Тувинский песенный фольклор: ладозвукорядный аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Монгуш, Аясмаа Данзы-Белековна

  • Монгуш, Аясмаа Данзы-Белековна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2009, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 225
Монгуш, Аясмаа Данзы-Белековна. Тувинский песенный фольклор: ладозвукорядный аспект: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Новосибирск. 2009. 225 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Монгуш, Аясмаа Данзы-Белековна

Введение.

Глава 1. К изучению традиционной музыкальной культуры тувинцев.

Глава 2. Теоретико-методологические вопросы анализа традиционного мелоса.

Глава 3. Ладозвукоряды: об особенностях построения, состава.

Глава 4. Вопросы ладофункциональности.

Глава 5. Ладозвукоряды тувинских песен в контексте принципа составности

Глава 6. "Коцгургай": опыт анализа.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тувинский песенный фольклор: ладозвукорядный аспект»

Тува - уникальный регион Центральной Азии, до настоящего времени вызывающий огромный интерес у отечественных и зарубежных исследователей. Разнообразные и богатые музыкальные традиции тувинского народа сохранили свое яркое своеобразие, в том числе благодаря достаточной отдаленности от центров различных цивилизаций, вплоть до начала XX века. Будучи древнейшими кочевниками азиатских степей, тувинцы донесли до наших дней архаичную культуру и мировоззрение, неповторимый музыкальный фольклор, как инструментальный так и вокальный, горловое пение-хоамей и песенную культуру. В условиях современной российской действительности сохранение самобытного национального искусства разных народов, в частности, их традиционной музыки становится одним из приоритетных направлений в области культуры и искусства.

Актуальность темы исследования обусловлена несколькими факторами.

Песенная традиция занимает доминирующее положение в музыкальной культуре тувинцев и до настоящего времени является активно функционирующей формой фольклора. Однако исследована она совершенно недостаточно. В трудах, посвященных песенному тувинскому фольклору, более или менее раскрыты вопросы содержания, этнографического бытования народных песен, дифференцирования на основные жанровые разновидности и некоторые аспекты музыкального строения [2; 98J.

Г1о поводу ладовой структуры тувинских песен высказываются лишь самые общие соображения[2; 98; 169]. Однако самостоятельное и детальное изучение интонационно-ладовой стороны песен может дать возможность установления важнейших существенных закономерностей их мелодического строения. Оно предполагает рассмотрение различных аспектов ладообразования, ладовой интонационности, ладовой функциональности, вопросов взаимодействия лада и формообразования и т.д. Исходным здесь, несомненно, служит ладозвукорядный аспект. Кроме этого, ангемитоника как ладовая основа не только песенного, но и музыкального фольклора тувинцев в целом исследована также далеко не в полной мере.

В современной ситуации, когда городская культура начинает все активнее проникать в традиционный быт тувинцев, вопросы сохранения национальной музыки, в частности, песенной традиции, становятся еще более актуальными.

В связи с этим еще раз подчеркнем, что одна из важных сторон музыкального языка песенного фольклора тувинцев — ладовая - изучена далеко не полно. Как известно, лад — важнейшая основополагающая сторона звуковысотного строения фольклорного мелоса, представляет фундаментальную категорию отечественного теоретического музыкознания, достаточно глубоко исследованную как на основе композиторского творчества, так и на базе традиционного мелоса.

Однако с ладовой точки зрения традиционная музыка народов Сибири изучена отнюдь не равномерно. Так, практическое отсутствие тщательно разработанной методологии ладоинтонационного анализа тувинской народной музыки значительно затрудняет дальнейшие музыковедческие изыскания в области метроритма, фактуры, тембра и других выразительных средств. Отметим также, что без учета структуры лада традиционной музыки тувинцев, в том числе и песенного фольклора, невозможно выявление самобытности, оригинальности и специфичности традиционного музыкального языка этого этноса, а также сравнительное рассмотрение его на фоне других музыкальных традиций центрально-азиатского региона России. Последнее, как известно, являет собой самостоятельную, весьма сложную и многомерную исследовательскую задачу, требующую достаточно полных представлений о музыкальной культуре народов Сибири в обобщенном плане. Решение этой задачи далеко выходит за рамки настоящей диссертации.

Возвращаясь к проблемам лада, подчеркнем, что чрезвычайно важной стороной этого капитального по своей значимости аспекта интонационно-мелодического целого, взятого - в свою очередь - в качестве основополагающего параметра музыкально-художественного единства как некого культурного явления, служит не что иное как ладозвукоряд. Иными словами, ладозвукорядный план звучания, с одной стороны, разумеется, через систему многочисленных опосредованных сопряжений с тембром, ритмом, артикулированием, фактурой и т.п., способствует формированию своеобразия интонационного, содержательного и, наконец, этнического облика конкретных мелодий, а с другой - благодаря звуковысотности как таковой - обеспечивает естественное включение в сферу музыкального мышления в целом, подразумевающего глобальный срез.

Тем не менее, — акцентируем это сугубо настойчиво — ладозвукорядный параметр традиционного мелоса очень редко становится объектом самостоятельных развернутых изысканий. Звукорядные вопросы, как правило, включаются в проблематику значительно более широкого профиля, связанную с собственно ладовыми, интонационно-формообразующими, ритмическими, композиционными и другими звуковысотными, наконец, содержательными и этнографическими сторонами народной музыки самой различной этнической принадлежности.

Однако, как показывают наблюдения, а также пристальные научные размышления, ладозвукоряды сами по себе, в качестве некоего самостоятельного, автономного звуковысотного комплексного феномена, сопряженного и с какой-либо конкретной этнической музыкальной культурой, и с традиционным мелосом в целом, базируются на ряде существенных и многообразных закономерностей. Они, данные закономерности, сами по себе заслуживают внимательного и углубленного изучения. Конечно, эти закономерности отнюдь не сводятся к количеству звуков, интервальным характеристикам, амбитусу и т.п., что обычно отмечается и лежит как бы на поверхности объекта, легко фиксируется, но подразумевают значительно более широкое разнообразие. Такие собственно звукорядные закономерности необходимо, по-видимому, рассматривать с учетом процессуальных аспектов ладо- и формообразования, что, возможно, в значительной мере обеспечит достаточную достоверность в их раскрытии.

Поэтому теоретические разработки, нацеленные на исследование как таковых ладозвукорядных параметров традиционного (в частности, песенного) мелоса следует расценивать в качестве актуальной этномузыкологической задачи, в том числе и для тувинской музыкальной фольклористики.

В связи с изложенным следует подчеркнуть, что настоящая диссертация представляет собой теоретическое в своей основе исследование, целиком посвященное рассмотрению ведущих принципов строения ладозвукорядных аспектов тувинской народной песни.

Объектом настоящего диссертационного труда является песенный жанр тувинского музыкального фольклора, взятый, по возможности, в целом.

Предмет исследования — ладозвукорядный аспект тувинских традиционных песен в его связях с некоторыми другими параметрами музыкально-выразительных средств.

Цель работы — выявление основополагающих закономерностей строения ладозвукорядов тувинского песенного мелоса.

Для достижения обозначенной цели необходимо уточнение ряда вопросов, сопряженных с различными параметрами песенного тувинского фольклора. Это подразумевает решение ряда конкретных задач. Среди них:

- рассмотрение методологических основ ладозвукорядного анализа в контекстах теории монодии и ангемитонной пентатоники;

- типологизация ладозвукорядов тувинских песен; установление ладофункциональных и ладоинтонационных принципов песенной мелодики тувинцев в связи с типологией ладозвукорядов;

- апробация выработанной методики музыковедческого анализа на примере отдельного образца песенного фольклора;

- рассмотрение места песенной традиции в общей жанровой картине тувинской традиционной музыки;

- освещение специфики жанровых разновидностей тувинских песен в связи с их интонационно-ладовыми особенностями.

Материалом для ладозвукорядного анализа образцов фольклора тувинцев послужили нотные записи традиционных тувинских песен А.Н. Аксенова (53 примера), З.К. Кыргыс (52 примера), М.М. Мунзук (34 примера), E.JI. Крупич и Н.М. Скворцовой (24 примера), а также собственные расшифровки автора (10 примеров). Здесь необходимо сделать некоторые уточнения. Сборники с расшифровками песенного мелоса А.Н. Аксенова [2], З.К. Кыргыс [98; 101; 104], М.М. Мунзук [192] вышли из печати в разное время: в 60-ые, 70-ые, 90-ые годы прошлого столетия; самые поздние опубликованы уже в начале XXI века [85].

Отметим, что эти сборники различаются не только по временным параметрам, но и по назначению. Монографический труд А.Н. Аксенова, включающий большое количество нотных расшифровок, сделанных самим автором, - это итог многолетней работы ученого по собиранию и изучению чувинского народного музыкального искусства. Начиная с 1943-го года, со времени первого пребывания А.Н. Аксенова в Туве по заданию Комитета по делам искусств РСФСР с целью преподавания музыкально-теоретических дисциплин в студии тувинского театра, вплоть до 60-х годов исследовательская работа композитора не прекращалась. Необходимо напомнить, что автор в 40-ые годы был ассистентом кафедры народного музыкального творчества Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и работал под руководством Е.В. Гиппиуса, что, несомненно, способствовало его формированию как фольклориста. Расшифровки тувинских песен А.Н. Аксенова выполнены на высоком профессиональном уровне, однако они отражают те принципы нотирования звукозаписей, которые были характерны для отечественной музыкальной науки того времени. Так, во всех нотных образцах, фигурирующих в монографии, есть указания размера и тональности, что было нормативно для подобного рода расшифровок. Специфический характер интонирования в нотировках не отражался. Тем не менее, для целей нашего исследования такой тип нотировок является вполне приемлемым. В целом следует еще раз подчеркнуть, что монография А.Н. Аксенова создавалась как научно-исследовательский труд с весьма ценными нотными записями образцов практически всех жанров тувинской традиционной музыки.

М.М. Мунзук и Ю.Ш. Кюнзегеш являются авторами-составителями сборника тувинских народных песен, вышедшего в 1956 году. В 1973 году был выпущен доработанный вариант этого же сборника, в котором мелодии песен были записаны М.М. Мунзуком, а вербальные тексты — К.Н. Мунзук. В данной работе мы используем второй вариант сборника. Являясь знатоком тувинского музыкального фольклора, М.М. Мунзук занимался собиранием записей тувинских песен в течение многих лет, не будучи профессиональным музыкантом. Сборники с его участием имели сугубо практическое назначение и в силу этого отличались простотой нотной записи. Большинство нотных расшифровок песен в сборнике сделаны самим М.М. Мунзуком, однако в книге приводятся нотные записи и других исследователей. Поэтому в ходе анализа указаны и некоторые другие имена авторов из этого сборника.

В сборниках З.К. Кыргыс, связанных с тувинскими припевками и вообще с песенной культурой, все нотные расшифровки сделаны самим автором. Однако сборник «Тыва улустун, кожамыктары» («Тувинские народные припевки»), изданный в 1975 году, имел скорее практическое, чем исследовательское назначение. Следовательно, здесь не ставилась задача отражения в нотной записи принципиальных интонационных нюансов исполнения припевок. Поэтому данные расшифровки отличаются четкой рельефностью, подчеркнутой простотой и ясностью мелодического, а также ритмического планов. В исследовании З.К. Кыргыс «Песенная культура тувинского народа» (1992) нотное приложение способствует подтверждению многих научных изысканий автора в сфере песенной культуры тувинцев. З.К. Кыргыс в данной работе не ставит задачу практического использования нотных расшифровок, поэтому не прилагает полных вербальных текстов песен, тогда как сами нотные записи стремится в определенной мере детализировать.

Дипломная работа E.JI. Крупич содержит тридцать пять нотных расшифровок, осуществленных как самой E.JL Крупич, так и музыковедом II.M. Скворцовой. Эта работа выполнена на кафедре этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки под руководством кандидата-искусствоведения, доцентаТ.Б. Сыченко в 2006 году. Записи музыкального фольклора тувинцев-тоджинцев были сделаны в экспедициях 1997, 1999, 2003 годов под руководством Г.Б. Сыченко. Эти комплексные экспедиции, организованные в целях записи образцов тувинского музыкального фольклора, - одни из последних за прошедшее время. Нотное приложение к дипломному труду E.JI. Крупич демонстрирует чрезвычайно высокий уровень записи и расшифровки произведений музыкального фольклора, с указанием всех принципиально важных деталей интоиирования конкретных исполнителей. Данные нотировки выполнены в соответствии с принципами аналитической нотации, направленной на отражение главных закономерностей живого фольклорного исполнения. Отсюда обилие дополнительных знаков, уточняющих звуковысотные, ритмические, тембровые параметры песен. Несмотря на подобную детализацию, ладоинтонационный уровень напевов определялся вполне ясно.

Расшифровки тувинских песен, записанные автором работы, выполнены с учетом задач настоящего исследования. Основное внимание было уделено ладоинтонационному и ритмико-композиционному параметрам напевов. Уточнение ритмических и звуковысотных нюансов не было главной целью автора, поэтому они представлены скорее в обобщенной форме.

Итак, несмотря на то, что все используемые в диссертации нотные расшифровки представляют собой разновременные и разнофункциональные нотные записи, тем не менее мы считаем возможным их полноправное и результативное использование для ладозвукорядного анализа тувинских традиционных песен.

Методологическая основа настоящей диссертации формировалась при опоре на комплекс идей и подходов, сложившихся в отечественном теоретическом музыкознании, этномузыкознании, фольклористике.

Важнейшей методологической базой является общая теория лада, изложенная в трудах отечественных исследователей - Б.В. Асафьева [14], Т.С. Бершадской [22], Ю:Н. Тюлина [197], Ю.Н. Холопова [202], В.А. Цуккермана [208] и др.

На фундаменте общей теории лада сформировалась теория монодийных ладов, широко используемая в настоящей диссертации, получившая обоснование в трудах отечественных ученых — С.П. Галицкой [31], Е.В. Герцмана [34], Ю.Г. Кона [76], Х.С. Кушнарева [94], А.Ю. Плаховой [149], Ю.Н. Холопова [202], А.Г. Юсфина [215] и др. Особую значимость по отношению к монодийной музыке имеют категория диффузности, а также принцип составности (термин С.П. Галицкой) ладозвукорядов, применяемый при изучении традиционной музыки различных народов.

В настоящем исследовании были использованы некоторые методы контекстуального подхода, изложенные в трудах Е.М. Алкон [10, 11] по отношению к музыке устно-письменной традиции (термин С.Б. Лупиноса).

В качестве методологической основы также были применены подходы, связанные с теорией ангемитонных ладов и ангемитонной пентатоники. В этом направлении важными стали теоретические разработки А.Н. Аксенова [2], JI.B. Бражник [25], ЯМ. Гиршмана [37], М.Г. Кондратьева [77], О.И. Куницына [91], М.Н. Нигмедзянова [138], О.В. Новиковой [141], Ю.Н. Холопова [204] и др.

При анализе ладозвукорядных и собственно ладовых структур тувинского песенного фольклора привлекались исследования по песенной традиции народов Южной Сибири. Необходимо отметить важность некоторых подходов, разработанных специалистами кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки в течение последних десятилетий (Н.С. Капицыной [61], Н.М. Кондратьевой [81], E.JI. Крупич [85], Р.Б. Назаренко [135], О.В. Новиковой [143], Н.М. Скворцовой [159], Г.Б. Сыченко [183] и ДР- )■

Подход к типологии ладозвукорядов тувинского песенного фольклора осуществлялся на основе выработанной в музыкознании общей системы классификаций, а также на серии одноосновных параметров, ориентированных на монодийную музыку; теоретические аспекты последней предложены С.П. Галицкой [31]. Автор диссертации предпринимает по возможности полное исследование ладозвукорядов тувинских песенных мелодий с учетом разнопорядковых связей между различными ладозвукорядными аспектами и элементами. Наиболее важны здесь способы выявления опорных тонов, соображения о соотношении между звуками ладоопорных комплексов, действие принципа сотавности. Кроме этого, при анализе тувинского песенного мелоса значительную методологическую роль играли идеи, связанные с ладовой функциональностью и ладовой переменностью в монодийной музыке.

В ходе обзора жанров традиционной тувинской музыки реализованы элементы историко-культурологического подхода [88; 89; 112; 113; 121-122; 124-126; 183].

Приводимые в диссертации расшифровки тувинских песен осуществлялась с использованием метода аналитического нотировання, разработанного Е.В. Гиппиусом и в дальнейшем получившего развитие в работах Э.Е. Алексеева [35; 36; 4; 5] и др.

Новизна исследования сопряжена с рядом моментов:

- впервые в тувинском музыкознании исследование ладозвукорядного аспекта тувинского традиционного песенного мелоса выступает как самостоятельная задача;

- впервые предпринята классификация ладозвукорядов тувинских песен;

- осуществлен ладоинтонационный анализ тувинского мелоса в контекстах теории монодии и ангемитоники;

- выявлены основные закономерности ладообразования в тувинских традиционных песнях;

- сделан анализ музыкально-поэтической структуры тувинской народной песни «Коцгургай».

В диссертации задействован достаточно объемный комплекс трудов отечественных музыковедов, на которые автор опирался по разным конкретным направлениям. Эти труды группируются в соответствии с трактуемой в них проблематикой.

По вопросам жанра в связи с традиционной музыкой в целом в диссертации рассмотрены работы известных отечественных фольклористов - Е.В. Гиппиуса [35; 36], И.И. Земцовского [53; 54], К.В. Квитки [72], В.М. Щурова [213], которые направлены на выработку методологии анализа жанра по отношению к произведениям музыкального фольклора на примере песенных образцов самых различных этнических традиций. Кроме этого, были учтены общие принципы классификации жанров в фольклоре В.Я. Проппа [151]. Значительную роль в рассмотрении проблемы жанра сыграли исследования, посвященные музыкальному фольклору народов Южной Сибири, том числе и тувинцев. В этой связи некоторые положения работ Н.М. Кондратьевой, E.JI. Крупич, О.В. Новиковой, Н.М. Скворцовой, Г.Б. Сыченко были использованы непосредственно в диссертации [80; 85; 140; 159; 180].

Что касается собственно тувинских ученых, то здесь автор обращается к исследованиям А.Н. Аксенова [2], З.К. Кыргыс [95; 98; 99; 101], В.Ю. Сузукей [164-167; 171], где освещаются проблемы жанра в вокальном и инструментальном народном творчестве тувинцев.

Теория лада, которая играет первостепенную роль в настоящей работе, представлена в фундаментальных трудах Б.В. Асафьева [14], Т.С. Бершадской [22], Ю.Н. Тюлина [198], В.А. Цуккермана [208] и др. В них фигурируют базовые положения общей теории- лада, сложившиеся в отечественном музыкознании, в частности, раскрывается сущность одного из генеральных понятий музыковедческой науки - самого понятия, лада. Дальнейшее развитие этой теории связано с исследованиями проблемы лада в традиционной музыке, в том числе, в контексте теории- монодии, получившее освещение в работах С.П. Галицкой [31], Е.В. Герцмана [34], Ю. Г. Кона [76], Х.С. Кушнарева [94], Ю. Н. Холопова [202; 203], А.Г. Юсфина [215] и др.

В отечественном музыкознании последнего времени имеется ряд исследований, в которых развивается монодийная ладовая теория, прежде всего на материале традиционной музыки (фольклорной и профессиональной) разных этносов. Ей посвящены труды Э.Е. Алексеева (по якутской музыке) [6], С.П. Галицкой (узбекской) [30], Я.М. Гиршмана (татарской) [37], Л.Д. Дашиевой (бурятской) [41], И Нам Сун (корейской) [56], Х.С. Кушнарева (армянской) [94], М.Н. Нигмедзянова (татарской) [138], А. Ю. Плаховой (арабской) [149], С.Р. Хисамовой (каракалпакской) [200] и др.

В своей диссертации автор опирается на ряд положений общетеоретического характера, которые связаны с закономерностями моноди ческой организации, прежде всего такими, как диффузность, сосгавность структуры ладозвукоряда, модальность, специфика ладовой функциональности и ладовая переменность.

Одно из ведущих системных свойств монодийной музыки -диффузность - введено в научный оборот и исследовано С.П. Галицкой в IV главе монографии «Теоретические вопросы монодии» [31]. Диффузность характеризуется особыми взаимообратимыми отношениями между внутренними (лада и формы, лада и звукоряда, лада и ритма и др.) и внешними (в частности, на уровне жанра) параметрами монодийной организации. Это музыкальное свойство отмечено также в трудах Э.Е. Алексеева [6; 8] и Т.С. Бершадской [22] без употребления-самого термина, а с его упоминанием - в работах И.И. Земцовского [54], О.И. Куницина [91], Р.Т. Несипбай [137], А.Ю. Плаховой [149] и других авторов в связи с различными музыкальными традициями. Проявление диффузности отмечено в других музыковедческих, а также в культурологических, искусствоведческих трудах ведущих ученых (например, А.К. Байбурина [18], М.М. Бахтина [21], В.Г. Карцовника [68], М.А. Сапонова [156] и др;).

С теорией диффузности тесно соприкасается понятие континуальности в музыкальном искусстве, разрабатываемое Е.М. Алкон

11]. По ее мнению, континуальность доминирует в музыкальном мышлении мифологического типа. Этот тип мышления характеризует и тувинскую музыку, которой присуща устно-письменная традиция бытования фольклора.

Функционирование еще одного фундаментального свойства монодийного лада - составности структуры ладозвукоряда в монодии отмечали еще в средневековых восточных и западных трактатах, а в наше время рассматривали Е.В. Герцман [34], Ю.Г. Кон [76], Х.С. Кушнарев [94], Ф.А. Рубцов [154]. Более детальную характеристику данный принцип получил в трудах С. Агзамходжаевой [1], С.П. Галицкой [31], Ю.Г. Кона [76], Х.С. Кушнарева [94], А.Ю. Плаховой [149], Н.С. Серегиной [157], С.Р. Хисамовой [200] и других ученых, обращавшихся к традиционной музыке разных этносов.

Модальность функциональных связей монодии наиболее полно изучена в исследованиях С.П. Галицкой [31], Н.С Серегиной [157], Ю.Н. Холопова [202] и др. Автором настоящей диссертации использованы разработки Ю.Н. Холопова о мелодической ладовости; изучены вопросы теснейшей связи ладовых параметров и факторов формообразования в монодии, изложенные в исследовании С. Агзамходжаевой [1]; рассмотрены разные уровни опорности, вытекающие из множественности дифференциации устойчивой функции в монодии, предложенные в работах С.П. Галицкой [31], Х.С. Кушнарева [94], С.С. Скребкова [160]; выделен принцип нижней тоники в опоре на труды Э.Е. Алексеева [6], С.П. Галицкой [31], Ю.Г. Кона [76], Х.С. Кушнарева [94], Ф.А. Рубцова [154], Ю.Н. Тюлина [198].

При изучении ладовых основ тувинского песенного фольклора необходимо также активное обращение к теории ангемитонно-пентатонической ладовой организации, на которую опирается интонационная практика хмногих народов, в том числе и тувинского. Теоретическое осмысление звукорядов ангемитоники и ангемитонной пентатоники содержится в трудах А.Н. Аксенова [2], JI.B. Бражник [25], Я.М. Гиршмана

37], И Нам Сун [56], Р.А. Исхаковой-Вамба [58], Т.Ю. Камаевой [59], К.В. Квитки [70], М.Г. Кондратьева [77], О.И. Куницына [91], Н.М. Нигмедзянова [138], О.В. Новиковой [141], Ю.Н. Холопова [204] и др. В этих работах предлагаются различные методы исследования ангемитоники, что свидетельствует об отсутствии более или менее единого устоявшегося комплекса способов анализа ладовых явлений ангемитонной пентатоники (далее - АП). Тем не менее некоторые теоретические положения, фигурирующие в названных работах, рассматриваются автором диссертации как необходимые в ходе исследования ладовой структуры тувинских песен.

Кроме этого, нами были привлечены соображения О.И. Куницына и И Нам Сун о характере ладовых тяготений в ангемитонике [91; 56], A.JI. Маклыгина о проявлении модальных свойств пентатоники [118], об универсально-грамматическом подходе, разработанном В.В. Мазепусом и использованом в исследовании ангемитоники О.В. Новиковой [117; 141]. При классификации самих звукорядов АП автор диссертации опирался на достаточно устоявшуюся классическую теорию, предложенную в работе И.В Способина [163], а также теоретические классификационные соображения М.Г. Кондратьева [77]. Характер ладовой функциональности в ангемитонике рассмотрен в настоящем диссертационном труде с опорой на исследование С.П. Галицкой о функциональных аспектах монодийной организации [31].

В ходе исследования были использованы также моменты симметрологического анализа, разрабатываемые в трудах отечественных исследователей. В музыкальной науке вопросы зеркальной симметрии по отношению к семиступенной диатонике достаточно подробно изучены в трудах JI.B. Александровой [3], А.Н. Должанского [56], Ю.Н. Холопова [205]. Некоторые положения этих работ вполне приемлемы при исследовании ангемитоники и ангемитонной пентатоники. Что касается конкретных проявлении принципа симметрии, в АП, то здесь были использованы исследования И Нам Сун, посвященные ладовой организации корейского музыкального фольклора [56].

Естественно, в контексте темы исследования были использованы ма1ериалы по тувиноведению. Как известно, самые ранние сведения (начала XX столетия) по музыкальной культуре тувинцев имеются в трудах и путешественников и этнографов: Г.Е. Грумм-Гржимайло [193; 194], Н.Ф. Катанова [193; 194], Ф.Я. Кона [189; 195], П.С. Островских [189; 196], Г.Н. Потанина [189; 194], В.В. Радлова [189; 194], М.И. Райкова [189; 196], Е.К. Яковлева [ 189; 196], которые, не будучи музыкантами, делали записи образцов музыкального фольклора в лингвистических и отчасти историко-эшографических целях. Среди самых ранних работ особую ценность преде твляют исследования сибирского ученого и композитора А.В. Анохина [75].

По разным аспектам истории, культуры и этнографии тувинцев автором диссертации имелись в виду некоторые труды, написанные во второй половине XX века. Это работы С.И. Вайнштейна [27], JI.B. Гребнева [39], М.Б. Кенин-Лопсана [73], Н.Г. Курбатского [92], М.Х. Маннай-оола [119]. Кроме этого, были использованы также материалы по различным направлениям гуманитарной науки, созданные в конце прошлого и начале нынешнего столетий. К ним относятся труды ученых-тувиноведов Ч.К. Даргын-оол [40], А.К. Кужугет [89; 90], З.К. Кыргыс [98; 99; 101; 104; 105], М.В. Монгуш [30], С.М. Орус-оол [144], В.Ю. Сузукей [164; 166; 169; 171], Б.И. Татаринцева [184], О.М. Хомушку [206].

Тувинское музыкознание - достаточно молодая область науки.

Первое крупное монографическое исследование А.Н.Аксенова «Тувинская народная музыка» появилось на свет только в 1964 году. Оно способствовало зарождению и развитию музыкальной фольклористики в Туве, и в настоящее время этот труд остается единственной обобщающей музыкально-теоретической работой, которая содержит большой материал по вокальной и инструментальной музыке тувинцев, первые профессионально выполненные расшифровки фольклорных мелодий. Эта монография сегодня представляет особую ценность как для музыковедов, так и для этнографов, историков, фольклористов.

Однако, несмотря на огромные достоинства данного исследования, интонационному анализу фольклорных образцов в нем не было уделено достаточного внимания. На наш взгляд, это обусловлено не только самим типом монографии, подразумевающей чрезвычайно широкий охват музыкально-фольклорного материала, но и весьма слабой изученностью тувинского традиционного мелоса в то время.

Работу A.IT. Аксенова по исследованию народной песни продолжила и дополнила З.К. Кыргыс в диссертации, материалы которой стали основой ее книги [98]. Традиционная же инструментальная музыка тувинцев наиболее полно исследована В.Ю. Сузукей [166; 171]. Необходимо указать также на монографию З.К. Кыргыс последнего времени, посвященную тувинскому искусству горлового пения [101]. Несомненно, упомянутые работы представляют следующий этап изучения музыкальной культуры тувинцев, думается, более углубленный и развернутый в историческом и общекультурном ракурсах. Однако вопросы интонационного, в том числе и ладозвукорядного, струк[урировапия в них также не получают должного развития.

Таким образом, в тувинском музыкознании в области музыкальной фольклористики ладозвукорядные аспекты фольклорного мелоса не находят пока углубленного аналитического внимания. Это еще раз подтверждает актуальность обращения к заявленной теме, необходимость отдельного специального изучения ладозвукорядного параметра тувинских народных песен, что, несомненно, дает возможность расширять круг исследуемых проблем, по-новому взглянуть на роль отдельных выразительных средств.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Монгуш, Аясмаа Данзы-Белековна

Заключение

Тувинская традиционная музыка в настоящее время чрезвычайно широко известна не только в нашей стране, но и за рубежом. Об этом, в частности, свидетельствует насыщенная концертная деятельность многих фольклорных коллективов из Тувы как в России, так в Европе и Азии1. Все возрастающий интерес вызывает она не только со стороны слушателей, но и исследователей, которые пытаются определить сущность и специфические особенности тувинского традиционного музыкального мышления, интонационного облика, способствующие яркому его выделению на многообразном фоне традиционных музыкальных культур Сибири. Еще в начале XX столетия путешественники и этнографы отмечали особое богатство фольклорных традиций тувинцев. Их традиционное музыкальное народное творчество активно функционирует и сегодня, неизменно пользуется художественным спросом. В научном же плане оно пока не исследовано в достаточно полной мере, продолжает ставить перед музыковедами все новые и новые вопросы. Именно этот фактор стал одним из основополагающих при выборе темы настоящей диссертации, сопряженной с ладозвукорядными параметрами тувинской народной песни.

Во Введении подчеркивается, что ладозвукорядный аспект традиционного мелоса самой различной этнической принадлежности, взятый в качестве некоего самостоятельного звуковысотного, комплексного феномена, несомненно, заслуживает автономного и детального изучения. Однако он крайне редко становится объектом специальных теоретических

1 О концертной деятельности многих фольклорных коллективов пишет Е.К. Карелина [63-67]. изысканий, будучи включенным, как правило, в проблематику значительно более широкого профиля, связанную с различными сторонами интонационного строения традиционной музыки. Поэтому теоретические разработки, нацеленные на выявление собственно звукорядных закономерностей, следует расценивать как актуальную и новую этномузыкологическую задачу, в том числе и для тувинской фоль клористи ки.

С учетом изложенного, а также имея в виду далеко не исчерпывающее раскрытие в этномузыкологии Тувы вопросов ладового, равно как ладозвукорядного, строения традиционного мелоса, автор диссертации избирает ее объект и предмет, формулирует цель работы. Они связаны с выявлением принципов ладозвукорядного строения тувинского песенного мелоса. Каждый из обозначенных моментов сопряжен с весьма значимыми признаками актуальности и новизны, которые характеризуют диссертацию в целом.

Естественно, каждый из этих параметров подразумевает решение ряда самостоятельных задач. Среди них, во-первых, изучение жанровой и мелодико-интонационной проблематики тувинского музыкального фольклора, в том числе в связи с жанром песни. Эти моменты рассмотрены в главе 1 «К изучению традиционной музыкальной культуры тувинцев».

Во-вторых, предпринято освещение методологических аспектов исследования традиционной мелодики, прежде всего на . основе теории монодии и апгемитоники; этому посвящена глава 2 «Теоретико-методологические вопросы анализа традиционного мелоса»;, в ней, в частности, интерпретируются такие важные для настоящей диссертации явления, как диффузносты и принцип составности, которые разработаны в контексте теории, монодии и которые находят активное приложение в исследовании звукорядных закономерностей. В главах третьей «Ладозвукоряды: об особенностях построения, состава», четвертой «Вопросы ладофункциональности» и пятой «Ладозвукоряды тувинских песен в контексте принципа составности» фигурируют теоретические выводы и обобщения относительно ладозвукорядных основ тувинского песенного мелоса. Наконец, глава 6 «"Коцгургай": опыт анализа» специфическим образом иллюстрирует полученные результаты.

Достижение поставленной в диссертации цели потребовало изучения достаточно многочисленных фольклороведческих, теоретических, культурологических, этнографических трудов отечественных ученых, посвященных вопросам сущности и особенностей традиционной музыкальной культуры, в том числе и тувинской, проблемам жанра, лада, теории монодии и монодийных ладов, разработкам по ангемитонике, ангемитонной пентатонике и т.п.

Основные теоретические наблюдения и выводы относительно структурных закономерностей ладозвукорядной стороны тувинских народных песен базируются на основе анализа 173 образцов. Их расшифровки были заимствованы практически из всех опубликованных, а также рукописных трудов, посвященных музыкальному фольклору тувинцев; использовались также и собственные расшифровки автора диссертации. Музыкальный материал исследовался на базе единой классификационной системы, сопряженной с несколькими разнопорядковыми дифференцирующими признаками. Данная система позволяет всесторонне, причем как в количественном, так и в качественном планах, исследовать ладозвукорядные принципы, функционирующие в тувинском песенном мелосе. Ладозвукорядный аспект выступает как некий автономный феномен, в то же время тесно связанный с мелодико-интонационным процессом и в чем-то определяющий закономерности последнего, прежде всего его богатство и разнообразие.

При исследовании обозначенного объекта определенное место занимает симметрологический подход. В методологической и всех аналитических главах с точки зрения зеркальной симметрии в предварительном плане рассмотрены отдельные параметры ладозвукорядной системы тувинского традиционного песенного мелоса, показано ее функционирование в конкретном образце — песне «Коцгургай», а также предложены исходные теоретические соображения.

В результате анализа ладозвукорядной системы тувинского песенного мелоса показано, что подавляющее большинство звукорядов имеет ангемитонное строение; главным образом они пяти- и шестизвучны, причем по преимуществу широкообъемны. Существенно реже встречаются четырех-, семи- и восьмизвучные звукоряды; девятизвучный звукоряд присутствует лишь в одном примере. Гемитоника встречается в весьма ограниченной мере и формируется в результате совмещения различных ангемитонных структур при условии функционирования в суммарном звукоряде лишь рассредоточенного диатонического полутона (то есть полутона на расстоянии). В ходе рассмотрения ладовой функциональности нашли подтверждение многие положения, касающиеся особенностей монодийной организации в целом, в частности, диффузности и принципа составности. В диссертации достаточно подробно представлено общемонодийное явление - принципиальное преобладание полиопорности в ладах. Как правило, в образцах присутствуют, помимо главной, преимущественно одна/две побочные опоры и одна/две полуопоры. Большее их число (вплоть до 6-7) — случаи гораздо менее типичные.

Не менее детально показано действие принципа составности, который выражается в многозвенности (по преимуществу двух- и трехзвенности) их ладовых структур, причем звенья взаимодействуют на основе всех четырех известных науке способов — слитного, раздельного, цепного включающего. Особенно важным автору работы представляется вывод о том, что интонационно-мелодическое богатство и разнообразие тувинских песенных напевов непосредственно сопряжено с многозвенностью, разнообразием видов взаимосвязи между звеньями, множественностью и разнотипностью проявлений ладовой опорности. На наш взгляд, это само по себе свидетельствует об амбивалентности связей между мелодической интонационностью, звукорядными и собственно ладовыми структурами. Количественный аспект ладозвукорядного анализа в главе иллюстрируется в многочисленных таблицах.

Большинство обозначенных выше явлений в контексте традиционного песенного мелоса тувинцев трактуются впервые. Это во многом определяет моменты новизны, присущие настоящей работе. Однако, как представляется, новизна эта обусловлена и самой постановкой проблемы, теоретической в своей основе: повторим, имеется в виду стремление выявить ведущие закономерности ладозвукорядной системы как таковой в ходе исследования мелодики тувинских песен.

Завершая диссертацию, подчеркнем, что она, разумеется, не претендует на исчерпывающе полное раскрытие заявленной проблематики, в частности, потому что она — эта проблематика — в предлагаемых ракурсах исследуется практически впервые. Несомненно, в дальнейшем необходимы последующие изыскания в ладозвукорядной сфере тувинского традиционного мелоса, в том числе под углом зрения зеркальной симметрии. В частности, открываются ближайшие перспективы изучения ладозвукорядных вопросов по отношению к другим жанрам традиционной музыки тувинцев. Думается, весьма важно здесь выявление специфических жанровых различий в ладозвукорядной сфере, что, возможно, позволит ставить вопросы исторического порядка в связи с различными жанрами тувинского музыкального фольклора.

Поскольку тувинский (как и всякий иной) музыкальный фольклор базируется прежде всего на синкретических отношениях между музыкой и словом, то последующее изучение его ладового и ладозвукорядного своеобразия неразрывно связано с закономерностями тувинского фольклорного стихосложения. В этом плане также необходимы исследования комплексного характера.

Кроме этого, в тувинской этномузыкологии начинает обращаться активное внимание на локальные особенности как песенного, так и других жанров фольклора различных кожуунов республики. А ведь песенные традиции Центральной и Западной Тувы значительно отличаются от традиций северо-восточных тувинцев (тоджинцев) и жителей юго-восточных районов. Весьма возможно, что различия здесь касаются и ладозвукорядных, и собственно ладовых моментов. Их рассмотрение, думается, - одна из перспективных теоретико-фольклороведческих проблем. Еще одно направление в изучении традиционной музыки в ладозвукорядном (как и в ладовом) плане — рассмотрение не только вокальных, но и инструментальных жанров. По-видимому, и здесь можно получить показательные выводы.

Не менее продуктивным и актуальным представляется сравнительное описание ладозвукорядных параметров музыкального фольклора различных тюркских народов центрально-азиатского региона России (алтайцев, хакасов, шорцев, тофаларов). Подобные сравнения могут дать чрезвычайно интересные, может быть, даже неожиданные результаты. В дальнейшем, возможно, такие изыскания в сравнительном плане могут затронуть народное музыкальное творчество многих (причем не только тюркских) народов Сибири, что, думается, способно углубить научные представления о сущностных параметрах традиционного музыкального мышления в целом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Монгуш, Аясмаа Данзы-Белековна, 2009 год

1. Агзамходжаева, С. Ладовое строение памирской монодии: дипломная работа. Науч. рук.: канд. иск. С.П. Галицкая / С. Агзамходжаева.- Ташкент: Ташкентская государственная консерватория им. М. Ашрафи, 1985.- 84 с.

2. Аксенов, А.Н. Тувинская народная музыка / Под ред. и с предисловием Е.В. Гиппиуса/ А.Н. Аксенов.- М: Музыка, 1964,- 238 с.

3. Александрова, Л.В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект / Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки / Л.В. Александрова.- Новосибирск, 1995,- 372 с.

4. Алексеев, Э.Е. Нотная запись народной музыки: теория и практика / Э.Е. Алексеев.- М.: Сов. композитор, 1990. 168 с.

5. Алексеев, Э.Е. О "Звуковысотном пространстве" и принципах нотирования раннефольклорной мелодики / Э.Е. Алексеев // Советская музыка,- М, 1979, №9. С. 99-103.

6. Алексеев, Э.Е. Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни): Исследование / Э.Е. Алексеев.- М.: Музыка, 1978.- 288 с.

7. Алексеев, Э.Е. Раннефольклорное интонирование: Звуковысотный аспект / Э.Е. Алексеев.- М,: Сов. композитор, 1986. 240 с.

8. Алексеев, Э.Е. О динамической природе лада / Э.Е. Алексеев // Советская музыка.- 1969.- № 11.- С. 67-75.

9. Алексеева, Г.Г. Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган: дисс. . доктора искусствоведения / Г.Г. Алексеева. Новосибирск, 2005.- 439 с.

10. Алкон, Е.М. К вопросу об "устном" и "письменном" в музыкальных традициях Востока и Запада / Е.М. Алкон // Известия Восточного института Дальневосточного государственного университета. №3. Владивосток, 1996,- С. 161-166.

11. Алкон, Е.М. Музыкальное мышление Востока и Запада континуальное и дискретное. Исследование / Е.М. Алкон.- Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1999.- 128 с.

12. Аммар, Фарук Хасан Ладовые принципы арабской народной музыки / Аммар Фарук Хасан.- М.: Сов. Композитор, 1984.- 184 с.

13. Андреев, А. К истории европейской музыкальной интонационности: Часть вторая: Григорианский хорал / А. Андреев.- М.: Музыка, 2004, 480 с.

14. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев.-Л.: Музгиз, 1963.- Кн. 1 и 2.- 380 с.

15. Асафьев, Б.В. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий. 2 изд. / Б.В. Асафьев.- М.: Сов. композитор, 1978.- 200 с.

16. Асиновская, А.А. Хакасы / А.А. Асиновская // Музыкальная культура Сибири,- Новосибирск, 1997.- Т. 1.- Кн. 1.- С. 317-345.

17. Ахметов, З.А. Казахское стихосложение / З.А. Ахметов.- Алма-Ата: Наука, 1964.- 469 с.

18. Байбурин, А.К. Ритуал в системе знаковых средств культуры / А.К. Байбурин // Этнознаковые функции культуры.- М.: Наука, 1991.- С. 23-42;

19. Банин, А. А. Об одном аналитическом методе музыкальной фольклористики / А.А. Банин // Музыкальная фольклористика.- М., 1978.-Вып.2.-С. 117-157.

20. Банин, А.А. О принципах моделирования обобщенного слогового ритма. Вопросы методики и методологии / А.А. Банин // Памяти К.В. Квитки: Сб. статей / Ред.-сост. А.А. Банин.-М.: Сов. композитор, 1983.- 165-179.

21. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин.- М.: Худ. литература, 1990.- 542 с.

22. Бершадская, Т.С. Лекции по гармонии. 2-е доп. изд. / Т.С. Бершадсткая.- Л.: Музыка, 1985,- 238 с.

23. Бершадская, Т.С. К вопросу об устойчивости и неустойчивости в ладах русской народной песни / Т.С. Бершадская // Проблемы лада. Сб. статей.- М.: Музыка, 1972.- С. 181-190.

24. Бобровский, В.П. О переменности функций музыкальной формы / В.П. Бобровский.- М.: Музыка, 1970.- 228 с.

25. Бражник, JT.B. Ангемитоника как принцип мелодического мышления народов Среднего Поволжья / JI.B. Бражник // М.Е. Тараканов. Человек и Фоносфера. Воспоминания. Статьи. Материалы конф. «Фоносфера-человек-сообщество».-М.: СПб.: Алетея, 2003.- С. 219-227.

26. Бражников, М.В. Древнерусская теория музыки / М.В. Бражников.- Д.: Музыка, 1972.-421 с.

27. Вайнштейн, С.П. Мир кочевников центра Азии / С.И. Вайнштейн.- М.: Наука, 1991.-296 с.

28. Галицкая, С.П. Актуальные проблемы изучения монодии / С.П. Галицкая // Музыкальное искусство сегодня. Новые взгляды и наблюдения / Сост. и редакция В.В. Задерацкого.- М.: Издательский Дом «Композитор», 2004.- С. 153158.

29. Галицкая, С.П. К вопросу о теории ладовой переменности / С.П. Галицкая // Теоретические проблемы узбекской музыки.- Ташкент: Изд-во им. Гафура Гуляма, 1968,- С. 3-12.

30. Галицкая, С.П. Ладовая переменность в узбекском песенном фольклоре: автореф. дне. . канд искусствоведения / С.П. Галицкая.- Алма-Ата, 1970.- 22 с.

31. Галицкая, С.П. Теоретические вопросы монодии / С.П. Галицкая. -Ташкент: Фан, 1981.- 92 с.

32. Гарбузов, Н.А. Зонная природа динамического слуха / Н.А. Гарбузов,- М.: Музгиз, 1955.- 106 с.

33. Гарбузов, Н.А. Зонная природа тембрового слуха / Н.А. Гарбузов.- М.: Музгиз, 1956.- 71 с.

34. Герцман, Е.В. Античное музыкальное мышление / Е.В. Герцман.- Л.: Музыка, 1986. -224 с.

35. Гиппиус, Е.В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий / Е.В. Гиппиус // Актуальные проблемы современной фольклористики. Сб. статей и материалов / Сост. В.Е. Гусев.- JL: Музыка, 1980.- С. 23-36. (224 е.).

36. Гиршман, Я.М. Пентатоника и ее развитие в татарской музыке / Я.М. Гиршман.- М.: Советский композитор, I960.- 179 с.

37. Гончаренко, С.С. Зеркальная симметрия в музыке (на материале творчества композиторов XIX и первой половины XX века) / С.С. Гончаренко.- Новосибирск: изд. НТК, 1993.- 234 с.

38. Гребнев, JI.B. Тувинский героический эпос (Опыт историко-этнографического анализа) / JI.B. Гребнев.- М.: Изд-во вост. лит., I960.- 146 с.

39. Даргын-оол, Ч.К. Культурно-антропологические факторы регионального развития (на примере Тувы) / Ч.К. Даргын-оол. Дис. .канд. философских наук.-М., 2002.- 137с.

40. Дашиева, Л. Д. Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты: дис. канд. искусствоведения / Л.Д. Дашиева.- Новосибирск, 2007.- 268 с.

41. Джани-Заде, Т.М. Проблема канона в макомной импровизации / Т.М. Джани-Заде // Макомы, мугамы и современное композиторское творчество.-Ташкент, 1978.

42. Должанский, А.Н. Некоторые вопросы теории лада / А.Н. Должанский // Проблемы лада. -М.: Музыка, 1972. С. 8-34.

43. Донгак, У.А. Тувинское стихосложение / У.А. Донгак.- Кызыл: Тув. книж. изд-во им. Ю.Ш. Кюнзегеша, 2006.- 152 с.

44. Дрожжина, М.Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства XX века / М.Н. Дрожжина.-Новосибирск: НТК , 2004.- 280 с.

45. Дугаров Д.С., Куницын О.О. Буряты // Музыкальная культура Сибири.-Новосибирск, 1997.- Т. 1.- Кн. 1.- С. 366-404.

46. Жирмунский, В.М. О тюркском народном стихе / В.М. Жирмунский // Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос.- JL, 1974.- С. 644-681.

47. Жирмунский, В.М. Ритмико-синтаксический параллелизм как основа древнетюркского народного эпического стиха / В.М. Жирмунский // Вопросы языкознания,- М., 1964, № 4.- С. 3-25.

48. Жордания, И.М. Ангемитоника и гемитоника / И.М. Жордания // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. научной конференции.- Казань, 1995.- С. 40-41.

49. Зак, В.И. О мелодике массовой песни (опыт анализа) В.И. Зак,- М.: Сов. Композитор, 1979.- 357 с.

50. Земцовский, И.И. К спорам о жанрах / И.И. Земцовский // Советская музыка, 1968, № 7.- С. 104-107.

51. Земцовский, И.И. К теории жанра в фольклоре / И.И. Земцовский // Советская музыка, 1983, № 4.- С. 61- 65.

52. Земцовский, И.И. Русская протяжная песня / И.И. Земцовский.-JI.: Музыка, 1967.- 196 с.

53. И Нам Сун, Ладовая организация корейского песенного фольклора: ангемитоника: дис. канд. . искусствоведения / И Нам Сун.- Новосибирск, 2004.- 363 с.

54. История Тувы: В 2-х т.- Т.1.- 2-е изд., перераб. и доп./ Под общ. ред. С.И.Вайнштейна, М.Х.Маннай-оола.- Новосибирск: Наука, 2001.- 367 с.

55. Исхакова-Вамба, Р.А. Ангемитоника как музыкальная система: Исследование / Р.А. Исхакова-Вамба.- М.: Сов. Композитор, 1990.- 96 с.

56. Капицына, Н.С. Песенная традиция обских чатов. Магистерская диссертация на соискание степени магистра музыкального искусства. Науч. рук.: канд. иск. Н.М. Кондратьева.- Новосибирск, 2005.- 218 с.

57. Каракулов, Б.И. Симметрия музыкальной системы (О мелодии) / Б.И. Каракулов.- Алма-Ата: Наука, 1989.- 130 с.

58. Карелина, Е.К. Горловое пение как феномен «абсолютной музыки» в культуре кочевников / Е.К. Карелина // Юрта традиционное жилище кочевых народов Азии: Тезисы 1-го Международного Конгресса, Ч.З.Кызыл, 2004.- С. 58-62.

59. Карелина, Е.К. Творчество современных фольклорных групп Тувы: повое менестрельство? / Е.К. Карелина // Музыковедение, 2009, № 2.- С. 4549.

60. Карелина, Е.К. Тувинский национальный оркестр: вчера, сегодня, завтра./ Е.К. Карелина // Музыкальная академия, 2006. № 2.- С. 40-45.

61. Карцовник, В.Г. О невменной нотации раннего Средневековья / В.Г. Карцовник // Эволюционные процессы музыкального мышления: Сб. науч. тр. / Отв. ред. А.Л. Порфирьева.- Л.:ЛГИТМиК, 1986.- С. 21-41.

62. Каташев, С.М. Основы алтайского стихосложения: автореф. дис. . канд. филол. наук./ С.М. Каташев.- М., 1971.- 22 с.

63. Квитка, К.В. Избранные труды в двух томах / Сост. и ком. В.Л. Гошовского.- М.: Сов. композитор, 1971.-Т. 1.- 384 е.; 1973.- Т. 2.-423 с.

64. Квитка, К.В. Пентатоника у славянских народов // Квитка К.В. Избранные труды в двух томах / Сост. и ком. В.Л. Гошовского.- М.: Сов. композитор, 1971.Т. 1.-С. 279-285.

65. Квитка, К.В. Об историческом значении календарных песен // Квитка К.В. Избранные труды в двух томах. / Сост. и ком. В.Л. Гошовского.-М.: Сов. композитор, 1971.-Т. 1.- С. 73-102.

66. Кенин-Лопсан, М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Конец XIX-нач. XX в. / М.Б. Кенин-Лопсан.- Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1987.- 162 с.

67. Коваль, Л.Г. Интонирование узбекской традиционной музыки.-Ташкент: Фан, 1990, 134 с.

68. Композитор Андрей Викторович Анохин. Сказание об Алтае. (Составитель В.Ф. Хохолков. Нотная графика В.И. Кравчука).- Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1989.- 120 с.

69. Кон, Ю.Г. Некоторые вопросы ладового строения узбекской народной песни и ее гармонизации / Ю.Г. Кон,- Ташкент: Фан, 1979.- 99 с.

70. Кондратьев, М.Г. Основные свойства чувашской пентатоники / М.Г. Кондратьев // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. научной конференции.- Казань, 1995.-С. 86-91.

71. Кондратьева, Н.М. Колыбельные теленгитов / Н.М. Кондратьева // Музыкальная этнография Северной Азии. Сб. научных трудов, Вып. Ю.Новосибирск: НТК, Институт истории, филологии и философии, Сектор фольклора, 1988.-С. 183-196.

72. Кондратьева, Н.М., Мазепус В.В., Сыченко Г.Б. К теории интонационных культур: интонационная культура теленгитов // Вопросы музыкознания.- Новосибирск: Изд. НТК, 1999.- С. 212-225.

73. Кондратьева Н.М., Сыченко Г.Б. Алтайцы: Алтай-кижи, теленгиты, тёлёсы, телеуты, тубалары, чалканцы, кумандинцы // Музыкальная культура Сибири.- Новосибирск, 1997.- Т. 1.- Кн. 1.- С. 209-283.

74. Конотоп, А.В. Русское строчное многоголосие XV XVII веков. Текстология. Стиль. Культурный контекст / А.В. Конотоп.- М.: Издательский Дом «Композитор», 2005.- 352 с.

75. Крупич, E.JI. Песенная традиция тувинцев-тоджинцев. Дипл. работа. Научн. рук.: канд. иск. Г.Б. Сыченко / E.JI. Крупич.-Новосибирск: НГК (академия) им. М.И. Глинки, 2006.- 139 с.

76. Крупич, Е.Л. Ыр и коэюамык тувинцев-тоджинцев: семантика и структура (временной аспект): квалификационная работа на соискание степени бакалавра муз. искусства. Науч. рук.: канд. иск. Г.Б. Сыченко / Е.Л. Крупич.- Новосибирск, 2005,- 96 с.

77. Кужугет, А.К. Духовная культура тувинцев / А.К. Кужугет.- Кемерово: КемГУКИ, 2006.- 320 с.

78. Кужугет, А.К. Зрелищно-игровые элементы в культовых обрядах тувинцев / А.К. Кужугет.- Кызыл: Республиканская типография, 2002.- 80 с.

79. Куницын, О.И. Выразительные средства бурятской профессиональной музыки / О.И.Куницын.- Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 1999.- 134 с.

80. Курбатский, Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре / Г.Н. Курбатский.- Кызыл: Тув. книж. изд-во, 2001. 464 с.

81. Кушнарев, Х.С. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки / Х.С. Кушнарев.- Л.: Гос. муз. изд-во, 1958.- 626 с.

82. Кыргыс-Нурсат, З.К. Жанр частушки в музыкальном творчестве тувинцев / З.К. Кыргыс-Нурсат // Ученые записки Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории.- Вып. 16.-Кызыл, 1973.- С. 116-126.

83. Кыргыс, З.К. Народная песня и ее исследователи / З.К. Кыргыс // Музыка Сибири и Дальнего Востока. Сб. статей. Вып.1. М.: Сов. композитор, 1982. - С. 120-130.

84. Кыргыс, З.К. О тувинских эпических напевах / З.К. Кыргыс // Тувинские героические сказания / Сост. С.М.Орус-оол.- Новосибирск: Наука, 1997.- (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 12).

85. Кыргыс, З.К. Песенная культура тувинского народа / З.К. Кыргыс.-Кызыл: Тув. книж. изд., 1992.- 144 с.

86. Кыргыс, З.К. Ритмы шаманского бубна / З.К. Кыргыс.- Кызыл: "Новости Тувы", 1993.-48 с.

87. Кыргыс, З.К. Тувинский музыкальный фольклор / З.К. Кыргыс // Музыка Сибири и Дальнего Востока: Сб. статей / Сост. И:М. Ромащук.- М.: Сов. Композитор, 1982.- С. 120-143.

88. Кыргыс, З.К. Тувинское горловое пение: Этномузыковедческое исследование / З.К. Кыргыс.- Новосибирск: Наука, 2002.- 236 с.

89. Кыргыс, З.К. Тувинские колыбельные песни / З.К. Кыргыс // Музыка и время, 2005, № 9,- С. 28-30.

90. Кыргыс, З.К. Тувинские сказки и героические сказания (тоол), их мелодический и стиховой строй / З.К. Кыргыс // Традиционное народное музыкальное искусство и современность (Вопросы типологии).- М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1982.-С. 120-129.

91. Кыргыс, З.К. Тыва улустуц кожамыктары / З.К. Кыргыс.- Кызыл: Тываныц ном ундурер чери, 1975.- 67 ар.

92. Кыргыс, З.К. Хоомей жемчужина Тувы / З.К. Кыргыс. - Кызыл: "Новости Тувы", 1992.- 128 с.

93. Кюнзегеш, Ю.Ш. Ырлар / Ю.Ш. Кюнзегеш // Тыва улустун аас-чогаалы.- Кызыл: Тыванын ном ундурер чери, 1976.- С. 84-99.

94. Ларионова, А.С. Вербальное и музыкальное в якутском дьиэрэтии ырыа/ А.С. Ларионова.- Новосибирск: Наука, 2004.- 324 с.

95. Ларионова, А.С. Якуты / А.С. Ларионова // Музыкальная культура Сибири.- Новосибирск, 1997.-Т. l.-Кн. 1.-С. 185-208.

96. Лопсан, Н.А. Песенная культура тувинцев. Дипломная работа. Новосибирск, 1991.

97. Лупинос, С.Б. Канон в музыкальном искусстве и традиционная модель мира (опыт постановки проблемы) / С.Б. Лупинос // Борбад и художественные традиции народов Центральной и Передней Азии: история и современность. -Душанбе, 1990.- С. 280-282.

98. Лупинос, С.Б. Ладовое мышление японцев: проблема этнических контактов / С.Б. Лупинос // Культура Дальнего Востока. XIX XX вв. -Владивосток: Дальнаука, 1992. - С. 145-158.

99. Лупинос, С.Б. Музыкальное наследие Японии: Традиционная модель мира и музыкальное мышление / С.Б. Лупинос // Этнос и культура. Сб. науч. трудов.-Владивосток, 1994. С. 155-194.

100. Мазепус, В.В. Культурный контекст этномузыкальных систем / В.В. Мазепус // Музыкальная этнография Северной Азии.- Новосибирск: изд. НГК, 1988.- С. 28-44.

101. Мазепус В.В., Сыченко Г.Б. Тембровая классификация вокальных жанров в интонационной культуре теленгитов // Экологические проблемы, культура и образование: тезисы и материалы Сибирской научно-практической конференции.- Новосибирск, 1993.- С. 65-68.

102. Мазепус, В.В. Универсально-грамматический подход в культурологии / В.В. Мазепус.- Новосибирск, 1993.- 46 с.

103. Маклыгин, А.Л. О модальных свойствах пентатоники в песнях луговых мари / А.Л. Маклыгин // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. научной конференции.- Казань, 1995.- С. 4960.

104. Маннай-оол, М. X. Тувинцы: Происхождение и формирование этноса / М.Х. Маннай-оол.- Новосибирск: Наука, 2004.- 166 с.

105. Милка, А.П. Теоретические основы функциональности в музыке А.П. Милка.- Л.: Музыка, 1982.- 150 с.

106. Монгуш, А.Д.-Б. Вопросы жанровой классификации тувинского музыкального фольклора: к постановке проблемы / А.Д.-Б. Монгуш // Музыковедение, 2009, № 2.- С. 41- 44.

107. Монгуш, А.Д.-Б. "Коцгургай": опыт анализа музыкально-поэтической структуры / А.Д.-Б. Монгуш // Проблемы музыкальной науки.- Уфа: Уфимская гос. академия искусств, 2008, № 3.- С. 57-60.

108. Монгуш, А.Д.-Б. Некоторые вопросы классификации тувинских народных песен / А.Д.-Б. Монгуш // Культура Дальнего Востока и стран АТР: Восток-Запад: материалы научной конференции.- Вып. 11, 12.-Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2005.- С.279-282.

109. Монгуш, А.Д.-Б. О мировоззренческих основах тувинской музыки / А.Д.-Б. Монгуш // Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных регионов.- Кызыл: Тув. книж. изд-во, 2006.- С.332-335.

110. Монгуш, А.Д.-Б. "Природа и человек" в музыкальной культуре тувинцев / А.Д.-Б. Монгуш // Устойчивое развитие и культура регионов: Материалы междун-ой научно-практической конференции.- Кемерово: КемГУКИ, 2007.- С. 297-300.

111. Монгуш, А.Д.-Б. Проблема осмысления интонационной природы музыкального наследия тувинцев / А.Д.-Б. Монгуш // Ученые записки ТИГИ.- Кемерово: КемГУКИ, 2007. Вып. XXI.- С. 282- 296.

112. Монгуш, А.Д.-Б. Процессы интонационного структурирования в музыкальном фольклоре тувинцев / А.Д.-Б. Монгуш // Чатхан: история исовременность. Материалы III Международного симпозиума.- Абакан: типография ООО «Фирма «Март», 2007.- С. 99-106.

113. Монгуш, М.В. История буддизма в Туве.- Новосибирск: Наука, 2001.-197с.

114. Назаренко Р.Б., Арбачакова Л.Н. О шорской жанровой традиции сарын // Народная культура Сибири и Дальнего Востока: Материалы VI научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору.- Новосибирск, 1997.- С.101-103.

115. Назаренко, Р.Б. Типы мелодических формул в шорском эпосе / Р.Б. Назаренко // Народная культура: Материалы V Всероссийского научно-практического семинара по фольклору.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997.- С. 5458.

116. Назаренко, Р.Б. Шорцы / Р.Б. Назаренко // Музыкальная культура Сибири,- Новосибирск, 1997.- Т. 1.- Кн. 1.- С. 284-300.

117. Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О.А. Пашина. — СПб.: Композитор, 2005,- 568 с.

118. Несипбай, Р.Т. Кюй-токпе в системе традиционного мироотношения казахов (проблемы темы, формы, композиции в кюях-токпе): автореф. дис. . канд. искусствоведения / Р.Т. Несипбай.- Алматы, 1999.- 30 с.

119. Нигмедзянов, М.Н. Олиготонные лады в татарской народной музыке / М.Н. Нигмедзянов // Советская музыка.- 1974.- № 1.- С. 62-66.

120. Новикова, О.В. Пентатоника в песенной традиции бурят: дис. . канд. искусствоведения / О.В. Новикова.- Новосибирск, 2003.- 249 с.

121. Орус-оол, С.М. Тувинские героические сказания (текстология, поэтика, стиль) / Отв. ред. В.М. Гацак.- М.: МАКС Пресс, 2001.-442 с.

122. Павлючик С.К. О народных песнях шорцев / С.К. Павлючик // Этнография народов Сибири.- Новосибирск: Наука, 1984.- С. 135-148.

123. Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. научной конференции Казань, 1-2 ноября 1993 г. / М-во культуры РФ; Казан, консерватория; Отв. ред. Л.В. Бражник.- Казань, 1995.- 195 с.

124. Павлова? Т.В. Обрядовый фольклор эвенов Якутии (музыкально-этнографический аспект). Автореф. дис. .канд. искусствоведения.-Новосибнрск, 1997.-21 с.

125. Плахов, Ю.Н. Художественный канон в системе профессиональной восточной монодии / Ю.Н. Плахов.- Ташкент: ФАН, 1988.- 171 с.

126. Плахова, А.Ю. Мувашшахат: проблемы лада. Дис. канд. искусствоведения.- Новосибирск, 2000.- 294 с.

127. Полещук, Н.М. Курдские народные песни: ладовый аспект: Дипломная работа. Науч. рук.: проф., док. искусствоведения С.П. Галицкая / Н.М. Полещук.- Новосибирск, 2000,- 69 с.

128. Пропп, В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров / В.Я. Пропп // Сов. этнография.- 1964,- № 4.- С. 147-154.

129. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура; In memoriam / Б.Н. Путилов.- СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003.- 464 с.

130. Родионов, В.Г. Чувашское тюркское стихосложение: учебное пособие / В.Г. Радионов.- Чебоксары: Изд. Чуваш. Ун-та, 1980.- 80 с.

131. Рубцов, Ф.А. Статьй по музыкальному фольклору / Ф.А. Рубцов.- JL, М.: Советский композитор, 1973.- 222 с.

132. Русско-тувинский словарь.-М.: Изд-во иностр. и нац. Словарей, 1953.708 с.

133. Сапонов, М.А. Менестрели: очерки музыкальной культуры Западного Средневековья / М.А. Сапонов. М.: Преет, 1996. - 358 с.

134. Серегина, Н.С. О ладовом и композиционном строении песнопений знаменного распева / Н.С. Серегина // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 14.- Л.: Музыка, 1975.- С. 65-77.

135. Скворцова, Н.М. Тофалары / Н.М. Скворцова // Музыкальная культура Сибири,-Новосибирск, 1997.-Т. l.-Кн. 1.-С. 301-316.

136. Скребков, С.С. Интонация и лад / С.С. Скребков // Советская музыка, 1967. № 1.-С. 89-94.

137. Скребков, С.С. Художественные принципы музыкальных стилей (Введение и исследование) / С.С. Скребков // Музыка и современность, Вып. 3.- М.: Музыка, 1965.- С. 3-32.

138. Сохор, А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке / А.Н. Сохор.- М.: Музыка, 1968.- 102 с.

139. Способин, И.В. Элементарная теория музыки. Изд. 7-ое / И.В. Способин.- М.: Музыка, 1979.- 200 с.

140. Сузукей, В.Ю. Бурдонно-обертоновая основа традиционного инструментального музицирования тувинцев / В.Ю. Сузукей,- Кызыл: ТНИИЯЛИ, 1993,-92 с.

141. Сузукей, В.Ю. Музыка и обрядовая практика тувинцев / В.Ю. Сузукей // Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика,- Новосибирск: НТК, 2004.- С. 195-202.

142. Сузукей, В.Ю. Музыкальная культура Тувы в XX столетии / В.Ю. Сузукей,- М.: Издательский Дом «Композитор», 2007.- 408 с.

143. Сузукей, В.Ю. Новые материалы по тувинскому музыкальному инструментарию / В.Ю. Сузукей // Музыкальная этнография Северной Азии / Сост. и отв. ред. Ю.И.Шейкин, Вып. 10. Новосибирск: изд. НТК, 1988. - С. 129-141.

144. Сузукей, В.Ю. О музыкальном наследии кочевников Центральной Азии / В.Ю. Сузукей // Ученые записки. Вып XIX.- Кызыл, 2002.- С 109-126.

145. Сузукей, В.Ю. Проблема лада в тувинской народной музыке (теоретические и практические аспекты) / В.Ю. Сузукей. Кызыл: ТНИИЯЛИ, республиканский научно-методический центр, 1989. - 67 с.

146. Сузукей, В.Ю. Тувинцы / В.Ю. Сузукей // Музыкальная культура Сибири,- Новосибирск, 1997.- Т. 1.- Кн. 1.- С. 346-365.

147. Сузукей, В.Ю. Тувинские традиционные музыкальные инструменты / Отв. ред. З.К. Кыргыс / В.Ю. Сузукей.- Кызыл: ТНИИЯЛИ. 1989 170 с.

148. Сузукей, В.Ю. Хоомей в контексте современности / В.Ю. Сузукей // Гуманитарные исследования в Туве: Сборник научных статей.- М.: Изд-во РУДЫ, 2001.- С. 313-319.

149. Сузукей, В.Ю. Художественная трансформация звуков природы в фольклоре тувинцев (О звуковом календаре кочевника) / В.Ю. Сузукей // Ученые записки. Вып. XX.- Кызыл, 2004.- С. 270 287.

150. Сыченко, Г.Б. Звуковысотные структуры в типовых напевах чалканцев / Г.Б. Сыченко // Народная культура: Материалы V Всероссийского научно-практического семинара по фольклору.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997.- С. 5962.

151. Сыченко, Г.Б. Песня и обряд в традиционной культуре алтайцев / Г.Б. Сыченко // Вопросы музыкознания: Сб. ст. / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки.- Новосибирск, 1999.- С. 241-256.

152. Сыченко Г.Б. Песенная поэзия тюрков Горного Алтая. Дипломная работа. Науч. рук.: канд. иск. Ю.И. Шейкин.- Новосибирск, 1989.- 112 с.

153. Сыченко, Г.Б. Традиционная песенная культура алтайцев: автореф. дис. . канд. искусствоведения / Г.Б. Сыченко.- Новосибирск, 1998.- 23 с.

154. Сыченко, Г.Б. Традиционная песенная культура алтайцев. Дисс. . канд. искусствоведения.- Новосибирск, 1998.- 291 с.

155. Татаринцев, Б.И. Этимологический словарь тувинского языка / Б.И. Татаринцев.- Новосибирск: Наука, 2004, Т. 3.- 438 с.

156. Тобуроков, Н.Н. Хакасский стих / Н.Н. Тобуроков.- Абакан, 1991.- 105 с.

157. Тогуй-оол, А.С. Опыт исследования тувинского стихосложения / А.С. Тогуй-оол // УЗ ТНИИЯЛИ.- Вып. 1.- Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1953.-С. 93-110.

158. Толковый словарь тувинского языка.- Новосибирск: Наука, 2003.- 599 с.

159. Травина, И.К. Шорские эпические народные сказания, песни и наигрыши / И.К. Травина.- М.: Композитор, 1995.- 136 с.

160. Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX -начало XX века) / Подготовка текстов, предисловие и комментарий А.К. Кужугет.- Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2002.- 224 с.

161. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск: Наука, 1990.- 208 с.

162. Тувинско-русский словарь.-М.: Сов. энциклопедия, 1968.- 646 с.

163. Тыва улустуц ырлары (Тувинские народные песни). / Сост. М. Мунзук, К. Мунзук. Муз. ред. А.Б. Чыргал-оол, ред. Ю.Ш. Кюнзегеш,- Кызыл: Тув. книж. изд.-во, 1973.- 216 с.

164. Тыва дептер. Древние племена Тувы и сопредельных территорий Центральной Азии (И тыс. до н.э. конец XIX века). Т.1.- М.: Слово, 2007.585 с.

165. Тыва дептер. Племена Саяно-Алтая урянхайцы (IV в. — начало XX века). Т. 2.- М.: Слово, 2007.- 660 с.

166. Тыва дептер. Урянхайский край: перекресток мнений (конец XIX -начало XX вв.). Т. 4.- М.: Слово, 2007.-548 с.

167. Тыва дептер. Урянхайский край: от Урянхая к Танну-Туве. Т. 5.- М.: Слово, 2007.- 730 с.

168. Тюлнн, Ю.Н. Учение о гармонии / Ю.Н. Тюлин.- Л.: Музгиз., 1937.192 с.

169. Тюлин, Ю.Н. Учение о гармонии,- Изд. 3-е / Ю.Н. Тюлин.- М.: Музыка, 1966.- 223 с.

170. Хамраев, М.К. Основы тюркского стихосложения / М.К. Хамраев.-Алма-Ата, 1963.-214 с.

171. Хисамова, С.Р. Ладовое строение каракалпакской монодии: автореф. дис. . канд искусствоведения / С.Р. Хисамова. Ташкент, 1984.- 25 с.

172. Хисамова, С.Р. О ладовой функциональности в каракалпакской монодии / С.Р. Хисамова // Теоретические проблемы внеевропейских музыкальных культур: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 67.-М: 1983.-С. 20-36.

173. Холопов, Ю.Н. Гармония. Теоретический курс / Ю.Н. Холопов.- М.: Музыка, 1988.- 511 с.

174. Холопов, Ю.Н. Лад / Ю.Н. Холопов // Музыкальный энциклопедический словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1991.- С. 291.

175. Холопов, Ю.Н. Пентатоника как род интервальных систем / Ю.Н. Холопов // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. научной конференции Казань.- Казань, 1995.- С. 6.

176. Холопов, Ю.Н. Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана / Ю.Н. Холопов // Музыка и современность: Сб. статей.- Вып. 7.- М.: Музыка, 1971.- С. 247-293.

177. Хомушку, О.М. Религия в истории культуры тувинцев.-М., 1998.- 177 с.

178. Хрущева, М.Н. Пентатоника — одна из универсалий музыкального мышления? / М.Н. Хрущева // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. научной конференции,- Казань, 1995,-С. 20-25.

179. Цуккерман, В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. Вып. 2.-М.: Сов. композитор, 1975.- 464 с.

180. Шарифуллин, Ш.К. Система ангемитонной пентатоники (Константные и мобильные свойства) / Ш.К. Шарифуллин // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. научной конференции.- Казань, 1995.- С. 32-33.

181. Шейкин, Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование / Ю.И. Шейкин.- М.: Вост. Лит, 2002.- 718 с.

182. Шейкин, Ю.И., Цеханский, В.М., Мазепус, В.В. Интонационная культура этноса: (Опыт системного рассмотрения) // Музыкальная культура народов Сибири и Дальнего Востока.- Новосибирск, 1986.- С. 45-48.

183. Шмидт, Е.М. О контрасте в монодии / на материале музыки народов Средней Азии: автореф. дис. . канд. искусствоведения. — Ташкент, 1988,- 22 с.

184. Щуров, В.М. Стилевые основы русской народной музыки / В.М. Щуров.- М.: МГК, 1998.- 464с.

185. Южак, К.И. Лад: тип порядка, динамическая и эволюционизирующая система / К. И. Южак // Традиции музыкальной науки. Сборник исследовательских статей / Ред.-сост. Л.Г. Ковнацкая,- Л.: Сов. композитор, 1989.-С. 45-69.

186. Юсфин, А.Г. Некоторые вопросы изучения мелодических ладов народной музыки / А.Г. Юсфин // Проблемы лада: Сб. статей.- М.: Музыка, 1972. С. 113-150.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.