Церковное пение как феномен русской православной культуры: историко-культурный и морфологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Дьяченко, Екатерина Юрьевна

  • Дьяченко, Екатерина Юрьевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 167
Дьяченко, Екатерина Юрьевна. Церковное пение как феномен русской православной культуры: историко-культурный и морфологический анализ: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2010. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Дьяченко, Екатерина Юрьевна

Введение.

Глава I Формирование церковного нения как феномена культуры $ I. Основания историко-культурного анализа церковного пения

1.1. Культурологические основы церковного пения.

1.2. Функции церковного пения в русской православной культуре.

1.3. Нормативный, аксиологический и эстетический компоненты церковного пения как феномена культуры

§2. Основные элементы певческой культуры. Морфологический анализ.

2.1. Гимнографический элемент православной культуры.

2.2. Церковный Устав как нормативное основание богослужения.

2.3. Музыкальный элемент как эстетическое основание церковного пения.

Глава II Особенности церковного пения в русской православной культуре £ 1. Эволюция церковного пения в русской православной культуре

1.1. Культурологические подходы к периодизации церковного пения.

2.2. Аксиологические аспекты русской православной певческой культуры

§ 2. Социокультурные особенности современного церковного пения

2.1. Современные традиции певческой культуры и церковного пения. Вопросы культурологического изучения.

2.2. Особенности современной певческой культуры.

2.3. Социокультурный анализ тенденций развития певческой культуры в Русской Православной Церкви.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Церковное пение как феномен русской православной культуры: историко-культурный и морфологический анализ»

Актуальность исследования темы

Интенсивность социокультурых трансформаций в России конца XX века определила усиление интереса к православной культуре в научной и педагогической среде. Это отразилось в заметном увеличении числа публикаций по христианской, православной, тематике. Смена типа социального порядка в конце XX — начале XXI вв. повлекла за собой разрушение советских идеологических форм и образцов. На смену им приходили ценности массовой культуры, информационного общества, новых культурных героев и рыночной экономики. Повысилась активность различных религиозных организаций, формирующих «новые» религиозные ценности, культурных и исследовательских центров, фондов, обществ милосердия и т.д. Дезориентация в социокультурном пространстве заставила многих обратиться к «прививаемым» нам ценностям других культур и национальностей.

Во всем этом многообразии новых и псевдоновых культурных образцов Русская Православная Церковь, восстанавливаясь как действующий социальный институт, выступает проводником в мире русской культуры, носителем традиций, духовных и исторических ценностей, институциональной базой осуществления процесса наследования культуры1.

Если принять утверждение П.А. Сорокина о том, что XX в. представляет собой арену борьбы между устаревающими чувственными и

1 Кучмаева И.К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры. М.: Государственная академия славянской культуры, 2006. - 258 с. возникающими новыми интегральными теориями и практиками, то XXI в. становится проявлением итогов этой борьбы, в которой общество представляет собой уже глобальную информационную систему, а религия выступает носительницей непреходящих вечных ценностей, сохраняющей нравственные основания жизни людей".

Сегодня исследование процессов восстановления культурной идентичности в России немыслимо без выявленного в антропологических традициях структурно-функционального анализа компонентов и планов, составляющих явление культуры. Обращение к церковному пению, к представленности музыки в религиозной культуре вообще и в православной, в частности, отвечают вызову современного периода исторического развития корпусу гуманитарного знания и культурологическим дисциплинам. Этим определяется актуальность исследования различных сторон и подразделений восстанавливающейся и развивающейся русской православной культуры: уклада жизни, искусства, культовых практик, включающих особенности богослужения и литургики (богословской дисциплины, их объясняющей).

Научной проблемой работы является осознаваемое в гуманитарном научном знании противоречие между реалиями православной культуры, с одной стороны, и состоянием научного освящения её характеристик, не соответствующее современным вызовам в сфере культурного строительства, с другой.

Церковное пение выступает значимым компонентом православной культуры, исследование которого позволяет не только определить его структурно-функциональные характеристики в ней, но и рассмотреть формы Рыжов Ю.В. Новая религиозность в современной культуре: автореф. дис. докт. культ, наук: 24.00.01. - М. 2007. - 39 с. влияния певческой культуры на культурогенез. Соответственно, гипотезой диссертационного исследования является утверждение о том, что церковное пение выступает структурообразующей частью православной культуры, способствующей трансляции социокультурных отношений, ориентиров, ценностей, категорий, элементов.

Степень изученности темы

В отечественной культурологии работы, непосредственно соответствующие теме данной диссертации, представлены трудами, в большей степени исследующими церковное пение с точки зрения историко-культурного процесса и его искусствоведческой направленности.

Среди современных авторов, рассматривающих церковное пение в историческом и искусствоведческом контексте и изучающих историю и теорию древнерусского пения и отечественной духовной музыки, можно назвать Т.Ф. Владышевскую, H.A. Герасимову-Персидскую, А.И. Кандинского, М.П. Рахманову, В.Н. Холопову, Г.А. Пожидаеву.

Для наиболее полного исследования церковного пения как междисциплинарного явления русской культуры в научном пространстве можно выделить следующие области науки, способствующие формированию методологической, терминологической, источниковедческой основы исследования церковного пения: культурологию, теорию и историю культуры, философию культуры, богословие, литургику, педагогику, музыковедение, историю России и Русской Православной Церкви, аскетику.

Принципиальные вопросы методологии истории и теории культуры, раскрывающие структурно-функциональные отношения в системе наследования культуры, рассматривались в публикациях С.С. Аверинцева,

В.Ф. Асмуса, С.И. Бажова, Г.С. Батищева, М.Н. Громова, П.С. Гуревича, И.И. Калиганова, А.Г. Климова, А.К. Коненковой, В.А. Крутикова, И.К. Кучмаевой, Ю.М. Лотмана, В.И. Мельника, В.В. Милькова, В.Н. Расторгуева, E.H. Селезневой, М.В. Силантьевой, H.A. Хренова.

Основу исследования составили труды по истории, семиографии и палеографии церковного пения следующих авторов: прот Д.В. Аллеманова, М.В. Бражникова, прот. И.И. Вознесенского, А.И. Гарднера, В.И. Мартынова, прот. В.М. Металлова, A.A. Никольского, A.B. Преображенского, прот. A.A. Правдолюбова, Д.В. Разумовского, И.П. Сахарова, C.B. Смоленского, Н.Д. Тальберга.

Институциональное значение церковного пения показано в церковных текстах, раскрывающих и истолковывающих содержание Священного Писания и Предания, а также книгах, содержащих богослужебные тексты и указания, к которым относятся Ирмологии, Минеи, Триоди Постная и Цветная, Тропарион.

В отдельный блок изучения основ церковного пения как части православной культуры выделены богословские труды свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова, свт. Григория Нисского, преп. Ефрема Сирина, св. Романа Сладкопевца, св. Амвросия Медиоланского, св. Андрея Критского, св. Иоанна Дамаскина, св. Феодора Студита, преп. Иоанна Кукузеля, митр. Филарета (Дроздова), свт. Игнатия (Брянчанинова) и др., посвященные мистическому, литургическому и общетеологическому содержанию элементов музыкальной и, в частности, певческой культуры в христианстве.

Социально значимыми для раскрытия темы диссертации являются материалы епархиальных конференций, Рожественских чтений, церковные указы и послания.

Отдельное направление раскрытия темы составляют диссертационные исследования. Существует ряд работ, посвященных анализу культурологических тенденций современного общества таких исследователей, как К.А. Рындина, А.Н. Шабалина3; искусствоведческие работы Н.В. Цукановой, С.А. Черкасовой4 и диссертации Г.А. Гумеровой, И.Н. Морозовой, имеющие философско-богословский характер5.

Среди новых исследований в области церковного пения можно выделить работы и диссертации Е.С. Тугаринова, М.А. Варакина, Н.В.

3 Рындина К.А. Специфика ценностно-ориентационных составляющих художественной культуры переходных периодов в истории России /на материале конца XIX - начала XX веков и конца XX - начала XXI вв. Дис. канд. культурологии. М., 2008; Шабалина А.Н. Русская духовная музыка в свете социокультурной динамики П.Сорокина. Дис. . канд. культурологических наук. Краснодар, 2006.

4 Цуканова Н.В. Русская духовная певческая культура: философско-культурологические аспекты: Дис. . канд. филос. наук: 24.00.01. - Белгород, 2007; Черкасова С.А. Теория и практика пения на подобен (на примере гимнографии святителю Николаю). Дисс. . канд. искусствоведения. М., 2007.

5 Гумерова Г.А. Философия культуры русских религиозных мыслителей XX века: авгореф. . дис. канд. культуролог, наук. - Нижневартовск, 1997; Морозова И.Н. Феномен богословия в культуре: опыт культурологического исследования на материале христианской традиции: Дис. канд. культурологических наук. Челябинск, 2003. 7

Рамазановой, посвященные персоналистским, историческим и каноническим 6 исследованиям русской духовной музыки .

Работы по истории России С.М. Соловьева, проф. П. В. Знаменского, проф. A.B. Доброклонского, М. Н. Карамзина и В.О. Ключевского позволили восстановить историческую канву событий, провести параллели с историей Русской Православной Церкви, основываясь на сочинениях митр. Филарета (Дроздова), арх. Филарета (Гумилевского), митр. Макария (Булгакова), проф. Е.Е. Голубинского, архим. Платона (Левшина), A.B. Карташева, В.В. Зелинского, И.Е. Забелина, архим. Леонида (Кавелина).

Ряд трудов по церковному Уставу способствовал раскрытию действенно-сакрального значения богослужения как Литургического действа, например, Типикон Русской Православной Церкви и пояснения к Богослужебному уставу под редакциями A.B. Никольского, В.В. Розанова, М.М. Скабаллановича, свт. Афанасия (Сахарова), М.С. Красовицкой.

Работы по музыковедению позволили рассмотреть церковное пение с позиции истории музыки и её ладотональных особенностей, например: Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, С.С. Скребкова, А.Н. Сохора, В.Н. Холоповой, A.A. Пузакова, Г.Л. Сафонова.

6Тугаринов Е. Великий регент B.C. Орлов. М.: Музыка, 2004. - 398 е.; Варакин М.А. Особенности певческой школы Синодального хора в контексте русской культуры конца XIX - начала XX века: Дис. . канд. культурологических наук: 24.00.01: М., 2005; Рамазанова Н.В. Московское царство в церковно-певческом искусстве: На материале певческих рукописей XVI-XVI1 вв. Дис. доктора искусствоведения. М., 2004.

Целью работы является структурно-культурологический анализ церковного пения как феномена православной культуры и определение его представленности в культуре современной России.

Сформулированная цель достигается в диссертационном исследовании последовательным решением нижеприведенных задач:

1. Определение общесоциальных и организационных социокультурных функций церковного пения.

2. Выяснение в культурологическом анализе феноменологических и морфологических особенностей церковного пения.

3. Выявление значения и трансформации в церковном пении таких компонентов, как богослужебный текст, церковный Устав и музыкальный элемент.

4. Определение исторических условий и тенденций развития церковного пения как компонента православной культуры.

5. Оценка положения и общекультурной значимости церковного пения в современной России.

Объектом исследования является православная культура, предметом - церковное (богослужебное) пение как феномен современной культуры. Под церковным пением мы понимаем пение, используемое для исполнения только в храме, во время церковных служб. Это дает возможность рассматривать в качестве предмета исследования не только религиозное пение как особую музыкальную форму, но и богослужебное пение в частности. Оно представляет собой совокупность следующих компонентов: 1) гимнографического материала, 2) церковного Устава, 3) музыкального элемента. Это позволяет проводить структурно-функциональные 9 исследования в области православной культуры, культурологи, философии, философии культуры, антропологии, богословия и музыковедения.

В работе задействованы методические приемы структурно-функционального подхода, модели анализа значимости феномена культуры, разрабатывавшиеся в традициях феноменологического подхода, а также системный подход в исследовании проблематики диссертации, который предполагает рассмотрение всего комплекса исследуемого материала как элементов одной системы. Для решения задач данного диссертационного исследования были использованы следующие научные методы: классификация, периодизация, систематизация; проведены историко-генетическое, сравнительно-типологическое и морфологическое исследования.

Положения, выносимые на защиту

1. Становление церковного пения в качестве феномена культуры происходило в условиях тесного взаимодействия богослужения как системы культовых отправлений и выражения положений христианского учения средствами музыкальной культуры.

2. В православной культуре развитие церковного пения неизменно находилось в тесной зависимости от факторов становления и развития Церкви (агиографические материалы, проповедь и распространение христианского учения, подвижническая и гимнографическая деятельность).

3. В истории русской культуры церковное пение оказывало влияние на ее развитие как по каналам формирования музыкальной культуры, так и через воспитательные воздействия в сфере морали.

4. Морально-нравственная составляющая влияния церковного пения в русской культуре превалировала над его компонентом музыкальной культуры.

5. Современное церковное пение находится в зависимости от I социокультурного пространства, в котором происходит восстановление его традиций и формируются характерные для переходного периода особенности такие, как отсутствие единой богослужебной практики и понимания социокультурного значения церковного пения в современной православной культуре, восстановление партесного и знаменного стилей пения, бессистемное издание нотных сборников, отсутствие необходимого числа профессиональных церковных певчих и регентов, обособленность православной певческой культуры от музыкального наследия и русской культуры в целом.

Научная новизна исследования определяется следующими положениями:

1. Церковное пение рассмотрено как богослужебная практика, которую отличает системная взаимосвязь элементов гимнографического материала, Устава и музыки (пения) в контексте русской православной культуры и социокультурного пространства человека.

2. В рамках культурологического исследования проведена научная систематизация форм, типов, стилей и способов пения, используемых в богослужениях Русской Православной Церкви, а также выявлена их представленность в современной певческой культуре.

3. Проведен анализ современного состояния богослужебного пения. На примерах трех категорий храмов Москвы: новоосвещенных, восстанавливаемых и не закрывавшихся - рассмотрен практический материал, используемый сегодня в богослужении. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о преемственности музыкально-богослужебной традиции, ее уставных форм, композиторских школ и стилей исполнения в полном объеме.

Теоретическая и практическая значимость работы

Теоретическая значимость работы состоит в концептуальном осмыслении феномена церковного пения как в русской культуре в целом, так и в православной культуре, в частности. Практическая значимость определяется выявлением структурно-смысловых связей церковного пения с различными планами социокультурной среды, а также личности отдельного человека (как воцерковленного, так и невоцерковленного).

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы, во-первых, в общих и специализированных учебных курсах, так или иначе связанных с тематикой музыки в религиозной культуре и духовной жизни общества, во-вторых, в работе специалистов церковного пения (регентов, певчих).

Апробация работы

Содержание работы обсуждено на заседании кафедры «теории и истории культуры» Государственной академии славянской культуры.

Основные положения выводов исследования и вопросы методологической разработки выбранной темы опубликованы в статьях научных сборников, в научных журналах, а также представлены в докладах и выступлениях на научных и научно-практических международных конференциях: «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» (Тамбов, 2008), «Актуальные проблемы науки в контексте православных традиций» (Армавир, 2008), «Православная культура в современном культурном пространстве» (Москва, 2009), «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, 2010); внутривузовских конференциях: «Культурные традиции и безопасное развитие общества» (Москва, 2008), "Цивилизационный кризис и стратегия России: социальные риски, прогнозы, потенциал развития" (Москва, 2009).

Теоретические знания, полученные в ходе исследования, а также певческая (в храме «Всех скорбящих Радость на Б. Ордынке») и регентская (в храме «Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах») практики, позволили автору диссертации в 2009 г. подготовить спецкурс и на основании решения Ученого Совета Государственной академии славянской культуры издать учебно-методический комплекс (пособие и диск с аудио иллюстрациями к лекциям) по Истории церковного пения в России, а также организовать занятия по церковному пению для детей и взрослых воскресной школы храма «Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах».

Структура работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка используемой литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Дьяченко, Екатерина Юрьевна, 2010 год

1. Ирмологий. Ч. 1. - М.: Изд. Московской Патриархии, 1997. - 220 с.

2. Служебник. М.: Изд. Московской Патриархии, 2000. - 582 с.

3. Типикон. М.: Изд. Московской Патриархии, 1997. - 583 с.

4. Часослов. М.: Изд. Московской Патриархии, 1998. - 351 с.

5. Триодь Постная. 2 Т. М.: Изд. Московской Патриархии, 2002. - 423 с.

6. Триодь Цветная. М.: Изд. Московской Патриархии, 2002. - 385 с.

7. Всенощное Бдение. Литургия. М.: Изд. Московской Патриархии, 2000. - 91 с.

8. Минея месячная. 24 Т. М.: Московский Патриархии, 1978-1988.

9. Библия. М.: Изд. Московской Патриархии, 2002. - 1020 с.

10. Тропарион. М.: Изд. Московской Патриархии, 2005. - 411 с.Богословие, Литургика

11. Афанасий Великий свт. Творения в четырех томах. Том IV.— М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994. 267 с.

12. Бобров П. Краткое изъяснение Божественной литургии и наставление с какими мыслями и чувствами стоять при совершении литургии. СПб., 1867. - 35 с.

13. Брянчанинов Игнатий святитель. О ереси и расколе. Православное чтение № 5-6. Издание Московской Патриархии, 1992. 48 с.

14. Гавриил архим. Руководство по Литургике, или наука о православном богослужении. М., 1998.-374 с.

15. Голубцов А. Литургия в первые века христианства // Богословский вестник, 1913, июль с. 332-356, ноябрь - с. 621-643, декабрь - с. 779-802.

16. Григорий Нисский. Творения. М., 1861. (Серия: Творения святых отцов, т.37-45). Том 4. М., 1862.-202 с.

17. Гумилевский И. Апостольское понимание богослужебного чина // Богословский вестник, 1913, февраль. с. 250-264.

18. Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное Изъяснение Божественной литургии. Репринт, изд. М.: Изд. отдел Московского Патриархата, 1993.427 с.

19. Kaeacwia Н. Изъяснение Божественной Литургии. Киев: Изд-во имени святителя Льва папы Римского, 2003. - 135 с.

20. Киприан (Керн), архимандрит. Евхаристия (из чтений в православном Богословском ин-те в Париже). Изд. Второе. М.: Храм св. бессребренников Космы и Дамина на Маросейке, 1999.-335 с.

21. Киприан (Керн), архимандрит. Литургика. Гимнография и эортология. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1999. - 150 с.

22. Кириллов А. Догматическое учение о Таинстве Евхаристии в творениях св. Афанасия Александрийского // Богословский вестник, 1902, декабрь. с. 461-477.

23. Кириллов А. Догматическое учение о Таинстве Евхаристии в творениях св. Ефрема Сирина// Богословский вестник, 1902, ноябрь. с. 167-193.

24. Кириллов А. Догматическое учение о Таинстве Евхаристии в творениях св. Иоанна Златоуста // Христианские чтения, 1896, 1 С. 26-52, III - с. 545-572.

25. Мансветов И. Д. Церковный Устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885.

26. Менъ А. Трудный путь к диалогу. — М.: Радуга, 1992. 253 с.

27. Настольная книга священнослужителя. Т. 1, изд. 2-е — М.: Изд. отдел Московского Патриархата, 1992, 704 с.

28. Рафаил (Карелин) архим. II О музыке и церковном пении. Электронный ресурс. URL: http ://karelin-r .ru/i skuss/12/1. html

29. Скабалланович M. Толковый типикон. Вып. 1. M.: Паломник, 1995. - 494 с.

30. Скабалланович М. Толковый типикон. Вып. 2. М.: Паломник, 1995. - 336 с.

31. Скабалланович М. Толковый типикон. Вып. 3. М.: Паломник, 1995. - 78 с.

32. Слободской С., прот. Закон Божий. Репринт, изд. М.: СТСЛ, 1997. - 713 с.

33. Успенский Н. Византийская литургия. Анафора. М.: ФИЛОМАТИС, 2003. - 352 с.

34. Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства. 2-е изд. М.: Паломник, 1992. - 304 с.

35. Шмеман А., прот. Литургия и жизнь. М.: Паломник, 2002. - 158 с.Религиозная философия, культурология

36. Аверинцев С. Красота как святость//Антология «Курьер ЮНЕСКО» за 30 лет. М., 1990. -187-190 с.

37. Асмус В.Ф. Декарт. — М.: Высш. шк., 2006. — 335 с.

38. Бажов С.И. Философия истории Н.Я. Данилевского / С. И. Бажов, Ин-т философии Рос. акад. наук . М.: ИФ РАН, 1997 . - 215 с.

39. Бажов С. И. Некоторые аспекты проблемы культурно-исторического самоопределения России в творчестве К.Н.Леонтьева // Актуальные проблемы русской философии XIX в. -М., 1987.-С. 146.

40. Батищев Г.С. Человек, деятельность, творчество, стиль мышления. Симферополь, 1987.

41. Бердяев Н. Русская идея // Вопросы философии. 1990. - № 1. - С. 77-144; № 2. - С. 87154.

42. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990. 270 с.

43. Бердяев H.A. Собрание сочинений. Т. 1. Париж: YMCA-Press, 1990. -420 с.

44. Бычков В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. М.: Мысль, 1992. - 638 с.

45. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. М:, 1999. - 264 с.

46. Вениамин (Федченков) Архиеп. Небо на земле. М.: Паломник, 2003. - 206 с.

47. Вениамин (Федченков) Митр. О богослужении Православной церкви. -М.: С'ГСЛ, Отчий Дом, 2001. 582 с

48. Громов М.Н., Козлов КС. Русская философская мысль X XVII веков. . - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990. - 286 с.

49. Громов М. Н. Идейные течения древнерусской мысли Текст. / М.Н.Громов, В.В.Мильков. Рос. акад. наук. Ин-т философии. СПб. : Изд-во Рус. Христиан. Гуманит. нн-та, 2001.

50. Громов М.Н. Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли Текст. / М. Н. Громов. М., 2000.

51. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.,1981. 396 с.

52. Гуревич U.C. Религиоведение, РАО M.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. 694 с.

53. Гуревич П.С. Культура как объект социально-философского анализа /Вопросыфилософии. — 1984. № 5. 48 с.

54. Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа // Сост. П.В. Алексеева. М, 1997. с. 311.

55. Зеньковский В. В. Православие и культура // Православие и культура. Берлин, 1923.-44 с.

56. Ильин И.А. Сочинения в 10 т Т. 1. Путь духовного обновления. Основы христианской культуры. Кризис безбожия. М., 1993.

57. Ильин И.А. Сочинения в Ют Т. 1. Путь духовного обновления. Основы христианской культуры. Кризис безбожия. М., 1993.

58. Калиганов И. И. Георгий Новый у восточных славян. Серия: Индрик 2000г. 799с.

59. Климов А.Г. Прикладное содержание науки о культуре //ЛиКО, 2000. № 2.

60. Коненкова А.К. Феномен столпничества и его отражение в символике православного храма. Агиологическое древо русской культуры. М., 2000.

61. Коненкова А.К. Музыкальные основания кульгуротворчества. (М.М.Пришвин, С.Т.Коненков, Ф.И.Шаляпин, Б.М.Кустодиев). М., 2006.

62. Кругликов В.А. Антропологические условия восприятия. Вып. 1. М.: ИФ РАН, 2001.

63. Кучмаева И. К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры. М.: Государственная академия славянской культуры, 2006. 258 с.

64. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. М.: Наука, 1987. 174 с.

65. Кучмаева И.К. Человек в мире культуры. М., 1989.

66. Кучмаева И. К. Природа самоидентификации: русская культура, славянский мир и стратегии непрерывного образования Текст. / И. К. Кучмаева, В. И. Расторгуев. М.: ГАСК, 2004.

67. Лосский H.B. Богословские основы церковного пения. // Мартынов В.Н. История богослужебного пения. М.: РИО ФА, 1994. - С. 233-238.

68. Лотмаи Ю.Ы. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). М.: 1993.

69. Расторгуев В. Н. Социальная динамика и духовная культура Текст. / В. Н. Расторгуев. -Тверь, 1991.

70. Рыжов Ю.В. Новая религиозность в современной культуре : автореф. дис. докт. культ, наук : 24.00.01. М, 2007. - 39 с.

71. Рындипа К.А. Специфика ценностно ориентационных составляющих художественной культуры переходных периодов в истории России /на материале конца XIX- начала XX веков и конца XX - начала XXI вв. : Автореферат дис. . канд. культурол. - М., 2008. - 26 с.

72. Рахманинов С. Письмо к А.Д. Кастальскому от 19 июня 1910 г. // C.B. Рахманинов. Лит. наследие. Т. 2. Письма. М.: Сов. композитор, 1980. - с. 14-15.

73. Селезнева Е. Н. Проблемы трансформации культурных ценностей в моделях образования и культурной политики // Социально-гуманитарные знания. 2001. - № 1.-е. 42-51.

74. Силантьева М. В. Экзистенциональная диалектика Н. А. Бердяева о соотношении философии, религии и культуры / М. В. Силантьева // Религиоведение. 2005. - № 1.-е. 80-88.

75. Силантьева М.В. Религия и культура в философии H.A. Бердяева // Свеча-2003. Истоки: толерантность в религии, культуре и образовании. Материалы международных конференций. Владимир, 2003. с .238-250.

76. Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть. Свято-Иоанно Предтеченский монастырь Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.- 286 с.

77. Смоленский С. О «Литургии» ор. 41 Чайковского (из литературно -юридических воспоминаний). СПб., 1903. - 23 с.

78. Соколов М. Вечный Ренессанс. Лекции о морфологии культуры Возрождения. М.: Прогресс-Традиция, 1999. - 424 с.

79. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. Москва: "Политиздат", 1992. - 489.с.

80. Сохряков Ю., Платонов О. Ильин как литературный критик. // «Наши задачи» Ивана Ильина и наши задачи: Материалы конференции. М., 1995. - с.60-74.

81. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. Философско-историческое исследование. СПб., 2009.

82. Тертуллиан. Творения, ч. I. М.

83. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // П. Флоренский. Христианство и культура. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. - с. 508-520.

84. Флоренский П.А. Сочинения. Т. 2. М., 1996. с. 543.

85. Беляев В. Древнерусская музыкальная письменность. М.: Сов. композитор, 1962. -134 с.

86. Беляев В. О музыкальном фольклоре и древней письменности: статьи и заметки. Доклады. М.: Сов. композитор, 1971. - 234 с.

87. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки: По рукописным материалам XV— XVIII вв. Л., 1972.

88. Бражников М.В. Русская певческая палеография. СПб., 2002.

89. Вагнер Г., Владышевская Т. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. — 255 с.

90. Владышевская Т. К вопросу об изучении традиции древнерусского певческого искусства // Из истории русской и советской музыки: Сб. статей. Вып. 2 / Сост. А.154Кандинский. -М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1976. с. 40-61.

91. Владышевская Т.Ф. Партесный хоровой концерт в эпоху барокко // Традиции русской музыкальной культуры ХУНТ века: Сб. статей / Сост. Л.В. Кикнадзе. — М., ГМГ1И им. Гнесиных, 1975. с. 72-112.

92. Владышевская Т.Ф. Русская церковная музыка Х1-ХУН вв.: Автореферат дис. . докт. искусствоведения. М., 1993. — 42 с.

93. Владышевская Т.Ф. Художественный канон древнерусского певческого искусства// Отечественная культура XX века и духовная музыка: Все-союзная научно-практическая конференция: Тезисы докл. / Отв. ред. Т.В. Франтова. Ростов-на-Дону, 1990. - С. 55-59.

94. Владышевская Т., Левашева О., Кандинский А. История русской музыки: Учебник. Вып. 1 / Под общ. ред. Е. Сорокиной и А. Кандинского. М.: Музыка, 1999. - 159 с.

95. Балин Г.М. Рыжов В.,П, Рыжов Ю.В. Проблемы системного анализа культуры. -Таганрог, изд-во ТРТУ, 2003. 184 с.

96. Бычков В.В. По поводу двухтысячелетия христианской культуры. Эстетический ракурс. Полигиозис. № 3. М., 1999. с. 38-48.

97. Варакии М.А. Особенности певческой школы Синодального хора в контексте русской культуры конца XIX начала XX века : Дис. . канд. культурологических наук : 24.00.01 : М., 2005. - 138 с.

98. Верещагин Е.М. История возникновения древнего общеславянского литературного языка. Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия и их учеников. М., 1997. с 36-51

99. Вознесенский И. прот. Общедоступные чтения о церковном пении. //О церковном пении. Сост. Лада О.В М.: «Ладья», 2001.

100. Вознесенский И., прот. О высоком достоинстве и благотворном влиянии на людей церковного пения // О церковном пении. Сб. статей. / Сост. О.В. Лада. М.: Талан, 1997. -с. 8-25.

101. Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность. Система. История. Т. 1 / Московская духовная академия. С. Посад, 1998. - 592 с.

102. Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность. Система. История. Т. 2 / Московская духовная академия С. Посад, 1998. - 638 с.

103. Гарднер И. Хоровое церковное пение и «театральность» в его исполнении // О церковном пении. Сб. статей. Сост. О.В. Лада М.: Талан, 1997. - с. 92-96.

104. Гарднер И. Церковное пение и церковная музыка // О церковном пении. Сб. статей. / Сост. О.В. Лада. М.: Талан, 1997. - с. 146-155.

105. Герасимова-Персидская Н. Партесное многоголосие и формирование стилевых направлений в музыке ХУП-ХУШ вв. // Труды Отдела Древнерусской литературы. -Текстология и поэтика русской литературы Х1-ХУП вв. Л., 1978. - с. 121-132.

106. Герасимова-Персидская Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. — М.: Музыка, 1983.-288 с.

107. Герасимова-Персидская Н. Роль старинной музыки в духовном обогащении современного человека // Музыкальное искусство и фор-мирование нового человека. -Киев, 1982.-е. 29-32.

108. Герасимова-Персидская Н. Русская музыка XVII века. Встреча двух эпох. М.: Музыка, 1994.- 125 с.

109. Гуляницкая Н. Заметки о стилистике современных духовно-музыкаль-ных композиций. Статья первая // Музыкальная академия. 1993. - № 4. - с. 7-13.

110. Гуляницкая Н. Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных композиций. Статья вторая // Музыкальная академия. 1994. -№ 1.-е. 18-25.

111. Гуляницкая Н. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002. - 432 с.

112. Гуляницкая Н. «Россия воспряни!»: (Музыка С. Трубачева) // Музыкальная академия. - 1999. -№ 3.-е. 76-83.

113. Гуляницкая Н. Русское «гармоническое пение» (XIX век). М.: РАМ им. Гнесиных, 1995.- 180 с.

114. Гурьева Н. Многоголосная Литургия конца XVII века и ее авторы // Старинная музыка. 2000. -№ 3. - с. 8-10.

115. Григорий Антипенко, священник. Музыка и богослужебное пение в деле воспитания. — Волгоград, 2002.

116. Григорьев Е. Пособие по изучению церковного знаменного пения. СПб., 1912.

117. Гумерова Г.А. Философия культуры русских религиозных мыслителей XX века: автореф. дис. канд. культуролог, наук. Нижневартовск, 1997. -23 с.

118. Густова Л.А. «Многоголосное пение имеет право на жизнь в Церкви». Церковное слово.-№ 21 (139), лютапад — с. 4-6.

119. Денисов Н. Новая сфера творчества // Музыкальная академия. 1998. - № 3-4. - с. 4245.

120. Евгений (Болховитинов) мирт., Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении и особенно о пении Российския церкви с нужными примечаниями на оное: Воронеж, 1797. 2-е изд. СПБ. 1804.

121. Ефимий Зигабен. Толковая Псалтирь. М.: Донской монастырь.

122. Заболотная Н. Барочные формы музыкальной культуры // Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII вв. М., 1996, кн. 2: XVIII в.Ч. 2. Гл. 8. - с. 505-517.

123. Зверева С. А.Д. Кастальский. Идеи. Творчество. Судьба. М.: Вуз. книга, 1999. - 240 с.

124. Зверева С. К вопросу о «нерусском» стиле в русской музыке рубежа XIX-XX вв. // Вестник Российского гуман. научного фонда. -М., 1997. -№ 1. -с. 158-165.

125. Зверева С.Г. О судьбах церковно-певческого наследия в советское время // Мировая музыкальная культура в фондах Отдела рукописей Российской национальной библиотеки. СПб.: Российская национальная библиотека, 2006. - с. 223-241

126. Игошев Л. Очерки по истории русской музыкальной культуры XVII века. М.: ЗАО Лилия, 1997.-75 с.

127. Игнатьева Л. Исследования о древнерусских традициях в русской духовной музыке XX в. // Культура и искусство в памятниках и исследованиях: Сб. научных трудов. -Челябинск: Южно-Уральский гос. Университет, 2001. с. 121-129.

128. Кандинский А. О литургии Св. Иоанна Златоуста // Музыкальная академия. 1993. - № З.-с. 148-156.

129. Кандинский А. О литургии, ор. 31 Рахманинова // Келдышевский сб.: Музыкально-исторические чтения памяти Ю.В. Келдыша, 1997 / Сост. Зверева. М.: Гос. ин-т искусствознания, 1999. - с. 66-116.

130. Как научиться петь. М.: «КАЗАК», 1998 Школа знаменного пения. — М.: Андроников монастырь, 1996.

131. Кастальский А. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке // Муз. современник, 1915,-№2, окт.-С. 31-45. Р.-М.: МГК,2002.-с. 341-351. '

132. Келдыш Ю. История русской музыки М.: Музыка, 1983. - Т. 1: Древняя Русь. XI-XVII века. - 382 с.

133. Келдыш Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки. М.: Сов. композитор, 1978. - 512 с.

134. Коляда Е. Проблема жанра в древнерусской гимнографии // IX Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского ин-та (1-3 февраля) 1990 г. Материалы / Гл. ред. Воробьев В. М., 1999. - с. 205-215.

135. Компанейский Н. О стиле церковных песнопений // РМГ. 1901. -№ 37-39.

136. Компанейский Н. Современное демество // РМГ. 1905. —№ 13-14.

137. Коротких Д. «Древнерусские певческие школы ХУ-ХУП вв.»: Автореферат дис. . канд. Искусствоведения. М., 2007. - 25 с.

138. Кремлёва И. А. Поминальные традиции как важнейший инструмент сохранения памяти о предках: Автореферат дис. . канд. искусствоведения. -М., 2009. 24 с.

139. Кутузов Б. Экфонетика в православном богослужении // Знаменное пение. М.,2009. -301 с.

140. Лисицын М. О новом направлении в русской церковной музыке. М., 1909. - 33 с.

141. Лисицын М. Церковь и музыка. — СПб., 1902. — 25 с.

142. Лисицын М. Чайковский как духовный композитор // РМГ. 1897. - Сент. — Стлб. 1198-1214.

143. Лозовая И. Знаменный распев и русская народная песня // Русская хоровая музыка ХУ1-ХУШ веков: Сб. трудов. Вып. 83 М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1986. - с. 26-45.

144. Лозовая И. «Ангелогласное пение» в системе музыкально-эстетических представлений русского средневековья // Философско — эстетические проблемы древнерусской культуры: Сб. ст. М., 1988. — с. 121 — 122.

145. Лозовая И. Церковно-певческое искусство // Художественно-эстетическая культура Древней Руси Х1-ХУН века. Кн. 15: Х1-ХУ1 вв. Гл. 10. Институт философии РАН; отв. ред. В. В. Бычков. М.: Научно-изд. центр «Ладомир», 1996. - с. 267-299.

146. Лозовая И., Шевчук Е. Церковное пение // Православная энциклопе-дия. Русская Православная Церковь. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000.-е. 599-610.

147. Лосский Н.В. Богословские основы церковного пения. // Мартынов В.Н. История богослужебного пения. М.: РИОФА,1994. - с. 214 - 230.

148. Львов А. Несколько слов о правилах, необходимых для сочинения гармонического пения.-СПб, 1850.

149. Львов А. О церковных хорах и несколько слов о правилах, необходи-мых для сочинения гармонического пения. СПб, 1859.

150. Лукьяпчиков В.И. Концепция церковного искусства в религиозно эстетических воззрениях П.А. Флоренского: Дис. канд.филос. наук : 09.00.04 Липецк, 1999, - с. 113.

151. Мартынов В. История богослужебного пения. М.: РИОФАД994. - 237 с.

152. Мартынов В. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М.: Прогресс-Традиция, Русский путь, 2000. - 223 с.

153. Мартынов В. Пение, игра и молитва в русской богослужебно-певческой системе. М.: Филология, 1997. - 208 с.

154. Матвеев. Н.В. Хоровое пение. — Электросталь: Братство во имя св. кн. А. Невского, 1998.-286 с.

155. Медведева Л.П. Новые богослужебные тексты и их церковная рецепции: Автореферат дис. . канд. искусствоведения. М., 2009. - 24 с.

156. Медушевский В. О сущности, многообразии и критериях оценки церковного пения // Христианство и мир: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Христианство-2000». Самара (16-18 мая), 2000 г. / Ред. Огудина Н. Самара, 2001. - с. 418-428.

157. Медушевский В. О церковной и светской музыке // Музыкальное искусство и религия: Материалы конф. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. - с. 20-45.

158. Металлов В. О национализме и церковности в русской духовной музыке. М., 1912. -15 с.

159. Металлов В. Очерк истории православного пения в России. Репринт, изд. М.: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1995. - 150 с.

160. Металлов В. Строгий стиль гармонии. Опыт изложения оснований строгого и строго церковного стиля гармонии. — М., 1897. 110 с.

161. Миллер С. Споры о современной христианской музыке: Мирской компромисс или фактор возрождения? М.: Духовное возрождение, 2001. - 224 с.

162. Мироносицкий П. Несколько замечаний о так называемой «церков-ной музыке» // Христианские чтения, 1895, май-июнь. с. 598-616.

163. Мироносицкий П. Ясное и сокровенное в богослужебных песнопе-ниях. СПб., 1913. -53 с.

164. Монастырские напевы XVI-XVII веков: Традиции церковного пения. Вып. II / Перевод крюкового письма Г. Пожидаевой. М., 2002.

165. Морозова А. О поэтике духовных песнопений русских композиторов XVIII начала XX в. // Культура и искусство в памятниках и исследованиях: Сб. научных трудов. -Челябинск: Южно-уральский гос. университет, 2001. - с. 121-129.

166. Морозова И.Н. Феномен богословия в культуре: опыт культурологического исследования на материале христианской традиции : Дис. . канд. культурологических наук: 24.00.00: Челябинск, 2003. 175 с.

167. Нестор Летописец. Житие Феодосия Печерского // Успенский сборник XII XIII вв. М., 1971.- 108 с.

168. Николаева Е. Литургические фрески Валерия Кикты // Музыкальное просвещение. -1999. № 1.-С. 43-46.

169. Никольский А. В. Краткий очерк истории церковного пения в период I X вв. - П., 1916.

170. Никольский А.В. Формы русского церковного пения. I и II части. М.: 1916.

171. Огарева JI. Литургия святого Иоанна Златоуста и ее воплощение в авторских циклах // Хоровое искусство Магнитки. Сб. статей. Магнитогорск: Магнитогорская гос. консерватория, 1998.-е. 57-72.

172. Орлова Е. О традициях канта в русской музыке // Теоретические наблюдения над историей музыки: Сб. статей / Сост. Ю.К. Евдокимова, В.В. Задерацкий, Т.Н. Ливанова. — М.: Музыка, 1978. с. 241-264.

173. Парийский Л.Н., История церковного пения // Журнал московской патриархии, 1949. № 12. с. 52-64

174. Парфентъева Н.В., Парфентъев Н.П. Древнерусские традиции в русской духовной музыке XX века. Челябинск: Челябинский гос. университет, 2000. - 154 с.

175. Парфентъева И.В., Парфентъев Н.П. Русская духовная музыка XX века // История современной отечественной музыки: Учебное пособие. Вып. 3 / Ред.-сост. Е. Долинская. -М.: Музыка, 2001. с. 398-452.

176. Плотникова Н. Благость и красота церковного напева // Встреча. 2003. - № 9. - с. 21-23.

177. Плотникова Н. К вопросу о партесных гармонизациях знаменного роспева // IX Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского ин-та (1 -3 февраля) 1999 г.: Материалы / Гл. ред. Воробьев В.-М., 1999.-е. 231-234.

178. Плотникова Н. К проблеме гармонизации церковных распевов в русской музыкальной теории 60-80-х годов XIX века // Сергиевские чтения 1: Научные груды / МГК им. П.И.Чайковского. - М., 1993. - Сб. 4: О русской музыке / Ред.-сост. Ю. Холопов, -с. 28-33.

179. Пожидаева Г. А. Певческие традиции Древней Руси: Очерки теории и стиля. М., 2007,- 880 с.

180. Печенкин Г.Б., преподаватель Академии хорового искусства им.Свешникова, руководитель детской певческой школы. Москва Саров 1999 г.

181. Плотникова Н. Многоголосные формы образцов древних распевов в русской духовной музыке XIX начала XX веков: Автореферат дис. . канд. искусствоведения. -М., 1996.-20 с.

182. Поместный Собор Русской православной церкви 1917-1918 гг. / Вступит, ст., подгот.текста и коммент. С.Г. Зверевой. М.: Языки славянской кулыуры, 2002. - 904 с.162ПО. Преображенский А. Краткий очерк истории церковного пения в Рос-сии. СПб., 1907.-39 с.

183. Преображенский А. Культовая музыка в России. JL: Academia, 1924. — 123 с.

184. Протопопов В. Историческое значение партесного стиля // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Всесоюзная научно-пратическая конф.: Тезисы докладов / Отв. ред. Т.В. Франтова. Ростов-на-Дону, 1990.-е. 84-86.

185. Протопопов В. Музыка русской литургии. Проблема цикличности: Исследование. — М.: Композитор, 1999. 200 с.

186. Протопопов В. Русское церковное пение. Опыт библиографического указателя от середины XVI века по 1917 год. М.: Музыка, 2000. - 144 с.

187. Протопопов С., прот. О художественном элементе в церковном пении // Богословский вестник. 1901. - Февраль - С. 252-292; март - с. 452-492.

188. Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере. Вопрос 3 // Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. Сергиев Посад, 1995. 193 с.

189. Православный богослужебный сборник. Изд. Данилова м-ря. 2007 г.

190. Правдолюбов A.C. Жизненные правила регента-любителя. Электронный ресурс. URL: http://www.semiiiaria.ru/chsinu/pap rules.htm

191. Правдолюбов A.A. Автобиография. Рукопись из архива Л. А. Правдолкюовой. 1977.

192. Разумовский Д., прот. Церковное пение в России. М., 1867-1869. - 380 с.

193. Рамазанова Н.В. Московское царство в церковно-певческом искусстве :На материале певческих рукописей XVI-XVII вв. : Дис. . д-ра искусствоведения : 17.00.02 : М., 2004. -325 с.

194. Рахманова М. Гречанинов А.Т. // История русской музыки в десяти томах. Т. 10 А. -М.: Музыка, 1997.-е. 170-216.

195. Рахманова М. Духовная музыка (М.А. Балакирев, H.A. Римский-Корсаков) //Музыкальная академия. 1994. - № 2. - с. 51-63.

196. Рахманова М. Духовное пение в русском зарубежье // Искусство XX века: уходящая эпоха?: Сб. статей / Нижегородская консерватория. М., 1997. Т. 2. — с. 48-66.

197. Рахманова М. Огромное и еще едва тронутое поле деятельности // Советская музыка. 1990,-№6. -с. 67-74.

198. Рахманова М. Проблемы русского канта // Проблемы истории и теории русской хоровой музыки: Сб. научных трудов / Рсд.-сост. В.А. Чернушенко, A.C. Белоненко,- Л.: ЛГК, ЛГИТМиК, 1984.-с. 15-31.

199. Русский хоровой концерт конца XVII — первой половины XVIII веков: Хрестоматия / Сост. и исслед. Н.Д. Успенского. Л.: Музыка, 1976.

200. Рьщарева М. Русская музыка XVIII века. М.: Знание, 1987. - 125 с.

201. Серегина Н. Виды взаимодействия искусства и религии в современных условиях // Культура. Религия. Церковь: Всерос. научная конф.: Материалы. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория им. М.И. Глинки, 1992. - Ч. 1-2. - с. 10-16.

202. Смоленский С. Значение XVII века и его кантов и псальмов в области современного церковного пения и так называемого «простого напева» // Муз. старина. Вып. 5. — СПб., 1911.-е. 47-102.

203. Смоленский С. О собрании русских древне-певческих рукописей в Московском синодальном училище церковного пения. СПб., 1899. - 77 с.

204. Сводный каталог славяно русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI - XIII вв. М., 1984.

205. Сергеев Ю.Ю. "Чувствовать дух церковного пения": святитель Филарет (Дроздов) о церковном пении.Труды Московской регентско-певческой семинарии. 2000-2001., М.2002, с. 174-178.

206. Соловьев В. Чтение о богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэма. Из "Трех разговоров". Краткая повесть об Антихристе. СПб., 1994. 299 с.

207. Соловьев Н. П.И. Чайковский как духовный композитор (к 10-летию со дня кончины). -Одесса, 1903.- 12 с.

208. Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть. Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 2006. с. 286

209. Степанова И. Кантатно-ораториальное и хоровое творчество // История современной отечественной музыки: Учебное пособие. Вып. 3 / Ред.-сост. Е. Долинская. М.: Музыка,1652001.-с. 318-364.

210. Степанова И. Полемические заметки о современной русской духовной музыке // Отечественная музыкальная культура XX века: К итогам и перспективам: Научно-публиц. сб. / Отв. ред и сост. М. Тараканов. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1993. - с. 144-152.

211. Тевосян А. История одного посвящения / О Литургии Иоанна Златоуста В. Кикты памяти И.С. Козловского // Музыкальная академия. 1997. - № 1.-е. 48-51.

212. Урванцева О. Концепции авторского и канонического в русской духовной музыке начала XX века: Очерки. Магнитогорск, Магнитогорская гос. консерватория, 1999. - 21 с.

213. Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс. Апология // Богословские труды. М., 1984. Сб. 25. с. 176-219.

214. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. Философско-историческое исследование. СПб., 2009. с. 168.

215. Тугаринов Е. Великий русский регент В. С. Орлов. М.: Музыка, 2004. - 399 с.

216. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. 3-е изд. доп. - М.: Сов. композитор, 1971. - 624 с.

217. Ухтомский А. О церковном пении. — СПб, 1912.

218. Успенский Л.А. Богословие иконы в Православной Церкви. Париж, 1989. 467 с.

219. Филарет Московский, святитель. Мысли и изречения. М.:,1999.

220. Филарет Московский, Митрополит Московский и Коломенский. Собрание мнений и отзывов. СПб., 1885. Т. 4.

221. Франк С. Культура и религия (по поводу статьи о "Вехах" C.B. Лурье) // Философские науки. № 7. 1990. 73 с.

222. Франки В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия — СПб: Речь, 2000. (Мастерская психологии и психотерапии), с. 185-216.

223. Цуканова ILB. Русская духовная певческая кульчура: философско-культурологические аспекты: Дис. . канд. филос. наук: 24.00.01. Белгород, 2007. - 199 с.

224. Черкасова С.А. Теория и практика пения на подобен (на примере гимнографии святителю Николаю). Дисс. . канд. искусствоведения. М., 2007. 162 с.

225. Чернушенко В. Верую // Музыкальная жизнь. 1988. -№ 21. — с. 19-20.

226. Чудинова И. Сакральное и мирское в церковно-музыкальной культуре Петербурга XVIII в. // Россия. Европа: Контакты музыкальных культур. Сб. научных трудов / Ред. Е. Ходорковская. СПб., 1994. - с. 23-42.

227. Шабалина А.Н. Русская духовная музыка в свете теории социокультурной динамики Питирима Сорокина : Дис. канд. культурологических наук : 24.00.01 Краснодар, 2006. -177 с.

228. Юрченко М. Мастер хоровой музыки // М.С. Березовский. Хоровые произведения: Вступит, ст. — Киев, 1989. с. 3-6.

229. Юрченко М. Творчество Максима Березовского в контексте украинской музыкальной культуры XVIII века: Автореферат дис. . канд. искусствоведения. Киев, 1990,- 17 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.