Ценностные основания социальной активности молодежи: этический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Кантеева (Афанасова), Ксения Михайловна
- Специальность ВАК РФ09.00.05
- Количество страниц 165
Оглавление диссертации кандидат философских наук Кантеева (Афанасова), Ксения Михайловна
Введение.
I. Нравственные ценности: история изучения и современное состояние.
1.1. Теоретические основы изучения нравственных ценностей.
1.2. Ценностные ориентации современной молодежи: анализ прикладных исследований.
II. Место и значение нравственных ценностей в процессе развития социальной активности молодежи.
2.1. Социальная активность как этический феномен.
2.2. Ценностно-ориентированный подход к развитию социальной активности молодого поколения.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Русская сельская молодежь полиэтнического региона: трансформация духовно-нравственных ценностей в условиях становления гражданского общества: на материалах Республики Бурятия и Читинской области2007 год, доктор социологических наук Бояк, Татьяна Николаевна
Моральные ценности российской молодежи: Содержание, факторы и тенденции изменений, по материалам социологических исследований 70-х - 90-х гг. ХХ в.2002 год, доктор социологических наук Потапов, Валерий Петрович
Ценностные аспекты социализации молодежи1997 год, кандидат философских наук Прокоп, Анна Владимировна
Аксиологический потенциал социально-культурной деятельности как ресурс духовно-нравственного воспитания молодежи2007 год, доктор педагогических наук Гарифуллина, Резеда Саитовна
Ценностные ориентации современной российской студенческой молодежи: социально-философские аспекты2008 год, кандидат философских наук Максимов, Сергей Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ценностные основания социальной активности молодежи: этический аспект»
Актуальность исследования. Культурно-исторический контекст развития мирового сообщества в последние два столетия характеризуется рядом особенностей.
Во-первых, ускоряется течение социального времени и, как следствие, повышается жизненный темп и ритм жизнедеятельности социума в целом, что выражается в стремительном научно-техническом прогрессе, появлении новых информационных систем и систем связи. В то же время снижается длительность жизни отдельного человека в подавляющем большинстве стран, социальные болезни распространяются в геометрической прогрессии.
Во-вторых, расширяются пространственные характеристики во всех сферах жизнедеятельности мирового социума, в связи с чем возникает необходимость экономических, политических и социальных интеграционных процессов. Стираются границы между государствами, культурными сообществами, наблюдается явная тенденция к объединению человечества для решения единых задач.
В-третьих, вопреки предыдущим признакам, наблюдается высокая плюрализация путей развития отдельных государств, как в политическом, так и в социальном планах. XX век принес миру множество социальных потрясений, характер которых во многом был непредсказуем. И, наконец, современному сообществу характерна духовная трансформация, смена жизненной философии в целом, продиктованная и обусловленная выше обозначенными факторами. Наступает этап серьезного переосмысления социальных представлений о стиле и перспективах существования мировой цивилизации. Формируется новый тип социального мышления, который можно было бы обозначить как антикризисный, в очередной раз в истории выступает на первый план проблема Человека.
Данная тенденция к гуманистической трансформации социального бытия на фоне усугубления негативной картины развития социума может быть поставлена под сомнение. Тем не менее, о ее наличии свидетельствуют многие факторы, среди которых одним из важнейших является постановка антропологической проблематика в центр научного пространства современности, повышенный исследовательский интерес к гуманитарной области знания.
Общество оценивается в современном мире по уровню экономического развития, политическому режиму, уровню интеллектуального потенциала. Серьезно ставится в нашей стране вопрос о принятии и введении единого социального стандарта. Но все эти показатели носят внешний, производный характер, являются вторичными по отношению к уровню нравственного сознания и нравственной психологии нации. Нравственные основы мировосприятия выступают как основной движитель, глубинный механизм и стимул развития народа, нации, государства. Именно на данном уровне формируются основные деятельностные установки, стили поведения, вырабатывается стратегия развития.
Диссертационное исследование затрагивает три актуальные проблемы современности, лежащие в плоскости целого ряда гуманитарных наук.
Во-первых, в исследовании рассматривается проблема нравственных ценностей, их место в общей ценностной системе, и те процессы, которые оказывают позитивное и негативное влияние на данную систему. Данная тема выступает в качестве стержневой, что обусловлено признанием системы ценностей центральным элементом моральной структуры. В последнее время вопросы ценностных ориентаций являются одними из самых популярных в прикладных исследованиях. В данном исследовании предпринята попытка придать проблеме ценностных ориентаций практическую значимость через применение ценностного подхода в нравственном воспитании молодежи и развитии ее социальной активности.
В современной воспитательной системе важность ценностей признается, но не связывается с социальной активностью, то есть исключается важнейший элемент - реализация ценности в социокультурном пространстве через деятельность. В исследовании осуществляется поиск путей применения ценностного потенциала через рассмотрение места ценностей в сфере социальных отношений и выражения их духовно-нравственного содержания в конкретном социальном действии.
Во-вторых, речь идет о проблеме молодежи как специфической и уникальной социальной группы, обладающей своими характерными особенностями и ролями. В научном пространстве проблема молодежи до сих пор считается новой, и потому неразработанной. «До XX века общества не знали молодежи», — считает современный политолог A.C. Панарин [120,354], и с его утверждением сложно спорить. Действительно, осознание молодежи как особого бытийного феномена наступает лишь в XX веке. В современной (не только российской, но и общемировой) ситуации, когда постоянно поднимаются вопросы о дальнейшей судьбе цивилизации, будущем культуры, направлении научно-технического прогресса и т.д., изучение молодежи как субъекта мирового развития становится все более актуальным. В исследовании в качестве основного аспекта изучения молодого поколения выступает его нравственное развитие и способность к усвоению и трансляции духовного потенциала социума.
В-третьих, в исследовании проводится анализ таких феноменов как социальная активность и пассивность. Социальная активность, ее характер и результаты рассматриваются сегодня в психологии, социологии, политологии и многих других науках. В данной работе категории социальной активности и пассивности анализируются с точки зрения их морального содержания, с позиций философии и этики. Социальная активность рассматривается как этический феномен, имеющий под собой глубокие духовно-нравственные основы.
Учитывая, что наибольшую актуализацию социальная активность получает именно в молодом возрасте, исследование построено на анализе взаимосвязи вышеуказанных проблем, оценке ценностных оснований социальной активности молодежи.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ ценностных оснований социальной активности как этического феномена. Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:
- рассмотрение феномена нравственных ценностей с точки зрения их внутренней структуры, типологии и внешних связей в системе морального сознания личности;
- изучение современного состояния ценностной системы молодежи, выявление тенденций трансформации этой системы на основе современных прикладных исследований;
- раскрытие содержания категорий «социальная активность» и «социальная пассивность» с социологических и философско-этических позиций, рассмотрение направленности и характера социальной активности, факторов влияния на нее; разработка основных аспектов ценностно-ориентированной концепции развития социальной активности молодого поколения как социально-педагогического подхода, основанного на использовании нравственного потенциала ценностной системы.
Объектом диссертационного исследования является социальная активность как онтологическая характеристика личности, актуализированная в сознании и поведении молодежи.
Предметом исследования выступают нравственные ценности как основания социальной активности.
Степень разработанности проблемы. Из трех приоритетных проблем исследования (ценности, социальная активность и молодежь как группа) самую богатую историю изучения в науке имеют нравственные ценности.
Вопросы ценностного сознания, ценностного бытия интересовали еще философов Древней Греции. Тогда ценности рассматривались как некие идеальные основания существования человечества (Платон) и как обязательные свойства настоящего гражданина (Сократ, Аристотель). В Средневековье ценности — Божественные атрибуты, заданные человеку как этапы истинного пути к спасению и совершенствованию души (Фома Аквинский, Плотин, Августин и др.).
В философии эпох Возрождения и Просвещения высшими ценностями становятся Человек, Знания, Культура. Появляются самостоятельные моральные учения, основанные на приоритете той или иной ценности.
Проблема изучения ценностей в XVIII веке связывается, прежде всего, с именем И. Канта, у которого ценности - это некие трансцендентные ориентиры человеческой воли. Ценности, по Канту, сами по себе не обладают бытием, у них есть только значимость, требования, обращенные к воле человека, «цели для воли», поставленные перед ней.
Наибольший интерес к проблеме ценностей возникает в XIX веке, когда они начинают изучаться целым рядом наук (от психологии и социологии до экономики). Наука о ценностях — аксиология - приобретает самостоятельность. В это время появляются работы В. Виндельбанда [21] и Г. Риккерта [136]. Оба философа делают ценности центральной проблемой философского знания.
Одним из крупнейших аксиологов в истории мировой мысли является М. Шелер, одно из важнейших открытий которого состоит в признании своеобразных для нации и эпохи «структур переживаний ценностей» [187].
Проблема ценностей раскрывается в работах социологов М. Вебера [20] и Э. Дюркгейма [42], которые занимаются поиском социальных оснований ценностной системы. Тогда же впервые ценности начинают рассматриваться в тесной связи с социальными отношениями, раскрывается роль ценностей в мотивационной системе личности.
В российской научной мысли прямое обращение к исследованию ценностей началось в 50-х г.г. XX века. Однако, размышления о ценностях в контексте изучения национального характера, русского миросозерцания присутствуют уже у философов k.XIX-h.XXbb. Н.А. Бердяев [11], [12], [13], И.А. Ильин [58], [59], [60], И.О. Лосский [95], [96], В.В. Розанов [137], [138], [139], B.C. Соловьев [151], [152], С.Л. Франк [174], В.Ф. Эрн [194] и мн.др. обращались к данной тематике. У российских мыслителей ценности рассматривались в аспекте раскрытия особенностей русского мировосприятия. Их природа, уникальность их существования в социальном пространстве тесно связывалась с религиозными основаниями. Усвоение ценностей, духовное развитие рассматривалось как путь к праведной, истинной жизни, в гармонии с Богом и миром.
XX век стал периодом наибольшего развития аксиологии. Проблема ценностей прочно входит в поле научных интересов психологов и педагогов. В отечественной научной мысли это развитие связывается с именами В.А. Блюмкина [16], О.Г. Дробницкого [37], [38], [39], М. Кагана [66], И.С. Кона [79], А.И. Титаренко [160], Д.Н. Узнадзе [165], и др. На первый план в их исследованиях выступает теория ценностей, изучение их внутренней структуры, места в системе морального сознания, типология ценностных смыслов. В этот период ценности изучаются в тесной связи с социальными действиями, анализируются системы ценностей различных групп, разрабатываются воспитательные модели.
Во второй половине прошлого столетия складывается научная школа, изучающая молодежь. Сегодня масштабные комплексные исследования молодежи проводят П.И. Бабочкин [7], [62], И.М. Ильинский [61], [62], А.И. Ковалева, В.А. Луков [72], С.Н. Щеглова [190], [191], [192] и др. В работе при раскрытии проблемы молодежи мы основываемся на концепции К. Манхейма [98], рассматривающего молодежную активность как залог общественного прогресса, и И.М. Ильинского [61], представившего концепцию молодежи с философских и социологических позиций. В конце 90-х гг. был проведен целый ряд исследований ценностных ориентаций молодежи [7], [8], [18], [23], [36], [41], [48], [63], [117], [119], [123] и др.
Появляется множество монографий по молодежной тематике, затрагивающих широкий спектр вопросов - от рассмотрения специфических проблем молодежи как группы, формирования и развития молодежной политики до отдельных аспектов изучения данной группы (молодая семья, молодежь и армия, профессиональное самоопределение молодежи, возрастные характеристики и особенности процесса социализации и т.п.) [10], [93], [130], [176], [184]. С середины 90-х молодежь перестает рассматриваться только лишь в русле конкретной идеологии и становится объектом многих диссертационных исследований. Наиболее популярными в исследованиях молодежи становятся проблемы деятельности детских и молодежных общественных объединений [74], [92], [101], [153], вопросы, связанные с адаптацией молодого человека в условиях изменяющейся социальной среды [52], [65], [73], [86], [118], [131], широко освещаются проблемы детства [115], [127], [135], [191], особенности девиантного поведения молодежи [19], [90], [106], [183], самоидентификации молодежи в этнической и культурной среде [1], [28], [30], [54], [150].
К концу 90-х г.г. особое звучание и актуальность приобретают вопросы, связанные с выражением социальной инициативы и активности [9], [22], [44], [146], [164], [166], участия и роли молодежи в процессе становления гражданского общества [3], [32], [68], [69], [83], [99], [122]. Социальная активность молодежи и ценностные ориентации рассматриваются в юридическом [140], [143], [154], [171], социологическом [46], [43], [63], [77], [117], политологическом [126], [129], [132], [177], педагогическом аспектах - [41], [75], [76], [107], [110], [189], [193]. Реже данные проблемы освещаются в философии, и практически совсем не изучаются в этике. В то время как в иностранной литературе этический и аксиологический акценты присутствуют достаточно четко [195], [196], [197], [198], [199].
В настоящий момент мы наблюдаем новый всплеск исследовательского интереса к проблемам социальной активности в контексте социальных и политических наук. Однако, изучение выше обозначенных проблем в пространстве этического осмысления до сих пор остается недостаточным. При этом поле для исследований нравственного содержания данных феноменов представляется очень обширным. Методологическими и теоретическими основаниями исследования послужили идеи зарубежных мыслителей, занимающихся вопросами аксиологии (М. Вебер, В. Виндельбанд, Э. Дюркгейм, Г. Риккерт, М. Рокич, М. Шелер и др.), и работы представителей отечественной научной школы советского и постсоветского периода (Р.Г. Апресян, В.А.Блюмкин, A.A. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, О.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, А.И. Титаренко, Д.Н. Узнадзе и др.), рассматривающих этико-философские категории в многообразии их структурных и внешних связей, с учетом причинно-следственных связей и функций. Работы ученых позволяют представить нравственные ценности как элемент морального сознания и выделить их специфические свойства. В соответствии с данными учениями, на основе их обобщения под термином «ценности» мы понимаем оформленные в процессе культурно-исторического опыта устойчивые представления о значимости феноменов человеческого бытия, организованные в многоструктурные системы и проявляющие себя в духовно-психологической и социальной сфере жизнедеятельности человека, группы, общества.
Понятие «социальная активность» рассматривается как имманентный бытию человека феномен, который проявляется в открытом социальном действии, включающем ценностно-обусловленную мотивацию, совокупность поступков и результат. Результат выражается в смене статуса субъекта и/или изменениях в социальной ситуации и предполагает ценностную динамику в сознании личности.
При анализе феномена молодежи мы опираемся на концепции К. Манхейма и И.М. Ильинского, и определяем молодежь как субъект культурно-исторического развития; часть общества, особую социальную группу, обладающую специфическими свойствами, функциями и характеристиками.
В исследовании применяется комплексно-системный подход, который позволяет рассмотреть выше обозначенные феномены с позиций различных наук, в плоскости их взаимосвязей, как элементы единой духовно-нравственной сферы человеческого бытия.
При работе над диссертацией применены следующие методы исследования:
-компаративный метод (метод сравнительного анализа), способствующий изучению особенностей объектов исследования на основе сопоставления их характеристик с идентичными, но не одинаковыми свойствами; -антропологический метод, на основе которого человек понимается как уникальная, целостная система, а его духовная сфера рассматривается как залог этой уникальности и целостности;
-аксиологические методы (анализ и моделирование), помогающие проанализировать и выстроить ценностный срез молодежного морального сознания;
-интегративный социологический метод, основанный на: опросных методиках (анкетирование), качественном и количественном анализе социологического материала, наблюдении, проектировании; -методы педагогического эксперимента и социально-педагогического конструирования, на основе которых выстроена ценностно-ориентированная модель развития социальной активности молодого поколения. Научная новизна. В исследовании впервые предпринята попытка комплексного анализа феномена социальной активности с философских, социологических и педагогических позиций. Центральное место в нем занимает поиск этических оснований социальной активности, в качестве которых рассмотрена система нравственных ценностей.
Феномен социальной активности исследован в широком многообразии связей и отношений — с процессом социализации, в диспозиции «активность-пассивность», с точки зрения деструктивности и конструктивности социального действия, в приложении к сферам общественного и духовного бытия.
Диссертационное исследование носит теоретико-прикладной характер, содержит два самостоятельных социологических исследования: «Ценностные ориентации студента-огаревца» (МГУ им. Н.П.Огарева, 2002г., N - 250 чел.), осуществленного с целью компаративного анализа общероссийских тенденций трансформации ценностного сознания молодежи и особенностей ценностной иерархии регионального молодежного субсоциума; и «Ценности социально активной молодежи» (г. Москва, Московская обл., Рязанская обл., Свердловская обл., Ростовская обл., Республика Мордовия, Республика Дагестан, 2001-2003 гг., N - активисты молодежных организаций, 250 чел.), целью которого является выявление особенностей ценностной структуры молодого поколения с высоким уровнем социальной активности.
В работе предлагается новая модель нравственного воспитания -ценностно-ориентированный подход к развитию социальной активности молодого поколения. Положения, выносимые на защиту:
1. Социальная активность может быть рассмотрена как этический феномен. Социальный характер активности состоит в понимании её как общественной функции, этический - в наличии ценностных оснований социальной активности. Характер и интенсивность социальной активности определяют лежащие в ее основе ценности.
2. С этических позиций социальная активность определяется как имманентный бытию человека феномен, который проявляется в открытом социальном действии, включающем ценностно-обусловленную мотивацию, совокупность поступков и результат. Результат выражается в смене статуса субъекта и/или изменениях в социальной ситуации и предполагает ценностную динамику в сознании личности.
3. Социальная пассивность в социологическом плане определяется как нарушение общественной функции молодежи - социальной активности. В этическом аспекте социальная пассивность может носить как негативный, так и позитивный характер. Нравственная оценка социальной пассивности обусловлена спецификой ее проявлений: как особой поведенческой установки, как состояния «духовного уединения», как особенности национального типа, как ценностной дезориентации.
4. Стратегии социальной активности современной молодежи определяются типом ценностных ориентаций и приоритетов. Устойчивые позитивные ценностные ориентации и более высокий уровень социального самочувствия присущи социально активной части молодежи.
5. Одной из моделей нравственного воспитания может выступать ценностно-ориентированный подход к развитию социальной активности молодого поколения. Данный подход основан на принципе совмещения в воспитании личности традиционных и современных духовных ценностей, центральными из которых являются патриотические.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в разработке прикладных социально-педагогических методик работы с молодежью.
Кроме того, выводы, сделанные по результатам анализа феномена социальной активности, применимы при проектировании программ подготовки волонтеров и молодежного актива сектора некоммерческих организаций.
Учитывая, что в работе проанализирован целый ряд источников различных научных направлений (психологии, философии, юриспруденции и т.д.), материалы исследования могут использоваться при разработке курсов по молодежной тематике, этике, юношеской педагогике для будущих специалистов по социальной работе, студентов-педагогов и социологов.
Апробация работы. Текущие и окончательные выводы работы были представлены в качестве докладов на международных, всероссийских, межрегиональных и республиканских конференциях:
-Круглый стол в рамках Ярмарки молодежных организаций Приволжского I федерального округа (г. Чебоксары, март, 2000 год)
-Круглый стол «Гражданские ценности молодежи мира» в рамках XV Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Алжир, август, 2001 год); -Круглый стол по проблемам профессионального самоопределения молодежи и вопросам подготовки кадров в рамках Всероссийского Гражданского Форума (г. Москва, ноябрь, 2001 год);
-Научно-практический семинар «Наука о молодежи: новое поколение» (г. Москва, МГСА, декабрь, 2001 год);
-Международная конференция по развитию добровольческого движения (г. Саранск, январь, 2002 год);
-Ежегодные научные семинары и чтения молодых ученых и аспирантов в МГУ им. Н.П.Огарева;
-Ежегодные республиканские молодежные форумы (1999-2003 гг.).
Основные результаты исследования освещались и обсуждались в рамках проведения семинаров, дискуссий и мастер-классов по молодежной тематике, проведенных автором в рамках работы Всероссийских лагерей молодежного актива «Лидер XXI века» (2001, 2003 гг. — Ростовская обл., 2002 год — Краснодарский край), Всероссийских студенческих лагерей «РОСТ» (2001 год — Рязанская обл., 2002 год — Нижегородская обл.), Республиканских лагерей актива молодежных организаций «Созидание» (2001-2004 гг.).
Ценностно-ориентированный подход в качестве эксперимента реализуется в работе «Школы лидеров» Мордовского республиканского детско-юношеского общественного движения «Истоки» (2001-2002, 20022003, 2003-2004 уч./гг.). Некоторые аспекты данного подхода использовались при подготовке вожатых детских оздоровительных лагерей в рамках республиканской программы «Школа вожатского мастерства» и программы «Школа социального педагога» (Историко-социологический институт МГУ им. Н.П. Огарева), при подготовке добровольцев в «Школе милосердия» (октябрь 2002 года), при реализации программы для старшеклассников «Эстафета лидеров» и Республиканской программы для руководителей и актива молодежных общественных объединений «Лидер года». На основе данного подхода автором разработана и реализуется Республиканская межведомственная программа «Трудовые лагеря актива для сельских школьников РМ» (22 сельских и 1 городской районы Республики Мордовия, 2001-2003 гг., охват программы - 2.270 чел., грант III степени Департамента по молодежной политике Минобразования РФ, грант Ярмарки социальных инициатив ПФО РФ).
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка (200 наименований).
Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Социокультурный анализ нравственных регулятивов в трансформирующемся российском обществе2005 год, кандидат социологических наук Обаева, Елена Викторовна
Формирование духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи в многонациональном обществе2006 год, доктор педагогических наук Хамматова, Светлана Ангамовна
Ценностные основания девиантного поведения подростков2004 год, кандидат философских наук Замотаева, Ольга Николаевна
Социокультурная регуляция морально-нравственных ценностей студенческой молодежи в современной России2009 год, кандидат социологических наук Грядунов, Михаил Валентинович
Роль религиозного фактора, традиционных, духовно-нравственных ценностей в социализации российской молодежи в условиях глобализации2010 год, кандидат социологических наук Торосян, Джульета Рантиковна
Заключение диссертации по теме «Этика», Кантеева (Афанасова), Ксения Михайловна
Заключение.
Условия стремительно изменяющегося социального времени заставляют человека осваивать новые жизненные стратегии, расставлять новые приоритеты и ориентиры. На фоне дегуманизации социального устройства, постоянном увеличении темпа социальных событий проблема духовного развития личности, моральных оснований человеческих взаимоотношений приобретает особую актуальность. Духовная культура будущего зависит от того, какие ценности привнесет в нее современное молодое поколение, на основе каких нравственных приоритетов оно будет действовать и какие установки будет транслировать следующим поколениям. Формирование ценностных ориентаций и выработка стратегии социальных действий, социальной активности молодежи происходят в настоящее время, в новых социальных условиях, когда молодежь поставлена в условия самостоятельного осмысления современной жизни и выбора собственной стратегии деятельности, поскольку общество не предлагает четких ориентиров. Для обеспечения конструктивности, созидательного характера данных процессов, их необходимо изучать и анализировать, чтобы на научной основе выстроить конкретные практические рекомендации по их оптимизации.
В исследовании с этических позиций рассмотрен феномен социальной активности молодежи. Основу изучения темы составило исследование трех ее компонентов: собственно молодежи как уникальной социальной группы; социальной активности как потребности и способности к социальному действию и нравственных ценностей как моральных оснований этой активности. Исследование носит теоретико-прикладной характер. Основные теоретические выводы, подкрепленные социологическим материалом, положены в основу нового подхода к развитию социальной активности молодежи.
В результате исследования был сделан ряд выводов.
Ценности - это оформленные в процессе культурно-исторического опыта устойчивые представления о значимости феноменов человеческого бытия, организованные в многоструктурные системы и проявляющие себя в духовно-психологической и социальной сфере жизнедеятельности человека, группы, общества. Высшей, наиболее устойчивой категорией ценностей являются нравственные ценности как компонент морали общества и духовно-индивидуальной сферы. Ценности пронизывают все сферы человеческого бытия и представляют собой основу связей всех компонентов мирового порядка (внутриличностных систем, личности и общества, человека и космоса, прошлого и настоящего, культур и т.д.). Особое место ценности занимают реализации поведенческого акта и социальной активности как совокупности таких актов в жизни человека, принимающей форму жизненной стратегии.
Категории социальной активности и социальной пассивности могут быть рассмотрены как этические феномены. Наличествует различие в оценке социальной активности и социальной пассивности в социологии и этике. Социальный характер обусловлен местом этих феноменов в социальном пространстве (как формы социальных отношений, особой функции и ее диспозиции и т.д.). Этический - наличием многослойной ценностной платформы, выступающей в качестве исторически-обусловленного духовно-нравственного основания.
Связь ценностей со структурой социальной активности проявляется во всех элементах этой структуры: А) Мотив и цель. - Ценность или несколько ценностей может являться мотивом к действию, то есть ценности - это и мотивационные механизмы социальной активности. Цель, которую перед собой ставит человек или группа так же зачастую представляет собой нравственную ценность. Уже на уровне определения цели и мотива закладывается характер социальной активности — деструктивной она будет или конструктивной. Б) Поступок или совокупность поступков. - Ценность (инструментального уровня) регламентирует сам поступок человека.
На данном этапе часто и происходит смещение акцентов социальной активности, когда для достижения нравственно положительной цели, используются морально-негативные средства. В) Результат и оценка. -На основе ценностей человек анализирует результаты своих усилий, и дает им окончательную нравственную оценку. Кроме того, акт социального действия оценивается и другими людьми, а применительно к событиям крупного масштаба, и обществом в целом. Характер оценки так же зависит от характера ценностной иерархии тех, кто оценивает. Г) Последействие. -Ценностная система претерпевает изменения в ходе социального действия, что определяет ценностную динамику в течение жизни человека. Поэтому последействием активности зачастую может являться корректировка или даже глубокая трансформация жизненных приоритетов.
Основным процессом, в течение которого закладывается взаимосвязь ценностей и социальной активности в жизни человека и развития его личности, является интериоризация морали, где каждый уровень освоения ценностей сопряжен с соответствующим развитием социальной активности:
1) Получение информации о ценности и условиях ее реализации — сопровождается процессом ознакомления с теми формами выражения ценности в социальной жизни, которые закреплены в культуре данного социума, то есть с формами социальной активности. Активность направлена на процесс познания ценности. 2) Трансформация ценностей и следующий этап оценки ценностей — индивидуализация, субъективизация информации о ценностях. Определение направленности социальной активности, ее интенции к деструктивному или конструктивному стилю проявления в общественном поле. 3) Инклюзия - включение ценности в индивидуальную ценностную иерархию, определение ее места и значения. Определение мотивационной силы ценностной установки. 4) Динамизм — изменение личности под воздействием новой ценности. Для этого необходим факт моральной оценки, наличие некоего социального диалога, за которым последует изменение. Чтобы получить эту оценку субъект должен вынести интериоризированную ценность в социальное поле, то есть проявить социальную активность в виде набора определенных действий.
Социальная активность есть действия, протекающие в социальной среде, а потому подвергающиеся влиянию со стороны различных общественных явлений. Социальная активность и ценности как ее основания находится в тесной взаимосвязи с такими социальными феноменами, как социальные институты, социальные нормы и социальные отношения.
С точки зрения социальных наук, социальная пассивность выступает в форме дисфункции социальной активности и относится к сфере асоциальных форм поведения. В этическом и культурно-философском контексте при оценке диспозиции «активность-пассивность» обоим ее компонентам присваивается равнозначный статус бытийных феноменов. Исходя из этого, мы определяем социальную активность как имманентный бытию человека феномен, который проявляется в открытом социальном действии, включающем ценностно-обусловленную мотивацию, совокупность поступков и результат. Результат выражается в смене статуса субъекта и/или изменениях в социальной ситуации и предполагает ценностную динамику в сознании личности.
Социальная активность является социальной функцией и онтологическим атрибутом молодежи как особой социальной группы и самостоятельного субъекта культурно-исторического развития, и потому проблема развития и характера социальной активности наиболее актуальна именно по отношению к молодежной сфере.
Несмотря на отсутствие однозначной моральной оценки социальной активности в поле «добро-зло», внутри данного феномена существует деление на основании позитивного («добро») или негативного («зло») характера результатов проявляемой активности. Так, выделяются конструктивная и деструктивная направленность социальной активности. К основным сферам приложения социальной активности конструктивного плана относятся: образование, профессиональная деятельность, творчество семья, сфера некоммерческих организаций. При этом наиболее показательной является последняя, так как сектор НКО есть поле выражения коллективной активности, осуществляемой целенаправленно и на основе высоких нравственных принципов. Деструктивная социальная активность включает формы криминального и предкриминального поведения.
Социальная пассивность с этических позиций не может быть однозначно оценена как негативный нравственный феномен. Ее характер зависит от того, в каком из аспектов она предстает. Можно понимать социальную пассивность как: особую поведенческую установку (выражающую в основном ориентацию на нематериальные ценности, невысокий уровень жизненных запросов и притязаний), состояние «духовного уединения» (осознанный выбор пассивной созерцательной позиции по отношении к социуму на фоне глубокого внутреннего развития, нравственного совершенствования), особенность национального типа (в данном смысле социальная пассивность выступает как особый тип русскости, свойственный всем ее представителям на глубинном, подсознательном уровне), как ценностная дезориентация (в этом случае социальная пассивность рассматривается как девиантное поведение или позиция, ведущая к асоциальным проявлениям).
Социальная активность, ее формы, уровень интенсивности несет отпечаток культурно-типичности. К таким чертам относятся коллективно-организованный характер активности, ее глубокое духовно-нравственное содержание, непоследовательный, революционный характер активности общества в целом.
В ходе исследования с целью получения духовно-нравственного портрета современной молодежи был осуществлен анализ прикладных исследований последних лет, а так же проведены два собственных исследования («Ценностные ориентации студента-огаревца», МГУ им. Н.П. Огарева, 2002 год, N - студенты, 250 чел., и «Ценности социально активной молодежи», 2001-2003 гг., г. Москва и Московская обл., Рязанская обл., Свердловская обл., Ростовская обл., Республика Мордовия, Республика Дагестан, N - активисты молодежных организаций, 250 чел.). В результате этого выявлены следующие специфические особенности:
Во-первых, неоднородность многих позиций молодежи, выявленная в результате прикладных исследований, объясняется наличием в социальном портрете молодого поколения нескольких типов ориенгаций, выделенных на основе замера параметров социального самочувствия и приоритета нравственных ценностей. Можно определить три основные группы.
1. Молодежь с четкими положительными установками. Данная группа составляет приблизительно 30%. В этой же группе костяк представлен социально активной в конструктивном плане молодежью.
2. Группа не определившейся, колеблющейся молодежи, отличающаяся ориентационной нестабильностью, подвижностью - от 60%.
3. Дезориентированная, деструктивно социализированная молодежь - 2-10%.
Во-вторых, появление в структуре морального сознания молодежи новых ценностей (в основном, политических и гражданских), свойственных в большей степени западной ценностной системе, и сохранение при этом относительно высоких позиций многих традиционных ценностей (семья, любовь, свобода, культурное наследие и т.д.), что свидетельствует о действенности механизма межпоколенческой трансляции нравственно-этических установок, норм и ценностей.
В-третьих, отмечена индивидуализация ценностных приоритетов молодых людей. Основные ценности располагаются в «окололичностном пространстве» и связываются с собственной успешностью. Чаще всего это связывается с достижением определенного уровня материального благополучия. Активность молодого человека, направленная на реализацию таких представлений, зачастую исключает выход в социальное поле и не влечет за собой социально-полезных преобразований.
В-четвертых, наблюдается значительная трансформация представлений молодежи в отношении терминальных и инструментальных ценностей, часто ведущая к подмене целей промежуточными ценностями-средствами. Это отражается на характере и направленности социальной активности.
В-пятых, вследствие вышеперечисленных факторов современную молодежь отличает довольно низкий для данной возрастной категории уровень социального самочувствия и, напротив, высокий (иногда критический) уровень социального пессимизма. В целом это характерно для молодежи, у которой отмечается деформация ценностных представлений.
В-шестых, из всего спектра ценностных представлений наиболее кризисной представляется сфера патриотического сознания молодых людей, подвергшаяся наибольшей трансформации в последние годы.
В-седьмых, ценностная сфера и уровень социального самочувствия социально активной молодежи (в основном занятой в сфере НКО) в целом отличается большей позитивностью в сравнении с общей массой молодежи.
При этом представляется возможным увеличить конструктивный потенциал молодежной активности через ценностное стимулирование и воспитание.
На основе данного тезиса разработаны основы ценностно-ориентированного подхода к развитию социальной активности молодежи. Развитие социальной активности есть важная часть социального (универсального) воспитания молодого поколения. В центре данного метода лежит использование духовно-нравственного потенциала традиционных ценностей и следование современным ценностным системам, гармонизация ценностного сознания молодого поколения. Этого можно достичь путем укрепления ценностной платформы социального действия молодого человека, привития навыков моральной рефлексии, грамотного социально-педагогического воздействия на духовный рост личности в процессе ее вхождения в систему социальных отношений. Особое место в качестве центральной ценности в подходе уделяется патриотизму, как корреляту моральной культуры молодого поколения в целом. В качестве основных методов ценностно-ориентированного подхода выступают: ценностная диагностика - изучение состояния ценностной системы молодого человека; коммуникативно-информационные методы, направленные на информирование о нравственной сфере, ценностном мире человека и человечества через непосредственное прямое индивидуальное и групповое общение; мобилизационно-адаптивные - формирование психологической готовности и способности к согласованию ценностных систем и духовно-нравственной адаптации человека в социуме; мотивационная стимуляция -закрепление ценностей в качестве верхней ступени мотивационной структуры личности; методы разрешения конфликтов - весь спектр педагогических, социальных и психологических методик, направленных на разрешение внутриличностных, межличностных и групповых конфликтов и кризисов, в случае их возникновения в процессе социального воспитания; анализ нравственных образцов - иллюстрирование процесса воплощения ценностных смыслов в жизни общества на конкретных социальных образцах; моделирование социального действия - конструирование моделей позитивного поведения; методы координации и коррекции - направляющее воздействие, закрепляющее нравственные привычки поступать в соответствие с моральными требованиями; метод оценки и оптимизации факторов и ресурсов воспитания - комплекс приемов, направленных на наиболее эффективное использование потенциала всех институтов и агентов социального воспитания; методы креативно-инновационного совершенствования - стимулирование индивидуального и группового творчества и сотворчества, развитие креативной и новаторской активности воспитуемых.
В качестве основного звена в реализации концепции предполагается сфера некоммерческих организаций, а именно — детские и молодежные общественные объединения. В силу особенностей функционирования (наличие индивидуального и группового уровней активности членов организации, добровольный характер объединения, принципы работы, основанные на следовании ценностям, отсутствие материальных приоритетов и т.д.), НКО способны наиболее эффективно реализовать основные идеи концепции на практике.
В настоящее время подход проходит апробацию в рамках деятельности Мордовского республиканского детско-юношеского общественного движения «Истоки».
Духовный кризис современного общества обусловлен кризисом ценностей, который вызван деградацией ценностных связей и ценностных отношений. Будучи стабильной, но обладающей внутренней гибкостью, система ценностей может служить фактором стабилизации современного мирового устройства. Через грамотно организованный процесс социализации молодого поколения, основанный на понимании конструктивных возможностей ценностных механизмов, необходимо актуализировать значение базовых, общечеловеческих нравственных ценностей в конкретно-историческом социокультурном бытии.
В настоящее время предлагаемый подход носит экспериментальный характер. Представляется важным обобщение результатов данного эксперимента с целью углубления и доработки ценностно-ориентированной концепции. Так же необходимо более детально проанализировать региональный аспект реализации подхода, то есть провести корректировку методов с учетом экономических возможностей и политической и социокультурной специфики того или иного региона. Актуальность данной темы подчеркивает необходимость продолжения комплексных и конкретно этических исследований проблемы нравственных оснований социальных отношений, субъектом которых выступает молодежь.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кантеева (Афанасова), Ксения Михайловна, 2004 год
1. Айгумова З.И. Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук.: Спец.: 19.00.07/РАО, Ин-т развития личности, М., 1997-21с.
2. Акулинин В.Н. Философия всеединства: От В.С.Соловьева к П.А.Флоренскому Новосибирск: Наука. Сибир. отделение, 1990-158с.
3. Ананченко М.Ю. Лидер как субъект процесса социального управления (социально-философский анализ): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук.: Спец.: 09.00.11 /Помор, гос. ун-т им. М.В.Ломоносова, -Архангельск, 1999-17с.
4. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие М.: Академия, 2000-264с.
5. Аиисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление — М.,19SS-254C.
6. Аплетаев М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения Омск, 1998-197с.
7. Бабочкин П.И. Духовный облик студента института молодежи (по результатам опроса студентов) М.: «Социум», 1998-44с.
8. Багдасарьян Н.Г. Инновации в ценностных ориентациях студентов// Социс 1995-№4
9. Балобанова Т.Н. Развитие творческой активности личности в системе высшего образования.: Автореф. дне. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук.: Спец.: 22.00.06/Курский гос. техн. ун-т, Курск, 1999 -23с.
10. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп — М.: Информпечать, 2000-3 36с.
11. П.Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма-М.: Наука, 1990— 224с.
12. Бердяев H.A. Самопознание: Сочинения-М.- Харьков: ЭКСМО-Пресс,1998-621с.
13. Бердяев H.A. Судьба России М.: Сов. Писатель, 1990-415с.
14. Бирюков Н., Сергеев В. Демократия и соборность: представительная власть в традиционной российской и советской политической культуре// ОНС-1995-№6
15. Битянова Н.Р. Психология личностного роста М.: Международ, педагогич. академия, 1995-64с.
16. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей-М.: Знание, 1981-64с.
17. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М-Воронеж, 2001—352с.
18. Боровлева Е.И. Система мотивов и стимулов труда//Молодежь. Общество. Реформы. : (Сборник статей) -М., 1994-С.59-65
19. Вахромеева Т.В. Девиация в молодежной среде как проблема региональной социальной политики.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. социолог, наук.: Спец.: 22.00.04/Ин-т молодежи, М., 1996-21с.
20. Вебер М. Избранные произведения М., 1990 - С.410-72921 .Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия -М„ 1993-С.90-91
21. Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х г.г.// Социс —1997-№10
22. Воловикова М., Шустов А. Любимый герой у старшеклассников: (К вопросу о духовных ценностях подрастающего поколения)// Воспитание школьников—1999-№3
23. Волонтер и общество: Волонтер и власть. Научно-практический сборник-М.: ACDEMIA, 2000-160с.
24. Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза. Всероссийская научно-практическая конференция. Тезисы докладов, сообщений-М., 2000-С.273
25. Гагаев A.A., Гагаев П.А. Архетип русской духовности//Российская провинция: история, культура, наука: Материалы 2-3 Сафаргалиевских чтений/Историко-социологический институт МГУ им. Н.П. Огарева-Саранск -1998-С.115-129
26. Гайсанов K.P. Этнические ценности современного студенчества.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук.: Спец.:22.00.04/ Ин-т молодежи-М., 1997-24с.
27. Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Русская философия 1Х-Х1Хв.в.-Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1989-657с.
28. Грачева A.M. Психологический анализ особенностей становления национальной идентичности подростков.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. психол. наук.: Спец.:19.00.07/РАО, Ин-т пед. инновации-М., 1996—21с.
29. Грибановский Анастасий. Значение Владимирского юбилейного года//Русское зарубежье, в год тысячелетия Крещения Руси: /Сборник/-М.: Столица, 1991-С. 12-17
30. Гришина Е.А. Гражданская идентичность российской молодежи. Опыт мониторинговых исследований 90-х гг.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра. социол. наук.: Спец.: 22.00.04/Ин-т молодежи-М., 2000-38с.
31. Гулыга А. Русская идея и ее творцы-М.: Соратник, 1995-310с.
32. Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности-М., 1974-157с.
33. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика: учебник-М.: Гардарика- 1998- С.227-233
34. Гусейнова Л.А. Ценностные ориентации: Тендерный аспект// Социс-1999-№5
35. Дробницкий О.Г. Наука и ценности: Состояние проблемы и ее постановка//Филос. науки -1973-№4
36. Дробницкий О.Г. Нёкоторые аспекты проблемы ценностей//Проблема ценностей в философии.- М.-Л.-1966
37. Дробницкий О.Г. Проблема ценностей и марксистская философия// Вопросы философии-1966-№7
38. Дряхлов Н.И., Давыденко В.А. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра//Социс-1997-№7
39. Дюркгейм Э. Ценности и «реальные» суждения//Социс-1991-№2.
40. Емельянова Т.Г., Логинова Е. Ценностные ориентации студентов// Специалист-№12
41. Зубок Ю.А. Особенности социальной интеграции молодежи в условиях нестабильного общества.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук.: Спец.: 22.00.04/РАН, Ин-т социал.-полит, исслед. -М., 1997-28с.
42. Иванова Г.П. Освоение нравственных ценностей учащимися общеобразовательных школ в современных условиях-М, Социум, 2001
43. Иванова И.А. Использование культурного потенциала региона в нравственно-эстетическом воспитании детей. :(Опыт разработки и реализации социал.-пед. программы «Культура и дети Псковщины»): Спец.: 13.00.05/СПб. гос. акад. культуры-СПб., 1996-16с.
44. Иващенко A.B., Фролова Н.В. Нравственные ценности и особенности их освоения школьной молодежью в современных условиях—М.,1996-С.11-12
45. Иващенко Г.М., Кульпединова М.Е. Детское общественное объединение как социально-педагогическое явление/УНеосторожный взгляд-М., 1992-Вып.1-С.96-108
46. Игра как педагогическое средство. Методические рекомендации—Вологда: «Русь», 1998—60с.
47. Ильин И.А. О русской идее// Русская идея: /Сборник/- М.: Республика, 1992-С.43 6-443
48. Ильин И.А. Путь к очевидности: Сочинения-М.: ЭКСМО-Пресс, 1998-912с.
49. Ильин И.А. Россия есть живой организм//Русская идея: /Сборник/-М.: Республика, 1992-С.430^35
50. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория-М.: Голос, 2001-696с.
51. Ильинский И.М., Бабочкин П.И. и др. Московские студенты о системе высшего образования—М., 2000-60с.
52. Исламишина Т.Г., Максимова O.A., Хамзина Г.Р. Дифференциация ценностных ориентаций студентов//Социс-1999-№6
53. История философии: Запад-Россия-Восток-Философия ХТХ-ХХвв.- М.: Греко-латинский кабинет, 1999-448с.
54. Каверина В.И. Социокультурная адаптация детей-сирот: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук.:Спец.:22.00.06/Моск. пед. гос. ун-т-М., 1997-22с.
55. Каган М.С. Философская теория ценностей С-П6.-1997
56. Кайдаш —Лакшина С. О женской душе русского народа//Юность-1997-№12
57. Карпушкин С.И. Формирование гражданской и правовой культуры молодежи.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. паук.:Спец.:09.00.10/ Ин-т молодежи-М., 1999-25с.
58. Касьянов В.В. Политическая социализация молодежи в современной России.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра филос. наук.:Спец.:09.00.11/Ростов. гос. ун-т-Ростов-на-Дону, 1999-32с.
59. Климова С.Г. Изменение ценностных оснований идентификации (80-90-е гг.) //Социс-1997-№ 1
60. Кобякова Т.Г., Смердов O.A. Теория и практика организации подростковой добровольческой службы по первичной профилактике нарко -и алкогольной зависимости. Метод. пособие-Кемерово,2000-87с.
61. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы-М.: Социум, 1999-351с.
62. Ковалева Н.В. Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности (социально-психологический аспект): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук.: Спец.:19.00.05/ Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ-М., 1997-23с.
63. Ковров В.В. Самореализация подростка в общественном объединении: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук.: Спец.: 13.00.01/РАО, Ин-т развития личности-М., 1996-21 с.
64. Ковтун Г.С. Ценностные ориентации и жизненные планы российских старшеклассников 90-х гг.//Приморская школа на пороге III тысячелетия:
65. Материалы юбил. конф., Владивосток, 1999г./ Приморский ин-т переподг. и повышения квалиф. работников образования Владивосток, 1999-С.66-70
66. Козина О.В. Проблема ценностей в современной российской школе// Н.П.Огарев к XXI в.: Материалы и тез. докладов XXVII Саран. Междунар. Огаревских чтений, Саранск, 1998г./ Мордов. гос. ун-т им. Н.П. Огарева-Саранск, 1999-С.234
67. Козлов A.A. О гражданском долге и активности//Молодые патриоты и граждане новой России: Социолог, очерк/Акад. гуманит. наук.-СПб., 1999-С.126-164
68. Козлова О.Н. Молодежь России в 90-е г.г. //Социально-политич. ж-л-1997-ЖЗ
69. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание-М.,1984
70. Краснухина Е.К. Социальная онтология любви//Вестник С-Пб. Ун-та-1994-Вып.4-С.З-11
71. Кристофер Э., Смит JI. Тренинг лидерства-СПб.: Питер,2001-320с.
72. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды-М.: Политиздат, 1991—496с.
73. Крутов A.B. Взаимодействие гражданского общества и государства как фактора политической стабилизации российского общества.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит, наук.: Спец.:23.00.02/Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ-М.,2000-21с.
74. Кувакин В.А. По какую сторону добра и зла?//3дравый смысл—1997-1998-№6
75. Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма)-СПб.: Алетейя, М.: Логос, 1998-3 60с.
76. Кузнецов А.Н. Педагогические условия формирования индивидуального стиля социального поведения подростков.: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук.: Спец.: 13.00.01/ Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского Ярославль, 1997-19с.
77. Курганова Т.Г. Подготовка учителя к педагогическому взаимодействию с детскими и юношескими организациями: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, канд. пед. наук.: Спец.: 13.00.01 / Моск. пед. госун-т- М., 1997-16с.
78. Курносикова Е.А. Моральная рефлексия как феномен культуры: Диссертация канд. филос. наук Саранск, 1996-199с.
79. Кэй М. Об умении работать с людьми-М, 1995-189с.
80. Лелеков В.А. Теоретические и прикладные проблемы комплексного исследования молодежной преступности на региональном уровне: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра юрид. наук.: Спец.: 12.00.08/Всерос. науч.-исслед. ин-т МВД РФ-М.,1999-42с.
81. Липкин А. «Духовное ядро» как системообразующий фактор цивилизации: Европа и Россия//ОНС-1995-№2
82. Литвак P.A. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук.: Спец.:13.00.01/Екатеринбург. гос. пед. ун-т-Екатеринбург, 1997-45с.
83. Личность. Коллектив. Стиль отношений (этико-психологический аспект).Методические материалы-Н.Новгород, 1995-95с.
84. Лосев А.Ф. Родина//Русская идея: /Сборник/ -М.: Республика, 1992-С.421-428
85. Лосский Н.О, Бог и мировое зло-М.: Республика, 1999-432с.
86. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра-М.: Изд-во полит, лит-ры, 1991-435с.
87. Максимов A.M. Духовное и душевное измерения свободы // Теоретич. ж-л «КРЕДО»: Оренбург, 1997-№>6
88. Манхейм К. Диагноз нашего времени-М.: Юрист, 1994—700с.
89. Мелитонян A.A. Развитие социально-культурных инициатив молодежи в период перестройки советского общества (1985-1991).:Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук.:Спец.:07.00.02/Ин-т молодежи-М., 1997—21с.
90. Мережковский Д.С. Акрополь-М., 1991-352с.
91. Миронец О.Г. Педагогические условия эффективности процесса профессиональной подготовки организаторов детского и юношеского движения. :Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук.:Спец.:13.00.01/Удмурт. гос. ун-т-Ижевск, 1996-15с.
92. Молодежная политика. Информационный бюллетень—М., 1998
93. Молодежь 97: надежды и разочарования.-М., 1997-338с.
94. Молодежь изучает молодежь. М.: ЦОМ «Демократия и развитие», 2000-37с;
95. Молодежь России: Тенденции, перспективы-М.: Молодая гвардия, 1993-С.208
96. Монастырская Т.И. Девиантное поведение российской молодежи как факт социальной патологии духовной жизни общества.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук.: Спец.: 22.00.06/Новосиб. гос. пед. ун-т-Новосибирск, 1999-20с.
97. Мудрик А. Наши дети не хотят жить так же, как мы//Первое сентября-1999-5 окт.-С.2
98. Мур Дж. Природа моральной философии-М.: Республика, 1999-351с.
99. Муронов A.A. Социально-философский анализ понятия «воспитание»: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук.: Спец.: 09.00.05/Алт. гос. ун-т-Барнаул, 1998-32с.
100. Мы хотим у вас спросить//Первое сентября-1999-4 дек.-С.7
101. Николаев Г.Г. Общественное объединение: взгляд изнутри. Методический сборник-Екатеринбург, 1999-39с.
102. Ницше Ф. К генеалогии морали//По ту сторону добра и зла: Сочинения.-М.: ЭКСМО-Пресс, Харьков: «Фолио», 1997-С.749-883
103. Новгородцев П.И. Об общественном идеале-М.: Пресса, 1991-639с.
104. Новикова И., Сиземская И. Идея мессианизма в русской истории//ОНС-1995-№6
105. Овинова Ю.В. Стартовый потенциал детства в современном российском обществе.: Автореф. дне. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук.: Спец.:22.00.04/Сарат. гос. техн. ун-т-Саратов, 1998-18с.
106. Ольшанский В.Б. ■ Личность и социальные ценности //Социология в СССР-Т. 1-М., 1966
107. Ольшанский В.Б., Климова С.Г., Волжская Н.Ю. Школьники в изменяющемся мире//Социс-1999-№6
108. Офицеркина Н.С. Социально-психологическая адаптация молодежи в рыночной экономике.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук.: Спец.:19.00.05/Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ-М., 1997-23с.
109. Павень Л.В. Готовность к военной службе: проблемы формирования оборонного сознания российской молодежи//Социс-1997-№5
110. Панарин A.C. Философия политики-М.: Новая школа, 1996-424с.
111. Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи//Социс-1997-№Ю
112. Перфильев A.M. Гражданское общество как общественное явление: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук.: Спец.:09.00.11/РАН, Ин-т философии-М.,1999-26с.
113. Петрикас В.А. Некоторые проблемы ценностных ориентаций военной молодежи//Социс-1995-№ 12
114. Петухов В. В. Поколение, выбравшее «пепси»//РФ сегодня-1998-№ 17
115. Петухов В.В. Феномен социальной активности в российском контексте. Доклад-Томск, 14.07.2001г.
116. Писаренко Д. «Пиночет это в кайф!». (Политич. культура и электор. поведение росс. молодежи)//Аргументы и факты-1999-№39
117. Плескачевская A.A. Феномен детства: семиотический аспект социально-философского анализа.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук.: Спец.: 09.00.1 l/C.-Пб. гос. ун-т-СПб., 1997-22с.
118. По неписаным законам улицы. .-М.: Юридич. лит-ра,1991-С.9-25
119. Подросток и политика: от «При чем тут я?!» до «Кто, кроме меня, решит судьбу страны?»//Первое сентября-1999-23 окт.
120. Полутин C.B. Молодежь в системе социального воспроизводства. Социологический анализ-Саранск: изд-во Морд. Ун-та, 2000-220с.
121. Попов В .Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра социол. наук.: Спец.: 22.00.06 / Урал. гос. ун-т им. A.M. Горького -Екатеринбург, 1997-48с.
122. Протестный потенциал российской молодежи/УМолодежная политика: Информ. бюллетень/Гос. ком. РФ по молод, политике, Ин-т мо л одежи-1999-№194-195-53с.
123. Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений. (Сборник)-Кострома, 1994
124. Разин A.B. От моральных абсолютов к конкретной действительности-М.: изд-во МГУ, 1996-160с.
125. Ракаева A.A. Социальные проблемы детства.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук.: Спец.: 22.00.04/Башк. гос. ун-т-Уфа, 1997-25с.
126. Риккерт Г. О системе ценностей//Логос-1914-Вып.1-Н
127. Розанов В.В. Собрание сочинений. Около церковных стен-М.: Республика, 1995-55 8с.
128. Розанов В.В. Сочинения-М.: Сов. Россия, 1990-592с.
129. Розанов В.В. Уединенное: Сочинения-М.: ЭКСМО-Пресс, 1998-912с.
130. Рубан Л.С. Девиации как проблема безопасности//Социс-1999-№5
131. Русская идея: Сборник- М.: Республика, 1992 С. 65-72, 74-90, 112117, 136-146,314-323
132. Ручка A.A. Ценностный подход в системе социологического значения-Киев: Наукова думка, 1987-С. 132-135
133. Ручкин Б.А., Гришина Е.А. Российская молодежь сегодня: Десять основных проблем//Молодежная политика: Информ. бюллетень/Гос. ком. РФ по молод, политике-1999-№196-197—С. 1-63
134. Салиев Р.З. Идеология и ценностные ориентации молодежи//Социс—1997-№8
135. Селецкая О.В. Корректировка нравственного развития личности подростка средствами эмоционально-ценностного стимулирования: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук.: Спец.: 13.00.01/Вят. гос. пед. ун-т-Киров, 2000—20с.
136. Селиванова О.Г. Педагогические условия развития самоуправления старшеклассников в образовательном процессе.: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук.:Спец.: 13.00.01/Вят. гос. пед. ун-т-Киров, 1999-20с.г
137. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры—М.: Политиздат, 1992-351 с.
138. Скробов А.П. О новых подходах к молодежной политике в условиях реформ//Соц.-полит. ж-л-1998-№3
139. Словарь терминов социальной работы с молодежью-Саратов: ГУ РЦКСОДМ, 1999-89с. ,
140. Современные этнокультурные процессы в молодежной среде Татарстана: язык, религия, этничность-Казань: Школа,2000-138с.
141. Соловьев B.C. Оправдание добра: Нравственная философия М.: Республика, 1996-479с.
142. Соловьев B.C. Русская идея//Русская идея: (Сборник)-М.: Республика, 1992-С. 186-204
143. Сорочинская E.H. Теория и практика подготовки социальных педагогов детско-юношеских объединений: Автореф. дис. на соиск. учен, степ, д-ра пед. наук.:Спец.:13.00.08/Моск. пед. гос. ун-т им. В.И.Ленина-М., 1996-32с.
144. Социальные отклонения—М.: Юридич. лит-ра, 1989-368с.
145. Социологический энциклопедический словарь-М.: ИНФРА, М.: Норма,1998-С. 189,225
146. Социология в России-М.: Изд-во ИС РАН, 1998-С. 140-144
147. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования: учебно-методическое пособие-М., 1996
148. Тагиров Э. Преемственность поколений-диалог культур//Молодежная политика. Информ. бюллетень—1997-№№ 146-147-С.З-18
149. Терминологический словарь по тематике «Молодежная политика». Экспертная pa6oTa-M.,CSR, 2000-73с.
150. Титаренко А.И. Антиидеи (опыт социально-этического анализа) -М.: Политиздат, 1976-399с.
151. Титов В.А. Мораль познающая-М., 1988-161с.
152. Толстых А. Попытка портрета поколения//Семья и школа-1992-№№Ю-12.
153. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии// Вестник МГУ-1995-№5.
154. Турьянский В.А. Изменение социального поведения в процессе структурных преобразований современного российского общества.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук.: Спец.: 22.00.04/ Новочеркасс. гос. техн. ун-т-Новочеркасск, 1998-22с.
155. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологических установок //Психолог. иссл-я-М., 1996
156. Фаустова Э. О патриотических чувствах молодежи//Высшее образование в России-1997-№4
157. Философия XX в. Уч. пособие.-М.: ЦИНО об-ва «Знание», 1997-288с.
158. Философия. Политика. Экономика. Словарь Ярос-ль, 1997-220с.
159. Философский энциклопедический словарь-М.: ИНФРА, 1998-С.309
160. Фокина Н. Мы нужны друг другу//Труд-1999-1 июня-С.2
161. Фомин A.A. Лнчностно ориентированная системно-ролевая концепция воспитания школьников//Классный руководитель—2001 -№7
162. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего: Практич. пособие-М.: Генезис, 2000-256с.
163. Франк С.Л. Русское мировоззрение//ОНС-1991-№№1-3
164. Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук.: Спец.:13.00.01/Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского-Ярос-ль, 2001-3 6с.
165. Фришман И.И., Байбородова Л.В. и др. Разноцветный мир детства: Детские общественные организации. Учеб. пособие-М.: Академия, 1999-224с.
166. Хисамова 3. С поминок по комсомолу — на крестины гитлюргенда?//Сегодня—1999—9 июля-С.2
167. Хлопин А.Д. Феномен «двоемыслия»: Запад и Россия//ОНС-1994-№3
168. Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. По материалам Международ, научн. конф., Москва, Ин-т молодежи, 1993 г.-М.: Социум, 1994-171с.
169. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего//Русская идея: (Сборник): М.: Республика, 1992-С.38-48
170. Человек и общество. Учебное пособие-М.: Знание, 1991—28с.
171. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век: Сборник М.: Республика, 1995 - С. 300-326, 392-412
172. Чикишев A.M. Девиантное поведение молодежи как одно из проявлений ее правосознания.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук.: Спец.: 09.00.11/Иркут. гос. ун-т-Иркутск, 1996-20с.
173. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска-М.: Наука, 2001-230с.
174. Чупыров В.И. Возродят ли Россию добры молодцы и красны девицы? Социальное развитие молодежи//Москва-1997-№9
175. Шаповалов В.Ф. Неустранимость наследия//Социс-1995-№2
176. Шелер М. Положение человека в космосе. Избранные произведенияМ.: Гнозис, 1994-490с.
177. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей- СПб.: Наука, Университет, книга, 1999-231с.
178. Школьники о своих идеалах//Химия и жизнь-XXI век-1999-№2
179. Щеглова С.Н. Детство как социальный феномен:(Концепция социального конструирования детства).: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра социол. наук.: Спец.: 22.00.04/Ин-т молодежи-М.,1999-46с.
180. Щеглова С.Н. Как изучать детство. Современные методы исследования современных детей и современного детства-М.: ЮНПРЕСС,2000-73с.
181. Щеглова С.Н. Подросток-98: права в семье, школе, обществе-М. Ин-т молодежи, 1998-28с.
182. Щуркова Н. Ценностные отношения:(Факторы становления ценностных отношений у школьников в процессе пед. общения)//Воспитание школьннков-1999-№3
183. Эрн В.Ф. Сочинения-М.: Правда, 1991-575с.
184. Miles S. Youth lifestyles in a changing world. Open University Press.Buckingham and Philadelphia, 2000
185. Philosophy of science and education. Chiness and European views. The council for research in values and philosophy, Washington, 1995-142p.
186. The philosophy of person: Solidarity and Cultural Creativity, Paideia Press, Washington, 1994-187p.
187. Tradition, harmony and transcendence.-The council for research in values and philosophy, Washington, 1994-164p
188. Values in Philippine culture and education.-Office of research and publications and The council for research in values and philosophy, Washington, 1994-214p.
189. Rokeach M. The nature of human values.- N.Y.,1973 157p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.