ТРАНСГРЕССИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Каштанова Софья Михайловна

  • Каштанова Софья Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 203
Каштанова Софья Михайловна. ТРАНСГРЕССИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет». 2016. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Каштанова Софья Михайловна

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Генеалогия трансгрессии

1. Идейные истоки философии трансгрессии

2. Амбивалентность человеческой природы

3. Социальный смысл запрета

4. Предел и трансгрессия

ГЛАВА II. Аналитика трансгрессии

1. Бунт как утверждение и отрицание границы

2. Трансгрессия нисходящая и восходящая

3. Концептуальная романтизация зверя

4. Родство священного и проклятого: опыт кощунства

5. Трансгрессия и трансцендирование

6. Экономика расточительства

7. Суверенность как основа трансгрессии

7.1. Гегельянская диалектика господства и рабства

7.2 Сверх-человек Ницше как суверенный человек

7.3. Суверенность и смерть в философии Батая

7.4. Суверенная воля либертена в творчестве маркиза де Сада

Глава III. Практики трансгрессии

1. Трансгрессивный смысл праздника

1.1 Архаический праздник

1.2. Жертвоприношение

1.3. Перевернутый мир карнавала

1.4 Пиршественная трансгрессия

2. Правила трансгрессивной игры

3. Трансгрессивность эротики

4. Трансгрессивная природа смеха

5. Язык трансгрессии

6. Трансгрессивность безумия

7. Война и убийство: законность беззакония

8. Власть и трансгрессия

9. Анархизм и революция в дискурсе трансгрессии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ТРАНСГРЕССИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ»

Актуальность исследования

Одной из важнейших проблем философии является проблема подлинности бытия человека. В философии предпринимались различные попытки рассмотрения этой проблемы. Она интерпретировалась как разумность, свободная от страстей, как свободное самоопределение, как диалогическое взаимодействие человека с Богом и с другими людьми, как бытие-к-смерти. Одна из версий подлинности и полноты существования человека представлена философией трансгрессии, главной темой которой становится конечность человеческой жизни и ее ограниченность культурными нормами, правилами и запретами.

В рамках данного исследования трансгрессия, рассмотренная в своих конкретных проявлениях в жизни человека и общества, в первую очередь понимается как неприятие и потому оспаривание непреодолимого предела, как манифестация человеческого несогласия с ним. В качестве такого предела в самом широком смысле выступает именно конечность человека, его незавершенность и смертность. Опыт собственной конечности недоступен человеку в его обыденной жизни, поскольку имеется тенденция исключать идею смерти из социально-полезных практик как деструктивную и вызывающую тревогу. Идея конечности, таким образом, опосредуется множеством различных социальных и моральных норм и законов, задача которых состоит в поддержании эффективности и устойчивости социального универсума, в ограждении его от хаотического начала смерти, источником которого понимается природная, естественная жизнь. Однако подобное ограничение приводит к тому, что индивид оказывается отчужден от своего подлинного бытия, представленного не только позитивными формами сохранения и умножения жизни, но также и испытанием ее конечности, в которой реализуется именно человеческий модус существования. Доступ к подлинному бытию открывается в актах трансгрессии, нарушения установленных границ дозволенного и допустимого, принимающих формы определенных социальных и индивидуальных практик, в которых

актуализируется опыт смерти и, одновременно, реализуется личная свобода человека от заданных условий. Обнаружение подобных практик как на заре цивилизации, так и на всем протяжении человеческой истории вплоть до современности, во-первых, указывает на тот факт, что взаимодействие человека с идеей конечности лежит в основе становления социума и культуры, и, во-вторых, демонстрирует значимость феномена трансгрессии, реализуемой в нарушении запрета, для понимания глубинной сущности социальности и человечности.

Актуальность данного исследования обусловлена также и необходимостью фиксировать существенные изменения в историко-философском процессе. Если классическая философия мыслила мир, общество и человека в категориях бытия, сущности, закона, природы и разума, то предметом интереса современной философии трансгрессии становится реальность, взятая не в центре и средоточии определенности социального порядка и человеческих способностей и качеств, а как опыт существования в пограничных ситуациях и лиминальных состояниях. Не закон, а способы его нарушения, не норма, а выход за ее пределы, девиантные и маргинальные формы социальной практики составляют проблемное поле тех философских дискурсов, которые анализируются в диссертационной работе.

Исследование трансгрессивных установок в индивидуальной и общественной жизни важно в общем контексте теории современного социального критицизма, имеющего разные формы и теоретические предпосылки. Очевиден антибуржуазный характер идеи трансгрессии как устремления за границы рациональности и целесообразности капитализма, трактованного в данном случае как царства утилитарности. Философия трансгрессии актуальна в качестве системы ценностей, альтернативной духу индустриального и постиндустриального общества, овеществляющего и порабощающего человека, способного бороться за свою суверенность.

Исторический процесс либерализации общества и эмансипации индивида, заложивший основы современной западной цивилизации, по-новому

проблематизирует значимость запрета как водораздела между природой и культурой. Философский анализ трансгрессии дает современное осмысление значения общественного закона и культурных норм, а также многообразия эффектов их нарушения и соблюдения.

Характерной чертой современной эпохи является сосуществование и столкновение реалий светского гражданского общества и религиозного фундаментализма. Проблемное поле философии трансгрессии, включающее в себя осмысление соотношения профанного и священного, места и роли кощунства в современном социальном взаимодействии, а также значения практик святотатства в самом конституировании священного, относится к теоретически и практически значимым предметам социально-философского интереса.

Суммируя, можно говорить о том, что тема трансгрессии приобретает несомненное значение для социальной философии, поскольку представляет собой оригинальную версию антропо- и социогенеза, позволяет вскрыть трансгрессивные основания многих социальных практик, а также обосновать наличие в человеке определенных деструктивных стремлений и проанализировать способы их выражения.

Степень разработанности проблемы

Несмотря на то, что тема трансгрессии стала предметом достаточно широкого философского интереса в середине ХХ века, понятие трансгрессии остается недостаточно тематизированным в социальной философии, поскольку существует не так много авторов, посвятивших свои труды исследованию этой проблемы. Следует заметить, что проблематика трансгрессии, артикулированная именно в современной философии, органичным образом продолжает предшествующую философскую традицию, поскольку вбирает в себя многие темы, разрабатываемые на протяжении всей истории философии. Так, можно говорить о том, что одна из важнейших тем философии трансгрессии,

представленная проблемой самоограничения, полагания собственных границ, задана такими классическими авторами, как И. Кант и И.Г. Фихте.

Одним из важнейших мыслителей, оказавшим большое влияние на развитие диалектических оснований проблематики трансгрессии, является Г.В.Ф. Гегель, чьи представления о соотношении господства и рабства во многом сформировали современное понимание концепта суверенности, который оказывается одним из ключевых аспектов философии трансгрессии. Философия М. Хайдеггера и его концепт бытия к смерти также оказали существенное влияние на становление философии трансгрессии.

Кроме того, можно говорить о том, что философия трансгрессии является своеобразным преодолением рационалистического видения мира, поскольку она стремится расширить те рамки, которые накладывает разум на восприятие явлений человеческой жизни, и предлагает выйти за пределы классического научного и философского знания с тем, чтобы открыть доступ к ранее неаккумулированным областям философского постижения. С одной стороны, это становится возможным благодаря философии жизни Ф. Ницше и его концепции сверх-человека, программе переоценки ценностей, а также обоснованию смысла дионисийского начала. С другой стороны, важную роль в этом процессе сыграло развитие психоанализа, представленного работами З. Фрейда и Ж. Лакана, в рамках которого была тематизирована проблематика желания и отвращения, ставшая ключевой для философии трансгрессии. Среди отечественных авторов, большой вклад в понимание психоанализа внес В. А. Мазин.

В ХХ веке тема трансгрессии, не имевшая до тех пор четкого определения, перестает быть частью спекуляций на смежные темы конечности, свободы и господства и становится самостоятельной философской проблемой. Это обусловлено в первую очередь работами Ж. Батая, который, будучи главным аналитиком идеи трансгрессии, развернул проблематику трансгрессии как стремления к испытанию пределов конечного, реализуемого в социальном опыте

нарушения границ дозволенного, а также задал широкий круг тем, охватываемых философией трансгрессии, среди которых важно упомянуть отношение человека и животного, установление и нарушение запрета, соотношение сакрального и профанного, грех, эротизм, смерть, праздник и др. Большую важность для понимания философии трансгрессии и указанных ее аспектов, нашедших выражение в определенных социальных и индивидуальных практиках, представляют работы таких авторов, как М. Фуко, Ж. Бодрийяр, Р. Кайуа, Р. Жирар, М. Бланшо.

Исследование проблематики трансгрессии в рамках социально-политического дискурса, а именно - рассмотрение трансгрессивных основ таких явлений, как власть, война, революция, стало возможным благодаря работам следующих авторов: К. Шмитт, Ч. Беккария, Ж. Деррида, Дж. Агамбен, Х. Арендт, П. Сорокин. В этой связи большой интерес представляет также осмысление взглядов революционно-анархистских мыслителей, представленных М. Штирнером, П.А. Кроптокиным, М.А. Бакуниным.

Поскольку мы понимаем трансгрессию как важнейший элемент становления и функционирования культуры, особую роль для данного исследования сыграли антропологические и культурологические работы таких авторов, как Д. Фрэзер, К. Леви-Стросс, М. Мосс, Й. Хейзинга, М. Элиаде. Среди отечественных авторов следует упомянуть М.М. Бахтина и В.Я. Проппа.

Также определенный интерес в рамках философии трансгрессии представляет осмысление литературного творчества маркиза де Сада, осуществляющего преодоление границ языка. Эротические произведения де Сада анализировались в работах таких мыслителей, как М. Энафф, Р. Барт, С. де Бовуар и др.

Кроме прочего, проблематика трансгрессии затрагивает вопросы экзистенциальной философии, такие как смертность человека, его связь с Богом и с другими людьми, незавершенность и тревожность существования, в рамках

которых прослеживается особое соотношение идей трансгрессии и трансценденции. Для осмысления трансгрессии в перспективе экзистенциального дискурса мы обращались к таким философам, как К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, а также к следующим отечественным авторам: Ф.М. Достоевский, Л.И. Шестов, Н.А. Бердяев.

Среди современных российских авторов, которые затрагивали в своих работах определенные аспекты проблематики трансгрессии как формы взаимодействия с пределом конечного, возможного и допустимого, важно упомянуть А. А. Грицанова, Д.Ю. Дорофеева, С.Н. Зенкина, О.В. Ивановскую, Е.К. Краснухину, М.А. Можейко, В. А. Подорогу, О.В. Тимофееву, Р.В. Ткаченко, В.Т. Фаритова, С.Л. Фокина и др. Также тема трансгрессии развивается в современной зарубежной философской литературе, представленной такими авторами, как C. Foust, C. Jenks, J. Gregg, R. Roberts-Hughes, J. Wolfreys, P. Stallybras, A. White и другими.

Несмотря на значительный исследовательский интерес к указанной проблеме, все еще остаются малоизученными многие ее стороны и аспекты. Так, нечетко разграничены конструктивная и деструктивная роль трансгрессии по отношению к социальному порядку. Недостаточно проработаны понятийные дифференциации трансцендирования как выхода за собственные пределы или перехода границы между сферой возможного опыта и областью интеллигибельного, имманентному опыту недоступного, и трансгрессии как существования на пределе, не опирающегося на трансцендентное; предела как непреодолимого крайнего порога конечного человеческого бытия и границы как искусственного конструкта, актуализированного в запретах и нормах, в принципе подверженных нарушению. Существующие работы, посвященные теме трансгрессии, не содержат систематизации ее социальных практик по сферам общественной жизни как экономических, религиозных, литературных и др., а также по формам как коллективных и индивидуальных, предписанных

социальной организацией и бунтарских по отношению к ней. Именно решению этой проблемы посвящена данная работа.

Объект и предмет исследования

Объектом данного исследования является опыт нарушения границ и запретов как неотъемлемая часть социальной и индивидуальной жизни человека. Предмет исследования - социально-философский смысл и содержание трансгрессивного опыта.

Цели и задачи исследования

Цель исследования: выявление роли и места трансгрессии в становлении человека и социума; обнаружение трансгрессивного ядра в конкретных социальных практиках и формах человеческого опыта.

Данная цель реализуется путем решения следующих задач:

- рассмотрение антропо- и социогенеза как амбивалентного процесса, реализующегося на стыке законотворчества и нарушения закона;

- выявление основных аспектов трансгрессивного опыта;

- тематизация феномена трансгрессии как механизма реализации и испытания конечности человека;

- обоснование связи трансгрессии с глубинным стремлением к индивидуальной свободе и завершённости;

- рассмотрение определенных форм социального и индивидуального опыта через призму трансгрессии;

- исследование социальных функций трансгрессии.

Теоретико-методологическая основа исследования

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют проблемное поле и методологический инструментарий философии негативности, позволяющие рассмотреть антитетику отрицания и утверждения при анализе социальных практик бунта, жертвоприношения и художественного творчества,

провоцирующего испытание нормы. Применение диалектического метода также имело целью демонстрацию взаимообусловленности профанного и сакрального в социальных процессах общества архаического и современного.

Возможности историко-генетического метода были применены в диссертационном исследовании к анализу становления социокультурной нормативности, обусловившей противоборство природного и общественного способов самоосуществления, животной и человеческой размерности существования. Критический метод в его социально-философской аппликации дал возможность исследовать антибуржуазный потенциал философии трансгрессии и суверенности, в определенном смысле продолжающей критический анализ отчуждения и опредмечивания человеческого бытия, инициированный философией Гегеля и Маркса.

Текстологический и компаративистский подходы использовались для выявления основных философских дискурсов опыта конечности человеческого существования и социально-обусловленных практик бытия на пределе возможного и санкционированного.

Научная новизна исследования

Новизна исследования обусловлена, прежде всего, обоснованием социального значения трансгрессивного опыта. Исследование трансгрессии при этом рассматривается как один из ключевых способов философского познания социума, познания основ социального бытия. Трансгрессия тематизируется не только как форма социального опыта, но и как основание социальности в целом.

Конкретная научная новизна данного исследования может быть представлена следующими положениями:

- показаны роль и значение трансгрессии для антропосоциогенеза;

- выявлена социальная роль трансгрессии, представленная, с одной стороны, как механизм нарушения, а с другой стороны, как форма укрепления и обновления социального порядка;

- обосновано динамическое соотношение трансгрессии и предела, оказывающее большое влияние как на поддержание, так и на развитие социального устройства;

- проведено концептуальное различение родственных, но не совпадающих понятий трансцендирования и трансгрессии, трансгрессии и преступления, трансгрессии и греха, предела и границы, запрета и закона;

- выявлена и обоснована связь трансгрессивных и игровых практик;

- показаны трансгрессивные основания таких форм человеческого опыта, как эротизм, смех, безумие;

- на основе анализа определенных трансгрессивных практик обозначены социальные функции трансгрессии.

Положения, выносимые на защиту

1. Трансгрессия является фундаментальной характеристикой человеческого бытия, поскольку само отделение человека от природного порядка уже может пониматься как трансгрессивный акт. Понимаемая как отказ подчиняться любым заданным условиям, трансгрессия формирует определенный способ отношения к действительности, который предполагает стремление человека выйти за границы должного и возможного, будь то законы природы или законы социума.

2. Взаимодействие трансгрессии и предела, представленного социальными нормами, законами морали или конечностью существования, понимается как динамическое, взаимообуславливающее, поскольку, с одной стороны, трансгрессия как нарушение границы возможна только там, где существует такая граница, и, с другой стороны, само наличие границы предполагает ее нарушение, поскольку именно в трансгрессии актуализируется ее сущность. Более того, в определенных случаях граница может устанавливаться в результате трансгрессивного акта, поэтому трансгрессия может пониматься не только как

деструктивное нарушение границ дозволенного, но и как позитивное расширение границ социума.

3. Трансгрессия предполагает выход за границы профанного миропорядка, который конституируется в рамках социально-полезной деятельности, и доступ к сфере сакрального, в которую помещаются все аспекты социальной жизни человека, не несущие в себе утилитарной пользы. Если социум может функционировать как разделенный на две взаимоисключающие друг друга части, то человек представляет собой амбивалентное единство социально-приемлемых и нежелательных черт. В этом смысле законодательство, поддерживающее профанные основания социального универсума, ограничивает человека, поэтому трансгрессия является необходимым механизмом испытания той полноты бытия, которая достигается посредством нарушения общепризнанных границ.

4. Будучи способом достижения подлинного бытия, трансгрессия предполагает осуществление индивидуальной свободы человека, которая актуализируется как суверенность. Суверенность и трансгрессия взаимно обуславливают друг друга, поскольку суверенность проявляется в актах трансгрессии как действенное нежелание следовать заданным условиям, но и трансгрессивное нарушение законов социума возможно только как реализация суверенной воли человека.

5. Посредством трансгрессии человеком достигается осознание и переживание собственной конечности, которое недоступно в рамках социально-приемлемого поведения. Механизмы профанного миропорядка призваны исключить смерть и ее проявления из социальной жизни, поскольку смерть представляет определенную угрозу эффективности социума. С другой стороны, при встрече с собственной конечностью человек осуществляет себя именно как человек, и поэтому он ищет способы испытания конечности, хотя и испытывает ужас при мысли о смерти. Поскольку социально-допустимые практики не предлагают способа достижения подобного опыта, человек вынужден достигать его в рамках трансгрессии.

6. Трансгрессия всегда предполагает осознание человеком недопустимости трансгрессивного акта с точки зрения общепринятых законодательства и морали. Именно кощунственность, запрещенность определенного поведения делает его трансгрессивным.

7. Трансгрессия реализуется в социуме на двух уровнях: как организованная трансгрессия, и как трансгрессия индивидуальная, которые при этом не исключают друг друга, но наоборот - взаимно обуславливают. Организованные трансгрессивные практики предполагают коллективный выход за границы профанного миропорядка. К таким практикам относятся праздник, жертвоприношение, пиршество, игра, война. Коллективное осуществление трансгрессивного выхода за границы допустимого способствует социализации, снимает напряженное чувство вины, позволяет всем членам группы приобщиться к трансгрессивному опыту. К индивидуальным проявлениям трансгрессии относятся эротизм, смех, трансгрессивный язык, убийство. На этом уровне человек может противопоставлять себя целому социуму в трансгрессивном акте, а может, наоборот, соединяться в нем с другими людьми.

Важно также заметить, что различие между коллективными и индивидуальными практиками трансгрессии не отменяет другое важное делением форм трансгрессии на предписываемые и возбраняемые обществом. Наряду с трансгрессией, категорическим образом нарушающей социальный порядок, будь то индивидуальное убийство или коллективный бунт, существуют также такие формы трансгрессии, которые на разных этапах исторического развития общество настоятельно предписывало к совершению: праздник, карнавал, игровые и культовые практики и др. Это еще раз подчеркивает социальный смысл трансгрессии.

8. Трансгрессия предполагает выставление на паузу профанного миропорядка, выход по ту сторону должного и допустимого, приобщение к своей сокровенной сути, реализацию суверенной воли, испытание конечности своего бытия. Многие из указанных аспектов трансгрессии не достижимы в социально-приемлемых

формах деятельности, поэтому социальный смысл трансгрессии состоит именно в том, что открывает человеку доступ к таким аспектам бытия, которые в обычной жизни остаются для него закрытыми.

Теоретическая и практическая значимость работы

Проведенное в диссертации исследование проясняет характер тех категориальных и проблемных изменений, которые характеризуют трансформацию философии классической в современную. Диссертационный анализ вносит определенный вклад в критику рационализма, в дальнейшее развитие инициированной Кантом темы предельности человеческих возможностей, раскрывает переопределение традиционных философских категорий - трансцендирования как трансгрессии, свободы как суверенности, способствуя тем самым расширению методологических возможностей осмысления процессов современной общественной жизни.

Исследование понятия и практик трансгрессии в рамках социальной философии обращает внимание на важную часть социальных отношений, связанную с установлением и нарушением границ дозволенного, а также предлагает философское обоснование стремления к подобным нарушениям. Оно позволяет под новым углом взглянуть на проблему становления человека и социума, проблему взаимодействия человека с социальными и моральными нормами, раскрывает ценность на первый взгляд нецелесообразных форм поведения, и потому способствует расширению проблемного поля социальной философии.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в научной работе, в процессе составления программ лекционных курсов и семинарских занятий по социальной философии, философской антропологии и другим философским специальностям. Материалы диссертации могут быть приняты во внимание при философском обосновании позиций, выдвигаемых в общественных дискуссиях по резонансным общественным проблемам, таким как

соотношение сакрального и профанного в гражданском обществе, социального порядка, нормы и индивидуальной независимости, культурной традиции и эксцессов, связанных с выходом за ее границы в любом творческом процессе, а также при принятии связанных с ними управленческих решений и социальных программ.

Апробация исследования

Основные идеи и результаты диссертационной работы были представлены в рамках научных конференций: «Дни петербургской философии» (Санкт-Петербург, 2012, 2013); «Архетипы российской телесности» (СПбГУ, 2013); ХХ Международная конференция, посвященная проблемам общественных наук (Москва, 2014); VII Международная научно-практическая конференция «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени» (Екатеринбург, 2015).

Глава I. Генеалогия трансгрессии

1. Идейные истоки философии трансгрессии

Социальное бытие человека разворачивается всегда во взаимодействии с некоторым пределом, который отделяет допустимое от недопустимого, возможное от невозможного. Совершая тот или иной поступок, человек вынужден постоянно задавать себе вопрос, как близко он подходит к этому пределу, не нарушил ли он его. И, тем не менее, граница допустимого издревле привлекает человека, провоцируя его пересечь грань между дозволенным и недозволенным и оказаться, хотя бы ненадолго, по ту сторону тотального «нельзя». Именно в этом желании выйти за рамки законного, нарушить привычный ход вещей, ярчайшим образом проявляется трансгрессивная сущность человека. Под трансгрессией в общем смысле понимается нарушение запрета, попрание границы, которое, однако, не предполагает тотального уничтожения этого запрета. Даже будучи нарушенным в акте трансгрессии, запрет не перестает быть запретом, что, с одной стороны, подчеркивает его фундаментальность, а, с другой стороны, придает трансгрессивным деяниям статус кощунства, греха, преступления. Однако прежде, чем обратиться собственно к понятию трансгрессии и содержанию трансгрессивного опыта, в первую очередь следует остановиться на вопросе об истоках философии трансгрессии.

Необходимо заметить, что само понятие «трансгрессия» вводится неклассической постмодернистской философией и разрабатывается в первую очередь такими авторами, как Ж. Батай, М. Бланшо, М. Фуко, а также другими представителями французской философской школы. Попытаемся же проследить философские основания возникновения темы трансгрессии в эпоху постмодернизма.

Проблема трансгрессии могла бы быть предметом моральной философии, раскрываемая как соотношение того, что должно и что недолжно, соотношение добра и зла, или рассматриваться в рамках философии права через анализ

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Каштанова Софья Михайловна, 2016 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агамбен Дж. Открытое: человек и животное. М.: РГГУ, 2012. - 118 с.

2. Агамбен Дж. Homo Sacer. Суверенная власть и голая жизнь. М.: Издательство «Европа», 2011. - 256 с.

3. Агамбен Дж. Homo Sacer. Чрезвычайное положение. М.: Издательство «Европа», 2011. - 148 с.

4. Арендт Х. О революции. М.: Издательство «Европа», 2011. - 464 с.

5. Аристотель. Политика // Соч.: В 4 тт. Т. 4. М.: Мысль, 1983. - 830 с.

6. Бакунин М.А. Государственность и анархия // Избранные сочинения в 5тт. Т.1. СПб: Книгоиздательство «Голос труда», 1919. - 320 с.

7. Барт Р. Сад-1 // Маркиз де Сад и XX век. М.: РИК «Культура», 1992. - 256 с. С. 184-209.

8. Барт Р. Удовольствие от текста // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. - 616 с. С. 462-518 с.

9. БатайЖ. Внутренний опыт. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1997. - 336 с.

10. Батай Ж. Гегель, смерть и жертвоприношение // Танатография эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб.: Мифрил, 1994. - 346 с. С.245-267.

11. Батай Ж. История эротизма. М.: Логос, 2007. - 200 с.

12. Батай Ж. Литература и зло // Батай Ж. Теория религии. Литература и зло. Минск: Современный литератор, 2000. - 352 с.

13. Батай Ж. Границы полезного // Батай Ж. Проклятая часть: Сакральная социология. М.: Ладомир, 2006. - 742 с. С. 237-309.

14. Батай Ж. Проклятая часть. Опыт общей экономии // Батай Ж. Проклятая часть. Сакральная социология. М.: Ладомир, 2006. - 742 с. С. 109-233.

15. Батай Ж. Сад и нормальный человек // Батай Ж. Проклятая часть: Сакральная социология М.: Ладомир, 2006. - 742 с. C. 623-639.

16. Батай Ж. Слезы Эроса // Танатография эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб.: Мифрил, 1994. - 346 с. С. 245-267.

17. БатайЖ. Суверенность // БатайЖ. Проклятая часть: Сакральная социология. М.: Ладомир, 2006. - 742 с. С. 313-487.

18. Батай Ж. Суверенный человек Сада // Батай Ж. Проклятая часть: Сакральная социология М.: Ладомир, 2006. - 742 с. С. 613-622.

19. Батай Ж. Теория религии // Батай Ж. Проклятая часть: Сакральная социология. М.: Ладомир, 2006. - 742 с. С. 52-105.

20. Батай Ж. Эротика // Батай Ж. Проклятая часть: Сакральная социология. М.: Ладомир, 2006. - 742 с. С. 491-702.

21. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. - 543 с.

22. Беккария Ч. О преступлениях и наказаниях. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1939. - 465 с.

23. Бергсон А. Смех. М.: Искусство, 1992. - 127 с.

24. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека (Опыт персоналистической философии). YMCA-Press, Paris, 1939. - 224 с.

25. Бланшо М. Опыт-предел // Танатография эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб.: Мифрил, 1994. - 346 с. С. 63-77.

26. Бланшо М. Сад // Маркиз де Сад и XX век. М.: РИК «Культура», 1992. - 256 с. С. 48-88.

27. де Бовуар С. Нужно ли аутодафе? // Маркиз де Сад и XX век. М.: РИК «Культура», 1992. - 256 с. С. 134-169.

28. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000. - 102 с.

29. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. - 387 с.

30. Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000. - 318 с.

31. Боркова О.В. «Граница» и «предел» как два способа ограничения // Вестник Томского государственного университета. № 299 (I), 2007. С. 38-41.

32. ГадамерХ.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

33. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Полит-издат, 1991. -527 с. С. 5-26.

34. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. М.: Республика, 1997. - 495 с.

35. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Т.1 // Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Том 5. М., 1937. -715 с.

36. Гегель Г.В.Ф. О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве. // Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М.: Наука, 1978. - 438 с. С.185-275.

37. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Том 4. Феноменология духа. М., 1959. - 440 с.

38. Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Том 3. Энциклопедия философских наук. М., 1956. - 372 с.

39. Гофман А.Б. Социальная антропология Марселя Мосса // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: КДУ, 2011. - 416 с. С. 3-6.

40. Грицанов А.А. «Предисловие к трансгрессии» // Новейший философский словарь. Постмодернизм. Гл.науч.ред. и сост. А.А. Грицанов. Минск: Современный литератор, 2007. - 816 с. С. 444-445.

41. Грицанов А.А. Трансгрессия // Новейший философский словарь. Постмодернизм. Гл.науч.ред. и сост. А.А. Грицанов. Минск: Современный литератор, 2007. - 816 с. С. 665-666.

42. Грякалов А.А. Письмо и событие. Эстетическая топография современности. СПб.: Наука, 2004. - 484 с.

43. Грякалов А.А. Событие и символ (опыт сопоставления) // СОФИЯ: Альманах: Вып. 1: А. Ф. Лосев: ойкумена мысли. Уфа: Издательство «Здравоохранение Башкортостана», 2005. - 368 с. С. 75.

44. Гусаченко В.В. Трансгрессии модерна. Харьков, 2002. - 400 с.

45. Делез Ж. Представление Захер-Мазоха // Венера в мехах. Сборник. М.: РИК «Культура», 1992. - 380 с. С. 189-313.

46. Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория, 2008. - 672 с.

47. Деррида Ж. Невоздержанное гегельянство // Танатография эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб.: Мифрил, 1994. - 346 с. С. 134-173.

48. Деррида Ж. Разбойники // НЛО, 2005 №72. [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/72/d3.html (дата обращения: 05.02.2015)

49. Деррида Ж. Тварь и суверен // Синий диван №12, 2008. С. 7-33.

50. Дорофеев Д.Ю. Конечность и проблема Другого в критической философии Канта. [Электронный ресурс]. URL: http://anthropology.rchgi.spb.ru/kant/kant_i1.htm (дата обращения: 10.05.2015)

51. Дорофеев Д.Ю. Под знаком философской антропологии. Спонтанность и суверенность в классической и современной философии. СПб.: «Центр гуманитарных инициатив», 2012. - 464 с.

52. Дорофеев Д.Ю. Саморастраты одной гетерогенной суверенности // Предельный Батай. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 2006. С. 3-38.

53. Дорофеев Д.Ю. Спонтанные броски Жоржа Батая // Вестник Санкт-Петербургского Университета, сер.6, вып.5, 2004. С. 33-44

54. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М.: Дрофа, 2006. - 605 с.

55. Жердева А.М. Осмысление понятия «сакральное» в современном философском дискурсе // Ученые записки ТНУ им. В.И. Вернадского. Серия «Философия. Социология». Т. 21 (60), №3. Симферополь, 2008. - С. 114 - 121.

56. Жирар Р. Насилие и священное. М.: Новое литературное обозрение, 2000. -400 с.

57. Жирар Р. Система бреда. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fedy-diary.ru/?page_id=8460 (дата обращения: 20.08.2015)

58. Зенкин С. Н. Сакральная социология Жоржа Батая // Батай Ж. Проклятая часть: Сакральная социология. М.: Ладомир, 2006. - 742 с. С. 7-48.

59. Зимин В. А. Функция трансгрессии (Проблема нарушения границ между полами и поколениями на материале фильма П.Альмодовара «Всё о моей матери») // Психоанализ и искусство. Сборник. М.: Когито-Центр, 2011. - 176 с. С. 11-35.

60. Зыгмонт А.И. Насилие и сакральное в философии Жоржа Батая // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 3 (59). С. 23-38.

61. Ивановская О.В. Трансценденция против трансгрессии // Научные проблемы гуманитарных исследований. №1, 2010. - 325 с. С. 256-268.

62. Кайуа Р. Человек и сакральное // Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М.: ОГИ, 2003. - 296 с. С. 141 - 292.

63. Кайуа Р. Игры и люди // Кайуа Р. Игры и люди; Статьи и эссе по социологии культуры. М.: ОГИ, 2007. - 304 с. С. 33-204.

64. Кайуа Р. Головокружение // Игры и люди; Статьи и эссе по социологии культуры. М.: ОГИ, 2007. - 304 с. С. 232-241.

65. Кайуа Р. Социология палача // Игры и люди; Статьи и эссе по социологии культуры. М.: ОГИ, 2007. - 304 с. С. 207-223.

66. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

67. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Соч. в 6 тт. Т. 6. М.: Мысль, 1966. - 743 с. С. 350-588.

68. Кант И. Критика практического разума // Соч. в 6 тт. Т. 4. ч. 1. М.: Мысль, 1965. - 544 с. С. 311-523.

69. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Соч. в 6 тт. Т. 4. ч. 1. М.: Мысль, 1965. - 544 с. С. 67-217.

70. Кириленко С.А. Культура еды и образ Я // Философия пира: опыт постижения. СПб.: Издательско-торговый дом «Летний сад», 1999. - 131 с. С. 48-52.

71. Кожев А. Введение в чтение Гегеля. СПб.: Наука, 2003. - 792 с.

72. Коллеж социологии. Сост. Олье Дени. СПб.: Наука, 2004. - 588 с.

73. Краснухина Е.К. Телесный опыт предела в современной культуре // Отечественные традиции гуманитарного знания: история и современность. СПб.: СПбГИЭУ, 2012. - 327 с. C. 76-79.

74. Краснухина Е.К. Трансгрессивность пира // Философия пира: опыт постижения. СПб.: Издательско-торговый дом «Летний сад», 1999. - 131 с. С. 52-56.

75. Краснухина Е.К. Эротическое и негативное // Вестник СПбГУ. Сер.6. Вып.4. 2011. - 128 с. С. 19-24.

76. Краснухина Е.К. Эротический тренд в философии: свобода и суверенность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.6. Вып.1. 2013. - 142 с. С. 8-12.

77. Кропоткин П. Анархия, ее философия, ее идеал: Сочинения. М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 864 с.

78. Кузин И.В. И.Кант: свобода, грех, прощение // Кантовский сборник, №3, 2010. - 120 с. С. 96-110.

79. Кузин И.В. Социально-философские перспективы телесности // Вестник СПбГУ. Сер.6. Вып.4. 2011. - 128 с. С. 14-18.

80. Леви-Стросс К. Сырое и приготовленное // Леви-Стросс К. Мифологики. В 4-х тт. Том 1. М.; СПб.: Университетская книга, 1999. - 406 с.

81. Люсый А.П. Новейший пограничник. Отказ от начала и конца // Международный журнал исследований культуры. №3 (12) 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.culturalresearch.ru/ru/archives/92-lim-sub (дата обращения: 19.08.2015). С. 75-82.

82. Мазин В.А. Введение в Лакана. [Электронный ресурс]. URL: http://modernlib.ru/books/mazin_viktor_aronovich/vvedenie_v_lakana/read/ (дата обращения: 15.02.2015)

83. Марков Б.В. Знаки страсти // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Сер.6. Вып.1. 2007. - 242 с. С. 3-11.

84. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 39 томах. Т.13. - 771 с. С. 1-167.

85. Мелихов Г.В. Антропология сакрального: к характеристике предмета // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. №1, т. 152,

2010. С.109-124.

86. Можейко М. А. Трансгрессия // История философии: Энциклопедия. / Сост. и глав. науч. ред. А.А. Грицанов. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. - 1376 с. С. 1036-1038.

87. Мосс М. Опыт о даре // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: КДУ, 2011. - 416 с.

88. Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству // Так говорил Заратустра. Харьков.: Фолио, 1999. - 340 с.

89. Ницше Ф. Генеалогия морали // Соч. В 2 тт. Т. 2. Ленинград.: Сирин, 1990. -416 с. С. 3-147.

90. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Соч. В 2 тт. Т. 2. Ленинград.: Сирин, 1990. - 416 с. С. 149-325.

91. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Собрание сочинений: В 5 т. Т.1. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. - 480 с.

92. Ницше Ф. Сумерки идолов // Сумерки идолов. Ессе Homo. М.: АСТ: Астрель,

2011. - 253 с. С. 5-126.

93. Пазе К. Гетерология и ацефал: от фантазма к мифу // Предельный Батай. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 2006. С. 132-149.

94. Пигров К.С. Быть - значит есть // Философия пира: опыт постижения. СПб.: Издательско-торговый дом «Летний сад», 1999. - 131 с. С. 4-9.

95. Пигров К.С., Султанов К.В. Социально-философская проблематизация концепта убийства // Философия права. Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. № 3 (64). 2014. - с. 136. С. 80-83.

96. Подорога В.А. Трансгрессия и предел // Новейшая философская энциклопедия в 4 томах. Т.4. Ред. совет: Степин В.С., Гусейнов А.А., Семигин Г.Ю., Огурцов А.П. и др. М.: Мысль, 2010. - 736 с. С. 91.

97. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне). М.: Издательство «Лабиринт», 1999. - 288 с.

98. Разинов Ю.А. С улыбкой авгура, или трансгрессия под маской // Mixtura verborum' 2002: По следам человека. Сб. ст. Самарская гуманитарная академия. [Электронный ресурс] URL: http://www.phil63.ru/s-ulybkoi-avgura-ili-transgressiya-pol-maskoi (дата обращения: 31.07.2015)

99. Римский А.В., Артюх А.В., Экстремизм и терроризм: понятие и основные формы проявления // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия, Социология, Право. №10, т. 16, 2009. С. 244-249.

100. де Сад, Маркиз. Философия в будуаре // Маркиз де Сад. Философия в будуаре. Тереза-философ. Минск.: Белфакс, 1992. - 286 с.

101. де Сад, Маркиз. 120 дней Соддома. М.: Гелеос, 2007. - 448 с.

102. Сартр Ж.-П. Один новый мистик // Танатография эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб.: Мифрил, 1994. - 346 с. С. 11-44.

103. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. - 398 с. С. 319-334.

104. Соловьев В.С. Смысл любви // Сочинения в 2 тт. Т.2. М.: Мысль, 1988. - 822 с. С. 493-547.

105. Сорокин П.А. Социология революции. М.: Территория будущего, 2005. -704 с.

106. Тимофеева О.В. Введение в эротическую философию Жоржа Батая. М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 200 с.

107. Тимофеева О.В. «Внутренний опыт» и проблема сообщества в творчестве Ж. Батая // Опыт и чувственное в культуре современности. Философско-антропологические аспекты. М., 2004. - 248 с. С. 198-221.

108. Тимофеева О.В. Негативное животное // Stasis, №1, 2013. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. — 356 с. С.290-315.

109. Тимофеева О.В. Химера суверенности: между Шмитом и Батаем // Синий диван, № 12. М.: 2008. C. 65-78.

110. Ткаченко Р.В. Проблема трансгрессии в философии постмодернизма // Общество: философия, история, культура. №4, 2015. [Электронный ресурс] URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/fik/2015-4/tkachenko.pdf (дата обращения: 31.07.2015)

111. Тульчинский Г.Л. Тело свободы // Философия тела / М.Н. Эпштейн. Тело свободы / Г. Л. Тульчинский. СПб.: Алетейя, 2006. - 432 с. С. 195-421.

112. Фаритов В.Т. Трансгрессия и трансценденция как перспективы времени и бытия в философии М.Хайдеггера и Ф.Ницше // NB: Философские исследования, 2014. № 8. - 140 с. С. 1-24.

113. Фаритов ВТ. Трансгрессия, граница и метафизика в учении Г.В.Ф. Гегеля // Вестник Томского Государственного Университета, 2012. № 360. - 200 с. С. 48-52.

114. Фаритов В. Т. Трансгрессия и трансценденция как перспективы дискурса // Фундаментальные исследования. - Издательский дом «Академия Естествознания», 2014. №11 (Часть 2). - 485 с. С. 465-469.

115. Фихте И.Г. Основа общего наукоучения // Сочинения в двух томах. Т.1. СПб.: Мифрил, 1993. - 687 с.

116. Флиер А.Я. Социальная практика как преодоление культуры: от бытового хулиганства до интеллектуальной субъективности // Международный журнал исследований культуры. №3 (12) 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.culturalresearch.ru/ru/archives/92-lim-sub (дата обращения: 19.08.2015). С. 57-62.

117. Фокин С.Л. Философ-вне-себя. Жорж Батай. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2002. - 320 с.

118. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // «Я» и «Оно»: Сборник. СПб.: Издательский Дом «Азбука-Классика», 2007. - 288 с. С. 157-281.

119. Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения // «Я» и «Оно»: Сборник. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. - 288 с. C. 5-90.

120. Фрейд З. Положение о двух принципах психической деятельности // Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник. СПб.: «Алетейя», 1998. - 256 с. С. 98-107.

121. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. - 256 с.

122. Фрейд З. «Я» и «Оно» // «Я» и «Оно»: Сборник. СПб.: Издательский Дом «Азбука-Классика», 2007. - 288 с. С. 91-156.

123. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1986. - 703 с.

124. Фуко М. Безумие, отсутствие творения. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fuko/bezum.php (дата обращения: 29.01.2015)

125. ФукоМ. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996. - 448 с.

126. ФукоМ. История безумия в классическую эпоху. М.: АСТ: АСТ МОСКВА,

2010. - 698 с.

127. ФукоМ. Надзирать и наказывать. М.: Ad Marginem, 1999. - 479 с.

128. Фуко М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974-1975 учебном году. СПб.: Наука, 2004. - 432 с.

129. Фуко М. О трансгрессии // Танатография эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб.: Мифрил, 1994. - 346 с. С. 111-131.

130. ХайдеггерМ. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1993. - 451 с.

131. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха,

2011. - 416 с.

132. Цыпина Л.В. Дозволенное незнание и недозволенное знание: Кузанский и Кант о границах познания // Verbum, №13, 2011. С. 367-378.

133. Шестов Лев. Достоевский и Ницше. Берлин: Издательство «Скифы», 1922. - 157 с.

134. Шмитт К. Диктатура. От истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы. СПб.: Наука, 2005. - 326 с.

135. Шмитт К. Политическая теология // Политическая теология. Сборник. М.: «КАНОН-пресс-Ц», 2000. - 336 с. С. 7-98.

136. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: Т. 1 // Собрание сочинений в 6 т. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1999. - 496 с.

137. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994. -560 с.

138. Филиппов А. Техника диктатура: К логике политической социологии // Шмитт К. Диктатура. От истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы. СПб.: Наука, 2005. - 326 с. С. 277-322.

139. Штельтинг Э. Социальное значение границ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.indepsocres.spb.ru/stoelt_r.htm (дата обращения: 15.07.2015)

140. ЭлиадеМ. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.

141. Энафф М. Маркиз де Сад. Изобретение тела либертена. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2005. - 448 с.

142. Эпштейн М.Н. Философия тела // Философия тела / М.Н. Эпштейн. Тело свободы / Г.Л. Тульчинский. СПб.: Алетейя, 2006. - 432 с. С. 10-194.

143. Юдин Н.Л. Праздничность и повседневность в горизонте клинамельного // Праздник и риск: творчество жизни. Сборник трудов. Саратов: ИЦ «Наука», 2014. - 122 с. С. 107-116.

144. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Полит-издат, 1991. - 527 с.

Источники на иностранном языке:

145. Connolly H. Sin. Continuum International Publishing, 2010.

146. Foust C. Transgression as a Mode of Resista^e: Rethinking Sorial Movement in an Era of Corporate Globalization. Lexington Books, 2010.

147. Gregg J. Maurke Blan^ot and the Literature of Transgression. Pri^eton University Press, 1994.

148. Jenks C. Transgression. Key Ideas. Routledge, 2003.

149. Lippens R., Hardie-Bick J. Short Editorial Introduction: Transcendence and Transgression // Spinger Science + Business Media. Special Issue, 2012. P. 347349.

150. Mey K. Art and Obscenity. I.B. Tauris & Co Ltd, 2007.

151. O'Neill M., Seal L. Transgressive Imaginations: Crime, Deviance and Culture. Palgrave Macmillan, 2012.

152. Rawls J. Brief Inquiry into the Meaning of Sin and Faith. Harvard University Press, 2009.

153. Roberts-Hughes R. Erotic Transgression and Sexual Difference in Georges Bataille. [Электронный ресурс]. URL: http://www.academia.edu/211943/Erotic_Transgression_and_Sexual_Difference_in _Georges_Bataille (дата обращения: 22.02.2015)

154. Sade and the Narrative of Transgression edited by D.B. Allison, M.S. Roberts, A.S. Weiss. Cambridge University Press, 2006.

155. Stallybrass P., White A. The Politics and Poetics of Transgression. Cornell University Press, 1986.

156. Transgression and Taboo. Critical Essays edited by Vartan P. Messier and Nadita Batra. College English Association - Caribbean Chapter Publications, 2005.

157. Wolfreys J. Transgression: Identity, Space, Time. Palgrave Macmillan, 2008.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.