Своеобразие звукового пространства художественной прозы Е.И. Замятина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Дьякова, Ксения Викторовна

  • Дьякова, Ксения Викторовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 204
Дьякова, Ксения Викторовна. Своеобразие звукового пространства художественной прозы Е.И. Замятина: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Тамбов. 2011. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Дьякова, Ксения Викторовна

Введение.

Глава I. Звуковое пространство прозы Е.И. Замятина как проблема: пути формирования научной концепции.

Глава II. Комплексный анализ звукообразной системы и модель звукового пространства художественной прозы Е.И. Замятина.

§ 1. Типы образов звука в прозе Е.И. Замятина.

§ 2. Модификации образов звука в прозе Е.И. Замятина.

§ 3. Философия и поэтика звуковых образов в романе «Мы».

§ 4. Построение модели звукообразной системы прозы

Е.И. Замятина.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Своеобразие звукового пространства художественной прозы Е.И. Замятина»

Оригинальный художник слова Евгений Иванович Замятин (1884-1937) создавал свои произведения, руководствуясь собственной авторской поэтикой. Свою манеру письма, индивидуальный художественный стиль прозаик вырабатывал в течение всей творческой жизни, постоянно возвращаясь к осмыслению и анализу уже созданного им, давая оценку произведениям других писателей. Важным для Замятина было понимание принципов функционирования личного писательского инструментария. В значительной степени для него было характерно стремление рационализировать творческий процесс, реализовать литературно-теоретические пристрастия.

Эту склонность к писательскому самоконтролю характерно описывает исследователь Б.В. Дубинин в статье «Быт, фантастика и литература в прозе и литературной мысли 20-х годов»: «<.> построенная на принципе «авторского права» поэтика запрещает прибегать к накопленным традицией средствам построения повествовательной действительности (сюжету, стилю, языку) как «готовым». И то, и другое автору как бы предстоит создать, так что развертывание смыслового мира произведения не может быть ничем иным, как демонстрированием самой процедуры смыслообразования, субъекта и правил стилевого, языкового и других способов синтезирования повествовательной реальности» [1]. Проникая в поэтику Евгения Замятина, с данной им подсказки или исходя из опыта аналитического прочтения его творческого наследия, нельзя пройти мимо особой роли в его произведениях организованного звукового начала. Мир замятинской прозы создан звучащим. Звуковой образ в нем является столь же неотъемлемым компонентом художественного целого как действующие лица и идейно-философская основа сюжета.

Взойдя по лестнице традиций русской культуры, осознав себя на новом витке эволюционной спирали, Замятин аккумулировал идеи и тенденции современного искусства, продиктованные потребностями времени, и описал их в статье «О синтетизме», обобщив грандиозный опыт предшественников.

МММ»яшшшяяшшктяшітшлшттіт. і і її їй лпи и.і її».в- їй—м—иніи——мимини чммчм 4

Именно теория синтетизма, реализованная в неореализме как художественном методе, отразила веру писателя в поступательное развитие искусства, диктовала свои правила построения литературного произведения. Этот «диктат» организовывал как отдельный рассказ Замятина, так и его прозу в целом, интегрально пронизывая каждый образ, каждую деталь. Звукообраз Замятина, звуковое пространство его прозы следует рассматривать и оценивать именно в контексте теории синтетизма, определяющей для писателя «законы» создания художественного произведения. Одним из значимых тезисов этой теории стало утверждение автора: «<. .>искусство слова - это живопись + архитектура + музыка» [2].

Размышления писателя о роли музыки, его теории построения ритма и инструментовки произведения открывают широкие возможности для интерпретации творчества автора через призму звука. Яркой чертой, присущей прозе Замятина, раскрывающей индивидуальность его художественного метода, является наличие звуковых образов, действующих в произведениях наравне с образами героев.

Последовательно проанализировав литературоведческие теории, затрагивающие тему тесного сосуществования в тексте «слова и звука», работы, посвященные поэтике звукообраза как теоретико-литературного понятия, обозначив основные направления в исследовании феномена звука в прозе Замятина, в диссертации мы останавливаемся на рассмотрении звукового образа как полноценного художественного образа произведения, не привязанного строго к фонетическим компонентам текста. Он представляет собой описание различных звуков действительности или ирреального авторского поэтического пространства, преимущественно эмоционально окрашенных в произведении. Образ звучания следует рассматривать, прежде всего, как собственно художественный образ - факт идеального бытия, надстроенный над объектом реальной действительности, воссозданный по его подобию, но выделенный в череде других реальных объектов с целью дать конкретную характеристику этой реальности в художественном произведении. Процесс от

1А111иЦШШЛШШ1ММШШ1Ш яшш 5 бора объектов, получающих звуковое воплощение, характер передачи звука определяют отношение автора к окружающему миру, указывают на его оценки, выявляют специфику художественного мышления писателя.

В качестве синонимов в исследовании используются термины «звукообраз», «образ звучания», «образ звука».

Звук как форма литературного, именно (в нашем случае) как художественного образа в произведениях Е. Замятина, основывается на вербальном описании различных характеристик звука, начиная от его непосредственных акустических признаков и заканчивая передачей через восприятие героя, рефлексивным отзеркаливанием.

Поскольку литература - это вид искусства, плотно и очевидно привязанный к автору, то есть собственно к человеческому, личностному началу, художественный образ звука обязательно включает в себя эмоциональные характеристики, пришедшие из восприятия. Это всегда авторское восприятие, которое в произведении может быть выражено также в форме от-геройной рецепции - описано через переживание героем конкретного звука. Другой характерный вариант, напротив, - описание звуком состояния героя в той ситуации, когда звук остается со стороны персонажа как бы бесконтрольным. Звуковой образ словно позволяет обойтись в описании эмоций героя «без слов», а именно - передать переживание через вербальное описание звука. Выразить эмоцию одним только звуком - та задача, которую обычно выполняет собственно музыка, не адаптированная литературно, не «переведенная» в слова.

Задача звукообраза, в частности, - вызвать воспоминание о звуке его описанием, отвлеченным от собственно звука, фонетического компонента. Звукообраз - это самая естественная и прямая попытка литературы приблизиться к музыке, не изменяя при этом своей сущности, не мимикрируя, используя свою непосредственную, чисто словесную форму, то есть на содержательном, а не формальном уровне. Тому находится много иллюстраций в прозе Е.Замятина.

Насыщение произведений образами звуков, тщательная проработка их поэтики позволяет говорить о наличии в прозе Замятина единого звукового пространства. Ведущие теории организации художественного пространства, разработанные в гуманитарных науках на сегодняшний день, включая современные исследования немецких литературоведов (монографии Ы. Райхеля, Д. Егера), имеют ряд перекрестных пунктов, сводящих мысли различных исследователей воедино. Конкретные черты и характеристики художественного пространства прозы в целом присущи также и отдельному «отпочкованию» этого целостного пространства, которым выступает звуковое пространство в прозе Замятина.

Звуковое пространство, возникающее как частное, «признаковое» отражение общего художественного пространства, где действуют законы синтетизма, представлено в диссертационном исследовании как особым образом выстроенная система звукообразов, где содержание и форма, отбор материала и его художественная организация выступают в диалектическом единстве, динамическом взаимодействии.

Обозначение отдельных звукообразов как концептуально значимых художественных деталей прозы писателя, чем, как правило, сегодня ограничивается изучение этого аспекта творчества Замятина, представляется недостаточным. Очевидна необходимость глубокого анализа всего звукового пространства в полном контексте его художественного воссоздания, семантической насыщенности, философской, психологической, эстетической содержательности.

Проблема образов звучания - элементов образной системы Замятина -и вытекающая из неё проблема наполнения звукового пространства прозы не были до сих пор предметом специального изучения, несмотря на то, что многие замятиноведы акцентировали большую значимость звукообразной составляющей творчества писателя. Можно уверенно констатировать крайне малую на сегодняшний день стспснь разработанности исследуемой проблемы в научной литературе.

Актуальность диссертационного исследования определяется его междисциплинарным характером, обращением к иптермедиальной поэтике; необходимостью уточнения и разработки новой специальной научной терминологии в области литературоведения, связанной с формулированием теории звукового пространства; актуализацией в условиях современных социокультурных процессов проблемы сохранения национальной специфики искусства слова; возросшим интересом современной филологической науки к вопросам индивидуальной поэтики и акустической семантики, особенностям звуковой поэтики писателя.

Материалом диссертационного исследования является творческое наследие Замятина, его художественная проза, теоретические и критические работы, дневниковые заметки и материалы записных книжек.

Объектом исследования стали интермедиальная, индивидуальная поэтика Замятина, семантика звукообразов его прозы.

Предмет изучения - звуковое пространство прозы писателя.

Цель исследования заключается в изучении образов звучания как целостной системы, актуализирующей представление о звуковом пространстве художественной прозы Е.И. Замятина. Целыо обусловлены основные задачи:

- проанализировать состояние в современном отечественном и зарубежном литературоведении проблем литературно-художественного «звукообраза», «звукового пространства»; осмыслить научные дискуссии вокруг термина «звукообраз»;

- выявить, опираясь на анализ конкретных художественных произведений Замятина, системный характер его звукообразов, идейный смысл и художественные особенности их воплощения;

- разработать модель звукового пространства прозы писателя, о:Х^Рак~ теризовать её основные признаки;

- определить место звукообраза среди других образов замятинск^и эстетики;

- охарактеризовать творческую индивидуальность писателя, особенности его художественного и теоретического мышления посредством анализа звукообразной системы его произведений.

Теоретико-методологическая база диссертационного исследования выстраивается на основе аспектного рассмотрения прозы писателя как системной художественной целостности.

С целью теоретического и методологического обоснования основных положений диссертации изучены труды по исторической и теоретической поэтике Б.В. Томашевского, Д.С. Лихачева, В.Е. Хализева; теория художественного образа В.В. Виноградова, В.М. Жирмунского; исследования художественной пространственное™ П.А. Флоренского, Г. Башляра, М.М. Бахтина, В.Н. Топорова, Н. Райхеля (N. Reichel), Д. Егера (D. Jäger); конкретные историко-литературные положения и замятиноведческие концепции Л. Геллера, А. Гилднер, Р. Гольдта, А.И. Вашокова, Т.Т. Давыдовой, М.Ю. Любимовой, H.H. Комлик, Л.В. Поляковой, И.М. Поповой и других.

В ходе исследования изучены и осмыслены философские представления о духе музыки Ф. Ницше, философия творчества H.A. Бердяева, психология искусства Л.С. Выготского, теоретические труды по поэтике русского формализма В.Б. Шкловского, структуралистские работы P.O. Якобсона, работы по поэтике постмодернизма М.Н. Эпштейна.

В изучении замятинской литературно-художественной проблематики учтен опыт кафедры истории русской литературы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и научного семинара при Международном научном центре изучения творческого наследия E.H. Замятина ТГУ им. Г.Р. Державина (руководитель докт. филол. наук проф. Л.В. Полякова); использован практический опыт работы литературоведческого коллоквиума докторантов-славистов Майнцкого университета им. Иоганна Гутенберга в Германии под руководством проф. др. Франка Гёблера и др. Райнера Гольдта (Literaturwissenschaftliches Doktorandenkolloquium von Prof. Dr. Frank Göbler und Dr. habil. Rainer Goldt, Institut für Slavistik der Johannes Gutenberg Universität Mainz, Deutschland).

В процессе исследования использована комплексная методология, в основе с иптермедиальным, сравнительно-типологическим, структурно-поэтическим, биографическим, интерпретационным методами и подходами с опорой на системный анализ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Теоретической основой прозаического наследия Е.И. Замятина является разработанная автором теория синтетизма и вырастающая из нее неореалистическая поэтика, согласно которой литература и художественный образ соединяют в себе черты разных видов искусства, как статических, так и динамических, в первую очередь, музыки, живописи и архитектуры. При исследовании творчества Е. Замятина первостепенную роль играют междисциплинарный подход и опыт интермедиальных исследований, обращенных, в частности, к изучению связей художественного слова с музыкой.

2. Целостное художественное пространство представляет собой сцепление локальных пространств, которые можно выделить в творчестве конкретного писателя. Е. Замятин, выступавший в ряде своих статей в качестве теоретика литературы, активно анализировавший собственное литературное творчество и персональную поэтику, вывел формулу искусства слова, обозначившую «музыку» в качестве доминанты художественного пространства его прозы. В прозе Замятина ярким локальным художественным пространством является звуковое пространство (компонент «музыка», интерпретируемый в широком смысле).

3. При исследовании конкретных звукообразов, элементов образной системы Е. Замятина мы переносим акцент с фонологического аспекта на собственно образный, литературный. Звукообраз, формирующий и наполняющий звуковое пространство прозы, следует рассматривать как художественный образ звука в прозаическом произведении, форму словесного воспроизведения звукового бытия. Звукообраз обладает собственной структурой [ [ М ; | !| | ■ I I III I II И I I I I, H II 111 I I Л1 UII i III I -II I I I I II » 1« • » и функционирует как относительно независимое, поддающееся условному вычленению звено в составе художественного целого.

4. Поэтическую структуру звукового образа следует рассматривать» в диалектическом единстве его формальной организации и содержательной сути. Сам принцип отбора тех явлений действительности, которые могут быть переданы посредством звукообраза, воплощены, запечатлены в звуке, играет важную роль при исследовании созданного писателем целостного художественного мира и, соответственно, в понимании особенностей мышления 3aivi-5i-тина как художника, творца повой реальности.

5. Художественное пространство получает абсолютное отражение в пространстве звуковом, в системной организации звукообразов, где наравне с образами бытовыми функционируют образы бытийные, в физике, обусловленной эмпирическим познанием, проявляется мешфизика, рождающаяся из духовного и интуитивного познания автора. Вследствие этого в прозе Е. Замятина выявляются следующие типы образов звучания: объективный, запечатлевающий в звуке бытие объектов реальной действительности; субъективный (антропологический), описывающий звуки, издаваемые непосредственно героями, сопутствующие им интегральные звуковые образы; космический (метафизический), объединяющий звуки, служащие авторскому толкованию законов вселенной, смысла существования, философских основ поэтики.

6. Формальная суть звукообраза Е. Замятина проявляется в выборе особой художественной техники воссоздания того или иного звука в произведении. Следует различать звукообразы на основе избранной автором тенденций в изображении, композиционных акцентов в организации образа. Выделяются три базовые модификации звуковых образов: визуальное (живописное) воплощение звука, где основой звукообраза становится развернутое живописное описание, изображение, цветовая картина; архитектурное, где особо подчеркнута схематичность композиции звукообраза; собственно музыкальное воплощение звука, где звуковой образ строится на сравнении с други-jvi

II i I I I HI Hi Ш il ill III I I i L f I i ■ a \l \ tl Ш i к Ц I , II IE I IE I ! I i II 11 I i f t i. II! ШШЧ I i iiil ti 1Л1 П li L I I I Ш Ik St ilia Hi I It >ilUlt! ItiiB 1ШВ звуковым образом, где предметом описания становится музыкальное произведение или творчество конкретного композитора (музыка A.M. Скрябина), где ведущим художественным приемом передачи звучания выступает собственно фонологический прием - аллитерация, ассонанс, звукоподражание.

Научная новизна исследования определяется востребованностью и перспективностью проведения междисциплинарных исследований (литературоведение, музыковедение, искусствоведение, культурология, история, философия, лингвистика); разработкой интермедиальной проблематики (слово и звук); выявлением закономерностей образной передачи звука в художественной прозе; разработкой понятия «пространственность» в искусстве, теории звукового пространства.

Новаторский характер диссертации обусловлен оригинальным прочтением известных классических произведений Е.И. Замятина с использованием атрибутов звукового пространства прозы.

В отечественном литературоведении впервые используются некоторые работы немецких ученых в собственном переводе автора диссертации.

Теоретическая значимость исследования связана с совершенствованием и обновлением терминологического аппарата литературоведения, разработкой специальных микропоэтических понятий: звукообраз, звуковое пространство, звукообразная система, объективный звукообраз, субъективный звукообраз, космический звукообраз, визуальный звукообраз, архитектурный звукообраз, музыкальный звукообраз, а также с созданием целостной самостоятельной теории звукового образа и модели звукового пространства прозы.

Практическое значение работы. Диссертационная работа способствует расширению парадигмы фундаментальных гуманитарных исследований, формированию и укреплению междисциплинарного направления в литературоведении. Основные положения и конкретные результаты диссертации могут быть использованы при изучении наиболее характерных концептуальных аспектов замятиноведения; в написании справочных, библиографических пособий; в общих вузовских курсах по литературной теории, истории русской литературы XX века.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в 38 публикациях, из них 3 - в изданиях из списка ВАК Министерства образования и науки РФ, 6 - в зарубежных изданиях.

Основные научные идеи изложены в докладах и выступлениях на научных конференциях разных уровней: международных - «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2010» (Одесса, Украина, 2010); «Славянский мир: духовные традиции и словесность» (Тамбов, ТГУ, 2010); «Национальный и региональный Космо-Психо-Логос в художественном мире писателей русского Подстепья (И.А. Бунин, М.М. Пришвин, Е.И. Замятин)» (Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006, 2010); «Русистика XXI века: традиции и тенденции» (Мичуринск, МПГИ, 2008); «Ломоносов-2007» (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007); «Языки и культура балтийских стран» (Рига, Латвия, Высшая школа социальных технологий и Рижская классическая гимназия, 2007); «Текст. Язык. Человек» (Мозырь, Республика Беларусь, МГПУ им. И.П. Шамякина, 2007); «Теоретические и методологические проблемы современного литературоведения и фольклористики» (Ал-маты, Республика Казахстан, КазНУ им. Аль-Фараби, 2007); «Традиции М.В. Ломоносова и современность» (Гомель, Республика Беларусь, ГГУ им. Ф. Скорины, 2007); «Аспекты исследования языковых единиц и категорий в русистике XXI века» (Мичуринск, МПГИ, 2007); «Изменяющаяся Россия - изменяющаяся литература: художественный опыт XX - начала XXI вв.» (Саратов, СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2007); «Дни славянской письменности и культуры» (Луганск, Украина, ЛНПУ имени Тараса Шевченко, 2006); «Та-тищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2006); российских - ежегодных Державинских чтениях (Тамбов, ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011); «Язык и межкультурная коммуникация» (Санкт-Петербург, СПбГУП, 2007); «Филология и журналистика в начале XXI века»

Саратов, СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2007); «Актуальные проблемы изучения литературы на перекрёстке эпох. Форма и содержание: категориальный синтез» (Старый Оскол, БелГУ, 2007); «Вопросы социально-экономической динамики дотационного региона» (Тамбов, 'ГГУ им. Г.Р. Державина, 2006, 2007); «Славяно-русские духовные традиции в культурном сознании пародов России» (Тюмень, ТГУ, 2005); региональных - «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бийск, БГПУ им. В.М. Шукшина,

2006); «Культура речи и образование» (Тамбов, ТГУ им. Г.Р. Державина,

2007).

Результаты исследования докладывались и обсуждались на научных семинарах при Международном центре изучения творческого наследия Е.И. Замятина в ТГУ им. Г.Р. Державина, на литературоведческом коллоквиуме докторантов-славистов Майнцкого университета им. Иоганна Гутенберга в Германии под руководством проф. др. Франка Гёблера и др. Райнера Гольдта (Literaturwissenschaftliches Doktorandenkolloquium von Prof. Dr. Frank Göbler und Dr. habil. Rainer Goldt, Institut für Slavistik der Johannes Gutenberg Universität Mainz, Deutschland).

Структура диссертации включает Введение, две главы, Заключение. Приложен Список использованной литературы, включающий 275 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Дьякова, Ксения Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Полякова Л.В. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX века как литературной эпохи. Курс лекций. Тамбов, 2000. С.189-190.

2. О некоторых текущих событиях // Политический дневник. 1965-1970 (№7, 28, 31, 48, 50, 54, 64, 75). Амстердам, 1975. С. 61.

3. Выгодский Д.И. Из эвфонических наблюдений («Бахчисарайский фонтан») // Пушкинский сборник: памяти профессора С.А. Венгерова. Пушкинист IV / Под ред. Н.В. Яковлева. М., Пг., 1922. С.51.

4. Замятин Е.И. Записные книжки. М., 2001. С.62.

5. Замятинская энциклопедия: Лебедянский контекст. Материалы, исследования, документы, справки. Межвузовский региональный проект / Рук. проекта и научн. ред. проф. Л.В. Полякова. Тамбов-Елец, 2004. С.24.

6. Замятин Е.И. Лекции по технике художественной прозы. Современная русская литература // Вестник русского христианского движения. 1984. № 141. С.135.

111111 І II I II II II І І і El Ні І I IE 11 I ■!■ I ■ І I II II Ell! I Hill II, І III II III IIIII^H

186

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Дьякова, Ксения Викторовна, 2011 год

1. Замятин Е.И. Сочинения. В 4 т. / Под ред. Е. Жигулевич. Мюнхен: А. Nei-manis Buchvertrieb und Verlag, 1979-1988.

2. Замятин Е.И. Собр. соч.: В 5 т. Т. 1-3. М.: Русская книга, 2004. Т.4-5. М.: Республика, М.: Дмитрий, 2010.

3. Замятин Е.И. Повести. Рассказы / Предисл. О.Н. Михайлова. Воронеж: Центрально-Черноземное кн. изд-во, 1986.

4. Замятин Е.И. Сочинения / Автор статьи М.О. Чудакова, коммент. Евг. Ба-рабанова. М.: Книга, 1988.

5. Замятин Е.И. Избранное / Предисл. О.Н. Михайлова. М.: Правда, 1989.

6. Замятин Е.И. Избранные произведения. Повести. Рассказы. Сказки. Романы. Пьесы / Сост. АЛО. Галушкина; предисл. В.Б. Шкловского; вступ. ст. В.А. Келдыша. М.: Сов. писатель, 1989.

7. Замятин Е.И. Мы, романы, повести, сказки / Сост. и автор вступ. ст. И.О. Шайтанов. М.: Современник, 1989.

8. Замятин Е.И. Замятин Е.И. Мы: Роман, рассказ и сказки / Сост. О.Н. Михайлова. М.: Молодая гвардия, 1990.

9. Замятин Е.И. Замятин Е.И. Избранные произведения: В 2 т. / Сост., вступ. статья, примеч. О.Н. Михайлова. М.: Худ. литература, 1990.

10. Замятин Е.И. Избранные произведения / Сост., вступ. статья, коммент. Е.Б. Скороспеловой. М.: Сов. Россия, 1990.

11. Замятин Е.И. Избранные произведения / Вступ.ст., сост. и коммент. JI.B. Поляковой. М.: МИД «Синергия», 1997, 2000.

12. Замятин Е.И. Лекции по технике художественной прозы. Современная русская литература // Вестник русского христианского движения. 1984. № 141. С.147-163.

13. Замятин Е.И. Психология творчества // Художественное творчество и психология. М., 1991.

14. Замятин Е.И. Современная русская литература. Вступительная лекция. Психология творчества. О сюжете и фабуле / // Лит. учеба; публ. А.Н. Стри-жева 1998. № 5. С. 128-143.

15. Замятин Е.И. Я боюсь: Литературная критика. Публицистика. Воспоминания / Сост. и коммент. АЛО. Галушкина; подгот. текста АЛО. Галушкина, М.Ю. Любимовой; вступ. ст. В.А. Келдыша. М.: Наследие, 1999.

16. Замятин Е.И. Записные книжки. М.: Вагриус, 2001.

17. Замятин Е.И. «.Я человек негнущийся и своевольный. Таким и останусь». Письма Е.И. Замятина разным адресатам // Новый мир; публ. Т.Т. Давыдовой и А.Н. Тюрина; вступ. ст., пер. с англ. и коммент. Т.Т. Давыдовой // 1996. № ю.

18. Из переписки с родными / Публ. А.Н. Стрижева // Наше наследие. 1989. №1.

19. Рукописное наследие Евгения Ивановича Замятина / Предисл. и коммент. М.Ю. Любимовой, подгот. текста Л.И. Бучиной и М.Ю. Любимовой // Рукописные памятники. Вып. 3. Ч. 1, 2. СПб., 1997.1..

20. Азначеева E.H. Музыкальные принципы организации литературно-художественного текста: В 3 ч. Пермь, 1994.

21. Артюшков А. Стиховедение: Качественная фоника русского стиха. М., 1972.

22. Барсукова O.A. Музыка, живопись и театр в прозе М. Зощенко // Авто-реф. дис. канд. филол. наук. Барнаул, 2004.

23. Басинский П.В., Федякин С.Р. Русская литература конца XIX начала XX века и первой эмиграции. М., 1998.

24. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.

25. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.

26. Бахтинские чтения. Наследие М.М. Бахтина в контексте мировой культуры. Материалы научно-теоретической конференции. Орел, 1997.

27. Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства / Пер. с франц. М., 2004.

28. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. Paris, 1939.

29. Бердяев H.A. Русская идея. Paris, 1946.

30. Бердяев H.A. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. Paris, 1969.

31. Бердяев H.A. Самопознание. Опыт написания философской автобиографии. М., 1990.

32. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М., 1994.

33. Бердяев H.A. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. № 2.

34. Богомолов А.Г. Нормативная функция философии в античных музыкальных представлениях // Вопросы философии. 2008. № 3. С.90-101.

35. Борисова И. Zeno is here: В защиту интермедиальности // Новое литературное обозрение. 2004. № 65. С.188-203.

36. Быков Л.П., Подчиненов Л.В., Снигирева Т.А. Русская литература XX века. Проблемы и имена. Екатеринбург, 1994.

37. Вейдле В. Музыка речи // Музыка души и музыка слова: Лики культуры: альманах. М., 1995.

38. Вейдле В.В. Умирание искусства. Размышления о литературном и художественном творчестве. СПб., 1996.

39. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 2008.

40. Волков И.Ф. Литература как вид художественного творчества. М., 1985.

41. Воронский А.К. Избранные статьи о литературе. М., 1982.

42. Воронский А.К. Искусство видеть мир. Портреты. Статьи. М., 1987.

43. Вострикова A.B. Взаимодействие искусств в творческом осмыслении В.В. Набокова (русскоязычная проза крупных жанров) // Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2007.

44. Выгодский Д.И. Из эвфонических наблюдений («Бахчисарайский фонтан») // Пушкинский сборник: памяти профессора С.А. Венгерова. Пушкинист IV / Под ред. Н.В. Яковлева. М., Пг., 1922.

45. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 2001.

46. Выходцев П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство. Л., 1973.

47. Голубков М.М. Утраченные альтернативы. Формирование монистической концепции советской литературы. 20-30-е годы. М., 1992.

48. Горький М. Две души//Летопись. 1915. № 1.

49. Горький М. Группа «Серапионовы братья» // Литературное наследство. Т. 70. М., 1963.

50. Горький М. О русском крестьянстве // Огонек. 1991. № 49.

51. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. М., 1995.

52. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

53. Достоевский Ф.М. Пушкин (Очерк). Произнесено 8 июня в заседании Общества любителей российской словесности // Достоевский Ф.М. О русской литературе. М., 1987.

54. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск,1995.

55. Ершов Л.Ф. Сатирические жанры русской советской литературы: от эпиграммы до романа. Л., 1997.

56. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. М.,1996.

57. Журавлев А.П. Звук и смысл. М., 1991.

58. Заманская В.В. Русская литература первой трети XX века. Проблема экзистенциального сознания. Екатеринбург-Магнитогорск, 1996.

59. Зверева Т.В. Взаимодействие слова и пространства в русской литературе второй половины XVIII века: Автореф. дис. докт. филол. наук. Ижевск, 2007.

60. Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. М., 1993.1 90

61. Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критик:!-! Бунин Ремизов - Шмелев. М., 1991.

62. Ильин И.А. Собр. соч.: В 2 т. М., 1993.

63. История советской литературы: новый взгляд: В 2 ч. / По материагзам всесоюзной научно-творческой конференции. М., 1990.

64. Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992.

65. Каким должен быть курс истории литературы? / «Круглый стол» // ^Вопросы лит. 1998. Янв. Февр., Май - Июнь.

66. Какой должна быть история литературы? / «Круглый стол» // Вопрхгэсы лит. 1996. Май-Июнь; 1997. Март-Аир.

67. Карсавин Л.П. Русская идея // Русская лит. 1993. № 4.

68. Кац Б. Четыре музыкальные подсветки к литературным текстам // Вопросы литературы. 2005. № 5. С.344-360.

69. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М., 1975.

70. Ковский В.Е. Реалисты и романтики. Из творческого опыта русской: советской классики. М., 1990.

71. Кожинов В.В. Размышления о русской литературе. М., 1991.

72. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М., 1990.

73. Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. Илсе^вск, 1992.

74. Кормилов С.И. Русская литература после 1917 года. Основные черть»т литературного процесса // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1994. № 5.

75. Кошелев В.А. Историческая оппозиция (Запад Восток) в творчеством сознании Пушкина // Русская лит. 1994. № 4.

76. Краткий очерк истории русской советской литературы. 1917-1980 / СЗтв. ред. В.А. Ковалев. Л., 1984.

77. Лежнев А.З. О литературе. М., 1987.

78. Литературоведение на современном этапе: Теория. История литератгз^ры. Творческие индивидуальности: материалы Международного конгресса .питературоведов: К 125-летию Е.И.Замятина. / Отв. ред. JI.B. Полякова. Тамбов, 2009.

79. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971.

80. Ломоносов М.В. Поли. собр. соч. Т. 7: Труды по филологии (1739-1758 гг.). М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952.

81. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. М., 1988.

82. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990.

83. Лосев А.Ф. Родина // Русская идея. М., 1992.

84. Лоскутникова М.Б. К типологии трагического в русской прозе XX века // Живая мысль. К 100-летию со дня рождения Г.Н. Поспелова. М., 1999.

85. Луначарский A.B. Избранные статьи по эстетике. М., 1975.

86. Мансурова A.B. Поэтика звукообразов в лирике М.Ю. Лермонтова: Ав-тореф. дис. канд. филол. наук. Томск, 2004.

87. Маркова Л.А. О возможностях научного постижения искусства // Вопросы философии. 2008. № 2. С. 125-136.

88. Махов А. «Музыка» слова: из истории одной фикции // Вопросы литературы. 2005. № 5. С. 101-124.

89. Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки. М., 1993.

90. Мережковский Д.С. О новом религиозном действии. Открытое письмо H.A. Бердяеву // Мережковский Д.С. Больная Россия. Л., 1991.

91. Муравьева Н.М. Проза М.А. Шолохова: онтология, эпическая стратегия характеров, поэтика: Автореф. дис. докт. филол. наук. Тамбов, 2007.

92. Муромский В.П. «Серапионовы братья» как литературно-групповой феномен // Русская лит. 1997. № 4.

93. Мышьякова Н. Музыка как образ в русской культуре XIX века // Вопросы литературы. 2003. № 4. С.287-301.

94. Николюкин А.Н. О целостности русской литературы (1920-30-е годы) // Российский литературоведческий журнал. 1994. № 3.

95. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. М., 2001.

96. Новиков В.И. Книга о пародии. М., 1989.

97. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

98. Освальд Шпенглер и Закат Европы. М., 1922.

99. Освобождение от догм. История русской литературы: состояние; изучения: В 2 т. / Отв. ред. Д.П. Николаев. М., 1997.

100. Панамарёва А.Н. Музыкальность в драматургии А.П. Чехова реф. дис. канд. филол. наук. Томск, 2007.и пути1. Автои се

101. Пискунова C.B. Тайны поэтической речи (грамматическая фор.ч>31:—= мантика текста): Монография. Тамбов, 2002.

102. Полонский В.П. О литературе. М., 1988.

103. Полякова JI.B. Евгений Замятин в контексте оценок истории русо^^-—сой литературы XX века как литературной эпохи. Курс лекций. Тамбов, 2000.

104. Полякова J1.B. История литературы или литературный процесс? И «Сонтур проблемы // Вестник Тамбовского университета. Сер.: гуманитарные? иауки. 1997. Вып. 1.

105. Полякова JI.B. История русской литературы XX века как эпоха: з&г методологии оценок // Вестник Тамбовского университета. Сер.: гумани~аииигарные науки. 1998. Вып. 4.

106. Полякова JT.B. Периодизация как качественный критерий разви-т-т^--г я русской литературы // Освобождение от догм. История русской литератухbI: со~стояние и пути изучения: В 2 т. / Отв. ред. Д.П. Николаев. М., 1997. Ч. -.

107. Полякова J1.B. Пути развития теории жанра в работах последни:^< ~ лет // Русская лит. 1985. № 1.

108. Полякова JI.B. Споры о методе спор о человеке // Вопросы лих1 1984.4.

109. Полякова JI.B. Теоретические и методологические аспекты истор^^сг^и русской литературы ХХ-ХХ1 веков. Монография. Тамбов, 2007.

110. Полякова JI.B. Цена битв. Из истории литературной борьбы с г* <--тс койэпохи. Воронеж, 1991.

111. Ш.Пушкин A.C. Письмо П.Я. Чаадаеву (19 окт. 1836 года) // Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10 т. М., 1949. Т. 10.

112. Пушкин A.C. Поли. собр. соч.: В 10 т. М., 1974.

113. Розанов В.В. О Достоевском // Розанов В.В. Мысли о литературе. М., 1989.

114. Розанов В.В. Уединенное // Розанов В.В. Несовместные контрасты жития. М., 1990.

115. Розанов В.В. Опавшие листья. М., 1992.

116. Розенов Э.К. Закон золотого сечения в поэзии и музыке // Розенов Э.К. Статьи о музыке. М., 1982.117. Русская идея. М., 1992.

117. Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. Т.1, 2.М., 1994.

118. Русский космизм. М., 1993.

119. Савченкова Н.М. Концептуальные контрапункты феноменологии и психоанализа: аналитика воображаемого // Вопросы философии. 2008. № 2. С.167-178.

120. Сартр Ж.-П. Тошнота / Пер. с фр. Ю.Я. Яхниной. СПб., 2003.

121. Слоним M.J1. Десять лет русской литературы // Литература русского зарубежья. Антология: В 6 т. М., 1991.

122. Соколов О. О «музыкальных формах» в литературе // Эстетические очерки. Вып. 5. М., 1979.

123. Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1988.

124. Струве Г.П. Русская литература в изгнании. Опыт исторического обзора зарубежной литературы. 2-е изд., испр. и доп. Paris, 1984.

125. Сумароков А.Д. Произведения. М., 1983.

126. Тарасов Б. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский. Христианская мысль и современное сознание. М., 1999.

127. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

128. Топоров В.Н. Текст: семантика и структура. М., 1983.

129. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

130. Федин К. Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. М.,1973.

131. Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000.

132. Фрезинский Б. Судьба «серапионов» // Нева. 1996. №11.

133. Хализев Е.В. Теория литературы. М., 1999.

134. Хомяков A.C. Несколько слов о философическом письме (напечатанном в 15 книжке «Телескопа») (Письмо к г-же Н.) // Чаадаев П.Я. Цена веков. М., 1991.

135. Хайт В. Истоки музыки // Вопросы литературы. 2002. № 3. С.271-283.

136. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1977.

137. Чаадаев П.Я. Первое «Философическое письмо» // Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989.

138. Чудаков А.П. Слово вещь - мир. М., 1992.

139. Чупринин С.И. Настающее настоящее. Три взгляда на современную литературную смуту. М., 1989.

140. Шаров К.С. Философия и музыкальная драма // Вопросы философии. 2008. № 3. С. 83-90.

141. Шешуков С.И. Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов. М., 1985.

142. Шкловский В.Б. Гамбургский счет. Статьи. Воспоминания. Эссе. 19141933. М., 1990.

143. Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1983. С. 154.

144. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, 1994.

145. Эпштейн М. Парадоксы новизны. М., 1988.

146. Эсалнек А.Я. Об историко-типологическом изучении романа // Живая мысль. К 100-летию со дня рождения Г.Н. Поспелова. М., 1999.

147. Якобсон Р., Леви-Строс К. «Кошки» Ш. Бодлера // Структурализм: «за» и «против». М., 1975.

148. Акимов B.M. Возвращение к Евгению Замятину // Аврора. 1989. №10.

149. Акимов В. Человек и Единое Государство. Возвращение к Евгению Замятину // Перечитывая заново. Л., 1989. С. 106-134.

150. Анненков Ю.П. Дневник моих встреч. М., 2001.

151. Анненков Ю. Евгений Замятин // Грани. 1962. №51.

152. Барабанов Е. Комментарии // Замятин Е.И. Сочинения. М., 1988.

153. Библиография / Сост. А.Н. Стрижев // Замятин Е.И. Мы. М., 1990.

154. Возвращение Евгения Замятина. Документы и судьбы. Круглый стол ЛГ // Литературная газета. 1989. №22 (5244).

155. Галушкин АЛО. Вечный отрицатель и бунтарь. Е. Замятин литературный критик // Лит. обозрение. 1988. №2.

156. Галушкин АЛО. Из истории литературной коллективизации // Ежеквар-тальник русской филологии и культуры. СПб., 1996. Т. II. №2.

157. Геллер Л. Евгений Замятин: уникальность творческого почерка // Кредо. 1995. № 10-11.

158. Геллер Л.М. Евгений Замятин: уникальность творческого почерка // Кредо. 1995. №10-11.

159. Голубков М.М. Евгений Замятин: «К разрушению равновесия.» // Наше наследие. 1989. №1.

160. Голубков С.А. Комическое в романе Замятина «Мы». Самара, 1993.

161. Гольдт Р. Мнимая и истинная критика западной цивилизации в творчестве Е.И. Замятина. Наблюдения над цензурными искажениями пьесы «Атилла» // Ежекварталышк русской филологии и культуры. Т. II. №2.

162. Гольдштейн М. Евгений Замятин и музыка // Novoye Russkoye Slovo. New York. 26 июня 1987.

163. Горбунова Г.З. Поэтика малой прозы Е.Замятина. Караганда, 2003.

164. Давыдова Т.Т. Е. Замятин. М., 1991.

165. Давыдова Т.Т. Русский неореализм: идеология, поэтика, творческая эволюция. Е. Замятин, И. Шмелев, М. Пришвин, А. Платонов, М. Булгаков и др. М., 2006.

166. Давыдова Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте литературы первой трети XX века. М., 2000.

167. Давыдова Т.Т. Философские мотивы в повести Е.И. Замятина «На куличках». Филологический сб. М., 1998.

168. Долженко С.Г., Белозерова Ю.С. Рецепция творчества Е.И.Замятина на Западе: монография. Ишим, 2009.

169. Дубинин Б.В. «Быт, фантастика и литература в прозе и литературной мысли 20-х годов» // Тыняновский сборник. Рига, 1990. С. 159-172.

170. Дубровский Д.И. Проблема «другого сознания» // Вопросы философии. 2008. № 1. С. 19-29.

171. Евгений Иванович Замятин (1884-1937) / Под ред. М.Ю. Любимовой // Ежекварталышк русской филологии и культуры. СПб., 1996. Т. II. №2.

172. Евсеев В.Н. Проза Е.И. Замятина (Вехи творчества. Поэтика. Опыт анализа рассказа «Пещера»). Учебно-методическое пособие. Ишим, 2000.

173. Евсеев В.Н. Роман «Мы» Е.И. Замятина (жанровый аспект). Учебно-методическое пособие. Ишим, 2000.

174. Евсеев В.Н. Художественная проза Евгения Замятина: проблемы метода, жанровые процессы, стилевое своеобразие: Учебное пособие. М., 2003.

175. Желтова Н.Ю. Особенности поэтики рассказа Е.И. Замятина «Сподручница грешных» // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 1999. Вып. 1.

176. Желтова Н.Ю. Проза Е.И. Замятина: пути художественного воплощения русского национального характера. Монография. Тамбов, 2003.

177. Жеребин А. «Зачинатель и «завершители». Идея синтеза искусств и ее русские критики» // Вопросы литературы. 2009. №4. С.4-15.

178. Золотницкий Д.И. Евгений Замятин и «Инсценировка истрии культуры» // Ежеквартальник русской филологии и культуры. СПб., 1996. T. II. №2.

179. Исмагулова Т.Д. Евгений Замятин на сцене театра русской эмиграции («Общество Почетных Звонарей» и «Блоха» в Театре Русской Драмы г. Риги) // Ежеквартальник русской филологии и культуры. СПб., 1996. T. II. №2.

180. Кан Бён Юн. Роман Замятина «Мы» в свете теории архетипов. К.Г. Юнга. М., 2010.

181. Келдыш В.А. Е.И. Замятин // Замятин Е.И. Избранные произведения. Повести, рассказы, сказки, роман, пьесы. М., 1989.

182. Кольцова Н.З. Роман Евгения Замятина «Мы» и миф о Прометее // Кафедральные записки: вопросы новой и новейшей русской литературы / Отв. ред. Н.М. Солнцева. М„ 2002.

183. Комлик H.H. Мотивы русского эпоса в повестях Е. Замятина «уездного» цикла («Уездное», «Алатырь», «На куличках») // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 1999. Вып.2.

184. Комлик H.H. Творческое наследие Е.И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры. Елец, 2000.

185. Кредо. Специальный выпуск, посвященный творчеству Е.И. Замятина. 1995. № 10-11.

186. Крусанов П. «Шинель» Замятина // Нева. 2009. № 9. С.204-218.

187. Лакшин В.Я. «Антиутопия» Евгения Замятина // Знамя. 1988. №4.

188. Лахузен Т., Максимова Е., Эндрюс Э. О синтетизме, математике и прочем. Роман «Мы» Е.И. Замятина. СПб., 1994.

189. Любимова М.Ю. О законе художественной экономии, фабуле и новых концах. (Е. Замятин сценарист французского фильма «На дне») // Ежеквартальник русской филологии и культуры. СПб., 1996. T. II. №2.

190. Лядова Е.А. Историософская и структурно-поэтическая парадигма трагедии Е.И. Замятина «Атилла». Тамбов, 2000.

191. Матвеева Г., Стрижев А.Н. Путь неприятия и боли: Евгений Замятин -страницы творческой биографии // Театр. 1990. №1.

192. Михайлов О.П. Замятинские торосы // Слово. 1989. №11.

193. Михайлов О.Н. Гроссмейстер литературы // Замятин Е.И. Избранное. М., 1989.

194. Михеев Ю.Э. Художественное время в рассказе Е.И. Замятина «Пещера» // Культура русской провинции. Проблемы изучения литературного наследия Тамбовского края / Под ред. проф. Л.В. Поляковой. Тамбов, 1993. Вып. II.

195. Мущенко Е.Г. В художественном мире А. Платонова и Е. Замятина. Лекции для учителя-словесника. Воронеж, 1994.

196. Наврозов Л. Замятин и Оруэлл: 2x2=4? // Московские Новости. 1993. №1.

197. Недзвецкий В.А. Благо и Благодетель в романе Е. Замятина «Мы» (О литературно-философских истоках произведения) // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1992. Т. 51. № 5.

198. Новиков В.И. Возвращение к здравому смыслу. Субъективные заметки читателя антиутопии // Знамя. 1989. № 7.

199. Новое о Замятине. Сб. материалов под ред. Л. Геллера / Сост. Л. Геллер. М„ 1997.

200. О некоторых текущих событиях // Политический дневник. 1965-1970 (№7, 28, 31, 48, 50, 54, 64, 75). Амстердам, 1975. С.7-52.

201. Орлицкий Ю.Б. Преодолевая «метрический стандарт»: стиховое начало в прозе Е. Замятина // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. 2. Тамбов, 1994. С.155-157.

202. Орлицкий Ю.Б. Строфическая композиция прозы Е. Замятина // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. 7. Тамбов, 2000. С.151-155.

203. Палиевский П.В. Непрошенный мир // Замятин Е.И Мы. Хаксли О. О дивный новый мир. М., 1989.

204. Панамарёва А.Н. Музыкальность в драматургии А.П.Чехова: Автореф. дис. канд. филол. наук. Томск, 2007.

205. Петровская Ю.С. Колокола вестники судьбы в музыке C.B. Рахманинова // C.B. Рахманинов и Тамбовский край в аспекте развития региональной культуры: II Рахманиновские чтения: материалы докл. / Ред. И.Н. Вановская. Тамбов, 2006. С. 14-18.

206. Полякова JI.B. Евгений Иванович Замятин // Замятин Е.И. Избранные произведения. М., 1997, 2000.

207. Полякова JI.B. Евгений Замятин: творческий путь. Анализ и оценки // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. 1. Тамбов, 1994.

208. Полякова Л.В. Личность и цивилизация: о романе Е. Замятина «Мы» // Роль художественной литературы в становлении личности школьника / Под общей ред. проф. Л.В. Поляковой. Тамбов, 1992.

209. Полякова Л.В. Открытия, сенсации, приговоры в новейших работах о Замятине. Контроверза // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 1999. Вып. I.

210. Полякова Л.В. Повесть Е. Замятина «На куличках»: реноме, характеры, поэтика // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 1996. Вып. I.

211. Полякова Л.В. Роман Е. Замятина «Мы» и «Туннель» Б. Келлермана: «конец Ренессанса» // Творческое наследия Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Тамбов, 1994. Кн. I.

212. Полякова Л.В. Рассказ Евгения Замятина «Пещера»: интегральная поэтика и открытость авторских оценок // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 1997. Вып. 3.

213. Полякова Л.В. Художник, революция: Е. Замятин и А. Воронский // Культура русской провинции. Проблемы изучения литературного наследия Тамбовского края. Тамбов, 1993. Вып. II.

214. Полякова Л.В. "КеаПа" или "геаПога"? О творческом методе Евгения Замятина // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. 3. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1997.

215. Попова И.М. Литературные знаки и коды в прозе Е.И. Замятина: функции, семантика, способы воплощения. Тамбов, 2003.

216. Попова И.М. «Чужое слово» в творчестве Е.И. Замятина (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский). Тамбов, 1997.

217. Попова И.М. Творческое наследие Евгения Замятина. // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 1998. Вып. 3.

218. Потанина Н.Л. Евгений Замятин и английская литературно-эстетическая традиция: концепция творческого воображения // Кредо. 1995. № 10-11.

219. Скороспелова Е.Б. Возвращение // Замятин Е. Избранные произведения. М., 1990.

220. Скороспелова Е.Б. Замятин // Русская литература Х1Х-ХХ веков. Т.2. М., 2008.

221. Скороспелова Е.Б. Замятин и его роман «Мы». М., 1999.

222. Слободнюк С.Л. К вопросу о гностическом элементе в творчестве А. Блока, Е. Замятина и А. Толстого (1918-1923) // Русская лит. 1994. № 3.

223. Солженицын А.И. Из Евгения Замятина. «Литературная коллекция» // Новый мир. 1997. № 10.

224. Стрижев А.Н. Родом из Лебедяни // Охота и охотничье хозяйство. 1988. №4.■ і ■ ■ ■ 11! І II . II І ІІІІ II .1111: и і 1111 І І II НІНІ і II II ЛІ і III І ІІИ І ІЕ Ч Л III І II І \ШШ\ НЕ І ! II 11 І і II201

225. Стрижев А.Н. Свидетель сурового времени // Наш современник. 1989. № 10.

226. Стрижев А.Н. И землю пашут пулеметами. О публицистике Евгения Замятина // Лит. учеба. 1990. №3.

227. Творчество Евгения Замятина. Проблемы изучения и преподавания. Материалы Первых Российских Замятинских чтений в Тамбове. Тамбов, 1992.

228. Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В 14 кн. / Под ред. проф. Л.В. Поляковой. Тамбов, 1994, 1997, 2000, 2002, 2004, 2007.

229. Туниманов В.А. Анатоль Франс и Евгений Замятин // Русская лит. 2000. №2. С. 81-96.

230. Туниманов В.А. Что там дальше? (Достоевский и Замятин) // Русская лит. 1993. № 1.

231. Туниманов В.А. Новое о Замятине (Евгений Замятин и культура XX века. Исследования и публикации. СПб.: Издательство Российской Национальной библиотеки, 2002. 475 с.) // Русская литература. 2003. № 4. С. 241-254.

232. Туниманов В.А. Последнее заграничное странствие и похороны Евгения Ивановича Замятина (европейская судьба «скифа» и «еретика») // Ежеквар-тальник русской филологии и культуры. Т.Н. № 2.

233. Чудакова М.О. Еретик, или Матрос на мачте // Замятин Е.И. Сочинения. М., 1988. (Из литературного наследия).

234. Шайтанов И.О. Мастер // Вопросы лит. 1988. № 12.

235. Шевлякова Л.Р. Ритмоинтонационная орнаментика романа Е.И. Замятина «Мы» // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. 5. Тамбов, 1997. С. 119-130.

236. I , ■« i I i i IM i 111 II I III I 1 I I II III! I III II II III, I I, ■ II II II III I202

237. Шенцева H.B. «Зрительные» и «звуковые» лейтмотивы в рассказах Е. Замятина // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. 1. Тамбов, 1994. С. 259-268.

238. Шенцева Н.В. Художественный мир Е.И. Замятина. Учебно-методической пособие. Йошкар-Ола, 1996.

239. Шкловский В.Б. О рукописи «Избранное» Евгения Замятина // Замятин Е.И. Избранные произведения. Повести, рассказы, сказки, роман, пьесы. М., 1989.

240. Шишкина Л.И. Литературная судьба Е. Замятина. СПб., 1992.

241. Шмид В. Орнаментальный текст и мифическое мышление в рассказе Е. Замятина «Наводнение» // Русская лит. 1992. № 2.

242. Юдайкина Е.В. Трагедия невысказанного Слова в «Рассказе о самом главном» Е. Замятина // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн.8. Тамбов, 2000. С. 117-119.

243. Янгиров P.M. «Заветный» друг Евгения Замятина. Новые материалы к творческой биографии писателя // Ежеквартальник русской филологии и культуры. T. II. № 2.1..

244. Галушкин АЛО. «Возвращение» Е. Замятина. Материалы к библиографии (1986-1995) // Новое о Замятине. С. 203-324.

245. Галушкин А.Ю. Материалы к зарубежной библиографии Е.И. Замятина (1925-1995) // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. 3. Тамбов, 1997. С. 159-201.

246. Галушкин А.Ю. Материалы к библиографии Е.И. Замятина (1937-1985) // Ежеквартальник русской филологии и культуры. СПб., 1997. T. II. №2.

247. Е.И. Замятин. Материалы к библиографии. Ч. 1. / Сост. Г.Б. Буянова, С.А. Косякова. Под ред. проф. Л.В. Поляковой. Тамбов, 1997.

248. Е.И. Замятин. Материалы к библиографии. Ч. 2. / Сост. Г.Б. Буянова, С.А. Косякова. Под ред. проф. Л.В. Поляковой. Тамбов, 2000.

249. Замятинская энциклопедия: Лебедянский контекст. Материалы, исследования, документы, справки. Межвузовский региональный проект / Рук. проекта и научн. ред. проф. Л.В. Полякова. Тамбов-Елец, 2004.

250. Литература русского зарубежья. Рекомендательный список. Саратов, 1991. Вып. 1., 1993. Вып. 2.

251. Писатели русского зарубежья. 1918-1940. Справочник: В 3 ч. М., 1993. 4.1.

252. Стрижев А.Н. Библиография // Замятин Е.И. «Мы» / Сост. О.Н. Михайлов. М., 1990.1. V.

253. Gildner А. Proza Jewgienija Zamiatina. Krakow, 1993.

254. Goldt R. Thermodynamik als Textern. Die Entropiesatz als poetologishe Chiffre bei E.I. Zamjatin. Mainz, 1995.

255. Jäger D. Erzählte Räume: Studien zur Phänomenologie der epischen Geschehensumwelt. Würzburg: Königshausen und Neumann, 1998.

256. Jewgenij Samjatin: Wir// Welt der Bücher. 1968. №10.

257. Mittenzwei J. Das musikalische in der Literatur. Halle, 1962.

258. Reichel N. Der erzählte Raum. Zur Verflechtung von sozialem und poetischem Raum im erzählender Literatur. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1987.

259. Shane A. The Life and Works of Evgenij Zamjatin. Berkeley-Los Angeles, 1968.

260. Scheffler L. Evgenij Zamjatin. Sein Weltbild und seine literarische Thematik. Köln, Wien, 1984.

261. Большая Советская энциклопедия: В 50 т. / Гл. ред. С.И. Вавилов. М., 1958.

262. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1980.

263. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Нико-люкина. М, 2003.

264. Литература и культура Древней Руси. Словарь-справочник. М., 1994.

265. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1990.

266. Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грицанов. Минск, 1998.

267. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003.

268. Словарь литературоведческих терминов / Сост. Л.И. Тимофеев, C.B. Ту-раев. М., 1978.

269. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.В. Дмитриева. М., 2003.

270. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.