Творческое наследие Е.И. Замятина во франкоязычной критике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Веселова, Анна Сергеевна

  • Веселова, Анна Сергеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 165
Веселова, Анна Сергеевна. Творческое наследие Е.И. Замятина во франкоязычной критике: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Тамбов. 2011. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Веселова, Анна Сергеевна

Введение.

Глава 1. Новое, забытое и неизданное Е.И.Замятина в освещении французского литературоведения.

Глава 2. Роман «Мы»: идеи, символы, прототипы.

Глава 3. Творчество Е.И. Замятина в отечественном и европейском социокультурном контекстах.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческое наследие Е.И. Замятина во франкоязычной критике»

В середине 1980-х годов Евгений Иванович Замятин (1884-1937) стремительно ворвался в литературную жизнь России, возобновив связь с родным читателем, который с готовностью приветствовал писателя, «возвратившегося» на родину. С тех пор поступь его триумфальной колесницы стала более размеренной. Изучение творческого наследия Замятина, прозаика, драматурга, критика, публициста и теоретика литературы, ныне требует широкого, фундаментального осмысления, нуждается в оценке глубоких и многоуровневых контекстных связей с национальной и мировой культурой.

На сегодняшний день в сравнении с 1920-1930-ми годами изучение замятинского творчества существенно пополнилось. Изданы собрание сочинений, избранные произведения писателя, его литературная критика и публицистика, архивные материалы, переписка и рукописное наследие, записные книжки. В России и за рубежом вышли солидные сборники научных трудов и монографии, посвященные жизни и литературной деятельности писателя: А. Гилднер (Польша), С.А. Голубкова, Р. Гольдта (Германия), Г.З. Горбуновой (Казахстан), Т.Т. Давыдовой, В.Н. Евсеева, Н.Ю. Желтовой, Кан Бён Юна (Южная Корея), H.H. Комлик, Т. Лахузен, Е. Максимовой и Э. Эндрюс (США - Россия), Е.Г. Мущенко, Б.А. Ланина, Е.А. Лядовой, Л.В. Поляковой, И.М. Поповой, Р. Рассела (Великобритания), Е.Б. Скороспеловой, O.E. Чернышовой, Л. Шеффлер (Германия), А. Шейна (США), Н.В. Шенцевой, Л.И. Шишкиной. Защищены докторские диссертации И.М. Поповой (М., 1997), В.Н. Евсеева (М., 2000), М.Ю. Любимовой (СПб., 2000), Т.Т. Давыдовой (М., 2001), H.H. Комлик (Тамбов, 2001), Е.В. Бороды (Тамбов, 2011), многочисленные кандидатские диссертации.

В Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина под руководством известного замятиноведа профессора Л.В. Поляковой плодотворно работает Международный центр изучения творческого наследия Е.И. Замятина с филиалами в Ягеллонском (Краков, Польша), Елецком имени И. А. Бунина, представительством в Лозаннском (Швейцария) университетах, лабораторией по изучению языка Е.И. Замятина в Мичуринском государственном педагогическом институте. На базе Центра и кафедры истории русской литературы ТГУ имени Г.Р. Державина проведены представительные международные научные конференции «Замятинские чтения» (1992, 1994, 1997, 2000, 2002, 2005, 2007), материалы которых опубликованы на страницах коллективных монографий «Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня» (1994, 1997, 2000, 2002, 2004, 2007). В 2002 и 2004 годах состоялись два Всероссийских с международным участием конкурса научных студенческих работ «Литература русского зарубежья: Е.И. Замятин». К 125-летию писателя был приурочен Международный конгресс литературоведов, состоявшийся в октябре 2009 года. Результатом деятельности конгресса стал коллективный труд «Литературоведение на современном этапе: Теория. История литературы. Творческие индивидуальности» (2009). В Тамбове издаются библиографические указатели, включающие труды русских и зарубежных ученых.

Отечественные исследователи творчества Замятина не раз обращались к истории публикации замятинских произведений в США и Европе. Пожалуй, наиболее полное и обобщенное представление об особенностях интерпретации западными славистами места Е.И. Замятина в литературном процессе было изложено в книге C.B. Долженко «Творчество Е.И. Замятина в англоязычной критике» (Тюмень, 2003.). Ее автор подробно исследует эволюцию анализа творчества писателя в англоязычной науке о литературе, рассматривает основные произведения писателя в контексте европейской культуры, делая вывод о значимости творчества Замятина для общемирового развития литературы.

Оценивая роль писателя в истории мировой литературы, следует отметить особую значимость его «родства» с французской культурой. Последние годы жизни Замятин провел в Париже. И хотя они были наполнены тоской по России, в культурной жизни Франции Замятин успел оставить автограф. Париж увидел русскую «Блоху» на французском языке. По сценарию Замятина был снят фильм «На дне», заслуживший высокую оценку и признанный лучшим фильмом года. За рубежом Замятин работал над романом «Бич Божий», писал эссе, воспоминания, критические статьи, давал интервью. Франкоязычная критика раньше, чем русская, познакомилась и со знаменитым романом «Мы».

Написаны многочисленные труды - и в России, и за рубежом, посвященные характеру творчества писателя в последний, «французский» период. Несмотря на это, многое в вопросе об оценке произведений Замятина во французском литературоведении остается неосвещенным. Нет целостного, обобщенного, полного представления о понимании французскими - и шире франкоязычными - славистами роли, которую сыграл Замятин в мировом литературном процессе.

Основная цель работы состоит в выявлении специфики восприятия французскими исследователями художественного мира Е.И. Замятина, оценке роли наиболее значительных художественных открытий русского писателя, нашедших отражение в развитии мировой науки о литературе.

В соответствии с целью определяются задачи исследования:

- определить место личности Е.И.Замятина, его творческого наследия в широком спектре тенденций литературного процесса XX века в России и за рубежом;

- исследовать и систематизировать франкоязычные литературно-критические работы по изучению художественного наследия Замятина, сравнить восприятие его творчества русскими и западными исследователями;

- осветить и актуализировать проблему творческой эволюции Замятина с точки зрения зарубежной критики, оценить значимость художественных, теоретических, эстетических, философских идей писателя для западного литературоведения;

- представить творческое наследие Замятина единой художественной системой, органично соединившей традиции русской и европейской культур; определить комплекс характеристик творчества Замятина, обусловивших интерес к писателю франкоязычных исследователей и критиков;

- раскрыть роль франкоязычной литературоведческой мысли в изучении творчества русского писателя.

Актуальность диссертации определяется ее соответствием приоритетным направлениям современного отечественного литературоведения, связанным с проблемой осмысления национального культурного наследия, духовных и эстетических ценностей отечественной и мировой литературы; обращением к недостаточно изученным вопросам славистики о зарубежной рецепции творчества русских писателей, в частности, Е.И. Замятина.

Материалом исследования является франкоязычная критика преимущественно последнего пятидесятилетия, ряд отечественных литературно-теоретических и литературно-критических работ общего характера или посвященных изучению и оценке творческого наследия Е.И. Замятина, художественная проза, теоретические работы и публицистика самого писателя. При этом в диссертации, как это принято и во франкоязычной критике, понятия «литературная критика» и «литературоведение» не дифф еренцируются.

Объект исследования - творчество Замятина в оценке франкоязычной критики.

Предмет изучения - художественные и литературно-теоретические идеи Замятина, оказавшиеся наиболее продуктивными для истории западной, в частности, франкоязычной критической мысли.

Франкоязычной критикой творчество Замятина рассматривается преимущественно в русле модернистской эстетики. Франко-швейцарский славист Л. Геллер замечает: «Замятин появился на горизонте как истый модернист» [1]. Он же отмечает универсальность замятинской художественной системы: «Ведь «Островитяне», «Ловец человеков», даже «Мы» - написаны как бы на вненациональном языке, замятинские сюжетные приемы, его ирония -мало характерны для сугубо русского стиля» [2].

Методологическая база диссертации сформирована на основе трудов русских формалистов Ю.Н. Тынянова, В.Б. Шкловского, Б.М. Эйхенбаума, P.O. Якобсона, французских структуралистов Ж. Делеза, Ж. Лакана, Р. Барта, Ю. Кристевой, М. Фуко, представителей основных направлений философии XX века К. Леви-Стросса, М. Бреаля, Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, 3. Фрейда, К,-Г. Юнга.

В первые десятилетия XX века творческая система Замятина формировалась параллельно с русской формальной школой. Близость замятинских идей основным принципам формалистов, его эксперименты в области художественной прозы обнаруживаются в оценке места Замятина в истории развития литературы русскими и франкоязычными исследователями.

Формальная школа значительно повлияла на развитие структурализма во французском литературоведении. Возможно, поэтому наследие Замятина с легкостью может быть «измерено» лекалом структурального анализа. «Структурализм открывает и доводит до осознания более глубокие истины, которые в скрытом виде уже имеются в самом теле; он примиряет физическое и духовное, природу и человека, разум и мир» [3], - писал К. Леви-Стросс, примеряя универсальность структуралистского подхода к анализу разнообразных явлений культуры.

Применение к анализу произведений Замятина критериев и методов структурализма заставляют замятинский текст играть новыми смыслами, обнаруживающими себя во взаимодействии с новой эпохой. В точности так, как описано у известного писателя, лингвиста, семиолога Умберто Эко: «Любая эпоха может воображать, будто владеет каноническим смыслом произведения, однако достаточно раздвинуть немного границы истории, чтобы этот единственный смысл превратился во множественный, а закрытое произведение - в открытое» [4].

Замятин с особым вниманием относился к мифологической сфере. Многие его произведения демонстрируют интерес автора к мифологии и широкую осведомленность в этой области. Это приближает Замятина к сокровищнице мировой древней культуры. Во Франции существовала своя мифологическая школа, достижения которой позволяют осветить этот спектр замятинского творчества. Помимо этого, изучение мифологии во второй половине XX века не избежало влияния «новой критики»: структурализма, психоанализа, экзистенциализма, семиотики.

Разработанные зарубежными мыслителями методы анализа, обеспечившие теоретическую базу современной французской славистики, изучены нами в диссертации, в процессе написания которой применялись историко-литературный, культурно-генетический, сравнительный, системный, интерпретационный методы и подходы, разработанные в трудах отечественных ученых: М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского, В.В. Виноградова, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского, A.A. Потебни.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что анализ франкоязычной критики творчества Замятина содействует более глубокому осознанию диалога литературно-критического наследия России и Запада, путей их взаимодействия; практической реализацией в отечественном литературоведении терминологического лексикона западноевропейской науки о литературе. Основные положения и выводы, сформулированные в диссертации, могут быть использованы при разработке теоретических вопросов истории литературы XX века, литературы русского зарубежья.

Практическое значение работы. Отдельные наблюдения диссертанта могут быть реализованы при составлении библиографических справочников, в практике преподавания литературы в вузе и школе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Франкоязычное литературоведение рассматривает творчество Е.И. Замятина преимущественно в рамках достижений модернизма XX века (Т. Лахузен, М. Никё, Ж. Бонамур), во многом благодаря таким положениям как эстетически переосмысленный концепт термодинамики; доминирующая мысль о присутствии в «новом» человеке «древнего» человека; взгляд на обновляющийся, революционный характер развития истории. Отдельные теоретические постулаты Замятина: принципы «антиэнтропического» письма; авторефлексия, интертекстуальные связи - обнаруживаются в современном постмодернизме (Л. Геллер).

2. Е.И. Замятин в представлениях французских исследователей (Л. Геллер, Ж. Бонамур, Ж. Нива, Т. Лахузен, Е. Эткинд, М. Нике, М. Геллер) предстает многогранным автором, творчество которого обогащается разнообразными контекстуальными связями с Г. Уэллсом, А. Мейченом, Ф.М. Достоевским, М. Горьким, В. Маяковским. Благодаря этим связям воссоединяется общая картина литературы XX века, проясняются исторические реалии (революция и послереволюционные годы, характер власти в Советской России).

3. Роман Е.И. Замятина «Мы» в исследованиях французских ученых постулируется как вершина жанра антиутопии, образец авторского «инженерного» письма и центральное произведение, «интегрирующее» все творческое наследие писателя.

Научная новизна диссертации обусловлена освоением неизученного замятиноведческого материала франкоязычной критики, попыткой его систематизации, актуализации и активизации идей в отечественном литературоведении; глубоким анализом взаимодействия замятинского наследия с различными направлениями французской литературоведческой и философской мысли. Переводы франкоязычных статей сделаны автором диссертации.

Структура работы. Диссертация включает Введение, три главы, Заключение. Приложен Список использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Веселова, Анна Сергеевна

Заключение

1.См. об этом: Полякова Л.В. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX века как литературной эпохи.; Полякова Л.В. «Realia» или «realiora»? О творческом методе Евгения Замятина // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. III. С. 6 - 27.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Веселова, Анна Сергеевна, 2011 год

1. Замятин Е.И. Сочинения: В 4 т. Т.1. / Под. ред. Евгении Жиглевич; вступ. статья Александра Кашина. Мюнхен: А. Neimanis Buchvertrieb und Verlag, 1970.-496 с.

2. Замятин Е.И. Сочинения: В 4 т. Т.2. Повести и рассказы 1923-1935, театр. / Под. ред. Евгении Жиглевич, Бориса Филиппова; вступ. заметка Бориса Филиппова. Мюнхен: А. Neimanis Buchvertrieb und Verlag, 1982. 524 с.

3. Замятин Е.И. Собр. соч.: В 5 т. Т. 1. Уездное. М.: Изд-во «Русская книга», 2003.-608 с.

4. Замятин Е.И. Собр. соч.: В 5 т. Т. 2. Русь. М.: Изд-во «Русская книга»,2003. 592 с.

5. Замятин Е.И. Собр. соч.: В 5 т. Т. 3. Лица. М.: Изд-во «Русская книга»,2004. 608 с.

6. Замятин Е.И. Собр. соч.: В 5 т. Т. 4. Беседы еретика. М.: Изд-во «Дмитрий Сечин», «Республика», 2010. 510 с.

7. Замятин Е.И. Собр. соч.: В 5 т. Т. 5. Трудное мастерство. М.: Изд-во «Республика», «ДмитрийСечин», 2011.-559с.

8. Ю.Замятин Е.И. Повести. Рассказы / Предисл. О.Н. Михайлова. Воронеж:

9. Центрально-Черноземное кн. изд-во, 1986. 334 с. П.Замятин Е.И. Сочинения. М.: Книга, 1988. - 575 с. 12.Замятин Е.И. Письма М.А. Волошину //Подъем. 1988. №5. С. 121-125. 13.Замятин Е.И. Избранное / Предисл. О.Н. Михайлова. М.: Правда, 1989. -463 с.

10. Замятин Е.И. Мы. Романы. Повести. Рассказы. Сказки / Сост. И.О.

11. Шайтанов. М.: Современник, 1989. 560 с. 17.Замятин Е.И. Избранные произведения: В 2 т. / Сост., вступ. статья, примеч. О.Н. Михайлова. М.: Худ. литература, 1990.

12. Замятин Е.И. Избранные произведения / Сост., вступ. статья, коммент. Е.Б. Скороспеловой. М.: Сов. Россия, 1990. 544 с.

13. Замятин Е.И. «Мне сейчас хочется тебе сказать.» (Из переписки Б. Пильняка и Е. Замятина с К. Фединым) // Лит. учеба. 1990. № 2. С. 79-95.

14. Замятин Е.И. Мы: Роман, рассказ и сказки / Сост. О.Н. Михайлова. М.: Молодая гвардия, 1990. 365 с.

15. Замятин Е.И. Письма к A.M. Ремизову // Русская литература. 1992. № 1. С. 176-180.

16. Замятин Е.И. «. Я человек негнущийся и своевольный. Таким и останусь». Письма Е.И. Замятина разным адресатам // Новый мир; публ. Т.Т. Давыдовой и А.Н. Тюрина; вступ. статья, пер. с англ. и коммент. Т.Т. Давыдовой. 1996. № 10. С. 136-142.

17. Замятин Е.И. Избранные произведения / Вступ. статья, примеч. Л.В. Поляковой. М.: МИД «Синергия», 1997. 440 с.

18. Рукописное наследие Евгения Ивановича Замятина // Рукописные памятники. Вып. 3. Ч. I, II, предисл. и коммент. М.Ю. Любимовой. СПб., 1997.

19. Замятин Е.И. Современная русская литература. Вступительная лекция. Психология творчества. О сюжете и фабуле / // Лит. учеба; публ. А.Н. Стрижева 1998. № 5. С. 128-143.

20. Замятин Е.И. Я боюсь: Литературная критика. Публицистика. Воспоминания / Сост. и коммент. А.Ю. Галушкина; подгот. текста А.Ю. Галушкина, М.Ю. Любимовой; вступ. статья В. А. Келдыша. М.: Наследие, 1999. 345 с.

21. Замятин Е.И. Записные книжки. М.: «Вагриус», 2001.

22. Замятин Е.И. Полн. собр. соч.: В 1 т. М.: Альфа-книга, 2011. 1258 с.1.

23. Autour de Zamiatine actes du colloque université de Lausanne suivi de E. Zamiatine écrits oubliés. Lausanne, 1989. 210 p.

24. Collins Christopher. Evgenij Zamjatin: An Interprétative Study. The Hague; Paris; Mouton, 1973. - 117 p.

25. Gardinne-Petit R. En U.R.S.S.: M. Zamiatine auteur et ingenieur nous dit les résultants obtenus a Moscou par le theatre sovietgue // Comoedia. Paris, 1932. - 12/IV (№7005). - P. 1-2.

26. Gildner A. Prosa Jewgenija Zamiatina. Krakow: Uniwersitet Jagellonski, 1993. 146 s.

27. Goldt R. Thermodinamik als Textern. Der Entropesatz als poetologische Chififre bei E.I.Zamiatin. Meinz: Liber Verlag, 1995. 736 s.

28. Eugene Zamiatine et la jeune Russe // Le Mois. Paris, 1932. - №17(V)/ -P.178-182.

29. Gourg Marianne. Quelquest rencontres de Zamiatine et de l'avant-garde picturale // L'avant-garde russe et la synthese des arts / Ed.par G. Conio. -Lausanne, 1990. P. 119-126.

30. Hobzova Dagmar. Catalogue des archives parisiennes d'Eugene Zamiatine // Cahiers du Monde Russe et Sovietique. Paris, 1972. - №13. - P.232-285.

31. Heller Leonid. 1984 L'Annee de l'homme nouveau: Les utopies,les articles et la société en Russie sovietique // Etudes de Lettres. Lausanne, 1985. №1. -P.3-18.

32. Heller Leonid. Les jeux et les enjeux du synthetisme: Eugenij Zamiatin et son «Récit du plus important» // Cahiers du Monde Russe et Sovietique. -Montrouge, 1986. Vol.XXVII. - №3-4. - P.289-313.

33. Lampl H. Altrussisch-kirchenslavische Stilisierung bei Remisov und Zamjatin // Wiener Slavistisches Jahrbuch. 1975. Bd. 21. S. 131 145.

34. Mandelstam I. Lettres russes: Eugene Zamiatine // La revue de la Franse. -Paris, 1937. 15//IV (№8). - P.751-757.

35. Morel J.-P. La grande maniéré de Zamiatine // Quinzane littéraire. Paris, 1989. -№531. -P.9-10.

36. Morel J.-P. La grande literature russe // Quinzane littéraire. Paris, 1990. -№556. - P.7-8.

37. Morel J.-P. Zamiatine le grand // Quinzane littéraire. Paris, 1990. - №1628/11. (№549) - P.6-7.

38. Pottecher Frederic. Trois heures a Bellevue avec l'écrivain russe E. Zamiatine // Comoedia. Paris, 1934. - 27//VIII (№7870). - S.l.

39. Pottecher Frederic. «Les Bas-founds» de Gorki inspirent e l'écrivain français une oeuvre respectueuse, populaire, profonde avec la collaboration de Jean Renoir, Mary Glory, Jean Gabin et E. Zamiatine // Comoedia. Paris, 1936. -29//VII (№8570).-S.l.

40. Pierre Andre. L'ecrivian russe Zamiatine est mort // Les vouvelles littéraires. -Paris,20/111 (№753). S.4.

41. Russell R. Evgeny Zamyatin. Bristol: Bristol Press, 1992. 196 p.

42. Scheffler L. Evgenij Zamjatin. Sein Weltbild und seine literarische Thematik. Koln; Wien: Bohlau Verlag, 1984. 306 s.

43. Shane A. The Life and Works of Evgenij Zamjatin. California Press, Berkeley and Los Angeles, 1968. 302 p.

44. Souvarine B. Eugene Zamiatine // Preuves. Paris, 1962. - №136. - P.78-82.

45. Semprun Jorge. Preface // Zamiatine E. Nous autres. Paris, 1971. - P.7-14.

46. Zamyatin's We: A collection of critical essays / Ed. And Introd. by Kern G. Ann Arbor: Ardis, 1988. 306 p.1.l

47. Барбюс А. Сталин. M.: Худ. лит., 1936.

48. Барт P. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Пер. с фр., сост., общ. ред. ивступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989.

49. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худ. литература, 1975. 502 с.

50. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худ. литература, 1986. 543 с.

51. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 2002.

52. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

53. Белозерская Л.Е. О, мёд воспоминаний. Ардис, 1979.

54. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. 525с.

55. Бергсон А. Творческая эволюция / Пер. с фр. В.А. Флеровой. М.: КАНОН-Пресс, Кучково поле, 1998.

56. Бердяев Н.А. Новое Средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. М.: Феникс ХДС-пресс, 1991. - 81 с.

57. Бердяев H.A. Новое христианство (Д.С. Мережковский) // Бердяев H.A. Собр. соч.: В 3 т. Париж: YMCA-Press, 1989. Т.З.

58. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. С. 43-46, 226269.

59. Бердяев H.A. Самосознание. Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1991.-220 с.

60. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 173 с.

61. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М.: Искусство, 1994.

62. Бердяев H.A. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 143-163.

63. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. -1376 с.

64. Блок A.A. Искусство и революция / Сост. и примеч. Л. Асанова. М.: Современник, 1979. 384 с.

65. Веселовский А.Н. Избранное: Историческая поэтика. М.: РОССПЭН, 2006. 688 с.

66. Ветхозаветные апокрифы. СПб.: Амфора, 2001. 407 с.

67. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971.-240 с.

68. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. 360 с.

69. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат, пер. с нем. М., 1958.

70. Воронский А.К. Искусство видеть мир. Портреты. Статьи. М.: Сов. писатель, 1987. 700 с.

71. Воронский А.К. Литературно-критические статьи. М.: Сов. писатель, 1963.-422 с.

72. Галлагер Р. Теория информации и надежная связь. М., 1974.

73. Гегель Г.Ф.В. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1969.

74. Геллер Л.М. Слово мера мира. Статьи о русской литературе XX века. М.: МИК, 1994. 248 с.

75. Герменевтика: История и современность. М.: Мысль, 1985. 304 с.

76. Голубков М.М. Утраченные альтернативы. Формирование монистической концепции советской литературы. 20-30-е годы. М.: Наследие, 1992. 202 с.

77. Горький М. Две души // Горький М. Статьи (1905-1916). М.: Изд-во «Парус», 1916.

78. Гуляев H.A. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1985. 153 с.

79. Делез Ж. Марсель Пруст и знаки. СПб.: Алетейя, 1999.

80. Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 15 т. Л.: Наука, 1991.

81. Жирмунский В.М. Вопросы теории литературы. Л.: Академия, 1928. 356 с.

82. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1997.-405 с.

83. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи / Под ред. Н.П. Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. 368 с.

84. Ильин И.П. Постструктурализм // Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США). Концепции. Школы. Термины: Энциклопедический справочник. М.: Интрада, 1996.

85. Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск: Изд-во «Водолей», 1998. - 320 с.

86. Кандинский В. О духовном в искусстве. — М. 1992.

87. Карнап Р. Значение и необходимость, пер. с англ. М., 1959.

88. Келдыш В. А. Русский реализм начала XX века. М.: Наука, 1975. 280 с.

89. Кожинов В.В. Размышления о русской литературе. М.: Современник, 1991.-528 с.

90. Колмогоров А.Н. Проблемы передачи информации. М., 1965.

91. Крапивин В. Путешествие вокруг света на золотом тельце // Кентавр. Исторический бестселлер. 2007. №3.

92. Леви-Стросс К. Путь масок / Пер. с фр. А.Б. Островского. М.: 2000.

93. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

94. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 367 с.

95. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-525 с.

96. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-384 с.

97. Лотман Ю.М., Петров В.М. Искусствометрия: методы точных наук и семиотики. Изд. 4. М., 2009. 368 с.

98. Луговской В.А. Утро республик // Луговской В.А. Собр. соч.: В 3 т. М., 1959. Т.1.

99. Маяковский В.В. Владимир Ильич Ленин // Собр. соч.: В 11 т. М., 1988. Т. И.

100. Медведев Р. Писатели Европы на приёме у Сталина // Московские новости. 2002. № 28.

101. Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания. М.: Рос. гос. гуманитарный ун-т, 1998.

102. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. Чтения по истории и теории культуры. М.: Изд-во РГГУ, 1994. 136 с.

103. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. Исследования по фольклору и мифологии Востока. М.: Наука, 1976. 407 с.

104. Мережковский Д.С. Грядущий Хам. Чехов и Горький. М.: Изд-во. Пирожкова, 1906.

105. Мережковский Д.С. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи. М.: Книжная палата, 1991. 351 с.

106. Мир России Евразия: Антология / Сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М.: Высшая школа, 1995. - 399 с.

107. Модернизм: Анализ и критика основных направлений. — М., 1987.

108. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.

109. Наков А. Русский авангард. — М., 1991.

110. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990.

111. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Нищие, Ф. По ту сторону добра и зла. Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Прес; Харьков: Изд-во «Фолио», 1999.

112. Пильняк Б. А. Повесть непогашенной луны. М., 1989.

113. Поиски в инаком. Фантастика и русская литература XX века. Труды международного симпозиума. (Лозанна, 5-7 ноября 1992 г.) / Под ред. Л. Геллера. М.: МИК, 1994. 226 с.

114. Полякова Л.В. К дискуссии об актуальных проблемах изучения русской литературы XX века // Проблемы изучения и преподавания литературы в вузе и школе: XXI век. Сб. науч. трудов; отв. ред. A.A. Демченко. Саратов: Изд-во Саратов, пед. ин-та, 2000.

115. Полякова Л.В. Периодизация как качественный критерий развития русской литературы // Освобождение от догм. История русской литературы: состояние и пути изучения: В 2 т. М. : Наследие, 1997. Т. 2. С. 48-60.

116. Полякова Л.В. Пути развития жанра в работах последних лет // Русская литература. 1985. № 1. С.212 225.

117. Полякова Л.В. Теоретические и методологические аспекты истории русской литературы XX XXI веков. Тамбов, 2007.

118. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М.: Изд-во МГУ, 1970.-330 с.

119. Потебня A.A. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999. 269 с.

120. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 614 с.

121. Проблемы художественного миромоделирования в русской литературе XIX-XX веков. Сборник научных трудов. Вып. 4. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 1999. 107 с.

122. Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Лабиринт, 1998. 512 с.

123. Русская литература XX века / Под общ. ред. Е.Г. Мущенко, Т.А. Никоновой. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999. 800 с.

124. Роллан Р. Московский дневник // Вопросы литературы, 1989. №3-5.

125. Самосознание европейской культуры XX века. — М., 1991.

126. Сент-Экзюпери А. Смысл жизни. М.: Эксмо, 2010.

127. Солженицын А.И. Из Евгения Замятина // Новый мир. 1997. № 10.

128. Солженицын А.И. Собр. соч.: в 9 т. М., 1999. Т.4. С.436.

129. Соловьев B.C. Спор о справедливости: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1999. 864 с.

130. Степанов Ю. С. Семиотика, М., 1971.

131. Трубецкой Н.С. Вавилонская башня и смешение языков // Наследие Чингисхана. М.: Эксмо, 2007. 736 с.

132. Турчин В.Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. М.: Наука, 1993.

133. Уэллс Г. Опыт автобиографии // Уэллс Г. Опыт автобиографии. М.: Наука, 2007.

134. Уэллс Г. Россия во мгле // Уэллс Г. Собрание сочинений: В 15-ти томах. М.: Правда, 1964. Т. 15.

135. Фейхтвангер JI. Москва. 1937 год. -М., 1937.

136. Флоренский П. А. Имена: Сочинения. М.: Эксмо, 2006. 447 с.

137. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с франц., сост., вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: ИГ Прогресс, 2000. -С. 427-457.

138. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Изд-во ACT, 1998. 784 с.

139. Чисар И., Кернер Я. Теория информации: теоремы кодирования для дискретных систем без памяти. М., 1985.

140. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963.

141. Шкловский В.Б. Гамбургский счет: Статьи воспоминания - эссе (1914 - 1933). М.: Сов. писатель, 1990.

142. Шкловский В.Б. Избранное: В 2 т. М.: Худ. литература, 1993.

143. Шкловский В.Б. Несколько слов о книгах ОПОЯЗа // Вопросы литературы. 2006. № 6. С. 315 327.

144. Шпенглер О. Закат Европы / Пер. Н.Ф. Гарелина. Т. 1. M СПб, 1923.

145. Эйхенбаум Б.М. О литературе: Работы разных лет. М.: Сов. писатель, 1987.

146. Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк, 2005.

147. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов / Пер. с англ. A.A. Юдина. М.: ЗАО «Совершенство», 1997. 384 с.

148. Яглом A.M., Яглом И.М. Вероятность и информация. М., 1973.1.

149. Андроникашвили-Пильняк Б.Б. Два изгоя, два мученика: Борис Пильняк и Евгений Замятин // Знамя. 1994. №9.

150. Ванюков А.И. О синтетизме Евгения Замятина // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. II. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1994. С. 140 142.

151. Ванюков А.И. «Только суть, экстракт, синтез». О синтетизме Евгения Замятина // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. XIV. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2007. С. 56 -65.

152. Воронский А.К. Евгений Замятин // Избранные статьи о литературе. М.: Худ. литература, 1982. С. 119 137.

153. Галушкин А.Ю. Вечный отрицатель и бунтарь. Замятин -литературный критик // Литературное обозрение. 1998. № 2. С. 98 -112.

154. Голубков С.А. Комическое в романе Е. Замятина «Мы». Самара: Изд-во СамГПИ, 1993.

155. Горбунова Г.З. Поэтика малой прозы Е.Замятина. Караганда: Изд-во КарГУ, 2003. 120 с.

156. Давыдова Т.Т. Евгений Замятин. М.: Знание, 1991. 64 с.

157. Давыдова Т.Т. Русский неореализм: идеология, поэтика, творческая эволюция. Е. Замятин, И. Шмелев, М. Пришвин, А. Платонов, М. Булгаков и др. М.: Флинта: Наука, 2006. 336 с.

158. Давыдова Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте литературы первой трети XX века. М.: Изд-во МГУП, 2000. 364 с.

159. Евсеев В.Н. Проза Е.И.Замятина (Вехи творчества. Поэтика. Опыт анализа рассказа «Пещера»), Учебно-методическое пособие. Ишим: Изд-во ИГПИ, 2000. 177 с.

160. Евсеев В.Н. Роман «Мы» Е.И.Замятина (жанровый аспект). Учебно-методическое пособие. Ишим: Изд-во ИГПИ, 2000. 114 с.

161. Евсеев В.Н. Художественная проза Евгения Замятина: проблемы метода, жанровые процессы, стилевое своеобразие: Учебное пособие. М.: Прометей, 2003. 224 с.

162. Желтова Н.Ю. Проза Е.И. Замятина: пути художественного воплощения русского национального характера. Монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2003. 184 с.

163. Кан Бён Юн. Роман Замятина «Мы» в свете теории архетипов К.Г. Юнга. М.: МАКС Пресс, 2010. 160 с.

164. Комлик H.H. Творческое наследие Е.И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры. Елец: Изд-во ЕГПИ, 2000. 265 с.

165. Кредо. Специальный выпуск, посвященный творчеству Е.И. Замятина. Тамбов, 1995. № 10-11.

166. Ланин Б. А. Роман Е. Замятина «Мы». М.: Алконост, 1992.

167. Лахузен Т, Максимова Е., Эндрюс Э. О синтетизме, математике и прочем. СПб.: Сударыня, 1994. 120 с.

168. Лядова Е.А. Историософская и структурно-поэтическая парадигма трагедии Е.И.Замятина «Атилла». Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000.

169. Международные Замятинские чтения // Кредо. Тамбов, 1994. № 8.

170. Мущенко Е.Г. В художественном мире А. Платонова и Е. Замятина. Лекции для учителей-словесников. Воронеж: Логос-Траст, 1994.

171. Новое о Замятине. Сборник материалов / Под ред. JL Геллера. М.: МИК, 1997. 328 с.

172. Полякова JI.B. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX века как литературной эпохи. Курс лекций. Тамбов, 2000. 283 с.

173. Полякова J1.B. Евгений Иванович Замятин // Замятин Е.И. Избранные произведения. М.: Синергия, 1997. С. 5 50.

174. Полякова J1.B. Евгений Замятин: творческий путь. Анализ и оценки. Вместо предисловия. // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. I. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1994. С.7 83.

175. Полякова JI.B. Личность и цивилизация: о романе Е.Замятина «Мы» // Роль художественной литературы в становлении личности школьника / Под общ. ред. проф. Л.В. Поляковой. Тамбов: Изд-во ТГПИ, 1992. С. 17-37.

176. Полякова Л.В. Открытия, сенсации, приговоры в новых работах о Евгении Замятине. Контроверза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 1999. Вып. 1. С. 48 64.

177. Полякова Л.В. Повесть Е.Замятина «На куличках»: реноме, характеры, поэтика // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 1996. Вып. 1. С. 66 74.

178. Полякова Л.В. Рассказ Евгения Замятина «Пещера»: интегральная поэтика и открытость авторских оценок // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 1997. Вып. 3. С. 60 65.

179. Полякова Л.В. «Realia» или «realiora»? О творческом методе Евгения Замятина // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. III. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1997. С. 6 27.

180. Попова И.М. Литературные знаки и коды в прозе Е.И. Замятина: функции, семантика, способы воплощения. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2003. -148 с.

181. Попова И.М. «Чужое слово» в творчестве Е.И.Замятина (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский). Тамбов: Изд-во ТГТУ, 1997. 152 с.

182. Потанина Н.Л. Евгений Замятин и английская литературно-эстетическая традиция: концепция творческого воображения // Кредо. 1995. № 10-11.

183. Резун М.А. Антиутопические сказки Е.И.Замятина // Культура и текст. Литературоведение. Ч. II / Под ред. Г.П. Козубовской. СПб. -Барнаул, 1998. С. 59 69.

184. Ремизов А.М. Стоять негасимую свечу: памяти Евгения Ивановича Замятина // Наше наследие; публ. и примеч. А.Н. Стрижева. 1989. № 1. С. 117- 119.

185. Скороспелова Е.Б. Возвращение // Замятин Е.И. Избранные произведения. М.: Сов. Россия, 1990. С.З 14.

186. Скороспелова Е.Б. Е.И. Замятин // Русская литература XIX XX веков. Т. 2. М.: Изд-во МГУ, 2008. С. 206 - 232.

187. Скороспелова Е.Б. Замятин и его роман «Мы». М.: Изд-во МГУ, 1999. 80 с.

188. Солженицын А.И. Из Евгения Замятина // Новый мир. 1997. № 10. С. 186-201.

189. Стрижев А.Н. Замятин на фоне эпохи. Дневники. Письма. Воспоминания // Литературная учеба. 1994. №3. С.101 121.

190. Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В XIV кн. / Под ред. проф. Л.В. Поляковой. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1994, 1997, 2000, 2002, 2004, 2007.

191. Творчество Евгения Замятина: Проблемы изучения и преподавания. Материалы Первых Российских Замятинских чтений. 2123 сентября 1992 года. Тамбов: Изд-во ТГПИ, 1992. 90 с.

192. Чаликова В.А. Крик еретика (Антиутопия Евгения Замятина) // Вопросы философии. 1991. № 1. С. 16 -27.

193. Чернышова O.E. Сказки Е.И. Замятина: историко-литературный контекст и структурно-поэтическая специфика. Тамбов: ТГУ, 2003.

194. Шайтанов И.О. Мастер // Вопросы литературы. 1988. № 12. С. 33 -65.

195. Шенцева Н.В. Художественный мир Е.И.Замятина. Учебно-методическое пособие. Йошкар-Ола, 1996. 138 с.

196. Шишкина Л.И. Литературная судьба Евгения Замятина. СПб: Знание, 1992.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.