Творчество Е.И. Замятина в англоязычной критике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Долженко, Светлана Геннадьевна

  • Долженко, Светлана Геннадьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Ишим
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 189
Долженко, Светлана Геннадьевна. Творчество Е.И. Замятина в англоязычной критике: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Ишим. 2003. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Долженко, Светлана Геннадьевна

Введение.

ГЛАВА I. Эволюция анализа и оценок творчества Е.И.Замятина ^ в англоязычной критике (1920-1980-е годы).

1.1. Произведения Е.И.Замятина в откликах периодической печати.

1.2. Начало литературоведческого анализа прозы писателя.

1.3. Монографии западных исследователей о творчестве

Е.И.Замятина.

ГЛАВА И. Роман «Мы» и жанр антиутопии в исследованиях англо-американских ученых.

2.1. Жанр антиутопии—типология признаков.

2.2. Повесть «Островитяне» и роман «Мы».

2.3. Роман «Мы» в контексте литературно-философских ф и религиозных традиций.

2.4. О влиянии Е.И.Замятина на западный антиутопический роман.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Е.И. Замятина в англоязычной критике»

Творческое наследие Евгения Ивановича Замятина, пребывавшее в почти шестидесятилетнем забвении и стремительно вошедшее в конце 80-х годов XX века в духовную жизнь России, вызвало широкий общественный интерес и глубокое научное осмысление.

В современном литературоведении творчество Е.Замятина освещается весьма активно. Опубликованы многие архивные материалы; в России и за рубежом вышли солидные сборники научных трудов, посвященные жизни и литературной деятельности писателя; проведены четыре международные конференции в ТГУ им. Г.Р.Державина. Материалы конференций изданы в серии научных сборников «Творчество Евгения Замятина: Проблемы изучения и преподавания», «Творческое наследие Евгения Замятина: Взгляд из сегодня» (1992, 1994, 1997, 2000, 2003); в юбилейном для замятиноведения 2004 году (120 лет со дня рождения писателя) планируется проведение V Замятинских чтений; при кафедре ТГУ много лет плодотворно работает под руководством проф. Л.В.Поляковой Международный центр по изучению творческого наследия Е.И.Замятина; открыты филиал Центра в Польше (проф. Анна Гилднер, Ягеллонский университет, Краков) и представительство в Швейцарии (проф. Леонид Геллер, Лозаннский университет, Лозанна); составлены библиографии русских и зарубежных исследований творчества Е.И.Замятина (А.Ю.Галушкин, Г.Б.Буянова и др).

В 1990-х годах появляются серьезные и глубокие монографические исследования отечественных авторов и представителей европейских литературоведческих школ (А.Гилднер (Польша), Р.Гольдт (ФРГ), С.А.Голубков, Т.Т.Давыдова, В.Н.Евсеев, Б.А.Ланин, Е.Максимова, Л.В.Полякова, И.М.Попова, Р.Рассел (Великобритания), Е.Б.Скороспелова, Л.Шеффлер (ФРГ), Э.Эндрюс), а также диссертации по творчеству русского писателя, большое количество статей, очерков, заметок, научных докладов.

Среди них стоит особо отметить докторские (И.В.Бирюковой, С.А.Голубкова, В.Н.Евсеева, Н.Н.Комлик, М.Ю.Любимовой, И.М.Поповой) и кандидатские (В.А.Бодрова, Н.Ю.Желтовой, Ким Се Ила, Н.З.Кольцовой, Ли Вей, Е.А.Лядовой, Т.А.Майоровой, Н.В.Перфильевой, М.А.Резун) диссертации. Разделы диссертаций посвящены романам «Мы» и «Бич Божий» как философским жанрам, а также английским эпизодам в жизни Е.И.Замятина1.

Но в многочисленных трудах, посвященных личности и наследию Е.И.Замятина, остался, как нам кажется, до сих пор неосвещенным вопрос о характере восприятия и особенностях оценки его произведений в западном литературоведении. Разумеется, авторы отечественных монографий, диссертаций и статей постоянно обращаются к фактам публикации замятинских произведений в США и Европе, ориентируются на труды западных славистов, их интерпретации художественного мира писателя. Примером может служить диссертация В.А.Бодрова ; в ней содержится материал о творчестве Е.И.Замятина в контексте журналистики Русского зарубежья 1920-80-х годов.

Но полного обобщенного представления об особенностях интерпретации западными славистами места, занимаемого Е.Замятиным в мировом литературном процессе, - нет. А ведь Е.И.Замятина как уникальное литературное явление XX века открыли на Западе (преимущественно в США) еще в 1920-е годы.

Первое многостороннее исследование жизненного и творческого пути Е.И.Замятина, ставшее первой научной биографией, было осуществлено

1 Скалой Н.Р. Русская философская проза 20-30 годов XX века: Дисс. докт. филол. наук. -М., 1995 (Глава 3, § 6); Казпина О.А. Русская литературная эмиграция в Англии (1920-1930-е гг.): Дисс. докт. филол. наук. - М., 1999 (Глава4).

2 Бодров В.А. Творчество Е.И.Замятина в контексте журналистики Русского Зарубежья 20-80-х гг.: Дисс. канд. филол. наук. - М., 1999. преподавателем Калифорнийского университета в Дэвисе Алексом Шейном. Монография А.Шейна «Жизнь и творчество Евгения Замятина» [264] до настоящего времени считается классическим трудом как в отечественном, так и зарубежном замятиноведении, несмотря на то, что она была опубликована более 30 лет назад (в 1968 году).

Труды американских (Кристофера Коллинза [187; 188], Эдварда Джеймса Брауна [177; 179]) и английских (Дэвида Джона Ричардса [256; 257], Т.Р.Н.Эдвардса [199], Роберта Рассела [261]) славистов, а также разделы книг по истории русской литературы XX века, многочисленные статьи в периодических изданиях, научные доклады, критические отклики, анонсы публикаций произведений Е.Замятина в английском переводе, статьи в энциклопедиях, антологиях и словарях представляют собой огромный пласт критико-литературных и литературоведческих материалов, раскрывающих характер восприятия творчества русского писателя представителями западных литературоведческих традиций. Более того, необходимо отметить, что очень ограниченный объем материалов доступен отечественным исследователям, количество работ, переведенных и опубликованных в России, исчисляется единицами.

Представляется, что анализ этого научного материала позволит глубже понять подлинное значение наследия Е.И.Замятина, и на таком фоне четче увидеть оригинальность художественной манеры этого мастера. Избранное в данной работе направление дает возможность осветить некоторые показательные проявления практики западной славистики, что придает актуальность настоящему диссертационному исследованию.

Основная цель диссертационной работы - выявить специфику восприятия англоязычными литературоведами творческого наследия Замятина, осуществить анализ наиболее интересных и значимых прочтений его произведений.

Цель работы обусловила, в свою очередь, постановку следующих конкретных задач:

1) исследовать и систематизировать англоязычные литературно-критические работы о творчестве Е.И.Замятина;

2) выявить общие черты и своеобразие восприятия творчества писателя западными и отечественными литературоведами;

3) раскрыть роль англоязычного литературоведения в изучении наследия автора «Мы»;

4) рассмотреть своеобразную эволюцию теоретического осмысления жанра антиутопии в трудах как западных, так и отечественных литературоведов;

5) осветить «механизм» выявления интертекстуальных связей романа «Мы» с литературно-философскими и религиозными традициями.

Предметом диссертационного анализа стали критико-литературоведческие работы о писателе, отражающие самые различные научные концепции представителей англоязычных литературоведческих направлений: М.Г.Баркера, Э.Барратта, М.Бихлера, Г.Бочемпа, Э.Дж.Брауна, М.С.Вейнкауф, Дж.Вудкока, Р.Грегга, П.Карден, Г.Керна, К.Коллинза, О.М.Кук, Л.Б.Кука,

B.Дж.Лезебарроу, С.Лейтон, Х.Лопез-Морилласа, А.Майерса, Э.Мейлака, Г.Морсона, К.Проффера, Р.Рассела, Д.Дж.Ричардса, Г.Струве, М.Хейварда,

C.Хойзингтон, И.Хоу, А.Шейна, Т.Р.Н. Эдвардса, М.Эре и мн.др. Методологические основы определены целью и задачами исследования, призванного воссоздать своеобразную технологию восприятия творчества писателя в англоязычной среде.

Существенное значение для теоретико-методологической базы диссертации имеют работы философов и культурологов (Н.А.Бердяева [49], А.Ф.Лосева [61; 62], С.Л.Франка [69], К.Манхейма [63], К.Г.Юнга [77; 78]), посвященные выявлению специфики утопического и контрутопического мышления.

Значительную помощь в работе над диссертацией оказывают составленные А.Ю.Галушкиным «Материалы к зарубежной библиографии Е.И.Замятина

1925-1995)» [302] и «Возвращение» Е.Замятина. Материалы к библиографии (1986-1995)» [294], а также составленные творческим коллективом кафедры русской литературы ТГУ им. Г.Р.Державина, вышедшие под редакцией Л.В.Поляковой «Е.И.Замятин: Материалы к библиографии» [295; 296] Необходимо отметить высокую ценность подобных материалов при работе над диссертационным исследованием.

В настоящей работе учтены результаты исследования творчества Е.И.Замятина представителей российских и западных литературоведческих школ: Л.Геллера, Т.Т.Давыдовой, В.Н.Евсеева, Б.А.Ланина, О.Н.Михайлова, Г.Морсона, Л.В.Поляковой, А.Свентоховского, Н.Р.Скалона, В.А.Чаликовой, И.О.Шайтанова, Е.Шацкого и других, а также работы критиков-современников писателя: Я.Брауна [83], А.К.Воронского [86; 87], Ю.Тынянова [125], В.Б.Шкловского [134; 135].

Научная новизна диссертационного исследования заключена во впервые предпринимаемой попытке систематизации освоения западным литературоведением творческого наследия писателя, в стремлении ввести этот материал в научный оборот. Хронологически период освоения замятинского творчества охватывает около 80 лет при неоднородности ступеней эволюции этого освоения. Рассмотрены и уточнены особенности идеологических и эстетических позиций исследователей.

Творческое наследие Е.И.Замятина, как уже отмечалось, находится в поле зрения западного литературоведения с 1920-х годов, пик интереса к Замятину приходится на 1960-80-е годы, что хронологически совпадает с антиутопической волной, захлестнувшей западные страны. Учитывая, что Е.И.Замятин традиционно рассматривается как создатель первой классической антиутопии, представляется возможным оспорить устойчивое ныне убеждение в «однобокости» исследований его творчества английскими и американскими учеными. Некоторые проблемы, еще до обращения к ним со стороны отечественных ученых в 1990-х годах, были обозначены в западной славистике уже в 60-80-х годах прошлого столетия.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно представляет личность и творчество Е.Замятина в многозначном и многоуровневом контексте тенденций литературного процесса XX века, определяет значимость творческого наследия Замятина, органично соединившего традиции русской и европейской культуры, для представителей западного литературоведения. Исследование конкретизирует некоторые аспекты рефлексии творчества Е.И.Замятина на Западе.

Практическое применение данного диссертационного исследования возможно при дальнейшем изучении творчества Е.И.Замятина, в общих и специальных курсах, лекциях и семинарах по истории русской литературы XX века. Более того, основные положения и наблюдения могут быть использованы при исследовании типологически близких явлений русской и зарубежной литературы XX столетия.

Апробация исследования осуществлялась публикациями статей по теме диссертации, докладами на научных и научно-практических международных конференциях в Ишимском государственном педагогическом институте им. П.П.Ершова (2001), Тюменском государственном университете (2002), всероссийских конференциях в Уральском государственном педагогическом университете (2002, 2003), региональных конференциях в Омском государственном педагогическом университете (2001), Ишимском государственном педагогическом институте (2000, 2002, 2003).

Цель и задачи настоящей работы обусловили ее структуру. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы. Первая глава посвящена обзору западных исследований жизненного и творческого пути Е.И.Замятина. Мы нашли целесообразным разделить исследуемый материал не по хронологическому принципу, а по характеру и полноте содержания (критические отклики —

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Долженко, Светлана Геннадьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История рецепции Е.И.Замятина на Западе, эволюции анализа и оценок его творчества в англоязычной критике, свидетельствующая о существовании многолетней традиции изучения русского писателя за рубежом, во многом помогает прояснить сущность и своеобразие творческого наследия Е.И.Замятина посредством исследования его творчества с иных, отличных от характерных для отечественного литературоведения, позиций. Количество англоязычных материалов, отобранных и проанализированных в диссертации, является достаточным для определения особого места, занимаемого Е.И.Замятиным в русской литературе начала XX века.

Самой большой заслугой английских и американских славистов было, конечно, «открытие» этого художника для мировой литературы. Важно и установление новаторских достижений писателя в области прозы, драматургии, публицистики, воспринятых им традиций отечественной классики (Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского), западной философской и литературно-критической мысли (Платон, Т.Мор, Ф.Ницше, Г.Уэллс, Ф.Эв, А.Эйнштейн, К.Г.Юнг), определение типологических связей с произведениями современных Замятину авторов (А.Белого, А.Богданова, А.Ремизова, Б.Пильняка,), определение места Е.Замятина в антиутопической традиции и его влияния на представителей западного антиутопического мышления XX века.

Выступления по этим многочисленным аспектам составили значительную и многолетнюю традицию восприятия Е.И.Замятина как оригинального и талантливого мастера, уникального литературного явления русской литературы начала XX столетия. В обеих главах настоящей работы прослеживается активная исследовательская деятельность западной славистики, заложившей основу большинства направлений современного замятиноведения.

Все материалы при анализе мы разделили на три вида: отклики на переводы произведений Е.Замятина, опубликованных в западных издательствах, статьи, исследующие отдельные аспекты его произведений, и малоизученные монографические исследования жизни и творчества Е.И.Замятина, предпринятые такими известными славистами, как Д.Дж.Ричардс, А.Шейн, К.Коллинз, Т.Р.Н.Эдвардс. В свою очередь, продолжая традицию, заложенную американским славистом Г.Керном, мы сгруппировали статьи по тематическому принципу. В сравнении с хронологическим такой подход нам кажется наиболее продуктивным, так как он более полно отражает эволюцию восприятия творчества Е.Замятина англоязычным литературоведением.

Западная критика следила за литературным процессом в Советской России, активно реагировала на появление талантливых произведений, комментируя их контексты и исследуя поэтику. Интерес, возникший к Замятину со стороны западных читателей, свидетельствует об особой роли Замятина в литературном процессе начала XX века. Среди публикаций, вызвавших наибольший резонанс западных критиков, стоит отметить следующие работы: роман «Мы», повести «Уездное», «На куличках», «Островитяне», «Наводнение», многие рассказы. Кроме того, западные слависты часто в своих работах цитируют программные эссе, лекции, статьи, эпистолярное наследие Е.Замятина, что демонстрирует заслуженный авторитет Замятина не только как создателя художественных произведений, но также как критика и теоретика литературы.

В диссертации учтен вклад не только критиков и литературоведов, но также и тех, кто способствовал популяризации русского писателя на Западе: профессиональных переводчиков, тех, кто знакомил читающую публику с художественными и публицистическими текстами Замятина и снабжал эти переводы вступлениями и послесловиями. И здесь нельзя не подчеркнуть роль М.Гинзбург, Г.Гверни, Дж.Саччи и С.Фуллер.

Имя Е.И.Замятина как выдающегося представителя русской литературы 1920-х годов стало известно западным читателям благодаря многочисленным рецензиям, критическим откликам, словарным и энциклопедическим статьям, статьям, монографическим исследованиям, определяющим Замятина как самобытного, оригинального художника начала XX века, представляющего интерес не только для массового читателя, но и для исследователей.

На Западе Замятин был достаточно широко известен и еще более широко признан. Особое признание пришло к нему в 1960-80-е годы, как традиционно считалось, на волне антиутопизма. Отрицать значение его романа-антиутопии не имеет смысла, ибо многие исследователи английской и американской антиутопии XX века обращаются к роману Замятина «Мы» и указывают на его приоритет и пророческое значение. Более того, внимание к замятинской антиутопии со стороны западных исследователей можно объяснить и спецификой литературного процесса второй половины XX века, названной социологами «панутопической». На основе анализа романа «Мы» в диссертационном исследовании компаративно представлены современные теории жанра антиутопии (отечественные и зарубежные), выделяющие типологические признаки жанра.

Отмечается многочисленность и разнонаправленность интерпретаций, которые породил роман Е.И.Замятина «Мы», признанный западными критиками образцом классики мировой литературы. Роман долгое время воспринимался читателями и критиками как самое сложное и поражающее произведение русской литературы XX века. Сначала им восхищались на Западе как критикой политической системы, возникшей в первые годы власти большевиков, но затем на смену идеологическим изысканиям пришли исследования философских контекстов и поэтики романа как выдающегося образца литературного модернизма.

Произведенное в диссертации исследование фактов биографии Замятина, касающихся его пребывания в Англии, и анализ повести «Островитяне» позволяют рассматривать произведение как своеобразный «пролог» к роману «Мы».

В контексте англоязычной критики роман «Мы» получает новое прочтение, обозначаются проблемы наличия связей романа «Мы» с многими текстами литературно-философского и религиозного характера, влияния мировоззрения автора романа на представителей западной антиутопической традиции (О.Хаксли, Дж.Оруэлла, К.Воннегута, Т.Пинчона).

Особое внимание научной общественности привлекла проблема определения места романа в антиутопической традиции, а также его значения для мирового литературного процесса. В пользу «масштабности» процесса освоения антиутопии «Мы» англоязычными литературоведами свидетельствуют работы не только европейских и американских славистов, но также канадских и австралийских исследователей.

Таким образом, через англоязычную критику Е.Замятин предстает в многозначном и многоуровневом контексте тенденций лт^атурного процесса XX века, что и было показано в настоящей работе. Многие материалы, использованные в диссертации, вводятся в оборот впервые, следовательно, данное исследование дает дополнительный материал о рецепции творчества Е.И.Замятина на Западе и служит учебным и научным целям.

Диссертант постарался выявить общие черты и своеобразие восприятия -творчества Е.И.Замятина западными и отечественными литературоведами, представить их работы в форме полилога точек зрения. Такой подход, по нашему мнению, является наиболее продуктивным, так как на Западе существует многолетняя традиция изучения творчества Е.И.Замятина, тогда как отечественное замятиноведение, не имея долгой истории, характеризуется многогранностью и глубиной исследований.

Осуществленные диссертантом исследования по проблеме «Творчество Е.И.Замятина в англоязычной критике» имеют, как нам кажется, определенные перспективы. Прежде всего, это касается исследования творчества Замятина в контексте всей западной критики (мы имеем в виду появившиеся в последнее время в ФРГ, Швейцарии, Франции, Польше, Венгрии серьезные работы о творчестве русского писателя). Перспективной задачей также можно считать подготовку к публикации сборника переводов статей западных замятиноведов (на основе отобранных и систематизированных в диссертации материалов).

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Долженко, Светлана Геннадьевна, 2003 год

1. Художественные тексты. Мемуары, воспоминания. Статьи, лекции, эссе, автобиографии, рукописное наследие Е.И.Замятина:

2. Автобиография Е.И.Замятина // Вестник литературы. — Пг., 1922. -№2/3.-С. 14.

3. Анненков Ю. Евгений Замятин //Анненков Ю. Дневник моих встреч: Цикл трагедий. В 2 т.- Л.: Искусство, 1991.- Т.1.- С.235-280.

4. Архив Е.И.Замятина (1903-1932) // ИМЛИ. Ф.47. - 625 ед.хр.

5. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: Роман в 4-х частях с эпилогом. — Ч. I, II.-М.: Современник, 1981.-368 с.

6. Замятин Е. Автобиографическая заметка // Литературная Россия: Сборник современной прозы. М.: Новые вехи, 1924. - С.69-71.

7. Замятин Е. Герберт Уэллс. Пб.: Эпоха, 1922. - 47 с.

8. Замятин Е. Нечестивые рассказы. М.: Круг, 1927. — 179 с.

9. Замятин Е. Психология творчества / Публ. А.Н.Стрижева //Литературная учеба.-М., 1988. № 5. — С.136-139.

10. Замятин Е. Роберт Майер. — Берлин; Пб.; М.: Изд-во З.И.Гржебина, 1922.-72 с.

11. Замятин Е.И. Алатырь // Русская мысль. М.; Пг., 1915. - № 8. - С.9-38. 11 .Замятин Е.И. Бич Божий: (Черновой вариант романа) / Послесловие

12. И.Ерыкаловой II Новый журнал. Нью-Йорк, 1999. - № 214. - С.5-44. М.Замятин Е.И. Большим детям сказки. - Берлин; Пб; М.: Изд-во

13. З.И.Гржебина, 1922. 47 с. 13. Замятин Е.И. Из блокнотов 1921-1928 годов // Слово. В мире книг. — М., 1989.-№ 11.- С.76-85.

14. Замятин Е.И. Из блокнотов 1914-1928 годов / Публ. А.Н.Тюрина II Новый журнал. Нью-Йорк, 1989. - № 175. - С. 103-134.

15. Замятин Е.И. Из блокнотов 1914-1928 годов / Публ. А.Н.Тюрина II Новый журнал. Нью-Йорк, 1988.-№ 172/173.-С.89-127.

16. Замятин Е.И. Из литературного наследия / Публ. А.Н.Тюрина II Новый журнал. Нью-Йорк, 198. - № 170. - С.77-86.

17. Замятин Е.И. Избранное / Сост. О.Н.Михайлова. М.: Правда, 1989. -463 с.

18. Замятин Е.И. Избранные произведения / Сост. Е.Б.Скороспеловой. М.; Советская Россия, 1990. - 544 с.

19. Замятин Е.И. Избранные произведения. Повести, рассказы, сказки, роман, пьесы / Предисл. В.Б.Шкловского; вступ. Статья В.А.Келдыша\ сост. А.Ю.Галушкина. -М.: Советский писатель, 1989. 768 с.

20. Замятин Е.И. Избранные произведения в 2 т. / Сост., примеч. О.Н.Михайлова. М.: Художественная литература, 1990. - Т.1. - 527 с.

21. Замятин Е.И. Избранные произведения в 2 т. / Сост., примеч. О.Н.Михайлова. — М.: художественная литература, 1990. —Т.2. — 412 с.

22. Замятин Е.И. Мы: Романы, повести, рассказы, сказки / Сост. О.И.Шайтанова. М.: Современник, 1989. — 560 с.

23. Замятин Е.И. На куличках // Заветы. Спб., 1914. - № 3. - С.35-109.

24. Замятин Е.И. О литературе и искусстве / Публ. А.Н.Тюрина II Новый журнал. Нью-Йорк, 1990. -№ 178. - С. 150-193.

25. Замятин Е.И. Письмо А.К.Воронскому: К истории ареста и несостоявшейся высылки Е.И.Замятина в 1922-1923 гг. / Публ. А.И. Галушкина // De visu. М., 1992. - № 0. - С. 12-23.

26. Замятин Е.И. Собрание сочинений. М.; Федерация, 1929: Т.1: Уездное. Повести, театр; Т.2: На куличках. Повести, рассказы; Т.З: Островитяне. Повести, рассказы, театр; Т.4: Север. Повести, рассказы, сказки.

27. Замятин Е.И. Современная русская литература: Вступ. Лекция / Публ. А.Н. Стрижева // Литературная учеба. М., 1988. - № 5. — С-130-136.

28. Замятин Е.И. Сочинения / Сост. Т.В.Громовой и М.О.Чудаковой; коммент. Евг. Барабанова. — М.: Книга, 1988. 575 с.

29. Замятин Е.И. Статьи 10-20-30-х годов / Публ. А.Стрижева II Литературная учеба. М., 1990. - Кн.З. - С.74-86.

30. Замятин Е.И. Техника художественной прозы: Инструментовка; О ритме в прозе; Расстановка слов; О стиле; Футуризм; Чехов; Пьесы / Публ. А.Н.Стрижева II Литературная учеба. М., 1988. - № 6. - С.79-107.

31. Замятин на фоне эпохи / Публ. А. СтрижеваН Литературная учеба. — М., 1994-Кн. III. — С. 108-119.

32. Замятин Е.И. Я боюсь: Литературная критика. Публицистика. Воспоминания / Вступ. статья В.А.Келдыша; сост. и коммент. А.Ю.Гялушкина; подгот. текста А.Ю.Галушкина, М.Ю.Любимовой. — М.: Наследие, 1999.-359 с.

33. Замятин Е. Мы: Роман (на англ. яз.) / Пер. А.Миллера. М.: Радуга, 2000. - 256 с.

34. Оцуп Н. Евгений Замятин // Оцуп Н. Современники. 2-е репринт. Изд. -Нью-Йорк, 1986. -С.95-101.

35. Ремизов А. Стоять негасимую свечу! Памяти Евгения Ивановича Замятина / Публ. и примеч. А.Н.Стрижева // Наше наследие. — М., 1989. -№ 1. - С.117-119.

36. Рукописное наследие Евгения Ивановича Замятина: В 2 ч. / Предисл. и коммент. М.Ю. Любимовощ подгот. текста Л.И.Бучиной и М.Ю.Любимовой. Спб.: Российская национальная б-ка, 1997. -(Рукописные памятники; Вып.З).

37. Стрижев А. Замятин на фоне эпохи. Дневники. Письма. Воспоминания // Литературная учеба. М., 1994.- № 3. - С. 101-121.

38. Федин К. Горький среди нас // Федин К. Собрание сочинений: в 12 т.-М.: Художественная литература, 1986. — Т. 10. — С.73-74.1.. Работы по проблемам теории и истории литературы, философии,эстетики, лингвистики:

39. Аверинцев С.С. «Аналитическая психология» К.Г.Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. — М., 1970. № 3. — С.113-143.

40. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М.: Наука, 1988. -288 с.

41. Асоян А.А. Пролегомены: Лекции по теории литературы. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1995.-150 с.

42. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. - 502 с.

43. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. - М.: Советская Россия, 1979.-318 с.

44. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. - М.: Художественная литература, 1990.-543 с.

45. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М.: Искусство, 1979.- 424 с.

46. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов. М.: Наука, 1977. - 255 с.

47. Бердяев Н.А. Самосознание. Опыт философской биографии. — М.: Мысль, 1991.-220 с.

48. Бердяев Н.А. Человек и машина // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М.: Искусство; ИЧП «Лига», 1994. - Т.1. -С.499-523.

49. Бердяев Н.А. Эрос и личность: Философия пола и любви. — М.: Прометей, 1998.- 156 с.

50. Волков И.Ф. Теория литературы: Учебное пособие. — М.: Просвещение; Владос, 1995.-256 с.

51. Геллер Л. Вселенная за пределом догмы. Лондон, 1980.

52. Геллер Л. Слово мера мира. Статьи о русской литературе XX века. — М.: Изд-во «МИК», 1994.- 246 с.

53. Гулыга А.В. Миф и современность // Иностранная литература. — М., 1984. — № 2. — С.167-174.

54. Кант И. Критика чистого разума / Перевод с немецкого Н. Лосского. М.: Мысль, 1994.-591 с.

55. Карпов В. Евангелие от догматика // Огонек, 1988. № 31. — С.14.

56. Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». — М., 1991. — 287 с.

57. Ланин Б. Анатомия литературной антиутопии // Общественные науки и современность. 1993. - № 5. - С.154-163.

58. Ланин Б.А., Боришанская М.М. Русская антиутопия XX века: Учебное пособие. М., 1994. - 247 с.

59. Латынина Ю. В ожидании Золотого Века: от сказки к антиутопии // Октябрь. 1989. - № 6.

60. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 480 с.

61. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-525 с.

62. Манхейм К Идеология и утопия. В 2-х тт. — М., 1992.

63. Морсон Г. Границы жанра: антиутопия как пародийный жанр // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы / Сост. В. А. Чаликовой. М.: Прогресс, 1991. - С.233-251.

64. Свентоховский А. История утопий. — М., 1910.

65. Славянофильство и западничество: консервативная и либеральная утопия в работах Анжея Валицкого / Сост. К.В.Душенко. Реф.сб. В 2 вып. -ВыпЛ.-М., 1991. -214с.

66. Томсон Д.Э. «Братья Карамазовы» и поэтика памяти / Пер. с англ. Н.М.Жутовской и Е.М.Видре. СПБ.: Академический проект, 2000. — 345 с.

67. Фицджеральд Ф.С. Отзвуки Века Джаза // Зарубежная литература XX века: Практикум / Составление и общ. редакция Н.П.Михальской и Л.В.Дудовой.-М.: Флинта: Наука, 1999. С.241-251.

68. Франк C.JJ. Смысл жизни. Минск, 1992.

69. Фромм Э. Душа человека. М: Республика, 1992. - 430 с.

70. Хализев В.Е. Наследие М.М.Бахтина и классическое видение мира // Филологические науки. М., 1991. - № 5. - С.3-13.

71. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. М.: Высшая школа, 1999.-398 с.

72. Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990.

73. Эйхенбаум В.М. О литературе: Работы разных лет. М.: Советский писатель, 1987. - 544 с.

74. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Правда, 1991. - 340 с.

75. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. М., 1988.-№ 1. - С.133-152.

76. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / Пер. с нем.- М.: Канон, 1994. 320 с. - (История психологической мысли в памятниках).

77. Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов. М.; Киев: ЗАО «Совершенство»- «Port Royal», 1997. - 384 с.

78. I. Книги и статьи по проблемам творчества Е.И.Замятина:

79. Акимов В. Помощь из прошлого (О «возвращенной» литературе) // Аврора, 1988. № 5. - С.80-85.

80. Архангельская Н.Н. Поэтика рассказа Е.Замятина «Наводнение» // Творчество Евгения Замятина: Проблемы изучения и преподавания. Материалы Первых Российских Замятинских чтений / Под ред. Л.В.Поляковой. Тамбов: Изд-во ТГПИ, 1992. - С.49-50.

81. Бахмутова Н.И. Концептуальное пространство романа Е.Замятина «Мы» // Русский роман XX века: Духовный мир и поэтика жанра: Сб.научн. тр. / Отв. ред., сост. Проф. А.И.Ванюков. — Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 2001. — С.158-164.

82. Браун Я. Взыскующий человека (Творчество Евгения Замятина) // Сибирские огни. Новониколаевск, 1923. - № 5-6. - С.225-241.

83. Ванюков A.M. О синтетизме Евгения Замятина // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня: Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В 2 ч. / Под ред. Л.В.Поляковой. — Тамбов: Изд-во ТГПИ, 1994.-С. 140-142.

84. Воробьева С.Ю. Роман Е.Замятина «Мы»: поэтика диалогического // Русский роман XX века: Духовный мир и поэтика жанра: Сб.научн. тр. / Отв. ред., сост. Проф. А.И.Ванюков. Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 2001. -С.154-158.

85. Воронский А. Литературные силуэты. Евг. Замятин // Красная новь. М., 1922.-№6.-С.304-322.

86. Воронский А. Об отшельниках, безумцах и бунтарях // Красная новь. — М., 1921. -№ 1.-С.292-295.

87. Галушкин А.Ю. К «допечатанной» истории романа Е.И.Замятина «Мы» (1921-1924) // Темы и вариации: Сборник статей и материалов к 50-летию Л. Флейшмана. Stanford, 1994. - С.366-375.

88. Гальцева Р., Роднянская И. Помеха — человек: Опыт века в зеркале антиутопий // Новый мир. 1988. -№ 12. - С. 217-230.

89. Гилднер А. Творчество Е.Замятина в Польше // Вестник Моск.ун-та. -Сер.9. Филология. - 2001. - № 4.

90. Давыдова Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы первой трети XX века: Монография. — М.: Изд-во МГУП, 2000.-346 с.

91. Девятайкин Е.Е. Творческая эволюция Евгения Замятина ( На материале дореволюционной прозы) // Советская литература в прошлом и настоящем.- М.: Изд-во МГУ, 1990. С.39-54.

92. Доронченков И.А. Об источниках романа Е.Замятина «Мы» // Русская литература. Л., 1989. - № 4. - С. 188-202.

93. Евсеев В.Н. Проза Е.И.Замятина (вехи творчества, поэтика, опыт анализа рассказа «Пещера»): Учебно-методическое пособие. Ишим: Изд-во ИГПИ, 2000.-177 с.

94. Евсеев В.Н. Роман «Мы» Е.И.Замятина (жанровые аспекты): Монография.- Ишим: Изд-во ИГПИ, 2000. 114 с.

95. Евсеев В.Н. Художественная проза Евгения Замятина: проблемы метода, жанровые процессы, стилевое своеобразие: Учебное пособие. Москва: Прометей, 2003. - 224 с.

96. Евсюков В. Человек и Левиафан: Утопия и антиутопия в свете реальности // Дальний Восток. 1990. - № 5. - С. 151-159.

97. Золотоносов М. Какотопия // Октябрь. 1990. - № 7. - С. 192-199.

98. Келдыш В.А. Замятин: Вступ. статья // Замятин Е.И. Избранные произведения. М.: Советский писатель, 1989.- С.12-35.

99. Панин Б.А. Роман Е.Замятина «Мы».-М.: Алконост, 1992.— 27с.

100. Лахузен Т., Максимова Е., Эндрюс Э. О синтетизме, математике и прочем.<.>: Роман «Мы» Е.И.Замятина: К столетию Е.И. Замятина. — СПб.: «Сударыня»; Астра-Люкс, 1994. 116 с.

101. Новое о Замятине: Сборник материалов / Под ред. Л.Геллера. — М.: Изд-во «МИК», 1997.-328 с.

102. Оруэлл Дж. Рецензия на «Мы» Е.И.Замятина // Оруэлл Дж. «1984» и эссе разных лет: Роман и художественная публицистика. — М.: Прогресс: 1989. — С.306-309.

103. Полякова Л.В. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX века как литературной эпохи: Курс лекций. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. - 284 с.

104. Селеменева Т.Т. Мещанство как философская категория в романе Е.И.Замятина «Мы» // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Статьи, очерки, заметки, библиография: В 11-ти книгах. Кн. XI /

105. Отв. ред. Проф. А.Гилднер. Тамбов: Изд-во ТГУ им.Г.Р.Державина, 2003. — С.125-131.

106. Скалой Н.Р. Замятин, Флоренский, Кант /Пресуществление философских традиций в романе «Мы»/. — Гуманитарные исследования. Ежегодник. Вып.1: Сб. науч.статей. Омск: изд-во ОмПГУ, 1996. - С.67-71.

107. Скалой Н.Р. Будущее стало настоящим (роман Е.Замятина «Мы» в литературно-философском контексте): Учеб. пособие. www.utmn.ru/lib/

108. Скалой Н.Р. Дуальные оппозиции в романе Е.Замятина «Мы» // Художественная литература, критика и публицистика в системе духовной культуры. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2001. - Вып. 5. - С.110-115.

109. Скалон Н. Мотивы обряда инициации в романе Е.Замятина «Мы» // От текста к контексту: Сборник научных статей. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. -С. 126-135.

110. Скалон Н.Р. О «ценностном центре» в дистопии // Русский роман XX века: Духовный мир и поэтика жанра: Сб. научн. тр. / Отв.ред., сост. проф. А.И.Ванюков. Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 2001. - С. 150-154.

111. Скалон Н.Р. Роман Е.Замятина «Мы» в зоне контакта с Бахтиным // Диалог. Карнавал. Хронотоп. — Витебск, 1993. № 4. — С.25-37.

112. Скалон Н.Р. «Сказки» Е.Замятина и проблема личности // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня: Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В 6 кн. / Под ред. Л.В.Поляковой. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 1997. Кн. III. - С.78-85.

113. Скороспелова Е.Б. Замятин и его роман «Мы». М.: Изд-во МГУ, 1999.-80 с.

114. Струве Н. Символика чисел в романе Замятина «Мы» // Струве Никита. Православие и культура. М.: Христианское изд-во, 1992. — С.253-258.

115. Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня: Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы. Материалы Четвертыхмеждународных Замятинских чтений: В 10 кн. / Под ред. Л.В.Поляковой. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000.

116. Тынянов Ю. Литературное сегодня // Русский современник. Л.; М., 1924. - Кн. 1.-С.291-306.

117. Хетени Жужа. Мифологемы в «Наводнении» Е.Замятина // Новое о Замятине: Сб. материалов / Под ред. Л.Геллера. М.: Изд-во «МИК», 1997. -С.9-19.

118. Чаликова В.А. Антиутопия Евгения Замятина: пародия или альтернатива? // Социокультурные утопии XX века: Реферативный сборник. Вып. 6. М.: АНСССР, ИНИОН, 1988.-С. 134-175.

119. Чаликова В.А. Крик еретика: Антиутопия Евг.Замятина // Вопросы философии. 1991. - № 1. - С. 16-27.

120. Чудакова М. Без гнева и пристрастия: Формы и деформации в литературном процессе 20-30-х годов // Новый мир. 1988. - № 9. — С.240-257.

121. Шайтанов И. Мастер // Вопросы литературы. М., 1988. - № 12. — С.32-65.

122. Шайтанов И. Русский миф и коммунистическая утопия // Вопросы литературы. 1994. - Вып. VI. - С. 12-39.

123. Шайтанов И.О. «Но Русь была одна.»: Вступ. статья // Замятин Е.И. Мы: роман, повести, рассказы. М.: Современник, 1989. - С.3-21.

124. Шишкина Л.И. Литературная судьба Евгения Замятина: В помощь лектору. — СПб.: Об-во «Знание», 1992. 16 с.

125. Шкловский В. О рукописи «Избранное» Евгения Замятина: Замятин Е.И. Избранные произведения / Сост. А.Ю.Галушкина. М.: Советский писатель, 1989. - С.5-11.

126. Шкловский В. Потолок Евгения Замятина // Шкловский В. Пять человек знакомых. Тифлис: «Заккнига», 1927. - С.45-67.

127. Шмидт В.Г. Орнаментальный текст и мифическое мышление в рассказе Е.Замятина «Наводнение» // Русская литература. — СПб., 1992. № 2. — С.56-67.1.. Диссертации, авторефераты диссертаций:

128. Бесчетникова С.В. Роман Е.Замятина «Мы» как антиутопия. Проблематика и поэтика: Автореф. дисс. канд. филол. наук. — Харьков, 1993.- 16 с.

129. Бирюкова КВ. Стилистическое своеобразие публицистики Е.И.Замятина: дисс. канд. филол. наук / МГУ им. М.В.Ломоносова. -М., 1997 — 242 с.

130. Бодров В.А. Творчество Е.И.Замятина в контексте журналистики Русского Зарубежья 20-80-х гг.: Автореф. дисс. канд. филол. наук / МПУ. М., 1999.-26 с.

131. Желтова Н.Ю Проза Е.И.Замятина: (Поэтика русского национального характера): Дисс. канд. филол. наук / ТГУ им. Г.Р.Державина. — Тамбов, 1999.- 193 с.

132. Казнима О.А. Русская литературная эмиграция в Англии (1920-1930-е гг.): Автореф. дисс. докт. филол. наук / ИМЛИ. М., 1999. - 51 с.

133. Ким Се Ил. Комическое в прозе Е.Замятина: Автореф. дисс. канд. филол. наук / РГПУ им. А.И.Герцена. СПб., 1995. - 17 с.

134. Комлик Н.Н. Творческое наследие Е.И.Замятина в контексте традиций русской народной культуры: Автореф. дисс. докт. филол. наук / ТГУ им. Г.Р.Державина. Тамбов, 2001. - 35 с.

135. Латынина Ю. Литературные истоки антиутопического жанра: Автореф. дисс. канд.фил.наук. Москва, 1992.

136. Ло Ли Вей. Замятин и Ф.Достоевский: Культурно-исторические истоки романа «Мы»: Дисс. канд. филол. наук / МГУ им. М.В.Ломоносова. — М., 1994.- 170 с.

137. Лядова Е.А. Историософская и структурно-поэтическая парадигма трагедии Е.И.Замятина «Атилла»: Автореф. дисс. канд. филол. наук / ТГУ им. Г.Р.Державмна. — Тамбов, 2000. — 24 с.

138. Майорова Т.А. Концепция человека в творчестве Е.И.Замятина: Дисс. канд. филол. наук / Ивановский гос. ун-т. — Иваново, 1997. — 254 с.

139. Резун М.А. Малая проза Е.И.Замятина, Проблемы поэтики: Автореф. дисс. канд. филол: наук / Томский гос. ун-т. Томск, 1993. - 20 с.

140. Романов С.С. Антиутопические традиции русской литературы и вклад Е.И.Замятина в становление жанра антиутопии: Автореф. дисс. канд. филол. наук / Орловский гос. пед. ун-т. Орел, 1998. - 20 с.

141. Скалон Н.Р. Русская философская проза 20-30-х годов XX века: Автореф. дисс. докт. филол. наук / КазГУ. М., 1995. - 32 с.

142. V. Литература на иностранных языках:

143. Adams Н. A Letter to American Teachers of History // The Degradation of the Democratic Dogma. — New York, 1920.

144. Alridge Alexandra Bertash. Scientizing Society: The Dystopian Novel and the Scientific World View // Dissertation Abstracts International. Ann Arbor, MI, 1978. - № 39. -P.3560A-3561 A.

145. Bailes Kendall E. Aleksei Gastev and the Soviet Controversy Over Taylorism, 1918-1924 // Soviet Studies.- Cambridge, 1977. -Vol. 29. P.378-396.

146. Barker Murl G. Onomastics and Zamiatin's "We" // Canadian-American Slavic Studies. -Tempe, AR, 1977. Vol. 11. - № 4. - P.551-560.

147. Barratt Andrew. Revolution as Collusion: The Heretic and the Slave in Zamyatin's "My" // Slavonic and East European Review. London, 1984. — Vol.62. -№3.-P.344-361.

148. Barratt Andrew. Notes: к роману «Мы». // Замятин Е.И. Мы / Zamyatin Е. "We". Bristol, 1994. - P.V-XX.

149. Bayley J. Them and Us // New York Review of Books. — New York, 1972. — 19/X (№ 6). -P.18-21.

150. Beauchamp Gorman. Future Worlds: Language and the Dystopian Novel. — Style. 1974. - Vol. VIII. - P.462-476.

151. Beauchamp Gorman. Man as Robot: The Taylor System in "We" // Clockwork Worlds: Mechanized Environments in SF / Ed. by R.D.Erlich & T.P.Dunn; Introd. by A.O.Lewis. Westport, CT: Greenwood, 1983. - P.85-93.

152. Beauchamp Gorman. Of Man's Last Disobedience: The Myth of the Fall in Zamiatin's We and Orwell's 1984 II Comparative Literature Studies. College Park, 1973. - Vol. X. -P.285-301.

153. Beauchamp Gorman. Utopia and its Discontents; Weinkauf Mary S. Five Spokesmen for Dystopia // Midwest Quarterly: A Journal of Contemoirary Thought.-Pittsburg, KS, 1975.-Vol. 16.-№ 2.-P.l 61-174; 181-183.

154. Beauchamp Gorman. Zamiatin's "We" // No Place Else: Explorations in Utopian and Dystopian Fiction / Ed. by E.S.Rabkin, M.H.Greenberg & J.D.Olander. Carbondale: Southern Illinois UP, 1983. - P.56-77.

155. Beehler Michael. Yevgeny Zamyatin: The Essential, the Superfluous and Textual Noise // SubStance: A Review of Theory and Literary Criticism. — Madison, WI, 1986.-Vol. 15.-№2 (50). P.48-60.

156. Billington James H. The Icon and the Axe: An Interpretive History of Russian Culture. New York: Alfred A. Knopf, 1966. - 351 pp.17X.Blake P. Literature as a lash // New York Times: (1st edition). New York, 1967.-27/11.-P.5.

157. Brewster D. Fiction of the Revolution // Nation. New York, 1925. -Vol. 121. —26/VIII (№ 3138). — P.237.

158. Brown Edward James. "Brave New World", "1984" and "We": An Essay on Anti-Utopia: (Zamyatin & English Literature). — Ann Arbor: Ardis, 1976. — 61 p.

159. Brown E.J. The Machine and England // Brown E.J. Russian Literature since the Revolution. New York, 1963. - P.69-83.

160. Brown E.J. Zamyatin and English Literature // American Contributions to the Fifth International Congress of Slavists. Sofia. September 1963. 2 vols. The Hague: Mouton, 1963. - Vol. II: Literary Contributions. - P.21-40.

161. Brown E.J. Eugene Zamyatin as a Critic // To Honor Roman Jacobson: Essays on the Occasion of his Seventieth Birthday, 11 October 1966. 3 vols. The Hague: Mouton, 1967. - Vol. I. - P.402-411.

162. Brown E.J. Russian Literature since the Revolution. NY, 1982. - 413 p.

163. Brown E.J. "Brave New World", "1984" & "We": An Essay on Anti-Utopia // Zamyatin's "We": A collection of critical essays / Ed. and introd. by Kern G. -Ann Arbor: Ardis, 1988. P. 209-227.

164. Brown Norman O. Life after Death: The Psychoanalytic Meaning of History. — Middletown, Conn.: Wesleyan Press, 1959.

165. Browning G. Russian Ornamental Prose // Slavic and east European Journal. — 1979.-Vol.23.-P.346-352.

166. Browning Gordon. Zamiatin's "We": An Anti-Utopian Classic // Cithara essays in the Judaeo-Christian Tradition. St. Bonaventure, NY, 1968. -Vol. 7.-№2.-P. 13-20.

167. Browning William. Anti-Utopian Fiction: Definition and Standards for Evaluation // Dissertation abstracts. Ann Arbor, MI, 1966. - Vol. 27. - № 5. — P.1360A-1361A.

168. Carden P. Ornamentalism and Modernism // Russian Modernism / Ed. by G.Gibian and H.W.Tjalsma. Ithaca, 1976. - P.49-64.

169. Carden Patricia. Utopia and Antiutopia: Aleksei Gastev and Evgeny Zamyatin //Russian Review. Cambridge, 1987.- Vol. 46. - № 1.-P.1-18.

170. Cavendish P.J. Evgenii Zamiatin in the 1990: A Reassessment // SEER. — 2000. Vol. 78. - № 4. - P.735-743.

171. Collins Christopher. Zamjatin, Wells and the Utopian Literary Tradition // Slavonic and East European Review. London, 1966. — Vol. 44. - № 103. — P.351-360.

172. Collins Christopher. An Interpretive Study of the Major Fiction of Evgenij Zamjatin. Ann Arbor, MI, 1968. - 211 p.

173. Collins Christopher. Zamjatin's "We" as Myth // Zamyatin's "We": A collection of critical essays / Ed. and introd. by Kern G. Ann Arbor: Ardis, 1988. - P.70-79.

174. Columbia Dictionary of Modern European Literature / Ed. by Jean-Albert Bede and William B.Edgerton. New York: Columbia University Press, 1980.

175. Connolly Julian W. A Modernist's Palette: Color in the Fiction of Evgenij Zamjatin // Russian Language Journal. 1979. - № 33. - P.82-98.

176. Connors James. Zamyatin's "We" and the Genesis of "1984" // Modern Fiction Studies. West Lafayette, IN, 1975. - № 21. - P. 107-124.

177. Conte-Helm M. Japan and the North East of England. London: The Athlone Press, 1989.

178. Cooke Leighton Brett. Ancient and Modern Mathematics in Zamyatin's "We" // Zamyatin's "We": A collection of critical essays / Ed. and introd. by Kern G. Ann Arbor: Ardis, 1988.-P. 149-167.

179. Cooke Olga Muller. Bely's Moscow Novels and Zamyatin's "Robert Mayer": A Literary Response to Thermodynamics // Slavonic and East European Review. London, 1985. - Vol. 63. - № 2. - P. 194-210.

180. Cowan S.A. The Crystalline Center of Zamyatin's "We' I I Extrapolation: A Journal of Science Fiction and Fantasy. Kent, OH, 1988. - Vol. XXIX. -№ 2. — P.160-178.

181. Csicsery-Ronay Jr. Istvan. Zamyatin and the Strugatskys: The Representation of Freedom in "We" and "The Snail on the Slope" // Zamyatin's "We": A collection of critical essays / Ed. and introd. by Kern G. — Ann Arbor: Ardis, 1988. — P.236-259.

182. Deutcher Isaac. The Mysticism of Cruelty // Deutcher I. Heretics and Renegades and other Essays. — London, 1955. — P.35-50.

183. Deutsche B. Tonic Laughter // New Republic. New York, 1925. - Vol. 42. -18/111 (№ 537). - P. 104-105.

184. Edwards T.R.N. Three Russian writers and the Irrational: (Zamyatin, Pilnyak and Bulgakov). Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1982. — 220 p.

185. Ehre Milton. Zamjatin's Aesthetics // Zamyatin's "We": A collection of critical essays / Ed. and introd. by Kern G. Ann Arbor: Ardis, 1988. -P. 130-139.

186. Encyclopedia of World Literature of the 20th century / Ed. by Leonard S.Klein. Vol.4. - New York: Frederick Ungar Publishing Co., 1984.

187. Erlich Victor. Evgeny Zamyatin and Lev Lunts I I Erlich V. Modernism and Revolution: Russian Literature in Transition. Cambridge; London: Harvard University Press, 1994. - P.96-120.

188. European Writers: The Twentieth Century / Ed. by George Stade. — Vol.10. — New York: Charles Scibner's Sons, 1990.

189. Gildner A. Proza Jewgienija Zamiatina. — Krakow, 1993.

190. Goldstaub Dianne Sattinger. Failure as Device: Subversion of the Positive Hero in Russian Fellow-Traveler Prose of the 1920s // Dissertation Abstracts International. Ann Arbor, MI, 1995. - Vol. 55. - № 7. - P.l984A.

191. Goldt Rainer. Thermodynamik als Textem: Der Entropiesatz als poetologische Chiffre bei E.I. Zamjatin. Mainz, 1995. - 736 s.

192. Grayson J. II Slavonic and east European Review. London, 1983. — № 3. — P.432-433.

193. Gregg Richard A. Two Adams and Eve in the Crystall Palace: Dostoevsky, the Bible and "We" // Zamyatin's "We": A collection of critical essays / Ed. and introd. by Kern G. Ann Arbor: Ardis, 1988. - P. 61-69.

194. Guerney Bernard. Evgenii Ivanovich Zamiatin (1884-1937) / An Anthology of Russian Literature in the Soviet Period. — New York: Random House, 1960. — P. 167.

195. Handbook of Russian Literature / Ed. by Victor Terras. New Haven, CT: Yale University Press, 1985.

196. Harkins William E. Zamyatin, Yevgeni Ivanovich // Harkins W.E. Dictionary of Russian Literature. Paterson, NJ, 1959.

197. Hayward Max. Pilnyak and Zamyatin: Two tragedies of Twenties // Survey. — London, 1961.-№36.-P. 85-91.

198. Henderson Joseph L. Ancient Myths and Modern Man // Man and His Symbols / Ed. by Jung Carl G. London, 1964.

199. Hersh M.A. Zamyatin's "We": a mathematical model society // Russistika: The Russian Journal of the Association for Language Learning. Rugby, 1993. -№8.-P. 19-26.

200. Hickey Martha Weitzel. Narrators as Playwrights: Patterns of Transformation // Dissertation Abstracts International. Ann Arbor, Ml, 1986. — Vol. 46. -№ 7. — P. 1864A.

201. Hickey Martha W. Tale into Play: Recovering the Narrator's Plan in Zamjatin's "Society of Honorary Bellringers" // Slavic and East European Journal. — Tucson, AZ, 1988. Vol. 33. - № 1. - P.31-49.

202. Hoisington Sona S. The Pushkin Presence in Zamyatin's "My" // Journal of the North American Pushkin Society. 1993. - Vol. 1. - № 2. - P.151-165.

203. Holquist J.M. II Slavic Review. Standford, С A, 1969. - № 1 (III). -P.175-177.

204. Howe Irving. The Fiction of Anti-Utopia // New Republic. — New York, 1962. -№ 146.-P. 13-16.

205. Hutchings William. Structure and Design in a Soviet Dystopia: H.G.Wells, Constructivism and Yevgeny Zamyatin's "We" // Journal of Modern Literature. Philadelphia, PA, 1981/1982.-Vol. 9. - № 1.-P.81-102.

206. Jammer M. Entropy // The Dictionary of the History of Ideas / ed. by Wiener P.P. New York, 1973. - Vol. 2.

207. Jolliffe J. Newcastle's Soviet Heretic // Spectator. London, 1985. - 9/II (№8170). - P.27.

208. Josephson Eric, Josephson M. Man Alone: Alienation in Modern Society. — New York: Dell Publishing Co., 1959. 437 p.

209. Kateb G. Utopia and Its Enemies. -N.Y., 1972.

210. Keenan William. Leskov's "Left-Handed Craftsman" and Zamyatin's "Flea": Irony into Allegory // Forum for Modern Language Studies. Edinburgh, 1980. -№ 1.-P.66-78.

211. Kern G. Zamyatin's Stylization // Zamyatin's "We": A collection of critical essays / Ed. and introd. by Kern G. Ann Arbor: Ardis, 1988. - P. 118-129.

212. King Richard. The Party of Eros: Radical Thought and the Realm of Freedom. -New York: Dell Publishing Co., 1972.

213. Klosty Beaujour Elizabeth. Zamiatin's "We" and modernist architecture // Russian review. Cambridge, 1988. - Vol. 47. - № 1. - P.49-60.

214. Kramer Leonie. Utopia as Metaphor // Utopias: Papers from Annual Symposium of Australian Acad, of Humanities / Ed. by E.Kamenka. — Melbourne: Oxford UP, 1987.-P. 133-143.

215. Laing R.D. Self and Others. Harmondsworth, 1971. - P.99-174.

216. Lamp Horst. Political Satire of Remisov and Zamjatin on the Pages of Prostaja gazeta // Aleksej Remizov: Approaches to a Protean Writer / Ed. by G.N.Slobin. Columbus, OH: Slavica, 1986. - P.245-260.

217. Layton Susan J. Zamjatin's Neorealism in Theory and Practice // Dissertation Abstracts International. Ann Arbor, MI, 1972. - № 33. - P.757A.

218. Layton Susan J. Zamjatin and Literary Modernism // Zamyatin's "We": A collection of critical essays / Ed. and introd. by Kern G. — Ann Arbor: Ardis, 1988. -P.140-148.

219. Leatherbarrow W.J. Einstein and the Art of Yevgeny Zamyatin // Modern Language Review. London, 1987.-Vol. 82. - № 1.-P.l 42-151.

220. Lewis Kathleen, Weber Harry. Zamyatin's "We", the Proletarian Poets and Bogdanov's "Red Star" // Zamyatin's "We": A collection of critical essays / Ed. and introd. by Kern G. Ann Arbor: Ardis, 1988. - P. 186-208.

221. Lindsay R.B. The Role of Science in Civilization. New York, 1963.

222. Lopez-Morillas Juan. Utopia and anti-Utopia: From "Dreams of Reason" to "Dreams of Unreason" // Survey. London, 1972. - Vol. XVIII. - № 1 (Winter). — P.47-62.

223. Macey Samuel L. The Role of Clocks and Time in dystopias: Zamyatin's "We" and Huxley's "Brave New World" // Explorations: Essays in Comparative Literature / Ed. by M.Ueda. Lanham, MD: Ups of America, 1986. - P.24-43.

224. Makinen Robert S. Dostoevski's Underground Man in Zamjatin's Single State // Dissertation Abstracts International. Ann Arbor, MI, 1974. - № 35. -P.1662A.

225. Malak Amin. Margaret Atwood's "The Handmaid's Tale" and the Dystopian Tradition // Canadian Literature. Vancouver, ВС, 1987. - № 112. - P.9-16.

226. Marcuse Herbert. Eros and Civilization: A Philosophical Inquiry into Freud. — New York: Vintage Books, 1962.

227. Mazer Charles Litten. Orwell's Oceania, Zamyatin's United State, and Levin's Unicomp Earth: Socially Constructed Anti-Utopias // Dissertation Abstracts International. Ann Arbor, MI, 1976. - № 37. - P.957A.

228. McCarthy Patrick A. Zamyatin and the Nightmare of Technology // Science-Fiction Studies. Greencastle, IN, 1984. - Vol. 11. - № 2 (33). - P. 122-129.

229. McClintock James I. United States revisited: Pynchon and Zamiatin // Contemporary Literature. Madison, WI, 1977. - № 18. - P.475-490.

230. Mikhailov Oleg. Gorky and Zamiatin: Предисл. к переводу очерка «М.Горький». // Soviet literature. Москва, 1988. - № 2. - P. 170-172.

231. Mirsky D.S. Contemporary Russian Literature 1881-1925. New York, 1926.

232. Moody С. "We" and English Antiutopian Fiction // Unisa English Studies: Journal of the Department of English. Pretoria, 1976. - Vol. 14. - № 1. — P.24-33.

233. Myers Alan. Evgenii Zamiatin in New Castle // Slavonic and East European Review. London, 1990.-Vol. 68. -№ 1.-P.91-99.

234. Myers Alan. Evgenii Zamiatin in Newcastle: A Source for Islanders // Slavonic and East European Review. London, 1990. - Vol. 68. - № 3. - P.498-501.

235. Newman Wayne. Dystopian Literature: Four Works Considered // Journal of Kyoritsu Women's Junior College. Tokyo, 1991. - № 34. - P.57-65.

236. Parrot Ray. The Eye in "We" // Russian Literature Triquarterly. Ann Arbor, MI, 1979.-№ 16. - P.59-72.

237. Pitcher E. That Web of Symbols in Zamyatin's "We" // Extrapolation: A Journal of Science Fiction and Fantasy. Kent, OH, 1981. - Vol.XXII. - № 3.

238. Proffer Carl R. Notes on the Imagery in Zamjatin's "We' // Zamyatin's "We": A collection of critical essays / Ed. and introd. by Kern G. Ann Arbor: Ardis, 1988. - P.95-105.

239. Reich A. Charles. The Greening of America. — New York: Bantam Books, 1971.

240. Richards D.J. Four Utopias // Slavonic and East European Review. — London, 1961. Vol. 40. - № 94. - P.220-228.

241. Richards D.J. Zamyatin: A Soviet Heretic. — London: Bowes & Bowes, 1962. -112 p.

242. Rifkin J. Entropy: A New World View. New York, 1980.

243. Roberts Mathexv S. Vanguard Desires: Sex, Machines and Revolution in the Novels of Evgenii Zamiatin, John Dos Passos and Nathanael West // Dissertation Abstracts International. Ann Arbor, MI, 1995. - Vol. 55. - № 9. - P.2824A-2825A.

244. Scheffler Leonore. Evgenij Zamjatin: Sein Weltbild und seune Literarische Thematik. Koln; Wien: Boehlau Verl., 1984. - 306 s.

245. Shane Alex Michael. Evgenij Zamjatin // Dissertation Abstracts. Ann Arbor, MI, 1965. -№26. — P.1449-1450.

246. Shane A. The Life and works by Evgenij Zamjatin. — Berkeley, Los Angeles, 1968.-302 p.

247. Sicher Efraim. The Last Utopia: Entropy and Revolution in the Poetics of Evgeny Zamjatin // History of European Ideas. — Tarrytown, NY, 1991. — Vol. 13. -№ 3. -P.225-237.

248. Slonim Mark. Evgeny Zamyatin: The Ironic Dissident // Slonim M. Soviet Russian Literature: Writers and Problems. New York, 1964. - P.80-89.

249. Spector I. Heir to the "Overcoat" // Saturday Review. New York, 1967. -I/IV(13).-P.36.

250. Steiner G. Language and Silence. — London, 1958. — 254 p.

251. Steiner R. Cosmic Memory. New York, 1971.

252. Stenbock-Fermor Elizabeth. A Neglected Source of Zamiatin's Novel "We" // Zamyatin's "We": A collection of critical essays / Ed. and introd. by Kern G. -Ann Arbor: Ardis, 1988. P. 171 -172.

253. Striedter Jurij. Three Postrevolutionary Russian Utopian Novels // Russian Novel from Pushkin to Pasternak / Ed. by J.Garrard. New Haven, Yale UP, 1983.-P. 177-201.

254. Struve Gleb. Zamyatin. (1884-1937) // Struve G. Soviet Russian Literature 1917-1950. Norman, Oklahoma, 1951. - P.37-45.

255. Twentieth century authors: a Biographical Dictionary of Modern Literature / Ed. by Kunitz St.J. New York: The Wilson Company, 1973. - 1577 p.

256. Ulph Owen. Reconsiderations on the Sex of Satan // Zamyatin's "We": A collection of critical essays / Ed. and introd. By Kern G. — Ann Arbor: Ardis, 1988. — P.80-91.

257. Walker Jeanne Murray. Totalitarian and Liminal societies in Zamyatin's "We" // Mosaic: A Journal for the Interdisciplinary Study of Literature. Winnipeg, MB, 1987.- Vol.20. -№ 1. - P.l 13-127.

258. Watt Alan. George Orwell and Yevgeny Zamyatin // Quadrant. — Victoria, Australia, 1984. Vol. 28. - № 7/8 (202/203). - P. 110-111.

259. White John J. Mathematical Imagery in Musil's "Young Torless" and Zamyatin's "We" // Zamyatin's "We": A collection of critical essays / Ed. and introd. By Kern G. Ann Arbor: Ardis, 1988. - P.228-235.

260. Wilson Edmund. Philoctetes: The Wound and the Bow // The Wound and the Bow: Seven Studies in Literature. New York: Oxford University Press, 1947. — P.272-295.

261. Woodcock George. Utopias in Negative // Sewanee Review. — 1956. № 64. — P.81-97.

262. Zamjatin E. We / Tr. by G. Zilboorg. New York: E.P. Dutton, 1924.

263. Zamiatin E. We / Translated and with Foreword by G. Zilboorg; Introd. by P. Rudy; Preface by M.Slonim. New York: Dutton pap., 1959. 247 p.

264. Zamyatin E. My / An Anthology of Russian Literature in the soviet Period: From Gorki to Pasternak. New York, 1960. - P. 168-353.

265. Zamjatin E. The Dragon: Fifteen Stories / Transl. and with Introd. by M.Ginsburg. New York: Random House, 1967. 291 p.

266. Zamyatin E. Soviet Heretic: Essays / Ed. and Transl. by M.Ginsburg. Chicago; London: University of Chicago Press, 1970. 322 p.

267. Zamyatin E.I. We / Transl. and with Introd. by Mirra Ginsburg. New York: Viking Press, 1972. 204 p.

268. Zamyatin Y. We / Tr. by B.G.Guerney. London: Cape, 1970.

269. Zamyatin Y. The Dragon / Transl. by M.Ginsburg. London: Gollancz, 1972.

270. Zamyatin Y. We / Tr. and Introd. by M.Ginsburg. Avon, 1983.

271. Zamyatin E. Islanders and The Fisher of Men / Tr. by S.Fuller and J.Sacchi. London: Salamander Press, 1984.

272. Zamyatin Y. A Soviet Heretic: Essays / Tr. by M.Ginsburg. New York: Quartet Books, 1991.

273. Zamyatin E. We. Bristol, 1994.t

274. Zamyatin's "We": A collection of critical essays / Ed. and Introd. by Kern G. — Ann Arbor: Ardis, 1988. 306 p.

275. Б. п.//Publishers Weekly. -New York, 1959.-Vol. 175. № 21.-P.64.

276. VI. Справочная литература. Библиографические указатели:294. «Возвращение» Замятина: Материалы к библиографии (1986-1995) / Сост. А.Ю.Галушкина II Новое о Замятине: Сборник материалов. — М.: МИК, 1997.-С. 203-324.

277. Е.И.Замятин: Материалы к библиографии. Часть I / Сост. Г.Б.Буянова, С.А.Косякова О.В.Нечаева; под ред. Л.В.Поляковой. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 1997.-57 с.

278. Е.И.Замятин: Материалы к библиографии. Часть II / Сост. Г.Б.Буянова, С.А.Косякова, под ред. Л.В.Поляковой. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000.52 с.

279. Керлот Х.Э. Словарь символов. М.: «REFL-book», 1994. - 601 с.

280. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / Гл. ред. А.А.Сурков. М.: Советская энциклопедия, 1962-1978.

281. Культурология. XX век. Словарь / Гл. ред. С.Я.Левит. — СПб.: Университетская книга, 1997. 640 с.

282. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. — М.: Высшая школа, 1996. 623 с.

283. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. — М.: Советская энциклопедия, 1987. -752 с.

284. Материалы к зарубежной библиографии Е.И.Замятина (1925-1995) / Сост.

285. A.Ю.Галушкина II Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня: В 6 кн. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1997. - Кн. III. - С. 159-201.

286. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М.Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.

287. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. / Гл. ред. С.А.Токарев. — М.: Российская энциклопедия, 1994.

288. Славянская мифология. Энциклопедический словарь / Под ред.

289. B.Я.Петрухина и др. М.: Эллис Лак, 1995. - 416 с.• 306. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): Энциклопедический справочник / Науч. ред. И.П.Ильин и Е.А.Цурганова. М.: Интрада-ИНИОН, 1996. - 319 с.

290. Современная философия: Словарь и хрестоматия / Отв. ред. Кохановский В.П. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 511 с.

291. Современный философский словарь / Под ред. В.Е.Кемерова. М., Бишкек; Екатеринбург, 1996. - 608 с.

292. Туниманов В.А. Замятин // Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. - Т.2. - С.320-323.

293. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф.Ильичев и др. -М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.