. 19.
164. Андреев В. От вершины к вершине // Дружба народов. М., 1964 .№6. - С.220.
165. Арутюнов JI.H. Национальный мир и человек // Изображение человека. М.,1972. - 27.
166. Асанов Н. Поэт и его стихи // Яндиев Дж. Эхо в горах. Грозный, 1964.-С.6.
167. Баков Х.И. Адыгский литературный процесс сегодня // Проблемы адыгской литературы и фольклора. -Вып.9. Майкоп, 1995. С.320-324.
168. Бекизова J1.A. Историзм как принцип художественного осмысления человека и действительности в адыгской прозе // Современный литературный процесс. Проблемы историзма. Черкесск, 1989. -С.8-43.
169. Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур // Материалы дискуссии 11-15 января 1960. М.,1961. -С.439-460.
170. Владимиров И. Художник и действительность // Научн. труды. -Ташкент, 1973.-67-78.
171. Гамзатов Р. Над и под крылом орла // «Огонек», 1987. №41. - С.42.
172. Гей Н. Время и пространство в структуре произведения // Контекст-1974. Литературно-теоретические исследования. М., 1975. - С. 213223.
173. Гей Ы. Художественная форма и национальные традиции // Проблемы художественной формы и социалистического реализма в 2-х т.-М., 1971. С.305-308.
174. Гутов А.О. О нерешенных проблемах национальной литературы // Журн. «Эльбрус», 1988. -№2. С. 16-20.
175. Егорова Л., Чекалов П. Литература народов Северного Кавказа: современное состояние и перспективы // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: Материалы симпозиума. -Пятигорск, 1998.-42.
176. Кешоков А. Сквозь листву (Заметки о кабардинской и балкарской литературе) // Культура, 1995, 7 октября.
177. Кон И.С. Национальный характер миф или реальность? // Иностранная литература, 1968. - №9. - С.228.
178. Максимов П. Поэты Кабарды и Балкарии // На подъеме, 1933. №12. - Ростов-на-Дону - С. 25
179. Налоев З.М. Кабардинская литература (60-е годы) // История советской многонациональной литературы в 6-ти томах, т. 5. М.,1974. -С. 407-418.
180. Оскоцкий В.Д. Национальная природа художественного образа // Проблемы взаимосвязи и взаимообогащения литератур. М.,1968. -С. 3-65.
181. Отарова Р.К. Оппозиция «Родина чужбина» в балкарской поэзии // Нация. Личность. Литература. Вып. 1. -М.,1996. - С.36.
182. Панеш У.М. Типологические связи национальных литератур периода войны (1941-1945) и возрастание зонального идейно-художественного единства // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып. 7. -Майкоп, 1990.-С.21-40.
183. Полозова И. Онтологические основы метафоры // Филологические науки. -М.,2003. №4. -С.43-49.
184. Султанов К.К. Национальная идея и национальная литература // Нация. Личность. Литература. Вып.1. -М.,1996. .С.56.
185. Тихонов Н. Речь на IX пленуме правления Союза писателей // Журнал
186. Большевик», 1944. №3-4. -С.4.
187. Языки и литература народов Северного Кавказа // Проблемы изученияи перспективы развития: Материалы региональной научной конференции. Карачаевск, 2001.- С.95.1.I
188. Аппаков И.Ш. Скитания и испытания. Стихи. Учкекен, 1999. 148.
189. Антология чечено-ингушской поэзии. Грозный, 1981. - 438 с.
190. Бабаев И. X. Продолжение весны. Нальчик, 1968. 144 с.
191. Бабаев И. X. Иги къууум (Верую). Избранные стихи и поэмы. Нальчик, 1996.-408 с.
192. Бабаев И. X. Колыбельная для молнии. Стихи и поэмы. Нальчик, 2000.- 184 с.
193. Байрамукова X. Б. Огъур (Добро). Стихи. Черкесск, 1977. 272 с.
194. Байчоров С. Я. Отубуз (Наш огонь). Стихи. Черкесск, 1973. 64 с.
195. Берггольц О. Соч. В 2-х т., т.1.- М., 1958.-381 с.
196. Гуртуев С. У белой речки на виду. Нальчик, 1983. - 95 с.
197. Дотдаева-Батчаева Т. X. Лунная слеза. Стихотворения и поэмы. Ставрополь, 2006. 344 с.
198. Зумакулова Т.М. И жизнь, и песнь моя для вас! Избранные стихи ипоэмы. Нальчик, 2009. 496 с.
199. Исаковский М.В. Стихотворения. М.-Л., 1965. 394 с.
200. Истоки. Сборник стихов.- Грозный, 1978.- 185 с.
201. Капиев Э. Избранное. В 2-х т. Махачкала, 1971.
202. Каракетов Ю. Дж. Зурнук тизгинле (Журавлиные строки). Стихи. Нальчик, 1983.-72 с.
203. Каракетов Ю. Дж. Букет сирени. Стихи. Нальчик, 1996. - 80 с.
204. Карим М. Избранные произведения в 2-х томах, т.2 М.,1970.- 402 с.
205. Кубанов X. И. Кюйген гюлюм (Опаленный цветок). Стихи и поэма.1. Нальчик, 1994. 160 с.
206. Кубанов X. И. Шахризада. Поэмы (На балкарском яз.). Нальчик, 1998.- 136 с.
207. Кугультинов Д. Собр. Соч. в 3-х т., т.1. Норильск, 2003. - 318 с.
208. Кулиев К. Собр. Соч. в 3-х т., т. 1. -М., 1976. 557 с.
209. Кулиев К. Собр. Соч. в 3-х т., т. 2. М., 1977. - 542 с.
210. Кулиев К. Собр. Соч. в 3-х т., т. 3. -М., 1977.- 591 с.
211. Кулиев К. Собр. соч. в 3-х т., т. 1.-М., 1987.-415 с.
212. Кулиев К. Собр. соч. в 3-х т., т. 2. -М., 1987. 399 с.
213. Кулиев К. Собр. соч. в 3-х т., т. З.-М., 1987.-399 с.
214. Кулиев К. Горы. М., 1957. - 327 с.
215. Кулиев К. Так растет и дерево. М. 1975.- 463 с.
216. Кулиев К. Избранные произведения в 2-х т., т. 1. М., 1979.- 285 с.
217. Кулиев К. Завещание. Поэма. Нальчик, 2000. - 64 с.
218. Кязим. Стихи. Поэмы. Нальчик, 2003.
219. Макитов С. И. Сайламала (Избранное): Стихи и поэмы. Нальчик: Эльбрус, 1987.-556 с.
220. Мамакаев А. Хаържинари. Грозный, 1979. - 84 с.
221. Маммеев И. Ш. Жерни ауазы (голос земли). Нальчик, 1976.
222. Маммеев И. Ш. Сайламала (Избранное). Стихи, поэмы, басни, сказки.1. Нальчик, 2000.
223. Мамчуева Д.Т. Книга поэм. Черкесск, 2000.-312 с.
224. Мокаев М. X. Жашау тирмени (Мельница жизни). Стихи. Нальчик,1996.-400 с.
225. Мусукаева С. А. Аллыма къара (Встречай меня). Стихи, поэма. Нальчик: Эльбрус, 2001. -304 с.
226. Муталибов 3. Истоки. Грозный, 1978. - 126 с.
227. Отаров К. Дороги. М.,1959. - 95 с.
228. Отаров К. Горный поток. М.,1968. - 84 с.
229. Поэзия Чечено-Ингушетии. М., 1959.
230. Семенов И. Джырла бла назмула (Стихи и песни). Сайламалары (Избранное). Москва «Инсан», 1992. 192 с.
231. Симонов К. Собр. Соч. в 6 т., т.1. -М.,1966. 290 с.
232. Сулаев М. Сирла суйре. Грозный, 1980. - 86 с.
233. Сурков А.А. Шаги времени. Стихотворения, маленькие поэмы, песни.1. М., 1983. 317 с.
234. Суюнчев А. А. Илкер (Созвездие). Стихи и песни. Черкесск, 1973.168 с.
235. Суюнчев А. А. Белая лебедь на синей волне. Песни. Карачаевск, 2001.-256 с.
236. Твардовский А. Т. Из лирики этих лет. 1941-1967. М., 1967.
237. Тихонов С.Н. Стихотворения и поэмы. JT., 1981. 399 с.
238. Хубиев Н. А. Джашил дуния (Светлый мир). Стихи. Черкесск, 1973.64 с.
239. Хубиев Н.А. Джыр джулдузну джандырады (Песня зажигает звезду).1. Черкесск, 1985.- 160 с.
240. Чечено-ингушская лирика. Грозный, 1941. - 242 с.
241. Шахмурзаев С. О. Сырыйна (Свирель). Стихи. Нальчик, 1957.
242. Шахмурзаев С. О. Избранное. Нальчик, 1976. 159 с.
243. Яндиев Дж. Сердце матери. Грозный, 1943. - 85 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.