Цивилизация и ее духовные основания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Баева, Людмила Владимировна

  • Баева, Людмила Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1998, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 123
Баева, Людмила Владимировна. Цивилизация и ее духовные основания: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Волгоград. 1998. 123 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Баева, Людмила Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, АЛЬТЕРНАТИВЫ, ТИПЫ.

ГЛАВА 2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

ГЛАВА 3. ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ ИННОВАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭВОЛЮЦИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ И ЦЕННОСТЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Цивилизация и ее духовные основания»

Актуальность темы исследования. Характерной чертой развития социальной философии является повышенный интерес к исследованию духовных сфер бытия общества. XX век обнаружил наибольшую динамику развития материальных и социальных процессов, что вызвало немало противоречий в мировоззренческих ориентирах и ценностях этой грандиозной эпохи, требующих сегодня более глубокого осмысления и оценки. Наиболее значимые перемены были связаны со столкновением "западного" и "восточного" типов миропонимания, а также с тем, что человечество испытало в этот период своеобразные "пограничные ситуации", находясь между процветанием и выживанием, ситуации, которые, помимо всего прочего, способствуют формированию нового взгляда на сущность социокультурного бытия.

В содержательной структуре данного исследования можно условно выделить три уровня, которыми определяется его актуальность: научно-теоретический, мировоззренческий и практический.

1. Научно-теоретический уровень. Современная отечественная социальная философия переживает сложный процесс в становлении содержательных аспектов понятия "цивилизация", который долгое время находился на периферии научного исследования. Интерес к нему связан с широтой обобщенности понятия, включенностью в него онтологических, гносеологических и аксиологических оснований. В результате возникло несколько различных подходов в понимании цивилизации, разнящихся по своей сути, но объединяемых в единый "цивилизационный подход". Этот процесс требует сегодня обстоятельного анализа, осмысления и классификации различных подходов к определению сущности цивилизации, что способствовало бы успешному ориентированию в новой отрасли социальной философии - цивилизациогра-фии и позволило бы избежать ошибочных обобщений.

2. Мировоззренческий уровень. Данный уровень характеризует ряд причин применения прежде всего ценностного и антропологического подходов к исследованию феномена цивилизации. Современная эпоха отмечена не только реализацией многих устремлений и идеалов техногенного мира, но и их кризисом, исчерпанием потенциалов, в связи с чем возникает потребность нового осмысления ценности Человека, Свободы, Разума, Природы, Прогресса. Требуют оценки и качественные перемены смысложизненных представлений, произошедшие в постклассическую эпоху, связанные с кризисом рационализма и позитивизма.

Современная интеграция мира является осуществлением тенденции к сближению многих нетождественных систем ценностей и ориентиров развития, и в этой связи необходим анализ возможности их сочетания и взаимовлияния. Особенно актуальным выступает в этом отношении анализ следующих связей: Запад - Восток, Запад - Россия, цивилизованный мир - первобытные культуры.

3. Практический уровень связан с определением приоритетов в решении жизненно важных проблем современности, сопряженных с глобальным духовным кризисом общества, острокризисной ситуацией в отношениях общества и природы. В исследованиях второй половины XX века идут напряженные поиски путей достижения состояния Равновесия, Гармонии, Гомео-стаза в отношениях "Природа - Общество", в связи с чем требуется переосмысление приоритетов Общества, Цивилизации, Человека в структуре биосферы. В этом отношении наиболее позитивной видится оценка не только материальных, но и духовных факторов развития общества с позиции их взаимосвязи с природной средой.

В связи с этим представляется актуальным исследование объективно данных мировоззренческих и ценностных устремлений цивилизации как форм жизнедеятельности общества, соотнесение общественного бытия и его духовной сферы с природными процессами. Расширение рамок анализа духовных проблем до отношений "Природа-Общество-Человек" возможно через применение социоестественного, антропологического, психоаналитического и исторического методов. Сама постановка подобной задачи в известной степени является новой по сравнению с аналогичными предыдущими исследованиями.

Степень разработанности проблемы. Изучением различных аспектов проблемы цивилизации и отчасти ее духовных оснований занимаются многие зарубежные и отечественные теоретики. Наибольший интерес вызывает как анализ содержания самого понятия, так и диалектика возникновения, развития цивилизации. В исследовании этих проблем можно выделить несколько основных подходов: географический (Г. Бокль, JI. Мечников, Л.И. Рейснер), абсолютизирующий фактор природной среды в процессе становления и развития цивилизации; этнографический (Ж.А. Гобино, Г. Рюккерт, Н.Я. Данилевский, J1. Гумилев, В.М. Немчинов, А. Ничефоро, Н.С. Розов и др.), объясняющий феномен цивилизации как результат материального, социального, духовного развития определенного этноса (группы этносов); теологический (Вл. Соловьев, А. Тойнби, С. Франк, В.Ф. Эрн, Н. Бердяев и др.), представители которого видят основания деления человечества на цивилизации в религии (А. Тойнби) либо связывают этапы развития цивилизаций с отношением к религиозным ценностям, а будущее - с религиозным преображением (Н. Бердяев, С. Франк, В.Ф. Эрн); культурологический (А. Гумбольдт, А. Швейцер, Э. Маритен, Н.Я. Бромлей, A.M. Кантор и др.), определяющий цивилизацию как социокультурный срез жизни общества; эсхатологический (О. Шпенглер, 3. Фрейд), оценивающий цивилизацию как последнюю стадию, закат развития жизни замкнутого общественного организма; ценностный (М. Вебер, Г. Риккерт, Г. Зиммель, В. Дильтей, М. Шелер, Ф. Бэгби, B.C. Степин, Г.Г. Дилигенский, Т.В. Карадже и др.), представители которого видят основания деления на цивилизации в ценностях, которые определяются как выражение общих установок своего времени и которые являются духовным ядром каждой эпохи; технико-экономический (Р. Редфилд, Р. Арон, Д. Белл, А. Тофлер, А.Турен, Ж. Казнев, М.В. Мотро

Шилова, A.C. Ахизер, С.Э. Крапивенский, В.Ж. Келле и др.), теоретики которого связывают процессы генезиса цивилизации с развитием техники, технологии, характером воспроизводства; социологический (М.А. Барг, Л.И. Новикова, И.А. Гобозов, Н.Ш. Козлова, И .Г. Корсунцев, Н.В. Клягин, В.Г. Федотова и др.), исходящий из утверждения, что процесс появления и развития цивилизации имманентно связан с фактором социализации, который, в свою очередь, обуславливает дифференциацию общества, разделение труда, повышение роли разума в истории; антропологический (Э. Дюркгейм, К. Леви-Стросс, Л. Леви-Брюль, А. Кребер, Б. Малиновский, Р. Редклиф-Браун, Ф. Боас, К. Тернбулл, М. Мид, Р. Бенедикт и др.), представители которого - этнографы и антропологи - подчеркивают равноправность и самостоятельность развития различных типов обществ, в том числе и "примитивных", и связывают становление цивилизации с появлением городов, письменности, коммуникации, интенсивного производства, вмешательства в природные процессы.

Большая часть отечественных исследований посвящена определению смысла самого термина "цивилизация", анализу альтернатив Цивилизация -Формация (М.А. Барг, В.Ж. Келле, Н.Я. Бромлей, Л.И. Рейснер, В.М. Немчинов и др.1), Цивилизация - Культура (П.С. Гуревич, Т.В. Карадже. и др.2), Цивилизации - Доцивилизации (В.Н. Самородов, Н.В. Клягин и др.3)

Если в нашей стране интерес к понятию цивилизации усилился с конца 80-х годов, то за рубежом он оставался устойчивым на протяжении многих десятилетий. Наиболее значительный вклад в его развитие в XX веке был внесен французскими историками - Ф. Броделем, Л. Февром, Ж. Ле Гоффом, представителями американской цивилиографии - Ф. Бэгби, А. Богнером, а так же профессорами европейских университетов - Н. Элиасом, С.Н. Эйзен-штадтом, Г. Мишо, Э. Марком, Д. Гудсбломом и др.4 Особое направление в науке составляют теории антропологов и этнографов XX века, которые, опираясь на анализ образа жизни "примитивных обществ", выдвигают аргументы относительно проблем происхождения, признаков и становления цивилизации в истории. К ним относятся труды К. Леви-Стросса, Л. Леви-Брюля, А. Кребера, Ф. Боаса, Б. Малиновского, Р. Рэдклифа-Брауна, М. Мид, Р. Бенедикт, К. Тернбулла и др.5

1 См. Барг М.А Цивилизационный подход к истории: дань конъюнктуре или требование науки? / Цивилизации. Вып. 2.М.1993; Рейснер Л.И. Цивилизация и способ общения. М. 1993; Келле В.Ж. Соотношение фор-мационного и цивилизационного подходов к анализу исторического процесса. / Цивилизации. Вып. 2. М.1993; Бромлей Н.Я. К вопросу о соотношении понятий "цивилизация" и "формация". / Цивилизации. Вып 1. М. 1992.

2 См. Гуревич П.С. Философия культуры. М. 1995; Карадже Т.В. Диалектика взаимодействия цивилизации и культуры: диссертация на соискание уч. степени канд. филос. наук. М. 1995.

3 См. Клягин Н.В. Цивилизация как закономерность истории. / Философия и общество 1998. № 2; Самородов В.Н. Проблемы генезиса первичных цивилизаций. Спб. 1995.

4 Бродель Ф. Игры обмена. М.1988; Февр Л. Бои за историю. М. 1991; Ж.Ле Гофф Цивилизация средневекового запада. М. 1992; Бэгби Ф. Культура и история.; Мишо Г., Марк Э. К науке о цивилизациях? ; Эйзеи-штадт С.Н. Прорывы осевого времени. ; Богнер А. Цивилизация и рационализация, и др. / Современные теории цивилизаций. М. 1995.

5 См. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М. 1985; Первобытное мышление М. 1994.; Леви-Брюль Л. Сверх-естественное в первобытном мышлении. М. 1994; Кребер Т. Иши в двух мирах.; Тернбулл К. Человек

Если исследования духовных, ценностных аспектов цивилизационной проблемы имеют широкое распространение за рубежом, в отечественной социально-философской литературе к ним только приступают. Можно отметить исследования B.C. Степина, JI.C. Васильева, Г.Г. Дилигенского, Э.С. Кульпина, Н.В. Мотрошиловой6. Давая оценку этим исследованиям, следует отметить, что в них раскрываются черты, свойства, функции различных форм бытия цивилизации, анализируются причины ее возникновения, сущность. Однако единого подхода к пониманию проблем цивилизации и, в частности, ее духовного бытия нет. По нашему мнению, еще в предварительной стадии изучения находятся вопросы, связанные с классификацией цивилизаций, с выявлением их материальных, социальных и духовных оснований. Недостаточно внимания уделено процессу становления и развития смысло-жизненных представлений, ценностей и идеалов цивилизации, поиску тенденций в эволюции и взаимовлиянии цивилизации и природной среды.

Объект, предмет, цели и задачи исследования. Объектом исследования является цивилизация как особый исторический феномен. Предметом исследования является философский анализ духовных - мировоззренческих и ценностных - оснований цивилизации как одного из типов жизнедеятельности общества, развивающегося вне природного и экологического императивов.

Основной целью диссертационного исследования является:

- смысловое определение понятия "цивилизация", поиск его альтернативы в социальной философии;

- исследование духовных оснований цивилизации в контексте отношений "Природа - Общество";

- сопряжение прежде всего аксиологического и антропологического подходов в исследовании эволюции человечества от антропогена до конца XX века;

- осознание степени обусловленности современных проблем цивилизации естественно-природными, демографическими, а также духовными факторами;

- осмысление логики генезиса духовного развития техногенного мира, в том числе и России, в контексте выделенных подходов.

Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи: проанализировать известные подходы к пониманию цивилизации как исторического феномена и выделить авторский подход; выявить признаки цивилизации и ее альтернативы, дать классификацию различных цивилиза-ционных типов; выявить природу основных компонентов духовного бытия цивилизации и их эволюцию; определить основные тенденции в изменении духовных оснований цивилизации, дать характеристику и оценку различным в Африке. М. 1981; Мид М. Культура и мир детства. М. 1988; Роуз Ф. Аборигены Австралии. Традиционное общество. М. 1989.и др.

6 См. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М. 1994; Васильев J1.C. Генеральные очертания исторического процесса. / Философия и общество. 1997-1998 гг.; Ди-гиленский Г.Г. "Конец истории" или смена цивилизаций. / Цивилизации. Вып. 2. М. 1993; Кульпин Э.С. Путь России. Кн.1. М. 1995; Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М. 1991. стадиям эволюции Западной цивилизации и России; попытаться переосмыслить ключевые понятия западного мира - Человек, Свобода, Разум, Цивилизация, Природа - с учетом произошедшего "пересечения" истории человечества с историей природы, вызвавшего необходимость становления экологической истории общества и среды.

Научная новизна результатов исследования состоит в особенностях самого подхода к поставленной проблеме. Впервые осуществлен аксиологи-ческо-антропологический анализ понятия "цивилизация". Показана взаимосвязь естественно-природных, демографических и духовных - мировоззренческих и ценностных факторов.

Результаты исследования могут быть сформулированы в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Цивилизация как единая целостная система общественно-исторического развития человечества характеризуется качественной отчужденностью от природной среды, приоритетом социального императива над экологическим и реализует себя в истории посредством развития творческих, преобразовательных способностей человека.

2. Основными компонентами духовной сферы цивилизации являются мировоззренческие ориентиры, ценности и идеалы, классификация которых обусловлена различиями двух основных цивилизационных типов: традиционного и инновационного.

3. Основным мировоззренческим ориентиром инновационного (классического) типа цивилизации выступает система философско-мировоззренческих идей и ориентиров, отражающая стремление к независимости и самореализации человека в мире, определяющая основание его интеллектуально-нравственного потенциала.

4. Ценностями инновационного типа цивилизации выступают Свобода, Антропоцентризм, Гуманизм и Рациональность, динамика развития которых отражает направление эволюции современного мира, его проблемы и сложности.

5. Закономерности эволюции мировоззренческих ориентиров и ценностей инновационной цивилизации характеризуются прежде всего сложным процессом движения от становления Идеи ценности к реальному Достижению, процессом сопряжения "теоретического" и "практического".

6. Негативные тенденции в развитии современной цивилизации обуславливают поиск новых ориентиров и ценностей, которые способствовали бы преодолению острокризисной ситуации во взаимоотношениях общества и природы, в системе человеческих отношений, нахождению путей к духовному Возрождению.

Методологической основой логики диссертационного исследования являются принципы диалектического мышления, различные методы познания: исторический и логический, системный подход, метод многофакторности и дополнительности, элементы психоаналитического метода прочтения исторического материала, метод "отнесения к ценности" М. Вебера, сравнительный анализ. При рассмотрении духовных оснований цивилизации автор опирался на труды по истории ментальное™ П. Гиро, Дж, Д. Дрэпера, Т. Ри-бо, Ж. Jle Гоффа, Ф. Броделя, М. Блока, А.Я. Гуревича, М.А. Барга и др. Существенное значение для решения проблемы поиска альтернативы цивилизации имели исследования Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, А. Кребера, К. Тернбулла, М. Мид, Ф. Роуза, Б.В. Иорданского, В.Р. Арсеньева и др. Изучение мировоззренческих ориентиров и ценностей инновационной цивилизации основывалось на некоторых идеях работ В. Зомбардта, М. Вебера, М. Шелера, К. Ясперса, М. Хайдеггера, А. Швейцера, Р. Арона, B.C. Степина, Л.С. Васильева, Г.Г. Дилигенского и др. Кроме того, автор опирался на данные этнографии, антропологии, археологии, истории.

Теоретическое и практическое значение данного исследования видится в том, что его результаты могут быть использованы как методологические принципы при изучении феномена цивилизации, при анализе духовных сфер ее бытия в философии, социологии, культурологии, антропологии, исторической науке. Материалы и выводы диссертационного исследования могут представлять интерес как для специалистов при чтении нормативных и специальных курсов по социальной философии, философии истории, аксиологии, истории форм мировоззрения и т.д., так и для широкой аудитории.

Апробация работы. Основные положения и выводы работы нашли отражение в девяти научных публикациях. В порядке апробации данного исследования автором сделаны сообщения на пяти научных конференциях, в том числе на Всесоюзной теоретической конференции Философского общества СССР "Философия, эстетика и искусство в контексте культуры" (Москва, 1991 г.), на Первом Российском философском конгрессе "Человек -Философия - Гуманизм" (Санкт-Петербург, 1997 г.), на Международной научной конференции "Человек в современных философских концепциях" (Волгоград, 1998 г.)

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав и заключения. В конце работы помещен библиографический список.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Баева, Людмила Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В предлагаемом диссертационном исследовании рассмотрены духовные - мировоззренческие и ценностные - основания развития цивилизации с учетом отношений "общество - природа". В результате были сформулированы следующие основные выводы:

1. Цивилизация в контексте данного исследования определяется как тип и направление развития общества, характеризующийся качественной отчужденностью человека и общества от природной среды, приоритетом соци

СС 55 ального и человеческого императивов над экологическим, реализующии себя в истории посредством преобразовательных, творческих способностей индивида. Признаками цивилизации, по мнению автора, выступают следующие основные ориентиры: стремление к постоянному повышению уровня материальной жизни; стремление к независимости от внешних для человека (общества) факторов и, как следствие, вычленение себя из природной среды; стремление к индивидуальному творческому развитию и самовыражению; стремление к постоянному обновлению, движению вперед. Альтернативой такой формы жизнедеятельности общества выступают культуры так называемых "первобытных" народов, в нашем исследовании - "народов природы", имеющих принципиально иные ориентиры организации жизни: стремление к гармонии отношений общества-природы; стремление к консервации изначально существующего порядка вещей, боязнь нового; рассмотрение материального достатка не как цели, а лишь как средства выживания; увеличение и поддержание природной, "жизненной силы"; приоритет общинного, коллективного начала над личным, индивидуальным.

Главными факторами, определяющими цивилизационный путь развития являются: устойчивость (изменчивость) природной среды; особенности адаптации к ней общества; специфика демографического процесса; данные факторы определяют характер воспроизводства, социальную дифференциацию, приоритеты мировоззрения и в целом основные компоненты духовности.

Исходя из ценностного подхода к пониманию феномена цивилизации, были выделены два ее основных типа: традиционный и инновационный. Традиционный тип цивилизации является переходным, так как сочетает в себе мировоззренческие ориентиры и ценности "народов природы" и народов классического инновационного типа. К ним относятся: ориентир на гармонию с Природой, утраченную в древности; стремление к консервации материальных и социальных отношений; боязнь качественных перемен, новизны, прогресса; невычленение личности из коллектива, этноса, общины; опора на традиции, опыт предков, существующие прецеденты; бурный демографический рост, стремление к неограниченному размножению; активное вмешательство в природные процессы (ирригационные системы, крупное строительство и т.д.); провозглашение ориентира на достижение духовной свободы от пут материального, внешнего, мира (джайнизм, буддизм, дзэн, даосизм).

Инновационный тип наиболее ярко воплощает в себе признаки цивилизации и может быть назван ее классическим типом. Автор определяет его как общество с высокой динамикой развития, характеризующееся активностью, в том числе и в отношениях с природой, ориентирами на рост материального уровня жизни, прогресс техники и производства; в социально-политической области - стремлением к защите личности и ее интересов, ориентиром на свободу; в духовной сфере - стремлением к творчеству, созданию принципиально нового.

2. Мировоззренческие ориентиры цивилизации - это воплощение позиции субъекта, его отношение к действительности, целям, ценностям и идеалам.

Определение природы мировоззренческих ориентиров автор, используя метод многофакторности и дополнительности, связывает с выявлением триединой сущности этого духовно-практического феномена: 1) "Материальный источник" объясняет сущность мировоззренческих представлений через действие факторов природной среды и производства, связанных с фундаментальными переменами лика Земли в период антропогена, с одной стороны, и характером и способом производства, с другой, оказавших определяющее влияние на особенности мировосприятия и мирооценки будущей цивилизации. 2) Фактор Бессознательного (неосознанного) свидетельствует о наличии в мировоззренческих ориентирах цивилизации приоритетов человеческого (социального) над природным, божественного - над земным. Ведущим влечением в "коллективном бессознательном" цивилизации выступает Общественный Эрос - бесконтрольное воплощение инстинкта к жизни, размножению, расширению ареала - идея эгоизма человека в природе, которую инновационный тип усилил до нарциссизма. 3) "Фактор Сознания" объясняет наличие особого творческого мышления и инноваторского способа восприятия мира, присущих классическому типу цивилизации, формирующих духовные установки на уникальность Человека и торжество его Разума.

Носителями мировоззренческих установок цивилизации выступает творческая, мыслящая часть общества, деятельность которой в наибольшей степени Содействует развитию цивилизации: в традиционном обществе это те, кто обеспечивает консервацию сфер бытия, в инновационном - те, кто способствуют прогрессу и инноваторству.

Основные мировоззренческие ориентиры классической цивилизации проявляются:

- в отношении к внешнему миру как к объекту, месту собственного бытия и средству, обеспечивающему это бытие;

- в отношении к человеку как к высшей цели прогресса и главной ценности истории;

- в стремлении к независимости и ее осознанию;

- в стремлении к самореализации и утверждению в мире.

3. Мировоззренческие ценности цивилизации выступают главными ориентирами развития общества, кристаллизующими мировоззрение и определяющими характер эпохи или типа общества, отражая его дух.

Основными мировоззренческими ценностями инновационной цивилизации выступают: Свобода, Антропоцентризм, Гуманизм, Рациональность. Ценность Свободы ориентирует движение к состоянию независимости общества от природы, независимости субъекта от общества. Данный процесс неизбежно связан с появлением состояний новой несвободы и зависимости от новых довлеющих факторов, что выступает для инновационной цивилизации не признаком неуспеха, а импульсом дальнейшего развития.

Следующие ценности цивилизации - Антропоцентризм и Гуманизм рассматриваются в контексте отношений "Природа - Общество". Антропоцентризм как воплощение приоритета человеческого императива является опасной иллюзией западного мировоззрения, ставшей одной из причин современного глобального кризиса в отношении с природой; Гуманизм, рассматриваемый как состояние "первичного эгоизма", любви человека к себе, является необходимой, но преходящей ступенью в духовном развитии и совершенствовании человека.

Рациональность, третья ключевая мировоззренческая ценность инновационной цивилизации, рассматривается как идея, направляющая разум на самое себя, дающая высшую оценку интеллектуальной деятельности, творчеству, позволяющая субъекту преобразовывать мир в соответствии со своими потребностями и идеалами. С развитием этой ценности связаны как высшие достижения техногенного мира, так и причины его внутреннего кризиса.

В исследовании был проведен анализ личностного и общественного идеалов, присущих различным типам общества, что позволило сделать вывод о том, что для "народов природы" характерен идеал, ориентированный на настоящее, для традиционных цивилизаций - направленный в прошлое и для инновационных - устремленный в будущее. Трансформация идеала классической цивилизации может быть обусловлена влиянием экологического императива и включением в него ряда черт, присущих иным типам обществ.

4. Основной тенденцией духовного развития инновационной цивилизации является движение от становления Ценности к утверждению ее в качестве Самоценности. В связи с этим были выделены следующие этапы в истории западной цивилизации: Античность - эпоха самоценности Свободы; Средневековье - эпоха отрицания духа Инновации, утверждение Традиции; Возрождение - эпоха самоценности Антропоцентризма и Гуманизма; Новое время - эпоха самоценности Рациональности; 20 век - эпоха утверждения единства всех основных инновационных ценностей.

Реализация Западом мировоззренческих ориентиров развития вместе с тем не означает отказа от поиска и обоснования новых духовных приоритетов. XX век во все большей степени характеризуется катастрофическим обеднением духовной жизни, антигуманизмом во многих сферах деятельности человека. Это - своеобразная "плата" за безудержный ("безоглядный" -Г. Маркузе) технический прогресс. Цивилизация нашего времени нуждается в незамедлительном преодолении бездуховности, острокризисной ситуации во взаимоотношениях общества с природой, в гуманизации человеческих отношений, в утверждении политической культуры. Мировое сообщество должно сделать все необходимое для спасения человечества от катастрофы.

В работе был сделан и вывод о необходимости выработки Россией собственного комплекса ценностей с использованием отечественного наследия, опыта и достижений Запада, а также новой экологической аксиологии. Учитывая сложный для России современный этап поиска самоидентификации и самоопределения, автором была выражена надежда на то, что, возродясь, Россия сумеет вновь обрести свою духовную неповторимость.

В качестве перспектив дальнейшего развития исследования данной проблемы можно рассматривать всесторонний анализ духовных оснований традиционной цивилизации и культур "народов природы" с целью определения в них тех специфических признаков, которые способствовали бы формированию общепланетарного экологического мировоззрения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Баева, Людмила Владимировна, 1998 год

1. Августин Аврелий. Исповедь.// Одиссей: Человек в истории: исследование по социальной истории и истории культуры. 1989. М.: Наука, 1989. - 195 с.

2. Адлер А. Индивидуальная психология.// История зарубежной психологии 30-60-е гг. XX в. Тексты: (под ред. П.Я. Гальперина) М.: МГУ, 1986. - 342 с.

3. Античность как тип культуры (отв. ред. А.Ф. Лосев) М.: Наука, 1988. -333 с.

4. Арон Р. Введение в философию истории.// Философия и общество. -1997. -№2.

5. Арсеньев В.Р. Звери- Боги Люди.- М.: Политиздат, 1991. - 158 с.

6. Бабушкин С.А. Теория цивилизации. Курск : РОСИ, 1997. - 254 с.

7. Барг М.А. Эпохи и идеи. М.: Мысль, 1987. - 348 с.

8. Беневист Э. Общая лингвистика. М.: Наука, 1974. - 352 с.

9. Бердяев Н. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. - 175с.

10. Бродель Ф. Игры обмена. Пер. с франц. т.2. М.: Прогресс, 1988. - 629 с.

11. Булгаков С. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. - 413 с.

12. В поисках человечности: Гуманистические ценности европейской цивилизации и проблемы современного мира. Ч. 1. (Баранов И.А. и др.). М.: Прогресс, 1993.- 386 с.

13. Вандерхилл Э. Мистики XX столетия. Энциклопедия. Пер. с англ. М.: Локид - Миф, 1997. - 522 с.

14. Васильев Л.С. Генеральные очертания исторического процесса. // Философия и общество. 1997,- № 1.

15. Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. -804 с.

16. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. Пер. с франц. М.: Мысль, 1988.-326 с.

17. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. Пер. с польск. М.: Высш. школа, 1988. - 495 с.

18. Вольтер Ф. Философия истории. Пер. с франц. Спб. 1868. - 202 с.

19. Гайденко П.П., Давыдов Ю.И. История и рациональность: социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991. - 367 с.

20. Гегель Г.В.Ф. Сочинения, том 9. Пер. с нем. М.: Соцэкгиз, 1935. - 446 с.

21. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. Пер. с нем. М.: Наука, 1977.- 703 с.

22. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Пер. с франц. С-Пб.: Алетейя, 1995.-470 с.

23. Гиренок Ф.И. Ускользающее бытие. М.: РАН Ин-т философии, 1994. -220 с.

24. Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах, т.2. Пер. с англ. М.: Мысль, 1991. -713 с.

25. Гофф Ле.Ж. Цивилизация средневекового Запада. Пер с франц. М. 1992.

26. Гринин Л.Е. Формации и цивилизации. // Философия и общество. М. 1997, № 1-6, 1998 № 1-4.

27. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. Тверь.: ЛЕАН, 1997. - 287 с.

28. Гудожник Т.С. Цивилизации: развитие и современность. // Вопросы философии. 1988. - № 3.

29. Гумилев Л. Этногенез и биосфера Земли. М.: ТОО "Мишель и К", 1993. -500 с.

30. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972.-318с.

31. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. - 395 с.

32. Дидро Д. Избранные произведения. Пер. с франц. М.- Л.: Гослитиздат, 1951.-411 с.

33. Дрэпер Дж. В. История умственного развития Европы. Пер. с англ. Киев - Харьков.: Кн. изд. Ф.А. Иогансона, т. 1. 1896. - 327 с.

34. Духовные искания древнего человека. М.: Наука, 1984. - 216 с.

35. Жювиньи Р. Де. О упадке нравов со времен греков и римлян до наших дней. Пер с франц. Спб.: Тип. И. Иоанесова, 1812. - 411 с.

36. Залевская З.П. Духовно-культурные ценности: сущность, особенности, функционирование. Киев.: Мыстэцтво, 1990. - 234 с.

37. Зеньковский Д. История русской философии. Л. 1991.Т.1., ч.1. - 624 с.

38. Златоструй: Древняя Русь 10-13 вв. М.: Мол. гвардия, 1990. - 303 с.

39. Зомбардт В. Буржуа: этюды истории духовного развития современного экономического человека. Пер с нем. М.: Госиздат, 1924.-336 с.

40. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. - 426 с.

41. Ильин И. О грядущей России. М.: Воениздат, 1993. - 368 с.

42. Илюшечкин В.П. Цивилизация: ступени развития и региональные пути./ Азия и Африка сегодня,- 1986. № 10.

43. Иорданский Б.В. Хаос и гармония. М.: Наука, 1982. - 343 с.

44. Исторические типы рациональности. В 2-х томах. М.: Прогресс, 1996. -458 с.

45. Карадже Т.В. Диалектика взаимоотношений цивилизации и культуры: Диссертация канд. филос. наук. М.: Московский гос. пед. ун-т им. В.И. Ленина, 1994. 126 с.

46. Кареев Н.И. Беседы о выработке миросозерцания. С-Пб.: Типография М. Стасюлевича, 1904. - 163 с.

47. Кнабе Г.С. Древний Рим история и повседневность. - М.: Искусство, 1986.-206 с.

48. Ковальченко И. Многомерность исторического развития.// Свободная мысль. 1995.-№ 10.

49. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории; Автобиография. Пер. с англ. М.: Наука, 1988.-485 с.

50. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады для современности. М.: Изобразительное искусство, 1988. - 1080 с.

51. Кольб Г.Ф. История человеческой культуры. Пер. с нем. Киев. Харьков.: Кн. Изд. Ф.А. Иогансона, 1898. - 558 с.

52. Клягин Н.В. Становление цивилизации. Диссертация канд. филос. наук. -М.: МГУ, 1994.-134 с.

53. Крапивенский С.Э. Социальная философия: учебник для гуманитарно-социальных специальностей высших учебных заведений. Волгоград.: Комитет по печати, 1996. - 352 с.

54. Крапивенский С.Э. Социокультурная детерминанта исторического процесса. // Общественные науки сегодня. 1997. - № 7. с. 135-146.

55. Крапивенский С.Э. Осевое время как социально-философская проблема. // Философия и общество. М. 1998. №4. с. 134-150.

56. Кребер Т. Иши в двух мирах. Биография последнего представителя индейского племени яна. Пер. с англ. М.: Мысль, 1970. - 207 с.

57. Кульпин Э.С. Путь России. Кн.1: Первый социально-экологический кризис. М.: Московский лицей, 1995. - 200 с.

58. Культура и общество Италии накануне нового времени. М.: Наука, 1993. - 240 с.

59. Леви-Брюль Л. Сверх-естественное в первобытном мышлении. Пер. с франц.-М.: 1994.-608 с.

60. Леви-Стросс К. Культурная антропология. Пер. с франц. М.: Мысль, 1985.- 382 с.

61. Линдблад Я. Человек ты, я и первозданный: (эволюция человека). Пер. со швед. - М.: Прогресс, 1991.-261 с.

62. Лукреций. К. О природе вещей. Пер. с лат. М.: Мысль, 1983. - 210 с.

63. Менджерицкий Г.А. Основные субъекты и формы межцивилизационного взаимодействия: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Ростов-на Дону: Рост, гос. ун-т, 1995. - 24 с.

64. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. М.: Прогресс -Пангея, 1995,- 464 с.

65. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения. Пер. с англ. М.: Наука, 1988.-429 с.

66. Мирзеханов B.C. Концепция "аутентичности" и ее место в африканской философии. // Новая и новейшая история: консерватизм и реформизм.- Саратов. 1993.-285 с.

67. Моисеев H.H. Цивилизация на переломе: Пути России. М.: РАН, 1996. -167 с.

68. Монтескье Ш. Избранные произведения. Пер. с франц. М.: Гослитиздат, 1955.-386 с.

69. Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада. Новосибирск.: ВО Наука, 1994.-206 с.

70. Мотрошилова H.B. Рождение и развитие философских идей. М.: Политиздат, 1991.-463 с.

71. Мчедлов М.П. Становление нового типа цивилизации. М.: Прогресс, 1980.-333 с.

72. Мчедлова М.М. Вопросы цивилизации во французском обществознании. М.: МГУ, 1996.-324 с.

73. Никишенков A.A. Из истории английской этнографии. М.: МГУ, 1986. -386 с.

74. Ницше Ф. Полное собрание соч. т. 9. Пер. с нем. М.: Соцэкгиз, 1910. -326 с.

75. Никонов K.M. Свобода и ее содержание. Волгоград: ВГПИ, 1972. 140 с.

76. Никонов K.M. Российская национальная идея. Волгоград: ВолГУ, 1998. -107 с.

77. Новгородцев П. Политические идеалы древнего и нового мира. М.: Московское научное издательство, 1919. - 211 с.

78. О человеческом в человеке. Под ред. И.Т. Фролова.- М.: Политиздат, 1991.-367 с.

79. Первобытный человек, его материальная культура и природная среда в плейстоцене и голоцене. М.: Наука, 1974. - 327 с.

80. Пестерев В.Н. Цивилизация и ее исторические типы. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М.: МГУ, 1987. -26 с.

81. Печчеи А. Человеческие качества. Пер. с итал. М.: Прогресс, 1980. -347 с.

82. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. - 431 с.

83. Природа и древний человек: (Основные этапы развития природы палеолитического человека и его культуры на территории СССР в плейстоцене). -М.: Мысль, 1981.-223 с.

84. Разин A.B. Ценностная ориентация и благо человека. // Вестник МГУ. -1996. -№1.

85. Рачков П.А. Правда справедливость. // Вестник МГУ.- 1996. - №1.

86. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. -М.: Мысль, 1993.- 205 с.

87. Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины 14-первой половины 15 веков. М.: Наука, 1977. - 272 с.

88. Рибо Т. Эволюция общих идей. Пер. с франц. С-Пб.: Южно-Русское книгоиздательство, 1989. - 324 с.

89. Риккерт Г. Философия истории. Спб.: Изд. П.П. Сойкина, 1908. - 146 с.

90. Розенбергс P.J1. Динамика ценностей и интересов в модернизирующемся обществе. М.: МГУ, 1995. - 246 с.

91. Розов И.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск.: Новосибирск, гос. ун-т, 1992. - 214 с.

92. Ронин В.Н. Франки, вестготы, лангобарды в 5-8вв. // Одиссей: Человек в истории: исследования по социальной истории и истории культуры. 1989. -М.: Наука, 1989.- 195 с.

93. Роуз Ф. Аборигены Австралии. Традиционное общество. М.: Прогресс, 1989.-318 с.

94. Самородов В.Н. Проблемы генезиса первичных цивилизаций. Автотореф. дисс. канд. истор. наук. С-Пб.: С-Пб ун-т, 1996. - 24 с.

95. Самченко В.И. Связь и свобода: эволюция связи в природе и обществе. -Красноярск.: Издательство Красноярск, ун-та, 1995. 152 с.

96. Смирнов П.И. Ценностные основания общества. Автореф. дисс. док. фил. наук,- С-Пб.: С-Пб ун-т, 1994. 44 с.

97. Смирнов Ю.П. Эволюция и особенности ценностно-нормативных ориен-таций западно-европейской и российской ментальности. Автореф. дисс. канд. филос. Наук. М.: МГУ, 1995. - 23 с.

98. Современные теории цивилизаций. Реферативный журнал. М.: Наука, 1995.-486 с.

99. Соловьев Вл. Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1990. - 892 с.

100. Степин B.C. Философия на рубеже веков. // Вестник РАН. т. 67, № 5. -М. 1997.

101. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенного общества. М.: Наука, 1994. - 312 с.

102. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: (очерки истории эстетической аксиологии). М.: Республика, 1994. - 464 с.

103. Судзуки Д. Основы Дзэн-буддизма. Бишкек.: МП Одиссей, 1993. -672 с.

104. Суркова Л.В. Технократизм: социо-культурный феномен.- М.: Б.И., 1992.-158 с.

105. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989. - 572 с.

106. Таранов П.С. 120 философов: жизнь, судьба, учение. Симферополь.: Таврия, 1996. - 624 с.

107. Тарнас Р. История западного мышления. Пер. с англ. М.: Крон-Пресс, 1995.-448 с.

108. Тернбулл К. Человек в Африке. Пер. с англ. М.: Наука, 1981. - 211с.

109. Успенский П.Д. Новая модель вселенной. Изд. Чернышева, 1993. -385 с.

110. Февр Л. Бои за историю. Пер. с франц. М.: Наука, 1991. - 629 с.

111. Философия истории. Антология.- М.: Аспект Пресс, 1995. 351 с.

112. Франкфорт Г. И. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. Пер. с англ. М.: Мысль, 1984. - 362 с.

113. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. Пер. с нем. М.: Ренессанс, 1992.-296 с.

114. Фромм Э. Душа человека. Пер. с англ. М.: Республика, 1992. - 430 с.

115. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Пер. с нем. М.: Высшая школа, 1991.- 192 с.

116. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. Пер. с нем. М.: Республика, 1993. - 447 с.

117. Холден Дж.Б.С. Факторы эволюции. Пер. с англ. М.: Соцэкгиз, 1935. -284 с.

118. Цивилизации = Civilizations. (Сб-к. ст.) Вып.1. М.: Наука, 1992. -227 с.

119. Цивилизация. (Сб-к. ст.) Вып.2. М.: Наука, 1993. - 237 с.

120. Цивилизация. (Сб-к. ст.) Вып. 3. М.: Наука, 1995. - 234 с.

121. Цицерон.Философские трактаты. Пер. с лат. М.: Наука, 1985. - 381 с.

122. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. -М.: Высшая школа, 1991. 512 с.

123. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. Пер. с англ. М.: Селена, 1994.-412 с.

124. Чичерин Б.Н. Философия права. М.: Мысль, 1990. - 438 с.

125. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1992. - 572 с.

126. Шелер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. -490 с.

127. Шпенглер О. Закат Европы. Пер. с нем. М.: Мысль, 1993. - 663 с.

128. Шпет Г. Философские этюды. М.: Прогресс, 1994. - 376 с.

129. Штайнер Р. Философия свободы: Плоды духовных наблюдений по естественнонаучному методу. Пер. с нем. Калуга.: Духовное познание, 1994. -250 с.

130. Эрн В.Ф. Сочинения. М.: Правда, 1991. - 575 с.

131. Эстетика Ренессанса: (Антология в 2-х томах). М.: Искусство, 1981. -495 с.

132. Эсхил. Трагедии. Пер. с древнегреч. М.: Худож. лит-ра, 1978. - 383 с.

133. Это человек. Антология. - М.: Высшая школа, 1995. - 320 с.

134. Юнг К.Г. Введение в религиозно-психологическую проблематику алхимии. // Теория и символы алхимии. А. Пуассон и др. Киев. 1995.372 с.

135. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.-527 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.