Трансгрессия в авангардном искусстве XX - начала XXI веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Шлыкова, Светлана Петровна

  • Шлыкова, Светлана Петровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Саратов
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 231
Шлыкова, Светлана Петровна. Трансгрессия в авангардном искусстве XX - начала XXI веков: дис. кандидат наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. Саратов. 2013. 231 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шлыкова, Светлана Петровна

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Гл. I ТРАНСГРЕССИЯ КАК КОНЦЕПТ ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ

МЫСЛИ XX ВЕКА

1.1. Трансгрессия как постмодернистский трансцензус к Иному

1.2. Культурный вызов трансгрессии в авангардном искусстве 34 Гл. II ТРАНСГРЕССИВНЫЕ СТРАТЕГИИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРАКТИКАХ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ 5

2.1. Деконструкция христологического аспекта

в искусстве постмодерна

2.2. Инверсия образных воплощений женского начала

в искусстве XX века

2.3. Трансгрессивная интерпретация образа Саломеи

в постмодернистской танатографии эроса

2.4. Транс-формация телесности в трансгрессивных практиках современного искусства 144 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159 БИБЛИОГРАФИЯ 165 ПРИЛОЖЕНИЕ I 185 ПРИЛОЖЕНИЕ II 213 ПРИЛОЖЕНИЕ III 221 ПРИЛОЖЕНИЕ IV

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансгрессия в авангардном искусстве XX - начала XXI веков»

Введение

Актуальность исследования. Культурное мышление XX века, и особенно его второй половины, кардинальным образом изменило пространство художественного универсума, исследуя которое нельзя не соприкоснуться с феноменом трансгрессивного искусства как его существенного элемента. Термин «трансгрессия», изначально появившийся в среде сюрреалистов и обозначавший решительный выход художника, литератора, мыслителя за рамки разрешённых норм, вошел вскоре в философский инструментарий и был наиболее полно разработан Ж. Батаем, Ж. Делёзом, М. Бланшо, М. Фуко. Трансгрессия (греч. trans - сквозь, через; gress - движение) - термин неклассического философствования, буквально означающий «выход за пределы», своего рода опыт предела. Специфической чертой трансгрессии выступает нарушение запрета, когда некий предел в силу своей табуированности в той или иной культурной традиции мыслимый в качестве непереходимого, сознательно преступается.

Трансгрессивные явления наиболее наглядно проявили себя в авангардном искусстве, своеобразие которого заключалось не только в чертах необычности и непривычности, скандальности и эпатажности, но и в том, что эта новая фаза художественного творчества подвергла ревизии все предшествующие представления о возможностях и предназначении искусства. Более того, искусство второй половины XX в. кардинальным образом трансформировало представление о смыслообразующих основаниях человеческого бытия, аккумулировав саморазрушительные импульсы культуры. Это не могло не породить резкого неприятия нового искусства и сопутствующего ему непонимания. Однако однозначная негативная реакция не продуктивна: она не приближает нас к истине. Реальное присутствие трансгрессивных феноменов в художественных практиках XX века настоятельно требует их серьёзного

осмысления, выявления их внутренней, глубинной направленности, скрытой за эпатажной самопрезентацией. Основательное научное исследование феномена трансгрессии - не только с позиций узко искусствоведческого анализа, но и в более широком - социокультурном аспекте позволит углубить представления о сущности и специфике современного искусства, его социальной роли.

Степень разработанности проблемы.

Понятие трансгрессии, отражённое в трудах Ж. Батая («Запрет и трансгрессия», «История эротизма», «Проклятая часть», «Внутренний опыт», «Литература и зло» и др.), в последние десятилетия прочно закрепилось не только в философском дискурсе, но и широко вошло в терминологический багаж различных наук. Однако искусствоведение пока ещё не использовало его методологические возможности. Исследование феноменов современного искусства, имеющее уже достаточно серьёзную традицию, концептуально выражено в понятиях «модернизм», «постмодернизм» и «авангард». Теоретическое осмысление этих базовых для данного диссертационного исследования дефиниций осуществлено в монографиях И.П. Ильина «Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм» и «Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа», являющихся первым в отечественной науке опытом обобщения комплекса постмодернистских идей как законченной системы художественного мировоззрения. В коллективном труде «Авангард в культуре XX века (1900-1930): Теория. История. Поэтика» представлен первый в отечественной науке опыт системного исследования исторического авангарда. Кроме того, искусствоведческий анализ опирается на исследования отечественных и зарубежных культурологов (X. Ортега-и-Гассет, П. Козловски, Р. Арнхейм, О. Кривцун, Б. Виппер, М. Каган, С. Батракова, Н. Бунтман, С. Зенкин, О. Тимофеев, С. Фокин, Г. Тульчинский, А. Маков, А. Рожин, В. Руднев и др.).

Деструктивные явления в современном искусстве рассматриваются А. Якимовичем в работах «Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: от импрессионизма до классического авангарда», «Искусство непослушания. О художественном процессе Нового времени», «Магическая вселенная. Очерки по искусству, философии и литературе XX века». Определённый вклад в изучение данной темы вносит диссертационное исследование В.В. Гу-саченко «Трансгрессии модерна», в котором рассматриваются статус и возможности трансгрессии как социального явления в условиях постмодерна. Феномен трансгрессии в той или иной мере отражён в работах современных отечественных исследователей В.А. Подороги, С.А. Азаренко, А .Я. Сарны, М.А. Можейко.

Особую ценность представляют работы, посвященные отдельным направлениям трансгрессивной мысли, наиболее часто востребованным современным искусством. Так, в сборнике статей «Танатография Эроса. Жорж Батай и французская мысль середины XX века», куда вошли работы Ж. Ба-тая, А. Бретона, Ж.-П. Сартра, Г. Марселя, М. Бланшо, Р. Барта, Ю. Кристе-вой, М. Фуко и других авторов, разрабатывается проблематика саморазрушительного эротического опыта. В работах Ж.-Jl. Нанси «Corpus», Ж. Ле Гоффа и Н. Трюона «История тела в средние века», Г. Тульчинского «Слово и тело постмодерна», В. Подороги «Феноменология тела. Введение в философскую антропологию», И.М. Быховской «Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность» представлен анализ телесности. Среди авторов, оказавших значительное влияние на понимание телесности как культурной универсалии, следует отметить Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартра, 3. Фрейда и Ж. Лакана, представителей сюрреализма Ж. Батая, А. Арто и французского постструктурализма Р. Барта, М. Фуко, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Ж. Бодрийяра.

Анализ кинематографических произведений во многом опирается на

труды, посвященные теоретическому исследованию кино: В. Беньямин

5

«Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», Ж. Садуль «Всеобщая история кино», Л. Айснер «Демонический экран», А. Базен «Что такое кино?», JI. Муссинак «Рождение кино», 3. Кракауэр «Природа фильма. Реабилитация физической реальности», Ю. Лотман «Семиотика кино и проблемы киноэстетики», Ю. Лотман, Ю. Цивьян «Диалог с экраном», Ж. Делёз «Кино», Р. Барт «Система Моды. Статьи по семиотике культуры», К. Метц «Воображаемое означающее. Психоанализ и кино», М. Ям-польский «Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф» и «Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии, Н. Агафонова «Общая теория кино и основы анализа фильма», В. Руднев «Психология кино». Вопросы авторского кино рассматривались в следующих работах: Н. Самутина «Репрезентация европейского культурного сознания в кинематографе последней трети XX века», «Авторский интеллектуальный кинематограф как европейская идея», М. Воденко «Взаимодействие героя и пространства в современной кинодраматургии», Л. Козлов «Воздействие искусства и искусство воздействия», С. Пензин «Кино в системе искусства. Проблема автора и героя», Д. Десятерик «Артхаус».

Основная идея данного исследования состоит в постулировании концепта трансгрессии как наиболее адекватной теоретической модели интерпретации явлений современного авангардного искусства.

Объектом исследования является авангардное искусство XX - начала XXI века.

Предметом исследования выступают феномены трансгрессии в авангардном искусстве XX - начала XXI века.

Материалом исследования стали произведения изобразительного искусства, которые были представлены на российских выставках, проходивших с 2003 по 2013 гг. (А. Косолапое «Реклама Макдональдса» и «Реклама CocaCola», А. Савко «Из серии путешествия Микки Мауса по истории искусства»,

А. Дорохов «В начале было слово», В. Бахчанян «Без названия», Д. Херст

6

«The Holy Trinity»), киноискусства (арт-хаусные фильмы «Двойная жизнь Вероники» Кшиштофа Кеслёвского, «Антихрист» Ларса фон Триера, «Ночной портье» Лилианы Кавани, анимационно-игровые картины Я. Шванкмай-ера), а также другие феномены современного авангардного искусства (видеоинсталляция М. Уоллингера «Via Dolorosa» и др.).

Целыо исследования является выявление смысловой направленности феноменов трансгрессивного искусства.

Поставленной целью определяются основные задачи исследования:

1. Осуществить экстраполяцию философского концепта трансгрессии на область художественных явлений;

2. Выявить социокультурные основания трансгрессии в искусстве;

3. Обозначить основные направления трансгрессивного искусства XX - начала XXI веков, внутри которых зародился трансгрессивный жест;

4. Проанализировать художественные практики трансгрессивного искусства с точки зрения соотношения в них деструктивной направленности и конструктивного потенциала.

Методология исследования. Основным методом исследования является феноменологический, направленный на выявление смыслового уровня художественных феноменов. В работе осуществляется социокультурный подход к исследованию трансгрессивных явлений искусства. Искусствоведческий анализ произведений опирается на теоретическую разработку концепта трансгрессии в философии постмодернизма, представленную в трудах Ж. Батая, Ж. Делёза, М. Фуко, М. Бланшо и др. На концепцию данного исследования во многом влияет понимание сущности и направленности авангардного искусства М. Эпштейна, изложенное в работах «Вера и образ. Религиозное бессознательное в русской культуре XX века», «Искусство авангарда и религиозное сознание».

Научная новизна исследования определяется самим объектом изучения - феноменом трансгрессии в искусстве XX века, его недостаточной разработанностью в искусствоведении - и заключается в следующем:

1. Осуществлена экстраполяция философского концепта трансгрессии на область художественных явлений и интериоризация термина «трансгрессия» в аппарат искусствоведческого исследования;

2. Выявлены истоки трансгрессивных явлений в современном авангардном искусстве;

3. Обозначены основные стратегии трансгрессивного искусства;

4. Определено соотношение деструктивной направленности и позитивного потенциала в произведениях трансгрессивного искусства.

Положения, выносимые на защиту:

1. Трансгрессия в авангардном искусстве XX - начала XXI вв. представляет собой один из существенных феноменов, выражающих кризисный, переломный характер современной социокультурной ситуации. Понятие трансгрессии является наиболее адекватным методологическим инструментом для описания и объяснения феноменов авангардного искусства;

2. Предпосылкой возникновения трансгрессивных явлений в искусстве стала характерная для ситуации антропологического кризиса и свойственного ей поиска новой идентичности девальвация традиционных ценностей и трансформация представлений о смыслообразующих основаниях человеческого бытия;

3. Трансгрессивная направленность наиболее отчётливо выражена в таких предметных областях авангардного искусства, как религиозная тематика; художественное воплощение образов женщины - матери, любви и смерти, телесности;

4. Трансгрессивные практики в искусстве XX - начала XXI вв. обнаруживают преобладание деструктивных стратегий, выразившихся в деконструкции христологического аспекта и смещении акцентов с сакрального на

профанное; в инверсии образных воплощений женского начала, акцентирующих стихийные, досоциальные стороны архетипа матери; в преобразовании извечных тем любви и смерти в танатографию эроса; в трансформировании образного строя телесности в направлении его деконструкции.

Теоретическая значимость и практическая ценность работы.

Теоретическое значение диссертационного исследования состоит в расширении проблемного поля искусствоведческого анализа посредством включения понятия трансгрессии в теоретический аппарат искусствоведения, в результате которого могут быть по-новому осмыслены деструктивные аспекты современного искусства, более чётко артикулированы его смысл и направленность. Предложенный вектор исследования наметил стратегии и предметные области трансгрессивного искусства, что представляет интерес не только для искусствоведения, но и для других гуманитарных дисциплин в плане понимания и восприятия провокативного произведения искусства. Полученные выводы важны для понимания феноменов современного искусства и могут быть использованы в процессе преподавания искусствоведческих дисциплин, особенно курсов, посвященных авангардному искусству.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры гуманитарных дисциплин Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова.

Материалы и результаты диссертационного исследования нашли отражение в 19 публикациях автора общим объёмом 15,2 п. л., а также были представлены в форме докладов на международных и всероссийских научно-практических конференциях: V, VI Всероссийские научно-практические конференции студентов и аспирантов (Саратов, 2006, 2008); Всероссийская научно-практическая конференция «Художественное образование: преемственность и новаторство» (Саратов, 2008); Всероссийские научные чтения, посвящённые Б.Л. Яворскому (Саратов, 2010); Всероссийские научно-

практические конференции аспирантов «Исследования молодых учёных»

9

(Саратов, 2009, 2011, 2012); Межвузовская научная конференция «Философские проблемы художественного творчества» (Саратов, 2007); Всероссийская научно-практическая конференция «Гуманитарное образование в художественном вузе» (Саратов, 2013); II Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы культуры и искусства: история и тенденции развития» (Красноярск, 2013); Международная научно-практическая конференция «Художественное произведение в современной культуре: творчество - исполнительство - гуманитарное знание» (Челябинск, 2013); XXV Международная научно-практическая конференция «Инновации в науке» (Новосибирск, 2013), XXIX Международная научно-практическая конференция «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Новосибирск, 2013), XVII Международная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Москва, 2013).

Структура диссертации состоит из Введения, двух глав, включающих 6 параграфов, Заключения, Библиографического списка и Приложений, содержащих репродукции произведений трансгрессивного искусства.

Гл. I ТРАНСГРЕССИЯ КАК КОНЦЕПТ ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XX ВЕКА

1.1. Трансгрессия как постмодернистский трансцензус к Иному

Термин «трансгрессия» прочно зафиксирован в тезаурусе постмодернизма1, но, несмотря на это, остается до сих пор своего рода «номадическим концептом», который, по мнению современных исследователей данного явления, невозможно строго определить в рамках философских дисциплин, культурологии и искусства. Во «Всемирной энциклопедии» читаем следующее определение: «Трансгрессия - одно из ключевых понятий постмодернизма, фиксирующее феномен перехода непроходимой границы, и прежде всего - границы между возможным и невозможным» [57, с.788]. Согласно концепции трансгрессии, разработанной теоретиками постмодерна Ж. Батаем, М. Фуко, М. Бланшо и др., социум ставит ограничения перед индивидуумом узостью уже изведанного, заданного человечеству алгоритма бытия, который замыкает его «Я» в шаблонных рамках, границах, закрывая перед ним возможность новых познаний и нового опыта. И только трансгрессия выступает как возможность выхода за пределы заданного, познанного, шаблонного, разрушающая устоявшиеся системы ценностей, по-иному трактующая ряд устойчивых мифологем и понятий, выработанных человечеством. Трансгрессия маркирует устремленность современной философской мысли к уходу от тотального трансцендирования классической философии в

1 Заметим, что первым этот термин употребил Гегель, очертив предел: «Подобно тому как искусство имеет в лице природы и конечных областей жизни предшествующую ему ступень, так оно имеет и последующую ступень, то есть сферу, которая в свою очередь выходит за пределы его способа понимания и изображения абсолютного. Ибо искусство в самом себе имеет ограничивающий его предел и переходит поэтому в высшие формы сознания... С прогрессом образования у каждого народа наступает время, когда искусство указывает на нечто выходящее за его предел!.!. Так, например, исторические элементы христианства, явление Христа, его жизнь и смерть дали искусству, преимущественно живописи, многообразные возможности развития, и сама церковь покровительствовала искусству или по крайней мере предоставляла ему свободу. Но когда влечение к знанию и исследованию и потребность во внутренней духовности вызвали реформацию, религиозное представление порвало связь с чувственной стихией и получило характер внутренней жизни сердца и ума» [59, с.63].

отношении субъекта, к выходу за границы его познания и сознания, что дает возможность определения иных знаний и устремлений мышления.

Итак, трансгрессия как философский дискурс - это стратегия выхода за пределы познанного, о-пределения Иного знания, что в конечном итоге создает новый предел, который также нарушается последующим ходом развития. Философы постмодернизма, начиная с Батая, связывали трансгрессию с провокативными, радикальными художественными устремлениями XX века. Трансгрессия - одна из основных ментальных стратегий и практик радикального крыла авангардного искусства прошлого века, перешедшая и в новое тысячелетие, которая здесь знаменует не только новую форму, но и новое содержание художественного универсума.

Во всей истории эволюционного развития искусства при смене эпох и стилей не просто одни формы сменялись новыми, а происходили, пользуясь терминологией Г. Вёльфлина [54], постоянные перетекания тектонических и конструктивных формообразований в атектонические и деструктивные. Но XX в. продемонстрировал коренные изменения и в истории человеческой общности, и в формообразных претворениях его творческой потенции, что в итоге привело к демаркации художественного потенциала человечества, подведя к абсолютному расхождению с классическими традиционными ценностными приоритетами искусства. Антропологический кризис усугубился окончательной обреченностью веры в разумно-рациональное мировидение человеческого общества. Новое видение художника потребовало создание и новых форм художественного высказывания, что далеко не всегда получало отклик у зрителя.

Прежде чем перейти к рассмотрению оснований трансгрессивного искусства, очертим вектор теоретического осмысления данного феномена в философии. Наиболее четкое понимание явлений трансгрессии в середине прошлого века выдвинул в своих работах Жорж Батай, который понимал под

ними радикальное преодоление социальных запретов. Первые попытки

12

осмысления явлений трансгрессии были предприняты Батаем в Коллеже Социологии. Здесь собирались наиболее передовые, свободомыслящие интеллектуалы с 1937 по 1939 гг. В дальнейшем теоретическое обоснование трансгрессии как концепта завершилось на страницах журнала «Ацефал». Затем философ воплотил свои представления о трансгрессии в работах «Внутренний опыт» (1943), «Литература и Зло» (1957), «Эротика» (1957), в которых осмыслил «гетерогенный» поворот в культуре, при котором описанные им аспекты человеческого внутреннего «Я» вступают в полное противоречие с разумностью, заданной определенностью бытия, предпочитая экстаз, разрушение и эксцессы, выводящие индивида за рамки «нормального» существование в социуме. Батай делает акцент на необходимости и возможности преодоления социальных табу, культурных традиций, моральных запретов, с философской и литературной позиции описывая возможность их нарушения лишь в условиях приобретения опыта «абсолютной негативности» (исступления, экстаза, безумия, абсурда, смерти). Именно в русле подобной контек-стуальности становится понятным заимствованное у Гегеля понятие «трансгрессии», в прочтении которой мыслитель вкладывает свое представление о несогласованности между устойчивыми алгоритмами «общественного договора», т.е. между определенными понятиями и образами культурного нарра-тива, и естественным, априори заданным каждому субъекту стремлением к индивидуальной свободе, собственной суверенности, которая не может быть реализована в существующих пределах социума с его устремленностью к ограничению.

Первоначально в трактовку трансгрессии Ж. Батай («Эротизм», 1950) вкладывал относительно узконаправленное понимание преодоления границ социально допустимого, легитимно заданного как нарушения сексуальных регуляторов, но вскоре он расширил ее до онтологического осмысления, где уже сам феномен жизни представал не событием эволюционного совершенствования, а, напротив, результатом энтропийного, хаотичного разрушения,

13

хаотизации, разброса и растраты казавшихся стойкими, упорядоченными социально значимых структурных единиц миропорядка, выхода за рамки социальной нормы. Все это представляется актуальным для описания трансгрессивных тенденций в авангардном искусстве. По мнению Батая, «трансгрессия всегда осуществлялась в чрезвычайных формах: таковы формы поэзии, музыки, танца, трагедии или живописи» [14].

Батай, таким образом, представил первую теоретико-философскую систему, в которой он обратился к значимым для культурного процесса современности вопросам деструкции, которая определила феномены энтропии как предчувствия появления культуры Иного, культуры вызова наличному бытию человечества1. Действительно, исследуя парадигмальную устремленность культуры XX века к иному, как к тексту культуры, так и к его прочтению, нельзя проигнорировать иную эстетическую, или точнее — антиэстетическую, позицию трансгрессивного искусства, сложившегося в рамках культурного целого. Согласно Батаю, подлинное искусство ввергает в водоворот сомнения все существующие прежде законы классического искусства, отмеченные рассудочностью, гармонией и законопослушностью.

Но на определенном этапе это сомнение и противоречие основным правилам социума привело к весьма узконаправленному видению, в результате которого термин «трансгрессия» стал рассматриваться исследователями в отношении преступания социальных запретов, отступления от табу, прежде всего, в сексуальном отношении. (В литературе это нашло отражение в таких

1 Понимание сущности Иного в данном исследовании рассматривается с точки зрения его номадич-ности, концегщионная суть которого определяется его апофатичностыо - непознаваемостью, принципиальной невыразимостью.

Как противофазу логосу классической философии постмодернизм выдвинул концепт Иного. Логос как выражение устойчивой закономерности, структуры бытия перестал удовлетворять постмодернистскую мысль, которая противопоставила логосу - иное, более неопределенное понятие.

Кроме того, Иное рассматривается в работе как референция трансгрессии, а не как постмодернистская рефлексия, т.е. в контексте понимания трансгрессии как выхода за пределы традиционного понятия, в результате чего открывается возможность его иного прочтения. При этом исключаем существующую возможность прочтения иного в бинарной паре с философским понятием мсон. Меон как небытие, несуществующее, по сути, противостоит, противоположно пределу, выход за который не подразумевает не-сущее, а именно сущее, но принципиально иное.1

произведениях, как «Лолита» (1955) В.Набокова, «Homo Фабер» (1957) М. Фриша, «Черный принц» (1973) А. Мёрдок и др.). Многие современные исследователи также рассматривают трансгрессию, в первую очередь, как опыт-предел сексуального. Думается, что здесь дискурс должен быть шире: трансгрессия - это общечеловеческая потребность шагнуть за предел. На сегодняшний день можно зафиксировать область исследования трансгрессивных направлений в постклассической философии. В неё, помимо сексуальности, были вовлечены следующие, ставшие актуальными и концептуальными для постмодерна темы, на которые была апплицирована идея трансгрессии: смерть, абсурд, безумие, телесность.

Термин «трансгрессия» имеет еще одно трактование, в котором он изначально появился в среде сюрреалистов - «решительный выход художника, литератора, мыслителя за рамки разрешенных норм» (А. Якимович). Естественным образом встает вопрос - что есть норма и есть ли она вообще в искусстве? В переводе с латыни «norma» - правило, предписание, образец. Словари дают следующие определения норме: «общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях; образец или пример» (Даль); «установленная мера, средняя величина чего-то» (Ожегов). Таким образом, можно заключить, что норма или культурный канон представляют собой некий категориальный спектр, определяющий достаточно условный разброс детерминированных той или иной эпохой художественных целей и задач, которые доминируют в искусстве на определенном витке его развития. Подобные нормы можно определить как безусловно значимые для создания границ и мышления, и творчества в обществе, фиксирующие растущее о-сознаиие индивида. При этом установившиеся канон или норма приобретают негативное наполнение, участвуя вольно или невольно в угнетении сознания человека, его индивидуальных характеристик и устремлений. Действительно, «когда-то культура воздвигла против деструктивных сил хаоса грандиозный бастион из

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шлыкова, Светлана Петровна, 2013 год

Библиографический список

1. Авангард в культуре XX века (1900-1930 гг.): Теория. История. Практика. Поэтика [Текст]: В 2 кн / под ред. Ю.Н. Гирина. - М.: ИМЛИ РАН,

2010.-600 с. Кн. 1.-2010.-600 с.

2. Агафонова Н. Общая теория кино и основы анализа фильма [Текст] / Н. Агафонова. - Минск: «Тесей», 2008. - 392 с.

3. Адорно ТВ. Избранное: Социология музыки [Текст] / Т. Адорно. - М.; СПб.: Университетская книга, 1998. -445 с.

4. Адорно Т.В. Негативная диалектика [Текст] / Т. Адорно. - М.: Научный мир, 2003.-374 с.

5. Айснер JI. Демонический экран [Текст] / Л. Айснер / Пер. К. Тимофеевой. - Изд-во Rosebud Publishing, Пост Модерн Текнолоджи, 2010. - 256 с.

6. Андреев Д.Л. Русские боги: Стихотворения и поэмы [Текст] / Д.Л. Андреев / Сост. A.A. Андреева. - М., 1989.

7. Андреев JT.H. Иуда Искариот [Текст] / Л.Н. Андреев // Собр. соч.: В 6 тт. Т.2. Рассказы; Пьесы. 1904-1907. - М.: Худож. лит., 1990. - 559 с.

8. Аполлинер Г. О живописи [Текст] / Г. Аполлинер // Пространство другими словами. Французские поэты XX века об образе в искусстве. - СПб., 2005.

9. Арган Дж. К. Современное искусство [Текст] / Дж.К. Арган. - М.: Искусство, 1999.-754 с.

10.Ареалов В.Г. Западное искусствознание XX века [Текст] / В.Г. Ареалов. -М.: Академ, проект; Традиция, 2005. - 864 с.

И.Базен А. Что такое кино? [Текст] / А. Базен / Пер. с франц. В. Божовича, Я. Эпштейн: Сб. статей. - М.: Искусство, 1972. - 380 с.

И.Балаш Б. Кино: становление и сущность нового искусства [Текст] / Б. Ба-лаш.-М., 1986.

\Ъ.Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры [Текст] / Р. Барт / Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. - М.: изд-во им. Сабашниковых, 2003.-512 с.

14.Батай Ж. Запрет и трансгрессия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vispir.narod.ru/bataj2.htm

15.Батай Ж. Из «Слез Эроса» [Текст] / Ж. Батай // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. - СПб.: Мифрил, 1994.

Хв.Батай Ж. История глаза [Текст] / Ж. Батай // Арагон Л., Батай Ж., Луис П., Жене Ж. Четыре шага в бреду: Французская маргинальная проза первой половины XX в.: сб. / Пер., сост. и предисл. М. Климовой и В. Кондратовича. Изд. 2-е, испр. - СПб.: Гуманитарная Академия, 2002.

17.Батай Ж. История эротизма [Текст] / Ж. Батай / Пер. с фр. Б. Скуратова, под ред. К. Голубович и О. Тимофеевой. - М.: Логос, Европейские издания, 2007.-200 с.

\%.Батай Ж. Проклятая часть: Сакральная социология [Текст] / Ж. Батай / Пер. с фр., сост. С.Н. Зенкин. -М.: Изд-во «Ладомир», 2006, - 742 с.

19.Батракова С.П. Художник XX века и язык живописи: От Сезанна к Пикассо. [Текст] / С.П. Батракова. - М., 1996.

20.Башляр Г. Земля и грезы о покое [Текст] / Г. Башляр / Пер. с франц. Б.М. Скуратова. - М., 2001.

21 .Белага Н. Поцелуй Саломеи. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dubnapress.ru/music

22.Белый А. Между двух революций» [Текст] / А. Белый. - М., 1990.

23.Белый А. На рубеже двух столетий. [Текст] / А. Белый. - М.. 1989.

24.Белый А. Начало века. [Текст] / А. Белый. - М., 1990.

25.Бенуа А. Врубель [Текст] / А. Бенуа // «Мир искусства», 1903, Т.Х, № 1011.

26.Беньямгш В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» [Текст] / В. Беньямин / Пред., сост., пер. и прим. С.А. Ромаш-ко. - М.: «Медиум», 1996. - 242 с.

27.Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского [Текст] / Н. Бердяев. - Прага, 1923.

28.Бердяев H.A. Кризис искусства [Текст] / Н. Бердяев. - М.: СП Интерпринт, 1990. Репр. изд.: М.: Изд. Г.А. Лемана и С.И. Сахарова, 1918.

29.Бердяев H.A. Русский духовный ренессанс начала XX в. и журнал «Путь» [Текст] / Н. Бердяев // Философия творчества, культуры и искусства. - М., 1994.

30.Бердяев H.A. Самопознание [Текст] / Н. Бердяев. - М., 1991.

3Х.Бердяев H.A. Смысл творчества. Опыт оправдания человека [Текст] / Н. Бердяев // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х тт. - Т. 1.-М.: Искусство, 1994.

32.Бердяев H.A. Ставрогин [Текст] / Н. Бердяев // «Русская мысль», 1914, №5.

ЪЪ.Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря [Текст] / Н. Бердяев / сост. П.А. Алексеева. - М.: Республика, 1995. - 383 с.

ЪА.Бессонов О. Художественный авангард как феномен культуры. Философ-ско-эстетический анализ [Текст] / О. Бессонов: Автореферат канд. дис. -М., 1997.

ЪЪ.Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры [Текст] / П.М. Бицил-ли. - СПб., 1996.

36.Бланшо М. Литература и право на смерть [Текст] / М. Бланшо / Пер. Д. Кротовой // Бланшо М., Зомбарт В., Канетти Э. Тень парфюмера. - М.: Алгоритм, 2007.-288 с.

37.Бланшо М. Неописуемое сообщество [Текст] / М. Бланшо / пер. Ю. Стефа-нова // Бланшо М., Зомбарт В., Канетти Э. Тень парфюмера. - М.: Алгоритм, 2007.-288 с.

38.БлокА. Собр. соч. [Текст] / А. Блок: В 6 т. Л., 1982. Т.5.

167

39.Блок А. Собр. соч. [Текст] / А. Блок: В 6 т. Л., 1983. Т.6.

40.Бодргшяр Ж. Поп-арт: искусство общества потребления? [Текст] / Ж. Бод-рийяр // Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Культурная революция; Республика, 2006, с. 150-158.

41 .Бондарепко Е.А. Путешествие в мир кино [Текст] / Е.А. Бондаренко. - М., ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 255 с.

42.Бордвелл Д., Томпсон К. Искусство кино: введение [Текст] / Д. Бордвелл, К. Томпсон. - The McGraw-Hill Companies, 2008. - 506 с.

43.Борхес X.JI. Три версии предательства Иуды [Текст] / Х.Л. Борхес // Письмена Бога / Пер. Ю.Н. Стефанов. - М.: Изд.-во Республика, 1994.

44.Булгаков С. Прот. Иуда Искариот - Апостол Предатель [Текст] / С. Булгаков // Путь. - Париж, 1931. №27.

45.Булгаков С.Н. Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vehi.net/bulgakov/karamaz.html

46.Булгаков С.Н. Труп красоты. По поводу картин Пикассо [Текст] / С. Булгаков // Соч. в 2 тт. - (Серия «Из истории отечественной философской мысли»). - Т. 2; Избранные статьи / сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. И.Б. Родянской. - М., 1993. - 752 с.

47.Буптмап Н.В. Нарушение границ: возможное и невозможное // Ж. Батай Литература и зло. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/batai/intro.php

АЪ.Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы [Текст] / В.В. Бычков. - М.: Ладомир, 1995.

49.Бычков В.В. Икона и русский авангард начала XX века [Текст] / В.В. Бычков // Книга неклассической эстетики. - М.: ИФ РАН, 1998. С. 58-75.

50.Бюргер П. Авангард как отрицание автономии искусства // Теория авангарда, 1974 / Пер. с нем. А. Фоменко. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://artl .ru/art/avangard-kak-otricanie-avtonomii-iskusstva/

168

51 .Ваджра А. Эстетика национал-социализма и изобразительное искусство. III рейха. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://andreyvadjra.livejournal.com/141503.html

52.Ван Гог В. Письма к брату Тео. 1877-1881 годы. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://vangogh-world.ru/lettersl877-16.php.

53.Вейдле В. Умирание искусства [Текст] В. Вейдле / Сост. и авт. поел. В. Толмачёв. -М.: Республика, 2001. - 447.

5А.Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве [Текст] / Г. Вёльфлин. - СПб., 1994.

55.Волошин М. Некто в сером [Текст] / М. Волошин // Лики творчества. - Л.: Наука, 1988.

56.Врубель М. Переписка. Воспоминание о художнике [Текст] / М Врубель. -Л.;М., 1963.

57.Всемирная энциклопедия: Философия XX век [Текст] / Гл. науч. ред. и сост. A.A. Грицанов. - М.: ACT, Мн.: Харвест, Соврем, литератор, 2002. -976 с.

5%.Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века [Текст] / П.П. Гайденко. - М., 2001.

59.Гегель Г.В.Ф. Эстетика [Текст] / Г.В.Ф. Гегель / Под ред. и с пред. М. Лифгаица; пер. Б.Г. Столпнер и др.: В 4-х томах. 1968-1973. Т.1. - М.: Издательство «Искусство», 1968. - 330 с.

60.Гилинский Я.И. Творчество: норма или отклонение? [Текст] / Я.И. Гилин-ский // Социс, 1990. №2.

бХ.Гнрин Ю.Н. Проблема авангарда: содержание, границы, понятийный аппарат [Текст] / Ю.Н. Гирин // Авангард в культуре XX века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю.Н. Гирина. - М.: ИМЛИ РАН, 2010.

62.Глез А., Меценже Ж. О кубизме [Текст] / А. Глез, Ж. Меценже / Пер. с фр.

Е. Низен, ред. Матюшина. СПб, 1913.

169

63.Громов Е. Природа художественного творчества [Текст] / Е. Громов. - М.: Просвещение, 1986. - 239 с.

64.Грякалов A.A. Событие и письмо (когнитивная аналитика поэтического языка) [Текст] / A.A. Грякалов // Синергетическая парадигма. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 584 с.

6Ъ.Гурин С.П. Проблема маргинальное™ в антропологии [Текст] / С.П. Турин. - Саратов, СГСЭУ, 2002. - 132 с.

66.Гусаченко В.В. Трансгрессии модерна [Текст] / В.В. Гусаченко. - Харьков: Озон-Инвест, 2002. - 400 с.

61 .Гусаченко В.В. Трансценденции - трансгрессии - трансценденции? [Текст] / В.В. Гусаченко // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 23 (62). 2010. №1. С. 46-49.

68.Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии [Текст] / Э. Гуссерль / пер. с нем. A.B. Михайлова. - М.: Академический проект, 2009. - 486 с.

69 .Дали С. Дневник одного гения [Текст] / С. Дали / пер. с фр. О. Захаровой. -М.: ЭКСМО, 2006.-464 с.

70 Делез Ж. Кино [Текст] / Ж. Делёз / пер. с франц. Б. Скуратова. - М.: Издательство «Ад Маргинем», 2004. - 624 с.

71 Делёз Ж. Логика смысла; Фуко М. Theatrum philosophicum [Текст] / Ж. Делёз, М. Фуко / Пер. с фр. - М.: «Раритет»; Екатеринбург: «Деловая книга», 1998.-480 с.

72Делез Ж. Представление Захер-Мазоха [Текст] / Ж. Делёз // Венера в мехах.-М., 1992.

73Делёз Ж. Фрэнсис Бэкон: Логика ощущения [Текст] / Ж. Делёз. - СПб.: Machina, 2011.-176 с.

74 Деллюк JT. Фотогения кино[Текст] / Л. Деллюк / пер. Т.И. Сорокина, пре-

дисл. Ю. Потехина. - М.: Новые вехи, 1924. - 164 с.

170

15.Десятерик Д. Артхаус [Текст] / Д. Десятерик // Энциклопедия «Альтернативная культура». - Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005.

76 Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас [Текст] / Ж. Диди-Юберман. - СПб.: Наука, 2001. - 296 с.

77Дорофеев Д.Ю. Саморастраты одной гетерогенной суверенности [Текст] / Д.Ю. Дорофеев // Предельный Батай. - СПб.: СПбГУ, 2006. - 300 с.

78.,Дорофеев Д.Ю. Спонтанные броски Жоржа Батая навстречу иному [Текст] / Д.Ю. Дорофеев // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2004. -Серия 6. - Вып. 5.

19.Ерёмин Б. О картине «Христос Святого Иоднна Креста». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://borisyaremin.wordpress.com/2012/01/04/.

80.Жукоцкая З.Р. Свободная теургия: культурфилософия русского символизма [Текст] / З.Р. Жукоцкая. - М., 2003.

.Закржевский А.К. Карамазовщина: психологические параллели: Достоевский. Валерий Брюсов. В.В. Розанов. М. Арцыбашев [Текст] / А.К. Закр-жевский. - Киев: Издание журнала «Искусство», 1912.

82.Западное искусство. XX век: Проблема развития западного искусства XX века. [Текст]. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. - 376 с.

83.Зверев A.M. Авангардизм [Текст] / A.M. Зверев // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2001.

84.Зедльмайр X. Утрата середины [Текст] / X. Зедльмайр / Пер. с нем. С.С. Ванеяна. - М.: Прогресс-традиция; изд. дом «Территория будущего», 2008. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). - 640 с.

85.Зенкин С.Н. Русский сон Батая [Текст] / С.Н. Зенкин // Наваждения: к истории «русской идеи» во французской литературе XX в.: материалы российско-французского коллоквиума (С.-Петерб., 2-3 июля 2001 г.) / отв. ред. С.Л. Фокин. - М.: Наука, 2005.

86.Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 1. Знаковые системы. Кино. Поэтика [Текст] / В.В. Иванов. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 912 с.

87.Иванов В.В. Практика авангарда и теоретическое знание XX века [Текст] / В.В. Иванов // Избранные труды по семиотике и истории культуры. - М., 2007.

88.Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. [Текст] / И.П. Ильин. - М.: Интрада, 1988. - 256 с.

89.Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов [Текст] / И.П. Ильин. - М.: Интрада, 2001.-384 с.

90.Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. [Текст] / И.П. Ильин. - М.: Интрада, 1996. - 256 с.

91 .Кавани J1. «Ночной портье»: киносценарий //«Искусство кино», №6, 1991. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bookworm-e-library.blogspot.ru/2008/12/liliana-cavani-night-porter-part-l.html

92.Казин A.JI. Образ мира: искусство в культуре XX в. [Текст] / A.JT. Казин. -СПб.: Всерос. НИИ искусствознания, 1991. -210 с.

93.Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство [Текст] / А. Камю / Пер. с франц. - М.: Политиздат, 1990. - 416 с.

94.Кожев А. Атеизм и другие работы [Текст] / А. Кожев / Пер. с фр. A.M. Руткевича и др. - М.: Праксис, 2006. - 512 с.

95.Козелецкий Ю. Человек многомерный (Психологические эссе) [Текст] / Ю. Козелецкий. - Киев: Лыбидь, 1991.- 288 с.

96.Козловски П. Культура постмодерна [Текст] / П. Козловски / пер. с нем. Л.В. Федоровой и др. -М.: «Республика», 1997. - 240 с.

91.Козловски 77. Современность постмодерна [Текст] / П. Козловски // Вопросы философии. - 1995. -№ 10. - С. 85-94.

98.Коллеж социологии 1937-1939 [Текст] / Сост. Дени Олье, пер. с франц. Ю.Б. Бессоновой, И.С. Вдовиной, Н.В. Вдовиной, В.М. Володина, под ред. В.Ю. Быстрова. - СПб.: «Наука», 2004. - 588 с.

99.Корж А. Видеотрансгрессия» от Лунгина и К. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://scepsis.net/library/id_l 108.html

100. Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности [Текст] / 3. Кракауэр / пер. с англ. Д.Ф.Соколовой. - М.: «Искусство», 1974.-388 с.

101. Кривцун O.A. Эволюция художественных форм: культурологический анализ[Текст] / O.A. Кривцун // Рос. Акад. наук. ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР. - М.: Наука, 1992. - 300 с.

102. Кристева Ю. Дискурс любви [Текст] / Ю. Кристева // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. - СПб.: Мифрил, 1994.

103. Круткин B.J1. Интенциональность с антропологической точки зрения // Философия и проблема человека [Текст] / В.Л. Круткин. - СПб., 1997.

104. Крылов В. Современный авангард и определение искусства. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://podyom.ruspole.info/node/1664

105. Крючкова В.А. Антиискусство: теория и практика авангардистских движений [Текст] / В.А. Крючкова. - М.: Изобразит, иск., 1984. - 304 с.

106. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма [Текст] / И.С. Куликова. - М.: Изд-во полит, литературы, 1980. - 266 с.

107. Культурология. XX век: энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. и сост.С.Я. Левит. - СПб.: Университетская книга, 1998. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/levit01/txt085.htm

108. Кьеркегор С. Страх и трепет. [Текст] / С. Кьеркегор. - М.: Республика, 1993.-383 с.

109. Лапшина Н. Мир искусства. Очерки истории и творческой практики

[Текст] / Н. Лапшина. - М.: Искусство, 1977 - 344 с.

173

110. Jle Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века [Текст] / Ж. Ле Гофф, Н. Трюон. - М.: Текст, 2008. - 189 с.

111. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века [Текст]. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОС-СПЭН), 2003. - 607 с.

112. Лекторский В.А. Деятельный подход: смерть или разрушение? [Текст] / В.А. Лекторский // Вопросы философии, 2001. № 2.

113. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна [Текст] / Ж.-Ф. Лиотар. - М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

114. Лиссман К.П. Философия современного искусства. Введение [Текст] / К.П. Лиссман / пер. с нем. А. Белобратова. - СПб: Гиперион, 2011. - 248 с.

115. Литературное наследство». Т. 72: Максим Горький и Леонид Андреев: Неизданная переписка [Текст] / Институт мировой литературы им. A.M. Горького АН СССР; Редакция: И.И. Анисимов (гл. ред.), Д.Д. Благой, A.C. Бушмин и др. - М.: Наука, 1965. - 630 с.

116. Лифишц М. Почему я не модернист? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Lifsch/06.php

117. Лифишц М., Рейнгардт Л. Кризис безобразия. От кубизма к поп-арт. [Текст] / М. Лифшиц, Л. Рейнгардт. - М: Искусство, 1968.

118. Лосев А.Ф. Философия имени [Текст] / А.Ф. Лосев // Бытие. Имя. Космос / сост. А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1993. - 958 с.

119. Лосский Н.О. Бог и мировое зло [Текст] / Н.О. Лосский / сост. А.П. Поляков и др. - М.: Республика, 1994. - 432 с.

120. Лотмаи 10., Цивьян Ю. Диалог с экраном [Текст] /10. Лотман, Ю. Ци-вьян. - Таллинн: «Александра», 1994. - 216 с.

121. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики [Текст] / Ю.М. Лотман // Об искусстве. - СПб.: «Искусство», 2005. - 752 с.

122. Лысак И.В. Человек - разрушитель: деструктивная деятельность человека как социокультурный феномен [Текст] / И.В. Лысак. - М., 1999.

174

123. Малевич К. Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика [Текст] / К. Малевич. - Витебск: издание УНОВИС, 1922. - 40 с.

124. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма [Текст] / Н.Б. Маньков-ская. - СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.

125. Маритен Ж. Ответственность художника. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.lib.ru/FILOSOF/MARITEN/hudozhnik.txt

126. Маркузе М. Эрос и цивилизация. Одномерный человек [Текст] / М. Маркузе / Пер.: A.A. Юдин. - М.: «ACT», 2003. - 528 с.

127. Маслова C.B., Раздьяконова Е.В. Актуализация мифологемы «великая мать в современной культуре [Текст] / C.B. Маслова, Е.В. Раздьяконова // Вестник бурятского государственного университета. Вып. 14. - 2010. - С. 243-248.

128. Матич О. Покровы Саломеи: эрос, смерть и история [Текст] / О. Матич // Эротизм без берегов: Сб. статей и материалов / Сост. M. М. Павлова. -М.: НЛО, 2004.

129. Матявина А.Е. Художественный авангард и образ культуры XX века [Текст] / А.Е. Матявина: Дисс. ... канд. философ, наук. - М., 2004.

130. Мейлах B.C. Художественное восприятие [Текст] / Б.С. Мейлах. - М.: Искусство, 1985.

131. Мережковский Д.С. Иуда Предатель Страсти Господни (1932). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://merezhkovski.ru/proizved/jesus30.php

132. Мережковский Д.С. Тайна Трех. Египет - Вавилон [Текст] / Д.С. Мережковский. - М.: Эксмо, 2005. -560 с.

133. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия [Текст] / М. Мерло-Понти / Пер. с фр. под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. - СПб.: Ювента; Наука, 1999.-608 с.

134. Метц К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино [Текст] / К. Метц.-СПб, 2010.

135. Миф, мечта, реальность: постнеклассические измерения пространства культуры [Текст]. - М.: Научный мир, 2005. - 256 с.

136. Михайлов С. «Иуда Искариот - предатель или святой». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://readr.ru/sergey-mihaylov-iuda-iskariot-predatel-ili-svyatoy.html

137. Модернизм: Анализ и критика основ, направлений [Текст]. -М.,1987.

138. Можейко М.А. Телесность [Текст] / М.А. Можейко // Всемирная энциклопедия: Философия XX век / Гл. науч. ред. и сост. A.A. Грицанов. -М.: ACT, Мн.: Харвест, Соврем, литератор, 2002. - 976 с.

139. На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве XX века [Текст]. -М.: Наука, 1994.-272 с.

140. Иаков А. Русский авангард [Текст] / А. Наков. - М.: Искусство, 1991. -190 с.

141. Нанси Ж.-Л. Corpus [Текст] / Ж.-Л. Нанси / пер. с фр. - М.: Ad Маг-ginern, 1999.-255 с.

142. Ницше Ф. Веселая наука. Злая мудрость [Текст] / Ф. Ницше /пер. с нем. К.А. Свасьяна. - М.: Эксмо, 2007. - 528 с.

143. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла (серия «Антология мысли») [Текст] / Ф. Ницше: Сочинения. - М.; Харьков, 2006. - 848 с.

144. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах [Текст] / Ф Ницше / Пер. Г.А. Рачин-ского. -М.: «Мысль», 1990. Т. 1.

145. Новейший философский словарь. Постмодернизм [Текст] - Минск.: Современный литератор, 2007. - 816 с.

146. Нойманн Э. Великая Мать. Глубинная психология и психоанализ [Текст] / Э. Нойманн / Пер. И. Ерзина. - М.: Издательство «Добросвет», 2012.-406 с.

147. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://macroevolution.narod.ru/noiman.htm

148. Ноймапн Э. Страх феминного // «Quadrant», Journal of the C.G. Jung Foundation for Analytical Psychology, vol.19, №1, 1986. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://jungland.net/node/2951

149. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства [Текст] / X. Ортега-и-Гассет // Запах культуры /пер. с исп. - М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. - 384 с.

150. Острый М.В. Проблема телесности в западном искусстве XX века: онтологический аспект [Текст] / М.В. Острый: Диссерт. ...канд. философ, наук. - Самара, 2007.

151. От импрессионизма до классического авангарда [Текст]. - М., 2003.

152. Пастуро М. Символическая история европейского средневековья [Текст] / М. Пастуро / пер. с фр. Е. Решетниковой. - СПб.: «Александрия», 2012.-448 с.

153. По Э. Колодец и маятник [Текст] / Э. По // Избранные произведения: В 2-х тт. - М.: Худож. лит., 1972. Т. 2.

154. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию [Текст] / В. Подорога. - М.: Ad Marginem, 1995. - 341 с.

155. Постмодернизм и культура [Текст]: Сб. - М., 1991.

156. Предельный Батай [Текст]: Сб. статей / Отв. ред. Д. Ю. Дорофеев. -СПб.: СПбГУ, 2006. - 300 с.

157. Психология телесности между душой и телом [Текст] / Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. - М.: ACT, 2005. - 731 с.

158. Пульвер Ю.Е. Искушение Господне [Текст] / Ю.Е. Пульвер. - М.: Эксмо, 2007.-384 с.

159. Райе Т. Интервью [Текст] / Т. Райе. - Life Magazine, May 28, 1971.

160. Ракитин В. Михаил Врубель [Текст] / В. Ракитин. - М.: Искусство, 1971,- 102 с.

161. Ренан Э. Жизнь Иисуса. Апостолы [Текст] / Э. Ренан / пер. с фр. Е.В. Святловского. - Минск: «Беларусь», 1991. - 494 с.

162. Рикёр П. История и истина [Текст] / П. Рикёр / И.С. Вдовина. - СПб.: Алетейя, 2002. - 400 с.

163. Рогожникова Е. «Антихрист» напугал Канны // gzt.ru, 18 мая. [Электронный ресурс] - Режим доступа: 2009Ь«р:/^.ги/си1Шге/2009/05/18/172347.html

164. Рожин А. Сальвадор Дали: миф и реальность [Текст] / А. Рожин. - М.: Республика, 1992.-224 с.

165. Розанов В.В. На выставке «Мира искусства» [Текст] / В.В. Розанов // Розанов В.В. Среди художников: Собр. соч. / под об. ред. А.Н. Николюки-на. - М.: Республика, 1994. - 494 с.

166. Рокмакер Х.Р. Современное искусство и смерть культуры [Текст] / Х.Р. Рокмакер / пер. с англ. - СПб.: Мирт, 2004. - 217 с.

167. Руднев В.П. Словарь культуры XX века [Текст] / В.П. Руднев. - М.: Аграф, 1997.-384 с.

168. Руднев В.П. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты. [Текст] / В.П. Руднев. - М.: Аграф, 1997. - 384 с.

169. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века [Текст] / В.П. Руднев. - М.: Аграф, 2009. 3-е изд., испр. и дополн. - 544 с.

170. Русский авангард в кругу европейской культуры [Текст] // Межд. конф. (Москва, 4-7 января 1993 г.). Тезисы и материалы. - М., 1993.

171. Рыклин М. Свастика, крест, звезда. Произведение искусства в эпоху управляемой демократии [Текст] / М. Рыклин. - М., Логос, 2006. - 208 с.

172. С приветствиями из Италии. Интервью с Максом Папески. [Электронный ресурс] - Режим доступа: ЬК:р://сп8Йпа-stashkevich.blogspot.ru/2012/03/blog-post.html

173. Садуль Ж. Всеобщая история кино [Текст] / Ж. Садуль: В 6 тт. - М.: Искусство, 1958-1963. - 3500 с.

174. Сайко Е.А. Образ культуры Серебряного века: культурдналог, феноменология, риски, эффект напоминания [Текст] / Е.А. Сайко: Монография. -М.: Проспект, 2005. - 264 с.

175. Самутина Н. Авторский интеллектуальный кинематограф как европейская идея [Текст] / Н. Самутина // Киноведческие записки. - 2002. - №60 -С. 25-43.

176. Самутина Н. Репрезентация европейского культурного сознания в кинематографе последней трети XX века [Текст] / Н. Самутина: диссерт. на соиск. ... канд. культурол. - М., 2002.

177. Сарабьянов Д., Шатскнх А. Казимир Малевич. Живопись. Теория. [Текст] /Д. Сарабьянов, А. Шатских. - М., Искусство, 1993.

178. Саруханян А.П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» [Текст] / А.П. Саруханян // Авангард в культуре XX века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. - М.: ИМЛИ РАН, 2010.-Т. 1.

179. Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика философии постмодерна. [Текст] / А. Сокал, Ж. Брикмон. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2002.-248 с.

180. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов [Текст] / Г.Ю. Стернин. - М.: Искусство, 1988. - 288 с.

181. Ступин С.С. Феномен открытой формы в искусстве XX века [Текст] / С.С. Ступин.-М.: «Индрик», 2011.-312 с.

182. Суздалев П.К. Врубель и Лермонтов [Текст] / П.К. Суздалев. - М., 1991. -240 с.

183. Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века [Текст]. - СПб.: Мифрил, 1994. - 346 с.

184. Тейлор Б. Актуальное искусство. 1970-2005 [Текст] / Б. Тейлор. - М.: Слово, 2006.-256 с.

185. Телесность человека. Междисциплинарное исследование [Текст]: Сб. ст. филос. о-во СССР и др. / Отв. ред. В.В. Николаева, П.Д. Тищенко. - М., 1991.- 159 с.

186. Телесность. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vslovare.ru/slovo/filosofskiij-slovar/telesnost/286859.

187. Теплиц Е. История киноискусства [Текст] / Е. Теплиц: В 5 тт. - М., 1968-1974.

188. Тимофеева О.В. «Фальшивый сон»: Структура эротической прозы Ж. Батая [Текст] / О.В. Тимофеева // Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 5. РГГУ. - М., 2008.

189. Тимофеева О.В. Введение в эротическую философию Жоржа Батая. [Текст] / О.В. Тимофеева. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. -200 с.

190. Тимофеева О.В. Текст как воплощение плоти: к морфологии опыта Ж. Батая [Текст] / О.В. Тимофеева // Новое литературное обозрение. -2005. -№71.

191. Тростников М. От декаданса к авангарду — поэтологический очерк европейского менталитета XX века [Текст] / М. Тростников // Семиотика и Авангард: Антология / Под общей ред. Ю.С. Степанова. - М., 2006.

192. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодерна [Текст] / Г.Л. Тульчинский //Вопросы философии, 1999.

193. Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. [Текст] / B.C. Турчин. - М.: Издательство МГУ, 1993. - 248 с.

194. Федорова Т.Д. Человек в потоках становления (в свете структурной антропологии и феноменологии) [Текст] / Т.Д. Федорова // Философия. История. Культура: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 8. - Саратов: изд-во СЮИ МВД России, 2007. - С. 45-46.

195. Флоренский П.А. Иконостас // Соч. в 4-х тт. - Т. 2. - М.: Мысль, 1999. -С. 419-527. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vehi.net/florensky/ikonost.html

196. Флоренский П.А. Обратная перспектива [Текст] / П.А. Флоренский // Соч. в 4-х тт. - Т. 3 (1). - М.: Мысль, 1999.

197. Фокин С.Л. Философ-вне-себя. Жорж Батай [Текст] / C.J1. Фокин. -СПб.: Издательство Олега Абышко, 2002. - 320 с.

198. Фомина З.В. Новый поворот к культуре: поиски выхода из антропологического кризиса [Текст] / З.В. Фомина // Методология, теория и история культуры и искусства. - Саратов, 2002.

199. Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности [Текст] / З.В. Фомина. - Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 1997. - 190 с.

200. Фромм Э. Психоанализ и этика [Текст] / Э. Фромм / Сост. С.Я. Левит. -Москва: Аст, 1998.-568 с.

201. Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности [Текст] / М. Фуко. - СПб.: Академический проект., 2004.

202. Фуко М. О трансгрессии [Текст] / М. Фуко // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. - СПб.: изд-во Мифрил, 1994.-346 с.

203. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне [Текст] / Ю. Хабермас / Пер. с нем. -М.: «Весь Мир», 2003.-416 с.

204. Хайдеггер М. Исток художественного творения. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://viscult.ehu.lt/uploads/Heidegger_ursprung.pdf

205. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии [Текст] / М. Хайдеггер. - СПб: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 446 с.

206. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» [Текст] / М. Хайдеггер // Ницше и пустота / сост. О.В. Селин. - М.: Алгоритм; Эксмо, 2006. - 304 с.

207. Харт К. Постмодернизм [Текст] / К. Харт. - М.: Фаир-пресс, 2006. -272 с.

208. Художественная галерея [Текст]. - М.: Де Агостини, 2007. №154.

209. Художественная галерея [Текст]. - М.: Де Агостини, 2007. №161.

210. Художественная галерея [Текст]. - М.: Де Агостини, 2008. №184.

211. Честертон Г.К. Вечный Человек. Эссе [Текст] / Г.К. Честертон / Пер. с англ.; Сост. и общ. ред. Н.Л. Трауберг // Собр. соч.: В 5 тт. Т. 5. - СПб.: Амфора, 2000.

212. Чухров К. Произведение искусства в современную эпоху - генеалогия и ориентиры [Текст] / К. Чухров // Логос, 4 (77), 2010, С. 72-86.

213. Шванкмайер Я. Эта цивилизация недостойна жалости. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dk.ontico.ru/article/806

214. Шопенгауэр А. Избранные произведения [Текст] / А. Шопенгауэр / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. И.С. Нарский. - М.: Просвещение, 1992. -479 с.

215. Шпенглер О. Закат Европы. Образ и действительность [Текст] / О. Шпенглер / Пер. Н.Ф. Гарелина. - М.: Наука, 1993. Том 1.

216. Шугайло И.В. Метафизика танца [Текст] / И.В. Шугайло // Миф. Музыка. Обряд: Сб. статей / Ред.-сост. М. Катунян. - М., 2007.

217. Шукуров Д.Л. Эстетические принципы авангарда в оценке русских религиозных философов [Текст] / Д.Л. Шукуров // Вестник ИГЭУ., 2008. Вып. 1.

218. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию [Текст] / У. Эко / Пер. А.Г. Погоняйло, В.Г. Резник. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.-432 с.

219. Эко У. Эволюция средневековой эстетики [Текст] / У. Эко / пер. с итал. Ю. Ильина; пер. с лат. А. Струковой. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 288 с.

220. Эко У. Открытое произведение [Текст] / У. Эко / Пер. с итал. А. Шур-белева. - М.: Академический проект, 2004. - 384 с.

221. Эпштейн M. Вера и образ. Религиозное бессознательное в русской культуре XX века [Текст] / М. Эпштейн. - Тенафли (Нью-Джерси, США): Эрмитаж, 1992, 1994.-269 с.

222. Эпштейн М. Искусство авангарда и религиозное сознание // Новый мир, 1989, №12. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://imperium.lenin.ru/LUZHIN/desert/ktexts/Epshtein2.html

223. Эпштейн М., Тульчинский Г. Философия тела. Тело свободы [Текст] / М. Эпштейн, Г. Тульчинский. - СПб.: Алетейя, 2006.

224. Эстетика и теория искусства XX века [Текст]: Учеб. пособие / Н.А. Хренов, А.С. Мигунов. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 520 с.

225. Эстетика и теория искусства XX века [Текст]: Хрестоматия / Н.А. Хренов, А.С. Мигунов. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 688 с.

226. Юнг К, Фуко М. Матрица безумия [Текст] / К. Юнг, М. Фуко. - М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. - 384 с.

227. Юнг КГ. Архетип и символ [Текст] / К.Г. Юнг. - M.: «Renaissance», 1991.-304 с.

228. Якгшовпч А. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма до классического авангарда [Текст] / А. Якимович. - М.: Искусство, 2003. - 491 с.

229. Якимович А. Искусство непослушания. О художественном процессе Нового времени [Текст] / А. Якимович // Вопросы философии, 2006. №5.

230. Якимович А. Магическая вселенная. Очерки по искусству, философии и литературе XX в. [Текст] / А. Якимович. - М.: Галарт, 1995. - 168 с.

231. Ямпольский М. Язык - тело - случай: Кинематограф и поиски смысла. [Текст] / М. Ямпольский. - М.: НЛО, 2004 (Кинотексты).

232. Яремич С. Михаил Александрович Врубель: Жизнь и творчество. [Текст] / С. Яремич. -М.: И. Кнебель, 1911.

233. Ясперс К. Духовная ситуация времени [Текст] / К. Ясперс // Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М.И. Левиной. - М.: «Республика», 1994.-527 с.

234. Ясперс К. Философская вера [Текст] / К. Ясперс // Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М.И. Левиной. - М.: «Республика», 1994. - 527 с.

235. Ясперс К, Бодрийяр Ж. Призрак толпы [Текст] / К. Ясперс, Ж. Бодрий-яр. - М.: Алгоритм, 2007. - 272 с.

236. Яхнин А. Антиискусство. Записки очевидца [Текст] / А. Яхнин. - М.: Книжица, 2011.- 320 с.

237. Baudrillard J. Ecstasy of Communication [Текст] / J. Baudrillard // The Anti-Aesthetic. Essays on Postmodern Culture / Ed. H. Foster. - Port Townsend: Bay Press, 1983. P. 126-133.

238. Garaudy R. D'un realisme sans rivages. Picasso. Saint-John Perse. Kafka [Текст] / R. Garaudy. - Paris, 1963, p. 106.

239. Walther IF. Metzger R. Marc Chagall. 1887-1985 [Текст] / I.F. Walther, R. Metzger. - Köln. 1987, S. 82.

ПРИЛОЖЕНИЕ I параграфу «Деконструкция христологического

в искусстве постмодерна»

H. Гончарова «Распятие», 1906 г.

^PPSI!шщ

M. Фейгин «Распятие», 1910-е гг.

Г. Ренато «Распятие», 1941 г.

f

.Ф. Бэкон «Распятие», 1950 г.

Ф. Бэкон «Распятие», 1950-е гг.

С. Дали «Христос Святого Иоанна Креста», 1950-1952 гг.

С. Дали «Распятие, или Гиперкубическое тело», 1954 г.

Г. Нитш «Распятие», 60-е гг.

Г. Нитш «Месса», 1960-1970-х гг.

(

Г.Р. Гигер «Распятие с Сатаной», 1970-е гг.

H. Кунихан «Хохочущий Христос», 1972 г.

Б. Уитли «Боже, Боже мой», 1980

McDonald's

Александр Косолапое, 80-е гг.

Александр Косолапое, 80-е гг.

А. Савко «Из серии путешествия Микки Мауса по истории искусства», 1995 г.

А. Савко «Из серии путешествия Микки Мауса по истории искусства», 1995 г.

Э. Беккерман «Христос», 1999 г.

Д. Херст «Воскресение», 2003 г.

33,3%

The Holy Trinity*

m la)

GOD f>. 616

God the Holy Spirit* 3S-A*

fl. XepcT «CBHTaa Tponua», 2013 r.

. Семёнов «Тайная вечеря» Полиптих. Из проекта «Библейские сцены», 1997-2013

Е. Семёнов «Троица». Триптих. Из проекта «Библейские сцены», 1997-2013 гг.

H. Мальцева «Спас», 2013 г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.