Творчество Б. Лившица 1910-х годов и русский футуризм тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Успенский, Павел Федорович
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 266
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Успенский, Павел Федорович
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ч
ГЛАВА 1.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЗИЦИЯ БЕНЕДИКТА ЛИВШИЦА ФУТУРИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (1911-1914 гг.)
Предыстория
1.2. Теоретический манифест «Освобождение слова»
1.3. Антизападные выступления
1.4. Статьи в «Первом журнале русских футуристов»
1.5. Некоторые выводы
^ ГЛАВА 2.
ФУТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ БЕНЕДИКТА ЛИВШИЦА
2.1. Общая характеристика «Волчьего солнца»
2.2. Особенности поэтики сборника
«Ночной вокзал»
«Тепло» на пересечении литературных традиций
«Люди в пейзаже»
«Степь»
«Пьянители рая»
«Сентябрь», «Соседи»
«Бык»
«Лунные паводи»
«Киев»
«Матери. Сонет-акростих»
2.3. Некоторые выводы
ГЛАВА 3.
ПОЗДНЯЯ РЕЦЕПЦИЯ АВАНГАРДА
3.1. Футуристы в «Полутораглазом стрельце».
К поэтике мемуаров Лившица
3.2. Футуристический пласт в цикле «Эсхил»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
■ч
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Русская футуристическая поэзия на Дальнем Востоке 1917-1922 гг.: идейно-художественные искания, поэтические имена2007 год, кандидат филологических наук Кириллова, Елена Олеговна
Творчество В. Шершеневича: теоретические декларации и поэтическая практика2005 год, кандидат филологических наук Иванова, Екатерина Алексеевна
Проблемы смеха и смерти в лирике Велимира Хлебникова2011 год, кандидат филологических наук Степаненко, Кристина Алексеевна
Становление и развитие поэтики изобразительности в послеоктябрьском творчестве В. Маяковского2011 год, кандидат филологических наук Чо Кю Юн
Книжная графика русского футуризма2013 год, кандидат искусствоведения Родькин, Павел Евгеньевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Б. Лившица 1910-х годов и русский футуризм»
ВВЕДЕНИЕ
Диссертационное исследование посвящено поэту, переводчику и мемуаристу Б.К. Лившицу (1886/1887-1938 гг.). Его лирика является ярким достижением русской поэзии первой половины XX в. и вполне может быть сопоставлена в один ряд с произведениями тех поэтов, которые теми или иными путями оказались в центре внимания читателей и литературоведов последних 20-30 лет. О важности Лившица в историко-литературном процессе свидетельствует устное высказывание О.Э. Мандельштама, запомнившееся И.С. Поступальскому: «Я наверняка знаю, что придет время, когда Бенедикта Лившица будут заново открывать» [ОР РНБ. Ф. 1315. Ед. хр. 71. Л. 13.].
Судьба литературного наследия Лившица сложилась трагически. Почти все, что не было опубликовано, погибло вскоре после ареста поэта в ночь с 25 на 26 октября 1937 г. В документах НКВД сказано, что по результатам обыска были изъяты: «переписка - 17 пакетов», «17 коробок с нигативами <так!>, фотографии разные» [Шнейдерман 1996: 87]; кабинет опечатали, позже забрали и рукописи. Во время Ленинградской блокады НКВД уничтожало свои архивы, и вероятность найти конфискованные бумаги Лившица на сегодняшний день сводится почти к нулю. Во всяком случае, до сих пор их след не найден. Политические и общественные события в стране, происходившие с 1937 по 1953 гг., привели к тому, что погибли многие частные архивы. Соответственно, у нас почти нет никакой надежды обнаружить значительный корпус неизданных писем или стихов Лившица.
Неудачно сложилась судьба изданных книг поэта: долгое время его стихи и переводы не переиздавались. Лишь в 1989 г. в Ленинграде вышел том Лившица, куда были включены прижизненные сборники стихов, переводы и воспоминания «Полутораглазый стрелец», впервые опубликованные в 1933 г.
Несмотря на такое важное событие в гуманитарной жизни, издание сочинений Лившица не сделало поэта популярным. Речь здесь, конечно, идет не о своеобразном культе поэта (как это случилось, например, с О. Мандельштамом), а о минимальном ознакомлении с его наследием. Хотя творчеству Лившица были посвящены статьи видных филологов, необходимо констатировать, что в целом поэт до сих пор видится второстепенной фигурой в литературном процессе первой половины XX в. Исключение делается для мемуарной книги «Полутораглазый стрелец», которая, однако, всегда используется лишь как источник для реконструкции истории русского футуризма.
Все работы о поэте можно разделить на две группы: во-первых, исследования поэтики Лившица. Несмотря на их малое количество, они охватывают разные аспекты творчества: поэтическую эволюцию Лившица, анализ книги стихов, интерпретацию конкретного стихотворения и принципы поэтического перевода. Во-вторых, публикации его писем, стихов, воспоминаний и документов его жены Е.К. Лившиц, прожившей долгую жизнь и много сделавший для того, чтобы сохранить память о своем муже.
I. Исследования поэтики.
Общий обзор. В 1989 г. во французском периодическом издании «Cahiers du monde russe et sovietique» («Записки о России и Советском союзе») помещена статья В. Козового «Слово и голос. О поэзии Бенедикта Лившица» [Козовой 1989: 119-135]. Работа является первой попыткой осмыслить поэтическое наследие поэта. В ней содержится ряд ценных замечаний и идей, однако статья, на наш взгляд, написана немного запутанно, что объясняется отсутствием формального описания и ассоциативностью авторского стиля. В 1989 г. выходит книга Лившица «Полутораглазый стрелец. Стихотворения. Переводы. Воспоминания» [Лившиц 1989] со статьей А. Урбана в качестве предисловия [Урбан 1989: 536]. Работа, прежде всего, знакомила читателя с поэзий Лившица; автор
также предпринял попытку описать его поэтическую эволюцию. Помимо того, что в тексте содержится ряд неточностей, статья, на наш взгляд, является больше популяризаторской, чем научной.
В 1991 г. переиздается мемуарная книга «Полутораглазый стрелец», с вступительной статьей M.JI. Гаспарова, в которой описывается поэтическая эволюция Лившица [Гаспаров 1995: 316-326]. Согласно исследователю, основная поэтическая тема поэта - борьба стихии и культуры. Гаспаров прослеживает развитие этой темы в каждой поэтической книге, попутно предлагая ряд интерпретаций и приводя ценные замечания.
Некоторым чертам поэтики Лившица посвящена статья В.Я. Мордерер. Эта небольшая оригинальная работа содержит ряд ценных наблюдений о принципах языковой игры в стихах поэта. К сожалению, они теряются в малоправдоподобных гипотезах [Мордерер 1990: 90-95].
Исследование о поэзии Лившица Иды Юнкер (Ida Junker) «Benedikt Livsic: Das dichterische Werk von. 1908-1918 im literarischen Kontext: Eine Rekonstruktion» [Junker 2003] развивает наметившуюся парадигму исследования стихов поэта. Поскольку исследование писалось не для русскоязычного читателя, автору пришлось погружать читателя в контекст эпохи, повторяя множество известных положений из истории литературы (прежде всего, символизма и футуризма).
Наконец, в этом ряду необходимо назвать книгу К. Тверьянович «Поэтика Бенедикта Лившица: система стиха» [Тверьянович 2009]. Отметим, что книга, прежде всего, стиховедческая, для исследовательницы стихи Лившица являются лишь полигоном для теоретических разработок. Тем не менее, в книге есть ряд ценных замечаний о ритмической эволюции поэта, а также сопоставление с точки зрения стиховедения оригинальных стихов и переводов.
Книги стихов. Стихи Лившица символистского периода вкратце рассматриваются О. Клингом в монографии «Влияние символизма на постсимволистскую поэзию 1910-х гг.» [Клинг 2010: 152-160]. Исследователь
затрагивает также и футуристический период поэта. Однако более подробным исследованием «гилейского» периода Лившица является статья Жана Клода Ланне, опубликованная в 1989 г. во французском периодическом издании «Cahiers du monde russe et sovietique» [Lanne 1989: 107-117]. В 1984 г. в №18 «Трудов по знаковым системам» появляется статья М.Л. Гаспарова «Петербургский цикл Бенедикта Лившица: поэтика загадки» [Гаспаров 1997а: 229-240]. Работа посвящена поэтике стихов о Петербурге (3-я книга). Автор выделяет общий для всего цикла принцип построения текста и повторяющиеся в стихах композиционные элементы. Подробный разбор стихов о Петербурге содержится также в исследовании Иды Юнкер «От мифа к мелодраме: по страницам петербургского текста» [Юнкер 2003]. Книга «Патмос» была подробно проанализирована американским славистом Рональдом Врооном в 1992 г. [Vroon 1992: 104-135]. Автор, прежде всего, старался выяснить, какими философскими источниками мог пользоваться поэт (античная философия, средневековое богословие) и как они преломляются в его творчестве. Цикл грузинских стихов, до сих пор еще не изданный полностью (некоторые сталинские стихи не перепечатывались с 1930-х гг.) никогда специально не разбирался и не анализировался.
Отдельные тексты. В 1997 г. в «Избранны трудах» М.Л. Гаспарова появляется статья «"Люди в пейзаже" Б. Лившица: поэтика анаколуфа» [Гаспаров 19976: 212-228]. В ней исследователь детально анализирует язык и поэтику самого футуристического текста поэта. Необходимо также вспомнить интересную статью А. Пурина «Орфей-Марсий (об одном стихотворении Бенедикта Лившица)», о стихотворении «Чего хотел он, отрок безбородый...» [Пурин 2009]. Кроме анализа философских идей античности, преломленных в тексте поэта, автор предположил, что в этом стихотворении могли отозваться «Сонеты к Орфею» P.M. Рильке. Упомянем также наши работы, посвященные комментарию и интерпретации позднего цикла «Эсхил» [Успенский 2008а: 626-652; Успенский 20086: 184-203]. В них мы
пытаемся предложить объяснение поздних стихов поэта; внимание уделяется также поэтическому диалогу Лившица и Мандельштама.
Переводы. В 1970 г. переиздаются переводы Лившица из французских поэтов. Предисловие к книге было подготовлено В. Козовым, который дает краткую характеристику переводов Лившица [Козовой 1970: 5-18]. Через год Е.Г. Эткинд пишет более подробную работу о принципах переводческой работы поэта [Эткинд 1971: 187-230].
Статьи, воспоминания. Статьи Лившица до сих пор специально не анализировались (хотя в некоторых работах сказаны общие слова об «Освобождении слова»). Исключение составляет лишь статья «В цитадели революционного слова» (1919 г.). Она была впервые напечатана и подробно разобрана Рональдом Врооном [Угооп 1990: 533-555]. Несколько больше написано о воспоминаниях. В 1993 г. Жан Клод Маркадэ публикует статью «Взаимоотношение поэзии и живописи в "Полутораглазом стрельце" [Магсаёё 1993: 228-237]. Послесловием к переизданию «Полутораглазого стрельца» 1991 г. является статья А.Е. Парниса «Первая книга по истории русского футуризма». В ней исследователь объясняет смысл заглавия -«Полутораглазый стрелец» и описывает обстоятельства создания книги [Парнис 1991а: 228-251]. Отметим, что во многом работа повторяет составленный автором комментарий к собранию произведений Лившица [Лившиц 1989]. Статью А.Е. Парниса мы помещаем в этом разделе потому, что исследователь немало страниц уделяет поэтике заглавия мемуарной ч книги.
II. Публикации. Биографические работы.
Единственный наиболее полный биографический очерк о поэте принадлежит Т.Л.Никольской и В.Я. Мордерер [Никольская, Мор дерер 1994: 356-358]. Характер работы (статья в биографическом словаре «Русские писатели. 1800-1917») заставлял исследователей придерживаться энциклопедического стиля; почти все факты не объяснены, а некоторые и не
учтены. Между тем, работу нужно рассматривать как отправную точку в изучении биографии поэта.
В 1964 г. в Тбилиси усилиями Е.К. Лившиц и грузинских друзей поэта выходит в свет книга Б. Лившица «Картвельские оды». Помимо стихов и переводов с грузинского, печатавшихся до этого в периодике 1930-х гг., в издание включены воспоминания о поэте и некоторые письма Лившица [Лившиц 1964: 9-15, 69-76]. Грузинский материал расширен публикацией П.М. Нерлера (1985 г.), в которой помещены некоторые стихи (в том числе и вошедшие в «Картвельские оды»), переводы и письма поэта [Нерлер 1985: 149-168].
В 1989 г. выходит книга Лившица «Полутораглазый стрелец. Стихотворения. Переводы. Воспоминания» [Лившиц 1989]. Особо должен быть отмечен критический аппарат издания. Обширные комментарии, сделанные П.М. Нерлером (стихи) и А.Е. Парнисом (проза)1, по сути, являются самостоятельным исследованием, хотя в них значительно преобладает фактический материал, включающий множество ссылок на архивные материалы.
В том же 1989 г. П.М. Нерлер и А.Е. Парнис публикуют несколько писем Лившица, найденных в различных архивах [Письма 1989: 177-207].
В статье «Первая книга по истории русского футуризма» (1991 г.) А.Е. Парнис достаточно подробно описывает обстоятельства создания книги [Парнис 1991а: 228-251]. В этом же году П.М. Нерлер публикует в «Литературном обозрении» небольшие воспоминания жены поэта Е.К. Лившиц [Е. Лившиц 1991: 88-90].
В 1993 г. выходит статья Е.В. Лукина «О марсиевых ранах: поэт Бенедикт Лившиц» [Лукин 1993: 216-230]. В работе содержится публикация второго допроса Лившица, что является очень ценным материалом, однако,
1 В составлении тома также принимала участие Е.К. Лившиц. В написании комментария участвовали, помимо названные исследователей, Е.Ф. Ковтун и В.Я. Мордерер.
по справедливой критике Э.М. Шнейдермана, некоторые комментарии автора совершенно неприемлемы [Шнейдерман 1996: 122-123].
Год спустя, в петербургском журнале «Russian studies» (№1, 1) появляется статья Э.М. Шнейдермана «Бенедикт Лившиц: находки, уточнения, догадки». Работа делится на три части. В первой восстанавливается цензурная история первой книги поэта «Флейта Марсия», во второй автор находит еще один источник цикла стихов о Петербурге, в третьей рассказывает о последних годах жизни поэта, его деятельности в Союзе писателей [Шнейдерман 1994: 194-214]. Через два года исследователь публикует другую работу - «Бенедикт Лившиц: арест, следствие, расстрел». В ней Шнейдерман подробно описывает и анализирует очень важный источник - следственное дело поэта, которое удалось прочитать в тот период, когда архивы НКВД были открыты [Шнейдерман 1996: 82-126].
В 1996 г. в «Терентьевском сборнике» А.Е. Парнис впервые публикует доклад Лившица «Мы и Запад», прочитанный 11 февраля 1914 г. [Лившиц 1996: 250-262]. Публикация предваряется статьей исследователя «Бенедикт Лившиц и Ф.Т. Маринетти: к истории одной полемики» [Парнис 1996: 225245]. Отметим, что в ней, вопреки заглавию, о поэте сказано крайне мало.
В 1998 г. А.И. Серков публикует обнаруженные им в ОР РГБ письма Лившица к Д. Бурлюку [Письма 1998: 244-262].
После этой публикации долгое время к фигуре Лившица не обращались. В 2004 г. Ф. Зинько печатает журналистский очерк о Лившице «Полутораглазый стрелец» [Зинько 2004: 140-150].
В следующем году H.A. Громова издает книгу «Хроника поэтического издательства "Узел"», в которой в том числе публикует несколько найденных ею писем Лившица к Б.К. Зайцеву [Громова 2005: 18, 21-22, 27-28, 35, 37].
Можно также упомянуть появившееся эссе О. Юрьева «Даже Бенедикт Лившиц», в котором содержится ряд важных наблюдений и воспоминания автора о посещении Е.К. Лившиц [Юрьев 2010: 40-45].
Таков список работ о Бенедикте Лившице. Несмотря на то, что краткий обзор этого списка занимает несколько страниц, совершенно очевидно, что поэт до сих пор не изучен в полной мере. Сказанное касается и его роли в русском авангарде. Несмотря на то, что Лившиц регулярно упоминается в исследованиях, посвященных футуризму (так, почти всегда он присутствует в именных указателях), случаи, когда речь заходит именно о его произведениях, чрезвычайно редки. Чаще всего, как уже отмечалось, вспоминается мемуарная книга поэта - «Полутораглазый стрелец», однако при обращении к ней игнорируется, что это не только исторический источник, но и литературное произведение, обладающее своей поэтикой.
Диссертационное исследование посвящено лишь футуристическому периоду творческой биографии Лившица. Работа призвана хотя бы отчасти восстановить роль поэта в русском футуризме и показать, что он основательно встроен в контекст этого литературного течения.
Предмет исследования — литературная позиция и поэтика Б. Лившица. Объект изучения — корпус текстов поэта, связанный с футуризмом: статьи, выступления, манифесты «Освобождение слова», «Мы и Запад», «Сегодня иные туземцы...», «Итальянский и русский футуризм в их взаимоотношении» (первоначальное название — «Мы и Запад»), «Копролитический монумент», «Позорный столб российской критики»; сборник стихов «Волчье солнце»; мемуарная книга «Полутораглазый стрелец» и поэтический цикл «Эсхил». Материалом также служит актуальный для Лившица литературный процесс, учитывая который поэт формировал свою поэтику и литературную позицию.
Хронологические рамки работы. Футуристический период творчества Лившица начался в конце 1911 г. и закончился летом 1914 г. В диссертационной работе, прежде всего, рассматриваются тексты, написанные именно в этот временной промежуток. Однако для лучшего понимания литературного наследия поэта необходимо обратиться к ретроспективному
осмыслению авангарда, сконцентрировав внимание на мемуарной книге «Полутораглазый стрелец» (опубл. 1933) и поэтическом цикле «Эсхил» (1933). Эти тексты, в которых Лившиц пытается воссоздать историю футуризма и понять свою роль в этом течении, выходят за указанные хронологические рамки, но без них исследование было бы неполным.
Степень научной разработки проблемы. Русский футуризм трудно назвать неизученным, и библиография по этой теме меряется тысячами единиц. Однако в основополагающих трудах по истории и поэтике футуризма, посвященных самым разным аспектам литературного направления (здесь необходимо вспомнить работы таких ученых, как В. Шкловский, P.O. Якобсон, Ю.Н. Тынянов, Г.О. Винокур, Н.И. Харджиев, Т.С. Гриц, В.В. Тренин, Н. Степанов, В. Марков, З.Г. Минц, В.П. Григорьев, Б.М. Калаушин, В.Н. Альфонсов, А.Е. Парнис, Л Флейшман, Р. Вроон, X. Баран, А. Крусанов, В.Н. Терехина, Е. Бобринская и др.), о Лившице, как правило, говорится не очень подробно и, в основном, в перспективе истории литературы, а не поэтики.
Список работ, посвященных именно наследию Лившица, крайне невелик (см. выше). Футуристические опыты поэта анализировались Ж.-К. Ланном, В.Я. Мордерер, A.A. Урбаном, М.Л. Гаспаровым, И. Юнкер. В работах указанных ученых речь идет либо об анализе конкретного произведения (так, В.Я. Мордерер разбирает сонет-акростих «Матери», М.Л. Гаспаров — «Людей в пейзаже» и «Тепло»), либо о попытке дать обзорную характеристику футуристического периода Лившица: Ж.-К. Ланн пытается в самых общих чертах связать поэтику «Волчьего солнца» с русским кубофутуризмом, сходной задачи придерживается A.A. Урбан; М.Л. Гаспаров предлагает общую характеристику футуристических стихов; И. Юнкер помещает поэта в футуристический контекст, однако большая часть ее работы посвящена скорее выявлению специфики самого контекста, нежели подробному анализу наследия Лившица.
Нельзя также не назвать историко-литературные статьи А.Е. Парниса (о полемике Лившица с Маринетти и об истории создания мемуаров), его подробный комментарий к мемуарам (в соавторстве с Е.Ф. Ковтуном) и введенную им в научной оборот ранее неизвестную статью Лившица.
Отдавая должное названным исследователям, следует, тем не менее, констатировать, что футуристический период Лившица еще не изучен в полной мере.
Цель исследования — целостный анализ литературного наследия Лившица футуристического периода.
Поставленная цель определяет ряд конкретных задач, решаемых в работе:
— изучить литературную позицию Лившица футуристического периода, основываясь на его теоретических выступлениях, публицистических статьях и манифестах;
— рассмотреть книгу стихов «Волчье солнце» как единое целое и выявить ее своеобразие;
— проанализировать конкретные стихотворения, формирующие сборник, и выявить основные принципы футуристической поэтики Лившица;
— изучить поэтику «Полутораглазого стрельца» и реконструировать основные принципы изображения футуристов в мемуарах;
— проанализировать поэтический цикл «Эсхил».
Структура диссертации отражает намеченную рубрикацию: работа состоит из Введения, трех глав, состоящих из нескольких разделов, Заключения и Списка использованных источников и литературы.
Методологической основой диссертации послужили историко-литературные работы H.A. Богомолова, В.М. Жирмунского, O.A. Клинга, В. Маркова, А.Е. Парниса, И.З. Сурат, Р.Д. Тименчика, Ю.Н. Тынянова, Л. Флейшмана, Н.И. Харджиева. При анализе поэтики образцом для нас служили труды С.Г. Бочарова, Р. Вроона, М.Л. Гаспарова, Ю.И. Левина, З.Г. Минц, О. Ронена, К. Тарановского.
Научная новизна исследования: впервые творчество Лившица футуристического периода рассматривается комплексно и систематически; анализируются ранее не входившие в круг исследования статьи, стихотворения и поэтика «Полутораглазого стрельца»; в научный оборот вводятся новые архивные материалы (творческие рукописи, автобиографии, письма).
Актуальность диссертации обеспечивается длящейся уже некоторое время переоценкой русского футуризма. Она происходит в нескольких направлениях. С одной стороны, лишь недавно была написана фактическая история этого направления (А. Крусанов «Русский авангард»), позволяющая рассмотреть все основные литературные события в их совокупности. С другой, — концептуальное осмысление футуризма постепенно отходит от , анализа радикальных опытов тех или иных поэтов (прежде всего,
А. Крученых) как самого важного проявления «футуристичности», и здесь роль Лившица как теоретика и практика кубофутуризма может быть более чем востребованной.
Научно-практическая значимость исследования выражается в возможности использовать его результаты для составления комментария к новому изданию стихотворений Лившица или еще не издававшемуся сборнику его статей. Фактические наблюдения могут быть учтены при написании работ о поэтике русского футуризма, а общие выводы — в лекционных курсах и на семинарских занятиях по истории русской ^ литературы первой трети XX в.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Творчество Лившица 1911-1914 гг. представляет собой оригинальный проект развития русского футуризма, который не оказался востребованным литературной средой.
2. Лившиц не только был полноправным кубофутуристом, о чем свидетельствуют его манифесты и публицистические статьи, но и
единственным серьезным теоретиком футуризма. Его статья «Освобождение слова» — первая глубокая работа о поэтике кубофутуризма.
3. Поэтика стихотворений из сборника «Волчье солнца» часто опирается на предшествующую литературную традицию, которая, как правило, обыгрывается. В стихах этого периода наблюдается близость поэтической практике акмеистов, однако использованные поэтические приемы позволяют говорить об экспериментальное™ и футуристичности сборника.
4. Вытеснение Лившица из истории русского футуризма лишь отчасти вызвано точечным сближением с акмеизмом в его стихах и некоторых публицистических выступлениях. Более важную роль сыграли позднейшие эпизоды творческой биографии, в частности, публикация мемуаров. «Полутораглазый стрелец» повлиял на мнение ряда современников Лившица, которые, в свою очередь, определили позицию исследователей авангарда.
5. «Полутораглазый стрелец» — не только точные мемуары, воссоздающие контекст эпохи, но и книга, в которой выстраивается своеобразная литературная иерархия футуризма. Ее формирование обусловлено не прямыми авторскими оценками, а двумя принципами построения портретных характеристик.
6. Поэтический цикл «Эсхил» содержит ряд перекличек с мемуарной книгой и является, по сути, лирическим отражением истории русского футуризма.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Творчество В. Маяковского во взаимодействии с литературным процессом 1910-1920-х годов2007 год, доктор филологических наук Култышева, Ольга Михайловна
Трагедия "Владимир Маяковский" в историко-литературном контексте 1910-х годов2009 год, кандидат филологических наук Алфёрова, Светлана Викторовна
Окказионализмы в футуристической поэзии и особенности их функционирования2000 год, кандидат филологических наук Масленников, Дмитрий Борисович
В. В. Каменский, эволюция лирики2003 год, кандидат филологических наук Федотова, Наталья Фагимовна
Творчество раннего Пастернака и поэтика символизма2003 год, кандидат филологических наук Казмирчук, Ольга Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Успенский, Павел Федорович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество Лившица 1911-1914 гг. представляет собой оригинальный проект развития русского футуризма. Манифесты и публицистические статьи поэта свидетельствуют, что он был не только интегрирован в литературный процесс, но и являлся единственным серьезным теоретиком кубофутуризма. В поэтике сборника «Волчье солнце» сочетается литературная традиция с экспериментальными и футуристическими приемами. Впоследствии в силу ряда причин наследие поэта этого периода стало ассоциироваться с акмеизмом, хотя многосторонний анализ текстов того времени не позволяет связывать Лившица с литературным течением столь однозначно. Сближению, несомненно, сопротивляется публицистический материал -антизападные выступления, статьи в «Первом журнале русских футуристов», содержащие характерные для футуристических выступлений черты, даже теоретические построения сопротивляются сближению с акмеизмом (хотя и сближаются с ним точечно).
Поздний взгляд на русский футуризм, в котором повторяются мысли, сформулированные еще в описываемую эпоху, также нельзя назвать типичным: мемуарист создает оригинальную концепцию русского авангарда. На поэтический цикл «Эсхил» проецируется семантика мемуарной книги «Полутораглазый стрелец».
В 1920-1921 гг. Лившиц написал шуточное стихотворение. Оно относится к 1920-1921 гг. Вспоминает Е.К. Лившиц:
Вскоре после этого был у нас с Беном опять разговор о поэзии, и я, уже читавшая стихи Лившица в каком-то киевском журнале, с высоты своих 18 лет, небрежно, мельком назвала его третьестепенным поэтом. В следующую нашу встречу он передал мне стихи:
Околевай покрытый пеной, Мой неудачливый Пегас,
Сказал поэт третьестепенный, Упав в парнасский хризопраз.
ОР РНБ. Ф. 1315. № 15. Л. 1 Зоб] Цит. по: [Успенский 2010])
Мы полагаем, что в нашем исследовании удалось продемонстрировать, что приведенная шуточная автохарактеристика не вполне точна.
В целом, как следует из проделанной работы, поэтическая, теоретическая и литературно-критическая деятельность Лившица проявилась не только в ходе становления русского футуризма и его яркой истории, но и в современных концептуальных исследованиях теории и практики русского авангарда. Наследие поэта актуализируется в новых условиях как одно из достояний русской культуры.
Перспективы дальнейшего изучения связаны, прежде всего, с циклом петербургских стихов «Болотная медуза» и со сборником философских стихов «Патмос». Последний сборник принадлежит к вершинам русской поэзии.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Успенский, Павел Федорович, 2013 год
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
ИСТОЧНИКИ
1. Анненский 1990 - Анненский И.Ф. Стихотворения и трагедии / Вступ. ст., сост., подгот. текста, прим. A.B. Федорова. Д.: Советский писатель, 1990. 640 с.
2. Архив A.M. Горького - Архив A.M. Горького (Москва)
3. Ахматова 1968 - Анна Ахматова. Воспоминания об Ал. Блоке // Анна Ахматова. Сочинения. Т. 2. Международное литературное содружество. München, 1968. С. 191-194.
4. Баулер 1905 - Баулер А. Стефан Малларме // Вопросы жизни. 1905. №2 (февраль).
5. Бодлер 1965 - Шарль Бодлер. Лирика. Переводы с французского. М., 1965.
6. Бодлер 2011 - Шарль Бодлер. Стихотворения в прозе (Парижский сплин). Фанфарло. Дневники / Пер.., коммент. Е.В. Баевской. СПб.: Наука, 2011.-249 с.
7. Белый 1-Й - Белый А. Стихотворения и поэмы: В 2 т. Вступ. ст., подг. текста, состав, примеч. A.B. Лаврова, Джона Малмсатада. СПб., М.: Академический проект, Прогресс=Плеяда, 2006 (Новая Библиотека поэта). 640 с. + 654 с.
8. Белый 1991 - Белый Андрей. Симфонии. / Вступ. ст., сост., подг. текста и прим. A.B. Лаврова. Л.: Художественная литература, 1991. - 528 с.
9. Блок I-VIII - Александр Блок. Собрание сочинений в восьми томах. Под общ.ред. В.Н. Орлова, A.A. Суркова, К.И. Чуковского. Т. 1-8. М., 1960-1963.
10. Брюсов I-II - Брюсов В. Избранные сочинения в 2 т. М., 1955.
11. Брюсов 1903 - Брюсов Валерий. Urbi et orbi. М., 1903.
12. Бурлюк 1994 - Давид Бурлюк. Фрагменты из воспоминаний футуриста. Публ., пред. и прим. H.A. Зубкова. СПб., 1994.
13. Бурлюки 2002 - Бурлюк Д., Бурлюк Н. Стихотворения / Вступ. статья, сост., подг. текста и примеч. С.Р. Красицкого. СПб.: Академический проект, 2002. - 584 с.
14. Былины 1999 - Былины / Вст. ст., подг. текста и прим. Б.Н. Путилова. СПб., 1999.
15. Валери 1971 - Валери П. Дега и революция // Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. М., 1971.
16. Гермес 1918 - Гермес. Альманах. Киев, 1918.
17. Гиль 1908а - Письма о французской поэзии (Ст. Маллармэ. И). // Весы. 1908. №8.
18. Гиль 19086 - Стефан Маллармэ III. Годы самобытного творчества. // Весы. 1908. №11.
19. Гильфердинг 1873 - Онежские былины, записанные Александром Федоровичем Гильфердингом летом 1871 года. СПб., 1873.
20. Гоголь 1951 - Н.В. Гоголь. Полное собрание сочинений в 15 томах. Т. 6. Мертвые души. Издательство АН СССР. [Л.], 1951.
21. Госсе 1897 - Символизм и Стефан Маллармэ. Критический очерк Эдмунда Госсе. Перев. с англ. 3. Журавской // Мир божий. 1897. №3 (март).
22. Громова 2005 - H.A. Громова. Хроника поэтического издательства «Узел». М., 2005
23. Гумилев 2000 - Гумилев Н. Стихотворения и поэмы. / Сост., подг. текста и прим. М.Д. Эльзона. СПб., 2000.
24. Даль I-IV — Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. М., 1955.
25. Достоевский 1989 - Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: в 15 т. Т. 5. Л.: «Наука», 1989.
26. ДЛ-1 - «Дохлая Луна». М., (осень) 1913.
27. ДЛ-И - «Дохлая Луна». М., (весна) 1914.
28. Евдокимов 1982 - Из дневника И.В. Евдокимова // ЛН. Т. 92 (Александр Блок. Новые материалы и исследования). Кн. 3. М., 1982. С. 426427.
29. Иванов Г. 1994 - Георгий Иванов. Мемуары. Литературная критика // Собрание сочинений в трех томах. Т. 3. М., 1994.
30. Искусственный рай 1997 - Бодлер Ш. и др. Искусственный рай. Клуб любителей гашиша. / Сост. и пер. В.М. Осадченко. М.: «Аграф», 1997. -416 с.
31. Каменский 1991 - Каменский В. Степан Разин. Пушкин и Дантес. Художественная проза и мемуары. М.: «Правда», 1991. 640 с.
32. Крученых 1996 - Крученых А. Наш выход (Автобиография дичайшего. Наш выход. Живой Маяковский). М., 1996.
33. Крученых 2001 - Крученых А. Стихотворения, поэмы, романы, опера / Вступ. статья, сост., подг. текста, прим. С.Р. Красицкого. СПб.: Академический проект, 2001. 480 с.
34. Крученых, Хлебников 1912 - А. Крученых, В. Хлебников. Игра в аду. [М., 1912].
35. Лившиц 1911 - Лившиц Бенедикт. Флейта Марсия. Первая книга стихов. Киев, 1911.
36. Лившиц 1914 -Лившиц Бенедикт. Волчье солнце. Книга стихов вторая. М., 1914.
37. Лившиц 1928 -Лившиц Бенедикт. Кротонский полдень. М., 1928.
38. Лившиц 1931 - Лившиц Б. Гилея. Нью-Йорк, 1931.
39. Лившиц 1933 - Бенедикт Лившиц. Полутораглазый стрелец. [Л.],
1933.
40. Лившиц 1964 - Бенедикт Лившиц. Картвельские оды. Тбилиси,
41. Лившиц 1989 -Лившиц Бенедикт. Полутораглазый стрелец. Стихотворения. Переводы. Воспоминания. Сост. Е.К. Лившиц и П.М. Нерлера. Подг. текста П.М. Нерлера и А.Е. Парниса. Л., 1989.
42. Лившиц 1990 - Лившиц Б. В цитадели революционного слова // Russian Literature. 1990. V. 27. P. 549-555.
43. Лившиц 1996 - Бенедикт Лившиц. Мы и Запад. Публикация и комментарии Александра Парниса // Терентьевский сборник. 1996. Под общ ред. Сергея Кудрявцева. М., 1996. С. 250-262.
44. Лившиц 2013 - Неопубликованные автобиографии Б. Лившица (материалы о жизни поэта). Публикация и примечания 77. Успенского II «Редакционный портфель» журнала «Наше наследие». [2013] [эл. адрес: http://www.nasledie-rus.ru/red_port/livshiz_ann.php].
45. Лившиц, Лурье, Якулов 1914 - Мы и Запад (Плакат №1). [Хранится в РНБ под шифром 37.54.1.89].
46. Лившиц Е. 1991 - Лившиц Е. Воспоминания. / Публ. П. Нерлера // Литературное обозрение. 1991. №1. С. 88-90.
47. Лукницкая 1990 - Лукницкая Вера. Николай Гумилев. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Л., 1990.
48. Лукоморье 1911 - Лукоморье. Киев, 1911. №1.
49. Маккавейский 1918 - Маккавейский Владимир. Стилос Александрии. Сонеты и поэмы. Киев, 1918
50. Маккавейский 2000 - Владимир Маккавейский. Избранные сочинения. Киев, 2000.
51. Малларме 1995 - Малларме С. Сочинения в стихах и прозе. М.,
1995.
52. Мандельштам I-IV - Осип Мандельштам. Собрание сочинений в 4 тт. Т. I-IV. Сост. П. Нерелер, А. Никитаев, Ю. Фрейдин, С. Василенко. М., 1993-1999
53. Мандельштам 1987 - О. Мандельштам. Слово и культура. Сост. и прим. П. Нерлера. М., 1987
54. Мандельштам 2001 - Осип Мандельштам. Стихотворения. Проза. Сост., вст.статья и комм. M.J1. Гаспарова. М., 2001
55. Манифесты 1967 - Манифесты и программы русских футуристов. Mit einem Vorwort herausgegeben von VLADIMIR MARKOV // Slavische propyläen. Band 27. München, 1967
56. Манифесты 2001 - Литературные манифесты. От символизма до «Октября». Сост.: Н.Л. Бродский и Н.П. Сидоров. М., 2001
57. Маяковский 1955 - Маяковский В. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. Т. 1. Стихотворения, трагедия, поэмы и статьи 1912—1917 годов / Подгот. текста и примеч. В. А. Катаняна.— М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955.
58. МВХ - Мир Велимира Хлебникова. Статьи. Исследования. 19111998. Сост. Вяч.Вс. Иванов, З.С. Паперный, А.Е. Парнис. М., 2000
59. Мережковский I - IV - Д.С. Мережковский. Собр. соч.: в 4 т. T. I-IV. М., 1990.
60. ОР РГБ - Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (Москва)
61. ОР РНБ - Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург).
62. ОР ИР ЛИ - Отдел рукописей Института русской литература (Пушкинский дом; Санкт-Петербург).
63. ОУИ НБ МГУ - Отдел устной истории Научной библиотеки Московского государственного университета (Москва).
64. Пастернак I-V - Борис Пастернак. Собрание сочинений в пяти томах. Сост., подг. текста и прим. Е.Б. Пастернака, K.M. Поливанова, В.М. Борисова. Т. I-V. М., 1989-1992
65. ПЖРФ 1914 - Первый журнал русских футуристов. М., 1914. №12
66. Письма 1989 - «Слово в движении и движение в слове». Письма Бенедикта Лившица. Публикация П. Нерлера и А. Парниса. // МИНУВШЕЕ. Исторический альманах. №8. Paris, 1989. С. 177-207
67. Письма 1998 - Письма Бенедикта Лившиц к Давиду Бурлюку. Публикация А.И. Серкова // НЛО. №31. 1998. С. 244-263.
68. Поступальский 1933 - Поступальский И. Поэзия Валерия Брюсова // Брюсов В.Я. Избранные стихи. М.-Л., 1933.
69. Проклятые 2009 - Проклятые поэты. / Сост., пер с фр. М. Яснова. СПб.: «Азбука-классика», 2009. 304 с. (серия: «bilingua»)
70. ПРФ 1999 - Поэзия русского футуризма / Вступ. ст. В.Н. Альфонсова, сост. и подгот. Текста В. Н. Альфонсова и С.Р. Красиццкого, персональные справки-портреты и примеч. С.Р. Красицкого. СПб.:
^ Академический проект, 1999. - 752 с.
71. Пяст 1997 - Пяст Вл. Встречи. Сост., вступ. ст., научная подгот. текста, коммент. Р. Тименчика. М.: Новое литературное обозрение, 1997. 416 с.
72. Терапиано 2002 - Терапиано Ю.К. Встречи 1926-1971. М., 2002.
^ 73. Трубецкой 2001 - Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции.
М.: издательство «Мысль», 2001.
74. Тугендхольд 1910 - Тугендхольд Я. Город во французском искусстве XIX века // Современный мир. 1910. №8.
75. Тургенев 1956 - Тургенев И.С. Собрание сочинений: в 12 т. Т. 8. Повести и рассказы 1871-1883 годов. Стихотворения в прозе. М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1956.
76. Хлебников I-V - Хлебников В. Собрание произведений / Под общей ред. Ю. Тынянова и Н. Степанова. Т. 1-5. Л.: Издательство писателей, 1928-1933.
77. Хлебников 1940 - Хлебников Велимир. Неизданные произведения. Ред. и комм. Н. Харджиева, Т. Грица. М., 1940.
78. Хлебников 1986 - Хлебников Велимир. Творения / Общ. ред. и вст. ст. М.Я. Полякова, сост., подг. текста и прим. В.П. Григорьева и А.Е. Парниса. М., 1986.
79. Ходасевич I-IV - Ходасевич В. Собрание сочинений в 4 тт. М., 1996-1997.
80. Чуковский 1969 - Чуковский К. Собрание сочинений: в 6 т. Т.6. М.: Издательство «Художественная литература», 1969.
81. Шемшурин 1913 - Шемшурин А. Футуризм в стихах В. Брюсова. М., 1913.
ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Альфонсов 1984 - Альфонсов В. «Эй, вы! Небо!...» (о раннем Маяковском) // В мире Маяковского. Кн. 1. М., 1984.
2. Бобринская 2003 - Бобринская Екатерина. Русский авангард: истоки и метаморфозы. М., 2003.
3. Винокур 2006 - Винокур Г.О. Маяковский - новатор языка. М.: КомКнига, 2006. 152 с.
4. Вольпе 1991 - Волъпе Ц. Искусство непохожести. М.: Советский писатель, 1991.
5. Гаспаров 1995 - Гаспаров M.JI. Избранные статьи. М., 1995.
6. Гаспаров 1997а - Гаспаров M.JI. «Люди в пейзаже» Б. Лившица. Поэтика анаколуфа // Гаспаров М.Л. Избранные труды: в 3 т. М.: «Языки русской культуры», 1997. Т. 2. С. 212-228.
7. Гаспаров 19976 - Гаспаров М.Л. «Снова тучи надо мною...» Методика анализа // Гаспаров М.Л. Избранные труды: в 3 т. М.: «Языки русской культуры», 1997. Т. 2. С. 9-20.
8. Гинзбург 1997 - Лидия Гинзбург. О Лирике. М., 1997.
9. Горнунг 1971 - Горнунг Б.В. Черты русской поэзии 1910-х годов (К постановке вопроса о реакции против поэтического канона символистов)
// Поэтика и стилистика русской литературы. Памяти академика В.В. Виноградова. Л., 1971. С. 262-269.
10. Гофман 1937 - В.Гофман. Язык символистов // Литературное наследство. №27-28. М., 1937. С. 54-105.
11. Дубровкин 1998 - Дубровкин P.M. Стефан Малларме и Россия (Slavica Helvetica. Bd. 1998). Bern, Berlin, Frankfurt a M., New York, Paris, Wien, 1998.
12. Душенко 2005 - Душенко K.B. Цитаты из русской литературы. Справочник: 5200 цитат от «Слова о полку...» до наших дней. М.: Изд-во Эксмо, 2005.-704 с.
13. Еськова 2008 - Есъкова H.A. Нормы русского литературного языка XVII—XIX веков: Ударение. Грамматические формы. Варианты слов. Словарь. Пояснительные статьи. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2008.
14. Зинько 2004 - Феликс Зинько. Полутораглазый стрелец // Крещатик. Вып. 25. Киев, 2004. С. 140-150
15. Иванов 1991 - Иванов Вяч. Вс. У истоков русского футуризма <Рец. на книгу: Бенедикт Лившиц. «Полутораглазый стрелец». Л., 1989> // Новый мир. 1991. №6. С. 262-263.
16. Калаушин 1995 - Калаушин Б. Бурлюк, цвет и рифма. Кн. 1. Отец русского футуризма. СПб., 1995.
17. Капелюш 1974 - Капелюш Б.Н. Архивы М.В.Матюшина и Е.Г. Гуро // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1974 г. Л., 1976. С. 3-23.
18. Клинг 2010 - Клинг О. Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х годов. М., 2010.
19. Коваленко 1993 - Г.Ф. Коваленко. Александра Экстер. Путь художника. Художник и время. М., 1993
20. Коваленко 2005а - Г.Ф. Коваленко. Александра Экстер. Первые киевские годы // Искусствознание. №1. М., 2005. С. 537-575
21. Коваленко 2005в - Г.Ф. Коваленко. Александра Экстер. По направлению к кубизму // Искусствознание. №2. М., 2005. С. 496-520
22. Козовой 1989 - Вадим Козовой. Слово и голос. О поэзии Бенедикта Лившица. // Cahiers du monde russe et sovietique. V. XXX (1-2). Paris, 1989. P. 107-117
23. Косиков 1993 - Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора / Сост.. общ. ред., вст. ст. Г.К. Косикова. М., 1993.
24. Крусанов 1996 - Крусанов A.B. Русский авангард: 1907-1932 (Исторический обзор). В трех томах. Том 1. Боевое десятилетие. СПб., 1996.
25. Лекманов 2000 - O.A. Лекманов. Книга об акмеизме и другие работы. Томск, 2000.
26. Лекманов 2004 - Олег Лекманов. Осип Мандельштам (ЖЗЛ). М.,
2004.
27. Лившиц 1989 -Лившиц Бенедикт. Полутораглазый стрелец. Стихотворения. Переводы. Воспоминания. Сост. Е.К. Лившиц и П.М. Нерлера. Подг. текста П.М. Нерлера и А.Е. Парниса. Л., 1989.
28. МВХ - Мир Велимира Хлебникова. Статьи. Исследования. 19111998. Сост. Вяч.Вс. Иванов, З.С. Паперный, А.Е. Парнис. М., 2000
29. Мец 1990 - А.Г. Мец. Эпизод истории акмеизма // Пятые тыняновские чтения. Тезисы докладов и материалы для обсуждения. Рига, 1990. С. 111-130.
30. Мифы I - II - Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2000. Изд. второе. T. I - И.
31. Мордерер 1990 - В.Я. Мордерер. Бенедикт Лившиц. «Игра в слова» // Михаил Кузмин и русская культура XX века. Тезисы и материалы конференции 15-17 мая 1990 г. Л., 1990. С. 90-95.
32. Нерлер 1985 - П. Нерлер. «Con amore!» Памяти Бенедикта Лившица. [Стихи, переводы, письма. Вступ. заметка П. Нерлера] // Литературная Грузия. 1985. №11. С. 149-167
33. Никольская, Мордерер 1994 - Т.Л.Никольская, В.Я. Мордерер. ЛИВШИЦ Бенедикт Константинович // Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. Т.З (К-М). М., 1994. С. 356-358
34. Панофский 2009 - Панофский Э. Этюды по иконологии: Гуманистические темы в искусстве Возрождения / Пер. с англ. Н.Г. Лебедевой, H.A. Осминской. - СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2009. - 432 с. + вклейка (96 е.).
35. Парнис 1991а - А.Е. Парнис. Первая книга по истории русского футуризма // Б. Ливишц. Полутораглазый стрелец. Воспоминания. Вст.ст. М. Гаспарова, подг.текста, послесл., прим. А. Парниса. М., 1991
36. Парнис 19916 - А.Е. Парнис. Штрихи к футуристическому портрету О.Э. Мандельштама // Слово и судьба Осипа Мандельштама. Исследования и материалы. М., 1991. С. 183-204
37. Парнис 1996 - Александр Парнис. Бенедикт Лившиц и Ф.Т. Маринетти: к истории одной полемики // Терентьевский сборник 1996. Под общ. ред. Сергея Кудрявцева. М., 1996. С. 225-249
38. Парнис 2005 - Парнис А. «Мы находимся к Пушкину под прямым углом...» // Пушкинский сборник. М., 2005. С. 361-375.
39. Парнис, Тименчик 1985 - А.Е. Парнис, Р.Д. Тименчик. Программы «Бродячей собаки» // Памятники культуры. Новые открытия. 1983. Л., 1985. С. 160-257
40. Поберезкина 2012 - Поберезкина П. Славистика на страницах альманаха «Егупец». Часть 2 // Toronto Slavic Quarterly. № 41 - Summer 2012. P. 327-336.
41. Пурин 2009 - Алексей Пурин. «Орфей-Марсий (об одном стихотворении Бенедикта Лившица)», [http ://www.folioverso.ru/purin/book 14.htm]
42. Сальваторе 2010 - Р. Сальваторе. Об истоках образности в стихотворении Б.Пастернака «Цельною льдиной из дымности вынут...» // «forma formans». Studi in onore di Boris Uspenskij a cura di Sergio Bertolissi e Roberta Salvatore. Napoli, 2010. V. II. Pp. 155-176
43. Сараскина 2008 - Сараскина Л.И. Америка как миф и утопия в творчестве Достоевского // Достоевский и современность. Материалы XXII Международных Старорусских чтений 2007 года. Великий Новгород: Новгородский Музей Достоевского, 2008. С. 199-213.
44. Тверьянович 2009 - К. Тверьянович. Поэтика Бенедикта Лившица: система стиха. СПб., 2009
45. Терехина 2009 - Терехина В.Н. Экспрессионизм в русской литературе первой трети XX века: Генезис. Историко-культурный контекст. Поэтика. М.: ИМЛИ им. A.M. Горького РАН, 2009. - 320 с.
46. Тильберт 2008 - Маргарэта Тильберт. Цветная вселенная: Михаил Матюшин об искусстве и зрении. М., 2008
47. Тименчик 1989 - Тименчик Роман. «Остров искусства». Биографическая новелла в документах // Дружба народов. №6. 1989.
48. Тименчик 2005 - Р. Тименчик. Анна Ахматова в 1960-е годы. М., Toronto, 2005.
49. Тсантсаноглу 1993 - Мария Тсантсаноглу. Русский футуризм в историческом освещении: истоки и рецепция творчества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.: МГУ, 1993.
50. Тынянов 2001 - Юрий Тынянов. История литературы. Критика. СПб., 2001
51. Урбан 1989 - Урбан A.A. Метафоры ожившей материк // Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. Стихотворения. Переводы. Воспоминания. Л.: «Советский писатель», 1989. С. 5-36.
52. Успенский Б. 2000 - Успенский Б. Анатомия метафоры у Мандельштама // Успенский Б. Поэтика композиции. СПб.: Издательство «Азбука», 2000. С. 291-330.
53. Успенский 2008а - Успенский П. Из «Комментариев» к стихотворному циклу «Эсхил» Бенедикта Лившица: интерпретация и диалог // «Сохрани мою речь...» (записки Манделыитамовского общества). Вып. 4/2. М.: РГГУ, 2008. С. 626-652
54. Успенский 20086 - Успенский 77. Стихотворный цикл «Эсхил» Бенедикта Лившица: попытка интерпретации // Опыты анализа художественного текста. М.: МЦНМО, 2008. С. 184-203.
55. Успенский 2010 - Успенский П. Неизданные шуточные стихи Б. Лившица // Вопросы литературы. 2010. №5 ГЬйр:/7шаеа21пе8.гиз8.ги/уорП1/2010/5/и29-рг.ЬгтП
56. Успенский 2012а - Успенский П. Киевский круг Бенедикта Лившица: 1907-1914 //Егупец. №21. Киев, 2012. С. 220-260.
57. Успенский 20126 - Успенский П. Футуристический пласт в «Эсхиле» Бенедикта Лившица: к пониманию поэтического цикла // Велимир Хлебников в новом тысячелетии. М.: ИМЛИ РАН, 2012. С. 199-207.
58. Устинов 2002 - Андрей Устинов. Две жизни Николая Бернера // Лица. №9. СПб., 2002. С. 5-67.
59. Флейшман 2006 - Лазарь Флейшман. От Пушкина к Пастернаку. Избранные работы по поэтике и истории русской литературы. М., 2006.
60. Ханзен-Леве 1999 - Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999.
61. Ханзен-Леве 2003 - Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм начала века. Космическая символика. СПб.: Академический проект, 2003.
62. Харджиев 1-П - Харджиев Н.И. Статьи об авангарде. В двух томах. М., 1997.
63. Шапир 1990 - Шапир М.И. Что такое авангард? // Даугава. 1990. №10. С. 3-6.
64. Шнейдерман 1994 - Э.И. Шнейдерман. Бенедикт Лившиц: находки, уточнения, догадки // Russian Studies, СПб., 1994,1, 1. С. 194-214
65. Шнейдерман 1996 - Эдуард Шнейдерман. Бенедикт Лившиц: арест, следствие, расстрел // Звезда. 1996. №1. С.82-126
66. Шнейдерман, рукопись - Шнейдерман Э.М. Комментарии к неизданному собранию стихов Бенедикта Лившица. Рукопись.
67. Эткинд 1971 - Е. Эткинд. Мастер поэтической композиции. // Мастера поэтического перевода. Сб. 8. М., 1971. С. 187-230
68. Эткинд 1994 - Александр Эткинд. «Эрос невозможного». История психоанализа в России. М., 1994.
69. Юнкер 2003 - Ида Юнкер. От мифа к мелодраме. По страницам петербургского текста. München, 2003.
70. Юрьев 2010 - Олег Юрьев. Даже Бенедикт Лившиц. Лехаим. М., 2010. №3 (215). С. 40-45
71. Якобсон 1987 - Якобсон Роман. Работы по поэтике. М., 1987.
72. Яснов 2011 - Яснов М.Д. Человек толпы // Шарль Бодлер. Стихотворения в прозе (Парижский сплин). Фанфарло. Дневники / Пер.., коммент. Е.В. Баевской. СПб.: Наука, 2011. С. 5-18.
73. Яськова 1999 - Ясъков В. Хлебников. Косарев. Харьков. // Волга. Саратов: издательство журнала «Волга», 1999. №11 (http://magazines.russ.rU/volga/1999/l 1/yaskov.html).
74. Яусс 1995 - Яусс Х.-Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. 1995. № 12. С. 34-84.
75. Junker 2003 - Junker Ida. Benedikt Livsic. Das dichterische Werk von 1908-1918 im literarischen Kontext. Eine Rekonstruktion. München, 2003.
76. Lanne 1989 - Jean-Claude Lanne. Benedikt Livsic, poète Hyléen // Cahiers du monde russe et sovietique. V. XXX (1-2). Paris, 1989. P. 107-117
77. Marcade 1993 - Jean-Claude Marcade. Взаимоотношение поэзии и живописи в «Полутораглазом стрельце» Б.К. Лившица // Культура русского модернизма. В приношение В.Ф. Маркову. Под.ред. Р. Вроона, Дж. Мальмстада (Ucla Slavic Studies. New Series. Vol. 1). M., 1993. C. 228-236.
78. Vroon 1990 - Vroon R. The Citadel of the Revolutionary Word // Russian Literature. 1990. V. 27. P. 533-549.
79. Vroon 1992 - Vroon R. Benedikt Livshits' Patmos: The Cycle and its Subtexts // The Silver Age of Russian Literature. New-York: St. Martin's Press, 1992. P. 104-135.
6
(ш)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.