Композиционно-образные и нравственно-эстетические основания творчества в подготовке китайских магистров художественного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Си Хуавэй

  • Си Хуавэй
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 171
Си Хуавэй. Композиционно-образные и нравственно-эстетические основания творчества в подготовке китайских магистров художественного образования: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2008. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Си Хуавэй

Введение.

Глава I. Вопросы преемственности традиций и инновации в подготовке китайских художников.

1.1. Становление и развитие профессиональной школы подготовки художников в Китае (ХИ-ХХ вв.).

1.2. О подготовке китайских магистрантов-художников на факультете изобразительного искусства Герценовского университета.

Глава И. Философско-эстетические учения Китая в теоретической подготовке китайских магистрантов.

2.1. Элементы философско-эстетических учений Китая в теоретической подготовке «магистра-исследователя искусства».

2.2. Вопросы теории китайского традиционного изобразительного творчества в подготовке «магистра-художника».

Глава III. Научно-творческая подготовка китайских магистрантов к выполнению магистерских диссертаций и дипломных художественных работ.

3.1. Взаимосвязь искусства и науки в диссертации и дипломной работе магистрантов.

3.2. Вопросы теоретико-методической подготовки китайских магистрантов к выполнению диссертации по направлению «магистр - исследователь искусства».

3.3. Из опыта научно - творческой подготовки китайских магистрантов к выполнению дипломной работы по направлению «магистр-художник».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Композиционно-образные и нравственно-эстетические основания творчества в подготовке китайских магистров художественного образования»

Диссертация посвящена исследованию вопросов изобразительного искусства, берущих начало в древнекитайских философских учениях и трактатах художников, с последующим их приложением в теоретико-методической подготовке китайских магистров художественного образования.

Актуальность исследования

Возродившийся, обмен культур между Российской Федерацией и Китайской Народной^ Республикой обусловил стремление китайских студентов получать магистерское художественное образование в российских вузах, в частности, на факультете изобразительного искусства Герценовского университета. Особенности художественного мышления китайских, магистрантов обязывают высшую художественную школу искать новые, дополнительно теоретико-методические подходы к обучению китайского контингента, в соответствии со своеобразием его менталитета. Теоретические разработки, необходимые для решения подобного рода задач, в настоящее время отсутствуют. Все увеличивающийся контингент китайских., магистрантов в художественных вузах делает такие исследования чрезвычайно необходимыми. Именно востребованность темы диссертации стала побудительным мотивом для проведения данного исследования.

Китайские молодые художники-магистранты воспитаны прежде всего на традиционном изобразительном искусстве, которое своими корнями уходит в древнекитайскую философию, её нравственно-эстетические устои, а также художественные принципы, создания произведений, разработанные великими китайскими живописцами и каллиграфами. Эти, сведения ещё'не нашли должного распространения в теории живописи маслом, которая изучается в российских художественных вузах, и в, которой совершенствуются китайские магистранты и художники. В данной диссертации подобные вопросы даются по возможности полные ответы. Тем самым исследование становится весьма приближенным к решению задач современной подготовки магистров художественного образования не только в российских, но также и китайских высших школах изобразительного искусства.

Состояние и степень изученности проблемы

При изучении теоретических вопросов изобразительного искусства рассматривались труды исследователей: А.Г. Верещагиной (историческая картина), С.М. Даниэля (искусство видеть), Д.В. Сарабьянова (история русского изобразительного искусства); Б.А. Успенского (семиотика искусства), Е.В. Шорохова (композиция), H.A. Яковлевой (жанры живописи).

Проблемы композиции нашли отражение в коллективных сборниках, например: «Творчество в искусстве - искусство творчества»; «Мастера искусств об искусстве»; «Проблемы композиции»; «Семиотика и художественное творчество».

В рассмотрении вопросов психологии искусства использовались публикации следующих авторов: К.Э. Изарда (психология эмоций), Е.П. Ильина (эмоции и чувства), JI.B. Куликова (психология настроения), Д. Леонтьева (выразительные средства живописи), A.A. Мелик-Пашаева (психология творчества).

Китайское традиционное искусство и философия изучались по древнекитайским трактатам и публикациям западных авторов: «Дао дэ 1 Дзин»; «Древнекитайская философия»; Е.В. Завадская («Восток на Западе»);

И-Цзин» («Книга Перемен»); А.Н. Кочетов («Буддизм», «Ламаизм»); < Б.Роуленд («Искусство Запада и Востока»); «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно»; Франсуа Жюльен («Путь.к цели: в обход или напрямик»); Ят-Минг Кэти Хо («Китайская каллиграфия»).

Вопросы приложения теории искусства в педагогике искусства изучались в работах: В.В. Бабияка, «Искусство и педагогика» (сост. М.А. Верб), Л.Ю. Лиманской, H.H. Ростовцева. Е.В. Шорохова, H.A. Яковлевой.

Проблемы, связанные с вхождением российского образования в Болонский процесс, в связи с подготовкой китайских магистров художественного образования, исследовались в трудах: И.А. Баевой, Т.С. Бендюковой, В.И. Богословского, Н.И. Загузова, В.А. Козырева, В.В. Лаптева, С.А. Писаревой, А.П. Тряпицыной.

Объект исследования - традиционное китайское изобразительное искусство и русская станковая живопись.

Предмет исследования — теоретико-методические основы творчества в китайском традиционном и русском изобразительном искусстве.

Цель исследования - выявить в философских учениях Китая и трактатах по искусству положения, соотносящиеся с композиционно-художественными и нравственными основами, изобразительного искусства для введения их в подготовку китайских магистров художественного1, образования.

Задачи исследования:

- рассмотреть исторические пути развития профессиональной школы подготовки художников в Китае; раскрыть своеобразие подготовки китайских 'магистров художественного образования в российской высшей школе, на примере факультета изобразительного искусства Герценовского университета;

- показать необходимость и возможность адаптации некоторых положений древнекитайских философско-эстетических учений в решении проблем обучения китайских магистрантов теории изобразительного искусства;

- выявить в теории китайского традиционного искусства вопросы, существенные для подготовки китайских магистров художественного образования;

- проанализировать общие и индивидуальные признаки сходства и различия в теоретико-методической подготовке «магистров-исследователей искусства» и «магистров-художников»; сформулировать структуру магистерской исследовательской диссертации и рассмотреть примеры ее реализации при разработке темы китайского традиционного искусства; предложить методику композиционно-образного анализа произведения живописи, ориентированную на подготовку китайских магистрантов к выполнению художественно-творческой дипломной работы.

Методология исследования представляет собой совокупность методов, обеспечивающих получение' обоснованных результатов и объективность их анализа. Основными методами являлись:

- - исторический (метод историзма) В" обосновании этапов развития художественного профессионального образования в.Китае.

- герменевтический анализ древнекитайских нравственно-эстетических учений и художественных трактатов как теоретической базы в подготовке китайских магистров художественного образования;

- стилистический анализ формообразующих элементов композиции, характерных для произведений' главных жанров китайского традиционного искусства;

- композиционно-образный анализ художественных произведений' и подготовительного материала к ним как основной метод изучения творческих этапов живописца;

- психолого-педагогический метод изучения вопросов адаптации китайских студентов к особенностям обучения в российской высшей художественной школе искусства;

Источники исследования определились спецификой темы диссертации и составили теоретический- и художественный материал: древнекитайские философско-нравственные трактаты; эстетические и художественные издания, содержащие рекомендации по созданию форм в основных жанрах китайского традиционного искусства; художественный опыт создания композиции произведений живописи в русском изобразительном искусстве; эпистолярное наследие мастеров китайского и русского искусства; художественные произведения и рабочие материалы к ним, находящиеся в музеях, опубликованные в печатных изданиях.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые:

- тема китайского традиционного искусства рассмотрена как часть теоретической подготовки китайских магистров художественного образования в российском вузе;

- основные положения древнекитайских философско-нравственных и художественно-эстетических трактатов рассмотрены в свете задач подготовки китайских магистрантов по направлению «магистр-исследователь искусства»;

- композиционно-образный анализ произведений китайских и русских мастеров изобразительного искусства представлен как связующее звено между теоретико-методической и художественно-творческой подготовкой по, направлению «магистр-художник».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В подготовке китайских магистрантов в каждом конкретном случае должна определяться мера сочетания теоретических основ китайского традиционного искусства и русского реалистического изобразительного искусства.

2. Основные положения древнекитайских философско-эстетических учений во многом согласуются, с нравственными устоями русского реалистического искусства, что делает исследование их композиционно-художественных образов естественным процессом.

3. При подготовке китайских «магистров-исследователей искусства» необходимо в большей мере вводить в диссертацию положения древнекитайских учений, а в. подготовке «магистров-художников» -композиционно-образный анализ произведений великих художников Китая и России.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что: сущность научных результатов и форма получения позволяют использовать их для дальнейшего и более углубленного изучения композиционных законов, используемых в китайском традиционном изобразительном искусстве; основные научные положения диссертации будут способствовать проведению разносторонних исследований по соотнесению принципов построения композиции в китайской живописи тушью, с композиционными принципами реалистической живописи, создаваемой в технике масла; результаты и выводы диссертации, при их ориентации на подготовку китайских магистрантов, могут войти в методику сравнительного анализа как теоретическое обоснование сходств и различий между китайским традиционным и русским реалистическим искусством.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что данное теоретическое исследование целенаправленно ориентировалось на приложение его результатов в обучении китайских магистрантов теоретическим основам художественного творчества. Предложенная методика композиционно-образного анализа произведений позволяет использовать ее в курсе «Всеобщей истории и теории искусства», лекциях-беседах по теории композиции, при изучении вопросов анализа художественного образа произведений традиционного китайского и реалистического русского изобразительного искусства.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы: как теоретико-методический материал при создании программ индивидуального обучения китайских магистрантов; в процессе эвристического обучения теории изобразительного искусства на занятиях по композиции; в разработке учебных пособий по истории зарубежного искусства.

Достоверность научных результатов и выводов исследования обеспечивается: полнотой и фундаментальностью использованных теоретических источников («Дао дэ Дзин», «И-Цзин», «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно»); развернутым анализом композиции произведений-шедевров китайского и русского изобразительного искусства; приближением полученных результатов к практике художественного творчества; имеющимся опытом использования основных теоретических положений диссертации в подготовке китайских студентов на факультете изобразительного искусства Герценовского университета.

Апробация исследования. Основные положения диссертации излагались на научно-практических конференциях:

- VI Международной научно-практической конференции; «Язык, культура менталитет; проблемы изучения в иностранной аудитории» (апрель, 2006)

- Всероссийской научно-практической конференции: «Актуальные проблемы многоуровневой подготовки художника-педагога (февраль, 2007)

- IX Российско-Американской научно-практической конференции по актуальным вопросам современного университетского образования (май, 2007)

- Международной Российско-Китайской научно-практической конференции: Современное состояние и перспективы развития художественного образования в России и Китае (июль, 2007)

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Си Хуавэй

Заключение

Современное высшее образование все более уходит от монолога преподавателя, предоставляющего студенту знание, к диалогу между ними. Китайский студент (как один из участников диалога), обучаясь в российском университете, познает историю художественной культуры России, изучает труды и произведения, ее философов, писателей, художников, особенности высшего образования, специфику обучения искусству, своеобразие творчества русских художников. Преподаватель специальных дисциплин (как другой участник диалога), для более плодотворного управления педагогическим процессом, также должен в известной мере обладать сведениями из истории художественного образования в Китае, иметь необходимые знания о ведущих древнекитайских философских учениях, иметь достаточное представление о традиционном китайском изобразительном и прикладном искусстве, творчестве великих китайских художников.

Исторически так сложилось, что большинство перечисленных сфер,, культуры Китая стали широким достоянием в Европе и России только в самом начале XX века. Поэтому не случайно китайская художественная культура и ее родство с древнерусской философско-эстетической мыслью, не получили освещения в базовых «Программах дисциплин» по изобразительному искусству, созданных в 2000 году. Так, в программе курса «История искусства» нет даже упоминания о существовании изобразительного и прикладного искусства Китая (также как Японии и Индии). Именно поэтому в диссертацию вошли вопросы истории развития профессиональной школы по подготовке художников в Китае; рассмотрение философско-эстетических учений Китая в педагогическом процессе обучения и воспитания китайских магистрантов; теоретические вопросы китайского изобразительного творчества.

Значительное внимание в диссертации уделяется необходимости включения в подготовку китайских «магистров — исследователей искусства» вопросов связи китайской традиционной живописи и графики с основными древнекитайскими философско-нравственными и эстетическими учениями. В то же время художественно-профессиональные положения китайского традиционного искусства представляются необходимыми в подготовке китайских «магистров-художников».

Один из шедевров древнекитайской философско-нравственной и эстетической мысли - трактат «Книга Перемен» («И-Цзин»), представляет собой общечеловеческие (типические для этноса, социума) примеры жизненных ситуаций, которые гармонически разрешаются в определенных (отмеченных в трактате) условиях, при синергетическом единстве противоположных сил «ЯН-ИНЬ» и указываются случаи невозможности их1, разрешения. В данной диссертации делается попытка использования диалектико-синергетической основы трактата в подготовке китайских магистрантов, в особенности тех, кто- ориентируется на продолжение образования в докторантуре Герценовского университета.

Другой выдающийся памятник китайской традиционной живописи — «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» может стать существенным подспорьем в дипломной работе китайских «магистров-художников», избравших художественно-творческое направление. В педагогике искусства, при теоретико-практическом соединении важнейших положений трактатов «Книги Перемен» и «Слова о живописи», могут открываться- новые ракурсы на взаимодействие русского реалистического и китайского традиционного искусства живописи и графики. Например, принципы композиционного построения в древнерусской иконописи имеют бсщыце сходства с пространственно-формообразующей структурой горизонтальных свитков китайской живописи, чем различий между ними.

Философская содержательность произведений китайской традиционной живописи, композиционная утонченность структуры ее картин, выразительность форм и художественных образов, все это может вносить значительный вклад в процесс дальнейшего совершенствования теоретико-методической и художественно-творческой подготовки китайских магистрантов в российской высшей художественной школе. Это важно при создании как диссертационных исследований на степень «магистра-исследователя искусства», так и дипломных работ на степень «магистра-художника».

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Си Хуавэй, 2008 год

1. Агапова О., Кривошеева А., Ушакова А. Проектно-созидательная модель обучения // Вестник высшей школы. 1994, № 1.

2. Айзенк Г. Объективность и обоснованность эстетических суждений / Творчество в искусстве искусство творчества. - М.: Наука; Смысл, 2000. - С. 298-325.

3. Айян Д. Эврика! СПб.: Питер Паблишинг, 1997. - 352 с.

4. Академии художеств СССР 225 лет. Каталог выставки в 2-х томах. -М.: Изобразительное искусство, 1985. 1200 с.

5. Анализ и интерпретация произведения искусства / Под редакцией НА. Яковлевой. М.: Высшая школа, 2005. - 551 е., ил.

6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001. -279 с.

7. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. В помощь написания диссертации и рефератов: Основы научной работы и оформления результатов. М.: Финансы и статистика, 2003.

8. Анчуков C.B. История становления и современное состояние художественно-педагогического образования в России и за рубежом: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, Ризограф НОУ «Экспресс», 2004. - 264 с.

9. Анчуков C.B., Венцлав С.С. Развитие индивидуальности средствами искусства. СПб.: Ризограф НОУ «Экспресс», 2004. - 275 с.

10. Аристер Н.И., Загузов Н.И. Процедура подготовки и защиты диссертации. — М.: АОЗТ «Икар», 1995.

11. Архангельский С., Мизинцев В. Качественно-количественные критерии оценки научно-познавательного процесса // Новые методы и средства обучения. М.: 1989, № 3 (7).

12. Бабияк B.B. Русский учебный рисунок: Петербургская академическая художественная школа конца XVIII начала XX века. - СПб.: Гиппократ, 2004. - 296 с.

13. Багумов В., Митин В. Из опыта оценки качества учебных занятий // Высшее образование в России. 1995, № 3.

14. Банфи А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989. - 384 с.

15. Богоявленская Д. Вчера и сегодня психологии творчества / Творчество в искусстве искусство творчества. - М.: Наука; Смысл, 2000.-С. 186-199.

16. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1983. 173 с.

17. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956. - 292 с.

18. Вазина К. Саморазвитие человека и модульное обучение. Нижний Новгород; 1991.

19. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики. JL: Художник РСФСР, 1975. - 227 с.

20. Васильев A.A. История и теория развития художественного образования. Краснодар: Просвещение - Юг, 2003. - 212 с.24.25,26.21,2831

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.