Трансцендентально-феноменологическая концепция генезиса культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Безверхин, Андрей Сергеевич
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 150
Оглавление диссертации кандидат наук Безверхин, Андрей Сергеевич
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Феноменологический подход к анализу культуры
1.1. Трансцендентально-феноменологическая методология экспликации феномена культуры
1.2. Смысловой генезис феномена культуры
Глава 2. Структура культуры с точки зрения феноменологического метода
2.1. Культура как интерсубъективный феномен
2.2. Культура и «жизненный мир»
Глава 3. Экспликация феномена культуры при экзистенциально-феноменологической аналитике
3.1.Постижение Бытия в культуре. Экспликация бытийно-исторического истолкования М. Хайдеггера
3.2. Экзистенциально-феноменологическая аналитика проблемы «Другого» в культуре
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Интенциональность и рефлексия: философские проблемы рефлексивного опыта сознания в философии И. Канта и Э. Гуссерля2006 год, кандидат философских наук Орлова, Юлия Олеговна
Формирование метода феноменологической дескрипции в философии Э. Гуссерля2001 год, доктор философских наук Серкова, Вера Анатольевна
Онтология понимания2013 год, кандидат наук Черняк, Наталья Алексеевна
Становление трансцендентально-феноменологической концепции истории Эдмунда Гуссерля2009 год, доктор философских наук Савин, Алексей Эдуардович
Поиски социальных онтологий: Феноменолого-герменевтическая перспектива2002 год, доктор философских наук Колодий, Наталия Андреевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансцендентально-феноменологическая концепция генезиса культуры»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Необходимость философского осмысления онтологических оснований существования культуры, тех бытийных начал, из которых она органически происходит и которыми вдохновляется в своей практической жизнедеятельности, является одной из актуальнейших в современной философии культуры. Современная философская мысль активно обсуждает проблематику генезиса феномена культуры, особенно в связи с определенными кризисными явлениями, происходящими в современной культуре: появлением «индустрии культуры» (Т. Адороно), массовой культуры. Попытки осмыслить бытийные истоки культуры, и, тем самым поддержать ее существование, как представляется, обнаруживают тенденцию редукционистского сведения культуры к разного рода инобытийным ее подлинной природе образованиям, таким, как экономика, социум, психический натурализм человеческой природы. В этой связи крайне актуальным выступает теоретическое рассмотрение культуры с позиций трансцендентально-феноменологической парадигмы, выявляющей целостное и самодостаточное бытие культуры как духовного смыслообразующего ядра всех видов человеческой практики.
Именно построение трансцендентально-феноменологической концепции генезиса культуры позволяет удержать в поле научного понимания основания всей классической культуры как культуры, фундированной в новоевропейской философии самосознания (М. К. Мамардашвили), как смыслосозидающую работу духа, лежащего в основе всех культурных практик из него самого, а не из отчужденных натуралистических, психологистических и объективистских его преломлений. Выбор тематики обусловлен тем, что доступ к полю чистых смыслов (феноменологических феноменов) и способам дескриптивно-аналитической работы с ними дает именно трансцендентально-феноменологическая методология философского теоретического исследования.
Проблема выстраивания концепции генезиса культуры, исходя из трансцендентально-феноменологической методологии состоит в демонстрации главенствующей роли культуры как смыслоучреждающей и смыслопридающей инстанции во всей совокупной человеческой жизнедеятельности и, соответственно, в прозрачности ее оснований. Соответственно, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена как важностью исследования смыслового генезиса культуры, так и полной релевантностью трансцендентально-феноменологического подхода к рассматриваемой научно-исследовательской задаче.
Объект исследования. Культура как смыслообраэующий и смыслоучрежденный феномен сознания.
Предмет исследования. Смысловой генезис и сущностная структура феномена культуры.
Степень теоретической разработанности проблемы Основатель феноменологии Э. Гуссерль подверг феноменологическому осмыслению проблему культуры в своих поздних работах[28, 31]. Гуссерль выработал концепт «духовной Европы» как базовый принцип западноевропейской культуры, заключающийся в культивировании особой теоретической установки сознания, направленной на решение бесконечных идеальных задач рационального познания и кристаллизующийся в двух культурных формах - философии и науке. Ученики и последователи Гуссерля разрабатывали проблематику феноменологии культуры в разных направлениях. Так, М. Шел ер [189] развивал такие аспекты феноменологии как антропологическое положение человека в космосе, космологическую проблему мироустройства и миропонимания, М. Мерло-Понти[82] - проблему телесности и восприятия, Э. Левинас[61] разрабатывал проблемы Другого в культуре, К. Хельд[180, 181] - проблемы политического мира с точки зрения феноменологии, X. Блюмберг[7] - проблематику жизненного мира и технизации,, Б. Вальденфельс[13, 14] - проблемы респонзивности (ответа другого Я). Ученик Гуссерля М. Хайдеггер[173-179], исходя из феноменологии,
тематизировал экзистенциальную проблематику человеческого Dasein и отношения последнего с бытием как фундаментом всей культуры. П. Рикер[125, 126] осуществил проект герменевтической феноменологии, в центре которой - феномен понимания как основополагающий в человеческой культуре. Начинавший с исследования феноменологической проблематики постструктуралист Ж. Деррида[32, 33] посвятил свои ранние работы генезису идеальных оснований такой культурной формы как геометрическая наука и теории знака в соотношении с голосовой речью.
В отечественной литературе трансцендентально-
феноменологические исследования культуры на данный момент не получили достаточно широкую и всестороннюю разработку. Феноменологическую методологию анализа культурных феноменов можно обнаружить в общем виде в цикле лекций М. К. Мамардашвили[71, 72] о творчестве М. Пруста. Последовательная и детальная экспликация феноменологической концепции культуры Э. Гуссерля содержится в работе М. Б. Туровского[164], основной вывод которой о том, что «именно Гуссерль поставил коренную проблему культуры и ее истории - проблему человеческого сознания, человеческого духа как имманентного конституирующего фактора культуры и отсюда проблему идеала как формы гуманистического полагания цели истории в качестве перспективы жизненного мира» [164, с. 410], является, по сути, основополагающим в определении общей стратегии любого феноменологического исследования культуры.
В работах отечественных мыслителей содержатся общие размышления по поводу трансцендентально-феноменологической философии культуры в целом, а также - более детальная и конкретная проработка феноменологического понимания таких сфер и проблем культурной жизни как генезис научной рациональности европейской культуры и критика ее ложных самоистолкований, фундирующих кризисное состояние европейской культуры (П. П. Гайденко[21]), проблематика обоснования гуссерлевского и хайдеггеровского вариантов феноменологии, определяющего роль и место
феноменологии в современной культуре (В. И. Молчанов[84, 90]), влияние феноменологических инноваций на эволюцию самосознания человека европейской культуры (А. Ф. Зотов [43]), соотношение феноменологической социологии и культурологии (А. П. Огурцов[114]), исследование феноменологии образования и науки (Д. Н. Разеев[124]), генезис культурных габитусов трансцендентального субъекта (Я. А. Слинин[150]), значение культурно-исторической традиции в конституировании предметных данностей трансцендентальным сознанием (Е. В. Борисов[11]).
Наибольший вклад в исследование проблематики трансцендентально-феноменологической герменевтики современной культуры в отечественной философии принадлежит, с точки зрения автора, Н. В. Мотрошиловой и А. Э. Савину.
Н. В. Мотрошилова исследует генезис, содержание и сущность гуссерлевской концепции жизненного мира[108-110] и, в частности, показывает «историческую и сущностно-логическую зависимость идеализованного «мира» науки, культуры в целом от изначального жизненного мира»[109, с. 108], что, по сути, определяет горизонт и направление феноменологического исследования современной культуры в строгой корреляции с гуссерлевским концептом жизненного мира как изначальной почвы, предпосланной и предданной всем культурным феноменам, в том числе и наукам, объективизм и натурализм которых, происходящий из-за забвения жизненного мира, фундирует кризисное состояние всей европейской культуры и всего человечества в целом.
Проблематику связи феноменологического понимания культуры с позднегуссерлевским концептом «жизненного мира» и трансцендентально истолкованной историчности эксплицирует в различных аспектах А. Э. Савин[128-143]. Экспликация того, что «жизненный мир, вместе с присущим ему типом реактивации [пассивно усвоенных смыслов, заданных исторической традицией - А. Б.] Гуссерль и именует культурой» [133, с. 126], фактически выступает как одно из основополагающих понятийных средств для
всестороннего и систематического анализа генезиса культуры в феноменологической парадигме, что и является проблемой данного исследования. Таким образом, проблемное поле исследования определяется ответом на вопрос: как возможна концепция смыслового генезиса культуры в рамках последовательно и систематически осуществляемой трансцендентально-феноменологической редукции, то есть «вынесением за скобки» всего инобытийного чистому сознанию содержания? Цель и задачи исследования
Цель исследования состоит в экспликации трансцендентально-феноменологической концепции генезиса культуры как теоретического средства для анализа проблем ее современного развития.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• Раскрыть смысловой генезис феномена культуры;
• Проблематизировать культуру как интерсубъективный феномен и концептуально доработать корреляцию культуры и «жизненного мира»;
• Интерпретировать проблему истолкования бытия в культуре в экзистенциалистской концепции М. Хайдеггера;
• Раскрыть проблему «Другого» в культуре в экзистенциально-феноменологической аналитике.
Методология исследования определяется его целью и задачами. Решение поставленной проблемы предполагает использование имманентного анализа в двух основных аспектах: 1) феноменологическом, направленным на дескрипцию как описание сущности (смысловой или рациональной структуры (логоса)) феномена и 2) трансцендентально-герменевтическом, направленном на раскрытие чередования статического анализа полагания феномена, призванного раскрыть процесс смыслового конституирования объекта сознанием и генетического анализа, призванного раскрыть становление самих конституирующих систем сознания, полагающих бытие предмета.
Новизну полученных результатов исследования автор видит в
следующем:
1. Впервые в отечественной литературе осуществлено в рамках феноменологической парадигмы исследование культуры в ее целостности.
2. Реализовано изучение смыслового генезиса культуры через призму разработанной автором на теоретическом фундаменте классиков феноменологии феноменологической «археологии сознания», которая путем снятия верхних опредмеченных слоев разнообразных культурных практик проникает и исследует глубинные слои первовлечений, первоинтенций сознания, лежащих в основе этих практик.
3. Хайдеггеровская интерпретация забвения и реактивации бытия в современной западноцентристской культуре раскрыта в аспекте интеграции с бессубъектной (имперсональной) парадигмой сознания восточной культуры.
4. Осуществлено феноменологическое истолкование важных исследований современных культурных феноменов, созданных вне феноменологической парадигмы (в частности, разработок К.-Г. Юнга).
Положения, выносимые на защиту
1. Применение трансцендентально-феноменологической методологии позволяет высветить концепцию смыслового генезиса культуры как таковой. Речь идет о фундированности всех культурных смыслополаганий в «нижних» слоях первоинтенций сознания как своей смыслообразующей матрицы. Именно этот поток первовлечений, «первотяг» является топосом вдохновения смыслами культуры с последующим опредмечиванием (структурацией) их в новые культурные формы. Такое чередование трансценденции верхних опредмеченных пластов культуры в нижние фундаментальные слои сознания и их новая переструктурация и составляет, по мнению автора, всю динамику существования культуры как таковой.
2. Структура культуры, с точки зрения феноменологического подхода, определяется «игрой» двух горизонтов - интерсубъективности и жизненного
мира. Многополюсное единство интерсубъективности представляет собой то единое универсальное смысловое поле мира, в пространстве которого разворачивается вся жизнь культуры. Жизненный мир - это та первичная почва смыслообразования и обращения с вещами, которая еще не застроена логифицирующими научными абстракциями и идеальными конструкциями, например, естествознания и т. д. и которая является фундаментальным слоем человеческой культуры. Смысловые седиментации этого первичного слоя кристаллизуются в отчужденные от живого духа культуры образования и поэтому требуют от субъектов культуры реактивирующих операций их оживления и обновления. Таким образом, трансцендентально-феноменологическая дефиниция культуры может быть определена как реактивирующее воспроизводство системы полагания смыслов жизненного мира.
3. Проблема Другого в культуре выступает как проблема иного, альтернативного варианта видения мира, полагания бытия существующего, которые обладают своей, отличной от нашей имманентной разумностью. Именно столкновение с Другим, с чужой культурой приводит к расширению горизонтов собственной и взаимному обогащению разных культур. Более того, проблематика культурного Другого, через, например, превращенную форму представлений об инопланетном сознании, неизбежно приводит к открытию независимого от нашего сознания автономного бытия внутри него самого, что выступает залогом имманентной трансценденции нашего культурного сознания в иное самому себе как условие трансформации нашей культуры.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Материалы исследования могут быть использованы в выстраивании спецкурсов «Современные философские концепции культуры», «Феноменологический дискурс существования культуры», «Проблемы межкультурных коммуникаций», «Онтология культуры» и других, которые могут быть предложены к чтению по кафедрам философии и социальных наук.
Проблема феноменологической парадигмы культуры может составить один из разделов культурологии, проблема смыслового генезиса феномена культуры -один из разделов учебника или учебного пособия по теории и истории культуры. В курсе философии проблема смыслового генезиса феномена культуры может быть основой для понимания и осмысления актуальных процессов, происходящих в постсовременной культуре, экспликация трансцендентальных оснований которых недостаточно разработана в читаемых курсах лекций и учебниках по философии, философской антропологии. Практическая значимость исследования состоит также в интеграции в отечественную культуру феноменологии как идейного течения, призванного способствовать трансцендентальному преобразованию всего человечества.
Апробация результатов исследования осуществлялась путём публикаций в журналах, рекомендованных ВАК, выступлений и публикаций на международных конференциях и конгрессе, на многочисленных конференциях всероссийского и регионального масштабов, конференциях молодых учёных «Наука и образование», «Сибирская школа молодого учёного» (2005-2011гг.), всероссийских семинарах «Дефиниции культуры», Всероссийских семинарах молодых ученых им. П. В. Копнина, Чтениях, посвященных памяти Р. J1. Яворского, и других, в процессе проведения семинарских занятий по дисциплине «Философия» среди студентов Кузбасской государственной педагогической академии, на которых анализировались проблемы феноменологии культуры, культурной экзистенции человека в современном мире, толерантности к «системам нормальности» чужих культур, изучались концепции переданных от предков способов смылополагания и обращения с артефактами в русской культуре, проблемы культурной глобализации. Формами апробации явились доклад на аспирантско-докторантском семинаре кафедры философии и социальных наук ТГПУ и на кафедре теории и истории культуры ТГУ.
Основные теоретические положения докладывались и обсуждались на Международной научной конференции «Революции и гражданские войны в
России и Америке: сравнительно-исторический анализ» (1-4 ноября 2004), КузГПА; IX Всероссийской конференции (с международным участием) «Наука и образование» (24-26 апреля 2005), ТГПУ; Всероссийском философском семинаре им. П. В. Копнина (25-27 ноября 2005), ТГУ; IV Всероссийской научной конференции «История идей и история общества» (20 апреля 2006), Нижневартовск, НГГУ; X Всероссийской конференции «Наука и образование» (15-19 мая 2006), ТГПУ; Всероссийской конференции (с международным участием) «Гендерное образование в подготовке учителя» (5-8 июня 2006), ТГПУ; XIII Международной научно-практической конференции «Современные техника и технологии» (26-30 марта 2007), ТПУ; XI Всероссийской научно-практической конференции «Наука и образование» (16-20 апреля 2007), ТГПУ; Всероссийском философском семинаре им. П. В. Копнина (3-4 декабря 2007), ТГУ; XIV Международной научно-практической конференции «Современные техника и технологии» (24-28 марта 2008), ТПУ; Международной научной конференции «IV Чтения, посвященных памяти Р. Л. Яворского» (23 апреля 2008), КузГПА; Всероссийской конференции с международным участием «Современные подходы в биомедицинской, клинической, психологической и социокультурной антропологии» (22-24 апреля 2008), СибГМУ; Всероссийской научно-практической конференции «Кузнецк - Сталинск - Новокузнецк. Проблемы города и горожан» (14 ноября 2008), НФИ ГОУ ВПО «КемГУ»; XI11 Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (20-24 апреля 2009), ТГПУ; XV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные техника и технологии» (4-8 мая 2009), ТПУ; Международной научной конференции «V Чтения, посвященных памяти Р. Л. Яворского» (21-22 апреля 2009), КузГПА: V Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» (25-28 августа 2009), НГУ; Международной научно-практической конференции «Проблемы интеграции образования и науки в условиях глобализации» (24-25 декабря 2009), НФ СПб ИВЭСЭП; Международной научной конференции «VI Чтения, посвященных памяти Р. Л.
Яворского» (20-21 апреля 2010), КузГПА; Всероссийском научном семинаре «Дефиниции культуры» (27-28 октября 2010), ТГУ.
Глава 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ КУЛЬТУРЫ
1.1.ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО - ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ЭКСПЛИКАЦИИ ФЕНОМЕНА КУЛЬТУРЫ
Раскрытие феноменологической парадигмы культуры требует экспликации фундаментальных мыслительных ходов, составляющих сущность трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля. Трансцендентальный этап в учении Гуссерля впервые проявил себя в его работе «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1» (1913). В ней Гуссерль предложил метод трансцендентально-феноменологической редукции, открывающий доступ к области чистого сознания и коррелятивному ему полю феноменов. Попытаемся задать основные характеристики феноменологической редукции, необходимые нам для тематизации культуры как трансцендентального феномена сознания.
В «Идеях 1» Гуссерль различает естественную («наивную») и феноменологическую («рефлексивную») установки сознания. Сущность первой состоит в естественной точке зрения обычного человека - «человека, идущего по улице», который рационально относится к вещам посредством суждений, фундированных на почве непосредственного наличия окружающего, существующего независимо, объективного природного мира, бытию которого человек всякий раз уже сказал «да». Гуссерль так формулирует смысл естественной установки: «...я постоянно обретаю в качестве противополагающегося мне пространственно-временную действительность, которой принадлежу и сам, подобно всем другим обретающимся в ней и равным образом сопрягающимся с нею людьми. «Действительность» - о том говорит уже само слово - я обретаю как сущую здесь и принимаю ее тоже как сущую - как такую, какой она мне себя дает. Как ни сомневайся в данностях естественного мира, как ни отбрасывай их, от этого в генеральном тезисе естественной установки не меняется ровным счетом ничего. Мир как
действительность - он всегда тут, в лучшем случае он может тут или там быть «иным», нежели мнилось мне, что-то, придется, так сказать, вычеркнуть из него как «видимость», «галлюцинация» и т. п., он же - в смысле генерального тезиса - всегда останется здесь сущим миром»[26, с. 69].
Гуссерль замечает, что в нашей полной власти провести операцию радикального изменения естественного тезиса, «подвесить» его существование. Подобная операция напоминает метод всеобщего сомнения Декарта, ниспровергающего готовый предметный мир как «связный сон» в поисках аподиктического несомненного бытия. По словам Гуссерля, «мы не отказываемся от тезиса, какой осуществили, мы ни в чем не меняем своего убеждения, которое в себе самом каким было, таким и остается, пока мы не вводим новые мотивы суждения - а этого мы как раз и не делаем. И все же тезис претерпевает известную модификацию, - он в себе самом, каким был, таким и остается, между тем как мы как бы переводим его в состояние бездействия - мы «выключаем» его, мы «вводим его в скобки». Он по-прежнему все еще остается здесь: подобно поставленному в скобки внутри таковых, подобно выключенному вне пределов включенности. Можно сказать и так: тезис - это переживание, но только мы им «не пользуемся»...» [26, с. 71].
Гуссерль предлагает назвать феномен «введения в скобки» словом «эпохе» - термином античных скептиков, который в переводе с греческого означает «воздержание от суждения». Таким образом, мы полностью воздерживаемся от суждения о пространственно-временном существовании здесь или, другими словами, заключаем его в скобки. Ученик и последователь Гуссерля Р. Ингарден следующим образом определяет сущность эпохе: «Гуссерль говорит: конечно, я убежден в том, что мир существует, но отныне я уже не стану, так сказать, по инерции признавать это, т. е. признавать, что мир существует. Это убеждение в том, что мир существует, я делаю «недействительным». Более того, я «заключаю его в скобки», и в этих скобках оказывается отныне весь мир с его характером действительности. Это и есть еросЬе!»[45, с. 154].
Что же останется после проведения операции эпохе или феноменологической редукции? Очевидно, что это сам акт воздержания как разновидность cogito и все другие переживания сознания. По замечанию Г. Г. Шпета, «речь идет не о психологических процессах, так или иначе связанных с существами животного мира и человека, так как этот мир уже подвергнут редукции и составляет предмет соответствующих «естественных» наук, а о чистой сфере сознания, открывающейся имманентно нашему рефлектирующему взору»[191, с. 41].
Таким образом, мы обретаем новый бытийный регион - регион чистого сознания, фундирующий все другие бытийные регионы. В результате феноменологической редукции обнаруживается человек как трансцендентальная субъективность, полагающая существование мира. Тезис мира самого по себе перечеркивается как не рациональный по отношению к тезису сознания. По словам П. Прехтля: «С заключением в скобки несомненной значимости бытия мира, он предстает взору как конституированный мир конституирующего сознания. Под этим углом зрения находят свое выражение также и измененные способы сознания. Гуссерль характеризует их в качестве способов сознания, присущих нейтральному наблюдателю, который поначалу не разделяет веру в мир, а рассматривает эту бытийную уверенность рефлексивно. Вследствие этого, мир предстает взору в своей связи с актами и способами сознания. В рефлексивной установке, достигаемой благодаря эпохе, значимость мира, соответственно, суждения о реальности выявляются в качестве зависимых от акта сознания: мир как коррелят субъективности сознания»[121, с. 41-42].
Необходимо выделить универсальное свойство переживаний сознания -их интенциональность. Интенциональность означает направленность сознания на объект: в любви нечто любится, в ненависти - ненавидится, в суждении о чем-то высказывается, в представлении нечто представляется, в воображении нечто воображается и т. д. Принцип интенциональности состоит в том, что
всякое сознание является «сознанием о...» и запрещает исследовать сознание через что то иное, чем само сознание.
Совершив феноменологическую редукцию, мы обнаруживаем интенциональный предмет как интенциональный, иными словами, мы обнаруживаем не вещь сущую-в-себе, но вещь, выступающую для сознания, полагающую ее как сущую. Интенциональность означает, что мы не можем получать в готовом виде смыслы или значения извне. Конечно, материальные чувственно воспринимаемые вещи служат «опорой» трансляции смысла, но сами вещи этим смыслом не обладают. Сознание вчитывает, доопределяет смысловое содержание предметов, ситуаций вне причинной зависимости. Интенциональное познание является независимым от опыта, создавая возможность последнего, что означает априорность интенциональности. По замечанию Ж.-Ф. Лиотара: «Интенциональный анализ (по самому своему имени) должен раскрыть, каким образом конституируется смысл бытия...объекта; ведь хотя интенциональность есть направленность, она есть также придание смысла. Интенциональный анализ имеет дело с конституированным объектом как осмысленно конституируемым и раскрывает это конституирование»[64, с. 36].
С точки зрения феноменологии, трансцендентальное сознание выступает как инстанция, полагающая бытие всего существующего как своего коррелята. По словам Гуссерля: «...если теория познания хочет...исследовать отношения между сознанием и бытием, то она может иметь при этом ввиду только бытие как коррелят сознания, как то, что нами «обмыслено» сообразно со свойствами сознания: как воспринятое, воспомянутое, ожидавшееся, образно представленное, сфантазированное, идентифицированное, различенное, взятое на веру, предположенное, оцененное и т. д.»[30, с. 198-199]. Как замечает Гуссерль в «Идеях 1», мир трансцендентных вещей немыслим без актуального сознания, в то время как для бытия сознания нет необходимости в каком-либо реальном бытии, которое выступает через посредство явлений. Чистое сознание является замкнутой в себе взаимосвязью абсолютного бытия, в которую ничто
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Декарт и Гуссерль: концептуальные основания рационального сознания и самосознания2010 год, доктор философских наук Куров, Игорь Геннадьевич
Проблема одновременности: Социально-философский анализ2002 год, кандидат философских наук Шиповалова, Лада Владимировна
Учение о феномене в фундаментальной онтологии2006 год, кандидат философских наук Сафронов, Пётр Александрович
Герменевтико-феноменологический подход в психологии: принципы построения онтологии личности2008 год, кандидат философских наук Денисенко, Тарас Анатольевич
Телесность и интерсубъективность: к применению феноменологического принципа единства сознания2007 год, кандидат философских наук Радишевская, Любовь Вячеславовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Безверхин, Андрей Сергеевич, 2011 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антология феноменологической философии в России. Т. 2. - М.: Логос; Прогресс-Традиция, 2000. - 526 с.
2. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. Ред. В. Ф. Асмус. М., «Мысль», 1975.-550 с.
3. Бабушкин В. У. Феноменологическая философия науки: критический анализ. - М.: «Наука», 1985.- 188 с.
4. Безверхин А. С., Сысоева Л. С. Экспликация вопроса о смысле бытия в философии М. Хайдеггера//Х Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (15-19 мая 2006 ): Материалы конференции. В 6 т. Т. 5. Культурология, философия, социология. Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2006. - С. 121-126.
5. Безверхин А. С., Сысоева Л. С. Культура и жизненный мир [Текст] / А. С. Безверхин, Л. С. Сысоева // Философия и культура. - 2009. - № 3. - С. 12-17.
6. Белоусов М. А. Время и возможность опыта: Кант, Гуссерль, Хайдеггер [Текст] / М. А. Белоусов : Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 2008. -22 с.
7. Блюмберг X. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии//Вопросы философии. - 1993. - № 10. - С. 69-92.
8. Борисов Е. В. «Явление и смысл» Г. Шпета в контексте развития феноменологии Э. Гуссерля/ДИпет Г. Г. Явление и смысл. - Томск: Издательство «Водолей», 1996. - С. 183-191.
9. Борисов Е. В. Диалог как судьба. Со-бытие с Другим в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера//Шпет Г. Г. / Comprehensio. Вторые Шпетовские чтения «Творческое наследие Г. Г. Шпета и современные философские проблемы». - Томск: Издательство «Водолей», 1997. - С. 102-119.
10. Борисов Е. В. Феноменологический метод М. Хайдеггера//Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. - Томск: Издательство «Водолей», 1998. - С. 345-375.
П.Борисов Е. В. Проблема интерсубъективности в феноменологии Э. Гуссерля//Логос. - 1999. - № 1 (11). - С. 65-83.
12.Борисов Е. В. Основные черты постметафизической онтологии. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. - 120 с.
13. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности//Социо-логос. -М.: Прогресс, 1991. - С. 39-50.
14. Вальденфельс Б. Мотив чужого. -Мн.: Пропилеи, 1999. - 176 с.
15.Варова Н. Л. Феноменология текста в русской культуре [Текст] / Н. Л. Варова// Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 2. - Новосибирск: Параллель, 2009. - С. 6667.
16.Винокурова Д. М. О феноменологии как идейном истоке изучения повседневности[Текст] / Д. М. Винокурова // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 2. -Новосибирск: Параллель, 2009. - С. 68-69.
17. Витгенштейн Л. Лекции и беседы об эстетике, психологии и религии. -М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 102 с.
18.Гадамер Х.-Г. Единый путь Мартина Хайдеггера [Текст] / Х.-Г. Гадамер//Ежегодник по феноменологической философии. 2008[1]. - М.: Российский государственный гуманитарный университет. - 2008. - С. 343-360.
19. Гайденко П. П. Философия Фихте и современность. - М.: Мысль, 1979. -288 с.
20. Гайденко П. П. Экзистенциализм и проблема культуры. (Критика философии М. Хайдеггера). - М.: Государственное издательство «Высшая школа», 1963.- 122 с.
21. Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля//Вопросы философии. - 1992. - № 7. -С. 116-135.
22.Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. -М.: Республика, 1999. - 495 с.
23.Губман Б. Л. Западная философия культуры XX века. - Тверь: ЛЕАН, 1997.-287 с.
24. Гуссерль Э. Начало геометрии. Введение Жака Деррида. - М.: Издательство Ad Marginem, 1996. - 272 с.
25. Гуссерль Э. Феноменология//Логос. - 1991. - № 1. - С. 12-21.
26. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 336 с.
27. Гуссерль Э. Идея феноменологии//Фауст и Заратустра. - СПб.: Азбука, 2001.-С. 160-206.
28. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философия. Философия как строгая наука. -Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 752 с.
29. Гуссерль Э. Статьи об обновлении//Вопросы философии. - 1997. - № 4. -С.111-135.
30. Гуссерль Э. Избранные работы. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. - 464 с.
31. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. - СПб.: Издательство «Владимир Даль», 2004. - 400 с.
32.Деррида Ж. Письмо и различие. - СПб.: Академический проект, 2000. -422 с.
33. Деррида Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля. - СПб.: Алетейа, 1999. - 208 с.
34. Достал Р. Время и феноменология у Гуссерля и Хайдеггера//Мартин Хайдеггер: Сб. статей. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 186-217.
35. Дорофеев Д. Ю. Хайдеггер и философская антропология//Мартин Хайдеггер: Сб. статей. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 368-396.
36. Дрейфус X. Хайдеггер о взаимосвязи нигилизма, искусства, техники и политики//Мартин Хайдеггер: Сб. статей. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 508540.
37. Дружинина И. А. От феномена и ноумена к ноэме и ноэзису[Текст] / И. А. Дружинина // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 2. - Новосибирск: Параллель, 2009. - С. 7172.
38.Евстропов М. Н. Онтологическая грамматика Эмманюэля Левинаса[Текст] / М. Н. Евстропов // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 2. -Новосибирск: Параллель, 2009. - С. 72-73.
39. Ежегодник по феноменологической философии. 2008[1]. - М.: Российский государственный гуманитарный университет. - 2008. - 520 с.
40.Епифанова Н. Н. Концепт «жизненный мир» и современная философия [Текст] / Н. Н. Епифанова // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 2. -Новосибирск: Параллель, 2009. - С. 73-74.
41. Зайферт Й. Значение Логических исследований Гуссерля для реалистической феноменологии и критика некоторых гуссерлевских тезисов/ЛВопросы философии. - 2006. - № 10. - С. 130-152.
42. Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного//Вопросы философии. - 1991. - № 10.-С. 34-40.
43. Зотов А. Ф., Смирнова Н. М. Феноменология и эволюция самосознания человека европейской культуры//Вестник Московского университета. Серия 7 (философия). - 2000. - № 4. - С. 48-67.
44. Зотов А. Ф. Современная западная философия: Учебн. - М.: Высш. шк., 2001.-784 с.
45. Ингарден Р. Введение в феноменологию Э. Гуссерля. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 224 с.
46.Инишев И. Н. Феноменология как экзистенциальная практика[Текст] / И. Н. Инишев//Ежегодник по феноменологической философии. 2008[1]. -М.: Российский государственный гуманитарный университет. - 2008. -С.62-79.
47.Капуто Д. Д. Хайдеггер и теология//Мартин Хайдеггер: Сб. статей. -СПб.: РХГИ, 2004. - С. 458-478.
48. Карл Густав Юнг о современных мифах: Сб. трудов. - М.: Практика, 1994.-252 с.
49.Карпицкий Н. Н. Личность и история/ДИпет Г. Г. / СотргеИешЬ. Вторые Шпетовские чтения «Творческое наследие Г. Г. Шпета и современные философские проблемы». - Томск: Издательство «Водолей», 1997. - С. 169-172.
50. Карпицкий Н. Н. Присутствие и трансцендентальное предчувствие. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. - 192 с.
51.Карпицкий Н. Н. Буддизм как археология очевидностей[Текст] / Н. Н. Карпицкий // IX Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (25-29 апреля 2005 г.): Материалы конференции: в 6 т. Том 4. Ч. 1: Культурология, история, философия. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2005. - С. 65-69.
52. Карпицкий Н. Н. Историчность отношения к страданию [Текст] / Н. Н. Карпицкий// Современные подходы в биомедицинской, клинической, психологической и социокультурной антропологии/ Материалы Всероссийской конференции с международным участием. Томск, 22-24 апреля 2008 г. В 2 частях: часть 2. Вопросы социокультурной антропологии/ Под ред. проф. Н. А. Корнетова, профессора Л. С. Сысоевой - Томск: Издательство «Иван Федоров», 2008. - С. 66-71.
53.Карпицкий Н. Н. Самосознание как несамотождественное бытие[Текст] / Н. Н. Карпицкий // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 2. - Новосибирск: Параллель, 2009.-С. 381-382.
54. Качераускас Т. Язык и культура в феноменологической перспективе//!?опросы философии. - 2006. - № 12. - С. 137-144.
55.Козырева А. С. Исследование проблемы памяти в феноменологической герменевтике П. Рикера[Текст] / А. С. Козырева// Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 2. -Новосибирск: Параллель, 2009. - С. 74.
56.Конашкова А. М. Феноменологическая онтология: онто-антропологическая взаимосвязь бытия и смысла[Текст] / А. М. Конашкова // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 2. - Новосибирск: Параллель, 2009. - С. 7475.
57.Коновалов А. В. Осознание работы истории из последней редукции[Текст] / А. В. Коновалов // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 2. -Новосибирск: Параллель, 2009. - С. 75-76.
58.Копачева С. А. Феноменология и теология в ранних работах Хайдеггера[Текст] / С. А. Копачева//Ежегодник по феноменологической философии. 2008[1]. - М.: Российский государственный гуманитарный университет. - 2008. - С.80-102.
59.Курган А. А. Темпоральность интерсубъективности в горизонте смерти (экзистенциальный анализ) [Текст] / А. А. Курган // X Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (15-19 мая 2006 г.): Материалы конференции: в 6 т. Том 5: Культурология, философия, социология. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006. - С. 170-174.
60. Куренной В. А. Феноменология Эдмунда Гуссерля//Гуссерль Э. Избранные работы. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. - С. 7-22.
61. Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. - 274 с.
62. Леденева Е. В. Философский статус языка в концепциях Гуссерля и Деррида//Вестник Московского университета. Серия 7 (философия). -2003.-№5.-С. 106-120.
63. Лекторский В. А. Сознание//Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; научно-ред. совет; - М.: Мысль, 2001.-Т. З.-С. 589-591.
64.Лиотар Ж.-Ф. Феноменология. - СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2001. - 160с.
65. Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. - 216 с.
66. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1992. - 415 с.
67. Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. - М.: «Аграф», 1999.-320 с.
68. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. - Второе изд. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1999. - 352 с.
69. Мамардашвили М. К. Кантианские вариации. - М.: «Аграф», 1997. - 320 с.
70. Мамардашвили М. К. Эстетика мышления. - М.: «Московская школа политических исследований», 2000. - 416 с.
71. Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте. (Психологическая топология пути). - М.: Ас1 Ма^тет, 1995. - 547 с.
72. Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути: М. Пруст «В поисках утраченного времени». - СПб.: Издательство Русского христианского гуманитарного института, 1997. - 571 с.
73. Мамардашвили М. К. Стрела познания (набросок естественно-исторической гносеологии). - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.-304 с.
74. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема//Вопросы философии. - 1990. - № 10. - С. 3-18.
75. Мамардашвили М. К. Из краткого введения в философию/УВопросы философии. - 2000. - № 12. - С. 64-73.
76. Мамардашвили М. К. Мой опыт нетипичен. - СПб.: Азбука, 2000. - 397с.
77. Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. - М.: Издательство «Логос», 2004. - 240 с.
78.Мамардашвили М. К. Опыт физической метафизики[Текст] / М. К. Мамардашвили. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 304 с.
79. Мамардашвили М. К. Очерк современной европейской философии [Текст] / М. К. Мамардашвили. - М.: Прогресс-Традиция, Фонд Мераба Мамардашвили, 2010. - 584 с.
80.Марков Б. В. Хайдеггер и Ницше//Мартин Хайдеггер: Сб. статей. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 479-507.
81. Мартин Хайдеггер: Сб. статей. - СПб.: РХГИ, 2004. - 576 с.
82.Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. - СПб.: Ювента: Наука, 1999.-606 с.
83.Молчанов В. И. Априорное познание в феноменологии Гуссерля/УВопросы философии. - 1978. - № 10. - С. 146-152.
84.Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии: Моногр. -М.: Высш. шк., 1988. - 144 с.
85.Молчанов В. И. Гуссерль//Современная западная философия: Словарь. -М.: Политиздат, 1991. - С.82-85.
86.Молчанов В. И. Интенциональность//Современная западная философия: Словарь. - М.: Политиздат, 1991. - С. 113-114.
87.Молчанов В. И. «Логические исследования»//Современная западная философия: Словарь. -М.: Политиздат, 1991. - С. 161 -162.
88.Молчанов В. И. Ноэсис и ноэма//Современная западная философия: Словарь. - М.: Политиздат, 1991. - С.216.
89.Молчанов В. И. Феноменология//Современная западная философия: Словарь. -М.: Политиздат, 1991. - С.318-323.
9 О.Молчанов В. И. Гуссерль [Текст]/ В. И. Молчанов //Православная энциклопедия. Т. 13. -М., 2006. - С. 512-519.
91.Молчанов В. И. Анализ и/или интерпретация в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера и за ее пределами [Текст] / В. И. Молчанов //Ежегодник по феноменологической философии. 2008[1]. - М.: Российский государственный гуманитарный университет. - 2008. -С.128-160.
92. Молчанов В. И. Пространственный язык времени и опыт пространства[Текст] В. И. Молчанов // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 2. -Новосибирск: Параллель, 2009. - С. 77-78.
93.Мотрошилова Н. В. Принципы и противоречия феноменологической философии. - М.: Издательство «Высшая школа», 1968. - 128 с.
94.Мотрошилова Н. В. Гуссерль и Кант: проблема «трансцендентальной философии//Философия Канта и современность. - М.: «Мысль», 1974. С. 329-377.
95.Мотрошилова Н. В. История философии: Запад-Россия-Восток: кн. 3: философия Х1Х-ХХ веков. - М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1999. -444 с.
96.Мотрошилова Н. В. Драма жизни, идей и грехопадений Мартина Хайдеггера//Квинтэссенция: Филос. альманах, 1991. - М.: Политиздат, 1992.-С. 158-236.
97.Мотрошилова Н. В. Гуссерль//Новая философская энциклопедия: в 4 т./Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; научно-ред. совет; - М.: Мысль, 2000. - Т. 1. - С. 572-573.
98.Мотрошилова Н. В. «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология»//Новая философская энциклопедия: в 4 т./Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; научно-ред. совет; - М.: Мысль, 2001.-Т. 2.-С. 321-322.
99.Мотрошилова Н. В. Логические исследования//Новая философская энциклопедия: в 4 т./Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; научно-ред. совет; - М.: Мысль, 2001. - Т. 2. - С. 436-438.
100. Мотрошилова Н. В. Жизненный мир//Новая философская энциклопедия: в 4 т./Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; научно-ред. совет; - М.: Мысль, 2001. - Т. 2. - С. 28-29.
101. Мотрошилова Н. В. Интенциональность//Новая философская энциклопедия: в 4 т./Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; научно-ред. совет; - М.: Мысль, 2001. - Т. 2. - С. 133-134.
102. Мотрошилова Н. В. Редукция феноменологическая//Новая философская энциклопедия: в 4 т./Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; научно-ред. совет; - М.: Мысль, 2001. - Т. 3. - С. 431.
103. Мотрошилова Н. В. Трансцендентальный идеализм//Новая философская энциклопедия: в 4 т./Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; научно-ред. совет; - М.: Мысль, 2001. - Т. 4. - С. 100-101.
104. Мотрошилова Н. В. Феноменология//Новая философская энциклопедия: в 4 т./Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; научно-ред. совет; - М.: Мысль, 2001. - Т. 4. - С. 175-178.
105. Мотрошилова Н. В. «Картезианские медитации» Гуссерля и «Картезианские размышления» Мамардашвили (двуединый путь к трансцендентальному Ego)//Bonpocbi философии. - 1995. - № 6. - С. 137145.
106. Мотрошилова Н. В. Интенциональность в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля//Вопросы философии. - 2000. - № 4. - С. 138-157.
107. Мотрошилова Н. В. Цивилизация и феноменология как
центральные темы философии М. К. Мамардашвили//Путь в философию.
Антология. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. - С. 404415.
108. Мотрошилова Н. В. Эдмунд Гуссерль: на пути к концепции «жизненного мира» (20-е годы XX века)//Философские науки. - 2007. -№ 1. - С. 79-100.
109. Мотрошилова Н. В. Понятие и концепция жизненного мира в поздней философии Эдмунда Гуссерля//Вопросы философии. - 2007. - № 7.-С. 102-112.
110. Мотрошилова Н. В. Понятие и концепция жизненного мира в поздней философии Эдмунда Гуссерля (окончание)//Вопросы философии. -2007. -№ 9.-С. 134-144.
111. Мотрошилова Н. В. Новая актуальность идей Э. Гуссерля о «Кризисе европейских наук и европейского человечества» [Текст] / Н. В. Мотрошилова //Вестник Московского университета. Серия 7 (философия). - 2008. - № 2. - С. 3-21.
112. Неретина С., Огурцов А. Время культуры. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.-344 с.
113. Нестеров А. Ю. Техническая герменевтика и рефлексивное познание [Текст] / А. Ю. Нестеров // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 2. -Новосибирск: Параллель, 2009. - С. 78.
114. Огурцов А. П. Возможна ли феноменологическая философия
культуры?//111рр: www.riku.ru\lib\postig2000\postig2k.htm
115. Олафсон Ф. А. Целостность хайдеггеровского мышления//Мартин Хайдеггер: Сб. статей. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 56-82.
116. Орлова Ю. О. Идея телеологии в трансцендентальной феноменологии Гуссерля и современные исследования проблемы телеологии [Текст] / Ю. О. Орлова // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 2. -Новосибирск: Параллель, 2009. - С. 79.
117. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды: Пер. с исп. - М.: Издательство «Весь мир», 1997. - 704 с.
118. Патлач А. И. Язык как голос и как событие: к философии языка X. -Г. Гадамера [Текст] / А. И. Патлач // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 2. -Новосибирск: Параллель, 2009. - С. 79-80.
119. Переписка Вильгельма Дильтея с Эдмундом Гуссерлем/УВопросы философии. - 1995. - № 10. - С. 144-150.
120. Персианов Г. Густав Шпет: Феноменология Духа и христианская культура//Шпет Г. Г. / Comprehensio. Вторые Шпетовские чтения «Творческое наследие Г. Г. Шпета и современные философские проблемы». - Томск: Издательство «Водолей», 1997. - С. 201-212.
121. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. - Томск: Издательство «Водолей», 1999. - 96 с.
122. Пятигорский А. М. Мифологические размышления. Лекции по феноменологии мифа. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. -290 с.
123. Пятигорский А. М. Избранные труды. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 590 с.
124. Разеев Д. Н. В сетях феноменологии. Гуссерль Э. Основные проблемы феноменологии. - СПб.: Издательство Санкт-Петербурского университета, 2004. - 368 с.
125. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.: Академия - Центр Медиум, 1995. - 415 с.
126. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. - М.: Искусство, 1996. - 270 с.
127. Ротри Р. Витгенштейн, Хайдеггер и реификация языка//Мартин Хайдеггер: Сб. статей. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 323-344.
128. Савин А. Э. Интерпретация и критика Г. Г. Шпетом философии Эд. Гуссерля//Шпет Г. Г. / Comprehensio. Вторые Шпетовские чтения «Творческое наследие Г. Г. Шпета и современные философские проблемы». - Томск: Издательство «Водолей», 1997. - С. 24-27.
129. Савин А. Э. Способ тематизации истории в трансцендентально-феноменологической философии Эдмунда Гуссерля//Труды всероссийского философского семинара молодых ученых им. П. В. Копнина (сессия 1). - Томск: Томский государственный университет. -2002.-С. 210-211.
130. Савин А. Э. Понятие редукции в «Идеях 1» Э. Гуссерля и «Явлении и смысле» Г. Г. Шпета[Текст] / А. Э. Савин // Творческое наследие Г. Г. Шпета в контексте философских проблем формирования историко-культурного сознания (междисциплинарный аспект) Материалы международной научной конференции. - Томск: Водолей, 2003. - С. 1523.
131. Савин А. Э. Идея «осознания работы истории» как выражение специфики феноменологического понимания культуры [Текст] / А. Э. Савин // Дефиниции культуры. Материалы Всероссийского семинара молодых ученых. - Томск: Изд-во ТГУ, 2004. - С. 146-150.
132. Савин А. Э. Основания периодизации исторического процесса в феноменологии Гуссерля//Труды Всероссийского философского семинара молодых ученых им. П. В. Копнина (Сессия 2): Труды Томского государственного университета. - Т. 268. - Сер. Философская. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. - С. 138-141.
133. Савин А. Э. Идея «осознания работы истории» как выражение специфики феноменологического понимания культуры//Феноменология
искусства: Щор1чник Украшського феноменолопчного товариства, 20022003. - К.: ППС - 2002, 2005. - С. 123-128.
134. Савин А. Э. Раскрытие генезиса конституирования как трансцендентально-феноменологический подход к пониманию истории// Философско-культурологический журнал «Топос». - Минск: Изд-во ЕГУ, 2006.-№ i (12).-С. 127-154.
135. Савин А. Э. Картезианский путь к трансцендентально-феноменологической философии//Рукопись.
136. Савин А. Э. Способ открытия cogito в «Размышлениях о первой философии» Декарта[Текст] / А. Э. Савин // Философско-культурологический журнал «Топос». - Минск: Изд-во ЕГУ, 2006. - № 3 (14).-С. 48-58.
137. Савин А. Э. Политическая историчность жизненного мира и европеизация культуры [Текст] / А. Э. Савин // Материалы межвузовской научной конференции «История философии и герменевтика - 11». Москва, Российский государственный гуманитарный университет, 6-7 декабря 2007 года. -М.: Изд-во РГГУ, 2007. - С. 71-80.
138. Савин А. Э. Истины науки и историчность жизненного мира в феноменологии Гуссерля [Текст] / А. Э. Савин // Проблема истины в философии и науке: Сб. Всероссийского семинара молодых ученых им. П. В. Копнина: Труды Томского государственного университета. - Т. 270. - Сер. философская. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. - С. 120-126.
139. Савин А. Э. Способ периодизации исторического процесса у Гуссерля//Вопросы философии. - 2008. - № 1. - С. 141-151.
140. Савин А. Э. Концепция историчности жизненного мира в трансцендентальной феноменологии Эдмунда Гуссерля//Вопросы философии. - 2008. - № 5. - С. 127-139.
141. Савин А. Э. О понятии интенциональной истории у «позднего» Гуссерля[Текст] / А. Э. Савин // Философские науки. - М.: Гуманитарий, 2008.-№ 10.-С. 121-130.
142. Савин А. Э. Трансцендентализм и историчность в феноменологии Гуссерля[Текст] / А. Э. Савин. - Ханты-Мансийск: РИЦ ЮГУ, 2008. - 210 с.
143. Савин А. Э. Генезис трансцендентальной монадологии в работах «позднего» Гуссерля [Текст] / А. Э. Савин // Вопросы философии. - 2009.
- № 8.-С. 113-124.
144. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве. - М.: Политиздат, 1991. -366 с.
145. Сапрыгин Б. В. На самом ли деле мы совершаем феноменологическую редукцию? (К вопросу о сущности феноменологического метода Э. Гуссерля) [Текст] / Б. В. Сапрыгин // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 2. - Новосибирск: Параллель, 2009. - С. 81.
146. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии.
- М.: Республика, 2000. - 639 с.
147. Серкова В. А. Феноменологическая дескрипция. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2003. - 320 с.
148. Слинин Я. А. Эдмунд Гуссерль и его «Картезианские размышления»//Гуссерль Э. Картезианские размышления. - СПб.: «Наука», 2006. - С. 5-46.
149. Слинин Я. А. Кризис европейского человечества: в чем он состоит и какие средства предлагает Эдмунд Гуссерль для его преодоления/ЛГуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. - СПб.: Издательство «Владимир Даль», 2004. - С. 359-384.
150. Слинин Я. А. Трансцендентальный субъект: феноменологическое исследование. - СПб.: Наука, 2001. - 528 с.
151. Слинин Я. А. Происхождение философии Хайдеггера из феноменологии Гуссерля//Мартин Хайдеггер: Сб. статей. - СПб.: РХГИ, 2004.-С. 83-129.
152. Сокол В. Б. Феноменологическое «одиночество» Эдмунда Гуссерля [Текст] / В. Б. Сокол // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 2. -Новосибирск: Параллель, 2009. - С. 82-83.
153. Соколов Б. Г. Сознание и конституирование предметной сферы культуры [Текст] / Б. Г. Соколов // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 2. -Новосибирск: Параллель, 2009. - С. 330-331.
154. Соловьев Э. Ю. История и этика в феноменологии позднего Гуссерля [Текст] Э. Ю. Соловьев//Вопросы философии. - 1978. - № 6. - С. 128-141.
155. Степин В. С. Культура//Новая философская энциклопедия: в 4 т./Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; научно-ред. совет; - М.: Мысль, 2001. - Т. 2. - С. 341-347.
156. Сысоева Л. С., Безверхин А. С. Экзистенциальный смысл бытия в философском проекте Мартина Хайдеггера//Вестник Бурятского университета. Серия: Философия, социология, политология, культурология. - 2008. - Вып. 6. - С.9-14.
157. Сысоева Л. С., Безверхин А. С. Самотрансценденция нахождения смысла жизни в психоаналитическом экзистенциализме В. Франкла//Вестник Бурятского университета. Серия: Философия, социология, политология, культурология. - 2008. - Вып. 14. - С.9-14.
158. Сысоева Л.С. Феноменология человеческой субъективности// IX Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» 19-23 апреля 2005г. Томск: Изд-во Томск, гос. пед. ун-та, 2005. Т.4. 4.1. С.126-132.
159. Сысоева Л. С. Философия культуры: Методические рекомендации для аспирантов, докторантов и соискателей по специальности 09.00.13. Религоведение, философская антропология, философия культуры. -Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003. - 156 с.
160. Сысоева Л. С. От философии через философию культуры к культурологии [Текст] / Л. С. Сысоева // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 2. -Новосибирск: Параллель, 2009. - С. 334-335.
161. Таминье Ж. Платоновские корни хайдеггеровской политической мысли[Текст] / Ж. Таминье //Ежегодник по феноменологической философии. 2008 [1]. - М.: Российский государственный гуманитарный университет. -2008.-С. 161-189.
162. Тарасова О. И. Мыслящая сущность, открытая бытию и феномен понимания [Текст] / О. И. Тарасова // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 2. -Новосибирск: Параллель, 2009. - С. 83-84.
163. Траксель Т. А. Эгология как утверждающий принцип бытия в феноменологии Гуссерля [Текст] / Т. А. Траксель // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 2. -Новосибирск: Параллель, 2009. - С. 85.
164. Туровский М. Б. Феноменологическая концепция культуры [Текст] М. Б. Туровский/ЛГуровский М. Б. Философские основания культурологи. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. - С. 386-410.
165. Тэйлор Ч. Вовлеченное участие и фон у Хайдеггера//Мартин Хайдеггер: Сб. статей. СПб.: РХГИ, 2004. - С. 302-322.
166. Фалев Е. В. Роль феноменологии Гуссерля в становлении герменевтики Хайдеггера//Вестник Московского университета. Серия 7 (философия). - 2000. - № 5. С. 48-62.
167. Феноменология и ее роль в современной философии (Материалы «круглого стола»)//Вопросы философии. - 1988. - № 12. - С. 43-84.
168. Феноменология искусства: Щор1чник Украшьского феноменолопчного товариства, 2002-2003. - К.: ППС - 2002, 2005. - 170 с.
169. Философия культуры. Становление и развитие. - СПб.: Издательство «Лань», 1998. -488 с.
170. Финк О. Оперативные понятия феноменологии Гуссерля [Текст] / О. Финк //Ежегодник по феноменологической философии. 2008 [1]. - М.: Российский государственный гуманитарный университет. - 2008. -С.361-380.
171. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - М.: Издательство «Наука», 1989. - 576 с.
172. Фролов А. В. Трансцендентальный горизонт и границы жизненного мира[Текст] А. В. Фролов // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 2. - Новосибирск: Параллель, 2009.-С. 86.
173. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Избр. статьи позд. периода творчества. - М.: Высш. шк., 1991. - 192 с.
174. Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных в Касселе (1925)//Вопросы философии. - 1995. - № 11. - С. 119-145.
175. Хайдеггер М. Бытие и время. - Харьков: «Фолио», 2003. - 512 с.
176. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. -М.: Республика, 1993.-447 с.
177. Хайдеггер М. Что такое философия?//Путь в философию. Антология. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. - С. 145158.
178. Хайдеггер M. Пролегомены к истории понятия времени. - Томск: Издательство «Водолей», 1998. - 378 с.
179. Хайдеггер М. Положение об основании. Статьи и фрагменты. -СПб.: Лаборатория метаф. исслед. фил. фак-та СПбГУ; Алетейа, 2000. -290 с.
180. Хельд К. Подлинная экзистенция и политический мир//Вопросы
1 ППТ ЛСч Л гч О AQ ijji'u.njvuCjjJ'iia. — îyy / . - Jin t. — jo-Чу.
181. Хельд К. Хайдеггер и принцип феноменологии[Текст] / К. Хельд //Ежегодник по феноменологической философии. 2008[1]. - М.: Российский государственный гуманитарный университет. - 2008. -С. 190-220.
182. Херрманн Ф.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля: Сб. - Мн.: Пропилеи, 2000. - 192 с.
183. Херрманн Ф.-В. фон. «Бытие и время» и Dasein[TeKCT] / Ф.-В. фон Херрманн //Ежегодник по феноменологической философии. 2008[1]. -М.: Российский государственный гуманитарный университет. - 2008. -С.221-236.
184. Холл X. Интенциональность и мир - 1 раздел «Бытия и времени»//Мартин Хайдеггер: Сб. статей. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 253274.
185. Хоу Д. К. Хайдеггер и герменевтический поворот//Мартин Хайдеггер: Сб. статей. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 275-301.
186. Черняева А. С. Понимание как основа «респонзивной» рациональности [Текст] / А. С. Черняева // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 2. -Новосибирск: Параллель, 2009. - С. 86-87.
187. Черняков А. Г. Черный квадрат. О книге Н. В. Мотрошиловой «Идеи 1» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию»//Вопросы философии. - 2004. - № 2. - С. 160-176.
188. Черняков А. Г. В поисках основания онтологии: субъект или ипостась? [Текст] / А. Г. Черняков //Ежегодник по феноменологической 1 философии. 2008[1]. - М.: Российский государственный гуманитарный университет. - 2008. - С.237-261.
189. Шелер М. Избранные произведения. - М.: Гнозис, 1994. - 413 с.
190. Шкуратов И. Н. Феномен настроения: пути к осмыслению[Текст] / И. Н. Шкуратов //Ежегодник по феноменологической философии. 2008[1]. — М.: Российский государственный гуманитарный университет. -
2008. - С.293-316.
191. Шпет Г. Г. Явление и смысл. - Томск: Издательство «Водолей», 1996. - 192 с.
192. Щербакова JI. В. Категория жизненного мира в философии Э. Гуссерля [Текст] / J1. В. Щербакова // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 2. -Новосибирск: Параллель, 2009. - С. 87-88.
193. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Издательство МГУ, 1994. -144 с.
194. Элиаде М. Аспекты мифа. - М. : «Инвест-ППП», СТ «ППП», 1996. -240 с.
195. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1996.-288 с.
196. Эннс И. А. Методологические особенности анализа проблемы интерсубъективности в философии XX в.//Труды Всероссийского семинара молодых ученых им. П. В. Копнина (Сессия 2): Труды Томского государственного университета. - Т. 268. - Сер. Философская. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. - С. 189-193.
197. Эннс И. А. Проблема интерсубъективности в философии Р. Декарта[Текст] / И. А. Энс // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 2. - Новосибирск: Параллель,
2009.-С. 56-57.
198. Юшманова Т. Н. Герменевтика: искусство переживания культуры//Шпет Г. Г. / СотргеЬепзю. Вторые Шпетовские чтения «Творческое наследие Г. Г. Шпета и современные философские проблемы». - Томск: Издательство «Водолей», 1997. - С. 98- 102.
199. Ямпольская А. В. Дискуссия о гуманизме: Сартр, Хайдеггер, Левинас[Текст] / А. В. Ямпольская //Ежегодник по феноменологической философии. 2008[1]. — М.: Россииский государственный гуманитарный университет. - 2008. - С.317-340.
200. Ярош Л. Опыт Другого как фактор преодоления солипсизма в феноменологии Э. Гуссерля//Феноменология искусства: Щор1чник Украшського феноменолопчного товариства, 2002-2003. - К.: ППС -2002, 2005.-С. 142-148.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.