Православная певческая культура Восточного Забайкалья: истоки и развитие тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Недогонова, Валентина Васильевна

  • Недогонова, Валентина Васильевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2007, Чита
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 141
Недогонова, Валентина Васильевна. Православная певческая культура Восточного Забайкалья: истоки и развитие: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Чита. 2007. 141 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Недогонова, Валентина Васильевна

Введение.

Глава I. ИСТОКИ И ТРАДИЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРАВОСЛАВИЯ

1.1. Духовные ценности православной культуры.

1.2. Певческий канон православного искусства.

1.3. Эволюция музыки православного богослужения (XVII - начало XX вв.).

Глава II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСТОЧНОМ ЗАБАЙКАЛЬЕ (XVII - XXI вв.)

2.1. Деятельность православных учреждений в Восточном Забайкалье (XVII-первая треть XX вв.).

2.2. Возрождение традиций православной певческой культуры в Восточном Забайкалье на современном этапе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Православная певческая культура Восточного Забайкалья: истоки и развитие»

Актуальность темы исследования. Музыка православного богослужения является неотъемлемой составной частью религиозно-духовной культуры русского народа. Более тысячи лет история нашего отечества неразделимо связана с православием - основанием русской культуры и мировоззрения русского человека.

В последние десятилетия принято говорить о религиозном возрождении в нашей стране. Об этом свидетельствуют такие факты, как восстановление и строительство культовых православных сооружений, увеличение количества верующих не только среди представителей среднего и старшего поколения, но и среди молодежи. В этом, в частности, проявляется возрастающая роль Русской Православной Церкви в культурной и социальной жизни современной России. Широкомасштабные процессы возрождения православной традиции при более глубоком анализе свидетельствуют о наличии в культуре более глубинных и системно значимых факторов ее самосохранения. В этом отношении воссоздание целостной историко-культурной панорамы развития певческой культуры в православии при наличии каноничности православного богослужебного пения раскрывает одно из сторон культуры - сохранение идентичности и обеспечение преемственности традиций.

В последние десятилетия в Забайкалье, как и во всей нашей стране, идет процесс духовного возрождения православной культуры. В 1994 году была восстановлена Читинская и Забайкальская епархия, в которой на тот момент был один действующий на всю область Свято-Воскресенский кафедральный храм в Чите. На сегодняшний день в Читинском благочинии, территориально совпадающем с Читинской областью, действует более пятидесяти приходов, семь - в кафедральном городе епархии. Одновременно наблюдается процесс воссоздания певческой культуры храмового богослужения.

Таким образом, изменения, происходящие в духовной жизни региона, позволяют выявить роль православного певческого искусства как одного из механизмов национальной и культурной идентификации в исторической ретроспективе и на современном этапе, а также проследить тенденции развития православной культуры в целом. Актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического обобщения и целостного анализа процессов сохранения и возрождения православной певческой традиции в контексте осмысления изменений современной культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы веры и религии, культуры взаимоотношений церкви и государства, роли церкви в социокультурной жизни всегда были в центре внимания русских мыслителей, чьи работы являются неотъемлемой частью отечественного и мирового классического наследия. Теоретические основы собственно национальной духовной культуры были заложены славянофилами: К.С. Аксаковым, И.В. Киреевским, Ю.Ф. Самариным, А.С. Хомяковым и др.

Музыка как неотъемлемая составляющая православного богослужения привлекала внимание философов Византии в лице Афанасия Великого, Григория Нисского, Иоанна Златоуста.

Для научной традиции характерно изучение феномена духовной деятельности на основе осмысления идеи каноничности. Наибольшее значение для формирования канона как научной категории имели исследования Б.М. Бернштейна, В.В. Бычкова, A.M. Лесовиченко, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, П.А. Флоренского и др.

Важнейшее теоретико-методологическое значение для разработки темы диссертации имели работы общекульторологического характера А.А. Велика, П.С. Гуревича, М.С. Кагана, Ю.Я. Малюги, В.М. Розина, А.Я. Флиера и других авторов, позволившие выявить специфические особенности изучаемого явления именно как культурологического феномена.

Исторический опыт православия в области музыкального искусства в значительной мере определяет смысловое и художественное содержание храмового пения на современном этапе. Вопросы, связанные с синтезом искусств в православном богослужении и ролью музыкального искусства в православии, рассматриваются в работах П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова. При анализе специфики функционирования православно-певческой традиции учитывались труды таких авторов, как Г.В. Алексеева, М.В. Бражников, Т.Ф. Владышевская, И.А. Гарднер, В.И. Мартынов, В.М. Металлов, Е.В. Николаева, А.В. Преображенский, Д.В. Разумовский, Н.Д. Успенский, Б.А. Шиндин и др. Значимыми для данного исследования были также музыковедческие работы Б.В. Асафьева, JI.A. Мазеля, В.В. Медушевского, С.С. Скребкова, А.Н. Сохора, В.Н. Холоповой, в которых рассматриваются вопросы функционирования собственно музыкальной культуры.

Проблемы народно-песенного искусства, оказавшего огромное влияние на интонационный строй богослужебной музыки и развитие раннего многоголосия в отечественной церковной музыке, освещаются в работах Н.М. Бачинской, А.Ф. Камаева, Т.Ю. Камаевой, Т.В. Поповой, Ф.А. Рубцова, А.В. Рудневой, В.М. Щурова и др.

При рассмотрении историко-культурной жизни Восточного Забайкалья использовались работы С.М. Авдеева, В.В. Баевой, А.Е. Горковенко, Е.В. Дроботушенко, В.Н. Засухиной, Т.М. Зенковой, Е.Г. Иманаковой, JI.B. Камединой, А.В. Константинова, Н.Н. Константиновой, В.И. Косых, B.J1. Кургузова, Т.Ф. Ляпкиной, Л.И. Мерцаловой и др.

В исследовании православной певческой традиции в среде старообрядцев мы опирались на работы Ф.Ф. Болонева, Н.И. Дорофеева, Т.М. Зенковой, Т.Н. Лялиной, Р.Ф. Матвеевой, Л.В. Титовой, М.П. Рахмановой, Т.Г. Федоренко и др.

Процесс восстановления православно-певческих традиций в Восточном Забайкалье рассматривался в контексте идеи духовного возрождения России, раскрытой в трудах Е.П. Белозерцева, А.П. Валицкой, В.А. Кобылянского, А.А. Королькова, Д.С. Лихачева, А. Меня, А.И. Субетто и др.

В работе использовались также нормативные документы, регулирующие религиозную деятельность, опубликованные архивные материалы и материалы Государственного архива Читинской области (ГАЧО).

Объект исследования: православная певческая культура.

Предмет исследования: культурно-исторические условия формирования и развития традиций православной певческой культуры в Восточном Забайкалье (Читинской области).

Цель исследования - проследить истоки и становление певческой православной культуры в Восточном Забайкалье и выявить ее основные тенденции в конце XX - начале XXI вв.

Основные задачи исследования:

• изучить характерные особенности и традиции православной певческой культуры в системе историко-культурологического знания как феномен, сохраняющий и транслирующий духовные ценности православной культуры;

• выявить специфику православной певческой традиции, которая сложилась как результат взаимодействия византийского и древнерусского искусства и получила свое самостоятельное развитие в русской православной культуре;

• рассмотреть развитие православного пения в России в период XVII-XIX вв.;

• проследить процессы, связанные с распространением православной певческой культуры в Забайкалье;

• проанализировать современные тенденции возрождения православных певческих традиций, позволяющие увидеть динамику устойчивого развития православной культуры в Читинской области.

Методологическая основа и методы исследования.

Теоретической основой работы явились концепции историко-культурной преемственности, культурного синтеза, культурной идентичности. В работе использованы возможности различных методов. Сочетание диалектического и историко-культурологического методов явилось методологической основой исследования, при этом историко-культурная преемственность певческой традиции в православной культуре рассматривалась с позиции литургической каноничности религиозной практики. Историко-сравнительный метод позволил сделать акцент на выявлении устойчивости и сохранности изучаемого явления, что явилось наиболее адекватным и плодотворным при изучении канона, сохраняющего и обеспечивающего преемственность идентичности православной певческой культуры. Сочетание методов исторического описания и проблемно-логического подхода позволило включить не только описание фактов, процессов, событий регионального характера, но и выявить логику культурного развития, закономерностей и механизмов культуры не только с точки зрения диахронии, но и с позиций синхронии.

Были использованы также методы музыковедческого анализа в сочетании с аксиологическими и семиотическими подходами к изучению явления.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• даны сущностные характеристики религиозно-ценностной концепции православной культуры и сделана их авторская интерпретация;

• представлен анализ специфики функционирования канонизированных певческих традиций, сложившихся на византийской и древнерусской основе, рассмотрен дальнейший путь их развития в рамках становления светской культуры;

• исследованы в теоретическом и практическом аспекте условия развития певческой культуры православия на территории Восточного

Забайкалья;

• обобщен материал о деятельности православных учреждений (храмы, монастыри, духовные и светские учебные заведения) в Забайкалье и Читинской области в период с середины XVII до первой трети XX вв. Выявлен факт сохранения гласового пения в культуре раскольников-старообрядцев;

• привлечен и систематизирован фактологический материал, свидетельствующий о возрождении православной певческой культуры в Восточном Забайкалье.

Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы заключается в том, что изучение вопросов сохранения, возрождения православного певческого искусства на основе литургической каноничности позволяет существенно дополнить и конкретизировать теории историко-культурной преемственности, культурного синтеза, культурной идентичности. Материал диссертации конкретизирует специфические музыковедческие теории: интонационную теорию, теорию жанрового разнообразия, теорию канона.

Материал, вводимый в научный оборот, может дать основание для дальнейшего исследования проблемы в Восточном Забайкалье.

Практическая значимость. Содержащийся в работе анализ современного состояния основных тенденций, связанных с функционированием православной музыки, является значимым для определения некоторых направлений социокультурной политики в регионе и развития его культуры в целом.

Фактический материал и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при написании работ по музыкальной культуре православия.

Материалы диссертации могут быть введены в основной курс истории русской музыки, истории искусств, а также служить основой при разработке специальных курсов для будущих педагогов-музыкантов, искусствоведов, культурологов, историков, этнографов, таких как «Мировая художественная культура», «Современная художественная культура». Возможно использование данных материалов в просветительской работе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Православная певческая традиция рассматривается в широком смысле в качестве специфического социокультурного комплекса, включающего религиозное переживание, выраженное в особом качестве пения, в наличии исторически сложившейся совокупности форм функционирования и канонической институализации, как способа существования и трансляции.

2. Православная певческая традиция развивается в рамках канона, сохраняющего и обеспечивающего преемственность идентичности православной певческой культуры, но, тем не менее, обладает некоторой темпоральной изменчивостью. Это нашло проявление в наличии строгой регламентации православного богослужения и богослужебного пения как его неотъемлемой составляющей: система напевов (осмогласие), интонационный строй, канонические тексты, певческий этикет, молитвенный тонус звучания, определяемый особым духовным настроем. При наличии канонического осмогласия и певческого этикета наблюдается изменение интонационного строя гласового пения, появляются напевы не связанные с интонациями определенного гласа.

3. Богослужебное пение с середины XVII в. развивается в русле общих тенденций развития культуры, связанных с ее секуляризацией. Это связано с появлением партесного пения, нового жанра партесного концерта, формирующегося на стыке церковной и светской традиций, а также со сменой знаменной нотации, предназначенной исключительно для записи богослужебных песнопений, западноевропейской линейной нотацией.

4. В процессе освоения восточных территорий происходило установление традиции православной культуры: открывались храмы, монастыри, учебные заведения, которые становились очагами распространения православной музыки, но, в силу малонаселенности территории, наличия ассимиляционных процессов, православное пение трансформировалась. Наиболее устойчиво традиция канонического пения сохранилась в среде раскольников-старообрядцев в семейно-бытовом исполнении.

5. Возрождение православной музыки в Восточном Забайкалье в конце XX века отмечено возвратом православной традиции: появлением профессиональных певцов, хоров и регентов, открытием духовных учебных заведений, осуществляющих подготовку певчих для храмов, созданием при храмах воскресных школ, где дети осваивают основы православной музыки. Указанные процессы являются фактором усиления идентификации русского народа и отражают тенденцию духовного ренессанса в России.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации отражены в 6 статьях и представлены в докладах на международных научно-практических конференциях «Художественное образование, эстетическое воспитание и культура в XXI веке» (Чита, 2006); «Художественно-педагогическое образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества профессиональной подготовки» (Екатеринбург, 2007); межрегиональной научной конференции «Культура и образование: традиции и инновации» (Чита, 2002); на областных научно-практических конференциях, проводимых Читинской Забайкальской Епархией «Иннокентьевские чтения» (2005, 2006). Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедр теории и истории культуры; теории, истории музыки и музыкальных инструментов ЗабГТПУ им. Н.Г. Чернышевского.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Недогонова, Валентина Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Православная певческая культура начала свое развитие в нашем отечестве более тысячи лет тому назад. Являясь важной и неотъемлемой составляющей православного богослужения, она положила начало профессиональной музыкальной культуре государства. Христианство способствовало пониманию значимости человеческой личности, открывало людям возможности духовного роста и совершенствования. Отцы Церкви Византии, откуда православие пришло на Русь, давали высокую оценку богослужебному пению, как средству благотворного воздействия на душу человека.

Мировоззренческая константа способствовала канонизации всех видов христианского искусства, в том числе и певческого. В богослужебном пении, как и в других видах искусства православия, раскрывались высокие духовные ценности религии: любовь к людям, вера, соборность и другие. Певческая культура православия неразрывно связана с каноническими традициями клиросного пения. Ему свойственно особое качество - молитвенность.

Огромную роль в приобретении храмовым пением национальной характерности сыграл перевод текстов на церковнославянский язык, по своей мелодике значительно отличающийся от греческого. Византийская невменная система фиксации напевов, стала основой производной от нее славянской знаменной системы записи песнопений. Составлявшая основу гласов система древних ладов на Руси постепенно сменилась системой попевок, входивших в состав одного или нескольких гласов, что отражало принцип попевочного строения русской народной песни. Тип подголосочного многоголосия, свойственный отечественному фольклору, также нашел отражение в храмовом пении.

В Восточном Забайкалье православие начинает свое развитие с середины XVII века, когда начинается освоение Сибири и Даурских земель.

В каждом новом населенном пункте возводился храм, воссоздающий привычный для православных русских людей культурный порядок.

К середине того же века относится реформа по унификации православного богослужения, проведенная патриархом Никоном и приведшая к расколу внутри Церкви. С этим было связано появление особой этнокультурной группы потомков приверженцев старой веры -семейских Забайкалья. Их обособленная культура позволила сохранить уникальные образцы знаменного пения.

Многолосное партесное пение, принесенное из Западной Украины в европейские земли Русского государства, также постепенно распространилось на территории Восточного Забайкалья. Развитие православной певческой традиции обеспечивалось системой институализации православия: наличием храмов, монастырей, церковных учебных заведений.

Огромный урон развитию православной певческой культуры в Восточном Забайкалье, как и во всей стране, был нанесен событиями революции 1917 года, когда Церковь была отделена от государства, а государственной идеологией в отношении религии стал воинствующий атеизм.

Развитие техногенного общества в течение многих десятилетий привело к обезличиванию человека. Духовный кризис, характерный для нынешнего времени, приобрел широкий размах.

Возрождение интереса к православию было вызвано, в значительной мере празднованием тысячелетия Крещения Руси. В результате диалога, наметившегося в середине 90-х годов XX века между Русской Православной Церковью, начался процесс возрождения религиозных традиций как во всем нашем отечестве, так и на территории Восточного Забайкалья. Возрождение православной певческой культуры стало возможным благодаря восстановлению возведению новых храмов, монастырей, возрождению традиций крестных ходов, открытию учебных заведений, возрождающих традиции дореволюционного церковноприходского образования и воспитания.

В Восточном Забайкалье также наметилась определенная положительная динамика в сфере подготовки певчих. С 2004 года действуют Певческие курсы для взрослых.

Большую роль в возрождении национальных традиций играют Воскресные школы, ныне действующие практически при каждом храме региона.

Устойчивым стал интерес хоровых коллективов к исполнению богослужебной музыки, которая звучи т в настоящее время не только в храмах, но и на концертной эстраде. Представители Церкви стремяться найти контакты с широкими слоями населения, проводя различные меропроятия и встречи, пасхальные и рождественские фестивали.

Наметилась тенденция приобщения молодежи и подростков к православным духовным ценностям в светских учебных заведениях, что проявляется в изучении церковнославянского языка, житий святых.

Проведенные наблюдения позволяют сделать вывод о наметившейся положительной тенденции приобщения населения Восточного Забайкалья к православной культуре, составной частью которой является певческая традиция.

В течение более чем шести десятилетий в нашей стране проводился уникальный эксперимент - религия рассматривалась как результат обмана и невежества, насильственно насаждалось безбожие. На протяжении последних десятилетий религия вновь рассматривается как полноправная часть национальной культуры. Идея Бога - высшего духовного Существа, возникшая в глубокой древности, обладающая огромной энергией и потенциальной властью над человеком, органично входит в мировоззрение людей, в том числе не получивших религиозного воспитания.

Феномен храмового действа православия, с его особой многомерностью, выраженной через синтез искусств, и соединение духовных и художественных ценностей, вновь стал доступным жителям Восточного Забайкалья. Храмовое пение, традиции которого имеют многовековую историю, несет в себе высокие эстетические ценности. Эти особенности православного певческого искусства способствуют развитию в человеке духовности и помогают решению задачи, которую ставит перед собой Русская церковь сегодня: вывести народ из почти векового духовного кризиса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Недогонова, Валентина Васильевна, 2007 год

1. ГАЧО (Государственный архив Читинской области), фонд 7, опись 2, дело 118.

2. ГАЧО, фонд 7, опись 2, дело 555.

3. ГАЧО, фонд 8, опись 1, дело 1949.

4. ГАЧО, фонд 8, опись 1, дело 39.

5. ГАЧО, фонд 8, опись 1, дело 279.

6. ГАЧО, фонд 8, опись 1, дело 97.

7. ГАЧО, фонд 8, опись 1, дело 291.

8. ГАЧО, фонд 8, опись 1, дело 222.

9. ГАЧО, фонд 8, опись 1, дело 1438.

10. ГАЧО, фонд 8, опись 1, дело 250.

11. ГАЧО, фонд 8, опись 1, дело 603.

12. ГАЧО, фонд 8, опись 1, дело 949.

13. ГАЧО, фонд 8, опись 1, дело 1949.

14. ГАЧО, фонд 8, опись 2, дело 235.

15. ГАЧО, фонд 8, опись 3, дело 150.

16. ГАЧО, фонд 282, опись 1, дело 2150.

17. ГАЧО, фонд 282, опись 1, дело 2179.

18. ГАЧО, фонд 282, опись 1, дело 2141.

19. ГАЧО, фонд 282, опись 1, дело 2180.

20. ГАЧО, фонд 282, опись 1, дело 2181.

21. ГАЧО, фонд 282, опись 1, дело 2346.

22. ГАЧО, фонд 282, опись 1, дело 2416.

23. ГАЧО, фонд 282, опись 1, дело 2455.

24. ГАЧО, фонд 282, опись 1, дело 2955.

25. ГАЧО, фонд 282, опись 1, дело 2740.

26. Авдеев, С.М. Домовые церкви Читы. Текст. / С.М. Авдеев // Православная история Забайкалья: учебное пособие. Чита: Экспресс-издательство, 2004. - С. 213-226.

27. Авдеев, С.М. Чита православная Текст.: материалы экскурсии / С.М. Авдеев Чита: «Экспресс издательство», 2004. - 58 е., ил.

28. Алексеева, Г.В. Византийско-русская певческая палеография Текст.: практикум / Г.В. Алексеева. Владивосток: Дальнаука, 2005. - 216 с.

29. Алексеева, Г.В. Древнерусское певческое искусство (музыкальная организация знаменного распева) Текст. / Г.В. Алексеева. -Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1983.- 172 с.

30. Алексеева, Г.В. Проблемы адаптации византийского пения на Руси Текст. / Г.В. Алексеева. Владивосток: Дальнаука, 1996. - 380 с.

31. Апостол с толкованием блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского Текст. М.: «Ковчег», 2002. - 1088 с.

32. Архимандрит Киприан (Керн). Литургика (гимнография и эортология) Текст. / Архимандрит Киприан (Керн). М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1999. - 152 с.

33. Арнольдов, А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию Текст. / А.И. Арнольдов. М.: Изд-во МГИК, 1992. -237 с.

34. Артановский, С.Н. Некоторые проблемы теории культуры Текст. / С.Н. Артановский. Л.: Изд-во ЛГИК, 1977. - 83 с.

35. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б.В. Асафьев; [ред., вступит, ст. И комм. Е.М. Орловой Изд. 2-е.] - Л.: Музыка, 1971.-376 е., нот. ил.

36. Баева, В.В. Театр в контексте культуры Восточного Забайкалья советского периода Текст.: автореф. дис. канд. культурологии / В.В. Баева. Улан-Удэ, Изд-во БГУ 2002. - 22 с.

37. Бачинская, Н.М. Русское народное музыкальное творчество Ноты.: хрестоматия / Н.М. Бачинская, Т.В. Попова. М., 1973. - 302 с.

38. Белик, А.А. Культурология. Антропологические теории культур Текст.: учебное пособие / А.А. Белик М., Изд-во РГТУ, 2000. - 240 с.

39. Белозерцев, Е.П. Методологические основы изучения образования Текст. / Е.П. Белозерцев // Вестник Елецкого ун-та. 2004. - Вып. 7. -С. 4-28.

40. Бердяев, Н.А. Русская идея Текст. / Н.А. Бердяев. Харьков: ФОЛИО; М.: ACT, 2000. - 624 с.

41. Бердяев, Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии) Текст. / Н.А. Бердяев. М.: Книга, 1991. - 446 с.

42. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества Текст. / Н.А. Бердяев. М.: Правда, 1989. - 607 с.

43. Бердяев, Н.А. Судьба России Текст. / Н.А. Бердяев. М.: Мысль, 1990.-205 с.

44. Билз, Р. Аккультурация Текст.: в 2-х т. / Р. Билз // Антология исследований культуры. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997.-Т. 1. — 367с.

45. Болонев, Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XV XX веках. Текст. / Ф.Ф. Болонев; отв. ред. Л.М. Русакова. - Новосибирск: АОЗТ «Издательство Февраль», 1994. - 148 е., ил.

46. Бражников, М.В. Древнерусская теория музыки Текст. / М.В. Бражников. Л.: Музыка, 1972. - 422 е., нот. ил.

47. Бражников, М.В. Лица и фиты знаменного распева. Текст. / М.В. Бражников; общ. ред. Н.С. Серегиной и А.Н. Крюкова. Л.: Музыка, 1984.-302 е., нот ил.

48. Бражников, М.В. Русская певческая палеография Текст.:СПб.: РИИИ, СПбГХ, 2002.-296 е., ил.

49. Брокгауз, Ф.А. Энциклопедический словарь Текст.: в 82-х т./ Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб, 1892. - Т. 23. - 500 с.

50. Булгаков, С.Н. Два града: исследования о природе общественных идеалов Текст. / С.Н. Булгаков. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 589 с.

51. Булгаков, С.Н. Христианский социализм Текст. / С.Н. Булгаков. -Новосибирск: Наука, 1991. 347с.

52. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения Текст. / С.Н. Булгаков. М.; Харьков: ACT: Фолио. 2001. - 666 с.

53. Булдаков, Д.С. Региональный фактор в становлении православной традиции на Крайнем Севере европейской России Текст.: дис. канд. культурологии: 24.00.01. / Д.С. Булдаков СПб., 2006. - 169 с.

54. Бычков, В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы Текст. / В.В. Бычков. М.: Искусство, 1977. - 199 с.

55. Бычков, В.В. 2000 лет христианской культуры: sub specie aesthetika. Текст.: в 2-х т. Т. 1. Раннее христианство. Византия. / В.В. Бычков. -М.; СПб.: Университетская книга, 1999. 575 с.

56. Бычков, В.В. 2000 лет христианской культуры: sub specie aesthetika. Текст.: в 2-х т. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. / В.В. Бычков. М.; СПб.: Университетская книга, 1999. - 527 с.

57. Б ычков, В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века Текст. / В.В. Бычков. М.: Мысль, 1992. - 638 с.

58. Валицкая, А.П. Русская эстетика XVIII века Текст. / А.П. Валицкая. -М., Искусство, 1983.-238 с.

59. Вехи: сборник статей о русской интеллигенции Текст. репринтное издание 1909 г. -М.: Новости, 1991. - 221с.

60. Всенощное бдение. Литургия Текст.: с объяснениями. изд. 2-е. -Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2003. - 95 с.

61. Владышевская, Т.Ф. К вопросу о связи народного и профессионального древнерусского певческого искусства Текст. Т.Ф. Владышевская // Музыкальная фольклористика М.: Сов. Композитор, 1978. - Вып. 2. -С. 115-336.

62. Власова, В.Б. Традиция как социально-философская категория Текст. / В.Б. Власова // Философские науки. 1980. - № 4. - С. 30-39.

63. Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры Текст. / Г.П. Выжлецов. -СПб.: Изд-во С-ПбУ, 1996. 152с.

64. Вышеславцев, Б.П. Кризис индустриальной культуры: Марксизм. Неосоциализм. Неолиберализм Текст. / Б.П. Вышеславцев. Нью-Йорк: CHALIDZE PUBLIKATION, 1982. - 350 с.

65. Галицкая, С.П. Теоретические вопросы монодии Текст. / С.П. Галицкая. Ташкент: Фэн, 1981. - 92 с.

66. Гарднер, И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви в двух томах: Система. Сущность. История. Текст. / И.А. Гарднер. -Московская духовная академия. Сергиев Посад, 1998. Т. 2. - 605 с.

67. Гершунский Б.С. Философия образования. Текст.: учеб. пособие для студентов / Б.С.Гершунский. М.: 1998. - 432 с.

68. Герцман, Е. Византийское музыкознание Текст. / Е. Герцман. J1.: Музыка, 1988. - 254 е., нот. ил.

69. Гоголь, Н.В. Духовная проза Текст. / Н.В. Гоголь. М.: Русская книга, 1992.-557 с.

70. Горковенко, А.Е. Духовная миссия Наследника Цесаревича Николая Александровича Романова в Забайкалье (июнь, 1891 г.) Текст.: / А.Е.

71. Горковенко. // Православное Забайкалье: учебное пособие Чита: Экспресс- издательство, 2004. С. 179-183.

72. Глаголев, B.C. Характер и подвиг Святителя Текст. / B.C. Глаголев. // Православное Забайкалье: учебное пособие Чита: Экспресс-издательство, 2004. С. 80-85.

73. Грубер, Р.И. Всеобщая история музыки Текст. / Р.И. Грубер. М.: Гос. муз. изд-во, 1960. - 487 с.

74. Гуревич, П.С. Культурология Текст.: учебник / П.С. Гуревич. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2000. - 280 с.

75. Даль, В.И. Толковый словарь живого русского языка Текст. / В.И. Даль. -М.: 1956.-699с.

76. Дорофеев, Н.И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. Ноты. / Н.И. Дорофеев. М.: Советский композитор, 1989. -456 с.

77. Дроботушенко, Е.В. Православные монастыри Забайкалья во второй половине XIX начале XX века: Текст.: автореф. дис. . канд. истор. наук / Е.В. Дроботушенко. - Улан-Удэ: изд-во БГУ, 2002. - 22 с.

78. Доровская, В.В. Социокультурные особенности храмового строительства в Хабаровском крае Текст.: автореф. дисс. . канд.культурологии / В.В. Доровская. Комсомольск-на-Амуре,:ГТУ, 2006. -27 с.

79. Дрожжина, М.Н. Феномен художественной школы в каноническом искусстве (онтологический аспект) Текст.: / М.Н. Дрожжина. // Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика. Материалы междунар. науч. конф. Новосибирск: 2004. - С. 56-71.

80. Дугин, И.М. духовность и нравственность: основные формы связи Текст.: автореф. дис. канд филос. наук / И.М. Дугин. СПб.: 1996. -24 с.

81. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура Текст.: учебное пособие для вузов / Л.Г. Емохонова. М.: Академия, 1999. - 448 с.

82. Зенкова, Т.М. Народная песенная культура семейских Восточного Забайкалья (историко-культорологический аспект) Текст.: автореф. дис. канд. культурологии / Т.М. Зенкова. Улан-Удэ, 2003. - 23 с.

83. Зеньковский, В.В. История русской философии Текст.: в 2-х томах / В.В. Зеньковский. Ростов-на-Дону: ACT; Феникс, 1999. - 542 с.

84. Зеньковский, В.В. Психология детства Текст. / В.В. Зеньковский. -М.: Школа-Пресс, 336 с.

85. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете Христианской антропологии Текст. / В.В. Зеньковский; отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1996. - 271 с.

86. Зильберман, Д.Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность Текст. / Д.Б. Зильберман // Вопросы философии. 1996. - № 4. - С. 76-105.

87. Знаков, В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры: Психология личности в трудах отечественных психологов Текст. / В.В. Знаков. СПб.: 2000. - 436 с.

88. Иконникова, С.Н. Диалог о культуре Текст. / С.Н. Иконникова. Л.: Лениздат, 1987.-205с.

89. Иконникова, С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы Текст.: учеб. пособие / С.Н. Иконникова. СПб.: Гос. акад. культуры, 1996. -246 с.

90. Ильенков, Э.В. Философия и культура Текст. / Э.В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991.-463с.

91. Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта. Исследование. Текст.: в 2-х т.: сборник статей о русской революции / И.А. Ильин, С.А. Аскольдов, Н.А. Бердяев [и др.] М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - Т.2. - 298с.

92. Ильин, И.А. О грядущей России Текст.: избранные статьи / И.А. Ильин. Нью-Йорк: Совместное изд-е Свято-Троицкого монастыря и корпорации Телекс Джорданвилл, 1991. - 368 с.

93. Ильин, И.А. Путь к очевидности Текст. / И.А. Ильин. М.: Республика, 1993. - 431 с.

94. Ильин, В. Очерки истории русской хоровой культуры Текст. / В. Ильин-М.: Сов. Композитор, 1985. Ч. 1. -232 с.

95. Иманакова, Е.Г. Художественная жизнь Восточного Забайкалья как явление культуры второй половины XIX первой четверти XX века Текст.: автореф. дис. канд. культурологии / Е.Г. Иманакова. - Улан-Удэ, изд-во ВСГАКИ. - 2002. - 23 с.

96. Исторический очерк церковно-школьного дела в Забайкалье Текст. // Забайкальские епархиальные ведомости. 1907. - № 17.С. 20

97. История русской музыки Текст.: в Ют. / Ю.В. Келдыш. М.: Музыка, 1983. - Т. 1. - 383 е., нот ил.

98. История русской музыки Текст.: в Ют. / Ю.В. Кедыш, О.Е. Левашова. М.: Музыка, 1985. - Т. 2. 4.1. - 423 е., нот ил.

99. История русской музыки Текст. / под ред. Кандинского. М.: 1972. - Т. 1.- 595 с.

100. История Сибири с древнейших времен до наших дней Текст. / В.А. Александров [и др.]: в 5 т.- Л.: Наука, 1968.- Т. 2.-538 е., ил.

101. История Сибири с древнейших времен до наших дней Текст. / В.И. Дулов [и др.]: в 5 т.- Л.: Наука, 1968.- Т. 3. 530 е., ил.

102. Кавелин, К.Д. Краткий взгляд на русскую историю. Текст. / К.Д. Кавелин. // Наш умственный строй. М.: Правда, 1989. - С. 158-170.

103. Каган, М.С. Искусство как феномен культуры. Искусство в системе культуры Текст. / М.С. Каган Л.: Наука, 1987. - 272 с.

104. Каган, М.С. Музыка в мире искусств Текст. / М.С. Каган. СПб.: Ut, 1996.-232 с.

105. Каган, М.С. Философия культуры Текст. / М.С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-416с.

106. Каган, М.С. Философская теория ценности Текст. / М.С. Каган. -СПб.: Петрополис, 1997. -205с.

107. Казанцева, Т.Г. Типология старообрядческой традиции литургического пения Текст. / Т.Г. Казанцева. // Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика: материалы междунар. науч. конф. -Новосибирск, 2004. С. 96 -114.

108. Календарь знаменательных и памятных дат Читинской области на 1993 г. Текст. Чита, 1992. - 111 с.

109. Камаев, А.Ф. Народное музыкальное творчество Текст.: учеб. пособие для вузов / А.Ф. Камаев, Т.Ю. Камаева. М.: Академия, 2006. -304 с.

110. Камедина, Л.В. Крестный ход на Иргень Текст. / Л.В. Камедина. // Православное Забайкалье: учебное пособие Чита: Экспресс издательство, 2004. - С. 31-32.

111. Карпычев, М.Г. Семантическая функция музыки и ритуалы ее бытования Текст. / М.Г. Карпычев. // Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика: материалы междунар. науч. конф-Новосибирск, 2004. С. 29-46.

112. Киреевский, И.В. Избранные статьи Текст. / И.В. Киреевский. -М.: Современник, 1984. Т. 1. - 383 е., ил.

113. Ключевский В.О. Русская история Текст.: полный курс лекций: в 3-х кн. / В.О. Ключевский. М.: Мысль, 1994. - Кн. 1. - 572 с.

114. Кобылянский, В.А. Философия антропоэкологии: исходные идеи, понятия, проблемы Текст.: учеб. пособие / В.А. Кобылянский. -Новосибирск: РИФ-Новосибирск, 2003. 95 с.

115. Константинов, А.В., История Забайкалья (с древнейших времен до 1917 года) Текст. / А.В. Константинов, Н.Н. Константинова. Чита: АНО (ЦНОП); Изд-во ЗабГПУ, 2002. - 248 с.

116. Корольков, А.А. Русская духовная философия Текст. / А.А. Корольков. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. - 348с.

117. Косых, В.И. Святые, памятные места Забайкалья Текст. / В.И. Косых. // Православие на рубеже тысячелетий. Чита: «Поиск», 2001. -С. 164-169.

118. Кошмина, И.В. Русская духовная музыка Текст.: В 2-х кн. / И.В. Кошмина/История. Стиль. Жанры. М.: ВЛАДОС, 2001. -224 с. Кн. 1.

119. Кошмина, И.В. Русская духовная музыка Текст.: В 2-х кн. / И.В. Кошмина / Программы. Методические рекомендации. М.: ВЛАДОС, 2001.-224 с. Кн. 1.

120. Кудрявцев, С. Читинский Михайло-Архангельский храм: история и современность Текст. / С. Кудрявцев. // Православие в Забайкалье: учебное пособие. Чита: 2004. - С. 47 - 49.

121. Куликов, В.В. Д.С. Мережковский как философ Текст.: /В.В. Куликов. // Славянская культура: традиции и современность: материалы2.й региональной найчно-практической конференции. Чита: ЧГПИ, 1996.-С. 66-72.

122. Культурология. XX век Текст.: словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.-640 с.

123. Культурология. История мировой культуры Текст.: учебник для студ. высш. учебн. завед.; под ред. И.О. Воскресенской. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 1995. - 744 с.

124. Культурология. История мировой культуры Текст.: учебник для вузов / под ред. проф. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт; Юнити, 1998. - 600 е.: ил. цв.

125. Кургузов, B.J1. Язык искусства. Текст.: Улан-Удэ: ВСГТУ, 1997. -54 с.

126. Лесовиченко, A.M. Западный музыкально-культовый канон и его историческая судьба Текст.: / A.M. Лесовиченко Новосибирск: НГТУ, 2001.-32 с.

127. Лихачев, Д.С. Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства Текст. / Д.С. Лихачев. Л.: Наука, 1985. -543 е., ил.

128. Лихачев, Д.С. Раздумья о России Текст. / Д.С. Лихачев; Ред. Г.Павлова. СПб.: Логос, 1999. - 672с.

129. Лихачев, Д.С. Русская культура Текст. / Д.С.Лихачев. М.: Искусство, 2000. - 440с.

130. Личность и творчество П. Флоренского в оценке русских мыслителей и исследователей Текст.: антология / сост. К.Г.Исупова. -2-е изд., перераб. и доп. СПб.: РХГИ, 2001. - 824с.

131. Лосев, А.Ф. Владимир Соловьев Текст. / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1983.-208с.

132. Лосев, А.Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки Текст.: сборник статей / А.Ф. Лосев. М.: Наука. - С.6 - 16.

133. Лосский, Н.О. История русской философии Текст. / Н.О. Лосский. -М.: Высш. шк., 1991. 559с.

134. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа Текст. / Н.О. Лосский. М.: Политиздат, 1991.-368с.

135. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века) Текст. / Ю.М. Лотман. - 2-е изд., доп. - СПб.: Искусство, 2002. - 413с.

136. Лотман, Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки Текст. / Ю.М. Лотман. М.: Наука, 1973. - С. 16 - 22.

137. Ляпкина, Т.Ф. Очерки истории православной музыкальной культуры Забайкалья (конец XVII начало XX вв) Текст. / Т.Ф. Ляпкина. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГАКМ, 2003. - 201 с.

138. Лялина, Л.Н. Православие в истории Забайкалья. Деятельность православных священников Текст. // Девятые Иннокентьевские чтения / Л.Н. Лялина. Чита: 2001. - С. 49 - 55.

139. Мазель, Л.А. О мелодии Текст. / Л.А. Мазель. М., 1952.- 42 с.

140. Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений Текст.: учеб. пособие для муз. вузов 3-е изд. / Л.А. Мазель. - М.: Музыка, 1986.-527с., нот. ил.

141. Малюга, Ю.Я. Культурология Текст.: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и испр. / Ю.Я. Малюга. - М., 1998. - 333 с.

142. Мартынов, В.И. История богослужебного пения Текст. : учеб. пособие / В.И. Мартынов. М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. - 240 с.

143. Матвеева, Р.П. Народно-поэтическое творчество старообрядцев Забайкалья (семейских) / Р.П. Матвеева. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2005. -124 с.

144. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки Текст. / В.В. Медушевский. -М.: Музыка, 1976-254 е., нот. ил.

145. Межуев, В.М. Культура и история (Проблема культуры в философско-исторической теории марксизма) Текст. / В.М. Межуев. -М.: Политиздат, 1977. 199 с.

146. Мерцалова, Л.И. Формирование духовно-нравственных ценностей приизучении библейской притчи Текст. // Православие на рубеже тысячелетий /Л.И. Мерцалова Чита: «Поиск», 2001. - С. 125 - 134.

147. Металлов, В.М., протоиерей. Очерк истории православного церковного пения в России Текст. / В.М. Металлов. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995,- 160 с.

148. Мировая художественная культура Текст.: учеб. пособие / Б.А. Эренгросс, В.А. Арсеньев, Н.Н. Воробьев и др.; под ред. Б.А. Эренгросс. М., 2000.

149. Минюшев, Ф.И. Социология культуры Текст. / Ф.И. Минюшев. -МГУ им. Ломоносова. М.: Академический проект, 2004,272 с.

150. Миропольский, С.И. Очерк истории церковно-приходской школы от первого её возникновения на Руси до настоящего времени Текст. / С.И. Миропольский. М.: Православный Свято-Тихвинский гуманитарный университет, 2006. - 407с.

151. Модзалевский, JI.H. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней. Текст. / Л.Н. Модзалевский. -СПб.: Алетейя, 2000. 496 с.

152. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки Текст. / Е.В. Назайкинский. М.: Музыка, 1988. - 254 е., нот.

153. Народы Забайкалья: возрождение и развитие Текст.: сборник материалов научной конференции. Чита, 1997.

154. Никандров, Н. Д. Ценности как основа целей воспитания Текст. / Н.Д. Никандров // Педагогика. 1998. - №3. - С. 3-11.

155. Николаева, Е.В. История музыкального образования. Древняя Русь конец X середина XVII столетияТекст. / Е.В. Николаева.- М.: ВЛАДОС, 2003.-206 с.

156. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. М.: Изд-во «Отчий дом», 2001.-732 с.

157. Об отделении школы от государства и школы от церквиТекст.: собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства № 18 от 26 января 1918 года // Газета Рабочего и Крестьянского Правительства. 1918. - № 15. - 28 января.

158. Обиход церковного пения Ноты. / Ред. Г.Н. Дубинкин. 2-е изд. -Сергиев посад, 2000. - 279с.

159. Обиход церковного пения Ноты. / Ред. Г.Н. Лапаев. Всенощное бдение. М.: Православный центр Живоносный источник, 2000. - Ч. 1. -68 с.

160. Обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Текст.: сборник Русская школа: Проблемы и задачи // Роман-газета. 1994. -Вып. III.-С. 3-4.

161. Оганов, А.А. Теория культуры Текст.: учеб. пособие для вузов / А.А. Оганов, И.Г. Хангельдиева. М.: Фаир - Пресс, 2003. - 416 с.

162. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка Текст. / С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд. пераб и доп. - М.: ЭЛПИС, 2003. - 944с.

163. Орлова, Е.М. Лекции по истории русской музыки Текст. / Е.М. Орлова.- М.: Музыка, 1979. 383 с.

164. Орлова, Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию Текст./ Э.А Орлова. М.: Изд-во МГИК, 1994. - 214 с.

165. Отчет об устройстве краткосрочных педагогических курсов, бывших летом 1908 года в селе Цасучей при второклассной учительской школе для учителей церковных школ Текст. Чита, 1909.-165 с.

166. Отчет о состоянии Забайкальской духовной миссии за 1899 год Текст. // Забайкальские епархиальные ведомости. 1900. - № 13-14.

167. Отчет о состоянии Забайкальского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1905 1906 год Текст. // Забайкальские епархиальные ведомости. - 1907. - № 6.

168. Пелипенко, А.А. Культура как система Текст. / А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко. -М.: Язык русской литературы, 1998. 376 с.

169. Песнопения Октоиха: стихиры, тропари, прокимны, ирмосы. Напев клироса Свято-Вознесенского кафедрального собора города Новосибирска. Текст.: в 8-ми вып. Новосибирск: Книжица.

170. Попова, Т.В. Основы русской народной музыкиТекст. / Т.В. Попова.-М., 1977.- 178 с.

171. Православные русские обители: полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российскойимперии и на Афоне: Репринтное издание. СПб.: «Воскресение», 1994.-732 е., ил.

172. Православный богослужебный сборник: в помощь молящимся в храме Текст.: М.: Даниловский благовестник, 2000. - 400 с.

173. Плахов, В.Д. Традиции и общество Текст.: опыт философско-социологического исследования / В.Д. Плахов. М.: Мысль, 1982. -220с.

174. Потемкина, Н.А. Богослужебное пение в начале и конце XX века Текст.: лекция по курсу «История русской музыки» / Н.А. Потемкина. -М., 1999.-32 с.

175. Православие и культура Текст.: сборник религиозно-философских статей / под ред. В.В. Зеньковского. Берлин: Русская книга, 1922. -236с.

176. Православие: pro et contra. Осмысление роли Православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и церкви / сост. Федорова. СПб.: РХГИ, 2001. - 792 с.

177. Проблема ценности в философии Текст. / под ред. А.Г.Харчева и др.-М.; Л., 1966.-29с.

178. Радугин, А.А. Философия Текст.: курс лекций / А.А. Радугин. 2-е изд. перераб и доп.- М.: Центр, 1999. - 272 с.

179. Рапацкая, Л.А. История русской музыки от Древней Руси досеребряного века» Текст. / Л.А. Рапацкая. М.: ВЛАДОС, 2001. - 384 с.

180. Религия как феномен культуры Текст.: методическое пособие. / Авт.-сост. Л.Н. Краснопольская. Пущино: Пущинский научный центр РАН, 1994. - 90 с.

181. Розин, В.М. Культурология Текст.: учебник для вузов / В.М. Розин. М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 1988. - 334 с.

182. Романов, В.П. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии Текст. / В.П. Романов. М.: 1991.

183. Роменская, Т.А. История музыкальной культуры Сибири от походов Ермака до крестьянской реформы 1861 года Текст. / Т.А. Роменская. Томск, 1992. - 412 с.

184. Рубцов, Ф.А. Статьи по музыкальному фольклору Текст. / Ф.А. Рубцов. Л.; М., 1973. - 214 с.

185. Руднева, А.В. Русское народное музыкальное творчество Текст.: очерки по теории фольклора / А.В. Руднева. М., 1994. - 222 е., нот. ил.

186. Русская книга в дореволюционной Сибири. Рукописная и печатная книга на востоке страны Текст.: сб. науч. трудов / Новосибирск, Российская академия наук, 1992. 212 с.

187. Русская культура и образование Текст.: материалы и разработки по философии и педагогике культуры. СПб: Изд-во СПб ГУПМ, 1997.-Вып.7.-128с.

188. Русские философы. Конец XIX середина XX в. Текст.: антология, библиограф, очерк / Сост. С.Б. Неволин, Л.Г.Филинова. -М.: Кн. палата, 1994. - 424с.

189. Русские философы: Проблема Христианства и культуры в истории духовной критики XX века Текст. / сост. Л.Г.Филонова. М.: Пашков дом, 2002.-218с.

190. Сарапулов, Е.В. Феномен веры в русской религиозной философии конца XIX-XX веков (ценностно-этический аспект) Текст.: автореф. дис. . канд. филос. наук / Е.В. Сарапулов. СПб., 2002. - 24с.

191. Скребков, С.С. Избранные статьи Текст. / ред.-сост. Д.А. Арутюнов. М.: Музыка, 1980. - 216 с.

192. Соловьев, B.C. Избранные произведения Текст. / B.C. Соловьев. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544с.

193. Соловьев, B.C. Оправдание добра: Нравственная философия Текст. / B.C. Соловьев. М.: Республика, 1996. - 479с.

194. Соловьев, B.C. Философия искусства и литературная критика Текст. / B.C. Соловьев. М.: Искусство, 1991. - 688 с.

195. Соловьев, B.C. Сочинения. Текст.: в 2-х т. / B.C. Соловьев. М.: Правда, 1989. - Т.1: Философская публицистика. - 688с.

196. Сохор, А.Н. Социология и музыкальная культура // Вопросы социологии и эстетики музык Текст. сборник статей/ А.Н. Сохор. JL: Советский композитор, 1980. - Вып. 1. - 195 с.

197. Сохор, А.Н. Человек, культура, традиция // Традиция в истории культуры Текст. / А.Н. Сохор, А.Г. Спиркин. М.: Наука, 1978. - С. 514.

198. Стиль, традиция в развитии культуры Текст. / под ред. Е.Я. Зазерского. Л.: Изд-во ЛГИГ, 1989. - 172 с.

199. Субетто, А.И.Творчество, жизнь, здоровье и гармония: (этюды креативной онтологии) Текст. / А.И. Субетто. М.: Логос, 1992-202 с.

200. Титова, Л.В. Основное догматическое сочинение идеологов раннего раскола Текст. //Культурное наследие средневековой Руси в традициях Урало-Сибирского старообрядчества: Материалы Всерос. Науч. Конф. / Новосибирск, 1999. 84 - 90.

201. Успенский, Н.Д. Древнерусское певческое искусство Текст. / Н.Д. Успенский. 2-е изд. - М.: Сов композитор, 1973. - 623 с.

202. Успенский, Н.Д. Образцы древнерусского певческого искусства Ноты. / Н.Д. Успенский. Л.: Музыка, 1971.-354 с.

203. Федор Крестьянин. Стихиры. Публикация, расшифровка и исследование М.В. Бражникова Ноты.: памятники русского музыкального искусства. М.: Музыка, 1974. - вып. 3. - 247 с.

204. Федоренко. Ладовые структуры устных образцов старообрядческого пения. // Культурное наследие средневековой Руси в традициях Урало-Сибирского старообрядчества: Материалы Всерос. Науч. Конф. / Новосибирск, 1999. 357-388

205. Философский энциклопедический словарь. Текст. / под ред.: Л.Ф. Ильичева и др.-М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

206. Философский энциклопедический словарь Текст. / под ред. Е.Ф. Губского и др. М.: ИНФРА - М, 2006. - 575 с.

207. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов Текст.: учебное пособие / А.Я. Флиер. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 464 с.

208. Флоренский, П.А. Смысл идеализма Текст. / П.А. Флоренский. -Сергиев Посад: Тип. Тр. Сергиевой Лавры, 1914. 96с.

209. Флоренский, П.А. Собрание сочинений. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии Текст. / П.А. Флоренский; сост. Андроник (А.С.Трубачев). М.: Мысль, 2000. -446с.

210. Флоровский, Г.В. Вера и культура Текст.: избранные труды по богословию и философии / Г.В. Флоровский. СПб.: РХГИ, 2002. -862 с.

211. Флоровский, Г.В. Из прошлого русской мысли Текст. / Г.В. Флоровский. М.: Аграф, 1998. - 432с.

212. Франк, C.JI. Предмет знания: об основах и пределах отвлеченного знания. Душа человека: опыт введения в философскую психологию / С.Л. Франк. СПб.: Наука, 1995. - 665 с.

213. Франк, В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франк; под ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. - 368с.

214. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусстваТекст.: учеб. пособие. -СПб.: Лань, 2000.-230 с.

215. Шабалина, А.Н. Русская духовная музыка в свете теории социокультурной динамики Питирима Сорокина: Текст. дис. . канд. культурологии / А.Н. Шабалина: 24.00.01. Краснодар, 2006. - 177 с.

216. Шиндин, Б.А. Жанровая типология древнерусского певческого искусства Текст. / Б.А. Шиндин. Новосибирск: НТК им. М.И. Глинки, 2004. - 400 с.

217. Щирин, Д.В. К вопросу восприятия литургических произведений (на материале великих ектений композиторов рубежа XIX XX веков). Текст. / Музыка и время № 8,2005.

218. Щуров, В.М. Стилевые основы русской народной музыки Текст. / В.М. Щуров. М., 1999. - 476 с.

219. Щуровская, Н.А. Методы изучения современного церковного обихода на материале московской певческой традиции. М., 1995. -108 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.