Современное отечественное замятиноведение: итоги и перспективы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Толмачева, Оксана Васильевна

  • Толмачева, Оксана Васильевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 355
Толмачева, Оксана Васильевна. Современное отечественное замятиноведение: итоги и перспективы: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Тамбов. 2012. 355 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Толмачева, Оксана Васильевна

Содержание

Введение

Глава 1. Дискуссия о творческом методе Е.И. Замятина в современной научной литературе

1.1. Проблема интерпретации творческого метода Е.И. Замятина.

Разнообразие научных подходов

1.2. Модернистская основа произведений Замятина. Московские исследователи о творческом методе писателя

1.3. «Реалист особый и модернист своеобразный». Тамбовская ли-

44

тературоведческая школа

Глава 2 . Е.И. Замятин и другие: литературные параллели

2.1. Связь Е.И. Замятина с общефилософским контекстом эпохи

2.2. «Старшие»: исследование истоков творчества Е.И. Замятина в русской классической литературе

2.3. Замятин и его современники: изучение творческих контактов

2.4. Е.И. Замятин и современная литература

Глава 3. Изучение поэтики произведений Е.И. Замятина

3.1. Вопросы поэтики Е.И. Замятина: многообразие подходов

3.2. Исследование национального контекста в творчестве Е.И. За-

119

мятина

3.3. «Литературоведение на современном этапе: Теория. История литературы. Творческие индивидуальности»: Международный конгресс литературоведов как показатель общего состояния совре-

143

менного литературоведения

3.4. Новейшие справочные издания о Е.И. Замятине

1 со

Заключение

1 fis

Примечания

1 Q fi

Список использованнои литературы

Приложение. Материалы к библиографии Е.И. Замятина

(1996-2011)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современное отечественное замятиноведение: итоги и перспективы»

Введение

Е.И. Замятин (1884-1937) - один из выдающихся писателей XX столетия, прозаик, сценарист, драматург, переводчик, литературный критик, публицист и теоретик литературы. Его влияние на развитие русской и мировой культуры огромно. Критик-эмигрант Д.П. Святополк-Мирский в статье «Русская литература после 1917 года» (1922) писал: «Среди молодого поколения только Замятин достоин упоминания. Это очень сильный, возможно, даже могучий мастер реалистического выражения» [1]. А значительно позже французский славист Ж. Катто признал замятинскую манеру письма «средоточием литературных потенций целой литературной эпохи» [2].

Интерес к творчеству Е.И. Замятина в литературоведении неизменно высок. Однако в отечественной науке об этом писателе 1930-х-первой половины 1980-х годов сложился «манкуртизм», насильственное лишение памяти о русском классике. И лишь в последнее двадцатипятилетие (1986-2011), с момента «возвращения» классика на Родину, творчество писателя стало привлекать внимание специалистов широкого спектра научных интересов: литературоведов, лингвистов, философов, культурологов, историков, театроведов. Современное отечественное замятиноведение ведет свой отсчет со второй половины 1980-х годов, когда в России вышел составленный О. Михайловым сборник прозы писателя, а на страницах журнала «Знамя» был опубликован роман «Мы» и в этом же, 1988, году - фундаментальное издание «Сочинения» с послесловием М. Чудаковой и комментариями Е. Барабанова

[3].

В России вышли солидные монографии и другие отдельные издания, посвященные жизни и деятельности писателя [4]. Защищены докторские диссертации И.М. Поповой, М.Ю. Любимовой, В.Н. Евсеева, Т.Т. Давыдовой, H.H. Комлик, М.А. Хатямовой, Е.В. Бороды [5], многочисленные кандидатские диссертации. Сложился круг исследователей одного из самых известных

и значительных произведений Замятина - романа «Мы»: К.Д. Гордович, Т.Т. Давыдова, В.Н. Евсеев, В.А. Келдыш, М.Ю. Любимова, О.М. Михайлов, Л.В. Полякова, Е.Б. Скороспелова, В.А. Туниманов, И.О. Шайтанов, М.О. Чудако-

ва и многие другие.

Нужен был научный центр, который бы объединил усилия исследователей, способствовал распространению идей, и такой центр появился в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина: Международный научный центр по изучению творческого наследия Е.И. Замятина. Первая российская научная конференция «Творчество Евгения Замятина: проблемы изучения и преподавания» была проведена в Тамбове в 1992 году [6]. С этого времени ведут отсчет регулярные Международные Замятинские чтения, укрупнившие свой статус - Международный конгресс литературоведов (1992, 1994, 1997, 2000, 2002, 2004, 2006, 2009). Чтения проводятся совместно с Институтом мировой литературы имени A.M. Горького РАН, филиалом Центра в Елецком государственном университете имени И.А. Бунина (руководитель H.H. Комлик), Лингвистической лабораторией по изучению языка Е.И. Замятина в Мичуринском государственном педагогическом институте (руководитель Е.В. Алтабаева), а также с зарубежными филиалом Центра в Ягеллонском (Краков, Польша, руководители А. Гилднер, X. Ваш-келевич) и представительством в Лозаннском (Швейцария, руководитель Л.Геллер) университетах. По результатам Международных Замятинских чтений в Тамбове издано 14 томов коллективной монографии «Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня» [7]. Авторитет проводимых научных форумов столь велик, что Е.Б. Скороспелова издала свою монографию «Замятин и его роман "Мы"» с печатным посвящением «Участникам замятинских тамбовских семинаров и их вдохновительнице Л.В. Поляковой» [8]. К началу 2000-х годов в ТГУ имени Г.Р. Державина сложилась научная школа профессора Л.В. Поляковой «Исследование русской литературы в национальном культурном контексте» с ведущим направлением «Замятиноведе-

ние».

Значительная роль в замятиноведении принадлежит Российской национальной библиотеке. Благодаря деятельности петербургских исследователей, и прежде всего М.Ю. Любимовой, рассматривающей Е.И. Замятина во взаимосвязи с общемировой культурой, Санкт-Петербург играет консолидирующую роль в изучении творчества писателя. В Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова функционирует научная школа профессора Е.Б. Скороспеловой.

Обширными творческими контактами отмечена работа российских специалистов по творчеству Замятина с зарубежными учеными: Л. Геллер (Франция, Швейцария), А. Гилднер (Польша), Р. Гольдт (Германия), Г.З. Горбунова (Казахстан), Кан Бён Юн (Южная Корея), Дж. Куртис (Великобритания), Т. Лахузен (США), Л. Оляндер (Украина), М. Парфенов (Франция), Н. Пономарева (Беларусь), Л. Шеффлер (Германия), Э. Эндрюс (США), Д. Якл (Чехия) и другие. Активное сотрудничество с зарубежными славистами позволяет отечественному литературоведению обогатить научный арсенал, избежать возможной изолированности научных идей.

Со времени «возвращения» Замятина к русскоязычному читателю изучение его творчества двигалось определенным маршрутом, от концентрации одних проблем к другим. В 1985-1990 годах в общих чертах была очерчена идейно-тематическая канва художественного наследия писателя, преобладающим вниманием исследователей отмечен роман «Мы». Уже в 1997 году Л.В. Полякова прозорливо заметила, что «можно с полным основанием говорить о значительном укрупнении масштаба современного замятиноведения», расширении круга исследуемых произведений, «историко-литературного контекста», обозначении «новых аспектов научной проблематики», о новых подходах к изучению романа «Мы», о привлечении к анализу критического наследия писателя [9]. Исследователи обратились к реконструкции литературного, культурного и исторического контекстов замятинского творчества, восстановлению связи писателя с традициями русской литературы. Внимание

привлекли обстоятельства творческой биографии писателя, эволюция его

5

творческих замыслов, ключевые положения эстетической системы, круг философских воззрений. К концу 1990-х годов активизировался процесс изучения связи писателя с народной культурой, вопросов уникальной замятинской поэтики, мифологической основы его творчества.

Особую область замятиноведения представляет создание справочной литературы. В 1989 году была впервые опубликована библиография произведений Е.И. Замятина, подготовленная А.Н. Стрижевым и включающая прижизненные и современные публикации текстов произведении писателя [10]. В 1996 году А.Ю. Галушкин издал «Материалы к библиографии Е.И. Замятина (1937-1985)». 1997-й год ознаменован выходом двух библиографических списков, подготовленных А.Ю. Галушкиным: один из них описывает работы о жизни и творчестве писателя, появившиеся на иностранных языках в период с 1925 по 1995 годы; другой представляет собой русскоязычную библиографию произведений Замятина и научных публикаций, посвященных жизни и творчеству писателя [11]. В 2002 году опубликован аннотированный каталог «Материалы Е.И. и Л.Н. Замятиных в собраниях Пушкинского Дома» [12]. В 2003 году вышли в свет «Материалы к прижизненной библиографии Е.И. Замятина (1908-1936)» [13]. Этот материал стал «последним в цикле ... работ, посвященных библиографии Е.И. Замятина» [14], выполненных А.Ю. Галушкиным. Эти библиографические списки прочитываются как самостоятельный «замятиноведческий» текст, текст прикладного литературоведения. Подготовка трех тамбовских выпусков «Е.И. Замятин. Материалы к библиографии», в рамках научно-исследовательской деятельности Международного научного центра изучения творческого наследия Е.И. Замятина, - еще один шаг на пути к систематизации научных отечественных трудов о писателе [15]. Своеобразным итогом справочно-библиографической деятельности Центра стало издание «Замятинской энциклопедии. Лебедянский контекст» (2004) [16]. В 2008 году в Ельце вышел «Диалектно-просторечный словарь языка Евгения Замятина», подготовленный И.М. Курносовой [17].

Попытки системного осмысления достижений замятиноведения пред-

6

принимались в работах разных уровней. Экскурс по предшествующим работам делали практически все авторы больших научных исследований [18]. Каждый предпринявший подобное путешествие по многочисленным томам работ о Замятине руководствовался сходными целями и задачами: охарактеризовать положение данной отрасли литературоведения на момент исследования, систематизировать накопленное по какой-либо проблеме, описать состояние замятиноведения на определенном этапе, оперируя большим объемом материала или характеризуя позиции наиболее ярких и интересных критиков. В результате получались работы не только разнообразные по содержанию, но и различные по жанру: параграфы и главы диссертаций, тезисы докладов,статьи.

К середине 2000-х годов появилась возможность и целесообразность подведения некоторых рубежных итогов работы по изучению творческого наследия Замятина в России. К этому сегодня обязывает и своеобразный юбилей издания и начала изучения творчества Е.И.Замятина (25 лет, начиная с 1986 года - первой возобновленной публикации произведений писателя на Родине). На страницах диссертации осуществлен аналитический обзор работ о Замятине, изданных с 1986-го по 2011 год: именно эти годы демонстрируют динамику изучения творческого наследия писателя. Ориентируясь на этот период, можно увидеть, что именно и в какой степени в замятиноведении уже изучено, а чему еще предстоит стать предметом внимания ученых.

Актуальность диссертации обусловлена потребностью в обобщении достижений замятиноведения, в систематизации существующих работ о писателе и предложенных научных концепций; необходимостью выявления наиболее ярких тенденций в осмыслении художественных и литературно-теоретических открытий писателя. Уровень современного отечественного замятиноведения предполагает обозначение ближайших продуктивных научно-исследовательских перспектив.

Диссертация написана на материале научных, научно-прикладных работ о Замятине с привлечением творческого, эпистолярного наследия писате-

7

ля и критических статей о нем разных лет.

Объектом диссертационного исследования являются многочисленные научные труды, посвященные изучению, описанию жизни и творчества Е.И. Замятина, опубликованные в России в период последнего двадцатипятилетия (1986-2011). Эти годы демонстрируют динамику изучения наследия писателя

после его «возвращения» на Родину.

Предмет изучения - основные проблемные вопросы, характерные аспекты исследования художественного, литературно-теоретического, историко-литературного наследия писателя; концепции и теории ведущих направлений замятиноведения.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении современного состояния отечественного замятиноведения; обозначении основных проблем изучения творчества Е.И. Замятина; определении наиболее значимых тенденций в развитии данной области литературоведения.

Целью обусловлены задачи диссертации:

- обобщить и систематизировать опыт исследования творчества Е.И. Замятина; проанализировать масштаб сделанных открытий, основные достижения; охарактеризовать роль изучения замятинского наследия для развития

общего литературоведении;

- обозначить наиболее значимые направления в изучении художественного наследия Замятина, обосновать концептуально-теоретическую основу каждого из них, оценить вклад в отечественное замятиноведение его ведущих школ и направлений;

- выявить истоки концептуальных разногласий в дискуссионных вопросах замятиноведения (проблема творческого метода Е.И. Замятина, реалистическая и модернистская основа его творчества, некоторые вопросы поэтики);

- осветить максимальное количество аспектов исследования наследия Замятина, оценить степень раскрытия каждого из них;

- наметить перспективы изучения творчества писателя.

Теоретико-методологическая база диссертации строилась на основе научных концепций, изложенных в трудах русских и зарубежных философов, привлеченных диссертантом к интерпретации замятинского творчества: H.A. Бердяева, Ф. Ницше, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, О. Шпенглера и других.

В исследовании нашли отражение теоретические системы, представленные в трудах М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, И.Ф. Волкова, В.М. Жирмунского, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского,

A.A. Потебни, В.Б. Шкловского, Б.М. Эйхенбаума.

В процессе работы над диссертацией изучены труды отечественных и зарубежных исследователей творчества Е.И. Замятина, представителей разных литературоведческих школ: А.И. Ванюкова, А.Ю. Галушкина, Л. Геллера, А. Гилднер, М.М. Голубкова, Р. Гольдта, К.Д. Гордович, Т.Т. Давыдовой,

B.Н. Евсеева, Н.Ю. Желтовой, H.H. Комлик, И.А. Костылевой, С.И. Красов-ской, О.Н. Михайлова, Л.К. Оляндер, Г.П. Охотниковой, Л.В. Поляковой, И.М. Поповой, Е.Б. Скороспеловой, С.А. Тузкова и И.В. Тузковой, М.А. Ха-тямовой, И.О. Шайтанова, Н.В. Шенцевой и многих других.

Учтен опыт работы ведущей научной школы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина «Исследование русской литературы в национальном культурном контексте» по направлению «Замятинове-дение» под руководством профессора Л.В. Поляковой.

В процессе исследования применялись историко-литературный, исто-рико-функциональный, сравнительно-типологический, обзорно-

аналитический, интерпретационный, системный методы и подходы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В настоящее время в изучении творческого наследия Е.И. Замятина существует блок проблем, освещенных в отечественном литературоведении с разной степенью полноты и определенности. Наследие Замятина, как свойственно творчеству крупного художника, вписывается в контекст новой эпохи

и обретает новые смыслы, не теряя своей актуальности. Современное замя-

9

тиноведение в состоянии обобщить уже накопленный опыт и в то же время

имеет перспективы дальнейшего развития.

2. Одной из центральных проблем в изучении наследия Замятина остается проблема творческого метода писателя, художественной основы неореализма. Каждая из предлагаемых исследовательских позиций (реализм, модернизм, синтез реализма и модернизма) основывается на положениях замя-тинской художественной системы, многогранный, «синтетический» характер которой является причиной подобного разногласия. Благодаря многолетней дискуссии относительно творческого метода Замятина учеными прояснен ряд аспектов замятинской поэтики, выявлены литературно-генетические связи писателя, показано влияние теоретических положений его системы на литературу последующих периодов. Полемика вокруг неореализма и синтетизма является важнейшим идееобразующим фактором в замятиноведении.

3. Наиболее значимым вопросом в изучении художественного творчества Замятина является его исследование в контексте национальной культуры. Связь писателя с традициями народного творчества, русской философской мыслью, отечественным историко-культурным наследием становится направляющим фактором для многих аспектов замятиноведения: анализа художественных особенностей прозы и драматургии Замятина, определения тематической сферы его творческих устремлений, выявления фактов литературной преемственности и прочих. Проблемно-тематическая концентрация данного спектра исследования обусловила возникновение отдельного направления в замятиноведении.

4. Значительное место в изучении творчества Замятина занимает установление связи писателя с общефилософским контекстом эпохи и традициями русской классической литературы. Изучение культурной «родословной» способствует прояснению основы замятинского творчества. Среди литературных «предков» Замятина оказываются преимущественно значительные представители классического реализма (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, М.Е.

Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов), что можно расценить как аргумент в пользу

10

реалистической природы творчества писателя. Анализ известных тем, сюжетов, мотивов, «проинтегрированных» в замятинских текстах, позволяет исследователям обнаружить неореалистический, новаторский характер художественных экспериментов писателя-«еретика».

5. Тематическое, смысловое, поэтическое «родство» Замятина с писателями-современниками (М.А. Булгаков, Б.А. Пильняк, А.П. Платонов, М.М. Пришвин, A.M. Ремизов и многие другие) составляет наиболее многочисленный ряд изучения литературных параллелей в замятиноведении. Анализ подобных взаимовлияний и взаимосвязей способствует восстановлению целостного историко-культурного контекста XX века как литературной эпохи.

6. Обращение замятиноведов к связям писателя с современной литературой, с реалистами второй половины XX века (B.C. Маканин, В.Н. Войно-вич) и писателями-постмодернистами (В.О. Пелевин, Л.С. Петрушевская, Т.Н. Толстая), позволяет конкретизировать отдельные моменты влияния за-мятинской эстетической системы (функционирование отдельных приемов и элементов поэтики писателя в прозе современных авторов, актуальность значимых для Замятина проблем и идей); демонстрирует универсальность художественного космоса Замятина; видимо, свидетельствует о принципиальной неразрешимости вопроса о творческом методе классика XX века.

Научная новизна диссертации заключается в обобщении, систематизации существующих работ о Замятине; целостном анализе основных тенденций и подходов в изучении творчества писателя; выявлении перспектив изучения художественного наследия классика XX века.

Теоретическая значимость диссертации обусловлена тем, что она способствует обобщению и пониманию некоторых закономерностей в развитии отечественного литературоведения, обогащению понятий творческого

метода, «синтетизма», «неореализма».

Практическое значение работы связано с использованием ее результатов в диссертациях и других научных исследованиях, в качестве комментариев к изданиям сочинений Е.И. Замятина, в практике преподавания истории

11

русской литературы XX века в вузе и школе, спецкурсах и спецсеминарах на

филологических факультетах.

Особый практический смысл для замятиноведов имеет Приложение к диссертации, являющееся своего рода продолжением библиографии, составленной А.Ю. Галушкиным и включающей издания до 1996 года. В Приложении впервые систематизированы обширные сведения об изданиях произведений Е.И. Замятина и работах о творчестве писателя, вышедших в России в

период с 1996 по 2011 годы.

Апробация диссертации. Основные результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, обсуждались на заседаниях кафедр истории русской литературы, русской и зарубежной литературы ТГУ им. Г.Р. Державина. Апробация отдельных положений исследования осуществлялась на Четвертых Международных Замятинских чтениях в Тамбове (2000), Международной научной конференции «Русистика XXI века: традиции и тенденции» (Мичуринск, 2008), Международном конгрессе литературоведов, приуроченном к 125-летию Е.И. Замятина (Тамбов-Елец, 2009), Международной научно-практической конференции «Славянский мир: духовные традиции и современность» (Тамбов, 2010), ежегодной Общероссийской научной конференции «Державинские чтения» (2001, 2006, 2008, 2009, 2012) в ТГУ имени

Г.Р. Державина.

По проблематике исследования опубликовано 18 работ, из них 4 - в изданиях из списка ВАК Министерства образования и науки РФ. Автор диссертации имеет опыт участия в составлении аннотированного библиографического указателя, редактировании сборников научных работ, в переводе иноязычных публикаций [19], посвященных творчеству Е.И. Замятина.

Структура работы. Диссертация включает Введение, три главы, Заключение, Список использованной литературы. Завершает диссертацию Приложение «Материалы к библиографии Е.И. Замятина (1996-2011)», включающее 925 наименований.

Глава 1.

Дискуссия о творческом методе Е.И. Замятина в современной научной литературе

1.1. Проблема интерпретации творческого метода Е.И. Замятина

В современном литературоведении сохраняется традиционный подход к творческому методу как совокупности творческих принципов художественного освоения действительности (И.Ф. Волков, Л.И. Тимофеев). Обусловлен он представлениями писателя о бытии и, таким образом, становится мировоззренческой категорией. Связь мировоззрения и метода имеет творческий характер, «художник в творческом акте создает эстетическую реальность, не равнозначную его идеологическим доктринам» [1]. О творческом методе конкретного автора мы судим по его произведениям, которые и есть конкретное выражение метода, они дают представление о художественных особенностях творчества писателя через проблематику, жанр, стиль, пафос.

Вопрос о творческом методе Е.И. Замятина - один из наиболее сложных в современном замятиноведении. Выстраивая собственную теорию литературного развития, писатель констатировал, что во втором десятилетии XX века в русскую литературу «пришли неореалисты, принявшие в наследство черты как прежних реалистов, так и черты символистов», отдельно подчеркнув: «К этому же течению принадлежу и я...» [2].

Разговор о неореализме в широком смысле - и, конкретнее, о творческом методе Е.И. Замятина - имеет в литературоведении дискуссионный характер. Выдвигаются разные, порой полярные точки зрения. И это в духе самого писателя, отрицающего энтропийность. Очевидно, споры по данному вопросу будут продолжаться еще долгое время, что обусловлено рядом причин, по мере устранения которых будет проясняться природа уникального творческого почерка писателя.

Первое, с чем сталкивается исследователь на пути решения этого вопроса, - проблема теоретического характера. Л.В. Полякова пишет: «При попытке хоть как-то решить проблему художественных систем XX столетия в литературе, как правило, обнаруживается и разрушает все более или менее стройные историко-литературные сооружения недостаток терминологии, ее несовершенство. Например, что такое литература «социалистического реализма»?» [3]. Об этом же говорит и другой ученый, В.Н. Евсеев, отмечая «отсутствие систематической типологии методов» [4]. И, пожалуй, это один из главных спорных моментов на пути исследования неореализма.

Взгляды замятиноведов на природу творческого метода Е.И. Замятина расходятся. Так, Л.В. Полякова и В.Н. Евсеев отстаивают реалистическую доминанту творчества писателя, в то время как Е.Б. Скороспелова, Т.Т. Давыдова и М.А. Хатямова поддерживают приоритетность модернистского начала.

Т.Т. Давыдова, называя неореализм «постсимволистским литературным модернистским стилевым течением 1910-1930-х годов, основанным на неореалистическом художественном методе», считает, что «в этом методе синтезированы черты реализма и символизма при преобладании последних»

[5].

Л.В. Полякова также отмечает активное сотрудничество реализма с символизмом и делает вывод о том, что «у символизма среди новых течений конца XIX - начала XX веков - особое место. Во всяком случае, его вряд ли разумно рядом с другими течениями рассматривать как антиреалистическое»

[6]. Из такой трактовки символизма, по всей вероятности, и вырастает уверенность исследователя в преобладании реалистического начала в творческом методе Е.И. Замятина.

В.Н. Евсеев констатирует огромное влияние, которое оказал символизм на творчество Замятина, признает, что Замятин «кардинально обновил и трансформировал реалистическую традицию, максимально плодотворно ис-

пользуя контекстуальный его творческому становлению опыт модернистских направлений» [7] и, прежде всего, символизма.

Книга Т.Т. Давыдовой «Русский неореализм. Идеология, поэтика, творческая эволюция» привлекает внимание, прежде всего, попыткой системного подхода к осмыслению такого сложного и неоднозначного вопроса, как проблема неореализма. Введение отдельно взятых писательских индивидуальностей в современный им контекст позволяет исследователю вести разговор об эволюции неореализма и выделить три этапа его развития, обращая внимание на преобладающую в произведениях тематику, художественную реализацию концепции человека, систему жанров и стиль.

Полемично звучит высказывание исследователя о том, что уже в ранних произведениях неореалистов «нарисована в целом индетерминистская модернистская картина мира» [8]. Это утверждение апеллирует к основным критериям реализма, а именно верности действительности, социально-психологическому и историческому детерминизму. Противоположное мнение высказывает В.Н. Евсеев, полагая, что человек в прозе Е.И. Замятина «детерминирован обстоятельствами жизни, что свидетельствует о приверженности писателя реалистическим принципам обобщения, модернизированным благодаря гротеску, мифопоэтике и универсализации образа, символическим аналогиям» [9].

Принципиальные расхождения на страницах современной дискуссии о творческом методе Замятина прослеживаются в трактовке понятий синтетизма и неореализма. В интерпретации этой проблемы возможно выделить два пути. Так, Т.Т. Давыдова отождествляет эти понятия, используя их как взаи-мозаменяющие. Иная позиция у Л.В. Поляковой и В.Н. Евсеева.

Более широкое понимание синтетизма и неореализма прослеживается в

работе В.Н. Евсеева, который строит свои рассуждения, исходя из мысли о

том, что основополагающий принцип эстетической системы Е.И. Замятина

состоит в синтетизме, поскольку в неореализме соединяются достижения и

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Толмачева, Оксана Васильевна, 2012 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ*

I

1. Замятин Е.И. Сочинения: В 4 т. / под ред. Е. Жиглевич и Б. Филиппова. München: А Neimanis Buchvertrieb und Verlag, 1982-1988.

2. Замятин Е.И. Сочинения / сост. Т.В. Громова, М.О. Чудакова; послесл. М. Чудаковой; коммент. Е. Барабанова. М.: Книга, 1988. - 575 с.

3. Замятин Е.И. Избранное / сост., подгот. текста и вступ. ст. О.Н. Михайлова; ил. O.K. Вуколова М.: Правда, 1989. - 464 с.

4. Замятин Е.И. Избранные произведения. Повести, рассказы, сказки, роман, пьесы / сост. А.Ю. Галушкина, предисл. В.Б. Шкловского. М.: Советский писатель, 1989. - 768 с.

5. Замятин Е.И. Избранные произведения / сост., вступ. ст., коммент. Е.Б. Скороспеловой. М.: Советская Россия, 1990. - 544 с.

6. Замятин Е.И. Избранные произведения: В 2 т. / вступ. ст., сост., примеч. О.Н. Михайлова. М.: Художественная литература, 1990. Т. 1 - 527 с. Т. 2 -412 с.

7. Замятин Е.И. Мы: Роман / предисл. В. Александровой. Нью-Йорк: Изд-во

им. Чехова, 1952.-200 с.

8. Замятин Е.И. Лица / вступ. ст. М. Корякова; ст.-послесл. Вл. Бондаренко. New York: Междунар. лит. содружество, 1967. - 322 с.

9. Замятин Е.И. Мы: Роман / вступ. ст. Е.Жиглевич; послесл. Вл. Бондаренко. New York: Междунар. лит. содружество, 1967. - 226 с.

Ю.Замятин Е.И. Повести. Рассказы / сост. О.Н. Михайлова; Оформл. Е, Си-

нилова. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1986. - 334 с. П.Замятин Е.И. Мы//Знамя. 1988. №4. С. 130-177. №5. С. 104-154. 12.Замятин Е.И. Автобиография, Чехов, Современная русская литература Психология творчества, О сюжете и фабуле, О языке / публ. А.Н. Стри-жева // Литературная учеба. 1988. №5. С.130-142. № 6 С 79-89.

* В списке указаны издания работ Е.И. Замятина, публикации о нем, вышедшие до 1995 года включительно. Остальные замятинские и замятиноведческие труды (1996-2011) вошли в специальное Приложение.

1 З.Замятин Е.И. Мы: Роман; Повести; Рассказы; Пьесы; Статьи и воспоминания / сост. и послесл. Е.Б. Скороспеловой. Кишинев: Лит. артистикэ, 1989.-639 с.

Н.Замятин Е.И. Мы: Романы, Повести, Рассказы, Сказки / сост., вступ. ст. И.О. Шайтанова. М.: Современник, 1989. - 560 с.

15.Замятин Е.И. Мы: Роман; Хаксли О. О дивный новый мир: Роман / пре-дисл. П. Палиевского. М.: Художественная литература, 1989. - 351 с.

16.Замятин Е.И. Атилла: Трагедия в 4-х действиях // Современная драматургия. 1990. №1. С. 205-227.

П.Замятин Е.И. Пещера: [Пьеса в 1 акте] В 2-х сценах // Современная драматургия. 1991. №2. С. 216-221.

18.Замятин Е.И. Д-503: Проект киносценария по роману «Мы» / предисл. ВА. Туниманова // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. 1994. Вып. 3. С. 164-176.

19.Замятин Е. Бернгардъ Келлерманъ / публ. В. Колчанова // Кредо. Тамбов, 1994. №1. С. 17-19.

II

20.Аверинцев С.С, Андреев М.Л, Гаспаров М.Л, Михайлов A.B. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания / отв. ред. П.А. Грин-цер. М.: Наследие, 1994. - 512 с.

21.Акимов A.B. Человек и Единое Государство (Возвращение к Евгению Замятину) // Перечитывая заново: Литературно-критические статьи / сост. В. Лаврова. Л.: Художественная литература, 1989. С. 106-135.

22.Акимов В. Возвращение к Евгению Замятину // Аврора. 1989. № 10. С.128-130.

23.Алтабаева Е.В. Поэтика сказовых форм в произведениях Е. Замятина // Литература и фольклорная традиция: тезисы докладов науч. конф. Волгоград: Перемена, 1993. С. 68-71.

24.Андреев Н.Е. Ересь Замятина // Русская мысль = La Pensee Russe. Париж, 1987. 26 июня (№ 3679). С. 8-9; 3 июля (№ 3680). С. 8-9; 10 июля (№3681). С. 9.

25.Анненков Ю.П. Евгений Замятин: воспоминания // Литературная учеба. 1989. № 5. 112-131.

26.Ануфриев А.Е. К вопросу об интерпретации пространственно-временных отношений в романе Е. Замятина «Мы» // Русская классика XX века: пределы интерпретации: сб. мат-лов науч. конф. Ставрополь: Ставропольский гос. пед. ун-т, 1995. С. 26-30.

27.Ануфриев А.Е. Пространственно-временные отношения в романе Е. Замятина «Мы» // Анализ литературного произведения: сб. науч. тр. Киров: Вятский гос. пед. ун-т, 1995. С. 95-100.

28.Барабанов Е. Предсказание или предупреждение? К публикации романа Замятина «Мы» // Московские новости. 1988. 28 февраля. С. 11.

29.Баранов В. Услышать будущего зов // Советская культура. 1988. 21 апреля (№48). С. 3.

30.Бардышева О.В. Е.И. Замятин и С.Н. Сергеев-Ценский к вопросу о русском национальном характере // «Я с Россией до конца...»: С.Н. Сергеев-Ценский и современность: науч. доклады, ст, тезисы. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 1995. С. 159.

31. Бардышева О.В. Юбилейные Замятинские чтения // Народный учитель. Газета Тамбовского ордена «Знак почета» гос. пед. ин-та. 1994. 28 дек. С.1,2.

32.Баскаков В.Е. Евгений Замятин и кинематограф // Киноведческие записки. М, 1989. № 3. С. 86-92.

33.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. - 502 с.

34.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -

424 с.

35.Безелянский Ю. Ледокол сопротивления Евгения Замятина. К 100-летию со дня рождения // Вечерний клуб. 1994. 15 янв. № 7-8. С. 3.

36.БербероваН. Курсив мой //Вопросы литературы. 1988. № 11. С. 223-224.

37.Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. С. 43-46, 226269.

38.Бердяев H.A. Новое Средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. М.: Феникс-ХДС-пресс, 1991. - 81 с.

39.Бердяев H.A. Смысл творчества. М.:Фолио, ACT, 2002. -688 с.

40.Бушмин A.C. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Наука, 1969. - 227 с.

41.Василевский А. Открывая Замятина [Рец.] // Октябрь. 1987. №3. С. 202203.

42.Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. -404 с.

43.Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971.-240 с.

44. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. -360 с.

45.Влащенко В.И. Рассказ Е. Замятина «Огненное «А» в V классе // Русская словесность. 1995. № 6. С. 37-38.

46.Волков И.Ф. Литература как вид художественного творчества. М.: Просвещение, 1985. - 192 с.

47.Вомперский В.П. Е. Замятин как теоретик языка художественной литературы // Эстетическая природа художественного текста. Типы его изучения и их методологическая интерпретация: тезисы докладов Междунар. конф.-семинара. СПб.: СПУ, 1993. С. 26-27.

48.Воронский А.К. Искусство видеть мир. Портреты. Статьи. М.: Советский писатель, 1987. - 700 с.

49.Галушкин А.Ю. Вечный отрицатель и бунтарь. Е. Замятин - литературный критик // Литературное обозрение. 1988. № 2. С. 98-100.

50.Галушкин А.Ю. К истории ареста и несостоявшейся высылки Е.И. Замятина в 1922-1923 гг. / публ. и коммент. А. Галушкина // De visu. Ежемесячный историко-литературный и библиографический журнал. 1992. № 0. С. 12-14.

51.Галушкин А.Ю. К «допечатной» истории романа Е.И. Замятина «Мы» (1921-1924) // Themes and Variations: In Honor of Lazar Fleishman = Темы и вариации: сб. ст. и мат-лов к 50-летию Лазаря Флейшмана. Stanford, 1994. (Stanford Slavic Studies. Vol. 8). С. 366-375.

52.Гальцева P, Роднянская И. Помеха - человек: Опыт века в зеркале антиутопий //Новый мир. 1988. № 12. С. 217-230.

53.Гачев Г.Д. Ментальности народов мира. М.: ЭКСМО, 2008. -544 с.

5 4. Гелл ер Л. Скиф и лакеи: Забытые тексты Евгения Замятина: (Из материалов лозанского коллоквиума о Евг. Замятине): [Предисловие к републикации статей «Скифы ли?» и «О лакеях»] // Русская мысль = La Pensee Russe. Париж, 1987. 28 августа (№ 3688). С. 8-9.

55.Геллер Л. К истории независимой печати в Советском Союзе: Неизвестный текст Евгения Замятина: [Предисловие к републикации статьи «Перегудам»] // Вестник русского христианского движения. Париж, 1987. № 151.С.190-197.

5 6. Гелл ер Л. Божественная гармония несвободы: Леонид Андреев и Евгений Замятин // Русская мысль = La Pensee Russe. Париж, 1991. 19 июля (№ 3888). С. 15.

5 7. Гелл ер Л. Скиф из Нью-Кастля: Очерк творчества Евгения Замятина // Геллер Л. Слово мера мира. М.: МИК, 1994. С. 54-76.

58.Геллер Л. В «дивном храме» соответствий. «Мы» Замятина и диалог прозы с живописью // Геллер Л. Слово мера мира. М.: МИК, 1994. С. 78-96.

5 9.Гелл ер Л. Божественная гармония несвободы. Леонид Андреев и Евгений Замятин // Геллер Л. Слово мера мира. М.: МИК, 1994. С. 97-102.

60.Геллер Jl. Сологуб и Замятин // Геллер Л. Слово мера мира. М.: МИК, 1994. С. 103-113.

61.Геллер Л. Об утопии, антиутопии, герметизме и Е. Замятине // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. Воронеж: Воронежский ун-т, 1994. Вып. 3. С. 51-61.

62. Гелл ер Л. Замятинские чтения в Тамбове // Кредо. Тамбов, 1995. № 1011. С. 75-78.

63.Геллер Л. Замятинские чтения в Тамбове // Русская мысль = La pensee russe. Париж, 1995. 5-11 янв. № 4059. С 12.

64. Го лубков М.М. Евгений Замятин: «К разрушению равновесия...» // Наше наследие. 1989. № 1. С. 106-108.

65.Голубков С.А. Мир сатирического произведения: учеб. пособие. Самара:

СамГПИ, 1991.-106 с.

66.Голубков С.А. Поэтика сатирического произведения: Русская сатирическая проза XX века: Программы спецкурсов, сборник упражнений, тематика письменных работ, библиографический указатель. Самара: СамГПИ, 1992.-51 с.

67.Голубков С.А. Комическое в романе Е. Замятина «Мы». Самара: Изд-во

СамГПИ, 1993.- 124 с.

68.Гольдт Р. Условные и творческие аспекты знака в Блохе Е.И. Замятина // Поиски в инаком. Фантастика и русская литература XX века: тр. Между-нар. симпозиума / под ред. Л. Геллера. М.: «МИК», 1994. С. 85-100.

69.Гордович К.Д. История отечественной литературы XX века. СПб., «Специальная Литература», 1997. - 320 с.

70.Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. - 307 с.

71.Давыдова Т.Т. Евгений Замятин. М.: Знание, 1991. - 62 с.

72.Давыдова Т.Т. Традиции русской классики в повестях И. Шмелева и Е. Замятина // И.С. Шмелев. Мир ушедший - мир грядущий: тезисы докладов II Крымской Междунар. науч. конф. Алушта, 1993. С. 27-28.

73.Давыдова Т.Т. Повесть Е. Замятина «Уездное» // Анализ литературного произведения. М.: Мир книги, 1995. С. 155-170.

74.Девятайкин Е.Е. Творческая эволюция Е. Замятина (на материале дореволюционной прозы) // Советская литература в прошлом и настоящем: сб. ст. / под ред. И.Ф. Волкова. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. С. 39-54.

7 5. Долгопол ob Jl.K. Е. Замятин и В. Маяковский: К истории создания романа «Мы» // Русская литература. 1988. № 4. С. 182-185.

76.Доронченков И. А. Об источниках романа Е. Замятина «Мы» // Русская литература. 1989. № 4. С. 188-199.

77.Дубровина Т.Ю. Взаимодействие элементов литературной и фольклорной поэтики в романе Е. Замятина «Мы» // Русский фольклор: проблемы изучения и преподавания: мат-лы Межрегион, науч.-практич. конф.: В 3 ч. Тамбов: Изд-во ТГПИ, 1991. Ч. 2. С. 74-76.

78.Е.И. Замятин: новые материалы [из зарубежных архивов] / публ. Ж. Ше-рона//Новое литературное обозрение. 1995. № 11. С. 165-168.

79.Евгений Замятин - романтик и еретик: литературная страница / подготовили: Л.В. Полякова, М.В. Нечаева, Л.Е. Хворова, H.H. Архангельская, В.В. Колчанов // Тамбовская жизнь. 1992. 22 сент. С. 2.

80.Евсюков В. Человек и Левиафан. Утопия и антиутопия в сфере реальности // Дальний Восток. Хабаровск, 1990. № 5. С. 151-159.

81.Ерофеев В. Рец.: Замятин Е.И. Повести. Рассказы. Воронеж, 1986 // Новый мир. 1987. №12. С. 261.

82.Ершов Л. О ранней советской сатире: (Е. Замятин, М. Зощенко, М. Булгаков) // Болгарская русистика. София, 1989. № 3. С. 16-29.

83.Живолупова Н.В. Программа свободы в исповеди антигероя. От Достоевского к литературе XX века (Е. Замятин, В. Набоков, Вен. Ерофеев, Э. Лимонов)//Поиск смысла. Н.Новгород, 1994. С. 180-208.

84.Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Русская мысль. М.; Пг, 1916. Кн.12. С.51-54.

85.Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. JL: Наука, 1997.-405 с.

86.Зайцев В.А. История русской литературы второй половины XX века. М.: Высшая школа, 2004. - 455 с.

87.Зверев А. «Когда пробьет последний час природы...» Антиутопия. XX век // Вопросы литературы. 1989. № 1. С. 26-69.

88.3лочевская A.B. «Оптическая» образность антиутопии Е. Замятина «Мы» // Русская словесность. 2009. № 5. С. 27-32.

89.3олототрубова H.H. Содержательность художественного пространства повестей Е. Замятина «Алатырь» и «Островитяне» // Воронежский край и зарубежье: А. Платонов, И. Бунин, Е. Замятин, О. Мандельштам и другие в культуре XX века: мат-лы Междунар. науч. конф. / гл. ред. Т.А. Нико-нова. Воронеж: МИПП «Логос», 1992. С. 71-74.

90.Иванов-Разумник Р.В. Заветное: О культурной традиции. Ст. 1912-1913

гг. Пг., 1922. - 109 с.

91 .Ильин И.А. О тьме и просветлении. Мюнхен, 1950. - 202 с.

92.История русской литературы XX века (20-90-годы). Основные имена: учеб. пособие / отв. ред. С.И. Кормилов. М., 1998. - 480 с.

93.История русской литературы XX века (20-50-е годы): Литературный процесс. М.: Изд-во Московского ун-та, 2006. - 776 с.

94.Каракан Т.А. Роман Е. Замятина «Мы»: проблема жанра // Современные проблемы метода, жанра и поэтики русской литературы: межвуз. сб. / отв. ред. В.Н. Захаров. Петрозаводск: Изд-во ПТУ, 1991. С. 153-157.

95.Каракан Т.А. Категория детства в романе Е. Замятина «Мы» // Проблемы детской литературы: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.М. Неелов. Петрозаводск:

Изд-во ПТУ, 1992. С. 17-25.

96.Келдыш В.А. О «серебряном веке» русской литературы: общие закономерности. Проблемы прозы. М.: ИМЛИ РАН, 2010. - 512 с.

97.Кизименко Н. Еретик из Лебедяни: о творчестве писателя Е.И. Замятина //Подъем. 1991. № 6. С. 215-230.

98.Костылева И.А. Экспрессионизм в русской литературе начала XX века. Л. Андреев и Е. Замятин // Художественный текст и культура: тезисы докладов на Всерос. науч. конф. / отв. ред. И.С. Приходько. Владимир: ВГПИ, 1993. С. 73-5.

99.Кредо. Специальный выпуск, посвященный Юбилейным Вторым международным Замятинским чтениям. Тамбов, 1995. № 10-11. - 96 с.

100. Кузьмичев И.К. Введение в общее литературоведение XXI века. Н.Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского, 2001.-322 с.

101. Курносова И.М. Просторечная лексика в произведениях Е. Замятина // Тезисы межвузовской конференции молодых ученых. Липецк: Изд-во

ЛГПИ, 1992. С. 108.

102. Кщименко Н. Еретик из Лебедяни // Подъем. 1991. № 6. С. 215-230.

103. Лазарев В. Возвращение Евгения Замятина // Советская библиография. 1989. №3. С. 53.

104. Лазаренко О.В. Проблема идеала в антиутопии: «Мы» Е. Замятина и «Чевенгур» А. Платонова // Андрей Платонов. Воронеж, 1993. С. 39-46.

105. Лакшин В. Антиутопия Е. Замятина // Знамя. 1988. № 4. С. 126-130.

106. Ланин Б.А. Характер повествования в романе Е. Замятина «Мы» // Творческая платформа советской многонациональной литературы: тезисы докладов респ. науч.-теоретич. конф. Баку: АГУ, 1989. С. 72-73.

107. Ланин Б.А. Евгений Замятин и школьная программа // Народное образование. 1990. № 12. С. 59-65.

108. Ланин Б.А. Роман Е.И. Замятина «Мы». М.: Алконост, 1992. - 27 с.

109. Ланин Б.А. Мотивы страха и смерти в романе Е. Замятина «Мы» // Воронежский край и зарубежье: А. Платонов, И. Бунин, Е. Замятин, О. Мандельштам и другие в культуре XX века: мат-лы Междунар. науч. конф. / гл. ред. Т.А. Никонова. Воронеж: МИПП «Логос», 1992. С. 68-71.

110. Ланин Б.А. О мотивной структуре романа Е. Замятина «Мы» // Актуальные проблемы изучения и преподавания славянских литератур: тезисы докладов науч.-практич. конф. Измаил, 1992. С. 72-74.

111. Ланин Б.А. Евгений Замятин и развитие русской антиутопии // Русский литературоведческий журнал: Теория и история литературы. 1993. № 2. С. 29-64.

112. Ланин Б.А. Страх и псевдокарнавал в русской антиутопии // Культурное наследие русской эмиграции: 1917-1940: В 2 кн. / под общ. ред. Е.П. Челышева и Д.М. Шаховского. М.: Наследие, 1994. Кн. 2. С. 88-97.

113. Лахузен Т. Евгений Замятин, теория энтропии и литературный дискурс // Русский язык за рубежом. 1993. № 4. С. 91-97.

114. Лахузен Т., Максимова Е., Эндрюс Э. О синтетизме, математике и прочем...: Роман «Мы» Евгения Замятина: К 100-летию Е.И. Замятина. СПб.: Астра-ЛЮКС. Изд-во «Сударыня», 1994. - 120 с.

115. Левидов М. Без гнева и пристрастия: (Бабель и другие) // Бюллетени литературы и жизни. 1924. № 4. С. 245-246.

116. Литвин Е.Ю. Евгений Замятин о Блоке (Речь на вечере памяти Блока в БДТ 15 ноября 1926 г.) // Литературное наследство. М., 1993. Т. 92. Кн. 5. С. 584-588.

117. Литературные манифесты от символизма до наших дней. М.: Согласие, 2000. - 606 с.

118. Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3 т. Л.: Художественная литература, 1987.

119. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения из записных книжек разных лет. Л.: Советский писатель, 1989. - 605 с.

120. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль,

1993.-962 с.

121. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев: «Collegium», «Киевская Академия Евробизнеса», 1994. - 288 с.

122. Лосский H.О. Характер русского народа. М.: Даръ, Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. - 336 с.

123. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. -384 с.

124. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб: Искусство, 1994. -412 с.

125. Любимова М.Ю. Е.И. Замятин в годы первой русской революции: (Из писем Замятина 1906 г.) // Источниковедческое изучение памятников письменной культуры в собраниях и архивах ГПБ: История России XIX-XX веков: сб. науч. тр. / сост. и науч. ред. В.Н. Сажин. Л.: ГПБ, 1991. С. 97-107.

126. Любимова А.Ф. Психологическая модель человека в антиутопиях Е. Замятина и Д. Оруэлла // Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе XIX-XX веков: межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 1992. С. 43-49.

127. Любимова М. «Высылка отсрочена до особого распоряжения...» Документальные штрихи к портрету Е. Замятина // Всемирное слово. 1995. №9. С. 71-73.

128. Любимова М.Ю. Е.И. Замятин и Б.А. Пильняк: мат-лы к биографии // Источниковедческое изучение памятников письменной культуры / сост. Л.И. Бучина, М.Ю. Любимова. СПб.: Изд-во Российской национальной

библиотеки, 1994. С. 98-108.

129. Майорова Т. К вопросу о концепции человека в творчестве Е. Замятина

//Кредо. Тамбов,1995. №12. С. 2-9.

130. Максимова Е. Символика «дома»-«антидома» // Аврора. 1994. № 9/10.

С. 70-75.

131. Мальмстад Д, Флейшман Л. Из биографии Замятина: (По новым материалам): [Фрагменты] // Русская мысль = La Pensee Russe. Париж, 1987. 10 июня (№ 3681). С. 11.

132. Матвеева Г., Стрижев А. Путь неприятия и боли: (Евгений Замятин -страницы творческой биографии) // Современная драматургия. М., 1990. № 1. С. 200-204.

133. Матушкина В. Е. Замятин и Л. Леонов // Кредо. Тамбов, 1994. №8. С. 4-16.

134. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. Чтения по истории и теории культуры. М.: Изд-во РГГУ, 1994. - 136 с.

135. Михайлов М. Роман «Мы» Евгения Замятина и советское общество // Русская мысль = La Pensee Russe. Париж,1987. 1-2 мая (№ 3671). С. 9.

136. Михайлов О.Н. Гроссмейстер литературы // Литературная Россия. 1986. 26 декабря (№ 52). С. 18-19.

137. Михайлов О.Н. Да, именно о ней // Литературная газета. 1987. 28 окт.

(№44). С. 4.

138. Михайлов О.Н. Далекое близкое // Литературная газета. 1987. 8 июля (№28). С. 3.

139. Михайлов О.Н Антиутопия Евг. Замятина // Литературная газета. 1988.

25 мая (№21). С. 4.

140. Михайлов О.Н. Евгений Иванович Замятин (1884-1937) // Литература русского зарубежья. М.: Просвещение, 1995. С. 292-321.

141. Михайлова С. Ликвидировать «белые пятна»// Литературная газета. 1987. 18 ноября (№47). С. 2.

142. Михеев Ю.Э. Не останавливаться! О Е. Замятине и его романе «Мы» // Тамбовская правда. 1988. 29 декабря. С. 3.

143. Михеев Ю.Э. Тамбовское слово Замятина // Тамбовская правда. 1988. 17 февраля. С. 3.

144. Михеев Ю.Э. Жанровая структура сказок Е.И. Замятина в контексте фольклорных традиций // Русский фольклор: проблемы изучения и преподавания: мат-лы межрегион, науч.-практич. конф.: В 3 ч. Тамбов: Изд-во ТГПИ, 1991. Ч. 2. С. 76-78.

145. Михеев Ю.Э. Замятин как сатирик // Наш край Тамбовский: тезисы докладов II областной краеведческой конф. Тамбов: ТГПИ, 1991. С. 106-108.

146. Михеев Ю.Э. Художественное время в рассказе Е.И. Замятина «Пещера» // Культура русской провинции. Проблемы изучения литературного наследия Тамбовского края: межвуз. сб. науч. тр. / под общ. ред. JI.B. Поляковой. Тамбов: ТГПИ, 1993. Вып.И. С. 119-126.

147. Можейко И. Еретик или антиутопия // В мире книг. 1988. № 9. С.21-24.

148. Муриков Г. Они и «Мы»// Звезда. 1989. № 1. С. 187-191.

149. Мущенко Е.Г. «И я был большевиком...» // Подъем. 1987. № 7. С. 131-134.

150. Мущенко Е.Г. «Я» и «Мы»: Об идеологическом и нравственном пафосе романа Е.И. Замятина «Мы» // Подъем. 1989. № 4. С. 134-138.

151. Мущенко Е.Г. Е.И. Замятин // Мущенко Е.Г. В художественном мире А. Платонова и Е. Замятина: лекции для учителя-словесника. Воронеж: «Логос», «Траст», 1994. С. 46-81.

152. Недзвецкий В.А. Благо и Благодетель в романе Е. Замятина «Мы»: О литературно-философских истоках произведения // Известия РАН. Сер. литературы и языка. 1992. Т. 51. № 5. С. 20-28.

153. Нечипоренко В.А. О параллелях в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского, Е.И. Замятина и A.C. Новикова-Прибоя // «Я с Россией до конца...»: С.Н. Сергеев-Ценский и современность: научн. доклады, статьи, тезисы / под ред. Л.В. Поляковой. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1995. С.162-165.

154. Николенко О.Н. Е.И. Замятин и его роман «Мы». Харьков. 1995. - 63 с.

155. Николюкин А.Н. «Не в изгнании, а в послании»: миссия литературы // Культурное наследие русской эмиграции:1917-1940: В 2 кн. / под общ. ред. Е.П. Челышева и Д.М. Шаховского. М.: Наследие, 1994. Кн. 2. С.88-97

156. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб.: Азбука, 2000. -240 с.

157. Нусинова Н.И. О сценарии Евгения Замятина «Нос» // Киноведческие записки. 1995. № 25. С. 53-58.

158. Овсянников И.И. Е.И. Замятин возвращается на Родину. Российские Замятинские чтения в Тамбове: интервью с Л.В. Поляковой // Тамбовская

жизнь. 1992. 19 сент. С. 3.

159. Олейникова О.Н. Жанровое своеобразие романа Е. Замятина «Мы» // Творческая индивидуальность писателя и литературный процесс: Метод, стиль, поэтика: межвуз. сб. науч. тр. Липецк: Липецкий гос. пед. ун-т, 1992. С. 90-103.

160. Олейникова О.Н. Роман Е. Замятина и антиутопия XX века // Воронежский край и зарубежье: А. Платонов, И. Бунин, Е. Замятин, О. Мандельштам и другие в культуре XX века: мат-лы Междунар. науч. конф. / гл. ред. Т.А. Никонова. Воронеж: МИПП «Логос», 1992. С. 65-68.

161. Орлицкий Ю. Преодолевая «метрический стандарт» (стиховое начало в прозе Е. Замятина) // Кредо. Тамбов, 1994. №8. С. 17-25.

162. Павлова-Сильванская М. Это сладкое «Мы», это коварное «Мы» // Дружба народов. 1988. № 11. С. 259-262.

163. Палиевский П. Непрошеный мир // Иностранная литература. 1988. № 4. С. 125-126.

164. Плотникова Н. Взгляд из сегодня. Международные Замятинские чтения в Тамбове // Тамбовская жизнь. 1994. 7 дек.

165. Полякова Л.В. Личность и цивилизация: о романе Е. Замятина «Мы» // Роль художественной литературы в становлении личности школьника / под общ. ред. Л.В. Поляковой. Тамбов: Изд-во ТГПИ, 1992. С. 17-37.

166. Полякова Л.В. Е.И. Замятин возвращается на Родину. Российские Замятинские чтения в Тамбове // Тамбовская жизнь. 1992.19 сент. С. 3.

167. Полякова JI.B. Художник и революция. Фрагмент из предисловия к книге «Избранное» Евг. Замятина, готовящейся к выходу // Тамбовская жизнь. 1992. 22 сент. С. 2.

168. Полякова JT.B. Художник, Революция: Е. Замятин и А. Воронский // Культура русской провинции. Проблемы изучения литературного наследия Тамбовского края: межвуз. сб. науч. тр. / под общ. ред. JI.B. Поляковой. Тамбов: Изд-во ТГПИ, 1993. Вып. П. С. 107-119.

169. Полякова JI.B. Взгляд из сегодня. Международные Замятинские чтения в Тамбове // Тамбовская жизнь. 1994. 7 декабря.

170. Полякова JI.B. Евгений Замятин и его отклик на роман Бернгарда Келлермана «Туннель» //Кредо. Тамбов, 1994. №1. С. 19-23.

171. Полякова JI.B. Матрос на мачте. К 110-летию писателя Евгения Замятина//Тамбовская жизнь. 1994. 5 февраля.

172. Полякова JI.B. Взгляд из Парижа на Замятинские чтения в Тамбове // Тамбовская жизнь. 1995. 17 марта.

173. Полякова Л.В. О некоторых теоретических аспектах истории русской литературы XX века // Русское литературоведение в новом тысячелетии: мат-лы 1-й Междунар. конф.: В 2 т. М, РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2002. Т. 2. С. 249-261.

174. Полякова Л.В. XX век: эпохальный характер историко-литературного промежутка // Традиции русской классики XX века и современность: мат-лы научн. конф. / ред.-сост. С.И. Кормилов. М.: Изд-во МГУ, 2002. С. 10-14.

175. Полякова Л.В. «Время работает в пользу канона»: к проблеме соотношения «литературных рядов» // Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методологии изучения: мат-лы Междунар. науч. конф. / ред.-сост. С.И. Кормилов. М, 2004. С. 444-451.

176. Полякова Л.В. Теоретические и методологические аспекты истории русской литературы XX-XXI веков. Тамбов, 2007. - 307 с.

177. Полякова JI.B. Литературоведение. Введение в научно-исследовательскую практику, проблематику и терминологию: авторский курс лекций для аспирантов. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.

Державина, 2012. -372 с.

178. Пономарева Е.В. Межжанровые процессы в русской новеллистике 20-х годов XX века // Русское литературоведение в новом тысячелетии: мат-лы 1-й Междунар. конф. «Русское литературоведение в новом тысячелетии: В 2 т. М., РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2002. Т. 2. С. 108-111.

179. Поспелов Т.Н. Вопросы методологии и поэтики: сб. ст. М.: Изд-во

МГУ, 1983.-336 с.

180. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. - 614 с.

181. Примочкина H.H. М. Горький и Е. Замятин: (К истории литературных взаимоотношений) // Русская литература. 1987. № 4. С. 148-160.

182. Примочкина H.H., Примочкин Б.П. М. Горький и Е. Замятин (К истории творческих взаимоотношений) // Творчество М. Горького в художественной системе социалистического реализма: Горьковские чтения-86. Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1986. С. 103-110.

183. Рассел Р. Гоголевская традиция и ранние повести Е. Замятина // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. М, 1995. Вып. 2. С.13-22.

184. Резун М.А. «Поединок» А. Куприна и «На куличках» Е. Замятина (опыт сравнительного анализа) // Проблемы художественного метода русской литературы конца XIX - начала XX веков: тезисы докладов крымской науч. конф. Симферополь, 1990. С. 157-158.

185. Резун М.А. Сюжетно-композиционное своеобразие повестей Е.И. Замятина 1910-х годов // Материалы вторых Сейфуллинских чтений. Целиноград, 1991. Т. 1.С. 97-98.

186. Резун М.А. Особенности повествования в антиутопических сказках Е.И. Замятина // Проблемы литературных жанров: мат-лы VII науч. меж-

вуз. конф. / под ред. Ф.З. Кануновой. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 1992. С. 110-111.

187. Резун М.А. Традиции народной культуры в повестях Е.И. Замятина 1910-х годов // Традиции в контексте русской культуры: мат-лы к науч. конф. Череповец: ЧТУ, 1992. С. 90-91.

188. Резун М.А. Сюжетная организация «Рассказа о самом главном» Е. Замятина // Традиции и творческая индивидуальность писателя: сб. науч.

тр. Элиста, 1995. С. 119-125.

189. Ремизов А. Стоять - негасимую свечу. Памяти Евгения Ивановича Замятина / публ. и примеч. А.Н. Стрижева // Наше наследие. 1989. № 1. С. 119-121.

190. Репринцева Е.В. О коррелирующих мифологических мотивах романа Евг. Замятина «Мы» // Текст: структура и функционирование: сб. науч. ст. / отв. ред. В .А. Пищальникова. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1994.С 149-150.

191. Рогова Г .И. Своеобразие хронотопа в повести Е. Замятина «Бич Божий» // Воронежский край и зарубежье: А. Платонов, И. Бунин, Е. Замятин, О. Мандельштам и другие в культуре XX века: мат-лы Междунар. науч. конф. / гл. ред. Т.А. Никонова. Воронеж: МИПП «Логос», 1992. С.74-77.

192. Рогова К.А [Рецензия] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2: История, языкознание, литературоведение. 1995. Вып. 1. С. 123124.

193. Русская литература XX века: итоги и перспективы изучения: сб. ст. М, 2001.-435 с.

194. Русская литература XX века. Направления и течения. Екатеринбург, 1996.

195. Русская литература XX века: учеб. пособое / под общ. ред. Е.Г. Му-щенко. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999. - 800 с.

196. Савина В., Нечипоренко В. Доцент ЛКИ Евг. Замятин // Вестник высшей школы. 1989. № 7. С. 77-91.

197. Сафронова А. Иксы Евгения Замятина // Волга. 1989. № 8. С. 103-106.

198. Сахаров В. Воспоминание о будущем: Перечитывая роман Е. Замятина «Мы» // Литературная Россия. 1994. 7 окт. № 40. С. 13.

199. Сахаров В. Воспоминания о будущем: Перечитывая «Мы» Е. Замятина и «Собачье сердце» М. Булгакова// Подъем. 1995. № 7. С. 197-207.

200. Сваровская A.C. Роль эпического повествования в русской прозе 1910-х годов // Проблемы литературных жанров: мат-лы Межвуз. науч. конф. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1987. С. 91-92.

201. Сваровская A.C. Поэтика повести Е. Замятина «Алатырь» // Проблемы литературных жанров: мат-лы Межвуз. науч. конф. / под ред. H.H. Киселева. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1990. С. 134-136.

202. Сваровская A.C. Фольклорно-мифологическое начало в повести Е. Замятина «Алатырь» // Проблемы метода и жанра: сб. ст. / отв. ред. Ф.З. Канунова. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1994. Вып. 18. С. 282-294.

203. Свительский В.А. Английская тема в русской прозе от Н. Лескова к Е. Замятину и А. Платонову // Воронежский край и зарубежье: А. Платонов, И. Бунин, Е. Замятин, О. Мандельштам и другие в культуре XX века: мат-лы Междунар. науч. конф. / гл. ред. Т.А. Никонова. Воронеж: МИПП

«Логос», 1992. С. 41-48.

204. Скалон Н.Р. Роман Е. Замятина «Мы» в зоне контакта с М. Бахтиным // Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск, 1993. № 4. С. 25-37.

205. Скворцова А.И. Цитаты из произведений Ф.М. Достоевского в романе Евг. Замятина «Мы» // Материалы XI научной конференции профессорско-преподавательского состава. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос.

ун-та, 1994. С. 397-401.

206. Скворцова А.И. Евгений Замятин о Ф.М. Достоевском // Материалы XVI научной конференции профессорско-преподавательского состава

Волгоградского гос. ун-та. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1995. С. 404-408.

207. Скороспелова Е.Б. Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М.: ТЕИС, 2003. - 358 с.

208. Слободнюк СЛ. К вопросу о гностическом элементе в творчестве А. Блока, Е. Замятина и А. Толстого (1918-1923) // Русская литература.

1994. № 3. С. 80-94.

209. Соловьев B.C. Избранное / вступ. статья A.B. Гулыги. М.: Советская

Россия, 1990.-496 с.

210. Спивак М. «Лазурное блаженство забытья». Детство в антиутопиях XX века // Детская литература. 1989. № 9. С. 18-24.

211. Стрельцов А. Художественное мышление писателя и художественная цельность произведения (Роман «Мы» в контексте творчества Замятина) // Кредо. Тамбов, 1994. №1. С. 23-24, 41-47.

212. Стрижев А.Н. Литературная студия Замятина // Литературная учеба.

1988. №5, 6. С. 118-119.

213. Стрижев А.Н. Евгений Замятин и его исторический роман // Человек и

водные ресурсы. 1988. № 9. С. 63-69.

214. Стрижев А.Н. Возвращенное имя // Журнал журналов. 1989. С.226-227.

215. Стрижев А.Н. Произведения Е. Замятина: (список публикаций) // Современная библиография. М, 1989. № 3. С. 54-57.

216. Стрижев А.Н. Дом в сугробах // Современная драматургия. 1991. № 2.

С. 215.

217. Струве H.A. Символика чисел в романе Замятина «Мы» // Струве H.A. Православие и культура. М.: Христианское издательство, 1992. С. 253-258.

218. Сухих И.Н. Чехов и «возвращенная» литература // Звезда. 1992. № 7. С.149-154.

219. Сухих И.Н. Чехов и «возвращенная» литература // Диалог. Карнавал. Хронотоп: Взгляд из 1980-х. М., 1990. С. 12-32.

220. Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В 14 кн. / под ред. проф. Л.В. Полляковой. Тамбов: Изд-во ТГПИ, 1994. Кн. I. - 304 с. Кн. И. - 270 с.

221. Творчество Евгения Замятина: проблемы изучения и преподавания. Материалы Первых Российских Замятинских чтений. Тамбов: ТГПИ, 1992.-90 с.

222. Трубецкой Н.С. Вавилонская башня и смешение языков // Наследие Чингисхана. М.: Эксмо, 2007. - 736 с.

223. Туниманов В.А. Россия Евгения Замятина // Новый журнал. 1993. № 2.

С. 3-12.

224. Туниманов В.А. Что там - дальше? (Достоевский и Замятин) // Русская

литература. 1993. № 1. С. 61-80.

225. Туниманов В.А. От романа «Мы» к киносценарию «Д-503» // Филологические записки. Воронеж: Воронежский ун-т, 1994. Вып. 3. С. 164-171.

226. Филат Т. Об особенностях поэтики повести Е. Замятина «На куличках» // Кредо. Тамбов, 1995. №12. С. 10-18.

227. Флоренский П.А. Имена: Сочинения. М.: Эксмо, 2006. - 447 с.

228. Харитонов Е.В. «Русское поле» утопий // Если. 2001. № 6. С. 249-264.

229. Харланова Е.Е. Проза Е.И. Замятина и С.Н. Сергеева-Ценского: музыкально-ритмические параллели // «Я с Россией до конца...»: С.Н. Серге-ев-Ценский и Современность: научн. доклады, статьи, тезисы / под ред. Л.В. Поляковой. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1995. С. 111-115.

230. Харланова Е.Е. Ритмико-интонационные особенности прозы Е.И. Замятина // Державинские чтения: мат-лы научн. конф. преподавателей. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1995. С. 45-48.

231. Чагин В. Словопоклонник // Енисей. 1987. № 5. С. 52-55.

232. Чаликова В.А. Антиутопия Евгения Замятина: пародия или альтернатива? // Социокультурные утопии XX века: реферативный сборник. 1988. Вып. 6. С. 134-175.

233. Чаликова В.А. Крик еретика (Антиутопия Евгения Замятина) // Вопросы философии. 1991. № 1. С. 16-27.

234. Чернец J1.B. Литературные жанры (Проблемы типологии и поэтики).

М.: МГУ, 1982. - 192 с.

235. Шайтанов И.О. Мастер // Вопросы литературы. 1988. № 12. С. 32-65.

236. Шахов В.В. Слово о Лебедяни. Лебедянь замятинская // Лебедянь. Памятная книга / сост. проф. В.В. Шахов. Липецк, 1992. С. 41-52.

237. Шенцева Н.В. Интеллигенция и революция в рассказах Е.И. Замятина // Творческая платформа советской многонациональной литературы: тезисы докладов Республиканской науч.-теоретич. конф. /отв. ред. С.Г. Аса-дуллаев. Баку: Изд-во Азербайджанского ун-та, 1989. С. 53-54.

238. Шенцева Н.В. Интеллигенция и революция в произведениях Л.Леонова и Е. Замятина. (Опыт сопоставительного анализа) // Анализ художественного текста: Проблемы и перспективы: межвуз. сб. науч. тр. Йошкар-

Ола: МарГУ, 1991. С. 88-96.

239. Шенцева Н.В. «Мир жив только еретиками...» // Учитель: Газета Марийского ордена «Знак почета» гос. пед. ин-та им. H.A. Крупской. 1992. 22 окт. С. 1.

240. Шенцева Н.В. Художник и время в литературно-критических статьях Е. Замятина // Жанр и стиль литературного произведения: Межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. H.H. Старыгина. Йошкар-Ола: МГПИ, 1994. С. 117-126.

241. Шерон Ж. К судьбе зарубежного архива Е.И. Замятина // De visu. 1994. № 3/4. С. 73-74.

242. Шестакова ТА. Реализация темы жизни-смерти в рассказе Е. Замятина «Пещера» // Жанр и стиль литературного произведения: Межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. H.H. Старыгина. Йошкар-Ола: МГПИ, 1994. С. 127-137.

243. Шишкина Л.И. Литературная судьба Евгения Замятина. СПб.: С.Петербург. орг. об-ва «Знание» России, 1992. - 16 с.

244. Шкловский В.Б. Гамбургский счет: Статьи - воспоминания - эссе (1914-1933). М.: Советский писатель, 1990. - 544 с.

245. Шкловский В.Б. Избранное: В 2 т. М.: Художественная литература,

1993.

246. Шкловский В.Б. Несколько слов о книгах ОПОЯЗа // Вопросы литературы. 2006. № 6. С. 315-327.

247. Шлыкова JI. Взгляд из Парижа на Замятинские чтения в Тамбове //

Тамбовская жизнь. 1995. 17 марта.

248. Шмид В. Орнаментальный текст и мифологическое мышление в рассказе Е. Замятина «Наводнение» // Русская литература. 1992. № 2. С. 56-67.

249. Шмид В. Орнаментальный текст и мифологическое мышление в рассказе Е. Замятина «Наводнение» // Шмидт В. Проза как поэзия. СПб.,

1994. С. 184-205.

250. Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. М.: Мысль, 1993.

251. Эйхенбаум Б.М. О литературе: Работы разных лет. М.: Советский писатель, 1987. - 544 с.

252. Эндрюс Э. Взаимосвязь творчества Булгакова и Замятина: развитие символики Замятина в романе «Мастер и Маргарита» (тема революции в аспекте интертекстуального анализа) // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1992. Сер. 2. Вып. 2. № 9. С. 75-82.

253. Эндрюс Э., Лахузен Т., Максимова Е. Синтетизм в художественном тексте: Роман «Мы» Замятина // Эстетическая природа художественного текста. Типы его изучения и их методологическая интерпретация: тезисы докладов Междунар. конф.-семинара. СПб.: СПУ, 1993. С. 20

254. Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе: учеб. пособие для

вузов. М.: Высшая школа, 2005. -496 с.

255. Юнг К.Г. Личное и свехличное, или коллективное бессознательное. М.:

ПРИОР, 1999.-228 с.

256. Янушевская И. [Рецензия] // Новый журнал. Нью-Йорк, 1989. № 174. С.

321-323.

257. Голубков C.A. Поэтика комического в русской прозе первой половины XX века: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 1994. - 37 с.

258. Драгомирская Н.В. Автор и герой в русской литературе XIX-XX вв. Диалектика взаимодействия: автореф. дис. ... докт. филол. наук. М, 1989.-29 с.

259. Забурдяева В.И. Ритм и синтаксис русской художественной прозы конца XIX-первой трети XX века (орнаментальная проза и сказовое повествование): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ташкент, 1985. - 25 с.

260. Ким Се Ил. Комическое в прозе Е. Замятина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб, 1995. - 16 с.

261. Курносова И.М. Диалектная лексика в художественной прозе начала XX века: (На материале произведений И.А. Бунина, В.В. Вересаева, Е.И. Замятина): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 1995. - 16 с.

262. Курносова И.М. Диалектная лексика в художественной прозе начала XX века: (На материале произведений И.А. Бунина, В.В. Вересаева, Е.И. Замятина): дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 1995. - 250 с.

263. Ланин Б.А. Русская литературная антиутопия XX века: дис. ... докт.

филол. наук. М, 1993. - 350 с.

264. Латынина Ю.Л. Литературные истоки антиутопического жанра: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М, 1992.-20 с.

265. Ло Ливей. Е. Замятин и Ф. Достоевский: Культурно-исторические истоки романа «Мы»: дис. ... канд. филол. наук. М, 1994. - 168 с.

266. Менглинова Л.Б. Гротеск в русской советской прозе 1920-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 1982. - 18 с.

267. Резун М.А. Малая проза Е.И. Замятина: Проблемы поэтики: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 1993. - 20 с.

268. Резун М.А. Малая проза Е.И. Замятина: Проблемы поэтики: дис. ... канд. филол. наук. Томск, 1993. - 261 с.

269.Сваровская A.C. Проблема эпического в малой прозе 1910-х годов: ав-тореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 1986. - 22 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.