"Царь-рыба" В.П. Астафьева: жанровая и композиционная функция образа Сибири тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Гончаров, Павел Петрович
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 216
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гончаров, Павел Петрович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА АРХИТЕКТОНИКИ «ЦАРЬ-РЫБЫ»
1. Под сенью поселка Чуш: доминирование публицистических приемов воссоздания и осмысления образа Сибири в «повествовании в рассказах».
2. «Забытый богом» поселок Боганида: Синтез эпического и лирического начала в повести.
ГЛАВА II. ОБРАЗ СИБИРИ И ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЫ «ЦАРЬ-РЫБЫ»
1. Сибиряк как основа астафьевской характерологии.
2. Мифологические истоки «Царь-рыбы».
3. Особенности языка и стратегии повествования
Царь-рыбы» В. Астафьева.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэтика художественного пространства в прозе В. П. Астафьева: "Последний поклон", "Царь-рыба", "Прокляты и убиты"2002 год, кандидат филологических наук Букаты, Евгения Михайловна
Формы и функции публицистичности в поздней прозе В.П. Астафьева: 1980-1990-е годы2010 год, кандидат филологических наук Малаховская, Мария Вячеславовна
Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы второй половины XX века2004 год, доктор филологических наук Гончаров, Пётр Андреевич
Повести В. П. Астафьева рубежа 1950 – 1960-х гг. в художественной парадигме писателя2022 год, кандидат наук Щербакова Вероника Аркадьевна
Топос Сибири в русской очерковой прозе 1960-1980-х годов (Л.Н. Мартынова, В.Г. Распутина, П.Н. Ребрина, И.Ф. Петрова): Семантика, генезис, эволюция2004 год, кандидат филологических наук Гладкова, Ирина Борисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Царь-рыба" В.П. Астафьева: жанровая и композиционная функция образа Сибири»
Царь-рыба» (1976 - 1990) В.Астафьева - этапное произведение русской литературы последней трети XX века. Для В.Астафьева её появление означало (вместе с повестями «Последний поклон», «Пастух и пастушка») кульминацию творческой эволюции. Для «деревенской прозы» «Царь рыба» знаменовала реализацию её возможностей при обращении не только к социально-этической, военной, но и к натурфилософской проблематике. Для литературного процесса этого времени «повествование в рассказах» стало этапом в развитии жанра повести, в трансформации «сибирского текста», в эволюции реалистического метода.
Размышляя об эпосе, его жанрах в том числе и в современной литературе, И.Ф.Волков отмечает: «Эпос - это изобразительный род литературы. Он имеет свой собственный конкретно-чувственный предмет художественно-творческого освоения, особенности которого во многом определяют и общие родовые особенности содержания и формы эпической литературы. Таким предметом является реальная действительность в её объективной, материальной характерности, это - человеческие характеры в их внешнем проявлении - в индивидуальном облике людей и их социально-бытовой определенности, в их действиях, поступках, речи, в отношениях между ними, это - характерные события, в которых они участвуют, характерность бытовой обстановки и естественных природных условий, окружающих человека» [1]. Что касается «предмета художественно-творческого освоения» «Царь-рыбы», то в ней в этой роли выступает, с нашей точки зрения, Сибирь в её человеческом, социальном, природном облике. «Сибирь исторически имела две ипостаси - отдельность и интеграль-ность»- отмечают авторы исторического исследования «Сибирь в составе Российской империи» [2]. Как «отдельность» Сибирь представляет собой органическое целое. Как «интегральность» Сибирь является одновременно и значительным «фрагментом реальной действительности», отношения которого с целым - Россией, миром в символическом виде воспроизводят отношения между природой, природным, органическим, с одной стороны, и человеком, цивилизацией, прогрессом, с другой стороны.
Сибирь давно уже стала объектом для изучения естественных наук, географии, истории, этнографии. Поэтому сибиреведение в настоящее время объединяет в себе целый комплекс различных отраслей знания. В общественном сознании нового и новейшего времени Сибирь - это «тоже Россия, но какая-то "иная". Сибирь манила романтической свободой, своими богатствами и одновременно пугала своей неизведанностью, каторгой и ссылкой. Она представлялась лишь залогом Российского могущества» [3].
В культурологии и литературоведении Сибирь - главный объект так называемого «сибирского текста». Подробно характеризуя историю литературы Сибири и историю сибиреведения, А.С.Янушкевич вынужден констатировать предельную противоречивость восприятия Сибири общественным сознанием: «Сибирь воспринималась то как гибельное место каторги и ссылки, то как земной рай, некая новая Атлантида, утопическое Беловодье. И это было объяснимо: любая односторонность в подходе к тому или иному явлению чревата пристрастностью и отсутствием диалектики» [4]. Нам представляется, что источник этой противоречивости находится не только в «односторонности» подходов к теме Сибири, но и в противоречивости самого предмета изображения и осмысления, противоречивости, которую не смогли вместить многие из тех, кто обращался к изображению её истории и современности, её людей и природы.
Будучи сибиряком по рождению и воспитанию, Астафьев, вероятно, считал своим долгом обратиться к теме и образу Сибири. Сибирь так или иначе присутствует во многих произведениях писателя. Но наиболее яркий образ её удался писателю в «Царь-рыбе». При всей значимости приведенных наблюдений для нас более важным представляется то, что для В.Астафьева, и всей прозы традиционалистов-«деревенщиков», для всей русской литературы «Царь-рыба» стала произведением, в котором образ и тема Сибири приобрели совершенно оригинальные измерения и характеристики. Сам В.Астафьев писал уже в 1990-е годы в комментариях именно к «Царь-рыбе»: «Я даже намеревался написать что-нибудь подобное - по следам книги "Царь-рыба", но как переселился в Сибирь, да как немножко, с краю, можно сказать, коснулся этих "следов", то и понял, что с ума спячу иль умру досрочно, если возьмусь «отражать» то, что произошло и происходит в Сибири и с Сибирью. Как ее милую и могучую, измордовали, поувечили, изнахратили и изнасиловали доблестные строители коммунизма. Пусть придут другие радетели слова и отразят "деяния" свои и наши, постигнут смысл трагедии человечества, в том числе и поведают о сокрушении Сибири, покорении ее отнюдь не Ермаком, а гремящим, бездумным прогрессом, толкающим и толкающим впереди себя грозное, все истребляющее оружие, ради которого сожжена, расплавлена, в отвалы свезена уже большая часть земного наследства, доставшегося нам для жизни от предков наших и завещанных нам Богом. Они, богатства земные, даны нам не для слепого продвижения к гибельному краю, а к торжеству разума. Мы живем уже в долг, ограбляя наших детей, и тяжкая доля у них впереди, куда более тяжкая, чем наша» [5].
Рыба (в том числе и царственного обличья), браконьеры, тайга, даже люди оказываются в этой публицистически острой и значимой тираде Астафьева объектами частными в сравнении с Сибирью, представляющейся в качестве одного из последних природных бастионов на гибельном, с точки зрения В.Астафьева, пути научно-технического и социального «прогресса».
Астафьев так объясняет происшедшее на его глазах: «Происходило неслыханное и невиданное в мире отчуждение людей от родной земли, от отеческого угла. Оседлое крестьянство поголовно превращалось в городское скопище, в людское стадо, в пролетарья, которому ничего уже не жалко: ни земли, ни себя, ни родителей, ни детей своих, ни соседей, ни друзей, ни настоящего, ни будущего родной планеты» [Т.11, с.317]. Конечно, «строители коммунизма», как и некоторые другие объекты публицистических негаций автора, отошли в прошлое. Но постановка проблемы Сибири и будущего не только России, но всей планеты, проблемы столкновения Сибири с негативными сторонами технического и социального прогресса, делает «Царь-рыбу» произведением не только на «злобу дня», а общезначимым, наполненным философско-этическим смыслом.
Практически все ныне существующие специальные исследования прозы
B.Астафьева в той или иной мере касаются «Царь-рыбы». В работах Н.Н.Яновского, В.Я.Курбатова, А.П.Ланщикова, Л.Ф.Ершова,
C.В.Переваловой, А.Ю.Большаковой, П.А.Гончарова [6], других критиков и литературоведов характеризуется проблематика, идейно-образное содержание, композиция и стиль этого произведения, его место в творческой эволюции писателя. «Царь-рыба» наряду с некоторыми другими произведениями писателя стала предметом наблюдений учебных пособий Т.М.Вахитовой, Н.Л.Лейдермана и М.Н.Липовецкого, Л.П.Кременцова, Г.В.Пранцовой, П.А. Гончарова и других [7]. «Царь-рыба» стала объектом исследования докторских и кандидатских диссертаций Н.А.Молчановой, Н.В.Чубуковой, А.И.Смирновой, Е.М.Букаты, Д.А.Субботкина и других [8]. В двух последних исследованиях затрагивается близкая нам проблематика. Е.М.Букаты (Томск) анализирует функцию и семантику, поэтику образов художественного пространства в прозе В.Астафьева на материале повествований «Последний поклон», «Царь-рыба», «Прокляты и убиты». Д.А.Субботкин (Красноярск) препарирует композицию ряда произведений В.Астафьева с точки зрения реализации в них «тернарной структуры» и выявления оппозиции «свой - чужой». Однако о структурообразующей функции образа Сибири и его слагаемых ни в этих, ни в известных нам других работах речи не идет.
Между тем важность жанрообразующей и структурообразующей роли образа, в основе которого оказываются значимые пространственно-темпоральные понятия, очевидна. Так, русские новгородские былины имеют свой семантический и композиционный центр в виде Господина Великого Новгорода и его слагаемых (Волхов, Ильмень-озеро, город, Садко, Василий Буслаев, купцы, «старчище-пилигримище», новгородцы и т.п.). Американский «пионерский» роман трудно представить себе без образа колонизуемого и осваиваемого европейской цивилизацией Запада, с его лесами, реками, горами, аборигенами. «Тихий Дон» М.Шолохова невозможно адекватно интерпретировать вне образа Дона, донских казаков, донских пейзажей, без истории Дона, без донского наречия, без реального и воссозданного фольклором образа могучей и вольной реки, символизирующей аналогичные свойства персонажей.
Рабочей гипотезой нашей работы является утверждение, что образ Сибири в «повествовании в рассказах» Царь-рыба» В.Астафьева являет собой основу жанровой формы и жанрового содержания этого оригинального произведения, включающего в себя эпические и лирические компоненты, в значительной степени испытавшие на себе воздействие жанров и приемов публицистики. Различные ракурсы изображения Сибири составляют основу архитектоники повествования. Слагаемые образа Сибири, перемена аспектов изображения являются основой структуры, композиции глав-рассказов, всей «Царь-рыбы». Составной частью нашей гипотезы является также утверждение, что для воссоздаваемого Астафьевым образа Сибири свойственна диалектическая противоречивость. С одной стороны, слагаемые образа Сибири (её пространства, её антропоморфная составляющая, язык, мифология, фольклор, её история и т.д.) представляют собой модификацию, трансформацию, своеобразное инобытие русского менталитета. С другой стороны, эта такая трансформация русского, которая делает феномен Сибири неповторимой, самостоятельной «целокупностью» (сибиряк, белые горы, батюшка-Енисей, «тайга-мама», сибирское наречие, и т.п.).
В связи с этим необходимо напомнить справедливое уточнение авторов монографии «Сибирь в составе Российской империи». Будучи сторонниками представления о Сибири как объекте российской «колонизации», они, тем не менее, утверждают, что «Сибирский регион - это не только историко-географическая или политико-административная реальность, но и ментальная конструкция, с трудно определимыми и динамичными границами» [9]. Для нас важно, что Сибирь в этом историческо-политологическом исследовании предстает в виде «нового ментально-географического пространственного образа, выделяется в «особый предмет общественного сознания, как своеобразный культурный артефакт» [10].
Не менее значимым для осознания «особости» Сибири как «культурного артефакта» стало то, что в русской литературе тема Сибири стала актуальной еще в эпоху Аввакума Петрова. Со времен М.В.Ломоносова и А.Н.Радищева, декабристов, в поэзии, в художественной прозе и публицистике, в эпистолярном наследии А.С.Пушкина, И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого,
A.П.Чехова, Д.Н.Мамина-Сибиряка, В.Г.Короленко, М.М.Пришвина Сибирь рисуется не только как место заточения и ссылки, но как край, с которым связывается надежда на будущее России. Наиболее ярко эти надежды оказались выраженными в путевых очерках А.П.Чехова: «На Енисее жизнь началась стоном, а кончится удалью, какая нам и во сне не снилась» [11].
Заметим также, что Сибирь в значении особого «культурного артефакта» в истории русской культуры, литературы вычленяется уже давно. В свое время еще «сибирские областники» (в 60-е годы XIX столетия) «большое значение придавали <.> развитию местной литературы и периодической печати, организации собственного литературно-критического журнала» [12]. В конце XIX -XX столетии эти планы оказались реализованными с появлением собственно «сибирских» писателей и «сибирской литературы» (ВЛ.Шишков, В.К.Арсеньев,
B.Я.Зазубрин, П.П.Петров, Вс.В.Иванов и др.). Хотя для многих из них Сибирь не была местом рождения, хотя они не составили «первый ряд» русской литературы, всех их характеризовала убежденность в том, что Сибирь - особый в культурном отношении край.
Специфика ситуации второй половины XX века в аспекте нашей темы заключается в том, что уровня писателей-классиков достигают в это время прозаики, являющиеся уроженцами Сибири (С.Залыгин, А.Вампилов, В.Шукшин, В.Астафьев, В.Распутин). Естественно, что в их творческом сознании Сибирь не является не только «колонией», но и дальней периферией России. Сибирь осмысливается ими как «точка отсчета», как основа России, хотя и как совершенно особый (по своей истории, культуре, географии, ментальности) край. Сибирекая (по происхождению авторов, по месту действия, по своей ментальности) литература переросла словесность «местную», «региональную», стала литературой классической, не потеряв при этом свой этногеографический колорит. В.Астафьев рассматривается нами в качестве именно такой фигуры. Образ Сибири, воссозданный в его произведениях, на наш взгляд, эстетически запечатлел этот процесс трансформации и самого «культурного артефакта», и его восприятия.
Актуальность исследования связана с необходимостью изучить жанровую специфику выдающегося произведения русской литературы последней трети XX века, его этико-философское и этно-социальное содержание, что соответствует Постановлению Президиума РАН «Об утверждении основных направлений фундаментальных исследований» от 1 июля 2003г., № 233, пунктам: 8.5 «Этногенез, этнокультурный облик народов, современные этнические процессы; историко-культурное взаимодействие Евразии»; 8.7 «Духовные и эстетические ценности отечественной и мировой литературы и фольклора в современном осмыслении».
Актуальность работы определяется также обращением диссертанта к наследию писателя, чье творчество во многом определяло развитие литературного процесса 1960 - 1990-х годов, стало отражением и частью современного ему общественного сознания. Актуальность исследования обусловлена еще и тем, что при всей очевидной значимости образа Сибири для структуры «Царь-рыбы» в жанровом, композиционном, каком либо ином аспекте этот феномен в астафьеведении специально и целостно не рассматривался.
Материалом диссертации является художественная проза В.П.Астафьева, а также публицистика писателя. К исследованию привлечены отдельные письма прозаика, новые биографические материалы. Главный акцент сделан на произведениях, непосредственно связанных с нашей темой: «повествовании в рассказах» «Царь-рыба», повестях «Стародуб», «Последний поклон», романе «Прокляты и убиты».
В диссертации также активно используются материалы, собранные и опубликованные Центром изучения и распространения творчества В.П.Астафьева, Астафьевским научно-образовательным центром в содружестве с кафедрой истории литературы и поэтики Сибирского федерального университета (Красноярск).
Объектом исследования идейно-художественная структура повествования в рассказах «Царь-рыба» В.Астафьева.
Предметом анализа является жанрообразующая и структурообразующая функция образа Сибири, его слагаемых в «Царь-рыбе» В.Астафьева.
Цель работы состоит в исследовании содержания, функции и компонентов образа Сибири в идейно-художественной структуре «повествования в рассказах» «Царь-рыба» В.Астафьева.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
• определить существо и функцию образа Сибири, его жанрообразующую роль, место в архитектонике и композиции «Царь-рыбы»;
• выяснить значение изменения ракурса изображения Сибири для архитектоники «Царь-рыбы», в соотношении её частей;
• проанализировать активность эпического и лирического начала в тексте глав и частей повествования, роль публицистических элементов в повести;
• исследовать характерологию произведений В.Астафьева о Сибири;
• выявить генетическую связь характера сибиряка с русским национальным характером и его специфические свойства;
• охарактеризовать мифологические, сказочные и легендарные истоки слагаемых образа Сибири в «Царь-рыбе»;
• рассмотреть особенности образа автора, форм повествования и языка в повести В.Астафьева.
Метод исследования представляет собой синтез сравнительно-типологического, культурно-исторического и историко-литературного подходов. '
Теоретико-методологическая база диссертации создавалась с учетом различных научных концепций русских и зарубежных философов, историков культуры, теоретиков и историков литературы: А.Н.Афанасьева, И.А.Ильина, М.М.Бахтина, К.Г.Юнга, В.Я.Проппа, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Е.М.Мелетинского. В диссертации при освещении вопросов теории жанров, типологии героя, специфики литературного процесса второй половины XX века используются положения и идеи И.Ф.Волкова, А.Н.Николюкина, Б.А.Ланина, Н.Л.Лейдермана, Л.П.Кременцова, А.А.Тертычного, Л.В.Поляковой, И.М.Поповой, Н.Ю.Желтовой и других.
Исследование опирается также на опыт астафьеведения, представленного в работах А.Н.Макарова, Н.Н.Яновского, В.Я.Курбатова, А.ПЛанщикова, Т.М.Вахитовой, С.В.Переваловой, А.Ю.Большаковой, А.И.Смирновой, П.А.Гончарова, Е.М.Букаты и других.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Образ Сибири является доминирующим объектом изображения и осмысления в «Царь-рыбе», а потому должен быть квалифицирован как жанрообра-зующий, как композиционный центр всего произведения, своего рода образ-скрепа, соединяющий в единое целое различные по преобладающим жанровым тенденциям, по месту и времени действия, по участвующим в действии персонажам главы-рассказы повести.
2. Изменение ракурса изображения Сибири определяет архитектонику повествования. Главы первой части представляют собой в наибольшей степени реализацию тенденции публицистического развенчания умысла «браконьеров» против природы и традиций Сибири. Главы второй части повествования в эпическом ключе повествуют о противоречивом «сотрудничестве» человека и природы в пространствах Сибири.
3. Лирический компонент, связанный с фигурой автобиографического героя, в разной степени имеющий место во всех главах-рассказах «Царь-рыбы», наряду с образом Сибири сплачивает в единое целое главы повествования, сближает их с генетически близким авторским жанром «затесей».
4. В основе характерологии «Царь-рыбы» находится убеждение В.Астафьева об особых, симпатичных автору свойствах «сибиряка» - персонажа, погруженного в природу, помнящего о традициях предков, имеющего органическую связь как с русской ментальностью, так и с менталитетом аборигенов Сибири.
5. У истоков образа Сибири среди прочего находятся и мифологические представления, мотивы, восходящие к восточнославянской мифологии, сказкам, легендам, к мифам и верованиям северных и сибирских народов.
6. Включенные в текст повествования «Царь-рыбы» пословицы, поговорки, присловья, элементы обрядовой поэзии усиливают выразительность глав-рассказов, способствуют более яркому формулированию взглядов писателя на поставленные в произведении проблемы.
7.Астафьевский сказ, основан на использовании словесной ткани диалектов и просторечия Сибири, является основой господствующих в «Царь-рыбе» форм повествования.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в осуществлении анализа структурообразующей функции образа Сибири в «Царь-рыбе», в проведении системного изучения лирического и эпического начала, а также публицистического компонента её жанровой формы, в анализе характерологии, легендарных и сказочно-мифологических истоков, в установлении специфики сказовых форм повествования. В научный оборот вводятся новые биографические и историко-литературные материалы, публицистические произведения В.Астафьева в их соотнесенности с избранной темой исследования.
Теоретическая значимость диссертации связана с уточнением жанровой специфики конкретного произведения литературы, с идентификацией ментальное™ главного персонажа произведения,'уточнением понятий «деревенская проза», «сибирская литература», с характеристикой механизмов использования приемов и образов фольклорной поэтики в литературном произведении, с выяснением путей трансформации образов «геокультуры» и «геопоэтики» в образы, элементы структуры определенного литературного произведения.
Практическое значение результатов исследования заключается в возможности их использования в процессе преподавания курса истории русской литературы последней трети XX века на филологических факультетах, в школьном изучении творчества В.П.Астафьева.
Апробация промежуточных и итоговых результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры литературы Мичуринского государственного педагогического института, на конференциях разных уровней: на международной конференции «М.А.Шолохов в современном мире» (МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2005), на международной научно-практической конференции «Проблемы экологического образования и воспитания в системе наукограда» (Мичуринский ГПИ, 2006), на « I международной научной конференции "Современная филология: актуальные проблемы, теория и практика"» (Красноярск, КГУ, 2005), на « II международной научной конференции "Современная филология: теория и практика"» (Красноярск, СФУ, 2007), на всероссиской научной конференции «Наследие В.П.Астафьева в контексте историко-культурного сознания современности» (Вологда, 2007) на ежегодных научных конференциях «Актуальные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин» (Мичуринский ГПИ, 2004, 2005, 2006, 2007), в преподавании соответствующих разделов курса «История русской литературы» на филологическом факультете Мичуринского государственного педагогического института.
Структура работы включает в себя Введение, две главы, Заключение и список использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Особенности психологизма русской прозы второй половины 1980-х годов: Творчество В. Астафьева и В. Распутина1995 год, кандидат филологических наук Бедрикова, Майя Леонидовна
Творчество А.П. Чехова в контексте сибирского мифа2010 год, кандидат филологических наук Шишпаренок, Елена Владимировна
Материнское начало в прозе В.П. Астафьева2012 год, кандидат наук Шлома, Елена Сергеевна
Повести и рассказы С.А. Пестунова в контексте "малых" жанров сибирской прозы последней четверти XX века2010 год, кандидат филологических наук Янковская, Ольга Викторовна
Поэтика лирической прозы Б. Зайцева2003 год, кандидат филологических наук Курочкина, Анжелика Валерьевна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Гончаров, Павел Петрович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Ростовцев Ю.А. Указ. раб. - С.39.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гончаров, Павел Петрович, 2007 год
1. Астафьев, В.П. Собр. соч. В 4 т. / В.П.Астафьев. М.: Мол. гвардия, 1979- 1981.
2. Астафьев, В.П. Собр. соч. В 15т./ В.П.Астафьев. Красноярск: Офсет, 1997- 1998.
3. Астафьев, В.П. Всему свой час / В.П.Астафьев. М.: Мол. гвардия, 1985.-254 с.
4. Астафьев, В.П. Жестокие романсы: Рассказы. / В.П.Астафьев. М.: Эксмо, 2002 - 864 с.
5. Астафьев, В. «Расскажу о себе сам.» / В.Астафьев // День и ночь. -2004. № 1 - 2 (январь-апрель). - С. 2 - 7.
6. Астафьев, В.П. Стержневой корень / В.П.Астафьев // Слово. 1991. -№ п.-С. 65.-69.
7. Астафьев, В.П., Курбатов В.Я. Крест бесконечный: Письма из глубины России / В.П.Астафьев, В.Я.Курбатов. Иркутск: Издатель Сапронов, 2002. -512 с.
8. Астафьев, В. Понимать, беречь природу / В.Астафьев // Соц. индустрия. 1979. - 21 июля.
9. Астафьев, В.П. Ясным ли днём. Повести и рассказы / В.П.Астафьев. -Вологда: Северо-западное кн. изд-во, 1973. 256
10. Саянский, В. Люди с грязной совестью / В. Саянский // Чусовской рабочий. 1954. - 3 октября. (№ 196).
11. Саянский, В. Черствые души / В. Саянский // Чусовской рабочий. -1954. 19 октября (№ 207).
12. Абрамов, Ф.А. Собр. соч. В 6 т. / Ф.А.Абрамов. Л.: Худ. лит. - Ленинградское отделение, 1990 -1991.
13. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки. В 3 т. / А.Н.Афанасьев. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
14. Белов, В.И. Собр. соч. В 5 т. / В.И.Белов. М.: Современник, 1991 -1993.
15. Есенин, С.А. Собр. соч. В 2 т. / С.А.Есенин. М.: Худ. лит., 1990.
16. Залыгин, С.П. Собр. соч. В 6 т. / С.П.Залыгин. М.: Худ. лит., 1989 -1991.
17. Залыгин, С.П. Экологический роман / С.П.Залыгин // Новый мир. -1993.-№ 12.-С. 3-106.
18. Кондратьев, В.Л. Сашка: Повести./ В.Л.Кондратьев.- Воронеж: Центрально-Черноземное кн. изд-во, 1990. 335 с.
19. Короленко, В.Г. Собр. соч.: в 6 т./ В.Г. Короленко. М.: Правда, 1971.
20. Корякина-Астафьева, М.С. Знаки жизни: (Воспоминания о
21. B.П. Астафьеве) / М.С. Корякина-Астафьева. Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1994.-382 с.
22. Лондон, Дж. Я много жил. / Составитель и автор критико-биографического очерка В.Быков / Дж. Лондон. М.: Мол. гвардия, 1973. -480 с.
23. Лондон, Дж. Рассказы / Дж. Лондон. Воронеж: ЦентральноЧерноземное кн. изд-во, 1986.-351 с.
24. Максимов, C.B. Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила /
25. C.B. Максимов. Смоленск: Русич, 1995. - 672 с.
26. Мамин-Сибиряк, Д.Н. Приваловские миллионы. Роман в пяти частях / Д.Н. Мамин-Сибиряк. М.: Худ. лит. 1975. - 416 с.
27. Петров, П.П. Борель. Золото: Романы / П.П. Петров. Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1980. - 408 с.
28. Последний поклон Виктору Астафьеву. Прощание / Сост.: Т.Давыденко. В. Ярошевская. Красноярск: Ситалл, 2002. - 174 с.
29. Пришвин, М.М. Собр. соч. В 8 т. / М.М.Пришвин. М.: Худ. лит., 1982- 1986.
30. Пушкин, A.C. Избр. соч. В 2 т. / А.С.Пушкин. М. Худ. лит., 1980.
31. Распутин, В.Г. Собр. соч. В 3 т. / В.Г.Распутин. М.: Мол. гвардия, 1994.
32. Ремизов, A.M. Избранные произведения / А.М.Ремизов. М.: Панорама, 1995.-432 с.
33. Рубцов, Н.М Последняя осень: Стихотворения / Н.М.Рубцов. М.: Эксмо, 2002. - 608 с.
34. Русские заговоры / Сост., пред. и примеч. Н.И.Савушкиной.- М.: Пресса, 1993.-368 с.
35. Сибирские сказания / Перевод, переложение и вступ. ст. А.Преловского. М.: Современник. 1984. -461 с.
36. Сибирские строки. Русские и советские поэты о Сибири. / Сост. А.Преловский. М.: Мол. гвардия, 1984. - 463 с.
37. Сказки. Книга I / Сост., вступ. ст., подготовка текстов и комментарии Ю.Г.Круглова. М.: Сов. Россия, 1988. - 544 с.
38. Тополь, Э. Русская Дива: Роман / Э.Тополь. М.: ТКО ACT, 1996. -496 с.
39. У астафьевских родников: Фольклор Овсянки и Усть-Маны / Библиотека-музей В.П. Астафьева / Сост. Н.Я. Сакова; Научн. ред. А.Ф. Пантелеева. Красноярск: ПИК «Офсет», 2003. - 211 с.
40. Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы / Сост., пред. и общ. ред. канд. фил. наук В.А.Чаликовой. М.: Прогресс, 1991. -405 с.
41. Чернышевский, Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях / Н.Г. Чернышевский. М.: Правда, 1962. - 455 с.
42. Чехов, А.П.Полн. собр. соч. и писем в 30 т. Соч. в 18 т. / А.П.Чехов. -М.: Наука, 1978. Тт. 14 -15. Из Сибири. Остров Сахалин. 1890 - 1895. - 927 с.
43. Шишков, В.Я. Угрюм-река. Роман в 2 т. / В.Я. Шишков. М.: Рипол, 1993.
44. Шолохов, М.А. Собр. соч.: В 8 т. / М.А. Шолохов. М.: Правда, 1985 -1986.1.I
45. Афанасьев, А.Н. Живая вода и вещее слово / А.Н. Афанасьев. М.: Сов. Россия, 1988.-512 с.
46. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. / А.Н.Афанасьев. М.: Индрик, 1994.
47. Балтрон, Р. Джек Лондон: Человек, писатель, бунтарь / Р. Балтрон. -М.: Прогресс, 1981.-208 с.
48. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. М.: Сов. Россия, 1979.-320 с.
49. Большакова, А.Ю. Нация и менталитет: Феномен «деревенской прозы» XX века / А.Ю.Большакова. М.: Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы, 2000. - 132 с.
50. Большакова, А.Ю Русская деревенская проза XX века: Код прочтения / А.Ю.Большакова. Шумен.: Аксиос, 2002. - 160 с.
51. Борисова, Н.В. Жизнь мифа в творчестве М.М. Пришвина. Монография / Н.В.Борисова. Елец: Изд-во ЕГУ им. И.А.Бунина, 2001. - 282 с.
52. Бычков, A.A. «Исконно русская» земля Сибирь / A.A. Бычков. М.: Олимп: Act: Астрель, 2006. -316 с.
53. Вахитова, Т.М. Повествование в рассказах В.Астафьева «Царь-рыба» / Т.М.Вахитова. М.: Высшая школа, 1988. - 71 с.
54. Ведерникова, Н.М. Русская народная сказка / Н.М.Ведерникова. М.: Наука, 1975. - 136 с.
55. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н.Веселовский. М.: Высшая школа, 1989. - 406 с.
56. Волков, И.Ф. Теория литературы. Учебное пособие для студентов и преподавателей / И.Ф.Волков. М.: Просвещение - Владос, 1995. - 256 с.
57. Вологодские затеей Виктора Астафьева. Материалы к творческой биографии писателя / Гл. ред. С.А.Тихомиров. Вологда: Книжное наследие, 2007. - 838 с.
58. Голубков, М.М. Русская литература XX в.: После раскола: Учебное пособие для вузов / М.М.Голубков. М.: Аспект Пресс, 2001. - 267 с.
59. Гончаров, П.А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы 1950 1990-х годов: Монография / П.А.Гончаров. - М.: Высшая школа, 2003. -386 с.
60. Гончаров, П.А. «Природный человек» в русской прозе XX века. Коллективная монография / П.А. Гончаров, П.П. Гончаров, A.A. Земляковская, Н.В. Кудрявкина, C.B. Хохлова. Тамбов: Полиграфиздат, 2005. - 204 с.
61. Гордович, К. Д. История отечественной литературы XX века. Пособие для гуманитарных вузов / К.Д. Гордович. СПб.: СпецЛит, 2000. - 320 с.
62. Гречнев, В.Я. Русский рассказ конца XIX XX века (проблематика и поэтика жанра) / В.Я. Гречнев. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979. -208 с.
63. Давыдова, Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы первой трети XX века / Т.Т. Давыдова. М.: Издательство МГУП.-2000.-363 с.
64. Ершов, Л.Ф. Три портрета. Очерки творчества Виктора Астафьева, Юрия Бондарева, Василия Белова / Л.Ф.Ершов. М.: Современник, 1985. - 48 с.
65. Желтова, Н.Ю. Проза первой половины XX века: поэтика русского национального характера: монография / Н.Ю. Желтова. Тамбов, Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2004. - 307 с.
66. Замятин, Д.Н. Метагеография: пространство образов и образы пространства / Замятин Д.Н. М.: Аграф, 2004. - 512 с.
67. Ким, М.Н. Жанры современной журналистики / М.Н.Ким. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 336 с.
68. Ковтун, Н.В. Русская литературная утопия второй половины XX века / Н.В. Ковтун. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005.- 536 с.
69. Кожемяко, B.C. Валентин Распутин. Боль души / В.С.Кожемяко. -М.:Алгоритм, 2007. 288 с.
70. Курбатов, В.Я. Виктор Астафьев / В.Я.Курбатов. Новосибирск: Западно-Сибирское кн. изд-во, 1977. - 71 с.
71. Курбатов В.Я. Миг и вечность: Размышления о творчестве В.Астафьева / В .Я.Курбатов. Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1983. -182 с.
72. Ланин, Б.А. Роман Е.Замятина «Мы» / Б.А. Ланин. М.: Прогресс, 1992.-27 с.
73. Ланин, Б.А., Боришанская, М.М. Русская антиутопия XX века / Б.А.Ланин, М.М. Боришанская. М.: Республика, 1994. - 247 с.
74. Ланщиков, А.П. Виктор Астафьев / А.П.Ланщиков. М.: Просвещение, 1992.- 160 с.
75. Лапченко, А.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов / А.Ф. Лапченко. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 137 с.
76. Лейдерман, Н.Л. Современная русская литература: В 3-х кн. / Н.Л.Лейдерман, М.Н.Липовецкий. М.: Эдитореал УРСС, 2001.
77. Лихачев, Д.С. Историческая поэтика русской литературы / Д.С. Лихачев. СПб.: Алетейя, 1999. - 508 с.
78. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А.Ф.Лосев. М.: Искусство, 1976. - 367 с.
79. Лотман, Ю.М. История и типология русской культуры / Ю.М.Лотман. СПб.: Искусство - СПб, 2002. - 768 с.
80. Макаров, А.Н. Во глубине России: Критико-библиографический очерк /А.Н.Макаров. Пермь.: Пермское кн. изд-во, 1969. - 102 с.
81. Макаров, А.Н. Идущим вослед / А.Н.Макаров. М.: Сов. писатель, 1969.-928 с.
82. Мущенко, Е.Г. Поэтика сказа / Е.Г.Мущенко, В.П.Скобелев, Л.Е.Кройчик. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1978.-288 с.
83. Недзвецкий, В.А., Русская «деревенская проза» / В.А.Недзвецкий, В.В.Филиппов. М.: Изд-во МГУ им. М.В.Ломоносова, 1999. - 141 с.
84. Нефагина, Г.Л. Русская проза конца XX века: Учебное пособие / Г.Л. Нефагина. М.: Флинта - Наука, 2003. - 320 с.
85. Русский советский рассказ. Очерки истории жанра / Под ред.
86. B.А.Ковалева. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1970. - 376 с.
87. Полякова, Л.В. Теоретические и методологические аспекты истории русской литературы XX XXI веков. Монография / Л.В. Полякова. - Тамбов: ОАО «Пролетарский светоч», 306 с.
88. Попова, И.М. «Сотворить себя в духе». Христианская аксиология прозы Владимира Максимова: Монография / И.М.Попова. Елец: Изд-во ЕГУ им. И.А.Бунина, 2005. - 222 с.
89. Перевалова, C.B. «Особая география памяти» (Образ автора в русской прозе 1970 1980-х годов. - В.П.Астафьев, В.Г.Распутин, В.С.Маканин) /
90. C.В.Перевалова. Волгоград: Перемена, 1997. - 240 с.
91. Перевалова, C.B. Творчество В.П.Астафьева: Проблематика. Жанр. Стиль. Учебное пособие по спецкурсу / С.В.Перевалова. Волгоград: Перемена, 1997.-86 с.
92. Пропп, В.Я Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки / В.Я Пропп. М.: Лабиринт, 1998. - 512 с.
93. Пропп, В.Я Поэтика фольклора/В.Я. Пропп. М.: Лабиринт, 1998352 с.
94. Прохоров, Е.П. Искусство публицистики / Е.П. Прохоров. М.: Искусство, 1984.-342 с.
95. Ростовцев, Ю.А. Страницы из жизни Виктора Астафьева / Ю.А. Ростовцев. М.: Энциклопедия сел и деревень, 2007. - 480 с.
96. Русская литература XX века. Учебное пособие / Е.Г.Мущенко, Т.А.Никонова и др. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1999. - 800 с.
97. Русская литература XX века. Учебное пособие / Под ред. Л.П. Кременцова. В 2 т. / Кременцов Л.П., Алексеева Л.Ф., Колядич Т.М. и др. -М.: Академия, 2002.
98. Русские / Отв. ред. В.А.Александров, И.В.Власова, Н.С.Полищук. -М.: Наука, 1999.-829 с.
99. Русский советский рассказ. Очерки истории жанра / Под ред. В.А.Ковалева. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1970. - 736 с.
100. Селезнев, Ю.И. Златая цепь / Ю.И.Селезнев. М.: Современник, 1985. -416с.
101. Сибирь в составе Российской империи / Отв. ред. Л.М.Дамешек, А.В.Ремнев. М.: Новое литературное обозрение, - 2007 - 368 с.
102. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория литературы. Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т / Под ред. Н.Д.Тамарченко.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
103. Тертычный, A.A. Жанры периодической печати. Учебное пособие для студентов вузов / А.А.Тертычный. М.: Аспект Пресс, 2006. - 320 с.
104. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / Вступ. статья Н.Д.Тамарченко; комм. С.Н.Бройтмана при участии Н.Д.Тамарченко. М.: Аспект Пресс, 1999. - 334 с.
105. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. Избранное / В.Н.Топоров. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1999. - 624 с.
106. Торшин, A.A. Произведение художественной литературы. Основные аспекты анализа. Учебное пособие / А.А.Торшин. М.: Флинта - Наука, 2006. -256 с.
107. Тюпа, В.И. Анализ художественного текста: учебное пособие для студентов фил., фак. высш. учеб. заведений / В.И.Тюпа. М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
108. Успенский, Б.А. Поэтика композиции / Б.А.Успенский. СПб: Азбука, 2000.-352 с.
109. Фрейд, 3. Толкование сновидений / З.Фрейд. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2001. - 624 с.
110. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. М.: Высшая школа, 2002. - 438с.
111. Чернец Л.В., Хализев, В.Е., Бройтман С.Н., Гиршман М.М. и др. Введение в литературоведение. Учебное пособие / Под. ред. Л.В.Чернец. М.: Высшая школа; Академия, 1999. - 556с.
112. Юнг, К.Г. Аналитическая психология и психотерапия / К.Г.Юнг. -СПб.: Питер, 2001.-512 с.
113. Юнг, К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов / К.Г.Юнг. Киев: Порт-Рояль; М.: Совершенство, 1997. - 382 с.
114. Яновский, H.H. Виктор Астафьев: Очерк творчества / Н.Н.Яновский. -М.: Сов. писатель, 1982. 272 с.
115. Яновский, H.H. Писатели Сибири: Избранные статьи / Н.Н.Яновский. -М.: Современник, 1988. 494 с.1.
116. Азадовский, K.M. Переписка из двух углов империи / К.М.Азадовский // Вопросы лит. 2003. - Сентябрь - Октябрь. - С. 3 - 33.
117. Белая, Г.А. Историческая продуктивность художественного открытия / Г.А. Белая // Теория литературных стилей: Современные аспекты изучения. -М.: Наука, 1982. С. 382 — 414.
118. Белая, Г.А. Рождение новых стилевых форм как процесс преодоления «нейтрального» стиля / Г.А.Белая // Многообразие стилей советской литературы: Вопросы типологии. М.: Наука, 1978 . - С. 461 -485.
119. Бердяев, H.A. Духи русской революции / Н.А.Бердяев // Лит. учеба. -1990. Кн.2. март-апрель. - С. 123 -140.
120. Большакова, А.Ю. Астафьев В.П. / А.Ю.Большакова // Русские писатели XX века. Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П.А. Николаев. М.: Рандеву - AM, 2000. - С. 46 - 49.
121. Вахитова, Т.М. Народ на войне (Взгляд В.Астафьева из середины 90-х. Роман «Прокляты и убиты») / Т.М.Вахитова // Русская лит. 1995. - №3. - С. 114-129.
122. Гладкова, О.В. Притча // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. М.: НПК «Интелвак», 2003. - Стб. 808-809.
123. Драгомирецкая, Н.В. Слово героя как принцип организации стилевого целого / Н.В.Драгомирецкая // Многообразие стилей советской литературы: Вопросы типологии. М.: Наука, 1973. - С. 446 - 459.
124. Ермолин, Е.К. Месторождение совести: Заметки о Викторе Астафьеве / Е.Ермолин//Континент. 1999.-№ 100.-С. 371 - 384.
125. Есаулов, И.А Сатанинские звезды и священная война («Прокляты и убиты» В.Астафьева) / И.А.Есаулов // Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. - С. 209 - 237.
126. Залыгин, С.П. «Экологический консерватизм»: шанс для выживания / С Л.Залыгин // Новый мир. 1994.- № 11. - С.106 - 111.
127. Зуева, Т.В. Сказка //Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. М.: НПК «Интелвак», 2003. - Стб. 989 -994.
128. Ивлев, Г.А. Особенности лирической прозы 70-х годов («Царь-рыба» В.Астафьева) / Г.А.Ивлев // Единство и многообразие. Казань, 1982. - С. 118130.
129. Исаев, С.Г. Композиция текста в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго» / С.Г. Исаев // Филол. науки. 2005. - №3. - С.3-15.
130. Ковалев Ю.В. Литература США / История всемирной литературы в 9 т. / отв. ред. И.А. Тертерян. М.: Наука, 1989. - Т. 6. - С. 551 - 581.
131. Куняев, Ст. Великий путь / Ст. Куняев // Сибирские строки. Русские и советские поэты о Сибири. / Сост. А.Преловский. М.: Молодая гвардия, 1984. -С. 5-10.
132. Курбатов, В.Я. Виктор Астафьев: завещание / ВЛ.Курбатов // Лит. газета. 2003. - № 23 - 24. - С. 7.
133. Курденко, К. «Родственники это у него было всё / К.Курденко // И открой в себе память. Вып 2 / Гл. ред. и сост. Г.М.Шленская.- Красноярск: Изд-во Красс. ГУ, 2006. - С.83 - 89.
134. Ланин, Б.А. Антиутопия // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред и сост. А.Н.Николюкин. М.: НПК «Интелвак», 2003.-Стб.38 - 39.
135. Мелетинский, Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов / Е.М.Мелетинский // Вопросы философии. -1991.-№ 10. С. 41 -47.
136. Огрызко, В. Я пришел в мир добрый / В.Огрызко // Лит. Россия. 2006.- № 17- 18. С. 1 - 16.
137. Панченко, И.Г. К жанровым исканиям советской прозы 70-х годов («Царь-рыба» В.П.Астафьева) / И.Г.Панченко // Жанровые формы в литературе и литературной критике. Киев, 1979. - С. 18 - 35.
138. Песков, A.M. Идиллия / A.M. Песков // Лит. учеба. 1985. - № 2. - С.227.
139. Плеханова, И.И. Категорический императив на сибирской почве / И.И. Плеханова // Сибирь: Взгляд извне и изнутри. Духовное измерение пространства. Научные доклады. / Научный ред. И.И.Плеханова. Иркутск, 2004 -С.314-323.
140. Попова, И.М. Жанрово-стилевая диффузия в романах Владимира Максимова / И.М.Попова // Известия Тульского госуниверситета. Серия Русский язык и литература в мировом сообществе. Вып.5 - Тула: Изд-во Тул.ГУ, 2003. -С. 241 -520.
141. Попова, И.М. Способы создания концепции исторической личности у Владимира Максимова / И.М.Попова // Материалы всероссийской научной
142. XXIX зональной конференции литературоведов Поволжья. Тольятти: Изд.во ТГУ, 2004.-С.327-331.
143. Рыбальченко Т.Л. Мифологемы образа Сибири в русской прозе второй половины XX века // Сибирь: Взгляд извне и изнутри. Духовное измерение пространства. Научные доклады / Научный ред. И.И.Плеханова. Иркутск, 2004-С. 291 -304.
144. Савушкина, Н.И Русские заговоры / Н.И.Савушкина // Русские заговоры / Сост., пред. и прим. Н.И.Савушкиной.- М.: Пресса, 1993. С.5 - 18.
145. Сибирские говоры. Функционирование и взаимовлияние диалектной речи и литературного языка. Межвуз. сборник научных трудов. Красноярск: Изд-во КГПИ, 1988.- 156 с.
146. Сибирь: Взгляд извне и изнутри. Духовное измерение пространства. Научные доклады / Научн. ред. И.И.Плеханова. Иркутск, 2004. 328 с.
147. Солженицын, А. Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2000 года / А. Солженицын // Новый мир. 2000. - № 5. -С. 181 -186.
148. Субботкин, Д.А. Пафос и ирония в произведениях В.П.Астафьева» / Д.А. Субботкин //Феномен В.П. Астафьева в общественно-культурной жизни конца XX века. Сборник материалов / Д.А. Субботкин. Красноярск, Изд-во Красс. ГУ, 2005. - С. 88-91.
149. Субботкин, Д.А. Чужой мир в «Царь-рыбе» В.П.Астафьева / Д.А. Субботкин // Материалы научной конференции «Дни науки», посвященной 25-летию факультета филологии и журналистики / Отв. ред. А.И. Разувало-ва. Красноярск: Изд-во СФУ, 2007. - С. 187 -200.
150. Сузи, К. Ф. Освоение шаманизма в русской литературе конца 18-ого века / К.Ф.Сузи // Сибирь: Взгляд извне и изнутри. Духовное измерение пространства. Научные доклады / Научный ред. И.И.Плеханова. Иркутск, 2004. - С. 236-245.
151. Тагарова, Т.Б. Своеобразие народного видения мира во фразеологизмах бурятского языка / Т.Б.Тагарова // Сибирь: Взгляд извне и изнутри. Духовное измерение пространства. Научные доклады / Научный ред. И.И.Плеханова.- Иркутск, 2004. С. 198-206.
152. Творчество В.М. Шукшина. Поэтика. Стиль. Язык: Сб. статей / Ред. С.М.Козлова, В.А.Пищальникова, В.А.Чеснокова, А.А.Чувакин. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1994. - 232 с.
153. Трушкин, В.П.От партизана до писателя // Петров П.П. Борель. Золото: Романы / В.П.Трушкин. Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1980.- С.392 -407.
154. Хализев, В.Е. Жанровые предпочтения формалистов и М.М.Бахтин /
155. B.Е. Хализев // Филологические науки. 2006. - №2. - С.3-12.
156. Чернец, JI.B. К теории литературных жанров / Л.В.Чернец // Филол. науки. 2006.-№3.-С.3-12.
157. Чистов, К.В. Легенда о Беловодье // Труды Карельского филиала АН СССР / К.В. Чистов. Петрозаводск, 1962. - Т. 35. - С. 128 - 139.
158. Шёквист, Л. К вопросу об антропоморфности нарратора в романе А.Платонова «Чевенгур» / Л.Шёквист // Русская литература. 2005. - № 1.1. C.222 -230.
159. Шленская, Г.М. Вместо предисловия / Г.М. Шленская // Повесть В.Я.Зазубрина «Щепка» и ее судьба / Отв. ред. Г.М.Шленская. Красноярск, Изд-во СФУ, 2007. -С.3-5.
160. Эльсберг, Я.Н. Смена стилей в советском русском рассказе 1950 -1960-х годов (Сергей Антонов Юрий Казаков - Василий Шукшин). / Я.Н. Эльсберг // Смена литературных стилей: На материале русской литературы XIX-XX веков. - М.: Наука, 1974. - С. 194 -213.V
161. Большакова, А.Ю. Художественное претворение нравственной проблематики в прозе В.Астафьева. Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1989.- 23 с.
162. Букаты, Е.М. Поэтика художественного пространства в прозе В.П.Астафьева («Последний поклон», «Царь-рыба», «Прокляты и убиты») Дисс. канд. филол. наук. 10.01.01./Е.М. Букаты. Томск, 2002. - 197 с.
163. Войтас, С.А. Миниатюра в контексте русской лирической прозы 1960- 1980-х годов. Автореф.дисс. канд. филол. наук. 10.01.01. / С.А.Войтас. -М.: Изд-во МПУ, 2002. 26 с.
164. Зарникова Н.Б. Лирическая проза А.И.Левитова и И.А.Бунина (жанро-во-стилевые особенности, традиции и новаторство). Автореф. дисс. канд. филол. наук. 10.01.01. / Н.Б.Зарникова. Елец, Изд-во ЕГУ им.И.А.Бунина, 2003.-23с.
165. Коваленко, А.Г. Проблемы циклизации в русской прозе 60 70-х гг. Автореф. дисс. канд. филол. наук. 10.01.01. / А.Г. Коваленко - М., 1983. - 24 с.
166. Кузьменко, Р.Г. «Царь-рыба» В.Астафьева в контексте лирической прозы 50-70-х годов. Дисс. канд. филол. наук. 10.01.02. /Р.Г. Кузьменко. -Харьков, 1989.-220с.
167. Марченко, Н.Г. Сказ как тип повествования в современной советской прозе. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. 10.01.02. / Н.Г.Марченко М., 1980.-23с.
168. Молчанова, H.A. Творчество В.Астафьева (Проблема эволюции жанров) Автореф. дисс. канд. филол. наук. 10.01.01. / H.A. Молчанова. Л., 1981.- 14 с.
169. Перевалова, C.B. Проблема автора в русской литературе 1970 1980-х годов. Автореф. дисс. . докт. филол. наук. 10.01.01. / C.B. Перевалова. - Волгоград: Изд-во Волгоград, гос. пед. ун-та, 1998. - 44 с.
170. Смирнова, А.И. Поэтика прозы В.Астафьева. Дис.канд. филол. наук. 10.01.02./А.И. Смирнова. Уфа, 1982.- 187 с.
171. Субботкин, Д.А. Конфликт «своего» и «чужого» мира в произведениях В.П.Астафьева как реализация бинарной и тернарной структур. Дисс. канд. филол. наук. 10.01.01. / ДА. Субботкин Красноярск, 2007. -201с.
172. Чистов, К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII- XIX вв. дисс. . доктора исторических наук / К.В.Чистов. Л.- М., 1966. -533с.
173. Чубукова, Н.В. Творчество В.П.Астафьева и стилевые искания советской прозы 50 70-х г.г.: Автореф. дисс. . кадн. филол. наук.10.01.02. / Н.В. Чубукова-Л., 1984.- 18 с.
174. Швех, Л.Г. Творчество В.Астафьева и идейно-художественные искания в прозе 60-70-х г.г.: Автореф. дисс. .канд филол. наук. 10.01.02.- М., 1981. -18 с.1. VI
175. Богданов, Н.Г., Вяземский, Б.А. Справочник журналиста / Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. Л.: Лениздат, 1971. - 688 с.
176. Виктор Петрович Астафьев. Библиографический указатель / Сост. Н.Я.Сакова, В.Ф.Фабер, Г.М.Гайнутдинова. Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1999.-224 с.
177. Грушко, Е.А., Медведев, Ю.М. Словарь славянской мифологии / Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев. Нижний Новгород: Русский купец, Братья славяне, 1995.-368 с.
178. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. / В.И.Даль. М.: Русский язык, 1989 - 1991.
179. Квеселевич, Д.И. Толковый словарь ненормативной лексики русского языка / Квеселевич. М.: Астрель: Аст, 2005. - 1021 с.
180. Квятковский, А.П. Поэтический словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1966.-376 с.
181. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост.
182. A.Н.Николюкин. М.: НПК «Интелвак», 2003. - 1600 стб.
183. Мифология. Энциклопедия / Гл. ред. Мелетинский. М.: Большая российская энциклопедия, 2003 - 736 с.
184. Словарь русского языка. В 4 т. / Гл. ред. А.П. Евгеньева. М.: Русский язык, 1988.
185. Шапарова, Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологи / Н.С. Шапарова. М.: Астрель. Русские словари, 2004. - 624 с.
186. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Сост. В.Андреева,
187. B.Куклев, А.Ровнер. М.: Локид; Миф, 2000. - 576 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.