Трансформация жанровой системы в мультимедийной среде (от очерка к лонгриду) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат наук Котаева Алена Рутеновна

  • Котаева Алена Рутеновна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 163
Котаева Алена Рутеновна. Трансформация жанровой системы в мультимедийной среде (от очерка к лонгриду): дис. кандидат наук: 10.01.10 - Журналистика. ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». 2021. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Котаева Алена Рутеновна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Российский очерк и лонгрид: определение, генезис и особенности

1.1. Генезис и трансформация художественного и журналистского очерка в России

1.2. Особенности жанра российского радио и телеочерка (XX век)

1.3. От традиционных СМИ к конвергентной журналистике

1.4. Лонгрид как мультимедийный формат

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Глава 2. Трансформация жанра очерка в современной российской мультимедийной среде

2.1. Путевой очерк и лонгрид: сходства и отличия

2.2. Трансформация проблемного очерка в лонгрид

2.3. Особенности трансформации портретного очерка в лонгрид

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация жанровой системы в мультимедийной среде (от очерка к лонгриду)»

ВВЕДЕНИЕ

Тот факт, что в XXI веке происходит бурное развитие информационных технологий, в значительной степени повлиял на журналистику и СМИ в целом. Во-первых, появились новые современные возможности развития, в том числе новые жанры и форматы, из-за того, что возникли различные интернет-платформы для публикаций материалов средств массовой информации, снизились расходы на печать журналистских материалов. Во-вторых, благодаря техническому прогрессу появился непрерывно увеличивающийся поток информации, что приводит аудиторию к трудностям, ей все сложнее выбирать источники информации при столь большом их объеме. Сегодня конкуренцию профессиональным СМИ также составляют и представители гражданской журналистики, блогеры и другие пользователи Интернета. И чтобы выжить, профессиональные журналисты прибегают к всё новым и новым способам привлечения аудитории.

Это способствует образованию двух противоположных тенденций при создании журналистских материалов. Одним журналистам интересен формат коротких новостей и сообщений, так как они считают, что люди реже стали читать длинные тексты, что они большую часть информации получают из заголовков и иллюстраций. Другим, наоборот, кажется, что длинные тексты являются более интересным форматом, естественно, если они снабжены средствами мультимедийного языка. поэтому активно работают в форме лонгрида. Данный формат получил распространение и стал популярным недавно, но так как он стал популярен и востребован очень быстро, многие ученые заинтересовались этим явлением и тщательно занимаются его исследованием.

Актуальность нашей работы связана с тем, что исследуемые процессы возникли и развиваются на наших глазах, на наших глазах формируется и развивается мультимедийная журналистика, благодаря чему, в свою очередь,

происходит трансформация традиционной жанровой системы, образуются новые форматы подачи информации. На сегодняшний день не до конца известно, положительно ли повлияет на журналистику такое сильное изменение традиционной жанровой структуры средств массовой информации. Актуальность диссертации связана и с тем, что нет и десятилетия формату лонгрида. Первой такой работой в мультимедийной журналистике считается материал «Snow Fall: The Avalanche at Tunnel Creek («Снегопад: лавина в туннеле Крик1»)», вышедший в 2012 году в газете The New York Times (Нью-Йорк Таймс). Поэтому развитие формата и его популярность в медиасфере даже называют «эффектом «Snow Fall». Формат лонгрида, можно сказать, исследован совсем мало, а особенности разновидностей данного мультимедийного формата и вовсе не проанализированы, особенно то, как они взаимодействуют с содержанием текста.

Новизна исследования заключается в том, что оно является одной из первых попыток проанализировать трансформацию русской жанровой системы на протяжении трех веков на примере пути жанра очерка из художественной литературы в журналистику (в прессу, на радио и на телевидение), а далее в связи с появлением единого массмедийного пространства превращения жанра в современный формат лонгрида, обладающий значительным потенциалом в формировании структуры современных конвергентных медиа.

Объектом исследования стали произведения русской художественной литературы и журналистики (XVIII-XX вв.), созданные в жанре очерка, а также публикации ведущих российских и зарубежных интернет-СМИ в формате лонгрида, созданные на основе современных технологий с использованием различных возможностей предоставления информации.

1 «Snow Fall. The Avalanche at Tunnel Creek» [Электронный ресурс] .Режим доступа: http://www.nytimes.com/projects/2012/snow-fall/index.html#/?part=tunnel-creek / (Дата обращения -12.04.2020).

В качестве предмета изучения выступают жанровые особенности и структурно-функциональные характеристики жанра очерка и формата лонгрида.

Цель данного исследования - изучить пути возникновения и постепенной трансформации литературно-художественного жанра очерка российской журналистики в мультимедийный формат лонгрида.

Для того, чтобы добиться нужной цели, нам необходимо выполнить следующие задачи:

1. проследить связь процесса возникновения и генезиса жанра очерка в русской художественной литературе с историей развития этого жанра в российской журналистике.

2. изучить процесс трансформации журналистского жанра российского очерка в 20 веке и особенности его радио и телеразновидностей;

3. исследовать, как процесс медиаконвергенции на рубеже XX-XXI веков повлиял на традиционную жанровую систему;

4. охарактеризовать особенности и потенциал нового мультимедийного формата лонгрида;

5. провести сравнительный анализ особенностей трех основных разновидностей очерка и лонгридов, выявить их сходства и отличия, жанрообразующие и структурообразующие характеристики.

Комплексный характер диссертационного исследования трансформации жанровой системы российской журналистики вызвал

л

необходимость использования трудов таких ученых, как А.А. Калмыков , С.Г. Корконосенко3, Е.П. Прохоров4, Л. Э. Варустин5, Е. А. Баранова6,

7 Я Q 1П

Р.А. Будагов , А.А. Тертычный , М.В. Шкондин , Е. В. Выровцева ,

2 Калмыков А.А. СМИ и современные медиатехнологии / А.А. Калмыков. - М: АСМО-пресс, 2000 - С. 78.

3 Корконосенко С.Г. Основы журналистики. Учебник для вузов: Аспект Пресс 2006 г. С.44.

4 Прохоров Е.П. Правовые и этические нормы в журналистике: Аспект Пресс - 2004. С. 67.

5 Варустин Л.Э. Вровень с героем. М.: Изд-во: Мысль. 1987 - С.199.

6 Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика: учеб. Пособие для бакалавриата и магистратуры/ Е.А. Баранова. - М.: Издательство Юрайт, 2014 - С.42.

7 Будагов Р.А. История слов в истории общества / Р.А. Будагов. - М.: Просвещение, 1971 - С.155.

8 Тертычный, А.А. Жанры периодической печати/ М: Аспект Пресс, 2000 - С.35.

11 19

В.В. Виноградов , Я.Н. Засурский и др., разработавших теории журналистских жанров, описавших их основные группы и разновидности.

Рассмотрение жанровой системы в историческом аспекте потребовало обращения к основополагающим работам по истории художественной

13

литературы и журналистики таких исследователей, как Е.Л. Вартанова , Л.П. Громова14, Б.И Есин15, А.В. Западов16, Р. П. Овсепян17 и др.

В основу описания жанровой структуры российских СМИ (прессы, радио, телевидения) и ее трансформации легли исследования таких ученых,

1 о 1д лп ?1

как Л. Е. Кройчик , Л. П. Шестеркина , Г. В. Лазутина , С. С. Распопова , Л. В. Шибаева22, Т. Е. Шехтер23, Е. М. Лазарева24, О. Р. Лащук25, О. В.

Л/Г Л'У ЛО

Шлыкова , К. И. Щербатых , А. Лычавко и др.

9 Шкондин М.В. Типология периодической печати. Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Аспект-Пресс, 2009. — 236 с.

10 Выровцева, Е. В. Авторский жанр в современных российских СМИ / Е. В. Выровцева // Жанры СМИ:

история, теория, практика: сб. материалов VI и VII Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 2014 - С.87.

11

Виноградов, В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика, 1963 - С.45.

12 "

Засурский Я.Н. Колонка редактора: Медиатекст в контексте конвергенции. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2005. — № 2 - С.97.

13

Вартанова Е.Л. Теория СМИ. Актуальные вопросы. М: МедиаМир, 2009 - С.98

14 Громова Л.П. История русской журналистики XVNI-XIX веков: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) 2013. С. 18.

15 "

Есин Б.И. История русской журналистики XIX веках: Издательство МГУ, Печатные Традиции. 2008 г. С. 65.

16 Западов А.В. М. В. Ломоносов и журналистика. Издательство МГУ - 2011 г. С. 24.

17 Овсепян Р.П. ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ (учебное пособие) Под редакцией Я.Н. Засурского. М., Изд-во МГУ, 1999 - С.77.

18 Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб: Знание, 2000 - С.88.

19 Шестеркина Л. П., Лободенко Л. К. Базовые подходы к созданию универсального медиатекста в интернет-СМИ [Электронный ресурс]// Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2013. Вып. № 2. Т. 10. и^: http://cyberleninka.ru/article/n/bazovye-podhody-ksozdaniyu-universalnogo-mediateksta-v-internet-smi/ (Дата обращения - 12.03.2020).

20 Лазутина Г.В. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, № 6, 2010 - С.5.

21 Распопова С. С. Жанры журналистского творчества: Учеб. пособие для студентов вузов / С. С. Распопова. — М.: Аспект Пресс - С.28.

22 Шибаева Л. В. Жанры в теории и практике журналистике: учебник. - М: Аспект Пресс, 2000 - С.90.

23 Шехтер Т. Е. Искусство мультимедиа. Мультимедиа и техника. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 2010. - С. 204.

24 Лазарева Е.М. Текст дается по изданию: Новое литературное обозрение, 1996, № 22, С. 33 - 64.

25 Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений: Учебное пособие для студентов вузов - С.88.

26 Шлыкова О. В. Культура мультимедиа. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - С. 415.

27 Щербатых К. И. Роль невербального языка в привлечении внимания массовой аудитории (к постановке проблемы). // 53-я международная научно-практическая конференция «Средства массовой информации в современном мире». ВШЖМК СПбГУ. - СПб., 2014 - С.78.

28 Лычавко А. Просто длинный текст - еще не лонгрид: как интернетиздания осваивают новый формат [Электронный ресурс] // Медиакритика / (Дата обращения - 05.03.2020).

Степень изученности особенностей как самих лонгридов, так и их разновидностей совсем невелика. «В зарубежной практике изучением формата лонгрид занимается центр Беркли по исследованию новых медиа, а также университет Глазго, в российской же - лишь отдельные исследователи, такие как М. М. Лукина , Н. Г. Лосева , Д. Ю. Кульчицкая» . «Данное явление и исследования о нем так молоды, что пока даже не устоялась терминологическая база. Некоторые исследователи говорят о лонгриде, кто-то называет это же явление трансмедийным повествованием, нарративной

32

журналистикой, логнформом, сторителлингом ». Подробно определение, функции и особенности нашего представления о лонгриде мы рассмотрим в первой главе.

Методологической базой нашего исследования стали теоретический, исторический и сравнительно-типологический методы анализа эмпирического материала, а также мы применяли метод описания. Данные методы помогли нам провести анализ лонгридов и очерков, а также выявить жанрообразующие и структурообразующие черты публикаций.

Нами также были использованы положения диалектической связи языковых единиц, методы компонентного, дистрибутивного анализа, метод случайной выборки, синтеза, интерпретации, описательный метод.

Эмпирическая база данного исследования довольно обширна, так как в первой главе сделана попытка исторической ретроспективы генезиса журналистского жанра очерка из художественного, а затем показана его трансформация в радио и телеочерк с последующим переходом в электронный цифровой формат лонгрида, что потребовало анализа обширного эмпирического материала художественных, журналистских и

29 Лукина М.М. Технология интервью: Учебное пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2003.

30 Лосева Н.Г. Интернет-СМИ и социальные сети: опыт интеграции [Электронный ресурс] // I-COM- ference 2011. Социальные сети и Интернет-СМИ: Докл. на конф., 10-11 февр. 2011.

31 Кульчицкая Д.Ю. Журналистика в информационном поле современной России: должное и реальное. 2-е изд.: Аспект Пресс Москва.

32 Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М.М. Лукиной. — М.: Аспект Пресс, 2010. С.23.

медиатекстов. Особенное внимание было также уделено отбору материала для второй (экспериментальной) главы, предметом анализа в которой стали 15 публикаций в жанре «очерк» и 15 публикаций в формате «лонгрид». Поскольку нас интересовали сходства и отличия разновидностей жанра очерка и формата лонгрида, то принцип отбора эмпирического материала исследования - примерно одинаковая проблематика материалов, чтобы сравнение было максимально корректным. Чтобы определить эмпирическую базу диссертации, мы использовали метод случайной выборки, это значит, что материалы, которые мы изучили, относятся к различным российским и зарубежным СМИ, где этот формат и жанр представления информации применяются обычно на постоянной основе: The New York Times, BBC, «Коммерсантъ», Forbes, Lenta.ru, Газетами, «ТАСС», «Комсомольская правда». Очерки довольно активно используются порталами СМИ, а лонгриды зачастую становятся спецпроектами.

На основании своего исследования автор выдвигает следующую гипотезу: под влиянием процессов медиаконвергенции в последнее десятилетие традиционный для российских СМК жанр очерка, чье возникновение и развитие на протяжении трех веков сделало его одним из самых востребованных литературно-художественных жанров в российской журналистике, трансформируется в Интернет-среде в формат лонгрида, медиатекста, включающего в себя особенности не только трех основных типов очерка (путевого, портретного, проблемного), возможности печатного, радийного и телевизионного подвидов очерка, особенности других традиционных жанров журналистики, но и все возможности современного конвергентного медиатекста.

Также следует обратить внимание на положения, которые близки к гипотезе, но являются более узкими и выносятся нами на защиту:

1. Развитие литературно-художественного жанра очерка в российской журналистике и формирование особенностей его основных разновидностей

(путевой, портретный, проблемный), начавшееся в конце XVIII и продолжившееся в XIX и XX веках, берет своё начало с трансформации жанра очерка русской художественной литературы.

2. На протяжении XX века российский очерк как журналистский жанр вбирает в себя все возможности, предоставляемые ему радио и телевидением, тем самым осваивая художественные и выразительные приёмы, которые послужат для его дальнейшего изменения.

3. На рубеже XX и XXI веков система СМИ трансформируется и в этот период можно говорить не только о конвергенции современных российских СМК и их контента, но и о процессе трансформации традиционных жанров, креолизации их в медиатекст, со своими особенностями и характеристиками.

4. Процесс медиаконвергенции приводит к возникновению и бурному развитию нового формата - лонгрида, особенностями которого как конвергентного формата медиатекста следует признать его мультижанровость и поливалентность.

5. Сравнение примеров 3 разновидностей традиционного очерка (путевого, портретного и проблемного) с лонгридами, созданными на сходную тематику, позволяет говорить о том, что формат лонгрида с точки зрения композиционного построения и выразительных средств является в российской журналистике продолжением трансформации жанра очерка, а также результатом слияния вербальных и медийных элементов других жанров.

Теоретическая ценность исследования состоит в уточнении понятия журналистского жанра очерка, расширении подходов к осмыслению его генезиса и системных типологических характеристик, представлений о трансформации данного жанра в современной мультимедийной среде, определении и свойствах лонгрида как формата и его генезиса.

Практической ценностью исследования является возможность использования его материалов и выводов при подготовке и чтении

лекционных курсов по жанрам и стилю СМК, а также по истории и теории журналистики. В частности - в современных спецкурсах по новой интернет-журналистике и медиаисследованиям, особенно, в спецкурсах по новейшим жанровым разновидностям медиатекстов. Материалы работы будут ценны для начинающих специалистов в данной области, а также для тех, кто увлекается гражданской журналистикой в сети Интернет.

Структуру диссертации составляют: введение, первая глава (теоретическая), вторая глава (экспериментальная), заключение и список литературы. Во введении выясняется актуальность работы, поясняется степень изученности выбранной темы, определяется научная новизна и практическая значимость диссертации. Автор исследования также определяет объект и предмет работы, её гипотезу и положения, выносимые на защиту, цель и задачи исследования, поясняет, какими методами пользовался при её выполнении.

В первой главе мы говорим про генезис художественного очерка в России, рассказываем о процессе перехода этого жанра из художественной литературы в журналистику, анализируем особенности дальнейшей трансформации жанра российского радио и телеочерка. Мы выясняем основные характеристики медиатекста, изучаем процессы трансформации жанра очерка в мультимедийной среде в формат лонгрида, а также анализируем форму и содержание данного мультимедийного формата.

Вторая глава представляет сравнительный анализ очерков разных поджанров и российских лонгридов, в процессе которого мы выявляем характеристику традиционных жанровых составляющих формата лонгрида (при условии, что в одном лонгриде могут использоваться несколько жанров). Также анализируем основные типы композиции рассмотренных материалов и определяем самые распространенные мультимедийные элементы у жанра очерка и формата лонгрида. Заключение подводит итоги исследования.

Глава 1. Российский очерк и лонгрид: определение, генезис и особенности

В современном мире журналистский и публицистический текст являются неотъемлемым явлением культуры. Такой тип текста выполняет сразу несколько важных функций: он является площадкой для проведения общественной дискуссии, касающейся какого-либо социального или политического вопроса, и одновременно выполняет функцию информирования граждан о событиях, происходящих в стране и мире.

До появления развитой журналистской практики подобный круг проблем решался в художественных очерках. Объединяет очерк художественной литературы с журналистским текстом и то, что он обычно пишется от лица автора, зачастую очерк создается по горячим следам события, очевидцем которого был автор.

В связи с этим, разбирая генезис журналистских жанров в России, целесообразным представляется проследить историю возникновения и развития очерка.

1.1. Генезис и трансформация художественного и журналистского очерка в России

Очерк - это относительно молодой жанр литературы, объединяющий в себе черты художественного и публицистического текстов. В России он зародился относительно недавно, во второй половине XVIII века. Однако степень исследованности данного жанра достаточно высока: исследователи

выявили и сформулировали его жанровые характеристики, поэтику очерка и историю развития данного типа текстов33.

Очерк как жанр впервые появляется в эпоху Просвещения в английской художественной литературе. Первоначально поэтика очерка была связана с сатирой, а формат - с жанром эссе. Связь с сатирой можно объяснить тем, что сатира (как и очерк) - это жанр, стремящийся проявлять себя в работе над современным и остроактуальным материалом. В классицистской культуре сатира являлась одной из немногих дозволенных эстетикой классицизма возможностей осуществлять социальную критику. В литературе английского Просвещения сатирические мотивы, носящие строго актуальный характер, имеющие предметом описания современное общество, начинают воплощаться в свободном от формальных или структурных ограничений жанре эссе.

Являясь откликом на современные события, такие заметки должны были, во-первых, быстро доходить от автора к читателю, а, во-вторых, отличаться краткостью и яркостью зарисовки или наброска. Поэтому первоначальный прообраз очерка мог функционировать только в составе изданий периодической печати.

«Самыми необходимыми журналами тех времен были «Болтун» Дж. Аддисона и «Зритель» Р. Стила»34. «Первое место в каждом выпуске принадлежало очерку-эссе на любую выбранную бытовую, морально-философскую, эстетическую или другую тему, которая исчерпывалась в одном листе и иногда требовала для своей разработки целого очеркового цикла»35. Однако стоит понимать, что прообраз очерка данного периода имеет значительные жанровые и концептуальные отличия от развитой очерковой культуры XIX-XX веков.

33 Журбина Е. Искусство очерка. - М., 1957. - 221 с.

34 Нравоописательная журналистика // История всемирной литературы: в 9 т. - М.: Наука, 1988. - Т. 5. - С. 36-37.

35 т

Там же.

Формирование очерка как самостоятельного жанра в русской литературе связывают с деятельностью Н.И. Новикова - известного издателя и писателя последней трети XVIII столетия. Н.И. Новиков, сам являясь издателем нескольких журналов, постоянно выступает в них с публикацией анонимных или авторских текстов с отзывами на современные и актуальные для читателей события страны и мира.

Однако во времена Н.И. Новикова очерк еще не отделен от художественной литературы. Концептуально выполняя функцию очерка, он иногда выглядит как настоящее художественное произведение: может использоваться маска выдуманного рассказчика для изложения содержания очерка. В целом жанровые границы очерка не установлены окончательно современниками в XVIII столетии.

Развитие периодической печати в России, распространение газет и журналов, их коммерциализация, популярность, а также структурные изменения в обществе, происходящие на протяжении всего XIX века, делали необходимым существование особого жанра художественно-публицистического текста. Это привело к тому, что очерк стал развиваться в направлении журналистского текста.

Когда печать как первое средство массовой информации стала переходить от этапа персонального журнализма к эпохе коммерциализации прессы, очерк утвердился как жанр, сочетающий в себе художественные и публицистические способы воздействия на читателей. Этот процесс происходил в России в первой трети XIX века.

«И в России появление нового вида литературы также было связано с коренными сдвигами в общественной жизни, с обострением социальных противоречий, ... с потребностью поставить в действенной художественно-публицистической форме коренные вопросы современности»36.

36 Костелянец Б.О. Русский очерк / Б.О. Костелянец // Русские очерки: в 3 т. - М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1956. - Т. 1. - С. 5-80.

Следует обратить внимание на генезис поэтики очерка. Источником очерковой поэтики являлись прозаические тексты малых форм. В XVIII веке проза считалась вторичным и вспомогательным жанром литературы (в отличие от поэзии). К прозаическим жанрам, на основании которых развивался очерк, можно отнести сатирические заметки, открытые публичные письма, редакторскую колонку, информативные бюллетени, путевые заметки.

Развиваясь в недрах классицизма, очерк имел определенную целевую причину: он должен был служить исправлению нравов. В этом проявляется его связь с сатирой в классицистической эстетической парадигме.

Исходя из своих целей, очерк отличался следующими структурными характеристиками жанра: схематизм, морализаторство, высмеивание принадлежащих людям пороков, которые воспринимались как противоположность идеалу.

Очерк рассматривал пороки как проявление непросвещенности. В отличие от XIX века, корень социальных проблем не виделся в самой по себе социальной структуре. Критика нравов не связывалась с критикой общественного устройства.

«Первые очерковые опыты имели сходную жанровую природу. Очерк-портрет представлял собой описание типичного представителя современных нравов, которые проявлялись в конкретных жизненных обстоятельствах, то есть в очерке-сценке»37.

Однако откровенно сатирическую тематику, связанную с пороками и их исправлениями, очерк имел только в своей самой ранней редакции. Удобная жанровая форма впитала в себя так же те малые субжанры, в которых высказывалось мнение автора по какому-либо вопросу, либо описывались его впечатления и переживания по поводу реального увиденного события, такие как открытое письмо и путевые заметки.

37 Лукичева З.В. Русский нравоописательный очерк 2 половины XVIII - первой трети XIX в.: автореф. дис. канд. филол. наук / З.В. Лукичева. - Л., 1980. - 23 с.

«По мнению Б.О. Костелянца, истоки журналистского жанра очерка -не только в сатирических произведениях последних десятилетий XVIII века, но ив так называемых «письмах» (например, письма Д.И. Фонвизина о заграничном путешествии 1777-1778 годов) и «путешествиях» («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева)»38.

А.Н. Радищев показал пример того, что литературная форма, приближенная к поэтике очерка, была известна в русской культуре и стала в итоге популярной.

«Что касается путевого очерка, то он, имея длительную историю в русской литературе (восходит к древнерусским хождениям), стал активно развиваться чуть позднее других жанровых разновидностей, с конца XVIII века»39.

В данном жанре автор говорил о том, что он мог увидеть в какой-то момент жизни или увидел, благодаря этому в тексте присутствовала актуальность и жизненность. «Не все специалисты согласны с выделением этого типа. П.Ф. Юшин утверждал, что особенность этого вида очерка -всего лишь направление движения рассказчика»40. «Также существует мнение, что путевой очерк, наряду с документально-дневниковыми записями, журналами, заметками, является частным случаем, разновидностью жанра путешествия»41.

Путешествия - это синтетический повествовательный жанр, который не всегда (но зачастую) написан прозой. В отличие от формы путевых заметок, близких к очерковой поэтике, путешествия не имеют четкой структуры и нарратива перемены места, в них часты отступления от повествовательного описательного начала в сторону изложения некоторого

38 Костелянец Б.О. Русский очерк / Б.О. Костелянец // Русские очерки: в 3 т. - М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1956. - Т. 1. - С. 7.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Котаева Алена Рутеновна, 2021 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ

1. Алексеев, В.А. Русский советский очерк. Л.: Лениздат, 1980/ С. 32.

2. Алексеева М. Маневич С. Листовка-памфлет (к 90-летию Парижской Коммуны). / Новый мир. 1961. № 3. С. 55.

3. Андреева Е.А. Художественно-публицистические жанры печатных СМИ / История и современность // Директ-Медиа, 2017 - С 122.

3. Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика: учеб. Пособие для бакалавриата и магистратуры/ Е.А. Баранова. - М.: Издательство Юрайт, 2014 - С.42.

4. Бахтин М.М. Собр. соч. - М.: Русские словари, 1996. - Т.5: Работы 1940-1960 гг. - С.67.

5. Будагов Р.А. История слов в истории общества / Р.А. Будагов. - М.: Просвещение, 1971 - С.155.

6. Булаева М.Н. Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат // (НИУ) / Журналистский ежегодник, 2015 - С.4.

7. Булейко Н.А. Телеочерки: история и эволюция / Вестник чеченского государственного университета / 2014 - С 131.

6. Вартанова Е.Л. Теория СМИ. Актуальные вопросы. М: МедиаМир, 2009 - С.98

7. Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция в СМИ. М.: Аспект-Пресс, 1999 - С.38.

8. Варустин, Л.Э. Вровень с героем. М.: Изд-во: Мысль. 1987 - С.199.

9. Виноградов, В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика, 1963 - С.45.

10. Воронкина Ю. С. Анализ лонгридов как новых жанровых форм освещения многоаспектных тем в онлайн-медиа / Современный дискурс-анализ / 2019 - С.30.

10. Выровцева, Е. В. Авторский жанр в современных российских СМИ / Е. В. Выровцева // Жанры СМИ: история, теория, практика: сб. материалов VI и VII Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 2014 - С.87.

11. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 4-е, стереотипное. М: КомКнига, 2006 - С.66.

12. Гегель. Наука логики. Том II. Субъективная логика — Primedia E-launch LLC, 2017 - С.90.

13. Гусейнов Г. Протомедиаконвергенция на закате СССР// Медиаконверген-ция, которая изменила мир? /Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции. Под ред. М.С. Корнева. М., 2014. Интернет-ресурс: Ш: http:// www.slideshare.net/mkornev/ss-33893336 (Дата обращения -10.04.2020).

14. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: Системный подход к изучению языка СМИ: Современная английская медиаречь. - М.: Флинта: Наука, 2008. - С. 263.

15. Дрок Н. Смена профессиональных компетенций в журналистском образовании // Медиаскоп. Электронный научный журнал, 2011. № 3 - С.32.

16. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров / Под ред. М. Н. Кожиной. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Филол. факультет СПбГУ, 2012 - С. 54.

17. Засурский Я.Н. Колонка редактора: Медиатекст в контексте конвергенции. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2005. — № 2 - С.97.

18. Кавелти Джон Г., Изучение литературных формул// Новое литературное обозрение, 1996, № 22, С. 39.

19. Калмыков А.А. СМИ и современные медиатехнологии / А.А. Калмыков. - М: АСМО-пресс, 2000 - С. 78.

20. Калмыков А.А. Информационно-коммуникативная парадигма (на примере научной журналистики). Монография/ Л.А. Коханова, А.А. Калмыков, В.И. Штепа. - М: 2008 - С.20.

21. Качкаева А.Г. Журналистика и конвергенция. Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. - М., 2010 - С.85.

22. Кемарская И.Н. Телевизионный редактор. Учебное пособие для студентов ВУЗов. — М.: Аспект-пресс, 2004 - С.56.

23. Ким, М.Н. Технология создания журналистского материала. - Спб.: Издательство Михайлова В.А., 2001 - С.23.

24. Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста. М: Изд-во Аспект Пресс, 2013 - С.64.

25. Коньков, В. И. Речевая структура газетных жанров / В. И. Коньков. Учебное пособие. СПб: РГГМУ, 2004 - С.123.

26. Костелянец Б.О. Русский очерк / Б.О. Костелянец // Русские очерки: в 3 т. - М.: Гос. изд-во художественной литературы - С.64.

27. Костомаров В.Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики. М: Гардарики. 2005 - С.38.

28. Кривоносов А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. — 2-е изд., доп. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002 - С.83.

29. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб: Знание, 2000 - С.88.

30. Кройчик, Л. Е. Стратегические ресурсы публицистических текстов / Л. Е. Кройчик // Эволюция жанров в российской журналистике: сб. науч. ст. II и III Всерос. конф. Самара, 2010 - С.97.

31. Кульчицкая, Д. Ю. Мультимедиа и постмодернизм: попытка теоретического осмысления двух явлений / Д. Ю. Кульчицкая // Медиаальманах. 2014. № 2 - С. 45.

32. Лазутина Г.В. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, № 6, 2010 - С.5.

33. Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества: Учеб. пособие для студентов вузов / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. — М.: Аспект Пресс - С.28.

34. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. М.: «Аспект Пресс», 2001 - С.5.

35. Лазутина Г. В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010, № 6 - С. 14.

36. Лазарева Е.М. Текст дается по изданию: Новое литературное обозрение, 1996, № 22, С. 33 - 64.

37. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений: Учебное пособие для студентов вузов - С.88.

38. Лукина М.М., Интернет-СМИ: Теория и практика [Электронный ресурс]: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М.М. Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2013. - С. 348.

39. Лукина М.М. Трансформации журналистского текста в условиях Интернет-среды // Вестн. МГУ. Сер.10: Журналистика. 2009. № 3 - С.10.

40. Лычавко А. Просто длинный текст - еще не лонгрид: как интернетиздания осваивают новый формат [Электронный ресурс] // Медиакритика / (Дата обращения - 05.03.2020).

41. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе 1840-1860-х годов: автореф. дис. д-ра филол. наук / Л.Е. Ляпина. - СПб., 1995 - С.15.

42. Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста: средства выразительного письма. Красноярск: Гуманитарный ун-т, 2009 - С. 283.

43. Манн Ю.В. Утверждение критического реализма. Натуральная школа / Ю.В. Манн // Развитие реализма в русской литературе: в 3 т. - М.: Наука, 1972 - С.75.

44. Марченко А. В. Лонгрид как форма представления информации в интернет-журналистике: Медиадизайн / Санкт-Петербург, 2017 - С.55.

44. Мерлин, В.С. Лекции психологических мотивов человека, Москва. Изд-во: Просвещение, 1976 - С.44.

45. Миронова М.А. Лонгрид как новый формат мультимедиа в российских и зарубежных онлайн-медиа: Научные ведомости белгородского государственного университета // Серия: гуманитарные науки, 2017 - С. 110.

45. Мирошниченко А. Форматы подачи и упаковки контента в условиях медиа-конвергенции // Медиаконвергенция, которая изменила мир? /Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции. Под ред. М.С. Корнева. М., 2014 - С.39.

46. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М., 2000 - С.122.

47. Новикова, А. А. Гибридность как определяющий признак телевизионного формата. / А. А. Новикова // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. - 2010. - № 6 - С.11.

48. Петров И.О. Современный лонгрид: мультимедийное наполнение, визуальный компонент / Общество - наука - инновации, 2019 - С. 107.

48. Пономарева Р.Д. Жанровые искания русской литературы 60-х годов XIX в. и творчество Н.Г. Помяловского: учеб. пособие / Р.Д. Пономарева. -Якутск: ЯГУ, 1988 - С.56.

49. Пономарева Р.Д. Жанровые искания русской литературы 60-х годов XIX в. и творчество Н.Г. Помяловского: учеб. пособие / Р.Д. Пономарева. -Якутск: ЯГУ, 1988 - С.47.

50. Поспелов Г. Н. Теория литературы: Учебник для ун-тов.— М.: Высш. школа, 1978 - С.87.

51. Прасолова Е. В. Функционально-стилевые особенности мультимедийной истории как жанра интернет-СМИ / диссертация кандидата Филологических наук: 10.01.10 / Прасолова Елена Владимировна; [Место защиты: Российский университет дружбы народов] - Москва, 2016.- С. 183.

52. Прасолова Е.В. Поликодовость как жанровая доминанта мультимедийной истории в интернет-СМИ / Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2015 - С. 172.

51. Проскурина Ю.М. Диалог с натуральной школой в прозе 1860-х годов: Монографический очерк / Ю.М. Проскурина. - Екатеринбург: АМБ, 2004 - С.89.

52. Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику. От Античности до конца XVIII века: Учебно-методический комплект/Г. В. Прутцков; под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект Пресс, 2010 - С.63.

53. Развитие реализма в русской литературе: в 3 т. / Ред кол.: У.Р. Фохт (гл. ред.) [и др.]. - М.: Наука, 1973. - С.95.

54. Садовская Е.Ю. Генезис художественного очерка хviii-хiх веков (проблематика, поэтика, типология) / Военный авиационный инженерный университет / 2012 - С. 66.

54. Самусевич О. М. Индивидуализация текстовой деятельности журналиста / О. М. Самусевич // СМИ в современном мире: Петербургские чтения: тез. межвуз. науч.-практ. конф. СПб., 2009 - С.13.

55. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики: Учебное пособие, М.: Флинта: Наука, 2003 - С.19.

56. Солганик Г.Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2005. № 2 - С.35.

57. Стюфляева М.И. Поэтика публицистики / М.И. Стюфляева. -Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1975 - С.98.

58. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати/ М: Аспект Пресс, 2000 - С.35.

59. Уразова С.Л. Конвергенция как фактор жизнеспособности масс-медиа в цифровой среде. Теоретический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 5 - С.57.

60. Устюжанина Д.А. Трансформация жанра репортажа под влиянием социальных медиа // Журналист, 2012. №2 - С.38.

61. Ухова К.О. Разнообразие жанров мультимедийных историй в СМИ / Москва, 2015 - С. 34.

61. Фатеева И.А. Филологические аспекты журналисткой деятельности и журналистского образования в России и США // Вестник Челябинского государственного университета, 2007 № 8 - С.43.

62. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. М.: Информация для всех, 2014 - С.65

63. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Очерки о русской литературе XIX в. / Г.М. Фридлендер. - Л.: Наука, Ленинградское отд., 1971

- С.46.

64. Хабиров Р.Р. Медиатекст в современном коммуникативном пространстве // современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1

- С.25.

65. Чернец Л.В. Литературные жанры: [Проблемы типологии и поэтики] / Л.В. Чернец. - М.: Изд-во МГУ, 1982 - С.36.

66. Шестёркина Л.П., Булаева М.Н. Традиционные и специфические основы формирования системы жанров универсальной журналистики. "Гуманитарный вектор", 2015. №4 - С.28.

67. Шестеркина Л. П., Лободенко Л. К. Базовые подходы к созданию универсального медиатекста в интернет-СМИ [Электронный ресурс]// Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2013. Вып. № 2. Т. 10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/bazovye-podhody-ksozdaniyu-universalnogo-mediateksta-v-internet-smi/ (Дата обращения - 12.03.2020).

68. Шибаева Л. В. Жанры в теории и практике журналистике: учебник.

- М: Аспект Пресс, 2000 - С.90.

69. Шехтер Т. Е. Искусство мультимедиа. Мультимедиа и техника. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 2010. - С. 204.

70. Шлыкова О. В. Культура мультимедиа. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. -С. 415.

71. Шлыкова О. В. Феномен мультимедиа. Технологии эпохи электронной культуры: Монография. - М.: МГУКИ, 2003. - С. 268.

72. Щербатых К. И. Роль невербального языка в привлечении внимания массовой аудитории (к постановке проблемы). // 53-я международная научно-практическая конференция «Средства массовой информации в современном мире». ВШЖМК СПбГУ. - СПб., 2014 - С.78.

73. Щудря, Н.М. Эстетические особенности публицистического творчества, Киев. Изд-во: имени Елены Телиги,1985 - С.44.

74. Юшин П.Ф. О жанре очерковой литературы / П.Ф.Юшин // Об очерке. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1958 - С.85.

75. Bazanova A. E, Trofimova G. N, Urazova S. N, L.N.Gishkaeva L.N/ /Transformation of a media text genre structure in the modern media education.// 2017 International Conference "Education environment for the education age' (EEIA - 2017), Moscow, Russia, June 7-8, 2017. Doi: dx.doi.org/10.15405/epsbs/2017.08.18 - С.45.

76. Balk, T. Egon Erwin Kisch and His Reportage: On the 50th Year of a Noted Revolutionary Reporter. - Internationale Literature, 1935 - С.124.

77.https://fo.ru/article/142478/primer-ocherka-kak-napisat-ocherk-chto-takoe-ocherk-v-literature [Электронный ресурс]/ (Дата обращения -10.02.2020).

7 8. http: //www. nytimes. com/projects/2012/snow-fall/index.html#/?part=tunnel-creek [Электронный ресурс]/ (Дата обращения -08.03.2020).

79.1Шр5://паго(1па-

05у11а.С0т.иа/ге1ега1у/1пёех.рЬр?ге1ега1=49572&р^=11&1апц=т [Электронный ресурс]/ (Дата обращения - 9.03.2020).

80.https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/ispo1zovanie-ocherkovyh-form-v-герге7еп1а18п-ша1епа1оу-7ЬитаП818к1Ь-га881е(оуату-па-рг1шеге-8и(еЬпо20-ocherka [Электронный ресурс]/ (Дата обращения - 09.03.2020).

81. https: //karenina.withgoog1e.com/ [Электронный ресурс]/ (Дата обращения - 09.03.2020).

82.https://studfi1e.net/preview/8098889/page:3/ [Электронный ресурс]/ (Дата обращения - 10.03.2020).

83.http://www.aif.ru/dontknows/fi1e/specproekt aif ru а( bes1ana vzg1yad iznutri https://1enta.ru/artic1es/2015/05/30/аки/ [Электронный ресурс]/(Дата

обращения - 10.03.2020).

84.http://b1og.ti1da.cc/1ongreads [Электронный ресурс]/ (Дата обращения

- 11.03.2020).

85.http://b1og.ti1da.cc/1ongreads [Электронный ресурс]/ (Дата обращения

- 11.03.2020).

86.https://monoc1er.ru/16-1ongridov-kotoryie-hochetsya-peresmatrivat-i-реге^йу^а^ [Электронный ресурс]/ (Дата обращения - 12.03.2020).

87.https://rek1amap1anet.ru/saity/1ongпd [Электронный ресурс]/ (Дата обращения - 12.03.2020)

АВТОРЕФЕРАТЫ

88. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства // Н.Г. Асмус: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Челябинск: Челяб. гос. унт. - 2005 - С.76.

89. Бокова О.В. Малоформатный текст «сообщение о преступности»: особенности его семантической и структурной организации: Дис. канд. филол. наук. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2011 - С.45.

90.Ижикова Н. В. Ярмарка в социально-экономическом и культурологическом аспектах: диссертация на соискание ученой степени кандидата культурол. наук: 24.00.01. - Москва, 1998. - С. 135.

91. Корф О.В. Медиатекст как инструмент формирования дискурса в политическом конфликте (на примере конфликта 1994 - 1996 гг. в Чеченской республике) [электронный ресурс]: автореф. дис. канд. полит. наук. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/images/File/avtorefKorf.pdf.12.2009. (Дата обращения

- 13.02.2020).

92. Лободенко Л.К. Концептуальная модель регионального интернет-СМИ: кросс-коммуникативные аспекты // автореф. дис. доктора филол. н., М: Акад. медиаиндустрии, 2015 - С.27.

93. Лукичева З.В. Русский нравоописательный очерк 2 половины XVIII

- первой трети XIX в.: автореф. дис. канд. филол. наук / З.В. Лукичева. - Л: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1980 - С.15.

94. Панченко К.И. Очерк в русской литературе конца XVIII - первой четверти XIX в.: автореф. дис. канд. филол. наук / К.И. Панченко. - Горький: Горьк. гос. ун-т им. Н. И. Панченко, 1989 - С.21.

95. Шилов А. А. Медийные ресурсы интернета: проблемы эволюции: автореф. дис. канд. филол. наук / А.А. Шилова. / Кубанский государственный университет, Краснодар, 2005 - С. 33.

ОСНОВНЫЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

95. «Америка заколоченных небоскребов». Комсомольская правда. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https : //www.kp .ru/best/msk/move/real -usa/ (Дата обращения - 12.03.2020).

96. «Аргументы и факты». [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru/ (Дата обращения - 17.04.2020).

97. «Беслан» ГазетаRu. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/beslan/ (Дата обращения - 13.03.2020).

98. «Всем миром год спустя». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://vsemmirom.1tv.ru/ (Дата обращения - 13.03.2020).

99. Газета The Moscow News ("Московские новости"). РИА Новости. Справка. - URL: http :// ria. ru / spravka /20100314/213774243 (Дата обращения - 08.01.2020).

100. «Земля отчуждения» КоммерсантЪ. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https: //www.kommersant.ru/projects/chernobyl (Дата обращения - 10.04.2020).

101. Издательский дом «Коммерсантъ». РИА Новости. Справка. - URL: http://ria.ru/spravka/20060831/53355088.html (Дата обращения - 15.04. 2020).

102. Издательский дом «Комсомольская правда». - URL: http://ria.ru/spravka/20060831/53355088.html (Дата обращения - 15.04. 2020).

103. «Каренина. Живое издание» Google. [Электронный ресурс]. URL: https://karenina.withgoogle.com/ (Дата обращения - 21.03.2020).

104. «КоммерсантЪ»: Ежедневная общенациональная деловая газета. Коммерсантъ.ги. - URL: http: //kommersant.ru/about/kommersant (Дата обращения - 20.04.2020).

105. «КоммерсантЪ»: Еженедельная общенациональная деловая газета. КоммерсантЪ. ru. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.kommersant.ru/weekly (Дата обращения - 12.04.2020).

106. «Комсомольска правда». [Электронный ресурс]. URL: https://www.stav.kp.ru/ (Дата обращения - 26.03.2020).

107. «Культурология. РФ» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://kulturologia.ru/ (Дата обращения - 17.04.2020).

108. «Наука и жизнь». [Электронный ресурс]. URL: https: //www.nkj .ru/т (Дата обращения - 17.03.2020).

109. Не место для бизнеса. Forbes. URL: http://www.forbes.ru/sp data/2015/vdnh/index.html (Дата обращения -18.04.2020).

110. «Первый канал» [Электронный ресурс]. URL: https://www.1tv.ru/ (Дата обращения - 19.03.2020).

111. Прощание со Сталиным: самые масштабные похороны в истории СССР // [Электронный ресурс]. URL: https://diletant.media/articles/34605932/ (Дата обращения - 22.03.2020).

111. Росбалт. URL: http://www.rosbalt.ru/business/2017/03/24/1601548.html (дата обращения 25.04.2020).

112. Сигал Е. Индексы чуть выше плинтуса // Коммерсант Деньги. 14 января 2013. № 1. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2103944 (дата обращения: 10.04.2020).

113. Соколов В.В. Современный журналистский жанр -аналитический пресс-релиз - синтез рекламы и аналитики. - URL: http://www.intcom-mgimo.ru/2016-01/genre (дата обращения 25.05.2020).

114. «Сталин. Проводы: как хоронили вождя и почему он до сих пор не похоронен» Московские новости. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberpedia.su/1x3d94.html (Дата обращения - 11.04.2020).

115. ТАСС, ПМЭФ-2017. - URL: http://tass.ru/pmef-2017/materials/ (Дата обращения 29.04.2020).

116. Толстовство как субкультура: пацифизм, минимализм и саморазвитие // - URL: https://www.buro247.ru/culture/pop-culture/3-jul-2019-tolstoy-as-subculture.html (Дата обращения 30.04.2020).

116. Фокша И. Противостояние Apple и Samsung: нападение как способ защиты // Форбс. 28 августа 2012. - URL: http://www.forbes.ru/sobytiya-

column/kompanii/104393-apple-protiv-samsung-napadenie-kak-sposob-zashchity?page=0,0 (дата обращения 07.04.2020).

117. Что такое имиджевый текст. - URL: http://www.texts-online.ru/article/chto-takoe-imidzhevyy-tekst (дата обращения 17.03.2020).

118. Что такое лонгрид? Журнал «Современная библиотека». [Электронный ресурс]. URL: http://sbiblioteka.blogspot.ru/2014/11/blogpost 57.html (Дата обращения -18.04.2020).

119. Ялтинский международный экономический форум. -URL: http://forumyalta.com/ (дата обращения 25.04.2020).

120. «7 секретов Анны Карениной» // Судакова Анастасия [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://arzamas.academy/mag/615-annkarenin (Дата обращения - 15.03.2020).

121. «100 фактов о культурном достоянии России» // Проект АиФ.ги / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //100facts .aif.ru/ (Дата обращения - 21.03.2020).

120. «10 лет «Газете.Ru» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://10.gazeta.ru (Дата обращения - 10.03.2020).

121. 36 потрясающих примеров использования эффекта параллаксскроллинга на лендингах// Lpgenerator. URL: http://lpgenerator.ru/blog/2014/04/09/36-potryasayushih-primerovispolzovaniya-parallaks-skrollinga-na-lendingah/ (Дата обращения - 18.04.2020).

122. Cambridge Dictionary. - URL: http://dictionary.cambridge.org/ (дата

2015/andzhelina-dzholi-i-bred-pitt обращения - 25.03.2020).

124. «Draga» ювелирная компания. - URL: http://dragagold.ru/about (дата обращения 05.05.2020).

125. English Oxford Living Dictionaries. - URL: https://en.oxforddictionaries.com/ (дата обращения 25.04.2020).

126. Expert Online. Итоги работы XX Петербургского международного экономического форума 2016 «На пороге новой экономической реальности». - URL: http://expert.ru/2016/06/27/itogi-rabotyi-xx-peterburgskogo-mezhdunarodnogo-ekonomicheskogo-foruma-2016-na-poroge-novoj-ekonomicheskoj-realnosti/ (дата обращения -01.05.2020).

127. FAQ - Lurkmore. - URL: http://lurkmore.to/FAQ (дата обращения 16.04.2020).

128. Forbes. Газетами. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. gazeta.ru/tags/forbe s. shtm (Дата обращения - 17.04.2020).

129. Herbert A. Simon. Administrative Behavior. - Simon and Schuster, 1997. - 368 р.

130. International Reputation Institute. URL: https://www.reputationinstitute.com/about (дата обращения 4.04.2017).

131. Journalism and media convergence / edited by Heinz-Werner Nienstedt, Stephan Russ-Mohl and Bartosz Wilczek. - Berlin; Boston: De Gruyter, cop. 2013. - VI, 170 с.

132. Lacey, Nick. Media institutions and audiences: Key concepts in media studies / Nick Lacey. - Basingstoke (Hants.); New York: Palgrave, 2002. - XII, 235 с.

133. «Lenta.ru» - интернет-журнал. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/ (Дата обращения - 20.03.2020).

134. «Life.ru» - интернет-журнал. [Электронный ресурс]. URL: https://life.ru/ (Дата обращения - 19.03.2020).

135. «Look at me» - интернет-проект. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.lookatme. ru // (Дата обращения - 20.03.2020).

136. «Maxim»: https://www.maximonline.ru/ [Электронный ресурс]/ (Дата обращения - 26.03.2020).

137. Megatrends and media. Critique in media, critique of media: conference proceedings from International scientific conference, 19th - 20th April 2016, Slovak academy of science, Smolenice, Slovak Republic / Faculty of mass media communication, University of SS. Cyril and Methodius in Trnava; Dana Petranova, Slavomir Magal (eds.). - Trnava: Faculty of mass media communication, University of SS. Cyril and Methodius, 2016. - 382 с.

138. Meyer, Thomas. Media democracy: How the media colonize politics / Thomas Meyer with Lew Hinchman. - Cambridge: Polity, 2002. - XVII, 166 с.

139. RT на русском. - URL: https://russian.rt.com/business/news/393846-gref-kriptovalyuty-rossiya (дата обращения 25.05.2017)

140. «Snow Fall. The Avalanche at Tunnel Creek» [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www. nytimes. com/projects/2012/snow-fall/index.html#/?part=tunnel-creek / (Дата обращения - 12.04.2020).

141. Sommers, Susan. Building media relationships: how to establish, maintain, and develop long-term relationships with the media / by Susan Sommers. - 2nd ed. - Don Mills, Ont. [etc.]: Oxford univ. press, 2009. - 243 с.

142. «Tapigo» журнал. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.tapigo.ru/articles/unesco 2 (Дата обращения - 23.03.2020).

143. Zerba A. Redefining Multimedia Toward a More Packaged Journalism Online [Electronic resource]. 2004. [Электронный ресурс]. URL: https: //online. j ournalism. utexas. edu/2004/papers/zerbamultimedia. pdf (Дата обращения - 20.03.2020).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.