Творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Дедюхина, Ольга Владимировна

  • Дедюхина, Ольга Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 177
Дедюхина, Ольга Владимировна. Творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Нижний Новгород. 2005. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дедюхина, Ольга Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1.Историко-теоретические аспекты творческой самореализации музыкантов-педагогов русской (флейтовой) школы.

1.2.Творческая самореализация и ее особенности у музыканта-педагога духовика).

1.3.0пыт обеспечения творческой самореализации начинающего музыкантапедагога в процессе профессиональной адаптации.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.

ГЛАВА II. УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ.

2.1 .Ретроспективный анализ деятельности выдающихся педагогов-исполнителей - как условие обеспечения активизации творческой самореализации начинающего музыканта-педагога.

2.2.Программирование образовательной деятельности музыканта-педагога как условие его профессионально-педагогической адаптации.

2.3.Направленность деятельности образовательного учреждения, обеспечивающая музыкальное совершенствование педагога.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации»

Актуальность исследования

В последнее десятилетие XX века страна вступила на путь фундаментальных реформ. Обновление образования, его модернизация -насущная потребность времени. Педагогическое образование переживает новый этап своего развития, обусловленный растущими требованиями к общей культуре и профессионально значимым качествам педагога.

Потребность в педагогах, помогающих интенсивному творческому развитию учащихся, ощущается в области музыкального образования особенно остро. Музыкальная культура в целом сейчас находится в ситуации невостребованности, а музыкальная жизнь переживает свою «переоценку» и характеризуется такими явлениями, как шквал низкосортной музыкальной продукции, активное развитие субкультур, «потребительство» в отношении к серьезной музыке, неразвитость музыкального вкуса у взрослого населения, потеря авторитета музыкально-творческой и музыкально-педагогической деятельности. Студенты музыкальных вузов в большинстве своем характеризуются неразвитостью самообразовательных и рефлексивных навыков, творческой пассивностью и интересом лишь к музыкальному исполнительству. Как следствие, богатый воспитательный, образовательный и развивающий потенциал музыкального искусства полностью не актуализируется.

Можно предположить, что основной причиной кризисного положения музыкального образования является отсутствие профессиональной активности деятелей искусства, музыкантов-педагогов в социокультурной среде. Однако фактором, не менее значимым в данной ситуации, является неразрешенность в области профессионального музыкально-педагогического образования ряда актуальных проблем теоретического и организационно-методического характера, касающихся, в частности, методологии и методов музыкальной педагогики как науки; преемственности в системе непрерывного музыкального образования; организации профессионального воспитания (среди музыкантов-специалистов укоренился взгляд на профессию педагога как на второстепенную по сравнению с профессией музыканта-исполнителя); использования достижений педагогической инноватики в процессе профессиональной подготовки музыканта-педагога в вузе и др.

Поиски путей усовершенствования содержания музыкально-педагогического образования с целью самосовершенствования и саморазвития педагогов-музыкантов как просветителей широкого гуманитарного профиля, создания системы фундаментального развития личности во всем богатстве интеллектуальных, эмоциональных и творческих качеств ведутся в рамках разработки методологических основ музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Н.А.Терентьева, В.А.Школяр и др.); реализации идей культорологического (Л.А.Рапацкая, Н.Б.Волчегурская и др.); синергитического (Л.М.Масол и др.); текстологического (Б.Д.Критский и др.) подходов, концепции самоорганизации (А.С.Петелин и др.) и других инновационных теорий музыкальной педагогики с учетом традиционных методов индивидуально-творческого, личностно-ориентированного обучения, что закладывает основу для построения системы музыкально-педагогического образования, отвечающей современным общественным требованиям и максимально направленной на творческую самореализацию педагогов-музыкантов в профессиональной деятельности.

Гуманитарные науки имеют давний и плодотворный опыт разработки проблемы самореализации личности.

Социально-философский аспект категории самореализации личности представлен в трудах и диссертационных работах А.Х.Амирасланова, Л.И.Антроповой, Е.Ю.Ароновой, Т.А.Ветошкиной, Е.А.Иваненко, А.А.Идинова, Л.Н.Когана, Н.Л.Кулика, Н.М.Михайлова, М.А.Недашковской, Н.И.Полубабкиной, Г.К.Чернявской, Н.И.Шаталовой и др.

Психологическим аспектам самореализации личности и близким ей процессам самопознания, самосознания, саморегуляции, самоактуализации посвящены работы отечественных и зарубежных ученых К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, И.С.Кона, Д.А.Леонтьева, А.Маслоу, Ю.А.Миславского, В.А.Петровского, К.Роджерса, С.Л.Рубинштейна, В.Ф.Сафина, И.Н.Семенова, В.И.Слободчикова, С.Ю.Степанова, В.В.Столина, Н.И.Чесноковой и др.

Исследованию проблематики личности учителя (в том числе педагога-музыканта) посвящены диссертации Е.В.Андриенко, Д.Ю.Ануфриевой,

B.Б.Арюткина, Г.И. Батыршиной, А.И.Бурениной, К.Я.Вазиной, И.В.Вачкова, В.Г.Горяева, Е.И.Горячевой, И.В.Золотухиной, Т.Ф.Масловой, И.Г.Осадчевой, С.М.Редлиха, Б.В.Рыковой, М.И.Ситниковой, С.Н.Усовой,

C.И.Филимоновой и др.

В ряде диссертационных исследований обозначены пути формирования и психолого-педагогические условия, стимулирующие процесс творческой самореализации педагога-музыканта (А.И.Буренина), педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки (Г.И.Батыршина), деятельность учителя музыки и вопросы его профессиональной подготовки (Ю.Б.Алиев).

Однако феномен творческой самореализации музыканта-педагога изучен недостаточно, особенно в процессе его профессиональной адаптации. Профессиональная адаптация музыканта-педагога - это процесс его вхождения в образовательную среду, процесс приобретения профессионального опыта, овладения стандартами и ценностями образовательной среды, ее культурой; процесс начала реализации накапливаемого опыта в каждой конкретной точке траектории его личностного и профессионального развития.

Признается относительность и сложность диагностики процесса творческой самореализации музыканта-педагога. Противоречия между объективно существующей потребностью в творческой личности музыкантапедагога и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ этого процесса позволили сформулировать проблему исследования: каковы теоретические основы и педагогические условия обеспечения творческой самореализации музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации?

Актуальность проблемы и отсутствие специальных исследований, раскрывающих условия обеспечения творческой самореализации музыканта-педагога явилось основанием для выбора темы исследования: «Творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации».

Цель исследования: разработать психолого-педагогические условия обеспечения творческой самореализации музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации.

Объект исследования: профессиональная деятельность музыканта-педагога.

Предмет исследования: творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации.

Гипотеза исследования: обеспечение творческой самореализации музыканта-педагога будет эффективным, если:

- имеет место целевое моделирование процесса обеспечения творческой самореализации музыканта-педагога в профессиональной деятельности;

- в профессиональной адаптации он старается осмыслить опыт деятельности выдающихся педагогов-исполнителей;

- разработано содержание научно-методической деятельности учреждения по обеспечению творческой самореализации музыкантов-педагогов и их воспитанников (ведется программирование деятельности учреждения как центра образовательной среды, разрабатываются образовательные программы по видам музыкальной деятельности);

- в образовательном учреждении представлены практические возможности творческой самореализации для сотрудников и как музыкантов, и как педагогов (создание и апробация авторских программ, их дидактического сопровождения; уровневый подход в реализации образовательной деятельности музыканта-педагога; участие в конкурсах профессионального мастерства, музыкальных абонементах, концертной деятельности и т.д.)

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Осуществить ретроспективный анализ развития школы профессионального образования музыкантов-духовиков и опыт обеспечения творческой самореализации начинающих музыкантов-педагогов.

2. Охарактеризовать содержание, структуру, критерии и показатели творческой самореализации музыканта-педагога, разработать модель процесса его творческой самореализации.

3. Разработать программно-методическое сопровождение профессиональной деятельности музыкантов-педагогов в дополнительном музыкально-эстетическом образовании детей.

4. Разработать научно-практические рекомендации по реализации процесса творческой самореализации музыканта-педагога в деятельности образовательных учреждений, обеспечивающих включенность в непрерывное образование.

Методологической и теоретической основой исследования являются:

Концепции личностно-ориенторованного образования

Е.В.Бондаревская, М.А.Викулина, К.Я.Вазина, СЛЗ.Кульневич,

И.С.Якиманская) позволяющие рассматривать творческую самореализацию как важнейшее интегративное качество личности музыканта-педагога; - гуманистическая аксиология, рассматривающая человека как самоценность и высшую ценность общественного развития (М.С.Каган, А.Маслоу, К.Роджерс и др.); принцип единства сознания и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); понимание человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в этом мире (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Петровский, С.М.Редлих, С.Л.Рубинштейн и др.);

- принцип системного изучения личности и деятельности (Б.Г.Ананьев, В.И.Загвязинский, А.Я.Журкина, В.А.Сластенин и др.);

- положения, содержащиеся в трудах выдающихся музыкантов-педагогов (Г.Г.Нейгауза, Д.Ф.Ойстраха, И.Ф.Пушечникова, П.С.Столярского, Ю.И.Янкелевича и др.), открывающие возможности для обобщения передового педагогического опыта, направленного на формирование творческой самореализации музыканта-педагога.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы:

- теоретический анализ зарубежной и отечественной философской, социологической, психолого-педагогической, музыковедческой литературы, непосредственно касающейся предмета исследования;

- изучение и обобщение передового опыта в области преподавания музыки;

- ретроспективное изучение собственного опыта;

- анализ нормативно-законодательных документов РФ в области культуры, общего и дополнительного профессионального образования;

- методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения и др.;

- диагностические методы (наблюдение, анкетирование, беседы, тесты, опрос); прогностические методы (моделирование, рейтинг);

- эмпирические методы: анализ педагогического опыта, продуктов деятельности, документации и др.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе: музыкально-хоровой школы «Радость» г. Москва, Российской академии музыки им.Гнесиных. Исследование проводилось в период с 1999 по 2005 год по следующим этапам:

Первый этап (1999-2003): определение общего направления исследования, анализ и оценка современного состояния проблемы; изучение философской, социологической и психолого-педагогической литературы; обобщение педагогического опыта. Разработка программы «Развитие творческих способностей детей в специальном классе флейты», методических рекомендаций «Развитие дыхания в специальном классе флейты» для музыкально-хоровой школы «Радость».

Второй этап (2003-2004): определение цели и задач исследования, формулирование гипотезы, диагностика творческой самореализации музыкантов-педагогов разных категорий. Моделирование, разработка педагогических форм и методов дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности.

Третий этап (2004 - 2005): обработка экспериментальных данных, обобщение, систематизация результатов исследования, формулирование выводов, оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: разработана содержательная модель творческой самореализации музыканта-педагога, включающая ценностное обеспечение (ценности-деятельности, ценности-отношении, ценности-познания, ценности-смысла творчества); технологическое обеспечение (самопознание, самомоделирование, самоутверждение); удовлетворенность как (ожидаемый результат: психологическое, социальное, физическое состояние на уровне мотивации и деятельности);

- охарактеризован процесс творческой самореализации музыканта-педагога в профессиональной деятельности, включающий цель, условия, содержание, формы и методы, ожидаемые результаты; обоснована необходимость программирования образовательной деятельности музыканта-педагога как условие обеспечение его творческой самореализации;

- определено содержание научно-методической деятельности учреждения по обеспечению творческой самореализации музыканта-педагога и экспериментально апробированы формы практической деятельности музыкантов-педагогов, подтверждающие процесс их творческой самореализации (создание и апробация авторских образовательных программ, их дидактического сопровождения; уровневый подход в реализации содержания образовательной деятельности музыканта-педагога с детьми; участие в конкурсах музыкального и педагогического мастерства); Теоретическая значимость исследования: обогащена парадигма непрерывного образования, важным условием которого становится творческая самореализация - базисная характеристика готовности и способности музыканта-педагога к личностно-профессиональному самосовершенствованию.

- сделан вклад в развитие представлений о процессе творческой самореализации личности музыканта-педагога, о совокупности показателей (ценностное обеспечение, технологическое обеспечение), влияющих на актуализацию духовно-творческого потенциала и удовлетворенность музыканта-педагога.

- выявлены условия обеспечения творческой самореализации музыканта-педагога, включающие: а)ретроспективный анализ деятельности выдающихся педагогов-исполнителей; б)программирование образовательной деятельности музыканта-педагога; в)создание инновационной образовательной среды, обеспечивающей включенность музыканта-педагога в непрерывное образование и формирование потребности в творческой самореализации.

Эти положения содействуют развитию концепции творческой самореализации музыканта-педагога, обогащают общую теорию педагогики и служат основой для новых исследований в анализируемой проблеме. Практическая значимость исследования заключается:

- в разработке образовательной программы «Развитие творческих способностей детей в специальном классе флейты», методических рекомендаций «Развитие дыхания в специальном классе флейты» (специально для учреждения дополнительного образования), их апробации; и

- в разработке научно-методических рекомендаций по обеспечению творческой самореализации музыкантов-педагогов в деятельности музыкально-образовательных учреждений детей.

Достоверность и надежность полученных результатов работы обеспечены методологической обоснованностью исходной концепции исследования; комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных его задачам и логике; целенаправленным анализом истории и современной практики деятельности музыкантов-педагогов и результатов экспериментальной работы автора исследования в учреждении

-Л-, дополнительного образования детей, в Академическом Оркестре Русских Народных Инструментов ВГТРК под руководством главного дирижера и художественного руководителя Народного артиста СССР, Лауреата Государственной премии СССР, профессора Н.Н.Некрасова.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческая самореализация музыканта-педагога - это сознательное, целенаправленное раскрытие музыкантом-педагогом своего творческого потенциала в профессиональной деятельности. Она характеризуется осознанием личностной значимости профессиональных достижений в музыкальном образовании детей, собственной исполнительской деятельности, удовлетворенностью результатами труда.

2. Модель процесса творческой самореализации музыканта-педагога, содержит следующие функциональные блоки: ценностное обеспечение творческой самореализации (потребности в познании, деятельности, в общественном признании), технологическое обеспечение (качественные характеристики самопознания, самомоделирования и самоутверждения), удовлетворенность самореализацией (на уровне социального, психологического и физического состояния).

3. Содержание процесса творческой самореализации музыканта-педагога в профессиональной деятельности в образовательном учреждении включает цель, формы и методы, ожидаемые результаты и предполагает обеспечение внешних условий: совершенствование содержания научно-методической деятельности учреждения; программирование образовательной деятельности педагога, ее дидактического и методического сопровождения; участие в конкурсах музыкального и педагогического мастерства.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования на различных этапах работы обсуждались и получили одобрение на педагогических советах МХШ «Радость», педагогических конференциях (1999-2003гг.); конкурсе «Внешкольник года»(2000г.) и Окружном конкурсе методических материалов по дополнительному образованию (1999г.), на страницах журнала «Дополнительное образование» (2005г.), сборника научных трудов «Высокие технологии в педагогическом процессе» Н.Новгород (2005г.), на защите выпускной квалификационной работы по педагогической подготовке в Российской академии музыки им. Гнесиных (2003г.) и в ассистентуре-стажировке Российской академии музыки им.Гнесиных (2005г.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Дедюхина, Ольга Владимировна

Выводы по главе 2

Исполнительская, педагогическая, научно-методическая деятельность выдающихся музыкантов - это их вклад в отечественную педагогику и исполнительство, это залог прогресса в поиске новых, эффективных путей овладения трудной профессией и музыканта, и педагога.

Творческий путь П.С.Столярского, Д.Ф.Ойстраха, И.Ф.Пушечникова и их учеников убеждает, что педагогика - уникальная творческая лаборатория, где индивидуальный опыт артиста приобретает обобщенный характер. Через ценности смысла творчества музыкант-педагог передает исполнительские знания, умения, навыки.

Музыкант-педагог в процессе профессиональной адаптации, анализируя опыт выдающихся исполнителей-педагогов, может создать свою педагогическую систему.

Результаты проведенного опытно-педагогического исследования дают основания утверждать, что процесс творческой самореализации личности музыканта-педагога происходит эффективно при следующих условиях.

1. Внимание к традициям в музыке органично сопрягается с новыми тенденциями, обогащая их дальнейшее развитие. Педагог, расширяя свой кругозор и интересуясь тем, что создано до него, может достичь определенного уровня профессионализма.

2. В системе дополнительного образования детей имеются практические возможности для творческой самореализации музыканта как педагога. Это создание авторских образовательных программ, развивающих познавательную мотивацию, инновационное мышление, способность к педагогической рефлексии; взаимодействие педагогов в целевых программах; участие в семинарах и педагогических чтениях; подготовка публикаций для профильных журналов и сборников научных трудов; участие во внутренних, окружных, городских конкурсах образовательных программ, в конкурсах профессионального мастерства педагогов дополнительного образования детей.

В период 1999-2003 гг. диссертантом были созданы и апробированы: авторская программа «Развитие творческих способностей в специальном классе флейты» и методические рекомендации «Развитие исполнительского дыхания в классе флейты». Они были разработаны с учетом дифференциации и индивидуализации работы с детьми разного уровня способностей характерных содержания музыкально-эстетического образования в музыкально-хоровой школе. С программой «Развитие творческих способностей в специальном классе флейты» автор стала финалистом профессионального городского конкурса «Золотое яблоко».

Методы активизации творческой деятельности учеников на уроках разных типов (урок-прослушивание, урок-игра, урок-соревнование, урок-концерт); при организации экскурсионной работы; при проведении детских праздников и занятиях в профильном лагере, индивидуальные формы познавательной, практической, досуговой, творческой деятельности учащихся помогают развитию музыкальных способностей учащихся класса флейты и способствуют формированию творческой самореализации музыканта-педагога.

З.Образовательное учреждение обеспечивает музыкальное совершенствование педагога и включенность его в непрерывное самообразование. Творческой самореализации в музыкально-исполнительской деятельности педагога способствуют лекции-концерты, концерты педагогов, просветительская деятельность с целью пропаганды своего инструмента и ознакомления с ним окружающих, сольные концерты для учеников и их родителей, участие в концертах, посвященных памятным датам для населения округа столицы, участие в профессиональном конкурсе музыкантов-исполнителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертации изложены результаты, подтверждающие выдвинутую гипотезу, сделаны следующие выводы:

В исследовании мы исходим из того, что профессионализм в педагогической деятельности измеряется уровнем профессионально-педагогической культуры, одним из важнейших компонентов которой является творческая самореализация личности музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации. На начальном этапе вхождения в профессию, творческая самореализация может выступить в качестве важнейшего фактора становления личности музыканта-педагога. Максимальное самоосуществление творческой сущности личности начинающего музыканта-педагога, которая по потенциальному содержанию намного богаче ее функциональной роли в профессиональной деятельности, позволяет обрести ему не только общие черты, идентичные особенностям других педагогов-профессионалов, но и проявить свою неповторимость и уникальность, нестандартность умений в разрешении проблемных педагогических ситуаций.

Осознавая и развивая свои профессиональные качества, выходящие за пределы требуемого, педагог становится автономной, оригинальной личностью, управляющей своим «Я». Следовательно, включение личности музыканта-педагога в процесс творческой самореализации в профессиональной деятельности может стать «ускорителем» его становления и позволит начинающему музыканту-педагогу самому зафиксировать результаты личностного профессионального роста.

1. Для создания эффективной педагогической системы музыканту-педагогу в процессе своей профессиональной адаптации нужно иметь представления о предшествующем опыте, знать методы и принципы деятельности выдающихся музыкантов-педагогов, которые являются эталонами музыкальной педагогики. Изучение педагогического и исполнительского опыта представителей флейтовой школы с целью саморазвития личности музыканта-педагога показало, что долгое время история исполнительства и педагогика игры на духовых инструментах была неразработанной областью в музыкальной науке. Только с 1970 году была создана учебная программа по истории исполнительства на духовых инструментах.

При освоении курса «История, теория и методика исполнительского искусства», который преподает кандидат искусствоведения, профессор Ю.Н.Бычков в ассистентуре РАМ им.Гнесиных, музыкант-стажер знакомится с эталонами музыкальной культуры, музыкальной педагогики, познает теорию и методику исполнительского искусства. Пример выдающихся исполнителей-педагогов (Д.Ф.Ойстраха, Ю.И.Янкелевича, И.Ф.Пушечникова и их учеников) позволяет убедиться, что педагогика - уникальная творческая лаборатория, где индивидуальный опыт артиста приобретает обобщенный характер, а через ценности-смысла творчества музыкант-педагог передает исполнительские знания, умения, навыки.

Современная музыкальная жизнь с усложняющимися задачами, стоящими перед педагогами-практиками создает необходимость для дальнейшего углубления работы по воспитанию музыкантов-профессионалов (с ориентацией их на музыкантов-педагогов). Требуется повышение теоретического уровня преподавания, большей научной обоснованности, сохранения и продолжения лучших традиций флейтовой педагогической школы.

2. В этот период адаптации к педагогическую деятельности у музыканта-педагога возникает ряд сложностей, целенаправленное разрешение которых приводит к органичному единству личностного и профессионального саморазвития, творческой самореализации.

Творческая самореализация — это сознательное, целенаправленное раскрытие музыкантом-педагогом своего творческого потенциала в профессиональной деятельности. Она характеризуется осознанием личностной значимости профессиональных достижений в музыкальном образовании детей, собственной исполнительской деятельности, удовлетворенностью результатами труда.

Теоретическое осмысление проблемы привело к необходимости моделирования процесса творческой самореализации музыканта-педагога.

Критериями творческой самореализации личности являются: ценностное содержание творческой самореализации; ее технологическое обеспечение и удовлетворенность самореализацией (ожидаемый результат).

Ценностное содержание творческой самореализации (личностно-мотивационный блок) представлено ценностями-деятельности, ценностями-отношений, ценностями-познания, ценностями-смысла творчества музыканта-педагога. Это базовые социальные потребности личности, нуждающиеся в реализации.

Ценностно-мотивационное отношение — это способность субъекта избирательно, с позиции личностной значимости подходить к предметно-продуктивной, коммуникативной, познавательной деятельности, наделить их индивидуальным смыслом, рассматривать их в качестве ценностей своей творческой самореализации.

Технологическое обеспечение творческой самореализации предполагает ряд этапов. В качестве первого этапа самореализации выделяется самопознание. Второй этап - самомоделирование. Третий — самоутверждение. Последовательность этапов самореализации выступает в качестве ее механизмов. Механизмы самореализации выступают одновременно как условия и структурные компоненты, дополняющие и развивающие звенья единого процесса развертывания и воплощения сущностных сил.

Удовлетворенность самореализацией (ожидаемый результат) включает в себя такие показатели психологическое, социальное, физическое состояния на уровне мотивации и деятельности.

Включение музыканта-педагога в процесс творческой самореализации в профессиональной деятельности может стать «ускорителем» его становления и позволит самому зафиксировать результаты личностного, профессионального и творческого роста.

3. В основе развития творческой самореализации педагога дополнительного образования детей, лежит формирование у педагогов потребностей в творческой активности и самоактуализации. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры идет более интенсивно, если индивидуальный практический опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается профессиональный творческий поиск, если в учреждении осуществляется методическая поддержка музыкантов как педагогов, развивающая познавательную мотивацию, инновационное мышление, способность к педагогической рефлексии.

Программно-методическое обеспечение является одним из условий формирования творческой самореализации музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации. Оно реализовано в исследовании в том числе созданием авторской программы «Развитие творческих способностей детей в специальном классе флейты» и методических рекомендаций «Развитие дыхания в специальном классе флейты»; разработкой педагогических форм и методов творческой деятельности учащихся, применением дифференцированного подхода к детям в классе флейты.

4. Учреждение музыкального дополнительного образования детей создает необходимые условия для развития творческой самореализации начинающего педагога и как музыканта, включенности его в непрерывное музыкальное самообразование. Апробированы такие формы, как лекции-концерты, концерты педагогов, сольные выступления для учеников и родителей в учреждении, просветительская деятельность с целью ознакомления с инструментом, а также с музыкальным материалом, написанным для этого инструмента, участие в профессиональных музыкально-исполнительских конкурсах.

5. Разработаны научно-практические рекомендации по реализации процесса творческой самореализации музыканта-педагога в деятельности музыкально-образовательных учреждений, обеспечивающие включенность музыканта-педагога в непрерывное образование на основе поэтапной технологии формирования профессиональной культуры у студентов и начинающих музыкантов-педагогов.

Вступая в социальную роль, начинающий музыкант-педагог развивает в себе те качества, которые будут способствовать его профессиональному росту. Реализующийся в педагогической деятельности творческий потенциал станет продуктивной силой, необходимой для эффективного функционирования педагогической системы тогда, когда внутренние побуждения педагога совпадут с объективными задачами, которые ему предстоит решать.

Проверка основополагающих теоретических и методических положений, на которых базируется наше исследование, позволяет сделать выводы о правильности выдвинутой гипотезы и обозначить круг проблем, требующих дальнейшей разработки. В первую очередь, это разработка образовательной программы дополнительного музыкального образования детей с 4 по 9 класс, организация педагогической практики студентов музыкальных вузов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Дедюхина, Ольга Владимировна, 2005 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной психологии. - М.: Просвещение, 1990. — 186с.

2. Абдуллин Э.Б. Педагог-музыкант-исследователь // Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики: Материалы Всерос. науч.конф. / Отв. ред. Н.Н.Говрюшенко. Краснодар, 1997. - С.43-45

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335с.

4. Абульханова-Славская К.А. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. — М.: 1989. — С.113-114

5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 300с.

6. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.:Владос,2000. 336с.

7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х тт. М.: Педагогика, 1980. Т.1. - 328с.

8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х тт. М.: Педагогика, 1980. Т.2. - 287с.

9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. (Серия «Мастер психологии»). СПб.: Питер, 2001.-288с.

10. Ю.Андриенко Е.В. Подготовка учителя к самоактуализации в педагогической деятельности. Дисс. канд.пед. наук. М., 1994. — 209с.

11. Ануфриева Д.Ю. Саморазвитие учителя в процессе подготовки к педагогической деятельности. Дисс.канд.пед.наук. -М., 1996. — 153с.

12. З.Антропова Л.И. Социальные проблемы самореализации личности. Автореф. дисс.канд.филос.наук. — Ростов-на-Дону. Л., 1976.-17с.

13. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности: Сб. статей. АН СССР, институт психологии. / Под ред. Л.И.Анцыферовой. — М.: Наука, 1981 -С.3-19

14. Аронова Е.Ю. Ценностно-смысловой аспект самореализации учащегося средствами искусства. Дисс.канд.пед.наук. — Краснодар, 2000.-193с.

15. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. — М.: Просвещение, 1984.-111с.

16. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. / Под ред. Е.М.Орловой М.-Л., 1965. - С.ЗЗ

17. Бабыкина Н.Н. Диалектика творческой и репродуктивной деятельности в системе культуры. Дисс.канд.философ.наук. СПб.,1992. - 121с.

18. Баранова Е.В. К вопросу о самореализации личности // Личность и общество. М., 1990. - С.39-47

19. Басин Е.А. Творческая личность художника. М: Знание, 1988.-64с.

20. Батыршина Г.И. Педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки. Дисс.канд.пед.наук. Казань, 2003. — 170с.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. — 444с.

22. Бекешкина И.З. Структура личности как объект комплексногоисследования (Методологический анализ). Авторефканд.филос.наук.-Киев, 1982.-18с.

23. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. — М.: Педагогика, 1989. 205с.

24. Бенедиктов Б.А., Бенедиктов С.Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Минск: Высшая школа, 1983. — 224с.

25. Березин В.В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма. М.: ИОСО РАО, 2000. - 388с.

26. Березин В.В. Начальный период обучения игре на духовых инструментах в связи с возрастными особенностями учащихся. // Музыкальное исполнительство и педагогика: Сб. статей. / Сост. Т.А.Гайдамович.-М.: Музыка, 1991.- С.143-155

27. Березин В.В. Некоторые проблемы исполнительства в классическом духовом квинтете (флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна). // Вопросы музыкальной педагогики: Сб. статей. Вып. 10. / Сост. Ю.Усов. М.: Музыка, 1991.- С. 146-168

28. Болотин С.В. Биографический словарь музыкантов исполнителей на духовых инструментах. Д.: Музыка, 1969. - 199с.

29. Булучевский Ю.С., Фомин B.C. Краткий музыкальный словарь для учащихся. М.: Музыка, 1998. - 461с.

30. Буренина А.И. Ориентация на творческую самореализацию педагога-музыканта как условия его профессионального совершенствования. Дисс.канд.пед.наук. СПб.,1995. - 186с.

31. Вазина К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. -М.: Моск.гос.ун-т печати, 2002. — 145с.

32. Вазина К.Я. Саморазвитие человека: духовная сфера жизни. М.: Моск.гос. ун-т печати, 2004. - 128с.

33. Вазина К.Я. Саморазвитие человека: резонансное взаимодействие с миром и собой. -М.: Моск.гос.ун-т печати, 2005. — 123с.

34. Вайнкоп Ю.Я., Гусин И.Л. Краткий биографический словарь композиторов. Л.: Музыка, 1983. - 200с.

35. Вачков И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя. Дисс.канд псих.наук. -М., 1995. 180с.

36. Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. — Рига, 1983. 79с.

37. Вершловский С.Г. Психолого-педагогические проблемы молодого учителя. Л., 1983. - 32с.

38. Викулина М.А. Педагогические теории, системы и технологии: Учебно-методическое пособие. Часть 1. — Н.Новгород: Hi НУ, 1999. — 46с.

39. Викулина М.А.Педагогические теории, системы и технологии: Учебно-методическое пособие: Педагогические технологии. Часть 2. — Н.Новгород: НГПУ,2000. 48с.

40. Викулина М.А.Подготовка студентов в педагогическом ВУЗе (Основы теории): Монография. — Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. 136с.

41. Викулина М.А. Реализация личностно-ориентированного процесса подготовки педагогов. Н.Новгород: ВГИПИ, 2001. - 153с.

42. Волчегурская Н.Б. Педагогическая культура учителя музыки. Дисс. .канд.пед.наук. Ростов на Дону, 1996. - 246с.

43. Волынка Г.И. О некоторых закономерностях самореализации и самореализующейся личности. // Проблема самореализации личности в педвузе и общеобразовательной школе: Тез.докл.межв.наун.конф. — Киев, 1990. -С.12-14

44. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. — 27с.

45. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.,1997.-97с.

46. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. -224с.

47. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов на Дону: Феникс,1998.-480с.

48. Выготский Л.С. Психология. -М.: Эксмо Пресс, 2000. 108с.

49. Гайдамович Т.А. Диалоги с Н.Н.Шаховской (из «Записных книжек педагога»), // Музыкальное исполнительство и педагогика: Сб. статей / Сост. Т.А.Гайдамович. М.: Музыка, 1991. — С.75-90

50. Гайдамович Т.А. Жизнь педагога в творчестве его учеников. // Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие. / Сост. Е.И.Янкелевич — М.: Постскриптум, 1993.- С. 166-181

51. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского.-М., 1989.

52. Гильманов С.А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуальности педагога. Автореф.дисс.д-ра пед.наук.- Казань, 1996.-350с.

53. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.,1965. — 260с.

54. Голубева Л.К. Звучит музыка в школе «Радость» // Дополнительное образование. / Гл. ред. В.А.Горский. М.: Витязь, 2003. - №6 - С.32-35

55. Голубчиков А.Я. Самоопределение индивида (Социально-философский анализ). Дисс. д-ра филос.наук. Екатеринбург, 1983. -328с.

56. Горяев В.Г. Особенности самореализации профессионально-личностного роста учителя музыки в системе повышенияквалификации (Психологический аспект). Дисс.канд.псих.наук. -Тверь, 1998.- 185с.

57. Горячева Е.И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике. Дисс.канд.пед.наук. — М.,1996. -208с.

58. Гутников Б.Л. Об искусстве скрипичной игры. — Л.: Музыка, 1988.-56с.

59. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.,1996. - 544с.

60. Деловые игры как способ диагностики и совершенствования профессиональной деятельности учителей музыки: Методические рекомендации. / Сост. Э.К.Туркина, под ред. Т.Г.Браже, АПН СССР, НИИООВ.-Л., 1990.-44с.

61. Деминцев А.Д. Организация методической работы в школе на основе развития творческой активности учителей. Пособие для руководителей школы. М.,1974. - 29с.

62. Должиков Ю.Н. Артикуляция и штрихи при игре на флейте. // Вопросы музыкальной педагогики: Сб. статей. Вып. 10. / Сост. Ю.А.Усов.-М.: Музыка, 1991.- С.29-42

63. Должиков Ю.Н. Платонов Н.И. // Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории: Сб. статей. / Сост. Т.А.Гайдамович. М.: Музыка, 1979. - С. 20-30

64. Дунаева JI.B. Формирование профессиональной культуры педагога в деятельности учреждений дополнительного образования детей. Дисс.канд.пед.наук. М.,2004. — 193с.

65. Евтушенко С.В. Педагогические основы воспитания творческой направленности личности школьников как средство их социализации. — Монография — М.: Академия менеджмента в образовании и культуре, 2000.-245с.

66. Елканов С.Б. Профессиональное воспитание учителя. М.:Просвещение, 1986. 143с.

67. Жизненный путь личности Киев: Наук.думка, 1987. — 279с.

68. Журкина А .Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждении дополнительного образования. -М.: ООО Выбор Принт, 2003.- 83с.

69. Педагогика, 1987. 159с. 80.Золотухина И.В. Сравнительный анализ творческой самореализации учителей в условиях инновационных и традиционных школ. Дисс.канд.пед.наук.- Казань, 1997. - 171с.

70. Иваненко Е.А. Духовные потребности личности как фактор ее самореализации. Дисс.канд.филос.наук. — Киев, 1989.

71. Иванова Е.В. Развитие профессионально-педагогической направленности учителя в области освоения изобразительного искусства. Дисс.канд.пед.наук. JL, 1988. - 198с.

72. Идинов А.А. Самореализация личности во внепроизводственной сфере общества (онтологический и гносеологический анализ). Дисс.канд.филос.наук. -Фрунзе, 1990. 171с.

73. Исаев И.Ф. Культурологический подход к исследованию педагогической деятельности // Педагогическое образование XXI века. М., 1994.-С.36-40

74. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М., Белгород, 1993.-218с.

75. Кабалевский Д.Б. Каждый класс хор? //Музыка в школе. 1983. -№3 -С. 11-23

76. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. М., 1986. - 192с.

77. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. — М. Политиздат, 1991. 328с.

78. Кан-калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.-140с.

79. Карагезов К.О. Основы эстетического воспитания школьников средствами музыки. -Воронеж: Изд.Ворон.госуд. пед.инст., 1986. 68с.

80. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова H.JI. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика воспитательных систем. / Под ред. Н.Л.Селивановой. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 256с.

81. Коган Л.Н. Самореализация личности как социальный процесс. // Социально-культурные предпосылки самореализации личности всоциалистическом обществе: Сб.статей. АН СССР, Урал.науч.центр. / Отв.ред. Л.Н.Коган. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1983.- С.3-34

82. Коган Л.Н.Цель и смысл жизни человека. — М., 1984. — 252с.

83. Кон И.С. Открытие «Я». -М.: Политиздат, 1978. 394с.

84. Кон И.С. Социология личности. М.,1967. - 384с.

85. Коновалов И.Е. Интеграция физической подготовки и инструментально-исполнительской техники музыкантов ССУЗ. Автореф.дисс.канд.пед.наук. Казань,2005. -С.4

86. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002. С.4-35.

87. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л.: Знание, 1985.-32с.

88. Кулик Н.Л. Самореализация личности как философская проблема. Дисс.,канд.филос.наук.-Киев, 1992.- 178с.

89. Культура жизни личности: Проблемы теории и методологии социально-психологического исследования. / Под ред. Л.В.Сохань, Е.Н.Тихонович. Киев, 1988.-192с.

90. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. - №2. - С.21-30

91. Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Л.: Музыка, 1973. - 263с.

92. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М. .'Политиздат, 1975.-304с.

93. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. - Т. 1. - 391с.

94. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. -М.: Педагогика, 1983.-Т.2.-318с.

95. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. - 572с.

96. Леонтьев А.Н. Философия психологии. Из научного наследия. / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А.Леонтьева. М., 1994. - 287с.

97. Ломтев Д.Г. Немецкие музыканты в России: к истории становления русских консерваторий. М.: Преет, 1999 — 208с.

98. Лушников И.Д. Педагогические основы профессионально-личностного развития учителя на послевузовском этапе. Дисс.д-ра пед. наук. М.,1993. - 399с.

99. Лушников И.Д. Профессиональная адаптация выпускников пединститута. М.,1991. - 205с.

100. Майоров А.Н., Сахарчук Л.Б., Сотов А.В. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. СПб., 1992. - 80с.

101. Маслова Т.Ф. Условия профессиональной самореализации учителя. Дисс.канд.пед.наук. Ставрополь, 1996. — 171с.

102. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999. - 478с.

103. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузерея. М., 1982. - С. 108 - 117

104. Матейко А. Условия творческого труда. М., 1970. - 300с.

105. Матросов В.Л., Сластенин В.А. Новой школе — нового учителя // Педобразование. 1989.- №1. - С.8-14

106. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1987. -№4 - С.5 - 17

107. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. — М.: Педагогика, 1991-е.

108. Митина JLM. Психология профессионального развития учителя. М.: Педагогика, 1998. - 200с.

109. Михайлов Н.Н. О потребности личности в самореализации // Философские науки.- 1982. №4. - С.24-32.

110. Мозговенко И.П. Гаммы как основы исполнительского мастерства кларнетиста. // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып.45. М.: ГМПИ им. Гнсиных, 1979.- С. 101-108

111. Мозговенко И.П. О выразительности штрихов кларнетиста. Методика обучения на духовом инструменте. // Труды ГМПИ им Гнесиных. Вып.1.- М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1964. 47с.

112. Мордкович Л. Изучая педагогическое наследие П.С.Столярского. // Вопросы методики начального музыкального образования. / Ред. сост. В.И.Руденко, В.А.Натансон. -М.: Музыка, 1981. С.40-50

113. Муляр В.И. Самореализация личности как социальный процесс (методолого-социологический аспект). Дисс.канд.филос.наук. -Киев, 1990. 170с.

114. Национальная доктрина развития образования в России. М., -С.11

115. Никитина Н.И. Профессиональное самовоспитание будущих педагогов в системе непрерывного образования. Автореф.дисс. .док.пед.наук.- М.,2004 — С.7.

116. Никитенко В.Н. Непрерывность и преемственность в обще педагогической подготовке учителя. Автореф. дисс. д-ра. пед. наук. — М., 1991.-32с.

117. Недашковская М.А. Самореализация личности как феномен культуры. Дисс.канд.филос.наук. — Киев, 1992.-185с.

118. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. / Сост. Я.И.Мильпггейн. М.: Советский композитор, 1983. - 525с.

119. Нейштадт JI.A. К вопросу о понятии «педагогическая культура» // В помощь начинающему учителю: Методические рекомендации. — Даугавпилс, 1990.- С.45-47

120. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического образования. М.,1987. - 255с.

121. Ньюэлл А., Шоу Д.С. Саймон Г.А. Процессы творческого мышления// Психология мышления. М., 1985. - С.500-530

122. Образовательная программа МХШ «Радость» на 2001-2003. — М.,2001

123. Ожегов С. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1986. -792с.

124. Ойстрах Д.Ф. Мой путь. // Воспоминания, статьи, интервью, письма. М., 1978.- С.131-132

125. Опарин Ю.Г. Развитие готовности к самообразованию как важнейшего качества специалиста. // Межв.сб.науч.трудов. Вып.2. / Под ред. М.А.Викулиной. Н.Новгород: Изд-во НГЛУ им. Добролюбова, 2004. - С. 223-226

126. Осадчева И.Г. Мотивационные ресурсы самоактуализации (профессионального роста) учителя. Дисс.канд.псих.наук. — М.,1998. 147с.

127. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязина. — М., 1989.-302 с.

128. Островерхова Н.М. Модель самореализации школьника // Проблема самореализации личности в педвузе и общеобразовательной школе. Тез.докл.межв.наун.конф. Киев, 1990. - С.27-29

129. Передреева О.Б. Педагогические условия формирования творческой активности школьников в музыкально-эстетическом дополнительном образовании. Дисс.канд.пед.наук. — Н.Новгород, 2002.- 182с.

130. Петровский В.А., Калиненко В.К.ДСотова И.Б. Личностно-развивающие взаимодействие. Ростов на Дону, 1993. — 135с.

131. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов на Дону: Феникс, 1996. - 210с.

132. Петрушин В.А. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС,1997. -384с.

133. Платонов Н.И. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. М.: Музгиз, 1958. - 48с.

134. Полубабкина Н.И. Самореализация личности (социально-философский аспект). Дисс.канд.филос.наук. — М., 1995. 174с.

135. Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М., 1983. - 129с.

136. Проблема самореализации личности в педвузе и общеобразовательной школе // Тез. докл. межв. научн.конф. — Киев, 1990.- 180с.

137. Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010гг. Решение коллегии Министерства образования РФ // Вестник образования. 2001. - №19. - С.7-35

138. Программа модернизации педагогического образования. Приказ Министерства образования РФ №1313 от 1 апреля 2003г. // Вестник образования. 2003. - №10.- С.10-37

139. Профессиональная деятельность молодого учителя. / Под ред. С.Г.Вершловского, Л.НЛесохиной. М.,1982. — 144с.

140. Пушечников И.Ф. Искусство игры на гобое. История, теория, методика, педагогика. СПб.: Композитор, 2005.-312с.

141. Пушечников И.Ф. Музыкальный звук гобоиста как основа художественной выразительности. // Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. IV. М.: Музыка, 1976. - 223с.

142. Пушечников И.Ф. Особенности дыхания при игре на гобое // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. / сост. Ю.Усов. — М.: Музыка, 1991. —С.42- 61

143. Пушечников И.Ф. Педагогическая практика и ее роль в формировании музыканта-педагога. // Современное исполнительствона духовых и ударных инструментах.- М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1990. -С. 17-27

144. Пушечников И.Ф. Развитие техники пальцевого аппарата гобоиста. // Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Вып.45. М.: ГМПИ им.Гнесиных, 1979. — С.75-100

145. Рапацкая JI.A. Музыкальное образование в педагогическом университете (культорологическая концепция). // Музыкальное образование: философия, педагогика, методики: Тезисы докладов и выступлений Росс. Научно-практ.сем. — Владимир, 1999. С.36-40

146. Редлих С.М. Педагогические основы социально-профессиональной адаптации учителя. Автореф.докт.пед.наук. — М., 1999.-42с.

147. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Группа «Прогресс». «Универс», 1994.— 480с.

148. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. М., 1986. - С.200 - 232

149. Роджерс К. Творчество как усилие себя // Вопросы психологии. — М., 1990. -№1.-С.164-168

150. Рубинштейн С.JI. Бытие и сознание: О месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. — М,1957. — 329с

151. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1976. — 442с.

152. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. - 720с.

153. Рыкова Б.В. Педагогические условия самоактуализации личности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Дисс.канд.пед.наук. Ставрополь, 1999. - 238с.

154. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: Учебное пособие. Свердловск: Свердл.ГПИ, 1986. — 142с.

155. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности. // Вопросы психологии. М.,1983. - №2. - С.35-42

156. Ситникова М.И. Педагогические условия творческой самореализации личности молодого учителя. Дисс. канд.пед.наук. -Белгород, 1995.-214с.

157. Сластенин В.А., Лепин П.В., Беловолов В.А. Методологическая рефлексия в педагогическом исследовании. // Педагогическое образование и наук. 2002. - №4. - с.28-31

158. Слатенин В.А., Подымов Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. — М.: Магистр, 1997. 224с.

159. Сластенин В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя. // Психология труда и личности учителя. / Под ред. А.И.Щербакова. Л., 1976. - 42с.

160. Сластенин В.А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст. // Педагогическое образование и наука. 2002. - №4. - С.4-9

161. Сластенин В.А., Шутенко А.И. Профессиональное самосознание учителя. М.: Магистр, 1995. - С.52-58

162. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе ее профессиональной подготовки. Автореф.дисс. д-ра пед.наук. — М., 1977. -29с.

163. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000. - 416с.

164. Созонов В.П. Воспитание на основе потребностей человека // Педагогика. 1993. - №4. - С.28-32

165. Соколовская Л.Б. Актуализация духовно-творческого потенциала личности как фактора психологического здоровья молодого человека. Автореф.дисс.канд.пед.наук. Красноярск,2004. — С.6

166. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М.: Наука, 2000. - 174с.

167. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 286с.

168. Столярский П.С. Як я навчаю. // Черноморьска коммуна. — Одесса, 1935.

169. Страхова Л.С.Индивидуализация обучения на курсах повышения квалификации как фактор развития потребности учителя в профессионально-личностном росте. Автореф.дисс.канд.пед.наук. Спб.,1993. -21с.

170. Сухомлинский В.А. Избр. произв.: В5.Т.-Т.4.- Киев. 670с.

171. Теплов Б.М. Избр. труды: в 2т. Т.2 - М.: Педагогика, 1985. -302с.

172. Терентьева Н.А. Теоретические основы высшего музыкально-педагогического образования: Монография. СПб.: Образование, 1996 - 78с.

173. Тибо Жак О П.С.Столярском. // Радянська музика. Одесса, 1936. - С.2

174. Тухтаманов Н.Г. Музыка как средство гуманизации педагогической подготовки слушателей в системе ПК. Дисс.канд.пед.наук. СПб., 1997. - 164.

175. Усов Ю.А. Вклад педагога-музыканта в обучение игре на духовых инструментах //Специалист,- М.,1998. №4. - С.26

176. Усов Ю.А. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах: Учебное пособие. — М.: Музыка, 1989. — 207с.

177. Фадеева Ю.В. Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса на уроке фортепиано // Дополнительное образование. М.: Витязь,2002. - №7. - С.26-28

178. Федотов А.А. Методика обучения на духовых инструментах. — М.: Музыка, 1975. 159с.

179. Филимонова С.И. Формирование готовности специалиста физической культуры к педагогической самореализации. Дисс.канд.пед.наук.-СПб., 1997.- 165с.

180. Философский словарь. / Под ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1991.-560с.

181. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузерея. М.,1982. — С.118-126

182. Франкл В.Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. -С.43.

183. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.: Магистр, 1992.-160с.

184. Цыпин Г.М. Развитие учащегося музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. Учебное пособие. М.,1975.-С.4

185. Цыренова Л. А. Самореализация личности как предмет философского исследования. Дисс. канд.филос.наук.- М.,1992. — 169с.

186. Черных А. Советское духовое инструментальное искусство. -М.: Советский композитор, 1989. 320с.

187. Чернявская Г.К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы. Дисс.канд.филос.наук. Киев,1984.-172с.

188. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. — М., 1985. — 80с.

189. Шаталова Н.И.Самореализация личности как социальный феномен (На примере любительской культурной деятельности). Дисс.канд.филос.наук. Свердловск,1979. - 146с.

190. Шаршов И. А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента. Дисс. канд.пед.наук. — Белгород, 2000-212с.

191. Юзефович В. Давид Ойстрах. Беседы с Игорем Ойстрахом. М., 1985.- С.151

192. Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. 1989. - №6. — С.5-13

193. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. М.: Новая школа, 1998. - 184с.

194. Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие.—М.: Постскриптум, 1993. 312с.

195. Allport G.W. Becoming: Considerations for a Psychology Personality. Yale University Press. New Haven. 1955. p. 49

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.