Материнское начало в прозе В.П. Астафьева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Шлома, Елена Сергеевна

  • Шлома, Елена Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 202
Шлома, Елена Сергеевна. Материнское начало в прозе В.П. Астафьева: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2012. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шлома, Елена Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Типология женских характеров в произведениях В. Астафьева

1.1. Материнство как аксиологическая доминанта русской кул ьтуры

1.2. Мать - «деревенская труженица», бабушка - «кормилица и врачевагелышца», девочка - «мечта»

1.3. Воплощения и « а н т и во п л о ще н и я » материнства: собирательные образы, отец и учитель, мачеха

ГЛАВА 2. Стихия материнства в природе и натурфилософия В. Астафьева

2.1 «Продуктивное время» и образы земли, тайги, реки

2.2 Изображение природы сквозь призму крестьянского миросозерцания и поэтика микромиров

ГЛАВА 3. Социальный аспект. Эволюция темы материнства в произведениях В. Астафьева

3.1 Авторская позиция в «Затесях»: материнство и идея жизни

3.2 Верность материнским заветам как критерий авторской оценки

персонажа и эпохи. Мотив возмездия за предательство

3.3. Женские образы и тема судьбы России в поздних произведениях Астафьева (на материале черновиков рассказов и затесей 1990-х гг)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Материнское начало в прозе В.П. Астафьева»

ВВЕДЕНИЕ

НППг штаг ЩЯ шпя BMR В a If в ООП

Творчество Виктора Петровича Астафьева - одно из самых значительных и сложных явлений в русской литературе второй половины XX - начала XXI веков. Причастный к тематическим направлениям «деревенской» и военной прозы и в то же время переросший их рамки, писатель создал самобытную художественную систему со своей философской и этической основой. Среди множества тем, раскрытых прозаиком, с особой силой прозвучало материнство. Жертвенная любовь женщины к ребенку и мудрость природы, проявляющаяся в неизменном, непрерывном обновлении жизни, стали объектом пристального внимания автора'. Он сам придавал большое значение материнским образам в искусстве и своем творчестве в частности. Именно рассказ «Солдат и мать» Астафьев назвал единственной своей ранней вещью, «которая чего-то стоит»2 (такое признание прозаик дал в 1980 году в публицистической статье «Пересекая рубеж»), а в одном из последних интервью говорил о том, что «ждет появления в нашей литературе Мадонны с младенцем на руках»3.

С позиций гуманитарного знания феномен материнства не раз рассматривался в психологическом, историческом, философском, мифологическом, культурологическом, искусствоведческом аспектах. Однако отражение его в художественных текстах изучалось по преимуществу лишь в историко-литературном ключе. Исследователи анализируют образ матери в творчестве тех или иных писателей, ставя его в соотнесенность с другими персонажами произведения, обращаются к теме

1 Об этом свидетельствуют его заявления в публицистике и интервью: собственную рано погибшую мать прозаик называет «самой невинной и трагической жертвой современного разгула жестокости и немилосердия» [Астафьев В.П. Край жизни // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 12. Публицистика. -Красноярск, 1998. - С. 318], о родной земле говорит как о второй своей «неизменной матери» [Астафьев В.П. Сопричастный // Посох памяти. - М., 1980. - С. 21], обращаясь к читателям, восклицает: «Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и ничто их заменить не может» [Астафьев В.П. Сопричастный. - С. 25].

2 Астафьев В.П. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 12. Публицистика. - С. 208.

л «И открой в себе память...». Вып. 2. Воспоминания о В.П. Астафьеве жителей Овсянки и Дивногорска: материалы к биографии писателя. - Красноярск, 2006. - С. 178.

материнства либо к библейским сюжетам, в которых образ присутствует. Наиболее разносторонне проблема освещалась в работах о творчестве H.A. Некрасова1, М. Горького2, С.А. Есенина3, A.A. Ахматовой4. Выводы в монографиях и статьях, сделанные учеными и критиками, - необходимая основа для исследования темы материнства в литературе. Однако необходимо отметить, что большинство из этих публикаций увидели свет двадцать, тридцать или даже сорок лет назад. Значительно изменившиеся социокультурные условия требуют новых подходов, в том числе - к материнской теме.

В настоящее время, вслед за М.В. Мелексетян, автором исследования «Образ матери в русской поэзии XX века: А. Блок, А. Ахматова, А. Твардовский» (2009), приходится констатировать дефицит литературоведческих работ теоретического, методологического, обобщающего плана по заявленной проблеме: «...образ матери как литературная категория, несмотря на очевидную значимость и устойчивость в русской литературе на протяжении всего ее существования, остается но существу не исследованным в отечественной филологии»5.

1 См.: Скатов H.H. Некрасов. Современники и продолжатели. - Л., 1973; Бойко М.Н. Лирика Некрасова. -М., 1977; Прийма Ф.Я. Некрасов и русская литература. - Л., 1987; Кусков В.В. Православные мотивы в поэзии H.A. Некрасова // Русская литература XIX века и христианство. - М., 1997. - С. 134-140, и другие.

" Муратова К.Д. «Сказки об Италии» // М. Горький. Материалы и исследования. Т. 4. ...... М.-Л., 1951;

БалатоваЕ. Мать и сын // Лит. Россия...... 1963. - 27 дек. - №52; Хоменко Н.И. Свободное слово и сердце

матери: (Из истории наблюдений над поэтикой романа М. Горького «Мать») // Литература Дальнего Востока и проблемы реализма. - Хабаровск, 1976. - С. 54-67; Колобаева Л.А. «Точка зрения» героини в романе M. Горького «Мать» // Вести. Моск. ун-та. Сер. 10. Филология. - 1976. - №4. - С. 3-9; Калустова Н.Г. Сердце матери и правда революции: Образ матери в творчестве М.Горького. - М., 1985; Синявский А.Д. Роман М.Горького «Мать» как ранний образец социалистического реализма // Избавление от миражей: соцреализм сегодня. - М., 1990; Сухих И.Н. Между Марксом и богоматерью [О новом понимании романа М. Горького «Мать»] // Книги XX века: Русский канон. - М., 2001. - С. 45-65. '' Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. - М., 1975; Марченко A.M. Поэтический мир Есенина. - М., 1989; Вельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство С. Есенина. - М., 1990; Куняев Ст., Куняев С. Сергей Есенин. - М., 1997.

4 Колобаева Л.А. И мужество и женственность: О своеобразии лиризма Анны Ахматовой // Лит. учеба. -1980. -№ 1. — С. 147-150; Лейдерман H.JI. Бремя и величие скорби. «Реквием» в контексте творческого пути Анны Ахматовой // Русская литературная классика XX века. - Екатеринбург, 1996. - С. 184-216; Эткинд Е.Г. Бессмертие памяти. Поэма Анны Ахматовой «Реквием» // Там, внутри. О русской поэзии XX века. - СПб., 1997. - С.343-368; Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. - М., 1997; Бурдина C.B. Библейские образы и мотивы в поэме А. Ахматовой «Реквием» // Филологические науки. - 2001. - № 6. - С.

■-V 1 -"1

J-1J.

3 Мелексетян М.В. Образ матери в русской поэзии XX века: А. Блок, А. Ахматова, А. Твардовский:

Автореф. дисс.... канд. филол. наук. - М., 2009. - С. 4.

Работы современных ученых свидетельствуют о стремлении хотя бы частично восполнить теоретический и методологический пробел1. Так, М.В. Мелексетян, анализируя поэзию и оперируя терминами «тема матери» и «образ матери», уточняет, что эти понятия «разделяются ... как нечто изначальное нематериальное (тема) и некий материальный результат (образ), как нечто обобщенно-исходное и его частное, конкретное воплощение. Возникновение и развитие темы матери в произведении зачастую еще не дает образа»2. Опираясь на стихотворные тексты, литературовед выделяет три типа отношений субъекта лирической речи к материнству:

1. «Когда тема матери воплощается как особая направленность, обращенность поэзии к образу матери» (драматическое начало, сочетание объективности и субъективности);

2. «Когда создается поэзия как бы непосредственно от лица матери» (лирика, первое лицо);

3. «Когда создается поэзия, в которой образ матери существует объективно, почти становясь персонажем»3 (эпическое начало).

Отмечая тесное переплетение трех ипостасей (Богородица, женщина с ее реальными, конкретно-бытовыми чертами и Родина), исследователь соотносит их с вышеозначенными отношениями субъекта лирической поэзии. А именно: первый тип развития темы матери, по мнению М.В. Мелектесян, акцентирует внимание на идеальных чертах героини, восходящих к Богородице; второй - служит созданию пси хол оги ч ее ко го либо реально-бытового портрета; третий - наиболее тесно связывает материнскую тему с Родиной.

Иная классификация представлена в статье К. А. Старцевой «Интерпретация образа скорбящей матери в русской литературе XX века»

' Также появляются и новые исследования, посвященные классическим авторам: Форресгер С. «Мать»

Горького - как литературный источник повести Чуковской «Софья Петровна» // Вопросы литературы. ......

2009. - Сентябрь-октябрь. №5. - С. 241-261; Пахарева Т.А. Образ «монахини-блудницы» в культурном контексте серебряного века // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. - Вып. 9......Симферополь, 2011. - С. 227-237, и другие.

2 Мелексетян М.В. Образ матери в русской поэзии XX века... - С. 5.

3 Там же. С. 8-10.

(2011). В ее основу положено обращение авторов (прозаиков) к библейским сказаниям и мифам. Исследователь говорит о нескольких устойчивых типах, созданных писателями прошлого столетия: 1) Мать, родившая Бога (М. Горький «Мать» и Л. Чуковская «Софья Петровна»); 2) Мать, родившая человека (Б. Пастернак «Доктор Живаго»); 3) всеобщая Мать, или Мать-заступница (В. Крапивин «Кораблики, или Помоги мне в пути»); 4) скорбящая Мать (В. Закруткин «Матерь человеческая», Ч. Айтматов «Материнское поле»); 5) Мать-наставница (А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»)1. Используя в качестве материала произведения В. Закруткина и Ч. Айтматова, К.А. Старцева детально останавливается на образе «скорбящей Матери», характерном для произведений военной тематики.

В представленной диссертации предпринята попытка выработать новые подходы к этой проблеме на материале прозы В.П. Астафьева. Наряду с «материнством» в ней используется понятие «материнское начало», более широкое по своему содержанию и близкое философской дефиниции H.A. Бердяева: это есть «космическое начало заботы и охраны жизни от грозящих ей опасностей, выращивание жизни детей не только в собственном смысле, но и вечных детей беспомощных, какими являются большинство людей. Женщина в потенции есть мать не только относительно отдельных существ, но и относительно всей природы, всего мира, падшего и беспомощного в своем падении» . Обращение к такому «расширенному» определению позволит включить в круг исследуемых феноменов гораздо большее число художественных явлений - не только женские характеры, но и авторские рассуждения о земле и Родине, собирательные образы, поэтику астафьевских пейзажей, описания природных явлений.

Старцева К.А. Интерпретация образа скорбящей матери в русской литературе XX века (на примере произведений В. Закруткина «Матерь человеческая» и Ч. Айтматова «Материнское поле») [Электронный ресурс] // Стендовые доклады Всероссийской конференции молодых учёных «Филология и журналистика в начале XXI века», посвященной 120-летию В.М. Жирмунского (27-29 апреля 2011 г.). - Саратов, 2011. -Режим доступа: http:/7www.sgu.ru/files/nodes/65141/startseva_textdoc

" Бердяев H.A. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // Бердяев H.A. О назначении человека. -М,: Республика, 1993. - С. 207.

Говоря о материнском начале и комплексе способов его воплощения в тексте (в теме, идее, системе персонажей, композиции, выразительно-изобразительных средствах), представляется целесообразным опереться на понятие ценностной ориентации. Согласно выражению М.М. Бахтина, «в абсолютной ценностной пустоте невозможно никакое высказывание, невозможно само сознание»1. Аксиологические идеи ученого были подхвачены в 1990-е годы В.А. Свительским, а к настоящему моменту школа аксиологической методологии сложилась на базе научного центра Магнитогорского государственного университета (А.И. Анашкина, В.Б. Петров, А.П. Власкин, Т.С. Власкина). На необходимость аксиологического подхода к изучению русской литературы также указывает И.А. Есаулов, отмечая, что ее ценностная направленность (духовная, православная) проявилась уже в самых ранних памятниках и оказала воздействие на поэтику2.

Понятие «ценностной ориентации» закрепляется как элемент характеристики персонажа в «Теории литературы» В.Е. Хализева. Под ним автор понимает «устойчивый стержень сознания и поведения» - го, что «М.М. Бахтин называл ядром личности, A.A. Ухтомский - доминантой, определяемой отправными ингуициями человека»3. Эта доминанта диктует поступки, формы поведения и общения, мысли, чувства, намерения героя. При этом она оказывается включенной в аксиологическую систему создавшего его художника: «ценностный контекст» автора, эстетический и

1 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - M., 1979. - С. 125. О том, что Бахтину принадлежит заслуга в заложении фундамента аксиологического метода филологии, отмечают многие современные исследователи (см. авторефераты дисс.: Попова Е.В. «Ценностный подход в исследовании литературного творчества», М., 2004, Абдуллина Д.А. «Художественная аксиология в автобиографической трилогии Л.Н. Толстого», Магнитогорск. 2005, и др.). Именно он ввел в терминологический оборот науки о литературе понятие «ценность», универсальное для анализа любых явлений антропологического порядка, и широко использовал его при рассмотрении историко-литературных категорий.

2 Об этом см.: Есаулов И.А. Литературоведческая аксиология: Опыт обоснования понятия // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. - Петрозаводск, 1994. - С. 378-383.; Есаулов И.А. Христианская аксиология в изучении русской литературы // Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: Материалы 2004 г. - М'., 2005.

Хализев, B.C. Теория литературы. - М., 2000. - С. 160.

активный, объемлет «ценностные контексты» действующих лиц1. Формируя картину мира, аксиологическая установка писателя влияет на своеобразие раскрываемых им тем, на характеры персонажей, на специфику мотивов и сюжетов, упорядочивает архитектонику его произведений2. Потому, являясь одним из базисных понятий аксиологии русской культуры, материнство может послужить исходной точкой в интерпретации художественного мира тех писателей, для которых значимость материнского начала в обществе и природе беспрекословна. К таким авторам относится В.II. Астафьев.

Степень разработанности проблемы и новизна исследования. О нем сегодня пишут многие. Изучению его произведений посвятили работы А.Н. Макаров, H.H. Яновский, А.П. Ланщиков, Н.Л. Лейдерман, Т.А. Чекунова, A.C. Немзер, И.П. Золотусский, П.А. Гончаров, А.И. Смирнова. Н.М. Щедрина и другие литературоведы . В контексте «традиционалистской» прозы астафьевские повести и рассказы рассмотрены в монографиях и статьях Ф.Ф. Кузнецова, Л.Ф. Ершова, А.Ф. Лапченко, АЛО. Большаковой4. Творчество прозаика привлекло внимание и зарубежных

1 Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Литературно-критические статьи. - М., 1986. -С. 7-8.

2 По выражению В.Е. Хализева, «соотношение между автором и героями как личностями и, стало быть, субъектами определенных ценностных ориентации» является центральным звеном и фундаментом структуры словесно-художественных произведений [Хализев В.Е. Ценностные ориентации русской классики. — М., 2005. — С. 8].

'' См.: Макаров А.Н. Во глубине России. - М., 1973; Ланщиков А.П. Виктор Астафьев: Право на искренность. - М., 1975; Дедков И.А. Возвращение к себе: Литературно-критические статьи. - М., 1978; Курбатов В.Я. Миг и вечность: Размышления о творчестве Виктора Астафьева. - Красноярск, 1983; Чекунова Т.А. Нравственный мир героев Астафьева. - М., 1983; Яновский H.H. Деятельное добро: Четыре повести Виктора Астафьева // Писатели Сибири. - М., 1988; Смирнова А.И. Поэтика композиции повествования в рассказах «Царь-рыба» Астафьева// Проза Астафьева (к проблеме мастерства). -Красноярск, 1990. - С.47-55; Смирнова А.И. "Не то что мните вы природа...": русская натурфилософская проза 1960-1980 годов. - Волгоград, 1995; Немзер A.C. Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е. - М., 1998; Лейдерман Н.Л. Крик сердца: Творческий облик Виктора Астафьева. - Екатеринбург, 2001; Гончаров П.А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы 1950-1990 гг. - М., 2003; Золотусский, И.П. Убиты и воскрешены: заметки о романе Виктора Астафьев «Прокляты и убиты» // Лит. в шк. 2005. № 4. - С. 2-5; Зубков В. Разрыв: Виктор Астафьев после «деревенской» прозы // Урал. 2005. №5. - С. 26-29; Щедрина Н.М. Катастрофичность бытия в романе В.Астафьева «Прокляты и убиты» // Проблемы поэтики и истории русской литературы ХГХ-ХХ веков. - Самара, 2005. - С. 346-356; Щедрина Н.М. Проблема жанрового синтеза в прозе В.П.Астафъева // IV Астафьевские чтения в Красноярске: Национальное и региональное в русском языке и литературе. - Красноярск, 2007. - С.5-16; Смирнова А.И. Русская натурфилософская проза второй половины XX века. - М., 2009; Смирнова А.И. Культурный контекст творчества В.П. Астафьева // Старо дуб: Астафьевский ежегодник. - Красноярск, 2009. - С. 82-91, и т.д.

4 Кузнецов Ф.Ф. Самая кровная связь: Судьбы деревни в современной прозе. - М., 1977; Ершов Л.Ф. Три портрета: Очерки творчества В.Астафьева, Ю.Бондарева, В.Белова. - М., 1985; Лапченко А.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов (В. Распутин, Астафьев, С. Залыгин). - Л., 1985;

ученых - чешских (Мирослав Заградка, Зденка Матыушова), польских (Ирена Рудзевич, Веслава Ольбрых, Валенты Пилат), французских (Жорж Нива). Обилие исследований свидетельствует о сложившейся в современной науке «целой отрасли - астафьеведении»1. На то, что материнская тема имеет для автора «Последнего поклона» и «Царь-рыбы» особое значение, обратили внимание уже первые критики и ученые, откликнувшиеся на его ранние рассказы. Однако в ее раскрытии они ограничились лишь общими и чаще короткими замечаниями.

А.Н. Макаров, которому принадлежит открытие яркого, самобытного писателя и точное, сущностное определение его творческого дарования2, статью «Во глубине России» начинает с анализа произведений, в которых главным героем выступает женщина («Солдат и мать», «Руки жены»). Он отмечает, что автору близка благородная традиция народной культуры -«восхищение женщиной-матерью, женщиной-женой»3. «Виновницей того, что в литературе появился еще один русский писатель»4, критик называет Катерину Петровну Потылицыну, бабушку Астафьева. То, что решающую роль в формировании таланта будущего художника играет нянюшка или бабушка, оказывающая на ребенка «чудесное влияние» своей «любящей, женской душой», он считает особенностью отечественной литературы5. И в отношении Астафьева к природе Макаров обнаруживает сыновние чувства:

Большакова AJO. Нация и менталитет: Феномен «деревенской прозы» XX века. .....М., 2000; Большакова

АЛО. Судьбы крестьянства в русской литературе. - М., 2002.

1 Шлёнская Г.М. Некоторые проблемы изучения феномена Виктора Астафьева // Феномен В. П. Астафьева в

общественно-культурной и литературной жизни конца XX века. - Красноярск, 2005. С. 31. ' «По натуре своей он моралист и поэт человечности», - так А.И. Макаров определил суть астафьевского призвания еще в 1966 году, задолго до появления наиболее известных и знаковых его произведений [Макаров А.Н. Во глубине России. - М., 1973. - С. 277].

3 Там же. С. 294.

4 Тому, «кто обычно любит доискиваться, откуда, мол, у человека эдакое взялось», критик готов ответить французской шуткой: «"Ищите женщину" - <...> ту, что заронила в сердце искру таланта» [Там же. С. 307]

3 Там же. С. 294. Эта традиция осмыслена философом Н. Лосским в работе «Характер русского народа» - в главе, где он обращается к «образу русской няни, нежно и самоотверженно любящей ребенка, за которым она ухаживает, благотворно влияющей на его религиозную жизнь и развивающей его воображения, рассказывая сказки» [Лосский Н.О. Характер русского народа. - M.: Ключ, 1990. - С. 10]. В качестве примеров философ вспоминает няню Пушкина Арину Родионовну, нянюшек князей Евгения Трубецкого и Сергея Волконского, бабушку Горького. Н. Лосский цитирует князя Волконского: «Сколько вывела она, русская Няня, из недр народной почвы, сколько вывела наружу родников любви, преданности, мудрости житейской, религиозной стойкости!» [Там же].

по его выражению, после войны автобиографический герой возвращается на родину с тоской «отлученного от матери сына»1, пытаясь наверстать отнятое судьбой общение с природой.

H.H. Яновский в книге «Писатели Сибири» посвятил творчеству Астафьева две статьи под общим названием «Деятельное добро» (1982-88). Он обращает внимание на материнское начало, воплощенное в женских характерах - Катерине Петровне («Последний поклон») и безымянной матери Акима («Царь-рыба»). Критик называет бабушку «самым значительным, убеждающим и покоряющим образом, который проходит через всю повесть»2, говорит о ее неразрывной связи с землей, с тайгой. Именно Катерина Петровна учит внука «примечать в природе необыкновенное и прекрасное», «понимать природу, любить ее»3. С ней Витя .Потылицын встречает в лесу зарю, радуется солнцу и птичьим голосам. Отмечая материнские черты в бабушкином характере, H.H. Яновский пишет, что «не только о своей многочисленной семье пеклась она постоянно, почти о каждом заботилась она и к каждому готова была прийти на помощь»4.

Автор очерков «Виктор Астафьев» (1977) и «Миг и вечность: Размышления о творчестве В. Астафьева» (1983) В.Я. Курбатов считает, что в центре художественного мира находится биография самого «художника и биография его поколения»5. Автор книги отдельно останавливается на детстве писателя, рассматривая сиротство, рано пережитую смерть матери как определяющий момент в пробуждении дара в деревенском мальчике. По его мнению, «исток таланта, начало художественного прозрения»6 следует искать именно здесь. Влияние матери и памяти о ней на ребенка - будущего писателя - и: след, оставленный воспоминаниями об отце, противопоставляются как давшие начало разнонаправленным тенденциям в

' Макаров А.I I. Во глубине России. - С. 297.

" Яновский H.H. Деятельное добро: Четыре повести Виктора Астафьева // Писатели Сибири. - М„ 1988. - С. 417.

3 Там же. С. 417.

4_ Там же. С. 418.

5 Курбатов В .Я. Виктор Астафьев. - Новосибирск, Западно-Сибирское книжное издательство, 1977. - С. 5.

6 Там же. С. 9.

творчестве (в его стилистике и пафосе): «...материнское начало в прозе Астафьева, если мы вспомним его детство, зовет к откровенности, отцовское - эту откровенность сдерживает»1. От матери, пишет В. Курбатов, в творчестве и мироощущении писателя - лирическая струя, желание добра людям, открытость навстречу им и стремление помочь, а от отца -иронические интонации и «легкое отношение к жизни»2. При всем этом в произведениях, имеющих автобиографическую основу, «живой, воплощенной Лидии Ильиничны в общем нет. Всюду она проходит только любимой тенью, одним молчаливым взглядом, щемящим воспоминанием»3, -отмечает В. Курбатов. Память о ней навсегда связывает Астафьева с малой родиной и рекой, ставшими для писателя еще более близкими.

Профессор Женевского университета Жорж Нива, определяя место сибирского прозаика в русле классической, «почвенической» литературной традиции, называет стержнем астафьевского мировоззрения благоговейное переживание «прикрепленное™» к «древу жизни», которое испытывают герои, оставшись наедине с собой и природой4. Иными словами, Жорж Нива говорит о сыновней привязанности к родной земле, которую ощущают персонажи «Царь-рыбы» и «Последнего поклона» и которая пробуждает в них восхищение мудростью и красотой мироздания. Яркое выражение этого удивительного чувства женевский профессор находит в размышлениях Акима о матери: «...братьев и сестер, тундру и реку, тихо уходящую в беспредельность полуночного края, чистое небо, солнце, ласкающее лицо прощальным теплом, цветок, протыкающий землю веснами, звуки ветра, белизну снега, табуны птиц, рыбу, ягоды, кусты, Боганиду и все, что есть

1 Курбатов В.Я. Миг и вечность: Размышления о творчестве В. Астафьева. - Красноярск, Красноярское

книжное издательство, 1983. - С. 61. ' Там же. С. 61.

J Курбатов В.Я. Виктор Астафьев. С. 10-11.

4 Нива, Ж. К вопросу о "новом почвенничестве": моральный и религиозный подтексты "Царя-рыбы" Виктора Астафьева // Одна или две русских литературы? Une ou deux littératures russes? Международный симпозиум, созванный Факультетом словесности Женевского университета и Швейцарской академией славистики. Женева, 13-15 апреля 1978. - Lausanne, 1981. - С. 136-144.

вокруг, все-все подарила она!»1. Отношение героя к матери расценивается ученым как узловое звено в его связи с космосом, с гармонией мироустройства.

Т.М. Вахитова в работе «Повествование в рассказах Астафьева "Царь-рыба"» (1988) прослеживает этапы творческой эволюции писателя, рассматривает проблематику и поэтику, а также нравственно-этическую концепцию произведения. В рамках своей темы она делает наблюдения о царственной рыбе: Т.М. Вахитова говорит о фольклорной основе этого образа, указывая на м и фол о гичес кое представление о той «рыбе, на которой держится вся вселенная и которая всем рыбам мати»2.

Автор фундаментального исследования о сибирском писателе П.А. Гончаров («Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы 1950-1990 гг.», 2003) рассматривает универсализм прозаика в выборе тем, жанрово-стилевых форм, элементов разных литературных систем и направлений, в стремлении к оригинальности, самобытности. Необходимо отметить, что П.А. Гончаров выделяет «сугубо оригинальный, характерный в его особом преломлении» мотив «оскорбленного материнского, жи з нетворчес кого начала в женщине и природе, земле»3 и сопряженный с ним, также сквозной мотив возмездия, которое настигает героя «за оскорбление, поругание женщины-матери-земли-природы»4.

В настоящее время изучение творчества Астафьева ведется несколькими центрами в Красноярске5, Мичуринске1, Санкт-Петербурге2,

' Астафьев В.П.Собрание сочинений: В 15 т. Т. 6. Царь-рыба. - Красноярск, 1997. - С. 225. " Вахитова Т.М. Повествование в рассказах В. Астафьева «Царь-Рыба». - M., 1988. - С. 42.

J Гончаров П.А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы 1950-1990 гг. - М., 2003. - С. 25 4 Там же. С. 26.

3 В 2004 г. на Факультете филологии и журналистики Красноярского государственного университета (сейчас

реорганизован и входит в состав Института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального

университета) по инициативе Г.М. Шлёнской был создан Астафьевский центр, целью которого стала организация научных конференций и издание материалов о жизни и творчестве писателя. Работа центра началась с проведения международной конференции «Феномен Астафьева в общественно-культурной и литературной жизни конца XX века». В настоящее время его основу составляет кафедра русской и зарубежной литературы ИФиЯК СФУ (К.В.Анисимов, В.К. Васильев, Д.А. Субботкин, А.И. Разувалова, H.B. Ковтун). В сентябре 2008 г. образован Научно-исследовательский центр В.П. Астафьева на базе Красноярского государственного педагогического университета (Т.Н. Садырина, A.M. Ковалева, В.В. Дегтярева). Также на родине писателя, в селе Овсянка, большой вклад в сохранение и изучение творчества

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шлома, Елена Сергеевна, 2012 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:

1. Астафьев В.П. Собрание сочинений: В 15 т. - Красноярск: ПИК «Офсет», 1997-1998.

Т. 1. Рассказы. Тают снега: роман. - 608 с.

Т. 2. Перевал; Стародуб; Звездопад; Кража:.повести. - 496 с.

Т. 3. Пастух и пастушка. Рассказы. - 464 с.

Т. 4. Последний поклон: Повесть в рассказах. Кн.. 1, 2. - 490 с.

Т. 5. Последний поклон: Повесть в рассказах. Кн. 3. - 435 с.

Т. 6. Царь-рыба. - 432 с.

Т. 7. Затеей: семь тетрадей. - 544 с.

Т. 8. Произведения 1970-1980-х годов. Ода русскому огороду . Паруня. Очерк. Зрячий посох. Повесть. - 3.52 с.

Т. 9. Печальный детектив: роман; Рассказы. - 448 с.

Т. 10. Прокляты и убиты. Роман. - 768 с,

Т. 11. Так хочется жить; Обертон: повести; Рассказы разных лет. -432 с.

Т. 12. Публицистика. -608 с.

Т. 13: Веселый солдат: Повесть; Варианты; Отрывки; Пьесы; Киносценарии; Из тихого света: Попытка исповеди. - 736 с.

Т. 14. Письма, 1961-1989 гг. - 480 с.

Т. 15. Письма, 1990-1997 гг. - 511 с.

2. Астафьев В.П. Затеей. - М.: Эксмо, 2008. - 720 с.

3. Астафьев В.П. Нет мне ответа... Эпистолярный дневник 1952-2001 / В.П. Астафьев; сост., предисл. Г. Сапронова. - Иркутск: Издатель Сапронов, 2009. - 720 с.

4. Астафьев В.П. Последний поклон: Повесть. - Красноярск: Кн. изд-во, 1981. - 552 с.

5. Астафьев В.П. Посох памяти. - М.: Современник, 1980. - 367 с.

6. Астафьев В.П. Проза войны: повести, рассказы, первая книга романа «Прокляты и убиты». Т. 1. - Иркутск: «Литера», 1993. - 576 с.

7. Астафьев В.П. Пролетный гусь: Рассказы, затеей, воспоминания / Послесл. В.Я. Курбатова. - 2-е изд., доп. - Иркутск: Издатель Сапронов; изд-во «Эфлакс», 2002. - 528 с.

8. Астафьев В.П. Человек к концу века стал еще более одиноким // Литературная газета. - 1997. - 2 июля. - С. 10.

9. Астафьев В.П. Автобиография // Стародуб: астафьевский ежегодник: материалы и исследования: вып. 1. - Красноярск: Сиб. фед. ун-т, Библиотека-музей В.П. Астафьева, 2008. - С. 8-21.

Архивные материалы:

10. Библиотека-музей В.П. Астафьева, Личный фонд В.П. Астафьева, ф. 2, оп. 1, д. 7, Жестокие романсы. Рассказ. Черновой автограф. 36 л.

11. Библиотека-музей В.П. Астафьева, Личный фонд В.Г1. Астафьева, ф. 2, оп. 1, д. 8, Жестокие романсы. Рассказ. Машинопись с авторской правкой. 25 л.

12. Библиотека-музей В.П. Астафьева, Личный фонд В.П. Астафьева, ф. 2, оп. 1, д. 10, Венку судят. Рассказ. Черновой автограф. 17 л.

13. Библиотека-музей В.II. Астафьева, Личный фонд В.П. Астафьева, ф. 2, оп. 1, д. 11, Венку судят. Рассказ. Машинопись с авторской правкой. 19 л.

14. Библиотека-музей В.П. Астафьева, Личный фонд В.П. Астафьева, ф. 2, оп. 1, д. 12, Из тихого света. Рассказ. Черновой автограф. Машинопись с авторской правкой. 7 л.

15. Библиотека-музей В.I I. Астафьева, Личный фонд В.Г1. Астафьева, ф. 2, оп. 1, д. 13, Из тихого света. Рассказ. Машинопись с авторской правкой. 19 л.

16. Библиотека-музей В.П. Астафьева, Личный фонд В.П. Астафьева, ф. 2, оп. 1, д. 14, Из тихого света. Рассказ. Машинопись с авторской

правкой. 22 л.

17. Библиотека-музей В.П. Астафьева, Личный фонд В.П. Астафьева, ф.

2, оп. 1, д. 16, Медведи идут следом. Рассказ. Машинопись. 17 л.

18. Библиотека-музей В.П. Астафьева, Личный фонд В.П. Астафьева, ф. 2, оп. 1, д. 29, Затеей. Черновой автограф. 27 л.

19. Библиотека-музей В.П. Астафьева, Личный фонд В.П. Астафьева, ф. 2, оп. 1, д. 34, Новая тетрадь Затеей. Машинопись с авторской правкой. 211 л.

20. Библиотека-музей В.П. Астафьева, Личный фонд В.П. Астафьева, ф. 2, оп. 1, д. 36, Затеей. Машинопись с авторской правкой. 37 л.

21. Библиотека-музей В.П. Астафьева, Личный фонд В.П. Астафьева, ф. 2, оп. 1. д. 37, Затеей. Машинопись с авторской правкой. 11 л.

22. Библиотека-музей В.П. Астафьева, Личный фонд В.П. Астафьева, ф.

2, оп. 1, д. 38, Просверки. Затеей. Черновой автограф. 17 л.

23. Библиотека-музей В.П. Астафьева, Личный фонд В.П. Астафьева, ф. 2, оп. 1, д. 39, Просверки. Затеей. Машинопись с авторской правкой. 25 л.

24. Библиотека-музей В.П. Астафьева, Личный фонд В.П. Астафьева, ф. 2, оп. 1, д. 41, Кетский сон. Затеей. Машинопись с авторской правкой. 20 л.

25. Библиотека-музей В.П. Астафьева, Личный фонд В.П. Астафьева, ф. 2, оп. 1, д. 42, Тень рыбы. Рассказ. Черновой автограф. 27 л.

26. Библиотека-музей В.П. Астафьева, Личный фонд В.П. Астафьева, ф. 2, оп. 1, д. 43, Тень рыбы. Рассказ. Машинопись с авторской правкой. 16 л.

27. Библиотека-музей В.П. Астафьева, Личный фонд В.П. Астафьева, ф. 2, оп. I, д. 44, Пролетный гусь. Рассказ. Черновой автограф. 48 л.

28. Библиотека-музей В.П. Астафьева, Личный фонд В.П. Астафьева, ф. 2, оп. 1, д. 45, Пролетный гусь. Рассказ. Машинопись с авторской правкой. 51л.

29. Б и б л и оте ка- м уз е й В.П. Астафьева, Личный фонд В.П. Астафьева, ф. 2, оп. 1, д. 47, Пионер - всем пример. Рассказ. Черновой автограф. 36 л.

30. Библиотека-музей В.П. Астафьева, Личный фонд В.П. Астафьева, ф. 2, оп. 1, д. 48, Пионер - всем пример. Рассказ. Машинопись с авторской правкой. 42 л.

31. Библиотека-музей В.П. Астафьева, Личный фонд В.П. Астафьева, ф. 2, оп. 1, д. 49, Пионер - всем пример. Рассказ. Машинопись с авторской правкой. 43 л.

32. Б и бл и отека-му зей В.П. Астафьева, Личный фонд В.П. Астафьева, ф. 2, оп. 1, д. 53, затеей. Черновой автограф.6 л.

33. Библиотека-музей В.П. Астафьева, Личный фонд В.П. Астафьева, ф. 2, оп. 1, д. 55, Связистка. Рассказ. Черновой автограф. 15 л.

34. Библиотека-музей В.П. Астафьева, Личный фонд В.П. Астафьева, ф. 2, оп. 1, д. 56, Связистка. Рассказ. Машинопись с авторской правкой. 18 л.

35. Библиотека-музей В.П. Астафьева, Личный фонд В.Г1. Астафьева, ф. 2, оп. 1, д. 57, Ягоды для папы. Рассказ. Машинопись с авторской правкой. 18 л.

36. Личный фонд Виктора Петровича Астафьева. Опись фонда. - Пермь: Государственное областное учреждение «Государственный архив Пермской области», 2005.

Дополнительные источники (художественная, философская, мемуарная

литература):

37. Айтматов Ч.Т. Первый учитель. Повести: пер. с кирг. яз. - Киев: Изд-во дет. лит. «Веселка», 1976. - 378 с.

38. Айтматов Ч.Т. Собр. соч.: В 3 т. Т.2. Повести. Роман. - М.: Молодая

гвардия, 1983.-493 с.

39. Ахматова A.A. Лирика. - М.: Художественная литература, 1990. - 415 с.

40. Ахматова A.A. Реквием. - М.: Эксмо, 2011. - 256 с.

41. Бердяев H.A. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - 383 с.

42. Бердяев H.A. О «вечнобабьем» в русской душе // Философия творчества, культуры и искусства. - М.: Искусство, 1994. - С. 290-301.

43. Бердяев H.A. Судьба России. - М.: Сов. писатель, 1990. - 346 с.

44. Булгаков М.А. Белая гвардия; Мастер и Маргарита: Романы. - Минск: Маст.лгт., 1988.-670 с.

45. Булгаков С.I I. Купина Неопалимая: Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери, (репринт изд.: Париж: YMCA-Press, 1927). - Вильнюс: Ална, 1990.

46. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994.-415 с.

47. Вознесенский А. Не отрекусь: Избранная лирика. - Минск: БелАДИ, 1996.-319 с.

48. Гладков Ф. Цемент. - М.: Современник, 1986. - 240 с.

49. Глушко М. Мадонна с пайковым хлебом. - М.: Художественная литература, 1990. - 98 с.

50. Горький М. Мать. Воспоминания. - М.: Худож. лит., 1982. -510 с.

51. Горький М. Рассказы и повести. 1892-1917. - М.: Худож. лит., 1976. -304 с.

52. Достоевский Ф. M. Преступление и наказание / Вступ. ст. Г. Фридлендера; Прим. Г. Коган. - М.: Художественная литература, 1978. -463 с.

53. Достоевский Ф.М. Бесы. - М.: Эксмо «Русская классика», 2005. - 638 с.

54. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. - M..: Худ. лит., 1988. - 724 с.

55. Евтушенко Е.А. Избранные произведения. В двух томах. Т. 1. - М.: Худож. лит., 1980. - 510 с.

56. Есенин С.А. Избранные сочинения. - М.: Худож. лит., 1983. - 432 с.

57. Замятин Е.И. Избранные произведения / Сост., вступ. ст., коммент. Е.Б. Скороспеловой. - М.: Сов. Россия, 1990. - 544 с.

58. Золотые россыпи: Русские народные пословицы и поговорки. / Сост. А. Жигулев. - Красноярск: ПИК «Офсет», 1993. - 288 с.

59. Ильин И.А. Женщина // Собр. соч.: в 10 т. Т. 8 / сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы. - М.: Русская книга, 1998. - С. 483-492

60. Ильин, И. А. О вечно-женственном и вечно-мужественном в русской душе // Собр. соч.: в 10 т. Т. 6. - М.: Русская книга, 1997. - С. 165-194.

61. Исаковский М. Собрание сочинений, т. 2.-М.: Худож. лит., 1968. -336 с.

62. Козлова И.Б. «В зеленом садочке канарейка пела» // «И открой в себе память...». Вып. 2. Воспоминания о В.П. Астафьеве жителей Овсянки и Дивногорска: материалы к биографии писателя. - Красноярск: Краснояр. гос. унив-т, Библиотека-музей В.П. Астафьева, 2006.

63. Козынцева А.Е. «На сроднила Овсянская земля» // «И открой в себе память...». Вып. 2. Воспоминания о В.П. Астафьеве жителей Овсянки и Дивногорска: материалы к биографии писателя. - Красноярск: Краснояр. гос. унив-т, Б иб л йоте ка- музей В.П. Астафьева, 2006. - С.56-78.

64. Левенец Т.И. Мой первый пациент // «И открой в себе память...»: Вып. 2. Воспоминания о В.П. Астафьеве жителей Овсянки и Дивногорска: материалы к биографии писателя. - Красноярск: Краснояр. гос. унив-т, Библиотека-музей В.II. Астафьева, 2006. - С. 9097.

65. Лосский И.О. Характер русского народа. - М.: Ключ, 1990. - 96 с.

66. Максимов C.B. Мать-сыра земля // Нечистая, неведомая и крестная сила. Куль хлеба. - Смоленск: Русич, 1995. - 670 с.

вз т. т. 1.-: В 3 т. Т. 2. -

1985.-464 с.

70. Окуджава Б.Ш. 1989.-335 с.

Худож. лит., 1989. - 495 с.

72.

Н.А.

Ни дня без М,: Молодая

М.: 1969. -

416 с.

73.

фотократочка. // «И открой в о В.П.

'орска: гос. 114-123.

и

74.

-Л.:

В.П. Астафьева, 2006. - С. В Ют. Т. 4.

75. Розанов ВВ. 1990.-536 с.

1977.-447 с, и культура. Сочинения в 2 тт. Т. 1.

76.

77.

78.

79.

80. 81.

82.

В.В. Сахарна // Собр. соч. / Под ред. А. 1998. -462 с,

В.В. Среди художников // Собр. соч. / Под ред. А. Н.

1994.-494 с.

/ Сост. Смирнова Г.А. , 1992.-207 с.

В.С. Россия и -М.: ТПО

В.С.

/ Пер. с фр. Г.А. , 1991.-447 с.

1991.- 525 с.

В.А. Собр. соч. в 4 т. Т. 1. Сч

М.: Худ.лит., 1983.

1974.-659 с. 83. Толстой А.Н.

и

1985.-336 с.

84. Три века русской поэзии / Сост. Н.В. Банников. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1979. - 864 с.

85. Федоров И.Г. «Первая картошка» с Астафьевым. // «И открой в себе память...»: Вып. 2. Воспоминания о В.П. Астафьеве жителей Овсянки и Дивногорска: материалы к биографии писателя. / гл. ред.-сост. Г. Шлёнская; ред.-сост. П.Я. Сакова; отв. за вып. Е.О. Пугачева. -Красноярск: Краснояр. гос. унив-т, Библиотека-музей В.II. Астафьева, 2006. - С. 126-131.

86. Федотов Г.П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). - М.: Прогресс, Гнозис, 1991. - 298 с.

87. Федотов Г.П. Мать-земля: к религиозной космологии русского народа / Г. П. Федотов // Судьба и грехи России: избр. ст. по философии русской истории и культуры. В 2 т. Т.2. - СПб.: София, 1991.

88. Хождение Богородицы по мукам (апокриф) // Литература и искусство Древней Руси / Г.А. Обернихина. - М.: Владос, 2001. - 320 с.

89. Хомяков A.C. Собр. соч. в 2 тт. Том 11. Работы по богословию. - М.: Издательство «Медиум», 1994. - 479 с.

90. Хомяков Д.А. Собор, соборность, приход и пастырь. - Саратов: Благовест, 1996. - 32 с.

91. Чуковская Л.И. Софья Петровна. - М.: Азбука, 2009. - 256 с.

92. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов / К.Г. Юнг; пер. A.A. Сгтектор. - Минск: Харвест, 2004. - 400 с.

Исследования творчества В.П. Астафьева и традиционалистской прозы

второй половины XX в. (монографии, статьи, рецензии, критические

очерки):

93. Акафьева И И. Тема крестьянства в переписке В.Г1. Астафьева // Астафьевские чтения: Выпуск третий. (19 —21 мая 2005 года) — Пермь: Издательство «Курсив», 2005. - С. 313-319.

94. Астафьевские чтения: Выпуск третий. (19 —21 мая 2005 года) «Современный мир и крестьянская Россия». - Пермь: Издательство «Курсив», 2005.

95. Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. - М.: Наука, 1983.

96. Большакова АЛО. Деревня как архетип: от Пушкина до Солженицына. - М.: Комитет по телекомм, и СМИ правительства Москвы, 1998. - 44 с.

97. Большакова АЛО. Крестьянство в русской литературе XVIII-XX вв. -

РАО,

2004 - 420 с.

99. Букаты Е.М. Мотив гиоели в воде в

20

100.

и

2005.-С. 78-83.

Е.М., (пье

В.Г1.

XX

т.л.

) // Русская литература в XX Вып. 10: Поэтика драмы в омск: Изд-во Том. ун-та, 2009. - С. 252-271.

H.A. «Коли не глух, услышишь тоску и печаль русского

второй. (17-18 мая 2003^года) - Пермь:

2004.-С. 182-184.

102. Васильева H.A. Новые

2005 года) - Пермь

103.

Т.М. Народ на войне (: и убиты») //

в личный фонд В.П.

Выпуск третий. (19-21 ,2005.-С. 336-340.

90-х.

1995. -№> 3. - С. 114-

129.

104.

Учеб. -71 с.

Т.М.

для

в

филол.

В.

М.:

105. Вахитова Т.М. Т

Дома на 2007-2008 гг. - СПб.: 787-803.

106. Виктор Петрович Астафьев (к Ii

107.

2010.-С.

науч. 1999.-222 с.

Литература о жизни и 108. Герасименко А.П. В.П.

Дом, 1999. -238 с.

109. Г

XX века. Вып. I. - М.: МГУ, 1995. - С. 156-169. П.А. Структура вологодского текста В.П.

II междунар. науч. конф. Красняосрк, 10-12 ИЕиГН СФУ, 2007. - С. 291-297.

110. Гончаров П.А. Т 1950-1990 гг.:

В.П.

в

2003.-386 с.

111. Гс В.П.

П.А. Т

112. Гс

П. А., П. Г (к

2005.-С. 119-125.

//

КГУ, 2005. - С.

330-343. 113. Гончаров ГШ.

114. Г

г. -115.

ИЕиГН СФУ, 2007. - С. 297-

сб. 2007

Астафьевские чтения «Писатель и его эпоха»Л8-30 2009 г. / ред. кол.; огв. ред. A.M. Ковалева; Краснояр. гос. пед. ун-т В.П. Астафьева. - Красноярск, 2009. - С. 149-156.

116.

1 17. 2.

118. IS

119.

В.В. Натурфилософия в художественном мире В.П.

и образ // Науч. ежегодник КГПУ им. В.П. Астафьева. 4, т. 2. - Красноярск, 2004. - С.214-218.

В.В. Цветок от о В.П.

// «И открой в

Ю. Убиты и

// Се

1994.-№5/6.-С. 150-157.

120. Ю

121. Есаулов И.А. Сатанинские 1994.-№4.-С. 224-239.

122. 123.

И.И. Рождение героя: 1984.-287 с.

И.П. Убиты и

и убиты»//

шк. - 2005. — № 4. - С. 2-5;

124. Зубков В.

-2005.-№5.-С. 26-29;

// Урал.

125. «...И открой в (беседовал Г. (№43). - С. 40-41

126. «И открой в себе

Воспоминания о В.П. Астафьеве

127. «И открой в себе Краснояр. гос. уни]

художественной

-т; отв. ред. Г.

(19-21 мая 2005 г.).

2005.-С. 180-189.

129. Ковтун Н.В.

Уг

б*П"

в региональной

археологии УрО РАН. 270.

130. Кузнецов Ф.Ф. №35, 27 авг.

131. Кузнецов Ф.Ф.

132. Курбатов В.Я. Виктор

В.П. Астафьева. / 2005. - 367 с,

V //.

мири

гафьева «Перевал» // >ш. 5:

/ Ин-т истории и ун-та, 2010.-С. 2581976. -

Q

1987.-239 с.

Т-Тг^ 13 г\ п ТД f% ТЯГ% С IT •

Д. IvDUVHUirlpvA •

133. Курбатов В.Я. Миг и В.

168 с.

1977. - 72 с.

Размышления о -

1983.

134. Курбатов В.Я.

135.

А.П. Виктор

1975.-96 с.

// Астафьев В,П. Пролетный гусь:

2-е изд., доп. - Иркутск: Издатель , 2002. - С. 497-520.

Право на искренность. - М.:

и

в

136. Лапченко А.Ф прозе 70-х годов (В. 1985.- 136 с.

137. Лейдерман Н.Л. Крик сердца (Т: // Урал. - 2001. - №10. - С. 225-245.

138. Лейдерман Н.Л. Крик сердца: Т : АМБ, 2001.-36 с.

С. Залыгин). - Л.: Изд-во ЛГУ, облик Виктора Астафьева)

139. Лейдерман, Н.Л. «Пастораль посреди ада» (Повесть В.

«Пастух и пастушка» // Филологический класс : регион, метод, журн. учителей-словесников Урала. Вып. 5. - Екатеринбург: УШУ, 2000. — С. 61-63.

140. Лейдерман, Н.Л. Астафьева//Лит. в

141. Лоренц И. «Дискуссия»

-С. 68-71

и плач:о 2001.-№ 7.-С. 13-15.

142.

143

и

А.Н. Во глубине России // Во 1973.-С. 277-340.

9.-Тс 145.

146.

М:

В.Н. К вопросу об этико-философской В.П. Астафьева «Царь-рыба» // Из истории русской

осы русского языка и литературы, сборник. - Кишинев: Штиинца, 1984.-С. 91-102.

Л.К.

//

Изд-во Т

в

В.

творчество и литературный процесс. Вып.

ун-та, 1988. —С. 159-171.

: В.

A.M. Идеология и

В. Белов, Астафьев, Б. Можаев: Авгореф.

Санкт-Петербург, 2007. - 30 с.

и

М.

)//

сб. материалов II междунар. науч. конф. Красноярск, 10-12 2007 г. / гл. ред. К. В. Анисимов; Ин-т естеств. и

2007.-С.232.

147.

//

в

в центре Европы. Вып. 5 / 2002. -С.115-121.

Виктора

русистов

148. Матыушова, 3. Природа и человек в «Последнем поклоне» Виктора Астафьева // Феномен В. П. Астафьева в общественно-культурной и

кизни конца XX века: Сб. материалов I междунар. науч. творчеству В. П. Астафьева. Красноярск, 7-9 сент. 2004г. / отв. ред Г. М. Шлёнская; Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2005. - С. 145148.

149

Н.А. С и В. Т Белгород, 2010. - 23 с.

в

Автореф. дисс.

150. Мелексетян М.В. Образ матери в русской поэзии XX вев Ахматова, А. Твардовский: Автореф. дисс. ... канд. филол. 2009. - 25 с.

151.

В. «Царь-рыба» В.

[Электронный ресурс] // Интернет - 9 сентября 2004. - Режим доступа:

к

Сретенского

152.

СФУ, 2007. - С. 303-307.

153. Недзвецкий В.А., Филиппов В.В. Русская Издательство МГУ, 2002. - 144 с.

154. Немзер А.С. литературное

155. Нива, Ж. К

1998.-432 с.

О русской прозе. 90-е. - М.: Новое

156.

142 с.

157. Ольбрых, В. №2.-С. 67-80.

//Одна или

? Une ou deux littératures russes? Международный 1978.-LausanneЛ981.-С. 136-144.

1990. --2001.

1960-90-х//

158. Палиева З.И. Исповедальность в публицистике В.П. Астафьева // Современная филология: актуальные проблемы, теория и практика: сб. материалов II между нар. науч. конф. Красняосрк, 10-12 сентября 2007 г. - Красноярск: ИЕиГН СФУ, 2007. - С. 307-315.

159. Попова А.И. Болгарский след... Страницы из жизни В.П. Астафьева // Немеркнущий свет: сборник тематических работ студентов, посвященный В. П. Астафьеву. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005. - С. 815.

160. Прядко И.А. Архивы В.П. Астафьева: их судьбы и значение для изучения творчества писателя // Феномен В.П. Астафьева в общественно-культурной и литературной жизни конца 20 века: Сборник материалов I международной научной конференции, посвященной творчеству В. Астафьева. - Красноярск, 2005. - С. 234-239.

161. Прядко И.А. Роль и место архивов личного происхождения в изучении истории Красноярского края // Красноярский край - 70 лет исторического пути: материалы V краеведческих чтений. - Красноярск: ГУН Б Краен, края, 2005. - С. 132-136.

162. Разувалова А.И. «Сибирский текст» В.П. Астафьева // «Сибирский текст» в национальном сюжетном пространстве. - Красноярск: СФУ, 2010.-С. 201-223.

163. Разувалова А.И. Метафорика семьи в романе В.П. Астафьева в романе «Прокляты и убиты» // Юбилейные Астафьевские чтения «Писатель и его эпоха». - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2009. - С. 82-92.

164. Разувалова А.И. Мифопоэтика Севера в:повести В.П. Астафьева «Кража» // Литература Урала: история и современность: сб. ст. Вып. 5: Национальные образы мира в региональной проекции / Ин-т истории и археологии УрО РАН. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2010. - С. 249258.

165. Разувалова А.И. Соцреалистический дискурс в ранней прозе В.П. Астафьева// Современная филология: актуальные проблемы, теория и практика: сб. материалов II междунар. науч. конф. Красняосрк, 10-12 сентября 2007 г. - Красноярск: ИЕиГН СФУ, 2007. - С. 280-284.

166. Редько H.A. В. Астафьев-драматург // Феномен В.П. Астафьева в общественно-культурной и литературной жизни конца 20 века: Сборник материалов I международной научной конференции, посвященной творчеству В.П. Астафьева. - Красноярск, 2005. - С. 83-87.

167. Редько H.A. Роман Дальтона Трамбо "Джонни берет винтовку" в оценке В.П. Астафьева. // Современная филология: актуальные проблемы, теория и практика. - Красноярск: КГУ, 2005. - С. 364-369.

168. Робонен Е. В. Международные связи В. П. Астафьева // Феномен В. П. Астафьева в общественно-культурной и литературной жизни конца XX века: Сб. материалов I междунар. науч. конф., посвящ. творчеству В. П. Астафьева. Красноярск, 7-9 сент. 2004г. / отв. ред Г. М. Шлёнская; Крас ноя р. гос. ун-т. - Красноярск, 2005. — С.221-225.

169. Ростовцев Ю.А. Виктор Астафьев (Жизнь замечательных людей). - М.: Молодая гвардия, 2009. - 400 с.

170. Рудзевич И. Творчество Виктора Астафьева в Польше // Феномен В. П. Астафьева в общественно-культурной и литературной жизни конца XX века: Сб. материалов I междунар. науч. конф., посвящ. творчеству В. П. Астафьева. Красноярск, 7-9 сент. 2004г. / отв. ред Г. М. Шлёнская; Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2005. - С.50-69.

171. Садырина Т.Н. Онтологическая проблематика главных произведений В, Астафьева 60-70-х годов // Первые Астафьевские чтения в Красноярске: материалы Всероссийской конференции 28-29 апреля 2004 года, Вып.1. -Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005. - С. 146-167.

172. Садырина Т.Н. Черты крестьянского миро пони мания в образах автора и героя-ребенка в повестях В.П. Астафьева // Астафьевские чтения: Выпуск третий (19-21 мая 2005 г.) «Современный мир и крестьянская Россия» -Пермь, 2005.

173. Сакова Н.Я. Автобиографическое начало в «Затесях» В.П. Астафьева // Юбилейные Астафьевские чтения «Писатель и его эпоха» - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2009.-С .15-18.

174. Сакова Н.Я. К вопросу об издательской судьбе «Затесей» В.П. Астафьева // Актуальные проблемы развития русской и зарубежной литературы: Сб. ст. Вып. 1. - Красноярск: РУМЦ ЮО, 2004. -С. 117136.

175. Светлаков В.Г. В.П. Астафьев: штрихи к творчеству и портрету (обзор переписки писателя и С. Минца) // Астафьевские чтения: Выпуск второй. (17-18 мая 2003 года) - Пермь: Мемориальный центр истории политических репрессий «Пермь-36», 2004. — С. 191—194.

176. Светлаков В.Г. Переписка В.П. Астафьева с пермяками // Астафьевские чтения: Выпуск третий. (19-21 мая 2005 года) - Пермь: Издательство «Курсив», 2005. - С. 358-362.

177. Семенюк М. О публицистичности современной прозы. Роман Астафьева «Печальный детектив» // Литература в школе.; 1987. - № 1. - С. 7-14.

178. Смирнова А.И. «Не то, что мните вы, природа...»: русская натурфилософская проза 1960-1980 годов. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1995.-190 с.

179. Смирнова А.И. культуре:

прозы // ВолГУ, 2001. - С. 5-13.

180. Смирнова А.И. Культурный Стародуб: аетафьевский ежегодник: - Красноярск: Сиб. фед. ун-т, С, 82-91.

181.

182. 183.

А.И.

Астафьева//

1990. - С.47-55

А.И.

М.: Флинта: Наука, 2009. - 288 с.

второй :

Л. А. Образ

//Юбилейные

в рассказе В. П.

чтения

XX

без

184. Сорокин В.В.

Республика Т

2009. - С. 116-122.

- 13

культуры... [Электронный ресурс] 2003. - Режим доступа: http://rt-

185. Сохряков Ю.И. Природа и человек (по страницам литературы). - М: Знание, 1990. -64 с.

186. Субботкин Д.А. Идиллия в ст. Вып. 1. -

187. Субботкин Д.А. В. П. Астафьева как Автореф. дисе. .

188. Субботкин Д.А. Пафос и В.П. Астафьева в нца 20 века: Сборник

В.П. Астафьева.// русской и зарубежной литературы: Сб. РУМЦЮО, 2004.- С. 137-141.

и «чужого» мира в произведения и тернарной структур: 2007. - 22 с.

в

В.П.

//

и

2005. - С. 88-91. 189. Субботкин Д.А. Проблема русского

В.П.

КГУ, 2005. - С. 369-374.

190. Т:

Е.П. Обзор документов личного фонда В.П. фонда Р-1659 «Астафьев Виктор Петрович ■ ) //1 Астафьевские чтения: (17-18 мая 2002 года). - Пермь:

(по

истории 163.

жизни конца 20 творчеству В.П. ред. Г.М.

В.П.Астафьева // Вестник

193. Фомина Е. Г //

,2003. - С. 160-

гос. ун-т; [отв.

2011. - № 10.-С. 285-290.

эследнем поклоне» В. П. чтения «Писатель и его

В.П. Астафьева, 2009. - С. 107-112. 194. Цветова Н.С. Апокалипсис по Астафьеву // <

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.